Остров сокровищ – главные герои романа Стивенсона

Главные герои романа Остров сокровищ Стивенсона

Данное произведение рассказывает о дружбе и взаимопомощи. В нем описывается множество личностей, характеров и нравов. Роман о путешествии, пиратах и сокровищах. Но сокровище это не то что блестит, а то что имеет место быть человеческое. Дружба, честность, открытость – вот главный девиз данного рассказа. Ну, начнем, пожалуй, с характеристики главных персонажей.

Билли Бонс.

Билли Бонс представляет собой немолодого, средних лет, мужчину. Поздней ночью, испуганный он наведывается в таверну Джима Хокинса, и просит последнего помочь ему в последнем деле. Он раскрывает тайну пирата Флинта, у которого был помощником на пиратском корабле. После того как ему вручают черную метку он пытается убежать, но в итоге умирает от сердечного приступа.

Джим Хокинс.

Характеризуется как хороший паренек, совсем еще юный. Честный и через, чур, правильный, с горячим темпераментом, очень умный и смелый. Всегда в самом эпицентре всех событий описанных в романе. Узнав о сокровищах пиратских, отправляется на остров на корабле в качестве юнги. После того как Джим попал на остров, используя свою смекалку и хитрость, умудряется отвезти корабль в безопасное место для дальнейшего побега из этого острова. Но на острове попадает в руки к своему врагу пирату Сильверу. По счастливой случайности ему удается убежать от этого пирата по причине ссоры со своей командой. И Джим вместе с Беном Ганном удачно покидают злосчастный остров.

Дэвид Ливси.

Является отличным судьей. Характеризуется как смелый и мужественный человек. Дружба для него это все, готов пожертвовать собой ради товарища, никогда не оставит в беде. Вторая его профессия это врач. По натуре своей очень надежный человек и дальновидный. Ему Джим доверяет карту с координатами сокровищ, которую в дальнейшем, Дэвид, меняет на свободу Джима от рук Сильвера.

Сквайр Трелони.

Очень богатый человек средних лет. Любит всякого рода приключения. Любит быть лидером, но из-за того что он не очень умен и мудр, ему не удается добиться нужного расположения к себе. Именно на его деньги было куплено судно для путешествия. Но так как он является очень болтливым гражданином, то в скором времени все в городе знали, куда они направляются, и в команде присутствует много пиратов и разбойников. Ко всему удивлению очень метко стрелял, но был трусом по жизни.

Джон Сильвер.

Является старым пиратом. Вместо одной ноги у него костыль в виде «деревянной» ноги. Хитер, жаден, деньги всегда превыше всего, ему не знакомо слово дружба, честность, честь. Узнав о намерении, Сквайра Трелони, отправится на остров за сокровищами, нанимается на судно в качество кока и подтягивает своих ребят-пиратов. Тайно руководя последними на судне. В конце романа спасает Хокинса от погибели, но не в свою пользу.

Бен Ганн.

Оставленный на острове своими подельниками-пиратами выживает и грезит мечтой о мести своим бывшим товарищам. В то время как Джим приплывает на остров, они встречаются и становятся союзниками. В качестве мести своим бывшим коллегам-пиратам, он перепрятывает сокровище в другое место. Что в итоге и сыграла важную роль в развязке произведения.

Капитан Александр Смоллетт.

Характеризуется как честный, мужественный человек. Он не отличался только мужественностью, он хороший хозяин своего судна. Отлично читает звезды и ориентируется на местности. Отвратительный стрелок но отличный фехтовальщик. Учувствовал в разных кризисах военного характера, где и погиб от ядра в груди.

Второстепенные герои произведения «Остров сокровищ»

Слепой Пью.

Именно Слепой Пью вручает черную метку Билли. Очень короткая роль в этом романе присуждена ему. Во время драк и беспорядков в трактире погибает от копыт лошади.

Черный Пес.

Заклятый враг Билли, которого находит в таверне Джима. И после драки серьезно раненный вынужден ретироваться.

2 вариант

Роман «Остров сокровищ» завоевал немало сердец. Каждый, кто хоть раз прочёл данное произведение не может не восторгаться той крепкой и верной дружбе, взаимопомощи. Ведь так не хватает в современном мире настоящей, искренней, верной дружбы и того, чтобы люди помогали друг другу. Когда ты совсем один, то намного сложнее справиться с проблемами, преодолеть препятствия, которые встанут на пути. Но когда у тебя есть поддержка ( человек или люди) которые никогда не оставят, не осуждать, а если и надо то укажут на ошибки.

В романе есть 7 главных героев:

Билли Бонс- Он уже не молодой человек, но ещё и не старый. Долгое время хранил тайну грозного пирата Флинта, которую в последствии рассказывает Джими чтобы тот помог в одном очень важном деле. Бонс стремиться получить чёрную метки и когда получает, пытается сбежать как можно дальше, однако смерть настигает быстрее.

Дэвид Лисви- Врач и судья в одном лице. Человек не молодой, но очень добрый и умный, может просчитать несколько шагов вперёд. В нём есть чувство справедливости, добродетели, строгости. Он верный и честный друг, который соглашается поменять карту сокровищ на Джими, что ещё раз доказывает его надёжность.

Джим Хокинс- Наверное, самый главный персонаж. Парень совсем ещё юн, но полон энергии и сил для свершений великих дел. Максималист по жизнь ( что очень мешает жить, как и горячи темперамент). Смелый, позитивный, смекалистый парень. Отправляется за сокровищами в качестве одного из юнг, но позже попадает в заложники к пирату Сильверу, однако судьба благосклонна к парню и он бежит с острова.

Джон Сильвер- это старый пират, который пойдёт на всё ради богатства. Этот человек коварен и умён, жаден, настойчив. Однако, в конце он спасает Хокинса, хоть это будет не наруку.

Сквайр Трелони — Это богатый, трусливый, средних лет человек. Хоть ему по наследству досталось много денег, а вот ума, к сожалению. В его словах всегда присутствовали лидерские нотки, но ему не суждено было стать таковым из-за пугливости, скудного ума, лишней болтливости. Он покупает судно, на котором все отправляются в путешествие за сокровищами.

Александр Смоллет – капитан, который отличается мужественностью, честностью, решительностью. Хотя и у такого человека есть недостатки ( плохо стреляет)

Бен Ганн- этот человек мечтает отомстить всем своим подельникам. Он злопамятен, но верен тому с кем поведётся. Он перепрятывает сокровища в другое место.

Второстепенные персонажи:

Чёрный пёс- серьёзно враждует с Билли. По сути ненавидит его.

Слепой Пью — Играет ключевую роль. Именно он отдаёт печать, а далее нелепо погибает от лошади.

Таким образом, роман имеет множество замечательных персонажей, которые учат как добру, так и злу. Но именно на их ошибках можно предотвратить неверные поступки, а может и изменить исход судьбы.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои романа Остров сокровищ

Популярные сегодня темы

А.С.Пушкин был известным ценителем женской красоты. Но, помимо внешнего превосходства, он уделял огромное внимание душевным качествам девушек. Неспроста его любимыми героинями становятся Маша Троекурова

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове

В произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» можно столкнуться с огромных количеством различных героев, их характерами и образами. Но одним из основных и наиболее ярких персонажей является Алексей Каренин, муж главной героини романа Анны.

Русский язык – это один из самых сложных и богатых языков мира. Думаю, каждого, кто говорит по-русски, поражают многообразие языка, его лексика, грамматика и пунктуация

Главный персонаж произведения Н. В. Гоголя уникален: он лживый, причем у него отсутствует такие качества, как нравственность и духовность. Он фантастично и бесстыдно врет, а люди ему доверяют. Каковы эмоции и думы Ивана Хлестакова на самом деле?

“Остров сокровищ” – характеристика персонажей романа Р. Стивенсона

Характеристика романа

Роберт Луи Стивенсон родился в Эдинбурге, Шотландия, 13 ноября 1850 года. Он известен главным образом тем, что является автором фантастических и приключенческих историй в детской литературе:

  • «Остров сокровищ».
  • «Чёрная стрела».
  • «Странный случай доктора Джекила и мистера Хайда».

«Остров Сокровищ» Стивенсона — это авантюрный роман, написать который автора вдохновил его пасынок Лоид. Это одна из самых приключенческих историй всех времён — о совершеннолетии мальчика, в которой участвуют пираты, есть морские сражения и поиски зарытых кладов.

Кроме того, даётся уничижительная характеристика главных героев в рассказе «Остров сокровищ», стержневой чертой которых является жадность. К концу приключения почти все персонажи утолили её, найдя клад. Стивенсон ярко описывает, как люди тащат золотые слитки к кораблю, как бы подчёркивая последнее достижение.

Но писатель также ставит под сомнение возможность окончательного удовлетворения. Для пиратов цели оказались недостижимыми, поскольку карта привела их к пустой яме, которая становится символом тщетности поиска сокровищ и потери души во время этого процесса. Их жадность и иррациональность толкают только к смерти и неудовлетворённости.

Джим Хокинс

Рассказ почти всего романа ведётся от его лица. Джим — малолетний сын английского трактирщика. Он скромный рассказчик, никогда не хвастающийся своим мужеством и героизмом, которые постоянно проявляет. Хокинс часто импульсивен, но обнаруживает большую чувствительность и мудрость.

Как рассказчик «Острова Сокровищ» и зачинщик его самых важных сюжетных поворотов, Джим, несомненно, является центральным персонажем романа. Вероятно, ему около двенадцати или тринадцати лет. Он тихий и послушный сын владельца гостиницы недалёко от Бристоля. По мере развития событий в романе характер Джима резко меняется, он может анализировать ситуацию, демонстрируя:

  • сообразительность;
  • смелость;
  • зрелость и перспективу.

В первых главах Джим — робкий мальчик, тесно связанный с его домом и семьёй. Испуганный старым моряком Пью, он бежит к матери. Но вскоре начинает думать сам и проявляет всё большую инициативу. Джим делает ошибки, но учится на них, что свидетельствует о его зрелости. Он быстро растёт во время этой поездки начиная с юнги, но получает право называться новым капитаном после того, как забирает корабль у пиратов.

Несмотря на то что он смелый и стремительный, индивидуализм Джима напоминает о его молодости. Его склонность действовать по своим прихотям и растущее самосознание также показывают, что он оказался между двумя мирами — между детством и взрослой жизнью и между законным, рациональным обществом и кругом пиратов. Поэтому рассказ Джима — это не просто фантастическая приключенческая история, но и повествование о взрослении.

Повествование Джима о его героических действиях является ценным, потому что он скромно записывает их, давая взгляд изнутри на героизм. Джим не высокомерен, но вместо этого стесняется своих успехов. Он берёт на себя полную ответственность за ошибки, а не находит оправдания, и не хвастается исключительно своими успехами. Замечательная честность и искренность Джима часто ставит взрослых в тупик.

Билли Бонс и доктор Дэвид Ливси

Старый моряк, который живёт в гостинице родителей Джима, был раньше членом команды Сильвера, он неприветлив и груб. Бонс нанимает мальчика для поиска одноногого человека, таким образом вовлекая молодого Джима в пиратскую жизнь. Морской сундук Билли и карта сокровищ приводят в движение всё приключение. Его грубый отказ оплачивать счета в отеле символизирует общую оппозицию пиратов закону, порядку и цивилизации. Болезнь Бонса и любовь к рому символизируют слабые и саморазрушающие аспекты пиратского образа жизни.

Ливси мудр и практичен. Джим уважает его, но не вдохновляется им. Живя на острове, Ливси демонстрирует здравый смысл и глубоко понимает природу человека. Доктор справедливый, великодушно соглашающийся относиться к раненым пиратам, как и к своим. Ливси представляет устойчивые и скромные достоинства повседневной жизни, а не фантазии, мечты или приключения.

Он впервые кажется идеальной фигурой авторитета для мальчика. Джим доверяет ему карту сокровищ, потому что-то это уважаемый и знающий человек. По мере того как приключение разворачивается, доктор показывает Джиму, что заслуживает уважения, так как он:

Ливси разрабатывает блестящий план для победы над мятежниками. Доктор не боится действий и храбро стреляет в пиратов на месте сокровищ. Больше, чем грубый капитан Смоллетт или наивный сквайр Трелони, Ливси достоин звания лучшего из цивилизованного мира людей.

Но несмотря на его полномочия и достижения в этой истории, Ливси не харизматичен. Он делает то, что разумно, практично и этично, но никогда не действует импульсивно или спонтанно, как это делают пираты или Джим. Ливси придумывает гениальные планы, но воплощает их в жизнь только в том случае, если они безопасны и эффективны. Доктор даёт пиратам карту сокровищ только тогда, когда знает, что она бесполезна. В целом Ливси никогда не рискует, поэтому Джим, как и читатели, находят его хорошим, но не великим, порядочным, но не вдохновляющим.

Примечательно, что Джим сентиментально думает о Сильвере в конце своего повествования, но не упоминает о Ливси. Джим не имеет эмоциональной связи с доктором и, следовательно, не располагает связью с порядочным, цивилизованным обществом, который тот представляет. Он также не полностью вписывается в мир Сильвера, но и не принадлежит устойчивому, практичному кругу Ливси.

Долговязый Джон Сильвер

Это очень сложный и противоречивый персонаж, мощная смесь харизмы и саморазрушения, индивидуализма и безрассудства. Сильвер хитрит и лжёт, скрывая свои истинные намерения от сквайра Трелони. Он так часто переходит на другую сторону, что нельзя быть уверенным в его истинной принадлежности. Главарь пиратов имеет почти животную природу, как видно из его хладнокровного убийства Тома Редрута. Тем не менее он, без сомнения, самый важный и харизматичный персонаж в романе.

Несмотря на отсутствие ноги, он быстро и мощно движется по неустойчивым палубам. Его физический дефект фактически демонстрирует его силу характера, раскрывая с каждым шагом его способность преодолевать препятствия. Точно так же впечатляет его ум. Он единственный из пиратов, которого не пугает подражание Бена Гана голосу мёртвого Флинта.

Сильвер остаётся разумным перед лицом коллективных суеверий своих людей, ведя их вперёд к месту сокровищ. Его попугай, который выкрикивает слова песни о мертвецах, придаёт пирату почти сатанинскую ауру. Он обладает очевидными лидерскими качествами, так как способен сохранять контроль над своей злобной бандой мятежников до самого конца их поиска, несмотря на потери и подозрения в предательстве.

Имея грозную и пугающую внешность, Сильвер быстро внушает доверие всем, кто его встречает. Капитан Смоллетт и доктор Ливси оба уверены в характере Сильвера в начале путешествия. Его дружелюбие и вежливость никогда не кажутся поддельными, обманчивыми или манипулирующими.

Сильвер описывает себя как «джентльмен удачи» — термин, который явно является эвфемизмом «пирата», подчёркивает что-то действительно джентльменское в нём. Когда Ливси просит приватного разговора с заложником Джимом, другие пираты громко протестуют, но Сильвер разрешает, потому что он верит джентльмену Ливси.

Это доверие со стороны Сильвера выглядит благородным и реальным. Кроме того, любовь к Джиму кажется искренней с самого начала. Ближе к концу поездки он отмечает, что Джим напоминает ему себя в молодости. Джим публично называет Сильвера «лучшим человеком здесь». И его пожелание ему счастья в последних параграфах романа вполне искренне. В целом поведение пирата показывает, что он больше, чем просто пират. В нём есть что-то ценное для развития Джима.

Эсквайр Трелони и капитан Смоллетт

Местный бристольский дворянин (эсквайр один из низших дворянских титулов) Трелони организует путешествие на остров, чтобы найти клад. Он связан с гражданской и социальной властью, а также с удобствами цивилизованной деревенской жизни. Умения Трелони, однако, ограничены, так как лёгкость, с которой пираты обманом заставляют нанять их, демонстрирует его как плохого командира.

Александр Смоллетт, ставший капитаном шхуны «Эспаньола», сообразителен и справедливо с подозрением относится к экипажу, нанятому Трелони. Смоллетт — настоящий профессионал, серьёзно выполняющий свою работу и демонстрирующий значительные навыки ведения переговоров. Как и Ливси, он слишком компетентен и надёжен, чтобы быть вдохновляющей фигурой для подросткового ума. Смоллетт верит в правила, не любит непослушание Джима и даже говорит ему, что больше никогда не хочет плавать вместе.

Имена пиратов

Остров сокровищ начинается с карты, на которой безжалостный капитан Флинт отметил, спрятанный клад, плод бесчисленных набегов. Приплыв на место вместе с другими пиратами своего экипажа, он возвращается на корабль, пришвартованный неподалёку, один. Открытие карты, единственной подсказки, которую оставил Флинт о тайнике легендарного сокровища, составляет ядро ​​повествования книги.

В романе он не проявляется, как активный персонаж, его личность и история обрисованы в общих чертах со слов бывших соратников, в частности, Джона Сильвера, который также владеет попугаем, чьё имя перекликается с именем жестокого пирата.

Чёрный пёс. Так зовут человека, неожиданно навестившего Билли и угрожающего ему. Бонс нападает на него. Тот убегает, но остаётся вестником грядущего насилия в романе. Имя этого пирата символизирует тёмные и звериные стороны.

Бен Ганн. Команда корабля оставила этого человека на острове. Одиночество сделало Гана несколько сумасшедшим, поэтому он выглядит как дикарь. Ган представляет собой деградацию человеческого духа, но это единственный персонаж, который преображается, переходя от пиратов к хорошим людям, охотно помогая Джиму и Ливси. Странная имитация Бена голосом мёртвого Флинта говорит, что он является своего рода призраком пирата.

Пью. Это старый слепой нищий и пират предъявляет Билли чёрную метку — ультиматум, чтобы тот передал содержимое морского сундука банде. Билли умирает вскоре после визита Пью, а тот затем погибает под копытами лошадей в аварии. Пью можно рассматривать как ангела смерти, предвещающего конец пиратов в романе.

Читайте также:  Анализ произведения Собачье сердце повести Булгакова 9, 11 класс

Джордж Мерри. Мятежный и враждебный член команды, который не подчиняется приказам и иногда бросает вызов авторитету Сильвера.

Израэль Хэндс — рулевой. Он действует, как один из двух охранников на корабле, когда другие пираты находятся на берегу, но напивается, убивает своего напарника и лежит в пьяном угаре, пока корабль бесцельно дрейфует. Хэндс символизируют безрассудное поведение всех пиратов.

Алан и Том Редрут — моряки, убитые мятежниками. Тома хоронят с большими почестями — событие, которое иллюстрирует уважение хороших людей к мёртвым.

Кроме главных героев, в «Острове сокровищ» также упоминается ещё несколько пиратов и других людей, которые появляются лишь на короткое время. Это мать и отец Джима, таможенный надзиратель Данс, который вместе со своими людьми изгоняет пиратов из таверны «Адмирал Бин Боу», спасая этим Хокинса и его мать.

Книга Стивенсона стала источником вдохновения для сценаристов и режиссёров. Было выпущено более 50 фильмов и телевизионных версий. Многие выражения разобрали на цитаты. Примечательно, что в кино один из главных героев, Джон Сильвер, часто изображался одноглазым.

Йо-хо-хо, это не книга, а просто сокровище!

В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит перечитать.

Книгу рекомендует доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Василий Цветков.

В детстве «Остров сокровищ» читается как боевик, без рассуждений о нравственности, о правых или виноватых. Но когда возвращаешься к книге через много лет, то находишь немало интересных моментов о человеческих отношениях. Мы видим два «лагеря» — зла и добра. Первый — это пираты. Для них главное — богатство любой ценой, обогащение как самоцель. Чужая жизнь ничего не стоит. Пират Хэндс так говорит об этом: «Прав тот, кто ударит первый. Мертвые не кусаются. Вот и вся моя вера. Аминь!» Вторая линия — положительные персонажи, в которых живы представления о Боге и добре. Главный из них — юный Джим Хокинс. Характерен доктор Ливси, который лечит не только своих сподвижников, но и больных пиратов. Честный офицер — капитан Смоллетт. Есть и те, кто находится как бы на грани между этими «лагерями». Это Бен Ганн — раскаявшийся пират, нашедший сокровища и решивший помочь другим людям. Интересная фигура — Джон Сильвер. Закоренелый злодей, он спасает Джима от пиратов, а затем бежит с корабля и, очевидно, Господь дает ему шанс на спасение. Таких важных деталей сюжета, интересных и понятных взрослому человеку, конечно, не заметишь, когда читаешь эту книгу в детстве.

Автор

Роберт Льюис Стивенсон (1850–1894) — шотландский писатель и поэт, автор приключенческих романов, повестей и баллад.

История создания

Наблюдая, как его маленький сын что-то рисует и чертит, Стивенсон сам набросал карту выдуманного острова, которая позже вдохновила его на написание книги: «Промозглым сентябрьским утром — веселый огонек горел в камине, дождь барабанил в оконное стекло — я начал “Судового повара” — так сперва назывался роман».

В 1881–1882 годах произведение выходило в детском журнале Young Folks. Отдельным изданием «Остров сокровищ» вышел в 1883 году и принес Стивенсону мировую известность.

Содержание

В произведении повествуется о приключениях, связанных с поиском сокровищ, спрятанных капитаном Флинтом на необитаемом острове в Вест-Индии. Карта острова с обозначенным местонахождением клада попала в руки штурмана Билли Бонса, а затем — к юному герою романа, Джиму Хокинсу, после чего и начались описанные в книге приключения.

Особенности романа

По убеждению Стивенсона, литература не должна подражать жизни, но вместе с тем должна быть правдивой. «Остров сокровищ» производит эффект совершенной достоверности на материале совсем не реальном. Для Стивенсона также было важно создать характер-ориентир, пример жизнелюбивого, отважного, положительного героя, который, столкнувшись с чрезвычайными обстоятельствами, принимает самостоятельные решения и делает нравственный выбор. «Стоит ли вообще описывать негероические жизни?» — писал автор. Таким героем-ориентиром для читателей стал Джим Хокинс. Создавая увлекательную приключенческую фабулу, Стивенсон не забывал о психологии персонажей и тщательно прописывал характеры. Особенно интересовала его тема добра и зла в природе человека. Пираты в романе мало похожи на благородных и красноречивых персонажей, идеализированных и романтизированных в литературе до Стивенсона. Джим Хокинс и его товарищи сталкиваются с другими пиратами — коварными и жестокими негодяями. Главный герой — это «Остров сокровищ». Весь смысл приключений героя и книги в целом — отыскать истинные сокровища в самом себе.

Интересные факты

Стивенсон был увлеченным путешественником, плавал по южным морям, побывал на архипелагах Тихого океана, видел Маршалловы и Гавайские острова, Новую Каледонию, жил на Таити, в Сиднее и на Самоа.

У многих героев романа существуют реальные прототипы. Прообразом одноногого пирата Джона Сильвера стал друг Стивенсона, литератор Уильям Хенли, силой и выдержкой которого (из-за болезни он лишился левой ноги) восхищался автор романа. А в образе легендарного капитана Флинта, чье имя приводило всех людей в ужас, проглядывают черты одного из самых отъявленных пиратов своего времени Эдварда Тича, известного как Чёрная Борода, занимавшегося пиратством в районе Карибского моря в начале XVIII века.

Одним из любимых писателей Стивенсона был Федор Достоевский. Впечатление от романа «Преступление и наказание» подтолкнуло его к написанию психологического этюда «Маркхейм», а затем к созданию известной повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Роман был многократно экранизирован. Первой киноадаптацией стал черно-белый одноименный фильм, снятый в 1934 году известным американским режиссером Виктором Флемингом. Выдающиеся экранизации были созданы советскими кинорежиссерами Владимиром Вайнштоком (1937), Евгением Фридманом (1971), а также Владимиром Воробьевым, снявшим художественный трёхсерийный фильм «Остров сокровищ» (1982). Также по роману созданы мультфильмы и сериалы.

Одиночество и раскаяние Бена Ганна

Отрывок из романа «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона

Главный герой романа юнга Джим Хокинс оказывается на Острове сокровищ, прячется от пиратов во главе с одноногим Джоном Сильвером и случайно встречает раскаявшегося пирата Бена Ганна.

С обрывистого каменистого склона посыпался гравий и покатился вниз, шурша и подскакивая между деревьями. Я невольно посмотрел вверх и увидел странное существо, стремительно прыгнувшее за ствол сосны. Что это? Медведь? Человек? Обезьяна? Я успел заметить только что-то темное и косматое и в ужасе остановился. Итак, пути отрезаны. Сзади меня стерегут убийцы, впереди — это неведомое чудовище. Странное существо перебегало от ствола к стволу со скоростью оленя. Оно двигалось на двух ногах, по-человечески, хотя очень низко пригибалось к земле, чуть ли не складываясь вдвое. Да, то был человек, в этом я больше не мог сомневаться.
Я вспомнил все, что слыхал о людоедах, и собирался уже позвать на помощь. Однако мысль о том, что предо мною находится человек, хотя бы и дикий, несколько приободрила меня. Я остановился, размышляя, как бы ускользнуть от врага. Потом вспомнил, что у меня есть пистолет. Как только я убедился, что я не беззащитен, ко мне вернулось мужество, и я решительно двинулся навстречу островитянину.
Он опять спрятался, на этот раз за деревом. Заметив, что я направляюсь к нему, он вышел из засады и сделал было шаг мне навстречу. Потом в нерешительности потоптался на месте, попятился и вдруг, к величайшему моему изумлению и смущению, упал на колени и с мольбой протянул ко мне руки.

— Кто вы такой? — спросил я.
— Бен Ганн, — ответил он; голос у него был хриплый, как скрип заржавленного замка. — Я несчастный Бен Ганн. Три года я не разговаривал ни с одним человеком.
Это был такой же белый человек, как и я, и черты его лица были, пожалуй, приятны. Только кожа так сильно загорела на солнце, что даже губы у него были черные. Светлые глаза с поразительной резкостью выделялись на темном лице. Из всех нищих, которых я видел на своем веку, этот был самый оборванный. Одежда его состояла из лохмотьев старого паруса и матросской рубахи.
— Три года! — воскликнул я. — Вы потерпели крушение?
— Нет, приятель, — сказал он. — Меня бросили тут на острове.
Я слышал об этом ужасном наказании пиратов: виновного высаживали на какой-нибудь отдаленный и пустынный остров и оставляли там одного, с небольшим количеством пороха и пуль.
— Брошен на этом острове три года назад, — продолжал он. — С тех пор питаюсь козлятиной, ягодами, устрицами. Человек способен жить везде, куда бы его ни закинуло. Но если бы ты знал, мой милейший, как стосковалось мое сердце по настоящей человечьей еде! Нет ли у тебя с собой кусочка сыру. Нет? Ну вот, а я много долгих ночей вижу во сне сыр на ломтике хлеба… Просыпаюсь, а сыра нет.
— Если мне удастся вернуться к себе на корабль, — сказал я, — вы получите вот этакую голову сыра.
Он щупал мою куртку, гладил мои руки, разглядывал мои сапоги и, замолкая, по-детски радовался, что видит перед собой человека.
— А как тебя зовут, приятель?
— Джим, — сказал я.
— Джим, Джим… — повторял он с наслаждением. — Да, Джим, я вел такую жизнь, что мне стыдно даже рассказывать. Поверил бы ты, глядя на меня, что моя мать была очень хорошая, благочестивая женщина?
— Поверить трудновато, — согласился я.
— Она была на редкость хорошая женщина, — сказал он. — Я рос вежливым, благовоспитанным мальчиком и умел так быстро повторять наизусть катехизис, что нельзя было отличить одно слово от другого. И вот что из меня вышло, Джим. А все оттого, что я смолоду ходил на кладбище играть в орлянку! Мать говорила, что я плохо кончу, и ее предсказание сбылось. Я много размышлял здесь в одиночестве и раскаялся. Теперь уже не соблазнишь меня выпивкой. Конечно, от выпивки я не откажусь и сейчас, но самую малость, не больше наперстка, на счастье… Я дал себе слово исправиться и теперь уже не собьюсь, вот увидишь! — Вдруг лицо его потемнело, он сжал мою руку и угрожающе поднял палец. — Скажи мне правду, Джим: не Флинта ли это корабль?
— Нет, не Флинта. Флинт умер. Но раз вы хотите знать правду, вот вам правда: на корабле есть несколько старых товарищей Флинта, и для нас это большое несчастье.
Я сразу же решил, что мне делать, и рассказал ему все — и о нашем путешествии, и о трудном положении, в котором мы оказались. Ты славный малый, Джим, — сказал он. — Но теперь вы все завязаны мертвым узлом. Положитесь на Бена Ганна, и он выручит вас, вот увидишь. Скажи, как отнесется ваш сквайр к человеку, который выручит его из беды?
Я сказал ему, что сквайр — самый щедрый человек на всем свете.
— Согласится он дать мне хотя бы одну тысячу фунтов из тех денег, которые и без того мои?
— Уверен, что даст, — ответил я. — Все матросы должны были получить от него свою долю сокровищ.
— И свезет меня домой? — спросил он, глядя на меня испытующим взором.
— Конечно! — воскликнул я. — Кроме того, если мы избавимся от разбойников, помощь такого опытного морехода, как вы, будет очень нужна на корабле.
— А теперь послушай, что я тебе расскажу, — продолжал он. — Три года назад я плыл на другом корабле, и мы увидели этот остров. «Ребята, — сказал я, — здесь Флинт зарыл сокровища. Сойдемте на берег и поищем». Мы причалили к этому берегу. Двенадцать дней мы искали сокровища и ничего не нашли. С каждым днем товарищи ругали меня все сильней и сильней. Наконец они собрались на корабль. «А ты, Бенджамин Ганн, оставайся! — сказали они. — Вот тебе мушкет, заступ и лом, Бенджамин Ганн… Оставайся здесь и разыскивай денежки Флинта». С тех пор, Джим, вот уже три года живу я здесь и ни разу не видел благородной человеческой пищи. Взгляни на меня: разве похож я на простого матроса. Так и скажи своему сквайру, Джим, что Бен три года сидел тут, на острове, один-одинешенек, и днем и ночью, и в хорошую погоду и в дождь. Иногда, может быть, думал о молитве, иногда вспоминал свою престарелую мать, хотя ее давно нет в живых. Ты ему вот еще что скажи: Ганн отличный человек — так ему и скажи, Ганн гораздо больше доверяет джентльмену прирожденному, чем джентльмену удачи, потому что он сам был когда-то джентльменом удачи… Но постой! — закричал он вдруг. — Что это там такое?
Как раз в эту минуту с корабля грянул пушечный выстрел.
— Там идет бой! — крикнул я. — За мною! Идите скорее!
И кинулся бежать к стоянке корабля, забыв свои недавние страхи. Рядом со мной легко и проворно бежал злополучный пленник.
— Левее, левее! — приговаривал он. — Левее, милейший Джим! Ближе к деревьям. А! А вот кладбище. Видишь холмики? Я приходил сюда и молился изредка, когда я думал, что, может быть, сейчас воскресенье. Это не то, что часовня, но все как-то торжественней. Правда, я был один, без капеллана, без Библии…
После пушечного выстрела долгое время была тишина, а потом раздался залп из ружей.
И опять тишина. И потом впереди над лесом, в четверти мили от нас, взвился британский флаг.

Образ Джона Сильвера в романе Роберта Стивенона “Остров сокровищ”

О роли образа пирата Джона Сильвера на развитие личности Джима Хоккинса в романе “Остров сокровищ” Р. Стивенсона.

Скачать:

ВложениеРазмер
obraz_dzhona_silvera.zip214.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

-основная общеобразовательная школа с. Чкалово

Образ Джона Сильвера

в романе Роберта Стивенсона

Автор Хлань Руслан

Ученик 5 класса

Руководитель: Железнова О.Н.

Учитель литературы и русского языка

2.Этимология слова «пират». с.4

4.Пиратство в современном мире. с.6

5.Пираты романа Роберта Стивенсона «Остров Сокровищ». с.8

Использованная литература. с.13

Мне всегда нравились книги и фильмы про пиратов. Их увлекательная жизнь, поиск сокровищ и кладов, невероятные приключения, встречи с разными людьми волнуют многих мальчишек и девчонок. У некоторых из них есть даже любимые образы, герои. Так что же на самом деле представляют собой пираты? Опасны ли они? Существуют ли пираты сейчас? Кто такие пираты? Люди с интересной приключенческой судьбой или злодеи, разрушающие чужие судьбы? Этот вопрос стал волновать меня с тех пор, как я прочитал книгу «Остров Сокровищ». И я решил выяснить это на примере образа Джона Сильвера в романе Роберта Стивенсона «Остров Сокровищ».

Цель: роль образов пиратов в романе Роберта Стивенсона «Остров сокровищ»

Задачи: выявить по словарю значение слова пират;

Узнать о современном пиратстве;

Дать характеристику пиратов в романе Роберта Стивенсона «Остров сокровищ»;

Определить общие черты литературных и реальных пиратов;

Создать буктрейлер по роману Роберта Стивенсона «Остров сокровищ».

Гипотеза: пират – отрицательный персонаж, который дан в романе только как представитель морских разбойников.

История слова «пират»

Пира́ты — морские (или речные) разбойники. Слово «пират» (от латинского pirata ) происходит, в свою очередь, от греческого πειρατής, от πειράω ( «пробовать, испытывать» ). (4-3 век до новой эры).

Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата. С появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. Особенно дурную славу снискали самые искусные мореплаватели древнего мира — финикийцы. По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений.

Пиратство, или морской разбой, существует уже несколько тысячелетий.

Даже древнегреческие и римские суда испытывали нападения со стороны морских разбойников в Эгейском и Средиземном морях. Пираты были настолько могущественны, что даже образовали свое государство на территории настоящей Турции.

Для того чтобы их разгромить, римлянам пришлось высылать специальную экспедицию в 67 году до нашей эры.

Длительный период пиратства относится к промежутку времени между 1300 и 1830 годами. Пираты нашли себе приют в портах Северной Африки, в таких странах, как Марокко, Алжир, Тунис и Ливия. Они захватывали в Средиземном море европейские суда и грабили их, а пассажиров и моряков продавали в рабство или держали их для получения выкупа. Морской разбой в этих местах не прекращался, до тех пор, пока в 1830 году французы не завоевали Алжир.

Пиратов еще называют «буканири».

Это название относится к тем из них, кто промышлял в конце XVI – начале XVII века в Испанском Мейне. Сначала название «Испанский Мейн» означала побережье Карибского моря в Центральной и Южной Америке. А во времена буканиров это название относилось ко всему Карибскому морю.

Буканирами были обычно моряки и беглецы из разных стран, которые собирались на островах и гаванях Вест-Индии. Они охотились на диких животных и вялили их мясо на специальном приспособлении, которое называлось «буканы». От них буканири и получили свое прозвище.

Пираты часто закапывали в землю золото, серебро и драгоценности. Они желали сохранить свои сокровища в тайне.

До сих пор много кто верит в то, что вдоль побережье от Флориды до Техаса все еще можно отыскать множество пиратских сокровищ.

Если говорить о знаменитых пиратах – можно вспомнить о сэре Фрэнсисе Дрэйке, английском мореплавателе, корсаре, вице-адмирале (1588). Он был первым англичанином, совершившим кругосветное плавание. Принял активное участие в разгроме испанского флота («Непобедимой Армады» в 1588 году). Во время последнего неудачного набега на испанские колонии (1596 год) умер от лихорадки, попросив перед смертью одеть его в доспехи и дать в руки оружие «чтобы умереть, как войну»). При этом он славился своей жестокостью и яростью даже среди пиратов, которых не назовёшь мягкими и добросердечными. Однажды Елизавета I в благодарность за очередное пополнение казны Англии, подарила ему корабль. Пираты на новом корабле в тот же вечер от радости перепились, и кто-то из них упал со свечкой в пороховой погреб. Утром, среди обломков и трупов, сновали на шлюпках уцелевшие и сдирали с мёртвых собратьев кольца и украшения. «Свиньи», – коротко охарактеризовала «героических корсаров» королева Елизавета.

Генри Морган, будучи официальным пиратом на службе Англии (капером) добился таких успехов в деле ограбления испанских колоний, что некоторое время занимал пост губернатора Ямайки (при этом потворствуя пиратству). Никого не смущало, что этот человек совсем недавно лично пытал гражданское население – сдирал кожу, выкалывал глаза, сжигал на костре – с целью узнать, где они прячут ценности. Также отличался крайней жестокостью и беспринципностью Эдвард Тич, больше известный как «Чёрная Борода» (который и послужил прообразом капитана Флинта). Он наводил такой ужас на моряков, что одного слуха о его появлении было достаточно, чтобы ни одно судно не вышло в море. В быту, как и на море, это было настоящее чудовище. В частности, у него было 26 жён и все они погибли. Вообще же, в большинстве своём пираты, населявшие палубы кораблей под флагом с «мёртвой головой», как писал Эксвемелин в знаменитой книге «Пираты Америки» были жестокими, недалёкими и, если брать их поодиночке, достаточно трусливыми. При этом известен даже случай, когда итальянский пират (Бальтазар Косса) в эпоху Возрождения стал Римским папой Иоанном XXIII и прославился, как покровитель гуманизма не забывая, по слухам, своих старых наклонностей.

Проливая чужую кровь, пираты из практических соображений, с почтением относились к плотникам и врачам (первый был необходим для ремонта корабля, второй – для «ремонта» команды).

Пиратство в современном мире.

Морское пиратство — разбой на море, захват торговых судов с целью получения выкупа либо продажи захваченного груза. В массовом сознании ассоциируется больше с событиями средневековья, однако в реальности эта проблема чрезвычайно актуальна и сегодня. В наибольшей степени известны сейчас действия сомалийских пиратов, однако на самом деле это далеко не единственный район их активных действий…

Морское пиратство известно ещё с античности (наиболее знамениты в этом плане финикийские пираты, сделавшие заодно множество географических открытий). Чрезвычайно развито было пиратство в средневековье и в Новое время, причём оно охватывало многие регионы мира. Кроме собственно пиратства, считавшегося прямым бандитизмом, имело место такое явление, как каперство, — тоже пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны.

Например, каперы с британским патентом грабили французские и испанские суда и наоборот. В Восточной Азии очень активны были китайские пираты. В годы двух мировых войн действия, сходные с каперскими, вели немецкие рейдеры (вспомогательные крейсеры).

В настоящее время основными зонами активности морских пиратов являются Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Их действиям способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Значительные доходы, получаемые пиратами от выкупа за суда, их экипажи и грузы, позволяет им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи, что делает их действия ещё более эффективными.

Военные флоты мира не приспособлены для борьбы с морским пиратством, поскольку пиратские лодки — очень многочисленные, скоростные и чрезвычайно малоразмерные цели. Боевые корабли не приспособлены для борьбы с подобными целями.

Пираты романа «Остров Сокровищ»

В романе несколько пиратов. Но больше всего привлекли моё внимание пираты, сыгравшие некоторую роль в жизни главного героя Джима Хоккинса.

Билли Бонс – загадочность образа.

Слепой Пью – вызывает ужас, страх.

Джон Сильвер – несмотря на разные, ситуации привлекает своей притягательностью.

И покойный Билли Бонс и Джон Сильвер симпатизируют Джиму Хокинсу.

Оба были пожилые люди, без семьи, хоть как-то это должно было сказаться.

У Джима Хокинса, как и у данных «джентльменов удачи» авантюризм в крови, и они это почувствовали.

Конечно же, хочется остановиться на образе Джона Сильвера. Ведь именно он , несмотря на «пиратское происхождение» , сыграл немаловажную роль в формировании характера Джима Хоккинса. По рассказам моряков и по действию романа Джон Сильвер имеет такие качества, как

– умение ладить с людьми,

По-моему, Джона Сильвера можно назвать ещё и умным и предусмотрительным человеком.

Хотя он вероломен (вероломный, по определению «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, – коварный, действующий путём обмана, измены),он прежде всего соблюдает свои собственные интересы. Он предает тех, кто его нанял, требует убить их, хочет собственноручно расправиться со сквайром Трелони, а когда понадобилось спасать собственную жизнь, он с такой же легкостью начинает обманывать пиратов, вести двойную игру. Он умеет войти в доверие к тому, кто ему нужен в данный момент, и деньги для него важнее человеческих жизней. Несомненно, ради денег Сильвер готов забыть все былые привязанности и убить каждого, кто стоит между ним и кладом. Именно благодаря этой черте его можно назвать настоящим пиратом. Конечно же, Джона Сильвера можно назвать и настоящим стратегом,

ведь когда Сильвер понимает, что игра пиратов проиграна, он делает всё возможное, чтобы спасти свою жизнь, заранее подготавливая себе путь к отступлению. И он не только остаётся жив, не только уезжает с острова, но и умудряется сбежать с корабля, прихватив с собой приличную сумму.

Джон Сильвер не лишён определённого обаяния и привлекательности. И дело не только в его уме. Он наблюдателен, знает жизнь, речь его остроумна и образна. Его рассказы о прошлом производят сильное впечатление на пиратов, как, впрочем, и на читателей: «А по-нашему – как окрестили судно, так оно всегда и должно называться. Мы не меняли названия “Кассандры”, и она благополучно доставила нас домой с Малабара, после того как Ингленд захватил вице-короля Индии. Не менял своего прозвища и “Морж”, старый корабль Флинта, который до бортов был полон кровью, а золота на нём было столько, что он чуть не пошёл ко дну» (гл. XI).

Сильвер – человек по-своему храбрый и сильный духом. Он умеет держать в руках пиратов, если это необходимо, и неизменно выходит победителем из моральных и физических поединков с ними. Но самое удивительное – это его отношение к Джиму. Конечно, Сильвер умеет воспользоваться ситуацией и, когда нужно, использует Джима как прикрытие. Но при этом он совершенно искренне симпатизирует мальчику за его ум, смелость, честность. Иногда Сильвер говорит Джиму такие слова, которые мог бы сказать отец сыну или дед внуку. Когда «Испаньола» готовилась причалить, Сильвер понимал, сколько радости доставит мальчишке эта таинственная, дикая земля.

Таким образом, мы можем сказать, что в характере Джона Сильвера достаточно хорошего. Но, однако, и плохое и хорошее в человеке всегда служит какой-то определенной цели. И если эта цель – нажива и власть, то даже хорошие поступки, совершённые под влиянием минутной симпатии, могут впоследствии смениться ужасной жестокостью по отношению к тому же лицу, если ему не посчастливится встать между «джентльменом удачи» и сундуком с сокровищами. Поэтому не стоит обманываться насчёт обаяния. Недаром остальные пираты боялись «Окорока» как огня, несмотря на его улыбку и обходительный тон. Он был опасен и непредсказуем, как ядовитая змея. Что не мешает восхищаться его смелостью и бесстрашием в критические минуты.

Принципиальное отличие его от Джима Хокинса в том, что Джим вырос морально буквально за несколько дней, после поединка с пиратом и осознания своей вины. Он не может нарушить данное им слово (а Сильвер нарушил бы его без колебаний, если бы это сулило выгоду), он осознаёт свою ответственность, и им не движет жажда наживы – он живёт по законам чести. И Сильвер видит это – недаром он берёт с Джима «слово джентльмена» о том, что тот не сбежит.

Многие русские поэты написали пиратские песни, но вряд ли они хотели стать пиратами – их притягивала романтика. Видимо, они вкладывали в слово «пират» свой смысл и имели на это право.

Секрет притягательности образа пирата в том, что в первоначальном понимании – это сильный человек, живущий не по правилам, который сам выбирает собственную судьбу, любит приключения и не боится смерти. Наверно, это только и является общей чертой для реальных и литературных пиратов.

А литературный пират, помимо этого, имеет и другие черты.

Джон Сильвер – харизматичная, многогранная личность, которая притягивала и будет притягивать людей. Секрет в том, что наиболее жизненным и сильным типом в литературе всегда является человек, который борется с окружающим миром и с самим собой. Не бывает однозначно хороших и однозначно плохих людей, в одних больше зла, в других – добра. И каждый из нас немного сопоставляет персонаж и реального человека, в первую очередь – самого себя. И в противоречивости рождается достоверность.

Но сила, направленная на злое, разрушает всё вокруг себя, а добро – созидает мир. Никто из героев не желает смерти Джону Сильверу, при этом прекрасно зная ему цену. Он вызывает у всех симпатию, пусть даже невольную. Он понимает, что такое благородство, и способен это благородство оценить. Но решающий аргумент в его поступках – личная выгода, и ради неё он переступит через любого.

Основополагающие принципы, которыми руководствуется человек в жизни – это его мировоззрение. Приключения на Острове сокровищ повлияли на главного героя Джима Хокинса. Он повзрослел. И симптомом этого взросления стало, в первую очередь, нежелание изменить данному слову, даже если дано оно было пирату. Поэтому можно смело сказать: неважно, кем стал Джим Хокинс после посещения Острова сокровищ. Главное, он стал взрослым. И среди людей, которые помогли ему в этом, можно назвать и Джона Сильвера.

Таким образом, я сделал вывод о том, что пират –отрицательный персонаж, но играющий важную роль в жизни героя романа. Свою гипотезу о том, что образ пирата в романе дан как представитель морских разбойников я не доказал. И всё-таки, несмотря на его некоторые положительные черты, Джон остаётся человеком, живущим ради своей выгоды.

Прототипы героев «Острова сокровищ»

Больше всех Черную Бороду боялись его собственные люди. Точно также боятся даже имени Флинта пираты, ходившие с ним на «Морже».

Роберт Стивенсон очень правдоподобно описал пиратов XVIII столетия. Это злобный, глупый и пьяный сброд, лишенный всякой организации.

Сильвер, Флинт, Билли Бонс и Слепой Пью — конечно, вымышленные персонажи, но у них очень много общего с людьми, которые существовали на самом деле. Даже некоторые факты, упомянутые в книге, имели место в реальности.

Коллективный образ

Знаменитый диалог у бочки с яблоками, из которого Джим Хокинс узнает, что на корабле зреет заговор, буквально набит отсылками к реальным событиям.

«Мне ампутировал ее ученый-хирург — он учился в колледже и знал всю латынь наизусть. А все же не отвертелся от виселицы — его вздернули в Корсо-Касле, как собаку, сушиться на солнышке… рядом с другими. Да! То были люди Робертса, и погибли они потому, что меняли названия своих кораблей».

Джон Сильвер уговорит о знаменитом капитане Барте Робертсе, который несколько лет терроризировал моря Нового Света и Африки. Сам Черный Барт погиб в сражении, а вот пиратов из его команды в самом деле повесили в крепости Корсо-Касл.

Что же касается названия кораблей, то смена оного в самом деле считалась дурной приметой, причем не только среди суеверных пиратов, но даже и в английском флоте. Чуть позже в том же диалоге Сильвер упомянет Хауэлла Дэвиса, того самого, после смерти которого Робертс стал капитаном судна «Ровер» и начал свою «карьеру».

Таких отсылок в тексте романа вообще очень много. Слепой Пью будет говорить, что потерял зрение в битвах за короля Георга. Уцелевшие пираты, возвращавшиеся на сушу, зачастую рассказывали о себе как о бывших моряках Королевского флота.

Сильвер, мечтая о богатстве, упомянет, что хочет быть лордом и кататься в карете. Это вполне соответствует представлениям пиратов о богатой жизни. Каждый, у кого есть деньги, конечно, член парламента и только и делает, что разъезжает в экипаже.

Впрочем, главное, конечно, это коллективный образ пирата. Совершенно дикий, очень злой, к тому же вооруженный до зубов человек, который готов при первой возможности впиться в глотку своему же товарищу, — вот каков настоящий пират. Они много лет ходят по морям, но совершенно не умеют им управлять. Сильвер не хочет убивать капитана Смоллетта и остальных сразу, потому что точно знает, без них он не то что до Англии, до соседнего острова не доберется. А еще пираты, конечно, разбивают лагерь посреди болота. Потому что головы их не обременены никакими лишними знаниями. Вроде того, что на болотах водятся опасные для здоровья и жизни насекомые.

Прототипом вымышленного Флинта принято считать Черную Бороду. О Черной Бороде мы уже писали. Он не был дьяволом во плоти и исчадием ада, он был человеком, любившим наводить на других страх. Именно таким предстает перед нами Флинт, со всем тем обилием жутких историй, которые про него рассказывают. Больше всех Черную Бороду боялись его собственные люди. Точно также боятся даже имени Флинта пираты, ходившие с ним на «Морже».

Роднит Флинта и Эдварда Тича и еще один персонаж — Израиль Хэндс. В книге он второй боцман, который, по словам Абрахама Грея, был у Флинта канониром. Это, кажется, единственный случай, когда среди персонажей появляется реально существовавший человек. Хэндс состоял в команде Тича и был там толи штурманом, то ли боцманом. Когда Черная Борода погиб в схватке у острова Окракок, Хэндса с ним не было. Незадолго до той истории, Тич прострелил своему офицеру колено во время попойки. Никаких веских причин для такой жестокости не было. Свой поступок Тич объяснил необходимостью поддерживать на борту дисциплину. Изувеченный Хэндс осел в Каролине, избежал смерти и даже виселицы. В «Острове сокровищ» он погибает от руки Джима Хокинса. При этом в романе Хэндс предстает как самый неприятный и отвратительный из пиратов — жестокий, наглый и вероломный. Он при этом знает, как управляться с кораблем, что для пирата без нужного образования — уже достижение.

Бонс немного нетипичный пират. Именно немного. Он точно так же, как любой другой морской разбойник злоупотребляет ромом и хватается за нож при первом случае, но есть в его образе и важные отличия.

Во-первых, он штурман. А эта корабельная должность требует особых навыков и знаний, которые абы где не получишь. Боцманом и квартирмейстером может быть кто угодно, канониру достаточно уметь обращаться с пушками, а этот навык можно получить на практике. На вес золота на пиратских кораблях ценились доктора и штурманы. Люди, обученные медицине и навигации. Вычисление курса предполагает знание звездного неба, умение пользоваться сложными приборами для определения высоты тел, а также понимание основ математики и геометрии. Для понимания: многие пираты не знали, где север, а где юг, большинство не умели читать и писать.

У Бонса с этим проблем нет. Он не только образован (хоть и минимально), он еще имеет обыкновение за собой записывать. Вероятным его прототипом мог быть некто Блейз Кеннеди, который был штурманом у капитана Эдварда Ингленда, а потом сбежал от него.

От всех прочих пиратов Сильвера отличает предприимчивость и наличие обаяния. Он не пропивает свою долю, как Слепой Пью или Бен Ганн, а пытается вложить ее в дело. У него и таверна собственная есть и жена со сбережениями. Если сказать прямо, то таких бережливых и предприимчивых людей среди пиратов не любили. Идея пропить все сразу происходила не столько от дикости, сколько от мысли о том, что тебя все равно рано или поздно повесят. Обидно болтаться в петле, когда в карманах полно денег.

На деле в середине XVIII века ситуация была именно такой. Почти все пираты кончили жизнь на виселице, некоторым повезло пасть в бою. Английские законы тех времен не позволяли пиратам не только тратить награбленное иначе, как в тавернах, но и вернуться в мирную жизнь. Время амнистий к тому моменту уже прошло.

Сильвер со своей «Подзорной трубой» и старухой, которая ждет в условленном месте, несомненно отличается от серой массы. Похож он на пиратов совсем другим. Во-первых, при всем своем уме он все-таки глуп. Он выбирает верную стратегию для себя, но ошибочную для общего дела. Доктор Ливси обманет его с обменом карты на корабль, а Сильвер не заподозрит подвоха. Типичная черта морского разбойника XVIII века — уверенность в себе, основанная на пустом месте. Самонадеянность и отсутствие критического мышления.

Сильвер зверски жесток, что можно заметить в последней главе. Джим испытал это на себе в тот момент, когда Сильвер думал, что вот-вот найдет сокровища. Сокровищ там не оказалось, Джим вновь стал нужен старому пирату, и он опять встал на его защиту. Но вот добить выстрелом умирающего товарища, усомнившегося в его авторитете, — это вполне себе черта пирата. А Сильвер ведь так и поступает.

Наконец, есть внешние атрибуты. Деревянная нога, попугай, морские словечки — это все в копилку классического образа пирата. Дополнить его можно еще и прозвище Сильвера. Он, если забыли, «Окорок». Происхождение прозвища нигде не объясняется, дело, видимо, в цвете кожи. За годы странствий в тропиках и субтропиках, она обветрилась, погрубела и стала коричневатой, точь-в-точь как курица, поджаренная на открытом огне.

Герои Романа Р.Л.Стивенсона «Постов сокровищ»

Если герои романтиков начала ХІК века – Бай-рона, Кольриджа, Уордсворта – являются идеальными типами людей, полностью противопоставленны-ми обществу, то Фрэнк Кессилис из «Дома на дюнах» и Джим Хокинс из «Острова сокровищ» так же самостоятельны и независимы, но они связаны с обществом через борьбу за его преобразование, через стремление преодолеть его ханжество и лице-мерие, внести в него свои возвышенные идеалы.

М.В. Урнов видит особенность классического романтизма в схематичности изображения героев как «лучших из людей», оторвавшихся от общества и поэтому превращавшихся в его жертвы.

Внутренние связи общества и героя ее рассматривались, добро и зло рассматривались как контрастные и абсолютно противоположные начала, Р.Л. Стивен-сон преодолевает подобный схематизм, рассматри-вает своих героев как гораздо более сложные и многогранные личностей.

Е.С. Себежко считает, что Р.Л. Стивенсон как основатель неоромантизма в английской литературе закономерно возвращается к авантюрно-приключенческой тематике, которую впервые ввел в литературу Д. Дефо.

Но если для Дефо море – это удобный торговый путь, острова – объекты колонизации, а авантюрный сюжет – перипетии судьбы, необходимые для испытания деятельного и предприимчивого буржуа, то для Стивенсона смысл творчества – это поиск «поэзии неведомого» в мире экзотики.

Стивенсон ищет идеал человека в быстро меняющемся мире. Он обращается ко времени войн Алой и Белой Роз в Англии XV века («Черная стре-ла», 1885 г.), к истории борьбы Шотландии за независимость с Англией в ХVIII веке («Похищенный», 1886; «Катриона», 1891).

Он ищет этот идеал и на других континентах. В 1888 году писатель вместе с семьей едет в Сан-Франциско и оттуда, в мае этого года, на арендованной яхте отправляется в путешествие по островам Тихого океана.

Стивенсоны посещают Маркизские, Маршалловы и Гавайские острова, затем – Паумоту, Самоа, острова Гильберта и Новую Ка-ледонию. В Сиднее врачи предупреждают писателя, что состояние его легких крайне плохое и возвращение в сырую и холодную Шотландию означает для него быструю гибель.

И Стивенсон находит свое последнее пристанище на острове Уполу Самоанского архипелага. В декабре 1889 года он покупает на нем участок земли в 120 гектаров, где строит дом с поэтическим названием Вайлнма – «Пять вод».

Последний период жизни Стивенсона весьма насыщен. Он знает о приближающейся смерти и хочет успеть как можно больше. В 1890-1891 го-дах за 12 месяцев написаны «Вечерние беседы» — цикл рассказов на тихоокеанские мотивы. Он переводит их на местный язык.

За что удостаивается от самоанцев почетного прозвища Тузиталы (Рассказчика). Стивенсон пишет «Примечания к истории» Самоа, художественную биографию своих предков – «Семья инженера», оставшийся незаконченным роман «Уир Гермистон». На Самоа Стивенсон пишет наиболее интересный свой роман – «Потерпевшие кораблекрушение». Он подводит в нем итоги своего творчества, сочетает искусство закручивания интриги, опыт путешественника и отточеность стиля писателя.

Это, в сущности, художественная автобиография Стивенсона, выведенного в образе Лаудена Додда, шотландца но крови и духу, чья самобытность особенно ярко проявляется по контрасту с типичным североамериканским янки Пинкертоном.

Основа мироощущения автора проявляется в динамике сюжета. Место действия романа смещается, повторяя этапы его жизненного пути. Герои Стивенсона постоянно «терпят кораблекрушение», их бросает от побед к поражениям, от богатства к нищете.

Писатель считает это нормальным для людей, бросивших вызов рутине обыденного существования, идущих нехожеными путями. Герои Стивенсона не банальные искатели сокровищ, а задача автора не примитивная пропаганда укрепления империи. Стивенсон никого не зовет на путь морских бродяг и авантюристов, но он говорит о том, что он есть и он достоин уважения.

Сильвер (Долговязый Джон) – одноногий пират, бывший квартирмейстер знаменитого пиратского капитана Флинта, задавшийся целью завладеть картой, а с ее помощью сокровищами Флинта, закопанными на необитаемом острове в Карибском море.

Нанявшись в качестве судового повара на шхуну “Испаньола”, купленную друзьями рассказчика – юного сына трактирщика Джима Хокинса, с тем чтобы на ней отправиться на остров сокровищ, С. возглавляет бунт на корабле.

Его попытка присвоить сокровища терпит провал после смертельной схватки на острове пиратов с Джимом Хокинсом и его друзьями, однако ему удается скрыться с украденной частью богатств в одном из портов на пути домой. С. – самый, пожалуй, красочный персонаж приключенческого романа Стивенсона, даже называвшегося сначала “Судовой повар”. (Впоследствии такое название получила часть вторая книги.)

Неоромантик, проповедующий жизнелюбивое здоровое мироощущение юности, Стивенсон ставит своих героев в неординарные обстоятельства, требующие напряжения всех жизненных сил в вечной схватке добра и зла. Эта романтическая универсальность даже в какой-то степени замазывает исторический колорит повествования, отнесенного к середине XVIII в. и во многом продолжающего традицию “Робинзона Крузо”.

Увлекательный сюжет, родившийся из игры, которую как-то затеял писатель со своим пасынком, естественно, требует совсем другой литературной техники, нежели разработка характеров и исторического фона. Тем не менее С. совсем не одномерная фигура. Сначала на протяжении всей первой части его появлению предшествует нагнетание атмосферы страха вокруг его фигуры.

Затем, после его появления, он обрисовывается как хитрый, коварный человек, великолепно умеющий вводить окружающих в заблуждение относительно своего истинного лица и своих планов. Он обладает силой убеждения, умеет резко менять стиль поведения в зависимости от меняющихся обстоятельств, т. е., говоря словами повествователя, этот “проворный убийца” “умен, находчив и ловок”.

Сильвер имел прозвища: «Одноногий», «Омкорок», «Долговязый Джон». У него нет одной ноги. На его плече большую часть времени сидит попугай по кличке «Капитан Флинт», который время от времени выкрикивает: «Пиастры, пиастры, пиастры!»

Впервые упоминается в книге Билли Бонсом:

Однажды он отвёл меня в сторону и пообещал платить мне первого числа каждого месяца по четыре пенса серебром, если я буду «в оба глаза смотреть, не появится ли где моряк на одной ноге», и сообщу ему сразу же, как только увижу такого.(«Остров сокровищ», глава 1)

Сам же Джон Сильвер появляется в книге лишь во второй части. Его нашёл в Бристоле сквайр Трелони. Джон держал таверну «Подзорная труба» возле порта. Разыскивая команду на нанятое судно «Испаньола», сквайр выболтал ему, что он отправляется за сокровищами, и Джон тут же нанялся к нему коком и также порекомендовал ему целую команду матросов, оказавшихся пиратами, состоявшими, как и сам Сильвер, в команде самого Флинта. В дальнейшем Трелони похвастается доктору Ливси и Джиму Хокинсу: «Я думал, что я нашёл повара, а оказалось, что я нашёл целую команду».

Во время плавания Джон неимоверными усилиями удерживал команду от бунта, и только в ночь, когда на горизонте появился остров Сокровищ, Джим Хокинс раскрыл тайну экипажа, подслушав разговор Джона с несколькими матросами, находясь в бочке из-под яблок.

Пытаясь завладеть сокровищами раньше сквайра и доктора, Джон высаживается на остров вместе с командой, оставив на корабле несколько своих людей, в том числе и Израэля Хэндса, а сам стал лагерем на болоте. Эта роковая ошибка едва не стоила ему жизни: половина из его команды заболела лихорадкой.

Увидев, что доктор, сквайр и капитан Смоллетт укрылись в форте, построенном Флинтом, Сильвер приходит туда с белым флагом на переговоры. Не добившись ничего, Сильвер пробует взять форт штурмом, но безуспешно. Ночью Джону на голову сваливается новое потрясение: он обнаруживает, что «Испаньола» исчезла. Сильвер, первым из шайки пиратов, понимает что игра проиграна. Он начинает думать о том, как выйти сухим из воды.

На следующий день к нему приходит доктор Ливси с белым флагом и заключает с Сильвером договор, на основании которого пиратам достаются карта и форт. Команда Сильвера тут же перебирается туда. Каково же было удивление Джона, когда к нему в гости пожаловал Джим Хокинс, уведший корабль прямо у него из-под носа.

В этом мальчике Джон вдруг видит спасение от петли, которая ждёт его сразу по прибытии в Англию. Старый одноногий пират и подросток заключают договор: Джон спасает Хокинса от своей взбунтовавшейся команды (едва не лишившись звания капитана), а Джим обещает свидетельстовать в пользу Сильвера, если дело дойдёт до суда.

Утром с белым флагом приходит доктор Ливси. Джон и его просит быть свидетелем на суде, что он спас мальчику жизнь. Доктор намекает Сильверу, чтоб не торопился с поисками сокровищ, но лишь поисками Джон может спасти мальчику жизнь.

Отправившись на поиски, пользуясь указаниями Флинта на карте, пираты быстро находят место захоронения сокровищ. Однако вместо обещаных семисот тысяч они находят всего лишь две гинеи. В разгар перебранки между Сильвером и Джорджем Мэрри доктор, капитан и сквайр открывают огонь по пиратам, уложив несколько человек и обратив остальных в бегство.

Джон Сильвер, «раскаявшись», снова поступает на службу к капитану Смоллетту. Однако, во время обратного пути в Англию, Джон крадёт шлюпку и, прикарманив триста или четыреста гиней, бежит с корабля. Больше никто из героев романа никогда его не видел.

Вопрос о реальных прототипах Джона Сильвера в источниках решается неоднозначно. В авторском предисловии к роману написано:

. мне пришла в голову одна мысль насчёт Джона Сильвера, которая обещала доставить немало забавных минут: взять одного своего приятеля, которого я очень любил и уважал (читатель, очень может статься, знает и любит его не меньше моего), откинуть его утончённость и все достоинства высшего порядка, ничего ему не оставить, кроме его силы, храбрости, сметливости и неистребимой общительности, и попытаться найти им воплощение где-то на уровне, доступном неотёсанному мореходу.

Вскоре после публикации романа Стивенсон написал своему другу, литератору Уильяму Хенли (англ.), у которого была ампутирована нога в результате перенесённого туберкулёза кости: «Пришло время сделать признание. Долговязый Джон Сильвер родился при созерцании твоей увечной силы и властности… Мысль о калеке, который повелевает и внушает страх одним звуком своего голоса, родилась исключительно благодаря тебе».

По другим источникам, на образ Джона Сильвера могла повлиять книга «Всемирная история грабежей и убийств, совершенных наиболее известными пиратами», опубликованная в Лондоне в 1724 году Чарлзом Джонсоном, содержащая рассказы о многих одноногих пиратах, а также история жизни пирата Натаниэля Норта(англ.), который также был сначала корабельным коком, потом квартирмейстером и главарём разбойников, и также был женат на негритянке

Сильвер (англ. Silver) — центральный персонаж приключенческого романа «Остров сокровищ» (1883) Р.Л. Стивенсона, поэта, драматурга, эссеиста, основоположника неоромантизма в английской литературе. Англия столь славна историческими пиратами, что еще один, литературный, не должен был бы привлекать к себе внимание, тем более на протяжении столь долгого времени.

Феномен одноногого повара-пирата Джона Сильвера, перед которым остальные персонажи явно тускнеют или запоминаются только в связи с ним (например, юный Джим Гокинс), связан с великолепным талантом убеждать, присущим Стивенсону.

Осуществляя самые невероятные и нелогичные повороты сюжета, заведомо предупреждая о последствиях, то есть лишая свое повествование элемента неожиданности, он тем не менее удерживает внимание читателя, создавая эффект достоверности.

Главным образом это происходит потому, что Сильвер — герой на редкость сильного отрицательного обаяния. Подлый, жестокий, но вместе с тем умный и способный на нормальные человеческие чувства и привязанности, он не похож на своих предшественников, которые представляли собой или совершенно отрицательный, или возвышенно романтический тип.

Сильвер на первый взгляд более или менее похож на любого добропорядочного англичанина, разве что от него исходит необычайная сила, пугающая и привлекающая не только Джима Гокинса, но, уже больше ста лет, всех юных читателей «Острова сокровищ». Стивенсона занимала психологическая загадка привлекательности порока, смещающая не только викторианские понятия добродетели.

Образ пирата Сильвера — едва ли не первая попытка решить ее или хотя бы приблизиться к ее решению, не прибегая к романтической загадочности, столь любимой предшественниками Стивенсона в литературе.

Согласно сюжету романа, Флинтом были зарыты огромные сокровища на острове в Вест-Индии (сам остров является вымышленным). Закапывать сокровища ему помогали шестеро членов команды «Моржа», которых Флинт убил после того, как сокровища были спрятаны. Труп моряка по имени Аллардайс он оставил в качестве компаса — с вытянутыми руками, указывающими на место, где были спрятаны сокровища.

Местонахождение сокровищ было указано Флинтом на карте, которая впоследствии попала в руки штурмана «Моржа» Уильяма «Билли» Бонса, а после того, как Бонс скончался от апоплексического удара — к герою романа, Джиму Хокинсу.

Единственным человеком, которого боялся Флинт, был его квартирмейстер Джон Сильвер, который позже даже назвал в насмешку своего попугая «Капитан Флинт».

Флинт скончался на постоялом дворе в Саванне, штат Джорджия[1]. Предсмертными словами Флинта были «Дарби МакГроу — подай мне рому…».

Хотя Флинт лишь кратко упоминается в романе «Остров сокровищ», он несколько раз показан в его экранизации.

Образ Флинта, возможно, был основан на биографии реально жившего человека. Согласно французскому автору Пьеру Маку Орлану, Флинт упоминался неким М. Уайтхедом в его «Жизни английских воров и пиратов». Мак Орлан пишет об этом в своем предисловии к французскому переводу книги «Общая история грабежей и убийств, совершенных наиболее печально известными пиратами» капитана Чарльза Джонсона в 1921 году

Флинт также упоминается в романе «Питер Пэн» шотландского писателя сэра Дж. Барри: «…вот Билл Джукс, каждый дюйм его тела покрыт татуировкой, тот самый Билл Джукс, который на „Морже“ получил шесть дюжин от Флинта, перед тем, как отдал мешок с монетами…»

Роберт Фредерик Делдерфилд в своём романе «Приключения Бена Гана» даёт описание Флинта подробнее, чем Стивенсон. Прочитав этот роман, можно узнать характер этого персонажа, его историю жизни, а также откуда появился «Морж». Так же там описывается набег на Санталену — один из городков Южной Америки, откуда вывозили богатства «Серебряные караваны». После ограбления Санталены становится понятным, откуда взялись сокровища и как они оказались на острове Кидда.

Выводы по главе II

Остров сокровищ (Treasure island. 1883) — приключенческий роман, наиболее популярное произведение Стивенсона.

События его отнесены к XVIII в., написан он от лица мальчика Джима — участника поисков клада, находящегося на далеком морском острове. Сообразительному и отважному Джиму удается раскрыть заговор пиратов, собиравшихся отнять сокровища у организаторов этого романтического плавания.

Испытав множество приключений, отважные путешественники достигают острова, находят там человека, некогда бывшего пиратом, и с его помощью завладевают кладом. Сочувствие Джиму и его друзьям не мешает читателю среди всех персонажей выделить Джона Сильвера.

Одноногий корабельный повар, соратник пирата Флинта, — один из самых замечательных образов, созданных Стивенсоном. Джон Сильвер коварен и жесток, но в то же время умен, энергичен, ловок. В этом образе нашла воплощение парадоксальная идея, всегда занимавшая Стивенсона, — о жизнеспособности и привлекательности зла.

К тому моменту, когда Стивенсон писал «Остров сокровищ», авантюрная этика уже твердо сложилась, и никаких жестокостей созданные писателем герои сознательно не творят (только в порядке самообороны), но действуют, как и персонажи Дюма, исключительно в своих интересах.

Масштабы цели, средства ее достижения, масштабы характеров героев приведены в соответствие между собой.

Герои Стивенсона честно, откровенно хотят денег, а не романтического Мщения, и денег для себя (а не для революции, как то было в популярном советском довоенном фильме, сделанном по мотивам романа; ни на какую революцию и доктор Ливси, и юный Джим Хокинс своих денег, да еще полученных столь страшной ценой, никогда бы не отдали).

Ссылка на основную публикацию