Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе Толстого Война и мир

Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе “Война и мир” в цитатах: описание внешности и характера (Мари Болконская)

Княжна Марья и
Андрей Болконский.
Художник А. Николаев

Княжна Марья Болконская (Мари) в романе “Война и мир” – это одна из центральных героинь произведения.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе “Война и мир”: описание внешности, личности и характера в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”

Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе “Война и мир” Толстого

“. богатой и знатной девице. ”
“. Возьмут за связи, за богатство. “

Марья – дочь богатого влиятельного князя Николая Болконского:
“. Отец очень богат и скуп. ”

Княжна Марья – родная сестра Андрея Болконского:
“. У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова. “

Внешность Княжны Марьи Болконской


Описание внешности княжны Марьи :
“. некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. “

Княжна Марья – некрасивая девушка:
“. к злому старику и к богатой уродливой наследнице. ”
“..«La pauvre fille! Elle est diablement laide*», – думал про нее Анатоль. ”

“. Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны. ”
“. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею. ”
“. несмотря на некрасивость всего лица. ”
“. а ей уродовать себя нечего – и так дурна. ”
“. делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым . “

У княжны Марьи прекрасные, большие и лучистые глаза:
“. в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть. ”
“. взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея. ”
“. Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. ”
“. Княжна Марья с заплаканными прекрасными глазами, все еще смотрела в дверь. “

У княжны Марьи тяжелая походка:

“. тяжелые ступни княжны Марьи . ”
“. тяжело ступая, перешла к столу. ”
“. Это были тяжелые шаги княжны Марьи. ”
“. она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки. ”
“. княжна Марья, своими тяжелыми мягкими шагами подбегая к невестке. “

Княжна Марья – неловкая, неграциозная девушка:
“. И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. ”
“. сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали. “

Личность и характер княжны Марьи Болконской

Марья получила домашнее образование. Отец сам обучал ее математике:
“. математика и мои уроки геометрии. “

Княжна Марья – особенная, прелестная девушка:
“. Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна. ”
“. все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо. “

Княжна Марья – очень чистая, невинная девушка:
“. Но вы презираете меня, вы, столь чистая, должны презирать меня, вы никогда не поймете этого увлечения страсти. “

Княжна Марья – добрая девушка:
“. Я все сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. “

Княжна Марья – кроткая, спокойная девушка:
“. в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила . ” (Жюли о Мари)
“. с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. “

Княжна Марья – робкая девушка:
“. Княжна робко потянула за дверь . ”

Княжна Марья ценит в людях их душевные качества прежде всего:
“. прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях. ” (Мари о себе)

Княжна Марья не любит порядок:
“. села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен. ” (о порядке в доме)

Старый князь Болконский и
княжна Марья.
Художник В. Серов

Княжна Марья всю жизнь живет в деревне. Ей нравится деревенская жизнь:
“. Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною. ” (Андрей Болконский сестре Марье)
“. Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. “

Княжна Марья воспитывает своего племянника Николеньку (сына Андрея Болконского):
“. княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. ”
“. Николушка и его воспитание, André и религия были утешениями и радостями княжны Марьи. “

Княжна Марья помогает “божьим людям” – бездомным странникам:
“. Это Машины божьи люди. ”
“. этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю. ”
“. Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. ”

Княжна Марья знает Пьера Безухова с детства:
“. о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. “

Это была цитатная характеристика и образ княжны Марьи Болконской (Мари) в романе “Война и мир” Толстого: описание внешности, характера и личности героини.

Характеристика и образ княжны Марьи Болконской в романе Война и мир Толстого сочинение

Одним из важнейших героев романа Л.Н. Толстого- княжна Марья Болконская. Девушка, выросшая в деревне и не знающая светских забав, влюбляет в себя читателя благодаря таким чертам характера как доброта, наивность, мечтательность и склонность к самопожертвованию.

Княжна Марья живет безвыездно вместе со своим отцом Николаем Андреевичем Болконским в имении Лысые Горы. Князь – человек непростой, грубый, педантичный со строптивым и почти невыносимым характером, к тому же любящий поворчать и позанудствовать. Свою дочь он вечно ругает, придирается, всячески оскорбляет.

Автор описывает княжну как несимпатичную девушку с худым лицом и тщедушным телом. Но далее перед нами предстает совершенно иной образ, в котором особое внимание писатель уделяет глазам девушки – таким чистым, глубоким, излучающим теплый свет ее чистой души. Таким образом, красота духовная, отражающаяся в ее взгляде, делала княжну Марью удивительно привлекательной.

Образ княжны олицетворяет собой нравственный, цельный, совершенный человеческий тип. Подобно всем другим женским персонажам, Марья на подсознательном уровне все время находится в ожидании настоящей любви и семейного счастья.

Княжна отличается своей безмерной романтичностью и любовью к окружающим. Эта девушка очень умна и религиозна. Она смиренно переносит безумные выходки своего батюшки, все его бесконечные издевки и унижения, потому что любит его всем сердцем и душой. Она любит всех людей, которые ее окружают, и даже тех, кто когда-то предал ее или причинил боль. И на всех, кто находится с ней рядом, будто нисходит вся теплота и любовь к ближнему, что наполняют душу княжны Марьи. Она делает людей лучше, добрее, они словно растворяются в ней, подчиняясь этой необъяснимой духовной силе молодой женщины.

Писатель создает для своей героини удивительную судьбу, в которой оказываются воплощены самые заветные мечты провинциальной девушки. Жизнь Марьи не была простой. Помимо сложных отношений с отцом, судьба заставила ее пережить предательство и потерю близких людей, плен и чудесное освобождение, подаренное ее будущим мужем Николаем Ростовым. Молодые люди проникаются друг к другу нежными чувствами, а в дальнейшем их ожидает свадьба и счастливая семейная жизнь.

Несмотря на романтическую свою натуру, княжна Марья, отнюдь не теряет ощущения реальности и сохраняет способность трезво оценивать ситуацию. Религиозность этой девушки вытекает не столько из воспитания, а сколько из нравственного убеждения, ее добросердечного отношения к миру, ее открытости, искренности и великодушия.

Образ княжны Марьи наполнен трепетом, человеческой привлекательностью и теплотой. Наблюдая события жизни этой героини, читатель не может остаться равнодушным, искренне переживая за Марью.

Сочинение про княжну Марью Болконскую

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» пишет о многих девушках. Образ Марьи Болконской не стал исключением.

Толстой описывает тяжелую жизнь девушки. Княжна Марья росла без матери, и это наложило на нее определенный отпечаток. Девушка никогда не ощущала на себе материнской любви и лишь могла себе это представить.

Марью Болконскую и ее брата воспитывал отец. Николай Андреевич был очень сложным человеком. Княжна Марья воспитывалась в жестких условиях. Ее отец Николай считал, что детей стоит держать в ежовых рукавицах. Марье сильно доставалось от отца. Николай Андреевич очень унижал свою дочь. Несмотря на все унижения и оскорбления Марья выросла очень доброй девушкой. Она относилась ко всем хорошо. Даже когда отец ее обижал, она безумно его любила. К брату Андрею она тоже относилась тепло и нежно.

Росла Марья Болконская в деревне и большим количеством друзей похвастаться не могла. Суровое воспитание отца, который приучал Болконскую к точным наукам, помогло Марьи вырасти умной девушкой. Княжна была всегда чем-то занята, ведь Николай считал, что негоже девушке шляться по светским вечерам. О многих развлечениях Болконская даже не подозревала. У Марьи Николаевны была подруга по переписке Жюли Карагина. С остальными у нее отношения как-то не складывались. Наташа Ростова не хотела дружить с девушкой. Продлилось это недолго, через некоторое время все изменилось. Когда Андрей Болконский получил ранение, две девушки ухаживали за ним. Всю свою теплоту и любовь они дарили Болконскому. Постепенно девушки сдружились и поменяли друг к другу отношение.

Внешность княжны Марьи Болконской была незаурядной. Девушка была очень худой, а тело слабым. Во внешности Марьи выделялись большие глаза. Они были наполнены грустью и печалью, но в то же время очень красивыми. Многие не обращали на ее тело никакого внимания, взглянув в ее глаза один раз. Несмотря на то, что веселья в их доме особо не было, девушка бала очень жизнерадостной. На момент когда у Николая Болконского не было настроения, Марья тоже вела себя сдержанно и кротко. У отца очень редко было хорошее настроение. Марья Болконская постоянно ухаживала за своим отцом. Николай Андреевич относился к дочери как к прислуге, но девушка все равно очень хорошо относилась к нему.

Княжна хотела семью и детей. Она часто мечтала о том, какой будет ее семья, а Толстой даже писал о самых сокровенных мыслях девушки. Когда к ним приезжал Анатолий девушка менялась. Болконскую, которая так хотела любви, становилось не узнать.

Болконская готова прийти на помощь любому, она всем помогала и могла даже пожертвовать своим счастьем ради счастья другого человека. Марья отзывчивая девушка и всегда всем несла добро.

Марья Болконская вызывает у читателя теплые чувства. Ведь с такой мечтательностью к жизни, с которой относилась она, можно только позавидовать, сколько в девушке любви и наивности. Лев Николаевич посвятил Марье Болконской не столько страниц как Наташе Ростовой, но относился к девушке с особой теплотой. В итоге автор награждает Болконскую любящей семьей, которую она так заслуживает.

Вариант 3

Мария Болконская была одним из персонажей романа Л.Н.Толстого Война и мир. Мария получила прекрасное образование, но её любимым развлечением была математика.

Воспитывал Марию отец. Мария не была похожа на ровесниц. Она умная, прекрасно воспитанная, но непривлекательная девушка. Но у неё была душевная красота, отображавшаяся в её огромных сияющих глазах. Она с самого начала удивляет, благородством и внутренней красотой.

В семье Болконских не полагается показывать свои чувства, но несмотря на это Мария очень любит своего брата. Мария считает себя счастливой девушкой и желает того же и для брата.

Читайте также:  Тема любви в творчестве Куприна - сочинение

Будучи состоятельной, она считалась хорошей невестой. По этой причине князь Василий Курагин хочет женить своего сына Анатолия на умной Марии. Добрая и романтичная девушка думала, что сможет полюбить Анатолия и мечтала об их совместной жизни. Князь Владимир вскоре узнал, что сыну нравится молоденькая служанка Бурьен. Мария тоже узнает об этом. Она не только не оскорблена, но и предлагает, чтобы Анатолий женился на служанке. В 1912 году в Лысые Горы ворвалась война.

После того как умирает отец, Мария остаётся ожидать нашествия французов совсем одна. В критическом положении на помощь Марии приходит граф Николай Ростов, прибывший в поместье за кормом для лошадей. Промеж ними вспыхивают уникальные чувства. Николая очаровали Машины огромные глаза, которые светились чудесным светом, преображая всё её лицо.

В заключении говорится о свадьбе Марии и Николая. Дом в деревне отстроили, и граф занимается хозяйством. Он любит и восхищается своей женой. Графиня, как и муж ведёт хозяйство и растит детей. Мария часто не соглашается с мужем, делая попытку втолковать мужу, что в жизни нужны не только физическое, но и внутреннее богатство. Любовь Марии становится к мужу всё сильнее. На примере Марии Толстой открывает читателю, что красота духовная гораздо лучше и ценится более чем физическая. Человек, с красивой душой достоин любви и уважения, а внешняя красота будет меркнуть и угасать с годами.

Сочинение 4

О внешности героини судить достаточно сложно, Л. Н. Толстой не заостряет внимание на описании ее внешности, он лишь отмечает, что у княжны лицо худое, слабое тело, трудная походка, но делает акцент на ее большие и грустные глаза, благодаря которым окружающие не замечали не слишком привлекательные черты.

Характер у Марьи Болконской живой, она хорошо чувствует настроение окружающих, и оно переходит на героиню, из-за чего княжна склонна к частой перемене настроения. Высокодуховная и глубоко верующая в Бога Болконская может пожертвовать своими интересами в угоду другим, писатель также указывает на образованность героини.

Марья выросла без матери, воспитываясь строгим отцом, что несомненно накладывает отпечаток на ее характер. Княжна очень любит и уважает отца, хотя и побаивается его. Героиня сильно привязана к брату, для нее дом и семья- очень важные понятия, которым она предает огромное значение, и она мечтает о своей замужестве, детях и счастливой семье. Как личность глубоко верующая, она не ропщет на судьбу, веря, что всем управляет Бог.

С Натальей Марья по началу не находит общего языка, они, несмотря на то, что в некоторую схожесть в характерах, все еще довольно разные. Они находят общий язык во время ухода за раненым Андреем, к тому времени характер Ростовой терпит большие изменения, и она вырастает как личность.

Несмотря на кажущуюся хрупкость и беспомощность, героиня сильна духом, на что указывает ее способность выдерживать все испытания, которые ей посылаются по ходу романа, за что в конце вознаграждается любовью и семьей, о которых она так мечтала.

Несомненно, Л. Н. Толстой большую симпатию испытывает к образу Наташи Ростовой, княжна Марья несомненно тоже вызывает в нем сильные чувства, писатель уделяет много внимания образу Марьи, делая его интересным и многогранным.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ княжны Марьи Болконской в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Мотив «обломовщины» начал появляться в творчестве писателя несколько раньше самого творения. Все началось с юмористической повести «Лихая болесть», в которой автор указал читателю на типичные «вирусы»

Михаила Шолохова всегда волновала судьба народа во время войн и потрясающих сознание революций. Это никак не могло не отразиться на его написанной романе – эпопеи «Тихий Дон»

Замечательный русский художник Борис Кустодиев любил изображать на своих полотнах обычные бытовые сцены. На них мы видим то собравшийся на городской площади народ, то обычную утреннюю прогулку молодой женщины

О городе впервые говорится в XIII веке, но до русских переселенцев здесь жили болгаро-чувашские племена. В 1992 году город становится столицей республики. Город считается благоустроенным городом.

Михаил Юрьевич Лермонтов один их великих классиков русской литературы, который остается любимым автором в домашних библиотеках современных читателей. Главной темой произведений Лермонтова была его родина.

Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир» в цитатах: описание внешности и характера (Мари Болконская)

Меню статьи:

В романе Л.Н. Толстого много женских образов, обделенных приятной внешностью. Такое положение вещей негативно сказывается на обладательницах такого недостатка – их игнорируют в обществе, они имеют все шансы остаться одинокими и не изведать семейного счастья.
Одним из таких персонажей является Мари Болконская.

Происхождение Мари Болконской

Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.

Болконским удалось сохранить не только предания о древности своего рода, но и влияние в аристократических кругах и финансовую независимость.

Их семья очень богата.

Семья Марьи Болконской

Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.

Матери Марии уже нет в живых.

Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.

К числу членов семьи можно также причислить мадемуазель Бурьен – компаньонку-приживалку.

Внешность княжны Мари

Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».

Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.

Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Походка Мари также не была похожа на легкую поступь женщин – шаги ее были тяжелы.
Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой.

Морально-нравственный облик княжны

Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.

Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».

Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.

У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.

Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:

«религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».

Второй страстью становится ее племянник Николенька – девушка получает искреннее удовольствие, играя и обучая ребенка. Общение с ребенком было ее утешением и фактически единственной радостью в жизни.

Отношение Мари к членам семьи

Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме. Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».

Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.

Со своим братом Андреем у нее теплое и нежное отношения – они поддерживают друг друга. Для девушки брат – это один из немногих людей, с которыми она может поделиться всем, что на душе.

Отношение Мари к высшему обществу

По своему статусу Мари имеет все права вести активную деятельность в аристократических кругах, но она не делает этого. Девушка всю жизнь провела в деревне, и у нее нет желания что-либо менять в этом плане. Вполне вероятно, что на таком отношении сыграло роль поощрение других норм поведения – кокетство, нередко переходящее в любовную связь, обман, ложь, лицемерие – все это чуждо Мари. Другой причиной отказа от посещения общественных мест вполне вероятно могло быть отношение к внешности княжны. Естественно, что девушке не чужды были любовь и привязанность, ей хотелось создать свою личную семью, а в обществе ей пришлось бы замечать преобладание внешних качеств человека над моральным обликом. Мари стала бы одинокой в таком мире.

Готовность проявлять дружеские отношения

Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга. Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам. Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.

Второй человек, с которым Мари связывают чувства дружбы, – мадемуазель Бурьен. Девушка живет в доме Болконских и является компаньонкой. Их общение кардинально отличается от дружбы с Жюли. В первую очередь, это касается отношения мадемуазель Бурьен к Мари. В ее случае это псевдо дружба. Девушка готова обмануть Мари ради корыстных целей.

Мари Болконская и Анатоль Курагин

Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.

«В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.

Он говорит об этом дочери и наталкивает ее на мысль, что Анатоль ей не пара – его интересуют только деньги, но окончательный выбор оставляет за дочерью. Мари становится свидетелем нежностей Анатоля с мадемуазель Бурьен и отказывает молодому человеку.

Брак с Николаем Ростовым

Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно. Она реализовала себя в качестве матери. Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.

Читайте также:  Сочинение Степан Пробка в поэме Мертвые души

Мари имеет влияние на своего мужа и учит его поступать с крепостными не по порядкам принятым на службе – в ее понятии грубость и жестокость – это низкие чувства.

Подведем итог: в образе Мари Болконской, впоследствии Ростовой, воплотились высокоморальные порывы к достижению идеала человека . Благородство и добропорядочность – вот главные критерии, определяющие сущность Мари.

Девушка не только придерживается сама этих принципов, но и пытается объяснить окружающим, почему проявление грубости и несдержанности является проявлением низких чувств.

Марья Болконская. Характеристика героини романа Л.Н. Толстого “Война и мир”

БОЛКОНСКАЯ МАРЬЯ НИКОЛАЕВНА

Краткое содержание романа “Война и мир”

Марья Болконская. Характер и внешность.

Болконская Марья Николаевна Персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», младшая сестра князя Андрея Болконского, живет с отцом, старым князем Николаем Андреевичем Болконским, в родовом имении Лысые Горы. Род Болконских богат и знатен, но старый князь давно не у дел. В прошлом блестящий екатерининский вельможа, гордый и независимый, он при новом царствовании безвыездно проживает в деревне. Характер отца, его нравственные принципы оказали огромное влияние на жизнь и воспитание княжны Марьи. «Есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и. есть только две добродетели: деятельность и ум», — говорил старый князь.
Княжна получила блестящее образование, много читает, любит музыку. Мать ее умерла рано, и воспитанием детей руководил отец. Крутой по характеру, порой деспотичный, но мудрый, старик Болконский понимает, как сложна жизнь, как важно научить детей самостоятельно думать, принимать решения — не случайно он так настойчиво занимается с княжной Марьей математикой: «Нельзя, княжна, нельзя. — математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».

И она действительно непохожа на своих сверстниц. Внешне непривлекательная, с тяжелой походкойкняжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым »), она поражает благородством и красотой духовного мира. « Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты ».

Запертая в деревне, лишенная всех удовольствий светской жизни, она искренне жалеет и утешает подругу детства Жюли Карагину в своем письме к ней: «Прощайте, милый и добрый друг. Да сохранит вас наш божественный Спаситель и его Пресвятая Матерь под своим святым и могущественным покровом». Письма подруг похожи лишь внешне. Внутреннее содержание письма Жюли — легкомысленная болтовня и светские сплетни. В письме княжны Марьи — душевная чистота, спокойствие и ум.

В доме Болконских не принято откровенничать, открыто выражать свои чувства, но брат и сестра духовно близки, их соединяют воспоминания о счастливых днях детства, где было много света, тепла, доброты. «Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства». В другом месте Толстой пишет, что « сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея ».

Княжна Марья глубоко уважает и любит отца, она не принимает сочувствия брата по поводу его тяжелого характера, упрекает Андрея за «гордость мысли». « Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я ».
Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню», которая в первый же день приезда «после обеда плакала. и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа». Но не жена («после слез она заснула»), а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. «Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы. Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
— Пожалуйста, Andre, для меня.

Марья Болконская и Анатоль Курагин

Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным .
Богатая и знатная родом княжна Марья считалась в светских кругах одной из самых завидных невест. Князь Василий Курагин мечтает пристроить своего младшего сына Анатоля, «беспокойного дурака», и женить его на княжне. Приезд Анатоля в Лысые Горы, его сватовство перевернули весь строй мыслей княжны Марьи. Оказалось, что в душе ее жила не только искренняя и глубокая любовь к Богу, а « главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. » В мечтах « ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Муж стоит и нежно смотрит на нее и на ребенка ».

Добрая и благородная княжна, пораженная внешней красотой Анатоля, готова полюбить его, мечтает о счастье с ним. Но прозорливый, мудрый отец видит все. Он « быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Бурьен, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Бурьен и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре ». На этот раз «судьба ее решилась и решилась счастливо». Намек отца на Бурьен («он тебя возьмет с приданым да кстати захватит мадемуазель Бурьен. Та будет женой, а ты. ») вскоре оправдался. Княжна Марья увидела, как Анатоль обнимал Бурьен в зимнем саду. Но в сердце ее нет ни обиды, ни ревности, она окончательно решила: « Мое призвание другое — быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования ». В своих романтических мечтах она воображает: «Чего бы мне это ни стоило, я сделаю счастье бедной Amelie. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи!»
Заботы о племяннике, оставшемся без матери, об отце и брате становятся главными утешениями и радостями княжны Марьи. Она « перестала брать уже у отца свои математические уроки и только по утрам, сопутствуемая кормилицей, с маленьким князем Николаем (как звал его дед) входила в кабинет отца, когда он был дома большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику ». Нежная любовь к брату помогает ей понять, как внутренне страдает и мучается князь Андрей после ранения при Аустерлице. Она прямо говорит Пьеру: «Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, но я вижу».
В это время в глубине ее души жила тщательно скрываемая надежда, « доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди — юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь, на земле, наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастья ». В воображении своем она уже видела себя шагающей вместе со странниками по святым местам «. в посконном рубище, под чужим именем…молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!». Но, вспомнив о «маленьком Коко», об отце, она « ослабевала в своем намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: любила отца и племянника больше, чем Бога ».

Смерть Николая Андреевича Болконского

События войны 1812 года внезапно ворвались в жизнь княжны Марьи и полностью изменили ее. Военные действия быстро приближаются к Лысым Горам, но старый князь Болконский «не хотел» верить в надвигающуюся опасность. Затем, «как бы вдруг опомнившись от сна», он развивает самую активную деятельность, чтобы дать отпор французам. Он собирает ополченцев, заботится о вооружении, пишет главнокомандующему, но силы его уже на исходе. С князем сделался удар, беспомощного, разбитого параличом его внесли в дом и уложили на тот самый диван, «которого он так боялся в последнее время». «Прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности» — это выражение поразило княжну, она увидела в нем признаки приближающейся смерти. Дни и ночи проводит она у постели отца и думает только о нем.

Все герои Толстого совершают жизненные ошибки, мучаются, проходят через глубокие духовные страдания. Не избегает их и княжна. « И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она ожидая чего-то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову — мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении». Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, она мучается и стыдится, но не может перебороть себя. Ведь «никогда ей так жалко не было, так страшно не было по- терять его. Она вспомнила всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней ».

Княжна Марья умеет строго судить себя, смерть любимого отца она переживает в горьких душевных страданиях, с ощущением неисправимой потери.

Но жизненные уроки отца, его воспитание не прошли даром. Княжна Марья всегда помнит, что она — дочь князя Николая Андреевича Болконского и сестра князя Андрея. Когда мадемуазель Бурьен завела разговор о том, что можно не уезжать из Богучарова, а остаться и искать защиты у французов, она приказала больше не пускать к себе француженку и отдала распоряжение о немедленном отъезде: « Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользоваться его благодеяниями!» — эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости ».

Марья Болконская и Николай Ростов

Но выехать оказалось невозможным. Богучаровские крестьяне не дают княжне подвод и даже не хотят выпустить ее из имения. Неожиданный приезд Николая Ростова за сеном для лошадей полка спасает княжну Марью. Ростов появился в самый трудный для нее час и вошел в ее жизнь навсегдаИ какая-то странная судьба натолкнула меня сюда! . И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!» – думал он, слушая ее робкий рассказ »).

Трудно складывается их любовь. Николай чувствовал себя несвободным, потому что дал слово Соне, его смущали мысли о богатстве княжны и собственном разорении. Княжна Марья считает невозможным думать о личном счастье после смерти отца и брата. Но все сомнения и решения, принятые обоими накануне, рушатся, когда они снова видят друг друга. « Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором в пер- вый раз звучали новые, женские грудные звуки. Мадемуазель Бурьен, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Самая искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться. . В первый раз вся та чистая, духовная внутренняя работа, которой она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах, тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица .

Читайте также:  Образ и характеристика Тамары в поэме Демон Лермонтова

Ростов увидел все это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам».

Они встретились еще раз, и тогда « далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным ».

В эпилоге мы узнаем о новой жизни в имении Лысые Горы. Княжна Марья стала графиней Ростовой. Имение после войны заново отстроено, новый хозяин, граф Николай Ильич Ростов, ведет дела надежно и крепко. Для Николая главное в жизни — дом, семья, хозяйственные заботы, но при этом он гордится своей женой, не переставая восхищаться ее « возвышенным нравственным миром », что « она со своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого ». Графиня Марья счастлива, она любит мужа, воспитывает детей, ведет дневник, в котором записывает свои мысли о них.

Не всегда она внутренне согласна с мужем, потому что знает, «что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно. Она только взяла его руку и поцеловала Она смотрела на него и не то что думала о другом, а чувствовала о другом. Она чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его. Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготеющейся телом. Николай посмотрел на нее.

«“Боже мой! что с нами будет, если она умрет, как это мне кажется, когда у нее такое лицо”, – подумал он. ».

Марья Болконская: характеристика и образ героини

Не сама красивая, умная, робкая, уже не юная, очень богатая — такова княжна Мария Болконская в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», один из трёх главных женских образов. Кажется, автор сделал всё, чтобы жизнь его героини была максимально сложной, полной разочарования, страданий, даже отчаяния.

Но в конце Марья счастлива. Она получает от судьбы всё, о чём мечтала и на что уже не надеялась. Сказка? Можно воспринимать историю княжны и так, если не иметь представления о творчестве Л. Н. Толстого. Это один из самых беспощадных — если не самый — по отношению к человеку и жизни русский писатель. Он говорит о самом больном и — только правду.

Другая принципиальная черта творчества и философии автора — рационализм. Нечто головное, выдуманное, фантастическое — это не про Льва Толстого. Поэтому история Марьи Болконской — жизненная правда, урок, образец, надежда тем, кто уже и не надеется.

История эта внешне очень проста. Княжна Марья уже «стара»: в XIX веке 20 лет для девушки — возраст критический. Если до этого времени на неё не обратили внимания, выйти замуж весьма проблематично. Её несколько раз сватали, но отец — старик князь с необычайно острым умом, олимпийским презрением к людям и безудержной властностью — расстроил все сватовства. Он понимал, что женихам нужна не Марья, а её богатство и родовитость.

Между тем семья, дети, семейный круг и заботы — предел мечтаний княжны. Уже совершенно отчаявшись в возможности счастья, княжна молится Господу и говорит, что готова с благодарностью нести крест, её предназначенный, но — коли будет на то воля Божья — с великой радостью примет супружество и потому будет готовится к нему каждый день.

(Марья Болконская и Николай Ростов)

Счастье придёт в виде Николая Ростова, сначала спасшего её от взбунтовавшихся крестьян, а потом — от одиночества. Но до этого Марья с достоинством, самоотречением и смирением вытерпит жестокие испытания сумасшествием и презрением отца, его смертью, войной и гибелью любимого брата — князя Андрея.

Характеристика героини

(Портрет Княжны Марьи, художник Контсантин Рудаков, 1946)

Марья Болконская скрытна, сдержанна в выражении чувств, в обхождении проста, однако и читатель, и другие герои романа чувствуют её врождённое благородство, непростое происхождение. Это — от отца.

Толстой постоянно говорит нам, что княжна некрасива. Даже шаги у неё тяжёлые, недевичьи. И только глаза Марьи — лучистые и выразительные — преображают лицо девушки в моменты особого духовного подъёма. Эти глаза и поразили Николая Ростова, будто заглянули ему в самое сердце.

Княжна умна и знает о своей непривлекательной внешности. Долгие уединённые размышления, молитвы, книги помогают ей смириться с тем, какая она, и с одиноким служением отцу.

Смирение, покорность, одиночество не превращают Марью в злую или замкнутую, обиженную на весь белый свет. В каждом своём занятии, состоянии, обязанности девушка находит хорошее: в подчинении деспотичному отцу — христианскую добродетель почитания родителей; в одиночестве — возможность общаться с «божьими людьми» и самой собой; в служении родным (брату, племяннику) — извечное предназначение женщины быть хранительницей семьи и опорой мужчины.

Образ героини в произведении

(Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской, художественный фильм “Война и мир”, СССР 1967)

Мария Болконская, как и Наташа Ростова, противопоставлена в романе Элен Курагиной — внешне и внутренне. Княжна, в отличие от Элен, некрасива, но чрезвычайно богата духовно: каждому чувству она отдаётся без остатка, не притворяется ни в чём, всегда думает в первую очередь о других и только иногда — о себе.

При этом Марья не безответна, внутри её — стержень. Во время французской оккупации мадемуазель Бурьен предложила не уезжать из Богучарова, а сдаться на милость французам: те благосклонно относились к дворянам и тем более дамам. Но княжна даже мысли допустить не может, что она — сестра воюющего князя Андрея и дочь старого Болконского — станет просить защиты у врага.

В конце романа мы видим Марью — счастливую жену и мать. Так вышло, что она сдержала слово, данное Богу: она и правда всю предыдущую жизнь готовилась к семейному счастью — училась без устали и капризов заботиться о близких, училась любить даже тогда, когда любить невыносимо, училась отдавать себя всю.

Это — идеал женщины для Толстого. Он знает, что в реальности девушек, хотя бы отдалённо напоминающих Марью Болконскую, мало. И они обязательно счастливы. Потому что их счастье не обязательно то, каким его понимает большинство. Их счастье — быть рядом и жить жизнью других, какой бы тяжёлой она ни была.

Образ и характер характеристика Княжны Марьи по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Образ княжны Марьи – один из любимых женских образов Л.Н. Толстого. Прототипом образа княжны Болконской была мать автора, которую он не помнил, но в своем воображении представлял ее духовный облик. Толстой молился ее душе, и эта молитва помогала ему в тяжелые моменты жизни.

Автор изобразил Марью Болконскую нравственно цельной и гармоничной личностью, которая обладает огромной внутренней силой и нерушимыми ценностными ориентирами.

Внешняя характеристика героини, как и у всех любимых героев Толстого, непривлекательна, самой себе она казалась и вовсе некрасивой, не находили ее красавицей и светские щеголи. Однако ее глаза, «большие, глубокие, лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)» говорили о богатом и прекрасном внутреннем мире, который гораздо важнее, чем внешняя красота. Глаза княжны Марьи сияли, когда она начинала говорить о том, что любит, они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица… делались привлекательнее красоты».

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы с отцом Николаем Андреевичем, екатерининским вельможей, который был сослан при Павле, после чего не выезжал из имения.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Отец Болконской педантичен, нередко груб и брюзглив. Он часто насмехается над дочерью, но она любит его нежно и глубоко.

Автор уготовил девушке удивительную судьбу. Она проходит тяжелый путь, но все ее романтические мечты исполняются. Княжна Болконская готова на самопожертвование, которое является ее моральным принципом. Она живет согласно христианской морали: любит всех и прощает всем. Марья Болконская высокообразованна, она любит музыку, много читает. Отец старается подготовить детей к самостоятельной жизни, стремится научить их думать и принимать ответственные решения. «…математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу», – повторяет Николай Андреевич. Но княжна и не похожа на этих барышень. Живя взаперти в деревне, не участвуя в удовольствиях светской жизни, переписываясь с Жюли Карагиной, подругой детства, Марья искренне утешает и поддерживает ее. В письмах же подруги содержатся лишь светские сплетни, да пустая болтовня.

Княжна Марья умеет глубоко чувствовать и ее натура настолько тонка, что она способна каким-то внутренним чутьем понимать, что происходит с ее близкими. Именно она отказывалась верить в то, что князь Андрей погиб под Аустерлицем. Княжна беспокоится о внезапно разбогатевшем Пьере, и не напрасно, на его пути на самом деле возникает слишком много трудностей. Марья чувствует, что ее брат несчастлив в браке. Она пытается понять и найти оправдания «маленькой княгине». Именно княжна Марья благословляет и проводит последние минуты с князем Андреем перед его отъездом на войну. И княжне Марье принадлежат в романе основные идеи о войне и мире. Еще на первых страницах романа Марья пишет Жюли о том, что война — это свидетельство того, что люди позабыли Бога. Эту же мысль гораздо позже высказывает и князь Андрей.

Богатая княжна Болконская была завидной невестой. Приезд в дом Болконских князя Василия Курагина с непутевым сыном Анатолем и его сватовство стало причиной большой перемены во внутреннем мире девушки. Если до этого она считала, что ее жизнь наполнена любовью к Богу, то сейчас она понимает, что есть еще и любовь земная. Княжна готова полюбить Анатоля, но, к счастью, он быстро демонстрирует свою истинную сущность. Ей предназначен судьбой совсем другой человек – Николай Ростов, который появляется в самый трудный для нее момент. Но отношения между ними непростые. Николай чувствует, что не имеет права любить княжну Марью, ведь он дал слово Соне, кроме того, богатство Болконской смущает его. Марья Николаевна тоже считает, что потеряв отца и брата, она не может думать о личном счастье. Но стоит им увидеть друг друга, как уходят прочь все сомнения.

В эпилоге автор рассказывает о жизни Ростовых в имении Лысые Горы. Княжна Марья счастлива, и она достойна этого счастья. Николай тоже счастливый муж и отец, он любит жену, гордится и восхищается ею.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3406

Ссылка на основную публикацию