Семья Туркиных в рассказе Ионыч Чехова сочинение

Сочинение по рассказу Ионыч Чехова (рассуждение)

Рассказ “Ионыч” посвящен популярной теме разложения личности под влиянием среды. Однако, в отличие от своих предшественников, Чехов смотрит на проблему духовного падения человека под другим углом зрения. Автор считает, что не столько среда, сколько сам человек является причиной своей деградации. Даже, доведенная до самой крайности личность, не должна терять своего человеческого достоинства.

Рассказ построен так, что в каждой главе поэтапно читатель наблюдает духовное разложение главного героя. В начале произведения Дмитрий Ионыч предстает молодым человеком полным сил, желания жить и работать во благо людей. Он образован, хорошо воспитан, эрудирован. Тем более контрастно выглядит общество, в которое он попадает. Показная образованность и непрофессионализм семьи Туркиных поначалу даже не тронули его. Вспыхнувшая в нем любовь была единственной надеждой на спасение. Но Котя, не хотевшая пустой и бесполезной жизни в этом городе отказала ему. А ему так она была нужна. На кладбище он хотел кричать, требовать любви. Свидание на кладбище символично в произведении. Оно как будто говорит,что у этих отношений нет будущего.Это подтверждается поведением героев. Ионыч уже на следующий день во время сватовства подумал о приданом, а после отказа как-то быстро утешился. Котик тоже не любила и даже не уважала Дмитрия Ионыча. Она не слушала его рассказов, смеялась над ним. Прозрела Катерина слишком поздно. Но тогда этот отказ навсегда перевернул жизнь героя.

Больше мы не увидим Дмитрия Ионыча жизнерадостным и воодушевленным. Его жизнь превращается в копилку: денег, домов, жира. Его любовь, образованность сострадание к людям никому не нужны в этом городе Так зачем тогда ему стремиться к чему-то, культурно развиваться, духовно расти. Намного интереснее и важнее для него стало пересчитывание мятых бумажек каждый вечер. Мысли о них грели душу. Старцев не сопротивляется среде, он ей уступает

Он уже рад, что не женился на Катерине. Герой настолько презирал окружающее его общество, что почти ни с кем не общался. Он просто не мог ни о чем говорить с этими людьми.

Но он принимает их образ жизни. Некогда перспективный чуткий грамотный доктор Старцев становится Ионычем. Его жизнь теперь плывет по течению, как и жизнь всего города. Герой оказался слаб перед силой пошлости. Он стал частью того общества, которое презирал. Принял их идеалы и стал обычным накопителем. Покупает дома один за другим, дорогие коляски, копит деньги, играет в карты. На своих пациентов из народа он теперь кричит и стучит палкой. А должность не оставил только из-за жадности.

Сложно сказать, могло ли что-нибудь изменить Ионыча, вырвать его из этого существования. Может быть, он так и не встретил нужного человека. А может не хватило внутреннего стержня.

В последней главе Чехов говорит об Ионыче уже в настоящем времени, как бы констатируя, что падение свершилось. Ионыч уже никогда не изменится, огонек не загорится. Он разжирел, обрюзг, стал ворчливым неприятным типом. В семействе же Туркиных ничего не изменилось. Описание стабильности жизни “самой образованной семьи” в финале рассказа словно возвращает читателя к началу произведения. Возникает ощущение замкнутого круга, который невозможно разорвать.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образ Ионыча – собирательный. Чехов восставал против того, что человек поддается давлению социальной среды. Писатель призывал не дать себе стать маленьким, никогда не ронять своего человеческого достоинства. Самое страшное – это бесполезно прожить свою жизнь. Писатель призывает каждого человека приглядеться к своей жизни.

2 вариант

Использование «говорящих» фамилий является частью русской литературной традиции. В своем рассказе Чехов дает главному герою фамилию Старцев, что сразу намекает на настоящее положение души этого человека, она – стара.

Мне кажется, весь рассказ представляет собой повествование о старости. Речь идет именно об увядании и старости как состоянии человеческого существа. Как известно, в России есть различение старчества и старости.

Старость – дряхлое сухое и истонченное дерево, которое полностью увядает, становится пылью, старчество – древнее, но могучее дерево, пусть и истощенное жизнью и с обилием шрамов, но величественно возвышающееся над мирским и взирающее на все своей могучей мудростью. Кстати, старчество может наступить и в молодом возрасте, речь не о количестве лет, но об обретенном понимании. Также и наоборот и именно поэтому Старцев является старцевым (в смысле стариком) и в молодости, он имеет стариковский взгляд на мир.

Весьма символичным является ожидание главным героем на кладбище, куда он отправляется после полученной записки. Автор как бы указывает, где следует располагаться его надеждам, да и ему самому. Также подобная деталь может указывать на некое подобие символической смерти и даже похороны любви, которые в действительности не стали ничем положительным ни для кого из героев и вообще навевают довольно омерзительные ассоциации, мне даже странно, для чего Чехов стал вставлять такую мерзкую деталь в собственный рассказ.

Так или иначе, Ионыч представляет собой стареющую жизнь. Пожалуй, сам по себе этот феномен тоже является довольно омерзительным, ведь не страшна ранняя смерть или страдания в старости, как страшно подобное забвение и апатия. Эта обыденность, которая переполняет многих людей, которая воплощается и в самом уездном городе и даже в самых талантливых его людях, тут, мне кажется, автор говорит в целом о безнадежности не только Ионыча, но и всего мира, в котором много таких Ионычей.

Как мне кажется, многие люди, которые даже поймут предостережение автора, на самом деле не сделают ничего больше, чем просто пустятся в своеобразные крысиные бега, борьбу за выживание в этом мире, своеобразную попутку убежать от подобия Ионычу. Но проблема в том, что, когда стаешь на такую дистанцию, то на том конце тоже ждет Ионыч, ведь от себя не убежать. Рецепт противоядия, на который намекает Чехов, более тонок и труден для понимания, чем простая смена апатии на активность.

Ионыч – сочинение по произведению

Рассказ Чехова «Ионыч» относится к зрелому периоду творчества автора. Его главный герой, Дмитрий Ионыч Старцев, по праву занял почетное место среди архетипичных персонажей русской литературы.

Главный герой по профессии земской врач (как и сам Антон Павлович). Первая мысль, которая приходит на ум при анализе данного факта, что рассказ носит автобиографический характер, но это совершенно не так. Чехов, сам будучи врачом, хорошо знал особенности своих коллег, их мысли и мировоззрение, тем самым, сомнений нет, психологически рассказ выдержан очень точно. К тому же реалистичность описанных ситуаций подтверждается многочисленными примерами из жизни.

Молодой врач Старцев прибывает в некий уездный город. Там он довольно быстро сходится с местной интеллектуальной элитой, семейством Туркиных. Особенно Дмитрию Ионычу западает в душу дочь семейства, Екатерина, увлекающаяся музыкой. Поглощенный чувством влюбленности, доктор принимает участие в проводимых семейством Туркиных вечерах, слушает музицирование своей возлюбленной, выслушивает чтение собственных произведений ее матери. Словом, испытывает наслаждение от данного общества.

Спустя какое-то время Дмитрий Ионыч решил признаться в любви Екатерине. Но девушка не разделила порыв доктора, заявив, что в настоящий момент не только не любит своего знакомого, но и в принципе в ее планы не входит влюбляться в кого бы то ни было. После такого объяснения, Дмитрий Ионыч практически забыл дорогу к своим знакомым. Отныне вся его жизнь сосредоточилась на нем самом. Он жил один, перестал следить за собой, ни с кем добровольно не общался, но при этом благосостояние его росло с каждым годом, доктор имел обширную практику.

Вместе с влюбленностью к Екатерине, у доктора также улетучилось и благожелательное отношение как к ней, так и к ее семейству, все их эстетические практики не вызывали в нем отныне никаких чувств, кроме отвращения. Отношение же к другим обывателям было еще хуже. Окружающие заметили перемены в образе доктора, отношение к нему было двояким: с одной стороны, его несомненно ценили как специалиста, с другой — не любили как человека, даже обращение к нему было не совсем подобающем званию врача — просто по отчеству, Ионыч.

Главная мысль произведения заключается в том, что потерпев неудачу (в данном случае, в любви), необходимо продолжать держать себя в руках, не срывать свою злобу на окружающих, поскольку в конце-концов очень велика вероятность стать «ионычем», потеряв собственное человеческое лицо.

Вариант 4

Это произведение для меня больше о том, как у людей их общее желание быть вместе не совпало по времени. То есть я знаю, конечно, что там о том, как Ионыч превратился в обывателя, что его ничего не интересует, кроме недвижимости, он стал толстым и жадным. Но по мне, так это произведение о любви, какой-то несостоявшейся что ли.

Мне странно читать о том, как он делает Котику предложение, а она отказывается. Он просит её о свидании, а она назначает встречу на кладбище ночью – смеется над ним, хотя он свой страх преодолел. Девушка стремилась в город, к новой жизни, обучению. Понятно, что она очень молодая, даже озорная, самоуверенная. Но после, когда она разочаровалась в своей творческой карьере, Екатерина Ивановна превозносит потолстевшего «жениха», зовет его в гости, и понятно, что теперь она бы не отказалась стать его женой… Он ей кажется великим человеком – настоящим, который служит людям (своим пациентам). Раньше она этого не видела, но видела себя в роли великой пианистки»! А ему уже она не нужна! У него другие заботы. Ещё он, вообще, разочаровался в их «талантливой» семье. И думаю, что тот её отказ, та издевка не прошли незамеченными. Вот если бы их стремления совпали во времени, тогда могла бы получиться хорошая семья. Ионыч бы не стал толстым и ограниченным, а она – разочарованной и злой.

С другой стороны, Екатерина Ивановна попробовала силы. Нужно ей было более критично на себя смотреть… Хотя бы без гордыни своей обойтись, тогда б не издевалась над Старцевым. Или ему нужно было набраться терпения, чтобы дождаться её из Города, когда она набьет себе шишек. Но получается, что это означает – желать ей провала. И вообще, гордости не иметь, чтоб после такого отношения ещё захотеть с ней общаться… Сложно. Но уж тут, наверное, не судьба, как говорится. Оба были молодые и гордые.

Я думаю, что всё в рассказе – следствия этой не сложившейся любви. И ещё просто всем нужно быть мягче, не так грубо отказывать, не так резко забывать… Легко говорить, я сам не понимаю, как бы поступил. То есть я их понимаю, вижу, что они не совсем правильно действовали, но смог бы я по-другому? Не факт.

Главное, что это поучительный и трогательный рассказ.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Чехова Ионыч

Популярные сегодня темы

Васютка, привет! Как ты там поживаешь на лоне природы? У вас там такая красота – леса густые, реки мощные, просторы тайги! Хорошо, что летом была возможность гулять по такой прекрасной природе. Каникулы и у меня очень быстро пролетели…

Читайте также:  Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

Одним из ключевых героев произведения является Валек, представленный писателем в образе девятилетнего мальчика, приемного сына бродяги Тыбурция, друга главного персонажа рассказа Васи.

Невозможно переоценить роль Толстого в произведении “Война и Мир”, ведь он не просто искусно пишет об исторических событиях, а показывает свое отношение к ним. Его образ отражен в поступках героев

Взросление человека является частью жизненного цикла. Ребенок рождается совсем крохотным. Постепенно, день за днем, растет. Изменяется характер, поведение. Нарабатываются привычки.

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя

Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”

Школьное сочинение

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу “среда заела”. Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе “Ионыч” как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — “обретение”: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: “. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”. В это время герой знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а “выезжает” уже “не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: “Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!”

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание “дьячковского сына” обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ “Ионыч” — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было “светлый огонек” и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как “среда заела человека”, но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе “Ионыч” звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

Образ и характеристика семьи Туркиных в рассказе “Ионыч” Чехова: описание в цитатах

Художник С. Алимов

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика семьи Туркиных в рассказе “Ионыч” Чехова: описание персонажей.

Смотрите:

Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу “Ионыч”

Образ и характеристика семьи Туркиных в рассказе “Ионыч” Чехова: описание в цитатах

“«А приданого они дадут, должно быть, немало», – думал Старцев, рассеянно слушая.”

“. прочел смешное письмо немца‑управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость.”

“Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме.”

“В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи. “

“. есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.”

“Одним словом, у каждого члена семьи был какой‑нибудь свой талант.”

“. я такая же пианистка, как мама писательница.” (Екатерина Ивановна о своей бездарности)

“. и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.”

“Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой.”

“. когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин.”

“С наступлением вечера, мало‑помалу, сходились гости. “

Описание членов семьи Туркиных

“Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно.”

“А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их, и все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю…”

“Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по‑прежнему все острит и рассказывает анекдоты. “

“Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince‑nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям.”

“. моя благоверная написала большинский роман и сегодня будет читать его вслух.”

“Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман.”

“. я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу. Для чего печатать? – пояснила она. – Ведь мы имеем средства.”

“Вера Иосифовна давно уже страдала мигренью, но в последнее время, когда Котик каждый день пугала, что уедет в консерваторию, припадки стали повторяться все чаще.”

“Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву руку, манерно вздохнула и сказала. ” . (4 года спустя)

“Потом Вера Иосифовна читала вслух роман, читала о том, чего никогда не бывает в жизни, а Старцев слушал, глядел на ее седую, красивую голову и ждал, когда она кончит.”

“Ах ты, цыпка, баловница… – нежно пробормотал Иван Петрович и поцеловал ее в лоб.”

“Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле.”

“. Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне.”

“. сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо. “

“А теперь ты, Котик, сыграй что‑нибудь, – сказал Иван Петрович дочери.”

Главный герой рассказа, доктор Старцев (Ионыч) влюбляется в Екатерину Ивановну и делает ей предложение. Но девушка отказывает ему, так как она хочет стать известной пианисткой и замужество ей кажется невозможным:

“. но, извините, быть вашей женой я не могу.”

“. потом, в Москве, я часто думала о вас. Я только о вас и думала.”

“И больше уж он никогда не бывал у Туркиных.”

“А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым.”

Сочинение по рассказу А. П. Чехова “Ионыч” (сочинение)

Сочинение по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”

Читайте также:  Сочинение по сказке Щелкунчик и мышиный король Гофмана

Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит в замечательном рассказе “Ионыч”.

Сюжет этого маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как и почему происходит с героем такая метаморфоза? Писатель помогает найти ответ на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: “прошло больше года”, “прошло четыре года”, “прошло еще несколько лет”. Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж, показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя. Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую попадает этот молодой врач.

Начало чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность – семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека – Дмитрия Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему, остроумие – это врожденное качество человека – его нельзя выработать. Этот естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского остроумия (“покорчило вас благодарю”, “здравствуйте пожалуйста” и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через несколько лет, как и фраза из шекспировского “Отелло”, которую произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой, как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние “свежего” человека явно контрастирует с неестественной, позерской “интеллигентностью” этой самой культурной семьи. Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции. Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием, целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.

Обыватели долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного, трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы, заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку, выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву, что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том, что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.

Значит, доктор Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том, что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой: “Сколько хлопот, однако”.

Таким образом, Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению. Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы, любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к Катерине Ивановне: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Значит, Старцев прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом, назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме прогрессирующего собственнического интереса.

Человек, вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности, неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное, по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном человеке, в котором “все должно быть прекрасно”. Поэтому замечательный чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

Сочинение с планом по рассказу Чехова «Ионыч»

1. Сочинение-рассуждение

1. Пороки общества, описанные Чеховым
а) «Обличительный» период в творчестве Чехова
б) Идея рассказа «Ионыч»
2. Пять стадий деградации главного героя рассказа
а) Причина духовного падения Старцева
3. Мое отношение к произведению

Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает.

Однако в жизни каждого творческого человека бывают разные периоды, и в те годы, когда Чехов создавал произведение «Ионыч», его, похоже, чаще посещали печальные мысли. В произведениях, которые автор создавал в девяностых годах девятнадцатого века, смех имеет несколько иной характер, чем в ранних рассказах. Чехов продолжает обличать пороки общества, но делает это довольно грубо, хотя при этом он уделяет больше внимания внутреннему миру своих героев. В рассказах часто появляются интеллигенты, которые не хотят вместе с другими людьми строить будущее, которые возводят вокруг себя стены и тем самым закрываются от жизни и внешнего мира и постепенно деградируют. Историю одного из таких людей и отразил Чехов в рассказе «Ионыч».

Главный герой рассказа Чехова — молодой врач. Зовут его Дмитрий Ионыч Старцев. В небольшом рассказе автору удается показать практически всю жизнь этого человека, а если говорить точно, то пять этапов его жизни. Видимо, поэтому произведение разделено на пять частей.

Сначала Старцев предстает перед читателями молодым интеллигентом, который ценит искусство и имеет хороший вкус. При всем этом врач энергичен и смотрит на жизнь оптимистично. Затем Чехов описывает Старцева как человека, склонного к полноте, немного ленивого, но еще способного ценить прекрасное. Кроме этого, Дмитрий Ионыч влюблен, и это придает ему силы. После того, как Старцева отвергли, он стал равнодушен и спокоен. В четвертой главе герой уже ездит на тройке, имеет много лишних килограммов и у него случается отдышка. Вместе с тем он замкнулся в себе, развлекается только игрой в карты и не способен больше испытывать светлые чувства. В последней части рассказа Старцева сложно узнать. Это жестокий толстый человек, который не умеет сострадать. Вместе с прекрасными чувствами ушли его имя и фамилия, люди называют его теперь просто Ионычем.

Ионыч – пример того, как быстро может разрушиться личность, как быстро происходит духовное падение. Кто виноват в том, что человек так меняется? Конечно, первый толчок дала Екатерина Ивановна, потому что она так спокойно отвергла доктора. Но Старцев мог бы еще спастись, если бы жил в окружении других людей. В конце произведения он четко понимает, что люди, которых считают самыми талантливыми в городе, бездарны. И осознание этого могло бы стать толчком к тому, чтобы Старцев изменился, но вместо этого он сливается с толпой жителей этого города. Поэтому можно судить о том, что Ионыч сам виноват в том, что потерял свою личность.

Читайте также:  Природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина (тема, роль, описание)

Место, в котором живет человек, конечно, оставляет свой отпечаток. Жители столицы с первого взгляда отличают приезжих и говорят «Что с него взять, он же из провинции». Но часто можно заметить, что великими часто становятся именно те люди, которые выросли в деревнях и в детстве общались только с рабочими людьми и животными.

Я думаю, что этот рассказ особенно актуален сегодня, потому что может заставить каждого человека задуматься о том, не похож ли он на Ионыча, который бессмысленно прожил свою жизнь.

Характеристика героев рассказа

Охарактеризовать главного героя рассказа не так просто, это можно сделать только по частям, ведь Старцев, который представлен в начале произведения, и Ионыч из пятой части – два разных человека. Своему персонажу Чехов дал красивое имя Дмитрий Ионыч Старцев. В самом начале рассказа Старцев — положительный герой, интеллигентный человек, который любит свою работу и искусство. Ему не очень комфортно в городе С. Но постепенно Ионыча засасывает «провинциальная тина», он уподобляется всем окружающим его людям. У героя нет стрежня, он не только не борется со своим лишним весом, но и не противостоит окружающему миру. Ближе к концу произведения автор описывает Ионыча совсем неприятным человеком. Некрасива стала и его душа.

Есть несколько событий, которые влияют на жизнь главного героя, и одно из них – знакомство с Екатериной Ивановной Туркиной. Эта молодая девушка довольно глупа, она хоть и читает книги, но не видит в них самого главного. Она давно распланировала себе жизнь, потому что не хочет оставаться в этом городе и быть женой неизвестного человека. Девушка играет на пианино, но судя по словам автора, она скорее просто долбит по клавишам. Чехов дает героине второе имя. Так родители называют девушку Котиком. В этом имени скрыто то, что Екатерина Ивановна навсегда останется инфантильным ребенком. Самая большая проблема в том, что Ионыч и Котик говорят на разных языках, поэтому никогда не смогли бы понять друг друга. Отношения главных героев строятся только на двух встречах. В первом случае в любви признается Старцев, а второй раз — Екатерина Ивановна, но в то время доктор уже настолько изменился, что не способен любить никого.

Родители Котика, Иван Петрович и Вера Иосифовна Туркина считаются в городе самыми талантливыми и образованными людьми. Хотя сразу становится ясно, что талантливых людей в этой семье нет. У главы семейства — странный язык, у его жены романы, повествующие о том, чего не бывает в жизни. Талантливые люди постоянно работают над собой, но Туркины не меняются, даже через много лет они живут по-прежнему, механически повторяя одни и те же действия, как роботы.

В этом произведении есть еще несколько героев, которые живут в городе. Чехов говорит о том, что с этими людьми можно играть в карты и говорить о еде. Но ни в политике, ни в науке, ни в философии они абсолютно ничего не понимают.

Мини-сочинение

Рассказ Чехова «Ионыч» можно назвать притчей или инструкцией к тому, как убить личность. В произведении отражен провинциальный город, в котором люди бессмысленно существуют, механически совершая одни и те же действия. Автор не описывает многих жителей, а показывает только «лучших» — семью Туркиных. Эти люди свято уверены в том, что все, что они делают – предмет искусства. Отец семейства рассказывает анекдоты, его жена пишет бесконечные романы, не имеющие никаких переплетений с реальностью, а их дочь, которую они называют «Котик», стучит по клавишам пианино, называя это музыкой. Туркины — не только самая талантливая, но и самая гостеприимная семья, поэтому только что прибывший в город врач Дмитрий Ионыч, проводит много времени у них дома. Интеллигентного доктора посещает светлое чувство – он влюбляется в дочь Туркиных, но в такой обстановке даже любовь превращается в нечто неприятное. Девушка отвергает героя, но ему это не приносит много страданий. Ведь постепенно эта семья обтачивает душу главного героя, и он уподобляется им, а также другим людям в городе. А ведь все могло быть иначе, если бы доктор попал в другой город и познакомился бы с такими же личностями, каким был он сам. Вот как легко место может уничтожить человека, если у него нет внутреннего стержня и желания что-то изменить в этой жизни.

Человек и среда в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”

А. П. Чехов – мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В своих глубоко философских произведениях он протестовал против обыденности, выступал против “пошлости пошлого человека”. В рассказе “Ионыч” Чехов также затрагивает эту тему. Главной проблемой здесь является духовная деградация человека, столкнувшегося со средой обывателей.

В начале рассказа Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, противопоставлен обывателям губернского города С. С самого начала автор дает нам краткую и точную характеристику этого города: “приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни”, а местные говорили, что “в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы.” Первая точка зрения – объективная и верная, вторая – субъективная и самооправдательная, ложная.

Местные жители имели также свои “достопримечательности”, главной из которых являлась семья Туркиных, “самая образованная и талантливая”. Туркины являются неотъемлемой частью среды обывателей города С. Неотъемлемой, потому что они не развиваются и даже не пытаются это делать. Образы Туркиных статичны. Что они делали, когда их в первый раз посетил Старцев? Они проявляли свою “образованность и талантливость”. Иван Петрович показывал свое неизменное остроумие, постоянно употребляя в речи “выработанные долгими упражнениями” фразы, как-то: “недурственно”, “здравствуйте пожалуйста”, покорчило вас благодарю”. Вера Иосифовна читала свой роман, роман “о том, чего никогда не бывает в жизни”.
Автор, прибегая к иронии, выносит тонкий приговор ее таланту, говоря, что “когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали “Лучинушку”, которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни.”
Дочь же ее, представляющая себя в будущем “великой пианисткой”, стучала что есть силы по клавишам, да, казалось, не перестанет, “пока не вобьет клавишей внутрь рояля”. В том, что бесталанная Екатерина Ивановна грезила о славе артистки, были виноваты ее родители. Они не сомневались в талантливости их рода, так же, как и весь город. Весь город такой же, как они, – кто им скажет, что все их творчество ничего не стоит? Разве что Старцев. Но тот вначале удивлялся, а потом просто начал сторониться, не высказывая своей неприязни открыто.
Котик все же смогла выбраться на время из среды обывательщины и вне ее поняла, что так, как она, играют все: “ничего во мне не было особенного.” Екатерина Ивановна даже поняла, что она “такая же пианистка, как мама писательница.” Но, по всей вероятности, ничего ей не сказала. Да и если бы сказала, мама дочке просто “не поверила” бы. Слишком уж убеждены Туркины в своей талантливости.
Что же мы видим при втором посещении их Старцевым? То же, что и при первом. Да и в конце рассказа автор описывает, как Туркины по-прежнему демонстрируют свои “таланты”. Екатерина Ивановна единственная, кто осознает посредственность своих способностей. Она продолжает стучать по клавишам, потому что другого применения для себя не нашла. Или “заботливые” родители “помогли” не найти.
Итак, мы обнаруживаем в рассказе кольцевую композицию. Она подчеркивает неизменность жизни Туркиных и статичность их образов. На их фоне перемены в облике Старцева выглядят более отчетливо.

Почему же этот герой, врач, интеллигентный человек, превратился в мумию, бездуховное существо? Причины этого – внутренние и социальные. Вина в деградации героя лежит как на самом Старцеве, так и на обществе, в котором ему пришлось жить, обществе обывателей. Чем же занимались дни напролет эти самые обыватели? Они играли в карты, пили, закусывали. Они “не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними.” Все, что обыватели говорили, было несправедливо, глупо. Старцев раздражался, но в винт все же с ними играл (главное, с наслаждением). Герои из-за того, что он не избегал клубов, общества раздражающих его картежников и выпивох, совсем забыл про театр и концерты. Он не уклонялся, а вливался в ненавистную ему среду.
Старцева все больше и больше одолевала страсть к накопительству. Пересчитывание денег становилось для него одним из любимейших развлечений. Особо примечательно то, что Старцев сам осознавал, что он “старится, полнеет, опускается”. “День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” – вот как оценивает герой свою жизнь. Но, несмотря на то, что Дмитрий Ионыч понимает ужас своего положения и что он способен умственно к изменениям, духовно герой слаб. И он выбрал для себя не путь морального становления, преображения. Старцев пошел по дороге, по которой прошли уже многие, по дороге, которая ведет к материальным благам. Герой чувствует, что опускается, но не пытается спастись. Возможно, он ищет спасения в одиночестве. Но это маловероятно. Ионыч достаточно умен, чтобы понимать, что в одиночестве нет спасения, одиночество – это не покой, это скучное и безрадостное существование.

Надо заметить, что само развитие внутренних пороков Старцева происходило не по вине общества. Они в нем были изначально заложены. Вероятно, и в другой среде герой постепенно приобретал себе лошадей, кучеров к ним. Но, надо думать, именно общество сделало из него старика за такой короткий срок. В конце он сам уже ничем не отличался от городских обывателей: “пухлый, красный”, ездил на тройке с бубенчиками и был похож на “языческого бога”. Если раньше Ионыч считал деньги, то теперь ему впору считать свои дома. Его переставало интересовать почти все, от его интеллектуальности не осталось и следа. “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?” – вот типичный вопрос обывателя, но произнесен он устами Старцева. Хотя нет, теперь уже Ионыча, человека, у которого нет имени. “Вот и все, что можно сказать про него,” – говорит автор, вынося окончательный приговор этому герою.

Ссылка на основную публикацию