Нравы запорожской сечи в повести Тарас Бульба Гоголя

Конспект урока с презентацией по литературе на тему “Нравы и обычаи Запорожской сечи” по повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Цель урока познакомить учащихся с Запорожской Сечью, ее историей и обычаями.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_7_klasse.rar2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7классе на тему «Нравы и обычаи Запорожской сечи»

Эпиграф к уроку:

Так вот она Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество на всю Украйну!

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

Цель урока : познакомить учащихся с Запорожской Сечью, ее историей и обычаями.

1. Обучающая: обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.

2. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.

3. Воспитательная: воспитание в детях патриотизма, любви к своей Родине.

  • Иллюстрации к повести «Тарас Бульба»
  • Репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • Толковый словарь С.И.Ожегова и «Словарь В.И.Даля».
  • Проектор, компьютер
  • Словарная работа (со словарями)
  • Экскурсия по Запорожской Сечи и мультимедийная презентация (слайды)
  • Групповая работа по заданиям учителя
  • Выразительное чтение текста и работа с цитатами
  • Беседа по содержанию текста
  • Работа по развитию речи (монологическая речь, письменные высказывания)
  • Индивидуальные задания (рассказ о художнике.)

I. Организационный момент.

II. Этап мотивации и целеполагания.

Вступительное слово учителя: Прочитайте внимательно тему урока и эпиграф к нему.

  • Как вы думаете, о чем будет наш урок? Что нам предстоит узнать на уроке?
  • Какие главные слова в теме урока?
  • А как вы понимаете значение этих слов – нравы, обычаи ?

А теперь сравните свои ответы с тем, как определяется значение этих слов в толковом словаре?

(Рассказ группы «лингвистов» о значении предложенных слов.)

Итак, сегодня нам предстоит большая и важная работа, в процессе которой мы должны будем выяснить, какое значение имела Запорожская Сечь в воспитании различных качеств этих гордых и крепких, как львы, людях, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. А для этого нам нужно узнать, каков был жизненный уклад этой казачьей вольницы, какие законы существовали здесь. В результате нашего разговора мы должны прийти к выводу, в чем важность данной темы в наше время.

Учитель. Мы продолжаем работу над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема сегодняшнего урока – «Нравы и обычаи Запорожской Сечи». Вы сможете лучше себе представить, как жили запорожские казаки, чем занимались, как отдыхали, а самое главное – что дало возможность Гоголю сказать вот такие восхищенные слова о Сечи: (Чтение эпиграфа).

Итак, мы оставили наших героев в тот момент, когда они едут по приднепровской степи, приближаясь к Запорожской Сечи. Великолепно описание степи в отрывке, который вы должны были подготовить к выразительному чтению наизусть. Сейчас нам его прочитает…

1) Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?

(Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан).

2) Что подчеркивается словами «пустыня», «океан»?

(Огромные, неизмеримые пространства).

3) Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи? (Да).

4) Найдем предложение, в котором говорится об этом.

(«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).

Какие художественные средства используются здесь писателем?

5) Николая Васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описание степи?

(Голубой, синий, лиловый, желтый, белый)

6) А какие звуки можно услышать в степи?

(Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев)

7) Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи, в каких строчках?

(Чувствуем любование, восхищение писателя).

Выступление учащегося.1. Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, о причинах ее возникновения. Прослушайте сообщение группы «историков» и ответьте на вопрос: с какой целью была создана Запорожская Сечь?

Казачество на рубеже16 – 17 веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка. Основную часть казачества с его особым укладом жизни и военной организацией составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на недоступных днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. За днепровскими порогами и была создана Запорожская Сечь – своеобразная военная «республика» – запорожское войско.

Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки, которые подчинялись куренным атаманам, выборному кошевому. В особо ответственные моменты, когда принимались решения о походах, собиралась казацкая рада (совет). Молодые казаки получали здесь необходимую воинскую науку: нужно было владеть и саблей, и копьем, чтобы на скаку сразить врага, требовался меткий глаз, чтобы поразить цель, умение схватиться врукопашную или вести осаду, управлять челном.

Так были организованы казаки. А вот так они выглядели.

Демонстрируется картина Репина «Запорожцы…»

Учащиеся разглядывают картину, учитель обращает внимание на самые колоритные фигуры, предлагает включить творческое воображение.

Выступление учащегося.2. Тема героического, могучего плотью и духом народа стала определяющей и в творчестве великого русского художника Ильи Репина, автора картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», создающей яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.

А в мир репинской картины нас введут «искусствоведы», которые расскажут об исторической основе картины, ее композиции, основных образах:

Пожалуй, ни одна картина Ильи Ефимовича Репина не стала такой популярной уже в условиях царской России, как картина «Запорожцы». У каждого художника есть своя тема, которая проходит через все его творчество. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа. В «Запорожцах» Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник свое полотно. В основе картины – историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлет запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлесткий озорной ответ, полный юмора. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо. В центре – кошевой атаман Иван Сирко в папахе с сизой меховой опушкой. Хищный орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа, энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, – все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу, военачальник. Справа от атамана – необъятная фигура запорожца в красном жупане, в жгучей алой свитке, да в таких же шароварах. Он хохочет, ухватившись за живот, и кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доброе, по-детски наивное. А вот и виновник этого взрыва хохота. Слева, за столом сидит полуобнаженный силач. Все у него при себе, на поясе: тут и украшенная затейливым орнаментом баклага с вином, и боевой топор, и даже ложка торчит. Это ему принадлежит та сочная шутка, которая пришлась по душе его товарищам.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплоченную группу людей, единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского «Тараса Бульбы»: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей». И то, что рамки картины произвольно срезаны, создает впечатление, будто и за пределами холста продолжается красочная, бурная жизнь запорожского коша. Это впечатление усиливает прокопченная дымом костров даль, в которой угадываются бесчисленные казацкие курени, кони, люди, обозы… Раскрывая идейную суть своей картины, Репин писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»

Самая важная и сильная сторона картины в органическом сплаве идеи свободолюбия с показом этой идеи через обыденные, земные образы и детали, точно рисующие казацкий быт и характер.

  • Кого из героев повести напоминают запорожцы на картине?
  • Что сумел выхватить художник из гоголевского произведения?

Рассмотрите картину А. Бубнова «Тарас Бульба и его сыновья в степи». Какой момент в повести может проиллюстрировать эта картина?

Ученик: На этой картине изображен главный герой – Тарас Бульба и его сыновья. Они едут в Запорожскую Сечь.

Учитель: Чем непривычна и необычна картина?

Ученик: В центре картины – казаки. Они привлекают наше внимание своими фигурами – крепкими, ладными. Центральная фигура – Тарас Бульба. Это пожилой казак на могучем коне черной масти. Одет в традиционную одежду казака яркой, броской расцветки. Он вооружен. Рядом с ним – фигура Остапа. Он на рыжем коне, в темной одежде. В руке у него пика. Он готов в любой момент вступить в бой. Чуть в стороне – младший сын Тараса – Андрий. Он в более нарядной одежде, чем его старший брат. Видно какое-то щегольство в его манере одеваться. У него светлый конь. В руке у него пика, но она немного опущена, и кажется, что молодой казак о чем – то задумался, загрустил, потому и опустил свое оружие. Фигуры казаков кажутся заштрихованными, потому что на картине изображена степь летом – высокие пестрые травы, еще не выжженные солнцем. И художник показывает их высокими, чуть ли не в рост коней, и использует самые разные яркие краски: желтые, зеленые, оранжевые, красные. И над этой степью – светло-голубое, бескрайнее, безоблачное небо.

Учитель: Время действия повести Н.В.Гоголя – конкретное историческое время – XV – XVI века, в ее героях можно угадать черты «тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы…” А не напоминают ли вам эти фигуры на картине героев, существующих в русском народном творчестве?

Ученик: Гоголевские герои напоминают былинных богатырей. Они, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри, служат Родине, стоят на рубежах Русской земли и не допускают на нее врага, в сражениях с ним проявляют героизм и недюжинную силу.

Это был исторический комментарий. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту.

1) Какая картина предстала перед глазам путников, приблизившихся к Запорожской Сечи?

Пересказ эпизода «Запорожец на дороге».

2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание?

Пересказ эпизода «Поселение казаков».

3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова?

Ученики записывают 3 и 4 пункты плана.

Далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки.

Прослушивание фонограммы танца «Казачок».

Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца».

1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?

(Веселый, задорный, бешеный).

Запись пятого пункта плана.

2) Какое слова в характеристики танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра.

Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».

К сегодняшнему уроку вам было задано сделать выписки из текста повести.

Обсуждение выписок по темам «Занятие казаков», «Взаимоотношения казаков».

Запись шестого и седьмого пунктов плана.

Какие законы, запреты существовали в казачьей «республике»?Выступление подготовленного ученика «Экскурсия по Запорожской Сечи» (Приложение2)

Гоголь дает в повести три определения Запорожской Сечи: 1. «Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие , как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» (глава 2). 2. «Вся Сечь представляла собой необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой» (Глава 3). 3. «Эта странная республика была именно потребностью века». «Своевольная республика». (3 глава). Чем можно обосновать каждое из них?

VII. Работа по группам.

(Ученики работают по группам)

  1. Сечь названа Гоголем гнездом вольности, потому что она объединяет людей, для которых смысл жизни заключается в боях за свободу, их звали просторы, чистое поле да добрый конь. Они не привязаны к земле и семье, для них семья – казацкое товарищество и братство, за которое они готовы погибнуть. Это товарищество для них – воплощение родины. Поэтому без колебания они отдают за него свои жизни.
  2. Но казаки умеют не только сражаться, но их гульба тоже является признаком широкого размаха души. Между походами казаки пировали и веселились. Казалось, что это круг старых друзей, которые весело болтают, вспоминают прежние походы, Их рассказы смешны и никого не оставляют равнодушными. Ини любят танцевать, танцы веселы, заразительны, им казаки отдаются всей душой. Также они любят охотиться и скакать по степи. От всех занятий и развлечений веет удалью, бесшабашным весельем. Но эти промежутки между походами очень коротки.
  3. И в пиршестве, и в бою Запорожская Сечь остается республикой. Власть принадлежит выбранным на определенное время людям. Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень похожи на независимые республики. Куренного атамана называли батькой. У него были деньги всех казаков, одежда, харчи, топливо, Во главе республики стоял кошевой атаман, который выбирался казацкой радой. Каждый мог высказать свое мнение. Ему беспрекословно подчинялись только во время военных походов. А в другое время с ним могли спорить и не соглашаться. Не все идеально в этой республике, иногда поддается эмоциям, поэтому и называет Гоголь ее «странной, своевольной».

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» несколько раз экранизировали. Последняя экранизация повести была сделана кинокомпанией «АРК – Фильм» в 2009 г. Главную роль в фильме, роль Тараса Бульбы, сыграл выдающийся украинский актёр Богдан Ступка. Предлагаю завершить наш урок просмотром небольшого сюжета из этого фильма.

Просмотр первых кадров фильма: речь Тараса Бульбы о боевом товариществе казаков:

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе». С. 147

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися “Пов.

Организация урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, – сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр.

Урок литературы в 10 классе “Музыка в романе И.А.Гончарова “Обломов””. Конспект урока и презентация. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Приложение №1 – тест к уроку. Тест нужно распечатать. Прилож.

Материал содержит информацию о современных поэтах Печоры.

Конспект урока и презентация на тему “Быт и обычаи основных сословий ХVIII века” (история 7 класс).

Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были “Кладовая солнца” в шестом классе. На пе.

Открытый урок “Я буду рисовать Джамилю и Данияра (Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Образы главных героев.)”, 9 класс”(Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Обр.

На тему: Запорожская Сечь: ее нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь

Запорожская Сечь: ее нравы и обычаи

Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства.

Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как

Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы — Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по

Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно.

Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались.

В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими.

Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета.

Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

Дайджест:

Отражение эпохи в повести. Запорожская сечь как явление. по повести Тарас Бульба Николай Васильевич Гоголь написал повесть, в которой подробно описываются события, происходящие с казаками, их быт, традиции и задачи. Детство писателя проходило в этой местности, ему хорошо знакома просторная степь и. .

Быт и обычаи Запорожской Сечи в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь, удивительный общественный порядок, известный мировой науке как казацкая христианская республика, а запорожские казаки — боевая сила, сформированная на демократических должностях самим народом. Сечь была у всех на устах. .

На тему: Тарас Бульба — народный герой в повести Тарас Бульба, Гоголь Тарас Бульба — народный герой Повесть «Тарас Бульба» была написана в XIX веке и повторяла некоторые исторические события. В образе главного героя были представлены самые доблестные качества, присущие истинному казаку. .

На тему: Трагедия Тараса Бульбы в повести Тарас Бульба, Гоголь Трагедия Тараса Бульбы Повесть «Тарас Бульба» относится к разряду исторических и повествует события из жизни запорожских казаков. Центральным героем повести является старый казацкий полковник, атаман, удалой воин Тарас Бульба. Он. .

Тема сочинения Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба» Романтика казацкого быта и обычаев нашла свое отображение в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». По словам В. Белинского, Гоголь в повести «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в странном художественном. .

На тему: Две судьбы сыновей Тараса Бульбы в повести Тарас Бульба, Гоголь Две судьбы сыновей Тараса Бульбы Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» была написана в XIX веке и основывалась на исторических событиях прошлого. Центральными персонажами в произведении были два брата, два. .

На тему: Сыновья Тараса Бульбы: Остап и Андрий в повести Тарас Бульба, Гоголь Сыновья Тараса Бульбы: Остап и Андрий Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, являются центральными персонажами в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Это братья-герои, участвовавшие в освободительных сражениях за отчизну. .

Гоголь, Анализ произведения Тарас Бульба, План Анализ произведения Жанр произведения — историческая повесть, многоплановая, с большим количеством действующих лиц. В центре повествова­ния — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших. .

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. ГЛАВА V-VII. В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма? С помощью каких художественных средств раскрывается героическая личность Остапа? Най­дите в тексте сравнение, характеризующее его по­ведение в бою. Как оценили казаки мужество и доблесть Остапа? «Как плавающий в небе ястреб. .

Образ Остапа в повести «Тарас Бульба» Произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» позволяет читателю перенестись в давнее время, когда обычные люди боролись за свою счастливую, безоблачную жизнь. Они отстаивали свою свободу, чтобы спокойно растить детей, выращивать. .

Сюжет описание казачества по повести Тарас Бульба Взгляд Гоголя всегда был обращен в прошлое Украины. В этом моменте его интересует тот факт, когда нация, несмотря на внутренние конфликты, способна вдохновится одной идеей, каким-то общим историческим делом. Этим. .

На тему: НРАВЫ И ОБЫЧАИ БОЕВОГО ТОВАРИЩЕСТВА В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» мас­терски описаны нравы и обычаи славного запо­рожского казачества, этой «широкой, разгульной замашки русской природы». Возникло казачество в XV веке, когда «вся южная первобытная. .

Сечь — запорожская столица казачества Много написано песен, баллад, дум о запорожских казаках, так как были они ловкие, мужественные, смелые. Не раз защищали Украину от врагов, часто приходили на помощь невольникам. В боях и походах. .

Тарас Бульба — главный герой повести Тарас Бульба — герой одноименной повести Николая Гоголя. В литературных произведениях существуют главные герои и второстепенные персонажи. Но можно ли назвать Андрия и Остапа персонажами? Или эти три образа равнозначны. .

Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба» Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского. .

Фольклорные элементы в повести Гоголя «Тарас Бульба» Повесть — это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально‑освободительного движения украинского народа — Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня. .

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. План характеристики Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»? Как они связаны с содержанием всей. .

Характеристика героя Остап, Тарас Бульба, Гоголь Остап Остап — один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», старший сын казацкого полковника Тараса Бульбы, брат Андрия и просто храбрый воин. Остап вместе с братом окончил. .

Тарас Бульба — защитник народа Эпиграф: «Думаете, есть что-нибудь в мире, чего бы побоялся казак?» Н. Гоголь, «Тарас Бульба» В 1835 г. увидел мир сборник повестей Н. Гоголя «Миргород». Большинство произведений было посвящено изображению бесцветного. .

Три главных героя по повести Тарас Бульба Я прочитала повесть Н. В Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь — замечательный писатель, который любил и чувствовал свой народ и свою отчизну. Во всех своих произведениях он рассказывал читателям, что нужно. .

Гипербола как основной прием повести Гоголя «Тарас Бульба» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные. .

Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил. .

Образ Андрия в повести «Тарас Бульба» Очень ярко и достоверно Н. В. Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести «Тарас Бульба», младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях —. .

Образ Тараса Бульбы по повести Тарас Бульба Одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Описание событий, происходящих в этой повести, связаны с историческими действиями, происходившими на протяжении более двух веков. И все они объединяются. .

Кратко по главам повесть Тарас Бульба Старый казак Тарас Бульба встречает своих сыновей Остапа и Андрия, которые приехали домой после учебы в Киевской бурсе, насмехаясь над их свитками и поповскими подрясниками. Сыновья, потупив глаза, стоят молча. .

Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» В изображении Гоголя Запорожская Сечь, в свою очередь, не отделена от всего украинского народа. Запорожские казаки живут мыслями и желаниями всего народа. Они выступают зачинателями освободительной борьбы, В своих свободолюбивых. .

Краткое содержание Тарас Бульба Действие происходит в среде запорожских казаков. Старый казацкий полковник Тарас Бульба встречает своих сыновей, Остапа и Андрия, вернувшихся после выпуска из Киевской бурсы. Приезжают два дюжих здоровенных молодца, чьих лиц. .

Тарас Бульба — народный герой Эпиграф: «Нет у нас никого, равного ему в доблести! Раскрывая величие народного героя, прежде всего определите взаимоотношения героя и эпохи: «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни целого народа, целого. .

«Тарас Бульба» — сюжет, герои, проблематика Повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика Центральное место в сборнике «Миргород» Н. В. Гоголя за­нимает повесть «Тарас Бульба». Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за. .

Вопросы с ответами по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» Какому периоду истории Посвященная повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он захватывался народными героями — запорожскими казаками, которые в XVI-XVII столетиях. .

Повесть «Тарас Бульба», посвященная героической жизни народа Как произведение на историческую тему «Тарас Бульба» отличается рядом особенностей. Строгого документального соответствия изображаемого эпохе в нем нет. Нет среди персонажей и реальных исторических лиц, кроме упоминания о гетмане Потоцком. .

Чем Тараса не устраивала жизнь на сечи Легендарная Запорожская Сечь — это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство. .

На тему: БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ Комедия «Ревизор», написанная Николаем Василь­евичем Гоголем в 1835 году и поставленная впервые в 1836 году, отразила современную писателю действи­тельность — Россию первой половины XIX века. На сцене комедия шла с. .

Юность Богдана Хмельницкого С детских лет формировался характер будущего гетмана Украины. Рос он на глухом хуторе, среди Дикой степи. Жить здесь было опасно, так как в любой момент могли напасть враги. Чтобы выжить. .

Характеристика Тараса Бульбы План Запорожская Сечь «Нет уз сильнее товарищества» Бульба и сыновья В XIX веке на Руси было множество писателей хороших и разных, владеющих мастерством художественного слова. Среди них Николай Васильевич Гоголь. .

Традиции и обычаи русского народа: масленница, святки, Иван Купала, Ильин день Календарь. В повседневной жизни русского народа веками сохранялись языческие праздники и обряды, хранящие традиции древних культов плодородия и почитания предков. Некоторые из них известны и сегодня. В народном земледельческом календаре. .

На тему: Чичиков — это беда или надежда России? в поэме Мертвые души, Гоголь ­Чичиков — это беда или надежда России? В поэме «Мертвые души» Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии и в то же время со всеми ее недостатками. Создавая это. .

Обычаи и обряды ключ к пониманию души народа С рождения я живу на Украине, изучала украинский язык и литературу, много внимания при этом уделялось и культуре моей Родины, фольклору. Хоть я и получила множество новых знаний, всем сердцем. .

На тему: Что общего у Чичикова с другими героями? в поэме Мертвые души, Гоголь ­Что общего у Чичикова с другими героями? «Мертвые души» — одно из ярчайших произведений русской литературы, вершина художественного мастерства Н. В. Гоголя. Одна из главных тем, раскрытых автором — это. .

Обычаи Великобритании В Великобритании существуют очень необычные традиции. Одна из них — состязание городских глашатаев. Городские глашатаи со всех концов страны собираются в Хастингсе, Сассекс, в августе на Национальный турнир городских глашатаев. .

Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»

Столкновение Запорожской Сечи как представительницы всей Украины с панской Польшей Гоголь сводит не только к военным событиям. Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем — патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой. Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада. Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.

У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.

Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:

  • «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.

Законов на Сечи было мало. но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».

Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».

Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.

«Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.

Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того, что сам Гоголь родился и вырос на украинской земле.

Особое внимание автор уделял Запорожской Сечи. Следуя семейному приданию, Николай Васильевич был одним из потомков гетмана Запорожской Сечи. По мере того, как автор узнавал историю казацкой жизни, у него складывался образ о жителях Запорожской Сечи. Благодаря этому у него появилась история «Тарас Бульба», в которой рассказывается о существовании запорожских казаков в семнадцатом веке. В те времена обитатели Запорожской Сечи живут по своим очень строгим, можно сказать суровым, правилам. Все кто нарушал эти правила, очень жестоко наказывались.

Главное место в своей повести автор отвел казаку, который любит свободу, полковнику – Тарасу Бульбе. Он непоколебимо верит в то, что самая лучшая наука для молодых людей – это Запорожская Сечь. В нее входили отдельные независимые курения.

Главой каждого курения был куренной атаман. В его руках было все: деньги, еда, одеяние и т.д. Простые казаки у себя ничего не хранили, все отдавалось куренному атаману на хранение. Главой казацкого войска был кошевой – выборный старшина.

Читая произведение «Тарас Бульба» перед читателем возникает Запорожская Сечь, как олицетворение мечтаний о независимой жизни украинского народа. На протяжении всего повествования Николай Васильевич прославляет нравы казаков. Он восхищается их строгими, но в то же время беспристрастными законами Запорожской Сечи. В произведении автор посвящает нас в законы и обычаи Сечи, какими бы суровыми они не были.

Примером этому являются родные дети Тараса Бульбы – Остап и Андрей. Гоголь показывает как Остап хоть и молод, но он очень хороший казак, несмотря на свой возраст, он стал куренным атаманом. А вот Андрей полная противоположность Остапу, он стал предателем и перешел на сторону врага. Отец не может простить это даже своему родному сыну, он собственноручно убивает его. Ведь самое страшное для казака – это предательство. Сам Тарас идет на выручку своих товарищей с плена – погибает.

В своем произведении писатель показал тяжелую жизнь запорожских казаков. Для них важна доблестная преданность родной земле.

Вариант 2

Для написания повести Н. В. Гоголь собрал много исторических материалов в виде народных летописей, песен и преданий. В книге автор больше всего написал о битве запорожцев с захватчиками. Героизм, воинская доблесть и вера и любовь к родине привлекает особое внимание каждого читателя.

Книга «Тарас Бульба» – самое совершенное произведение Н. В. Гоголя. В книге автор описывает борьбу украинцев за национальное освобождение.

Все действия разворачиваются в Запорожской сечи. В сечи казаки являются боевой силой, которую образовали сами жители. Во времена украинской битвы о степи знал каждый христианин. Запорожская сечь была родиной казаков, которая спасала каждого храбреца от позора. Запорожцы любили свободу и выступали против рабства и заточения. В повести «Тарас Бульба» автор описывает обычаи и жизнь Запорожской сечи. В свободолюбивой стране проводились битвы за независимость. Кроме битв в степи жители добывали уголь и руду, пасли стада волов и коней. Также в степи жители занимались изготовлением лодок.

По размерам сечь делилась на 60 курени. Каждая из них являлась маленькой страной. Казаки Запорожской сечи ходили в дорогих убранствах и с саблей в руках. В республике поддерживались суровые законы и обычаи, на которые должны подчиняться все казаки. Тех, кто не подчинялся христианским заповедям, казаки применяли особое наказание. Воров забивали дубинкой, а должников привязывали к столбу и закидывали камнями. Самое страшное наказание получали убийцы путем погребения заживо вместе с убитым человеком. Казаки сечи вели вольную жизнь. Они участвовали в битве, свободное время они пили и гуляли. Самое жестокое наказание применялось на тех, кто нарушал первый закон верности родине и вере. За измену, предателей ждала смерть от руки собственных отцов.

Герой Тарас Бульба отправил в сечь своих сыновей для обучения и верил, что они станут настоящими казаками – храбрецами. Жесткое обучение в Запорожской степи формировало суровый характер и волю, силу духа. Казаки приобретали военную сноровку, знали свой долг и хранили верность родине. Храбрецы обучались прямо во время кровавой битвы.

Период Запорожской сечи положил начало развитию национального менталитета украинцев, для которых воспитание и закаливание характера считается достоинством.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

Человек возомнил себя венцом эволюции и теперь платит за это. Сейчас люди поняли, как важно использование альтернативной энергии для их жизни. А используется ли она в России?

Ответственность – это характерная черта сформировавшейся личности. Если человек совершает поступки, а за их последствия отвечать не собирается, не отдает отчет в своих действиях, его сложно назвать достойной личностью и с ним лучше не иметь дел.

Сочинения про Профессии

Уважение – это почтительное отношение к окружающим людям, особенно старшим. Каждый под данным выражением представляет что-то своё. Сверстники, например, могут думать, что уважение заключается в слепом

Пушкин Александр Сергеевич – великий поэт и писатель не только реализма, который он, кстати, любил за то, что в рамках этого направления можно писать правду, а правду Александр Сергеевич ценил больше всего

–>ГАУАО ПЦССУ “Доверие” –>

Урок по литературе: “Запорожская Сечь” на страницах повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба. Её нравы и обычаи “

Тюрина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы.

  • познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;
  • проверить знание учащимися текста произведения;
  • развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение.
  • воспитывать в детях патриотизм, любовь к своей Родине.
  • презентация к уроку;
  • репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
  • толковый словарь С.И.Ожегова.
  • Засеки – укрепления из поваленных деревьев.
  • Брань – битва, сражение
  • Закон – правила
  • Курень – селение
  • Атаман – предводитель войска
  • Кошевой – предводитель стана
  • Гетман – главнокомандующим казацким войском
  • Рада – военный совет

Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести». Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ. На этот вопрос необходимо дать ответ. Для этого мы отправимся туда на экскурсию, поработаем с текстом и словарями. В конце урока вы дадите ответ на этот вопрос. (1 слайд)

v Работа в тетради.

Запишите тему урока и эпиграф. (2слайд)

Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие , как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну.

– Как вы поняли значение слов: гнездо, львы, воля?

Гнездо , так как здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки.

v Экскурсия по Запорожской Сечи.

v Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.

v Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи»

Рассказ экскурсовода и показ слайдов.

1. В 15-17 веке Украина вела освободительную войну с поляками, турками и татарами. Эту борьбу возглавляло казачество. Казаками назывались вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его законам. Нередко ими становились беглые крепостные. Центром казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что находилась за днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). «Общий вид Запорожской Сечи» (3слайд)

2.Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд(4 слайд)

Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.

1. Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)
2. Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)
3. Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)

Вывод: Запорожская Сечь находилась на территории бесконечной вольной прекрасной степи. По временам только в стороне синели верхушки отдалённого леса, тянувшегося по берегам Днепра. Сечь располагалась на острове Хортица. Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.Сечь состояла из шести – десяти куреней (селения), которые были похожие на отдельные, независимые республики.

2. « Уклад жизни и занятия казаков».(5 слайд )

Работа с текстом.

1) Что увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожцы;

тесные улочки)
2) Чтение текста от слов « Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»

Вывод: Вся Сечь представляла необыкновенное явление. В мирное время казаки уходили пахать, занимались кузнечным.слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Но стоило прозвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага. Вся жизнь казаков проходила в походах и битвах. Всё это нашло отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, а позднее на картинах художников.

(6 слайд «вооружение казаков»)

3. Рассмотрим репродукцию картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». (слайд 7)

· Я думаю, что рассказ экскурсовода и репродукция картины И.Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.

· Обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.

· Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник восхищался образами запорожских казаков. «Ну и народец же. Голова кругом идет от их гаму и шуму, с ними нельзя расстаться – веселый народ. Чертовский народ!» – говорил Репин. И недаром про них Гоголь писал: «Все это правда. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, никому не подчинилось».
Художник работал над картиной тринадцать лет. Он долго собирает материал о казаках на Украине. Зимой 1887-1888г. пишет «Запорожцев…». Но впечатления потускнели; предметов из быта много, а вот с портретами трудно. Репин двенадцать лет собирал типажи: он искал их в столицах, выезжал за натурой в Запорожье. Папки с эскизами пухли, но картина не оживала.
Наконец историк Яворницкий посоветовал художнику съездить на Кубань, туда, где жили потомки возможных прототипов картины – казаков Чертомлыкской Сечи. 9 мая с 11-летним сыном Юрием Репин выехал из Петербурга на Кубань: 6 июня Илья Ефимович приехал в «богоспасаемый град Екатеринодар». Встретили его приветливо, а войсковое начальство снабдило его «всякими открытыми листами на случай недоверия со стороны степных казаков». И 9 июня поехал в ближайшую казачью станицу – Пашковскую. Художник остановился в общественной гостинице – в доме казака Сотниченко. Рядом был духан, где за чаркой горилки собирались служилые пластуны и вели долгие, горячие беседы и споры. Среди них было много известных казаков – Георгиевских кавалеров, участников Крымской войны, заслуживших честь и славу в борьбе с врагами. Там-то и нашлись типажи для картины, своими чубами, усами и повадками околдовавшие художника: Парамон Белый, Антон Архипенко, Василий Олешко, Иван Шрамко, Демьян Онищенко, Макар Семак, Прокофий Лебедев и другие. (Фото казаков, слайд №8)

· В Пашковской Репин пробыл чуть больше недели, обошёл буквально все дворы, подружился с простодушными казаками, сделал несколько сот этюдов, а «…16 июня выехал по железной дороге в Россию». В столице картина была завершена.

· В основе сюжета лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорное письмо.
4.
Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняли свой знаменитый ответ. Художник тоже казак, потомок запорожцев. На картине мы видим удивленного здоровяка с перевязанной головой – его Репин писал с себя.
В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю. (Слайд 9)

Строгие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью

• Можно ли составить представление о характере запорожцев, изображенных на этой картине?

· Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

· О чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

· • Можно ли сказать, что на этой картине отражена одна из заповедей запорожцев?

· Как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)

5.Каковы обычаи и законы Запорожской Сечи?

– За что больше всего наказывали на Сечи? Подтвердите свои ответы текстом повести.

Вывод: В Сечи были своя управа и законы, которые казались иногда слишком строгими. Если казак проворовался, украл какую – нибудь безделицу, это считалось поношением всему казачеству: его, как бесчестного привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть. Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен он был сидеть до тех пор, пока кто – нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг. Казнь за смертоубийство была страшна вырывали яму, опускали туда живого убийцу сверх него ставили гроб с им убиенного, и потом обоих засыпали землёй.

Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства и карает тех, кто нарушает законы.

Какие черты привлекают в казаках? (ответы детей)

Казаки были хранителями веры. Умирая, радовались, что постояли за землю Русскую и за веру.

Вывод: Какая же она Запорожская Сечь? (Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.(слайд 10)

Нравы запорожской сечи в повести Тарас Бульба Гоголя

Вопросы истории( ru_history ) wrote:
(http://community.livejournal.com/ru_history/1738130.html)
[ 400×236 1276.581 Kb ]
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. По случаю этого события скоро выходит фильм Тарас Бульба, который, как утверждают создатели, снят не только близко к тексту произведения Гоголя, но и создан согласно исторической правде.
В связи с этим, мне захотелось узнать, какие нравы господствовали в Запорожской Сечи.

И начну я с одного очень известного благодаря картине Ильи Репина исторического факта. Все мы помним картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина написана на основе реального события, которое, правда, неизвестно когда точно произошло, и неизвестно какому именно турецкому султану было послано это письмо. Потому существует несколько вариантов текста письма, предложенный ниже считается каноническим (приводится по выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, послание относится к концу XVII века).

Письмо турецкого султана к казакам
«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мухаммед IV.»

Ответ Запорожцев Магомету IV-му (русский перевод, осторожно ненормативная лексика)
«Запорожские казаки турецкому султану!
Ты — шайтан турецкий, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люципера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, коли голою жопой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распроёб твою мать.
Вавилонский ты кухарь, Македонский колесник, Иерусалимский хвастун, Александрийский козлоёб, Великого и Малого Египта свинопас, Армянская свинья, Подолянская злодиюка, Татарский колчан, Каменецкий палач, и всего света и под-света придурок, а для нашего Бога — дурень, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свинячья морда, лошадиная жопа, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою ёб!
Вот так тебе запорожцы отвечают, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским»

Суровые были ребята и не без чувства юмора. А вот несколько фактов об укладе жизни на Сечи:

О нравах и занятиях
Главным занятием в сечи была охота и рыбная ловля. Жили запорожцы первое время в Сечи вместе. Каждый курень имел своё помещение, являющее собой сплетенный из хвороста шалаш с накинутыми сверху лошадиными шкурами. В куренях велось общее хозяйство. Обычной пищей были соломаха – ржаное квашенное тесто; тетеря – похлёбка из ржаной муки; щерба – рыбная похлёбка. Порядки в Сечи были достаточно суровы: воровство, разбой, насилие в мирных христианских селениях карались смертью. Ссора между товарищами была под запретом и каралась плетью. Такие порядки просуществовали в Сечи около двух веков.

Испытания при отборе
Казаком мог стать любой православный мужчина. Независимо от расы и социального положения. Главное условие: хочешь стать рыцарем славного войска Запорожского – одолей испытания. Вот одно из них: парня связывали веревкой, бросали с покатой скалы и пока он катился вниз, должен был развязаться, или укрепят, например, доску между двух скал, а ты пройди по ней. И не просто так, а с завязанными глазами. Оступишься – внизу поймают. Но к себе уже не пустят. Иди, тренируйся, мол. Придешь через год. Зато, если все выдержишь – пожалуйста, присоединяйся. Только без женщин и детей – им на Сечь дорога была закрыта.

Собственность Казаков
В современном понимании, Запорожское Войско было республикой, а кошевой атаман президентом. Только не обычной республикой была Запорожская Сечь, так как в республике всякий имеет свое собственное хозяйство, на Сечи же хозяйство было только сечевое и куренное, отдельные же запорожские казаки не должны были иметь никакого хозяйства и имущества. Собственностью запорожцев был только конь, оружие, одежда и деньги, и только в более поздние времена запорожская старшина начала заводить свое хозяйство.

Организация быта
О том, чем кормить общество, должны были заботиться куренные атаманы. Средства и всякие припасы Войско Запорожское добывало преимущественно на своих вольностях. На том же новогоднем собрании все вольности расписывались на 38 бумагах так, чтобы во всякой части более-менее одинаково было земельного и водного добра. На глазах всего общества военный писарь скручивал эти бумажки (лясы или жребии) и клал их в свою шапку, а потом, хорошо потрусив, давал куренным атаманам извлекать лясы с шапки. Какому куреню какие вольности приходились, теми он и должен пользоваться весь год.
Состоя под верховною протекцией сперва польского, потом русского правительства, временно под покровительством крымского хана, запорожские козаки во все время своего исторического существования управлялись собственным, обыкновенно ежегодно сменявшимся и непременно неженатым начальством.

Читайте также:  Образ и характеристика Отца художника в Портрете Гоголя сочинение
Ссылка на основную публикацию
[ –>Скачать с сервера (1.91 Mb) ]25.03.2013, 16:48