Анализ рассказа Шуточка Чехова

Анализ рассказа «Шуточка» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Антон Павлович Чехов известен своими юмористическими произведениями. Одно из таких — рассказ «Шуточка», повествующий о любви, человеческих эмоциях и отношениях. Но так ли уж он смешон? Многомудрый Литрекон подготовил для вас анализ этого произведения по плану.

История создания

История написания рассказа “Шуточка” открывает перед читателями интересные факты о произведении и авторе:

  • Впервые он был опубликован в журнале “Сверчок” в 1886 году;
  • Рассказ имел альтернативную концовку, в которой рассказчик и Надежда Петровна поженились;
  • Чехов опубликовал рассказ под псевдонимом “Человек без селезёнки”. Он вообще очень любил псевдонимы и использовал более 50-ти штук;
  • По произведению было снято два фильма — 1996 и 2006 годов.

Жанр и направление

Жанровая разновидность “Шуточки” — рассказ. В произведении фигурируют несколько действующих лиц — Надя и юноша, есть всего одна сюжетная линия и определённые проблемы. Также оно небольшого размера, который свойственен этому жанру.

Направление — реализм. Действие рассказа происходит в реальном мире, описывается обыденная жизнь героев, персонажи являются типичными характерами, но своей индивидуальностью. Также отсутствует деление на “чёрное и белое”.

Композиция и конфликт

Рассказ Чехова композиционно разделён на шесть частей:

  1. Экспозиция. Совсем маленькая, но всё же она есть. Описывается обстановка на горке и внешность персонажей;
  2. Завязка — рассказчик уговаривает Надежду Петровну скатиться с горы;
  3. Развитие действий — девушка и юноша несколько раз скатываются с горы, Надя пытается разгадать загадку;
  4. Кульминация. Это сцена, в которой Наденька стоит на крыльце и смотрит в небо. Мы очень напряжены, потому что не знаем, что сделает главный герой, скажет ли он снова, что любит её;
  5. Развязка — парень снова подшучивает над Надеждой Петровной и наблюдает за её реакцией;
  6. Эпилог — юноша уезжает в Санкт-Петербург, а девушка выходит замуж за другого.

Главный конфликт произведения происходит между рассказчиком и Надей. Она любит его, хочет понять, взаимна ли эта любовь, а юноша издевается над её чувствами, когда сначала признаётся в любви, а затем ведёт себя показательно равнодушно.

Повествование ведётся от первого лица, поэтому история может быть рассказана субъективно. Мы видим ситуацию лишь со стороны юноши и не знаем, правда ли девушка отреагировала так, как это описано в рассказе. Вполне возможно, что после отъезда парня она очень переживала и не сразу его забыла.

Смысл названия

Антон Павлович Чехов использует для названия рассказа уменьшительно-ласкательное слово “шуточка”, а не “шутка”, потому что всё-таки рассказчик подшучивал над девушкой не со зла, да и ей нравилась его шутка. То, как она вновь и вновь съезжала с горы, чтобы услышать заветные слова, и как радовалась, услышав весной на крыльце признания в любви “ветра”, говорит нам о беззаботности героини и отсутствии обиды. Да, парень поступил плохо, но его действия не испортили жизнь девушке — она вышла замуж и родила детей.

В то же время слово “шуточка” выражает какую-то насмешку и пренебрежение к произошедшей ситуации. Не похоже, что Чехов оправдывает главного героя, поэтому подчеркивает его несерьезное отношение к ситуации. Скорее всего, название показывает промежуточное состояние между тотальным осуждением и принятием ситуации. Каждый читатель сам решает, какую сторону ему выбрать.

Суть: о чём рассказ?

Юноша и девушка собираются покататься на санках. Наденька очень боится, но в конце концов поддаётся на уговоры своего спутника.

Когда они скатываются с горы, им обоим очень страшно. Парень, думая, что конец его близок, вдруг проговаривает: “Я люблю вас, Надя!”. Но санки замедляются, и вот они уже стоят на земле. Надежда Петровна утверждает, что больше ни за что не поедет.

После этого, когда они гуляют, она всё вопросительно смотрит на него, словно спрашивает: “Это мне послышалось или нет?”. А юноша не подаёт виду, ведёт себя с ней равнодушно, поэтому девушка решает проверить свою теорию. Снова и снова они скатываются с горы, и каждый раз юноша произносит: “Я люблю вас, Надя!”. Девушка привыкает к его словам.

Однажды она решает совершить проверку ещё раз, но уже в одиночестве. Она скатывается с горы, но из-за страха ничего не может разобрать.

В марте главный герой натыкается на Надежду Петровну, которая смотрит на небо. Он решает подшутить над ней и снова произносит заветную фразу. Девушка вскрикивает, улыбается и протягивает руки к небу, а юноша уходит, чтобы собрать вещи и уехать в Санкт-Петербург.

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения «Шуточка» — девушка Надя и юноша-рассказчик, имени которого мы не знаем. Система образов и характеристика главных героев отражены Многомудрым Литреконом в таблице.

Главные героиХарактеристика
Надежда ПетровнаОна очень боязливая, но если она чего-то захочет, то будет упорно добиваться этого. Так, сначала она боится скатываться с горы, но захотев услышать признания в любви, вновь и вновь перебарывает страх и садится в сани. Также она не умеет скрывать своих чувств, у неё всё написано на лице. Она наивна и любит витать в облаках — мысль о том, что это ветер признаётся ей в любви, завораживает её.
РассказчикРассказчик же серьёзен. Со стороны не понятно, прячет ли он свои чувства или и в правду ничего не ощущает. Я остановлюсь на втором варианте, потому что кажется, будто он издевается над девушкой, когда сначала признаётся в любви, а потом ведёт себя равнодушно. Также герой очень смелый — ему кататься с горы — одно удовольствие. Но его смелость в отношениях с девушками куда-то улетучивается. Или это просто безответственность?

Чехов ясно и совершенно открыто показывает своё авторское отношение к героям. Он не даёт имени главному герою, зато девушку ласково называет Наденькой. Он порицает рассказчика и сочувствует героине. Я поддерживаю его мнение. Даже если юноша пошутил над девушкой только из-за волнения, это было неправильно.

Тематика “Шуточки” проста и понятна. Рассказ опирается на следующие темы:

  1. Тема любви. Герои произведения определённо любят друг друга, но показывают это по-разному. Надя слишком боязлива, чтобы выразить свои эмоции, но у неё и так всё написано на лице, а парень ненамеренно защищается от незнакомого чувства, шутя над ней.
  2. Тема юности. Герои слишком юны, скорее всего это их первая влюблённость, поэтому они не знают, как себя вести и что говорить. У них пока нет никаких серьёзных проблем, они веселятся, катаются на санках и просто наслаждаются своим детством. Автор акцентирует внимание на том, что воспоминания о прошлом остаются с нами до конца наших дней, поэтому очень важно провести свою жизнь интересно и необычно.
  3. Тема храбрости и трусости. Надежда Петровна очень боится скатываться с горы, но успешно справляется со страхом, тем самым показывая свою силу и способность идти к цели.

Проблемы

Из определённых Чеховым тем вытекает следующая проблематика рассказа «Шуточка»:

  1. Проблема равнодушия. Когда молодые люди скатываются с горы, Надя внимательно наблюдает за рассказчиком, чтобы понять, что он чувствует. Но юноша специально ведёт себя равнодушно, чем мучает бедную девушку: “Наденька нетерпеливо, грустно, проникающим взором заглядывает мне в лицо, отвечает невпопад, ждёт, не заговорю ли я”. Когда они снова съезжают с горы, он даже закрывает рот варежкой, чтобы она ничего не поняла, но продолжает говорить признания. Это очень жестоко.
  2. Проблема жестокости. Не осознавая своих действий, юноша играет с чувствами девушки. Ему нравится наблюдать за тем, как она меняется из-за его слов. Но тем самым он проявляет жестокость по отношению к ней, ведь его намерения не серьёзны — он не женится на ней, хотя в 19 веке после признаний в любви было положено жениться.
  3. Проблема безответственности. Главный герой произведения бросается важными словами, которые имеют большую ценность. В этом поступке он показывает свою безответственность. Важно думать головой, прежде чем что-то говорить. А если слов уже не вернуть назад, то необходимо выполнить обещание перед другим человеком, а не сбегать.
  4. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Наши герои неопытны, поэтому не могут начать серьёзные отношения. Они не понимают друг друга и очень смущаются.

Смысл

Главная мысль рассказа “Шуточка” заключается в том, что отношения между людьми — это очень сложно, и не стоит относиться к ним легкомысленно. Тем более, когда между ними возникают чувства. Необходимо быть чутким и внимательным, чтобы неосторожные шаги не навредили чувствительному человеку. То, что для одного — всего лишь «шуточка», другой воспринимает серьезно. Всегда приятно общаться с людьми, которые тебя слушают, которым не всё равно. Именно к такому умению стоит стремиться, ведь любая шутка должна быть смешной для всех, а иначе она перерастает в издевательство.

Основная идея Чехова — показать, как слова и действия одного человека влияют на чувства и эмоции другого. Делает он это для того, чтобы мы задумались о том, что сами делаем и говорим. Порой мы не замечаем, как раним людей. А эта рана может испортить человеку день, а то и жизнь.

Слова — это сила. Словно оружие, в плохих руках они несут зло, а в добрых — дарят светлые эмоции. С этим оружием нужно обращаться аккуратно, потому что человеческая жизнь дороже всего на свете.

Чему учит?

Рассказ «Шуточка» учит двум важным вещам. Первое — нельзя издеваться над чувствами другого человека и быть эгоистом, как главный герой. Но в то же время важно не принимать так близко к сердцу всё, что с нами происходит, как Надежда Петровна. Люди бывают злы, и всё что мы можем сделать — не позволить им испортить наше настроение, не поддаваться на провокации.

В конце произведения описывается будущее героев. Наденька вышла замуж и родила троих детей, а рассказчик даже не помнит, почему тогда пошутил над ней. Это вселяет в читателей надежду в то, что люди способны обдумывать свои действия и меняться. Парень повзрослел, стал более опытным и теперь не повторит этот дурной поступок с другой женщиной. Такова мораль произведения «Шуточка».

Читайте также:  Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Критика

Издатель Маркс серьёзно переработал роман перед публикацией. Главный герой превратился из шутника в интеллигента, повествование стало более сдержанным. Особенно пострадала концовка — герой не женился на Наде, а уехал в Санкт-Петербург.

Не известно, как бы читатели отнеслись к первоначальной версии рассказа, но версия по редактурой Маркса вызвала вопросы у критиков. Богослов Введенский не понимал, почему рассказчик заставляет страдать девушку. Но были и положительные отзывы. Например, Ангел Богданович отметил литературное изящество рассказа и вызываемую эмоциональность у читателей — его расстроила печальная концовка.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Шуточка»

Автор: Guru · 15.06.2018

Юмористические рассказы Чехова навсегда остались визитной карточной писателя: так он представляется своим читателям спустя столетие после своей смерти. Все мы начинаем знакомство с его творчеством именно с маленьких историй, где повествуется забавная или печальная драма одной личности, по которой мы узнаем о трагедии всей России. Таков и рассказ «Шуточка», о котором пойдет речь в данной статье.

История создания

Впервые данный рассказ был опубликован в №10 журнала «Светлячок» от 12. 03. 1886г. На тот момент это был анекдот с иначе построенным сюжетом. Он был издан под псевдонимом «Человек без селезенки». Тогда конец был более счастливым, ведь герой женился на Наденьке.

В 1899 году Чехов планировал издать сборник рассказов и переработал анекдот, изменив характер главного героя, стиль повествования и концовку, тем самым, сделав из забавной шутки серьёзный рассказ.

Жанр, направление

Произведение написано в жанре рассказа. Отнести рассказ можно к направлению реализма, сдобренного новаторством времени и самого писателя. В основу легли описание переживания и внутренней борьбы Наденьки с собственным «я» и описание того, что испытывает главный герой по отношению к девушке. Но, присуще Чехову, рассказ заканчивается моралью и напоследок показывает нам зависимость эмоционального состояния человека от слов.

Новаторство автора заключается в том, что перед нами предстает динамика эмоций, а не событий. Мы видим мир изнутри действующих лиц. Рассказ беден физическими действиями героев, зато богат их внутренними диалогами. Перед читателем обнажается духовная сущность молодых людей, а не их вымышленные поступки.

Главные герои и их характеристика

Главным героем перед нами предстаёт молодой человек без имени и, немало важная героиня, — Наденька. Характеры героев раскрываются в ходе событий. Отношения между молодыми людьми автор оставляет для нас загадкой, чтобы мы могли задаться вопросом: «Действительно ли это шутка или любовь?».

Проблемы

Важной проблемой данного рассказа можно выделить воспитание. Если человек не имеет представления о том, что нельзя шутить над чувствами других людей, значит, родители не вложили в него должное понимание, либо он пренебрег их советом.

Также, можно выделить проблему слишком сильной восприимчивости человека, повышенной чувствительности к любым ситуациям и проблемам. На примере Нади мы можем понять, как влияет и может изменять эмоциональное состояние, любая фраза или ситуация. Чрезмерная чувствительность может привести к психическому расстройству личности. Именно поэтому важно уметь выстроить барьер между впечатлениями и эмоциями, не позволяя случайным явлениям выбить себя из колеи. Проблема силы воли тоже затрагивается автором: Надя не может взять себя в руки, ее очень легко задеть. Данная особенность может помешать ей жить дальше.

Социальная проблематика рассказа представлена запутанными отношениями противоположных полов. Чехов наглядно описал нам отсутствие общего языка у молодых людей, являющееся актуальным и в нынешнее время. Общение и завязавшиеся разговоры между людьми ещё не всегда значат нахождение общего языка, о чем и свидетельствует выделенная проблема. Нужно уметь чётко выражать свои истинные мысли и чувства, чтобы не возникали недопонимания.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя шутить над чувствами людей, ведь слова могут оказаться больнее физического насилия. Одна фраза может повлиять на жизнь и судьбу человека. Слова, по мнению автора, тоже оружие, которым владеют не всегда уравновешенные и здравомыслящие бойцы, растрачивающие патроны просто так, веселья ради. Но они не знают, что их выстрелы – не холостые, что они ранят случайных прохожих, и их игра становится завязкой личной драмы.

Идея автора реализована в героях и их отношению к словам. Он показывает нам абсолютно противоположное восприятие и влияние одних и тех же слов на двух разных людей. Надя желает слышать «я люблю вас» и насыщаться фразой, словно солнечными лучами. Для неё признание в любви остаётся приятным воспоминанием, которое она бережно хранит. Для молодого человека же это — абсолютно обезличенные, ничего не значащие слова, которые можно «бросить на ветер», как он и делает, ради шутки. У каждого может быть свое восприятие, но это не должно влиять на значимость произнесенных слов. Если молодой человек не видит смысла в признании, это не означает, что его собеседники должны подстраиваться под его лексический нигилизм.

Анализ рассказа Чехова Шуточка

Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. Его произведения известны по всему миру. Особенным успехом пользуются его творения в юмористическом жанре. Кроме того, они небольшие по объёму и рассказывают о забавной или порой трагичной судьбе конкретной личности. Его довольно известный рассказ «Шуточка» является одним из таких произведений.

Данный рассказ вышел в свет в 1886 году. Рассказ опубликовали в журнале «Светлячок». Но стоит отметить, что изначально на тот момент был немного другой сюжет. Кроме того, общеизвестный факт, что у Чехова было множество псевдонимов, на момент выпуска произведения он был под псевдонимом «Человек без селезенки». Спустя тринадцать лет автор подкорректировал рассказ, изменил концовку и главного героя.

Чехов посвятил свое творчество течению под названием реализм. А произведение «Шуточка» относится к жанру рассказа.

Уникальность данного творения заключается в том, что в нем преобладают внутренние диалоги героев, действий в реальном мире описано крайне мало. Благодаря этой особенности, читатель сможет в полной мере понять весь внутренний мир героев, их чувства и переживания.

Главными героями рассказа являются некий молодой человек, имя которого не даётся в произведении, и девушка по имени Наденька. Чехов держит в напряжении читателя до самого конца, ведь сразу непонятен характер отношений главных героев. Но ясно, что Наденька девушка ранимая, робкая и чувствительная, любовь ей нужна, словно воздух. А молодой человек описывается неким храбрецом и сердцеедом. Но автор даёт читателю понять, что грош цена его храбрости, ведь ему не хватает смелости признать ошибок перед девушкой, он даёт ей ложные надежды.

Автор размышляет над различиями между настоящей храбрость и трусостью. Ведь оказалось, что главный герой никакой и весельчак вовсе, а трус, который не может сознаться Наде в том, что «пошутил» над ее чувствами. Кроме того, Чехов пытается дать понять читателю о такой вещи, как моральная ответственность перед другими людьми, так как одно неосторожно сказанное слово может сломать жизнь другому человеку.

Проблем, выделенных в рассказе, всего две. Первая заключается в чрезмерной чувствительности к словам людей. Наденька яркий пример, ведь буквально каждое слово, сказанное другими, она воспринимает всерьёз. Это характеризует героиню как слабую личность, не способную отделять важное от второстепенного. Вторая проблема заключается в воспитании человека. Ведь именно семья должна заложить в ребёнка то, что со словами нужно обходиться осторожно, так как слова могут принести боль, намного хуже физической.

Смысл произведения глубокий. Он заключается в том, что слова-мощное оружие, и если это оружие в руках неумелых людей, то остальным людям может быть очень больно. И боль эта будет в разы сильнее физической. Нельзя играть с чувствами людей. Слова, сказанные не в то время, не в том месте, могут сломать жизнь другому человеку в буквальном смысле. Поэтому очень важно вовремя понять всю силу слов.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Шуточка

Популярные сегодня темы

Радищев написал огромное количество разных произведений. Но самым известным, а также уникальным является произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

Большое количество своих коротких рассказов Шукшин посвятил тематике взаимоотношения городского и деревенского типа сознания. Он рассматривал эти отношения в самых разнообразных ипостасях.

Девочка Маруся – одна из жительниц подземелья. Ей всего четыре года, но она так много уже настрадалась в жизни. У девочки нет мамы, о ней с братом заботится пан Тыбурций, которого они называют отцом

Этот рассказ как раз о том, как меняется жизнь человека. И мы видим, к чему привел такой вот выбор человека. Он доволен своим выбором, как всё сложилось. Хотя его никто в тот момент молодости не спрашивал, какой путь он выбирает…

Название моего города произошло от названия дерева липы. Первые упоминание об этом крае относятся к XII – XIV векам. Изначально это было село Липовка, которое славилось на всю Русь своими мастерами по дереву. Городом село стало лишь 200 лет назад.

Анализ рассказа Шуточка Чехова

Дата публикации: 15.02.16

Автор:
Воротилина Татьяна Ивановна учитель русского языка и литературы, МБОУ “Ириклинская сош”, Гайский район Оренбургская область

Тема: С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).

  • Формирование умения анализировать эпизод произведения.
  • Обучение поисковому чтению.
  • Конструирование поведения в комических ситуациях

II. Вступительное слово учителя: Сегодня, надеюсь, вы будете активными на уроке, не только слушающими, но и говорящими, умеющими правильно высказать свою точку зрения, ведь по словам Франца: «Слова – тоже поступки».

Запись в тетрадях даты.

Во вступительной речи была ссылка на слова Франца. Кто сможет повторить их?

– Верно, ведь «Весёлые люди делают больше глупостей, чем грустные, но грустные делают большие глупости» Г.Клейст. (записано на доске)

– Найдите ключевые слова в этом высказывании.

Д: Весёлые – больше глупостей – грустные – большие глупости.

Д: Лучше быть весёлым и совершать мелкие глупости, так как они могут принести меньше вреда, и их легче исправить.

Таким образом, получается, что даже слова могут быть глупым поступком, а могут – шуткой. Знаю, что вы люди весёлые, а слова ваши – неглупые поступки. По словам Ф.Бэкона

Читайте также:  Сочинение Время в произведении Отцы и дети Тургенева

«Уметь легко перейти от шутки к серьёзному и от серьёзного к шутке требует большого таланта» (записано на доске)

– Как вы понимаете эти слова?

Д: Уметь шутить – нужен талант.

Талант можно развивать.

Шутить надо учиться (нужно уметь).

(Вопрос о нахождении слов-опор опущен, так как дети это делают самостоятельно).

III. Лексическая работа:

– Шутка… дома вы просмотрели различные источники, знакомясь со значением этого слова.

– Каковы значения слова «шутка» согласно различным источникам?

– Напишите слова или сочетания слов, как вы понимаете слово «шутка». Покажите друг другу свои записи. (запись делается на отдельных листах тем цветом, который выбирают сами учащиеся).

– Посмотрите, что получилось. Таково наше представление о шутках.

– Прочитайте подборку фразеологических оборотов со словом «шутка».

Д: Шутка к добру не приведёт.

В шутках правды не бывает.

Умей шутить, умей и отшучиваться.

Шутил, шутил, да и вышутился.

С любовью шутки плохи.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Пошутить над собой.

– Как вы думаете, какая из них подходит к произведению Чехова?

– Так и назовём наш урок: С любовью шутки плохи. (запись темы).

– Сегодня на уроке предстоит выяснить, чем стала шутка для героев? Какую роль сыграла шутка, а именно всего 4 слова в жизни героини? Каким поступком стала шутка, так как (запись на доске).

Когда смех, шутка и юмор служат средством общения, тогда всё обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство.

– О чём это высказывание? (один учащийся на доске подчёркивает слова-опоры и говорит свою интерпретацию).

Д: Благополучно, если шутка – общение, но распутство, если шутка – цель, то есть нельзя шутить специально.

– Все согласны с этим мнением?

– Какая пословица подходит к этому высказыванию?

Д: Умей шутить, умей отшучиваться.

– Получается, что слова – тоже поступки.

( Специально несколько раз прокручиваются высказывания о шутках для того, чтобы каждый учащийся смог выбрать позицию для себя).

IV. Работа над жанровыми особенностями.

– В центре внимания произведение А.Чехова «Шуточка».

– Определите жанр произведения.

– Почему рассказ называется не «Шутка», а «Шуточка»?

Д: Это приятное воспоминание, добрая шутка.

– Группа учащихся письменно рассуждали, чем отличается добрая шутка от злой.

Д: От доброй шутки весело, на неё не обижаешься. Злая шутка – насмешка, оскорбление. Злая шутка требует обратного злого действия.

– Итак, в центре нашего внимания рассказ Чехова «Шуточка». Допишем тему урока.

– Определим тему рассказа. Каков сюжет?

– Когда определён сюжет, предлагаю выбрать и записать эпиграф к уроку из тех высказываний, о которых мы говорили ( Д.Писарев, А.Франц, Г.Клейст, Ф. Бекон).

V. Анализ сюжетно-композиционных особенностей рассказа.

– Насколько верно понят вами сюжет поможет определить наш опросник. (вопросы распечатаны):

1. Сразу ли Наденька согласилась кататься с рассказчиком?

2. Скромной ли была Наденька?

3. Сознался ли герой в том, что шутил над Наденькой?

4. Была ли в жизни героя настоящая любовь?

5. Состоялась ли Наденька как жена, мать?

6. Смог ли забыть рассказчик Наденьку?

7. Смогла ли Наденька забыть рассказчика?

– Попробуем обосновать постановку + и -, используя речевые конструкции:

На доске: Не могу понять, как…

Готов разделить (беспокойство, смятение)…

Не пойму почему…

– Чтобы положительно ответить на вопросы нашего опросника, нужно иметь определённое чувство юмора. Проверим «Как у вас с чувством юмора?»

  • Веришь ли ты, что смех продляет жизнь?
  • Запоминаешь ли ты смешные случаи?
  • Умеешь ли ты шутить весело и непринужденно?
  • Любишь ли ты смотреть комедии?
  • Как ты реагируешь на смех за кадром?

VI. Проверка дом. задания.

– Прочтите ключевые фразы героев, которые помогают понять их поведение. Дома вы заполняли таблицу, автор которой Буяльский Б.

При каких обстоятельствах

Как дополняет характеристику

– Прочитайте, какие высказывания вы выбрали.

– Таким образом, намечены основные черты характеров героев.

VII. Анализ текста.

– Чтобы до конца понять, шутка героя была средством общения или распутством, проанализируем текст.

– Из скольких эпизодов состоит рассказ?

– Прослушаем выразительное чтение выбранных вами фрагментов рассказа.

– Какой из фрагментов не является эпизодом? Почему?

– Какой из эпизодов является наиболее ярким в нашей теме?

1 Анализ эпизода.

  • Название эпизода. «Шутка рассказчика перед отъездом».
  • Какие события происходят до этого эпизода.
  • Какие художественные детали подчёркивают подозрения мысли Наденьки.
  • Для чего автор использует приём умолчания.
  • Что в эпизоде является кульминацией.
  • Каково последующее значение этого эпизода.

Д: В рассказе Чехов повествует читателям о том, как главный герой признаётся в любви девушке ради шутки.

Д: Именно ветер является деталью в произведении, а не скрип полозьев, свист в ушах.

– Оказывается, (на доске)

Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.

– В качестве вывода предлагаю выписать одно из двух мнений литературоведов (на доске).

…зачем, хотя бы и в шутку доставлять другому человеку поводы к напрасным страданиям и сожалениям о невозможном?

…как не весела жизнь вообще, если на всю жизнь… сохраняется какой-нибудь пустяк из дней юности.

2 Самостоятельный анализ эпизода. (работа в тетрадях)

– Что этот случай оставил в душе Наденьки? В душе рассказчика?

Д: У Наденьки появилась вера в себя, светлые воспоминания сохранились у неё на всю жизнь. У рассказчика так и не сложилась жизнь, а шутка навсегда осталась в памяти как нечто невозможное.

VIII.Знакомство с информацией публицистического стиля.

– Для одних любовь – шутка, для других – счастье, страсть, подобная ветру, а для учёных – химический процесс. Познакомимся с химическим составом процессов, происходящих внутри человека при влюблённости (тексты распечатаны).

Э.Фишер пишет о воздействии нейромедиаторов на мозг не просто животного, а человека. Итак, дофамин: «Повышенный уровень дофамина в мозгу вызывает исключительную фокусировку внимания, также как стойкую мотивацию и целенаправленное поведение. Это главная характеристика романтической любви»

«Одурманенный любовью рассматривает любимого как новое и уникальное. И дофамин связан с изучением новых стимулов».

«Повышенный уровень дофамина в мозгу вызывает веселье, а также другие чувства, о который рассказывают влюбленные — включая возрастание энергии, гиперактивность, бессонницу, потерю аппетита, учащенное дыхание и иногда манию, тревожность или страх».

«Участие дофамина может даже объяснить, почему пораженные любовью мужчина и женщина становятся так зависимы в их романтических отношениях и почему они жаждут эмоционального союза с предметом своей любви. Зависимость и страстное влечение являются симптомами аддикции — и все наиболее значимые аддикции связаны с повышенным уровнем дофамина»

Далее про норадреналин: «повышенный уровень этого стимулятора, как правило, вызывает веселье, прилив энергии, бессонницу и потерю аппетита — некоторые из важнейших характеристик романтической любви.

Повышенный уровень норадреналина помогает также объяснить, почему влюбленные в состоянии помнить мельчайшие детали поведения любимых и лелеют в памяти моменты, проведенные вместе. Это вещество связано с усилением памяти для новых стимулов»

Наконец, про серотонин: «Примечальный симптом романтической любви — беспрестанные раздумья о возлюбленном.

На основании всего этого Э.Фишер высказывает рабочую гипотезу: «Чувство эйфории, бессонница, потеря аппетита, также как прилив энергии, фокусировка внимания, активная мотивация и целенаправленное поведение, тенденция рассматривать любимую/любимого как оригинальное и уникальное, возрастание любовных страстей перед лицом несчастья, — все это может быть объяснено, частично, повышенным уровнем дофамина и/или норадреналина в мозгу. И свойственный влюбленным невроз навязчивости может быть обусловлен понижением уровня серотонина в мозгу.

(Упражнение на извлечение информации из небольшого текста публицистического стиля. Проверяется умение учащихся самостоятельно извлекать слова-опоры, смысл текста).

Упражнения на узнавания сигналов-опор, облегчающих поиск.

  • Опираясь на факты, отражающие искомую информацию, найдите эту информацию в тексте.
  • Найдите в конце каждого абзаца указания на проблематику.
  • Опираясь на соответствующие средства, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
  • Интересен ли вам этот вопрос.
  • Найдите в первом (первых) абзацах каждой главы формулировку рассматриваемой проблемы. Встречались ли вы с аналогичной проблемой.

– Поделитесь впечатлениями о прочитанном. Можно ли эту теорию обосновать на примере текста?

(упражнение на присваивание новых знаний).

– Как бы ты поступил на месте Наденьки?

– Влюблялись ли вы сами?

– Можете ли вы подшутить над человеком, который влюблён в вас?

– Можете ли вы отличить злую шутку от доброй?

Существует психологическая формула любви. По мнению американского психолога Шиндлера, счастлив в любви только тогда, когда любишь сам.

Это и есть формула счастья, так как, по мнению А.Чехова, в «любви важны вопросы личного счастья».

– Можно ли шутить с любовью?

X. Домашнее задание.

Рассуждение по одному из тезисов:

«Слова – тоже поступки»

…зачем, хотя бы и в шутку доставлять другому человеку поводы к напрасным страданиям и сожалениям о невозможном?

…как не весела жизнь вообще, если на всю жизнь… сохраняется какой-нибудь пустяк из дней юности.

Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.

Когда смех, шутка и юмор служат средством общения, тогда всё обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Содержание сайта

05.02.2019

“Шуточка”

Чехов А, рассказ “Шуточка”

Главные герои рассказа “Шуточка” и их характеристика

  1. Герой-рассказчик. Легкомысленный молодой человек, проказник и озорник.
  2. Наденька. Романтичная девушка, боязливая, но веселая.

План пересказа рассказа “Шуточка”

  1. Морозный день
  2. Уговоры
  3. С горки на санках
  4. Свист ветра
  5. Я люблю вас
  6. Загадка слов
  7. Новый спуск
  8. Недоумение
  9. Наденька счастлива
  10. Зима закончилась
  11. Шепот через забор
  12. Прекрасные воспоминания.

Кратчайшее содержание рассказа “Шуточка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Герой уговорил Наденьку скатиться с высокой горки.
  2. В шуме ветра он признался девушке в любви.
  3. Наденька не знает, действительно ли она слышала эти слова
  4. Герой каждый раз, скатываясь с горки, повторяет эти слова.
  5. Приходит весна и герой говорит те же слова в порыве ветра.
  6. Наденька вышла замуж, но хранит память о тех словах.
Читайте также:  Сочинение Моя любимая книга

Главная мысль рассказа “Шуточка”
Загадка всегда интереснее раскрытой тайны.

Чему учит рассказ “Шуточка”
Рассказ учит не играть чувствами других людей. Учит верить в чудеса. Учит радоваться жизни и наслаждаться каждым ее мигом.

Отзыв на рассказ “Шуточка”
Мне понравился этот рассказ, хотя поступок героя сложно объяснить. Кажется, он просто баловался, но это баловство сделало одного человека счастливым, а значит все было не зря.

Пословицы к рассказу “Шуточка”
Хоть шуткой, хоть смехом, да было бы дело с успехом.
Кто весел, а кто и нос повесил.
В шутках часто правда бывает.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Старая любовь помнится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Шуточка”
В морозный зимний день герой стоит с Наденькой на вершине горы, у их ног санки. Герой умоляет Наденьку съехать с ним вниз, но девушка боится. Герой продолжает настаивать и вот дрожащая Наденька все-таки садится в санки.
Молодые люди летят с горы, а ветер зло свистит в ушах и норовит сорвать шапки. Кажется, что они летят на санках прямиком в ад.
И герой зачем-то шепчет в ухо Наденьки слова “Я люблю вас”.
Санки останавливаются и Наденька приходит в себя. Она в растерянности. Наденька не понимает, действительно ли она слышала эти слова, или ей просто показалось. Поэтому Наденька хочет снова спуститься с горки.
И снова герой шепчет ей признание в любви. И вновь Наденька недоумевает, кто произнес те слова, ведь герой ведет себя как ни в чем ни бывало. Он даже предлагает пройти в дом. Но Наденька предлагает съехать на санках еще раз и снова слышит те загадочные слова.
Она уходит в раздумьях. Ей не хочется верить, что в любви ей признавался ветер.
На следующий день она запиской приглашает героя на горку. И он вновь, скатываясь на санках, шепчет Наденьке “Я люблю вас”.
Наденька привыкает к этим словам, которые дарят ей радость. И ей уже все равно, кто произносит их.
Однажды герой один отправляется на каток и видит как Наденька спускается с горки на санках. Он видит, как девушка поднимается с санок совершенно растерянная, от страха она не помнит, слышала ли эти слова снова или нет.
Но вот зима пролетела и пришла весна. Снег растаял, катания с горки прекратились. В сумерках герой подходит к дому Наденьки и смотрит через щель в заборе. Он видит Наденьку, которая печально смотрит в небо. И дождавшись порыва весеннего ветра, он шепчет в щель все те же слова. И лицо Наденьки озаряется неподдельной радостью.
Прошло много лет. Наденька вышла замуж, у нее трое детей. Но воспоминание о том катании с горки до сих пор остается для нее самым дорогим. А герой не понимает, зачем он тогда шептал эти слова.

“Шуточка”, анализ рассказа Чехова

При анализе рассказа “Шуточка” обращает на себя внимание то, что повествование ведется в двух временах. Настоящий момент к концу рассказа становится далеким прошлым, о котором вспоминает рассказчик. Он является главным действующим лицом, а весь сюжет строится вокруг его отношений с барышней Наденькой.

Его чувства к ней несерьезны, это просто развлечение, “шуточка” – которая, однако, может ранить.

Во время катания с горки главный герой произносит признание в любви, а Наденька не может понять, в самом ли деле она его слышала,

Чтобы разобраться, пугливая девушка соглашается еще и еще спускаться с горки “в страшную пропасть”, а герой каждый раз повторяет свою шутку, не разрешая загадки.

По эмоциональной напряженности это произведение можно посчитать новеллой – на пяти страницах разворачивается поистине драматическое действие. Большая часть повествования описывает

Наступает весна, тает горка, а загадка так и остается загадкой, и главное, девушке уже не хочется ее разгадывать. Рассказчик застает ее в весеннем саду, с “бледным, унылым лицом”, “печальным, тоскующим взором”. И, уже зная, что вряд ли он еще увидит Наденьку перед отъездом на долгое время, он снова повторяет свое признание, которое доносит ветер. И юная наивная девушка расцветает, протягивает ветру руки, “радостная, счастливая”…

Это кульминация произведения: вновь вспыхнувшая надежда побеждает здравый смысл и заставляет верить ветру.

Здесь заканчивается основная часть новеллы, и повествование перескакивает на много лет вперед. Трогательная, доверчивая барышня стала женой и матерью, у нее трое детей. Воспоминание о признаниях, которые приносил ветер, до сих пор дороги ей, это “самое счастливое и прекрасное”, что было у Наденьки. Здесь автор проводит параллель: и эти слова о любви, и память о них, и сама юность и заря жизни – одинаково эфемерные, неуловимые.

А рассказчик, став старше, уже не понимает, “зачем говорил те слова и шутил”. Только молодость могла бы дать ответ – но она ушла безвозвратно, оставив о себе неясное воспоминание, такое же, как признание в любви в потоке ветра.

Даты проведения ЗНО Даты проведения внешнего независимого оценивания 2014 года: Предмет Дата проведения Иностранные языки 3 июня Украинский язык и литература 5 июня Украинский язык и литература 6 июня Русский язык 10 июня.

Олимпиада по русскому языку в третьих классах – скачать бесплатно Олимпиада по русскому языку в третьих классах. Помоги предложению вернуть первоначальный вид. 5 баллов – чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял. Отгадай слова сходные по звучанию.

Тест по теме “Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре” – Скачать МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 ИМ. ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ В. С. КОРОЛЕВА Г. ТУЛЫ Методическое объединение учителей предметов гуманитарного цикла Тест по теме “Импрессионизм и постимпрессионизм В.

Десять кроссвордов В № 17 мы уже опубликовали работу молодого словесника из Сыктывкара С. Н. Шешукова и пригласили его к дальнейшему сотрудничеству. В письме в редакцию Сергей Николаевич пишет: “Я работаю в.

Тест по истории “Крымская война” 8 класс Тест по теме “Крымская война” 1. Выберите дату правления Николая I: А) 1801-1825; б) 1825-1855; в) 1762-1796. 2. Укажи годы, когда проходила Крымская война: А) 1853-1855 гг.; б) 1855-1856 гг.;.

Сочинение по литературе. Образ евгения онегина Противоречия в характере Онегина делают его образ жизненным, далеким от схематизма. Он ни положительный, ни отрицательный, а почти реально существующий: Как ты да я, да целый свет… На протяжении романа.

Урок по геометрии в 11 классе “Углы в пространстве” Самоанализ урока Урок по геометрии в 11 классе “Углы в пространстве” Тема урока: Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала. Урок является подготовительным к сдаче ЕГЭ, работает на последующие уроки.

Цивилизация острова Линкольн Жюль Габриэль Верн в науке XIX и XX веков был всепроникающей невидимой силой, о присутствии, влиянии которой говорили геолог Обручев, инженер Маркони, полярник Нансен, аэродинамик Жуковский, химик Менделеев, Циолковский, создатель.

Интересные подробности жизни и творчества Л. Н. Толстого Впервые понятие “диалектика души” применительно к толстовскому психологизму ввел известный русский писатель, мыслитель и литературный критик Н. Г. Чернышевский. В статье, посвященной ранней прозе Толстого, он дал следующую характеристику этого.

Сказка для вдохновения Лесные мавки на берегу ручья оплакивали смерть Нарцисса, наказанного Зевсом за то, что он только любовался собой, не замечая ничего и ни кого вокруг. И заметили лесные мавки, что и.

Сочинение на тему: что такое настоящая дружба? Пожалуйста помогите! Что такое настоящая дружба “В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол”. В этих словах К. Прутковая образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время.

Рекомендації з проведення батьківських зборів Рекомендації з проведення батьківських зборів: Батьківські збори повинні просвіщати батьків, а не констатувати помилки та невдачі дітей. Тема зборів повинна враховувати вікові особливості дітей. Збори повинні мати як теоретичний, так.

Филологический анализ стихотворения Арсения Тарковского из цикла “Пушкинские эпиграфы” Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из нее сладостную легенду, ибо я – поэт. За что мы любим и ценим поэзию? Пожалуй, за то, что, делая предметом изображения.

ПОЭТ и ТОЛПА В. Маяковский “Нате!” и М. Цветаева “Квиты: вами я объедена”: перекличка через двадцать лет Последнее время часто приходится слышать разговоры о том, что школьная программа по литературе теряет традиционные имена.

“Чем дальше мы уходим от войны…” Двадцать третьего июня 1941 года в газете “Правда” публикуются два стихотворения: “Победа будет за нами” Н. Асеева и “Присягаем победой” А. Суркова. Очевидна агитационность этих стихов. У Суркова рефреном проходит.

Управління навчальним закладом Управління навчальним закладом Реформування освітньої галузі в Україні зумовило необхідність модернізації системи державного управління освітою, в тому числі й загальною середньою, спрямування її на забезпечення й всебічне поліпшення якості освіти.

Мцыри – романтический герой Герои юношеских романтических произведений Лермонтова – это свободные и гордые люди, пылкого сердца, могучей воли, верные клятве, гибнущие за свободу, за верность самим себе. У Лермонтова не просто складывались отношения.

Краткий сюжет повести И. С. Тургенева “Ася” Повесть “Ася” написана от лица русского дворянина Н. Н., рассказывающего о пережитой им в молодости любовной истории. Некогда в поисках новых впечатлений он отправился в Германию, где вскоре познакомился с.

Уроки “Каменного цветка” Урок 1 Слово учителя. В начале года мы знакомились с народными сказками. Но вы, конечно, знаете, что сказки часто сочиняют и писатели. Многие из них создают свои произведения, основываясь на.

Жанр литературного портрета – Горький. Краткое изложение текста Культура здесь совершенно потрясающая… Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой… над переживаниями самых различных людей… А. Луначарский Существует распространенное мнение, что.

Сейчас вы читаете: “Шуточка”, анализ рассказа Чехова

Ссылка на основную публикацию