История создания комедии Грибоедова Горе от ума (замысел, постановка, публикация)

Открытый урок: А. С.Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

На уроке ученики 9 класса изучили биографию Грибоедова, узнали много интересных фактов о его жизни и творчестве, подготовили презентации и доклады. Прочитали дополнительную литературу, написали развёрнутые ответы. Обсудили историю создания комедии “Горе от ума”, вывели проблемы,на которых создана данная комедия.

Скачать:

ВложениеРазмер
План урока.32.7 КБ
Презентация ученика по биографии Грибоедова.562.82 КБ
Презентация ученицы по биографии Грибоедова.2.62 МБ
Презентация о комедии “Горе от ума”.2.96 МБ

Предварительный просмотр:

По литературе в 9 классе «В» А.С.Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

1.Организационный момент:
Цель : проверка готовности к уроку, подготовка учащихся к восприятию.
Актуализация домашнего задания
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель : проверить подготовку к уроку. Вспомнить литературные направления и характерные черты (классицизм, сентиментализм, романтизм)
Метод: практический. Прием: эвристический

Проверка домашнего задания- раздаю карточки: правильно соотнесите литературное направление и характерные для него черты

Каждый ученик работает самостоятельно со своей карточкой, время выполнения 3-5 минут.

Ученики сдают работы

2. Вступительное слово учителя. Обращаю внимание учеников на эпиграф урока, прошу зачитать

Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей ,но замечательные люди исчезают у нас ,не оставляя по себе следов .

Готовность всех учащихся к уроку, к восприятию нового материала. Психологический настрой.

В 1816г. появилась статья, автор которой резко критиковал знаменитую балладу В.А.Жуковского «Людмила».Имя автора стало известным в литературном мире- это был А.С.Грибоедов. Что скрывается за этим фактом: дерзость, самоуверенность, осознание своего пути в литературе? Кто он этот человек? Именем Александра Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Судьба его трагична, прекрасна и таинственна. Кто он был: драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе.
3.(Звучат вальсы ).
– После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был? Обращаю внимание на портрет Крамского «высокий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови ,оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке …Холодный лик» Так КАКИМ ЖЕ ОН БЫЛ НА САМОМ ДЕЛЕ? Каким видели его современники.

2.Работа с оборудованием

Слушают грибоедовские вальсы.

2.Работа с оборудованием

Рассматривают акварель Машкова 1827.-«задумчивый человек ,с аккуратно зачесанными вперед висками, с растерянным выражением лица.»

ОТВЕТЫ подготовленных детей.1-й ученик:

«Грибоедов был хорошего роста, интересной наружности ,брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией ,с твердой речью»
В. Андреев .
2-й ученик. А. Бестужев: «Кровь сердца всегда играла на его лице»

3-й ученик :значит ,не было у Грибоедова «холодного лика»….с юных лет он жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали иные мысли ,настроения, интересы….Уже у университете часто общался со многими будущими активными участниками декабрьского движения.
Лиза,Даша
3.Презентации заранее подготовленных учеников о Грибоедове(Ткаченко В.,Химина К.)

Психологический, эмоциональный настрой.

Актуализация изученного материала учебника, дополнительной литературы. Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную

деятельность. Намечаются ведущие в каждой подгруппе.

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Отстаивание собственных позиций.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения заданий.

3. Изучение нового учебного материала
Цель : Дать представление о личности писателя и его трагической судьбе; изучить биографию А.С.Грибоедова; развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя, проследить историю создания комедии « Горе от ума»
развивать монологическую речь, активизировать творческие способности учащихся; способствовать формированию читательской культуры

1. Опрос учеников

2. Составить план- конспект

3. Какие факты биографии писателя вас заинтересовали?

-Зачитайте свои планы, выделите в каждой части ключевые слова.

-Найти в словаре Ожегова лексическое значение слов «гениальный», «одаренный», «энциклопедист», «цензура»,
«цензурные искажения»

4.Показ моей презентации

Работа с учебником, составление плана.

4.Творческая история создания комедии «Горе от ума»

Сообщения учеников.
Дополнения.
1816 г.- план комедии
1821 г.- Тифлис, I, II акты.
1823 г.- Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Работа со словарем Ожегова и литературоведческих терминов.

Закрепление учебного материала
Цель : закрепить и осмыслить знания о личности и трагической судьбе Грибоедова, развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя.

-Назовите примерное количество рукописных копий?

-Каков тираж, издаваемых в то время произведений?

-Сколько было прижизненных публикаций «Горе от ума»?

-Когда впервые комедия была напечатана без цензурных искажений?

-Каковы основные художественные принципы писателя Грибоедова?

-Привести примеры из текста комедии 1-2 действия

Одна, единственная, в альманахе «Русская Талия на 1825 г.».

В 1862 году.
Дают толкование «цензура»,
«цензурные искажения»

«Народность» и «истинность в их нераздельности», простота (обращается к городскому просторечию, к живому языку, на котором говорят люди его времени )

Достижение цели.
При необходимости вносятся дополнения, исправления учениками.

Приводят примеры разговорных слов (Действие 2,явление 1-монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой,…» Роман К. –выразительное чтение наизусть монолога Ф. « Вот то-то ,все вы гордецы!»

ИТОГ.

-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Почему говоря о Грибоедове, мы употребляем эпитеты «гениальный, одаренный»?

-Согласны ли вы со словами Пушкина: «Замечательные люди исчезают, не оставляя по себе следов»?

Учитель рекламирует комедию «Горе от ума»- показ
буктрейлера (2-3 мин.)

Объявляю оценки, даю домашнее задание.

След по себе Грибоедов оставил- комедию «Горе от ума», которая уже вторую сотню лет тревожит воображение читателей и ставиться на сцене.

Просмотр буктрейлера учениками.

Записывают Д/З :
Прочитать и проанализировать список действующих лиц, вспомнить особенности комедии. Чтение комедии «Горе от ума».

Отстаивание собственных позиций. Использование эпиграфа урока.

Мотивация к чтению комедии.

Чтение комедии «Горе от ума».

Звучит вальс Грибоедова.

Аттестуемый педагог : Ермолаева И.Л.

Тема урока : А.С. Грибоедов : личность и судьба

Тип урока : Комбинированный

Цели урока : Дать представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе,
развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя ; проследить историю
создания комедии «Горе от ума»;
Способствовать формированию читательской культуры, развивать монологическую речь ,память,
внимательность.
Активизировать творческие способности учащихся; воспитывать уважение к русскому языку и русской литературе;
Способствовать воспитанию у старшеклассников доброжелательности, чуткости, отзывчивости.

Методы : словесный, наглядный ,частично-поисковый ,практический

Приемы : выразительное чтение , наблюдение ,словесное описание, анализ текста, слушание музыки, практическая работа

Оборудования : портреты А. С. Грибоедова, два его вальса, компьютер, компьютерная презентация, буктрейлер, словари,воспоминания писателей и современников

Книги : «Смерть Вазир-Мухтара»,»Кюхля» Ю. Тынянова, «Путешествие в Арзрум»

А.С.Пушкина, « Бунт сердца и ума».

Самоанализ открытого урока по литературе

ТЕМА : А.С. Грибоедов :личность и судьба

Цели :
Дать представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе,
развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя ; проследить историю
создания комедии «Горе от ума»;
Способствовать формированию читательской культуры, развивать монологическую речь ,память,
внимательность.
Активизировать творческие способности учащихся; воспитывать уважение к русскому языку и русской литературе;
Способствовать воспитанию у старшеклассников доброжелательности, чуткости, отзывчивости.

Тип урока : комбинированный

Методы : словесный, наглядный ,частично-поисковый ,практический

Приемы : выразительное чтение , наблюдение ,словесное описание, анализ текста, слушание музыки, практическая работа

Все этапы урока логически связаны.

Содержание : Даю описание внешности А.С.Грибоедова из воспоминаний его современников, сопоставляем словесное описание с портретами И.Крамского, В.Машкова. Через эвристическую беседу, просмотр презентации, сообщения подготовленных учеников, индивидуальные задания у учащихся складывается представление о личности писателя и его трагической судьбе. Проведена словарная работа : «одаренность»,»гениальность»,»оригинальность», «прижизненная

публикация», «цензурные искажения»- Обращались к Толковому словарю С.И

Ожегова и словарю литературоведческих терминов. Вспомнили литератуные на-

правления : романтизм, классицизм, сентиментализм и их основные черты.

Межпредметные связи: Русский язык ( лексическое значение и словарная работа с вышеуказанными словами), теория литературы и словесность (литературные направления: классицизм ,сентиментализм ,романтизм) ,искусство (изо и музыка)-описание портретов поэта и слушание грибоедовских вальсов.

Использовала на уроке ИКТ, ресурсы интернета, представлен учащимся в качестве рекламы комедии буктрейлер « Горе от ума».

Актуальность-тема затрагивает разные стороны личности А.С.Грибоедова, показывая его гениальность, неординарность, одаренность. Методы целесообразны.

Методикой преподавания владею. Учащиеся были активны, работали с интересом и организованно, некоторые работали с дополнительной литературой дома. Условия и обстановка располагали к усвоению нового материала .

Оборудования : портреты А. С. Грибоедова, два его вальса, компьютер, компьютерная презентация, буктрейлер, словари, воспоминания писателей и современников

Книги : «Смерть Вазир-Мухтара»,»Кюхля» Ю. Тынянова, «Путешествие в Арзрум»

А.С.Пушкина, « Бунт сердца и ума».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

А.С.Грибоедов: личность и судьба Как жаль, что Грибоедов Не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. А.С.Пушкин

Портрет Каратыгина, 1828 г. «Надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением лица, застывшей усмешкой- «холодный», уверенный в себе чиновник».

Портрет Грибоедова . И.Крамской, 1873 г. «Высокий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющи е мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешнке . Холодный лик …»

Гравюра Уткина,1829 г. Сделана с прижизненного портрета Эстеррайха (не сохранился)- «задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде».

Детство А.С.Грибоедова Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский, в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой ни что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения, что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву. В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.

Дуэль Дуэль между Грибоедовым и Якубовичем состоялась в 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию. Грибоедов был ранен в кисть левой руки.

Вальсы Грибоедова Грибоедов был автором всего двух дошедших до нас музыкальных произведений, (Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор) он стал благодаря им очень популярным композитором . О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие»

Вальсы Грибоедова По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова. Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность. Современники восхищались его вдохновенными импровизациями. Карьере пианиста помешало то, что во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки (именно по изуродованному пальцу Грибоедов был опознан среди погибших при нападении религиозных фанатиков на русскую миссию в Тегеране в 1829-м).

Гибель в Персии Иностранные посольства располагались в Тавризе , при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова . Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем. На могиле вдова Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!». Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом .

Воспоминания о Грибоедове в книгах : А.С.Пушкина « Путешествие в Арзрум » , Ю.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара » и «Кюхля» А. Тимрота «Бунт сердца и ума», В . Мещярекова « Жизнь и деяния А . Грибоедова » В серии « Бибилотека « Любителям Российской словесности» « Гениальный, благородный, единственный мой Грибоедов » , «Более чем друг» – слова из дневника Кюхельбекера Вильгельма Карловича(1831г в Сибири) Высказывания современников о Грибоедове : «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской , но для чего пережила тебя любовь моя? Н.Чавчавадзе. «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» А.Бестужев « Комедия произвела неописуемое действие «вдруг поставила Грибоедва наряду с нашими поэтами» «Горе от ума» – феномен, какого не видели мы от времен «Недоросля» , полна характеров , обрисованных смело и резко; живая картина московский нравов , душа в чувствованиях , ум и остроумие в речах , невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах . Все это завлекает , поражает , приковывает внимание. Н.Бестужев

История создания комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.

Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.

Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума».

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии в альманахе «Русская Талия». Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. Грибоедов был поддерживал появление таких списков, ведь так его пьеса получала возможность дойти до читателя. В истории создания комедии «Горе от ума» Грибоедова известны даже случаи вставки инородных фрагментов в текст пьесы переписчиками.

А.С. Пушкин уже в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину…». Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.

История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени. Однако как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян.

Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.

История создания комедии «Горе от ума» Грибоедова

Александр Грибоедов вошел в русскую классику как создатель комедий, драм, трагедий и опер. Все его тексты были нацелены на показ в театре.

История создания комедии «Горе от ума», произведения, знакомого со школы, удивительна и неповторима.

Замысел и начало работы

Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.

Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.

Рукописные списки

Первое знакомство с текстом началось уже в Москве еще до ее завершения. Грибоедов читал отрывки друзьям. Завершилась работа над комедией в Тифлисе. Цензура неоднократно приложила свои руки к тексту. Но комедия уже ходила в списках по образованной части общества. Списков рукописи было несколько сотен. Уже это количество подтверждает интерес, который вызвала комедия. Писатель поддерживал распространение списков, он понимал, что так текст быстрее дойдет до читателя. Первое название рукописи – «Горе уму». Есть факты о том, что при переписывании рукописи переписчики добавляли свои мысли. Инородные (не Грибоедовские) фрагменты остались в рукописях.

Грибоедов знал об интересе к комедии. Он писал: « «Все просят у меня манускрипт и надоедают».

Рукопись была передана автором Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю. ». Писатель ждал помощи в опубликовании пьесы. Но комедия увидела свет только после смерти автора. Текст, который находился у Булгарина, стал основой первой напечатанной версии «Горе от ума». Другие списки до сих пор изучаются, ведется их поиск и передача литературоведам.

Особенности различных редакций

В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:

    название «Горе уму» по смыслу стало другим: «Горе от ума»;

корень фамилии главного персонажа Чадский (чад) стал Чацким;

монолог главного героя в первом акте;

диалог служанки с Софией;

сон хозяйской дочери.

Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.

Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».

Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.

Основные даты истории создания комедии

    1816 г. – появление идеи будущего сюжета

1823 г. – чтение отрывков пьесы

1825 г. – текст прочитан А.Пушкиным

1829 г. – гибель А.Грибоедова

1831 г. – печатная версия на немецком языке.

1833 г. – появление печатного русскоязычного теста пьесы

1862 г. – выход полной авторской версии

1875 г. – публикация текста без цензурных правок

Театральная пьеса стала больше, чем произведение для сцены в обычном понимании. Текст стал манифестом, призывом. Он поднимал вопросы нравственности и политики. Это пьеса о любви и одиночестве, глупости и уме, превосходстве и низости. Длинная, интересная история написания, переписывания и восприятия текста дала жизнь всему произведению и его отдельным фразам, воспринимаемым как народные истины, уроки истории.

История создания комедии Горе от ума Грибоедова

Комедийная пьеса «Горе от ума» стала настоящим выдающимся достижением Александра Сергеевича Грибоедова, самобытной классикой русской литературы первой половины XIX века. Создание комедии началось в 1821 году, когда Грибоедов находился на военной службе в Тифлисе при генерале А. П. Ермолове. По возвращению в родную Москву Александр Сергеевич продолжил работу над драматургической комедией. Еще далеко до официальной публикации местное читательское общество уже смогли получить первые копии пьесы, которые в те времена называли «списками», то есть, то, что было списано с оригинала. Московское читательское общество получило первые списки с рукописи автора ближе к концу 1824 года.

Первая публикация комедийной пьесы, к сожалению, была уже после кончины Грибоедова. Цензура очень долго медлила с решением об официальном выходе в свет. Вдова автора А. Грибоедова вместе с его сестрой даже подавали несколько раз ходатайство о публикации, которые также откладывали для рассмотрения.

Спустя время, в 1833 году, царь, на просьбу министра Уварова, дал разрешение на печать комедии и уже через несколько недель пьеса Александра Сергеевича «Горе от ума» была впервые напечатана в отдельном издании в типографии Семена при Императорской академии. Спустя 6 лет, в 1839 году, читательское общество увидело второе издание, петербургское, имеющее правки и цензуру.

Грибоедов несколько раз при жизни пытался сделать постановку комедийной пьесы, но каждый из них так и не был успешным. Премьеру спектакля поставили в 1831 году в Петербурге уже после жизни автора.

После официального выхода в свет «Горе от ума», ее спрос был на порядок больше количества тиражных изданий. Печатную книгу было довольно сложно приобрести не в силу ее стоимости, а в ограниченном количестве, поэтому печатное общество начало делать собственные копии. Самое интересное заключается в том, что в данных «списках», общество сохраняло все так называемые «запретные» слова и места, которые были поправлены цензурой.

Полное издание комедии смогло выйти в свет лишь в 1862 году, в своем настоящем, самобытном виде по приказу императора Александра II. Именно эта версия издания известна сегодняшнему читательскому обществу и подобным кругам. Оригинальное издание, то есть авторскую рукопись Грибоедова так и не удалось обнаружить. К нам комедия дошла лишь в виде некоего списка.

Вариант 2

История создания комедии Грибоедова Горе от ума: замысел, постановка, публикация

Произведение Грибоедов “Горе от ума” было опубликовано в 1824 году и представляет собой комедийную пьесу, в которой описывается общество времен крепостного права и охватывает временной промежуток с 1808 по 1824 года. В комедии описываются проблемы общества того времени, а также тема любви. Любовная история хорошо раскрыта в описании жизни главных героев. Герои любовного треугольника – Андрей Чацкий, Софья Фамусова и Алексей Молчалин.

Андрей Чацкий – умный, активный молодой человек, стремившийся к развитию и совершенствованию. При этом Андрей, ярко выраженный романтик. Он нежен, деликатен, тактичен. Чацкий влюблен в Софью. Он видел в ней только положительные качества, несмотря на сложный характер и взбалмошную натуру молодой девушки. Андрей Чацкий идеальная кандидатура для Софьи Фамусовой, но сердце девушки принадлежит другому.

Софья Фамусова яркая представительница молодых дам той эпохи. Софья – богатая барыня, которая томится от безделья и скуки в отцовском доме. Она умна, образована, но из-за юности своих лет, в произведении ей всего 17 лет, она наивна и неопытна. Из-за неопытности ее выбор падает не на умного и скромного Чацкого, а на недалекого Молчалина.

Алексей Молчалин – глуповат, не стремился к саморазвитию. Главной жизненной целью героя является достижение собственного благополучия. Поэтому ему выгодно общение с Софьей с целью вхождения в круг общения Фамусова старшего. Его поведение по отношению к Софье фальшиво и наигранно.

Влюбленная Софья не замечает недостатков Алексея, воспринимая их за достоинство. Однако Софье не удается связать свою жизнь с Молчалиным. Выбор Алексея падает на молодую барышню Лизу. Фамусов изгоняет Молчалина из дома. Софья тяжело переживает потерю любимого. Она морально разбита и угнетена. Андрей разочарован в дочери Фамусова и перестает с ней общения. Софья остается совершенно одна. Настоящей жертвой любовного треугольника является Андрей Чацкий. Он разочарован в обществе и в жизни в целом. Причиной такого разочарования выступает его романтичная натура и то, что на первый план всегда ставит искренние чувства, а не личную выгоду и карьерный рост, как это делает Молчалин.

Главной целью произведения, является желание автора показать то, что большинству представителей эпохи не нужны, а даже чужды настоящая, искренняя любовь. А те, кому присущи эти качества, становятся лишними в так называемом «обществе Фамусова».

Замысел, постановка и публикация

Своё знаменитое произведение Александр Сергеевич Грибоедов посвятил расколовшемуся дворянству. Комедия высмеивает светское общество, существовавшее в первой половине девятнадцатого века.

Идея написания пьесы возникла у Грибоедова в 1816 году после приезда в Санкт-Петербург. Оказавшись на светском приёме, Александр Сергеевич возмутился пристрастием русских людей к иностранным вещам. Став свидетелем того, как гости на вечере преклонялись перед иностранцем, Грибоедов весьма гневно отреагировал на происходящее. Кто-то даже высказал предположение о том, что писатель сошёл с ума. Эти слухи стали быстро распространяться, и в конечном счёте подсказали Александру Сергеевичу идею для произведения, обличающего пороки общества, существовавшего в то время. Выходит, что прообразом Чацкого — протагониста пьесы, стал сам драматург. Во время посещения различных мероприятий поэт много наблюдал за людьми, и впоследствии некоторые характеры отразились в «Горе от ума». Свои наработки писатель стал читать в тысяча восемьсот двадцать третьем году в Москве, а закончилась работа над произведением лишь в двадцать четвёртом году под Тифлисом. Первоначально комедия называлась «Горе уму». Из-за цензуры пьеса часто претерпевала изменения. Долгое время комедия находилась лишь в рукописном варианте. В 25 году девятнадцатого века были опубликованы небольшие фрагменты «Горе от ума» в альманахе «Русская Талия».

Надеясь на помощь в публикации произведения, Грибоедов перед отъездом в Персию отдаёт рукопись товарищу Фадею Венедиктовичу Булгарину. Лишь после смерти автора, в 1833 году пьеса выходит в печать. Прежде были опубликованы только отрывки, а постановки в театре сильно искажались цензурой. Без вмешательств цензоров комедия вышла в Москве в 1875 году.

Герой пьесы Чацкий имеет немало общего с историей создания произведения. Он был беспомощен в борьбе с устоями общества, в котором ему приходилось находиться. Чацкий не убедил дворянство в необходимости изменений. Точно так же и Грибоедов не добился кардинальных перемен в прежнем обществе своей обличающей комедией. Однако, «Горе от Ума» получила отклик среди нового поколения светских людей.

Произведение преодолело все испытания, возникшие при публикации, и, благодаря лёгкости слога, довольно быстро разошлось на цитаты. Грибоедову удалось написать комедию, которая актуальна и по сей день, ведь столкновение противоположных взглядов является неотъемлемой частью общества.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Шарлотта Ивановна – гувернантка – не первостепенная героиня Вишневого сада, но она играет значительную роль в пьесе

Ключевыми персонажами произведения являются одиннадцатилетний мальчик, происходящий из бедной семьи, от лица которого ведется повествование в рассказе, и учительница Лидия Михайловна, преподающая в школе французский язык.

Это, смотря как посмотреть. Если всё воспринимать негативно, то наша российская погода очень плохая. На большей территории девять месяцев зима, остальное – лето

Солоха, мать кузнеца Вакулы – это женщина подлая и коварная, совершающая дурные поступки только ради собственной выгоды. Солоха одинока, но надеется встретить своего мужчину, поэтому она так приветлива

Еще в прошлом веке родственные семьи жили недалеко или же непосредственно вместе друг с другом. Наши бабушки и дедушки не имели возможности получить или купить отдельное жилье и вынуждены были жить вместе

Замысел комедии «Горе от ума» и комедийная традиция

Замысел комедии «Горе от ума» и комедийная традиция

Во времена Грибоедова на русской сцене господствовали два вида комедий: «легкая комедия» и «комедия нравов». Первая не ставила перед собой цель исправлять нравы, вторая делала такие попытки. Перед началом спектаклей или между актами, в дополнение к основной пьесе зрителей развлекали интермедиями, в которых разыгрывали сцены в духе водевилей. Иногда на театре водевили игрались в качестве самостоятельных произведений.

В некоторых списках комедии «Горе от ума» был предпослан эпиграф чисто водевильного свойства:

Определила так сама:

Всем глупым счастье от бездумья,

Всем умным – горе от ума.

Замысел комедии с самого начала включал сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и с водевилем. Выражение «горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось водевильного шаловливого оттенка, и его смысл стал более серьезным, более драматичным. Но в окончательном заглавии комедии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. В раннем названии – «Горе уму» подразумевалось, что основным «героем» был просветительский разум, и оно несло гораздо больше философского смысла, намекая на крушение просветительского разума. Чацкий в комедии – носитель отвлеченного ума, его сценический инструмент. Выражение «горе от ума» более связано, по замыслу Грибоедова, с индивидуальным лицом, с Чацким.

В новом заглавии Грибоедов подчеркнул, что Чацкий – главный герой, а ум – одно из его свойств, качеств, определяющее содержание личности и характера. В дальнейшей истории смысл названия «Горе от ума» относили уже не только к Чацкому, но и к автору, самому Грибоедову. Название стало символическим, потому в нем выразилось положение просвещенного и либерального дворянского интеллигента в 1-й четверти XIX в. Многие русские люди того времени могли сказать о себе, что они испытали горе от ума, и не раз сетовали на это обстоятельство. В названии комедии слышались и критика просветительского разума, и праведная досада человека романтической эпохи, не понимаемого обществом. В новом названии комедии есть легкость, но нет шаловливости. Оно удерживает серьезность и драматизм. И главное – в нем заострена парадоксальность: естественно, если причиной горя выступает глупость, но совершенно противоестественно, если причиной этому становится ум.

В окончательном заглавии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. Это значит, что Грибоедов избегал излишней нравоучительности и не питал надежды на возможность исправления пороков комедийным действием и словом. Но драматург изменяет отношение и к легкой, светской, развлекательной комедии. Он устраняет из нее легковесность содержания и сохраняет непринужденный, изящный, эпиграмматический и афористический стиль, живость диалогов и остроту реплик.

Таким образом, Грибоедов воспользовался и комедией нравов, и легкой, светской, развлекательной комедией. Однако ни та, ни другая не могли ему помочь в освещении общественно значимого замысла.

Для воссоздания общественного конфликта Грибоедову понадобилась традиция «высокой» комедии, восходящая к Аристофану, а в новое время – к Мольеру. Как отметил Пушкин, «высокая» комедия близка трагедии, хотя и лишена обязательной для трагедии неумолимой роковой предначертанности судьбы.

Комедия «Горе от ума», содержанием которой стали большие общественные проблемы, написана в традициях жанра «высокой» комедии. Но общественные проблемы составили лишь одну линию конфликта. Другая связана с любовной интригой, и потому жанр «высокой» комедии нуждался в «прививке» комедии нравов и «легкой» комедии.

И те, и другие комедии различались также по форме организации действия. Если конфликт был обусловлен характерами, то такая комедия принадлежала к комедии характеров. Если же конфликт вытекал из положений, в которых оказывались действующие лица, то такая комедия называлась комедией положений. Пример типичной комедии характеров – «Ревизор» Гоголя, а комедии положений – «Стакан воды» французского драматурга Э. Скриба. Конечно, драматурги часто сочетали комедию положений с комедией характеров. В «Горе от ума» есть множество комедийных положений: слов Чацкого не слышит Фамусов, заткнув уши; падает в обморок Софья, услышав о падении Молчалина с лошади, и т. д.). Но в целом «Горе от ума» – комедия характеров, и ее действие развивается из противоречий, связанных с характерами персонажей.

В истории драматургии различались также театр действия (пьесы, более предназначенные для сцены) и «театр слова» (пьесы, более пригодные для чтения). Грибоедов добивался в «Горе от ума» согласия, гармонии между ними, но достичь их в полной мере ему не удалось. Монологи Чацкого обращены к партнерам не содержательно, а только диалогической внешностью[75]. Чацкий обращает содержание диалогов и реплик к нам, зрителям, потому что трудно поверить, будто он надеется вразумить Фамусова, Молчалина, Скалозуба или Репетилова. Монолог по своему месту в сцене двоится: содержательно он обращен к зрителям, формально – к собеседнику. Поэтому каждый монолог Чацкого может рассматриваться не только неотъемлемой частью комедийной сцены, но и независимым от нее, вполне самостоятельным лирическим произведением. Наконец, в монологах Чацкого есть значительная доля авторского присутствия, авторской лирики. Их патетика характеризуется личной страстностью не только героя, но и автора. В этих монологах совмещены пышное красноречие, ораторский талант героя, его неравнодушная натура и одновременно голос автора. Стремясь мотивировать монологи Чацкого его характером, Грибоедов смягчал резонерскую, моралистическую, «учительскую» роль Чацкого.

Помимо комедийных, в создании «Горе от ума» заметно участие и других жанров: гражданской оды, близкой к ней обличительной сатиры. Монологи Чацкого, а отчасти и Фамусова – это своеобразные либо похвальные, либо сатирические оды, исполненные гнева и ярости. Конечно, похвалы Фамусова старым нравам выглядят иронично, но сам герой, произнося их, испытывает неподдельный пафос и нисколько не сомневается в правоте своей патетики.

Кроме «высоких» жанровых форм, легко заметить в «Горе от ума» и «низкие»: эпиграмму на явление или «на лицо», пародию на балладу, на сентиментальные сюжеты и язык. При этом «высокая» комедия мольеровского типа включала публицистику, нравоописание, любовно-психологическую драму, лирическую стихию.

С давних пор у комедийных персонажей имелся устойчивый набор комедийных ситуаций, которые авторы варьировали. Со временем сложились легкоузнаваемые и неизменные черты, которыми обладали театральные сценические маски, называемые амплуа. Некоторые актеры исполняли роли (амплуа) первых любовников, другие – добродетельных, но легковерных отцов, третьи – резонеров, насмешливо относящихся к глупостям персонажей и выражающих интересы автора, которые разделяют и зрители. Среди таких постоянных масок, театральных амплуа, была распространена роль служанки, наперсницы госпожи, или, по-театральному, субретки. Черты ее легко угадываются в Лизе, служанке Софьи. Не менее распространено было и амплуа первого любовника. Его роль отведена в комедии Молчалину, но осложнена тем, что совмещена с амплуа глупого любовника. А на маску ложного жениха у Грибоедова претендуют сразу три персонажа: Чацкий, Скалозуб и отчасти Молчалин. Роль ветреной дочери и главной героини играет Софья, а легковерного, но далеко не добродетельного отца – Фамусов. Чацкий напоминает сразу несколько сценических масок, несколько театральных амплуа.

Помимо амплуа злого умника, говоруна, ложного жениха, Чацкий выступает и в роли героя-резонера. Ему доверено в комедии быть рупором авторских идей и насмешливым судьей персонажей. Герой-резонер обычно выведен за пределы комического действия. Над ним по неписаным комедийным правилам запрещено смеяться. Потешаться над персонажами, учить или обличать их может только он. Обычно герой-резонер доносит до зрителя авторские идеи о государственном устройстве или проекты достижения общего блага. Стародум у Фонвизина – классический образец резонера – государственный муж и мудрый учитель жизни, наставник всех положительных персонажей, а через них – зрителей.

Итак, каждый персонаж вмещает различные амплуа, а Чацкий даже четыре: злого умника, говоруна, ложного жениха и героя-резонера. Грибоедов сопрягает разные маски в одном образе. И эта комбинация разных амплуа, порой противоречащих друг другу, создает особых героев, непохожих на персонажей прежних комедий. Такая непохожесть усиливается благодаря своеобразию национально-исторического содержания комедии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Презентация на тему «История создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

История создания комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым.

В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.

Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году, когда он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему.

Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили.

Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.

Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума».

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 г., а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 г. в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 г. были опубликованы отрывки в альманахе «Русская Талия».

Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. В истории создания комедии «Горе от ума» Грибоедова известны даже случаи вставки инородных фрагментов в текст пьесы переписчиками.

А.С. Пушкин уже в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину…». Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 г. Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума».

Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 г.

История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой Чацкого, который оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени.

Однако как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян.

Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.

Читайте также:  Сочинение по произведению Старый гений Лескова
Ссылка на основную публикацию