Образ и характеристика Настасьи Филипповны в романе Идиот Достоевского сочинение

«Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот»»

Настасья Филипповна — одна из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В ее образе переплетаются две линии, из которых одна сводится к формуле «гордая красавица», а другая — к формуле «оскорбленное сердце». В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей. Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и презрительной ненавистью к своему «благодетелю».

Так перед читателями возникает образ гордой и своенравной девушки, которая все, что ни делает, делает лишь «со злости». «Вы горды, Настасья Филипповна», — говорит князь Мышкин, — «но, может быть, вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете. Я давеча ваш портрет увидал и точно знакомое лицо узнал».

Автор искусно подготовил встречу этих двух «образов чистой красоты». Сначала князь слышит о Настасье Филипповне, потом три раза рассматривает ее портрет. «Так это Настасья Филипповна? — промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет. — Удивительно хороша!»

На портрете была изображена действительно «необыкновенной красоты женщина». При первом взгляде князь видит только красоту, а при втором замечает ее муку и печаль. «Удивительное лицо», — говорит он, — «лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами, в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое. »

«Гордую красавицу» постоянно пытаются продать. Один мечтает купить ее любовь за сто тысяч, другому предлагают за нее семьдесят пять. Но князь Мышкин бросается ее спасать — он предлагает ей свою руку. Как затравленный зверек, Настасья Филипповна начинает метаться между поклонниками. Она жаждет спасения. Но ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастье с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и сжигает себя гордостью. Из церкви, в подвенечном платье, убегает от Мышкина и покорно подставляет себя под нож Рогожина. Достоевский создал из своей героини «образ чистой красоты», плененный «князем мира сего» и в глубине души ждущий избавителя. Однако героиня так и не дождалась его. Злой дух разжигает в изгнаннице гордость и сознание виновности, тем самым толкая ее на гибель. Мышкин же пытается спасти ее, но не знает как. Он думает, что словами вроде «вы не виноваты» разобьет оковы опутавшего ее зла. Но Настасья Филипповна сознает свое падение и жаждет искупления греха, а князь постоянно ей, падшей, говорит о ее же безгрешности. И назло ему красавица уезжает с Рогожиным. «А теперь я гулять хочу, я ведь

Судьба Настасьи Филипповны чрезвычайно трагична. Она «осквернена», унижена, возбуждает у большинства окружающих нечистые и злые чувства: тщеславие у Гани, сладострастие у Топкого и Епанчина, чувственную страсть у Рогожина. Любовь князя не спасает, а только губит ее. Полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, «уличную», и сознательно идет на смерть. Мышкин знает, что она гибнет из-за . него, но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но любит другую — Аглаю. Однако, когда соперница оскорбляет Настасью Филипповну, князь не может вынести ее «отчаянного безумного лица» и с мольбой говорит Аглае: «Разве это возможно! Ведь она. такая несчастная!».

Теперь Настасья Филипповна не может больше заблуждаться. Жалость князя — не любовь и любовью никогда не была. Вот почему Рогожин в финальной сцене приводит Мышкина к ее смертному ложу. Вдвоем бодрствуют они над телом убитой, они — сообщники: они оба убили ее своею «любовью». Всю свою жизнь эта «необыкновенной красоты женщина» была несчастна и одинока, с малых лет она знала, что такое страдание, горечь и боль. Так, вроде бы и не желая того, окружавшее ее общество загубило на этой земле одну из «гордых красавиц» с «оскорбленным сердцем».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как российский образ жизни времен XIX века, так и западный. Немаловажную роль в произведении также играет описание природы Швейцарии и России.

Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъеди няет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом.

Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в «правильном направлении»: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения.

Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу. Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Агяаи, доводит ее до человечности.

Лев Николаевич смог помочь Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре. Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек, способный иметь идеал и отдать за него жизнь.

Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время, прошедшее с момента написания этого романа. Такие произведения помогают людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.

Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф.М. Достоевского «Идиот»)

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей – реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание специалистов различного профиля – не только литературоведов, но и философов, юристов, психологов, психиатров. В одном из писем Достоевский признавался, что его «давно уже мучила … идея изобразить вполне прекрасного человека», и тут же прибавляет: «Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…».

В романе «Идиот» автор создаёт образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности, бесчеловечности окружающего общества.
Наивную детскость и духовное смирение Мышкина Достоевский противопоставил мечущимся в противоречиях, страдающим, «дисгармоничным» героям романа. Отзывчивость Мышкина к чужому страданию и горю, его братское отношение ко всем людям, независимо от их состояния и общественного положения, ставят героя нравственно выше окружающих людей и делают их судьёй и учителем.
Мышкин сам перенёс много страданий, психическую болезнь, одиночество, поэтому он острее воспринимает страдания других. Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям делают его неоспоримым авторитетом для многих «хищников», а в большей степени для измученной и потерявшей веру в людей Настасьи Филипповны. Во имя её спасения Мышкин жертвует собственным счастьем, счастьем любимой девушки. Поэтому неудивительно, что образ Настасьи Филипповны в раскрытии характерных качеств князя Мышкина играет огромную роль. Что же это была за женщина, каково её значение в судьбе главного героя?

Настасья Филипповна – это образ гордой, благородной, страдающей женщины, жертвы лицемерия и бесчеловечности окружающего мира. Она обладает замечательной красотой, физической и духовной: «с такой красотой можно мир перевернуть». И, вместе с тем, она глубоко несчастна, её женская честь поругана, она оскорблена морально развращённым и циничным обществом.
Её красота становится предметом гнусного торга. С самого детства Настасья Филипповна является жертвой развращенного эгоиста, богатого барина Тоцкого, воспитавшего для себя из маленькой девочки, поразившей его своей красотой, любовницу.

Настасья Филипповна бросает вызов буржуазно-дворянскому обществу, ничтожеству и пошлости его интересов, лицемерию и ханжеству его представителей, которые втихомолку грешат против ими же защищаемой «морали». Трагизм положения героини усугубляется тем, что она презирает и ненавидит всех этих карьеристов, циничных дельцов, которые гоняются за наслаждениями и видят в женщине лишь предмет своих неизменных вожделений. И, в то же время, Настасья Филипповна не находит выхода – она вынуждена жить по законам общества, её воспитавшего. Поэтому она мечется, мучительно переживает своё падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию.
В образе Настасьи Филипповны Достоевский выразил свою излюбленную идею об искажении и поругании в обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности, враждебности этого общества всему прекрасному и благородному.

Именно поэтому очень важно рассмотреть взаимоотношения князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Это два очень разных человека, сыгравших в жизни друг друга немаловажную роль. Отношения их необычайно сложны и противоречивы. Они любят друг друга и, в то же время, мучают себя, приносят своё чувство в жертву кажущегося благополучия другого.

Но, несмотря на явное самопожертвование героя, гибнет Настасья Филипповна из-за дикой ревности Рогожина, унижена и разбита жизнь Аглаи – всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Вольно или невольно Достоевский показал бессилие христианского непротивления и всепрощения (в образе Мышкина) злу (в образе Настасьи Филипповны, живущей по законам безнравственного общества, хотя и не по своей воле). А также – неустрашимость социальной несправедливости и человеческих страданий путём проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования.
Во всем облике Мышкина, при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте, сохраняется нечто житийное, «не от мира сего». Именно в этом и заключается роль образа Настасьи Филипповны – показать несостоятельность позиции князя Мышкина. Именно поэтому он никого не спасёт и заканчивает возвратом в будущее.

Да и мог ли он спасти Настасью Филипповну? Своей нравственной чистотой он лишь оттянет безнравственность поведения девушки и наоборот. Образец Настасьи Филипповны необходим в произведении для того, чтобы выявить «слабые стороны» князя Мышкина. Ему не хватает определенной «приземленности», он многого не понимает в окружающей его действительности, поэтому лучшее, что ему остаётся, – «уйти в будущее».

Читайте также:  Герои произведения Шинель Гоголя

Человеку высоких нравственных идеалов не место среди «хищного, развратного общества. Если красота Настасья Филипповна «не спасла мир», то пассивный гуманизм Мышкина здесь бессмыслен.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Идиот / Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф.М. Достоевского «Идиот»)

Смотрите также по произведению “Идиот”:

Образ и характеристика Настасьи Филипповны в романе “Идиот”: описание в цитатах

Настасья Филипповна Барашкова

Настасья Филипповна является главной героиней романа “Идиот” Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Настасьи Филипповны в романе “Идиот”: описание внешности и характера героини в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по роману “Идиот”
История жизни Настасьи Филипповны

Образ и характеристика Настасьи Филипповны в романе “Идиот”: описание в цитатах

“. необыкновенной красоты женщина . в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона.. волосы, по-видимому темно-русые . “

“глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…”

“. при взгляде, например, на эти глаза: как бы предчувствовался в них какой-то глубокий и таинственный мрак. Этот взгляд глядел — точно задавал загадку. “

“. не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны. “

“. приглашена была почтенная и пожилая гувернантка, опытная в высшем воспитании девиц, швейцарка, образованная и преподававшая, кроме французского языка, и разные науки. ” (о гувернантке, обучавшей Настасью Филипповну)

“. музыкальные инструменты, изящная девичья библиотека, картины, эстампы, карандаши, кисти, краски, удивительная левретка. ” (об образовании героини)

“Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!”

“. гордость «оскорбленной и фантастической женщины» доходит уже до такого исступления. “

“. я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!”

“. как дешево досталась ему эта нежившая душа. “

“. однажды, Афанасий Иванович . заметил . прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту; в этом отношении Афанасий Иванович был знаток безошибочный. “

“. заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца.”

“. она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется. “

“. теперь Афанасий Иванович . подумал даже, что он мог бы вновь эксплуатировать эту женщину. Он решился поселить Настасью Филипповну в Петербурге и окружить роскошным комфортом. Если не то, так другое: Настасьей Филипповной можно было щегольнуть и даже потщеславиться в известном кружке. “

Пережившая много горя Настасья Филипповна не дорожит ни собой, ни чем другим на свете:

“. она давно уже перестала дорожить собой. “

“. существо, которое не только грозит, но и непременно сделает, и, главное, ни пред чем решительно не остановится, тем более что решительно ничем в свете не дорожит, так что даже и соблазнить его невозможно. “

“. тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть блестящих, добровольное любование своею тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны. “

“. тут хохотало пред ним и кололо его ядовитейшими сарказмами необыкновенное и неожиданное существо. “

“Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер. “

“. он имеет теперь дело с существом совершенно из ряду вон. “

“. существо. никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты.

“. она в высшей степени его понимала и изучила, а следственно, знала, чем в него и ударить. “

“. какая-то душевная и сердечная бурда, — что-то вроде какого-то романического негодования бог знает на кого и за что, какого-то ненасытимого чувства презрения, совершенно выскочившего из мерки. “

“. князья, гусары, секретари посольств, поэты, романисты, социалисты даже — ничто не произвело никакого впечатления на Настасью Филипповну, как будто у ней вместо сердца был камень, а чувства иссохли и вымерли раз навсегда. Жила она больше уединенно, читала, даже училась, любила музыку. Знакомств имела мало. “

“. хотя приняла предложенный ей комфорт, но жила очень скромно и почти ничего в эти пять лет не скопила. “

“. Настасья Филипповна — женщина бескорыстная. “

В конце концов Настасья Филипповна соглашается выйти замуж за князя Мышкина, но бросает его прямо перед венчанием. Вскоре Настасья Филипповна погибает от рук купца Рогожина, своего давнего поклонника. Жизнь героини обрывается в возрасте 25-26 лет.

Это был цитатный образ и характеристика Настасьи Филипповны в романе “Идиот”: описание внешности и характера героини в цитатах.

Образ и характеристика Настасьи Филипповна Идиот Достоевского сочинение

Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает, к ней сострадание.

С юного возраста Настасья, стала самостоятельной, и к своим двадцати пяти годам, научилась выживать в жестоком мире, она была своенравной девушкой, и даже некоторые мужчины боялись ее, когда она в гневе.

Образ Настасьи Филипповны перед нами предстает в роли уличной, распутной девицы, и она себя не считает полноценной девушкой. Ее душа наполнена жестокостью, злобой, местью. Она с легкостью вступает в конфликт с мужчинами, которые ее жалеют. Во всей своей не сложившийся судьбе, она обвиняет развратника Тоцкого, у которого жила. Так как до него была невинной.

Собрав все ее черты в одно, о главной героине романе невозможно сказать положительно, она предстает в роли не доброго человека, который постоянно стремится отомстить и стоит из себя жертву. Поступкам ее нет оправдания, все они наполнены злобой. Ко всему она довольно энергичная женщина, но настолько погруженная в своих прошлых неудачах, что не стремиться нечего менять в лучшею сторону. И в скором времени, такое поведение становится причиной ее смерти. Она в этом виновата только сама, она не хотела открываться для новых отношений, и смотреть положительно на будущее, она везде видела сплошной негатив.

Федор Михайлович Достоевский, свою героиню изображает в роли несчастной и отчаянной девушки, которая из-за своих поступков становится на неправильный путь, но все мечтает о чистоте и невинности, но не находя выхода с ситуации и умирает. Сам же писатель испытывает к ней сочувствие и сострадание, а также видит в ней некую мечтательность и наивность. В ней автор видит идеал своей героине, вот именно такая она ему была нужна, и почти во всех его остальных произведениях проявляется образ Настасьи Филипповны. Возможно для создания именно такого образа главной героине, его подтолкнул образ его покойной прикованной к постели жены, которая во время своей болезни жила в своем мире.

Сочинение 2

Настасья Филипповна ― сложный противоречивый персонаж в романе. Ей отведена ключевая роль в произведении. Ее образ стал катализатором, своеобразным лейтмотивом, вокруг которого разворачивается весь сюжет, судьбы других героев.

Еще в детстве Настасья Филипповна перенесла серьезную травму: осталась сиротой. Ее приютил и занялся воспитанием помещик Тоцкий. Когда ей было шестнадцать лет он совершает гнусный поступок: совращает невинную девушку и делает ее своей любовницей. Настасья Филипповна рано познает горечь, одиночество и разочарование в людях. Особенно в мужчинах. Именно им она начинает мстить в последствие, пользуясь своей красотой.

Ее душевные раны сделали ее злой и высокомерной. Красивая и утонченная она соблазняет мужчин, вызывая у них порывы сладострастия, но сама остается к ним холодной. Она лишь играет ими, но сама же мучается от этого. В ее душе борются две силы: та, которая хочет мстить, и та, которая хочет выйти из замкнутого круга порока и обрести счастье.

Своим появлением в Санкт-Петербурге она как бы бросает вызов Тоцкому, тому, кто развратил ее в юности, и буржуазному обществу, погрязшему в пошлости и лицемерии. Однако ей приходится мириться с их нравами, быть в их окружении. Поэтому она не может разрешить внутреннего конфликта: обличить их грехи или смириться и стать частью этого общества.

Трагизм Настасьи Филипповны заключается еще в том, что она не готова увидеть в себе светлое и чистое, что в ней разглядел князь Мышкин. Он уверен, что она добрая женщина, которой досталась нелегкая судьба: она познала много мук и страданий. Но никакие доводы князя не убеждают Настасью в том, что она может выбрать другой путь. Сначала героиня соглашается выйти за него замуж, чтобы восстановить свою репутацию, изменить свою жизнь к лучшему, но в день венчания сбегает. Она не может принять в себе хорошую сторону, предпочитая темную, все больше углубляясь в собственные пороки. Ее душа настолько травмирована, а разочарование так сильно, что ей теперь сложно поверить в светлое будущее, чтобы обрести простое женское счастье. Ей сложно поверить в любовь и открыться этим чувствам.

Настасья Филипповна исполняет плохую роль для князя Мышкина. Она не принимает его жертву, тем самым погубив ее. Однако до самого конца он жалеет ее, не понимая, что она является его духовной и психической погибелью. Настасья Филипповна погибает от руки ревнивого поклонника.

Образ героини в романе становится своеобразным символом поруганной женской красоты и разрушенной личности. Настасья Филипповна стала жертвой общества, которое отрицает истинное прекрасное и благородное и безжалостно растаптывает хрупкую светлую душу человека.

Читайте также:  Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинение

Вариант 3

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» – легендарное литературное произведение, имеющее высокую популярность и в настоящее время. По роману ставятся множество пьес из года в год, снимаются фильмы. Одним из самых занимательных персонажей произведения является Настасья Филипповна.

Настасья Филипповна – молодая женщина, вмещающая в себе два характера: гордой, эгоистичной и жестокой натуры и оскорбленной когда-то, несчастной девушки. Читателям она представляется распутной, безнравственной девицей, с поражающей красотой лица и тела. Она сводит с ума многих мужчин, пользуясь их чувствами. Девушка имеет весьма своенравный характер, и многие даже боятся увидеть Настасью Филипповну в гневе.

В том, как сложилась ее судьба, героиня обвиняет помещика Тоцкого. Девушка воспитывалась у богатого развратника с малых лет после потери родителей. И тот, вместо родительской любви, испытывал к Настасье похоть, украв ее невинность. С тех пор она горит местью и злобой, все ее поступки вызываются негативными чувствами и помыслами. С головы до ног она пропитана ненавистью.

Все окружающие Настасью Филипповну видят в ней злую, жестокую, развратную девушку, но с ослепительной красотой. Многие мужчины относятся к ней как к товару, предлагая за ее выбор в пользу того или иного любовника различные цены. И только лишь один князь Мышкин смог разглядеть в героине глубоко несчастную, страдающую девушку.

Вместе с любовным чувством Мышкин испытывает к красавице жалость. Он предлагает ей выйти за него замуж. Настасья, сама не ровно дышащая в сторону князя, мечется от положительного решения к отрицательному, не зная, как поступить. Глубоко в душе она ненавидит себя, считает, что не заслуживает статуса княгини, что ей самое место там, где она есть. Настасья Филипповна беспокоится за судьбу Мышкина, не желая ему в жену беспутную девицу, которая отравит ему жизнь и честь.

Героиня знает, насколько она падшая. Ее душевной силы и энергии хватило бы на то, чтобы поменять свою жизнь на новый лад, но она этого не делает. Неволей девушка выбрала свою участь. Судьба ее складывается очень трагично. Героиня погибает. Любовь, которая могла бы спасти жизнь несчастной красавицы, напротив, загоняет ее в могилу. Разумеется, Мышкин понимает, что он – тоже причина ее смерти. До конца своих дней князь испытывает к несчастной Настасье Филипповне глубокое сострадание и жалость.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Настасьи Филипповна Идиот

Популярные сегодня темы

В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

Печорин является главным героем романа Герой нашего времени, который написал Н. В. Гоголь. В каждой части мы видим его со стороны различных людей. В личном дневнике мы видим Печорина со стороны его самого

Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего – дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.

Очень нежное, трогательное и грустное произведение «Ася» вышло из-под пера маститого русского писателя И.С. Тургенева в 1857 году.

И в самом деле, как часто люди задаются этим вопросом! Как понять, суров человек или жесток? А есть ли вообще разница? Для начала разберемся с определениями этих слов. Суровость – строгость, угрюмость, может даже отчужденность

Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот»

Настасья Филипповна — одна из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В ее образе переплетаются две линии, из которых одна сводится к формуле «гордая красавица», а другая — к формуле «оскорбленное сердце». В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей. Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и презрительной ненавистью к своему «благодетелю».

Так перед читателями возникает образ гордой и своенравной девушки, которая все, что ни делает, делает лишь «со злости». «Вы горды, Настасья Филипповна», — говорит князь Мышкин, — «но, может быть, вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете. Я давеча ваш портрет увидал и точно знакомое лицо узнал».

Автор искусно подготовил встречу этих двух «образов чистой красоты». Сначала князь слышит о Настасье Филипповне, потом три раза рассматривает ее портрет. «Так это Настасья Филипповна? — промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет. — Удивительно хороша!»

На портрете была изображена действительно «необыкновенной красоты женщина». При первом взгляде князь видит только красоту, а при втором замечает ее муку и печаль. «Удивительное лицо», — говорит он, — «лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами, в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое. »

«Гордую красавицу» постоянно пытаются продать. Один мечтает купить ее любовь за сто тысяч, другому предлагают за нее семьдесят пять. Но князь Мышкин бросается ее спасать — он предлагает ей свою руку. Как затравленный зверек, Настасья Филипповна начинает метаться между поклонниками. Она жаждет спасения. Но ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастье с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и сжигает себя гордостью. Из церкви, в подвенечном платье, убегает от Мышкина и покорно подставляет себя под нож Рогожина. Достоевский создал из своей героини «образ чистой красоты», плененный «князем мира сего» и в глубине души ждущий избавителя. Однако героиня так и не дождалась его. Злой дух разжигает в изгнаннице гордость и сознание виновности, тем самым толкая ее на гибель. Мышкин же пытается спасти ее, но не знает как. Он думает, что словами вроде «вы не виноваты» разобьет оковы опутавшего ее зла. Но Настасья Филипповна сознает свое падение и жаждет искупления греха, а князь постоянно ей, падшей, говорит о ее же безгрешности. И назло ему красавица уезжает с Рогожиным. «А теперь я гулять хочу, я ведь

Судьба Настасьи Филипповны чрезвычайно трагична. Она «осквернена», унижена, возбуждает у большинства окружающих нечистые и злые чувства: тщеславие у Гани, сладострастие у Топкого и Епанчина, чувственную страсть у Рогожина. Любовь князя не спасает, а только губит ее. Полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, «уличную», и сознательно идет на смерть. Мышкин знает, что она гибнет из-за . него, но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но любит другую — Аглаю. Однако, когда соперница оскорбляет Настасью Филипповну, князь не может вынести ее «отчаянного безумного лица» и с мольбой говорит Аглае: «Разве это возможно! Ведь она. такая несчастная!».

Теперь Настасья Филипповна не может больше заблуждаться. Жалость князя — не любовь и любовью никогда не была. Вот почему Рогожин в финальной сцене приводит Мышкина к ее смертному ложу. Вдвоем бодрствуют они над телом убитой, они — сообщники: они оба убили ее своею «любовью». Всю свою жизнь эта «необыкновенной красоты женщина» была несчастна и одинока, с малых лет она знала, что такое страдание, горечь и боль. Так, вроде бы и не желая того, окружавшее ее общество загубило на этой земле одну из «гордых красавиц» с «оскорбленным сердцем».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как российский образ жизни времен XIX века, так и западный. Немаловажную роль в произведении также играет описание природы Швейцарии и России.

Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъеди няет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом.

Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в «правильном направлении»: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения.

Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу. Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Агяаи, доводит ее до человечности.

Лев Николаевич смог помочь Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре. Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек, способный иметь идеал и отдать за него жизнь.

Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время, прошедшее с момента написания этого романа. Такие произведения помогают людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.

Неоднозначность образа Настасьи Филипповны в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Е.В.

В данной статье образы героев романа «Идиот» рассматриваются в аксиологическом аспекте, что проясняет авторскую концепцию произведения и позволяет скорректировать научные представления об этом тексте.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кузнецова Е.В.

Текст научной работы на тему «Неоднозначность образа Настасьи Филипповны в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»»

НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ОБРАЗА НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Читайте также:  Герои произведения Морозко (сказки)

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В данной статье образы героев романа «Идиот» рассматриваются в аксиологическом аспекте, что проясняет авторскую концепцию произведения и позволяет скорректировать научные представления об этом тексте.

Ключевые слова: Достоевский, аксиология, идеалы, нормы, ценности, красота.

Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» до сих пор остро актуален. Свидетельства тому – экранизации романа и волны читательского интереса к произведению. В 1999 и 2001 годах вышли два научных сборника, которые были посвящены только одному роману “Идиот”. И в статьях этих сборников, как и в других публикациях последнего десятилетия, предлагаются интерпретации романа не просто разные. Они порой расходятся до полного противостояния мнений. В этом смысле показательно название статьи В.А. Свитель-ского – “Сбились мы. Что делать нам!” (к сегодняшним прочтениям романа “Идиот”)”. Здесь процитирована строка Пушкина, которую находим и в эпиграфе к роману Достоевского “Бесы”. То есть в науке идет оживленная дискуссия по поводу романа, который написан достаточно давно, почти за сто пятьдесят лет до начала этих споров.

Включаться в эту дискуссию, на наш взгляд, имеет смысл лишь при условии, если для интерпретации романа “Идиот” будет использован новый подход, который окажется достаточно конструктивным и объективным. Такой подход мы находим в области аксиологической методологии, которая с недавних пор плодотворно используется в литературоведении. Инициаторы этой методологии начинали соответствующие исследования в самых разных научных центрах – в Воронежском университете (В.А. Свительский, ныне покойный), в Российском гуманитарном университете (И.А. Есаулов), в Магнитогорском государственном университете (В.Б. Петров и А.П. Власкин).

Работа, которая предлагается вашему вниманию, во многом опирается на эти начинания.

Прежде всего необходимо определиться, какую позицию нам занять относительно споров вокруг образа Настасьи Филипповны. Потому что по

* Доцент кафедры Журналистики и речевой коммуникации, кандидат филологических наук.

поводу значимости этой героини споры в науке ведутся не меньшие, чем по поводу Мышкина.

Споры эти, как часто бывает, разводят участников по полюсам. Одна крайность мнений выражена наиболее представительным кругом исследователей. Они образ Настасьи Филипповны идеализируют и считают, что эта героиня противостоит в романе князю Мышкину. Он, по мнению этих исследователей, – “неудачник”, проповедник ложных идей. К такому выводу приходили комментаторы романа, которые сами стояли на противоположных мировоззренческих позициях. Например, Л.П. Гроссман, Г.М. Фридлендер (позиция марксистско-ленинского литературоведения) высоко оценивали “бунтующую силу” героини, и утверждали, что в тех сценах, «в которых Настасья Филипповна бросает прямой вызов идеалам христианской нравственности, Достоевский поэтизирует и возвеличивает ее образ» [8, с. 237]. В свою очередь, Т.А. Касаткина (позиция православно-ориентированного литературоведения) превозносит эту героиню как бы под противоположным знаком: “В значении имени Настасьи Филипповны открывается ее Богородичный прообраз, ибо Христос воплощается, становится единосущным человечеству через Богородицу. И, по-видимому, именно в ней и через нее -“Воскресение полюбившего плоть Агнца” – романный мир должен воссоединиться с Богом. ” [2, с. 336].

Другая крайность наблюдается в том случае, когда исследователи признают абсолютную правоту центрального героя и, задаваясь вопросом: кто виноват в неудаче его “миссии”, обвиняют во всем Настасью Филипповну. Такое понимание аргументированно разворачивает, например, Г.М. Ребель [7, с. 211]. Как бы между двумя этими полюсами располагается позиция тех комментаторов, которые вообще не считают возможным видеть в образе Настасьи Барашковой достаточного значения для его сопоставления не только с Мышки-ным, но и с другими “мужскими характерами”. Такая точка зрения опирается на суждения Н.А. Бердяева о том, что «антропология Достоевского есть исключительно мужская антропология», а «Настасья Филипповна и Грушенька лишь стихии, в которые погружены судьбы мужчин, они не имеют собственной судьбы. Судьба Мышкина и Рогожина интересует Достоевского, а Настасья Филипповна есть то, в чем осуществляется эта судьба» [1, с. 182].

Мы не будем здесь вдаваться в подробное рассмотрение этого спорного вопроса. Наверное, правильнее всего ориентироваться на инстинктивную читательскую реакцию, на которую прежде всего, конечно, и рассчитывал Достоевский. Эта реакция тоже может быть очень разной. Но в любом случае для большинства читателей Настасья Филипповна как участница сюжетных событий романа, как центр основных его конфликтов – очень интересна. И читателей автор явно старается “заинтриговать” этим женским характером, вовлечь в процесс его разгадки.

Необходимо отметить, что Рогожина и Мышкина отчасти роднит аксиологическое ожидание идеала, который они нашли в роковой красавице Настасье Филипповне. В то же время сам Мышкин для Рогожина и других персонажей то менее, то более явно представляется олицетворенным “идеалом человека”. Другое дело, что к этому идеалу у них проявляется очень разное отношение, от преклонения (у Настасьи Филипповны), раздражения (у Аглаи Епанчиной), недоверчивого умиления (у Лебедева) до ненависти (у Рогожина). В конечном счете, всем предстоит пережить несостоявшееся приобщение к идеалу, угадываемому в Настасье Филипповне и воплощенному в Мышкине.

Образ Настасьи Филипповны является в романе самым сложным и даже интригующим, уступая в этом только Мышкину. На наш взгляд, он во многом и рассчитан на то, чтобы приобщить читателя к процессу его “разгадки”, в который втянут по воле сюжетных обстоятельств и центральный герой. Показательно поэтапно разворачивающееся в романе “общение” Мыш-кина с этой героиней: от заочного (через рассказы о ней), через ее портрет (который он дважды рассматривает) и уже затем – в личных встречах. Здесь возможны ассоциации с художественным приемом Лермонтова, который проводит читателя по сходным этапам знакомства с Печориным. Однако, в отличие от “лермонтовского варианта”, в романе “Идиот” изначальное впечатление загадочности героини лишь усиливается.

С первой же личной встречи Мышкина и Настасьи Филипповны в их общении возникает важный мотив несогласия между ними по поводу того, какая она: “совершенство” или “пропащая” женщина? В дальнейшем на разных этапах общения у них это принимает вид полемики, в которой верх берет то одна, то другая оценка. В борьбу оценочных характеристик натуры и поведения героини вовлекается Рогожин, а затем и Аглая Епанчина. Указанный мотив по ходу сюжета развивается, становится сквозным и связующим все три судьбы в роковой клубок (Аглая сумела из него “выпутаться” лишь ценой драматичного поворота собственной судьбы).

В авторской концепции образа Настасьи Филипповны представляется значимым и дополнительный мотив – роковой невозможности объяснить логику и смысл отношений князя к героине. Эта необъяснимость возникает уже при описании их знакомства “через портрет”. Далее мотив развивается через указание на “непонятную силу”, которая влечет героя к близкому знакомству с роковой женщиной, затем через “ужас” Мышкина при воспоминании о ее лице, и наконец, эта тенденция закономерно приводит к его сумасшествию, наступившему в финальной сцене, у тела мертвой героини.

В этой связи примечательно совпадение формулировок в словах Мыш-кина о невозможности разъяснить сущность религиозных ощущений, с одной стороны, и логику поведения Настасьи Филипповны – с другой (в обоих случаях люди “не про то говорят”). Прямые аналогии здесь неуместны,

однако в аксиологическом аспекте проясняется следующее. В обоих случаях Мышкин характеризует значение идеала в жизни человека, возможность ощущения этого идеала, а также особенности отношения человека к нему. Никакой идеал нельзя “объяснять” и тем более “обсуждать”.

Для Мышкина образ Настасьи Филипповны с самого начала представлялся воплощением возможного идеала. В этом заключалась одна из немногих, если не единственная его ошибка, которая и привела к роковой развязке. Идеал, который грезился Мышкину, остается в образе Настасьи Филипповны недовоплощенным или даже ущербным. Героиня неоднократно по собственной прихоти оборачивается идеалом не княжеским, а рогожинским. Однако Мышкин не прекращает борьбы за свой идеал до самой гибели героини. В ее образе можно видеть сочетание и борьбу “идеала Мадонны” и “идеала Содомского” (“Братья Карамазовы”). В ее натуре различимы одни составляющие идеала и отсутствие других, которые могли бы сделать этот идеал осуществившимся.

Красота героини передана через сочетание контрастных признаков -гордости и страдания. По Мышкину, примирить этот контраст гордости и страдания способно начало добра. Но для этого необходима способность к прощению и смирению. Гордость и страдание могут стать нормой самочувствия и поведения. Страдание может составлять и подлинную ценность, тогда оно приобретает христианский характер. У героини же оно, в сочетании с гордостью, оборачивается разрушительной силой.

У Достоевского в качестве идеала подразумевается красота не гордая, а смиренная. Тем самым имеется в виду органичное сочетание двух идеалов, при котором они окрашивают друг друга своими признаками, так что один выражается через другой: красота предстаёт смиренной, а смирение оборачивается душевной красотой. Идеал смирения для Настасьи Филипповны был ясен, но оказался слишком для неё высок. Но он её манил, что проясняется как в ее влюбленности в Мышкина (живое воплощение этого идеала), так и в собственных ее колебаниях между противоположными нормами поведения.

1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. О русских классиках / Н.А. Бердяев. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 107-224.

2. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа “реализма в высшем смысле” / Т.А. Касаткина. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 480 с.

3. Кузнецова Е.В. Деяния «Бога жестокости» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2014. – № 14. – С. 154-158.

4. Кузнецова Е.В. Счастье в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (аксиологический аспект) / Е.В. Кузнецова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2009. – № 8-1. – С. 82-83.

5. Кузнецова Е.В. Сложность аксиологической позиции героев романа Ф.М. Достоевского «Идиот» / Е.В. Кузнецова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2009. – № 1. – С. 115-117.

6. Кузнецова Е.В. Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: дисс. . канд. филолог. наук / Е.В. Кузнецова / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2009.

7. Ребель Г.М. «Кто виноват во всем этом?» Мир героев, структура и жанр романа «Идиот» / Г.М. Ребель // Вопросы литературы. – 2007. – № 1. -С. 190-227.

8. Фридлендер Г.М. Идеал «положительно прекрасного» человека. «Идиот» // Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского / Г.М. Фридлендер. – М.; Л.: Сов. писатель, 1964. – С. 218-276.

Ссылка на основную публикацию