Главные герои произведения Тоска Чехова

Герои рассказа Тоска Чехова (характеристика)

Иона Потапов

Главный герой произведения – извозчик Иона Потапов. У него горе – умер единственный сын. Отец толком и не знает от чего, вроде, как от горячки. Бедному родителю и поделиться горем не с кем. Он хочет рассказать, как хоронил сына. Все заняты своими делами. Никому нет дела до какого-то извозчика.

Горе или нет, а надо работать, иначе можно умереть с голоду. Вот Иона с утра и выехал на работу. Но мысли далеко отсюда, ему бы выговориться, поплакать, может даже немного выпись, чтобы снять стресс.

Военный

Он решает поведать о своей беде своим клиентам. Первым к нему сел военный. Но он не тот человек, которому можно открыть душу. Он ругается из-за того, что Иона медленно едет, а ему надо быстро. И лошадь постоянно тыкается мордой в идущие навстречу кареты. Голова у извозчика занята своими думами, до которых военному нет никакого дела.

Трое молодых людей

После военного Иона взял троих пассажиров, молодых людей. Двое из них высокие и худые, а третий низкого роста и горбатый. Они его обманули с деньгами. Но это сейчас мало волновало Иону. Ему нужны были просто слушатели, кому можно было рассказать про своё горе.

Троица была явно «на веселее». Они шумели всю дорогу, ругались на Иону за то, что он медленно едет. Хотели отлупить его за это. Когда он им поведал про свою беду, они флегматично заявили, что все люди умирают, когда-нибудь умрут и они. Похоже, это их мало волновало.

Дворник

По дороге ему попался дворник. Он остановился в надежде излить ему своё горе. Но дворник стал ругаться и гнать Иону, т.к. он мешал движению. Так не с кем и не поговорив, Иона вернулся назад. В доме, везде, где придётся, спали извозчики.

Он хотел поговорить с молодым извозчиком. Но тот, молчком выслушал его, встал, попил воды. И снова лёг, укрывшись с головой, и повернулся на другой бок. Его, как и остальных людей, не интересовали чужие проблемы.

Иона решил проверить, как там лошадь, всё ли в порядке. И пошёл в конюшню. Лошадь мирно жевала сено. Извозчик любил свою лошадку, как единственную родную душу, хоть и бессловесную. Может именно поэтому, он решил ей рассказать про своё горе.

Он сказал ей, что сын его умер в больнице от горячки. А потом вдруг спросил у лошади, если бы она потеряла своего ребёнка, жеребёнка, жалела бы она его. Лошадь посмотрела на него умными глазами, как-будто всё поняла. И вдруг стала дышать на его руки.

Она поняла человека, поняла, что у него беда, и ему нужна помощь. И по-своему, по-лошадиному, придумала, как ему помочь. Она согрела ему озябшие руки. Удивлённый Иона стал ей рассказывать про своё горе.

В этом нет ничего странного. Лошади, собаки, кошки понимают человека, его настроение. Им не важно, бедный ты или богатый, не важно, во что ты одет. Они просто чувствуют, что человеку плохо, и по-своему сочувствуют ему. Чего нельзя сказать о людях.

К несчастью, и в наше время, в больших городах люди одиноки. Хоть и много народа, но обратиться за помощью и сочувствием не к кому. Будешь лежать с сердечным приступом, и никто к тебе не подойдёт – посчитают за пьяного.

2 вариант

В 1886 году вышел в свет рассказ «Тоска», который был опубликован в «Петербургской газете». Одно из лучших сочинений великого писателя Антона Павловича Чехова.

В этом произведении автор затрагивает тему одиночества и неизбывного страдания маленького человека и равнодушия окружающих людей к чужому несчастью. Данная проблема актуальна и в современном мире, где идеалы добра отошли на второй план. А пошлость, мещанство занимают главную позицию.

Главный герой рассказа перенес душевное потрясение: потерял сына. Мальчик скончался в больнице от горячки, проболев три дня. Иона испытывает душевную муку. Тоска его настолько сильная, что могла бы залить целый мир. Извозчику хочется выговориться. Хотя бы немного облегчить страдание, но ни один человек не считает нужным посочувствовать горю.

Первый пассажир, военный, услышав откровение Ионы, говорит: «Поезжай…подгони-ка!», а затем вовсе закрывает глаза, тем самым давая понять, что не намерен слушать старика.

Три молодых человека, севших к извозчику на Выборгской, с самого начала вызывают негативное отношение. Брань, перепалка за место в санях, сквернословие не лучшим образом характеризует седоков. Но Потапову уже все равно. Желание поведать печаль свою вынуждает обратиться и к ним. Но горбач лишь роняет равнодушно: «Все помрем». Затем с общего согласия отвешивает подзатыльник скорбящему отцу. По разговорам праздных гуляк видно, что дни их проходят в постоянных попойках и кутежах. Поэтому горе человека не вызывает у них никакого сочувствия. В мыслях молодых людей очередное веселье.

Случайно встретившийся дворник, к которому обращаются с речью, говорит: «Чего же встал…Проезжай».

И даже коллега по работе, услышав о смерти Кузьмы, отворачивается и тотчас засыпает.

Никто за целый день не изъявил желания внять старику. А ему нужно было всего лишь сочувствие. Возможно, тогда отчаяние не давило бы с такой силой.

Потеряв надежду встретить собеседника, наш герой отправляется в конюшню задать корм лошади. И вдруг неожиданно для себя находит в лице животного благодарного слушателя. Несчастному кажется, что кобыла все понимает. Сначала отрывками, а потом рекой льется все наболевшее из уст рассказчика.

Хочется верить, что Потапову станет легче после монолога с лошадью. И со временем удастся справиться с постигшим горем, смириться с потерей родного человека.

Писатель учит нас быть чуткими к чужому несчастью. Думать не только о себе. Ведь каждый человек на земле имеет право на сопереживание, сострадание. Нужно помогать ближнему в трудной ситуации. Каждого человека может постигнуть несчастье. И только поддержка окружающих поможет справиться с любой бедой.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои рассказа Тоска

Популярные сегодня темы

Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя.

На данном полотне художник изобразил Мари Константиновна Олив. Данная дама известная в широких кругах населения меценатка. Она была родственницей Мамонтова. Мари Константиновна приходилась ему двоюродной племянницей.

Зима закончилась. Уже совсем по-другому светит солнышко, воркуют птички, слышна весенняя капель, сотни ручейков извилистыми речушками бегут своей дорогой, образовывая места запуска кораблико

Павел Петрович Кирсанов – один из героев романа великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В произведении поднимается проблема конфликта поколений, в котором Павел Петрович принадлежит к «отцам».

Я думаю, что в жизни добро всегда возвращается добром. Добрые поступки, которые человек совершает ради других, приносят немало удовольствия. Ведь одно осознание того, что ты сделал кому-то что-то приятное

А.П. Чехов “Тоска”: описание, герой, анализ рассказа

Одиночество человека в окружении множества людей – вот суть рассказа «Тоска». Опубликован он был в январе 1886 года в «Петербургской газете». Многими исследователями творчества Чехова этот рассказ признаётся вершиной мастерства. Писатель впервые оказался в Петербурге в декабре 1885 г., который произвёл на него своей суетой не самое благоприятное впечатление. Это впечатление в определённой степени подвигло его к написанию рассказа. Рукопись рассказа не сохранилась. Чехов имел привычку не сохранять черновики после завершения работ.

Идея произведения проста и грустна. Человек живёт в окружении множества других людей и, при этом, остаётся совершенно одиноким до такой степени, что лучшим его собеседником является животное.

Сюжет рассказа незамысловат и прост. Главный и единственный герой рассказа – старый извозчик Иона похоронил недавно своего сына, умершего от горячки. Рана от горя ещё свежа и у него есть настоятельная необходимость поделиться с кем-нибудь своим горем, чтобы его кто-то выслушал, посочувствовал, повздыхал вместе с ним, он хочет выговориться. Старик всё время делает попытки заговорить со своими седоками. Но людям нет никакого дела до его горя, у каждого свои проблемы. В конечном итоге единственный, кому он смог излить свою душу – это его лошадь.

Писатель удивительно точно рисует образ и внутреннее состояние героя, который напоминает маленького заблудившегося мальчика, до которого никому нет дела. Его седоки озабочены своими проблемами, им нет дела до какого-то старого извозчика, их души и сердца закрыты для сострадания. Что говорить о них, если даже коллега Ионы, такой же извозчик, только моложе, остался равнодушен к душевному порыву коллеги. Проблематика в том, что люди не хотят его слушать не от того, что они настолько злы и недоброжелательны. Нет, просто у каждого свои проблемы. Единственное, что услышал Иона от своих пассажиров, это то, что «все помрём».

Рассказ об Ионе Потапове единственном главном персонаже рассказа, о его горе до боли реалистичен. Жизнь предстаёт в своей неприглядной реальности без прикрас. В первую очередь, это социальная несправедливость. Ведь, если бы был старик побогаче, то смог бы вылечить и сына и был бы он сейчас с ним рядом, помощник и опора в старости. По мере того, как читатель углубляется в сюжет, всё глубже раскрываются внутреннее состояние старика. Чувствуется его одиночество, особенно ближе к финалу рассказа. Здесь автор делает акцент на том, что старому извозчику жизненно необходимо кому-нибудь рассказать, что у него умер сын, услышать слова сочувствия, пусть даже неискренние, но даже эта видимость могла бы ему помочь справиться сего горем. Проявил бы хоть один попутчик извозчика простое человеческое участие, просто выслушал старика и стало бы ему полегче.

Рассказ «Тоска» это лишнее доказательство того, что Антон Павлович Чехов непревзойдённый мастер слова. В небольшом объеме рассказа, автор помнит о всех деталях. С первых минут чтения невольно погружаешься в обстановку рассказа, видишь как наяву застывшего на облучках заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь шум улицы и крики прохожих. Трудно не проникнуться участием к горю главного героя, не получается остаться равнодушным.

Рассказ, к сожалению, современен и актуален по сей день. Большинство людей, живя даже относительно благополучно, в окружении семьи, родственников и друзей, остаются, тем не менее, так же одиноки, потому что в суматохе ежедневных забот, проблем мы порой не замечаем тех, кто находится рядом с нами. А ведь как было бы хорошо, если бы у каждого нашлось бы немного времени, несколько тёплых слов для тех, кто находится рядом, кому необходимо наше тёплое участие для человека, нуждающегося в поддержке. Жизнь наша во многом бы изменилась в лучшую сторону.

Анализ рассказа «Тоска» (А.П. Чехов)

«Краткость сестра таланта» — всем известный чеховский афоризм. Антон Павлович обладал редким талантом доступно, емко и лаконично отразить глубину проблемы, вовлечь читателя в личный разговор. Рассказ «Тоска» — не исключение. Произведение не оставляет равнодушным, потому что в его будничном повествовании отражена трагедия жителей большого города и даже целой планеты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

История создания

Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».

На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.

Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.

Жанр и направление.

Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.

Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.

Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.

Смысл названия

В определении слова «тоска» лежит несколько значений. Первое – скука. Но есть и другое, более глубинное это — стеснение духа, томление души, мучительная грусть. Тоска в таком значении – то, что так терзает главного героя.

Читайте также:  Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Чехову в этом маленьком рассказе удается на примере извозчика Ионы Потапова рассмотреть более глобальные проблемы, которые отзываются в каждом человеке.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ повествует о зимнем снежном вечере самого обычного старого извозчика Ионы Потапова. Есть у него дряхленькая кобылка, с которой они развозят по городу вечно спешащих по своим делам петербуржцев. У Ионы невыразимо большое горе – смерть сына. И о своей беде ему жизненно важно поделиться хоть с одной живой душой. Но в холодных лицах города он встречает лишь безразличие, грубость и злобу, жестокость. Нигде и ни в ком герой рассказа не находит сочувствия и даже внимания, одиночество его становится острее, и отдает мучительной ноющей болью в измученном старом теле.

Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.

Композиция и конфликт

К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою. ». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.

Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.

В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.

Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».

Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой рассказа «Тоска» – извозчик Иона Потапов. Он типичный представитель популярного в русской литературе образа «маленького человека». Он нищий, беззащитный перед жестокостями мира, судьба его трагична. Он добр и даже по-детски наивен. Даже на грубые слова и удары седоков он реагирует глуховатым смехом и нелепой улыбкой. Он не может и не хочет постоять за себя – типичная черта маленького человека. Он согнут под ударами судьбы точно так же, как и его лошадь под ударами кнута. Знаменательно, что для главного героя рассказа Чехов выбрал имя Иона. Оно древнееврейского происхождения и переводится дословно как «голубь» или «терпеливый». Кроме того, история знает христианских святых и пророка с именем Иона. Идея христианского смирения и любви находят свое отражение в словах и поступках Ионы Потапова.
  • Лошаденка Ионы – также важный герой рассказа. Ее образ – это аллегоричное изображение самого извозчика. И кобылка, и ее хозяин стары, больны, натружены, одиноки. И именно к ней Иона приходит за простым человеческим общением и не встречает отказа.
  • Другие герои рассказа «Тоска» – это седоки – представители города. Каким Чехов изобразил городских жителей здесь? Палитра удручающая: от простого равнодушия в лице военного в шинели, до настоящей ничем не прикрытой злобы и пошлости в образах трех молодых людей.

Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:

  1. Основная тема рассказа, как ранее уже упоминалось, — тоска. Тоска как настроение, которое отражает внутреннее состояние героя и его переживания.
  2. Важная тема – это отношения между людьми, отношения между власть имущими (или хотя бы теми, кто большей властью обладает) и теми, кто слабее, кто зависим и слаб – маленьких людей. Здесь раскрывается истинная человеческая сущность. И хотя речь идет о персонажах давно ушедшей эпохи ответить самому себе на вопросы «Знакомо ли тебе сострадание?», «Находишь ли ты в себе отклик на чужую беду?», «Готов ли помочь ближнему пусть словом, но лучше делом?» должен каждый человек.
  3. Также в рассказе звучит тема народа, так как Иона и есть народный герой, вышедший очевидно из крестьянской среды. Он терпелив, трудолюбив и могуч.
  4. Тема народа в произведении одновременно перекликается с темой христианства: люди равнодушны друг к другу, поэтому несчастны. Если бы они проявили просто человеческое сочувствие, их жизнь могла стать более счастливой и гармоничной.
  5. Природа тоже имеет значение к тексте. Роль пейзажа в рассказе «Тоска» определяющая. Зимние сумерки и метель — это психологический и моральный климат города, где все равнодушны друг к другу.
  6. Внутренний мир — тоже тема для размышления Чехова. За грубым крестьянским мужиков в рогоже скрывается ранимый и тонко чувствующий человек, который ищет сочувствия. При этом он, в отличие от богатых седоков, добр и термин по отношению к людям. В его рассуждениях о жизни и смерти угадывается ум.

Проблемы

Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:

  • В рассказе «Тоска» выявлена основная проблема одиночества в многолюдном городе. Благодаря художественным приемам, мы слышим и видим шумный беспокойный город с тысячами огней, с торопливо спешащими куда-то ожесточенными, нервными, одинокими людьми. В этом беспокойстве и суете человек остается один со своей бедой, мы видим это на примере извозчика Ионы. Чем острее его тоска, чем сильнее желание говорить хоть с одной живой душой.
  • Чехов подробно и последовательно раскрывает проблему человеческого равнодушия. Извозчик не принят городом, его жителями. Ни один из встреченных им людей, будь то седоки или проезжающие мимо люди, или дворник, или жители постоялого двора по отношению к нему и его горю не только равнодушны, но и озлоблены. Остроту проблемы Чехов подчеркивает тем, что Ионе удается излить душу далеко не человеку, а его верной лошаденке.
  • Автор так живо и правдиво воплощает состояние тоски – «тоски громадной, не знающей границ, которая распирает грудь с еще большей силой». Покинутость, ощущение людского безразличия, душевная тревожность определяют проблему боли и тоски в изображении Чехова.
  • Проблема маленького человека также близка автору. К «маленькому человеку» окружающие чаще всего испытывают пренебрежительное отношение, даже сами авторы произведений. Ведь он согнут под ударами судьбы, он пуглив, осторожен и не в состоянии изменить свою судьбу. Но к Ионе мы вслед за Чеховым испытываем сочувствие, его мы не столько жалеем, сколько искренне сострадаем ему.

Основная идея

Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.

Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.

Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».

Чему учит?

В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».

Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.

Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.

Художественные средства и детали

В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.

В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.

Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека. Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.

Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его атмосферу: «Куда прешь, леший», «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».

И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла. Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка». И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.

Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.

Критика

Рассказ «Тоска» был по достоинству оценен и современниками, а также впоследствии исследователями литературного наследия А. П. Чехова, и по праву считается одним из знаковых в раннем творчестве писателя. Об этом говорит тот факт, что еще при жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский, словацкий, финский, французский и чешский языки.

Рассказ был положительно оценен в Петербургских Ведомостях (№ 167, 1886) критиком И. Н. Ладожский. Леонид Оболенский в Русском богатстве похвалил Чехова за его необыкновенную способность видеть скрытую драму за обманчиво простыми вещами. Рассказ Тоска этому идеальный пример. Константин Арсеньев в своем эссе «Писатели нашего времени» («Вестник Европы», № 12, 1887) включил рассказ Тоска в список лучших современных рассказов. Лев Толстой включил рассказ в личный список лучших чеховских рассказов.

Мнение критиков о рассказе «Тоска» выражалось чисто человеческим раскаянием, ведь юный автор нажал на больную мозоль общества:

Трудно представить себе более строгий приговор русскому интеллигенту и нашему воспитанию, как приговор, который содержится в только что разобранном рассказе Чехова «Тоска».» (И. А. Сикорский, «Психологические основы воспитания и обучения», Киев, 1909 г.)

Даже церковные издания обратили внимание на рассказа «Тоска» и высоко оценили гуманный посыл автора:

«Над человеком стряслось горе — тяжелое, непоправимое горе. Душа болит, работа валится из рук, неодолимо хочется найти себе где-нибудь поддержку. И как часто, не имея возможности поделиться своим горем с человеком, несчастный обращается к животным и даже к неодушевленным предметам. Рассказ Чехова «Тоска», где измученный извозчик жалуется на свое горе своей лошади, не выдумка, а психологическая истина.» («Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского», 1911 г., № 1-12)

Творческое наследие Чехова было высоко оценено потомками. Даже в СССР его проза не пострадала от идеологических нападок цензоров:

«К середине восьмидесятых годов Чехов был уже автором таких блестящих рассказов, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Унтер Пришибеев». В них он проникал в самую сущность жизни полицейско-самодержавной России того времени, изображал типическое: деспотизм, неограниченную силу имеющих власть и раболепие, холопство подчиненных. Высмеивая чиновников, полицейских, Чехов высказывал свое горячее сочувствие людям из народа, заставлял читателя задумываться над их судьбой («Тоска», «Горе», «Темнота» и др.).» (М.Семанова, вступительная статья к книге «Рассказы. А.П.Чехов», издательство «ДЕТГИЗ» (Москва), серия «Школьная библиотека», 1954 г.)

Краткое содержание Чехов Тоска для читательского дневника

Год: 1886 Жанр: рассказ

Читайте также:  Присыпкин в пьесе Клоп Маяковского сочинение

Главный герой: извозчик Иона Потапов.

Главным героем рассказа А. П. Чехова «Тоска» является старый извозчик. У этого несчастного пожилого человека недавно умер сын. Он тоскует и страдает, и ему необходимо рассказать кому-нибудь о своем великом горе. Иона, так зовут извозчика, пытается поведать о своей беде своим седокам, но они не желают его слушать, потому что каждый из них занят своими делами и не желает замечать в неказистом извозчике истинного страдальца.

Рассказ учит тому, что равнодушие иногда хуже преступления. Любой из людей, встреченных Ионой в тот день, мог бы облегчить его страдания, просто выслушав и пожалев его.

Краткое содержание Тоска Чехова

Главное действующее лицо произведения А. П. Чехова «Тоска», Иона Потапов, ездит по городу и развозит своих пассажиров. Он старый, несчастный человек, у которого несколько дней назад умер сын. Иона не может осознать такого страшного противоречия, что его сын, молодой и крепкий извозчик, которому еще ездить и ездить, жить и жить, умер, а он, старый и больной, остался один доживать на этом свете.

По выражению самого же Ионы, «смерть дверью обозналась». Эта простая, на первый взгляд, метафора передает все отчаяние, охватившее старика

Эта страшная мысль не дает ему покоя, он должен рассказать хоть кому-нибудь о смерти сына, открыть душу, выговориться, исповедоваться.

Ионе все равно, кто будет слушать о его горе. Недаром эпиграф произведения гласит «кому повем печаль свою». Когда человек переживает страшное потрясение, ему просто необходимо рассказать об этом, чтобы хотя бы ненадолго избавиться от одиночества и чувства беспомощности перед безжалостной судьбой. Но Ионе Потапову некому объяснить о том, какая на его душе печаль.

Действие произведения происходит зимой. Иона сидит на козлах, ожидая седоков. На него падает снег, но холода он не чувствует. Наконец в коляску садится военный и велит ехать на Выборгскую улицу.

Иона сбивчиво и невнятно начинает рассказывать ему о сыне, но военный торопится. На улице темно, извозчик плохо видит в темноте и беспрестанно наезжает на что-то по дороге. Военный злится на извозчика и угрожает ему. Он очень спешит, и ему безразлично то, что рассказывает Иона.

После военного Иона везет группу подвыпихших мужчин. Они окликают его, останавливают, весело торгуются. Ионе неважно, сколько денег ему дадут и куда нужно ехать. Ему нужны живые люди, хоть немного внимания, душевного тепла и сочувствия.

И вот с этими молодыми веселыми людьми старый извозчик хочет поделиться своей тоской.

Один из этих людей обрывает его рассказ словами: «Все там будем». Они молоды, веселы, их ждут развлечения, они знают, что еще нескоро «там будут». Их даже забавляет горе бедного старика. Они потешаются над ним, над его коляской и лошадью.

Молодежь спрашивает Иону о жене, и ответ извозчика о том, что его жена – могила, но этот ответ не трогает молодые сердца. Вскоре молодые люди покидают извозчика и уходят гулять в кабак.

И снова одиночество и ожидание. Старик страдает и тоскует. Ему совсем безразлично то, что дневная выручка очень мала. Он страдает от того, что он не встретил сочувствия.

Извозчик идет в ночлежку, где ночуют такие же кучеры, как и он. Там он видит усталых за день людей, поглощенных своими проблемами и заботами, которым совсем нет дела до чужого горя.

Все ложатся спать. Ионе не спится. Один из извозчиков встает попить воды. Иона подходит к нему в тщетной надежде поговорить. Но тот напивается воды, и, даже не слушая старика, молча засыпает, отвернувшись к стене.

В отчаянии извозчик идет на конюшню, чтобы накормить лошадь. Она тихо жует сено и смотрит на него родными, все понимающими глазами.

Не найдя понимания среди людей, Иона исповедуется своей неказистой старой лошадке. Он повествует ей о своих разлетевшихся в прах надеждах на то, что сын станет лихачом – извозчиком и станет работать и счастливо жить.

Иона рассказывает лошади о том, что молодые не должны умирать раньше стариков, о том, как ему жалко своего сына, какая тоска обуревает его, о том, что теперь осталось только ждать смерти, которая теперь не пугает извозчика, но кажется ему избавлением от страданий.

Он рассказывает своей лошади о том, как жалко бы ей было своего жеребенка, если бы он вдруг умер. Лошадь, кажется, понимает его. Старику становится немного легче, он благодарен своей лошади за то, что хотя бы она слушает его, он называет ее «брат-кобылка».

Самое страшное в рассказе то, что люди показаны в нем чудовищно бессердечными, настолько бессердечными, что даже животное кажется умнее и душевнее.

Данное произведение передает всю глубину чувств человека, оставшегося один на один со своим несчастьем.

Рассказ А. П. Чехова «Тоска» является одним из самых ранних его произведений. Среди ранних работ писателя, полных юмора, оптимизма и доброй насмешки над людьми, рассказ «Тоска» представляет собой исключение из писательской манеры автора.

Читать краткое содержание Тоска. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Тоска

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повесть «Убиты под Москвой» представляет собой образец так называемой «окопной» или «лейтенантской» прозы о Великой Отечественной войне, расцвет которой пришелся в СССР на 1950-60-е гг.

Повесть начинается с момента, когда в Петербурге аристократическое общество было удивлено известием о том, что всеми известный обаятельный князь, любимец всех женщин решил стать монахом

Рассказчиком является Джерри Даррелл. Мальчику десять лет. Его семья переезжает на остров. В семье кроме мальчика еще четыре ребенка: Ларри, Лесли, Марго. Члены семьи хотят поправить здоровье на Корфу.

Произведение повествует о маленьком ленивце, для которого безделье был нормой. Вся история начинается с того что у Пети наконец начались зимние каникулы, и он от души решил отдохнуть. Когда была елка, то мальчик пожелал

Шестидесятилетнему рассказчику, который является ученым, была подарена книга. Подарок был сделан от лица его учащихся и коллег. Растроганный подарком он стал рассказывать историю о том, как у него появился интерес к наукам.

Краткое содержание рассказа «Тоска» А. П. Чехова

Рассказ А. П. Чехова был написан в 1886 году. Прочитать краткое содержание «Тоски» можно на нашем сайте. В произведении автор через изображение традиционного для русской литературы «маленького человека», извозчика Ионы, раскрывает драму одиночества в толпе, поднимает проблему человеческого равнодушия.

Основные персонажи рассказа

  • Иона Потапов – бедный извозчик, который недавно похоронил сына и ищет поддержки у окружающих.
  • Военный, трое молодых людей, дворник, молодой извозчик – люди, с которыми Иона хотел поделиться своей тоской.
  • Лошадь Ионы.

Чехов «Тоска» очень кратко

Краткое содержание Тоска для читательского дневника:

У старика-извозчика умирает сын. Его душа наполнена тоской, но ему не с кем поделится — и пассажирам, и знакомым нет дела до его горя, и извозчику приходится делиться им со своей лошадью.

Извозчик Иона и его лошадь погружены в томительное ожидание. Наконец им попадается военный, ищущий извозчика. С ним старик пытается поделится своей грустью — у него умер сын, но военному нет до этого дела. Доехав до места, он покидает извозчика.

Кучер со своей лошадью ожидают новых пассажиров. Трое человек появляются часа через два. Несмотря на низкую цену, Иона берётся довезти и их. Молодые люди шумят, ругают кучера и лошадь, но старик не замечает этого. Он пытается рассказать клиентам о своём горе, но им тоже не интересны беды старика. Как и первый пассажир, они покидают извозчика, оставив его один на один с тоской.

Иона пытается открыть душу дворнику, которому нет дела до смерти сына Ионы — тот прогоняет старика. Кучер пытается согреться дома у печи. Старик ищет сочувствие у других, но сталкивается с равнодушием. Иона идёт к своей лошади и, сам не замечая, рассказывает всё ей.

Это интересно: Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году. Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте. В рассказе Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

Короткий пересказ «Тоски» Чехова

А. П. Чехов Тоска краткое содержание:

Крестьянин по имени Иона Потапов работает извозчиком в Петербурге. Несколько дней назад у него умер сын Кузьма. Все эти дни Иона пытается поговорить с кем-нибудь о своем горе, но никому нет дела до несчастного старика.

Судя по всему, Иона является вдовцом, его дочь Анисья осталась в деревне. Сам старик приехал из деревни в Петербург на заработки. Убитый горем Иона полдня стоит на улице без работы.

Наконец под вечер у него появляется клиент, военный, которого он везет на Выборгскую сторону. Раздавленный горем Иона едет по городу, с трудом следя за дорогой. Старик заговаривает с пассажиром о смерти сына, но тот не проявляет особого интереса. Иона замолкает и довозит военного до места назначения.

После этого старик в одиночестве стоит несколько часов в ожидании работы. Наконец подходят новые клиенты, трое молодых людей. Иона везет их за маленькую плату в 20 копеек (“двугривенный”), лишь бы были пассажиры. В этой шумной молодой компании Иона наконец чувствует себя не таким одиноким. Он заговаривает с юношами о смерти сына, те слушают его. Старик надеется рассказать им все, но в этот момент коляска подъезжает к месту назначения.

Оставшись один, Иона чувствует страшную тоску. Вокруг него ходит множество людей, но никто из них даже не догадывается о его страшном горе.

Наконец Иона приезжает ночевать на двор. В доме все спят. Внезапно Иона видит, как один молодой извозчик просыпается, чтобы попить воды. Старик заговаривает с ним о смерти сына, но тот равнодушно ложится спать.

Мучаясь от тоски, Иона идет в конюшню к своей лошади. Сын Ионы умер почти неделю назад, а старик так ни с кем не говорил о своем горе. Наконец Иона обращается к своей лошади и рассказывает ей все.

Читайте также: Рассказ «Лошадиная фамилия» Чехова был написан в 1885 году. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Лошадиная фамилия». В произведении описана анекдотичная ситуация, когда необходимо было срочно вспомнить фамилию человека, умевшего исцелять больных даже по телеграфу.

Содержание рассказа «Тоска» с цитатами

Тоска Чехов краткое содержание с цитатами из рассказа:

Вечерние сумерки, идет крупный снег. Извозчик Иона Потапов сидит, сильно согнувшись на козлах, весь в снегу. Он выехал еще до обеда, но «почина все нет и нет». Иону окликает военный с требованием довезти на Выборгскую.

По дороге извозчику тут и там кричат, что он не умеет ездить. Иона же «ерзает на козлах», «словно не понимает, где он и зачем он здесь».

Извозчик пытается поделиться с военным, что на этой неделе у него от горячки умер сын. Но пассажир невнимательно слушает извозчика. Высадив военного, Иона снова сгибается на козлах и не шевелится.

Через пару часов извозчика окликают трое молодых людей с просьбой довезти к полицейскому мосту. По дороге пассажиры издеваются над Ионой. Но, слушая ругань и видя людей, извозчик ощущает, что «чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Иона пытается рассказать пассажирам, что у него умерли сын и жена, но им все равно. Высадив молодых людей, Иона снова чувствует себя одиноким.

Заметив дворника, Иона в надежде на разговор спрашивает у него, который сейчас час. Но тот отвечает, что десятый, и прогоняет извозчика. Иона отъезжает и «отдается тоске». «Обращаться к людям он считает уже бесполезным». Приехав домой, «ко двору», Иона пытается рассказать о смерти сына молодому извозчику, но тот тоже не слушает мужчину.

Читайте также:  Образ Алехина в рассказе О любви Чехова характеристика

«Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой…». Извозчик идет в конюшню и незаметно для себя начинает рассказывать о смерти сына своей лошади. «Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

Заключение

Литературные критики высоко оценили произведение Чехова «Тоска», включив его в список лучших современных рассказов. Произведение было переведено на немецкий, французский, болгарский, финский и другие языки.

Это интересно: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). На нашем сайте можно прочитать краткое содержание оперы «Тоска» и ознакомится с сюжетом произведения в сокращении. Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме.

Видео краткое содержание Тоска Чехова

Краткое содержание Чехов Тоска подмечает актуальную проблему общества и сегодня. Это одиночество в окружении людей. Рассказ побуждает быть внимательным к своим родственникам, друзьям и просто прохожим. Выслушав человека можно облегчить его страдания. То, что должны были делать люди, сделала кобыла. Оставаться людьми – важнее всего. Возможно, будучи богаче, старик мог спасти сына. Но судьба распорядилась иначе. Эта несправедливость должна побуждать помогать окружающим, не проявлять черствость к чужому горю.

“Тоска” – краткое содержание рассказа А.П. Чехова

История создания

Рассказ был написан в 1886 году и в тот же год в январе опубликован в «Петербургской газете» в разделе «Летучие заметки» с подписью автора. Затем, претерпев небольшие изменения, он вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». В 1899—1901 годы он также был незначительно пересмотрен Чеховым и вошёл в третий том его сочинений.

Какое реальное событие могло послужить толчком для написания рассказа или лечь в его основу, остаётся неизвестным, но в своих работах Чехов часто рассказывал о самых обычных незначительных ситуациях, из которых можно почерпнуть много нового при внимательном рассмотрении. Писатель, начиная со своей первой пьесы «Безотцовщина», всегда очень тонко улавливал живые человеческие характеры, в его текстах чувствовалось большое знание жизни, рассыпанное в изобилии точных наблюдений.

Ещё при жизни писателя рассказ был переведён на многие языки. В «Петербургских ведомостях», «Русском богатстве» и «Вестнике Европы» многие критики литературы положительно отзывались о произведении. Леонид Оболенский отметил удивительную способность Чехова видеть драму за обманчиво простыми вещами, а Лев Толстой включил «Тоску» в число лучших чеховских произведений.

Краткое содержание

В вечерних сумерках пожилой извозчик Иона Потапов сидел на козлах, согнувшись в три погибели, пока его самого и его лошадёнку медленно засыпало мокрым снегом. Из-за этого лошадь была похожа на пряничную фигурку. Он выехал со двора ещё до обеда, но вот наконец улицы стали более шумными, появились люди. У Ионы на этой неделе умер сын, поэтому теперь его буквально придавливало к земле грустью и тоской. Ему невыносимо было находиться наедине со своими мыслями, он отчаянно хотел с кем-нибудь поговорить. Простая беседа — это всё, что могло бы доставить ему великое счастье.

Между тем к нему сел ехать военный, которому нужно было на Выборгскую. Во время поездки он сердился и ругался, что Иона ездить не умеет, поскольку лошадёнка то и дело сталкивалась то с проезжающей каретой, то с прохожим. Повернувшись к пассажиру, Иона сказал, что у него умер сын. Проезжий спросил, от чего он умер, а Иона ответил, что от горячки, пролежав три дня в больнице. Но дальше разговор не пошёл, а вскоре извозчик высадил военного на Выборгской.

Во второй раз к извозчику сели три молодых человека, которым нужно было к Полицейскому мосту, — два высоких и тонких, третий — низкий и горбатый. Они заплатили не столько, сколько нужно, но Иону теперь деньги не волновали: он хотел лишь отвлечься на свою работу. Новые седоки показались ему «весёлыми господами», хотя они бранились на него, шумели, подняли настоящий переполох и даже хотели накостылять ему шею за то, что он медленно едет. Им он тоже сказал о своей печали, на что они лишь ответили: «Все помрём». Им тоже было не до него, а вскоре они приехали.

В третий раз Иона обратился к дворнику, но с тем разговор совсем не задался: тот прикрикнул, чтобы Иона не стоял на дороге, а проезжал дальше. Решив, что с людьми разговаривать совсем бесполезно, извозчик отправился обратно ко двору. Там, на печи, на полу, на скамьях спал народ. Старик решил поговорить с одним из молодых извозчиков, вставшим, чтобы попить, но тот никак не ответил на его слова об умершем сыне, а лёг, укрылся с головой и вскоре уже спал.

Тогда Иона, не находя себе места, пошёл проведать свою лошадь в конюшню. Она жевала сено. Он заговорил с ней о том, что его сын, Кузьма Ионыч, приказал долго жить. У лошади он спросил, что, предположим, у неё умер жеребёночек, было бы ей жалко. Она смотрела на него умными глазами, слушала и дышала на его руки. После этого он, увлёкшись, рассказал ей всё, чего не смог рассказать людям.

План для пересказа

Произведение «Тоска» достаточно короткое и не имеет деления на главы. Тем не менее, для удобства его можно разделить на части, составив план для пересказа:

  • Извозчик и лошадь на вечерней заснеженной улице.
  • Попытка разговора с военным.
  • Весёлые господа.
  • Попытка завести беседу с дворником.
  • Обратно ко двору.
  • Разговор с лошадью.

Главные герои

Основным действующим лицом является Иона, внутренний мир которого может увидеть читатель. Все второстепенные персонажи необходимы для понимания его беды, и все без исключения являются примером человеческого равнодушия. Описание и характеристика главных героев «Тоски» Чехова:

  1. Иона Потапов — старый извозчик. Ему необходимо выговориться после смерти сына Кузьмы Ионыча, который тоже работал извозчиком. Со дня смерти сына скоро будет неделя, а он так до сих пор толком и не говорил ни с кем. Иона малообразован, но добр, имеет большую, открытую и честную душу, ищет простого человеческого сочувствия и понимания. Любит свою лошадь, с заботой относясь к ней. Представляет собой типичный образ «маленького человека» в литературе: он смиренный, кроткий, не перечит господам, не жалуется на свою судьбу, даже про смерть сына говоря: «На то божья воля». В деревне у него осталась дочка Анисья, про которую он тоже хотел бы поговорить, если бы было с кем.
  2. Военный — первый клиент Ионы, попросивший доставить его на Выборгскую, в шинели с капюшоном. Видно, что он остряк, поскольку во время поездки отпускает едкие комментарии по поводу того, что все норовят столкнуться с лошадью Ионы. Сердится на то, что тот не может быстро доставить его по адресу. На реплику извозчика о сыне спрашивает, из-за чего тот умер, но дальше не хочет слушать и даже закрывает глаза, тем самым показывая своё нежелание поддерживать беседу.
  3. Троица молодых людей — следующие седоки, попросившие доставить их к Полицейскому мосту. Двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат. Судя по всему, они недавно вышли из трактира. Они переругиваются между собой, толкаются, сквернословят, долго не могут определить, кто из них в санях будет сидеть, а кому придётся стоять. В итоге стоять приходится горбатому, как самому маленькому. Они платят Ионе двугривенный, и, хотя это цена несходная, он не отказывается: ему теперь всё равно, какая цена, главное — чтобы клиенты были. Они говорят между собой о том, что вчера выпили у Дукмасовых четыре бутылки коньяка, затем — о какой-то Надежде Петровне. Несмотря на то что они бранятся на Иону, его чувство одиночества постепенно отлегает от груди благодаря присутствию людей.
  4. Дворник — человек, с которым Иона тоже пытается завязать разговор, спросив, который час. Дворник отвечает ему, но затем довольно грубо заставляет его проезжать дальше, а не останавливаться на дороге.
  5. Молодой извозчик — равнодушный парень, проснувшийся, чтобы попить воды из ведра. Он ничего не отвечает на слова Ионы об умершем сыне, а только укрывается с головой и ложится спать дальше.
  6. Лошадь — на заснеженной вечерней улице она стоит, погружённая в мысль, поскольку её оторвали от плуга, от привычных серых картин, бросив в этот омут и суматоху. Автор называет её «лошадёнкой», этим словом словно бы демонстрируя её ничтожность, как и её хозяина. Но именно она становится единственным существом, готовым выслушать человека.

Ещё одним персонажем произведения по праву можно назвать тоску — громадную, горькую, не знающую границ и не дающую покоя. Она в полной мере завладевает душой и телом несчастного Ионы. Лопни вдруг грудь извозчика и вылейся из неё тоска, то она, казалось бы, залила весь белый свет, но при этом она умудрилась поместиться в этого маленького человека так, что её и не увидеть, и не отыскать.

Анализ и смысл

Жанр «Тоски» Чехова — рассказ, поскольку произведение достаточно короткое, имеет одну сюжетную линию и несколько основных героев. Направление — реализм: автор просто и без прикрас показывает одно небольшое мгновение человеческой жизни. Всё творчество Чехова относится к направлению реализма. Повествование линейное: события идут одно за другим. Рассказ ведётся от третьего лица, но всё же благодаря удивительному мастерству автора читатель может погрузиться в душу Ионы, узнать, о чём он думает, что его гложет.

Чехов крайне редко использовал эпиграфы к своим произведениям, но всё же здесь он присутствует: «Кому повем печаль мою. ». Это цитата из русского народного духовного стиха «Плач Иосифа Прекрасного». Этот эпиграф играет особую роль, сразу же задавая особый минорный тон. Ключевым здесь является слово «печаль». Это тонкий психологический приём, используемый автором для создания настроения текста.

Кроме того, писатель пользуется различными выразительными средствами. Рассказ начинается с описания зимнего пейзажа вечерней улицы с холодным мокрым снегом. Это ярко передаёт состояние главного героя и общую атмосферу всей картины. Демонстрируется подтекст: мир колюч, холоден, неприветлив к маленькому человеку, простому извозчику. Можно выделить и другие художественные особенности и приёмы, которые автор использует для описания тоски. Они необходимы для понимания личной трагедии Ионы и отношения к ней автора:

  • эпитеты: «тоска громадная, не знающая границ»;
  • метафоры: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь».

Проведя анализ сюжета «Тоски» для читательского дневника, можно определить идею и смысл произведения. Чехов затрагивает проблемы одиночества и человеческого равнодушия. Одиночество бывает страшным душевным состоянием, особенно после какой-либо пережитой трагедии. Именно поэтому читатель проникается сочувствием к Ионе и даже испытывает желание его поддержать. Ведь это самое малое, что можно сделать для человека: всего лишь выслушать его, но благодаря этому ему станет легче. Автор также показывает, что животные зачастую могут быть лучше людей: лошадь стала для своего хозяина слушателем, чего не пожелали сделать окружающие.

Остальные же герои вызывают у читателя только отрицательные эмоции. Слова извозчика об умершем сыне либо наводят на них скуку, либо игнорируются. Все эти люди заняты только своими проблемами и размышлениями. Они не только не хотят проявить ни грамма сочувствия, послушав его историю хотя бы в сокращении, но даже обращаются с извозчиком грубо и жестоко, понукая его и злясь за медленную езду.

Ещё одна важная тема, затронутая автором, — проблема «маленького человека». Для господ обычный извозчик является едва ли не «пустым местом», они не видят ни его самого, ни его проблем. А между тем у каждого человека, какое бы место в этом мире он ни занимал, есть глубокие чувства, эмоции, душевные травмы и личные трагедии.

Произведение учит быть внимательным и чутким к чужому горю, проявлять сочувствие, не быть чёрствым и равнодушным, уметь слушать. Выслушав и поддержав разговор, порой можно значительно облегчить человеческие страдания.

Ссылка на основную публикацию