Доктор в романе Обломов Гончарова (характеристика и образ) сочинение

Образ Обломова – анализ героя романа «Обломов»

Введение

Произведение «Обломов» Гончарова – социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году. В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие, раскрывая их через жизнеописание главного героя – Ильи Ильича Обломова – человека ленивого, апатичного, чрезмерно мечтательного и совершенно неприспособленного к реальной жизни. Образ Обломова в романе Гончарова является центральным и наиболее ярким мужским образом произведения. По сюжету книги читатель знакомится с Ильей Ильичем, когда герой уже достиг тридцати с лишним лет и представляет собой полностью сформировавшуюся личность. Как многие мужчины в его возрасте он мечтает о большой семье, детях, милой, хозяйственной жене и благополучном закате жизни в родном поместье – Обломовке. Однако все эти представления о далеком прекрасном будущем остаются только в грезах героя, в реальной жизни Илья Ильич не делает абсолютно ничего, что хотя бы на шаг приблизило его к идиллической картине, которую он давно распланировал в своих мечтах.

Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, ему даже лень подняться с постели, чтобы поприветствовать гостей. Вся его жизнь – это сонное царство, мечтательная полудрема, состоящая из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые изматывали его морально и от которых он порой уставал и изнеможенный засыпал. В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от него всеми возможными способами, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а уж тем более трудиться и уверенно переступать через неудачи и поражения, продолжая движение вперед.

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать атмосферу, в которой воспитывался герой. Родная деревня Ильи Ильича – Обломовка, находилась в отдаленной от столицы, живописной и тихой местности. Красивая природа, спокойная размеренная жизнь в поместье, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов не был готов к трудностям жизни вне Обломовки. Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что встретит подобное отношение к себе и на службе. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, настроенный совершенно по-другому. На работе никто не интересовался им, никому до него не было дела, так как каждый думал лишь о повышении собственного жалования и продвижения по карьерной лестнице. Чувствуя себя неуютно, после первой же ошибки на службе Обломов, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, сам уходит с работы. Больше герой не пытался куда-то устроиться, живя на деньги, которые ему присылали из Обломовки и все дни проводя в постели, таким образом, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира.

Обломов и Штольц – образы-антиподы

Антиподом образа главного героя в романе «Обломов» Ильи Ильича является его друг детства – Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц – полная противоположность Обломова, хотя они и являются выходцами из одного социального класса. В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего исключительно своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, его не пугают неудачи, так как он знает, что в любом случае сможет достигнуть своей цели, достичь все больших высот. И если смыслом жизни Обломова является иллюзорный мир, который он выстраивает в своем воображении и ради которого живет, то для Штольца таким смыслом остается упорный труд.

Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два разнонаправленных начала и два антитетичных типа личности – интровертный и экстравертный, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка бы окончательно запустил дела в Обломовке либо продал ее за копейки кому-то вроде Тарантьева. Штольц яснее всего понимал пагубное влияние на друга «обломовщины», поэтому всеми силами старался вернуть его в реальную жизнь, забирая с собой на светские приемы либо заставляя читать новые книги.
Введение автором в повествование такого персонажа как Андрей Иванович помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым, не желающим ни к чему стремится тюфяком. С другой же стороны, раскрываются и его положительные качества – душевное тепло, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким людям, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевное равновесие, потерянное в постоянной жизненной гонке.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разных любви – стихийная, всеохватывающая, бурная и оживляющая любовь к Ольге Ильинской и тихая, умиротворяющая, основанная на уважении, полная спокойствия и однообразия любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова по-разному раскрывается в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем ярким лучом, который мог бы вытащить героя из «болота обломовщины», ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает вновь читать книги, у него словно вырастают крылья, так как появляется реальная цель – возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственное благоустроенное поместье. Однако Илья Ильич не был готов полностью меняться, ему чужды были стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломов первый начинает отступать и первый пишет ей письмо, в котором говорит, что ее любовь – не истинные чувства. Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его страх перед изменениями и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич подсознательно ощущал, что их жизненные пути слишком разные, что Ольге нужно намного больше, чем он готов ей дать. И даже если он попробует стать для нее тем самым идеалом нежного, доброго, чувственного, но при этом непрерывно развивающегося, деятельного человека, то будет до конца жизни несчастным, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но заранее предначертанного расставания Обломова и Ольги, герой находит утешение окруженный заботой Пшеницыной. Агафья по натуре своей является идеалом «обломовской» женщины – малообразованной, но при этом очень доброй, душевной, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его. Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной строились на уважении, которое постепенно переросло в тепло и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь. Вспомним, что когда Штольц пытался забрать Обломова с собой он не хочет ехать не потому, что ему лень, а потому что ему важно остаться со свое женой, которая смогла дать ему то счастье, о котором он так долго грезил.

Заключение

Анализ образа Обломова дает понять, что интерпретировать Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает читателя, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и, возможно, мощный нереализованный потенциал. Обломов – сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии. Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для современного читателя, интересующегося творчеством великого русского писателя.

Образ и характеристика доктора в романе Обломов

Доктор является одним из персонажей второго плана, фигурирующих в произведении. Его образ служит для того, чтобы дать характеристику и главному герою романа и обществу того времени.

Врач, пришедший осмотреть Обломова и выслушать его жалобы, производит впечатление хорошего специалиста. Как медик предсказал главному герою скорую смерть, если тот не изменит своего пассивного образа жизни.

Доктор, судя по дорогому костюму и перстню, специализируется на лечении состоятельных клиентов, таких как помещик Обломов. Неудивительно, поэтому, что на его лице читается внимание к больному и забота о нем. В данном случае, как видно из описания автора, имеет место лицемерие, по отношению к богатому клиенту, которого не хочется терять. О скромности и сдержанности доктора, также подчеркнутой Гончаровым, скорее всего, можно сказать то же самое.

Доктор честно исполняет свой долг по отношению к очередному клиенту. Он советует Обломову сменить образ жизни и заняться активными развлечениями: охотой, путешествиями, танцами и ездой верхом.

Главный герой романа не последовал рекомендациям врача. Действительно, то, что советовал доктор, не могло вылечить причину бесполезного лежания на диване. Обломов – это гротескный образ дворянства, ведущего паразитический образ жизни. Доктор предлагал просто, можно сказать сменить один диван на другой, сделать ничегонеделание более разнообразным и социально приемлимым.

Показательно, что автор, дал несколько намеков, подталкивая читателей к такому выводу. Доктор советует Обломову не заботиться и не волноваться. Читать, писать и думать врач также посчитал вредным, и порекомендовал исключить это из жизни. Рекомендации, данные Обломову, были рассчитаны на богатых бездельников. Доктор исключали труд в любой форме.

Доктор, как и ряд других персонажей произведения, не предложил Обломову цели, ради которой стоит жить. Некоторые рекомендации доктора, действительно могли продлить Обломову жизнь, такие, как отказ от жирной пищи и активное времяпровождение на свежем воздухе, но от духовной смерти, уже постигшей главного героя романа это не могло спасти в любом случае.

Читайте также:  Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина сочинение

Гончаров причиной бесполезного существования Обломова изобразил общественные условия, дающие возможность вести подобный образ жизни, поэтому доктор появляется в романе, с целью показать, что, в данном случае, бессильна и медицина.

Сочинение Доктор в романе Обломов

В произведении И. Гончарова «Обломов» главный герой чувствует недомогание, поэтому вызывает на дом эскулапа. Благодаря образу явившегося к молодому лежебоке врача как нельзя лучше описывается жизнь Ильи Обломова – молодого барина, любящего мечтать лежа на диване и характеризуется общество того времени в целом.

У доктора хороший костюм и перстень, а, значит, он лечит богатых клиентов, таких как помещик Обломов. Он внимателен и заботлив к Илье Ильичу, однако это не больше, чем лицемерие.

Все же доктор добросовестно отнесся к своему долгу по отношению к молодому барину. Он посоветовал Обломову такие развлечения, как: охота, путешествия, танцы и верховая езда. Доктор предупреждает главного героя о последствиях его праздного времяпрепровождения. Но Илья Обломов не прислушался к словам врача, который предупреждал его о неминуемом инсульте и возможной ранней кончине.

На самом деле советы доктора не могли привести ни к чему хорошему, ведь все сводилось к смене одного дивана на другой. Он предлагал Илье Ильичу другие формы безделья, считавшиеся более приемлемыми в обществе.

У доктора, лечащего состоятельного клиента, основная задача не потерять выгодного больного. На этот вывод автор наталкивает читателя по нескольким намекам, которые присутствуют в романе. Например, доктор прописывает Обломову отказаться от всякого рода печалей и переживаний. Чтение, письмо и различные мысли врач рекомендовал пациенту исключить из своей жизни. Советы, предназначенные для главного героя, были актуальны для богатых бездельников того времени. В рекомендациях доктора не было занятий трудом, которые на самом деле пошли бы на пользу лежебоке.

Доктор вместе с другими персонажами произведения, как ни странно не предлагали Обломову обрести цель, как стимул к жизни. Однако были и рациональные предложения, способные вернуть Обломова к жизни. Врач предлагал пациенту отказаться от жирной еды и заняться активными прогулками на свежем воздухе. Но главного героя романа уже настигла духовная смерть, поэтому все наставления доктора ему были ни к чему.

Автор видит в бесполезном существовании Обломова следующую причину: это все общественные условия, в которых вынуждены выживать богатые помещики. Доктор фигурирует в романе для того, чтобы донести читателю то, что в данном случае медицина помочь не может.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика доктора в романе Обломов

Популярные сегодня темы

Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки. Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.

Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию

Путешественника в произведении Радищева многие отождествляют непосредственно с самим автором. Да, действительно, между ними есть много общего, близкого

Алоизий Могарыч жил по соседству, Сведя знакомство с Мастером, отрекомендовался журналистом и покорил его своим интересом к литературе и его творчеству. Он уговорил Мастера дать ему роман

Произведение создано в драматическом жанре, повествующем о тяжелом, серьезном, бытовом сюжете, приближенным к реальной действительности.

СПАДИЛО.РУ

Образ Обломова

Илья Ильич Обломов — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

Стиль жизни

Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.

Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.

С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

Окружение

Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.

Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности. Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина». Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.

Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

Перевоспитание

Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской. Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках. Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.

Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.

Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость. Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина». Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

Трагедия Обломова

Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.

Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова «Обломов»

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

Читайте также:  Анализ поэмы Паломничество Чайльд-Гарольда Байрона

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Он постоянно откладывает свадьбу. Ему надоедают частые встречи, прогулки. Ольга понимает это. Она разрывает отношения, так как ей не удается изменить Илью, а с равнодушным к жизни человеком она жить не сможет.

Последние годы жизни

Через несколько лет после расставания с любимой, Обломов женится на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату на Выборгской улице. Он вновь стает таким же унылым лентяем, вечно отлеживает бока на диване. Его супругу это вполне устраивало, не раздражало.

У Ильи Ильича Обломова случилось несколько апоплексических ударов. Судьба отмеряла ему недолгий путь. После очередного приступа он скончался.

Cочинение «Характеристика главных героев в романе Гончарова «Обломов»»

ндрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто невозможно. Штольц настолько погряз в рутинной суете жизни, что выбраться из нее уж не смог. Андрей – человек действия, он не в состоянии остановиться и созерцать, подобно Обломову, ему необходимо постоянное движение вперед. Жизнь для Штольца – это жизнь разума, преобладающего над сердцем. Ольга Ильинская намного ближе Штольцу, чем Обломову.

Она тоже живет рассудком, не задерживаясь долго на одном месте. Штольц для Обломова – своеобразный демон искуситель, который пытается затащить Обломова в искрящийся суетливый мир, а Илья Ильич этому отчаянно сопротивляется. Такое положение вещей ничуть не омрачает их дружбу, напротив, Штольц – единственный человек, которому Обломов доверяет свои самые сокровенные мысли и чувства. Именно ему Илья Ильич говорит о своих переживаниях, откуда мы узнаем, что он далеко не однозначная натура, что его, подобно всякому живому человеку, тоже обуревают страхи, сомнения, противоречия. Мы узнаем, что Обломов пытался «жить и гореть, но огонь его двенадцать лет томился, сжигая свою темницу, и, наконец, погас». Обломов долгие годы томился на службе, так и не сделал карьеру, потому, как не захотел, а точнее, не смог опуститься до мелких интриг, которые претили его природе.

Образ Обломова неразрывно связан с миром его вещей. Автор мастерски использует литературный прием, когда по описанию предмета мы узнаем много интересного о его обладателе. Так, например, туфли и халат Обломова (широкие, мягкие) словно отражают широкий и мягкий нрав их хозяина, его покладистый и добродушный характер. Не потому ли так любят бывать у Обломова его друзья? Пусть в его квартире не царит идеальный порядок, пусть сам хозяин встречает их в старом халате и потрепанных туфлях, но зато это едва ли не единственное место, где можно отдохнуть душой от всеобщей суеты и духовного холода в этом мире, где царит разум.

В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить «лишние» мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски. Он точно знает, что, когда и как сделать, чтобы было так, как надо. Как ни странно, в читателе такая цельность не вызывает симпатии. Я не могу сказать, что в Штольце нет положительных черт характера. Напротив, этим человеком можно восторгаться, но он никогда не будет нам так близок, как Обломов. Скорее его положительные черты затвердели в этой суматохе, когда нет времени задуматься о верности идеалам, да и самих то идеалов, кроме неких меркантильных интересов, почти не осталось. Он твердо знает, чего хочет от жизни и каким образом достичь поставленной задачи. Так зачем же останавливаться и задумываться о своей судьбе. Ему вполне достаточно мелкого бюргерского счастья, когда «дом – полная чаша», преклонение друзей, уважение врагов, красивая жена с богатым приданым, хорошие связи – чего еще может желать человек? Но нет. Именно такие люди в конце жизни часто думают, что что то упущено, чего уже не вернешь, когда вроде все есть, а чего то не хватает. Осознание, что они просто забыли жить, наслаждаться каждым моментом бытия, приходит не ко всем.

До самого конца Штольц не оставляет попыток встряхнуть Обломова, «вернуть его к жизни», но ему это не удается. Да, Обломов умирает, его огонь давно погас, но он жил в согласии с собой, добросовестно храня свои идеалы и не отступая от своих принципов ни на йоту. Штольц – представитель уже нового времени, когда традиции и обычаи не несут такого значения, как в патриархальном обществе. Но это время, когда утрачивается сама суть русского духа, без которого уже нет той Руси, которой гордился Гончаров.

Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении. Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова. Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками. Кто то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова. В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права. Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека. Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Читайте также:  Анализ рассказа Бунина Кавказ сочинение 8 класс

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе. Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна.

Сочинение Андрей Штольц в романе Обломов (Образ и характеристика) Гончарова 10 класс

Андрей Штольц — друг Ильи Ильича Обломова, герой романа «Обломов» Ивана Гончарова.

Штольц родился в семье немца и обедневшей дворянки. От отца ему передались такие качества характера как рационализм, трудолюбие, активность, предпринимательская жилка, пунктуальность. От матери к герою передалась любовь к книгам и искусству.

Штольц — антипод Обломова. Они познакомились в школьные годы. Штольц был ярким, необычным, харизматичным человеком. У него было немного друзей, так как его привлекали смелые, сильные и необычные личности. В Обломове ему были симпатичны такие качества как доброта, милосердие, мягкость. Они были хорошими товарищами, несмотря на то, что кардинально различались.

Их отличия были выражены не только в характере, но и в портрете. Штольц был поджарым мужчиной со смуглым лицом. Казалось, что он и состоял только что из мускул, костей и кожи. Он был лишен мягкости и округлости, присущей Обломову.

Штольц активно трудился и работал. Он не мог представить своей жизни без активной деятельности. Однако, не все так просто. Ради чего трудился Андрей Штольц? Если внимательно читать роман, то несложно понять, что истинной цели у героя не было. Он трудился ради труда, просто так, движение ради движения. Здесь и проявляется его сходство с Обломовым, который ленился ради самой лени, просто так.

Однако, не все так прекрасно получалось у Штольца. Существовала такая в жизни сфера, которая была неподвластна его холодному разуму — любовь. По итогу Андрей Иванович Штольц связал свою жизнь с Ольгой Ильинской. Была ли у них любовь? В классическом понимании как союз двух пылающих сердец — нет, конечно же не была. Штольц не мог быть эмоциональным и чувственным. Он всегда во всем сохранял рационализм. Ольга — яркая и эмоциональная девушка, которая мечтала выйти замуж за идеального человека, доброго, умного, успешного и в карьере, и в свете. Однако, такого не удалось. Из любовь больше похожа на крепкую дружбу, которую высоко ценил Штольц, к которой был невероятно способен и талантлив.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц — трудолюбивый, деятельный, активный рационалист, прекрасный друг и товарищ Ильи Обломова. Без этого персонажа роман имел бы совсем другой смысл, идею, проблему. Образ Штольца оттеняет образ Обломова, его стиль жизни, мировоззрение. По мнению автора, никто из них не прав, поэтому достичь идеала можно лишь в смешении рационализма Штольца и доброты Обломова.

Сочинение 2

Можно сказать, что в произведении активный Штольц показан автором в противовес апатичному и флегматичному Илье Обломову. Но, несмотря на то, что персонаж является не самым основным, его нельзя назвать второстепенным. На самом деле, характер героя очень многогранен.

В чем же его характерные черты. Во-первых, в отличие от остальных образов, Андрей Иванович не принадлежит к дворянскому роду. Впрочем, как и его отец. Конечно же, герой имеет благородный титул – но получил он его не благодаря протекции, а собственным трудом и усердием. Это вызывает уважение. Начиная с самых низов, Штольц сумел дослужиться до должности надворного советника.

Андрей проявляет способностью к наукам, осведомлен в области агрономии. В отличие от Ильи Ильича, привыкшего к довольствию и достатку, Штольц из простой семьи. Можно сказать, что во времена его детства семья даже жила бедно. Герой не привередлив в еде, он привык к простым блюдам.

Персонаж имеет подобающее образование и воспитание. Ведь в отличие от дворянских детей, его не баловали. Наоборот, отец, имеющий немецкие корни с детства внушил мальчику любовь к дисциплине. Мало того, в детстве Андрей даже трудился у него мастеровым. Причем, никаких поблажек не было. Сын трудился и получал зарплату наравне с другими работниками.

Штольц рано стал ответственным и самостоятельным. Он в совершенстве знает французский, имеет музыкальное образование. Умеет играть на фортепиано. Также знает немецкий язык.

Что же касается внешности героя, читатель знакомится с ним в возрасте 30-ти лет. Автор говорит о зеленых выразительных глазах, смуглой коже и атлетическом телосложении.

Характер Штольца подкупает способностью к обучению, трудолюбием и желанием (в отличие от Ильи Ильича) познавать мир. Андрей часто путешествует. Но не только для развлечения. Он обменивается с различными людьми знаниями, перенимает знания, совершенствует языки. В светском обществе периодически появляется, но не испытывает радости от подобных сборищ.

Однако у героя есть и существенный минус. Он практичен, не умеет мечтать. В некоторых аспектах его даже можно назвать приземленным. Тем не менее, ему не чужды детские активность и живость.

В то время, как Илья Ильи постоянно пребывает на любимом диване, Андрей всегда чем-то занят. Кажется, у него нет ни минуты свободного времени. Как же ему удается везде успевать?

Во-первых, он, как и все немцы, ценит свое время и умеет рационально его распределять. Штольц сдержан с окружающими, однако способен на поддержку и сопереживание.

Герой не привык жаловаться на жизнь и любит порядок. Он достаточно настойчив и амбициозен. Ценит свои достоинства. Его можно назвать человеком открытым. Завести нового знакомого для Штольца не проблема. В свое время помогал Обломову с учебой.

Впрочем, и теперь занимает делами своего друга. Положительными сторонами можно назвать тот факт, что он не поддался «типичной дворянской лени», сохранил в себе тягу к познанию, зарекомендовал себя как хороший муж, отец и друг, человек с активной жизненной позицией, который способен освоить любой вид деятельности, в кратчайшие сроки завести полезное знакомству, решить любую насущную проблему.

Характеристика Штольца

Образу ленивого и бездеятельного Ильи Ильича Обломова в романе “Обломов” И.А.Гончаров противопоставляет его лучшего друга, Андрея Штольца. Этот активный и предприимчивый человек является полной противоположностью своего товарища, но их связывает то, что ещё в далёком детстве молодые люди смогли найти общий язык и завязать дружбу на долгие годы.

В отличие от Обломова, Андрей Штольц ответственно и с энтузиазмом подходит к любой деятельности, будь то учеба, работа или спасение лучшего друга. Герой имеет немецкие корни со стороны отца, во многом его дисциплинированность вызвана достойным воспитанием и прививанием ребёнку грамотных привычек. От матери, обедневшей русской дворянки, мальчик перенял любовь к искусству и музыке. С юных лет Андрей Штольц ценит сильных личностей, но в Обломове его привлекает другое: мягкость, искренность и широта души товарища. Андрей Штольц описан И.А.Гончаровым как смуглый человек атлетического сложения, лишенный мягкости и округлости, которыми отличалась наружность Обломова. Штольц не имеет ни одной свободной минуты, рационально использует своё время, однако он прекрасно воспитан, и видя, какая хандра завладела Обломовым, предпринимает максимум усилий, пытаясь его спасти. У Андрея Штольца светлый и развитый интеллект, он раз за разом с лёгкостью придумывает всё новые способы для выведения Обломова от апатии, но всё тщетно.

Спустя время Андрей Штольц женится на своей подруге Ольге Ильинской. С самого начала этот союз выглядит скорее дружески-деловым, нежели порождённым искренними чувствами, но супруги очень уважают и прислушиваются друг к другу, а потому сомнений в прочности этого брака не возникает. В семейных делах практичность и рационализм Андрея Штольца остаются при нём, он всё с той же рассудительностью подходит к решению семейных вопросов. Однако этот герой лишён наивной мечтательности и мягкости, которая была присуща Илье Ильичу, и это его недостаток. Искренняя любовь и участие по отношению к Обломову, жившие в сердце Штольца, не исчезают со временем: он продолжает беспокоиться о судьбе Ильи Ильича, а когда тот погибает, забирает на воспитание его сына. Встретив пожилого слугу Обломова, Захара, Андрей Штольц стремится помочь и ему, но тот отказывается от предложения пойти служить к нему в дом, потому что не готов перестать навещать могилу покойного барина.

Мы делаем вывод, что Андрей Штольц – предприимчивый, деятельный человек, являющийся полной противоположностью Ильи Ильича Обломова. Сравнивая главного героя с его другом, мы понимаем, в чём состояли недостатки его характера.

Андрей Штольц в произведении Обломов

Популярные сочинения

Наше общество строится полностью на взаимоотношениях нескольких разных поколений, которые отжив своё время, так или иначе, воздействуют на поколение новое, тем или иным способы, корректируя его поведение в соответствии со своими

Сочинения по произведениям Мольера

Роман «Обломов» Ивана Гончарова является одним из самых известных произведений автора. Книга посвящена истории главного героя, Ильи Ильича Обломова.

Ссылка на основную публикацию