Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад»

Место Гаева в системе образов произведения

Для понимания восприятия Чеховым дворянства необходимо рассматривать и характеристику Гаева в пьесе «Вишневый сад», брата главной героини, практически двойника Раневской, однако менее значительного. Поэтому в списке действующих лиц он обозначен «братом Раневской», хотя он старше ее и имеет столько же прав на имение, как и сестра.

Гаев Леонид Андреевич-помещик, «проевший состояние на леденцах», ведущий праздный образ жизни, но ему странно, что сад продают за долги. Ему уже 51 год, но у него нет ни жены, ни детей. Он живет в старом имении, которое разрушается у него на глазах, под опекой старого лакея Фирса. Однако именно Гаев все время пытается занять у кого-нибудь денег, чтоб покрыть хотя бы проценты по долгам и своим и по сестриным. А его варианты погашения всех кредитов больше похожи на несбыточные мечты: « Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини…»

Образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» стал карикатурой на дворянство в целом. Все отрицательные стороны Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате, тем самым еще более подчеркивая комизм происходящего. В отличии от Раневской, описание Гаева в основном находится в ремарках, которые раскрывают его характер через действия, в то время как персонажи крайне мало говорят о нем.

Особенности характера Гаева

О прошлом Гаева рассказывается очень мало. Но понятно, что он человек образованный, умеющий обличать свои мысли в красивые, но пустые речи. Всю жизнь он прожил в своем имении, завсегдатай мужских клубов, в которых предавался своему любимому занятию-игре в бильярд. Все новости он приносил именно оттуда и там же получил предложение стать служащим банка, с годовым окладом в шесть тысяч. Однако для окружающих это было очень удивительно, сестра говорит: « Где тебе! Сиди уж…», сомнение высказывает и Лопахин: «Только ведь не усидит, ленив очень…». Единственным человеком, который верит ему, является его племянница Аня « Я верю тебе дядя!». Чем же вызвано такое недоверие и в чем-то даже пренебрежительное отношение со стороны окружающих? Ведь даже лакей Яша показывает свое неуважение к нему.

Как уже было сказано, Гаев – пустослов, в самые неподходящие моменты он может пуститься в разглагольствования, так, что все окружающие просто теряются и просят его молчать. Леонид Андреевич и сам это понимает, но это часть его натуры. Так же он очень инфантилен, не способен отстаивать свою точку зрения, да и сформулировать ее толком не может. Ему так часто нечего сказать по существу, что постоянно звучит его любимое слово « Кого» и появляются совершенно неуместные бильярдные термины. Фирс до сих пор ходит за своим хозяином как за малым дитём, то с брючек пыль стряхивает, то несет ему теплое пальто, и для пятидесятилетнего мужчины ничего зазорного в такой опеке нет, даже спать он идет ложиться под чутким взором своего лакея. Фирс искренне привязан к хозяину, но даже Гаев в финале пьесы «Вишневый сад» забывает про своего преданного слугу. Он любит своих племянниц и свою сестру. Вот только стать главой семьи, в которой он остался единственным мужчиной, так и не смог и помочь никому он не может, так как ему это в голову даже не приходит. Все это показывает, насколько неглубоки чувства этого героя.

Для Гаева вишневый сад значит так же много, как и для Раневской, но, как и она не готов принять предложение Лопахина. Ведь разбить имение на участки и сдавать в аренду «пошло», во многом по тому, что это приблизит их к таким дельцам как Лопахин, а для Леонида Андреевича это недопустимо, так как он считает себя истинным аристократом, поглядывая свысока на таких вот купцов. Вернувшись в подавленном состоянии с аукциона, на котором было продано имение, у Гаева на глазах лишь слезы, и едва услышав удары кия об шары, они высыхают, еще раз доказывая, что глубокие переживания ему попросту не свойственны.

Гаев как заключительная ступень эволюции дворянства в творчестве А.П. Чехова

Гаев замкнул цепь, состоящую из образов дворян, созданных Чеховым на протяжении всей творческой жизни. Он создал «героев своего времени», аристократов с прекрасным образованием, не способных отстаивать свои идеалы, и именно эта слабость позволила занять господствующее положение таким, как Лопахин. Для того, что бы показать насколько обмельчали дворяне, Антон Павлович максимально занизил образ Гаева, доведя его до карикатуры. Многие представители аристократии очень критично отнеслись к такому изображению своего класса, обвиняя автора в незнании их круга. Но ведь Чехов и хотел создать даже не комедию, а фарс, что у него с успехом получилось.

Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Гаев представляет собой помещика старого типа, он говорит о себе как про человека пострадавшего за собственные убеждения, хотя какие именно убеждения имеет Леонид Андреевич, сказать трудно. Он убежден в возможности получить богатое наследство или отправиться к тетушке в Ярославль, для того чтобы получить некоторые средства для спасения вишневого сада. Тем не менее, все эти мысли являются эфемерными и представляют собой не более чем мечтания.

Гаев привык к «сладкому» существованию этот факт подчеркивает Чехов леденцами. Практически всегда помещик держит во рту леденец, об этом всегда говорится между фразами. Такая привычка является даже немного ребячливой и сам герой говорит об этом «проел бы весь капитал на леденцах».

Как не трудно понять, такой человек не может быть опорой для вишневого сада и собственной земли, да и для всей помещицкой России как таковой. Он склонен к мечтаниям, сладостям, его даже раздевает слуга Фирс.

Создает ли образ этого помещика сочувствие? Возможно, но, если посмотреть трезво на этого человека, то он не особенно заслуживает какой-то жалости или сочувствия, хотя и является, по сути, продуктом собственного времени. Если бы Гаев воспитывался в других обстоятельствах, то стал бы немного другим и, вероятно, мог бы сделать какие-то верные решения для спасения вишневого сада.

Тем не менее, Леонид Андреевич не имеет никакой практичности и даже ленив, как говорит о нем Лопахин. Он не может противостоять новому времени и не способен к таким элементарным умениям как заработок денег. Повторимся, он даже раздевается порой при помощи своего слуги.

Понятное дело, подобные привычки являются признаком высшего класса и в чем-то даже нормальны для людей высокого сословия. Однако, в Гаеве при этом отсутствует благородство, которое присуще людям высокого сословия. Даже наоборот, он болтлив и хотя уважаем другими людьми, его не ставят особенно высоко.

Тем более, любят Леонида Андреевича только люди из его окружения, но тот же Лопахин называет Гаева бабой и в его представлении Гаев действительно как баба: неспособный сопротивляться, чего-то добиваться. Такая изнеженная аристократия является полностью неспособной для сохранения страны и в дальнейшем в этом мир придут Лопахины и Чехов предчувствовал такую смену человеческих типов, хотя и не увидел сам.

Вариант 2

Символизм пьесы Чехова прослеживается во многих деталях. Сам вишневый сад является символов России помещиков, которая со временем превратиться в Россию Лопахиных и дачников. Кто остается в прежней стране и в прежнем укладе?

Раневская и Гаев. Они из одной семьи и оба не привыкли к практическим потребностям этого мира, они ничего не достигали в отличии от Лопахина и были, как говорится, на всем готовом. Гаев в особенности как мужской персонаж является характерным символом.

Ведь Гаев, по сути, является мужчиной в самом расцвете. Ему около пятидесяти и к этим годам, как правило, мужчина достигает состоятельности. Леонид Андреевич в свою очередь не состоялся совершенно, хотя и имеет некоторую собственность.

Гаев совершенно не может заработать денег, ест леденцы и в целом инфантилен. Для такого возраста подобное поведение попросту невозможно, он болтун и не может противостоять вызовам времени. Данная фигура представляет собой собирательный образ всех помещиков того времени (люди 80-х годов) которые не смогли стать опорой для страны.

Читайте также:  Образ и характеристика Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина сочинение

По сути, именно такие состоявшиеся мужчины и могли стать опорой для страны и как правило являются такой опорой. Однако, на смену Гаевам приходят Лопахины, они крепко сбиты, более мужественны и практичны.

Леонид Андреевич именно тот, кому следует быть опорой для собственной земли и именно благодаря ему мог сохраниться вишневый сад. Только вот сам Гаев не предпринимает ничего, он хочет только получить деньги непонятно откуда и пользоваться этим. Вероятно, в подобном поведении причиной является соответствующее воспитание, которое фактически сделало из взрослого человека неженку.

Безусловно, возможно Чехов в чем-то гиперболизировал этот образ, но он явно уловил кризис в сословии помещиков, которые в дальнейшем были сметены классом пролетариата. Также как царские дворцы разорялись и превращались в музеи, так вишневый сад стал пристанищем для множества отдыхающих.

Сочинение про Гаева

Как писал сам Чехов в письмах касательно Гаева, он – аристократ. Конечно, Чехов имеет в виду не рыцаря-аристократа, эталонного представителя благородной семьи и обладателя всяческих достоинств. В чем-то в фигуре Гаева предлагается та самая немощь, которая охватывала Российскую империю в целом.

Ведь страна, государство, во многом держится именно на собственной элите. Есть некоторый ряд людей, который образует какие-то идеалы, отличается от других в лучшую сторону. При этом, если начинается кризис аристократии, то начинается и кризис страны.

Автор выводит главным действующим лицом вишневый сад – нечто совершенно символическое, образ России помещиков. На смену этому саду приходит новая страна, где каждый сможет арендовать дачи, а красивые вишневые сады помещиков останутся только воспоминанием.

Гаев в свою очередь является тем человеком, которому стоило бы защищать вишневый сад, ему нужно отстаивать этот уклад, но Леонид Андреевич может только обещать не допустить торгов, но в итоге отправляется с Лопахиным на торги и возвращается оттуда после продажи сада.

Гаев полностью ленив, много кушает и обожает сладости. Он регулярно ест леденцы, за ним ухаживает Фирс, который даже раздевает его, этим подчеркивается инфантильность героя.

Также брат Раневской является полностью непрактичным (подобное, впрочем, свойственно инфантильным людям) и не может отыскать какого-то действенного решения для собственной ситуации. Он мечтает о каких-то деньгах, которые появятся неизвестно откуда и не позволят продать сад. Безусловно, такие мечты представляют собой полный отрыв от действительности и характеризуют неспособность не только отдельно Гаева, но и всего этого класса существовать в условиях нового времени.

Противоположностью Гаева является Лопахин, он приземленный, но при этом практичный. Как бы сейчас сказали «нормальный мужик». При этом Гаев является противоположностью Лопахину только в отрицательном контексте, только собственной изнеженностью и непривычностью к поиску практической выгоды.

Наверное, Гаев является, так сказать, «ошметком» аристократии, представителем вырождающегося российского класса. Именно поэтому в чем-то его фигура является назидательной.

Автор великолепно описывает целую эпоху и срез общества через конкретную личность.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Тема патриотизма является одной из центральных в рассказе Николая Семеновича Лескова “Левша”. Главный герой произведения, ремесленник и мастеровой, чье настоящее имя так и не раскрывается

Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.

Сказка Кот в сапогах написана французским писателем Шарлем Перро в XVII веке. Действие начинается с раздела имущества в семье мельника

По жанровой направленности произведение является повестью, однако на самом деле представляет собой неоконченный роман писателя, заключающий в себе идею романа-воспитания.

В настоящее время мы часто слышим о людях, которые, несмотря на все препятствия и проблемы сумели исполнить свою мечту. И уж не знаю, помогли им в этом упорный труд или же везучесть, но факт остается фактом

Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишневый сад сочинение

Помещик Гаев является одним из центральных персонажей произведения, однако воспринимается лишь как брат главной героини. Его образ необходим для понимания и всестороннего рассмотрения всего российского дворянства. Он, несмотря на старший возраст и такие же привилегии, как и сестра, остается менее влиятельной персоной в списке героев пьесы.

Леонид Андреевич, так зовут героя, жизнь проживал легко и ни к чему не принужденно, и в итоге не обзавелся семьей и детьми. В свои годы, а это пятьдесят с лишним лет, он живет в имении, которое скоро постигнет полное разрушение, под присмотром старого слуги. Однако, несмотря на праздный образ жизни, ему трудно смирится с тем, что сад необходимо продать, что бы рассчитаться с долгами. И именно он ищет средства на погашение долгов и процентов по этим долгам. В том числе и долгам своей сестры.

Образ этого дворянина комичен и отражает все отрицательные стороны его сестры, а также дворянства в целом. Его образ раскрывается больше в действиях, нежели во фразах. Другие же герои произведения о нем говорят немного или не говорят вообще. Охарактеризовать данного героя достаточно легко, ведь в его натуре нет глубины и чувственности. Внимая речам Леонида можно понять, что он человек образованный и неглупый, но вместе с этим слова его не несут смысловой нагрузки. Они пусты, так же как и весь внутренний мир героя.Это и не удивительно, он всю жизнь прожил играя. Его любимым занятием являлась игра в бильярд.

Ей он придавался в различных заведениях, там он узнавал все светские сплетни и новости. И там же неожиданно для окружающих мог получить неплохую должность в банке с приличным годовым окладом.Практически ни один из героев не был уверен в работоспособности Леонида и были правы, так как он был ленив и инфантилен. А свою точку зрения отстоять не мог, и слова его были пусты. В своем уже почтенном возрасте он был сродни маленькому ребенку, который без своего слуги не сможет жить самостоятельно. А о том, что бы стать главой семьи, в которой он остался единственным мужчиной, не может идти и речи.

Занимающий центральное место в пьесе сад, очень дорог Гаеву, как и сестре. Но он не считает приемлемым рациональное предложение Лопахина о разбитие сада на участки и сдачи их в аренду. Так имение было продано, и Леонид поначалу был расстроен и подавлен, однако это чувства не смогли его глубоко задеть. Ему попросту не свойственны были какие-либо переживания.

Данный герой является карикатурным образом всего дворянства. В своем знаменитом произведение автор так показывает аристократов, чтобы дать понять их не состоятельность и неспособность отстаивать свои идеалы. Век дворянства, поэтому и подошел к концу, так как верх взяли такие, как Лопахин и подобные ему. Этот рассказ подвергся серьезной критике как раз со стороны аристократии. Автора обвинили в незнание и непонимание людей данного круга, однако это произведение и его герои, доведенные до карикатуры, смогли отразить существенные проблемы общества.

Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишневый сад

Собака – друг человека. Это высказывание знает каждый. Его используют в книгах, фильмах, повседневной жизни. Отношение к этим животным уже давно уравнивается к отношениям между людьми. Когда всё началось, точно неизвестно.

Этот удивительны и очень талантливый художник, все время обращается к русскому народному творчеству, так как в его работах это очень хорошо прослеживается. Картина «Снегурочка», является тому подтверждением,

Первое, с чего начинает каждый писатель, это как правило название пьесы Чехова Антона Павловича «Вишневый сад» выглядит очень даже закономерным и понятным с первого момента. Стоит отметить, что все действия протекают в одном из старых дворянских имений

Дед меня научил наслаждаться природой. Все лето я провожу у него в деревне, отдыхаю от гаджетов, компьютеров, и дед ведет меня в поля. Я, как городской житель, поначалу я не видел в этом ничего такого.

Читайте также:  Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

Эта картина была последней в серии, посвященной русской революции. Художник использовал свою собственную гостиную, жену, тещу и дочь в качестве моделей в этом произведении. Солнечный свет, льющийся через окна и отражающийся от задней стены,

В народе веками слагались пословицы и поговорки о пользе чтения и о том, какую важную роль книги играют в жизни каждого отдельного человека. Эта роль действительно чрезвычайно велика.

Старые владельцы сада: Раневская и Гаев

Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины. [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет. ” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости. Смейтесь надо мной, я глупая. Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой. » В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить. “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

Но Раневская лишена воли, она не способна ничего изменить и исправить. Она упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги в то время, как Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох», и тут же отдает золотой. Она вначале рвет телеграммы из Франции, не читая их, а затем опять собирается в Париж. Она привязана к Ане и Варе, но оставляет их, забрав с собой последние деньги, которые, она знает, скоро кончатся. Ее, казалось бы, оправдывает любовь (любовь самоотверженная, преданная), но это любовь к человеку подлому, бесчестному. Раневская действительно «ниже любви», как она сама говорит о себе. Странным образом она порождает цепную реакцию развращенности и паразитизма в других: в лакее Яше, парижском любовнике.

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

М. Горький дал в свое время резкую, во многом справедливую характеристику героям: «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни». Раневская и Гаев вольно или невольно предают все, что, казалось, им дорого: и сад, и родных, и верного раба Фирса. Финальная сцена и комична, и подлинно трагична. Последнее слово пьесы, произнесенное Фирсом: «Недотепа», — это и о самом Фирсе, и о других героях, и о самой русской действительности тех лет.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов. Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции. Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).

Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Центральным персонажем пьесы А.П.Чехова является Леонид Андреевич Гаев. Он один из хозяев красивого старинного сада.

Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» созданы автором для проникновения в сложную проблему изменения дворянства. Представители класса дворян не успевают за развитием страны и остаются без имущества, накопленного для них предками.

Образ персонажа

Леонид Гаев – родной брат Раневской. Разорившийся помещик Гаев еще не стар. Ему 51 год, но помещичьей хватки и предприимчивости у мужчины нет. Он, играя леденцом, признается, что проел «все свое состояние». На самом деле, мужчина много ест и пьет. Особая любовь у помещика к детским леденцам. Помещик их сосет практически постоянно. У автора самая частая ремарка для описания поведения данного персонажа: «Кладет в рот леденец».

Мужчина болтун

Гаев – болтун и пустомеля, так часто говорит глупости, что его речь перестают воспринимать и чаще обрывают уже в начале. Собеседники и близкие люди просят Леонида Андреевича меньше говорить, но он не слышит их просьб. Племянницы предлагают дяде молчать, но мужчина не сдерживает своих эмоций и продолжает дифирамбы без всякого повода. Гаев может разговаривать не только с живыми людьми, Леонид обращается к мебели, еде, деревьям. Речь помещика имеет вой характер. Она торжественна и возвышена. Его слова – это выступления на публику, яркие речи, передающие чувства, которые наполняют «существо» мужчины. Он не пытается сдерживаться, выносит на слушателя все свои мысли. Почему его обрывают? В речах нет смысла, идеи, простой набор слов. Леонид не выполняет своих обещаний. Слова, произнесенные вслух, не задерживаются в душе. Клятва Гаева о сохранении сада – доказательство его непрактичности. Все действия, которые он произносит, остаются только словами: заплатим проценты, не допустим аукциона. Торжественная клятва пафосная. Чем клянется помещик: честью, счастьем, существом. Но ничего не происходит само по себе. Аукцион по продаже имения состоялся, деньги Гаев тратит на дорогую еду.

Читайте также:  Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение

Еще одна особенности речи персонажа – использование терминов игры в бильярд. Эти фразы вызывают улыбку, они несуразны и непонятны для собеседников. Из них мало кто представляет игру, правила и атрибуты.

Характер персонажа

Сложность характера героя подтверждается репликами других персонажей. С одной стороны, Аня утверждает, что его все любят и уважают. Племянница верит в дядю, надеется, что он найдет выход из сложной ситуации с имением. С другой стороны, помещик ленив. Лопахин считает, что Гаев не сможет работать в банке за 6 тысяч в год. Усидчивость – не его черта, а именно она требуется в банковской работе. Лопахин называет Леонида бабой, что скрывается за этим словом: слабость, не желание действовать, страх или лень? В характере мужчины нет деловитости, практичности. Он легкомыслен и недальновиден. Когда новый купец предлагает выход: вырубить вишню и продать землю дачникам, Гаев переходит к моральной характеристике поступка: пошлость. Он не просчитывает выгоды, не ищет возможности сохранить имение и часть сада. Леонид не пытается самостоятельно начать действовать. Помещик просчитывает, где или у кого можно взять в долг.

Роль персонажа

В пьесе Гаеву отводится одна из главных ролей. Автор называет персонаж аристократом. В этой характеристике чувствуется негатив, скрытая ирония. Леонид только внешне может быть схож с аристократией. На деле он не имеет ни одной положительной черты данного класса. Но это яркое отличие российской аристократии, людей, не способных трудиться. Для них даже думать – работа. Гаев весь в мечтах, оторван от жизни, не способен решить простых бытовых проблем. Слуга, старый Фирс, заботится о нем, как о маленьком ребенке. Гаев не может сделать без помощи элементарных вещей: раздеться, расположиться в кресле, выбрать одежду по погоде. Доброе отношение к хозяину не находит ответа. Неблагодарные помещики забывают старика в доме, опять же только на словах продумывают для него помощь, решая его судьбу вне имения: отправим в больницу. Во всех поступках просвечивает легкомысленность и бессмысленность. Не сложно представить будущее «дрянного человека». Приходится согласиться с Лопахиным. Гаев уйдет со службы, будет пытать счастья у богатой тетушки-графини, поселившись у нее в услужение. Если она его не пустит, то его ждет бедность.

Образ вишневого сада в пьесе А.П. Чехова

Разделы: Литература

Цели урока:

образовательная:

  • расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
  • закрепить теоретические знания – образ, символ;

развивающая:

  • развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательная:

  • способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы:

  • анализ текста
  • беседа
  • составление таблицы

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • мультимедийная презентация
  • тексты

Эпиграф:

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Новый материал.

1. Вступительное слово учителя.

Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ – символ.

Символ – (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное – красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.

2. Обратимся к главным героям комедии.

Вопрос к классу:

– Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?

(Через “поиск ассоциаций” учащиеся должны увидеть картины зеленого “гая”, или леса, и сделать вывод, что все предки Гаевых (а Любовь Андреевна и Аня тоже являются представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с осенними яблоками “ранет”, следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее – Любовь – оказалось связанным с “любовью к саду”. Также могут возникнуть ассоциации этого имени с “раной”, с “раненым садом”.

Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с “лопатой”, кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.

Аня , хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)

Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом.

(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)

3. Вопросы к классу:

– Какое отношение к саду героев пьесы?

Слайд 4, 5, 6, 7, 8

Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.

Отношение к саду героев комедии
РаневскаяГаевАняЛопахин
Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

“Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад”.Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

“И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад”.Сад – символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

“Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше”.

Сад – надежды на будущее.

“Мы насадим новый сад, роскошнее этого”.Сад – воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее – вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад – источник богатства, предмет гордости.

Лопахин: “Если вишневый сад. отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода”.

“Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает”

4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

(Для Фирса сад – барское благополучие.

“В прежние времена, лет сорок – пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили. Денег было!”

Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

“Неужели. с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа. “.

“Вся Россия наш сад” – это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано. )

5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

6. Вопрос к классу:

– Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад – символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего)

7. Авторское отношение к саду.

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад – символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: “прекрасный сад”, “широкий простор”, звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: “Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль”. “Звук. должен быть короче и чувствоваться совсем издалека”.

8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: “Вся Россия – наш сад”. А.П.Чехов

Слайды 13, 14, 15

III. Итог урока.

Сад – это символ родины, ее прошлого и будущего.

Пьеса “Вишневый сад” – это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье – в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса – это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: “Какое будущее ждет Россию?”

Ссылка на основную публикацию