Анализ рассказа Никита Платонова

Открытый урок по рассказу А.Платонова «Никита»

Открытый урок по рассказу А.Платонова «Никита». Материал данного урока способствует развитию навыков умения вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи; раскрывает особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»; воспитывает внимательного и вдумчивого читателя.

Просмотр содержимого документа
«А.Платонов»

Разработка урока литературы для 5 класса

по рассказу А.Платонова «Никита»

образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;

воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.

2). Сообщение о писателе.

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.

3). Анализ рассказа.

а). Беседа о прочитанном рассказе.

– Какие чувства у вас вызвал рассказ?

– Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

– Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?

После первого прочтения как бы вы определили:

– Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

б). Лексическая работа

– Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.

в). Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?

Мама уходит на работу.

Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)

Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).

Никита «живёт один».

1) Кто живёт в бочке.

2) «Доброе солнце».

3) Колодезные жители.

4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.

5) Жёлтый цветок.

– Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).

– С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?

– Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?

– Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).

– Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?

(сорвал цветок. Зачитать).

– Почему мир стал агрессивным?

(Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).

Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.

3. Возвращение отца.

1) Встреча Никиты с отцом.

2) Разговор Никиты с отцом.

3) Работа с отцом.

Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.

Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.

Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.

Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.

Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?

(Добро – это прежде всего труд).

– Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».

(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).

– Во что верил отец Никиты?

(Никита останется добрым на весь свой долгий век).

А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).

Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).

В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?

– Как вы сейчас понимаете тему рассказа?

(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)

Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.

Проблемы: добра и зла, каким быть.

Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.

4). Подведение итогов урока. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.

Я начинаю предложение, а вы продолжаете

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я учился…

Я задумался о том…

6). Домашнее задание на выбор:

Подобрать пословицы о труде;

Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;

Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

Просмотр содержимого презентации
«А.Платонов»

Урок литературы в 5 классе

Тема человеческого труда в

Колибабчук Ольга Алексеевна

МОУ «Гимназия г.Троицка»

Андрей Платонович Платанов 1899-1951

Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово.

  • Какие чувства у вас вызвал рассказ?
  • Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
  • Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
  • Как вы думаете, на сколько частей можно поделить рассказ?

Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один…» до слов: «…и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)

Возвращение отца. (От слов «Дома Никита увидел мать» до конца рассказа.)

Никита «живет» один (до приезда отца).

«Тайные жители двора»:

  • «змеи, которые выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне»;
  • старый пень с сердитым лицом;
  • старая и омшелая баня, скучная избушка, иссохший плетень с сердитыми незнакомыми лицами.

Бочка, в которой живет «маленькие житель со страшным голосом».

Глухой колодец, в котором живут «безволосые, мокрые и вредные водяные люди».

– А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь

«К нам отец пришел»…(возвращение отца с фронта).

От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным , хлебом и землей».

Во дворе все молчали…

Потрогал ясные пуговицы на рубашке отца.

Никита с охотой начал работать молотком… выпрямил первый гвоздь и увидел в нем маленького доброго человечка.

«Тех ты выдумал…они непрочные, оттого и злые, а этого сам трудом сработал, он и добрый».

«Давай все трудом работать, и все живые будут…»

Вывод: Прочно только то, что достается человеку своим трудом.

Урок литературного чтения “Одухотворение мира в рассказе А.Платонова “Никита”. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе.
А. Платонов
(“Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова)

Во второй половине 1930-х гг. одной из важнейших в творчестве А. Платонова становится тема семьи. Содержание платоновских рассказов, в том числе и детских, вступало в напряженный диалог с эпохой, ограничивавшей семью функцией воспроизводства. В концентрированном виде взгляды писателя на проблему семьи выражены в статье “Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова”, из которой взят эпиграф к настоящей статье.

Внимательный читатель сразу обратит внимание на двусмысленность, возникающую, когда А. Платонов говорит о месте и роли семьи в современном ему обществе: “… В социлиазме оно, семейство, обрекается не на гибель, но на прогресс и развитие” [1, с. 512; курсив в цитатах здесь и далее наш. – Н.В.]. У писателя, очевидно, нет уверенности в том, что эти прогресс и развитие будут достигнуты. Точнее говоря, сама возможность прогресса и развития ставится им под сомнение. Однако А. Платонову важно высказать собственное отношение к проблеме. Семья “освобождает” в человеке человеческое, пишет он, “питает, как источник, и другие, более широкие и высшие сферы жизни человека” [1, с. 513]. Это чувство родины и патриотизм. Именно любовь ребенка к родителям, по мнению писателя, является залогом его будущей любви к родине, доверия людям, позитивного восприятия окружающего мира.

Мать учит Багрова-внука сопереживанию и сочувствию, отец показывает мальчику большой мир, в котором ребенку предстоит жить. А. Платонов высказывает мысль, очень важную для понимания рассказа “Никита”: “И ребенок принимает этот мир с доверием и нежностью, потому что он введен в него рукой отца” [1, с. 514]. И, напротив, ребенок, лишенный по тем или иным причинам родительских любви и заботы, находящийся в состоянии “сиротства”, будет воспринимать мир чужим и враждебным.

Учитывая эти предварительные замечания, обратимся к рассказу “Никита”.

Рассказ очень непрост для восприятия пятиклассников. Чтобы работа с текстом была успешной, учащимся рекомендуется предварительно прочитать рассказ дома. Размышления о характере главного героя и особенностях его мировосприятия целесообразно подкреплять элементами лингвистического анализа, так как стиль А. Платонова в известной степени сложен, и детские рассказы не являются исключением.

Приведем тезисно вопросы, определяющие логику анализа платоновского рассказа, и ожидаемые ответы учащихся.

1. Что вы узнали о семье Никиты?

Никите пять лет, у него нет братьев и сестер (“В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет отроду” [2; с. 110].

Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера (“Рано утром мать уходила в поле со двора на работу” [2; с. 110]). Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда” [2; с. 110] ? по всей видимости, погиб. По крайней мере, А. Платонов неоднократно подчеркивает тщетность ожидания матери, что отец вернется: “его [отца. – Н.В.] все не было и нет” [2; с. 110].

Читайте также:  Анализ рассказа Шолохова Шибалково семя

Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка любил внука, и мальчик представляет, что дедушка теперь – это солнце (“Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него” [2; с. 111]). Умершую бабушку мальчик отождествляет со старой баней во дворе.

Когда мать уходит на работу, Никита остается за хозяина. Мать поручает ему следить за домом и двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, ? говорила мать. – Ты умный теперь… ” [2; с. 110]. Но Никите тяжело принять на себя роль хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи смирно один” [2; с. 110]. Учащимся можно предложить найти синоним глагола “жить” в этой фразе и проанализировать разницу в значении. Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один” соотносятся как временное и неизменное состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что ты один”. В ходе анализа рассказа целесообразно предложить учащимся вести “платоновский словарик”, в который они запишут это и подобные выражения с расшифровкой их значения.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Интересно понаблюдать за тем, при помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня в этой маленькой семье (первые два абзаца рассказа): “рано утром мать уходила”, “каждый день мать ожидала”, “оставался хозяином один Никита”, “мать ему наказывала”, “говорила мать”, “отвечал Никита” [2; с. 110]. Глаголы несовершенного вида, употребленные автором, подчеркивают повторяемость этих действий и очерчивают своеобразный круг одиночества ребенка.

3. С помощью каких глаголов А. Платонов описывает действия мальчика?

В третьем абзаце, открывающем повествование о том, как Никита провел день, несовершенный вид глагола сменяется совершенным. Пятиклассники обратят внимание, что в тексте рассказа очень много глаголов. Это связано с тем, что Никита активно познает окружающий мир. После того, как мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то есть в большой мир), так как “он хотел теперь узнать то, чего он не знал” [2; с. 110]. При этом мальчик проявляет известные смелость и настойчивость. Никита наделен живым воображением: он не только сразу представляет, как выглядят фантастические существа, но и сочиняет о них целые истории (например, о человеке, живущем в бочке, или о водяных людях).

4. Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми” [2; с. 113]. Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением. Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

5. Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные?

Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой, а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.

6. Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет” [2; с. 115]. Потом мир вокруг ребенка становится обыкновенным: “Никита так же, как и вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни” (с. 116). Затем мальчик снова одухотворяет предметы, окружающие его, но теперь этот мир фантастических существ добр по отношению к Никите: “Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки” [2; с. 117].

7. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце” [2; с. 117].

8. Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут” [2; с. 117].

Во время беседы учащихся важно подвести к мысли о том, что природные качества Никиты могут послужить как во зло, так и во благо мира. Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может быть как со знаком “плюс”, так и со знаком “минус”. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”.

Завершающим этапом работы над платоновским произведением может стать составление плана рассказа о главном герое.

1. Платонов А.П. “Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова // Фабрика литературы: Литературная критика, публицистика / Сост., комментарии Н.В. Корниенко. – М.: Время, 2011. ? С. 512-514.

2. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.

«Никита», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Никита» был написан в 1945 г. и опубликован в журнале «Мурзилка» (№№ 4,7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война – виновница Никитиных страхов.

Тема и проблематика

Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.

В рассказе поднимается проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война; проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью; проблема преображающего мир человеческого труда.

Сюжет и композиция

Рассказ описывает два дня из жизни маленького Никиты, который остаётся дома один. Он боится и очеловечивает всё вокруг себя. Страх Никиты усиливается, пока он не убегает со двора в поле к матери. По дороге Никита от душевного напряжения внезапно засыпает на околице у овина и просыпается под вечер.

Дома Никита нашёл, кроме матери, вернувшегося с войны отца, который пообещал никогда больше не оставлять сына. А утром Никита перестал бояться, потому что с ним был отец-солдат. Отец трудится во дворе и в доме, приобщая к труду и Никиту. Никита улавливает связь между трудом и доброй жизнью.

Финал рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха. Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца. И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» – цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Читайте также:  Образ и характеристика Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинение

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Художественное своеобразие

Те художественные образы в рассказе, которые читатель и отец Никиты воспринимают как олицетворение, для Никиты – метаморфоза, настоящее превращение.

В рассказе важны антитезы жизни и смерти, добра и зла, мирного труда и военного.

Мир рассказа читатель видит глазами 5-летнего мальчика. Поэтому такое пристальное внимание уделяется маленьким объектам – мухам и паукам, воробью и зёрнышкам. Мальчик будто не умеет видеть по-взрослому, с точки зрения пользы и целесообразности. Он приобретает такое умение, наблюдая за трудом отца.

Урок с презентацией по рассказу А.Платонова “Никита”
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок с презентацией по рассказу А.Платонова “Никита” “Реальное и фантастическое в рассказе”

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок с презентацией по рассказу А.Платонова “Никита”2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Фантазия и быль в рассказе «Никита».

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа.

Оборудование: тексты рассказа, презентация, фонохрестоматия, толковые словари.

І. Организационный момент.

Здравствуйте, мои красивые, творческие, умные! Я очень рада нашей встрече. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и наш урок литературы пройдёт прекрасно. А начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно. На первый взгляд – это скалы, которые отражаются в водоеме, но приглядевшись внимательнее и включив фантазию, мы увидим нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное.

– Сегодня мы с вами будем говорить о выдающемся писателе 20 века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита». Дома вы должны были познакомиться с его биографией, прочитать рассказ «Никита», составить краткий план рассказа. И как вы думаете, с учетом начала урока, вашего домашнего задания, какова будет цель нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?

– вспомнить биографию Платонова

– проанализировать рассказ по эпизодам

Определить, что есть быль, а что есть фантазия в рассказе

Развивать речь и т.д.

Запись в тетрадях темы урока

III. Проверка домашнего задания (биография Платонова)

– Ребята, вспомнить биографию А.П. Платонова я вам предлагаю необычным способом. Мне хочется, чтобы вы представили себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам представили для правки статью о А. П. Платонове. А вы должны все неточности – фактические ошибки – исправить

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия – Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» – это роман.

II. Анализ содержания рассказа.

– Понравился ли вам рассказ? Чем?

– Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Фантазия – слово многозначное.

Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту – фантазёром?

– Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. (по плану)

5. Реализация домашнего задания. Проверка планов.

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

– Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

– Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

– Как воспринимает Никита окружающий мир?

Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

7. Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

Когда про старый пень – актерское чтение 5.45. с. До 6.27 с.

– Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

– Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Такие представления о мире были характерны для язычества. Давайте заслушаем сообщения о Земле и Солнце в представлениях древних славян. (Тимербаева, Давлетова, Шведчиков).

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего мира природы и не отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу : верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.

С давних времен в нашем языке остались выражения “дождь идёт”, “солнце встает”, “воет вьюга”. Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними – смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца – Даждьбог – был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена . Слово «Даждьбог» состоит из слов “дай”, “бог”, “богатство”. Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог – это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога – бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило – восток, – было стороной радости, вечного тепла.

Символ жизни и весеннего равноденствия на Руси – это бог Ярило. Ярило покровительствовал расцвету природы, плодородию,любви, поэтому его всегда изображали в белой одежде и с хлебными колосками в руках.

Земля у славян издавна почиталась особо: ее называли «божья», «святая», «праведная». Земля – мать, которая рождает всё необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому славяне при клятве в доказательство наивысшей правды и верности ели или целовали землю.

В народном мифе славян Мать-Сыра-Земля лежала во мраке и холоде. Когда юный бог Ярило обратил на неё свой светлый взор, то проснулась Земля и жадно впитала в себя солнечные лучи, от солнечного тепла появились на ней злаки, цветы, тёмные леса и синие моря, голубые реки и серебристые озера, птицы и звери, рыбы и насекомые. Так древние славяне объясняли происхождение всего живого на земле. “И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- Сырой Земле”.

10. Работа с текстом.

– Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

– Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

III. Подведение итогов урока.

– В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут»).

– Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

IV. Домашнее задание.

1.Пересказ биографии С. Я. Маршака с. 90-91

2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из драматической сказки «Двенадцать месяцев» (с. 91-106)

– подготовить сообщение «Вспомним стихи нашего детства» (Ежова К.)

Анализ произведения Платонова Никита сочинение

Для многих из нас семья является неотъемлемой частью нашей жизни. Родные люди направляют нас, корректируют наше поведения, готовят нас к жизни, и просто дарят заботу и любовь, но, к сожалению, далеко не у каждого человека есть семья, или либо он не может с ней видеться, что, конечно же, весьма трагично. Об этом и произведения Платонова “Никита”.

Произведение рассказывает нам печальную историю мальчика Никиты, который по воле судьбы остался совсем без внимания своих родителей. Мальчик, несмотря на всё своё желание и стремление быть счастливым, быть любимым, и дарить эту любовь окружающим, остался забытым ребёнком, о котором даже никто не вспоминает, что очень грустно. На почве этой детской обиды и отчуждённости, мальчик начинает создавать себе окружение из бездушных предметов, начиная разговаривать с ними, веселиться, и даже срываться на них, говоря о своей обиде на весь мир. Однако произведение заканчивается возвращением с войны отца мальчика, и он снова начинает верить в людей и в родительскую любовь.

Образом и ситуацией мальчика Платонов как бы проецирует его состояние на современное общество. Казалось бы, что мы все должны быть дружны, ведь, как никак, человечество это одна большая семья, которая должна держаться вместе, но, несмотря на это многие люди, считают иначе, всё больше и больше отстраняясь от общества, и создавая фальшивый человеческий идеал, от которого становится тошно даже ему самому. Платонов хоть и презирает таких людей, но всё-таки понимает и принимает их, ведь они, как и мальчик, Никита из произведения, зачастую не виноваты в своём одиночестве и озлобленности, они просто оказались брошены, отвергнуты своей собственной семьёй, что и сыграло впоследствии на их становлении личностями. Потому автор и призывает людей держаться дружно, дабы не причинять боль себе и окружающим, ведь самое обидное, что может сделать члену своей семьи человек – это игнорирование.

Но автор также раскрывает, и светлую сторону. В конце произведения к мальчику приходит его отец солдат, и мальчик больше не чувствует себя одиноким. В данном контексте отец мальчика является неким образом спасательного круга, последнего шанса, который всегда предоставляется человеку в минуты его слабости. И вот что пытается этим сказать Платонов – неважно какие у тебя проблемы, всегда найдётся то, и не обязательно это будет какой-либо человек, что вытащит тебя из любой пропасти, насколько глубока она бы не была.

Вариант 2

Произведение посвящено восприятию мира и отношениям между людьми. Автор ставит проблему влияния на одиночества и деятельности по преобразованию мира

Героем рассказа является пятилетний мальчик Никита. Автор показывает его добрым и любознательным, а также самостоятельным. Подобный персонаж должен был сразу вызвать симпатию у читателей. Подчеркивание положительных качеств главного героя требуется писателю для того, чтобы показать, что все страхи, пережитые Никитой во время действия рассказа, – это не преломление его нечистой совести или больного разума, а вполне нормальные явления, хотя и выразившиеся в весьма причудливой форме.

Маленький Никита постоянно остается дома один. Автор намекает, что мальчику не хватает живого человеческого общения и деятельности, которые, тем более необходимы в его возрасте, для формирования личности.

Мать его постоянно находится на роботе, а отца он не помнит, поскольку тот на фронте. Не имея общения и не занятый какими-либо занятиями, развивающими ум и воображение, не занятый ничем полезным, Никита пускает свои интеллектуальные способности, пускаясь в фантазии. Он начинает олицетворять предметы. Причем, показательно, что он, от безделья населяет мир вокруг себя людьми, причем часть из которых – это родственники, хотя и воображаемые. Солнце у него связывается с дедом, а баня с бабушкой. Этим Платонов желал показать, насколько важно для каждого человека общение и губительно одиночество и бездействие. Герой рассказа в своем воображении пытается найти то, что ему недоступно, но необходимо.

Погружение в мир фантазий автор рассказа все же считает злом. От достаточно безобидных замен реальных контактов с людьми (однако же, не дающих ничего ни разуму, ни сердцу), Никита, погружаясь все глубже и глубже в конструируемый им мир, вывод на свет чудовищ. Они, хотя и тоже воображаемые, но не становятся от этого менее ужасными. Вообразив затем страшных незнакомых людей, живущих в его доме, главный герой пугается и бежит к матери, но по дороге засыпает.

Далее автор, вероятно, для контраста, с целью оттенить и сделать более отчетливой свою главную мысль, вводит в действие отца мальчика, вернувшегося с войны. Никита получает от старшего наставника, который необходим ему для полноценного развития, уроки нормальной жизни. Отец включает его в нормальную жизнедеятельность – дает ему посильную работу, посадив выпрямлять гвозди.

В одном из обработанных им гвоздей Никита опять видит человечка. Он бросается к отцу с вопросом, опасаясь, что страхи вернулись. Однако получает ответ, что это не человечек в гвозде не несет для него зла, так как он не выдуман, а сделан своими руками.

Автор стремился показать, что бесплодные мечтания и фантазии, вызванные одиночеством, недостатком общения вредны, так как уводят человека с пути, предназначенному ему его собственной природой. Нормальное саморазвитие возможно только в обществе и не может происходить без приложения собственных усилий.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Платонова Никита

Популярные сегодня темы

Принц – это маленький мальчик, он поселился на планете Земля. Помимо него на этой планете еще есть роза и больше никого. Несмотря на это принц не одинок, он очень любит и ценит свою единственную розу

Человеческая жизнь полна различных трагедий, войн и чрезвычайных ситуаций. Именно в таких обстоятельствах вскрывается истинная сущность человека. Многие поддаются страху и панике, начинают метаться из стороны в сторону.

На самом деле не многие могут говорить о себе «я талантливый» или искренне сказать «люди меня любят». Такое считается не скромным и не совсем приличным. Поэтому люди стремятся поддерживать внешнее приличие и хотя бы казаться достойными людьми.

Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца

Значение Прокурора в поэме «Мертвые души» двойственна. Выражаясь даже точнее: жизнь Прокурора и его смерть в поэме имеют равноценные роли.

Тема труда в рассказе Платонова «Никита»

Никита — рассказ Андрея Платонова, который писатель написал в 1945 году, где показал судьбу детей в военное время. И хоть герой работы Платонова Никита не был участником фронта, война все равно оставила отпечаток в детской душе. Теперь ребенка все страшит, он во всем видит врагов, что явятся к нему домой и займут двор.

Платонов Никита

Рассказ Платонова Никита для читательского дневника рассказывает о взрослении ребенка, который учится бороться со своими страхами. Вместе с автором мы переносимся в прошлое героя. Его отец на войне, а мама пошла трудится в поле.

Никита остается один и тут все страхи выползают наружу. Мальчик начинает очеловечивать и оживлять все округ. Его окружают страшные существа, которые он видит в пне, лопухе, старой бане. Никитино воображение рисует и водяных человечков и великанов. Но самым страшным почему-то казался ему пень, а вот самым добрым было солнце, где жил его дедушка, который уже умер. И вот облака закрывают солнце. Не смог выдержать пятилетний мальчик такого испытания и направился в поле к матери. Однако душевное напряжение было настолько большим, что мальчик уснул и проспал до вечера.

Как потом оказалось, день для мальчика был особенным, ведь возвращается с войны отец. Уж теперь все будет по-другому, никаких больше не будет страхов. Так все и произошло. Отец Никиты стал трудиться во дворе и по дому. Прежде всего он разрубил пень, а значит исчез один из врагов Никиты. Нечего теперь бояться мальчику. Дальше отец стелил пол, а Никитка ему помогал, выпрямляя гвозди. В этих гвоздях ребенок уже видел добрых человечков.
Читая произведение Платонова, мы видим раскрытие разных тем. Здесь и уязвимость детского мира, и разлука детей с родителями из-за войны, а главное автор поднимает тему труда, где показывает, насколько может преобразить мир человеческий труд.

Вот и на примере Никиты с его отцом, на примере их труда, автор показал, как преображается душа и окружающая действительность, где выпрямленный гвоздь преображается в веселого человечка. Почему так? На это дает ответ отец Никиты. Он объяснил мальчику, что все злые существа, они выдуманные Никитой, не прочные, поэтому и злые. А вот гвоздь мальчик своим трудом сработал, поэтому он и добрый.

Главные герои

Как вы уж поняли, главным героем Платонова является пятилетний мальчик Никита. Это большой фантазер, который в своем воображении создал мир из предметов, что оживали в его глазах. Придуманные существа, которых ребенок видит в старом колодце, столе, под сараем — враждебные. Особенно страшен пень, что напоминал человеческую голову. При этом и мир стал враждебным, после плохого поступка Никиты. Тот сорвал цветок, которого считал тайным человеком. Сорвал из-за любопытства, ведь хотел посмотреть на его внутренности. И вот мы видим, насколько тонка его психология. Ведь в цветке увидел он ребенка, что питался молоком матери. И это живое существо из-за любопытства он уничтожает. Он видит, как все вокруг стали его осуждать, и даже дед-солнце скрылся от внука. Как тут не испугаться?

И вот появляется еще один герой — отец мальчика, что тут же победил старый пень. Это человек, который стал изменять представления ребенка об окружающем мире. Отец все объясняет Никите и рассказывает о разнице между фантазией и реальностью.

Главная мысль

Если говорить о главной мысли этого рассказа Платонова, то здесь стоит выделить фразу, которую хочет донести до читателей автор. Фраза звучит так: Давайте все трудом работать, и все живые будут. Как мы видим, автор хочет показать, что труд способен преобразить человека. И если мы будем трудиться, вкладывая в труд свою душу, то будем нести добро и в окружающий мир.

Ссылка на основную публикацию