Бывшие люди : характеры и судьбы по пьесе На дне (Горький Максим)
Пьеса Горького «На дне» вышла в 1902 году. Жанр ее можно назвать новаторским: с одной стороны нам представлена пьеса, а с другой — мы можем видеть социально-филосовскую драму.
Произведение насыщенно большим количеством персонажей, при этом навряд ли можно назвать кого-то из них второстепенным героем — все выполняют важную роль.
Несомненно, произведение «На дне» было очень актуально в то время — в начале 20 века в стране буйствовал кризис, мало чьей силе воле удавалось противостоять ему, поэтому очень многие люди опускались «на дно». Герои пьесы М. Горького — именно такие люди. Им негде было жить, поэтому единственный их вариант проживать не на улице — обитать в ночлежках — зловонных подвалах, переделанных под жилые помещения. Я бы хотела дать характеристику основным персонажам произведения.
Клещ Андрей Митрич — один из жителей ночлежки, слесарь, муж Анны.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
«На дне» он оказался из-за болезни своей жены, он пытается собрать средства на лечение своей жены и выход видит в тяжелом и честном труде. Он осуждает способ и стиль жизни других обитателей ночлежки: «Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота. люди! Я – рабочий человек. мне глядеть на них стыдно”. Но при этом сам ведет себя со своей женой холодно, что влечет за собой смерть супруги. Но клещ не особо переживает. Единственное, что его заботит на тот момент, это факт того, что придется оплачивать похороны.
Анна — жена Клеща. Эта женщина тяжело больна чахоткой, в ночлежке она доживает свои последние дни. Такая жизнь ей претит: все, что она видит — побои и жестокое отношение мужа. Ей морально тяжело терпеть нищету, трястись за каждый кусок хлеба. Женщина смиряется со своей судьбой и верит, что отдохнуть теперь сможет только после смерти.
Сатин — неоднозначный персонаж. Бывший телеграфист, неглуп. Он устал от такой нищенской жизни, которая его совершенно изменила. Всем кажется, что Сатину живется легко, ведь он часто шутит и говорит правду в лицу. Но что мужчина только отвечает, что «дважды умереть нельзя». Он уже считает эту жизнь оконченной, поэтому сознательно губит ее.
Квашня — торговка пельменями. Это сильная духом и в чем-то мужественная женщина, которая не сломалась. Она сама зарабатывает себе на жизнь и даже помогает другим членам ночлежки. У нее своя жизненная позиция — она против замужества и сожительства с мужчинами, отказала в предложении полицейскому Медведеву. Несмотря на внешнюю грубость, женщина сохранила доброту и тепло в душе.
Актер — никто точно не знает, как зовут этого человека. Он много пьет и сам считает, что отравил организм алкоголем. Он пытается читать отрывки произведений из старой жизни, но у него это не получается. После он обретает надежду на лечение от алкоголизма, копит деньги на дорогу, но, когда мечты актера рушатся, кончает жизнь самоубийством.
Васька Пепел — страстная натура, потомственный вор. Он попадает в ночлежку за воровство, но при этом занимает в ней особое положение — хозяин уважает Ваську, а жена хозяина — питает чувства. Сам герой любит Наташу. В результате сговоров и махинаций, случайно убивает в драке хозяина ночлежки — Коростылева. Попадает на каторгу в Сибирь.
Наташа — добрая и мягкая девушка, сестра жены хозяина. Ее в ночлежку привела нищета и постоянные издевательства сестры. Девушка сохраняет душевную простоту и теплоту, но терпит избиение сестры, из-за которого попадает в больницу. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
Настя — падшая женщина. Девушка мечтательна, в чем-то ее даже можно назвать тонкой натурой. Она начиталась бульварных романов, хочет любви и взаимности. Но окружающие только подшучивают над ней. От окружающей нищеты Настя спасается в алкоголе.
Лука — самый неоднозначный персонаж. Он странник, появляется периодически в ночлежке. Он утешает окружающих сладкой ложью, вселяет в них надежду. Лука — самый яркий персонаж. Но его увещевания мало кому принесли радости. Неожиданно исчезает во время драки хозяина и Пепла.
Бубнов — бывший владелец красильной мастерской, жена которого ушла к мастеру. Меткий на слова, он считает, что бедным совесть не нужна, поэтому и выбираться из «дна» не собирается.
Горький показал нам судьбы разных людей, так или иначе достигших дна. Был ли у них другой выбор, второй шанс? Почти у всех — да. Но они продолжали винить в своей судьбе всех, кроме себя, оплакивать свою жизнь. Можно ли выбраться из социального дна? На такое способен только сильный, уважающий себя человек, твердо решивший, чего он хочет. Автор убежден, что горькая правда лучше сладкой лжи. Не нужно себя жалеть — нужно действовать.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8647
Сочинение по пьесе На дне Горького
Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. В этот период развиваются капиталистические отношения, что приводит к массовому разорению трудящихся. Тысячи людей остались без средств к существованию, поэтому многие из них оказались на «дне» жизни. Горький показывает условия жизни, что толкают на ее «дно».
Действие происходит в мрачном подвале, похожем на пещеру. Мы видим убогую обстановку, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Люди, которые здесь обитают, никому не нужны. Все они попали сюда по разным причинам, но раньше все они чем-то занимались. Среди них есть те, кто сохранил свою работу – слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня. Хозяева их жизни – держатели ночлежки Костылевы.
Клещ, например, считает, что он здесь временный человек, хочет много, упорно и честно работать, чтобы выбраться отсюда. У него есть надежда, которой он живет. Сатин – бывший телеграфист, интеллигент, а сейчас превратился в пьяницу. Актер, которого все так и называют, – спившийся актер. Как мы видим, эти люди пьют, чтобы как-то скрасить свою безрадостную жизнь. Ведь им больше ничего не остается делать. Есть в этой ночлежке и другие обитатели: Настя, Барон, жена Клеща Анна, Пепел. В душе все эти люди друг друга ненавидят, они все озлоблены, но пытаются приладиться друг к другу.
С появлением странника Луки начинают развиваться события. Этот старик перевидал многое в своей жизни. Он понял, что нельзя прожить без сострадания, жалости к ближнему. И поэтому утешает всех, как может. Лука вселяет в души ночлежников новые мечты, иллюзии, которые, по его мнению, сглаживают их тяжелую жизнь. Он единственный, кто подходит к умирающей Анне и утешает ее в последние часы перед смертью. Он рисует перед Васькой Пеплом картины счастливой жизни в Сибири. Актера старик подбадривает рассказами о больницах, в которых лечат от алкоголизма. Почти для всех Лука находит доброе слово утешения и участия.
С исчезновением Луки жизнь обитателей ночлежки становится еще тяжелее. Разбередил Лука ночлежников, но их жизнь не в силах изменить ни «правда» Сатина, ни «сказки» старика. Васька Пепел арестован. Актер покончил с собой… Все возвращается на круги своя. Как жить? Во что верить?
Образом Луки Горький показывает, что путь примирения с действительностью несостоятелен. Другой путь – это борьба, и к этой борьбе призывает Сатин. Он осуждает ложь Луки и считает ее религией рабов и хозяев. Основная идея пьесы – вера в человека.
На дне. Сочинение 2
Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они тем, что в них описывалась вся правда той жизни, которая окружала писателя. Это могли быть как интеллигентные люди, честно зарабатывающие свой кусок хлеба, так и бездомные скитающиеся от ночлежки к ночлежке и побирающиеся случайными подработками.
Пьеса «На дне» была создана М. Горьким в 1902 году. В ней были настолько красочно и реалистично отражены проблемы того времени, настолько актуальны, что произведение практически моментально получило широкую признательность публики. В пьесе автор показал проблему пьянства во всей неприглядности, окружающую нищету и жестокие условия существования людей, кто махнул на свою жизнь рукой и просто плывет по течению. До этого тема босячества, жизни на самом дне общества не поднималась и была для всех в новинку. Другие авторы освещали различную тематику жизни русского народа, но этот аспект обходили стороной.
Именно интерес М.Горького к людям живущих на дне общества превратил пьесу в настоящую психологическую драму. Герои произведения высказывают свои мысли о том каким должно быть добро, справедливость, счастье. Почему они несчастны, а жизнь к ним несправедлива. Например, в рассуждениях Сатина о роли человека в обществе, предназначении в жизни, о совести, добре и зле, есть фраза – «Человек звучит гордо». Фраза со временем стала крылатой и широко используется и в наши дни.
Сатин является поборником горькой правды, презирает нравственность, и во всю доказывает что не стоит и пытаться что-то делать, для того чтобы изменить свою жизнь или себя. Лука же, мечтатель, и считает что жителям ночлежек нужно дать мечту. Вранье для блага по его мнению имеет право на существование. На поверку он оказался пустозвоном, человеком который не умеет держать свое слово. Он сбежал из ночлежки, как только почувствовал что его вранье, которое он называл мечтой, может раскрыться. Горькая правда Сатина оказалась тоже не совсем тем, что нужно было людям с обочины жизни. Клещ из-за него лишился уверенности в себе, прекратил все попытки изменить себя и вернутся к нормальной жизни.
В пьесе М.Горький дает понять, что в мире могут выжить только сильные личности, которые умеет крепко стоять на ногах, несмотря на жизненные невзгоды. Слабым и беззащитным, лучше уйти с их пути, опуститься на дно. Однако смысл пьесы не естественный отбор. Идея – показать, что те кто оказались на дне, сами опустили руки, и даже не хотят попытаться что то сделать, чтобы подняться оттуда. И нужно понимать, никогда нельзя сдаваться в борьбе за свое существование, даже если на пути могут встретиться очень большие преграды.
По пьесе На дне
Популярные сочинения
Все в детстве хотят быть пожарными, учителями и врачами. И, конечно, ребенок видит только красивые стороны профессии: блестящую каску и красную машину, линейку и глобус в руках доброго учителя
Иван Яковлевич Билибин – художник-сказочник, выполнявший прекрасные рисунки ко многим былинам и сказкам, в том числе к сказкам Пушкина. Кроме этого, рисовал декорации к спектаклям. Билибин увлекался древнерусскими и народными традициями.
Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н.В. Гоголем в молодом возрасте. Произведение написано в комедийном жанре, в нем описаны интересные традиции украинского народа
Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, философских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пьесой-диспутом!
Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее основе лежит спор о человеке, о его назначении, положении в обществе и отношении к нему. В нем участвуют практически все обитатели ночлежки. Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом. Показывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.
Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисованные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни. Они ведут пустое существование. Судьба и бесчеловечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и прошлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».
Взбудораживает жизнь «дна» появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема человека. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский вопрос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
Философия Луки сводится к утверждению: «Человек все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука. Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспощадна. Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстрируют его философию, доступно говорят босякам о стариковской правде. Он ласков с ними, называет их «милый», «голубка», «детынька». Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, правда-то, может, обух для тебя».
Основываясь на этом, таинственный странник умирающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной тишине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение. Актера старик тешит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислушиваются к Луке. Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспоминает свое имя, свое любимое стихотворение.
Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о помощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.
Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаруживается связь с Евангелием, с апостолом, также несущим миру свое учение. И горьковский Лука — носитель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много узнал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каждый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки. Лука проповедует: «Человек добру может научить очень просто».
Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая терпят»), и направляющие суждения («Кто крепко хочет — найдет»).
Приход Луки осветил ночлежку внезапным светом. В жизни обитателей костылевской пещеры появился луч доброты и ласки, внимание и желание помочь. Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клички, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я».
Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был». Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротивляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность. Когда Лука исчез, реальная жизнь ужаснула Актера, и он повесился, а Настя от безысходности впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.
Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-неволей пришлось возвращаться к прозаической и суровой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика. Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в костылевской ночлежке разворачиваются драматические события. Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тяжелее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изменить в своей участи. Поманил старик, а дороги не показал. Ночлежники демонстрируют абсолютную неготовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смогла найти опоры в характерах босяков.
Лука — идеолог пассивного сознания, которое всегда отвергал Горький. Такая психология, считал драматург, способна только примирить человека с его положением, но она никогда не толкнет его это положение изменить.
Монолог Сатина является живой реакцией на философию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречивый, неоднозначный Сатин пропагандирует необходимость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность. Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов лежит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое человек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что такое правда? Человек — вот правда. Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собственные сокровенные мысли.
Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утверждает высокое назначение человека, гуманизм сострадательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действительностью.
Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил» жителей, а на него самого «подействовал. как кислота на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утешительная ложь Луки названа им религией рабов и хозяев. Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заставить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сатину,— творец, хозяин и преобразователь жизни. «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,— звучит из его уст. Он смело утверждает равенство людей независимо от их социального положения и национальности. Слова Сатина произнесены в минуту глубокого душевного подъема, и это свидетельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте человека в ней. Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.
Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он считает, что не следует пытаться что-то изменить в жизни, нужно со всем смириться, все принять как должное, и зло в том числе. По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут. как щепки по реке плывут»,— утверждает он. Эта позиция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру. Носитель такой позиции становится пассивным, жестоким и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придерживался, пожалуй, Барон. Он всю жизнь бессмысленно плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дворянина он превратился в босяка. Он и есть пример человека — щепки.
В одном из писем Горький писал «. моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.
Сочинение по произведению Максима Горького «На дне»
«На дне»
Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучительную историю. Тема босячества является ключевой в творчестве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что каждый из этих опустившихся людей все-таки достоин поддержки и понимания.
Однако не только этим определяется содержание произведения. Главным в пьесе является спор о человеке, который ведут между собой два противопоставленных друг другу героя: Сатин и Лука. В этом споре Сатин поет славу гордому человеку, а Лука считает, что все люди одинаковые (как блохи: «все — черненькие, все — прыгают…»). Он проповедует особый вид духовной поддержки: рассказывает небылицы, тем самым вселяя в людей ложные надежды. Горькая правда или спасительная ложь — что лучше? На этот вопрос каждому человеку, прочитавшему пьесу «На дне», придется самому дать ответ.
Уже данное в ремарках описание ночлежки, в котором она сравнивается с пещерой, показывает читателю бедственность положения людей, попавших на дно общества. Герои пьесы спят на нарах, как в тюрьме, вокруг всюду царит грязь и символы обветшания («тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», некрашеная грязная мебель, старая одежда и просто мусор («изодранная карточка из-под шляпы», «куски клеенки, тряпье»)). Видя такой интерьер, сразу понимаешь, почему Анна и Актер кашляют: в подобной атмосфере жизни трудно оставаться здоровым человеком.
Примечательно, что находясь, на дне жизни, герои М. Горького не перестают мечтать о счастье. Настя читает книжку с названием «Роковая любовь», жаждет жизненных перемен, хочет уйти на другую квартиру, а Квашня утверждает, что никогда не выйдет замуж даже за принца. Л Клещ уверен, что та мечтает обвенчаться с Абрамкой. Ваське Пеплу во сне снится пойманный «огромаднейший» лещ. Барон любит вспоминать о том, как по утрам в постели пил кофе со сливками. Своеобразный итог этим мечтам подводит Лука: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!».
Нелегко дается этап приспособления к новым условиям героям, привыкшим к хорошей жизни. М. Горький показывает читателю целую галерею различных социальных типов, рассуждает о причинах, приведших на дно вполне обеспеченных и благополучно живших в прошлом людей. Барон, например, имеет титул. Актер когда-то играл в театре. Теперь они спорят о том, кто из них будет подметать пол. Сатин говорит, что когда-то много читал и считался образованным человеком. Бубнов работал скорняком и при этом имел свое дело.
Наиболее тяжелым положением в пьесе является ситуация Анны. Сначала кажется, что она смирилась с обстоятельствами и хочет от жизни лишь одного — спокойно умереть. Недаром Квашня называет ее «терпеливицей». Вспоминая перед смертью свою жизнь, Анна видит в ней одни только побои и обиды, отрепья и боязнь съесть лишний кусок хлеба. Героиня боится только того, что на том свете тоже придется мучиться. Однако затем из разговора с Лукой выясняется, что Анна все- таки хочет еще немного пожить.
Узникам жизни в пьесе противопоставлен хозяин ночлежки Костылев. Негативное отношение автора к этому герою прослеживается уже через ремарки: Костылев напевает что-то божественное и одновременно подозрительно осматривает ночлежку, исподлобья смотрит на него Клещ. Противоречие между показным благообразием хозяина ночлежки и его неуемной жадностью ярко выявляется в последующем диалоге, когда Костылев восклицает: «А я на тебя полтину накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». У Клеща же повышение платы за ночлег ассоциируется с накинутой на шею петлей. Отказывается Костылев и скостить долг Актеру. Согласно его философии доброта к деньгам отношения не имеет. Такая позиция, несомненно, выглядит удобной. Костылев на словах вроде бы жалеет своих постояльцев («А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…»), а на деле просто наживается на их безвыходном положении.
Отличительной особенностью пьесы М. Горького «На дне» является афористичность. В произведении часто встречаются пословицы и поговорки («Шум — смерти не помеха» (Бубнов), «Дважды убить нельзя» (Сатин). «Старику — где тепло, там и родина» (Лука), «Все мы на земле странники» (Лука)). Наряду с распространенными афоризмами есть и те, которые в тех или иных ситуациях составляют сами герои («Иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь» (Актер), «Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрется… все сотрется…» (Бубнов), «Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это веря в себя, в свою силу» (Актер), «Все хотят порядка, да разума нехватка» (Бубнов)).
Горьковское отношение к труду в пьесе выражает Сатин. Он говорит: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!». Клещ утверждает, что работает с малых лет, но не может вырваться из нищеты. Причину этого он видит в том, что хорошо живут лишь те, кто без чести, без совести.
В пьесе поднимается вопрос о вере человека в себя, о жизненных опорах.
Не менее важен в пьесе вопрос о взаимоотношениях между людьми. Недаром Сатин спрашивает, зачем люди бьют друг друга.
Для более глубокого понимания пьесы необходимо обратиться к работе Ф. Ницше «О мечтающих об ином мире».
Горьковская идея о том, что человек должен преодолеть собственное несовершенство, восходит к ницшеанству.
Современная М. Горькому литературная критика встретила пьесу с большим интересом. Дискуссионным стал вопрос о том, как относиться к обитателям ночлежки в обществе. Демократическая критика подчеркнула, что М. Горький призывает читателя не жалеть, а уважать этих людей. Одновременно было отмечено, что М. Горький в какой-то степени идеализирует своих «босяков», вкладывая в их уста свои блестящие мысли, которые не соответствуют по сути ни их характерам, ни образу жизни. Особенно много суждений было высказано по поводу образа Луки, которого, по мнению критиков, нельзя считать положительным персонажем.
Особую роль для понимания идейного содержания произведения в пьесе играют монологи героев.
Сочинение «Образы ночлежников в пьесе А. М. Горького «На дне»
Пьеса «На дне» – итог двадцатилетних наблюдений А. М. Горького над миром «бывших людей». Самому писателю было всего десять лет, когда ему пришлось отправиться «в люди». Он наблюдал жизнь самого «дна» общества, а когда начал писать, в его произведениях нашли отражение эти детские и юношеские впечатления. Вначале М. Горький даже идеализировал бездомных бродяг, потому что ему казалось, что эти люди, лишенные собственности, отличаются от обычных обывателей. Они не жадны, не копят денег, а потому свободны. Позже, в пьесе «На дне», написанной в 1902 году, М. Горький отказался от какой бы то ни было идеализации и романтизации мира «бывших людей».
В пьесе «На дне» изображена ночлежка Костылева, в которой обитают люди, лишенные всего. У многих из них не осталось даже имени, и они известны по кличкам: Актер, Клещ, Татарин, Барон. Обитатели «дна» – это выходцы из самых разных сословий тогдашней России. Барон – бывший аристократ, Бубнов – ремесленник, Сатин – интеллигент, бывший служащий на телеграфе. Есть в пьесе и те, кто не знал другой жизни. Это Настя и «вор, воров сын» Васька Пепел.
Известно, что официальная пропаганда оправдывала существование «дна». Считалось, что на «дно» люди попадают вследствие своих пороков, обитатели ночлежек – это естественные отбросы человеческого общества. М. Горький же показывает, что эти люди даже в нечеловеческих условиях сохранили «жемчужины нравственных качеств». Добр, мягок, отзывчив Актер, трудолюбив Клещ, мечтающий честным трудом вырваться со «дна». А сколько богатырской силы и благородства у потомственного вора Васьки Пепла! Нищая, голодная Настя мечтает не о сытости и благополучии, а о жертвенной, чистой и бескорыстной любви. И у читателя создается впечатление, что не сами люди виноваты в своем падении. При других обстоятельствах они могkи бы стать достойными членами общества. Судьбы людей «дна», как их описывает М. Горький, это обвинение социальному устройству России того времени.
Рисуя образы ночлежников, М. Горький не только отвечает на вопрос: «Кто виноват?». Он ставит и решает еще более существенный вопрос: «Что делать?». Что поможет человеку обрести достойную жизнь? По-разному отвечают на этот вопрос главные персонажи пьесы – Лука и Сатин.
Лука – странник, старый человек, который появляется в пьесе не сразу. Зритель и читатель уже заглянули на «дно» жизни и ужаснулись человеческому страданию. И вот появляется Лука, который умеет для каждого найти ласковые, утешительные слова, примиряющие человека с действительностью. Актеру он рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут ему помочь; Анну он уговаривает потерпеть и не бояться смерти, потому что потом «муки не будет». Он защищает Настю, когда говорит, что верит ее рассказам о «роковой любви». Ваське Пеплу он советует ехать в Сибирь на «вольные земли». И несчастные люди потянулись к Луке. Даже Васька Пепел, который не очень-то поверил рассказам Луки, говорит: «Ври, ничего… Мало, брат, приятного на свете…»
Дальнейшие события пьесы показывают, что утешительная ложь Луки, хотя и смягчила нравы в ночлежке, по-настоящему никому помочь не смогла. Судьба ночлежников поистине трагична: повесился Актер, умерла Анна, еще тяжелее, чем прежде, Насте, которой больше никто не верит; Васька Пепел, скорее всего, попадет в Сибирь, только не на «вольные земли», а на каторгу.
А сам Лука исчезает в самый решительный момент, когда людям нельзя помочь словами, а нужны только реальные дела.
Хотя многие сюжетные линии пьесы исчерпываются в третьем акте, М. Горький пишет и четвертый акт, который, как показала многолетняя практика постановки пьесы на многих сценах мира, воспринимается как самый важный. Когда- то даже А. П. Чехов усомнился в сценичности этого акта. Но зрительское напряжение всегда достигало кульминации именно в четвертом акте, где не происходит никаких событий, но где Сатин произносит свои знаменитые монологи о правде и лжи.
Сатин вовсе не положительный герой пьесы, да такого, наверно, и не могло быть в пьесе о босяках. Но Сатин, сохранивший многие хорошие человеческие качества, стал выразителем идей М. Горького в этой пьесе. Примечательна биография Сатина, который «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая честь сестры, а после тюрьмы ему «нет ходу». И этот много переживший в жизни человек утверждает, что людям не нужна ложь. «Ложь – религия рабов и хозяев», одним она помогает оправдать свое господство, а другим – примириться с бесправием и угнетением. Но тому, кто свободен и «не жрет чужого», ложь не нужна. «Правда – бог свободного человека!». Не нужно унижать человека ложью, человек всегда должен знать истинное положение дел. Только тогда он сможет победить обстоятельства. Это философское содержание пьесы, особенно отчетливо выраженное в последнем акте, и было особенно дорого зрителю и читателю.
Пьеса М. Горького «На дне» была написана накануне первой русской революции, и в те тревожные дни она утверждала красоту и величие свободного человека. «Человек – это звучит гордо!». Это была пьеса-буревестник, которая предвещала бурю и бурю звала.
Бывшие люди в пьесе На дне Горького сочинение
Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году, была сразу же поставлена на сцене МХТ, переведена на многие европейские языки; спектакли по пьесе шли не только в европейских театрах, но даже и в Японии. Успех пьесы был вызван тем, что она остро ставила не только социальные проблемы, актуальные для России, но и философские, главная из которых — о сущности человека, о его назначении.
Для Горького слово «человек» звучало гордо, недаром он писал это слово с большой буквы. Тем острее он переживал унижение человеческой личности «в мире насилья и денег». В пьесе «На дне» автор изобразил жизнь босяков, обитающих в костылевской ночлежке, которая одновременно похожа и на пещеру, и на тюремную камеру. В одном помещении сосуществуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Эта скученность и страшная нищета («Не помню — когда я сыта была… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь. » — жалуется Анна) порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. И это воспринимается как обыденность. «Однажды тебя убьют», — предупреждает Актер Сатина. «Дурак, дважды убить нельзя», — шутит в ответ Сатин.
Обычное утро в ночлежке начинается со ссоры, причем каждый старается задеть другого побольнее («Врешь.»; «козел ты рыжий»; «ты чего хрюкаешь?». Барон, ударяя Настю книгой по голове, приговаривает: «Дура ты, Настька»). Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы. И это закономерно. «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут», — говорит Кривой Зоб. Каждый из обитателей ночлежки преступает законы нравственности: Настя — проститутка, Барон — сутенер, Сатин — шулер, Васька Пепел — вор. Клещ замучил жену и сам постепенно опускается на дно жизни. Да еще им помогают окончательно погибнуть и хозяева ночлежки Костылевы, которые под видом заботы о «несчастной братии» то «полтинничек накинут», то Ваську Пепла в тюрьму посадят.
Обитатели ночлежки — люди без будущего, да и прошлое-то не у всех есть. Если Барон — бывший барон, а Сатин — бывший телеграфист, Актер — бывший актер провинциального театра, то Васька Пепел — отродясь вор («вор, воров сын»), а у Насти прошлого вообще нет — не было ни родителей, ни семьи. В настоящем же все равны в нищете и бесправии. В этих условиях и обнаруживается истинная сущность человека. На вопрос, остается ли человек, лишенный всех условий нормальной жизни, человеком, Горький отвечает утвердительно. Чем больше попирается личность — тем сильнее желание человека утвердить своё человеческое достоинство. «Человек выше сытости». И для людей, выброшенных из жизни, высшими ценностями являются «несъедобные» вещи:
- образование: «Я был образованным человеком… знаешь!» — вспоминает Сатин;
- талант: «Образование — чепуха, главное — талант», — возражает ему Актер, мечтающий вернуться на сцену;
- честный труд: «Я сказал — брошу воровать! Надо жить так, чтобы самому себя можно мне было уважать», — мечтает вор Васька Пепел;
- любовь: «Разве вы можете понимать любовь? Настоящую любовь!» — кричит Настя, вынужденная продавать свою любовь.
Человеческое в этих людях не погибло, оно прорывается у обитателей ночлежки в бытовых мелочах. То Квашня оставляет умирающей Анне пельмешек, а та отдает их своему мужу.
Сатин говорит о самоценности человеческой личности. Человек — центр мироздания, он — творец, преобразователь жизни.
Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга.
Он говорит о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности
Что такое человек. Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!
В спор вступает появившийся из ниоткуда Лука – странник, принёсший с собой идею веры в лучшее:
Во что веришь, то и есть, – говорит он Пеплу.
Каждому дарит Лука крупицу веры в лучшее будущее: Анну убеждает, что муки её конечны и скоро настанет избавление от страданий, Актёру рассказывает о бесплатных лечебницах для алкоголиков, которые на тот момент уже существовали, Пеплу советует уехать в Сибирь, где можно будет с чистого листа начать новую жизнь, строить семью и счастье. Насте верит, что её любовь не сказка, а быль. Многим его слова кажутся ложью, обманом, но ведь от этих слов, его участия, спокойствия, исходящего от доброго странника, становится всем легче, правда, ненадолго. Но надо задействовать и собственные силы, опереться на внутреннее стремление, понять, что ты хочешь.
Нужно только посмотреть правде в глаза, поверить в свои силы, и только при этих условиях можно изменить мир к лучшему. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум и творческую энергию, только на время подействовали на ночлежников, почувствовавших братскую общность застолья и объединенных общей судьбой, выраженной в безнадежном отчаянии тюремной песни:
Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно… а мне хочется на волю, но цепь порвать я не могу…
Песня была прервана известием о том, что на пустыре «Актер… удавился». Кто виноват в этом? Актер ли, поверивший Луке, или Сатин, раскрывший ему глаза на истину жизни? Что лучше, жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь?
Пьеса заставляет задуматься над своей жизненной позицией каждого человека и определить свое место на земле.