Хрюмины в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Сочинение Чацкий в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс Грибоедов)

В великом произведении затронута важная тема: проблема воспитания. Главный герой – открытый, искренний, честный и хорошо образованный. Но легко ли ему жить с этим? Чацкий способен влюбиться в дочь хозяина дома, но при этом, не может найти в себе силы ладить с её отцом и домом. Его взгляды на мир, а также его социальные идеи не совпадают с идеями дома Фамусовых. Без сомнений, он искренне любит дочь хозяина дома, но не в силах стерпеть лицемерие, несправедливость в том обществе, в котором ему предстоит находиться и общаться. Потому что это не соответствует его идеалам: он всегда предпочитает говорить только правду, и не боится говорить. Чацкий честный служитель своего отечества, но к сожалению, этого никто не осознает, его не понимают. И от это он страдает вдвойне.

Без сомнений, герой имеет свои недостатки. У него очень неоднозначный и противоречивый характер. Он очень вспыльчив, конфликтный в общении, довольно высокомерен, а порой даже и бестактный дворянин. Причина – он постоянно возмущен обществом, в котором он существует. Ему трудно сдерживать себя, он не упускает возможности высмеивать безнравственность общества, окружающего его. Эму тяжело контролировать свое возмущение. Он выбрал себе целью – сопротивляться несправедливости, свидетелем которой он становится. Чацкий умен. Но герой мучается в этом обществе, ему сложно жить бок о бок с этими людьми. Неспроста автор дал своему произведению “Горе от ума”.

Александр рад служить (Отчизне), но прислуживать (кому-либо) не будет. У него отсутствует желание даже преклоняться перед кем-либо. Быть человеком умным, воспитанным и порядочным, живущим по соображениям совести, оказалось недостаточным. Ему сложно пережить тот факт, что судьба иногда так несправедлива и безжалостна к честным людям. Даже его возлюбленная, в конечном итоге, сделала выбор в пользу человека, намного уступающему в образовании главному герою. В этом тоже заключается настоящее горе.

Образ Александра драматичен. Его взгляды никто так и не поддержал. Он остался в меньшинстве. Он не находит ничего другого, кроме как покинуть эти места и уехать далеко. Отступил ли Чацкий от своих убеждений и взглядов? Нет, не отступил, не предал. Он просто уехал.

2 вариант

В произведении “Горе от ума” Грибоедов затрагивает темы человеческого отношения к обществу, и это самого общества по отношению к человеку. Грибоедов заостряет внимание на том, что очень часто общество несёт неправильный посыл, который берётся человеком на веру, и он из-за этого тоже становится частью общества, и потому данное общество будет всегда прогрессировать и разрастаться, по мнению автора. Однако, как видно в данном произведении, очень часто появляются люди, чьё мнение в корне рознится с мнением большинства масс, люди чьи идеи являются для масс прогрессивными и новыми. Но, ввиду своего консервативного характера, общество обычно активно порицает таких новаторов, не давая им право голоса, хорошим примером послужит персонаж произведения Чацкий.

Чацкий – молодой человек, который прибыв в дом Фамусова, начинает активно пропагандировать просвещение и науку, однако данные темы в доме Фамусова как оказалось, порицаются, и Чацкому приходиться активно всех переубеждать в том, что на самом деле их мнение не верно, и что прогресс дойдёт даже до таких людей как они, правда с некоторым опозданием, но дойдёт. Сам же Чацкий сначала предстаёт перед читателем как человек уверенный в своих силах, как человек, который готов идти вперёд и придерживаться своей точки зрения несмотря не на что, однако после он всё-таки отрекается от своей точки зрения, и решает больше никогда не возвращаться к данной теме, так как Фамусовское общество его за данную тему активно порицает, а ему отнюдь не нужно, чтобы его как либо порицали в большом обществе. Это и раскрывает характер Чацкого полностью. Хоть он и представляется как активный реформатор, он всё же придерживается старых устройств в обществе.

Грибоедов как автор очень часто в своих произведениях обращался к темам возвышенным, к темам человеческой личности, к её идеалам, составляющей всей личности, убеждениям и взглядам. В данных произведениях он очень часто заострял своё внимание на персонажах-маяках, которые несли в себе ту или иную мысль автора через свой образ, дабы читателю было проще с ней ознакомиться и понять, что же всё-таки хотел сказать автор через своё произведение, какую мысль он хотел выразить, для чего расставил композицию персонажей именно в таком виде, в каком мы можем видеть её в произведении. Примером такого произведение послужит “Горе от ума”.

Характеристика Александра Чацкого в пьесе Горе от ума Грибоедова

Чацкий стоит в центре комедии Грибоедова «Горе от ума». Он совершенно не комический герой , но вовлечён в комедию жизни московского дворянского общества начала 19 века.

Судьба неласкова к нему. С детства рядом с ним не было ни отца ни матери. Он воспитан как приёмный ребёнок в доме Фамусова. Близкой ему с детских лет в этой семье стала только дочка Фамусова Софья, его ровесница, тоже оставшаяся без матери. Общие переживания, одни занятия в домашнем классе под руководством немца, ментора с указательным перстом, очевидно, сблизили детей, пришла любовь.

Чацкий верен юношеской любви и в начале пьесы признаётся, что мчался по заснеженным дорогам, не переводя дух, чтобы побыстрей встретиться с Софьей после трёх лет разлуки. Он мечтает о женитьбе, личном счастье.

Читателю и зрителю, между тем, с самого начала понятно, что надежды Чацкого напрасны. «Герой романа» у Софьи Фамусовой – Молчалин.

Александру Андреевичу предстоит сыграть другую роль – дать в одном доме в один день бой, отголоски которого разойдутся по всей России, а не только по Москве. Чацкий не готовился к нему. Но в репликах Фамусова, Молчалина угадывается, что воевать ему не привыкать стать.

Очевидно, герой благодаря уму, решительности сделал успешную карьеру, имел связь с министрами. Но внезапно разорвал отношения на службе, вышел в отставку и уехал за границу. Его стремление служить «делу, а не лицам», без сомнения, не нашло поддержки. Наверное, уже тогда была идейная схватка и Чацкий для себя расставил все точки над i.

Теперь через три года герой не допускает мысли о службе («Служить бы рад, прислуживаться тошно). Но он не желает и молчать, пропускать мимо ушей навязываемую ему всё ту же мудрость чинопочитания и угодничества. Он живёт своим умом, и от его метких, блестящих характеристик всем достаётся.

Главное же, что делает Чацкого настоящим героем, – это не столько его блестящий ум, сколько мужество быть не таким, как все, и открыто об этом заявлять. Понимая, что у него нет никакой поддержки в закостенелом обществе, он не молчит, всё называет своими именами, решительно обнажает прошедшего и нынешнего « житья подлейшие черты». Герой бунтует, смело обвиняет, спорит, высмеивает общепринятые устои. С ним не могут не считаться, его уколов боятся.

Читайте также:  Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

Он хоть и одинок в фамусовском стане, но это настоящий воин – не Дон Кихот, потому что его противники не мельницы, а реальное зло: крепостничество и крепостники, которые в погоне за иностранной модой утратили русские черты, родной язык, в народе видят только холопов. На службе они обделывают делишки, чтобы угодить в первую очередь начальству, потом себе и своим родственникам. Служение долгу, отечеству среди фамусовых, молчалиных, скалозубов – неслыханное дело.

Чацкий, всколыхнув их стоячее болото, посеял сомнения в обществе, а это немало, и его смелые обличительные слова – это тоже дело.

Сочинение 4

Можно сразу понять в монологах, что Чацкий, выражал помыслы и взгляды, которые соблюдал сам автор. А черты характера главного героя была скопирована с самого Грибоедова. Сам же автор был резким и увлеченным. Многие взгляды нашего героя были взяты от самого Александра Сергеевича, а взгляды были такие как: повторение за иностранцами, жестокосердие к крепостному праву и чиновничество. Сам же он не раз упоминал их в округе.

Сам же главный герой небогатый дворянин, который отрекся от службы. Он это объяснял тем, что нужно служить делу, а не кому-то. Его цитата какова: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Не признание авторитетов, бережность к своей независимости, не боязнь общественного мнения, приводит к тому, что вызывает страх у аристократов. Тем самым, Фамусов предлагая жить как все, на то Чацкий отказывается от такого.

Причина возвращения в Москву является любовь к Софье. Приехав в Москву, он сразу же поехал в дом Фамусова, чтоб признаться в любви к Софье. Так можно понять, что он созерцательный, усердный, пылкий. Для нашего героя любовь-это главное в жизни, который без нее не может быть. Когда узнав, что Софья полюбила другого, он был опечален, сломлен и разбит.

Главный герой не любит все прошлое, а точнее рабское служение перед всеми иностранцами, подхалимство и угодничество. Смотря на свое общество, он видит кучу людей, которые жадно охотясь за чинами, деньгами, чтоб зажить и выгодной женитьбы, а идеал их умеренность и аккуратность.

Максим Петрович для Фамусова является примером для подражания, который специально падая на приеме у императрицы, доставляя ей удовольствие и двору, но для главного героя это является клоунадой и не уважение к себе. Аристократы в этой пьесе стремятся получить свой положенный чин, а также привязаны к мотовству и безделью.

Чацкого бесит влечение старых дворян всюду заводить полезные знакомства, тем самым, посещая балы с этой целью. Для него лучше не путать дела с весельем и знает, что этому всему свое время. В одной из сцен Александр Андреевич выражает негодование среди фамусовского общества, когда среди гостей присутствует человек, который хочет углубиться в искусство и науку, то общество его не воспринимает всерьез и негодует.

Заключение

Терпя столь тяжкое поражение, он мигом уезжает из Москвы. После всего что пережил и видел, он прекращает борьбу за лицемерие. Он один среди этого балагана, с которыми нет общего взгляда и умысла схожим с ним и поэтому он убирается прочь, не глядя ни на кого, ища свой укромный уголок.

Александр Андреевич Чацкий

Александр Андреевич Чацкий – ключевой персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий по происхождению наследственный дворянин и аристократ. Уроженец Москвы, Чацкий с рождения был окружен представителями высшего общества. После смерти родителей он стал единственным наследником завидного поместья. Так как никаких других родственников у Чацкого не было его опекуном стал приятель отца – Павел Фамусов, который был чиновником и известным в аристократических кругах человеком. Став взрослым Чацкий съезжает от Фамусова. Будучи аристократом Чацкий являлся членом Английского клуба джентльменов, в котором вместо обсуждения социальных и политических вопросов играли в карты и обедали. Сначала в силу возраста, а затем из – за отъезда за границу, который продолжался три года, Чацкий был редким гостем этого клуба.

За время своего пребывания за границей он ознакомился с архитектурными особенностями, культурным наследием Европы и тонкостями отношений между людьми.

Чацкий был образован и подкован во многих вопросах, таких как обустройство мира и экономика, иностранные языки. Также он как настоящий аристократ не мог себе позволить не разбираться в музыке и танцах. Он никогда не останавливался на достигнутом и постоянно развивался самостоятельно изучая новые направления. Чацкий был любознательным и занимал активную жизненную позицию. Именно благодаря этим качествам он в столь молодом возрасте стал философом, но решил посвятить свою жизнь ведению хозяйства в поместье. За это окружающие сочли его безумцем, ведь перед ним открывались огромные перспективы.

Речь Чацкого не была лишена сарказма и иронии, с помощью которых он демонстрировал свое отношение к представителям чуждых ему взглядов. Будучи человеком искренним и не терпящим лжи он был уверен, что людям необходимо говорить правду. В силу своей страстной натуры ему было тяжело контролировать свои эмоции. Он грезит о лучшей жизни для своих соотечественников и готов приложить к этому все возможные усилия.

Чацкий категорически отрицает так называемое Фамусовское общество и всячески пытается ему противостоять. Взгляды Чацкого сильно отличаются от взглядов Фамусова, ведь для Чацкого на первом месте достоинство и честь, а для аристократического общества взяточничество и преклонение перед начальником. Если аристократы признают лишь военную и гражданскую службу, то Чацкий понимает ценность науки и искусства. Он уверен, что люди должны жить в первую очередь думая о морали, а не о личной выгоде.

Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сочинения

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» посвящена борьбе украинских казаков с польской шляхтой. Гоголь талантливо передал нравы и устои, царившие в те времена в казачьем войске.

Каждое утра для всей нашей дружной семьи начинается с волшебства. Ведь настоящее чудо – это завтрак который приготовила моя мама. Запах гренок, оладушек или каши, для нас с братиком

Вот он, вот решающий момент! Это же дворовый кубок… Через минуту несколько секунд станет ясно, кто уйдёт чемпионом на «осенние каникулы». То время, когда дожди размазывают грязь на поле

Сочинение на тему Горе от ума

Вопрос «Горя с ума» очень актуален также во наше время. Каждое людское в куче делается реакционным также пассивным со устоявшимися мнениями также обыкновениями. Индивид, который может выбраться в народ, подвергается порицанию также порицанию. Данное аналогично специфическому социальному инстинкту самосохранения. Чацкий символизирует собою современного социального функционера, что целую жизнедеятельность станет переносить издевки также только уже после кончины приобретет справедливое принятие также почтение. Основной персонаж работы – Но. Но. Чацкий. Данное сообразительный также добропорядочный юный индивид, что вернется во Столицу уже после длительного недоступности. Некто ни одной души никак не опасается также непосредственно заявляет собственные убеждения. Чацкий – один благоприятный герой в фоне иных героев. П. Но. Фамусов – государственный служащий, во жилье коего происходят все без исключения действия. Данное классический уполномоченный крепостнического дворянства, застаревший во собственном невежестве также уверенный во собственной правде. Его помощник, Но. Со. Льстец, целиком делит убеждения собственного владельца. Некто допускает безмерную правительство также авторитетность надо собою, однако тайком старается побыстрее усовершенствовать собственное состояние линией лести также мошенничества. Подобные общество, равно как Чацкий, воображаются возмутителями покоя также революционерами. Бесспорно сообразительный Чацкий считается несчастным пророком, который отсутствует зоны во собственном отечестве. Противодействие общей ереси приводит только ко этому, то что его допускают безумным. Данное заставляет Чацкого во горячке оставить Столицу. Некто разочаровывается никак не только лишь во высочайшем мире, однако также во собственной влюбленности. Блистающие интеллектуальные таланты никак не имеют все шансы дать ему счастья. Чацкий как оказалось уединенным неоцененным гением. Феноминальное обращение (тот или иной способен являться несчастье с интеллекта?) разъясняется в образце Чацкого. Все Без Исключения его фразы также действия только разумны также честны, однако наталкиваются в глуховатую стену неприятия. Во высочайшем мире ценится вовсе никак не разум также великодушие, но способность адаптироваться также оказать услугу. Во мире царят подневольная покорство также почитание. Основной дамский герой – София Павловна, дочка Фамусова. Во молодости возлюбленная существовала рядом известна со Чацким также делила его убеждения в жизнедеятельность. Со Временем София сделалась отлично ориентироваться также адаптироваться ко условиям сообщества. Прошлые эталоны уже давно позабыты. Молодая Девушка стремится завоевать крепкое социальное состояние. На нашем сайте Вы можете скачать сочинение на тему горе от ума. Обычно, это сочинение пишут в 9 классе, поэтому мы использовали относительно не сложный образ и речевые обороты при состовлении плана сочинения. Также, в случае необходимости можно подготовиться самому, прочитав минисочинение, но мы бы рекомендовали скачать полностью. Вступление сочинения на тему горе от ума: Меня очень порадовала возможность написать сочинение по комедии моего любимого автора в литературе А.С. Грибоедова. В начале позапрошлого века А. С. Грибоедовым была написана комедия «Горе от ума». Как ни странно, это произведение остается актуальным и по сей день. Читая «Горе от ума», можно встретить в нем сегодняшних героев. Комедия переполнена яркими образами, в литературе редко встретишь комедию, которая бы была и грустной и веселой одновременно. При этом проблема комедии заключается именно в пороках росиийского общества. Я бы хотел кратко рассказать о каждом из героев комедии. Образ чацкого как победителя в литературе настоящая проблема ума. Почему проблема века минувшего актуальна и сегодня? Наверное потому что герои комедии – фамусовское общество, проецируется на современное общество. У нас также встречаются софья, чацкий, молчанин, фамусов. Написать план сочинения о конфликте в комедии поможет кратко изложенны текст. После вы задумаетесь почему комедия? И все же чацкий победитель или побежденный? Характеристика образа молчалина и образа чацкого противоречат друг другу. Тема любви, как и москва в комедии написано очень понятно. по рассказу мильон терзаний мучали софью. Нравственные уроки мучали чацкого. и он задает главный вопрос А судьи кто? Рассуждения и вывод по пьессе не однозначные. На балу главные герои вынесли главный урок прошлого века, который до сих пор актуальный.Сожно задавать вопросов много: Коммедия или драма, какой основной конфликт, какой язык комедии, спор поколений, смысл нзаглавия. Презентация и анализ произведения в заключении. Почему пьесса называется Горе от ума и чем интересна комедия, чем опасны молчалин? Своими словами можно сделать вывод прочитав комедию. Эпиграфом к сочинению можно взять слова главного героя молчалина и скалозуба. Мои размышления об основном конфликте помог сделать анализ эпизода, финала и роли внесценических персонажей. Отзыв и рецензию можно оставить под описанием. Московское общество как и тема любви в любовном треугольнике раскрыта полностью. Личная драма чацкого заставляет переживать в сцене на балу.

Темы сочинений по произведению А.С.Грибоедова “Горе от ума”
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

С сайта ФИПИ для подготовки к экзамену в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
temy_soch_oge_griboedov.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?

Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?

Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.

Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику “Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия” “Урок-обобщение по теме “Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина “Капитанская.

Данный материал является хорошим подспорьем для выпускников в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Урок развития речи в 8 классе проводится после изучения романа А.С. Пушкина « Капитанская дочка». В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют материал, учатся работать над.

Согласны ли вы с мнением критика: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден».

В своем сочинении ученик должен ответить на вопрос: “Как вы понимаете смысл эпиграфа к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?”.

В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме “Образ Герасима”, ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п.

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия.

Характеристика героя Хрюмины, Горе от ума, Грибоедов

Хрюмины — это два второстепенных персонажа, которых Грибоедов включил в свою комедию только для усиления комизма; колоритные представители старой московской знати. Графиня-бабушка и графиня-внучка первыми приезжают на бал Фамусова, так как преисполнены желания найти подходящую партию для засидевшейся в девках внучки.

Графиня-внучка не пропускает ни одного приема в надежде встретить там свою судьбу, а графиня-бабушка всегда ее сопровождает. Несчастная, еле живая и наполовину глухая бабушка вынуждена таскаться по балам,

О себе госпожа Хрюмина говорит: «Когда-нибудь я с бала да в могилу».

Грифиня-внучка больше остальных гостей Фамусова стремиться к поддержанию «хорошего» тона. Между тем, она уверена, что это возможно только с помощью французских фраз и выражений. Она позволяет себе делать едкие замечания в адрес Чацкого, за что получает не менее едкие ответы.

Хрюмины недовольны всем и всеми на балу, поэтому быстро уезжают. Как говорит графиня-внучка: «Ну бал. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»

Дайджест:

Характеристика героя Хлестова, Горе от ума, Грибоедов ­Хлестова Хлестова — одна из наиболее запоминающихся второстепенных героинь комедии «Горе от ума», с которой автор знакомит читателя на званом вечере у Фамусова; властная и грубоватая барыня-крепостница. Полное имя героини. .

Характеристика героя Лиза, Горе от ума, Грибоедов Лиза В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», Лиза играет второстепенную, но очень важную роль. Лиза — веселая, молодая служанка, которая живет и работает в доме Фамусова. Она. .

Характеристика героя Наталья Дмитриевна, Горе от ума, Грибоедов ­Наталья Дмитриевна Наталья Дмитриевна — супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова «Горе от ума»; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго до этой встречи на балу. .

На тему: Конфликт двух эпох в комедии Горе от ума Грибоедов ­Конфликт двух эпох Читая комедию А. С. Грибоедова, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох, которое происходило на самом деле в России начала 19-го века. Это конфликт между «веком нынешним» и. .

На тему: Бал в доме Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедов ­Бал в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» предшествовала восстанию декабристов. Уже в 1820-х годах в обществе накалялась атмосфера, так как идеи свободы будоражили умы передового дворянства. .

Фамусов. Характеристика героя Фамусов, Горе от ума, Грибоедов Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии. Если с латыни перевести фамилию Фамусов, то это будет означать «известный, пользующийся славой». Фамусов живет в имении, но судя по его. .

Краткое изложение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина. .

Грибоедов, Горе от ума. Кто же Чацкий — победитель или побежденный? Критики замечают, что не только обществен­ный порыв Чацкого, но и болтовня Репетилова мо­гут быть поняты как авторский взгляд на декабризм. Зачем введен в комедию Репетилов? Как вы пони­маете этот образ. .

На тему: Чацкий и Фамусовское общество Грибоедов Горе от ума Чацкий и Фамусовское общество В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий — молодой, благородный, честный и свободомыслящий человек. .

На тему: Молчалины блаженствуют на свете Грибоедов Горе от ума Молчалины блаженствуют на свете В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» показаны разнообразные образы людей, с разными судьбами и разным мировоззрением. Алексей Степанович Молчалин — мелкий дворянин, который. .

Грибоедов, Горе от ума. Как Софья и Лиза оценивают Чацкого? Попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы. Как выглядит гостиная? Какими вы представляете себе героев в момент их появления? Дом Фамусова представляет собой особ­няк, выстроенный в стиле классицизма. Первые сцены происходят. .

На тему: Любовный треугольник в комедии Горе от ума Грибоедов ­Любовный треугольник Комедия «Горе от ума» была закончена в 1824 году, накануне восстания декабристов и поэтому она не могла не затронуть волнующую современников автора тему об общественном разладе. Но есть. .

Характеристика героя Мануйлиха, Олеся, Куприн Мануйлиха Мануйлиха — старая ведьма из повести А. И. Куприна «Олеся», бабушка Алены. Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо. .

Грибоедов сделал свое дело, он написал «Горе от ума» «Грибоедов сделал свое дело — он написал «Горе от ума»,- сказал Пушкин. Это дело состояло прежде всего в том, что гениальная обличительная комедия Грибоедова положила начало реалистической русской драматургии. Она. .

Краткая характеристика произведения «Горе от ума» Грибоедова А. С Жанр произведения — комедия в четырех действиях, в стихах. Главные герои-. Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте, Софья Павловна — его дочь, Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова. .

Характеристика героя Бабушка, Конь с розовой гривой, Астафьев Бабушка Катерина Петровна — бабушка Вити, добрая и заботливая женщина, проживающая в сибирской глубинке. Витя рано остался без матери и его воспитанием занимались бабушка с дедушкой. В рассказе описан один. .

Характеристика героя Ярмола, Олеся, Куприн Ярмола Ярмола — один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся», слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего. .

Пересказ «Горе от ума»; Грибоедова Основные действующие лица: Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казен­ном месте. София Павловна, дочь его. Лиза, служанка. Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. Скалозуб. .

На тему: Смешон или страшен Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедов ­Смешон или страшен Молчалин Появление в начале 19-го века комедии Грибоедова «Горе от ума» открыло новую веху в истории русской литературы. Все созданные писателем персонажи имеют не только литературное, но. .

Образы Чацкий и Молчалин сравнительная характеристика героев по комедии Горе от Ума Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий по своему происхождению небогатый человек. .

Образ и характеристика Чацкого по комедии Горе от Ума Александр Андреич Чацкий — центральный персонаж комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий — молодой дворянин, образованный человек с широкими и прогрессивными взглядами на жизнь, истинный патриот. Три года. .

Краткое содержание Горе от ума Александр Грибоедов Горе от ума краткое содержание: ­Действующие лица: ­­­ Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий и его дочь Софья Павловна ­­­ Чацкий Александр Андреевич ­­­ Полковник Сергей Сергеевич Скалозуб ­­­ Лизанька. .

Сочинение: Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедо­ва «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий — передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдаю­щийся писатель и общественный деятель. В уста своего. .

Характеристика героя Германн, Пиковая дама, Пушкин Германн Германн — один из основных персонажей социально-философской повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», молодой офицер, мечтающий о крупном выигрыше. Это расчетливый и разумный человек, о чем говорят его немецкие. .

Горе от ума характеристика образа София Павловна Фамусова ГОРЕ ОТ УМА София Павловна Фамусова — центральный женский персонаж комедии; 17-летняя дочь хозяина московского дома, в котором разворачивается действие; после смерти матери воспитана «мадамой», старушкой Розье, которая за «лишних». .

Образ и характер характеристика Софьи по комедии Горе от Ума Софья Павловна Фамусова — персонаж непростой, ее образ сложен и многогранен. Природа наделила девушку хорошими качествами. Она умна, обладает сильным характером, гордая, независимая и в то же время мечтательная, с. .

Образ и характер характеристика Молчалина по комедии Горе от Ума В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести. .

Характеристика героя Николай Ростов, Война и мир, Толстой Николай Ростов Николай Ростов — сын графа Ильи Ильича Ростова, офицер, человек чести. В начале романа Николай бросает университет и поступает служить в Павлоградский гусарский полк. Он отличался отвагой и. .

Характеристика героя Дед, Детство, Горький Дед Василий Васильич Каширин — дедушка Алеши, главного героя в автобиографическом произведении М. Горького «Детство». Это был небольшой, сухонький старичок с суровым нравом. Его Алеша сразу невзлюбил. В отличие от. .

Образ Фамусова по комедии Горе от Ума Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов — московский барин, отец Софьи и давний друг отца Чацкого. Именно в его. .

Характеристика героя Санек, Конь с розовой гривой, Астафьев Санек Санек — один из сыновей дяди Левонтия и тети Васены, персонаж рассказа «Конь с розовой гривой». Санька был вторым сыном в семье и самым вредным. Главный герой рассказа, мальчик. .

Характеристика качеств Молчалин по комедии Горе от Ума Грибоедов, в своей комедии «Горе от ума» создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких героев является Молчалин. Он является ярчайшим представителем людей. .

Характеристика героя Лопахин, Вишневый сад, Чехов Лопахин Лопахин Ермолай Алексеевич — один из основных персонажей пьесы «Вишневый сад», купец, потомок крепостных, работавших у отца и деда Раневской. Отец Лопахина был необразован и груб, часто бил его. .

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» План Взгляды Фамусова на образование и воспитание Зависимость героя от общественного мнения Отношение Фамусова к людям Значение образа Фамусова Пьеса » Горе от ума «, выйдя из-под пера Грибоедова, не. .

Образ Скалозуба по комедии Горе от Ума Сергей Сергеич Скалозуб — один из центральных персонажей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Этот герой воплощает собой образ «идеального» московского жениха: грубого, необразованного, не слишком сообразительного, но богатого. .

Образ и характер характеристика Скалозуба по комедии Горе от Ума Скалозуб. Полковник Скалозуб — тип офицера-карьериста времен Аракчеева. В умственном отношении он человек недалекий. «Он слова умного не выговорил сроду», — замечает Софья. С этой характеристикой Скалозуба соглашается и Лиза. .

Характеристика героя Аня, Вишневый сад, Чехов Аня Аня — девушка семнадцати лет, дочь помещицы Раневской, символ искренности и непосредственности в пьесе «Вишневый сад». Аня, как и многие другие члены ее семьи, выросла в вишневом саду, получила. .

Характеристика героя Яша, Вишневый сад, Чехов Яша Яша — второстепенный персонаж в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», молодой лакей, сопровождающий Раневскую в Париж. За этим героем не наблюдается ни слабостей, ни чудачеств, а только низменные. .

Характеристика Лизы в комедии «Горе от ума» Комедия Грибоедова » Горе от ума «, во многом являясь новаторской, отличается от существовавших до нее классицистических комедий способом изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято. .

Характеристика героя Всеволод, Слово о полку Игореве Всеволод Всеволод был братом Игоря и сыном великого Святослава. Он, не думая ни секунды, откликнулся на призыв своего брата, Игоря, отправиться на защиту земель русских. Он отправился на войну вместе. .

Сочинение на тему: Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Первое классическое произведение русской драматургии. Часть 2

Но «по отцу и сыну честь». Эти слова в комедии произносит сам Фамусов, а между тем его поиски счас­тья характеризуются словами, вложенными автором в уста служанки Лизы: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Многие крылатые выражения сложно понять без контекста, зато их можно употребить во множестве случаев. Помним ли мы, к чему относилось знаменитое ироничное восклицание Чацкого «а судьи кто?»? Но употребляется оно нередко, и даже не всегда к месту. Примерно так же обстоят дела с еще более памятным гневным «карету мне, карету!». В разряд народной муд­рости можно отнести и немного менее известные, но не менее актуальные в любые времена фразы, такие как «чины людьми даются, а люди могут обмануться».

Существуют и такие выражения, которые уже давно считаются банальными. Слишком уж часто они встречаются в стихах, песнях, просто говорятся к месту и не совсем. И от постоянного употребления они как бы истрепываются, теряют свой первона­чальный смысл. А между тем они были образцом по­этичности. Такие крылатые фразы можно сравнить со старой одеждой. Как любимые вещи, они изнаши­ваются и блекнут на фоне менее потертых, но и ме­нее красивых или удобных новых одежек. К таким фразам относится неоднократно спетое, написанное и сказанное «герой не моего романа». Никто уже и не помнит, что автором его тоже является Грибоедов. Чацкий и София произносят эти слова, обсуждая полковника Скалозуба: «…лицом и голосом герой… — Не моего романа».

Комедия «Горе от ума» стала источником не только крылатых фраз, но и своеобразных крылатых имен. Фамилии многих персонажей стали нарицательными, причем, как ни странно, имени главного героя среди них нет. Зато есть фамилии наиболее ярких характер­ных персонажей. Ну кто усомнится, о чем речь, если кого-нибудь назовут Молчалиным? Кто не представит себе бравого вояку с фамилией Скалозуб?

Таким образом, комедия Грибоедова «Горе от ума», как и другие произведения, оказалась букваль­но разорвана на цитаты. Многие фразы вырываются из контекста, теряют свое первоначальное значение, истрепываются. Так не лучше ли оставить пьесу в по­кое, или, хотя бы, когда цитируем, указывать источ­ник и автора?

Нет, не лучше. Ведь крылатые фразы на то и кры­латы, чтобы быть неуловимыми и неистребимыми. Сло­во — не воробей, вылетит — не воротишь. Мы уже не сможем убрать их из нашей речи. Да и нужно ли? Ведь они служат ей украшением и делают ее богаче.

Но честно ли использовать то, что придумано не нами? Не слишком ли это напоминает обыкновенный плагиат?

Может, и напоминает, однако им не является. Упо­требляя крылатые выражения, мы отдаем дань ува­жения писательскому мастерству Грибоедова, а его пьеса становится практически бессмертной, обретая вторую жизнь и становясь частью нашего языка и культуры.

Многие философы и филологи трактуют литературу как художественно истолкованный срез общественной жизни. С этим трудно не согласиться. Читая классику, мы получаем представление об описываемом периоде или событии, которое нельзя почерпнуть в учебнике по истории или историческом труде. История описывает прошлое с точки зрения настоящего, как бы извне. Ли­тература же позволяет погрузиться в ситуацию, уви­деть общество изнутри, самим прочувствовать противо­речия, присущие толпе, конкретному персонажу.

В этом плане комедия Александра Сергеевича Гри­боедова «Горе от ума» является непревзойденным ше­девром. По воле автора перед нами предстает москов­ское общество начала девятнадцатого века, занятое своими обычными делами, озабоченное обычными про­блемами.

Каким же видит Грибоедов современное ему обще­ство? Как показывает его читателю?

Лицемерие — вот основная черта большого «света». Угодливая глупость, благообразная пошлость — глав­ные ценности постоянных участников балов и приемов. И друга, и зятя здесь ищут «с звездами да с чинами», ну а «кто беден, тот тебе не пара».

Каждый из персонажей комедии — ожившая ил­люстрация одного из пороков великосветских господ. Взгляните, вот Фамусов, управляющий в казенном ме­сте. Он знатен, богат, «монашеским известен поведень­ем». Словом, образец добродетели, отличный пример и для дочери, и для молодого секретаря Молчалина. Фамусов хорошо знает, когда и кому следует угодить, польстить, и охотно учит этому других. И им «не на­добно другого образца, когда в глазах пример отца». Правда, добродетели этого образца, как мы видим, не более чем маска, дань приличиям.

А вот Молчалин, секретарь Фамусова, — его достой­ный ученик. Его окружение справедливо видит в нем глупца, но при этом он отлично усвоил правила поведе­ния в светском обществе. Молчалин пока в невысоких чинах, но «дружбу всех он в доме приобрел», «безмол­вием обезоружил», «по должности» объяснился в любви Софии Фамусовой — и таким образом успешно добива­ется положения в свете и выгодной должности.

Красавица София кажется романтичной, чистой. Но разве может такая натура полюбить Молчалина? Да и любовь ли это? Ведь она сама же отзывается о нем не­лестно: «Конечно, нет в нем этого ума…». Может быть, прав Чацкий, говоря, что «она его не уважает», «не ста­вит в грош его»? Нет, дело в другом. Ее романтичность воспитана французскими романами, а добродетель про­исходит только из нежелания стать предметом сплетен, ведь «грех не беда, молва не хороша». Достойной парой для этой легкомысленной барышни нам представляется полковник Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в ге­нералы». София не любит его, но, обманутая Молчали­ным и забытая Чацким, наверняка найдет преимущест­ва в таком союзе, одобренном отцом.

Все герои пьесы — и семейство Фамусовых, и их се­кретарь, и полковник — типичные представители совре­менного Грибоедову общества. Их окружение также ти­пично. Князья Тугоуховские, которые ищут выгодную партию для своих шестерых дочерей, отставной офицер Платон Михайлович Горич, смирившийся с ролью «пре­лестного мужа» при своей жене с ее неудержимым стремлением к светской жизни, лгун Репетилов, пусто­меля Загорецкий. Грибоедов дает целый пантеон рутин­ных персонажей. Все они кажутся карикатурными, ут­рированными, но их черты носят обобщенный характер и присущи не им одним. Грибоедов наделил этих людей недостатками, свойственными его современникам.

Откуда же здесь, в обществе льстецов, глупцов и сплетников, мог появиться такой человек, как Чацкий?

Александр Андреевич Чацкий — такой же воспи­танник московских салонов, гостиных и балов, как и остальные персонажи комедии. Многочисленные примеры учили его тому же, чему и остальных, вот только выводы он сделал другие. Попробуем просле­дить пройденный им путь.

Скучая на балах, молодой человек поневоле начал присматриваться к людям, замечая самые карикатур­ные их черты. Так из скуки родилось то, что называли вольнодумством, — у Чацкого сложилось собственное мнение обо всем и обо всех. Общество пока еще терпит его, списывая нестандартные взгляды на молодость. Но сам Чацкий такое общество уже принять не может: «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Он ищет, но не может найти своего места среди лицемеров и подхалимов, не делает попыток сделать карьеру, до­биться чина — ведь «служить бы рад, прислуживаться тошно». Не устраивает его и военная служба — не по­тому ли, что и там хватает карьеристов, подобных Ска­лозубу, о котором Фамусов с уважением говорит: «Давно полковник, служите недавно». Оставив армию, Чацкий отправляется путешествовать.

Вернуться его заставляет юношеская любовь — София Павловна Фамусова. Но здесь влюбленный при­ходится не ко двору: легкомысленная барышня давно забыла Чацкого, и хотя признает, что он «остер, умен, красноречив», все же предпочла «врага дерзости» Молчалина. К тому же манера Чацкого говорить нели­цеприятные вещи об уважаемых в фамусовском обще­стве людях, его умение «пересмеять… всех», шокирует и отталкивает Софию, привыкшую скрывать свои мыс­ли и чувства. Она даже высказывает предположение, что Чацкий сошел с ума. И эта идея подхватывается ее окружением, а «злые языки страшнее пистолета». И Чацкий объявлен чуть ли не буйнопомешанным. Сплетня охотно принимается и распространяется, об­растает массой подробностей. Ведь людям, занятым пустыми разговорами и танцами, легче допустить, что тот, кто выставляет их в неприглядном свете, ненор­мальный, чем присмотреться к себе. К тому же, эта скучающая великосветская толпа испытывает какой- то нездоровый интерес ко всему, что кажется им выхо­дящим за рамки обычного. Так что ярлык сумасшед­шего герою комедии навесили прочно.

Какую же роль в этом обществе Грибоедов отводит Чацкому? Его считают карбонарием, вольтерьянцем, якобинцем, его пытаются урезонить, уговорить, научить: «Не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а глав­ное, пойди-тка послужи». Он вызывает возмущение, его слова даже слушать нужно с опаской. Так кто же он — бунтарь, революционер, террорист? Вряд ли.

Чацкий ясно видит все пороки общества, он указывает на них, обличает, высмеивает — но, по сути, не пред­лагает пути к изменениям, реформам. Его можно было бы назвать борцом за идею, но как раз идеи-то и нет! А раз так, тогда какова дальнейшая судьба этого героя? Скорее всего, достаточно печальна. Привычное ему общество от­ринуло его, навесило ярлык сумасшествия, оно уже не может предложить Чацкому ничего, кроме насмешливой жалости, а значит, его слова так и не будут услышаны.

Но есть ли тогда смысл в его появлении? Ведь он так и не смог ничего изменить в своем окружении. Ко­нечно, девятнадцатый век стал в России веком реформ, можно сказать Чацкий «породил» декабристов!

С другой стороны, если бы не Чацкий, возможно, декабристы не появились бы вовсе! Кто бы заразил вольнодумством реформаторов и бунтарей, обратил внимание общества на необходимость перемен в обще­стве? Вполне уверенно можно говорить, что Чацкий ввел своеобразную моду на вольнодумство и что изме­нения, которые начались в России во второй половине девятнадцатого века, произошли благодаря Чацкому и главное, разумеется, Грибоедову.

С момента написания комедии «Горе от ума» про­шло без малого двести лет, а мы все еще с удовольст­вием читаем ее. И находим актуальной! Не странно ли? Ведь мир стал совсем другим. Но изменились ли мы сами? Не появляются ли среди нас Фамусовы, Молчалины, Репетиловы, Хрюмины? К сожалению, ти­пажи, созданные Грибоедовым два века назад, смогли пережить все изменения, реформы, революции. А раз так, нашему обществу, как и раньше, необходимы Чац­кие, и тему противостояния и взаимодействия Чацкого и общества, смелости, неуспокоенности и косности, ру­тины можно считать вечной.

Ссылка на основную публикацию