Характеристика и образ Лизы в рассказе Бедная Лиза Карамзина сочинение

Образ и характеристика Лизы в рассказе Бедная Лиза Карамзин сочинение

В 18 веке между людьми ещё существовал барьер в виде неравенства сословий, эту проблему и поднимает Карамзин в своей повести «Бедная Лиза»

Лиза – крестьянка, чей отец-кормилец, который приносил большую часть прибыли в дом, умер. Лиза же остаётся с матерью одна, нагружая себя непосильным трудом с пятнадцати лет, чтобы прокормить себя и мать. Из этого можно сделать вывод, что она трудолюбивая и заботящаяся, отзывчивая. Рассказчик, который является действующим лицом повести, говорит о Лизе всегда в хорошем свете, жалея её. По началу повести читатель ещё не может проникнуться тем, почему же Лиза бедная, но вскоре он всё поймёт.

Лиза — крайне честная, скромная и романтичная душа, которая отчасти даже наивная. Эти эпитеты раскрываются в сценах с Эрастом, дворянином, который влюбился в неё. Например, в ситуации с покупкой цветов он даёт ей рубль, потому что для него это мелочь, но она берет лишь пять копеек и говорит, что лишнего ей не надо. Её наивность выражается в том, что едва знакомому Эрасту она даже сообщила, где она живёт.

Образ Лизы у Карамзина – это протест против общества 18 века, потому что в то время девушка не могла выбирать, кого ей любить, чаще всего за неё решали родители её дальнейшую судьбу, Карамзин же показывает, что даже крестьянка вправе полюбить. Причём, не просто полюбить, а полюбить дворянина, который выше её по социальному статусу и любовь к котором по меркам того времени вообще не может существовать даже в мыслях юной Лизы.

После того, как Эраст бросает Лизу, она остаётся с огромным горем и виной. Она бы с радостью хотела уехать к нему, несмотря на то, что он так с ней поступил, она готова была, как птица, махнуть крыльями и оказаться рядом с ним, но она не может. Не может, потому что у неё есть мать, которая сама о себе не позаботится. Лиза – благородная девушка, она не променяет любовь на родную мать. От невозможности быть с любимым, девушка решает, что она больше не в силах жить. Своим самоубийством она обрекает Эраста, который прознал об этом, на вечные муки, он будет до самой смерти думать, что это он убил Лизу.

Крестьянка Лиза, которую сотворил Карамзин – это протест тем нормам и правилам, которые стояли в обществе в то время. Здесь же зарождается идея об испытании любовью, которую потом перенимает Пушкин в своей «Барышне-крестьянке», Тургенев в «Дворянском гнезде» и другие не менее знаменитые и великие авторы русской литературы.

Сочинение про Лизу

Величайшее произведение «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина по праву было названо вершиной сентиментализма. Повесть содержит в себе множество тем, которые можно глубоко раскрыть и проанализировать. Но во главу автор ставит человеческую судьбу и любовь. А главной героиней является девушка с тяжелой жизнью по имени Лиза.

С самой юности девушка встречается с трудностями на жизненном пути. В пятнадцатилетнем возрасте она теряет отца, и среди ее близких людей остается только больная мать, которая не могла работать. Поэтому, несмотря на свою молодость и красоту, Лиза идет зарабатывать деньги, чтобы просто прожить. Она готова делать любую работу: вязать, ткать, продавать цветы и ягоды. Уже на этом этапе можно увидеть терпение и упорство девушки, ее желание помочь своей семье. Также Лиза отличалась своей честностью. За все время торговли она ни разу не позволила себе обмануть покупателя или взять лишние деньги.

Самым главным событием в сюжете повести является встреча и дальнейшие отношения Лизы с Эрастом, молодым дворянином. Во время встреч с ним девушка расцветала, чувствовала себя свободной и любимой. Но у Эраста, как и многих других людей того времени, была единственная цель. Он, пользуясь своим высоким положением в обществе, любил совращать наивных и простых девушек. Такое произошло и с Лизой. Едва коснувшись невинного тела и души Лизы, молодой человек исчезает из ее жизни. Для Лизы, которая верила в любовь и человеческую искренность, такой поступок стал поражением. Не справившись со своим горем и страданиями, девушка совершает самый грешный поступок – самоубийство. Таким образом автор еще больше раскрывает ее образ, показывает его трагичность и жизненность, и ни в коем случае не наказывает героиню. Наоборот, он выставляет в плохом свете Эраста. Герой был несчастным всю оставшуюся жизнь, узнав о судьбе Лизы.

Лиза в романе Карамзина представлена в виде нравственного идеала и примера человека с огромным сердцем и открытой душой. Образ Лизы настолько печален и трагичен, что читатель еще долгое время после прочтения будет проникаться к ней уважением и сожалением.

Вариант 3

Николай Михайлович Карамзин, известный в широких кругах читателей не только как блестящий писатель, но и мудрый политик, историк, создал поистине жемчужину, что разместилась на вершине русского сентиментализма, который начал зарождаться в России в конце 18 века – начале 19 века. Сентиментализм – это направление в литературе, которое ставит в приоритете человеческие чувства. Нетрудно догадаться, что речь идет о повести «Бедная Лиза».

Повесть «Бедная Лиза» написана в далеком от настоящего времени 1792 году, но это не мешает быть ей по-настоящему трогательной, нежной, грустной, способной растрогать и довести до слез даже самого черствого читателя. Тем не менее ее появление повлияло на дальнейшее литературное творчество некоторых писателей 19 века.

Центральным героем произведения является девушка из небогатой семьи по имени Лиза, которую можно считать наполовину сиротой, так как ее отец умер. Лиза со своей матерью вынужденно занимается тем, что торгует на базаре цветами. Таким образом зарабатывает себе на жизнь. В один прекрасный день у нее покупает цветы молодой красивый дворянин Эраст. Лиза влюбляется до безумия в этого богача. Эрасту девушка кажется тоже симпатична. Сразу понятно, что молодые люди не могут быть вместе, так как они происходят из разных сословий. Эраст обещает забрать Лизу с собою в город, но в результате обманывает девушку и не приходит за ней. Лиза, убитая горем и обманом возлюбленного, лишает себя жизни.

Название повести определяет отношение автора к главной героине. Карамзин называет Лизу именно «бедной», а это значит, что он жалеет девушку, испытывает к ней чувство жалости. По тому, как он описывает этого героя, какие образные средства использует можно уловить тонкую нить любви к Лизе.

Лиза живет в маленькой хижинке со старушкой-матерью. Из-за того, что мать стара и у нее недостаточно сил, чтобы работать, всю работа выполняется дочерью. Можно сделать вывод, что Лиза трудолюбивая, работящая и готовая жертвовать собой ради блага других.

Строчка за строчкой автор открывает перед читателем глубокую, чистую и добрую душу Лизы. Показывает ее очень тонкой и чувствительной натурой.

При первой встрече с Эрастом Лиза была смущена, так как она скромная, робкая, застенчивая.

Лиза абсолютно честна со всеми. Это качество проявляется тогда, когда молодой дворянин предлагает ей взять за цветы вместо пяти копеек целый рубль. Девушка отвечает, что лишнего ей не надо. При этом Лиза наивна, как ребенок. Она сообщает первому встречному свой домашний адрес.

Привлекает внимание речь героини. Она не дворянка, говорит она достаточно чисто.

Одной из основных проблем повести – невозможность союза между людьми из разных сословий.

Повесть «Бедная Лиза» не оставит равнодушным любого.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Лизы в рассказе Бедная Лиза Карамзин

Популярные сегодня темы

Рассказ «Сигнал» был написан Гаршиным в 1877 году. Герои рассказа – маленькие люди Семён и Василий, оба рабочие. Их можно назвать традиционной литературной парой «типичных людей». Их не интересуют глобальные вопросы

В основу сюжета рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» положена реальная история советского человека, пережившего все тяготы войны, включая пребывание в плену. Эту историю писателю поведал

Трагичность его судьбы в том, что он разрушает все вокруг себя. Многие люди (вообще, люди) стараются что-то создавать в своей жизни. Даже если они не строят дом, не открывают фирму, не создают произведений искусства

Думаю, у каждого человека есть смешные и не очень истории из детства. Стоит только покопаться в недрах своей памяти. Так приятно иногда посидеть, вспомнить. Ностальгия всегда дарит положительные эмоции

Н. С. Лесков причисляется к группе литераторов, которые думали, что смыслом собственных творений является анализ крестьянской повседневной жизни, которая создает неповторимый отечественный самобытный нрав.

Образ Лизы в повести “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина

Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, “Бедная Лиза” кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев – неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но “Бедная Лиза”,

Но особенность истории Лизы и Эраста

За что же?
Лиза – крестьянка, она живет в хижине “со старушкою, матерью своею”. Лизин отец, “зажиточный поселянин” умер, поэтому “его жена и дочь обедняли” и “принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги”. Мать ее не могла работать, и “Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве”.

Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.
Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: “часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою”. Она очень застенчива и робка.

При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: “Она показала ему цветы – и закраснелась”.
Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей “не надобно лишнего”. Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. “Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: “Здравствуй, любезный пастушок!

Читайте также:  Сочинение по поэме Медный всадник Пушкина

Куда гонишь ты стадо свое?” И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей”. Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл.

Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, “ибо и крестьянки любить умеют”.
Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в “Барышне-крестьянке”, но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители.

Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов.

В частности, Александра Николаевича Островского.
Но в “Бедной Лизе” автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. “Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: “Люблю тебя, друг мой!”, когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста.

Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это “непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука.

Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен”.
Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью. Этот прием “испытания любовью” станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах “Отцы и дети”, “Рудин”, “Дворянское гнездо”. В романе Гончарова “Обломов” главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он “до конца жизни своей” будет несчастлив: “Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею”.

В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик “познакомился с ним за год до его смерти”.
Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. “Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…”
Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. “Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга.

С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь”. “Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; “У меня есть мать!” – остановила ее”.
Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. “Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя. О, если бы упало на меня небо!

Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!”. “Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов.

Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду”.
Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает.

Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине “воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!””. Но писатель прощает свою героиню.

Таинственная фраза рассказчика – “Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!” – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из “Барышни-крестьянки” и Дуни из “Станционного смотрителя” до Катерины Кабановой из “Бесприданницы” и Катюши Масловой из “Воскресенья”.

Образ и характеристика Лизы в повести “Бедная Лиза” Карамзина: описание в цитатах

“Бедная Лиза”.
Художник И. Д. Архипов

Образ и характеристика Лизы в повести “Бедная Лиза” Карамзина

“. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. “

“. быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором. “

“. воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. “

“. Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина. “

“. Прошло два года после смерти отца Лизина. ” (Лиза встречает Эраста два года спустя после смерти отца, то есть в возрасте около 17 лет)

“Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомлял меня обо всем, что с тобою случится, а я писала бы к тебе—о слезах своих. “

“. Я люблю ее, – говорила она, – и хочу ей добра. “

“. старушка [. ] молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери. “

“. ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою. “

“. старушка успела рассказать ему [. ] об ее трудолюбии и нежности. “

“. «Бог дал мне руки, чтобы работать, – говорила Лиза. “

“. трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве. “

“. полотно, вытканное Лизой, и чулки, вывязанные Лизой, бывают отменно хороши и носятся долее всяких других. “

“. Она показала ему цветы – и закраснелась. “

“. еще более закраснелась и, потупив глаза в землю. “

“. Ничего, матушка, – отвечала Лиза робким голосом. “

“. И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека. “

“. в сию минуту восторга исчезла Лизина робость. “

“. прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. “

“. Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей – может быть, для того, что она его знала наперед, – побежала на погреб. “

. в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви..”

“. просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром. “

“. чистая. радостная душа светилась в глазах твоих. “

“. он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем. “

“. страстная дружба невинной души питала сердце его. “

“. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку. “

“. она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие. “

“. помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя. “

“…Эраст возвратился в Москву, отягченный долгами. Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом. “

Это был цитатный образ и характеристика Лизы из повести “Бедная Лиза” Карамзина: описание внешности и характера героини.

Образ и характеристика Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина


Меню статьи:

Повесть «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина, которая впервые была опубликована в 1792-м году в «Московском журнале», ознаменовала собой начало новой эпохи русской литературы, которая на тот момент значительно уступала литературе Западной Европы. Пока Европа вовсю зачитывалась сентиментальными романами, в России литература была более церковная, догматическая, лишена чувствительности. «Бедная Лиза» – это классический образец сентиментализма, ставший результатом поездок Николая Карамзина в Европу. Этой повести присущи все черты сентиментализма: идеализация героев и яркие, донельзя простые противоречия, которые были наложены на довольно-таки посредственный сюжет.

Мы говорим «посредственный» не для того чтобы каким-то образом уменьшить вклад Николая Карамзина в русскую литературу, но, стоит признать, что тема соблазнения богатым барином бедной крестьянки с трагической концовкой действительно не является новой для читателя. Другое дело, что события в «Бедной Лизе» были нанесена на русскую реальность. Именно благодаря описаниям окрестностей Москвы, «лизиного» пруда, Симонова монастыря, близ которого жил на даче Карамзин, читатель воспринимает повесть близко и видит ее в новом, оригинальном для себя свете. Эти же описания делают все события в повести более реалистичными для читателя, он переживает вместе с героями.

Сюжет повести

Рассказчиком является сам автор, который услышал историю бедной Лизы от Эраста, богатого барина, соблазнившего ее. С самого начала повести автор готовит читателя к трагическому финалу, он не скрывает, что судьба девушки сложилась плачевно и часто упоминает ее имя с прилагательным «бедная», обозначая этим не материальные трудности, а нечто большее в судьбе этой юной девушки.

Сам Николай Михайлович говорил, что сюжет повести – донельзя простой. Красивая крестьянка Лиза ходит в город продавать цветы и ягоды, зарабатывая, таким образом, на хлеб. Однажды в городе она встречает богатого барина Эраста. Между молодыми людьми сразу же появляется симпатия, которая перерастает в более сильные чувства. Эраст приходит к Лизе домой, разговаривает с ее мамой, договаривается о единоличном праве на покупку работы Лизы. Молодые люди начинают встречаться по ночам. Эти встречи тайны, Эраст просит Лизу не рассказывать о них даже собственной матери. После вести о том, что к Лизе сватается богатый крестьянский юноша, Эраст клянется девушке в вечной любви, и она отдается ему.

Читайте также:  Образ и характеристика Старика Сантьяго в романе Старик и море Хемингуэя сочинение

После тесного сближения любовь Эраста тухнет, он больше не испытывает настолько сильного влечения к Лизе, не видит в ней непорочного ангела и пытается избежать ее общения. Через некоторое время молодые люди расстаются, потому что барина призывают в войска. Не провоевав и дня, проиграв все свое состояние в карты, Эраст возвращается в Москву и женится на богатой вдове, поправляя тем самым свое материальное положение. Убитая горем Лиза, которая считает, что ее возлюбленный на войне, однажды видит его на улице Москвы. Однако, когда она кидается к нему, он ее отвергает, дает ей деньги и просит оставить его в покое. Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст, узнав об этом, чувствует себя виноватым и раскаивается. Но чувство раскаяния не возвращает людей из мертвых.

Образ Лизы

Образ молодой красивой крестьянки, пылко полюбившей богатого барина, стал новым для русской литературы. Чувственная девушка, дитя природы, описывается автором так:

«…одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве».


«Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою».

«И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором».

Лиза потеряла отца, но у неё есть мать, добрая старушка, которая никак не может смириться с гибелью своего мужа. Убитая горем, она не годится для работы, поэтому вся тяжесть забот легла на плечи юной девушки Лизы.

«Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».

Карамзин идеализирует свою героиню. Так, повстречал богатого барина, она мечтает не о том, чтобы он увез ее в большой город в роскошь, а о том, чтобы он был простым пастухом и они смогли быть вместе. Лизе присущая детская наивность, она неимоверно привязывается к Эрасту, не мыслит своей жизни без него и готова ради него на всё, даже на ложь. Первым тревожным сигналом, который должен был насторожить девушку, стало то, что Эраст попросил ее врать матери об их отношениях. Вторым тревожным сигналом стало охлаждение ее возлюбленного после телесной близости. Нечестность Эраста побуждает не самые искренние чувства и в девушке. После того как парень попытался откупиться от неё, она передаёт полученные от него деньги своей матери и бросается в воду. Хотя мы прекрасно понимаем, что старушке, для которой дочь была единственным светом в этом мире после смерти мужа, эти деньги и вовсе не к чему. После известия о смерти Лизы ее мать, не выдержав свалившегося на нее бремени, так же умирает.

Смерть Лизы делает маленькую революцию в сознании русского читателя того времени, привыкшего к счастливым концовкам со свадьбой и весельями. Однако уверенно можно сказать, то трагическая концовка полностью вписывается в концепцию повести, она вызывает у читателя сильнейшие чувства, которые невозможно было бы достичь, будь окончание иным.

Небольшая игра контрастов использована даже в именах главных героев. Лиза – это не имя для крестьянской девушки. Это имя для молодой кокетки, кружащей мужчинам головы. Имя Елизавета было широко распространено в Западной Европе, но называли отнюдь не бедных крестьянок, а представителей высшего общества. Хотя, с другой стороны, имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение и означает «Бог мой клятва», что так же может характеризовать его обладательницу, как пылкую натуру. В противовес этому имени, древнегреческое имя Эраст, которое означает «пылкий» или «любящий» никак не подходит герою Карамзина, который в повести выступает как человек слабохарактерный и даже в некой мере подлый.

Его нельзя назвать таковым полностью: в молодом барине просыпается совесть, он навещает могилу Лизы, рассказывает о ней автору. Однако именно его действия, отсутствие у него силы воли и слабый характер привели к такой концовке.


Автор очень ярко характеризует Эраста в таких строчках:
«…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.

Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».
«Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами — одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями.

Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви».

Во время первых встреч молодых людей Эраст кажется искренним, а его чувства – настоящими. Но его любовь – это, прежде всего, интерес и желание изведать то, что ему, утомившемуся от светской жизни, еще неведомо.

В решающий момент Эраст не готов поступить как мужчина, вместо этого он просто сбегает. Его попытка вернуть состояние с помощью женитьбы на вдове составляет огромный контраст попыткам Лизы прокормить себя и мать, зарабатывая деньги честным трудом.

Автор противопоставляет образы Эраста и Лизы. Он – это город со всеми его соблазнами, богатой жизнью, весельем, отдалением от природы. Она – это деревня, честный труд, искренность и скромность, и воссоединение с природой.

Однако, несмотря на то, что Эраст предстаёт перед читателем не в лучшем свете, автор не осуждает его. Он в равной степени сочувствует и Лизе, и ее возлюбленному. Отсутствие дидактизм и ярко выраженной морали автора делает эту повесть классическим образцом сентиментальной литературы, главное для которой – сыграть на чувствах читателя.

Образ героини Н. Карамзина нашел свое отражение во многих произведениях искусства. В 1827-м году Рустамом Адамовичем Кипренским была написана одноименная картина. Сюжет повести использовал Пушкин в своих произведениях «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», а также Борис Акунин в романах «Весь мир театр» и «Азазель».

Проблематика «Бедной Лизы»

Несмотря на то, что описывает «Бедная Лиза» ситуацию личностного характера, главный конфликт повести – социальный, поскольку именно из-за материального неравенства и пропасти в социальном положении любовь главных героев погибает, что приводит к гибели самой Лизы. Кроме социального неравенства, стоит выделить несколько проблемных тем, которые затрагивает Николай Карамзин:

  • Противопоставление города и деревни. Москва предстаёт перед читателем, как сила Зловещая, и даже мать Лизы волнуется, отпуская дочь в город. («Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти»). Отметим, что подобный контраст является новым для русской литературы.
  • Проблема верности. Предательство Эраста, который ради материального благополучия женился на вдове, окончательно сломило Лизу и стало причиной ее самоубийства. Будь юноша ответственным и верным своей возлюбленной, трагедии удалось бы избежать.
  • Проблема маленького человека, который, из-за причин, не зависящих от него, не контролирует свою жизнь полностью.
  • Проблема чистоты и греха. Ложь Лизы, которая не сказала матери о своей связи с барином, ложится камнем на ее душу, она тянет за собой всю цепочку необратимых последствий, в результате которых девушка погибла. Если бы она сказала матери о своих отношениях, старушка с высоты своего возраста и опыта могла бы вразумить наивную девушку или хотя бы поговорить с Эрастом.

Несмотря на весь трагизм ситуации, показанной в повести, Н. Карамзин не осуждает своих героев. Он им сочувствует и делает все, чтобы читатели так же сочувствовали как бедной крестьянке с чистой душой, так и ее возлюбленному.

Лиза: характеристика и образ героини

(На иллюстрации портрет, написанный О. Кипренским по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Бедная девушка Лиза – главная героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», напечатанной в 1792 году в «Московском журнале» и являющейся ярким примером классической сентиментальной прозы. В то время в русской литературе царила догматическая, церковная направленность, напрочь лишенная чувств и эмоций. Повесть, написанная автором после посещения более продвинутой Европы, где публика во всю зачитывалась образчиками сентиментальной литературы, стала настоящим прорывом в русской литературе и конца 18 начала 19 века и ознаменовала новый этап в её дальнейшем развитии. В ней сосредоточены все самые яркие признаки сентиментализма: идеализированные герои, простые и понятные широкой публике проблемы, весьма посредственная и уже далеко не новая сюжетная линия (соблазнение богатым барином бедной крестьянской девушки в условиях обыденной русской реальности).

Характеристика героини

Лиза – простая и трудолюбивая 17-летняя крестьянская девушка, не умеющая даже читать и писать, зарабатывающая на хлеб весной продажей цветов, летом – ягод. Продавая ландыши по пять копеек она отказывается от щедрого предложения купить их по рублю, ведь это противоречит её честной и скромной натуре, далекой от прагматизма и материального обогащения. Бедняжка не отказывается от любой работы (ткала холсты, вязала носки, торговала цветами и ягодами), чтобы хоть как-то содержать себя и больную старушку-мать, проживающую вместе с ней в бедной пустой хижине на зеленом лугу вблизи местного монастыря.

Девушка отличается спокойным и тихим нравом, робостью и стеснительностью в общении (легко краснеет и смущается при разговоре с незнакомыми людьми). Вместе с тем она обладает привлекательной славянской внешностью (белокурые волосы, голубые глаза), чувственной и ранимой душой, способной на пылкую любовь и верность до самого гроба. Её наивность, доброта и неискушенность приводят в итоге к печальному финалу её любовных отношений с молодым повесой и мотом, который использовал её в своих целях и после полностью охладев, женился на богатой вдовушке ради состояния.

Встретив в городе молодого и привлекательного дворянина Эраста, Лиза сначала испытывает к нему глубокую симпатию, а потом влюбляется без памяти, полностью погрузившись в океан страстей и отбросив всяческие разумные доводы. Её чистая и по-детски наивная душа не видит в людях зла и приписывает им только светлое и хорошее, хотя старушка мать предупреждает её о том, насколько «злые люди могут обидеть бедную девушку».

Отдав всю себя без оглядки искушенному соблазнителю Эрасту, Лиза даже не представляет себе, чем это может для неё закончиться и верит ему без оглядки. Под его пагубным влиянием она становится скрытной и неискренней и начинает утаивать от матери, которая была ей ближе всех на свете, отношения с молодым дворянином. Позже, пытаясь откупиться от бывшей возлюбленной, он вручает Лизе 100 рублей, которые та в свою очередь после своей трагической смерти пересылает свой бедной матушке, тоже пытаясь её таким образом как-то скрасить тот страшный грех нею совершенный. А престарелая мать, узнав о гибели её единственной отрады в жизни, любимой дочери тут же падает замертво. На могилу, где была похоронена простая крестьянская девушка Лиза с такой трагической судьбой потом стали приходить и другие несчастные влюбленные девушки погоревать и поплакать о своем разбитом сердце и жестоко растоптанных чувствах.

Читайте также:  Анализ комедии Гоголя Женитьба

Образ героини в произведении

Трагическая концовка в конце данного произведения хотя и полностью вписывается в концепцию классического сентиментального романа, все же была для русского читателя того времени, привыкшего к счастливой развязке событий, некоторым шоком и приводила к настоящей революции в их сознании. Однако те сильные эмоции и чувства, вызванные свершившимся самоубийством главной героини, невозможно было бы вызвать, будь финал повести менее печальным и трагичным. В «Бедной Лизе» Карамзин впервые в русской литературе противопоставляет город (яркий представитель – молодой дворянин Эраст) деревне (милое и доверчивое дитя природы Лиза). Деревенская девушка, простая и наивная, оказывается беззащитной перед хитрым и коварным городским жителем и погибает, не выдержав жестокости и бездушности окружающего мира.

Защита проекта “Образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств. Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов. В своей проектной работе мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы. Поэтому ставил следующие цели: (слайд 2) и задачи (слайд 3).4-ый слайд- краткая биография Карамзина.

Повесть «Бедная Лиза» относится сентиментализму.(5-ый слайд)

6-ой слайд- история создания повести.

В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. (7-ой слайд) Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.

(8-ой слайд) В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».

(9-ый слайд).Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си. нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же? (10-ый слайд).

Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких. Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы – и закраснелась».

Роли пейзажа в повести.(11-ый слайд)

Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку

При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества.(13 слайд) «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».

Новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. “(14 слайд) Когда ты, –говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: “Люблю тебя, друг мой!”, когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это “непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен”.

15-слайд- социальный статус героини.

Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью.

Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».

Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте.19 слайд «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»

Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» – остановила ее».

Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя.24 слайд «Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».

Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят;

25 слайд “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.

Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств. Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке.27 слайд Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

Ссылка на основную публикацию