Хутор Татарский в романе Шолохова Тихий Дон

Сочинение на тему: Казаки хутора Татарский в романе Тихий Дон, Шолохов

Казаки хутора Татарский

«Тихий Дон» Михаила Шолохова — это роман-эпопея, повествующий о жизни донского казачества в период с мая 1912 года по март 1922-го. Это время во многом стало переломным для нашей страны, поскольку на него пришлись такие события, как Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война. Всего в произведении присутствует более шестисот действующих лиц, но центральными персонажами являются казаки хутора Татарский.

Шолохов был первым в России писателем, который хорошо знал и понимал нравы донского казачества. Несмотря на свой юный возраст (в момент, когда автор начал создавать свое произведение, ему было всего двадцать лет) писателю удалось провести по-настоящему масштабное исследование, которое включало не только чтение литературы, но и опрос очевидцев, описываемых в книге событий. Все это позволило ему воссоздать объективную картину жизни донских казаков с описанием их обычаев, привычек, норм поведения и, конечно же, сложнейших человеческих взаимоотношений.

В центре сюжета находятся такие казачьи семьи, как семья Мелеховых, Коршуновых и Астаховых, а также семья богатого купца Мохова, и такие персонажи, как Михаил Кошевой, Валет, Котляров, Христоня и многие другие. Какой перед нами предстает жизнь этих людей?

Быт казаков довольно суров и далек от идилличности даже в мирное время. Повествование начинается с жестокой расправы жителей хутора над матерью отца главного героя Пантелея Мелехова — турчанкой. Причиной тому становятся слухи, что женщина «ведьмачит».

Молва и мнение окружающих до сих пор продолжают играть большую роль в жизни татарцев. Когда Григорий Мелехов начинает встречаться с замужней Аксиньей Астаховой, об этом знает и сплетничает весь хутор, так же как в дальнейшем и об отношениях Митьки Коршунова с Лизой Моховой, и о непристойном поведении жены Петра Мелехова Дарьи.

Любые проблемы на хуторе решаются силой, причем прибегают к ней как мужчины, так и женщины. Узнав о том, что Аксинью изнасиловал отец, ранее «всегда смирная, престарелая мать» девушки и ее старший брат до смерти избивают пьяного мужчину. Регулярно «обдуманно и страшно» избивает свою жену и Степан Астахов так, чтобы другие люди не видели этих побоев. Но вот, узнав об измене Аксиньи, мужчина не справляется со своими эмоциями и начинает бить жену прилюдно. Став свидетелями этого инцидента, Григорий и Петр Мелеховы потом, в свою очередь, также избивают Степана.

Когда начинается Первая мировая, а затем и Гражданская война, это приводит к еще более серьезному разладу между татарцами. Те, кто был раньше друзьями, становятся врагами, как Григорий Мелехов и Михаил Кошевой. Казаки теперь хладнокровно убивают друг друга. Так, Мишка Кошевой, присоединившись к большевикам, убивает Петра Мелехова, а Дарья, в свою очередь, мстит за смерть мужа и хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова из ружья.

Но не только о жестоких нравах и тяжелых судьбах говорит в своем произведении Шолохов. Здесь можно увидеть и интересные особенности быта этих людей. Автор описывает то, как они трудятся на покосе, рыбачат и ходят на охоту. Мы видим, как Петр Мелехов и Степан Астахов ездят в майские казачьи лагеря, а Григорий Мелехов и Митька Коршунов принимают присягу и становятся настоящими казаками.

На этом фоне развиваются сложные и трагические взаимоотношения героев. Не лишена романтизма страстная любовь Григория и Аксиньи, но эта связь делает несчастной законную жену героя Наталью Коршунову и приводит к гибели девушки. Сложен союз Петра Мелехова и Дарьи, драматично развиваются отношения Мишки Кошевого и Дуняшки.

Автор также показывает нам сильные характеры татарцев, которые отважно сражаются во время Первой мировой войны за свою страну, а затем защищают свою свободу и свои интересы от посягательств красноармейцев. Среди них храбрый и отважный Григорий Мелехов, образ которого символизирует всю мощь казацкого народа. Этот человек в любых ситуациях старается вести себя достойно: не одобряет жестокости и насилия на войне, останавливает бесчинства казаков, занимающихся мародерством, и прекращает издевательства этих людей над красноармейцами и их родственниками.

Тяжелый период жизни нашей страны описывает Шолохов в своем произведении. Конечно, эти события изменили и изуродовали судьбы многих татарцев, лишив казаков близких им людей и вместе с тем надежды на счастье. Обсуждая со своим братом Гражданскую войну, Петр Мелехов справедливо замечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное!»

Хутор татарский в романе “тихий дон” шолохова: описание в цитатах

Сочинение на тему Казаки хутора Татарский в романе Тихий Дон, Шолохов читать бесплатно

­Казаки хутора Татарский

«Тихий Дон» Михаила Шолохова — это роман-эпопея, повествующий о жизни донского казачества в период с мая 1912 года по март 1922-го.

Это время во многом стало переломным для нашей страны, поскольку на него пришлись такие события, как Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война.

Всего в произведении присутствует более шестисот действующих лиц, но центральными персонажами являются казаки хутора Татарский.

Шолохов был первым в России писателем, который хорошо знал и понимал нравы донского казачества.

Несмотря на свой юный возраст (в момент, когда автор начал создавать свое произведение, ему было всего двадцать лет) писателю удалось провести по-настоящему масштабное исследование, которое включало не только чтение литературы, но и опрос очевидцев, описываемых в книге событий.

Все это позволило ему воссоздать объективную картину жизни донских казаков с описанием их обычаев, привычек, норм поведения и, конечно же, сложнейших человеческих взаимоотношений.

В центре сюжета находятся такие казачьи семьи, как семья Мелеховых, Коршуновых и Астаховых, а также семья богатого купца Мохова, и такие персонажи, как Михаил Кошевой, Валет, Котляров, Христоня и многие другие. Какой перед нами предстает жизнь этих людей?

Быт казаков довольно суров и далек от идилличности даже в мирное время. Повествование начинается с жестокой расправы жителей хутора над матерью отца главного героя Пантелея Мелехова — турчанкой. Причиной тому становятся слухи, что женщина «ведьмачит».

Молва и мнение окружающих до сих пор продолжают играть большую роль в жизни татарцев. Когда Григорий Мелехов начинает встречаться с замужней Аксиньей Астаховой, об этом знает и сплетничает весь хутор, так же как в дальнейшем и об отношениях Митьки Коршунова с Лизой Моховой, и о непристойном поведении жены Петра Мелехова Дарьи.

Любые проблемы на хуторе решаются силой, причем прибегают к ней как мужчины, так и женщины. Узнав о том, что Аксинью изнасиловал отец, ранее «всегда смирная, престарелая мать» девушки и ее старший брат до смерти избивают пьяного мужчину.

Регулярно «обдуманно и страшно» избивает свою жену и Степан Астахов так, чтобы другие люди не видели этих побоев. Но вот, узнав об измене Аксиньи, мужчина не справляется со своими эмоциями и начинает бить жену прилюдно.

Став свидетелями этого инцидента, Григорий и Петр Мелеховы потом, в свою очередь, также избивают Степана.

Когда начинается Первая мировая, а затем и Гражданская война, это приводит к еще более серьезному разладу между татарцами. Те, кто был раньше друзьями, становятся врагами, как Григорий Мелехов и Михаил Кошевой.

Казаки теперь хладнокровно убивают друг друга.

Так, Мишка Кошевой, присоединившись к большевикам, убивает Петра Мелехова, а Дарья, в свою очередь, мстит за смерть мужа и хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова из ружья.

Но не только о жестоких нравах и тяжелых судьбах говорит в своем произведении Шолохов. Здесь можно увидеть и интересные особенности быта этих людей. Автор описывает то, как они трудятся на покосе, рыбачат и ходят на охоту. Мы видим, как Петр Мелехов и Степан Астахов ездят в майские казачьи лагеря, а Григорий Мелехов и Митька Коршунов принимают присягу и становятся настоящими казаками.

На этом фоне развиваются сложные и трагические взаимоотношения героев. Не лишена романтизма страстная любовь Григория и Аксиньи, но эта связь делает несчастной законную жену героя Наталью Коршунову и приводит к гибели девушки. Сложен союз Петра Мелехова и Дарьи, драматично развиваются отношения Мишки Кошевого и Дуняшки.

Автор также показывает нам сильные характеры татарцев, которые отважно сражаются во время Первой мировой войны за свою страну, а затем защищают свою свободу и свои интересы от посягательств красноармейцев.

Среди них храбрый и отважный Григорий Мелехов, образ которого символизирует всю мощь казацкого народа.

Этот человек в любых ситуациях старается вести себя достойно: не одобряет жестокости и насилия на войне, останавливает бесчинства казаков, занимающихся мародерством, и прекращает издевательства этих людей над красноармейцами и их родственниками.

Тяжелый период жизни нашей страны описывает Шолохов в своем произведении. Конечно, эти события изменили и изуродовали судьбы многих татарцев, лишив казаков близких им людей и вместе с тем надежды на счастье.

Обсуждая со своим братом Гражданскую войну, Петр Мелехов справедливо замечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом.

Чертова жизня, и время страшное!»

см. также:
Другие сочинения по произведению Тихий Дон, Шолохов

Характеристики главных героев произведения Тихий Дон, Шолохов

Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов

Краткая биография Михаила Шолохова

Казаки-мусульмане с хутора Татарский

станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в казачьем Донском войске

Тот, кто читал роман Шолохова «Тихий дон» знает, что основное действие его разворачивается на хуторе Татарском. Оттуда родом был и главный герой романа Григорий Мелехов. Шолохов не стал уточнять, откуда взялось такое название у населенного пункта, ставшего сюжетным стержнем его произведения.

Но можно внести ясность и в этот вопрос. Ответ очень прост – станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в казачьем Донском войске.

По одной из версий татары на Дон пришли с территорий, где ныне расположена Пензенская область, из знаменитых «шести деревень» – «алты авылы».

Это были служилые татары во главе с Арсланом Полкаевым, которые отличились в Азовских походах времен Петра I. Часть из них осталась на землях донских казаков.

Современный ростовский ученый Р.Ф. Патеев считает, что «на сегодняшний день выходцы из «алты авылы» и их предки по-прежнему составляют костяк татарской диаспоры Дона».

Однако стоит отметить, что сильное тюркское влияние на быт, язык и обычаи казаков не может отрицать ни один исследователь.

И в связи с этим другой историк О.Ю. Куц выдвигает свою версию о том, что донские татары были такими же выходцами с окрестных территорий, как и другие жители казачьих городков. Так, например, астраханские татары “выезжали из Астрахани на Дон для добычи”.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, бывавший в середине 1660-х годов по Дону, отметил, что в казачьих городках живет вместе с казаками немало татар (речь идет о городках, располагавшихся между излучиной Дона (Переволокой) и низовьями Дона). Путешественник называет их представителями народа “хешдек”.

Так в Османской империи назвали астраханских татар. В связи с этим О. Куц делает вывод, что донские татары – выходцы с астраханских краев.

Одной из станиц Войска Донского была Татарская, располагавшаяся в двух верстах от войсковой столицы – города Новочеркасск. По мнению донского историка В.Д. Сухорукова, она возникает в 70-е гг. XVII века.

В 1811 году к татарам присоединились ногайцы, вошедшие в Войско Донское при условии сохранения их веры. Их поселили на реке Крепкой, где был образован хутор Крепинский.

Казачьи предания повествуют о казаках-татарах как о знатных кулачных бойцах, в схватках с которыми не раз сходились казачьи ватаги из других станиц.

Об одной из таких схваток – побоище 1804 года среди казаков, ходили ужасные рассказы. Тогда в схватке на льду Рамазанова озера, отделявшего станицу Татарскую от других, сошлись, по преданию, несколько тысяч кулачных бойцов. Кулачный бой перерос в драку с десятками убитых и сотнями раненых.

В 1849 году в Войске Донском насчитывалось 623 татарина, в том числе 277 женщин и 346 мужчин.

На 1859 год в Войске насчитывалось 120 татарских дворов: 65 — в станице Татарской, 55 — на хуторе Крепинском.

Если рассмотреть отдельно население самой станицы и хутора, то в Татарской проживало 337 человек: 184 мужчины и 153 женщины; а в Крепинском – 300 человек: 160 мужчин и 140 женщин.

Эти демографические данные показывают, что к середине 19 века среди казаков-татар мужчин было больше чем женщин. Это послужило причиной для их переселения в Османскую империю: казаки заявили, что из-за недостатка невест им грозит вырождение и в 1860 году 115 казачьих семейств переселились в Турцию.

Но уехали не все.

15 семей не пожелали покидать родную землю, и в связи с этим войсковой атаман распорядился сохранить мечеть и другие общественные здания и передать их в пользу остающихся татар.

Из них был образован хутор Татарский в составе Средне-Черкасской станицы, в котором по данным переписи 1873 года проживало 108 человек (59 мужчин и 49 женщин), имелся 21 двор.

Причем 105 жителей было мусульманами.

Данные 1897 года показывают, что жизнь на хуторе за прошедшие 23 года мало изменилась. Количество дворов увеличилось на 3 (было 21, стало 24). При этом, если количество мужчин уменьшилось на 1 (в 1873 г. было 59, а в 1897 — 58), то число женщин возросло на 5 человек (в 1873 – 49, а в 1897 – 54).

Читайте также:  Образ и характеристика Миньки в рассказе Ёлка Зощенко сочинение

Казаки-татары из Татарского занимались земледелием, скотоводством и извозом. При этом скотоводство преобладало. «Татары больше имеют старание о разведении рогатого скота, которого содержат до 2,5 тысяч…». В том числе — лошадей до 500, а овец до 1000 голов».

После Октябрьской революции казакам-татарам пришлось испытать на себе все, что описывал М. Шолохов в своих знаменитых произведениях: Гражданскую войну, коллективизацию, расказачивание.

Великая Отечественная война еще больше опустошила хутор. На нее ушло около 20 хуторян, вернулись единицы. Например, бывший мулла и преподаватель местного медресе, Салим Бекиров был тяжело ранен и умер вскоре после возвращения.

После войны хутор постепенно пришел в упадок. Дело в том, что рядом с ним располагается городская свалка Новочеркасска, которая по свидетельству очевидцев уже вплотную подступила к нему.

Остаётся только гадать – пощадит ли время хутор Татарский, увековеченный в романе Шолохова, удостоенного Нобелевской премии, или же память о нем останется лишь на книжных страницах.

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

М. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / М. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея

События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед Первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества.

В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие романа, является станица Вешенская.

Шолохов изображает реальных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИК, первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.

“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. I мировая война прервала трудовую жизнь казачества. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно.

Казаки устали от войны. Они мечтают о ее окончании, но они еще не знают, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.
Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин мятежа было много.

Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой.

Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял собой христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, отдававшего приказы расстреливать бородатых казаков.

Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками.
В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа.

Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества является Григорий Мелехов. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни.

Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский.

Бросив оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

Важное место в произведении занимают женские образы. Здесь и мать Григория Ильинична, и Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. Писатель показывает их трудолюбие, огромную роль в жизни семьи.
В действие романа “Тихий Дон” вообще вовлечен очень широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек.

Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.
Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, он умело использует тот язык, которым говорит казачество.

Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж у Шолохова очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в романе глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. При вручении ему Нобелевской премии за роман “Тихий Дон” Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа

Хутор Татарский в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание в цитатах

Иллюстрация к роману “Тихий Дон”.
Художник О. Верейский

Хутор Татарский является одним из основных мест событий в романе “Тихий Дон” Шолохова.

В этой статье представлено описание хутора Татарского в романе “Тихий Дон”: жизнь хутора до Первой мировой войны, а также в период Гражданской войны на Дону.

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Хутор Татарский в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание в цитатах

“С хутора Татарского Вешенской станицы, ваше благородие.”

“Хутор-то наш? Здоровый хутор. Никак, дворов триста.”

“Такой большой хутор — и дал сорок бойцов?!”

“Мишка зажег подряд семь домов, принадлежавших отступившим за Донец купцам Мохову и Атепину-Цаце, попу Виссариону, благочинному отцу Панкратию и еще трем зажиточным казакам. “

“Коршуновы слыли первыми богачами в хуторе Татарском.”

“На площади красовался ошелеванный пластинами, крашенный в синее домище Мохова. Против него на самой пуповине площади раскорячился магазин. “

“К магазину примыкал низкорослый, длинный, с подвалом, сарай, саженях в двадцати от него — кирпичный перстень церковной ограды и церковь с куполом, похожим на вызревшую зеленую луковицу. По ту сторону церкви — выбеленные, казенно-строгие стены школы. С угла на угол двухэтажный, несуразный тонкий домик Атепина, за ним почта, соломенные и железные крыши казачьих куреней, покатая спина мельницы. “

“Хутор был все тот же: так же поднимала к голубому небу вылинявший позолоченный крест невысокая колоколенка кирпичной церкви, все так же теснили хуторской плац кряжистые поповские и купеческие дома. “

“. купеческих домов и лавок, сожженных Кошевым. “

“Кабак закрыт. Военный пристав хмур и озабочен.”

Главой хутора Татарского традиционно является атаман. Его избирают с помощью общего голосования. В начале романа атаманом хутора является Федор Маныцков, затем – Кирюшка Солдатов, а после него – Мирон Коршунов:

“. явился к хуторскому атаману. Федор Маныцков, носивший атаманскую насеку третий год. “

“Хуторский атаман Кирюшка Солдатов (преемник убитого Маныцкова), большой рыжеусый и чуть раскосый казак. “

“. был тут же избран атаманом Мирон Григорьевич Коршунов.”

“Подходила весна. Хуторцы готовились к весенней работе. “

“С троицы начался луговой покос. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари. “

“Караулил людей луговой скоротечный покос. ”

“Отбивали косы по хутору, выстругивали грабельники, бабы квасы томили косарям на утеху. “

“. ругать хуторского атамана за неправильную дележку луга. “

“. собрался однажды сход: подходили дележ и порубка хвороста.”

“Дорога шла по Девичьей поляне, на которой казаки ежегодно на петров день пили водку, после того как «растрясали» (делили) луг. “

“Хутор скочевал в степь. Косили жито. Выматывали в косилках лошадей, задыхались в духоте, в пряной пыли, в хрипе, в жаре…”

“. бросали работу, выпрягали из косилок лошадей, мчались в хутор.”

“Обычным, нерушимым порядком шла в хуторе жизнь: возвратились отслужившие сроки казаки, по будням серенькая работа неприметно сжирала время, по воскресеньям с утра валили в церковь семейными табунами; шли казаки в мундирах и праздничных шароварах; длинными шуршащими подолами разноцветных юбок мели пыль бабы, туго затянутые в расписные кофточки с буфами на морщиненных рукавах.

По вечерам в топотном звоне стонали улицы, игрища всплескивались в песнях, в пляске под гармошку, и лишь поздней ночью догорали в теплой сухмени последние на окраинах песни.”

Хутор Татарский во время Первой мировой войны

“Нам до них дела нету. Они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!”

“Скажи на милость, что начальство думает? У меня ить более ста десятин посеву.”

“Всколыхнулся, взволновался // Православный тихий Дон. // И послушно отозвался // На призыв монарха он.”

“. жены, дети, любушки, неубранные хлеба, осиротелые хутора, станицы…”

“Станицы, хутора на Дону обезлюдели, будто на покос, на страду вышла вся Донщина.”

“Третий год войны заметно сказывался на хозяйстве хутора. Те дворы, где не осталось казаков, щерились раскрытыми сараями, обветшалыми базами, постепенное разрушение оставляло на них свои неприглядные следы.”

“Глубокой осенью 1917 года стали возвращаться с фронта казаки.”

“Курени, куда вернулись казаки хозяевами или жданными гостями, полнились радостью. Радость-то эта резче, безжалостней подчеркивала глухую прижившуюся тоску тех, кто навсегда потерял родных и близких. Многих недосчитывались казаков. “

Хутор Татарский во время Гражданской войны

“До января и на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне.”

А в это время в тылу, по станицам и хуторам, шла уборка хлебов. Не хватало рабочих рук. Старики и бабы не управлялись с работой; к тому же мешали постоянные назначения в обывательские подводы, доставлявшие фронту боеприпасы и продовольствие.”

“Хутор жил суетливо, но глухо. К далекому фронту тянулись все мыслями, с тревогой и болью ждали черных вестей о казаках.”

“Хутор по-прежнему жил в работе, и слухах о фронте. Те из хозяев, у которых уцелел рабочий скот, кряхтели и поругивались, поставляя обывательские подводы. Почти каждый день приходилось отрывать быков и лошадей от работы и посылать в станицу.” (часть 7 глава XII)

“А жизнь в Татарском была не очень-то нарядная. Казаки усердно поругивали Советскую власть за все те нехватки, которые приходилось им испытывать. В крохотной лавчонке недавно организованного ЕПО почти ничего не было. Мыло, сахар, соль, керосин, спички, махорка, колесная мазь — все эти предметы первой необходимости отсутствовали в продаже.” (часть 8 глава V)

“Невеселая была жизнь в Татарском в ту осень… Визжали на ходах и арбах неподмазанные колеса, сохла и лопалась без дегтя ременная упряжь и обувка, но скучнее всего было без соли. За пять фунтов соли в Вешенской отдавали татарцы сытых баранов и возвращались домой, кляня Советскую власть и разруху.”

“Тревожно в округе. Казаки дюже недовольные продразверсткой.”

“Рябые, изуродованные осколками и пулями стены дома выглядели неприветливо и заброшенно. В комнатах свистел ветер, на столах, на скамьях толстым слоем лежала пыль… Много времени требовалось, чтобы привести все в порядок.”

“Медленно шагая к центру хутора, Григорий внимательно, словно в чужой местности, разглядывал знакомые с детства дома и сараи. На площади чернели обуглившиеся развалины купеческих домов и лавок, сожженных Кошевым в прошлом году, полуразрушенная церковная ограда зияла проломами.”

“Григорий мысленно перебирал в памяти убитых за две войны казаков своего хутора, и оказалось, что нет в Татарском ни одного двора, где бы не было покойника.” (часть 7 глава XXV)

Это было описание хутора Татарского в романе “Тихий Дон” Шолохова: жизнь хутора в различные периоды истории России.

C другого берега. К авторству Тихого Дона

Одним из постулатов советского и постсоветского шолоховедения является вешенская локализация малой родины главных героев – хутора Татарский, соответственно постулируется и происхождение героев из юрта Вешенской станицы. Отсюда как непреложная истина выводится утверждение, что только вешенский житель мог хорошо знать все топографические и прочие реалии, описанные в романе, а, следовательно, и написать роман “Тихий Дон”. “Шолохов знает здесь каждый камень, и каждый камень здесь знает Шолохова” – примерно так можно резюмировать рассуждения шолоховедов по этому поводу.
На то, что дела обстоят не так просто, первым, видимо, более 20 лет назад обратил внимание орловский исследователь истории “Тихого Дона” В.И. Самарин в своих публикациях в газете “Орловский вестник”, составивших впоследствии книгу “Страсти по “Тихому Дону”. Заметки на полях романа” (М., АИРО-XX, 1995). В.И. Самарин отметил что коммерческая деятельность купца Мохова в главе I второй части привязана не к хутору Татарскому, а к некоей станице, расположенной “неподалеку от устья Хопра”. Очевидно, что такой станицей в первую очередь может быть станица Усть-Хоперская. Вешенская, находящаяся на расстоянии около 50 км от устья Хопра (а ближе нее к устью Хопра находится еще и станица Еланская) явно сомнительна.
В “черновой рукописи” “Тихого Дона” все герои живут еще не в отдельном хуторе, а в той самой станице на правом берегу Дона, в которую собственно и вросли “как бурьян копытник” Моховы. Вешенская – левобережная станица и тем самым никак не может быть станицей из черновика “Тихого Дона”, а вот Усть-Хоперская – правобережная.
Совсем неожиданно подтверждение усть-хоперской (или еланской) версии имеем в третьей книге романа, это заметил ростовский историк А.В. Венков, автор почти 1000-страничной монографии “”Тихий Дон”: источниковая база и проблема авторства” (2-е изд.: М., АИРО-ХХI, 2010; 1-е изд.: Ростов, Терра, 2000). Ординарец главного героя Прохор Зыков во время Вешенского восстания едет из Татарского в Вешенскую, двигаясь из Татарского сначала по правому берегу Дона, и проезжает через хутор Рубежин (Рубежный), находящийся в юрте не Вешенской, а Еланской станицы (глава LIX шестой части, список хуторов Еланского юрта см., например, здесь впрочем и в романе непосредственно читаем в главе IX четвертой части: “атаманец этот – с хутора Рубежина, Еланской станицы”.) Таким образом, Татарский должен находиться восточней Рубежина в юрте Еланской либо Усть-Хоперской станицы, но никак не Вешенской. Излишне говорить, что на все эти разумные замечания никакой реакции со стороны шолоховедов до сих пор не последовало. Более того, Ф.Ф. Кузнецов в монографии “”Тихий Дон. Судьба и правда великого романа” (М., ИМЛИ РАН, 2005) как ни в чем ни бывало утверждает, что “судя по тому пути, который проделал Прохор Зыков от Татарского до Базков (Базки – хутор на правом берегу напротив Вешенской, в котором есть переправа через Дон в Вешенскую – А.Н.) по правому берегу Дона, через хутора Рубежный, Рыбный, Громки и, наконец, Базки, — а они, судя по карте, следуют один за другим — можно предположить, что Шолохов расположил хутор Татарский где-то между хутором Рубежным и Плешаковым, на правой стороне Дона, в границах Вёшенского юрта.” (указ соч., с. 630). И не было дела Ф.Ф. Кузнецову, что пространство между хуторами Рубежным и Плешаковым целиком относится к Еланскому, а не Вешенскому юрту.

Читайте также:  Образ и характеристика Костылина в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение

Ниже мы приведем еще два независимых от вышеуказанных свидетельства того, что станица хутора Татарского – правобережная, и следовательно ею никак не может быть Вешенская. Эти свидетельства так же, как и маршрут Прохора Зыкова в шестой части, до сих пор сохраняются в тексте романа. Оба эпизода связаны с большевиком Штокманом, а именно с его прибытием и отъездом после ареста из Татарского. В обоих случаях топография свидетельствует, что действие происходит в юрте правобережной станицы.
“Тихий Дон” в дальнейшем цитируется, как правило, по “черновой редакции” по изданию “”Тихий Дон”. Динамическая транскрипция рукописи”, М., ИМЛИ РАН, 2011 (далее – ТДДТР), сканы – на сайте Фундаментальной электронной библиотеки “Русская литература и фольклор” (ФЭБ).

Напомним предварительно, что Дон на севере Области Войска Донского течет примерно с запада на восток. Таким образом, движение вдоль Дона вниз (или вверх) по течению одновременно является движением на восток (соотв. на запад). Упоминаемые ниже расположенные на Дону станицы лежат вдоль Дона в следующем порядке с запада на восток: Казанская, Мигулинская, Вешенская, Еланская, Усть-Хоперская, Усть-Медведицкая. Хутор Татарский по мнению шолоховедов должен располагаться между Вешенской и Еланской. C самых первых страниц романа очевидно, что сам хутор Татарский находится на правом берегу Дона, что никем никогда и не оспаривалось.

Штокман появляется в 6 главе второй части (по арабской нумерации глав в “черновой” рукописи Шолохова, которая не всегда совпадает с римской нумерацией в печатном тексте). Казак хутора Татарского Федот Бодовсков (в рукописи сначала он именуется – Федот Крамсков), возвращаясь из станицы, привозит в Татарский Штокмана с женой. Подробно описывается их путь. Проследим по черновой рукописи (ТДДТР, с. 235-238; рук., с. 19-23, вычеркнутые в рукописи слова даны курсивом ):

“Выехали из станицы. в степь Федот поднимая бронзовые скулы вгляделся в далекие заросли степного бурьяна. Дорога шла Гетманский шлях гребся на изволок и на гребне в коричневом бурьянном сухостое, в полверсте от дороги калмыцкий наметанно-зоркий глаз Федота различил чуть заметно двигавшиеся головки дудаков. С полверсты проехали молча Пока доехали до казенного леса иссяк разговор. В придорожном родниковом колодезе напоил Федот припотевшего маштака и, осовелый от тряски и езды, начал подремывать. До хутора оставалось верст восемь пять. Федот в увлечении соскочил с повозки, и охотно стал рассказывать о хуторянах Слесарь остреньким взглядом сведенных в кучу глаз – бегал по Федоту, шагавшему рядом с повозкой, курил легкий табак из костяного к колечками мундштука и часто улыбался Доехали до хутора перед вечером”
Мы опустили только разговоры попутчиков между собой, но полностью привели все описания дороги и ее окрестностей. Легко видеть, что на всем пути из станицы в хутор Татарский нет никаких свидетельств о переправе через Дон. А ведь данная поездка Штокмана и Федота, если исходить из того, что описывается дорога из Вешенской в Татарский включает в себя первую в романе переправу через Дон. Но – ни слова о переправе.

А вот как обстоит дело с переездом через Дон в других случаях. Порубка хвороста на другой от Татарского стороне Дона. Это и есть первый переезд кого-либо из героев через Дон в романе, если не считать таковым путь Штокмана и Федота, никакого переезда, собственно, как мы видели, и не включающий в себя.

“Против Мелеховского двора Дон не стал замерз. По краям зеленоватый в снежных переносах креп лед, под ним ластилась, пузырилась не захваченная стремем вода, а подальше середины, к левому берегу, где из черноярья били ключи, грозная и манящая чернела полынья в белых снежных заедях и по ней черными коршунами переныривали оствшиеся на зимовку дикие утки.
Переезд шел от середины площади” (вторая часть, ТДДТР, с. 256; рук., с. 40.)

Позже Дон пересекают молодые казаки, возвращающиеся из Вешенской после присяги. (При этом их прямой путь из Татарского в Вешенскую вообще не описывается).

“А теперича с богом, молодцы, по домам.
Григорий с Митькой дождались у моста хуторных ребят и вместе тронулись в дорогу. Шли над Доном. Над хутором Базки подтаивал таял трубный дым” (вторая часть, ТДДТР, с. 260; рук., с. 43).

Итак, возвращаясь из левобережной Вешенской в правобережный Татарский, молодые казаки сразу пересекли мост и миновали правобережный хутор Базки. Оба этих примера из второй части показывают, что если описывается путь, в котором герои пересекают Дон, то этот факт не может остаться без внимания автора или хотя бы упоминания самого факта переезда.

Вышеупомянутый путь Прохора Зыкова из Татарского в Вешенскую также содержит описание переправы через Дон во время гражданской войны (гл. LX шестой части):

“Уже перед вечером он приехал на Базки. Тысячи подвод, приваливших с
чнрских хуторов, запрудили все улицы и проулки. Возле Дона творилось нечто
неописуемое. Беженцы заставили подводами весь берег на протяжении двух
верст. Тысяч пятьдесят народа ждали переправы, рассыпавшись по лесу.
Против Вешенской на пароме переправляли батареи, штабы и войсковое
имущество. Пехоту перебрасывали на маленьких лодках. Десятки их сновали по Дону, перевозя по три-четыре человека. У самой воды около пристани
вскипала дикая давка. А конницы, оставшейся в арьергарде, все еще не было.”

Тем контрастней выглядит на этом фоне путь Штокмана из станицы в начале второй части. Вывод напрашивается сам собой – Штокман едет в Татарский не из Вешенской, а из правобережной станицы. В данном случае не так важно, имеется ли в виду Усть-Хоперская или вообще некоторая выдуманная автором станица, не существующая в реальности в области Войска Донского. Важно, что роман имел редакцию, действие в которой происходит не Вешенском юрте, а в юрте правобережной станицы.

Обратим также внимание на дорогу, которой Федот везет Штокмана в Татарский. Гетманский шлях. А.В. Венков (указ соч., 2-е изд., с. 77) ссылаясь на работу ростовского историка В.Н. Королева “Старые Вешки”, пишет, что “Гетманский шлях – это старинная дорога, пересекающая Дон в районе станицы Казанской и идущая параллельно ему по его правому берегу на расстоянии нескольких верст от реки.” Казанская – станица, расположенная выше Вешенской примерно на 50 км по Дону, между ней и Вешенской находится еще станица Мигулинская. Таким образом, в районе Вешенской никакой переправы через Дон по Гетманскому шляху быть не может, он проходит по противоположному ей правому берегу. Опять-таки это означает, что весь путь Штокмана и Федота проходил по правому берегу. Этот аргумент при желании можно оспорить в том духе, что Гетманский шлях в “Тихом Доне” не обязательно должен пролегать так же, как и в реальности, это право автора и т.п. Тем не менее это дополнительное свидетельство вместе с отсутствием упоминания переезда через Дон во время поездки Штокмана подтверждает ранее высказанные серьезные сомнения в вешенском происхождении героев романа.

Через 2 года (хотя сам Штокман утверждает следователю, что это было год назад) после приезда в Татарский Штокман был арестован и увезен из хутора становым приставом и следователем. Очевидно, его отправили в станицу или, возможно даже сразу в административный центр округа, в который входит станица. Скорее в станицу, поскольку приезжавший за Штокманом следователь – тот же самый, который двумя годами ранее расследовал драку с убийством на мельнице купца Мохова, скорее всего это станичный следователь. Тогда мы имеем возможность проверить, каким же путем увозили Штокмана из хутора и сделать выводы о расположении Татарского и его станицы:

“На другой день и хилым пасмурным утром выехала выехал от из хутора запряженный парой постовый тарантас. В задке, кутая бороду в засаленный куцый воротник пальто, сидел подремывая Штокман. Тарантас бойко пылил по улице. За двором Мелехова Пантелея прислонясь к гуменному плетню ждала их с заплаканным серым укутанная в платок маленькая женщина. Тарантас пропылил мимо и женщина сжимая на груди руки кинулась следом
– Ося. Осип Давыдыч. Ох, как-же. “

Таким образом, арестованного Штокмана вывозят через нижний, восточный край хутора, на котором проживают Мелеховы, и, следовательно, везут вниз по течению Дона, на восток от хутора. Станица находится к востоку от Татарского! Вешенская – на запад, выше по Дону, а административный центр Донецкого округа, в который входит Вешенская, станица Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский) – далеко на юго-запад. Если исходить из расположения хутора Татарского на правом берегу между Вешенской и Усть-Хоперской, то движение Штокмана и его конвоиров вниз по течению Дона идеально соответствует движению от любого из этих хуторов в Усть-Хоперскую (или в расположенную еще ниже по Дону, восточней, станицу Усть-Медведицкую, ныне г. Серафимович Волгоградской области, – административный центр Усть-Медведицкого округа, в который входила Усть-Хоперская).
С Вешенским же вариантом движение конвоя Штокмана на восток можно было бы согласовать только в случае расположения Татарского в Вешенском юрте, но выше по течению, западней Вешенской. Но в этом случае вышеупомянутый маршрут Прохора Зыкова в шестой части становится совершенно абсурдным – чтобы попасть в Вешенскую из расположенного западней Татарского он зачем-то едет мимо нее гораздо восточнее, восточнее Рубежина в Еланском юрте, а затем возвращается на запад.
Можно было бы, конечно, вспомнить тот факт, что в “черновой” рукописи Шолохова Мелеховы в первой части романа живут на западном, верхнем краю (еще не хутора, а правобережной станицы, см. Венков, указ. соч. 2-е изд., с. 76; также “Восток-Запад”) и считать, что Штокмана повезли на запад. Но это бы означало, что даже к третьей части романа автор так и не запомнил расположения двора главного героя и его семьи.

Итак, не вызывает сомнения и подтверждается несколькими независимыми доказательствами в тексте романа, что согласно ранним редакциям романа хутор Татарский находился в юрте правобережной станицы, причем западней ее, выше по течению Дона.

В заключении упомянем факты, уже отмечавшиеся исследователями (не из числа официальных шолоховедов). После появления на страницах романа Штокмана главы с его участием неоднократно хронологически выбиваются из общего хода событий. Это может свидетельствовать о том, что линия Штокмана сначала была написана отдельно, а затем небрежно была вмонтирована в основной текст или вообще изначально была частью другой редакции. Последнее подтверждается тем, что убытие Штокмана в направлении станицы вниз по Дону происходит уже после того, как молодые казаки принимают присягу в станице Вешенской – выше Татарского. Итак,

1) Штокман прибывает в Татарский в конце октября, но уже за три дня до Покрова , т.е. в конце сентября, пытается остановить драку на мельнице (А.Г. Макаров, С. Э. Макарова, “Цветок-Татарник”, М. АИРО-ХХ, 2001, с. 72; А..В. Венков, указ. соч, 2-е изд., с. 86)

Читайте также:  Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение

2) В разговорах у Штокмана (гл. XVI второй части) упоминается, что Григорий Мелехов в страстной четверг, т.е. за 3 дня до Пасхи везет Листницкого в Миллерово, но в следующей главе возвращается из этой поездки еще в вербное воскресенье, т.е. за неделю до Пасхи (А.В. Венков, указ. соч, 2-е изд., с. 86).

3) Штокман при аресте отвечает следователю, что прибыл в Татарский год назад, хотя на самом деле – 2 года (А.Г. Макаров, С. Э. Макарова, указ. соч., с. 72). Следователь – тот же самый, что допрашивал его 2 года назад связи с убийством на мельнице, поэтому попытка обмана со стороны Штокмана была бы бессмысленной.

Добавим также еще одно противоречие –

4) “Федот, да не тот”. Попутчик Штокмана Федот Бодовсков, как это следует из их разговора, уже отслужил срочную в армии: “Федот расхваливая порядки в Польше, где полк его стоял во время отбывания им действительной службы ” (вторая часть, ТДДТР, с. 237; рук., с. 21-22). Однако еще в мае того же года он едет в военные лагеря, и о нем говорится, что он – молодой, не служивший казак (описываются спутники Петра Мелехова и Степана Астахова: “Федот Бодовсков – молодой казак калмыковатый и рябой казак, шел он в лагери перед действительной службой, второй – второочередник атаманского полка Хрисанф Токин ” (первая часть, ТДДТР, с. 68; рук., с. 38). В “беловой рукописи” из подчеркнутых есть только слова “шел он в лагери перед”, далее они были вычеркнуты (первая часть, беловик, ТДДТР, с. 153; рук., с. 21), вероятно с целью устранить противоречие с разговором Федота о действительной службе во второй части, но само определение “молодой казак” в романе обычно относится именно к еще не служившим казакам, в противоположность уже отслужившим второочередникам. Следы другой редакции здесь еще и в том, что Федот сначала в рукописи в главе с прибытием Штокмана назван по фамилии Крамсков (ранее, в поездке в лагеря, он уже был назван Бодовсковым, а затем также Крамсковым), затем она была исправлена на Бодовскова.

Казаки-мусульмане с хутора Татарский

станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в казачьем Донском войске

Тот, кто читал роман Шолохова «Тихий дон» знает, что основное действие его разворачивается на хуторе Татарском. Оттуда родом был и главный герой романа Григорий Мелехов. Шолохов не стал уточнять, откуда взялось такое название у населенного пункта, ставшего сюжетным стержнем его произведения.

Но можно внести ясность и в этот вопрос. Ответ очень прост – станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в казачьем Донском войске. По одной из версий татары на Дон пришли с территорий, где ныне расположена Пензенская область, из знаменитых «шести деревень» – «алты авылы». Это были служилые татары во главе с Арсланом Полкаевым, которые отличились в Азовских походах времен Петра I. Часть из них осталась на землях донских казаков.

Современный ростовский ученый Р.Ф. Патеев считает, что «на сегодняшний день выходцы из «алты авылы» и их предки по-прежнему составляют костяк татарской диаспоры Дона».

Однако стоит отметить, что сильное тюркское влияние на быт, язык и обычаи казаков не может отрицать ни один исследователь.

И в связи с этим другой историк О.Ю. Куц выдвигает свою версию о том, что донские татары были такими же выходцами с окрестных территорий, как и другие жители казачьих городков. Так, например, астраханские татары “выезжали из Астрахани на Дон для добычи”. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, бывавший в середине 1660-х годов по Дону, отметил, что в казачьих городках живет вместе с казаками немало татар (речь идет о городках, располагавшихся между излучиной Дона (Переволокой) и низовьями Дона). Путешественник называет их представителями народа “хешдек”. Так в Османской империи назвали астраханских татар. В связи с этим О. Куц делает вывод, что донские татары – выходцы с астраханских краев.

Одной из станиц Войска Донского была Татарская, располагавшаяся в двух верстах от войсковой столицы – города Новочеркасск. По мнению донского историка В.Д. Сухорукова, она возникает в 70-е гг. XVII века.

В 1811 году к татарам присоединились ногайцы, вошедшие в Войско Донское при условии сохранения их веры. Их поселили на реке Крепкой, где был образован хутор Крепинский.

Казачьи предания повествуют о казаках-татарах как о знатных кулачных бойцах, в схватках с которыми не раз сходились казачьи ватаги из других станиц.

Об одной из таких схваток – побоище 1804 года среди казаков, ходили ужасные рассказы. Тогда в схватке на льду Рамазанова озера, отделявшего станицу Татарскую от других, сошлись, по преданию, несколько тысяч кулачных бойцов. Кулачный бой перерос в драку с десятками убитых и сотнями раненых.

В 1849 году в Войске Донском насчитывалось 623 татарина, в том числе 277 женщин и 346 мужчин.

На 1859 год в Войске насчитывалось 120 татарских дворов: 65 — в станице Татарской, 55 — на хуторе Крепинском.

Если рассмотреть отдельно население самой станицы и хутора, то в Татарской проживало 337 человек: 184 мужчины и 153 женщины; а в Крепинском – 300 человек: 160 мужчин и 140 женщин.

Эти демографические данные показывают, что к середине 19 века среди казаков-татар мужчин было больше чем женщин. Это послужило причиной для их переселения в Османскую империю: казаки заявили, что из-за недостатка невест им грозит вырождение и в 1860 году 115 казачьих семейств переселились в Турцию.

Но уехали не все.

15 семей не пожелали покидать родную землю, и в связи с этим войсковой атаман распорядился сохранить мечеть и другие общественные здания и передать их в пользу остающихся татар. Из них был образован хутор Татарский в составе Средне-Черкасской станицы, в котором по данным переписи 1873 года проживало 108 человек (59 мужчин и 49 женщин), имелся 21 двор. Причем 105 жителей было мусульманами.

Данные 1897 года показывают, что жизнь на хуторе за прошедшие 23 года мало изменилась. Количество дворов увеличилось на 3 (было 21, стало 24). При этом, если количество мужчин уменьшилось на 1 (в 1873 г. было 59, а в 1897 — 58), то число женщин возросло на 5 человек (в 1873 – 49, а в 1897 – 54).

Казаки-татары из Татарского занимались земледелием, скотоводством и извозом. При этом скотоводство преобладало. «Татары больше имеют старание о разведении рогатого скота, которого содержат до 2,5 тысяч…». В том числе — лошадей до 500, а овец до 1000 голов».

После Октябрьской революции казакам-татарам пришлось испытать на себе все, что описывал М. Шолохов в своих знаменитых произведениях: Гражданскую войну, коллективизацию, расказачивание.

Великая Отечественная война еще больше опустошила хутор. На нее ушло около 20 хуторян, вернулись единицы. Например, бывший мулла и преподаватель местного медресе, Салим Бекиров был тяжело ранен и умер вскоре после возвращения.

После войны хутор постепенно пришел в упадок. Дело в том, что рядом с ним располагается городская свалка Новочеркасска, которая по свидетельству очевидцев уже вплотную подступила к нему.

Остаётся только гадать – пощадит ли время хутор Татарский, увековеченный в романе Шолохова, удостоенного Нобелевской премии, или же память о нем останется лишь на книжных страницах.

Мой сайт

–> –> –>Главная » 2013 » Февраль » 18 » На хуторе Татарском у Пантелея Прокофьевича Мелихова.

После прочтения шолоховского «Тихого Дона» у многих возникает желание посмотреть хутор Татарский, где жила семья Мелиховых, имение Листницких Ягодное, Вешенскую, другие станицы и хутора, где в январе 1919 году вспыхнуло, так называемое, вешенское восстание: казаки пошли против красных. Не белые казаки, а просто казаки-жители нынешних Шолоховского и Верхнедонского районов. Уже потом, к ним на выручку пришли белоказачьи войска и часть повстанцев, в том числе и Григорий Мелехов, влились в ряды Добровольческой армии.

В романе скрупулезно названы сотни хуторов, станиц и городов – их можно и сегодня найти на карте. Но нигде вы не найдете хутора Татарского и имения Ягодное, хотя и они указаны с географической точностью. Их придумал писатель для того, чтобы поселить в них своих героев: семью Мелеховых, Астаховых, Кошевых, Моховых… Только в первых двух томах романа насчитано более 160 действующих лиц. Именно действующие, потому что « люди все были под рукой, как живые, – говорил писатель,- ходи да распоряжайся». Шолоховед Гура пишет: « как выясняется, и однополчанин Григория Мелехова, казак из станицы Казанской Алексей Урюпин (Чубатый), и урядник с хутора Рубежного Яков Фомин, и авантюрист из Каргинской Федор Лиховидов, и сотник – монархист Чернецов, и автономист Ефим Изварин, и есаул-вешатель Сенин, и член комитета ВЦИК букановсский казак Иван Лагутин-все это реальные люди. Шолохов жил среди этих людей и прямо переносил их на страницы своего романа. Только вот образ Аксиньи придумал Шолоховым, хотя и у прототипа Григория Мелехова Харлампия Ермакова была подружка из медсестер, как вспоминает Павел Кудинов-руководитель вешенского восстания.

Искать хутор Татарский мы отправились кружным путем, через Обливы первая остановка в около станицы Краснокутской. Молодая станица и живописная. Именно сюда направлялась экспедиция Федора Подтелкова, минуя восставшие хутора, стремясь выйти на верхнедонские станицы, чтобы создать красногвардейские отряды. Не дошли. Их арестовали в хуторе Калашников, а расстреляли в хуторе Пономарев. Здесь стоит обелиск героям гражданской войны. Захудалый хутор, скажем вам. Путь, который указывал казакам Подтелков, оказался тупиком. Еще более нас поразила станица Еланская-это уже на левой стороне Дона. Сподвижник Подтелкова Кривошлыков родом из этой станицы. Богатая была станица, около четырех тысяч жителей (в Шолоховском районе живет 27 тысяч человек), нынче же здесь проживает 83 пенсионера. Поглядели бы Подтелков и Кривошлыков. Уж не они сами были слепцами? Чтобы закончить с Еланской скажу, что здесь построен музей истории донского казачества. Построил его на свои средства Владимир Петрович Мелехов-потомственный казак. Экспозиция музея у многих вызывает отторжение, потому что представлена и казаками, которые поддерживали Гитлера. Но коллекция уникальна.

Отец Шолохова (или отчим) жил в разных местах. Вот на правом берегу Дона станица Плешаковская, где жили Давыдка-вальцовщик, Валет, машинист Иван Алексеевич, которого била самолично на этом хуторе Марья Дроздова. Семья Дроздовых из Плешаков-прототипы семьм Мелеховых. Проезжаем Рубежный, где Шолохов встречался с Яковым Фоминым. Красивые места по над Доном, на как убоги эти хутора, в которых некогда кипела и бурлила жизнь. …

С крутого бугра дорога ведет к хутору, живописно раскинувшемуcя по правому берегу Дона. Это Калининский (бывший Семеновский).На юге виднеются меловые горы. На вершину машина не потянула. Тихонов пошел пешком и уже оттуда:» смотри, вот он-«мелеховский двор-на самом краю хутора».(Снимки можно посмотреть на нашем сайте…..). Слава богу, мы нашли мелеховский двор. Но не хутор Татарский. Здесь нет церкви, нет площади, где стояли моховский магазин, дома попов… Они в другом хуторе-Каргинском. Вот она кирпичная мельница, где шла драка между хохлами и казаками, описанная в начале романа. Рядом Чир, заросший водорослями, берега в татарнике…Каргинскую Шолохов называл красивейшей и з станиц на верхнем Дону. который за. Каргинскую Шолохов называл красивейшей из станиц на Верхнем Дону. Нам так не показалось. Даже с Песчаного кургана, гед пастушок-казачанок показывал Григорию Мелехову место, где поклали «краснюков»…

Имение Ягодное мы не нашли, потому что его просто нет. Есть речка Ясеновская , есть балка Ясеновская… Где-то здесь и было имение Листницких, где жила красавица Аксинья, а раньше и мать Михаила Шолохова.

Виктор Черкасов, Александр Тихонов (фото).

–>Просмотров : 3513 | –>Добавил : sarkel | –>Теги : хутор Калининский | –>Рейтинг : 4.2 / 12

–>Всего комментариев : 2

Частотник ATS48D22Y отличается от инвертора IMS20018-V5-C24-F1-E4 реальной номинальной мощностью ПЧ, тактовой частотой работы ШИМ контроллера, логикой системы автодиагностики ошибок преобразователя, а также в большей степени наличием разных встроенных дополнительных возможностей, доступных для программирования и выполнения специализированных задач и практически полностью заменяющих собой щит управления для осуществления автоматизированной работы внешнего производственного оборудования автономно, без контроллеров, промышленных ПК, панелей оператора. Эти факторы играют важную роль при выборе частотного преобразователя для различных применений.

Определение причины неисправности и последующий надежный ремонт на новейшем оборудовании частотных приводов, которые произведены фирмами danfos, delta, веспер и другими мировыми брендами осуществляется в компании prom electric . Производство замены IGBT модулей, которые являются очень дорогостоящие детали во всем устройстве преобразовательной техники. Отличие IGBT транзистора от модуля IGBT заключается в том, что модуль может содержать один или более IGBT транзисторов, иногда включенных параллельно по схеме Sziklai pair для увеличения коммутируемой мощности, а также в некоторых случаях схему контроля. IGBT – биполярный транзистор с изолированным затвором, представляет собой мощный полупроводниковый прибор обычно используемый как электронный ключ для средних и высоких напряжений. Благодаря совмещению преимуществ биполярного транзистора и полевого транзистора достигается большая мощность коммутации и малая необходимая мощность для управления, так как управление осуществляется не током, а разностью потенциалов, что приводит к высокой эффективности этих компонетов.

Ссылка на основную публикацию