Описание Очумелова из рассказа Хамелеон Чехова сочинение

Чехов, Хамелеон. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?

Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо­бого чиновничьего красноречия: «Чья со­бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со­баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер­жать. »

Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

Решения Очумелова стремительно сме­няют друг друга, и название рассказа на­прямую связано с этим калейдоскопом.

Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.

Самая первая деталь, на которую обра­щает внимание читатель, — новая ши­нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч­но, не ягоды или овощи — такие предме­ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест­вует по базарной площади. Далее, на про­тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про­должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа­ется в события на базарной площади.

Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?

Первое решение — «А собаку истребить надо».

Второе («собака генерала Жигало­ва») — «…как она могла тебя укусить?».

Третье («нет, не генеральская») — «На­до проучить!».

Четвертое («может быть, и генераль­ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

Шестое (повар продолжает: «Брат их­ний охоч…») — «Так это ихняя собачка. Возьми ее…».

Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена­ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав­тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ним.

Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар­ной площади, и все передвижения участ­ников происходят только в ее границах.

На Хрюкине ситцевая крахмальная ру­баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон­ка его укусила: Хрюкин решил пораз­влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».

Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.

В рассказе много как безымянных уча­стников, так и действующих лиц, кото­рых мы так и не увидим на базарной пло­щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле­жит дровяной склад… Хотя они и не по­являются на базарной площади, происхо­дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж­ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп­ределяет развитие сюжета.

Какую роль в рассказе играют городовой, ге­неральский повар Прохор, толпа?

Это свидетели событий и отчасти источ­ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та­ки хозяин собачки. Эти герои одновремен­но являются фоном событий и участника­ми того, что происходит на базарной пло­щади.

Сколько хамелеонов видите вы в этом расска­зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре­шения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очуме­лов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе­тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най­дете четвертое решение?

В большинстве классов ученики выби­рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе­дителю». Четвертое решение предполага­ет назвать хамелионами тех героев, кото­рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.

Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?

В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс­кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе­ней — генерал, который так и не появил­ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

Сочинение про Очумелова из рассказа Хамелеон

Чехов написал огромное количество разных произведений, которые изучаются в школе. И произведение «Хамелеон» не является их исключением. Здесь существует очень много разных героев, они и положительные и отрицательные. Одним из главных героев является Очумелов, про которого и пойдет речь. Именно при помощи него и строится весь сюжет произведения. Все происходит в одном небольшом городе, где наш главный герой работает полицейским. Обычно его работой является следить за порядком и разъезжать по всему городу. А ведь название автор дал такое не просто так и сейчас все это мы выясним.

Оказывается, хамелеоном является наш главный герой, который всегда и в любой ситуации может стать доступным и дружным человеком и ради своей наживы может продать даже самого близкого человека. Кроме этого он лицемер, который постоянно меняет свое мнение, а также соглашается сначала с одним мнением, а потом уже примыкает к другому мнению, а о том уже ничего не помнит. Из каждого случая он отыщет необходимый и удобный для него, а вот удобно ли будет другому человеку, его совершенно не касается.

И хотя у него такая благородная и хорошая профессия, но все равно люди считают его человеком низшего уровня, и они уверены в том, что он их защитить не сможет, а наоборот подставит. На протяжении всего произведения он показывает себя только с отрицательной стороны. Он старается любыми путями подобраться к тем людям, которые будут удобны ему, а потом также быстро и свободно может подставить уже этих людей и не жалеть об этом потом. Кроме этого всех людей, которые ниже его по уровню он постоянно унижает и оскорбляет. Очумелов старается осуществить все свои мысли и мечты, которые только появляются в его голове. И часто бывает так, что ему все равно что чувствуют другие люди и он старается делать только то, что нравится ему самому. Обычно он спорит со всеми кроме тех кто старше его по званию. Поскольку он занимает такой высший пост, то у него существуют специальные правила и законы, которые нарушать он не имеет право. Вот только он считает совсем по-другому и не всегда с ними согласен, а это значит, что их можно изменять или просто не выполнять.

Обычно он доверяет только себе, а на других людей ему наплевать. Он их просто ненавидит и с этим ничего не может поделать. Если человек занимает высокий пост, то здесь он может не только выполнить все что он хочет, но и помочь ему во всем. И из этого извлечь выгоду. Здесь он показывает, что он является надежным и важным человеком. Но больше всего он старается сделать все что приказывает ему генерал и это очень даже нравится генералу. Кроме этого он часто заставляет других людей говорить о нем хорошо и любит, когда другие его хвалят.

Также читают:

Картинка к сочинению Очумелов из рассказа Хамелеон

Популярные сегодня темы

Рассказ начинается с того, что американский посол Хайрам Б. Отис вместе со своим семейством покупает замок у английского лорда Кентервиля. Вместе со старинным замком семья приобретает и живущее в нём на протяжении нескольких веков, привидение.

Читайте также:  Басня собственного сочинения с моралью

В 1869 году Иван Александрович Гончаров завершил свою знаменитую трилогию, которая состояла из трех частей: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Если выбирать погоду и сезон для прогулки в парке, то я точно выберу золотую осень. Я считаю, что это самое красивое время года! Летом всё зеленое – одинаковое, а ещё и жарко, – зимой – белое и холодное, а весной, в основном, грязь

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. Тёмным царством являются Кабановы, Кулигин, Дикой.

Собственно термин поколение может трактоваться различным образом, в зависимости от сферы применения. К примеру, поколение в генетике представляет собой совершенно иное

А.П. Чехов “Хамелеон”: описание, герои, анализ рассказа

Юмористический рассказ «Хамелеон» написан А.П.Чеховым на раннем этапе его творчества. Писать Чехов начал ещё будучи гимназистом. Тогда «Антоша Чехонте» печатал свои короткие юмористические миниатюры в различных юмористических журналах.

Создание «Хамелеона» относится к 1884 году, когда он после окончания учёбы уже работал врачом. В это время продолжается сотрудничество с журналами, что наложило определённый публицистический отпечаток на рассказ, что придаёт ему некоторую особенность и особую прелесть. Тогда он был ещё малоизвестен, хотя уже чувствуется стиль и глубина опытного писателя.

Анализ рассказа

Идея рассказа заключается в высмеивании приспособленчества, подхалимства, что выражается в самом названии рассказа и на примере поведения главного героя полицейского Очумелова, который мы видим в различных ситуациях. Данный персонаж, конечно, собирательный, представляющий лишь одного представителя из огромной армии хамелеонов в человеческом обличье. Им нет никакого дела до справедливости, понятие совести у них отсутствует. Главная их цель -приспособиться к окружающему миру как можно комфортнее используя тень сильных мира.

Судьба собаки напрямую зависит от социального статуса её хозяина. Подобные ситуации показательны и характерны во все времена. Хамелеоны бессмертны. Это тип человека без принципов, мгновенно меняющего своё мнение в зависимости от сложившейся ситуации. Они были, есть и, к сожалению, ещё долго будут жить в нашем обществе. Психология раба, которого по капле предлагал выдавливать из себя Антон Павлович, во все времена была выгодна для власть имущих.

Произведение написано в стиле реализма. Это можно понять даже не прибегая к анализу литературных приёмов. Благодаря особой чеховской форме изложения при чтении возникают образы героев рассказа, в которых нет пространных описаний, а лишь небольшие характеристики персонажей. По форме изложения рассказ похож на стенограмму и это позволяет увидеть всех участников повествования максимально чётко и ясно.

Сюжет

Сюжетная линия рассказа незамысловата. Идущему по улице полицейскому Очумелову и его помощнику Елдыринуна пути попадается укушенный маленькой собачкой мастер Хрюкин. Окружившей его толпе он демонстрирует окровавленный палец. В ходе разбирательства и выяснения того, кто является хозяином собаки, Очумелов демонстрирует чудеса мимикрии. Когда люди говорят, что это собака бездомная, он велит её утопить. При упоминании о том, что это собака генеральская, он начинает ругать самого Хрюкина. И так до тех пор, пока всё-таки не принимается решение в пользу генеральской собаки. Очумелов с помощником следует дальше.

Герои рассказа

Персонажи в рассказе – самые разные люди и, в силу того, что при небольшом объёме рассказа довольно сложно дать каждому образу развёрнутую характеристику, автор использует приём «говорящих фамилий», которые сами по себе могут охарактеризовать персонаж. Например, полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Шинель – это символ власти, узелок в руке – символ мздоимства. Его помощник Елдырин рыжий городовой с решетом, наполненным крыжовником. Очумелова и Елдырина рассказчик называет только по фамилии, что подчёркивает их официальный статус. «Золотых дел мастер Хрюкин» – вздорныйчеловек со вздорными претензиями. Сама фамилия уже говорит немало о её носителе.

Главным героем, конечно же, здесь является Очумелов. Именно его уникальная способность менять свои решения в зависимости от ситуации и находится в центре внимания. Причём делает он это настолько виртуозно, что порой даже вызывает восхищение. О его низком культурном уровне свидетельствует грубость по отношению к Хрюкину, хотя он заискивает перед одним только именем генерала. Само название рассказа раскрывает суть произведения.

Слово «Хамелеон» после чеховского рассказа стало нарицательным. Название произведения “Хамелеон” А.П. Чехова, уже показывает нам его суть. В его произведение “хамелеон” становится именем нарицательным, обозначающее человека подлого, предателя, который действует не в интересах общества, а личных.Так и образ Очумелова меняет краски, как хамелеон в природе.

Сочинение: Разум и чувства в рассказе «Хамелеон» Чехова

«В двуличном человеке нет ни разума, ни чувств» (А.П. Чехов)

Почему человек бывает двуличен? Сам становится та­ковым или под влиянием внешних факторов разрушает­ся личность, и печальным результатом такого нравст­венного распада является полная деградация разума и чувств?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». Главный герой про­изведения — полицейский надзиратель Очумелов. Внешнего портрета полицейского автор не дает, но отме­чает отдельные детали (жесты, мимику), выражающие настроение Очумелова. Так, с одной стороны, ряд дета­лей подчеркивает переполняющее полицейского надзи­рателя осознание свой начальственной власти. Заметив толпу, «Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу». Он не просто подходит к толпе, а «врезывает­ся» в нее. Говорит он «строго, кашляя, шевеля бровями». Покончив с разбором дела, он «продолжает свой путь по базарной площади».

С другой стороны, «все лицо его заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что собака принадлежит брату генерала. Внутренний мир Очумелова — и вопло­щение одновременно грубой, деспотической, невежест­венной власти полицейского-самодура, и отражение сути подхалима-холопа, готового угождать всем, кто выше и могущественнее, чем он сам. Двуличность натуры прояв­ляется и в манере говорить. Речь построена так, что в ней почти отсутствуют спокойные повествовательные пред­ложения, подавляющее большинство или вопроситель­ные, или восклицательные, так как Очумелов или доп­рашивает, или безапелляционно заявляет. Его «хамелеонство» ярко отражается в быстрой смене инто­наций — от нежно-заботливых до резко-грубых. Речь Очумелова пестрит то ругательствами («болван», «знаю вас, чертей», «я ему покажу кузькину мать»), то неле­пыми сочетаниями слов («что значит собака и прочий бродячий скот», «ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать»), указывающими на очень низкий культурный уровень представителя полицейской власти, интеллектуальную и нравственную неразвитость.

Прекрасно использует автор еще одну деталь, нагляд­но рисующую смену настроений «хамелеона» Очумелова: мысль, что собака, которую он только что было приказал истребить, принадлежит генералу Жигалову, бросает его то в жар, то в холод.

О «хамелеонстве» как социальном явлении, прояв­ляющемся в двуличности натуры, говорит не только об­раз Очумелова, но и образ Хрюкина и суммарный образ толпы.

В золотых дел мастере Хрюкине та же смесь нагло­деспотического желания поиздеваться над беззащитным существом и подхалимства перед властью. Он издевается над собакой («тыкал цыгаркой ей в харю для смеха»), по- видимому, подбил ей лапу (она бежит, «прыгая на трех но­гах»), она «дрожит всем телом», в ее глазах — «выражение тоски и ужаса от всего пережитого». Но перед Очумеловым Хрюкин сам дрожит, заискивает перед ним, льстит. Учи­тывая отношение к нему Очумелова, он то заявляет о своих правах взыскать с владельца штраф, то пытается сослаться на мирового судью, то на брата-жандарма как на возмож­ных своих защитников, то смиренно замолкает, видя, что дело поворачивается не в его пользу.

Толпа же, вначале пассивная, тоже выступает против Хрюкина, когда замечает, что Очумелов уже меняет свое сочувственное отношение к Хрюкину, а в конце рассказа, видя поражение Хрюкина, «хохочет» над ним.

Итак, умный и проницательный читатель видит абсо­лютную деградацию разума и чувств всех героев произ­ведения. Но неужели нет в рассказе А. П. Чехова хотя бы одного положительного героя, способного мыслить и чув­ствовать? Единственный положительный герой — сам автор. Из текста видно, с какой иронией он описывает происходящее: «…подняв вверх правую руку, показыва­ет толпе окровавленный палец. На полупьяном лице… палец имеет вид знамения победы», и как сочувствует бедному щенку: «В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». В этих нескольких фразах писатель су­мел показать нам, читателям, свое искреннее сочувствие к беззащитному животному и столь же искреннее пре­зрение к людям без разума и чувств. Автор продумывал каждое слово, чтобы читатели поняли ход его мыслей, поняли, что подхалимство, самоуничижение, равно как и самовозвеличивание, разрушают личность, уничтожая ее интеллектуально и лишая моральных устоев и нравст­венных принципов.

Читайте также:  Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского

В одном из изданий А.П. Чехова к рассказу «Хамеле­он» есть иллюстрация: огромный флюгер в виде поли­цейского с четырьмя руками, направленными во все че­тыре стороны света. Как понять эту аллегорию? Куда ветер подует, туда и повернется этот блюститель закона? Или это хамелеон, готовый сам себе при острой необхо­димости оторвать одну из рук, для того чтобы не попасть в сложную ситуацию?

Безусловно, «хамелеон» Очумелов меняет не цвет ко­жи, как настоящие хамелеоны, а свое поведение, свои взгляды, свое отношение к людям и, следовательно, к своим служебным обязанностям. Значит, А.П. Чехов в своем сатирическом рассказе обличает не какого-то кон­кретного человека, а высмеивает типичное для многове­ковой русской истории явление — приспособленчество, продажность чиновников, их пренебрежение своими служебными обязанностями, взяточничество. Изменится руководство — они приспособятся к другому. Изменится государственный строй — они переделают лозунги. Об­личая в рассказе «Хамелеон» невежество, грубость, ли­цемерие, подхалимство, узость интеллектуальных за­просов и низменность чувств двуличных людей, великий русский писатель дает нам понять, что это далеко не единственный случай подобного нравственного убожест­ва и морального обнищания. Перед нами открывается болезнь эпохи, заразившая все общество. Своим творче­ством Чехов хотел если не излечить ее, то хотя бы заста­вить людей задуматься, увидеть себя со стороны, по­скольку исправлять подобные болезни можно только изнутри, начиная с самих себя, с развития разума и чувств. Другого пути избавления от подлости и пошлости А.П. Чехов не видит. Думается, что он абсолютно прав…

Образ и характеристика Хрюкина в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

В самом неоднозначном, символичном рассказе Антона Павловича Чехова все герои наделены индивидуальными чертами, подчеркнутыми говорящими именами и фамилиями. Универсальные персонажи показывают читателю, насколько часто можно встретить в жизни людей, обладающих аналогичными качествами. Разбор образа и характеристика Хрюкина в «Хамелеоне» поможет школьникам написать грамотное письменное или подготовить устное сочинение для литературного урока.

Обыденность образа Хрюкина

Читателю автор рассказа подает Хрюкина в «Хамелеоне» как транжиру и пьяницу. В первом же упоминании он предстает в состоянии алкогольного опьянения и жуткого похмелья. Антон Павлович Чехов пытается подать своих героев как неоднозначных людей, наделенных всеми чертами характера, которые можно встретить в каждом человеке. Поэтому одного из главных персонажей также можно назвать меняющей свой окрас при разных обстоятельствах ящерицей.

Актуальность образа Хрюкина в рассказе «Хамелеон» неподвластна времени. Острая тема всего произведения написана на злобу дня.

Неоднозначна и характеристика главной виновницы того, как в рассказе появляется ювелирных дел мастер. Собака, от укуса которой пострадал злополучный пьяница, предстает перед читателями подлой тварью, а иногда чудной собачонкой и нежным зверем.

Несколько сведений о ювелире

Как уже говорилось ранее, Хрюкин — золотых дел мастер, который любит тратить деньги, причем не на полезные вещи, а на выпивку. А также из рассказа читатель узнает о герое иную информацию:

  • он любитель поскандалить;
  • ему нравится гулять и пить за чужой счет;
  • ленивый мужчина;
  • ювелир не блещет умом;
  • постоянно издевается над животными;
  • выпивает предпочтительно в дневное время.

Встретить такого человека можно и сейчас, достаточно обернуться и осмотреться по сторонам. Лживый и лицемерный герой, обидевший бродячую собаку, становится предметом насмешек окружающих, не признающим свою вину перед беззащитным животным. Выставляя себя пострадавшим, он пытается выбить вознаграждение за укус. Но человеку, не имеющему в обществе авторитета и уважения, не удается получить желаемое.

Прочитав текст рассказа, можно составить следующую точную характеристику Хрюкина:

  • полупьяный человек в ситцевой крахмальной рубашке и жилетке нараспашку;
  • гоняется за собакой, показывая каждому встречному покусанный окровавленный палец;
  • простой житель провинциального городка, имеющий свою ювелирную мастерскую;
  • вздорный человек нехрупкого телосложения;
  • постоянно славится своими проделками, чем известен среди народа, по словам полицейского надзирателя Очумелова;
  • нечестный и изворотливый человек, который, подозревая, что его привлекут к ответственности, начинает искать отмазки;
  • хвастается своими связями, так как его брат работает жандармом;
  • хитрый лицемер, подлизывающийся к Очумелову, говоря тому о справедливости и блистательности ума, чтобы добиться своей цели.

Хрюкин действительно ведет себя как истинный хамелеон. Он меняет поведения, отталкиваясь от обстоятельств и ситуации, собеседника. То он предстает перед читателем воплощением вежливости, то становится настоящим хамом и грубияном.

Причины виновности героя

В рассказе Хрюкин появляется в полупьяном состоянии, когда гонится в неряшливо расстегнутой одежде за собакой по улице. Его палец правой руки поднят демонстративно вверх. Он пытается показать толпе прохожих, как хладнокровно его покусал уличный пес. Главная его цель — не просто наказать виновника появления раны, а получить определенную сумму от владельца собаки в качестве компенсации, ведь ему, возможно, неделю не удастся работать.

Из толпы раздается голос очевидца, говорящего, что Хрюкин сам напросился, ткнув в морду животного сигарету. Выяснить, что произошло, собирается Очумелов. Он пропускает слова очевидца мимо ушей.

Бедный пес всем своим видом показывает невиновность. Сидя посреди толпы, белый борзый щенок с острой мордочкой и маленьким пятном желтого цвета на спине тоскует и боится происходящего.

Зачуяв неладное, пострадавший очумел, оторопел и начал заискивать перед полицейским, показывая толпе, что он приближен к власть имущим. Но это лишь вызывает смех людей. Количество зевак растет, ведь в маленьком городке редко происходит что-то интересное. Кто-то поддерживает Хрюкина, пытаясь «казнить» и обвинить пса. Другие же справедливо оценивают его поступок, называя ювелира вздорным человеком.

Все потуги ювелирного мастера оказываются тщетными, когда Очумелов принимает сторону собаки. Ведь оказывается, что это питомец генерала. Напоследок опозоренному, но уже протрезвевшему Хрюкину, полицейский угрожает расправой, если тот еще раз устроит неприятности.

Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 12.02.2020

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1976 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1984 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Читайте также:  Анализ произведения Три товарища Ремарка

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец. Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи. Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.

В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.

В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу. Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости. Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Очумеловполицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона.
ХрюкинХрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека.

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

  1. Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
  2. Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
  3. Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.

  1. Нравственные пороки – за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.
  2. Духовное рабство— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств.
  3. Трусость — русские люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Ссылка на основную публикацию