Председатель палаты в поэме Мертвые души образ и характеристика сочинение

Образы чиновников в «Мёртвых душах»

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду — орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем — какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт. Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход — радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал. Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других. Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость — вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Характеристика героев поэмы “Мертвые души”: список персонажей

Меню статьи:

Поэма Гоголя «Мертвые души» не лишена значительного количества действующих персонажей. Всех героев по их значимости и временном промежутке действия в поэме можно поделить на три категории: главные, второстепенные и третьестепенные.

Главные герои «Мертвых душ»

Как правило, в поэмах количество главных героев небольшое. Такая же тенденция наблюдается и в произведении Гоголя.

Чичиков
Образ Чичикова, бесспорно, является ключевым в поэме. Именно благодаря этому образу происходит связь эпизодов повествования.

Павел Иванович Чичиков отличается своей нечестностью и лицемерием. Его желание обогатиться обманным путем обескураживает.

С одной стороны причины такого поведения объяснимы давлением общества и действующими в нем приоритетами – богатый и нечестный человек пользуется большим почетом, чем честный и порядочный бедняк. Так как никто не желает влачить свое существование в нищете, то финансовый вопрос и проблема улучшения своих материальных ресурсов всегда актуальна и часто граничит с нормами морали и добропорядочности, которую многие готовы переступить.

Такая же ситуация случилась и с Чичиковым. Он, будучи простым человеком по происхождению, фактически был лишен возможности сколотить свое состояние честным путем, поэтому возникшую проблему решил с помощью смекалки, сообразительности и обмана. Скуп «мертвых душ» в качестве идеи является гимном его уму, но в то же время обличает бесчестное естество героя.

Манилов
Манилов стал первым помещиком, к которому Чичиков приехал за покупкой душ. Образ этого помещика неоднозначен. С одной стороны, он создает приятное впечатление – Манилов приятный и воспитанный человек, но тут же отметим, что он апатичный и ленивый.

Манилов – это человек, который всегда подстраивается под обстоятельства и никогда не выражает своего настоящего мнения по тому или иному поводу – Манилов принимает наиболее выгодную сторону.

Коробочка
Образ этой помещицы, пожалуй, воспринимается в целом как позитивный и приятный. Коробочка не отличается умом, она глупая и, в некой мере, необразованная женщина, но при этом она смогла удачно себя реализовать в качестве помещицы, что значительно возвышает ее восприятие в целом.

Коробочка слишком простая – в некоторой мере ее повадки и привычки напоминают стиль жизни крестьян, что не впечатляет стремящегося к аристократам и жизни в высшем обществе Чичикова, но зато позволяет Коробочке жить вполне счастливо и вполне успешно развивать свое хозяйство.

Ноздрев
Ноздрев, к которому приезжает Чичиков, после Коробочки, воспринимается совсем иначе. И это не удивительно: кажется, что Ноздрев не смог полноценно себя реализовать ни в одной сфере деятельности. Ноздрев – плохой отец, который пренебрегает общением с детьми и их воспитанием. Он плохой помещик – Ноздрев не занимается своей усадьбой, а только спускает все средства. Жизнь Ноздрева – это жизнь человека, предпочитающего выпивку, гуляния, карты, женщин и собак.

Собакевич
Этот помещик вызывает неоднозначное мнение. С одной стороны он грубый, мужиковатый человек, но с другой стороны, эта простота позволяет ему вполне успешно жить – все постройки в его усадьбе, включая дома крестьян, сделаны на совесть – нигде не найдешь чего-то прохудившегося, крестьяне его сыты и вполне довольны. Сам же Собакевич часто трудится вместе с крестьянами на равных и не видит в этом ничего необычного.

Плюшкин
Образ этого помещика, пожалуй, воспринимается как самый негативный – он скупой и злой старик. Плюшкин внешне похож на нищего, так как одежда его невероятно прохудилась, дом его похож на развалины, как впрочем и дома его крестьян.

Плюшкин живет необыкновенно экономно, но делает это не потому, что в этом есть необходимость, а из-за чувства жадности – он готов выбросить испортившуюся вещь, но только не применять ее во благо. Именно поэтому на его складах сгнивают ткань и продукты, но при этом его крепостные ходят головные и оборванные.

Читайте также:  Анализ главы Пешки из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Второстепенные герои

Второстепенных героев в повести Гоголя также не много. Фактически всех их можно охарактеризовать как значимых деятелей уезда, деятельность которых не связана с помещицтвом.

Губернатор и его семья
Это, пожалуй, один из самых значимых людей в уезде. По идее, он должен быть проницательным, умным и рассудительным. Однако на практике все оказалось не совсем так. Губернатор был человеком добрым и приятным, но дальновидностью не отличался .

Жена его была тоже милая женщина, однако ее излишнее кокетство портило всю картину. Дочка губернатора была типичной жеманной девушкой, что правда внешне она очень отличалась от общепринятого стандарта – девушка не отличалась полнотой, как было принято, а была стройной и милой.

Что правда ввиду своего возраста она была слишком наивной и доверчивой.

Прокурор
Образ прокурора не поддается значительному описанию. По мнению Собакевича, он был единственным порядочным человеком, хотя, если быть до конца честным, то и он все же был «свиньей». Такую характеристику Собакевич никак не объясняет, что затрудняет понимание его образа. Помимо этого мы знаем, что прокурор был очень впечатлительным человеком – когда обман Чичикова был раскрыт, из-за излишнего волнения, он умирает.

Председатель палаты
Иван Григорьевич, который был председателем палаты, был человеком милым и воспитанным.

Чичиков отметил, что он был очень образованным, в отличие от большинства значимых людей уезда. Однако его образование не всегда делает человека мудрым и дальновидным.

Так получилось и в случае с председателем палаты, который мог с легкостью цитировать произведения литературы, но при этом не смог разглядеть обман Чичикова и даже помог ему оформить документы на мертвые души.

Полицмейстер
Алексей Иванович, который выполнял обязанности полицмейстера, казалось, сросся со своей работой. Гоголь говорит, что он смог в идеале постигнуть все тонкости работы и его уже сложно было представить на какой-либо другой должности. Алексей Иванович приходит к любую лавку как к себе домой и может брать все, что душа его пожелает. Несмотря на такое наглое поведение, он не вызвал негодование у горожан – Алексей Иванович умеет удачно выкрутиться из ситуации и сгладит неприятное впечатление от поборов. Так, например, он зовет в гости на чай, поиграть в шашки или же посмотреть рысака.

Предлагаем проследить за образом Плюшкина в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Такие предложения не делаются полицмейстером спонтанно – Алексей Иванович умеет найти в человека слабое место и пользуется этим знанием. Так, например, узнав о том, что купец имеет страсть к карточным играм, то тут же приглашает купца на игру.

Эпизодические и третьестепенные герои поэмы

Селифан
Селифан – это кучер Чичикова. Как и большинство простых людей, он необразованный и глуповатый человек. Селифан предано служит своему хозяину. Типично для всех крепостных, он любит выпить и часто бывает рассеян.

Петрушка
Петрушка – второй крепостной в подчинении Чичикова. Он служит в должности лакея. Петрушка любит читать книги, правда, он не много понимает из прочитанного, но это не мешает ему получать удовольствие от самого процесса. Петрушка часто пренебрегает правилами гигиены и поэтому он него исходит непонятный запах.

Мижуев
Мижуев приходится зятем Ноздреву. Мижуев не отличается благоразумием. По своей сути он человек безобидный, но очень любит выпить, что значительно портит его образ.

Феодулия Ивановна
Феодулия Ивановна – жена Собакевича. Она простая женщина и своим повадками напоминает крестьянку. Хотя, нельзя сказать, что поведение аристократов для нее совсем чуждо – некоторые элементы все же присутствуют в ее арсенале.

Предлагаем ознакомиться с образами и характеристиками помещиков в поэме Николая Гоголя “Мертвые души”

Таким образом, в поэме Гоголь представляет читателю широкую систему образов. И, хотя большинство из них, являются собирательными образами и по своей структуре являются изображением характерных типов личностей в обществе, все же вызывают интерес у читателя.

Губернатор в поэме Мертвые души характеристика, образ сочинение

Образ чиновников практически полностью описывает Собакевич, когда Чичиков приезжает к нему. Помещик называет губернатора и его приближенных Гогой и Магогой и далее характеризует всех как, коротко говоря, недостойных людей. Конечно, Чичиков понимает эту ситуацию и правдивость Собакевича, который будучи дельным хозяином понимает как зарабатывают городские чиновники и даже вполне справедливо обвиняет таковых в дармоедстве и других пороках.

Тем не менее, Чичиков никогда не станет обличать городских чиновников и губернатора в частности. Он заводит с губернатором дружбу и тот отвечает взаимностью с большим удовольствием, знакомит с собственной дочкой и супругой. Между молоденькой дочкой губернатора и Чичиковым даже возникает симпатия и губернатор может даже предполагать выгодное замужество.

Ведь губернатор в поэме представляет собой простого мошенника, которого обманывает более искусный мошенник. Он его искушает и губернатор оказывается искушенным. Кстати, если учитывать мистическую сторону поэмы, где Чичиков может трактоваться как образ сатаны или другой инфернальной сущности высокого ранга, то губернатор и городское чиновничество в целом может рассматриваться как низкорейтинговые слуги лукавого, своеобразные черти, которые ведут свой народ по пути страданий и падки до мелких удовольствий.

С другой стороны, более близкой к натуралистической трактовке произведения, губернатор просто представляет собой портрет типичного чиновника. Причем не чиновника гоголевского времени, а чиновника в России вообще. Если посмотреть на текущее положение дел, то не составит труда отыскать подобных «губернаторов», которые ищут развлечений, связаны порукой с остальными чиновниками и блаженствуют на взятках.

Также, губернатор в поэме, конечно, тоже относится к мертвым душам, существам, которые давно утратили человеческий облик. Чичиков тоже своеобразно собирает и эти души, только не покупает, но привлекает вниманием и собственным очарованием, которое опять-таки намекает нам на образ соблазнителя-лукавого. Только потом губернатор очнется от этого наваждения, подобно спящему, который очнулся ото сна и станет подобно остальным обличать приезжего мошенника.

Однако в чем заключается такое обличение? Он мошенничает лучше меня – вот вся губернаторская претензия и более ничего. Перед нами образ отсутствия нравственности и искаженных моральных ориентиров, которые, как ни печально, свойственны многим людям.

Образ Губернатора

Николай Васильевич Гоголь начинает повесть о губернаторе с седьмой главы поэмы “Мёртвые души”. Данный персонаж считается героем второго плана, поэтому всего лишь несколько абзацев описывают человека, являющегося главой города N.

Основная линия сюжета раскрывается в тот момент, когда господин Чичиков приобретает мертвых крестьян за бесценок, увеличивая документальную стоимость, как за живых. Он гордится тем, что закупил четыре сотни душ для своего поместья в Херсонской губернии. Обаятельный жулик настолько привлек внимание губернатора, что он благоговейно относился к господину и с огромным удовольствием пригласил его на свой светский прием. На балу Чичиков имел честь лично познакомиться с женой и дочерью губернатора. Сам губернатор довольно глуп, поэтому не сразу распознает истинное лицо Чичикова. Как только преступление вскрывается, местные власти всячески пытаются помочь аферисту «выйти сухим из воды», т.к. переживают, что об их проделках узнают вышестоящие инстанции, и боятся расправы. В момент раскрытия обмана преступник решает документальные вопросы и оперативно выезжает в другие города, чтобы приобрести еще несколько сотен Мертвых душ и озолотиться.

В период восемнадцатого-девятнадцатого веков многие писатели поднимали вопрос произвола государственных чиновников в своих произведениях. Николай Васильевич Гоголь в своем творчестве описывает тему безнаказанности и лютого разгула местных властей. Он дал ироническую характеристику общества того времени, применяя выражения «тонкий» и «толстый». Под «тонкими» писатель имел ввиду среднюю прослойку общества. К «толстым» относились люди высшего общества, которые крепко держались за свое место и, благодаря своему положению, набивали карманы. Они получали немалую выгоду, обворовывая собственное государство и бедных людей.

Гоголь описывает Губернатора как «ни тонок, ни толст, на шее имеет Анну. Поговаривали, что был представлен к звезде и вышивал по тюлю…». Автор специально указал получение награды и хобби губернатора в одном предложении. Имеется ввиду, что глава города получил орден не за заслуги перед отечеством, а за расшивание тюли. Благодаря глубокой иронии Николай Васильевич указывает читателю на бездействие поставленного человека в крупном городе. Господин Чичиков умело прогибается под Губернатора, поэтому недалекий Губернатор представляет мошенника как честного и важного человека, указывая на его благонамеренность. Вновь писатель показывает саркастическую усмешку в отношении героя, открывая читателю его глупость.

Нетрудно обратить внимание на то, что персонаж поэмы – предмет иронической насмешки писателя. Добрая инфантильность героя становится ужасным эгоизмом для его семьи. В произведении Н.В. Гоголь открывает реальность и раскрывает гнилую сторону всей социальной системы того периода.

История создания поэмы «Мертвые души» была подсказана Н.В.Гоголю А.С. Пушкиным, который рассказал писателю историю о том, как в одном из городов Молдавской республики Бендеры в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одного смертельного случая простого люда. А все потому, что имена мертвых крестьян отдавались беглым крепостным из центральных регионов.

Также читают:

Картинка к сочинению Губернатор в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

Огород – это в настоящее время кормилец многих людей. Если разобраться, то мы все родом из деревни. А там люди всегда кормились с огородов. Во-первых, на них выращиваются экологически чистые овощи и фрукты.

Минует уже семьдесят третья годовщина со дня окончания Великой Отечественной Войны. Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных.

Читайте также:  Два отца: Тыбурций и судья - сочинение для 5 класса

Андреем Платоновым был создан замечательный рассказ о человеколюбии и доброте. Это рассказ «Юшка». Платонов своё отношение к человечеству в целом через описание главного героя рассказа.

Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание

«Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода главы поэмы «Мертвые души»)»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» показала все достоинства и недостатки русской жизни. В целом, это произведение сатирическое, потому что хорошего, конечно, гораздо меньше, чем плохого. Поэма раскрывает массу проблем. Так, эпизод «Оформление купчей в гражданской палате» освещает нам актуальную до сих пор тему бюрократии в России.

Чичиков почти стал «херсонским помещиком». Осталось зафиксировать документально тот факт, что герой – хозяин многих и многих крепостных душ.

Вместе с Чичиковым мы попадаем внутрь большого трехэтажного каменного дома, белого «как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей». Внешность обманчива, она часто противостоит сути – намекает Гоголь. Так и здесь. Большим и светлым здание было только снаружи, а, попав внутрь, человек, вероятно, думал, что ошибся адресом. Автор показывает просто разительный контраст: «Фемида… в неглиже и халате принимала гостей»; «… ни в коридорах, ни в комнатах взор героев не был поражен чистотою». Вот она, суть русского государства: красиво только снаружи, величественно, пафосно, а внутрь заглянуть – упаси, Боже! Увидишь грязь и беспорядок.

Представители закона в гражданской палате творят беззаконие. Служащие, находясь на рабочем месте, бездельничают. Здесь царит суета, много лишних людей, которые просто мешают. В то же время мы наблюдаем чиновников, перегруженных работой. Это «маленькие люди», которых вышестоящие всячески унижают: «На, перепиши! А не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши».

Хождение Чичикова по инстанциям начинается сразу же, как только герой переступает порог этого учреждения. Только пообщавшись с несколькими чиновниками разного возраста, звания и характера, Павел Иванович добирается до крепостной экспедиции, которую представляет Иван Антонович. Между героями происходит интересный диалог, сплошь состоящий из намеков. Оба собеседника прекрасно понимают друг друга, поэтому им удается договориться. Чичиков, как мы видим, человек опытный в «бумажных» делах. Он знает одно: чтобы быстро оформить что-либо документально, нужны связи и деньги. Чичиков находит себе покровителя в лице председателя, Ивана Григорьевича, и уверяет Ивана Антоновича в своих связях, а также в том, что его денег, проще говоря, «взяток» хватит на всех чиновников, участвующих в оформлении купчей. Свои слова Павел Иванович подтверждает материально, то есть, «вынув из кармана бумажку», кладет «ее перед Иваном Антоновичем». Блюститель закона «мудро» накрывает деньги книгой и не дает Чичикову прямо указать на них. Все шито-крыто. Закон «как бы» не нарушен. Мы понимаем, что искушенный в подобных вещах Иван Антонович продумал все до мелочей.

Председатель гражданской палаты «сидит в своем кабинете как солнце». Его величие «вызвало у коллежского регистратора такое благоговение», что он даже не осмелился войти.

Гоголь высмеивает чинопочитание героя, называя его «священнодействующим».

Автор характеризует нам не только председателя и его подчиненных, но и вышестоящих чиновников. Так, со слов Собакевича мы узнаем о «работе» прокурора: «Пошлите же теперь к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире». Прямолинейный Собакевич не ищет деликатных слов, корректных выражений. Он называет вещи своими именами: «Инспектор врачебной управы… так же человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты, да еще тут много есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю!»

Интересно, что резкая оценка Собакевича никого не удивляет. Председатель охотно поддакивает ему. «Если сливки плохи, что же молоко?» вспоминается пословица. Но все привыкли к подобной ситуации, более того, каждый старается извлечь выгоду из своего положения. Так, нижестоящие чиновники стремятся к тому, чтоб им хотя бы чуть-чуть приплачивали за расторопность и услужливость, более крупные – просят больше, но иногда, следя за репутацией, проявляют широту души. Дружелюбный председатель, например, говорит Чичикову: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Приятели мои не должны платить».С оформлением покупки мертвых душ Чичиков управился в целом довольно быстро, заплатив при этом «самую малость». Каким образом? Я думаю, чиновники старались для него ради «перспективы», потому что сотрудничество, дружба с богатым помещиком, владельцем душ на сто тысяч рублей всегда выгодны. Поэтому-то и старались задержать дорогого гостя в городе, угостить его как следует, устроили пир (из различной конфискованной продукции – подумать только). Мошеннику Чичикову все удалось. Пока.

Проблемы бюрократии, взяточничества, волокиты в оформлении каких бы то ни было документов Гоголь раскрывает не только как болезни общественные, но и отмечает, что во многом здесь виноват человек, ленивый, корыстолюбивый, властный, глупый и равнодушный. Высмеивая своих героев, автор прежде всего призывал людей измениться, исправиться, потому что только тогда можно будет преобразовать все вокруг.

Прочитав поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», я хочу рассказать о своих впечатлениях и раскрыть вышеуказанную тему. Сначала я попытаюсь рассказать обо всех помещиках, в гостях у которых побывал Чичиков.

Первым таким помещиком был Манилов. Гоголь так передает впечатление Чичикова: «Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан… черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару».

Как видно из описания дома Манилова, у него всегда чего-нибудь не хватает, например, только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей; хозяйством занимается приказчик. В кабинете у хозяина находится книга, уже два года открытая на четырнадцатой странице.

Манилов как личность — семьянин, он любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.

Второе имение, посещенное Чичиковым, было имение Коробочки. Хозяйка, как ее описывает автор, «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…». Очень долго нашему герою пришлось уговаривать Настасью Петровну продать ему мертвые души. Сначала она удивилась, когда услышала о предмете покупки, но потом даже побоялась продешевить. «Эк ее, дубинноголовая какая! — сделал для себя вывод Чичиков…»

Побывал Павел Иванович и у Ноздрева. Ноздрев, по словам автора, был из таких людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Кроме того, этот помещик врет и льстит почти по любому поводу, вопросу и на любую тему, например, даже при игре в карты или шашки он жульничает. Характер Ноздрева дает понять, что он может что-то пообещать, но не сделать.

Таков оказался Ноздрев — бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая сделка — что-то вроде игры, тут для него нет никаких нравственных преград, как, впрочем, и для всех его жизненных поступков. Например, только приезд к Ноздреву капитана-исправника спасает Чичикова от физической расправы.

Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Природа недолго мудрила над его лицом: «хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!»

Мебель в доме Собакевича такая же тяжелая, как и хозяин. Он прожорлив, может съесть за один раз целого осетра или бараний бок. Хотя тугодум, но своего не упустит. Достаточно вспомнить сцену торговли, когда Михаил Семенович запрашивает за мертвую душу «по сто рублей» и уступает в конце концов «по два с полтиною».

«Кулак, кулак!» — умозаключил Чичиков о Собакевиче перед отъездом. Можем ли мы найти у такого персонажа что-нибудь положительное? Безусловно. Собакевич заботится о своих крепостных. Но и тут есть свой минус – он это делает из соображения: обидишь мужика — «тебе же хуже будет».Наконец наш герой приехал к Плюшкину. Увидев какую-то странную фигуру, Чичиков сначала решил, что это ключница, но это оказался сам хозяин. Чичиков подумал: если бы он встретил Плюшкина на паперти, то «…дал бы ему медный грош…», хотя этот помещик имел более тысячи душ крестьян. Жадность его безмерна.

У него накоплены огромные запасы, таких запасов хватило бы на много лет беззаботной жизни, но он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, тащил к себе домой.

Так закончилась поездка нашего путешественника по имениям помещиков. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич – несмотря на то, что характеры их всех «далеко не идеальны», у каждого из них есть хоть что-нибудь положительное. Исключением является, пожалуй, только Плюшкин, образ которого вызывает не только смех и иронию, но и отвращение. Гоголь, благодаря своему писательскому профессионализму и мастерству, как мы видим из вышеизложенного, рассказывает обо всем этом в очень интересной сатирической форме.

Таким образом, кратко охарактеризовав всех помещиков, с которыми общался Чичиков, и, сделав соответствующий вывод, я хочу закончить свое сочинение.

Сочинение: Чиновники в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Великий патриот земли русской, Н. В. Гоголь в своей гениаль­ной поэме с большой смелостью и мастерством обличал крепостничество. Вместе с помещиками-уродами он вывел на «всенарод­ные очи» крепостническое чиновничество всех рангов.

Читайте также:  Анализ Повести о настоящем человеке Полевого

Какими же качествами наделил писатель эту группу героев? Какая мысль посредством всестороннего показа «служителей Фе­миды» утверждается в поэме?

Жизнь всех без исключения чиновников можно назвать беспо­лезным существованием, потому что они никому никогда не сде­лали добра.

Единственной их заботой было собственное благополучие, Ради того чтобы иметь ярко освещенный, богатый дом, хороший вы­езд, чтобы изысканно и много есть и пить, они готовы на любое преступление. Самая заветная мечта чиновников — «добыть хлеб­ное местечко».
[sms]

Народные нужды мало тревожили чиновников. Это хорошо показано при помощи замечаний «жрецов Фемиды» об истории с капитаном Копейкиным. И почтмейстер, рассказывающий пе­чальную повесть, и слушающие ее считают нормальным явлением то, что генерал-аншеф не только равнодушно отказал в матери­альной помощи инвалиду, бывшему защитнику родины, но и в от­вет на повторную просьбу капитана ответил: «Извините. мне не­когда. .. меня ждут дела, важнее ваших».

Бездушные чиновники раскрываются при помощи насмешли­вого замечания писателя о смерти прокурора. Когда прокурор умер, тогда только узнали, что «у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».

Стремление к личной выгоде объединяло всех чиновников в одну семью. Полюбовно и согласно решались все дела. Иногда писарям поручалось брать взятки, которые потом делились сооб­разно с чином. После совершения купчей крепости всей семьей двинулись закусить к полицмейстеру. И хотя между чиновниками постоянно были какие-то мелкие дрязги, в минуту опасности бы­стро воцарялось единодушие.

Обращались они друг с другом по-свойски: «Любезный друг Илья Ильич!», «Послушай, брат, Антипатор Захарьевич!», «Ты за­врался, мамочка, Иван Григорьевич».

Все члены этого многочисленного семейства считали, что служ­ба — только средство обогащения, поэтому они не останавлива­лись ни перед какими злоупотреблениями властью.

Все чиновники: «низкие», «тонкие», «толстые» — система­тические брали взятки. Это считалось настолько обычным делом, что Иван Антонович не постеснялся упрекнуть Чичикова в том, что тот «крестьян накупил на сто тысяч, а за труды дал только бе­ленькую».

Запускают руку чиновники и в государственную казну, как в собственный карман. За шесть лет строившееся казенное здание не могло подняться выше фундамента, зато у каждого члена ко­миссии за это время выросло по дому.

Мелочное существование приводило к умственной ограничен­ности.

В авторской характеристике рассказывается о вопиющем неве­жестве чиновников. Образованность председателя палаты заключа­ется в том, что он знал наизусть «Людмилу» Жуковского, почтмей­стера — в знакомстве с двумя книгами, а «прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Москов­ские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

Иронизируя над неумными разговорами чиновников, автор пишет: «Мужчи­ны почтенныхлет, между которыми сидел Чичиков, спорили гром­ко, заедая дельное слово рыбой или говядиной». Собакевич на­зывает председателя «таким дураком, какого свет не производил». Интересы чиновников крайне низменны. Особенно сильно занимает их еда и выпивка. Это показано посредством живых кар­тин многочисленных вечеринок, обедов, закусок, где каждый об­наруживает свой характер, «налегая кто на икру, кто не семгу, кто на сыр». А тостам обычно «не было конца».

Выразительно изображает писатель и другую страсть чиновни­ков — самозабвенную игру в карты: «Все разговоры совершенно прекратились, как случается всегда, когда, наконец, предаются занятию дельному». Игра в карты была единственным умственным занятием чиновников. Почтмейстер, «взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию».

Большое оживление в однообразную жизнь чиновников могут внести сведения о приобретениях. О покупке Чичикова «пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать на вывод крестьян». Чичиков получил множество советов: кого взять в уп­равляющие, какдержать крестьян в повиновении. Одни считают, что помещик должен лично «гонять их за всякий вздор», а где сле­дует, давать «зуботычину или подзатыльник». Другие полагают, что надо нанять управителя, а иные, опасаясь бунта во время пересе­ления, предлагают конвой.

Равнодушные к страданиям народа, чиновники испытывают животный страх, если что-то угрожает их сытой, беспечной жиз­ни. Вот почему распространение слухов о покупке Чичиковым мертвых душ в то время, когда был назначен новый генерал-гу­бернатор, вызвало панику среди «жрецов Фемиды». Каждый вспомнил свои грехи. От переживания все похудели, а прокурор даже умер со страху.

Трудно перечесть все «достоинства», которыми обладали чи­новники. Но и сказанного достаточно, чтобы дать им общую оценку. Чиновники — такие же мертвые души, как и помещики. Вмес­те с помещиками они составляют враждебную силу, мешающую развитию страны. Разоблачая помещиков и чиновников, Гоголь показал гнилость и обреченность крепостнической государствен­ной системы. Все враждебное народу не имеет будущего, обречено на гибель.[/sms]

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Собакевич – один из галереи помещиков, с которыми встречается Чичиков, у кого он покупает мертвые души. По замыслу автора, образы помещиков должны были воплощать человеческие пороки, омертвение душ живых людей.

Еще до знакомства с помещиком Чичиков, а вместе с ним и читатель, рассматривает усадьбу, окружающую её местность, архитектуру барского дома. Всё это является в поэме Гоголя средствами создания образов. Усадьба Собакевича поражает явной асимметрией, некрасивым, диким цветом стен дома, почти полным отсутствием окон. Окна – глаза дома, их количество и состояние говорят читателю о том, насколько радушен, открыт к общению, приветлив хозяин усадьбы. Одно маленькое чуланное окошечко на большом, но непрезентабельном фронтоне говорит о нелюдимости, мрачном характере Собакевича.

С первого взгляда Собакевич напоминает Чичикову медведя. Довольно крупный, неловкий и неуклюжий, угловатый, безвкусно одетый, этот помещик, кажется, не заботится ни о чем, кроме прочности, долговечности, добротности окружающих его вещей. Под стать ему и мебель, и картины, украшающие его гостиную: на них изображены полководцы и герои, люди такого же, как хозяин, богатырского сложения. Чичиков замечает живущего в клетке пестрого дрозда. Семья Собакевича – это жена Феодулия Ивановна и еще одна родственница, живущая в их доме.

Собакевич отличается довольно злобным нравом: Чичиков пытается для поддержания разговора узнать его мнение о городских чиновниках, но ни о ком их них Собакевич не говорит ни единого хорошего слова, всех считает ворами и мошенниками.

Обед в его доме поражает количеством съеденного, это очень простая пища, но Чичиков удивлен размером порций.

Павлу Ивановичу Чичикову трудно найти общий язык с Собакевичем ввиду упрямой молчаливости, отсутствия эмоциональности у хозяина дома. Кажется, его нисколько не изумляет предложение Чичикова продать ему мертвые души. Собакевич назначает высокую цену и с трудом идет на уступки. Михаил Семенович Собакевич рассчитывает получить по сто рублей за каждого умершего крестьянина. Он хорошо знает и расхваливает Чичикову каждого крестьянина, словно они живы, говорит об их умениях и талантах. Собакевич сам берется за оформление бумаг, настаивает на получении от Чичикова задатка.

Собакевич упрям и жаден, угрюм и нелюдим. Его образ воплощает ограниченность, обжорство, глупость.

Сочинение Характеристика Собакевича

Скупая у помещиков «мёртвые души», Чичиков посещает и Михаила Семёновича Собакевича. Это очень колоритный человек – «человек-кулак». На вид ему уже за сорок. Гладя на его внешность, комплекцию и манеры, окружающие невольно сравнивают данного помещика с медведем средней величины.

Лицо у героя круглое, тыквообразное и по цвету похоже на медный пятак, ноги напоминают чугунные тумбы на тротуаре, спина широкая. Неповоротливая шея редко когда даёт ему возможность при разговоре смотреть на собеседника. Кажется, что матушка-природа не сильно заморачивалась, создавая его образ, и пользовалась только топором.

Он так же неуклюж, как медведь. Шагает вкривь и вкось. Часто наступает другим на ноги. Сходство с косолапым подчёркивает и одежда: фрак «медвежьего цвета» с непомерно длинными рукавами и длинные панталоны.

Аппетит у Михаила Семёновича зверский. Гостеприимно угощая Чичикова, он сам съел порцию щей, большущий кусок фаршированного бараньего желудка, половину бараньего бока (даже косточки обсосал), отведал ватрушек величиной с огромную тарелку и индюка, набитого начинкой, состоящей из яиц, риса, печени да иных вкусных продуктов. Кроме того, как водится, выпил рюмку водки.

Здоровье у него отменное. Он признаётся, что ещё никогда ничем не болел, и опасается, что когда-то придётся дорого поплатиться за такую устойчивость к недугам.

Хотя Собакевич имеет сложный характер, его брак с Феодулией Ивановной счастливый. В семье он старается избегать конфликтов и ласково называет супругу «душенька» или «душа моя». А вот городских чиновников критикует: председателя палаты считает дураком, губернатора – разбойником, прокурора – свиньёй, полицеймейстера – мошенником и обманщиком.

Много внимания герой уделяет своему хозяйству. И все постройки усадьбы, и дома крепостных крестьян, принадлежащих ему, отличаются прочностью и надёжностью. Срублены они из толстых брёвен. Даже колодец сделан из крепкого дуба, используемого лишь при строительстве мельниц и кораблей. Да и вся мебель в господском доме соответствует габаритам и предпочтениям хозяина. Она тяжёлая, некрасивая, неизящная, но удобная.

Собакевич умён, грамотен и пишет аккуратно. Прямолинеен. Не любит пустословия. Заботится о собственной выгоде, напорист, неуступчив и долго торгуется с Чичиковым Он даже требует задаток, и главному персонажу романа приходится согласится на определённые его условия.

Собакевич в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Алексей Николаевич Островский – великий русский писатель – был мастером слова. Среди его известных произведений «Гроза» занимает особое место. История создания этого произведения

Василий Вожеватов — один из героев пьесы Островского «Бесприданница». Он очень молодой человек. Несмотря на юные лета, он состоятелен. Вожеватов так богат, что не все его состояние — его заслуга.

Говорят, что молодость – лучший период человеческой жизни, потому что тогда человек беззаботен и ему не о чем беспокоиться – он не кормит семью, не воспитывает детей . Но верно ли это утверждение?

Ссылка на основную публикацию