Анализ пьесы Пушкина Каменный гость

«Каменный гость», анализ пьесы Пушкина

История создания

«Каменный гость» был написан в 1830 г. в Болдине, но задуман несколькими годами ранее. Был напечатан после смерти поэта в 1839 г. в сборнике «Сто Русских Литераторов».

Литературные источники

Пушкин был знаком с комедией Мольера и оперой Моцарта, которая упомянута в эпиграфе. Оба эти произведения основаны на традиционном сюжете, легенде о развратном Дон Жуане, наказанном ходящей и говорящей статуей и ввергнутом в адское пламя. Цель Пушкина – создать новые характеры в рамках традиционного сюжета.

Характеры героев и конфликт

Как и в других «Маленьких трагедиях», Пушкин изображает прежде всего психологию героев. Дон Жуан соединяет в себе многие черты: он ветреный любовник, но искренне увлекающийся человек; он смел, благороден, но расчётлив; он поэт (его песню поёт Лаура). Характер главного героя противоречив, но это не приводит к внутреннему конфликту, потому что Дон Гуан всегда искренен или кажется таковым. Читатель не может понять, насколько правдив Дон Гуан, когда говорит Доне Анне, что до неё по-настоящему не любил ни одной женщины.

Внешний конфликт в пьесе нужен для развития сюжета: именно многочисленные дуэли стали причиной изгнания Дон Гуана, дуэль с командором и его убийство привели к приходу каменного гостя.

Характер слуги Лепорелло во многом повторяет комедийный характер предшествующих литературных образов: он труслив, осуждает любовные похождения своего хозяина и страдает от того, что должен всё это переносить. Ещё менее значителен для развития действия характер Дон Карлоса, чьего брата убил Дон Гуан. Читатель может только догадываться, является ли Дон Карлос братом Дона Альвара, командора, мужа Доны Анны. Образ Дона Карлоса помогает показать, каковы Лаура и Дон Гуан. Увидев мёртвое тело, Лаура, только что клявшаяся Дону Карлосу в любви, заботится только о том, куда девать убитого. Она такая же авантюристка, как и Дон Гуан, который ни минуты не размышляет, принимая вызов Дон Карлоса к немедленной битве.

Важны для раскрытия характера Дон Гуана образы трёх его женщин, а показаны в пьесе только три из множества. Первая из них, Инеза, называется Дон Гуаном бедной. Она рано погибла, возможно, от руки мужа, сурового негодяя. В ней «мало было истинно прекрасного»: помертвелые губы, тихий и слабый, как у больной, голос. Но чёрные глаза и взгляд покорили Дон Гуана. Он с грустью и нежностью вспоминает её.

Другая возлюбленная, Лаура, похожа на самого Дон Гуана. Она живёт свободно и делает то, что ей нравится. Лаура актриса, играющая вдохновенно, от сердца. Так же вдохновенно она выбирает любовников и правдива с ними. Дону Карлосу она говорит, что выбрала его, потому что он напоминает Дон Гуана, когда сердится. Ни Лаура, ни Дон Гуан не скрывают, что изменяют друг другу. Их любовь близка к дружбе, единению двух похожих людей.

Образ Доны Анны полон внутренних противоречий. Она благочестива, хочет быть верной своему достойному мужу, но не обнаруживает ненависти к его убийце. Дона Анна даже кокетничает с Дон Гуаном и принимает его ухаживания. Она скромна, искренна, но страстность её ищет выхода, и женщина не в силах противостоять внезапно нахлынувшим чувствам. Дона Анна наивна, верит любви Дон Гуана, но при этом иронизирует: «О, Дон Гуан красноречив – я знаю» . Дона Анна пробуждает в Дон Гуане, казалось бы, искренние и глубокие чувства: «Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился!» О том, насколько искренен Дон Гуан, судить читателю.

Сюжет и композиция

Пьеса состоит из 4 сцен, в каждой раскрываются новые черты характера главного героя. Первоначальное отношение к нему читателя как к ловеласу и убийце-дуэлянту меняется, возникает сочувствие. В первой сцене характер проясняется через связь с Инезой, во второй — с Лаурой, в третьей и четвёртой – через чувства к Доне Анне. В третьей сцене Дон Гуан шутя зовёт к Доне Анне статую командора. В четвёртой сцене Дон Гуан как никогда близок к счастью: он по-настоящему любит Дону Анну, она узнаёт его истинное имя и прощает его, готовая к взаимной любви. Но злой рок настигает человека, близкого к счастью. Образ статуи командора – это судьба, символ прошлых проступков Дон Гуана, тяжёлых, как пожатие каменной руки, не допускающих счастливой жизни. Кульминация совпадает с развязкой, как и в других «Маленьких трагедиях».

Художественное своеобразие связано с лаконизмом изложения, при котором создаётся объёмность и драматичность характеров и остаётся недосказанность и возможность для интерпретаций.

Анализ пьесы Каменный гость Пушкина

Жанровая направленность произведения представляет собой традиционную поэзию, основанную на всем известной легенде, повествующей о жизни развратного Дон Жуана, который оказывается наказанным статуей путем погружения в адский огонь.

Композиционная структура пьесы представляется в виде четырех сцен, каждая из которых раскрывает новые характерные черты главного персонажа, в связи с чем меняется первоначальное читательское отношение к герою в качестве ловеласа и убийцы-дуэлянта.

Первая сцена раскрывает характерные черты героя посредством изображения связи с Инезой, вторая сцена представляет отношения Лауры и главного героя, третья и четвертая сцены имеют в содержании повествование о чувствах к Доне Анне.

Сюжетная линия произведения представляется несложной в виде встречи главного героя, ведущего разгульный и ветреный образ жизни с загробным миром в лице статуи Командора, убивающей путем рукопожатия Дон Гуана.

Главным героем трагедии является Дон Гуан, представленный автором в образе ветреного любовника, искренне увлекающегося человека, отличающегося смелостью, благородством, расчетливостью, поэтичностью. Своеобразием произведения является изображение характера главного героя как противоречивого, однако не обуславливающего возникновение внутреннего конфликта.

Отличительная особенность трагедии представляется в виде включения в повествовательное содержание статуи Командора, символизирующей судьбу, прошлые негативные поступки героя, тяжкие, как и рукопожатие каменного идола, не допускающие счастья земного существования.

Художественным своеобразием произведения является лаконизм повествовательного изложения, создающий объемность и трагизм характерных черт персонажей, а также передающий недосказанность авторского текста и возможность для читательской аудитории собственных интерпретаций.

Женские персонажи в произведении играют роль второстепенных, при этом имеющих важное значение в раскрытии характера главного героя, в частности, Дона Анна, представленная в противоречивом образе, способствует пробуждению в Дон Гуане искренних и настоящих чувств.

Анализ 2

Пушкин запланировал написание пьесы «Каменный гость» раньше 1830 года, но был написан именно в этом году. А выпущен только после его смерти в 1839 году.

Пушкин в этой маленькой трагедии решил передать образ Дон Гуана – ветреного любвеобильного поэта. Не смотря на то, что помыслы его чисты и благородны, он очень расчетлив и не упускает свою выгоду. Здесь можно увидеть явное противоречие, но это не вызывает таких чувств, это наводит на мысли читателя, а действительно ли он так любит героиню Донну Анну, или только очаровывает её красивыми речами.

Все эти противоречия в натуре главного героя приводят его в не очень хорошее положение. Он очень часто участвует в дуэлях со многими мужчинами. В конце концов, он умирает на одной из дуэлей.

О трех героинях пьесы мы узнаем со слов Дона Гуана. Это три совершенно разные женщины, но все они были одними из многих любовниц Дона Гуана. Одни из них Инеза, предстает нам не образцом красоты, она тонка, бледна и слаба, но черные глаза не оставляют Дона Гуана равнодушным. Его воспоминания о Инезе наполнены грустью и нежностью.

Вторая женщина прямая противоположность Инезе. Лаура горячая, страстная, ветреная женщина. Во многом они схожи с Доном Гуаном. В их чувствах есть искренняя дружба, ведь ни он ни Лаура не скрывают от друг друга своих других любовников. Лаура правдива со всеми своими мужчинами.

И ещё одна героиня, Дона Анна. В ней есть противоречия. С одной стороны, она хочет быть преданной своему мужу даже после его смерти, Дон Гуан убил его на дуэли, и Дона Анна всеми силами пытается возненавидеть своего врага. Но ей это не удается. Она влюбляется в этого непостоянного поэта, она искренне верит его речам, и тонет в своих чувствах к нему. Тут и Дон Гуан твердит, что изменился со времени встречи с этой благочестивой женщиной, он покорен Доной Анной. Но так ли искренен он в своих словах? Об этом каждый должен ответить себе сам.

В самом начале пьесы, мы можем увидеть Дона Гуана как запутавшегося юношу, он все время сражается на дуэлях, и это вызывает неприятие главного героя, но с течением времени мы проникаемся сочувствием, сопереживанием к главному герою, его судьбе. К тому же с каждой сценой, дон Гуан открывается нам с новой стороны. Черты его характера постепенно составляют единую картинку главного героя, они меняются к концу пьесы, когда он встречает Дону Анну. Но мало изменить свой характер, твое прошлое навсегда останется с тобой, вот и главного героя прошлое настигает его тяжелой каменной рукой.

Читайте также:  Сочинение Чиновники на приеме у ревизора

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы Каменный гость

Популярные сегодня темы

По-моему, вся лирика Заболоцкого является философской. Даже если в стихотворении просто показан пейзаж, не поднимаются «вечные» вопросы…

В сказочной стране живут необычные жители – коротышки. Они ростом с небольшой огурец. Все коротышки в свою очередь делятся на малышей и малышек. Имена сказочных героев соответствуют их внешности, характеру или виду деятельности.

В детстве Сталин травмировал руку, из-за чего до конца своих дней не мог её полностью разгибать.

Доктор Верховцев рассказал путешественникам о кустиках. Их обнаружил Третий капитан, затерявшийся в пустыне на восьмом спутнике Альдебарана. Блуждая, ему послышалось пение, и он пошел на звуки.

Грибоедов прославился при помощи замечательного произведения – «Горе от ума». Комедия написана замечательно, поэтому становится ясно, что автор – талантливый человек. Такой человек, не мог прожить простую жизнь

«Каменный гость»: вечный образ Дона Жуана в творчестве русского гения

Меню статьи:

Творчество Александра Сергеевича – многогранное и часто непредсказуемое. Пушкин славился всесторонней образованностью. В произведении «Каменный гость» русский писатель обращается к фигуре Дона Жуана – вечному образу культуры. Зарубежная и русская литература считают образ этого героя нарицательным. В основе сюжета пушкинского шедевра лежит известная легенда о наказании Дона Жуана. Согласно этому сказанию, ветреного героя наказала ожившая каменная статуя. Между тем, Александр Сергеевич пользуется новаторскими приемами, описывая образ Дона Жуана. Например, автор изменяет имя персонажа. В пушкинском тексте фигурирует имя Дон Гуан.

О ключевом персонаже произведения

Пушкин изображает Дона Гуана противоречивым персонажем. Герой одновременно сочетает в себе благородные черты, элементы расчетливости, эгоизма. Дон Гуан поступает эгоистично, потому что привык задумываться только о своих капризах. Однако Дона Гуана читатель не причислит ни к категории безнравственных людей, ни к нравственно чистым личностям. Герой – это образ, существующий отдельно от окружающей среды, от мира. Дон Гуан похож на кота, который гуляет сам по себе.

О, Дон Гуан красноречив — я знаю,
Слыхала я; он хитрый искуситель.
Вы, говорят, безбожный развратитель,
Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
Вы погубили.

О сюжетной основе и смысле текста

Русский гений выстраивает простой сюжет. Герой пьесы входит в потусторонний мир. Это происходит не по воле Дона Гуана. Причина случившегося несчастья – ветреный и разгульный образ жизни пушкинского персонажа. Герой рассказывает о своих чувствах героине. Донна Анна терпеливо выслушивает Дона Гуана. Анна считает, что Дон Гуан изменился. Женщина уверена: причина чудесных перемен – ее любовь. Из-за любви Анны мировоззрение повесы изменилось в лучшую сторону.

Писатель изображает сцену поцелуя Анной возлюбленного – Дона Гуана. В этот момент на сцене появляется каменная статуя. Это Командор. Статуя прикасается рукой к повесе и убивает Дона Гуана.

Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку…
Я гибну — кончено — о Дона Анна!

Литературоведы придерживаются мнения, что анализировать пушкинский текст нельзя без упоминания образа статуи. Таким образом, для начала необходимо раскрыть смысл фигуры Командора. Образ статуи наделен символическими смыслами. Статуя олицетворяет судьбу человека, рок, перст судьбы. Пушкин не случайно пишет о рукопожатии статуи, то есть намекает на мотив перста, руки. Дон Гуан прожил развратную и нечестную жизнь, поэтому герой не может быть счастливым.

Из истории написания «Каменного гостя»

Пушкин закончил работать над своим произведением в 1830-м. Этот период творчества русского писателя называется Болдинской осенью. Осенний сезон, пребывание в Болдино считается самым плодотворным в литературной жизни автора. Однако сюжет «Каменного гостя» поэт придумал заранее. Произведение напечатали посмертно – в 1839-м. Пьеса вышла на страницах сборника «Сто Русских Литераторов».

Какими литературными источниками пользовался писатель?

Александр Сергеевич получил всестороннее образование. Пушкин читал комедии Мольера, знакомился с операми Моцарта. Оба автора использовали в своем творчестве образ Дона Жуана. Этот же образ вдохновил и русского писателя. Оперу венского музыканта, в частности, автор упоминает в эпиграфе к своему тексту.

Произведение «Скупой рыцарь» считают первым текстом из цикла с драматическими этюдами Пушкина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Произведения французского автора и Моцарта основываются на известном сюжете о легендарном развратнике по имени Дон Жуан. Это традиционный сюжет, который повествует о наказании повесы за нечестивую жизнь. Статуя – каменный гость – выступает в тексте в роли перста судьбы. Командор оживает, подходит к герою и низвергает Дона Жуана в пламя Ада. Русский же автор задался целью сформировать новый характер, опираясь на традиционный сюжет.

О характерах персонажей и конфликте текста

Образ Дона Жуана

Пьеса принадлежит к пушкинскому циклу под названием «Маленькие трагедии». Этот цикл посвящен литературному исследованию психологии персонажей. Центральный персонаж этого произведения – Дон Жуан (у Пушкина – Дон Гуан). Герой отличается комплексом черт: ветреность, склонностью к любовным приключениям, искренностью. Дон Жуан легко увлекается женщинами. Мужчина смелый, благородный, но также расчетливый. Герой – творческая натура: пишет стихи. Впоследствии Лаура положила поэзии Дона Жуана на музыку.

Благодарим, волшебница. Ты сердце
Чаруешь нам. Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия… взгляни:
Сам Карлос тронут, твой угрюмый гость.
Второй
Какие звуки! сколько в них души!
А чьи слова, Лаура?
Лаура
Дон Гуана.

Их сочинил когда-то
Мой верный друг, мой ветреный любовник.

Черты характера главного героя

Противоречивость характера центрального персонажа произведения, между тем, не развивает внутренний конфликт. Дон Жуан отличается искренностью – по крайней мере, читателям кажется, что герой искренний. Дон Жуан говорит Анне, что она – единственная женщина, которую он когда-либо любил. Но правду ли говорит герой? Дон Жуан всю жизнь обманывал женщин, использовал девушек для услады. Читатель не понимает, насколько серьезен герой в этот раз.

Дон Гуан
Случай, Дона Анна, случай
Увлек меня. — Не то вы б никогда
Моей печальной тайны не узнали.
Дона Анна
И любите давно уж вы меня?
Дон Гуан
Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово “счастье”.

Специфика внешнего конфликта произведения

Внутренний конфликт в душе героя не возник. Однако пьеса не способна существовать без внешнего конфликта, это требование развития сюжета. Дон Жуан прославился как дуэлянт. Участие в многочисленных дуэлях повлекло за собой изгнание героя. Ключевым стал поединок Дона Гуана и командора. Убийство командора вызвало приход каменной статуи, утащившей Дона Гуана в адскую бездну.

Характеристика образа слуги

Слугу в пушкинском произведении зовут Лепорелло. Образ этого персонажа – это повторение комедийного характера родственных Лепорелло фигур. В литературе уже существовали похожие образы. Герой отличается трусливостью. Лепорелло не поддерживает любовные приключения, интриги Дона Гуана. Писатель говорит, что слуга страдает из-за нравственных мучений. С одной стороны, Лепорелло боится перечить хозяину. Но с другой стороны, слуга осуждает Дона Гуана и его безнравственную жизнь.

И слава Богу.
Чем далее, тем лучше. Всех бы их,
Развратников, в один мешок да в море…

Характеристика образа Дона Карлоса

Образ Дона Карлоса тоже играет большую роль в пушкинском произведении. Этот герой участвует в развитии действия пьесы. Дон Гуан в свое время убил брата Дона Карлоса. Это обстоятельство объясняет неприязнь, даже ненависть, которую герой испытывает к Дону Гуану.

Лаура
Что? что Гуан на поединке честно
Убил его родного брата? Правда: жаль,
Что не его…

О родственных связях Дона Карлоса читателю остается только догадываться. Например, существует предположение, что Дон Карлос и Дон Альвар – братья. Дон Альвар, в свою очередь, командор, которого убил Дон Гуан, приходится мужем Донне Анне.

Характеристика образа Лауры

Пушкин вводит образ Дона Карлоса, чтобы продемонстрировать характеры Лауры и Дона Гуана. Лаура видит остывшее тело. Только что девушка клялась Дону Карлосу в своих искренних чувствах. Но вот проходит минута, и героиня уже занята дилеммой, куда же спрятать труп. Лаура – это образ авантюристки.

Что там?
Убит? прекрасно! в комнате моей!
Что делать мне теперь, повеса, дьявол?
Куда я выброшу его.

Авантюризм роднит Лауру с Доном Гуаном. Герой же, не думая ни секунды, соглашается на вызов оскорбленного брата Дона Альвара. Дон Гуан готовится к неминуемой и скоропалительной дуэли.

Характеристика образов женщин

Александр Сергеевич приводит и другие образы в этом произведении. Например, три женщины, упоминаемые в тексте, тоже помогают раскрыть характер ключевого героя произведения. Читатель понимает, что эти три женщины – лишь капля в море разбитых сердец для Дона Гуана.

Образ Инезы

Первую женщину зовут Инезой. Дон Гуан называет девушку бедной. Судьба Инезы тяжела: ранняя смерть. Вероятно, героиню убил суровый негодяй-муж. Дон Гуан видит в Инезе мало истинно прекрасных черт. Девушка описана бледной, с помертвелыми губами, тихим, слабым и больным голосом. Единственное, что выделялось в облике героини, – чернота глаз и пронзительный взгляд. Эти изюминки покоряют Дона Гуана. Повеса грустно и нежно вспоминает об умершей любовнице.

Инеза! — черноглазая… о, помню.
Три месяца ухаживали вы,
За ней; насилу-то помог лукавый…

Образ Лауры

Вернемся еще раз к фигуре Лауры. Девушка тоже была любовницей ветреного красавца. Однако нрав Лауры похож с нравом Дона Гуана. Героиня отличается любовью к свободе. Девушка живет беззаботной жизнью, поступает так, как хочет. Лаура может позволить себе делать лишь то, что нравится.

Читайте также:  Сочинение Анализ повести Барышня-крестьянка Пушкина

Лаура – одаренная артистка. Игра девушки вдохновенная, интуитивная, чувственная. Героиня выбирает мужчин по тем же принципам – по велению сердца, по вдохновению. С любовниками Лаура ведет себя правдиво и искренне. Дон Карлос тоже становится любовником красавицы. Оказывается, Лаура очень любила Дона Гуана, поэтому и выбрала Карлоса. Мужчина напоминал девушке бывшего возлюбленного. Лаура с Доном Гуаном не верны друг другу, но не скрывают этого. Отношения актрисы и повесы перешли в разряд дружбы. Героев объединяет духовное родство, схожесть характеров.

Образ Анны

Писатель изображает Анну благочестивой женщиной, которая верна мужу. Анна уважает супруга и желает быть достойной его. Когда Дон Гуан убивает Дона Альвара, Анна не ощущает неприязни к злодею. Напротив, героиня заигрывает с убийцей, соглашаясь на ухаживания Дона Гуана. Характер Анны отличается скромностью, искренностью, но также и страстностью. Страсть пытается вырваться из души девушки: Анна не может противиться влечению к коварному соблазнителю. Внезапно на героиню нахлынула волна чувств к Дону Гуану.
Пушкин говорит о наивности девушки, которая верит в чувства красавца-повесы. Однако Анна порой обращается к иронии.

И я поверю,
Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,
Чтоб не искал во мне он жертвы новой.

Дон Гуан понимает, что Анна пробудила в нем действительно глубокие эмоции. Герой ведет себя с девушкой очень искренне. Однако Пушкин не говорит, правдивы ли чувства Дона Гуана. Лишь читатель может судить об этом.

…Так, разврата
Я долго был покорный ученик,
Но с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю…

О сюжете и композиции пьесы

Пушкин написал произведение, которое включает четыре сцены. Каждая сцена раскрывает определенные черты персонажей. Пьеса отличается психологизмом. Поначалу читатель негативно относится к Дону Гуану. В первых сценах герой предстает ловеласом и убийцей-дуэлянтом. Однако позже Пушкин раскрывает личность Дона Гуана в новых гранях. Герой – поэт, тонко чувствующий мир. Дон Гуан по-своему страдает. Эти черты порождают сочувствие в душах читателей. Характер персонажа проявляется с помощью образов женщин: Инезы, Лауры и, наконец, Анны.

Последняя сцена показывает Дона Гуана в новом свете. Ветреный герой, ранее неспособный не стабильные чувства, теперь ощущает счастье. Дон Гуан полюбил женщину. До этого момента герой ощущал лишь влюбленность, но не любовь. В заключительной сцене Дон Гуан, готовый к чистым отношениям, принимает гибель от руки собственного прошлого.

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» – одно из самых известных произведений в прозе, яркое явление в литературе XIX века. Предлагаем читателям ознакомиться с ее описанием

Структурно, кульминация и развязка произведения – это одно и то же. Эта черта отличает все «Маленькие трагедии» русского автора. Произведение лаконично, содержательно объемно, драматично. Пушкин оставляет некую недосказанность, поэтому читатель интерпретирует некоторые части сюжета по-своему.

Каменный гость

«Каменный гость», как и другие «маленькие трагедии», был закончен в «болдинскую осень» 1830 г., хотя задуман и, вероятно, начат несколькими годами раньше. При жизни Пушкина напечатан не был.

В «Каменном госте» Пушкин обратился к традиционному сюжету, много раз обрабатывавшемуся в драматической литературе. Пушкину —хотелось дать свою интерпретацию широко распространенной легенды, вложить свое идейное и художественное содержание в старый, общеизвестный сюжет и образы.

Подобно другим «маленьким трагедиям», «Каменный гость» посвящен анализу страсти; здесь это — любовная страсть, судьба человека, сделавшего удовлетворение любовной страсти главным содержанием своей жизни. Образ Дон Гуана 1)

1) Пушкин, очевидно, стремился передать имя своего героя не на французский лад, а ближе к испанскому произношению (Don Juan). Поэтому он называет его не Жуаном, а Гуаном (с придыхательным «г»); точнее было бы — Хуан.

у Пушкина не похож па его предшественников в мировой литературе.

Дон Гуан в «Каменном госте» показан, как искренний, беззаветно увлекающийся, решительный, смелый и к тому же поэтически одаренный человек (он автор слов песни, которую поет Лаура). Его отношение к женщинам — не отношениe холодного развратника, профессионального обольстителя, а всегда искреннее, горячее увлечение. Он выступает «импровизатором любовной песни», хотя большой опыт выработал у него сознательные приемы обольщения женщин. Мы узнаем в пьесе об отношении его к трем женщинам — Инезе, Лауре и Доне Анне, и везде это отношение человечное, далекое от холодного цинизма мольеровского Дон Жуана. «Бедную Инезу», рано погибшее нежное существо, у которой муж был «негодяй суровый», он любил горячо, несмотря на то, что «мало было в ней истинно-прекрасного. Глаза, одни глаза. Да взгляд. » Он и теперь, через несколько лет, вспоминает ее с нежностью и сожалением. Лаура — полная противоположность Инезе; она молодая актриса, талантливая, способная «вольно предаваться вдохновенью», смелая, веселая, свободно отдающая предпочтение тому из своих поклонников, кто ей сейчас нравится. Ее Дон Гуан любит веселой, кипучей любовью, соединенной с каким-то шутливо-товарищеским отношением. Образ Доны Анны, несмотря на обычный у Пушкина лаконизм изложения, развернут с необыкновенной тонкостью, глубиной и богатством оттенков. В ней сочетаются благочестие с лукавым кокетством, скромность с горячей страстностью, наивность и неопытность с живой насмешливостью. Дона Анна — последняя и настоящая любовь Дон Гуана. Увлекшись ею с первого взгляда, он в конце концов убеждается, что это глубокое чувство. Пушкин не дает нам повода сомневаться в искренности слов Дон Гуапа, раскаивающегося в своем прошлом перед лицом этой подлинной и горячей любви:

Но соединение его с Доной Анной невозможно. Является приглашенная Дон Гуаном статуя убитого им Командора, — и он гибнет.

Образ ожившей статуи, перешедший в драму Пушкина из легенды, трактован им по-своему. В нем нет и следа религиозно-морального содержания. Это не посланец разгневанного неба, карающего безбожника и развратника. В словах статуи нет и намека на эту идею. У Пушкина статуя — это неумолимая, непреклонная «судьба», которая губит Дон Гуана в момент, когда он близок к счастью. Вспомнив всю традиционную биографию Дон Гуана, легко расшифровать смысл образа статуи Командора, как символ всего прошлого Дои Гуана, всей его легкомысленной, безотчетной жизни, всего совершенного им ала, которое тяготеет на его «усталой совести»: горе покинутых женщин, обида обманутых мужей, кровь убитых на поединках противников. Как бы ни «переродился» Дон Гуан под влиянием любви к Доне Анне, — прошлое невозможно уничтожить, оно несокрушимо, как каменная статуя, и в час, когда счастье кажется наконец достигнутым, — это прошлое оживает и становится между Дон Гуаном и его счастьем. Эта мысль и вытекающий из нее призыв к серьезному, бережному отношению к своим поступкам, которые рано или поздно окажут то или иное влияние на судьбу человека, и является, можно думать, той идеей, которую вложил Пушкин в свою интерпретацию традиционного сюжета.

“Каменный гость” – краткое содержание пьесы А.С. Пушкина

«Каменный гость», краткое содержание которого изложено в данной статье, – это популярная трагедия А. С. Пушкина о похождениях Дона Гуана, известного обольстителя и любителя плотских утех.

В школах часто задают пересказ этого произведения. Также преподаватели просят школьников внести отзыв о пьесе в читательский дневник, выписывая наиболее понравившиеся цитаты.

Для составления собственного мнения рекомендуется читать произведение полностью — онлайн или взяв книгу в библиотеке.

История написания пьесы А. С. Пушкина

Это произведение относится к циклу «Маленькие трагедии». Автор написал произведение в 1830 году, но было оно опубликовано лишь в 1839 г., после смерти поэта.

Поэт переосмыслил традиционный сюжет и создал новые характеры героев. Так появился Гуан, обреченный на гибель.

Главные герои и их характеристика

Дон Гуан – уверенный в себе любвеобильный мужчина. Ему не составляет труда добиться расположения любой девушки, и он не боится открытых противостояний на дуэлях. Этот мужчина – легкомысленный и жизнелюбивый человек.

Вся жизнь Гуана состоит из постоянных сражений и любовных утех. Король отправил его в изгнание, и тот незаконно вернулся в Мадрид, т. к. истосковался по красивым женщинам. Он достаточно дерзкий и самоуверенный, даже перед лицом смерти Гуан не отказывается от своей философии.

Лепорелло –слуга Гуана. Он следует за хозяином и предостерегает его об опасности, но известный обольститель не желает слушать. Кроме того, Лепорелло труслив, и он осуждает любовные похождения хозяина, ему неприятно все это переносить.

Донна Анна – положительный персонаж. Она не любила мужа, но ежедневно приходит к его могиле и искренне молится за его упокой. Девушка начинает винить себя, когда понимает, что обратила внимание на другого мужчину. Но истосковавшееся по мужской ласке тело берет свое.

Читайте также:  Сочинение Пьер и Долохов в романе Война и мир

Дон Карлос – пылкий мужчина, испытывающий ярость к убийце брата. В доме, полном гостей, он оскорбляет Гуана и хозяйку дома, когда слышит имя своего врага. Карлос в гневе вступает в дуэль, хотя и знает о последствиях.

Лаура – легкомысленная девушка, ищущая развлечений. Она положительно отзывается о Гуане и тоскует о проведенных с любовником днях. В момент смерти Карлоса ее волнует лишь то, как избавиться от трупа. У нее слабо развитое чувство нравственности.

Второстепенные персонажи

Также в произведении представлены:

гости в доме у Лауры;

Краткое содержание пьесы «Каменный гость»

Автор создал трагедию из 4 сцен.

Сцена 1

Сюжет оперы начинается с момента, когда из изгнания тайно возвращается Дон Гуан, которого выгнал король за убийство дворянина. Вместе с Доном прибыл и его слуга Лепорелло. Гуан ищет встреч с женщинами и планирует отправиться к старой знакомой Лауре.

Пара останавливается у Антоньева монастыря и встречает там монаха. Инок, не подозревая, кто стоит перед ним, рассказывает о том, что вдова убитого безбожным Дон Гуаном командора приедет на кладбище помолиться за упокой мужа.

Дон вспоминает дуэль с командором. Его жену он не видел, но слышал, что она – та еще красавица. Тут входит Донна Анна, и в груди Гуана появляется непреодолимое желание овладеть женой убитого им человека.

Сцена 2

Поклонники актрисы Лауры ужинают у нее дома и восхищаются отличной игрой девушки в последней постановке. Тут она рассказывает, что слова из песни для нее написал Дон Гуан, ее бывший любовник.

Тут вскакивает Дон Карлос и проклинает Гуана, параллельно оскорбляя и Лауру. Известный обольститель убил его брата во время дуэли. Ссору удалось загладить, все гости собираются уйти, и Лаура просит Карлоса остаться. Ее поразила его необузданность.

Но вдруг слышится стук в дверь. У порога стоит ее бывший любовник. Лаура бросается к Гуану и обнимает его. Карлос видит убийцу брата и обнажает против него шпагу, но Дон довольно быстро в схватке лишает его жизни.

В голове Лауры лишь проносятся мысли о том, как избавиться от тела. Однако Гуан обещает увезти мертвого Карлоса рано утром, и пара предается любви, забыв о трупе.

Сцена 3

Начинается охота на убийцу Карлоса, и Дону приходит идея скрыться под видом монаха в монастыре. Он каждый раз встречает Анну и постепенно располагает девушку к себе.

Вдруг он подходит к ней и заводит с ней разговор, постепенно переходя к горячим комплиментам. Соскучившаяся по ласке вдова откликается на слова Гуана, и тот неожиданно признается, что он вовсе не монах, а притворяется иноком, чтобы видеть Анну каждый день.

Долго мужчина уговаривает Анну, и тут она соглашается на свидание с ним. Но встреча эта не будет нести любовный характер, и пара просто побеседует. Девушка уходит, и к статуе приближается Лепорелло.

Гуан с торжеством сообщает слуге о своем успехе, и тот просит хозяина быть скромней, ведь они стоят рядом с памятником погибшего командора. Гуан не воспринял серьезно слова Лепорелло и приказал слуге подойти к статуе и попросить ее побыть часовым завтра.

Слуга с испугом кричит, что статуя командора кивнула в ответ. Дон просит Лепорелло не нести бред и сам повторяет просьбу у памятника, и статуя вновь делает кивок. Несмотря на предостережение, Гуан идет на свидание.

Сцена 4

Во время свидания Донна Анна с печалью рассказывает мужчине о том, что выходила за командора не по любви. Но богатый муж всегда любил ее, и она чувствует боль от того, что обратила внимание на другого мужчину.

Гуан признается, что на сердце у него грех. И после уговоров вдовы он рассказывает об убийстве командора. Мужчина полагал, что так он легче сможет склонить Анну к любви. Донна была почти в обмороке, Гуан продолжал целовать ей руки, но вдруг в дом входит ожившая статуя.

Гость спрашивает у Гуана, боится ли он? В отчаянной смелости Дон говорит, что сам его звал. Тут статуя просит Гуана подать ей руку и забирает безбожного обольстителя в ад.

Анализ произведения

В основе пьесы лежит проблема внешнего конфликта. Именно противоречия Гуана и его многочисленные дуэли стали причиной изгнания мужчина и последующей его гибели. У него были десятки женщин, но по-настоящему он полюбил лишь в конце.

Можно иметь много девушек и быть счастливым с единственной, это и пытается донести автор. Кроме того, Донна Анна простила убийцу мужа и была готова ответить взаимностью, но злое обстоятельство не дало паре стать счастливой.

Люди для Гуана – средство для достижения поставленной цели. Он дарит «любовь» женщинам, а потом бросает их и разбивает им сердца. Также он нарушает заповедь о запрете убийств, сражаясь на постоянных дуэлях. Неспроста автор назвал пьесу «Каменный гость», ведь именно статуя здесь олицетворяет суд на земле. Пушкин пишет об обязательном возмездии за преступления.

Автор учит читателей отвечать за совершенные поступки, прислушиваться к мнениям других и раскаиваться за преступления. Какими бы ни были обстоятельства – возмездие придет обязательно.

Анализ пьесы Пушкина Каменный гость

Автор экспозиции Черных Иван 8″А” класс

“Каменный гость” Александр Пушкин

Одной любви Музыка уступает:

Однако началом, движущим драматическое действие, оказывается не музыка, а слова, сочиненные Дон-Гуаном.

Дон Гуан — испанский гранд. Он поэт. Его стихи, положенные на музыку, поет Лаура, а сам он называет себя “Импровизатором любовной песни”. Текст песни не включен в трагедию, но Пушкин дает понять, что поэтические достоинства стихов Дон-Гуана достаточно высоки: слова не противоречат мелодии, которая не оставляет равнодушным даже «угрюмого» Карлоса. Дон-Гуан переливает в творчество избыток играющих в нем сил. Художник жизни, Гуан ставит слово себе на службу, одаривая им возлюбленных. Вместе с тем способность к творчеству возвышает пушкинского героя над толпой.

ИСКУШЕНИЕ (прелюбодейство), ГРЕХ

Дон Гуан изощрен в искусстве обольщения. Гуан развлекается с Лаурой, как любой петербургский повеса с актрисой, меланхолично вспоминает погубленную им Инесу, хвалит суровый дух убитого им Командора и соблазняет Дону Анну по всем правилам светской стратегии. Пушкин сам был в этом грешен. Он говорит про себя устами Дон Гуана:

“Молва, быть может, не совсем неправа,

На совести усталой много зла,
Быть может, тяготеет. Так, Разврата
Я долго был покорный ученик. “

Дон Гуан может действовать по легкомыслию как злодей, хотя он только великосветский повеса.

Есть еще одна дуэль – любовная между Гуаном и Донной Анной, которая сначала приносит успех Гуану: Донна Анна влюбляется в него. Но затем он сам терпит поражение. Он также полюбил Анну. Гибнут оба.

ГОРДЫНЯ, ГРЕХ, БЕЗБОЖНОСТЬ

Пушкин оставил своему герою репутацию безбожника.

“Бессовестным, безбожным Дон Гуаном” – монах;
“Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец” – Дон Карлос;
“. Я вам представлен. без совести, без веры” – сам Гуан;
“Вы, говорят, безбожный развратитель” – Дона Анна.

“Постойте: вот Антоньев монастырь –
А это монастырское кладбище.
О, помню всё. Езжали вы сюда. “

Гуан так же, узнает место, вспоминает погубленную им женщину. Трагедия начинается с глухого упоминания о преступлении героя, которого рок приводит на то самое место, где это преступление было совершено и где он совершает новое преступление. Этим предрешено всё, и призрак бедной Инесы играет в “Каменном госте” большую роль.

“Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово Счастье -“

С тех пор, как он счастлив, он узнал цену мгновенной жизни. Дон Гуан, так же боялся счастья, как другие боятся горя. Он всегда был готов ко всяким огорчениям, настолько же он трепетал перед счастьем, перед возможностью потери счастья.

ПРИЗРАК (символ возвездия)

“Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю”.
Командор приходит в момент “холодного, мирного” поцелуя, чтобы отнять у Гуана свою жену. Командор выступает как один из действующих лиц трагедии “Каменный гость”.

Дона Анна: “. Но как могли придти
Сюда вы; здесь узнать могли бы вас,
И ваша смерть была бы неизбежна”.

Затем случается нечто таинственное. Последнее восклицание Дон Гуана:

“Я гибну — кончено — о Дона Анна!” .

Дон Гуан переродился во время свидания с Доной Анной и вся трагедия заключается в том, что в этот миг он любил и был счастлив, а вместо спасения пришла гибель. “Брось ее”, — говорит статуя. Значит, Гуан кинулся к Доне Анне, он только ее видел в этот страшный миг.
Дон Гуан гибнет не случайно. В трагедии “Каменный гость” Пушкин карает самого себя — молодого, беспечного и грешного.

Ссылка на основную публикацию