Герои произведения Кусака Андреева

Л.Н.Андреев “Кусака”: описание, герои, анализ рассказа

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

Рассказ был написан в 1901 году и опубликован тогда же в № 9 Журнала для всех. Издан в составе авторского сборника «Книга рассказов и стихотворений» книжным магазином «С. Курнина и К°.

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует – это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью. Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки.

Главные герои

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию – быть человеком.

Главные герои рассказа Кусака Андреева

Кусака

Кусака – собака, у которой не было хозяина и своего дома. Из-за этого все её беды. Её отовсюду прогоняли, обижали, били. Она убегала подальше от людей, зализывала свои раны. Кусака облюбовала себе пустую дачу, поселилась во дворе и стала его охранять. Так она пыталась быть хоть чем-то полезной. Однажды из города приехали дачники. Собака сначала боялась их и не подпускала близко. До этих пор она не получала от людей ничего, кроме побоев. Но новые жильцы дачи постепенно приучили её к себе, дали кличку, приласкали. Кусака изменилась, ожила. Она наконец была чья-то, охраняла не пустой двор, а своих хозяев. С гордостью выполняла она теперь свои обязанности дворовой собаки. Но счастье длилось лишь до конца дачного сезона. В конце лета жильцы уехали в город, и Кусака снова осталась одна. Хозяева даже не простились со своим питомцем. Собака только-только отогрелась и поверила человеку, но снова встретила предательство. Она вновь оказалась никому не нужной. Кусаку и раньше обижали, она привыкла к побоям и одиночеству, не ждала от людей добра. Но на этот раз она ей сделали больнее в тысячу раз: подарили надежду и отняли её.

Леля

Леля – это юная дочка новых жильцов. Она первая увидела Кусаку и пыталась приручить её. Леля весёлая, жизнерадостная гимназистка. У неё каникулы – беззаботная, счастливая пора. Она играет с Кусакой, кормит её, ласкает. Благодаря ей Кусака перестала бояться человека. Но собака для девочки – это всего лишь живая игрушка, с которой можно интересно и весело провести время. Леля легко оставляет бездомное животное на даче, так как взять его с собой в город означало создать неудобства для семьи. Леля проявила равнодушие по отношению к своему четвероногому другу.

Второстепенные герои

К второстепенным героям произведения можно отнести семью Лели – дачников, приехавших на лето в деревню. Именно взрослые могли бы принять участие в судьбе брошенного животного. Но они посчитали это мелочью, лишними хлопотами. Собственное спокойствие для них дороже участи слабого существа, которое привязалось к ним. Взрослые показывают плохой пример девочке, воспитывая в ней эгоизм и жестокость. И хотя Леля не лишена нравственных задатков, с таким воспитанием она вряд ли станет милосердным и добрым человеком.

Вариант 2

Произведение представляет собой повесть, написанную в стиле прозы, раскрывающую проблему милосердия и сострадания.

Кусака

Главным персонажем повести является обыкновенная беспородная собака, представленная в образе животного, не имеющего собственной клички. Собака ведет нищенское существование, поскольку не имеет хозяина и подвергается постоянному гонению, издевательствам, избиению различными способами.

В один из дней она находит себе пристанище в брошенном дачном домике, где имеет возможность залечивать полученные раны, а также укрываться от зимних холодов.

Леля

С началом весны в дачном домике объявляются хозяева в виде семьи, приехавшей из города на лето. Одним из членов семьи является девочка по имени Леля, представленная в образе беззаботной, жизнерадостной, веселой гимназистки, первой, обнаружившей проживающую на территории дачи собаку.

Девочку интересует новый жилец и она начинает придумывать различные способы с целью приручения собаки, которая настолько напугана людьми и не доверяет им, что не подпускает к себе ни одного представителя человеческой расы.

Однако постепенно Леле удается доказать собаке, которой она дает кличку Кусака, поскольку та поначалу является недотрогой, отсутствие с ее стороны плохих намерений.

Жизнь Кусаки кардинально меняется, и собака становится в семье дачников любимицей, которую не только кормят, но и играют с ней, а также проявляют заботу и ласку. Кусака чувствует себя счастливым, гордым и уверенным животным, поскольку у нее появляются настоящие хозяева.

Но с наступлением осени семья Лели начинает собираться обратно в город и, естественно, никто из них не собирается брать Кусаку с собой. Таким образом, вспыхнувшая между человеком и животным дружба заканчивается резко, в один прекрасный день.

При этом со стороны Лели проявляется холодность, равнодушие, эгоизм, поскольку девочка даже не задумывается о чувствах брошенной и оставленной собаки, которая только начала верить человеку, снова проявившему по отношению к ней жестокость.

Финал рассказа представляется автором в виде трагического изображения собачьего воя, передающего всю тоску и горе брошенного и оставленного животного.

Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости проявления истинных, настоящих, искренних человеческих качеств не только по отношению к людям, но и к животным, нуждающимся в доброте, милосердии, сострадании ничуть не меньше. Кроме того, автор акцентирует внимание читательской аудитории на необходимости понимания собственной ответственности в отношении своих поступков, включая братьев наших меньших, поскольку во все времена человек является разумным существом.

Отличительной особенностью повествования в рассказе является мастерское изображение автором чувств и переживаний животного, выражающих тоску и боль собачьей души.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои рассказа Кусака Андреева

Популярные сегодня темы

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город

Произведение известного автора публициста Шолохова Тихий Дон в своё время было признано как одно из наиболее лучших произведений изданных в те времена.

Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам, в который окрашена действительность в романе

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является поистине философским. За затягивающим течением размеренного повествования о человеческих судьбах скрывается множество поистине

Характеристика главных героев в рассказе «Кусака»

Жанр произведения «Кусака» — рассказ. В нём идёт речь о бездомной собаке, которая была предана людьми и обречена на одиночество. Автор поднимает тему милосердия и сострадания к четвероногим друзьям. Характеристика главных героев в «Кусаке» Андреева для читательского дневника заставляет прочувствовать боль предательства и призывает нести ответственность за братьев наших меньших.

Бездомная собака

Одним из главных персонажей произведения является беспородная собака. Она не имеет своего дома, хозяина и даже клички. Животное всю свою жизнь скитается и подвергается бесконечным нападкам со стороны людей. Беззащитную собаку вечно гонят отовсюду, обижают и даже бьют. Автор мастерски описывает переживания дворняжки, а цитаты из рассказа позволяют составить её образ. Описание внешнего вида Кусаки следующее:

  • крупное телосложение;
  • длинная шерсть, покрытая грязью;
  • аккуратный нос;
  • выразительные глаза.

Однажды Кусака находит себе пристанище на заброшенной даче. Там она зализывает свои раны и укрывается от морозов. Собака охраняет участок и чувствует себя полезной. С приходом тепла на дачу приезжают новые владельцы.

Дворняжка боится их и не подпускает к себе, так как слишком много издевательств от людей было в ее судьбе. Однако дачники всё-таки смогли приручить её и дали ей прозвище Кусака. Об этом свидетельствует цитата из произведения:

«И когда все стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки».

С тех пор жизнь собаки изменилась, она забыла, что такое голод и побои. Кусака стала любимицей семьи и наконец-то почувствовала себя нужной. Теперь она охраняет не пустой участок, а своих владельцев. Она с гордостью и особым рвением выполняет свою миссию.

Читайте также:  Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение (Мотив одиночества)

Однако счастье дворняжки продлилось недолго. В конце дачного сезона её владельцы уезжают в город, и она снова остаётся одна. Новоиспечённые хозяева даже не утруждают себя проститься со своим питомцем.

Собака опять чувствует себя никому не нужной. Она только начала верить людям и вновь получила предательство. Да, Кусаку часто обижали за её жизнь, она привыкла к одиночеству и не ждала добра от окружающих.

Однако в этот раз люди сделали ей невыносимо больно, так как дали надежду и быстро отняли её.

Девочка Леля

Юная девочка была дочкой дачников. Леля отличалась весёлым характером и любила подвижные игры. Девочка училась в гимназии, а свои летние каникулы проводила на даче. Она первая прониклась симпатией к собаке и попыталась приручить её.

Леля играла с Кусакой, кормила её и ласкала. Именно благодаря этой жизнерадостной девочке собака оттаяла и перестала бояться человеческих рук. Изменились не только её внутренние ощущения, но и внешний вид.

«…длинная шерсть, прежде висевшая рыжими сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас».

Однако, Кусака не догадывалась, что для Лели она всего лишь игрушка, с которой можно весело провести время. В конце лета, когда дачники засобирались в город, Леля оставляет собаку на даче. Мать не разрешает ей забрать питомицу домой. Она объясняют это тем, что дворняге нет места в городской квартире.

Леля не сопротивляется и проявляет равнодушие к четвероногому другу, который успел полюбить и привязаться к ней. Такое воспитание родителей может развить в девочке следующие черты характера:

После отъезда новых хозяев Кусака долго мечется по их следам. Она заглядывает в двери дома и скребёт когтями. Рассказ заканчивается на грустной ноте. В финале произведения слышится пронзительный собачий вой, который передают всю тоску и боль брошенного животного.

Главная мысль

В произведении «Кусака» Леонид Николаевич Андреев показывает разницу между сиюминутной жалостью и настоящим состраданием. Главная мысль рассказа заключается в том, что любое живое существо нуждается в ласке и любви.

Рассказ учит читателей быть внимательными к животным и нести за них ответственность. Ни в коем случае нельзя бросать питомцев, ведь их судьба полностью зависит от тех, кто их приручил.

Характеристика главных героев рассказа Л. Андреева «Кусака»

История создания

Андреев написал рассказ «Кусака» в 1901 году. В это время он был опубликован в «Журнале для всех», позже работу добавили в сборник «Книга рассказов и стихотворений». Все полученные деньги от продажи произведения писатель отдал забастовочному комитету работников почты и телеграфа.

Жанр произведения «Кусака» — рассказ. В своей работе Андреев поднял тему милосердия, сострадания. В письме к Чуковскому писатель подчеркивал, что не имеет значения, кто будет героем произведения. Даже собака имеет душу и может страдать от несправедливости мира.

Рассказы Андреева входят в школьную программу под редакцией В. Я. Коровиной. Чтение работ писателя позволяет задуматься о последствиях своих поступков и необходимости брать на себя ответственность за совершенные действия

. После знакомства с главными героями «Кусаки» Андреева дети смогут понять важность милосердного отношения к животным.

Действующие лица

В произведении идет речь о бездомной собаке. У нее нет имени, она ничем не отличается от других псов, которые не имеют хозяев. Ее не любят люди и домашние собаки, отовсюду бездомное животное прогоняют. Часто к ней относились жестоко:

Собака убегала и пряталась в своем убежище. Все это сделало ее боязливой, осторожной. Только новые дачники смогли изменить животное. Они дали бездомной собаке имя Кусака. Она стала гордой, уверенной.

Еще один персонаж рассказа — Леля. Это дочка дачников, которая первой стала приручать Кусаку. Девочка учится в гимназии, ее основные черты характера — беззаботность, оптимизм, жизнерадостность. В то же время Леля не лишена равнодушия, холодности, неспособности любить. Для нее собака — развлечение, она ценит свое удобство, ей чужды сострадание и ответственность.

На протяжении рассказа образ собаки меняется. В начале произведения она пугливая и боится всех людей, после приручения дачниками становится уверенной и гордой. Отъезд хозяев стал для нее настоящим ударом. В панике Кусака ищет их, но безуспешно. Ей становится больно от случившегося.

Краткое содержание

В начале произведения писатель рассказывает о безымянной собаке, которая не имела дома. Люди издевались над ней, поэтому она привыкла их бояться. Зимой животное охраняло дачу. В этот момент некая капля гордости посещала собачью душу.

Весной вернулись владельцы дома. Они с удивлением узнали, что на их территории живет безнадзорное животное. Собака первой познакомилась с Лелей, но встреча вышла неудачной: следуя своей привычке, животное порвало подол платья девочки и убежало. Взрослые хотели было пристрелить пса, но потом передумали и начали кормить. Они назвали собаку Кусакой.

Постепенно животное удалось приручить. У него улучшился внешний вид, оно расцвело и стало себя хорошо чувствовать. Тереться у ног не получалось, поэтому собака свой восторг выражала кувырками и прыжками.

Осенью дачники собрались уезжать, и Леля спросила маму, что они будут делать с Кусакой. Девочке объяснили: собаку забрать нельзя, так как придется держать ее комнате. Лучше купить тогда породистого щенка. Леля хотела было попрощаться, но забыла.

После отъезда дачников Кусака долго металась по территории. Ночью она выла, а другим людям казалось, что собака рыдает навзрыд. Ей было больно из-за того, что ее предали.

Кусака герои. Отзыв на рассказ Леонида Андреева «Кусака»

Леонид Андреев – замечательный писатель, автор многих рассказов, близких детям по теме. Например: «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака» и другие. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, — бережное отношение к животным. Андреев подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых.

Проблему отношений между людьми и животными Андреев ставит в своём рассказе «Кусака». Он был назван по кличке главной героини произведения.

Темой рассказа «Кусака» является история бездомной собаки, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя – Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…»

Идея этого рассказа в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом прихошёл домой и избил свою жену.

Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака ещё бездомная собака, её никто не любит: «Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Во второй части собака знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется. От еды шерть Кусаки залоснинилась. Она стала ленивой и ласковой, поняла, что «если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».

Леля тоже очень хорошая девочка, она приласкала Кусаку, не обиделась на собаку за то, что та её когда-то укусила. Леля была против того, чтобы оставлять собаку одну на даче, но её мама не разрешила взять Кусаку, ведь это всего лишь дворняжка. Андреев показывает, что взрослые почти никогда не понимают детей.

Рассказ “Кусака” очень похоже на «Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова. И во всех этих рассказах собака предстает как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Но люди часто предают этого защитника, и собаки горестно воют.

Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещё раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют.

Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919), прозаик, драматург.
Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать “и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку”. В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства “чувствовал страстное влечение к живописи”, много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то “все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом”. Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.
В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно,но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете “Московский вестник”. Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету “Курьер”. Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ “Баргамот и Гараська” (1898), опубликованный в “Курьере”, привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например, рассказ “Петька на даче” (1899). В 1889 – 99 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе “Большой шлем” и “Ангелочек”, которые отличает от первых рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 петербургское издательство “Знание”, возглавляемое Горьким, публикует “Рассказы” Л. Андреева, в числе которых известный рассказ – “Жили-были”. Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен. Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность – рассказы “Город” (1902), “В большом шлеме”(1899). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти – “Мысль” (1902), “Жизнь Василия Фивейского” (1903), “Призраки” (1904). В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ “Красный смех”, определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире. Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса “К звездам”, проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом “Так было”, скептически оценивавшим возможности революции. В 1907 – 10 опубликованы такие модернистские произведения, как “Савва”, “Тьма”, “Царь Голод”, философские драмы – “Жизнь человека”, “Черные маски”, “Анатэма”. В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства “Шиповник”. В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: “Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю”. Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, – “Записки сатаны”. Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.

Читайте также:  Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка 7 класс

Рассказ начинается с таких слов: «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». От тепла ее отгоняли голодные дворовые собаки, «сильные своею принадлежностью к дому»; дети бросали в нее палки и камни, взрослые «весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Испуганная собака бежала на окраину поселка, пряталась в глубине сада, где зализывала раны «ив одиночестве копила страх и злобу» . Приласкали ее лишь однажды: мужик-пропойца возвращался из кабака в благодушном настроении. Он всех любил и жалел, пожалел и собаку, «грязную и некрасивую». Пока собака раздумывала, подойти ей или нет, настроение пьяного изменилось. Он «почувствовал скуку и тупую злобу», и когда собака легла на спину перед ним, сорвал на ней злость: ударил сапогом в бок, обругал. С того времени собака не доверяла людям и убегала или набрасывалась на них. На зиму собака поселилась под террасой дачи, пустующей зимой. У дачи не было сторожа, и собака караулила ее. Весной из города приехали дачники. Собака сперва познакомилась с девушкой «в коричневом форменном платье». Девушка выбежала в сад и, «желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она. быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу». Внезапно поднявшись, девушка «выразительно и серьезно сказала: — Вот весело-то!». Собака беззвучно подкралась к девушке, цапнула зубами ее платье и скрылась в кустах. Девушка испугалась и убежала. Ночью собака подкралась к даче и заняла свое привычное место — под террасой. Спящие люди были беспомощны, и собака «ревниво сторожила их». Дачники «были очень добрыми людьми», и еще добрее их делали отдаление от города, хороший воздух и зеленое, голубое, беззлобное окружение. Поначалу дачники хотели прогнать собаку, напугавшую девушку, но потом привыкли. Иногда по утрам они вспоминали о собаке: « —А где же наша Кусака? » Порой даже днем замечали Кусаку в кустах, но та исчезала «при первом движении руки, бросавшей хлеб, — словно это был не хлеб, а камень». Люди привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой, Кусака же постепенно привыкала к людям. Гимназистка звала собаку, приманивала ее сахаром, но Кусака боялась. Леля сама пыталась приблизиться к собаке, боясь, что та может укусить, говорила: «Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?» Кусака «второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали». Когда прибежали шумные дети, собака испугалась: она понимала, что теперь, после испытанной ласки, она не сможет накинуться на человека, причинившего ей боль. Собака расцвела от счастья: у нее было имя, «она принадлежала людям и могла им служить», и этого было достаточно. Привыкшая к жизни впроголодь, собака ела мало, но и это ее изменило: «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но страх еще не вполне прошел, при виде людей Кусака по-прежнему ждала побоев. Ласка казалась ей чудом, собака «не умела ласкаться». Кусака могла только «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать», но это не способно было выразить весь тот восторг и всю благодарность и любовь собаки к людям. И тогда Кусака научилась играть, прыгать и неуклюже кувыркаться. Дачников это восхищало и умиляло, они заливались смехом и просили собаку еще поиграть. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях» . Кусаку хвалили и жалели только, что при гостях она убегает в сад или прячется. Постепенно Кусака привыкла к размеренной жизни, в которой не нужно искать пищу, спасаться от агрессивных собак и людей. Она неохотно покидала территорию дачи, спокойно обитала под террасой и сама искала ласки. Но сторожила дачников по ночам все так же внимательно. Наступила осень. Гимназистка Леля спрашивала, как же быть с Кусакой, ведь дачу пора покидать. Ее мать сказала, что собаку придется оставить здесь, объяснила, что такую собаку нельзя держать в комнатах. Гимназистка собиралась заплакать, И тогда мать успокоила ее: «— Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!» Леля не заплакала. Дачники начали собираться. Появились люди, стали укладывать вещи на возы. Кусака, испуганная непонятными людьми, «смутно предчувствуя беду», убежала на окраину сада, откуда наблюдала за террасой. Леля, одетая уже по-дорожному, отыскала Кусаку и позвала за собой, на шоссе. Шел дождь, порой утихая. Впереди, недалеко у заставы и трактира, люди дразнили деревенского дурачка Илюшу. Дурачок просил копеечку, а «злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему: — А дрова колоть хочешь? И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали ». Гимназистка Леля сказала: «Скучно, Кусака», после чего пошла назад. На вокзале она вспомнила, что с собакой не простилась. После того как дачники уехали, Кусака долго еще не могла с этим смириться: «Кусака долго металась по следам уехавших людей ». Наступила ночь. Кусака «жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя. » Рассказ заканчивается такими словами: «Собака выла». Тема ответственности в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака» Всегда актуальны слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Тема ответственности раскрыта Андреевым с потрясающей яркостью. С помощью таких приемов, как описание переживаний собаки, создание картин природы (испортившаяся погода, холод, дождь), на фоне которых Кусака пытается найти себе пристанище и хозяев, автор пытался передать истинный масштаб привязанности слабого существа к людям. Возможно, своим произведением он хотел продемонстрировать и то, что зачастую мы причиняем боль по незнанию, не думая о том, как наши поступки отразятся на окружающих. Кусака олицетворяет собой беспомощность, привязчивость, потребность в любви и готовность нести безграничное служение. Как правило, обладатель такого набора качеств наиболее уязвим.

Леонид Андреев – писатель, с которым мы знакомимся ещё в детстве, читая рассказы “Гостинец”, “Петька на даче”, “Кусака”, а также многие другие. Творчество его проникнуто гуманизмом, пониманием тяжёлой доли тех, кто волею судьбы оказался в трудном положении, кто испытывает страдания от недостатка еды, одежды, да и просто от чёрствости и каменных сердец окружающих. Такими главными героями в произведениях автора выступают не только люди, но и животные. Яркий тому пример – история бездомной собаки в рассказе, который написал в 1901 году Андреев Леонид, “Кусака” (краткое содержание ее излагается в этой статье). Она трогает сердца читателей призывом к душевности, человечности и ответственности за свои деяния.

Л. Андреев, “Кусака”. Краткое содержание произведения

Итак, перейдём к анализу и осмыслению истории, которую запечатлел в небольшом рассказе Леонид Андреев. “Кусака” (краткое содержание не способно передать глубины чувства, которое вложил в рассказ писатель) – это история никому не принадлежащей собаки, живущей на улице. Унеё нет клички, нет дома, хозяев, да и просто отзывчивых, неравнодушных людей встретить она не может. Собака чаще всего прячется в ей одной известном потайном уголке сада. Иногда она выбегает на улицу. Тогда дети бросают в неё палки и камни, а взрослые свистят вслед. Собаке повезло встретить добрых людей, дачу которых она охраняла.

Идею ответа добром на злобу выводит в этой истории рассказа можно передать следующей фразой: “Бьют – беги. Никому не верь. Ни от кого не жди добра”.) начинает постепенно отвечать на людскую теплоту, оттаивать сердцем. Дружеские отношения возникают у собаки с девочкой Лёлей, да и со всем семейством. Собаку кормят, любят, и она пытается выразить свою признательность: кувыркается, кружится, радоствно повизгивает, завидя людей. Однако наступает осень, и семейство уезжает с дачи домой. Кусака снова остаётся одна. Она ищёт, зовёт по-своему любимых уже людей, но никто ей не отвечает. Начинается дождь. Наступает ночь. Собака безнадёжно воет.

Идея рассказа и его основной призыв

Какова же основная идея рассказа? Её можно определить, даже прочитав краткое содержание. Андреев Л.: “Кусака” – это история о том, что бездушное отношение к животным ведёт к безразличию и жёстокости в общении людей между собой. Не случайно в начале рассказа помещён эпизод с пьяным мужиком, который позвал собаку приласкать, но потом вспомнил вдруг о всех обидах, нанесённых ему людьми, и выместил зло на животном, ударив Кусаку сапогом. Безусловно, к гуманизму призывает в своём творчестве Леонид Андреев. “Кусака”, краткое содержание которой мы здесь приводим, также служит этой высокой цели. Оправдан и эпизод в конце рассказа, показывающий дурачка Илюшу, над которым цинично смеются в деревне и взрослые, и дети. Чему учит, на что обращает наше внимание в рассказе Леонид Андреев? “Кусака”, краткое содержание это тоже подтверждает, – образец так называемого эзопового языка, когда на примере поведения животных показываются и высмеиваются недостатки людей, их неблаговидные поступки. Будьте внимательнее к окружающим, будьте добрее и милосерднее – основной призыв автора этого произведения.

Читайте также:  Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

Рассказ про собаку. У нее не было имени, не было и хозяина. Никто не знал, где она жила и чем питалась в эту долгую морозную зиму. Она не могла приютиться у теплых деревенских изб, поскольку оттуда ее прогоняли дворовые собаки и уличные мальчишки.

Она не доверяла людям, от которых получала только пинки да побои. Она мстила людям, пытаясь укусить любого, но чаще всего была бита камнями и палками.

Однажды зимой она нашла приют под террасой пустующей и неохраняемой дачи и до самой весны сторожила ее, чувствуя скрытую гордость от собственной значимости.

А весной из города приехали дачники, добрые и веселые люди. Собака осталась сторожить их, и даже получила свое имя – Кусака, за то что укусила за платье дочку хозяйки – красавице Лелю.

Хозяева были добрыми людьми, и постепенно привыкли и полюбили Кусаку, а она, впервые в жизни, начала отвечать людям лаской и любовью. Впервые в жизни безродная собака стала нужной и любимой. Хорошее обращение и регулярное питание изменило пса до неузнаваемости. Шерсть обрела блеск и чистоту, бока округлились, и никому уже в голову не могло прийти швырнуть в нее камнем или ударить палкой.

Но наступила осень, начались дожди, и дачники начали собираться в город. В город, где для Кусаки не было места. Не было для Кусаки места и в сердце красивой, но немного легкомысленной Лели, которая уехала, так и не попрощавшись с собакой.
А Кусака осталась одна у опустевшей дачи, которую с такой гордостью охраняла все лето.

Начался длинный, осенний дождь. А вместе с дождем пришла и ночь. И ночью собака начала выть. Кусака стояла на задних лапах перед безнадежно запертыми дверьми и выла. И казалось, что воет сама ночь.

Одиночество и безнадежность. Одиночество, как лучом согретое теплотой женского сердца, а потом снова этим сердцем преданное и брошенное, и оттого еще более горькое. И неважно, о ком идет речь, о собаке или человеке.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

Картинка к рассказу Кусака

Сейчас читают

Соня, девочка из еврейской семьи, с детских лет погружена в чтение. Превратившись в не очень складную и красивую девушку, она связывает свою жизнь с библиотекой. Когда начинается война, Сонина семья эвакуируется в Свердловск

Размышляет серенькая птичка: «Я не научилась прятаться. Ни в облаках, ни на зелёном лугу. Кто защитит меня?» Заметила она, летящую белую чайку. Со всего размаху белая чайка упала в морскую гладь.

В одной из гостиниц Петербурга, в номере находят странную записку от неизвестного постояльца. В записке написано, что произойдет некое событие на Литейном мосту, но подозревать никого не надо

Все действия происходят в лавке мадам Каре. Лиза, дочь помещика Самбурова, страстно влюблена в Лестова, но ему отказали в женитьбе, причиной тому стали наговоры мачехи Лизы, нынешней жены Самбурова

Иван Кузьмич Подколесин намерен жениться. Но поскольку он человек робкий, нерешительный и с ленцой, дальше рассуждений дело у него не заходит. Сваха, к которой он обратился для помощи в этом деликатном деле

Краткое содержание Андреев Кусака для читательского дневника

Год: 1901 Жанр: рассказ

Главные герои: Кусака – собака-дворняга, Леля – девочка-подросток.

1901 год. Андреев Леонид заканчивает свое произведение «Кусака». В центре повествования собачонка, которая никому не нужна. Ее шпыняют, даже могут побить. Она ищет себе укрытие и находит дачу, на которой зимует. И вот на жизненном пути Кусаки случается праздник: на дачу приезжает семья с детьми. Девочка Леля привязалась к собачке, а Кусака, в свою очередь, поняла, что как же это здорово иметь хозяина, быть кому-то нужной. Но в один из дней осени все заканчивается, дачники уезжают в город и Кусака вновь остается одна. Она не понимает, почему же люди так жестоки.

Главная мысль. Главная мысль образца русской классики «Кусака» в том, что Леонид Андреев своим текстом призывает нас любить и беречь животный, сострадать им, не выбрасывать на улицу, пополняя тем самым армии бездомных животных. И невольно вспоминаются слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Чему учит. Рассказ Л. Андреева «Кусака» учит людей быть ответственными за животных, которых они приручили. Человек должен проявлять милосердие по отношению к животным, только тогда его можно назвать по-настоящему человечным и разумным. Эта идея раскрывается в произведении через образ бездомной собаки, которая мечтает о хозяйской ласке и заботе.

Читать краткое содержание Андреев Кусака по главам.

Глава 1.

Кусака – это бездомная собачка. Она никому не нужна. Она всех боится. В своей собачьей жизни она видит лишь жестокость и зло. Причем такая неприязнь не только со стороны людей, но и от дворовых собак. Дети ее дразнят и бросают в нее камни и палки, а собаки, которые имеют хозяев , могут облаять Кусаку. Добрые слова она слышит только раз в жизни, и то, они звучат из уст пьяного мужика. А у пьяных настроение переменчиво. Ласку неожиданно и непредсказуемо сменяет гнев. Мужик хотел сначала погладить собачку, но пнул ее вместо ласки. С той поры Кусака ненавидит людей.

Наступает зима. Собачка ищет прибежище, находит его и поселяется на пустующей даче. Она настолько привыкает к этому месту, что ей кажется, что она должна его охранять. Она даже лает на тех, кто проходит мимо. Это важно и значимо для нее.

Глава 2.

Вслед за зимой приходит весна. В «ее» дом приезжают дачники. Кусака наблюдает за приехавшими из кустов. Потом она видит девочку Лелю, которая не заметила, как к ней подкралась собака. Это была Кусака. Она вырвала клок из подола Лели. Ночью Кусака понимает, что отныне должна охранять не только дом, но и живущих в нем людей.

Идет время. Дачники и собака привыкают к существованию друг друга. Они даже придумали имя для собачки. Теперь она Кусака. Собачке все нравится. Ее кормят, а она в ответ на их проявления заботы подходит все ближе и ближе к людям. Окончательно сократила между ними дистанцию Леля, она предложила Кусаке сахар и собачка второй раз в жизни поверила людям, и дала себя погладить. После этого девочка позвала других детей. Кусака счастлива, что она кому-то нужна. Она, как может, выражает свой восторг.

Глава 3.

Кусаке живется привольно. Она ест досыта. Шерсть ее лоснится. Кусака благодарна людям, благодаря им, она снова стала способна играть с другими, проявлять свои хорошие качества. Ее кувырки вызывали добродушный смех у тех, кто наблюдал за ней. Но Кусаке совсем не обидно. Наоборот, ей радостно и хорошо. Самое главное, она обрела хозяев, она кому-то нужна, что она больше не одинока, а значит не озлоблена на весь свет. В ночное время главная задача Кусаки – охрана дачи и ее обитателей.

Глава 4.

Лето сменяет осень. Дни становятся короче, а, самое главное, холоднее. Солнышко уже светит не так ярко и ласково, как летом. Обитатели дачи стали собираться в город. Девочка привязалась к своей питомице за время, проведенное за городом. Леля даже хотела взять собаку с собой, но мама ей ответила, что в городской квартире держать собаку нельзя. Леля горько плачет. Мама обещает ей взамен, что купит дочке дорогого щенка.

Кусака наблюдает за сборами дачников. Ей становится понятно, что близится что-то нехорошее. Но пока она этого не понимает и не осознает. Начинается дождь. Становится холодно и неуютно. Вскоре дачники уехали на вокзал. Только тогда Леля осознала, что не попрощалась с Кусакой. От этой мысли ей становится горько и грустно.

Глава 5.

Кусака еще не осознает, что происходит. Собачка еще не чувствует одиночества. Она даже сбегала на станцию, поискала своих хозяев, но там никого не было. Все уехали. Наступила ночь. Именно в это время Кусака осознала, что темнота заполняет все ее существо. Ей стало страшно и тоскливо. Тогда Кусака очень жалобно завыла. Последние слова в рассказе: «Собака завыла».

Читать краткое содержание Кусака. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Андреев. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Кусака

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Представленное произведение является своего рода биографией. Автор, собственно рассказчик, повествует о своем процессе роста, о своей любви книгам и писательской деятельности.

В мирное, после военное время проживал мальчик Кибальчич. И не осталось ни одного буржуя, так как разогнала их Красная Армия. Потихоньку стало всё расти и хозяйство нужно было поднимать!

Маленькие дети из семьи бедняков заплутали в лесу. Там они увидели домик из пряников. В нем были разные угощения и сладости

В одном из самых больших промышленных городов того времени, был клуб, забитый людьми полностью. Все присутствующие обсуждали и говори про роман начинающего автора в их городе. Всем этим обсуждавшим людям очень полюбился данный роман.

Княгиня с дочерью вразумляют Егорушку. Матушка совестит его сыном бывшего крепостного, который выбился в люди и стал врачом. Сестра сочувствует, полагая, что брат пьет от безответной любви. Утомившись от их нотаций

Ссылка на основную публикацию