Образ и характеристика Стрельникова (Антипова) в романе Доктор Живаго Пастернака

Стрельников (Антипов) в романе Доктор Живаго Пастернака характеристика и образ

Одним из основных персонажей произведения является Павел Антипов, супруг Ларисы Антиповой (Гишар), изменивший в результате начавшейся революции фамилию на Стрельникова.

Герой представляется писателем в образе молодого, красивого мужчины, родившегося в семье железнодорожников, но воспитывающегося посторонними людьми. Стрельников имеет хорошее образование, отличается острым умом, активностью, любознательностью, характеризуется способностью взаимовыручки и самопожертвования.

Павел с детского возраста симпатизирует Ларисе, которая старше его по возрасту, однако данный факт не смущает мужчину, но по истечении некоторого времени материнская нежность и забота супруги начинает тяготить Стрельникова. Предложение о вступлении в брак делает сама Лариса, отличающаяся женской мудростью, и Павел соглашается на женитьбу.

В свете начавшихся революционных действий Павел становится одержим идеей перестройки мирового существования, считая, что стихийные волнения несут за собой счастливую радость для человечества. Но в результате участия в революционной борьбе, в период которой он меняет свою фамилию, в характере Стрельникова начинают прослеживаться черты жестокого и черствого эгоиста, связанные с переоценкой его самосознания.

Герой становится истинным революционером, комиссаром, мечтающим в глубине души ради высокой цели отомстить за страдания, причиненные жене в виде ее поруганной чести и красоты. Однако революционные идеи затмевают разум некогда благородного человека, Стрельников растворяется в беззаконии и теряет себя как полноценная личность, становясь жестоким и равнодушным человеком, однако при этом оставаясь сильным и мужественным мужчиной.

В финале романа Стрельников появляется в доме главного героя доктора Живаго, второй женой которого становится Лариса Антипова после того, как Павел посвящает жизнь революционной борьбе. Стрельников много времени проводит в разговорах с доктором, осознав, что жертвой революционной стихии стало огромное количество населения, в том числе и он, заблуждавшийся о всемирном человеческом счастье, возможном только в результате кровопролитной борьбы. На утро доктор Живаго обнаруживает Стрельникова, совершившего самоубийство.

Описывая образ Стрельникова в романе, писатель раскрывает разрушительные последствия любых военных событий, меняющих человеческие судьбы и несущих боль и страдания.

Сочинение на тему Стрельников-Антипов

Роман Бориса Леонидовича Пастернака под названием «Доктор Живаго» содержит ряд героев, каждый из которых предназначен выполнять отведенную роль. Есть в произведении персонаж по имени Павел Стрельников. Изначально его фамилия была Антипов. Он был юным, искренне любящим жизнь человеком. Этот герой являлся слишком наивным и чистосердечным малым.

Первая его любовь – это девушка Лариса. Создавая семью, он старался демонстрировать себя с положительной стороны. Он был внимательным и заботливым юношей. Однако когда осознал, что чувства Лары – это не что иное, как сострадание, то быстро пересмотрел собственные планы на жизнь. В страну внезапно грянула революция. Эта стихия, поглотившая множество невинных душ, уничтожила здравые мысли целого населения. В список людей, которые ошибочно посчитали, что революционные действия считаются действительно выходом, попал сам персонаж. Он всецело отдался стихии, которая погубила большое количество человеческих жизней. Герой насильно убеждал окружающих людей, что революция – это верный путь развития. Но в дальнейшем Павел сам запутался. Его излишнее геройство и ненужная отвага подорвали собственное самолюбие.

По своей сущности мужчина уверенный в себе человек. Однако когда заходит речь о революционных действиях, отношение к действительности существенно меняется. Из доброго и милого юноши появляется свирепый и алчный человек, который хочет твердо убедить всех в том, что следует идти по новому пути развития. В итоге судьба превратила мужчину в жестокого и беспощадного борца за «справедливость». Дорога нахлынувшей стихии завела в тупик. Мысли перепутались, взгляды поменялись. Семья отошла на задний план. На первое место вышли свежие идеи, которые лишь усугубляли жизнь населения. Антипов оказывается слабым человеком. Оттого на страницах романа у него меняется фамилия на Стрельников…

В конце он совершает самоубийство, избегая худшей участи. Герой не смог продолжать бороться за то, что не внушает доверие. Он понял, насколько серьезно революция затронула судьбы людей. Но смириться со всеми обстоятельствами оказалось для него просто-напросто невозможным. В этом и вся трагедия!

Также читают:

Картинка к сочинению Стрельников (Антипов) в романе Доктор Живаго

Популярные сегодня темы

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё ,что будет написано здесь – это моё личное мнение.

Рассказ В.П. Астафьева «Последний поклон» является автобиографичным. В нем затрагиваются две животрепещущие темы для автора – деревенская жизнь и война. В повести мы следим за судьбой мальчика – сироты, оставшегося у бабушки на попечении.

Произведение создано в драматическом жанре, повествующем о тяжелом, серьезном, бытовом сюжете, приближенным к реальной действительности.

Горький написал произведение «На дне». Больше всего на свете автору хотелось показать совсем другой слой населения, о котором мало чего известно. И эти люди находятся на самом дне

Данная картина написана замечательной художницей Верой Александровной Репка в 1971 году. Полотно очень живое с главной героиней. Мы видим хрупкую девушку, которая сидит за рулем троллейбуса или автобуса.

«Доктор Живаго» главные герои

Роман Пастернака “Доктор Живаго” – сложное, многогранное произведение, за которое автор получил Нобелевскую премию. Образ Юрия Живаго автобиографичен, его создание – титанический труд писателя длиною в десятилетие. Главный герой “Доктор Живаго” отражение жизни и внутреннего мира самого Пастернака, его поколения. В романе “Доктор Живаго” герои проживают свою жизнь параллельно жизни самой России, кто-то вместе с ней, а кто-то вдали. Таблица характеристик героев произведения может быть полезна при анализе романа, написании творческих работ или подготовке к уроку.

Характеристика героев

Главные герои

Юрий Живаго

Талантливый молодой человек, живёт в семье приёмных родителей (Громеко). После скитаний со своим дядей знакомые передают мальчика будущей семье. Он счастлив, имеет любящих родителей, много друзей. Рано начинает писать стихи, но повзрослев, выбирает профессию врача. После свадьбы с Тоней работает врачом, у них рождается сын. Вскоре Юрия забирают на фронт. Всю свою жизнь Юрий пытается понять себя, своё предназначение, его волнуют перемены в обществе, жизнь стремительно меняется. Он влюбляется в Ларису, живёт с ней. Потом долго приживается в когда-то родном городе. Умирает от сердечного приступа на остановке.

Тоня, его жена

Дочь тех людей, что приютили его ещё мальчиком, стала женой Юрия. Она благородна, терпима, относится к своей судьбе по-философски. Растит сына, а после и дочь фактически одна. Семья часто терпит нужду, заработков отца не хватает даже на необходимое. Он пропадает из её жизни, Тоня выезжает за границу, оставляя Юрию письмо о том, что не осуждает его. Она знает о другой жизни – его и Лары. Тоня обещает воспитать детей с уважением к отцу.

Лариса Антипова

Женщина с трудной судьбой. Очень красива и очень несчастна. Выходит замуж, чтобы избавится от Комаровского, который исковеркал её жизнь ещё в начале пути. Рассказывает молодому мужу свою историю, он не может прийти в себя. Она умная, смелая женщина, всю жизнь боролась за себя и за ребёнка одна. Не боится жизненных трудностей, все восхищаются ею. Лариса уезжает с Комаровским, обманутая, думая, что её преследуют. Она появляется на похоронах Юрия Живаго, а потом исчезает.

Виктор Комаровский

Адвокат, влиятельный, очень богатый человек. Он некоторое время живет с Ларисиной мамой, после склоняет Ларису к отношениям. Влюбляется в неё, преследует в течение всей жизни. Деловой человек, хитрый, скользкий, везде ищет выгоду. Имеет отношение к смерти отца Живаго.

Второстепенные персонажи

Павел Антипов (Стрельников)

Не чувствуя семейного счастья, уходит на фронт добровольцем, жизнь меняет его взгляды, он не может приспособиться к политической обстановке, бросается в крайности. Становится комиссаром в революционное время, меняет фамилию. Решив вернуться к семье встречает Юрия, узнает о судьбе Ларисы. На следующий день Павел застрелился во дворе.

Евграф Живаго

Сводный брат Юрия. Он восхищается талантом брата, помогает ему деньгами и продуктами, время от времени появляясь в жизни поэта. Юрий не знает, кем работает Евграф, кто он, они совсем чужие. В конце жизни именно Евграф собирает все сочинения Юрия, устраивает его на работу, помогает с жильём. В жизни Юрия Евграф – ангел-хранитель. Даже после смерти главного героя генерал-майор Евграф отыскивает его детей и помогает им.

Веденяпин Николай

Дядя, который забрал Юрия после смерти матери. Он рассказал мальчику многое о матери и отце, какое-то время заботился о нём.

Александр и Анна Громеко

Родители Тони. Очень хорошие, светлые люди. Со своим приёмным отцом Юрий ведёт долгие беседы, это лучшее время в жизни Юрия. Мать благословляет их с Тоней на брак, понимая, что дети очень подходят друг другу. Вскоре она умирает.

Марина (неофициальная жена Юрия)

В последние годы Юрий Живаго живёт в Москве с Мариной, у них двое детей.

Лариса Антипова образ и характеристика

Лариса Антипова образ и характеристика

1. Общая характеристика. Лариса (Лара) Федоровна Антипова (Гишар) – главная героиня романа Б. Пастернака “Доктор Живаго”.

Это жена Павла Антипова (Стрельникова) и возлюбленная Юрия Андреевича Живаго. Прототипом этого персонажа для Пастернака послужила Ольга Ивинская – его последняя любовь.

2. Внешний вид и характер. Лариса Федоровна – очень красивая женщина. У нее белокурые волосы и серые глаза. Особую грацию ей придает “незаметная быстрота движений”.

Антипова отличается нежеланием и неумением сознательно выстраивать собственную жизнь. Оно покорно следует и полностью доверяет своей судьбе. При этом Лариса Федоровна обладает удивительной способностью к любой работе.

Юрия Федоровича поражает, насколько естественно и непринужденно выглядит его возлюбленная как во время переноски ведер, так и занимаясь в библиотеке.

По характеру Лариса Федоровна очень похожа на доктора Живаго. Она также старается сохранить независимость от исторической эпохи, скрыться от окружающей злобы и ненависти в воображаемом счастливом мире.

При всей своей мягкости и доброте Лариса Федоровна является роковой женщиной, которая обладает великой властью переплетать судьбы людей. Все главные герои романа (как мужские, так и женские) попадают под ее влияние, сталкиваясь между собой самым причудливым образом (“стукаются лбами”, по выражению А. Эфрон).

3. Раннее падение. Молодая Лара живет вместе с матерью (вдовой Амалией Карловной Гишар) и братом Родей. Мечтательная девочка учится в гимназии и представляет собой “самое чистое существо на свете”. Резкий перелом в судьбе Лары происходит после ее соблазнения адвокатом Комаровским.

Девочка очень рано становится женщиной, о чем гораздо позднее скажет Живаго: “Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь”. Лариса мучительно переживает свое падение. Ей вдвойне стыдно от того, что внимание красивого известного мужчины доставляет определенное удовольствие. Чем дольше длится этот роман, тем больше девушка осознает, что Комаровский стал ее проклятием.

Параллельно развиваются отношения с Пашей Антиповым. В полусумасшедшем состоянии Лариса совершает попытку убить Комаровского. Только таким образом она избавляется от своего проклятия.

4. Недолгое счастье. Лариса Федоровна выходит замуж за Пашу из жалости и милосердия к нему. Но постепенно тихая и спокойная жизнь в Юрятине становится для нее идеалом. Внезапный и бессмысленный отъезд Антипова на фронт становится для Лары крушением самых лучших и светлых надежд.

Читайте также:  Сочинение Образ Гринева и Швабрина в повести Капитанская дочка 8 класс

Тоска по мужу толкает Ларису Федоровну на самый решительный поступок в своей жизни. Она заканчивает курсы сестер милосердия и тоже отправляется на войну. На фронте Лара узнает о смерти Паши. Здесь же происходит ее знакомство с доктором Живаго. Эта становится началом романа главных героев, хотя о любви между ними не было сказано ни слова.

5. Лара и Живаго. Очередное “столкновение лбами” происходит в Юрятине. Юрий Андреевич случайно встречает Ларису Федоровну в библиотеке, а затем решается прийти к ней домой. Женщина живет вдвоем с дочерью. Она знает, что под страшным именем комиссара Стрельникова скрывается ее муж. Лариса Федоровна безмерно уважает Пашу и мечтает вернуться с ним в прошлое. Муж, однако, полностью охвачен революционной стихией. Ему сейчас не до жены и ребенка.

Лара находит новое счастье в романе с Живаго. Пока доктора не мобилизовали партизаны, его отношения с Ларисой Федоровной были преступными. Живаго разрывался между семьей и любимой женщиной. Сама Лара даже не пыталась “подчинить” себе любимого, наслаждаясь каждым счастливым мгновением. Проведя в отряде год и совершив побег, Юрий Андреевич возвращается в Юрятин и вновь воссоединяется с любимой.

На какое-то время Живаго и Лариса Федоровна полностью выпадают из времени, всецело отдавшись любви. Постепенно вокруг влюбленных сгущаются тучи. Ради Кати Лариса Федоровна соглашается бежать с Комаровским, еще не зная, что больше не увидит живыми ни Юрия, ни Пашу.

В финале вновь совершенно случайно Лариса Федоровна заходит в дом, где стоит гроб с Живаго. Так происходит последняя встреча между влюбленными. Главная героиня несколько дней вместе с братом Живаго занимается разбором бумаг покойного, а затем бесследно исчезает: “Видимо, ее арестовали. и она умерла или пропала неизвестно где”.

6. Значение образа. Лара для Пастернака – олицетворение русской женщины и всей многострадальной страны в целом. Доктор Живаго называет Россию “несравненной. знаменитой родительницей, мученицей, упрямицей, сумасбродкой. боготворимой”. Все эти определения подходят к Ларисе Федоровне. Жена Юрия Андреевича говорит: “Лара родилась, чтобы “осложнять[жизнь] . и сбивать с дороги””.

На роковую женщину претендуют три совершенно разных типа мужчины: пошляк (Комаровский), борец (Антипов-Стрельников) и поэт (Живаго). Самим Богом Лариса Федоровна (Россия) предназначена поэту, но этот союз слишком хрупок и недолговечен.

«Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака»

В соответствии с идейно-тематическим со­держанием строится система образов романа, в центре которой ока­зывается главный герой — Юрий Андреевич Живаго. Часто его на­зывают alter ego автора, сравнивают с лирическим героем стихотворений. С другой стороны, в нем видят продолжение того типа героя русской литературы XIX века, которого принято назы­вать «лишним человеком». Обе эти позиции имеют свои обоснова­ния. Сам Пастернак, по воспоминаниям его близкой знакомой Оль­ги Ивинской, говорил, что в образе Юрия Андреевича он соединил черты личности Блока, Есенина, Маяковского и самого себя. Пока­зателен и тот факт, что он доверяет герою не только выражение своих взглядов, мыслей, раздумий по самым важным проблемам, но даже «отдает» ему подлинные шедевры своей лирики. Но все же Живаго — это романный герой, в котором автор воплотил черты определенной личности той эпохи. Это типичный интеллигент, че­ловек умный, образованный, наделенный чуткой душой и творче­ским даром. Оказавшись в водовороте исторических событий, он как будто «стоит над схваткой», не может полностью примкнуть ни к какому стану — ни к белым, ни к красным. Живаго хочет крик­нуть и белому, гимназисту, еще почти мальчику, и красным, боль­шевикам, «что спасение не в верности формам, а освобождении от них». Поразительна по силе сцена боя партизанского отряда, в ко­тором вопреки своей воле оказался Юрий Андреевич. Он находит зашитые в одежде тексты 90 Псалма и у убитого партизана, и у воевавшего против партизан гимназиста. Они стреляли друг в дру­га, но взывали к помощи и защите у единого Спасителя.

Позже Живаго обнаруживает, что сохранять свою обособленность, отделенность от «стадности» становится все труднее. «Что же мешает мне служить, лечить и писать?» — думает он и приходит к порази­тельному выводу: «…не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фра­зы». Порой кажется, что он действительно «лишний», безвольный человек, не сумевший найти свое место в новой жизни, в отличие от друзей юности Дудорова и Гордона. Все, что он делает, подчеркнуто буднично, прозаично, а его колебания, сомнения, нерешительность порой раздражают. Но это лишь внешний срез, за которым просмат­ривается то, что и делает Живаго героем романа: в условиях всеоб­щей обезличенности он остается личностью, среди крайней жестоко­сти, которую несет за собой революция и гражданская война, он сохраняет доброту и человечность. Он способен и сочувствовать на­родным бедам, и осознавать неизбежность происходящего. В общей историко-философской концепции Пастернака именно такой чело­век способен постигать суть событий, а будучи творческой личностью, может выразить ее в своих стихах, помогая разобраться в окружаю­щем мире другим. Сам он при этом становится жертвой времени — недаром он умирает в 1929 году, который называют годом «великого перелома». Однажды А. Блок сказал, что Пушкина «убило отсутствие воздуха», и Пастернак буквально реализует эту метафору. В той ат­мосфере полной несвободы, торжества посредственности, разрыва культурных и духовных связей личность, подобная Юрию Живаго, не может жить. Но и многие годы спустя его друзья помнят о нем. Склонившись над потрепанной тетрадью стихов Живаго, они вдруг ощущают «счастливое умиление и спокойствие», «свободу души», ко­торая так и не наступила даже после Великой Отечественной войны, хотя все ее ожидали, но которую пронес через свою жизнь давно умерший Юрий Живаго и сумел передать в своих стихах. Эти фи­нальные строки — утверждение незаурядности героя романа, плодо­творности его существования и неистребимости и бессмертия вели­кой культуры, вечных истин и нравственных ценностей, которые составляли основу его личности.

Антиподом Живаго в романе является Антипов-Стрельников. Он воплощение типа «железных борцов» революции. С одной стороны, ему присуща огромная сила воли, активность, готовность к самопо­жертвованию во имя великой идеи, аскетизм, чистота помыслов. С

другой стороны, для него характерна неоправданная жестокость, прямолинейность, способность диктовать всем то, что воспринима­ется им как «революционная необходимость», и силой «загонять» в новую жизнь даже тех, кто вовсе не стремится в нее вписаться. Судьба его оказывается трагична. Павел Антипов, превратившись из робкого, романтического молодого человека, влюбленного в Лару и исповедующего гуманистические идеи свободы, равенства и брат­ства, в жестокого борца, карателя Стрельникова, оказывается жертвой ложной, мертвящей революционной идеи, противореча­щей, по мнению автора, естественному ходу истории и самой жиз­ни. Хорошо понимающая внутреннюю мотивацию поступков своего мужа Лара отмечает: «С каким-то юношеским, ложно направлен­ным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. … Он ведь по сей день сводит с ней счеты. … Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции».

В результате Антипов во имя борьбы за революцию отказывает­ся от жены и дочери, от всего, что в его представлении мешает «де­лу жизни». Он даже берет другое имя — Стрельников — и стано­вится воплощением жестокой силы революции. Но оказывается, что на самом деле он безволен и бессилен в своем стремлении управ­лять ходом истории. «Переделка жизни! — восклицает Юрий Жи­ваго. — Так могут рассуждать люди, … ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, ее души. …А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она … сама вечно переделывает и пре­творяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». В итоге Антипов-Стрельников приходит к полной безысходности и кончает жизнь самоубийством. Так автор показывает, что фана­тичное служение революции может привести только к смерти и по сути своей противостоит жизни.

Воплощением жизни, любви, России выступает в романе Лара — возлюбленная Живаго. Она между двумя героями-антиподами — Живаго и Антиповым-Стрельниковым. О прототипе Лары Пастер­нак писал в письме Р. Швейцер в 1958 году, отмечая, что Ольга Всеволодовна Ивинская «и есть Лара моего произведения», «олице­творение жизнерадостности и самопожертвования». В интервью английскому журналисту 1959 года писатель утверждал: «В моей молодости не было одной, единственной Лары… Но Лара моей ста­рости вписана в мое сердце ее (Ивинской) кровью и ее тюрьмой». Как и в судьбе автора, так и в судьбе героя существуют две люби­мые, необходимые ему, определяющие его жизнь женщины. Его жена Тоня — это олицетворение незыблемых основ: дома, семьи. Лара — это воплощение стихии любви, жизни, творчества. Этот об­раз продолжает традицию лучших героинь русской классической литературы (Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Ольга Ильинская, «тургеневские девушки» и т.д.). Но судьба ее также оказывается не­разрывно связана с судьбой России. Д.С. Лихачев утверждает, что в романе Лара — символ России и самой жизни. В то же время — это вполне конкретный образ, со своей судьбой, которая составляет од­ну из основных сюжетных линий. Показательно, что она — сестра милосердия, которая помогает раненым во время первой мировой войны. В ней органично сочетается стихийное, природное начало и тонкое чувство культуры, ей посвящены лучшие стихи Живаго. Любовь ее к Юрию Андреевичу выстрадана и обретена через тяж­кие испытания грехом, унизительной связью с Комаровским, влия­тельным адвокатом, воплощающим полную беспринципность, ци­низм, грязь и пошлость буржуазного общества. Лара идет без любви на брак с Антиповым, чтобы освободиться от Комаровского. С Юрием ее изначально связывает любовь, которая и есть воплоще­ние радости жизни, ее олицетворение. Их соединяет чувство свобо­ды, являющееся залогом бессмертия. Хотя их любовь с точки зре­ния общепринятых норм запретна (Живаго женат на Тоне, а Лара замужем за Антиповым, хотя отношения с Живаго развиваются в тот момент, когда Лара считает мужа погибшим), она для героев оказывается освящена всем мирозданием. Вот, например, как Лара у гроба Живаго говорит об их любви: «Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изобража­ют. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: зем­ля под ними, небо над их головами, облака и деревья». В финале случайно попавшая на похороны Юрия Живаго Лара оплакивает его, но эта сцена потрясает не только глубиной чувства, выражае­мого в народно-поэтических традициях, но и тем, что героиня об­ращается к умершему как к живому («Вот и снова мы вместе, Юрочка. … Какой ужас, подумай! … Подумай!»). Оказывается, что любовь это и есть жизнь, она сильнее смерти, важнее «перестройки земного шара», которая в сравнении с «загадкой жизни, загадкой смерти», человеческим гением всего лишь «мелкие мировые дряз­ги». Так еще раз в финале подчеркивается главный идейно­образный стержень романа: противопоставление живого и мертвого и утверждение победы жизни над смертью.Художественные особенности и жанрово-композиционное своеобразие романа с момента его первой публикации и до сего времени являются предметом жарких дискуссий и споров. После публикации романа в 1988 г. в «Новом мире» на страницах «Лите­ратурной газеты» развернулась оживленная полемика, одним из ключевых вопросов которой стало определение жанровой природы этого произведения. Утверждалось, что в данном случае «опреде­лить жанр — значит найти ключ к роману, его законы». Было вы­сказано несколько точек зрения, которые продолжают обсуждать­ся и в настоящее время: «это не роман, а род автобиографии», «роман — лирическое стихотворение» (Д.С. Лихачев); «роман-житие» (Г. Гачев); «не только поэтический и политический, но и философский роман» (А. Гулыга); «символический роман (в широ­ком, пастернаковском смысле)», «роман-миф» (С. Пискунова, В. Пискунов); «модернистское, остросубъективное произведение», лишь внешне сохраняющее «структуру традиционного реалистиче­ского романа» (Вяч. Воздвиженский); «поэтический романа», «мета­форическая автобиография» (А. Вознесенский); «роман-симфония», «роман-проповедь», «роман-притча» (Р. Гуль).

Читайте также:  Сочинение по произведению Палата номер 6 Чехова

Композиционная структура произведения также служит пред­метом оживленных дискуссий. Многие критики считают роман слишком «сделанным», схематичным, конструктивные узлы явно выпирающими. Другие, не отрицая этого, видят в подобном по­строении особый художественный прием, позволяющий автору до­нести главную идею романа о сопряженности всего сущего в мире не только через слова, образы, описания и диалоги, но и с помощью самой композиции произведения. Такой прием часто используется в поэзии, особенно модернистской поэзии XX века, и чем-то сродни музыкальным формам. Это касается и сквозных образно-тематических мотивов (указанный выше образ метели, вьюги, мотив па­мяти и др.), сюжетно-образных параллелей природного и человече­ского мира, истории и вечности и т.д. Так в сцене на поле сражения первой мировой войны сталкиваются пять действующих лиц: «Скончавшийся изуродованный был рядовой запаса Гимазетдин, кричавший в лесу офицер — его сын, подпоручик Галиуллин, сест­ра была Лара, Гордон и Живаго — свидетели, все они были вместе, все были рядом, и одни не узнали друг друга, другие не знали ни­когда, и одно осталось навсегда неустановленным, другое стало ждать обнаружения до следующего случая, до новой встречи». «Ждут обнаружения» и непреднамеренные, но оказавшиеся судьбо­носными встречи главных героев в Москве. Именно в той комнате, в которой горящая свеча так поразила Юрия, сам того не зная, он поселяется в последние дни своей жизни, и туда случайно заходит

Лара, обнаруживая гроб с телом своего возлюбленного, которого дав­но уже потеряла на жизненных перепутьях. В эпилоге романа — по­следний композиционный узел: летом 1943 года на фронтах Вели­кой Отечественной войны встречаются Гордон и Дудоров, вспоминающие Юрия Живаго, и случайно обнаруживают бельев­щицу Таню Безочередеву, воспитанную в детдоме, которая оказы­вается дочкой покойного Юрия Андреевича и которую случайно ра­зыскал чуть раньше его брат генерал-майор Живаго.

Критик Н. Иванова утверждает, что композиция романа, постро­енного по музыкально-симфоническому принципу, основана на стрежневом лейтмотиве железной дороги, который разветвляется на множество отдельных мотивов, линий, подтем. Так вблизи же­лезной дороги завязывается первый «узел»: эпизод самоубийства отца Юрия, вокруг которого группируются сразу несколько персо­нажей, в большей или меньшей степени участвующие в последую­щем действии (Комаровский, Миша Гордон, будущий революцио­нер Тиверзин; издали видят остановившийся поезд, не зная еще о страшном событии, его вызвавшем, сам Юра Живаго, его дядя Ни­колай Николаевич Веденяпин, приехавшие в гости в Дуплянку, где в то время находился и Ника Дудоров). В бронированном вагоне происходит важнейшая для дальнейшего сюжета встреча Юрия Андреевича и Стрельникова. Около железной дороги находится будка, в которой живет бывшая прислуга Лары Марфа. Именно у нее оказалась дочь Живаго и Лары Таня, которая рассказывает много лет спустя Дудорову и Гордону страшную историю убийства сына Марфы Петеньки. Показательно, что и смерть Юрия Живаго происходит у рельсов — на трамвайной остановке. Так через мета­образ железной дороги, воплощающей неумолимость времени и мертвящую силу, реализуется основная идейно-композиционная Ось романа: противопоставление живого и мертвого.

Подобное построение произведения производит впечатление не­которой театральности, но понятой не прямолинейно, а как вопло­щение Вселенской драмы бытия. Отсюда и такие художественные особенности романа, как пестрота языковых форм, включающих всю богатейшую палитру: от библейской и философской лексики, литературно-поэтической традиции до разговорных просторечных форм, языка улицы, деревенского говора. «Одна из художественных сил … романа — сила деталей, — указывает Р.Б. Гуль. — На них, на этой образности, на этом русском слове стоит весь роман». Как отмечают другие критики, театральность романа соотносима и с широким использованием в нем развернутых сравнений, метафор, олицетворений. По словам самого Пастернака, метафора — «это ес­тественное следствие недолговечности человека и надолго заду­манной огромности его задач, его духа». Вот почему излюбленный поэтический прием писателя так органично входит в его роман и позволяет на стилистическом уровне реализовать его главную идею: свести воедино разрозненные полюсы бытия и преодолеть силы разрушения, победить смерть и обрести бессмертие.

Система образов «ДОКТОР ЖИВАГО»

Система образов. В соответствии с идейно-тематическим со­держанием строится система образов романа, в центре которой ока­зывается главный герой — Юрий Андреевич Живаго. Часто его на­зывают alter ego автора, сравнивают с лирическим героем стихотворений. С другой стороны, в нем видят продолжение того типа героя русской литературы XIX века, которого принято назы­вать «лишним человеком». Обе эти позиции имеют свои обоснова­ния. Сам Пастернак, по воспоминаниям его близкой знакомой Оль­ги Ивинской, говорил, что в образе Юрия Андреевича он соединил черты личности Блока, Есенина, Маяковского и самого себя. Пока­зателен и тот факт, что он доверяет герою не только выражение своих взглядов, мыслей, раздумий по самым важным проблемам, но даже «отдает» ему подлинные шедевры своей лирики. Но все же Живаго — это романный герой, в котором автор воплотил черты определенной личности той эпохи. Это типичный интеллигент, че­ловек умный, образованный, наделенный чуткой душой и творче­ским даром. Оказавшись в водовороте исторических событий, он как будто «стоит над схваткой», не может полностью примкнуть ни к какому стану — ни к белым, ни к красным. Живаго хочет крик­нуть и белому, гимназисту, еще почти мальчику, и красным, боль­шевикам, «что спасение не в верности формам, а освобождении от них». Поразительна по силе сцена боя партизанского отряда, в ко­тором вопреки своей воле оказался Юрий Андреевич. Он находит зашитые в одежде тексты 90 Псалма и у убитого партизана, и у воевавшего против партизан гимназиста. Они стреляли друг в дру­га, но взывали к помощи и защите у единого Спасителя.

Позже Живаго обнаруживает, что сохранять свою обособленность, отделенность от «стадности» становится все труднее. «Что же мешает мне служить, лечить и писать?» — думает он и приходит к порази­тельному выводу: «…не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фра­зы». Порой кажется, что он действительно «лишний», безвольный человек, не сумевший найти свое место в новой жизни, в отличие от друзей юности Дудорова и Гордона. Все, что он делает, подчеркнуто буднично, прозаично, а его колебания, сомнения, нерешительность порой раздражают. Но это лишь внешний срез, за которым просмат­ривается то, что и делает Живаго героем романа: в условиях всеоб­щей обезличенности он остается личностью, среди крайней жестоко­сти, которую несет за собой революция и гражданская война, он сохраняет доброту и человечность. Он способен и сочувствовать на­родным бедам, и осознавать неизбежность происходящего. В общей историко-философской концепции Пастернака именно такой чело­век способен постигать суть событий, а будучи творческой личностью, может выразить ее в своих стихах, помогая разобраться в окружаю­щем мире другим. Сам он при этом становится жертвой времени — недаром он умирает в 1929 году, который называют годом «великого перелома». Однажды А. Блок сказал, что Пушкина «убило отсутствие воздуха», и Пастернак буквально реализует эту метафору. В той ат­мосфере полной несвободы, торжества посредственности, разрыва культурных и духовных связей личность, подобная Юрию Живаго, не может жить. Но и многие годы спустя его друзья помнят о нем. Склонившись над потрепанной тетрадью стихов Живаго, они вдруг ощущают «счастливое умиление и спокойствие», «свободу души», ко­торая так и не наступила даже после Великой Отечественной войны, хотя все ее ожидали, но которую пронес через свою жизнь давно умерший Юрий Живаго и сумел передать в своих стихах. Эти фи­нальные строки — утверждение незаурядности героя романа, плодо­творности его существования и неистребимости и бессмертия вели­кой культуры, вечных истин и нравственных ценностей, которые составляли основу его личности.

Антиподом Живаго в романе является Антипов-Стрельников. Он воплощение типа «железных борцов» революции. С одной стороны, ему присуща огромная сила воли, активность, готовность к самопо­жертвованию во имя великой идеи, аскетизм, чистота помыслов. С

другой стороны, для него характерна неоправданная жестокость, прямолинейность, способность диктовать всем то, что воспринима­ется им как «революционная необходимость», и силой «загонять» в новую жизнь даже тех, кто вовсе не стремится в нее вписаться. Судьба его оказывается трагична. Павел Антипов, превратившись из робкого, романтического молодого человека, влюбленного в Лару и исповедующего гуманистические идеи свободы, равенства и брат­ства, в жестокого борца, карателя Стрельникова, оказывается жертвой ложной, мертвящей революционной идеи, противореча­щей, по мнению автора, естественному ходу истории и самой жиз­ни. Хорошо понимающая внутреннюю мотивацию поступков своего мужа Лара отмечает: «С каким-то юношеским, ложно направлен­ным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. … Он ведь по сей день сводит с ней счеты. … Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции».

В результате Антипов во имя борьбы за революцию отказывает­ся от жены и дочери, от всего, что в его представлении мешает «де­лу жизни». Он даже берет другое имя — Стрельников — и стано­вится воплощением жестокой силы революции. Но оказывается, что на самом деле он безволен и бессилен в своем стремлении управ­лять ходом истории. «Переделка жизни! — восклицает Юрий Жи­ваго. — Так могут рассуждать люди, … ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, ее души. …А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она … сама вечно переделывает и пре­творяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». В итоге Антипов-Стрельников приходит к полной безысходности и кончает жизнь самоубийством. Так автор показывает, что фана­тичное служение революции может привести только к смерти и по сути своей противостоит жизни.

Воплощением жизни, любви, России выступает в романе Лара — возлюбленная Живаго. Она между двумя героями-антиподами — Живаго и Антиповым-Стрельниковым. О прототипе Лары Пастер­нак писал в письме Р. Швейцер в 1958 году, отмечая, что Ольга Всеволодовна Ивинская «и есть Лара моего произведения», «олице­творение жизнерадостности и самопожертвования». В интервью английскому журналисту 1959 года писатель утверждал: «В моей молодости не было одной, единственной Лары… Но Лара моей ста­рости вписана в мое сердце ее (Ивинской) кровью и ее тюрьмой». Как и в судьбе автора, так и в судьбе героя существуют две люби­мые, необходимые ему, определяющие его жизнь женщины. Его жена Тоня — это олицетворение незыблемых основ: дома, семьи. Лара — это воплощение стихии любви, жизни, творчества. Этот об­раз продолжает традицию лучших героинь русской классической литературы (Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Ольга Ильинская, «тургеневские девушки» и т.д.). Но судьба ее также оказывается не­разрывно связана с судьбой России. Д.С. Лихачев утверждает, что в романе Лара — символ России и самой жизни. В то же время — это вполне конкретный образ, со своей судьбой, которая составляет од­ну из основных сюжетных линий. Показательно, что она — сестра милосердия, которая помогает раненым во время первой мировой войны. В ней органично сочетается стихийное, природное начало и тонкое чувство культуры, ей посвящены лучшие стихи Живаго. Любовь ее к Юрию Андреевичу выстрадана и обретена через тяж­кие испытания грехом, унизительной связью с Комаровским, влия­тельным адвокатом, воплощающим полную беспринципность, ци­низм, грязь и пошлость буржуазного общества. Лара идет без любви на брак с Антиповым, чтобы освободиться от Комаровского. С Юрием ее изначально связывает любовь, которая и есть воплоще­ние радости жизни, ее олицетворение. Их соединяет чувство свобо­ды, являющееся залогом бессмертия. Хотя их любовь с точки зре­ния общепринятых норм запретна (Живаго женат на Тоне, а Лара замужем за Антиповым, хотя отношения с Живаго развиваются в тот момент, когда Лара считает мужа погибшим), она для героев оказывается освящена всем мирозданием. Вот, например, как Лара у гроба Живаго говорит об их любви: «Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изобража­ют. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: зем­ля под ними, небо над их головами, облака и деревья». В финале случайно попавшая на похороны Юрия Живаго Лара оплакивает его, но эта сцена потрясает не только глубиной чувства, выражае­мого в народно-поэтических традициях, но и тем, что героиня об­ращается к умершему как к живому («Вот и снова мы вместе, Юрочка. … Какой ужас, подумай! … Подумай!»). Оказывается, что любовь это и есть жизнь, она сильнее смерти, важнее «перестройки земного шара», которая в сравнении с «загадкой жизни, загадкой смерти», человеческим гением всего лишь «мелкие мировые дряз­ги». Так еще раз в финале подчеркивается главный идейно­образный стержень романа: противопоставление живого и мертвого и утверждение победы жизни над смертью.

Читайте также:  Сочинение Посетители Хлестакова

Художественные особенности и жанрово-композиционное своеобразие романа с момента его первой публикации и до сего времени являются предметом жарких дискуссий и споров. После публикации романа в 1988 г. в «Новом мире» на страницах «Лите­ратурной газеты» развернулась оживленная полемика, одним из ключевых вопросов которой стало определение жанровой природы этого произведения. Утверждалось, что в данном случае «опреде­лить жанр — значит найти ключ к роману, его законы». Было вы­сказано несколько точек зрения, которые продолжают обсуждать­ся и в настоящее время: «это не роман, а род автобиографии», «роман — лирическое стихотворение» (Д.С. Лихачев); «роман-житие» (Г. Гачев); «не только поэтический и политический, но и философский роман» (А. Гулыга); «символический роман (в широ­ком, пастернаковском смысле)», «роман-миф» (С. Пискунова, В. Пискунов); «модернистское, остросубъективное произведение», лишь внешне сохраняющее «структуру традиционного реалистиче­ского романа» (Вяч. Воздвиженский); «поэтический романа», «мета­форическая автобиография» (А. Вознесенский); «роман-симфония», «роман-проповедь», «роман-притча» (Р. Гуль).

Композиционная структура произведения также служит пред­метом оживленных дискуссий. Многие критики считают роман слишком «сделанным», схематичным, конструктивные узлы явно выпирающими. Другие, не отрицая этого, видят в подобном по­строении особый художественный прием, позволяющий автору до­нести главную идею романа о сопряженности всего сущего в мире не только через слова, образы, описания и диалоги, но и с помощью самой композиции произведения. Такой прием часто используется в поэзии, особенно модернистской поэзии XX века, и чем-то сродни музыкальным формам. Это касается и сквозных образно-тематических мотивов (указанный выше образ метели, вьюги, мотив па­мяти и др.), сюжетно-образных параллелей природного и человече­ского мира, истории и вечности и т.д. Так в сцене на поле сражения первой мировой войны сталкиваются пять действующих лиц: «Скончавшийся изуродованный был рядовой запаса Гимазетдин, кричавший в лесу офицер — его сын, подпоручик Галиуллин, сест­ра была Лара, Гордон и Живаго — свидетели, все они были вместе, все были рядом, и одни не узнали друг друга, другие не знали ни­когда, и одно осталось навсегда неустановленным, другое стало ждать обнаружения до следующего случая, до новой встречи». «Ждут обнаружения» и непреднамеренные, но оказавшиеся судьбо­носными встречи главных героев в Москве. Именно в той комнате, в которой горящая свеча так поразила Юрия, сам того не зная, он поселяется в последние дни своей жизни, и туда случайно заходит

Лара, обнаруживая гроб с телом своего возлюбленного, которого дав­но уже потеряла на жизненных перепутьях. В эпилоге романа — по­следний композиционный узел: летом 1943 года на фронтах Вели­кой Отечественной войны встречаются Гордон и Дудоров, вспоминающие Юрия Живаго, и случайно обнаруживают бельев­щицу Таню Безочередеву, воспитанную в детдоме, которая оказы­вается дочкой покойного Юрия Андреевича и которую случайно ра­зыскал чуть раньше его брат генерал-майор Живаго.

Критик Н. Иванова утверждает, что композиция романа, постро­енного по музыкально-симфоническому принципу, основана на стрежневом лейтмотиве железной дороги, который разветвляется на множество отдельных мотивов, линий, подтем. Так вблизи же­лезной дороги завязывается первый «узел»: эпизод самоубийства отца Юрия, вокруг которого группируются сразу несколько персо­нажей, в большей или меньшей степени участвующие в последую­щем действии (Комаровский, Миша Гордон, будущий революцио­нер Тиверзин; издали видят остановившийся поезд, не зная еще о страшном событии, его вызвавшем, сам Юра Живаго, его дядя Ни­колай Николаевич Веденяпин, приехавшие в гости в Дуплянку, где в то время находился и Ника Дудоров). В бронированном вагоне происходит важнейшая для дальнейшего сюжета встреча Юрия Андреевича и Стрельникова. Около железной дороги находится будка, в которой живет бывшая прислуга Лары Марфа. Именно у нее оказалась дочь Живаго и Лары Таня, которая рассказывает много лет спустя Дудорову и Гордону страшную историю убийства сына Марфы Петеньки. Показательно, что и смерть Юрия Живаго происходит у рельсов — на трамвайной остановке. Так через мета­образ железной дороги, воплощающей неумолимость времени и мертвящую силу, реализуется основная идейно-композиционная Ось романа: противопоставление живого и мертвого.

Подобное построение произведения производит впечатление не­которой театральности, но понятой не прямолинейно, а как вопло­щение Вселенской драмы бытия. Отсюда и такие художественные особенности романа, как пестрота языковых форм, включающих всю богатейшую палитру: от библейской и философской лексики, литературно-поэтической традиции до разговорных просторечных форм, языка улицы, деревенского говора. «Одна из художественных сил … романа — сила деталей, — указывает Р.Б. Гуль. — На них, на этой образности, на этом русском слове стоит весь роман». Как отмечают другие критики, театральность романа соотносима и с широким использованием в нем развернутых сравнений, метафор, олицетворений. По словам самого Пастернака, метафора — «это ес­тественное следствие недолговечности человека и надолго заду­манной огромности его задач, его духа». Вот почему излюбленный поэтический прием писателя так органично входит в его роман и позволяет на стилистическом уровне реализовать его главную идею: свести воедино разрозненные полюсы бытия и преодолеть силы разрушения, победить смерть и обрести бессмертие.

Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Главным героем своего романа Пастернак сделал яркого представителя русской интеллигенции Юрия Живаго. Более того, писатель изменил первоначальное название романа «Свеча горела» на «Доктор Живаго».

Имя главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом «юродивый». Отчество героя образовано от имени «Андрей», имеющего значение «мужественный». Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как «доктор всего живущего».

Юрий Живаго является своеобразным alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи.

Пастернак раскрывает образ Живаго в двух планах: внешний рассказывает историю его жизни, а внутренний план отражает духовную жизнь героя. Главную роль писатель отводит именно духовному опыту, уделяя огромное внимание монологам героя.

Отпрыск богатой семьи, москвич Юрий Живаго – типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по духу – по своей удивительно чуткой душевности, стремлению к независимости и неприкаянности.

Обладая сильным умом и хорошей интуицией, Живаго внешне выглядит безвольным человеком. Все видя и воспринимая, он делает то, что от него требует жизнь: соглашается на свадьбу с Тоней, не противится призыву в армию, не возражает против поездки на Урал.

Оказавшись в самой гуще исторических событий, герой колеблется, не зная, чью сторону принять. Воспитанный в христианских традициях любви и сострадания к ближнему, Живаго сталкивается на фронтах войны и во время плена в партизанском отряде со всеми ужасами кровопролития. Он выполняет свой долг врача, одинаково заботясь о страдающих людях – будь то раненые партизаны, или доброволец-колчаковец Ранцевич.

Первоначально с энтузиазмом восприняв революцию, как «великолепную хирургию», Юрий понимает вскоре, что «насильственностью ничего не возьмешь». Ему претит «скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства». Понимая неизбежность хода истории, Живаго с его гуманистическими принципами абсолютно не приемлет «кровавой колошматины и человекоубоины». В условиях, когда «все бытовое опрокинуто и разрушено», остается только одна сила – «голая, до нитки обобранная душевность». Чувствуя необходимость в духовной свободе, желая сохранить себя как личность, Живаго намеренно отказывается от участия в истории; он конструирует собственное личное пространство во времени, где существует в истинных ценностях любви, свободы духа, мыслей, чувств и творчества. Юрий проживает отпущенное ему судьбой время так, как хотел бы жить: «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!». Эта одухотворенность бытия и внутренняя сила, позволяющая отстаивать свои убеждения, с лихвой покрывают внешнее безволие Живаго.

В атмосфере тотальной обезличенности общества Юрий Живаго остается той личностью, которая, сохраняя доброту и человечность, может постичь всю суть событий и выразить ее на бумаге, в стихах. Но личность не может жить в условиях несвободы, именно поэтому герой умирает в год «великого перелома», знаменующего окончательную победу несвободы. Но роман не заканчивается со смертью главного героя, он завершается циклом стихов Живаго, потому что стихи, в отличие от конечной жизни человека, бессмертны.

Решая через образ главного героя сложную проблему судьбы человека в водовороте истории, Пастернак провозглашает идею самоценности личности, воплощая в романе вечные идеалы человечества.

Ссылка на основную публикацию