Образ и харктеристика Дориана Грея из романа Оскара Уайльда

«Портрет Дориана Грея» главные герои

«Портрет Дориана Грея» — единственный опубликованный роман Оскара Уайльда.

«Портрет Дориана Грея» герои романа

  • Дориан Грей — юноша, наделённый невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нём сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник и развратник. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.
  • Бэзил Холлуорд — художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Другими словами, он является проигравшим ангелом хранителем Дориана Грея.
  • Лорд Генри — аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.
  • Сибила Вэйн — актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С любовью в её душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к её гибели.
  • Джеймс Вэйн — брат Сибилы, моряк. Человек военной выправки, практически потерявший смысл жизни после самоубийства Сибилы. Находит упокоение в желании мести.

Образ Дориана Грея в романе проходит определенные этапы развития. Сначала натурщик находится под влиянием идей Лорда Генри, но делает попытки им противостоять. Переломным моментом в развитии образа есть смерть Сибили Вэйн, которая, на мысль Дориана Грея, единая могла противостоять искусительным разговорам лорда. После ее смерти Дориан Грей становится сознательным проводником идеи лорда Генри, реализацией его философии. Он распространяет эти идеи на окружающих, отравляя определенную часть молодежи, и на его стороне весомое доказательство — его красота. Никто не верит, что он ведет аморальный образ жизни, ему доверяют, так как лицо его чистое и спокойное, а глаза излучают кроткий блеск. Отравляя идеями лорда Генри окружающих, Дориан Грей калечит жизнь многим.

По выражению художника Безила Холлуорда, в истории человечества есть только два важных момента. Первый — это появление в искусстве новых средств изображения формы, второй — появление в нем нового образа. Безил Холлуорд создал портрет своего вторая Дориана Грея, завершенное произведение искусства. С этих пор портрет и натурщик станут нераздельными. Сначала Дориан Грей не замечает своей красоты, потом появляется лорд Генри. В его словах — гимн молодости и красоте и предостережение, что она пройдет. Когда Дориан смотрит на свой законченный портрет, в нем просыпается зависть к портрету (т.е. к самому изображению), ведь его красота бессмертная, и он высказывает мысль, чтобы старел не он, а его портрет. Мысль Дориана материализуется. Происходит низменность на форму и содержание. Портрет становится олицетворением души главного героя, его самого, а Дориан всегда остается прекрасным и одинаковым, как портрет. Все порухи души героя, все таинственные мысли и безобразные желания, все преступные поступки отбиваются на портрете. Он стремится запрятать портрет, изменить его, но сам от себя не спрячешься. Ведь портрет и натурщик меняются местами. Портрет становится содержанием, внутренним, а Дориан лишь формой, оболочкой. Интересное это соотношение и среди других героев романа.

Для Лорда Генри его душой, сутью, воплощением идей становится Дориан Грей, а сам он остается лишь формой, внешней оболочкой, для Дориана Грея его настоящее «я» воплощенное в его портрете, а сам он лишь очеловеченное изображение. С другой стороны, для Безила Холлуорда портрет становится и содержанием, и формой, чему что у него воплощается его заветная мечта. В Сибилли Дориан Грей любит только внешнее, форму (созданные ею образа разных героинь) и не замечает внутреннего настоящего, самой Сибилли. Персонажи будто делятся на два лагеря: люди, которые создают искусство («художники») — Сибилла Вейн, Безил Холлуорд; и люди, которые воспринимают, раздумывают об искусстве («критики») — лорд Генри; Дориан Грей. Художник, по мнению автора, это тот, кто создает прекрасное. Критик это тот, кто способный в новой форме или с помощью новых средств передать свое впечатление от прекрасного. Возможно поэтому «художники» дружбу, любовь ценят выше за искусство, а «критики» не способны заглянуть дальше оболочки, отбрасывают настоящие чувства и удовлетворяются увиденными, театральными.

Анализ романа «Портрет Дориана Грея» (Оскар Уайльд)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.12.2019 · Обновлено 09.12.2019

Английская литература внесла огромный вклад в мировую культуру. Эта страна породила немалое количество самобытных и ярких писателей. Девятнадцатый век воспринимается, как период рассвета Великобритании и в политике, и в экономике, и в культуре. На излёте этого важного для всех англичан века и творил Оскар Уайльд, ставший, пожалуй, лицом самого этого периода, и одним из наиболее известных по всему миру английских писателей наряду с Уильямом Шекспиром и Джорджем Оруэллом. Наиболее известным творением Уайльда, с которым в наши дни и ассоциируется этот писатель, является роман «Портрет Дориана Грея». Анализ книги по плану и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания романа «Портрет Дориана Грея» откроет читателю многие интересные факты:

  1. Девятнадцатый век в Англии вошёл в историю под названием «Викторианская эпоха». Наряду с колоссальными достижениями научно-технического прогресса и британской дипломатии особенностью этого периода стало установление в высших кругах английского общества строжайших морально-этических рамок. Верхи английского общества стремились к рафинированию своей жизни, созданию ослепительного внешнего эффекта, за которым, однако, по-прежнему скрывались многочисленные пороки и моральное разложение.
  2. Искусство декаданса, в котором и работал сам Уайльд, родилось во многом из протеста части английской интеллигенции против такого жизненного уклада, взращивавшего лицемерие, высокомерие и снобизм. Вместо того, чтобы маскировать болезни общества, включая собственную порочность, декаденты стремились обнажить их, выставить напоказ, даже находя в этом некоторое удовольствие. Вдохновения для своего творения Оскар Уайльд черпал из готических романов и драматических произведений эпохи Просвещения, среди которых был небезызвестный «Фауст» Иоганна Гёте, из которого он подчеркнул мистику и общую мрачность.
  3. Автор написал роман всего за две недели и на спор: он решил доказать, что сможет в рекордные сроки написать самую громкую книгу, о которой будут говорить абсолютно все. Он выиграл пари: Портрет Дориана Грея стал ошеломляюще известным и резонансным творением, правда, со знаком «минус». Большинство читателей из высших слоев увидели на страницах оскорбление в свой адрес.
  4. Оскар Уайльд был осужден за свой роман и сидел в тюрьме по обвинению в нарушении моральных норм и оскорблении общества. Да-да, пуританская Англия тоже высоко слишком ценила свое достоинство, чтобы позволить его оскорбить без уголовного преследования.

Жанр и направление

Уайлд творил в абсолютно новом на тот момент времени литературном направлении для мировой литературы, имя ему модернизм. Писатель не стремится к дотошному отображению реальности, ставя саму идею и средства выразить её выше непосредственной реалистичности происходящего. Структура произведения далека от классической, повествование подаётся эпизодами и со стороны нескольких персонажей.

Жанр «Портрета Дориана Грея» можно определить, как роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое число персонажей. События, описываемые в романе, оказывают значительное влияние на мир самой книги и имеют значительные последствия.

Суть: о чём роман?

Роман «Портрет Дориана Грея» рассказывает, как однажды талантливый художник Бэзил Холлуорд, разговаривая с лордом Генри Уоттоном рисует портрет своего друга – Дориана Грея. Когда разговор заходит о самом Дориане, лорд Генри начинает очень интересоваться юношей.

Когда появляется сам Грей, интерес Уоттона только усиливается. Тем временем Дориан, взглянув на свой портрет, опечаливается тому факту, что картина Бэзила всегда будет прекрасной, а сам Дориан обречён на старение и смерть, юноша желает, чтобы старел портрет, а он сам всегда оставался молодым.

Лорд Генри начинает осуществление своего замысла: он желает развратить наивного и чистого Грея, сделать его таким же порочным, как и он сам.

Проходит некоторое время, Дориан влюбляется в простую актрису – Сибилу Вэйн. Он приглашает Бэзила и Генри на спектакль, в котором девушка исполняет роль Джульетты. Однако по иронии судьбы именно любовь губит Сибилу, когда она начинает вкладывать в роль свои реальные чувства в Дориану, невзыскательная публика освистывает её, а Дориан разрывает с ней отношения. На следующий день главный герой хочет помириться с возлюбленной, но девушка кончает жизнь самоубийством.

Лорд Генри советует Дориану продолжать жить, как ни в чём не бывало, не терзая себя чувством вины. Грей поддаётся сладким речам Уоттона, и с этого момента начинается его падение. Внешне герой остаётся прежним, однако портрет, созданный Холлуордом, начинает постепенно преображаться: на лице нарисованного на нём Дориана появляется жёсткая морщинка. Юноша понимает, что портрет берёт на себя всё зло, которое он творит, а сам Дориан остаётся таким же прекрасным и молодым.

Проходит двадцать лет. Дориан окончательно принимает жизненную философию Лорда Генри, ведёт порочный образ жизни и так же, как и Генри когда-то, развлекается тем, что увлекает за собой в пучины порока молодых людей. За всё это время герой не постарел ни на день, и только его портрет становится всё отвратительнее и отвратительнее.

Однажды судьба снова сводит Дориана с Бэзилом Холлуордом, который возмущён поведением своего друга и пытается его вразумить. В ответ на упрёки Грей показывает Бэзилу злополучный портрет, на котором вместо прекрасного юноши изображён мерзкий старик. Холлуорд приходит в ужас, Дориан, однако, тоже теряет над собой контроль, начиная винить художника в своём грехопадении, и в гневе убивает его.

Растворив тело своего бывшего друга в азотной кислоте, Дориан возвращается к привычному образу жизни, но неожиданно судьба сводит его с братом Сибилы Вэйн – Джеймсом, который ищет Дориана Грея, желая убить его. Использовав хитрость, герой избегает расправы, а сам Джеймс вскоре случайно погибает.

Однако Дориан чувствует не облегчение, а только лишь опустошённость и одиночество. Старик на злополучном портрете становится ещё более омерзительным, чем раньше. Герой пытается встать на путь исправления отпуская деревенскую девушку, которую он хотел опорочить, но, взглянув на портрет, увидел, что этот добрый поступок был всего лишь проявлением тщеславия. Обезумев, Дориан бросается на картину с ножом. На утро слуги находят в доме Грея портрет прекрасного юноши и лежащего рядом с ним старика с ножом в груди. По перстню они узнают в мертвеце Дориана Грея.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в романе «Портрет Дориана Грея» обозначены в таблице. Многомудрый Литрекон может ее обогатить новыми персонажами, если Вы напишите, кого не хватает?

Дориан ГрейПрекрасный и наивный юноша с золотыми кудрями. Мечтателен и себялюбив. Ведомый и слабовольный человек, которого соблазняет вседозволенность гедонизма. Испытывает отвращение перед материальным миром, предпочитая прятаться от него в мире эстетики. Из-за этого истинные чувства Сибилы вызывают у него отвращение, а духовная слабость и ветреность делают его лёгкой добычей для искусителя лорда Генри.
Лорд Генри УоттонМужчина среднего возраста. Аристократ. Нигилист, циник и распутник. При этом крайне остроумный и приятный в разговоре человек. Постоянно говорит афоризмами. Несмотря на своё пренебрежительное отношение ко всем социальным нормам, умудряется спокойно существовать в обществе, где его все принимают и уважают.
Бэзил ХоллуордМолодой человек. Талантливый художник, ценящий искусство и красоту больше всего на свете. Преклоняется перед Дорианом Греем. Желая спасти его душу, вступает в схватку с Уоттоном, но из-за своей нерешительности терпит сокрушительное поражение, которое приводит к падению Дориана и смерти самого Бэзила.
Сибила ВэйнСимпатичная и одаренная девушка. Актриса захудалого театра. Любовь к Дориану пробудила в ней искренние чувства. Она стала презирать театр и своё место в нём, видя неискренность и наигранность всего, что происходит на сцене. Девушка попыталась по-новому сыграть роль Джульетты, вкладывая в эту роль свои искренние чувства, однако ни зрители, ни сам Дориан не оценили её игры. Сам Дориан отверг Сибилу, что толкнуло девушку на самоубийство.

Тематика в романе «Портрет Дориана Грея» охватывает все популярные мотивы в литературе, но раскрыты они не типично и с мастерством настоящего писателя:

  • Любовь – на примере Сибилы Уайлд показывает, как чувство любви может заставить человека переосмыслить всю его жизнь, сделать его лучше и искреннее. Но в то же время писатель говорит о том, что искренним эмоциям нет места в обществе, погрязшем в пороках и эскапизме.
  • Мистика – в основе сюжета лежит художественное допущение. Магическое свойство портрета, созданного Бэзилом, показывает нам развитие персонажа Дориана, его истинные чувства, и в итоге приводит его к трагическому концу.
  • Искусство в романе жёстко противопоставлено реальной жизни. Персонажи романа – Дориан и Бэзил, принципиально отказываются жить в реальном мире, который вызывает у них страх и отвращение. Творчество автор наделяет магическими свойствами, образуя романтическое двоемирие. Истинный характер Дориана сталкивается с его обманчивой ангельской наружностью, которую навечно запечатлела волшебная кисть одаренного художника.
  • Добро и зло – устами Лорда Генри Уайльд говорит об относительности традиционных моральных ценностей и самих понятий добра и зла в лицемерном обществе, в котором люди стремится лишь к внешним проявлениям добродетели, внутри оставаясь ничтожными и греховными.
  • Красота – по мнению писателя, настоящая красота есть только в искусстве и стоит выше реальной жизни. Тот, кто хочет достигнуть настоящего совершенства, должен отринуть скучную реальность. Немногие люди на это способны, и лишь единицы способны таким образом обрести счастье.

Проблемы

Проблематика в романе «Портрет Дориана Грея» может быть описана более подробно, если читатель сообщит Многомудрому Литрекону, что добавить?

  1. Гедонизм – писатель с особым удовольствием вырисовывает картину разврата и морального разложения английского общества. Именно по этому пути идут лорд Генри, а за ним Дориан Грей и сотни других молодых людей. Уайлд показывает, что порок неизбежно приводит человека к полному краху. Только исключительные люди, вроде лорда Генри, способны удержать баланс и не погубить себя.
  2. Судьба художника – на примере Бэзила Оскар Уайльд показывает, как искусство может влиять на жизнь людей, пробуждать в них чувства и показывать вещи такими, какие он есть на самом деле. К несчастью для художника, ответственность творца чаще всего оказывается слишком велика для обычного человека, и ничего, кроме разочарования и страданий, настоящего художника не ждёт.
  3. Отчаяние – итог героя закономерен. Выбрав путь разврата и лицемерия, Дориан Грей пришёл к одиночеству и отчаянию, которые свели его с ума и привели к гибели.
  4. Лицемерие ханжества. Общество одержимо показной добродетелью, но на самом деле оно лишь скрывает свои подлинные чувства за маской праведника. Так, многие знакомые лорда Генри сначала идут в церковь, а потом с улыбкой ловят каждое слово атеиста.
Читайте также:  Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького сочинение

Основная идея

Оскар Уайльд создал провокационное произведение, в котором показал высший свет английского общества в максимально неприглядном свете. Лицемерие и разврат показаны, как неотъемлемая часть жизни аристократов, которые соблюдают лишь внешние приличия. Метафора портрета лишь усиливает впечатление: на светских приемах мы видим собрание картин с застывшими масками, а реальные люди раскрываются в притонах, кабаках и других местах, где можно не прятать свою порочность. Такова главная мысль романа «Портрет Дориана Грея».

В книге писатель рассуждает о том, как человек может бороться с несовершенством мира: сбегать ли от него в совершенный мир искусства, как Бэзил, или принять правила игры и обратить их себе на пользу, как лорд Генри? В любом случае устранить царящую в обществе подлость не удается, и Дориан становится жертвой этой закономерности: он погиб под тяжестью своей лжи, не выдержав конфликта своей реальной сущности с тем, что он изображает на публике. Смысл романа «Портрет Дориана Грея» отсылает нас к классическому сюжету о сделке с дьяволом: рано или поздно человеку приходит счет, и он расплачивается душой за то, что выторговал на перекрестке. Дориан отдал душу за красоту и молодость, но все это обратилось в иллюзию: наедине с собой герой все равно ощущал старение.

Чему учит?

«Портрет Дориана Грея» заставляет задуматься о том, к чему человек может прийти, если уступит своим самым низменным желаниям. Из романа человек может подчерпнуть важность самоконтроля и сдержанности, а главное — честности перед самим собой. Мораль книги заключается в необходимости принять свою сущность без купюр и признать свою порочность, а не вести двойную жизнь на потребу дня.

Это произведение подчёркивает значимость настоящего искусства, но в то же время говорит о том, как опасно всю жизнь гоняться за призрачной красотой, избегая окружающей действительности.

Критика

Современники писателя не просто не приняли роман Уайльда, но обрушились на него с гневной критикой. Главным противником автора стал литературный критик Генлэй, который, приводя в пример скандальные подробности жизни Уайльда, который в действительности был весьма спорной личностью, пришёл к выводу, что роман призван не осуждать разврат, а призывать к нему. В итоге из-за своего творчества и непорядочного образа жизни Оскар Уайльд предстал перед судом и был приговорён к тюремному строку.

В ответ на 216 печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали.

Только после смерти писателя публика смогла по-новому взглянуть на роман, увидев в нём не растлевающее умы молодёжи чтиво, а один из самых нравственных и остроумных английских романов.

Образ Дориана Грея из одноименного романа Оскара Уайльда

«Портрет Дориана Грея» написан величайшим английским и ирландским писателем Оскаром Уайльдом. Это его единственным роман, но он вызвал большой резонанс в обществе. Кто-то считал его чересчур откровенным, безнравственным… Нет сомнений, что это произведение по-настоящему великое.

Главным героем романа Уайльда является молодой юноша (на начальном этапе) по имени Дориан Грей. На примере этого персонажа автор показал то, как в человеке с ангельскими чертами лица, внешностью, может содержаться гниль.

В начале романа читатель знакомится с Дорианом. Ему около 17-19 лет. Он чист, юн, красив и прекрасен. Его еще ничто не испортило, все впереди.

Но жизнь бежала, а Дориан начал жить для себя. Он жил во вседозволенности, съел ее, попробовал на вкус. Именно она привела к духовной, нравственной гибели.

Красота позволяет человеку покорить других и начать править ими. Дориан Грей был невероятно красивым. Художник, написавший его портрет влюбился в него. А герой влюбился в свой портрет. Шикарная ситуация. Дориан Грей пошел на сделку с Сатаной, сказав, что продал бы душу, чтобы быть вечно таким же юным, красивым, молодым и прекрасным. С того момента все плохие деяния героя отражались на его портрете, а он стремился спрятать портрет от посторонних глаз.

В начале произведения главный герой был человеком, способным чувствовать искренне, по-настоящему, без каких-либо подвохов. Он вел правильным, безгрешный образ жизни. Каким же образом добрый, прекрасный юноша смог стать таким циничным, жестоким, мерзким? В этом виноват лорд Генри. Он завидовал молодости Дориана, его будущим возможностям и своей упущенной молодости. Потому Дориан Грей из юной души и сердцем юноши перекочевал в старика. Его душа, которая была прозрачна, чиста, запятналась и состарилась под влиянием нового знакомого, в котором наивный человек не смог узреть врага и змея-искусителя.

Что касается внешности молодого человека, то он имел глубокие голубые глаза, бледное лицо, кудрявые светлые волосы, стройное тело. Дориан Грей обладал всем чертами, характерными для англичан. Если он жил в нынешнее время, то вполне мог бы стать моделью.

Дориан Грей пустился во все тяжкие: начал вести беспорядочный образ жизни, калечил и ломал судьбы других людей, но при этом оставался внешне неизмененным. В конце концов Дориан Грей испытал тотальный эстетический шок и потому вонзил кинжал в портрет, чем самым убил себя.

2 вариант

Главный герой произведения «Портрет Дориана Грея» собирательный, в основном отрицательный, несмотря на то, что положительные стороны у молодого человека были. Но под воздействием общества и старшего друга его мировоззрение и восприятие меняется. Страшно то, что это происходит в худшую сторону.

Писатель фантаст создал интересное произведение, в котором хотел показать, что может быть с человеком прекрасной наружности, которому все прощается. Возможно, он хотел написать просто фантастическую историю, в которой портрет на себя берет все грехи и болезни, а его хозяин продолжает быть молодым и здоровым. Ведь это здорово иметь такого ангела хранителя.

Молодой человек ангельской наружности Дориан Грей еще не испорченный женским вниманием и обществом, попадает под влияние лорда Генри. Нельзя сказать, что цинизм, равнодушие передалось молодому человеку, значит, эти качества в нем сидели до знакомства, а потом просто закрепились.

Художник по простоте душевной решил, что такая красота не должна пропадать и пишет портрет. Сперва, это было просто желание запечатлеть красоту, но потом ему пришла в голову идея регулярно писать Грея, что бы проследить, как меняется человек.

Дориан наслаждался своим могуществом, умением за счет своей красоты выходить сухим из воды. Ведь красивый молодой человек обаятельный и умный не может быть пошлецом и негодяем. Несмотря на то, что душа его уже давно стала черствой, а сердце холодным на склоне жизни Дориана начинает мучить совесть, он пытается совершить добрые дела, но это не получается. Он сам устал от своей жестокости, вседозволенности. Пришло время для перемен.

Грей приходит к выводу, что во всем виноват портрет. Он решает избавиться от него, но это не решение проблемы. Портрет, который столько лет принимал на себя все отрицательные поступки, наконец, стал свободен и принял свой первоначальный облик.

Наставления лорда не прошли бесследно, и молодой человек всю жизнь убеждался, что красота творит чудеса. Его любили, боготворили, для него не было большего блаженства, чем купаться во внимании. Но приходит время, когда красота телесная уходит на второй план и духовные порывы становятся сильнее. Так случилось и с Греем, наконец, ему тоже захотелось душевного покоя, но страх разоблачения его толкнул на то, чтобы он избавился от портрета.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Дориана Грея из одноименного романа Оскара Уайльда

Популярные сегодня темы

Бедность – это ситуация, в которой люди остаются лишенными основных жизненных потребностей, таких как отсутствие еды, одежды и жилья. Некоторые люди не могут правильно питаться, спят на обочине дороги и носят грязную и старую одежду

Федор Михайлович Достоевский в своей повести описал одиноко человека, который часами любил просто бродить по улицам города и рассматривать окружающий мир.

Общество – это система, то есть в ней есть разные роли для разных людей. Мне общество, вообще, напоминает такой организм, где разные клетки выполняют разные функции.

Героиня романа Тихий дон Наталья показана очень положительной женщиной, верной своему мужу женой и прекрасной матерью. Скромная и красивая девушка Наталья Коршунова

Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором

Портрет Дориана Грея

Персонажи

Поиск персонажей

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей – 33

Некогда — друг Дориана Грея. Пал низко настолько, что подделал подпись своего знакомого на векселе. Увлекся курением опиума, жил в трущобах.

Некоторое время был другом Дориана Грея. Они с Аланом были очень дружны, почти неразлучны. Потом дружба их внезапно оборвалась. И когда они встречались в свете, улыбался только Дориан Грей, Алан Кемпбелл — никогда.

Кемпбелл слыл высокоодаренным молодым человеком, но ничего не смыслил в изобразительном искусстве, и если он немного научился понимать красоты поэзии, то этим был целиком обязан Дориану. Единственной страстью Алана была наука.

Впрочем, химия не мешала Алану быть превосходным музыкантом. Для непрофессионала он играл на скрипке и на рояле просто великолепно.

Художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Другими словами, он является проигравшим ангелом-хранителем Дориана.

Слуга Дориана Грея, будил молодого господина. Впоследствии женился на горничной леди Рэдли и увез ее в Париж, где она подвизается в качестве модной английской портнихи.

Жена лорда Генри.

Жена лорда Генри Уоттона, они с мужем мало видятся, а при встрече — по словам Генри — рассказывают друг другу небылицы о своей якобы благочестивой жизни. Ловя супруга на лжи никогда не ссорится с ним, лишь осыпает его насмешками.

Леди Уоттон всегда была в кого-нибудь влюблена — и всегда безнадежно, так что она сохранила все свои иллюзии. Она старалась быть эффектной, но выглядела только неряшливой. Все туалеты этой странной женщины имели такой вид, как будто они были задуманы в припадке безумия и надеты в бурю. Она до страсти любила ходить в церковь — это превратилось у нее в манию.

Сестра лорда Генри, Дориан находил её прелестной женщиной. До её знакомства с Дорианом никто не смел о ней сказать худого слова, даже тень сплетни не касалась ее. После — ни одна приличная женщина в Лондоне не рискнула показаться вместе с нею в Гайд-парке? Даже ее детям не разрешали жить с ней в одном доме…

Henry Wotton (Harry)

Лорд, аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.

Некогда — друг Дориана Грея. Он вынужден был покинуть Англию с запятнанным именем

Красивая жена герцога, нравилась Дориану. Была в него влюблена, пвопреки тому что он ей не нравился.

Брат Сибилы, моряк. В нем не было и следа того тонкого изящества, которое отличало его сестру.

Человек военной выправки, практически потерявший смысл жизни после самоубийства его сестры. Находит упокоение в желании мести.

Дядя Генри Уоттона, аристократ, лорд. Добродушный, хотя и резковатый старый холостяк, которого за пределами светского круга считали эгоистом, ибо он ничем особенно не был людям полезен, а в светском кругу — щедрым и добрым, ибо лорд Фермер охотно угощал тех, кто его развлекал.

Юноша, наделённый невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нём сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный развратник, способный на преступление. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.

Тетя лорда Генри Уоттона, была знакома с Дорианом, считала его премиленьким мальчиком.

Хозяйка бала на котором Бэзил познакомился с Дорианом. Была неразлучна с его матерью, обладательница многих сокровенных секретов своих гостей. Не особенно хороша собой, обладает громким голосом.

Замужняя женщина, была влюблена в Дориана, когда ему было тридцать восемь. Мать нескольких дочерей, любит флиртовать, но разочарована тем, что её муж её флирта с другими мужчинами не замечает.

Весьма состоятельный аристократ, сватавшийся к Маргарет Девере. Был без ума от неё.

Дед Дориана Грея. Подстроил так, чтобы незнатного отца Дориана убили на дуэли.

Некогда друг Дориана Грея. Впоследствии с презрением заявлял, что, может быть, Дориан и тонкий знаток искусства, но с таким человеком, как он, опасно знакомить юных, неопытных девушек, а порядочной женщине неприлично даже находиться с ним в одной комнате.

Margaret Devere (Margaret Grey)

Мать Дориана Грея. Была необыкновенной красавицей и все мужчины бесновались, когда она убежала с каким-то молодчиком, полнейшим ничтожеством без гроша за душой.

Горничная Дориана Грея, впоследствии вышла замуж за его камердинера Виктора, вместе с ним уехала в Париж, где подвизалась в качестве модной английской портнихи.

Одна из давнишних приятельниц тетушки сэра Генри, поистине святая женщина, но одетая так безвкусно и крикливо, что ее можно было сравнить с молитвенником в скверном аляповатом переплете.

Мать Сибилы Вэйн. Актриса, из тех кто уже живут играя и каждый момент своей жизни представляют как сценический момент.

Экономка Дориана Грея. Пожилая дама.

Еврей, директор театра, помогал семье Сибилы Вэйн, в основном финансово.

Портретный переплетчик, помогал Дориану перенести портрет в кабинет.

Мистер Эрскин из Тредли, пожилой джентльмен, весьма культурный и приятный, но усвоивший себе дурную привычку всегда молчать в обществе, ибо, как он однажды объяснил леди Агате, еще до тридцати лет высказал все, что имел сказать.

Читайте также:  Характеристика и образ Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение

Лакей Бэзила Холлуорда.

Певица, которую ценил Гарри, и которая понравилась Дориану.

Pierre de Boniface

Великий алхимик, утверждал, что алмаз может сделать человека невидимым, а индийский агат одаряет его красноречием. Сердолик утишает гнев, гиацинт наводит сон, аметист рассеивает винные пары. Гранат изгоняет из человека бесов, а от аквамарина бледнеет луна. Селенит убывает и прибывает вместе с луной, а мелоций, изобличающий вора, теряет силу только от крови козленка.

Актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С любовью в её душе пропадает талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к её гибели.

Член парламента, радикал. В общественной жизни он был верным сторонником своего лидера, а в частной — сторонником хорошей кухни, то есть следовал общеизвестному мудрому правилу: «Выступай с либералами, а обедай с консерваторами».

Деревенская девушка, некоторое время была возлюбленной Дориана Грея, напоминала ему Сибиллу Вейн. Влюбленные даже помышляли о побеге, однако Дориан в результате передумал.

Персонаж фильма 2009 года. Дочь лорда Генри — в которую влюбляется Дориан. Уоттон недоволен их взаимным увлечением друг другом, поскольку сомневается в подлинности чувств, но дочь не желает слушать отца.

Дориан собирался уехать с ней в Орлеан, чем был возмущен её отец. Впоследствии — отреклась от отца.

Образ сада в романе О. Уайльда “портрет Дориана Грея” Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бартош Наталья Юрьевна

В статье представлен анализ символико-аллегорического образа сада в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Прокомментировано создание образов сада и главного героя на основе многоуровневых реминисценций к сонетам Шекспира.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бартош Наталья Юрьевна

Image of a garden in the novel “The Picture of Dorian Gray” by О. Wilde

The article contains an analysis of symbols and allegories the image of garden in the novel by O. Wilde «The Picture of Dorian Gray». The author of the article proves that the images of garden and main hero are represented on the basis of multilevels reminiscences of Shakespeare’s Sonnets.

Текст научной работы на тему «Образ сада в романе О. Уайльда “портрет Дориана Грея”»

Новосибирский государственный университет

Образ сада в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Аннотация: В статье представлен анализ символико-аллегорического образа сада в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Прокомментировано создание образов сада и главного героя на основе многоуровневых реминисценций к сонетам Шекспира.

The article contains an analysis of symbols and allegories the image of garden in the novel by O. Wilde «The Picture of Dorian Gray». The author of the article proves that the images of garden and main hero are represented on the basis of multilevels reminiscences of Shakespeare’s Sonnets.

Ключевые слова: О. Уайльд, У. Шекспир, символ, аллегория, эстетическая игра, модерн, Ренессанс.

O. Wilde, W. Shakespeare, symbol, allegory, aesthetic play, Art Nouveau, Renaissance.

Контактная информация: Новосибирск, ул. Пирогова, 2. НГУ, кафедра истории культуры. Тел. (383) 3300862. E-mail: bartosh@academ.org.

Образ сада занимает особое место в системе эстетических размышлений Ренессанса. Сад – символ первоисточника бытия, «райская колыбель» человечества формируется еще в средневековой литературной и иконографической традиции и восходит к Книге Бытия (Быт. 2:8 – 3:2). Библейским прочтением сада как символа души, хранимой от всех искушений и соблазнов, является книга Песнь Песней царя Соломона (4:12, 16; 5:1; 6:2, 11), именно из нее черпает Ренессанс большинство символов и метафор для формирования своего образа сада: «I am come into my garden (здесь и далее курсив наш. – Н.Б.), my sister, [my] spouse: I have gathered my myrrh with my spice; I have eaten my honeycomb with my honey ..V [KJV Sol 5:1].

Аллегорически-дидактическое значение этих образов поэты и художники Возрождения заменяют пресыщенно-символической игрой. В контексте Ренес-сансной традиции, повторяя библейскую символику, Шекспир представляет сад как метафору человеческого тела, а произрастающие в нем цветы или сорные травы – символы добродетелей или грехов: «Our bodies are gardens, to the which our wills are gardeners» [Shakespeare, 1999, v. 2, р. 825].

Английский эстетизм считает себя наследником ренессансной эпохи с ее чувственным и материальным пробуждением. Творчество Шекспира, образы его героев, «адамическая» чистота их чувственного постижения мира более всего привлекают внимание одного из самых ярких творцов нового английского Ренес-

1 В контексте нашего исследования мы обращаемся к King James Version – Библии Короля Якова, английскому переводу Библии 1611г., современного Шекспиру (+1616). Цитаты из King James Version встречаются в произведениях О. Уайльда.

санса конца XIX – начала XX в. Оскара Уайльда. Для создания единой модели ренессансного континуума в романе «Портрет Дориана Грея» Уайльд обращается к саду как к доминантному образу, проходящему через все творчество Шекспира и играющему особую роль в Сонетах. Сонеты с их автобиографизмом, скрытым за эвфуистической игрой символами, становятся для Уайльда образцовым текстом, по которому идет воссоздание ренессансной картины мира.

Писатель создает свой сад в системе микро- и макрокосмических соответствий, опираясь на традиционную средневеково-ренессансную символику. Он точно и изысканно согласовывает каноны эстетики, следуя правилу ренессансного богословия, выстраивающего, прежде всего, мысленный сад в сознании – Сад Души. Через метафоры сада, цветка Уайльд предлагает рассматривать и образ главного героя – Дориана Грея: «beautiful creature, who should be always here in winter when we have no flowers to look at» [Wilde, 2000, p. 9], отсылая к сонетам Шекспира («fairflower» [Shakespeare, 1999. v. 3. son. 69]).

Писатель-эстет подражает ренессансной лестнице смыслов, «ведущей от чувственного к умопостигаемому» [Соколов, 1999, c. 108]. Ренессансные философы считали, что «чувственная действительность, представленная в эйдосе, есть не более чем иллюзорное изображение символа» [Там же, c. 110]. Многозначность символов определяет множественность смыслов и дальнейшую игру со словами и образами в тексте. В ренессансном континууме романа Уайльд следует формуле Боккаччо: искусство рассчитано на «понимание разумных». Задача читателя (а в первую очередь и исследователя) – увидеть за реальным и очевидным образом систему символических значений.

Приступая к живописанию сада художника, где развивается действие первых глав романа, автор не дает целостного образа топоса. Описание начинается с обонятельного восприятия: сад еще не видим, но ощущаются все его запахи: «Густой аромат роз наполнял мастерскую художника» [Уайльд, 2000, т. 1. с. 25]. Насыщенную картину ароматов сменяет визуальная деталь: лорд Генри видит через окно куст ракитника. Его изображение воссоздает полноту восприятия целого сада: «золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце» [Там же, с. 25].

Обращение Уайльда к категории обоняния обусловлено темой ароматов и запахов в сонетах Шекспира. Дориан окружен запахами трав и цветов, упоминаемых в сонетах: розы (аллюзия на сонеты 54, 98, 99), лилии (99, 94 сонеты), фиалки (19, 99 сонеты) и др.

The forward violet thus did I chide:

Sweet thief, whence didst thou steal thy sweet that smells

[Shakespeare, 1999, v. 3, son. 99].

Для Шекспира запахи предстают основным символом космической гармонии, без них поэт не мыслит свой сад (см. 98 и 119 сонеты).

Of different flowers in odour and in hue Could make me any summer’s story tell [Ibid., v. 3, son. 98].

Кроме того, на страницах «Портрета Дориана Грея» встречаются и вкусовые образы восприятия сада. В романе, как и в сонетах, они сводятся r двум антино-мичным ощущениям: сладости и горечи («the fruits of experience, sweet or bitter as they might be» [Wilde, 2000, p. 147]). Уайльд воспринимает категорию вкуса в рамках буквального прочтения фразеологического оборота «вкусить плоды познания».

Завершается картина сада звуковыми образами. В контексте поэтики эстетизма, раскрываемой писателем через Ренессансные категории, важно и то, что звуки обыденной действительности («глухой шум Лондона») замещаются эстетически-возвышенными образами («гудение далекого органа» [Уайльд, 2000, т. 3, с. 26]). Весь сад как бы заслонен экраном-проявителем – длинными шелковыми занавесями, через которые реальные образы и детали природы переходят в эстетическую категорию и становятся элементами искусства: «по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков» [Там же, с. 25]. Таким образом, создание образа сада идет от его реально-чувственного восприятия к эстетическому.

Дискретность образа сада (Уайльд вставляет отдельные пейзажные зарисовки в канву разговора лорда Генри и художника Безила Холлуорда) позволяет читателю пристально вглядеться в каждую деталь, увидеть его самые скрытые участки.

Подобная мозаичность, эклектика, «колоритная пестрота» [Соколов, 1999, с. 12] отличает и картину мира художников Ренессанса1. Акцентируя внимание на деталях, Уайльд тем самым символически направляет их и создает движение к новым ассоциациям и скрытым смыслам. Таков первый уровень образов в романе.

Так происходит переход от первого уровня, буквального, достаточно изящно построенного писателем, но рассчитанного на «профанов» – непосвященных читателей, ко второму – символическому. На этом уровне каждое дерево, цветок, насекомое, птица из созданного художником сада служат не только созданию реалистического образа (более того, их сочетания зачастую немыслимы с точки зрения законов природы как одновременное цветение сирени и ракиты), но, наде-ляясь символическим значением, объединяются в символическую гармонию в Саду Души и Творения.

Для передачи всех оттенков духовного становления, мужания, а позже и гибели героя писатель повторяет цветочную символику сонетов в романе, обращаясь к образам розы, лилии, нарцисса, фиалки, маргаритки. Уайльд аппелирует к ренессансной традиции воссоздания образа целого из части: цветок или дерево становятся эмблемами, как сада души героя, так и сада творения. К сожалению, формат данной статьи не позволяет нам представить подробный анализ всех символов и аллегорических фигур сада в романе, поэтому обратимся к символу розы, как наиболее значимому в эстетической системе Шекспира и Уайльда.

Ключевой как для романа, так и для сонетов, образ Розы таит в себе целый ряд значений, обладает всем очарованием многосмысленности и тайны. Роза -один из древнейших мифопоэтических образов, поскольку символизирует небесное совершенство и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность2. Она – символ таинства жизни, ее средоточие, неведомая красота, благодать и чистота, но также сладострастие и страстность3. В похоронных обрядах роза символизирует вечную жизнь, весну и воскресение.

Для Шекспира роза – метафорическое воплощение фигуры возлюбленного. Таинственный образ «beauty’s rose» [Shakespeare, 1999, v. 3. son. 1] открывает весь цикл сонетов. В 109 сонете Шекспир, обращаясь к юноше, называет его «my rose» («Save thou, my rose; in it thou art my all» [Ibid., v. 3. son. 109]). Поэт сравнивает

1 См. работы Фра Филиппо Липпи, Г. Ван дер Гуса, Я. Ван Эйка (райский сад из сцены «Поклонения агнцу» в Гентском алтаре) и др.

2 Роза является как символом богини Венеры, оплакивающей Адониса, так и символом чистоты и страданий Богородицы [Мифы народов мира, 1994, т. 2, с. 386]

3 См. по этому вопросу: [Мифы народов мира, 1994; Жюльен, 2000; Холл, 1997].

черты и дыхание «прекрасного юноши» с нежным ароматом цветов розы (см. сонеты 1, 18, 54, 67,98, 99. 109, 130 и др.).

Создавая образ юноши-розы, Уайльд, следуя за Шекспиром, делает ссылки и аллюзии узнаваемыми для «внимательного читателя». Описывая юношу, он отмечает «a richer rose the wakening wonder of his face» [Wilde, 2000, p. 44] и «rosered lips» [Ibid., p. 135]. Лорд Генри, глядя на портрет, восклицает, что юноша создан «ivory and rose-leaves» [Ibid., p. 9]. Позже, во время разговора в саду, он будет уговаривать Дориана, хранить «your rose-red youth and your rose-white boyhood» [Ibid., p. 26]. Сравнение героя с цветком подчеркивает бренную природу юношеской красоты Дориана и его неотвратимую гибель перед ревнивым движением Времени («Time is jealous of you, and wars against your lilies and your roses» [Ibid., p. 30]).

Шекспировское уподобление красивого молодого человека, погрязшего в пороках, прекрасной розе, «пораженной червоточиной-проказой» («canker in the fragrant rose» [Shakespeare, 1999, v. 3, son. 95]), станет ключевым образом-символом романа. Однако Уайльд намеренно снижает лексику, заменяя более возвышенное «canker» – проказа, червоточина на реального червя – «worm». («What the worm was to the corpse, his sins would be to the painted image on the canvas» [Wilde, 2000, p. 134]). Образ червя позволяет писателю, как направлять ассоциативную память читателя к сонетам, так и построить двойную игру смыслами1.

Противопоставление аромата розы и пышного цветения терновника в первой главе романа – аллюзия на 54 сонет Шекспира. Образы сонета образуют метафорическую доминанту романа: нежному аромату роз Шекспир противопоставляет пышное одеяние шиповника – «canker-bloom»2.

Сонет строится на сопоставлении видимого внешнего сходства шиповника и розы и противопоставлении внутренней – скрытой – красоты обоих цветов. Символом такой сокровенной красоты является «сладкий аромат» розы, которая подобно душе человека переживает увядание и смерть прекрасного цветка – тела юноши. Для Шекспира истина бытия личности раскрывается в посмертном поэтическом очищении ее души.

Sweet roses do not so;

Of their sweet deaths are sweetest odours made: And so of you, beauteous and lovely youth, When that shall fade, my verse distills your truth [Shakespeare, 1999, v. 3, son. 54]

Следовательно, истинность красоты, по определению поэта, познается через смерть и ее «посмертную» жизнь.

Как уже было отмечено, тема запаха очень важна как для Шекспира, так и для Уайльда. В контексте сонетов категорию запаха можно интерпретировать как символ души человека. Категория запаха связана с символикой души человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).

Сладостный аромат и удивительна окраска – метафорическое описание героя «до грехопадения», душа которого соответствовала портрету. Однако истинная красота для обоих творцов познается через смерть и «посмертное» существование. По сути, юноша и портрет остаются идентичны и после «грехопадения» героя. Только теперь, «обезображенный» портрет является истинным воспроизведением души Дориана, отражающим весь путь ее «чувственного опыта». Роскош-

Читайте также:  Образ и характеристика Стельковского в повести Поединок Куприна

1 Кроме того, Шекспир употребляет слово «canker» в значении червя или гнили: сонет 35, 70, 95, 99 – «A vengeful canker eat him up to death» [Shakespeare, 1999, v. 3, son. 99].

2 Уайльд меняет «canker-bloom» на более многозначный «thorn».

ное, расшитое золотом покрывало («a large purple satin coverlet heavily embroidered with gold, a splendid piece of late seventeenth-century Venetian work» [Wilde, 2000, p. 134]), укрывающее портрет молодого человека, становится аллегорией «дивной юности» Дориана, «purple hanging», скрывающего истинную сущность души. Но внешняя красота юноши, как и красота шиповника, не способна пережить свое тление. Уайльд повторяет шекспировский тезис: «Истинная красота не подвластна никаким метаморфозам». Реальная жизнь героя – обман; лишь образ в искусстве несет в себе подлинную красоту.

Стало быть, сюжет о метаморфозах героя воспроизводит сюжет о двух видах красоты, обнаруженной в 54 сонете. Если в начале жизни символом Дориана был цветок розы, то после встречи юноши с лордом Генри и последовавшем «преображением», автор уподобляет его красоту «pink-flowering thorn» [Ibid., p. 7]).

Аргументацией истинности красоты в романе, как и в сонете, является «по-слесмертие», ибо оно открывает правду. После увядания цветка запахи розы и шиповника сообщают, чья красота была ложной. Так и искусство есть «послес-мертие» жизни, только оно способно вскрыть тайники души: «Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее и отталкивающее» [Уайльд, 2000, т. 1. с. 244]. Искусство – подлинное «послесмертие» – в нем кроется величайшая истина для любого творца.

Итак, символико-аллегорический образ сада в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», построенный на основе многоуровневых реминисценций к Сонетам Шекспира, по замыслу автора воссоздает для читателя как яркость чувственного бытия ренессансного сознания, так и интеллектуальную игру, характерную для поэзии шекспировской эпохи.

Жюльен Н. Словарь символов. Свердловск, 2000.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. М., 1994.

Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. М., 1999.

Уайльд О. Собр. соч.: В 3-х т. М., 2000.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997.

Shakespeare W. The Complete Works of William Shakespeare. Oxford, 1999. V. I-III.

Wilde O. The works of Oscar Wilde. Abbeydale Press, 2000.

Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Автор: Guru · Опубликовано 25.04.2017 · Обновлено 08.10.2017

Мистический и философский роман «Портрет Дориана Грея» соблазнит каждого, кто хоть раз в мыслях или вслух желал сохранить свою молодость и красоту. Но у Оскара Уайльда вовсе не было намерения делиться секретом бессмертия, автор отразил в произведении собственный взгляд на человеческую мораль, любовь и на мир, где правит стремление к наслаждению.

О чем эта книга?

Сюжет строится вокруг молодого человека, который обладает природной, чувственной красотой. Юный натурщик позирует для своего друга, художника Бэзила Холлуорда. В мастерской Бэзила Дориан знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии отравляет разум юноши своими софистическими речами и циничными взглядами. Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость, по его мнению, является единственным богатством, которое стоит беречь. Ну вот, портрет прекрасного гедониста завершен. Красавец восхищен своим отражением, перенесенным на полотно, но в его душу закралась горечь, вызванная словами нового знакомого. Молодой человек понимает, что время отнимет у него красоту, свежесть его лица, и он превратится в сморщенного старика с безобразной фигурой. В волнении он восклицает: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». С этого момента описание книги «Дориан Грей» приобретает мрачные тона: главный герой перевоплощается в извращенного эгоиста, перенося все последствия своего образа жизни на картину. Она стареет вместо него.

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

История создания

Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что напишет роман, который сведет с ума весь Лондон. «Дориан Грей» был написан в кратчайшие сроки, в едином порыве творческой воли. Спор писатель выиграл, но за победу поплатился: его судили за развращение английских нравов. В результате, он получил реальный тюремный срок.

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

«Портрет…» является единственным опубликованным романом, принесшим своему создателю успех и почти скандальную славу. Впервые был напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта». После, в 1891 году, книга вышла в отдельном издании с шестью новыми главами и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма.

«Портрет Дориана Грея» можно отнести к жанру интеллектуального романа. В произведении персонажи и рассказчик подвержены самоанализу, осмыслению своих поступков и окружения. Их беседы выходят за рамки сюжета, представляя собой прения тех или иных философских взглядов. В книге поднимаются важнейшие эстетические, нравственные и «вечные» проблемы.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Также применимо по отношению к книге определение «аллегорическая притча». События, происходящие в ней, не стоит воспринимать буквально. Герои не являются людьми, они обозначают философские взгляды, волшебные картины – порочное искушение, смерть и любовь – испытания, медные трубы, которые открывают завесу над человеческой природой.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

Смысл книги

Роман Уайльда столь же многогранен, сколь многолико творческое воплощение его замысла. Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» состоит в том, чтобы показать нам превосходство внутреннего содержания человеческой личности над внешним. Какова бы не была красота лица, души прекрасные порывы ей не заменить. Уродство мысли и сердца все равно умерщвляет плоть, делает прелесть форм безжизненной и искусственной. Даже вечная молодость не принесет безобразию счастья.

Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, — мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые провозглашают эстетические идеалы автора. Вот некоторые из них: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля». Оскар Уальд хоть и был сторонником теории эстетизма, но в произведении четко обрисовывается опасность разделения этических и эстетических принципов. Служение приводит к гибели, как это случилось с героем романа. Чтобы почувствовать и насладиться красотой, и при этом сохранить свое лицо и добродетель, необходимо всегда соблюдать нормы морали и не доводить себя до фанатизма, даже если в запасе есть вечная жизнь.

Мораль

Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

Поклонение любви погубило Сибиллу Вейн, влюбленность в красоту и восхищение ею, как искусством, привело художника Холлуорда в дом, где он нашел свою кончину. Главный герой, который погрузился в порочный мир наслаждений, пал от собственной руки. Мораль романа «Портрет Дориана Грея» указывает на то, что любое абсолютное поклонение несет за собой опасность. Можно любить, творить, наслаждаться, но при этом оставлять место для трезвого осмысления своих поступков. Персонажи подвержены импульсивности, в этом их беда: Сибила после разрыва кончает жизнь самоубийством, Дориан с торжествующей злобой бросается с ножом на картину. И все они стали жертвами своих идеалов – такова цена ослепления. В разумных пределах цинизм помогает людям не совершать подобных ошибок, именно ему учит автор, изображая лорда Генри.

Проблематика

В романе раскрыта проблема «прекрасного» и «безобразного». Эти две крайности, которые нужны для понимания цельности этого мира. К «прекрасному» принадлежит трагичная и чистая любовь актрисы Сибилы, искренняя привязанность Бэзила к юноше и, конечно, сам главный герой, как воплощение подлинной земной красоты. «Безобразное» носит в себе его душа, с каждым пороком и преступлением она тлеет, загнивает, теряя чувствительность и способность к состраданию. И все эти метаморфозы принимает на себя таинственный холст, превращая изображенного на нем человека в уродливое порочное создание. Но общество слепо к тонким граням между красотой и уродством, он фиксирует только внешние атрибуты личности, напрочь забывая о внутренних. О проделках Дориана знают все, но от этого его не перестают любить и уважать. Кое-кто лишь трусливо опасается потерять свою показную добродетель, поэтому не принимает его официально. В этих обстоятельствах наряду с неразборчивостью людей стоит их лицемерие и трусость – проблемы не менее важные.

Портрет Дориана Грея — это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей — поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство — это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства — вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

Критика

Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.

За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

Ссылка на основную публикацию