Сочинение на тему Русская литература в отечественном кинематографе

Эссе “Русская литература в отечественном кинематографе”

Данная работа представляет собой попытку осмыслить взаимовлияние русского кинематографа и литертуры на мировоззрение современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
russkaya_literatura_v_otechestvennom_kinematografe.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Можаева Диана, 11 класс

Русская литература в отечественном кинематографе

Литература, несомненно, является одним из способов передачи чувств и мыслей людей. Литература есть огромный кладезь знаний, приобретенных разными людьми в разное время. Это искусство не менее значимое, чем музыка или живопись. Более того, литература способна передавать саму жизнь реальнее, изображая действительность в мельчайших деталях и подробностях. Кинематограф, в свою очередь, тесно связан с литературой. С изобретением кино пришла возможность показать наглядно тот особый, тайный мир, который кроется в недрах книг и рукописей. Благодаря этому преимуществу кинематографа, человек, который не может (или попросту не хочет, как это иногда бывает, к сожалению) познать этот мир, другое измерение, реальность, отличную от его собственной, через книгу вполне способен проникнуться жизнью, кипящей в том или ином произведении, посредством воплощения сюжета на экран.

Русская литература и кинематограф отличаются от западных своей колоритностью. Произведения русских классиков выражают чисто русский менталитет, столь непонятный всему миру. Снять фильм по одному из таких произведений довольно трудно. Передать обширность русской души в часовом формате практически невозможно, однако режиссеры не бросают попыток воплотить свои задумки.

В современном мире очень часто можно услышать, будто русский кинематограф, мягко говоря, не очень, в России снимать ничего хорошего не умеют. Люди настолько привыкли к посредственности, к красивым картинкам без глубокого смысла, которые часто предлагает нам тот же Голливуд, что зачастую не принимают больше ничего, что должно взволновать душу и на минуту задуматься о чем-то действительно важном. А зря. В современном русском мире кино есть немало хороших работ по книгам, просто не часто можно их посмотреть на большом экране.

Российские кинорежиссеры стараются воссоздать реальность такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая и не приуменьшая, приблизив ее к той, которая описывается в книгах, что делает картины своеобразными и иногда крайне тяжелыми. Реальность как отдельной личности, так и целого народа, эпохи. Рассмотрим, к примеру, два абсолютно разных произведения, разных писателей, разного времени и два разных фильма по ним: «Война и мир» Л.Толстого (экранизация С. Бондарчука, 1966 г.) и «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева (экранизация С. Снежкина, 2009).

В первом произведении речь идет о целой эпохе, о войне между разными людьми, чуждыми друг другу. С. Бондарчук сумел передать весь ужас войны, боли, крови невинных людей так натурально, что трудно поверить в то, что это выдумка. Блестящая работа актерского состава и режиссера позволила посмотреть на «Войну и мир» совсем другими глазами. Благодаря этой картине мы можем увидеть ту эпоху такой, какой она была в действительности, ощутить тяготы тех времен и прочувствовать каждого героя в буквальном смысле.

Во втором повествуется о мире маленького ребенка, брошенного в аду, где война идет уже между близкими друг другу людьми. Фильм достаточно тяжелый, как и «Война и мир», но основан на реальных событиях. Маленький Саша, герой картины, терпит тиранию и ненависть своей бабушки, которая, натерпевшись горя в жизни, срывает на окружающих свою злость и обиду давно прошедших лет. Мать главного героя променяла его на «карлика-кровопийцу», за что бабушка кроет ее непотребными словами, осуждая за разгульный образ жизни. Саша совсем один на этом свете. Кроме слез, страха и ожидания, когда придет мама, ребенок не испытывает в жизни ничего. В конце фильма бабушка умирает, Саша остается с матерью, а что его ждет впереди, создатель картины не показывает. К сожалению, так живет немалое количество семей в нашей стране. Режиссер фильма довольно точно передал состояние Саши и его внутренний мир.

В первой картине ставка сделана на реальность всего русского народа, как единого целого. Во втором же фильме мы видим практически те же чувства и страдания, но конкретного человека, отдельной личности.

В основе русского кино лежит правда, какой бы она ни была. Быть может, поэтому оно не славится хорошей репутацией, особенно у молодежи, ведь не всем по душе горькая правда; на фоне ярких картинок, мелькающих то там, то здесь, серость будних дней выглядит слишком бедно и уныло. Однако именно она есть составляющая нашей жизни, и, чтобы бороться с ней, необходимо заглянуть своим страхам и истине в глаза, что и помогают сделать произведения русских классиков и экранизации к ним.

Сочинение на тему: «Русская литература в отечественном кинематографе»

Сочинение на тему: «Русская литература в отечественном кинематографе»

Сочинение на тему: «Русская литература в отечественном кинематографе»

На рубеже19-20 веков родилось новое искусство.

Это – кино. Оно стало искусством миллионов, что с первых же, ещё робких шагов оно провозгласило современный принцип художественного мышления: мир познаётся в движении, только в развитии.

История советского кино началась с 1919 года. В том году,27 апреля был написан декрет о национализации кинематографа, с тех пор он отмечается как День отечественного кинематографа.

Первые попытки организации русского производства фильмов связаны с именем . Расторопный фотокорреспондент, журналист оказался наиболее подходящей фигурой для того чтобы перехватить инициативу у иностранцев и стать пионером русского кинопроизводства. Так, например, в дни празднования 80-летия Л. Н толстого Дранков выпускает документальный фильм, показывающий великого писателя во время его поездки из Ясной Поляны в Москву, это был первый случай отображения на экране гения русской литературы.

Кинематографисты буквально набросились на русскую классическую литературу. Можно сказать, что все, известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже романы были экранизированы.

В первой половине 30-х годов шла ожесточённая дискуссия о том, имеет ли право автор экранизаций на отступление от подлинника. В месте с тем в ту пору экранизации отличались более глубоким, чем прежде, прочтением классических произведений. Обращение к литературной классике сыграло большую роль в развитии звукового кино. Оно помогло рождению новой формы литературного сценария, объединив компоненты прозы и драмы.

В это же время советские кинематографисты впервые обратились к Достоевскому, пытаясь с новых позиций оценить творчество писателя, использовать материал его произведений для решения проблем, имеющих прямую связь с современностью. Интересен в этом плане поставленный фильм «Петербургская ночь». В основу картины положены ранние произведения – «Белые ночи» и «Неточка Незванова». Сохранив общий колорит повестей, режиссёры использовали в фильме лишь некоторые мотивы и отдельные моменты биографии героев. Так из «Неточки Незванной» взята судьба отчима героини, музыканта Егора, а из «Белых ночей» – образ Настеньки.

Новый этап начался с выходом фильма Протазанова «Бесприданница», а также кинокартин по произведениям Антона Чехова «Медведь», «Человек в футляре», «Свадьба». Уникальный опыт воплощения прозы Николая Гоголя средствами анимационного кино демонстрируют фильм «Шинель».

Ещё одна творческая звезда Василий Макарович Шукшин явился на горизонты нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. За свою недолгую жизнь, он успел написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставил пять полнометражных фильмов по собственным сценариям. Сыграл более двадцати ролей. Шукшин никогда не искал материал для творчества специально, он жил как все мы живём. Ведь Шукшин – кинематографист органически проникает в Шукшина писателя, его проза зрима, его фильм олитературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать по «разделам», читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу. Художественный фильм «Калина красная» по одноимённой повести Василия Шукшина, его последняя работа. На экраны СССР кинокартина, снятая на киностудии «Мосфильм», вышла 25 марта 1974 года. Единственный фильм Шукшина, снятый им на цветную плёнку. Интересным фактом является то, что повесть «Калина красная» В. Шукшин написал в больнице с обострением язвенной болезни желудка. Название взято из песни которую спела Шукшину его жена Лидия Федосеевна Шукшина во время первого знакомства. Фильм “Калина красная снятый Шукшиным в последний год жизни, поразил зрителей самобытным, ярким талантом писателя, режиссера и актера.

В кино можно создать образы всего – любой существующей и даже несуществующей действительности. Можно создать образы любой эпохи, любых стран. Такое всемогущество доступно только литературе. Но литература может всё что угодно описать, позволить читателю представить себе, вообразить, а кино может показать всё в конкретных образах. Просмотр фильма по литературному произведению не может заменить собой вдумчивого и внимательного чтения книги, но порой помогает нам взглянуть на известную книгу совершенно по –другому. Талантливая игра актёров позволяет преодолеть временные барьеры, отделяющие нас от эпохи создания литературного произведения, и помогает ощутить глубину, вневременную актуальность той или иной повести, романа или поэмы.

Союз литературы и кино Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рубцов Анатолий Семенович

В статье говориться о аудиовизуальных средствах (кино и телевидения), обеспечивающих связь научной информации с искусством, которые всё большее место начинают занимать в ученом процессе. Особенно при изучении литературы. Экранизация художественных произведений русской и зарубежной классики создаёт оригинальные произведения другого вида искусства кино, которое помогает воспитанию активного читателя и зрителя. С самого начала своего возникновения кинематография предпринимала попытки экранизировать лучшие классические произведения. Имея такой арсенал художественных ценностей, школьные учителя литературы и преподаватели высших учебных заведений могут использовать их в воспитательных и образовательных целях, добиваясь взаимодействия книги и кинофильма.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рубцов Анатолий Семенович

Текст научной работы на тему «Союз литературы и кино»

© 2005 А.С. Рубцов УДК 82 (072)

ББК 74.261.8 Р 82

Союз литературы и кино

В статье говориться о аудиовизуальных средствах (кино и телевидения), обеспечивающих связь научной информации с искусством, которые всё большее место начинают занимать в ученом процессе. Особенно при изучении литературы. Экранизация художественных произведений русской и зарубежной классики создаёт оригинальные произведения другого вида искусства – кино, которое помогает воспитанию активного читателя и зрителя.

С самого начала своего возникновения кинематография предпринимала попытки экранизировать лучшие классические произведения. Имея такой арсенал художественных ценностей, школьные учителя литературы и преподаватели высших учебных заведений могут использовать их в воспитательных и образовательных целях, добиваясь взаимодействия книги и кинофильма.

Экранизация художественных произведений, аудио- визуальные средства, художественные возможности, эстетическое воспитание, популяризация, классическая современная литература, гуманистическая сущность киноискусства, киноверсия, динамичные образы, фильмы поставлены по произведениям Шекспира, Сервантеса, Л. Толстого, Достоевского, Шолохова.

Мощным средством в воспитании будущего поколения и неотъемлемой чертой современного процесса обучения являются средства массовой информации (СМИ).

В содержании и методах воспитания и обучения должны быть заложены возможности активного воздействия на личность. Этими качествами должны обладать аудиовизуальные средства, обеспечивающие связь научной информации с искусством, особенно кино и телевидение, которые по праву начинают занимать все большее место в учебном процессе. Познание через кино и телевидение учит молодых людей искать в образах, представленных фильмами и телепередачами, воплощение идей и мыслей, разносторонне оценивать и осмысливать героев экрана, находить в них черты образца для своего поведения и своих действий. В этом смысле киноискусству, в силу его массовости и широкой доступности, принадлежит, несомненно, ведущая роль.

Для будущих филологов, журналистов, историков, юристов особенно важно уметь разбираться в специфике художественных возможностей кино, чтобы художественный фильм не стал простой иллюстрацией к произведению, а рассматривался бы как самостоятельное произведение искусства. Важно научиться не только следить за содержанием фильма и развитием сюжета в нем, но и воспринимать его эмоционально во всей художественной полноте, созданной усилиями творческого коллектива.

Что дает нам контакт литературы и кино?

Какое значение имеет обращение кинематографа к классической литературе?

Во-первых, экран делает литературное произведение достоянием широких зрительских кругов. Экранизируя произведения тех или иных писателей, постановщики не только популяризируют этих авторов, но и создают оригинальные произведения другого вида искусства –

кино. Сопоставление литературного произведения и его экранизации поможет нам воспитать активного читателя и зрителя. Мысль о том, что кино должно быть широко использовано в обучении, ни у кого не вызывает возражений. Об эстетическом воспитании, о роли кино в этом процессе с каждым годом говорят все больше. Ведь никакое другое искусство не оказывает такого мощного воздействия на формирование художественного вкуса молодого человека как кино. Но для этого нужно, чтобы педагог сам умел разобраться в произведениях киноискусства, знал творчество кинодраматургов, режиссеров, актеров.

Ещё в начале 20-ого века были предприняты попытки экранизировать классические произведения Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Островского. Но это не принесло успеха, так как фильмы были без звука, и если зритель не читал литературного произведения, то он не мог разобраться в содержании фильма. И все – таки новое, передовое, как всегда, побеждало. Улучшалась игра актеров, зрело мастерство операторов и режиссеров, обогащалась техника. Но подлинный расцвет кино начался в 20-е годы, в это время все настойчивее стремились озвучить немое кино. И в 1929 году «великий немой» заговорил. Это было ошеломляющие изобретение. В эти же годы киноискусство снова обращается к русской классической и современной литературе. Экранизируются произведения А. Пушкина «Дубровский», реж. А. Ивановский, А.Н. Островского «Гроза», реж. В. Петров, «Бесприданница», реж. Я. Протозанов, Ф.М. Достоевского «Петербургская ночь», реж. Г. Рошаль и В. Строева, М. Е. Салтыкова-Щедрина «Иудушка Головлев», реж. А. Ивановский, А.М. Горького трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», реж. М. Донской. Вот с таким арсеналом кинопродукции мы подошли к военным годам.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Основной темой киноискусства стала тема защиты Родины. Хотя в военный период фильмов снято немного, тема Великой Отечественной войны остается актуальной еще многие годы и в послевоенный период. Одним из первых послевоенных фильмов был фильм С. Г ерасимова «Молодая гвардия».

В 60-е годы кинематографисты снова обращаются к выявлению сущности народного подвига, снова происходит обращение к теме судьбы человека и человечества. Подчеркивается гуманистическая сущность фильмов на военную тему – это «Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Судьба человека» и «Они сражались за родину» С. Бондарчука, «Живые и мертвые» А. Столпера, эпопея Ю. Озерова «Освобождение», «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Судьба», «Особо важное задание» Е. Матвеева.

Постепенно эхо войны затихало и киноискусство ставит перед собой новые задачи. Киноискусство этих лет обращается к русской классической и мировой литературе. Создаются фильмы по произведениям А.П. Чехова «Дама с собачкой» И. Хейхеца, «Дядя Ваня» А. Кончаловского, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Н. Михалкова, Л.Н. Толстой «Война и мир» С. Бондарчука, «Анна Каренина» А. Зархи, Ф.Н. Достоевского «Идиот», «Братья Карамазовы» И. Пырьева, «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова, И. С. Тургенев «Ася», «Рудин», И. А. Г ончарова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», по произведениям В. Шекспира «Гамлет» и «Король лир» Г. Козинцева, а также экранизация произведений советской литературы: Шолохов «Тихий Дон» С. Герасимова, «Поднятая целина» А. Иванова, «Донская повесть» В. Фетина. Воплощены на экране многие произведения А.М. Горького «Мать», «Васса Железнова», «Мальва», «Челкаш», «Фома Гордеев», «На дне», «Варвары», «Враги», «Егор Булычов и другие», «Жизнь Клима Самгина» и многие другие произведения русских и советских классиков.

Имея на вооружении такой арсенал художественных ценностей, школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений даже не имеют права не использовать их в воспитательных и образовательных целях. Кинематографическая неграмотность должна быть

ликвидирована. Молодое поколение должно знать

отечественную и мировую культуру и мощнейшее средство воспитания – фильм – должен занять свое место в учебном процессе и в этом нам поможет союз литературы и кино.

Литература и кино как две самостоятельные формы эстетического искусства обладают каждая своей

спецификой в средствах выражения. Однако в конечном итоге они подчиняются одним и тем же объективным законам. Их союз прочен и незыблем. Ему, этому «союзу муз», мы обязаны рождению многих шедевров мирового искусства. Можно было бы привести множество примеров. Назовём только вдохновленные пушкинской поэзией оперы и балеты «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Бахчисарайский фонтан» или экранизация замечательных произведений Л.Толстого «Война и мир», «Тихий дон» и «Судьба человека» М.Шолохова в киноинтерпритации Сергея Бондарчука, которые стали достоянием миллионов зрителей в России и далеко за её пределами. И те не менее, проблема экранизации художественных произведений не снимается с повестки дня. У противников экранизаций

имеется арсенал аргументов, кажущихся вполне убедительными. Они говорят, и им не откажешь в последовательности, что кинематограф нельзя превращать в псевдолитературу. Действительно, зачем тратить время, нервы, материальные средства на создание киноверсий литературных произведений? И есть ли нужда в «переводе» с языка одного искусства на язык другого? Несомненно, есть. Издавна происходит взаимопроникновение и взаимовлияние литературы, живописи, театра, музыки. На «стыке» разных искусств, в результате взаимообмена эстетическими ценностями, рождаются новые художественные творения. Это явление естественное и закономерное. Большие мастера киноискусства всегда относились к литературе в целом и к экранизируемым произведениям в частности с достаточным уважением. Конечно, «перевод» на язык кино любого романа или повести невозможен без определенных потерь. И тем не менее, киноэкранизации находят живой отклик у многомиллионной зрительской аудитории. Интерес к картинам, поставленным по Шекспиру и Сервантесу, Диккенсу и Толстому, Достоевскому и Шолохову, не гаснет, а наоборот, неизменно возрастает при всех «издержках производства». Чтобы по достоинству оценить фильм- экранизацию как самостоятельное произведение искусства кино и вместе с тем судить об его соотношении с литературной первоосновой, нужно обладать определенными знаниями как из области литературы, так и кинематографии. Хорошая экранизация, которой предшествовало чтение книги, содействует углублению и обогащению впечатлений от литературного произведения. Мы невольно уже ориентируемся на те зримые и динамичные образы, которые запечатлелись в нашем сознании, мысленно восстанавливаем при чтении эпизоды, отдельные кадры, целые сюжетные куски из просмотренного фильма, вспоминаем внешний облик героев каким он воссоздан актёрами.

Некоторые преподаватели литературы относятся к фильмам-экранизациям с опаской. Они считают, что книга заставляет читателя мыслить, сопереживать, становиться соучастником событий. Кино же якобы приучает к пассивному восприятию искусства. Однако каждое из искусств обладает своей спецификой, своими возможностями, своими выразительно-изобразительными и каждое неповторимо и необходимо.

Кино, являясь самым демократичным общедоступным искусством, обладает могучей силой идейно-эстетического воздействия на человека. Надо использовать эту силу с наибольшем успехом и не имеет смысла гасить интерес зрителя к фильмам-экранизациям. Задача заключается в другом: важно добиться

взаимодействия книги и фильма. Опираясь на те впечатления, которые остаются от просмотра кинофильма, побудит зрителя обратиться уже непосредственно к книге. Ведь экранизации при всех своих достоинствах – отнюдь не исчерпали содержания классических произведений.

Всему этому имеют возможность обучаться студенты филологического факультета Адыгейского

государственного университета на спецкурсе «Литература и кино». Словесник должен уметь разбираться в произведениях киноискусства, знать творчество кинодраматургов, режиссёров, актёров. Такой спецкурс, его структура и содержание предусматривает эти задачи. На кафедре «Литературы и журналистики» собрана большая видеотека программных экранизированных

произведений художественной литературы, которые выполнении образовательных задач.

являются активным дидактическим материалом в

Сочинение на тему Русская литература в отечественном кинематографе

Сочинение №1

Все обожают художественные фильмы. Они не только делают разнообразным досуг, но и могут быть полезны. Особая польза от фильмов снятых по литературным произведениям русских писателей.

Экранизация произведений позволяет по-новому взглянуть на героев, а в некоторых случаях более красочно и ярко представить сюжет. Не смотря на то, что фильм никогда не заменит прочитанной книги, он может сделать школьную программу более интересной и воспринимаемой.

Экранизация произведений является отличным дополнением книги, поэтому

Большое количество замечательных произведений русский классиков послужили сценариями таким отличным фильмам, как “Война и мир”, “Руслан и Людмила”, “Дубровский”, “Борис Годунов”, “Анна Каренина”, “Братья Карамазовы”, “Вий”, “Ревизор” и так далее.

Экранизация произведений русских классиков является сложной задачей. Не каждому режиссеру удается создать достойный фильм. Привлечь зрителя сложная работа, ведь от визуализации произведения зависит успех фильма. Некоторые

К сожалению, низкое качество экранизации отталкивает читателя от произведения, а отлично снятая картина заставляет перечитать произведение. Оценить его с новой точки зрения и сделать новые выводы.

Иллюстрация книг позволяет загримировать актеров под картинку и в точности передать настроение созданное русским писателем. А подбор отличного актерского состава делает произведение незабываемым и ярким. Нашей стране повезло иметь богатую коллекцию качественной литературы, что позволяет снимать большое количество фильмов, перенося зрителя в непередаваемую и захватывающую атмосферу литературного произведения.

Сочинение №2

Русская литература необычайно богата на интересные произведения. Именно поэтому такое большое количество фильмов было снято по ним. И хотя фильмы не могут заменить прочтения книги, но они позволяют взглянуть на произведения через призму режиссера, сценариста, оператора и актеров.

Благодаря этому вы сможете глубже понять автора в его замысле.

Прежде чем смотреть экранизацию произведения, прочтите первоисточник. Вы сможете заметить в фильме гораздо больше деталей и смыслов происходящего.

Экранизации часто ругают за то, что те не передали весь смысл книги. Но нужно понимать, что когда мы читаем, то используем наше воображение, а сильнее этого инструмента нет у человечества. Ни один компьютер не сможет повторить то, что мы можем себе легко представить.

Поэтому смотря экранизацию, не ищите мелкие недостатки и несоответствия вашему пониманию произведению. Постарайтесь понять то, что возможно осталось за кадром при прочтении.

Список отечественных фильмов экранизаций русской литературы :
Александр Сергеевич Пушкин

Руслан и Людмила. Выпущен в 1938 году. Мофильм Алеко.

По поэме “Цигане”. Фильм-опера 1953 год. Ленфильм Юность поэта.

Биографический 1937 год. Ленфильм Благородный разбойник. Владимир Дубровский. По произведению “Дубровский”.

1980 год. Беларусьфильм

Николай Васильевич Гоголь

Ревизор. 1952 год. Мосфильм Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. 1941 год.

Мосфильм Ночь перед Рождеством. Мультфильм Майская ночь, или Утопленница. 1952 год. Киностудия им. М. Горького Пропавшая грамота.

Мультфильм. 1945, 1951. Союзмультфильм Мертвые души.

1984 год. Мосфильм Вий. 1967 год.

Мосфильм Женитьба. 1977 год. Ленфильм

Жизненный и творческий путь Ивана Алексеевича Бунина Бунин – крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века. Его литературная деятельность началась в конце 80-х годов XIX столетия. В своих первых рассказах молодой писатель рисует.

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом – перелом.

Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна – зачастую она окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин, Куприн – все они испытывают тоску по настоящей, сильной, искренней.

В чем заключается подлинная человеческая красота Человек всегда задумывается над тем, “что значит красота. Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?” Красота – это, прежде всего, гармония, совершенство. И далеко не всегда речь.

Вопросы и ответы к рассказу И. С. Тургенева “Бежин луг­” Как объяснить, почему рассказ называется “Бежин луг”? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется “Бежин луг” по месту, где происходили его события. Бежин.

Почему комедию Фонвизина “Недоросль”, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Комедия Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства.

Сочинение по рассказу Носова Живое пламя Носов Евгений Иванович – это пожалуй тот писатель, который относиться к числу тех русских авторов двадцатого века, которым представилось повидать на своем жизненном пути войну, на своих плечах ощутили все.

Характеристика и образ Капитана Миронова Одним из положительных героев повести “Капитанская дочка” является Иван Кузмич Миронов. Больше двадцати лет он уже занимает должность коменданта Белогорской крепости. Несмотря на свой преклонный возраст, чувствовал он себя достаточно.

Поэма А. Ахматовой “Реквием” Главным творческим достижением А. Ахматовой в 30-ые годы 20 века явилась, на мой взгляд, поэма “Реквием”. Над лирическим циклом “Реквием”, позднее названым ею поэмой, Ахматова работала в 1934 – 1940.

Отзыв по пьесе А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” Пьеса “Свои люди – сочтемся”, над которой А. Н. Островский работал с 1846 по 1849 год, стала дебютом молодого драматурга. Первоначальное название произведения – “Банкрут” – дает представление о сюжете.

Два женских характера в романе И. А. Гончарова “Обломов” И все это чудо сделает она… Она – виновница такого превращения! И. А. Гончаров. Обломов. В центре внимания романа И. А. Гончарова “Обломов” находится фигура дворянина Ильи Ильича Обломова. Именно.

Человек и природа в лирике Заболоцкого Нет в мире ничего прекрасней бытия. Безмолвный мрак могил – томление пустое. Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я. Н. Заболоцкий План.

Что такое для творческой личности эмиграция? Полночные их силуэты пугают загадкой. С фортуны не спросишь, она свои тайны хранит… Б. Окуджава Русские деятели искусства и литературы в XX веке, по-моему, чаще других в мире оказывались в.

Творческий путь Б. А. Можаева Борис Андреевич Можаев родился в 1923 году в селе Пите-лине Рязанской области в крестьянской семье. В 1940 году окончил среднюю школу и поступил на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного.

Сатирическое изображение “хозяев жизни” в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Во всей русской литературе не найти человека более честного, едкого и бескомпромиссного в описании своих взглядов, чем Салтыков-Щедрин. Он беспощадно обличал русскую действительность и делал все для улучшения жизни в.

Методические материалы. Краткое изложение текста А. С. Пушкин “И. И. Пущину”. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об.

“Милый идеал” Татьяны Лариной Он первый поэтически, воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину. В. Г. Белинский. А. С. Пушкин-великий поэт и писатель 19 века. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений. Самым главным трудом.

Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в “футляр”, полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ.

Взаимоотношение полов и любовь в общем В статье задается не детский вопрос “откуда берутся дети” а более глубокий и философский смысл. Зачем и почему люди начинают отношения друг с другом в подростковом возврасте, если не планируют.

Романтический пафос “Песни о Соколе” “Безумству храбрых поем мы. славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” М. Горький Рассказ Максима Горького “Песня о Соколе” написан по великим канонам романтизма. Темное и сырое ущелье, вполне романтический.

Сейчас вы читаете: Сочинение на тему Русская литература в отечественном кинематографе

Русская литература в кинематографе

Литература и кинематограф – очень близкие виды искусства. И поэтому многие литературные произведения со временем становятся основой для фильмов. Режиссеры, вдохновившись тем или иным творением писателей, снимают свои картины.

Некоторые из них становятся шедеврами, а некоторые смотрятся жалко – особенно на фоне оригинала.

Русская литература очень широко отражена в отечественном кинематографе. Многие фильмы завоевали всенародную любовь. На них воспитывались целые поколения наших дедушек и бабушек, пап и мам.

И если кто-то не особо любит читать, то у него есть прекрасная возможность посмотреть сериал и окунуться в атмосферу казачьей жизни начала прошлого века.

Еще одна эпопея другого классика русской литературы Льва Толстого “Война и мир” тоже заслуживает пристального внимания зрителя. Герои в фильме – как

Фильм совершенно не испортил произведение классика и тоже, на мой взгляд, заслуживает звания классического.

Таких примеров можно приводить очень много. Это и “Бесприданница” Якова Протазанова по Островскому, и “Хождение по мукам” по одноименному произведению Алексея Толстого, и “Вий” Георгия Кропачева по Гоголю, и “Два капитана” Евгения Карепова по Каверину… Даже целой тетради не хватит, чтобы перечислить все, не говоря уже об одном сочинении.

Не только классики русской литературы привлекают внимание режиссеров. Множество современных отечественных сериалов и фильмов сняты по произведениям, которым еще предстоит пройти испытание временем. Лично мне очень понравился сериал “Капитанские дети”, снятый по одноименной серии романов Анны Берсеневой.

И книги, и фильм – просто замечательные!

Существует расхожее мнение, что кинокартина не может стоять на одном уровне с литературным шедевром. Я считаю, что это далеко не так. Писатель и режиссер пользуются разными художественными средствами, но если есть самое главное – талант, получится настоящее произведение искусства.

И в некоторых случаях фильмы оказываются даже более впечатляющими.

В любом случае я не советую людям отказываться от чтения книг. Посмотреть кино – может, быстрее и легче. Но все-таки одно другого не заменяет.

Литература и кинематограф похожи, но и отличий имеют более чем достаточно. И каждый из них ценен и прекрасен по-своему!

Похожие сочинения:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА В русской литературе XVIII век – это время интенсивного развития на основе освоения достижений западноевропейской культуры – пре­жде всего классицизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый).

Рекомендованная литература (к гл. IX) Рекомендованная литература (к гл. IX) Введение в литературоведение. Литературное произведе-ние Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное посо-бие Под ред. П. А. Николаева, А. Я.

Художественная литература как искусство слова Художественная литература как искусство слова Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово “искусство” многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность.

Рекомендованная литература (к гл. VIII) Рекомендованная литература (к гл. VIII) Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985. Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение. М., 2009. Гаспаров М. Л. Очерк.

Городская литература. Светская латинская литература XI-XIII вв. Поэзия вагантов Тема 5. Городская литература. Светская латинская литература XI-XIII вв. Поэзия вагантов Выходи в привольный мир! К черту пыльных книжек хлам! Наша родина – трактир, Нам пивная – божий храм! Неизвестный.

Сочинение на тему “Украинская литература” Украинская литература – значимая составляющая культуры нашего народа. Поэты, писатели, драматурги – воплощали свое мировоззрение, раскрывали важные проблемы человеческой личности и жизни вообще. Традиции украинского художественного слова берут свое начало.

Литература в моей жизни сочинение Когда я была маленькой, мама охотно читала мне сказки на ночь. Смелые и отважные рыцари, прекрасные принцессы, мудрые колдуньи и почти всегда добрая концовка – именно это формировало мой детский.

ЛИТЕРАТУРА – ПЕСНЬ ДУШИ Цель литературы – помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них.

ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы.

Литература, театр и А. Н. Островский Как известно, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Без литературы театр мертв. Разумеется, драма – прежде всего род литературы. И все же пьеса принадлежит сразу.

Античная литература, как основа для становления и развития литературы в целом Своими корнями Античная литература уходит глубоко в века. И, несмотря на жестокие времена темного средневековья – эпохи, что следовала после падения Римской империи – некоторые труды великих писателей все же.

Что такое художественная литература, и что она нам дает Художественная литература дает человеку возможность представить фантастические стороны жизни. Дарит наслаждение в познании невозможного, знакомит читателя с путешествиями во времени, с встречами с необыкновенными существами и явлениями. Рассказ “Призраки” написанный.

Зарубежная литература XX века Западноевропейская и американская литературы в течение первой половины ХХ века развивались под знаком двух мировых войн, связанного с ними кризиса культуры и моральных устоев западного общества. Предчувствие кризиса появилось уже.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; художественная литература, как правило, основана на художественном вымысле (в меньшей степени последнее относится к лирике). 2. ХУДОЖЕСТВЕННЬІЙ ВЬІМЬІСЕЛ –.

Литература – это совесть общества Вопросы нравственности, борьбы добра со злом – вечны. В любой литературе мы найдем произведения, в которых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и.

Возвращенная литература Термины “возвращенная литература”, “возвращенные писатели”, “скрытая”, даже “потаенная” литература появились в начале 90-х годов ХХ века, когда в результате начавшейся перестройки рухнул “железный занавес”, прочно отделявший нашу страну от западного.

Древнеиндийская литература Приблизительно в III вв. до н. э. в древней индии возникает новая ветвь литературного направления – Эпическая литература. В это время были созданы две знаменитые поэмы-легенды, которые удивили всех своими.

Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Русская литература 2-й половины XIX века Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Национальная литература впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями народа. Литература.

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА С незапамятных времен искусство разделилось на “высокое” и “низкое”. Рядом с мистериями уживались скабрезные сценки, разыгрываемые бродячими жонглерами и шпильманами, наряду с одами Ломоносова ходили по рукам фривольные.

РУССКАЯ ПРИРОДА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Роман “Евгений Онегин” отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой “энциклопедии русской жизни” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах.

РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ НЕКРАСОВА Роль пейзажа в лирике Некрасова навряд ли можно назвать традиционной. Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Часть вторая Глава I АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Колыбелью античной литературы является Древняя Греция. Именно здесь сложилась, а потом распространилась по всему Средиземноморью (с Х-IX по IV вв. до н. э.) литература.

РУССКАЯ ДУША ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, вариант 2) Время в своем необратимом течении уносит все в историю. Но остается искусство. С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровикова, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и.

РУССКАЯ ПРИРОДА В СТИХАХ А. С. ПУШКИНА И С. А. ЕСЕНИНА Чем важна сегодня для нас русская классическая поэзия? Прежде всего тем, что она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему дому. С этого начинается любовь к Родине.

Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова “Старый гений” Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова “Старый гений” Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60-90-х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против.

РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Б своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля.

Русская народная сказка Сказка – это фольклорное повествовательное произведение о придуманных или фантастических событиях. Народная сказка забавляет, развлекает, учит, воспитывает, хранит знания об окружающем мире. Непознанные тайны природы и мира людей изображаются в.

“РУССКАЯ ХАНДРА” В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” КЛАССИКА А. С. ПУШКИН “РУССКАЯ ХАНДРА” В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Развитие литературы средних веков связано с распадом элли – нистически-римской культуры, проходившим в обстановке масштабного переселения многочисленных варварских народов, среди которых в разное время были германцы, славяне, гунны, тюрки (с.

РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его.

3. Список рекомендованной литературы по курсу «История отечественного кино»

Литература по вопросам истории и теории кино

Актёр в кино. Сб. М., Искусство, 1976

Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., Искусство, 1996.

Власов М. Советское киноискусство 50-60х годов. Учебное пособие. М., ВГИК, 1993.

Гальперин И. Из истории операторского искусства. Учебное пособие. М., ВГИК, 1983.

Габрилович Е. Избранные сочинения в 3-х томах. М., Искусство, 1982.

Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., Аграф, 2007.

Гращенкова И. Кино серебряного века М., 2005

Довженко А. Избранное. М., Искусство, 1957.

Довженко А. Избранные произведения в 4-х томах. М., Искусство, 1966-1969.

Зоркая Н. Советский историко-революционный фильм. М.АН СССР, 1962.

Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России, 1900-1910.М., Наука, 1976.

Зоркая Н. История советского кино. М., Алетейя, 2005.

Зайцева Л. Киноязык: опыт мифотворчества, М., ВГИК, 2011.

История отечественного кино. М., Прогресс-Традиция, 2005.

История советского кино (1917-1967) в 4-х томах, М., Искусство, 1969-1978. Исаева К. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. Учебное пособие. М., ВГИК, 1992.

Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). Учебное пособие. М., ВГИК, 1992.

Кино. Энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1986.

Кинематограф оттепели. Книга первая. Роскомкино. НИИК. «Материк», М., 1996.

Козинцев Г. Собр. соч. в 5 томах, Л., Искусство, 1982-1986.

Кулешов Л. Собр. соч. в 3 томах. М. Искусство, 1987-1988.

Маматова Л. Ветви могучей кроны. М., Искусство, 1986.

Мачерет А. Художественные течения в советском кино. М., Искусство, 1968

Михалкович В. Избранные российские киносны, М., Аграф, 2006

Нехорошев Л. Драматургия фильма, М., ВГИК, 2009.

Пудовкин В. Избранные статьи. М., Искусство, 1956

Пудовкин В. Собр. соч. в 3 томах. М. Искусство, 1974-1976.

Пятый съезд кинематографистов СССР. Стенографический отчёт. ИК, №8,10, 1986.

Ромм М. Избранные произведения в 3-х томах. М., Искусство, 1984.

Советское кино 70-х годов. Основные тенденции развития. М., Искусство, 1984.

30. Советское кино в годы Великой отечественной войны. Учебное пособие. М., ВГИК, 1999.

Советское кино семидесятых-первой половины восьмидесятых годов. М.,ВГИК, 1997.

Ханютин Ю. Предупреждение из прошлого. М., Искусство, 1968 (Тема Великой Отечественной войны в кино).

Шкловский В. За 60 лет. Статьи о кино. М., Искусство, 1985.

Эйзенштейн С. Избранные статьи. М., Искусство, 1956.

Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 томах. М., Искусство, 1964-1971.

Эйзенштейн С. Монтаж. М., Музей кино, 2000.

Эйзенштейн С. Метод. Т.1, 2. М., Музей кино, 2003.

Юренев Р. Советское кино 30-х годов. М., ВГИК, 1977.

Юренев Р. Краткая история советского кино. М. БПСК, 1979.

Юренев Р. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Часть первая. 1898-1929. М., Искусство, 1985, Часть вторая, 1930-1948.М., Искусство, 1988.

Юренев Р. Александр Довженко. М., Искусство, 1959.

Литература о мастерах кино

Александров Г. Эпоха и кино. М., Политиздат, 1976.

Арлазоров М. Яков Протазанов М., Искусство, 1973.

Баталов А., Кваснецкая М., Диалоги в анткракте. М., Искусство, 1975.

Белова Л. Три русла одного пути. О творчестве В. Шукшина. См. «Вопросы киноискусства», сб. вып. 17, изд. Наука, 1976.

Богомолов Ю. Михаил Калатозов. Страницы творческой биографии. М., Искусство, 1989.

Габрилович Е. О том, что прошло. М., Искусство, 1967.

Габрилович Е. Четыре четверти. М., Искусство, 1975.

Герасимов С. Собр. соч. в 3-х томах, М.. Искусство, 1982-1984.

Головня А. Экран – моя палитра. Рассказы о творческом пути. М., БПСК, 1971

Григорян Л. Три цвета одной страсти (Триптих Сергея Параджанова) М.1991.

Громов Е. Кинооператор Анатолий Головня, М. Искусство, 1980.

Десять операторских биографий. М. Искусство, 1978.

Добин Е. Козинцев и Трауберг. М-Л, Искусство, 1963.

Забродин В. Эйзенштейн: попытка театра. М., Эйзенштейн Центр, 2005.

Зак М., Парфёнов Л., Якубович-Ясный О. Игорь Савченко., М., Искусство, 1959.

Зак М. Юлий Разман М., Искусство, 1962.

Зак М. Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры. М., Искусство, 1975.

Зак М. Фильмы А. Тарковского. М., БПК, 1983.

Зоркая Н. Портреты. М., Искусство, 1966 (Творческие портреты кинорежиссёров – Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, Я. Протазанова, Ю. Райзмана, М. Ромма, Г. Чухрая, М. Хуциева).

Караганов А. Всеволод Пудовкин. М., Искусство, 1984.

Кинооператор А. Москвин. Очерк жизни и творчества., Воспоминание товарищей. М-Л, Искусство, 1971.

Кулешов Л., Хохлова А., 50 лет в кино. М., искусство, 1975.

Левицкий А. Рассказы о кинематографе. М., Искусство, 1964.

Лариса. Книга о Ларисе Шепитько. М., Искусство, 1987.

Меркель М. В сто солнц…М., искусство, 1968 (кинооператоры 60-х годов).

Меркель М. Угол зрения. Диалог с С. Урусевским. М., Искусство. 1982

Мир и фильмы А. Тарковского. Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. М. Искусство, 1991.

Нехорошев Л. Временем призванные. Об одном поколении советских режиссёров. М., Искусство, 1965 (О режиссёрах «фронтового» поколения).

О Тарковском. Воспоминания в двух томах. М., Дедалус, 2002.

Искусство, 1965 (О режиссёрах «фронтового» поколения).

Парфёнов Л. Сергей Герасимов. М., Искусство, 1975.

Писаревский Д. Братья Васильевы. М.. Искусство, 1982.

Пырьев И. Избранные произведения в 2-х томах. М., Искусство, 1980-1982.

Райзман Ю. Вчера и сегодня. М., БПСК, 1969.

Рошаль Л. Дзига Вертов. М., Искусство, 1982.

Савицкий Н. Разговор начистоту. М., БПК, 1986 (о фильмах А. Миндадзе и В. Абдрашитова)

Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., Искусство, 1961.

Соболев Р. Александр Довженко. М., Искусство, 1981.

Сокуров. Санкт-Петербург, Сеанс-Пресс, 1994.

Смоктуновский И. Время добрых надежд. М., Искусство, 1991.

Туровская М. 7 ½ фильмов А. Тарковского. М., Искусство, 1991.

Ульянов М. Моя профессия. М., Молодая гвардия, 1976.

Фомин В. Пересечение параллельных (очерки и интервью с Э. Лотяну, Ю. Ильенко, О. Иоселиани, Г. Панфиловым, В. Шукшиным и др.) М., Искусство, 1976.

Ханютин Ю. Сергей Бондарчук. М., Искусство, 1962.

Черкасов Н. Записки советского актёра. М., Искусство, 1953.

Черненко М. Просто Марлен. М., 2000.

Шкловский В. Эйзенштейн. М., Искусство, 1978.

Шуб Э. Жизнь моя – кинематограф. М., Искусство, 1972.

Эрмлер Ф. Документы, статьи, воспоминания. М-Л. Искусство, 1974.

Юткевич С. Поэтика режиссуры. Театр и кино. М., БПСК, 1979.

Яков Протазанов. Сб. статей и материалов. М., Искусство, 1957.

Читайте также:  Анализ пьесы Пушкина Каменный гость
Ссылка на основную публикацию