Анализ сказки пьесы Снегурочка произведения Островского

Анализ произведения Снегурочка Островского (сказка, пьеса)

Островский – это великий писатель и драматург. Именно он внес огромный вклад в создание репертуара русского театрального искусства. Одним из произведений, не похожих на другие, больше похоже на захватывающую сказку является пьеса Снегурочка.

Эта сказка-пьеса, написанная Островским в 1873 году, произвела настоящий фурор не только на рядовых читателей и зрителей, но и на критиков. Это лирическое произведение оставило неизгладимый отпечаток в душе у каждого человека. В ней все прекрасно – и музыка, и слова, и балетная постановка. Здесь можно познакомиться с обычными берендеями, богами и полубогами. От этого сказка-пьеса становится еще более интересной и фантастичной.

Источники для этого произведения были взяты из русской мифологии и обычной сказки о Снегурочке. Главный герой царь Берендей был обеспокоен жизнью и процветанию своего народа. Постепенно он начинает замечать, что его народ становится тщеславен и завистлив. Берендей боится, что такое поведение разгневает бога Ярило. Берендей пытается открыть для людей истину настоящей любви. Но в его царстве живет дева по имени Снегурочка. Ярило, предупредил ее отца, Морозко, что как только она полюбит кого-то по-настоящему, он растопит Снегурочку.

Так и жила Снегурочка в своем мире без любви, с каждым днем становясь все холоднее и холоднее. Другие же, глядя на нее так же отказывались от мужских ухаживаний. Снегурочка хотела бы быть счастливой, но не могла познать истинного чувства любви. Даже когда к ней пришел свататься Мизгирь, она, чувствуя в душе своей пустоту, оттолкнула его. Из-за этого душевную боль испытывают все герои произведения – Снегурочке плохо, от того что она не может любить. Купава, от того что с ней не хочет быть Мизгирь, любимый ею человек. А Мизгирю никто не нужен кроме Снегурочки.

В конце концов, ее дедушка обратился к Весне и попросил научить ее внучку любить. И та согласилась это сделать. Она сказала, что Снегурочка должна полюбить первого же человека, повстречавшегося на ее пути. Им оказался именно Мизгирь. Он очень обрадовался, когда узнал, что девушка в него влюблена. Но именно в этот момент, когда Снегурочка познала чувство любви, девушка растаяла.

Гибель Снегурочки растопила сердца многих людей, которые познали истинное чувство любви. Сам Мизгирь, когда-то, поклявшись умереть вместе со своей возлюбленной, прыгнул в холодное озеро. Он считал, что именно вода соединит на веки его с любимой.

Смысл пьесы – это ценность любви, без нее невозможно представить существование сего вокруг. Люди, несмотря ни на что должны любить и ценить друг друга, быть верными и искренними в своих чувствах.

Вариант 2

У Островского существует очень много произведений. Большинство его произведений были написаны на тему искусства. И в этом жанре он чувствовал себя настоящим специалистом своего дела, которое делал и служил ему всю жизнь. Но сегодня мы будем разговаривать про «Снегурочку». Именно оно осталось где-то глубоко в душе каждого читателя. И как только он слышит эту фамилию, то вспоминает про главную героиню.

Наверное, нет девушки, которая бы не мечтала отыскать в жизни единственного и самого лучшего, с которым она проживет всю жизнь. Вот и наша главная героиня по имени Снегурочка мечтала об этом же. Кроме этого здесь встречаются и другие герои, которых вы встречали в других сказках. А некоторые из них были в мифологии.

И вроде бы у девушки было все, чего бы она только не пожелала, ведь ее родители Дед Мороз и Весна. Но они постоянно уговаривали и подсказывали, что и как нужно делать. Кроме этого они постоянно удерживали ее от ошибок, которые рано или поздно совершает каждый человек.

Снегурочка живет вместе с Бобылем и Бобылихой, которым хочется поскорее разбогатеть, но сделать они это смогут только после того как выдадут девушку замуж. Самое главное, чтобы жених оказался с богатым наследством. Вот только девушка хочет все совсем по-другому. Больше всего на свете ей хочется полюбить, но ведь от этого она может растаять.

Тем временем родственники постоянно приводят к ней разных парней и предлагают заключить брак как можно скорее. Но девушка всем отказывает. И вдруг ей полюбился один парень. Он был пастухом. Но когда девушка раскрыла ему всю правду, он сказал, что уже любит другую и будет верен только ей. И тогда Снегурочка решила уговорить своих родителей сделать так чтобы она могла полюбить и быть по-настоящему любимой. И ей совсем неважно, что от этого она может умереть. И мать после долгих уговор и раздумий соглашается. Ведь всем хочется видеть свою дочь счастливой. Хотя прекрасно знала, чем это все может ей обернуться.

Девушка отправилась по миру для того чтобы найти того единственного. И вдруг влюбилась в парня по имени Ярило и это чувство оказалось взаимным. И ради него она готова была отказаться от своих принципов и от своей прежней жизни. В итоге девушка не заметила, как вышла на улицу прямо под лучи палящего солнца. И очень быстро растаяла. Но умирала она с улыбкой, ведь она знала, что такое любовь и она испытала чувство на себе, а это самое главное в жизни. Когда парень узнал об этом, то не стал мириться со смертью любимой и решил также расстаться с жизнью, как это сделала его любимая. И только на том свете они навсегда остались вместе, и теперь уже ничего не сможет им помешать или разлучить их.

Анализ 3

Пьеса “Снегурочка” А.Н. Островского — пожалуй, самое необычное произведение драматурга. Это “пьеса-сказка”, выделяющаяся из массива сатирических пьес, высмеивающих мещанские пороки. Следовательно, главная и основная тема произведения — это, собственно, само произведение. Его форма, обращение Островского к народному творчеству, языческие мотивы.

“Снегурочка” — это стихотворная пьеса, созданная Островским в тесном сотрудничестве с П.И. Чайковским — он писал музыку к пьесе. Удивительно, но Островский, в основном пишущий прозу, сумел придать пьесе неординарную, очень ритмичную и музыкальную форму. Даже несколько форм: очень уж отличаются друг от друга комедийные, словно частушечные споры Бобыля с Бобылихой и, например, какой-то “маршевый” призыв к Ярилу, исполняемый в самом конце пьесы общим хором и Лелем. В этой музыкальности пьесы и заключается первое важнейшее отличие её от остального творчества Островского.

Вторым, чуть менее важным отличием, является не очень популярная в девятнадцатом веке тематика славянской мифологии, народных сказок. Вероятно, сюжет пьесы навеян увлечением Островского так называемой “кабинетной мифологией” — возникшей из народничества попытке реконструировать славянскую мифологию. Эта попытка была не совсем удачной, поэтому многие отсылки в пьесе являются отсылками не к славянской мифологии, а именно к мифологии кабинетной. Например, имя Леля, перед обаянием которого не может устоять ни одна девушка в стране берендеев — аллюзия бога любви, якобы имевшего место в славянской мифологии. К сожалению, такого бога в пантеоне славян не было. А вот Ярило, противопоставленный Морозу, был. Впрочем, это нельзя назвать ошибкой — можно считать, что сказочное царство берендеев, любовно изображаемое драматургом — это самостоятельный, целостный миф, в котором есть место и Лелю, и Ярилу.

Также характерны для этого произведения говорящие имена персонажей. Например, Мизгирь — это паук. Он дорогими подарками словно старается заманить Снегурочку в свои сети, как до этого заманил в них Купаву. Или приёмные родители Снегурочки — Бобыль и Бобылиха: “бобыль” в просторечии означает бедного человека, а приёмные родители дочери Мороза действительно очень бедны. Говорящие имена — ещё один распространённый в русском народном(особенно сказочном) творчестве приём.

Пьеса “Снегурочка” — “весенняя сказка”. И это действительно стихотворная сказка, наполненная духом народного творчества. И воспринимать её следует именно как поэзию, особенно поэзию народную — эмоционально, душой. Нужно проникнуться сказочным, дышащим любовью царством берендеев, нарочитой незамысловатостью образов, ощутить глубину иммитационно-народной, напевной ритмики поэзии Островского. “Пьеса-сказка” по праву считается самым необычным произведением прославленного драматурга.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Снегурочка

Популярные сегодня темы

Анну Ахматову можно назвать одной из лучших поэтесс двадцатого века. Ее творческий путь начался с теми событиями, которые впоследствии приняли совершенно иной оборот. Можно сказать о том, что некоторые произведения писательницы

Старуха Изергиль – одно из тех произведений Максима Горького, которое преисполнено романтизма. Много противоречивого встречается в рассказе: реальность переходящая в мистику

Жанр произведения представляется короткой новеллой, ключевой тематикой которой является изображение трудной жизни детей во Франции в девятнадцатом веке.

Как всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения. То есть в даже самом маленьком рассказе всё работает на то, чтобы создать нужное ощущение.

Однажды зимой я пошел к соседке попросить молока. Подойдя к дому, я услышал, как хозяйка ругала кого-то. Я очень удивился, и даже представить не мог, на кого бы это Лидия могла так браниться.

«Снегурочка», анализ пьесы Александра Николаевича Островского

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение – «Снегурочка», написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить». И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, – возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись». Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе». Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной», потом «чудесной». Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Читайте также:  Анализ Повести о капитане Копейкине (Гоголь)

А.Н. Островский “Снегурочка”: описание, герои, анализ произведения

«Снегурочка» – пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» – слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» – ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, – а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля “Снегурочка”)

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава – все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» – произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Анализ пьесы «Снегурочка» Островского

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

В основу содержания пьесы Островский положил судьбу сказочной героини Снегурочки, привлекшей его внимание ещё в молодые годы. Он тщательно изучал произведения устного народного творчества и научные книги о них, «Слово о полку Игореве», отзвуки которого читатель и зритель без труда услышат в пьесе.

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Читайте также:  Анализ рассказа Горького Дачники

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

Пьеса Островского богата своими художественными достоинствами. Отметим прежде всего ясность и чёткость композиции — порядок развёртывания сюжета от пролога, вводящего читателя и зрителя в суть конфликта, до кульминации (разрыв Снегурочки с Лелем и Купавой) и до развязки в четвёртом действии. Оригинальны и выразительны стихи, которыми написана пьеса.

О великих и звучных стихах драматурга говорил Станиславский. Диалог Купавы с царём Берендеем считается жемчужиной русской лирической поэзии. Красотой и лёгкостью языка Островского восхищался Тургенев. Пьеса органично впитала в себя народную речь, как сказано выше, с элементами просторечия.

Заключительный урок в проекте по литературе в 7-м классе по теме «Традиционное и новаторское в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка»

Разделы: Литература

Цель: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем, найти элементы новаторства.

Задачи:

  • Углубить знания учащихся по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе анализа текста).
  • Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора. Формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы. Развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся.
  • Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А.Н.Островского. Воспитывать интерес к исследовательской работе.
По источнику получения знанийсловесно-иллюстративный
По уровню активности познавательной деятельностиисследовательская работа в группах, репродуктивный анализ
По техникеколлективная мыследеятельность
По функциямработа с языковым материалом

Наглядность и оборудование урока: портрет А.Н.Островского, карточки – консультации к уроку, карточки-задания, презентация (см. в Приложении) информационно-справочный материал. (Мифологический словарь, словарь В.И.Даля. сборник “Русские народные сказки А.Н.Афанасьева, сопроводительные листы).

Организационный момент урока

Представление групп: фольклора, этнографии, мифологии, теории литературы, искусств (живописи, музыки).

Слайд 1. Запись в тетрадь темы урока.

Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке – консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка – консультация на столах каждой группы).

Традиция – культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. – М., 1987 г.) Традиция – это обращение к “опыту”, причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь.

Новаторство – обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод.

Структура. Работа по парам (1,4; 2,3)

Дети формулируют задачи, делается запись в тетрадях.

– ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО “СНЕГУРОЧКА”.

– ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ.

Итак, поэтическая пьеса – сказка А.Н. Островского “Снегурочка”

Слайд 2. Звучит музыка из оперы “Снегурочка” (пролог). Ярилина долина.

Слово учителя: “Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне”.

Работая над пьесой, Островский внимательно изучал фольклорные, мифологические, этнографические источники: народные сказки (“Русские народные сказки” А.Н.Афанасьева и его труды по русской мифологии “Поэтические воззрения славян на природу”), обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни.

МифологияФольклористика
– Языческие боги и стихии
(Ярила, Лель, Мороз, Весна)
– Быт берендеев
(устройство жилища, костюм)
– Обряды
(свадебный обряд)
– Языческие фантастические существа (Леший, Кумоха)– Тайна имен– Фольклорные жанры
(песни, пословицы, поговорки, приметы, заклинания)
– Кострома

Слайд 4. Группа “Этнография”. В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, костюм, жизненные ценности. Известный исследователь творчества А.Н.Островского Ю. Лебедев писал : “В этой сказке – мечта Островского о братской жизни людей друг с другом, вытекающая из крестьянского идеала жизни миром”. Жители царства берендеев – герои сказки вымышлены, но если мы обратимся к истокам создания пьесы, то увидим лежащий в основе реалистический мир древнего русского народа. Несомненно, что Александр Островский, предки которого – люди Северной Руси, знали поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского, Костромы. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища.Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке.

Ономастика. Из значимых имен и прозвищ.

  • Бобыль Бакула. Бобыль — бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк; но так называли и крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери. Бакула от “бакулы” — “пустые слова, речи, слухи” <Даль).
  • Мураш – отец Купавы, богатый слобожанин, от мурашъ – муравей. В народе говорят, что муравей в доме – к счастью. Ставят в пример его трудолюбие : “Мураш невелик, а горы копает”.
  • Бирюч – от бирюч, биричь – глашатай, объявляющий по улицам и площадям решение правителя.
  • Лель — языческое божество древних славян, сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или купидона.
  • Мизгирь — паук, тарантул. В народе говорят: “Бойтесь ,мошки, господина честного, мизгаря толстого”.

Вывод: Каков смысл обращения А.Н.Островского к фольклору?

Слайд 5. Группа “Мифология”.История появления образа Снегурочки. Образ Снегурочки первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение да людям на радость. Однако, существует предположение, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Что такое “Кострома”? Кострома? — сезонный мифологический персонаж, воплощение весны и плодородия. В русских обрядах Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Ритуал “похорон Костромы”: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали с обрядовым оплакиванием и пением песен. Эти обряды и судьбу сказочной Снегурочки объединяет огонь как символ времен года, очищения и перевоплощения.

Структура. Групповая работа “Четыре угла”. Художественно-изобразительные средства.Работа с текстом. Работа групповая, по кругу.

Слайд 6. Таблица “Новаторство в изображении обряда”.

ОбрядПример из текстаНоваторство
1. Масленица (проводы зимы)

Ярилино празднество (победа лета)

Миф отражает древний ритуал принесения весеннему богу в жертву – девушку, чтобы он не умер. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка.

Вдали крики: “Честная Масленица!”

“На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило . ”

Стилизация мифа.

Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива -ющем упорядоченный и благоприятный людям космос порядок вещей. А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок (испепеляет Снегурочку) и возвращает свою милость людям.

2. Свадебный обряд.

Девичник

Действие 1 Явление 6Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд.

Вывод: Что нового внес автор в описание обряда?

Группа “Фольклор”. Дать определение обряду. Какие обряды вы знаете?

Лирическая пьеса-сказка А.Н.Островского “Снегурочка” – произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Поэтому Снегурочка” – “многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение”.

Слайд 7. Презентация. Описание обряда “Масленица”. Исполнение обрядовой песни.

Какова роль использования разных фольклорных жанров (традиционного) в пьесе?

Слайд 8. Группа “Живопись”. Стендовая защита.

Коллаж из работ художников по пьесе “Снегурочка”. Слайд 9.

Новым словом художника В.Васнецова стали его декорации и костюмы к весенней сказке

Островского “Снегурочка”, вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. Это был образ сказочной Древней Руси, царства доброго царя Берендея. Снегурочка выделяется задумчивым, печальным настроением, загадочностью. Ее облик родился из мягкого сочетания цветов – голубого и охристого. Фигурка чуть тронута белилами, будто припорошена снегом. Снегурочка – это мечта о прекрасном, женственность родной природы.

Спустя годы Васнецов вновь возвращается к образу Снегурочки . На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Вот что по этому поводу пишет исследователь творчества Васнецова Н.А. Ярославцева: “В светлом лице Снегурочки затаилась тревога. Страх девочки глубинного характера, это скорее предчувствие скорой гибели от любви – любви к людям. Женский образ возвышается у Васнецова до божественного звучания, в нем переплетаются небесное и земное..” Исследователь видит в лице Снегурочки сходство с Верой Мамонтовой, олицетворяющей для Васнецова образ “чистой заснеженной России”. Снегурочка в интерпретации Васнецова – это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной.

Ответьте на вопрос: Как художники передали в своих работах по пьесе Н.Островского сказочное и реальное? Что олицетворяет собой Снегурочка?

А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Композитор Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Либретто построено по законам сказки . Проследите реальные и фантастические мотивы.

Слайд 10. Группа “Музыка”.“В зиму 1879-1880 года я прочитал “Снегурочку”, – писал Н.А.Римский-Корсаков, – и точно прозрел на её удивительную красоту”.В пьесе противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора Римского-Корсакова, “вечные, периодически выступающие силы природы”. Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. “Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства”.

Вывод: Как передает композитор фольклорные мотивы? Слайд 11. Таблица. Чем отличается пьеса от народной сказки ?

“Ярило сожжет ее, испепелит, растопит,
Не знаю, как, но умертвит. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он вредить Снегурке”.
“Снегурочка, беги от Леля!”

Элементы сказкиПример из текста
1. Чудесное рождение.Снегурочка – дочь Мороза и Весны.
2. Волшебные дети спрятаны в темнице, тереме.“Ни пешему, ни конному дороги и следу нет в ее терем”.
3. Запрет (предписание).
4. Нарушение запрета.Снегурочка уходит в мир людей
5. Свой – чужой мир.Лес (свой мир) – Слобода (чужой мир)
6. Испытания.На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (старик Бобыль, старуха Бобылиха, жители Слободы).

Испытание Снегурочки любовью.

7. Волшебный даритель.

Волшебный подарок.

Весна (мать) дарит Снегурочке венок из “привораживающих чарующих цветов”. Согласно сказочному мотиву, Снегурочка полюбила первого встречного – Мизгиря.
8. “Спаситель”.Мизгирь: он должен вырвать Снегурочку из плена Мороза и, очевидно, спасти от угрозы Ярилы и его жестоких лучей. Но цель Мизгиря – не избавление Снегурочки, а обладание ею и спасение себя самого. Брак спасет Мизгиря от царского гнева.
9. Свадьба.Свадьба не состоялась. Снегурочка погибает. В Снегурочке забилось горячее сердце, но это стоило ей жизни.

Группа “Теория литературы”. “Снегурочка” – русская народная сказка в литературе: Народный вариант сказки с названием “Девочка Снегурочка” изложил также Владимир Иванович Даль. Сказки о Снегурке были исследованы А.Н. Афанасьевым во втором томе его труда “Поэтические воззрения славян на природу” (1867). В 1873 А.Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу “Снегурочка”. В ней Снегурочка предстаёт как дочь Мороза и Весны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску . Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его героиней русской народной сказки.

“Снегурочка” – литературная сказка. Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен. “Весенняя сказка” “Снегурочка” продолжает традицию русской литературной сказки.

Слайд 12. В.И.Даль. Но в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал произведение иного жанра – сказку-драму. Конфликт, скрывающийся в мире природы (холод – тепло ) становится конфликтом внутри природы человека: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав настоящую любовь, погибнуть. Наряду с мифологическими героями (Мороз, Весна, отчасти Лель как сын Ярила) действуют герои реальные – Мизгирь, Купава, Мураш, Бобыль, Бобылиха и др. Однако сказочные герои наделяются реальными чертами, а герои немифологические имеют сказочные черты: сказкой Островский одухотворяет повседневность. Гибель Снегурочки – трагически-прекрасный символ, означающий конец влияния Мороза на сердца берендеев. Образ Снегурочки уникален и существует только в русской литературе.

Презентация “Сравнительная характеристика народной сказки и пьесы А.Н.Островского”. Итак, как традиционное (сказочное) переплетается с новаторским (авторским)?

Структура. Групповая работа. Составление “Карты разума” по пьесе-сказке “Черты традиционного и новаторского”.

Слайд 13. Заключение. Новаторство с точки зрения морали и нравственности.

Проблемный вопрос. Почему автор создал пьесу, обратясь к фольклору, о жизни добрых берендеев? Царство добрых берендеев – упрёк современному обществу, враждебному сказке. Любовь Снегурочки – искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасёт человечество – такова вера Островского.

Слайд 14. Домашнее задание. Почему, несмотря на гибель Снегурочки, пьеса сохраняет оптимистическое звучание?

“Снегурочка” – краткое содержание сказки А.Н. Островского

Общие детали

Краткое содержание «Снегурочки» Островского известно практически всем. Героиня — дочь Мороза и Весны, но отец покидает ее, отправляя к людям. Девушку давно манят чудесные песни, которые поет пастух Лель, так что она даже рада пожить под присмотром Бакулы-бобыля.

Хотя девушке нравятся песни пастуха, она на самом деле не испытывает к нему настоящей любви. Ей только обидно, что в сердце Леля для нее нет места. Но не может она ответить и на любовь красавца Мизгиря, ведь ее сердце не может испытывать никаких чувств. Она просит Весну, свою мать, дать ей самый драгоценный дар любви. Но именно тогда, когда она его получит, Снегурочка станет по-человечески уязвимой…

История создания

Жанр этой пьесы часто определяют как феерию или весеннюю сказку. И в отличие от многих других пьес Островского, она написана в стихах. А появилось это произведение благодаря случайному стечению обстоятельств. История его появления такова. В 1873 году было решено отремонтировать здание Малого театра, и его труппа переехала в здание Большого театра.

И вскоре комиссия, управлявшая московскими императорскими театрами, решила, что нужно поставить такой спектакль, в котором могли бы участвовать все труппы — и драматическая из Малого, и балетная и оперная из Большого. С просьбой написать такую пьесу обратились к Островскому (и он решил использовать для нее народный сюжет). А музыку заказали молодому композитору Петру Чайковскому.

Интересные факты:

  • Многие критики, привыкшие видеть в Островском писателя-реалиста, в сочинениях которого всегда были элементы сатиры, оказались неготовыми к такому произведению, они называли его фантастическим и даже бессодержательным.
  • Публике пьеса понравилась. А в 1881 году на сюжет пьесы была написана одноименная опера Николая Римского-Корсакова, также пользовавшаяся успехом.

Подробный сюжет

Действие пьесы разворачивается в вымышленном царстве царя Берендея. Читателя знакомят с Весной и Морозом. Из их разговора можно узнать, что 15 лет назад у них родилась красавица-дочка Снегурочка. Но это разгневало Ярило-солнце. Из-за его гнева лето стало коротким, а зима — длинной и морозной. Поразмыслив над этим, Мороз обещает, что покинет царство берендеев, вот только беспокоит его, кто позаботиться о девушке в его отсутствие. Ведь Ярило только и ждет повода, чтобы отомстить и зажечь в сердце девушки огонь, который ее погубит.

В итоге родители решают отпустить Снегурочку к Бакуле-бобылю. Девушка не против, ее зачаровывают песни пастуха Леля, хотя она и сама не понимает, почему.

Вот только пастух сейчас поет ей, а заслышав смех других девушек, убегает к ним. Снегурочка, впрочем, не успевает погоревать. К ней приходит ее подруга Купава и говорит, что скоро выйдет замуж за красавца Мизгиря. Как принято исстари, Мизгирь должен выкупить невесту у ее подруг, он приходит к девушкам с подарками, но, увидев Снегурочку, влюбляется в нее и отвергает Купаву. Девушке советуют просить заступничества у самого царя Берендея.

Правителя же беспокоит другое. В его стране лето стало совсем коротким, значит, берендеи чем-то прогневили Ярило-солнце. Царь решает, что нужно умилостивить божество, и прямо завтра, в Ярилин день, устроить грандиозный праздник, обвенчав всех невест и женихов. Но тут к нему приходит Купава и рассказывает об измене Мизгиря. Глава государства в гневе, он велит привести к нему изменника, чтобы осудить его на вечное изгнание.

Мизгирь и не пытается оправдываться, а только просит царя посмотреть на Снегурочку. Взглянув на нее, Берендей поражается ее красоте, но в то же время понимает, что сердце девушки холодно, и поэтому Ярило гневается. Царь говорит, что тот, кто сумеет до рассвета заставить девушку полюбить себя, тому она и будет принадлежать на законных основаниях. Тогда Мизгирь просит отсрочить изгнание, чтобы он тоже мог попытать счастье.

Параллельные действия

Тем временем в заповедном лесу Берендеи готовятся к завтрашнему празднику. Царь, очарованный песнями Леля, предлагает ему выбрать себе невесту по сердцу, и красавец выбирает Купаву. Это несказанно печалит Снегурочку, хотя она и сама не может понять почему. Тем временем к девушке приходит Мизгирь, который объясняется ей в любви, но Снегурочка не может ответить ему взаимностью.

Девушка бежит в лес, а Леший, которого родители Снегурочки попросили о ней позаботиться, преграждает путь Мизгирю, зачаровывает лес, дразнит юношу призраками. Тем временем в лесу Снегурочка видит, как на поляне разговаривают Лель и Купава, как нежно ее подруга благодарит своего жениха. Снегурочка опечалена, и она идет просить у своей матери Весны настоящего душевного тепла.

Весна ничего не может сделать, только просит свою дочь избегать солнечных лучей. Она надевает на девушку волшебный венок, и теперь Снегурочка получает дар любви. Она встречает Мизгиря, и теперь уже может ответить на его чувство. Скоро взойдет опасное для нее солнце, и девушка торопит возлюбленного, чтобы они могли укрыться от губительных лучей. Но тут они встречают царя Берендея с его свитой, который пришел благословить пары, которые сегодня должны поклясться в любви перед алтарем.

Счастье Снегурочки длится недолго. Первый яркий солнечный луч рассекает туман и освещает девушку. И хотя она понимает, что скоро погибнет, все равно благодарит Весну за ее дар. Снегурочка тает, растекаясь чистой водой. В отчаянии ее возлюбленный Мизгирь бросается в глубокое озеро. И хотя все опечалены этой трагичной историей любви, царь Берендей понимает, что это была необходимая жертва: само существование Снегурочки противоречило законам природы, и теперь Ярило перестанет гневаться и пошлет долгое лето.

Персонажи пьесы

Описание Снегурочки в пьесе Островского «Снегурочка» во многом соответствует народным традициям, где образ этой героини складывался столетиями. Правда, в большинстве русских сказок это маленькая ледяная девочка, которая ушла с подружками в лес по ягоды да и потерялась там.

Причем в народных сказках есть два варианта развития событий — либо девочке помогают добраться до дома лесные звери, либо она выходит к купальскому костру, прыгает через него и тает. Но некоторые легенды пересказывают историю Снегурочки иначе — это прекрасная снежная дева, которая зимой нисходит на землю в мир людей, с приходом же лета снова удаляется на небо, чтобы позже вернуться вновь. Вот этот образ и использовал для своей книги Островский.

Вообще все главные герои «Снегурочки» Островского получились достаточно противоречивыми. Но так и было задумано. Одна из основных тем пьесы — это взаимосвязь противоположностей, без которой просто невозможен был бы естественный ход вещей.

Будет ли школьник заполнять читательский дневник или писать сочинение в классе, ему нужно будет описать характер Снегурочки, и это сделать непросто. Ведь даже краткий пересказ дает понять, что в ней все время борются противоречивые черты:

  • С одной стороны, девушка выросла одинокой дикаркой, которой чужды обычные девичьи забавы, но с другой — они ее манят.
  • Она не знает ласки и любви, но все-таки людские чувства находят отклик в ее сердце, и она жаждет их испытать.

Такую характеристику двойственности натуры Снегурочки дают даже ее родители.

Еще один персонаж этой истории — пастух по имени Лель, ветреный и веселый. Кстати, он является воплощением одноименного славянского божества любви. Он привлекает Снегурочку, но она сама не понимает, какие чувства испытывает по отношению к нему.

Красавец Мизгирь — торговый гость (то есть купец). Его чувство к Снегурочке было самым искренним, но он оставил свою невесту Купаву, что по законам Берендеева царства является серьезным проступком.

В целом, каждого персонажа пьесы автор постарался сделать как минимум запоминающимся. И те, кто будет учить произведение в школе, наверняка отметят, что даже фантастических персонажей вроде Весны или Мороза драматург постарался очеловечить в этой теме.

Анализ произведения

Внешне — это совсем простой рассказ о любви Снегурочки и Мизгиря. Но анализ «Снегурочки» Островского показывает, что все намного сложнее. Во-первых, несмотря на фантастичность истории, царство Берендея описано так, что читатели могут легко его представить. Это такое идеальное старорусское государство. Здесь проявляется социальный аспект:

  • в этой стране царит справедливость;
  • все обычаи и законы непременно соблюдаются, а нарушителям грозит суровое наказание, как это могло бы случиться с Мизгирем;
  • здесь в цене верность и всеобщая поддержка, жизнь по законам людей и природы.

Царь Берендей вынужден принимать суровые решения, он опечален судьбой Снегурочки, но понимает, что так будет лучше для всех. К слову, Ярило тоже поступает по справедливости, даруя людям долгое лето после того, как Снегурочка тает.

Во-вторых, как уже было отмечено, многогранность, взаимосвязь противоположностей и мир, сотканный из противоречий — еще одна важная идея этой пьесы.

Главная мысль сказки «Снегурочка» такова: любовь — это драгоценный дар. Жизнь без любви не имеет смысла. И даже если ради этого чувства придется чем-то пожертвовать, в этом плане оно стоит любых жертв.

Ссылка на основную публикацию