Художественные особенности Слова о полку Игореве 9 класс сочинение

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник литературы Древней Руси. По многим параметрам его можно назвать шедевром, равного которому нет во всем искусстве мирового Средневековья.
Так, например, уникален жанр «Слова». Сам автор называет свое произведение и повестью, и словом, и песнью: «Начать древним складом Печальную повесть о битвах Игоря», «Начаться же сей песни…» и т.д. Современные же исследователи считают, что «Слово» является памятником ораторского красноречия, героической поэмой, военной повестью и песнью одновременно.
Таким образом, получается, что «Слово о полку Игореве» является произведением, «выпадающим» из традиционной системы жанров, стоящим на грани литературы и фольклора. Оно является уникальным жанровым образованием, не имеющим аналогий во всей эпической традиции Средневековья.
То же самое касается и художественных особенностей этого произведения. Поэтика «Слова» – явление удивительное. Прежде всего, это касается широты и разнообразия используемых неизвестным автором средств и приемов как устного народного творчества, так и книжной культуры своего времени.
В основе поэтики «Слова» лежит прием контраста. Он прослеживается на всех уровнях этого произведения. Контрастные эпитеты, метафоры, другие художественные средства используются здесь для противопоставления персонажей, их внешних и внутренних характеристик, действий, для выражения патриотической идеи песни.
Так, в «Слове» противопоставляется политика князей Святослава и Олега Гориславича. Святослав, великий князь Киевский, успешно воевал против половцев, защищал родную землю от разорения, приумножал ее богатства:
Гроза был Святослав!
Притрепетал он врагов своими сильными битвами
И мечами булатными;
Наступил он на землю Половецкую…
Олег Гориславич же вел иную политику:
Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием.
Погибала жизнь Даждьбожиих внуков,
Во крамолах княжеских век человеческий сокращался.
Построив такое противопоставление, автор выражает свое мнение по поводу политики русских князей, наглядно показывает, к чему ведет каждый из способов правления, выражает свой идеал – объединение всех русских земель и прекращение раздоров, консолидация против внешнего врага.
С той же целью противопоставляются в «Слове» походы Святослава и Игоря, вернее, их результаты:
Так-то сии два храбрые Святославича,
Игорь и Всеволод, раздор пробудили,
Едва усыпил его мощный отец их,
Святослав грозный, великий князь киевский…
Кроме того, по контрасту в произведении даны образы русских князей и половцев. Если Игорь, в любом случае, как представитель русских, – «свет-светлый», то половец Гзак – «черный ворон», «поганый половец» и т.д.
Кроме приема контраста, в «Слове» широко распространен символический полифонизм. Этот прием проявляется в том, что каждому устойчивому образу в произведении придается символическое значение. Так, Святослав в Киеве, после того, как ему приснился вещий сон, произносит «золотое слово». Эпитет «золотой» связан с тем, что это «слово» содержит ценнейшую идею примирения русских князей и объединения русских земель. Кроме того, в произведении часто фигурируют такие символические образы, как «золотое стремя», «золотой престол» и т.д.
Неизвестный автор использует в «Слове» и принцип «панорамного зрения», совмещая в изложении события, происходящие на огромной удаленности друг от друга, как бы возвышаясь над миром и героями. То он описывает страшную битву русских с половцами, то тут же переносится в престольный Киев, к великому князю Святославу и придворным боярам, то описывает плач княгини Ярославны в Путивле и т.д.
Принцип «панорамного зрения» тесным образом связан с многоголосьем «Слова» – приемом, позволяющим представить события и дать им оценку с разных сторон. Мы видим, что на поражение Игоря откликнулись «голоса» Святослава, Ярославны, Киева и Чернигова, русских женщин, крымских готов, бояр и т.д.
Кроме того, в этом произведении используется особая форма организации художественного времени и пространства – они здесь как бы символизированы. Помимо этого, пространство в «Слове» легко, динамично и «сгруппировано»: герои реагируют на события массами, группами (немцы, греки, морава, русские жены, «готские красные девы» и т.д.)
Язык «Слова» образен и ярок, насыщен разнообразными средствами художественной выразительности. Так, в произведении очень много метафор: «кровавые зори свет поведают», «Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца», «Идти дождю стрелами с Дону великого!», «Тоска разлилась по Русской земле, Обильна печаль потекла среди земли Русския», «Вслед за ним крикнули Карна и Жля и по Русской земле поскакали, Мча разорение в пламенном роге!» и др. Много в «Слове» и олицетворений: «И ветры, Стрибоговы внуки, Веют с моря стрелами», «Стяги глаголют!» и т.д. Есть здесь и эпитеты: «Ярый тур Всеволод!»; постоянные эпитеты: «на златом престоле», «милой супруги своей Глебовны красныя», «златое стремя»; сравнения, в том числе, и постоянные: «Сами скачут, как серые волки в поле»; древнерусские формы слов: «граяли враны».
Таким образом, художественные особенности «Слова о полку Игореве» можно назвать выдающимися. Неизвестный древнерусский автор синтезировал в своем произведении приемы устного народного творчества и книжной словесности, создав уникальный по метафоричности, силе образов, красоте и величии идеи произведение. На мой взгляд, «Слово о полку Игореве» по праву входит в сокровищницу мировой литературы.

Художественные особенности Слова о полку Игореве 9 класс

«Слово о полку Игореве» – известный литературный памятник Древней Руси, в основе сюжета которого — неудачный поход князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

Жанр этого произведения поистине уникален. Из уст самого автора звучат такие названия, как повесть, слово и песня. Официально «Слово…» относят к жанру героической поэмы, эпосу, а многие современные исследователи также именуют его и песнью, и военной повестью. Получается, что «Слово…» нельзя причислить к какому-то конкретному жанру, в большей степени, по той причине, что оно находится на стыке фольклора и художественной литературы.

Точно так же отличаются своей неповторимой уникальностью и художественные особенности произведения. Помимо фольклорных автор использует множество разнообразных приемов книжной литературы. Основным художественным средством в «Слове…» является контраст, на котором строится большинство метафор, эпитетов, сравнений. Таким образом, достигается эффект противопоставления героев, включая их поступки, черты характера, внешние характеристики, а также выражается идея любви к родине. Например, с помощью антитезы автор изображает разницу в политическом поведении двух князей – Святослава и Олега. В противовес второму первый из них, он же великий князь Киевский, с успехом осуществлял военные кампании, защищая родину от захватчиков, наращивал богатства родной земли. С помощью данного сравнения автор выражает свое отношение к политике князей и показывает, каковы могут быть ее последствия. Идеалом для него является идея объединения русских земель, прекращение распрей и междоусобиц перед лицом внешней опасности.

В таком же ключе идет противопоставление военных походом Игоря и Святослава и тех результатов, к которым они привели.

Помимо контраста в «Слове…» используется такой прием, как символический полифонизм. Он заключается в том, что отдельным явлениям и образам присваивается тот или иной символический смысл. В частности, особое значение придется слову «золотой»: Святослав произносит «золотое слово», в произведении присутствуют словосочетания «золотое стремя», «золотой престол». Использование данного эпитета связано с особенной ценностью «слова», поскольку в нем заложена идея воссоединения и консолидации русских князей, объединения русских земель.

Также автор «Слова…» обращается к принципу «панорамного зрения», когда происходит совмещение отдаленных во времени и пространстве событий. Они происходят будто бы независимо от самих героев, находятся выше всего мира. С данным принципом связан прием многоголосья, благодаря которому события описываются с разных сторон, оцениваются с различных точек зрения.

Лингвистические особенности «Слова» заключаются в особой насыщенности произведения различными художественными средствами. Например, текст поэмы содержит множество метафор («Черные тучи с моря идут», «Тоска разлилась по Русской земле»), олицетворений («Стяги глаголют!»), эпитетов («на златом престоле»).

Таким образом, художественные особенности «Слова о полку Игореве» отличаются уникальностью, литературным своеобразием, яркостью и выразительностью.

Вариант 2

Есть множество произведений повествующих нам о событиях прошлых лет, которые рассказывают нам о людях, которые жили в то время, об их быте, характерах, и так далее. Показательным в этом плане произведении послужит “Повесть о полку Игореве”, в котором нам рассказывают в поэтической форме, рассказывают о половецком налёте, князя Игоре и богатырях Руси.

Произведение характеризует себя как нечто новое в области древнерусской литературы. Оно как бы стоит на краю между литературой и народным фольклором, ведь в нём есть части и того и другого. Множество метафор, переплетений, игра словами, всё это характеризует произведение как литературную единицу, но особый стиль повествования может также определять произведение как часть русского фольклора. Потому произведение называют показательной вещью слияния сразу нескольких жанров.

Также в произведении происходит противопоставлении различных понятий, которое заставляет читателя размышлять о той или иной вещью, противопоставляя её другой в сравнении с первой. Это характеризует произведение как особой тип повествовательной литературы, которая может заставить читателя задуматься над той или иной проблемой. Также не стоит забывать что это, скорее всего, писалось просто, как летопись без какой либо цели сделать из неё общедоступное литературное произведение, из-за чего ещё произведение становиться ещё лучше.

Так или иначе, произведение является прекрасным примером отечественной летописи, которое с помощью различных литературных приёмов доносит до будущих поколений ту атмосферу, которая витала на Руси в то время, в этом также просматривается особенность произведения. По стилистике же оно является восхваляющим Русь, впрочем как и все произведения того времени. Я считаю, что всем надо познакомиться с данным произведением, так как оно является прекрасной литературной единицей достойной внимания, и не одного прочтения. Его стоит прочитать хотя бы для того чтобы знать историю своей родины.

Это моё субъективное мнение, которое может быть опровергнуто, или же вы можете не согласиться с ним.

Сочинение Художественные особенности Слова о полку Игореве

“Слово полку Игореве” – прекрасный образец монументальной литературы на русских землях. Это произведение является краеугольным камнем в зарождении литературы как ветви народного искусства.

Данная летопись – шикарный пример многообразия поэтического слова, которая перекликается с патриотическими и философскими мотивами. Благодаря наличию метафор, гипербол, олицетворений, эпитетов, оксиморонов читатели могут понять глубину переживаний героев, их душевное состояние в критических ситуациях.

В двенадцатом столетии главным для летописцев было соблюдение хронологии изложения материала. Зачастую текст был написан на непонятном для народа языке, использовался лишь в канцелярской сфере. Но автор героической поэмы смог изобразить патриотическую борьбу князей, которую смог бы объять простой народ.

Написание поэмы – это величайший задум творца произведения внести лучик света письменности в народ.

Хотя основную роль в поэме выполняют русские князья, автор уделяет особое внимание Русской земле. Литератор олицетворяет землю, показывает её страдание и отчаяние за судьбы князей.

Описание рассказа происходит в разных пространственных площадях: одновременно “девицы поют на Дунае”, и “трубят трубы в Новгороде”. Автор знакомит читателей с разновидностями сюжета, их особенностям.

В поэме присутствуют особенности баллады: птицы и животные наделяются человеческим разумом, которые участвуют в жизни и судьбе героев.

Вся поэма построена на контрастах и конфликтах. Элементы народнопоэтического слова переплетаются с особенностями стиля написания.

Автор использует простую речь, которая для современников составляет несгораемый кладезь диалектизмов, историзмов, варваризмов.

Используется большое количество метафор, которые несут собой как негативную, так и позитивную характеристику героев. Слуховое и звуковое восприятие помогает читателям услышать плач девиц на Дунае, крик лебедей, иржание коней, звериный свист, стук сердца Игоря перед боем.

Ярко-красная кровь противопоставляется зелёной траве и мирному небу, контраст цветов помогает вырисовать зрительную четкость образов и символов в произведении.

В конечном итоге, автор смог превознести “Слово” на мировой арене письма, так что гении русской литературы: Пушкин, Гоголь, Толстой высоко оценили безукоризненный стиль написания.

“Слово о полку Игореве” – пример высокой литературной поэмы, которая благодаря художественным средствам открыла перед читателями бездонный мир древнего, русского летописания.

Также читают:

Картинка к сочинению Художественные особенности Слова о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Самые приятные для меня страницы в части про контрабандистов. Мне нравится очень знакомство главного героя с той самой девушкой. Нравится её описание, манера разговора…

Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.

Дорогой водитель! Я так рада, что мы всем автобусом едем отдыхать на море. Это намного лучше, чем сидеть в школе на уроках. Но вот мы едем и учимся. И так здорово, что вы включаете хорошую музыку

Сейчас не осталось ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал про фаст-фуд. Многие пробовали и любят эту вредную пищу. В быстром темпе большого города, зачастую не успеваешь полноценно пообедать

Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя.

Художественные особенности “Слова о полку Игореве”
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Обобщающий урок по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_slovu.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

  1. развивать умение анализировать художественное произведение, находить средства художественной выразительности;
  2. помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность «Слова…», его лиричность;
  3. раскрыть живую связь “Слова” с литературой и другими видами искусства;
  4. развивать навыки выразительного чтения лирического произведения;
  5. воспитывать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, «Боян»; картина К.Васильева «Плач Ярославны», гравюра В.А. Фаворского “Золотое слово Святослава”, фотография памятника Бояну в г.Трубчевске, фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”

I. Организационный момент.

II. Объявление темы. Постановка цели.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение замечательного образца древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». На предыдущем занятии вы познакомились с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения. Сегодня же мы поговорим о поэтических особенностях языка великого произведения, а также о связи «Слова…» с литературой и другими видами искусства.

III. «Слово…» и древнерусская литературная традиция

Сколько гармонии звучит в ликующей музыке строк «Слова о полку Игореве». Общение с ним всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. Возникшее в пору юности русской литературы, оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок, «благоухающий, свежий, и яркий». И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов .

2.Чтение подготовленным учеником вступления «Слова…»

(Слайд1: картина работы В. М. Васнецова, «Боян», 1880 г)

3.Вопрос к классу:

– Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?

( Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI век а. Выдвигалась гипотеза о том, что Боян был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжеством )

4. Слово учителя.

(слайд 2: фотография памятника Бояну в г.Трубчевске)

Автор поэмы об Игоревом походе представляется нам одиноким певцом памятных страниц русской старины. Кажется, будто у него не было предшественников и сверстников в его поэтическом деле. А между тем сам он с уважением и восторгом говорит о “соловье старого времени” Бояне, песенный дар которого ценит так высоко, что не решается идти по его стопам, чувствуя себя бессильным сравняться с ним в искусстве поэзии. Наш автор не прочь был бы уступить свое место Бояну, чтобы он своим соловьиным щекотом воспел Игоревы полки, но, сам принимаясь за свою песнь, автор “Слова” то и дело говорит не “по былинам сего времени”, как он обещал это делать, а “по замышлению Бояню”. Красочность и гиперболичность образов “Слова”, стремительность и напряженность повествования, взволнованность речи – все это, нужно думать, подсказано было ему песенным стилем Бояна. Он идет по следам Бояна и тогда, когда изображает богатство добычи Игоря при его победе над половцами, и тогда, когда рисует картину битвы русских с половцами. С Бояном автора «Слова…» роднит ритмичность и музыкальность речи. Он говорит о песнях и струнах не потому только, что Боян пел с их аккомпанементом, а потому, что сам был полон песенного ритма и речевой музыки.

Таким образом, своим поэтическим искусством наш автор был обязан мастерству певца, в свою очередь воспитавшего свой дар на лучших образцах народно-песенного творчества.

II. Фольклорные традиции в «Слове…».

1. «Плач Ярославны» – выразительное чтение отрывка подготовленным учеником. ( Приложение 2)

(Слайд 3: картина К.Васильева «Плач Ярославны»,

Слайд 4: картина В.Г.Перова «Плач Ярославны»,)

2. Слово учителя.

Яркий, лиричный образ Ярославны помогает автору «Слова. » усилить эмоциональность поэмы, выразить отношение всей русской земли к произошедшей трагедии.

Важно отметить, что именно в этом эпизоде отчетливо заметна связь произведения с устно-поэтическими традициями Руси.

Свойственные народной поэзии плачи проходят через всю поэму. Когда князь Игорь терпит поражение, плачет природа (“Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось”), плачет родная земля.

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле.

Плачут русские жёны: “Уж нам своих милых лад ни мыслью не осмыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать. ” А на самом Дунае слышится плач жены Игоря — княгини Ефросинии Ярославны, обращённый и к ветру, и к Днепру Словутичу, и к светлому солнцу.

3. Вопрос к классу:

– Какие же средства выразительности народной поэтической речи известны вам, ребята?

(ученики называют постоянные эпитеты, образы-символы, сравнения, метафоры, олицетворения)

4. Работа над языковым анализом отрывков из произведения. Задание классу:

– Прочитав отрывки из поэмы, определите средство выразительности речи:

(Раздаточный материал. Приложение 3)

Так же, как плачи, характерны для русского фольклора и прославления: ведь в сказках, как знаем мы с детства, добро всегда побеждает зло. Игорь Святославич врага не победил, но родная земля ждала его и радовалась возвращению из плена. И, отдавая дань глубокого уважения отваге и смелости русских князей и дружины, Автор завершает поэму прославлением.

Слава Игорю Святославичу,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!

Здравы будьте, князья и дружины,
борясь за христиан
против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.

III. Оригинальность произведения.

Глубокое идейное содержание “Слова о полку Игореве” гармонически воплотилось в изумительной поэтической форме, какой мы не встретим ни в одном памятнике старинного славянского эпоса. Богатство образно-символических элементов – отличительная черта “Слова”. Поэтическое олицетворение, сравнение, параллелизмы – все это в изобилии находим мы в нем. Художественные средства поэтической речи автор “Слова” использовал так, что придал своему произведению глубокую лирическую взволнованность и большое эмоциональное напряжение, то и дело высказывая свое субъективное отношение к событиям и лицам, принимавшим в событиях участие. Это делает “Слово” памятником насквозь публицистическим, агитационным, призывающим к действию, к борьбе за сплочение всех русских сил против кочевников-разорителей Русской земли. Призыв постоять “за землю Русскую”, забыв личные счеты и личные временные эгоистические выгоды, звучит у нашего автора значительно энергичнее и убедительнее, чем он звучит даже у древнего летописца, также стоящего на страже интересов Русской земли в ее целом. “Слово”, является сугубо прогрессивным для своего времени литературным памятником, обнаружившим силу национального самосознания наиболее передовых людей Киевской Руси.

Велика и познавательная ценность “Слова”. Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси.

“Слово о полку Игореве”, конечно, много выше того, что создала до него русская литература. Но не нужно забывать, что такое произведение не могло возникнуть на почве, не подготовленной всем предшествующим литературным развитием. “Слово о полку Игореве” ценно не только само по себе, но и как органический продукт нашей хотя и молодой, но уже в ту пору талантливой культуры, быстрыми шагами догонявшей более старую и значительно раньше себя проявившую культуру средневековой Европы.

(Слайд 5. Приложение 4.)

«Слово о полку Игореве» в искусстве.

1. «Слово…» в живописи.

(заранее подготовленные ученики готовят презентацию по теме и рассказ. Приложение 5)

2. «Слово…» в музыке

1. Рассказ заранее подготовленного ученика об опере А.П.Бородина. (Приложение 6)

2.Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Умирая, человек продолжает жить, – он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

  1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” – героический пролог русской литературы” – Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967 г.
  2. Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г.
  3. Лихачев Д.С. Великое наследие. http://ppf.asf.ru/drl/index.html
  4. Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР
  5. Н.К. Гудзий/www.drevne.ru/theory/slovo_trad.htm
  6. http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-2361.htm
  7. www.slovoopolku.ru
  8. www/metodkabinet.eu

Приложение 1. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ (Перевод Н.Заболоцкого)

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И. встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей касожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.
Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые.-
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времен Владимира княженья
Доведем до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил.
Мужество избрал себе опорой.
Ратным духом сердце поострил
И повел полки родного края.
Половецким землям угрожая.
О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов, –
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Троянов:
“То не буря соколов несет
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!”
Или так воспеть тебе,
Боян, Внук Велесов, наш военный стан:
“За Сулою кони ржут.
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!”

Приложение 2. ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

(Поэтическое переложение Н.А. Заболоцкого)

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая.
Голос Ярославны молодой;
“Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь”.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?”
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:
“Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?”

Приложение 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Прочитав отрывки из поэмы, определите средство выразительности речи:

Князьям города рядил,

Побежали к Дону великому:

Телеги в полуночи

Если вещий Боян,

Кому хотел песнь творить,

То носилася мысль его…

Серым волком по земи,

Сизым орлом под облаки…

А как Игорь соколом полетит,

Так Овлур волком бежит,

Ни соколу, ни кречету,

Приложение 4. Ценность «Слова о полку Игореве»

  1. Глубокое идейное содержание
  2. Публицистическая взволнованность
  3. Отражение силы самосознания передовых людей Киевской Руси
  4. Богатство образно-символических элементов
  5. Познавательная ценность

Литература 9 класс. Тестирование по теме

«Художественные особенности «Слова о полку Игореве».

  1. Предположительное время создания памятника
  1. В основе произведения лежит

А) историческая реальность

Б) художественный вымысел

  1. Главная тема произведения

А) бесславный поход князя Игоря

Б) ответственность за совершаемые действия

В) мужество и героизм русских воинов

А) призыв к единению против общего врага

Б) сравнение двух битв князя Игоря

В) плач Ярославны

  1. Какие особенности повествования Бояна отражены в «Слове…»?

А) фантастичность образов

Б) плавность и размеренность повествования

В) музыкальность и красочность речи

  1. Почему автор «Слова…» отказывается вести повествование в духе Бояна?

а) он акцентирует внимание на необходимости иной манеры изложения;

б) он не хочет никому подражать;

в) он считает Бояна великим мастером слова и скромно оценивает собственное дарование

  1. «Золотое слово Святослава» в «Слове о полку Игореве»:

а) предшествует описанию похода Игоря на половцев и содержит призыв объединить силы для него;

б) завершает произведение и отражает радость по поводу возвращения Игоря на родину;

в) является идейно-композиционным центром повествования.

  1. Жанр фольклора, использованный в «Слове о полку Игореве».

Приложение 6. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЖИВОПИСИ.

“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Поэтическим переводом произведения занимались многие художники слова: В.А.Жуковский, А.Г.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А.Заболоцкий.

«Слово о полку Игореве» оставило глубокий след и в русской живописи. Среди тех, кто иллюстрировал его, наибольшую известность имеют гравюры В.А. Фаворского. Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышав в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность помы в полные величавой красоты зримые образы. Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал К.Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина «После побоища Игоря Святославича с половцами”. Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев. «Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце». Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник — «сказочник» И. Билибин. Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.

Картина другого известного русского художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» скорее похожа на сказку, хотя и написана на историческую тему — сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, червленые« щиты (по ним в Х11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу.

Широко известны также работы художников: В. Перова «Плач Ярославны», Е. Лося Боян«, Н.Гончаровой «Плач», И.Глазунова «Отправление войск», К.Васильева «Плач Ярославны», палехских художников И.Голикова, Смирновой, Р.Белоусова и многих других.

Художественные особенности “Слова о полку Игореве”

Перед нами произведение, предположительно написанное в двенадцатом веке нашей эры, неизвестным летописцем, Бояном. Историки до сих пор не могу точно определить личность Бояна. Одно лишь можно сказать с полной уверенностью – личностью он был выдающейся. Он обладал поэтическим даром, что помогает воспринимать «Слово…» совершенно в ином свете и является его важнейшей художественной особенностью. «Слово…» буквально растекается по языку и звучит очень мелодично, благодаря необычайному таланту Бояна.

Основной мыслью «Слова…» является необходимость объединения князей. Буквально всё произведение пропитано небывалым патриотизмом. Автор осуждает князей за их безрассудство, жажду власти и славы, однако неоднократно повторяет, что верит в величие Руси и её правителей. Язык произведения брызжет литературными тропами: расширенными метафорами, олицетворениями, эпитетами. Ещё одно доказательство того, что Боян был воистину образованным человеком.

Не стоит забывать, что «Слово…» относится к древнерусской литературе, изобилующей образами, характерными для Руси феодального времени. Так, например, часто встречается образ сокола, любимой охотничьей птицы феодалов. Игру на гуслях автор сравнивает с соколиной охотой. Но в народном творчестве сокол чаще всего — символ героя. Автор называет соколами и Игоря, и Мстиславичей, и Святослава. Ворон — символ грубой, хищной силы: «Ни тебе, чёрный ворон, поганый половчанин!» С кукушкой — символом тоски и безответной любви — сравнивается Ярославна, тоскующая о муже.

Характерны для «Слова» и образы, связанные с земледелием. В «Слове…» не просто существуют земледельческие образы, а присутствует в художественном переосмыслении весь земледельческий цикл: сев (поля, засеянные костями и политые кровью), всходы (они всходят тугою), прорастание (прорастают усобицами), жатва, молотьба и веяние («веют душу от тела»), ток – как образ поля сражения. Весь этот земледельческий цикл знаменует собой во всех случаях смерть, горе, гибель, и он как бы противостоит живому земледелию замершей жизни (пахари уже не «кикают» на лошадей). Перечисление русских князей в обращении к ним князя Святослава и автора «Слова» – это перекличка живых, ибо сами имена и названия делают Русь страной знаемой в противоположность «полю незнаемому», где нет городов и названий. Перекличка князей сама по себе как бы воскрешает Русь после понесённого ею поражения и делает возможным счастливое возвращение Игоря.

Также, можно заметить ещё одну характерную особенность древнерусской литературы: высокий обзор событий, действие, происходящее сразу в нескольких местах – рассказ о событии в Новгороде сменяется рассказом о событии во Владимире или в Киеве, далее упоминается событие в Смоленске или Галиче. Особенность эта соответствовала самому духу исторического повествования. Она захватывала читателя, увлекала за собой в глубины истории. Каждое действие воспринимается с огромной высоты авторских воспоминаний через призму его к ним отношения. Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает глобальные размеры; чёрные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идёт стрелами с Дона великого. Битва наполняет собою всю степь до самого моря, до далёкой Тмутаракани.

Язык «Слова…» возносит нас к тому времени и частым использованием народнопоэтических эпитетов (серый волк, сизый орёл, чёрный ворон, борзый конь, чистое поле, синее море и др.) Довольно часто в тексте встречаются олицетворения: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по Русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Карна — от слова карити — оплакивать умерших; Жля — от слова жалеть — жалельщица, плакальщица по мёртвым.

Природа в этом произведении является частью происходящего. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней в ходе человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему.

Природа в «Слове» – гигантская кладовая поэтических образов и своеобразное «музыкальное сопровождение», придающее особенно сильное поэтическое звучание действию: вой волков, возбуждающий ужас, клёкот орлов, созывающий зверей на трупы, лай лисиц, птичий свист, скрип телег половецких, напоминающий крик распуганных лебедей, склоняющиеся к земле ивы, шуршащие ветками.

«Слово…» является целостным произведением, настоящим памятником русской литературы. Автор великолепно передал и основную мысль, и всю картину в целом, при этом задействовав огромное количество художественных и литературных изобразительных средств. Никто из современных русских авторов не смог бы так достоверно и красочно описать это великое историческое событие.

Художественные особенности “Слова о полку Игореве”

Описание художественных особенностей произведения “Слово о полку Игореве”, предположительно написанного в XII веке нашей эры, неизвестным летописцем Бояном. Основная мысль произведения – необходимость объединения князей. Природа – часть происходящего.

РубрикаЛитература
Видсочинение
Языкрусский
Дата добавления25.09.2012
Размер файла12,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

летописец боян слово полк игорь

Перед нами произведение, предположительно написанное в двенадцатом веке нашей эры, неизвестным летописцем, Бояном. Историки до сих пор не могу точно определить личность Бояна. Одно лишь можно сказать с полной уверенностью – личностью он был выдающейся. Он обладал поэтическим даром, что помогает воспринимать «Слово…» совершенно в ином свете и является его важнейшей художественной особенностью. «Слово…» буквально растекается по языку и звучит очень мелодично, благодаря необычайному таланту Бояна.

Основной мыслью «Слова…» является необходимость объединения князей. Буквально всё произведение пропитано небывалым патриотизмом. Автор осуждает князей за их безрассудство, жажду власти и славы, однако неоднократно повторяет, что верит в величие Руси и её правителей. Язык произведения брызжет литературными тропами: расширенными метафорами, олицетворениями, эпитетами. Ещё одно доказательство того, что Боян был воистину образованным человеком.

Не стоит забывать, что «Слово…» относится к древнерусской литературе, изобилующей образами, характерными для Руси феодального времени. Так, например, часто встречается образ сокола, любимой охотничьей птицы феодалов. Игру на гуслях автор сравнивает с соколиной охотой. Но в народном творчестве сокол чаще всего — символ героя. Автор называет соколами и Игоря, и Мстиславичей, и Святослава. Ворон — символ грубой, хищной силы: «Ни тебе, чёрный ворон, поганый половчанин!» С кукушкой — символом тоски и безответной любви — сравнивается Ярославна, тоскующая о муже.

Характерны для «Слова» и образы, связанные с земледелием. В «Слове…» не просто существуют земледельческие образы, а присутствует в художественном переосмыслении весь земледельческий цикл: сев (поля, засеянные костями и политые кровью), всходы (они всходят тугою), прорастание (прорастают усобицами), жатва, молотьба и веяние («веют душу от тела»), ток – как образ поля сражения. Весь этот земледельческий цикл знаменует собой во всех случаях смерть, горе, гибель, и он как бы противостоит живому земледелию замершей жизни (пахари уже не «кикают» на лошадей). Перечисление русских князей в обращении к ним князя Святослава и автора «Слова» – это перекличка живых, ибо сами имена и названия делают Русь страной знаемой в противоположность «полю незнаемому», где нет городов и названий. Перекличка князей сама по себе как бы воскрешает Русь после понесённого ею поражения и делает возможным счастливое возвращение Игоря.

Также, можно заметить ещё одну характерную особенность древнерусской литературы: высокий обзор событий, действие, происходящее сразу в нескольких местах – рассказ о событии в Новгороде сменяется рассказом о событии во Владимире или в Киеве, далее упоминается событие в Смоленске или Галиче. Особенность эта соответствовала самому духу исторического повествования. Она захватывала читателя, увлекала за собой в глубины истории. Каждое действие воспринимается с огромной высоты авторских воспоминаний через призму его к ним отношения. Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает глобальные размеры; чёрные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идёт стрелами с Дона великого. Битва наполняет собою всю степь до самого моря, до далёкой Тмутаракани.

Язык «Слова…» возносит нас к тому времени и частым использованием народнопоэтических эпитетов (серый волк, сизый орёл, чёрный ворон, борзый конь, чистое поле, синее море и др.) Довольно часто в тексте встречаются олицетворения: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по Русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Карна — от слова карити — оплакивать умерших; Жля — от слова жалеть — жалельщица, плакальщица по мёртвым.

Природа в этом произведении является частью происходящего. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней в ходе человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему.

Природа в «Слове» – гигантская кладовая поэтических образов и своеобразное «музыкальное сопровождение», придающее особенно сильное поэтическое звучание действию: вой волков, возбуждающий ужас, клёкот орлов, созывающий зверей на трупы, лай лисиц, птичий свист, скрип телег половецких, напоминающий крик распуганных лебедей, склоняющиеся к земле ивы, шуршащие ветками.

«Слово…» является целостным произведением, настоящим памятником русской литературы. Автор великолепно передал и основную мысль, и всю картину в целом, при этом задействовав огромное количество художественных и литературных изобразительных средств. Никто из современных русских авторов не смог бы так достоверно и красочно описать это великое историческое событие.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Русь времени “Слова о полку Игореве”. События русской истории, предшествование походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Время создания “Слова о полку Игореве”, вопрос о его авторстве. Открытие “Слова о полку Игореве”, его издание и изучение.

реферат [2,6 M], добавлен 20.04.2011

История вопроса. Попытки поэтических открытий, интерпретаций в изысканях исследователей-литературоведов, критиков. Родство “Слова о полку Игореве” с украинскими думами. Проблемы ритмики “Слова. “. Звуковая инструментовка произведения-анализ текста.

научная работа [40,2 K], добавлен 26.11.2007

История данного летописного произведения, его открытие в конце XVIII века Мусиным-Пушкиным. Особенности композиции “Слова о полку Игореве”, его содержание. Взгляд на поход Игоря Святослава, толкование и значение его сна. Обращение к русским князьям.

презентация [1,9 M], добавлен 26.09.2013

Исследование эстетических, философских и нравственных достоинств “Слово о полку Игореве”. Характеристика построения, жанровых особенностей и системы образов произведения. Описания поражения русских войск на Каяле и его последствий для Русской земли.

реферат [27,7 K], добавлен 06.11.2015

Историческое обоснование и достоверность событий, описанных в летописи “Слово о полку Игореве”, его литературная уникальность, сравнение с “Песнью о Роланде”, “Песнью о Нибелунгах” и “Словом о погибели Рускыя земля”. Установление авторства произведения.

контрольная работа [25,4 K], добавлен 12.07.2009

Пейзаж и его функции в художественном произведении. “Слово о полку Игореве” в древнерусской литературе. Союз природы и человека. Описания природы или ее различных явлений. Образы-символы в “Слове о полку Игореве”. Образ Русской земли в произведении.

реферат [46,5 K], добавлен 20.09.2013

“Слово” – это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невозможно было выжить. Но немногие это понимали, как немногие понимают и сейчас.

сочинение [6,8 K], добавлен 10.05.2004

Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обличать распри и междоусобицы.

реферат [8,2 K], добавлен 08.10.2002

Место композиционных вставок в структуре летописи “Слово о полку Игореве”, его патриотическое настроение и связь с народным творчеством. Понятие времени и пространства в произведении, историческая дистанция во времени как характерная черта “Слова”.

реферат [29,4 K], добавлен 17.06.2009

“Слово о полку Игореве” – памятник древнерусской литературы: источники текста, особенности утраченной рукописи; сюжет, язык. “Слово” в древнерусской культуре, скептический взгляд. Берестяные грамоты как источники истории средневековья и русского языка.

реферат [37,0 K], добавлен 29.11.2010

“Слово о полку Игореве” – шедевр древнерусской литературы

(для чтения и изучения в 8, 9, 11-м классах)

“Слово о полку Игореве” — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список “Слова” был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф. Малиновскому. В качестве консультанта был привлечен известный историк и писатель Н.М. Карамзин. По совету Карамзина и Малиновского Мусин-Пушкин решил опубликовать текст. В 1800 году “Слово” было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника. Рукопись “Слова” вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой.

“Слово о полку Игореве” посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев.

Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, “не сдержав юности”, двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами “поискать” старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу “Гореславичу”. Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.

Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: “Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти”. В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.

На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали. Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия. Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: “Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую”.

Совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи “обломила” его дружину. С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.

Эти исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору “Слова о полку Игореве” сюжет.

Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема “Слова”. Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.

Основная идея “Слова” — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.

“Слово” открывается небольшим вступлением. Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета, поражение — его кульминацию. Действие переносится в Киев, столицу Русской земли. Автор вводит символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, “постоять за землю русскую”, отомстить за “раны Игоревы”. Затем следует лирический плач Ярославны, жены Игоря. Он предваряет развязку — бегство Игоря из плена и его возвращение.

Автор использует самые значительные эпизоды из летописи, способные донести основную идею произведения. Патриотическая мысль соединяет все части в единое художественное целое. Лирическая взволнованность, публицистичность, политическая направленность и яркая художественность делают “Слово”, по мысли В.Г. Белинского, “прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения” 1 .

Во вступлении “Слова” автор обращается к образу вещего Бояна, говорит о его исполнительском искусстве, умении “растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, размышляет, как ему начать печальную повесть о походе: старинным ли складом или выбрать свою манеру повествования. Его произведение — не слава, не хвала князьям, а реальное описание.

В “Слове” нет точных этнографических описаний, хотя отдельные детали, отражающие особенности быта и культуры можно обнаружить. Этнографические понятия сосредоточиваются в сознании автора “Слова” вокруг общенациональной идеи — борьбы за объединение Русской земли — и представлены как два враждебных мира, два противоположных полюса — “земля Русская” и “земля Половецкая”.

Пространство, как пишет Д.С. Лихачев, может обладать своеобразными “географическими” свойствами. Пространство в “Слове”, как представляется, обозначено этнографическими знаками, терминами, понятиями. Место действия — вся Русская земля. Кони ржут под Сулою, победы звенят в Киеве, трубы звучат в Новгороде-Северском, стяги стоят в Путивле. Здесь и Дунай (“девицы поют на Дунае”), и Волга, и Дон (воины Всеволода могут раскропить Волгу веслами, вычерпать Дон шеломами), Полоцк, Чернигов, Тьмутаракань. Автор называет отдельных ханов — Кончака, Гзака, Кобяка.

Русская земля в “Слове” — это и русский народ, русские ратаи (пахари), русские женщины и те “русичи”-воины, которые храбро сражаются с половцами и переживают разлуку с Русской землей. Не случайно горько и взволнованно звучит в “Слове” рефрен: “О Русская Земля, ты уже за холмом”. Образы земледельческого труда, по замыслу автора, являются антитезой 2 войне, созидание противопоставляется разрушению, мир — войне. Уже редко “покрикивают” за сохою пахари, только голодные вороны каркают в поле, “трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь лететь на поживу”. Автор хочет видеть Русскую землю единой, могучей, и необходимым условием для него является мир, прекращение усобиц, во время которых князья “сами на себя измену ковали. И сказал брат брату: это мое и то мое же” 3 .

Автор подчеркивает, что сама природа реагирует на княжеские междоусобицы. “Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания” 4 . Природа сочувствует русским воинам, оплакивает их поражение, солнечное затмение предупреждает о неудаче похода, его сопровождают кровавые зори, вой волков, лай лисиц, клекот орлов. Свет солнца померк, ночь стонет грозой, тучи ползут к синему морю, никнут деревья от жалости, земля гудит, реки мутно текут.

Автор выступает выразителем народных интересов. Исследователь И.П. Еремин отмечает: “Автор, действительно, заполняет собой все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде, в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе, именно он, автор, вносит в “Слово” и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос 5 , которые так характерны для этого произведения” 6 .

Автор прославляет победу киевского князя над половцами, его идея выражена и в “золотом слове” Святослава. Оно перекликается со страстным призывом автора к князьям выступить “за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!” Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам “своего гнезда”, “вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами”.

В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В “золотом слове” князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: “В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю”. Бояре объяснили князю этот сон: “. вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы. На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей” 7 .

Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря (“О! Рыдать Русской земле”) и его радости после возвращения князя из плена (“Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле. Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь” 8 ).

Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. “А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна 9 и Жля 10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге. И зарыдал. Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской. Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”” 11 .

Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена. Она готова полететь кукушкою по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле и обтереть князю кровавые раны на могучем его теле. Ярославна заклинает ветер не метать стрелы на воинов мужа, Днепр “прилелеять” Игоря. “Ярославна рано по утру плачет в Путивле, на стене зубчатой, причитая: “Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем им колчаны заплел?”” 12 . Природа откликается на ее зов: “Разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи. Бог Игорю-князю путь указывает из земли половецкой в землю Русскую, к отчему золотому престолу. Погасли вечером зори. Игорь спит; Игорь бодрствует; Игорь мысленно степи мерит от великого Дона да малого Донца” 13 .

“Слово” насыщено народной поэзией, ее художественными образами. Деревья, трава, сказочные образы горностаев, борзого коня, сокола под тучами, гусей-лебедей присутствуют в произведении. Д.С. Лихачев отмечает: “Автор “Слова” творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу, стоит на народной точке зрения. Народные образы “Слова” тесно связаны с его народными идеями” 14 .

Созданию и восприятию этнографической картины способствуют деловая, военная, феодальная, трудовая, охотничья лексика, описание воинских обычаев, а также использование символики. Автором воспроизводится бой, называются виды оружия (меч, копье, щит), воинские атрибуты (знамена, стяги, хоругви), упоминается о княжеских обрядах (постриг, посажение на коня) — все это реальные факты русской истории, воссоздающие картины быта русского воинства и вообще феодального быта Древней Руси.

Д.С. Лихачев отмечает: “. многое в художественных образах “Слова” рождалось самой жизнью, шло от разговорной речи, от терминологии, принятой в жизни, из привычных представлений XII века. Автор “Слова” не придумывал новых образов. Многозначность таких понятий, как “меч”, “копье”, “щит”, “стяг” и т.д., была подсказана особенностями употребления самих этих предметов в дружинном обиходе” 15 .

Анализа человеческих чувств, психологических состояний, “душевного развития”, безусловно, не найти в “Слове”, поскольку это явление стилей эпического и монументального историзма. Однако психологизм “Слова” очевиден. События, образы, природа передают оттенки различных психологических состояний и ощущений. Это и тяжелые предчувствия обреченности, вызванные зловещим предзнаменованием: встревожены звери, птицы, тревога распространяется к Волге, Приморью, доходит до Тмутаракани. Туга наполняет ум, печаль течет, тоска разливается. Природа в “Слове” скорбит и тревожится; вой волков, лай лисиц, клекот орлов сменяется картинами долго меркнущей ночи, погасшей зари, замолкнувшего щекота соловья. И снова в предчувствии поражения русских воинов появляются кровавые зори и черные тучи, идущие от моря, мутно текущие реки и подземные стуки, символизирующие движение несметных сил половцев. Эти чувства сменяются патетическим призывом автора к объединению, затем лирическим умиротворением и, наконец, радостным и торжественным финалом. По верному замечанию Д.С. Лихачева, в “Слове” соединяются “идеи-эмоции”, “идеи-чувства”, “идеи-образы”.

Эмоциональность также присуща самим событиям и самой природе. И побег Игоря из плена, и светлая, полная поэзии скорбь Ярославны, смягчающая боль утраты и поражения, и “золотое слово”, и вещий сон Святослава, и личная тема Игоря, его переживания, и, наконец, многообразие проявлений авторского чувства любви к Родине: тревоги и тоски, горечи и гордости, нежности и радости — все это, сливаясь воедино, создает эмоциональный фон “Слова”.

Большое место в “Слове” отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все “Ольгово храброе гнездо” пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с “погаными” и защите родины.

Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он “заворачивает” полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он “сокол”, “солнце красное”. Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор полон ликования, ибо, “как тяжко телу, кроме головы”, так тяжко Русской земле “без Игоря”. В знаменитом плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием.

Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор “Слова”, переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, “как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы”. Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами “харалужными”, скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском “золотом” престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации), следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по “чистому полю”, Всеволод, где только не появляется, “тамо лежат поганые головы половецкие”.

За рассказом в “Слове” отчетливо вырисовывается образ самого автора — горячего патриота Русской земли. Кто же был автором “Слова”? Существуют различные точки зрения на этот счет, например, один из дружинников Игоря, или певец Митус, великий князь Святослав Всеволодович, или сам Игорь. Д.С. Лихачев считает, что автор “Слова” участвовал в походе Игоря, поскольку живые картины похода отражаются в тексте: он создал памятник и сам записал его.

В каком жанре написано “Слово”? Мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что “Слово” — “песнь”, поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса. Другие отрицают стихотворную природу памятника. По их мнению, “Слово” не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы. Д.С. Лихачев в своих работах показал, что в “Слове” соединены два фольклорных жанра — слово и плач. Оно близко к народной поэзии по идейной сущности и по стилю.

Высокая идейность “Слова”, связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.

Читайте также другие темы главы “Литература периода феодальной раздробленности”:

Читайте также:  Сочинение Пороки в Мертвых душах Гоголя
Ссылка на основную публикацию