Сочинение Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух».

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!». Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

… понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».

Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».

Сочинение на тему Образ Мцыри в поэме Лермонтова (8 класс)

Кто же такой Мцыри? Мцыри – это очень добрый и милосердный молодой человек. Он всегда говорил, правда, так сказать был человеком с чистейшей душой и с характером настоящего героя, ведь он не чего не боялся. Мцыри любил свободу, он жаждал всё время находится на воле и летать как птица. Мцыри, по сути, реальный герой. Ведь он благодаря своим качествам победителя и бесстрашного человека, смогу преодолеть все сложности и обрести ту самую свободу, о которой, о мечта всегда!

Молодой человек Мцыри был героическим от природы. Он всегда был страстным человеком, не когда не скрывал свои искренние чувства и всегда был честен. Он был поэтичным человеком по описанию Лермонтова. Мцыри в переводе означало как не странно “чужой”. То есть автор нам даёт понимать, что он одинок, но старателен, он героический и гордый. Мцыри всё время в поисках себя. В поисках своего место существования. Он может всегда изменить и проложить новый жизненный путь, он может найти выход из любой жизненной ситуации. Он не вероятно силён морально и физически.

Молодой человек жил в монастыре, в очень отдалённом и не прокосным. И этот монастырь, по сути для Мцыри стал настоящей тюрьмой. Он чувствовал себя запертым в нём. Из-за того, что Мцыри был один в этом монастыре, вся обстановка сводила Мцыри с ума. И наконец, он, думая о том, чтобы сбежать с этого монастыря он, наконец, сбежал. Так сказать мысли его материализовались в реальность.

В который раз можно убедиться, что Мцыри по настоящему смел и селён. Ведь по одной картине описания в тексте он сражался с настоящим барсом. Он голодал несколько дней и не отчаивался. Даже из-за холода и голода, да и вообще о той сложной ситуации, в которой находился Мцыри он даже и не думал, точнее даже не сожалел о том, что он сбежал из монастыря. Ведь он понимал, что возвращаясь, он фактически возвращается в тюрьму и ту самую западню, из которой он всегда мечтал выбраться.

В конце поэмы Мцыри сражается с барсом, он почти его одолевает, но у него не хватает сил. Мы видим в нём весь его героизм и волю к тому, чему он так долго стремился и мечтал. В последней сцене Мцыри, к сожалению, погибает вместе с барсом. Он не смог достичь своей цели. Он так старался, он жил этой мечта о свободе и в один миг проиграл можно так сказать всё, а точнее самое главное, свою жизнь! Он стремился попасть на Кавказ, на свою родную родину, но его нога туда так и не ступила. Очень грустно осознавать, что так всё произошло, просто не хочется верить в такой трагичный конец.

Сочинение 2

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. По-грузински это слово обозначает «отшельник». Судьба главного героя типична для начала XIX века, когда Россия вела непрекращающиеся войны на Кавказе. Вполне объяснимо, что боевые действие уносили жизни молодых, здоровых мужчин, жителей горных селений, делали сиротами их детей. Вот и поэма «Мцыри» начинается с того, что русский генерал привозит в монастырь осиротевшего ребенка.

Герой поэмы вырос в монастырских стенах, но чувствует себя здесь невольником, узником. Он мечтает о том, чтобы увидеть родной аул, мечтает о свободе и единении со стихией. Мцыри резко противопоставляет себя всем обитателям монастыря: непокорный, бунтующий, он стремится покинуть его стены.

В одну из грозовых ночей он совершает побег. Наугад пробирается он по дебрям в надежде найти селение, где живут его предки, его родные. Мцыри кажется, что он понимает язык природы, шум ветра и шелест трав. С удивительным мастерством Лермонтов изображает горные пейзажи, жизнь природы. Но даже среди лугов и гор он чувствует себя одиноким. Даже круг деревьев на поляне и возвышающиеся рядом две скалы словно говорят его сердцу о необходимой общности, семейственности. И он, у которого сохранились лишь смутные воспоминания об отчем доме, ощущает себя изгоем.

Мцыри стремится показать себя достойным своих предков, славы, доблести и мужества представителей своего рода. Поэтому он идет на суровое испытание – сам провоцирует схватку с сильным и могучим диким зверем – барсом. Человеку приходится нелегко в этом бою, но всё же Мцыри находит в себе силы победить и убить достойного противника. Лермонтов передает напряженность и динамику этого поединка, и читатель волнуется за исход битвы и судьбу юноши.

В один из дней, проведенных на воле, Мцыри встречает у ручья девушку-грузинку, которая грациозно спускается, чтобы наполнить ключевой водой кувшин. Мцыри из укрытия наблюдает за ней, любуется ее красотой и ее движениями, но не выходит ей навстречу. Его сковывает чувство неуверенности, робость.

И вот, спустя три дня скитаний Мцыри опять оказывается неподалеку от стен монастыря. Он голоден и обессилен, полный испытаний путь привел его к воротам его тюрьмы – к монастырю, и у него больше нет сил стремиться на волю.

Один из старцев монастыря выслушивает его последнюю исповедь, юноша умирает, так и не осуществив своей мечты. Так Лермонтов показывает бессмысленность протеста, разочарованность и тщетность мечты о свободе.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Популярные сочинения

Не все любят снегопад. Автомобилисты, владельцы собственных домов, дворники, дорожные рабочие дружно восклицают, как только начинает идти снег: «Опять повалил!» Их можно понять, ведь снегопад для них – это лишние заботы и хлопоты:

Ларра – это некий вымышленный образ-легенда, главной героини рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

Читайте также:  Традиции и новаторство в поэзии Маяковского (в лирике, творчестве) сочинение

Образ Евгения Онегина воспринимается читателями неоднозначно. Многое зависит от возраста, жизненного опыта и даже половой принадлежности. Как ни странно, при всех ярко описанных негативных чертах характера

Образ и характеристика Мцыри в поэме Мцыри Лермонтова 8 класс сочинение

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова повествует читателю о молодом грузинском юноше, заключенным с раннего детства в монастыре, о его совершенном побеге и в завершении поэмы трагической смерти. Поэма исповедует сильные желания и стремления бедного юноши о свободе и о огромном желании увидеть окружающий мир.

Мцыри привезли еще ребёнком, которого взяли в плен. Он не помнил ни матери, ни отца, но мечтал их увидеть снова. Мечтал вернуться в свой аул, обнять свою родню.

Каков же образ Мцыри? Юноша по характеру нелюдимый, но обладает сильной волей характера. Он скрытен, и в тоже время страстен. Он горяч, как все молодые кавказские мужчины. У него поэтичная и романтичная душа, только такая тонкая душа способна увидеть красоту природы, страдать от переживаний и радоваться, оказавшись на свободе. Монахи не могут понять страстную натуру Мцыри, недоумевают, почему он так ищет свободы. Он для них чужд и скрыт. Мцыри так мечтал обрести свободу и волю, но так до конца не приблизился к своей мечте. Он думал, что сможет быть счастливым, но это не случилось. Оказавшись на свободе, он был счастлив на свободе всего лишь три дня. Он вдыхал в свежий глоток воздуха, наслаждался звонким пением птиц, наблюдал, как красиво качаются деревья. Он не мог поверить в своё счастье. Он был настолько воодушевлен, что, встретив юную красавицу грузинку, почувствовал, что в сердце вспыхнули любовные чувства. Но день сменялся ночью, и для Мцыри оказалось не так уж прекрасным. Он был изнеможенным и голодным, к тому же он сбивается со своего пути. Хотя Кавказ был очень близок, он мог его видеть, но он не знал туда путь. Он понял, что на Родину ему уже не попасть.

Мцыри сражается с барсом, которого побеждает. Казалось бы, свобода близко, путь свободен, но трагический эпизод поэмы очевиден. Даже эпизод с барсом показывает, что у юноши еще есть силы, чтобы бороться, но судьба распорядиться иначе. Образ Мцыри встал перед читателем, как свободный и несломленный, гордый и целеустремленный кавказец, который до конца своей жизни был верен своей заветной мечте. Перед трагической смертью Мцыри видит родной Кавказ, надеясь посмотреть на него хотя бы с высот. Он прощается с родными горами, прощается со своими родными. Его хоронят в прекрасном саду, где он велел его схоронить. Обстоятельства смелого героя Кавказа погубили, но так и не смогли подчинить своей воле. Он умер, но остался непокоренным судьбе и своему характеру.

Вариант 2

М. Лермонтов написал поэму «Мцыри» в 1839 г. В ней повествуется о жизни юного послушника по имени Мцыри.

Образ Мцыри в этом произведении является самым ключевым, поскольку в нём заключается главная идея произведения. По ходу прочтения мы узнаём, что Мцыри оказался в монастыре ещё в детстве, потому что его родной горный аул был разрушен войной. Затем также узнаётся, что он перенёс тяжелую болезнь и был воспитан монахами как послушник.

Однако все эти горести жизни не сломили его, а, напротив, сделали сильнее.

Мцыри представляет собой юношу очень чуткого и восприимчивого, с тонкой душевной натурой. Любые движения природы откликаются в его душе.

В Мцыри бушует кровь горцев, стремление к независимости и свободе. Мир, который состоит из монастырских молитв, смирения и послушания для него чужд и неприятен. Он был рождён не для отшельничества и вечного служения богу. Окружающие его люди, монахи, не способны его понять из-за своей религии.

Для свободолюбивого Мцыри такая жизнь является отягощающей и ненастоящей. Поэтому он совершает побег из монастыря. Он остался в одиночестве, но это вовсе не беспокоит Мцыри, потому что ему открылся целый мир с его простором и великим естеством природы. Но этого недостаточно, он желает большего, что было бы для него, действительно, важным. Его настоящее его желание – это вернуться туда, где он вырос, на родину. Пытаясь отыскать свою родину, Мцыри заблуждается. Он видит горы, Кавказ, знает, что там его дом. Но Мцыри не знает, как туда попасть. Проведя долгие годы в монастыре, он забыл дорогу назад. Даже если Мцыри сможет вернуться на родину, что его там ждет, в давно разрушенном ауле? Все его близкие погибли. У него не осталось ни одного дорогого человека на всём свете.

Постепенно Мцыри осознаёт, что ему не удастся вернуться домой, и он также осознаёт своё чудовищное проклятье – абсолютное одиночество.

Далее в ходе действия поэмы происходит битва с барсом. Мцыри сражался с ним яростно и самозабвенно, как дикий зверь.

Мцыри выходит победителем, но слишком много ранений ему нанесли. Смерть неизбежна. И Мцыри это полностью понимает. Он не боится смерти. Он сознательно пошёл на этот шаг, потому что дальнейшая жизнь для него бессмысленна. Мцыри утратил всё ценное, что у него было в этой жизни.

Мцыри является очень ярким и запоминающимся на долгое время героем, достойным сострадания.

Сочинение Характеристика и образ Мцыри

В этом сочинении я собираюсь поднять тему образности персонажа Мцыри в произведении М. Ю. Лермонтова. Произведение повествует нам о нелегкой судьбе юного мальчика попавшего в плен и украденного из своего аула.

Вследствие долгого путешествия мальчику нездоровится, и он остаётся в безымянном монастыре. Проходит время, и мы видим вполне себе подросшего Мцыри. Однако ему с самого начала не нравилось в монастыре, из-за чего как только он подрос, он попытался сбежать из монастыря, однако вскоре его находят изнеможенного в лесу. После между стариком в монастыре и Мцыри завязывается диалог. Мцыри говорит о его родине, о желании вернуться, о жестокой схватке с барсом из которой он вышел победителем.

Исходя из вещей, о которых говорит Мцыри, его можно назвать свободолюбивым человеком, который больше всего хочет вернуться туда, откуда его силой забрали в детстве. Он буквально страдает от воспоминаний о своем родном ауле, из-за того что ему туда никогда не вернуться. Также он говорит о девушке, которую он увидел во время своего побега, в которую, видимо, он влюбился. Буквально разрываемый воспоминаниями о родине и о своей семье он рассказывает это старику, и поведав ему о ранах нанесённых барсом, он умирает, говоря старику не забывать о его былой пылкости и о том, каким был Мцыри в юности.

Исходя из всего сказанного Мцыри, его можно охарактеризовать как стремящегося к свободе и независимости человека, очень сильно скучающего по своей родине, и понимающего своё безвыходное положение. Также если проанализировать его бой с барсом, то можно увидеть что он очень смелый человек, который не боится смерти, а напротив готов принять её с распростёртыми объятьями. Даже находясь на смертном одре также как и в детстве, он старается не показывать слабости или страха. Говоря старику свои последние слова, он отправляется в мир иной.

В конце концов, мы видим удивительную историю рассказанную нам М. Ю. Лермонтовым, эта история о борьбе совсем ещё юного мальчика со всем остальным миром. В своём стремлении найти свой родной аул он нашёл гораздо большее, он нашёл себя. Пусть это и грустная повесть, но она показывает нам всё несправедливость положения Мцыри и его борьбу с ней.

Для 8 класса

Поэма «Мцыри» как и все творчество М.Ю. Лермонтова – это мир, полный романтизма, драмы, сомнений мятущейся души и поисков себя. Главный герой до самого сердца потрясен той несправедливостью, что царит в мире. Его взгляды и убеждения противопоставлены тем условиям, в которых он был вынужден прожить всю жизнь. Его пылкость и свободолюбие составляют яркий контраст с религией монахов, которые отрицают свободу человеческой души.

Знакомство с героем происходит в самом начале поэмы, где автор рассказывает о его прошлом. Здесь сразу можно отметить необычность и трагизм ситуации, а также некоторую закономерность событий. Мцыри оказался в плену, будучи еще ребенком, сначала к русскому генералу, затем – в монастырь. Образ героя строится на противопоставлении слабости физического облика и силы его души. Обстоятельства сказались на его внешности, но не сломили дух.

На протяжении всего произведения не раз используется прием сравнения: монастырь сравнивается с тюрьмой. У главного героя нет ненависти по отношению к монахам, которые все же спасли его. Но ему чужд их образ мыслей и мировосприятия, поэтому монастырские застенки неизбежно воспринимаются им как препятствие между ним и свободой. И этот конфликт не ослабевает до самого конца.

Мцыри – сирота. Он мечтает о семье, о том, как бы сложилась его жизнь, если бы волей судьбы он не оказался вырван из привычной среды. Он родился в гордом горном племени, где пленение приравнивалось к бесчестью. Он ни с кем не мог поделиться сокровенным своей души, поэтому его побег оказался полной непредвиденностью для монахов. Они считали, что наш герой полностью готов к монастырской жизни. Им не дано было понять главного смысла, к которому он стремился – это жизнь и свобода. Более того, такие мысли казались монахам богопротивными и противоестественными. Мы видим, что даже предсмертная исповедь не была выслушана ими с должным пониманием и снисхождением. Отсюда замкнутость главного героя.

Центральное место в поэме занимает схватка с барсом. Автор дает возможность рассмотреть ее с двух позиций: с одной стороны показано несомненное бесстрашие Мцыри, вступившего в схватку с опасным хищником, с другой – бессмысленная трагичность ситуации, когда два живых существа, в силу обстоятельств, вынуждены сражаться друг с другом. В конце концов, герой путем невероятных усилий одерживает победу над диким зверем.

Романтизм характера Мцыри является трагичным еще и потому, что ему не дано воплотить в жизнь свои идеалы. Он романтик и поэтому безнадежен. Главный герой отдает предпочтение смерти, нежели жизни в заключении, и только после смерти он в некотором смысле обретает желанную свободу.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Мцыри

Популярные сегодня темы

Если рассматривать культуру западной части Европы в 14-15 веках, можно сказать, что в это время Средневековье сменяется эпохой Возрождения. В эти годы происходят значительные перемены в сфере культуры

Лето – это самое любимое время года для меня. Приходит время самых длинных в году каникул, которые я всегда жду с нетерпением, так как впереди целых три месяца солнца и тепла.

Главный герой романа — барин Илья Обломов, проводивший все дни в халате на любимом диване. Нет, он вовсе не был ленивым. Лежание на диване было его привычным занятием. Так сказать, естественным положением.

Многочисленные свои работы художник посвящал сирени, о которых свидетельствует многочисленные натюрморты. В центре картины изображена плетеная корзина, в которую помещен великолепный букет сирени.

Никто не мог бы представить, как долго я этого ждал – возвращения домой! Да, можно сказать, конечно, четыре года. Или столько-то дней, сколько-то часов, минут… Но моё ожидание длилось почти вечность.

Образ и характеристика Мцыри

Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году признана одним из последних образцов романтической поэзии. Мцыри, безусловно, романтический герой, но он не похож ни на одного из литературных героев, созданных ранее. Он также самобытен и оригинален, как оригинальна по сюжету сама поэма.

Читайте также:  Анализ рассказа Горького Мальва

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.

Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.

Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах

Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,

У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Сочинение на тему “Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)”

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это тревожный мир испытаний, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви, дружбы, мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А все творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.

Поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души. Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются исключительной полнотой и также насыщены внутренним чувством – идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами, – как и переполнялась душа поэта. Но иногда небольшое лирическое стихотворение не могло вместить всего богатства этой души. Поэтическая мысль развивалась и как бы упорно преследовала Лермонтова.

Из лирического стихотворения вырастала романтическая поэма. Она заключала в себе целую повесть человеческой души. Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году, замыкает тему «естественного человека» в лиро-эпическом творчестве Лермонтова. Гимн «пламени», «пламенной страсти», гимн романтическому герою – вот что такое поэма «Мцыри»:

Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…

Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба героя объясняется некоторыми фактами его биографии. Мцыри – пленник генерала, затем пленник монастыря. Но гораздо значительнее то, что он взят в плен ребенком.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя. Он «пуглив и дик», «слаб и дик». Могущество внутреннего духа и слабость тела – вот характерное противоречие Мцыри, объяснимое оторванностью от родных и неясной тоской по родине, испытываемой героем. Тем самым внешние обстоятельства – пленение Мцыри и жизнь в монастыре – так или иначе в его характере, сделали его, с одной стороны, «хрупким и несильным», а с другой – отдалили от «естественной» природы, воспитываясь в которой, он мог бы стать не последним удальцом на родине своих предков.

Эта противоречивость Мцыри непосредственно связана как с мятежным сознанием героя, так и с трагической гибелью его иллюзий. Могучий дух возрос в чуждой среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни. В этой связи монастырь в традициях того времени воспринимается как тюрьма, губящая могучий дух, мешающая его свободному развитию.

Неоднократные сравнения монастыря с тюрьмой приобретают символический смысл. Мцыри не испытывает ненависти к монахам, поскольку монахи спасли его из жалости, выходили и изнежили. Но противоположность между душным монастырским пленом, куда по воле обстоятельств заточен герой, и миром воли – безграничной природой, в которой Мцыри ощущает гармонию духа и предметных форм, не ослабевает.

Мечтая о доме, Мцыри все время смотрел на восток. Он принадлежал к одному из горных племен, живших в одном из самых величественных и диких мест Кавказа. Племена эти известны в грузинских летописях под именем пховелов. Они отличались баснословной храбростью. Сдаваться в плен у них считалось позором.

В черновиках поэмы сохранилось описание сородичей Мцыри. Лермонтов точно воспроизвел их костюм. Мечтая о родной земле, юноша видит сон. Земля гудит под тысячью копыт, несутся всадники в боевом вооружении, на каждом стальной шлем. Именно так одевались воины этих горных племен.
Мцыри не только судьбой монах, он еще и пленник. Он раб и сирота, его родители погибли – они убиты врагами его земли.

Лермонтов – глубокий, тонкий психолог, и свою поэму он построил на основе наблюдений над жизнью. Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом рассказывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью только для чужих, посторонних людей. Этот побег был подготовлен годами. Монахи думали, что Мцыри намерен отказаться от жизни, а он только и мечтал о жизни. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных:

Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родился ты.

У него не было друга и не с кем было поделиться своими мыслями. Он стал замкнутым, затаил свою тайну в душе, а монахи решили, что он привык к плену. Мечты Мцыри были настолько непонятны и враждебны монахам, что даже предсмертную исповедь юноши старый монах слушал, осуждающе качая головой.

В двух планах, романтическом и реалистическом, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней и героика борьбы, в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, существ:

Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу.

М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлел вечный ропот человека, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и мире высших человеческих ценностей, исторически накапливаемых и передаваемых, как эстафета – от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.

Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова сочинение 8 класс

Характеризуя Мцыри, можно найти много похожих деталей во взглядах на жизнь литературного персонажа и самого М. Ю. Лермонтова. Главный герой, как и Михаил Юрьевич, готов отдать жизнь ради Отчизны, уважает историю, чтит память предков, ненавидит рабство. Оба по жизни были одиноки.

Любовь к Отчизне, к земле предков – это очень сильное чувство, которое дало возможность Мцыри выдержать самые сложные испытания, перетерпеть тяжелые лишения.

Родная земля дорога для Мцыри тем, что там жили его предки – гордые и вольнолюбивые, непокорные. Кровью, жизнью защищали его праотцы свою землю, и этот дух передали в наследство Мцыри.

Юношу похитили, когда ему было шесть лет. Он хорошо помнит родные места, те традиции и правила, которых придерживались горцы. В его памяти навсегда остался образ отважного отца, любящей матери и весёлых сестёр. Он помнил каждую деталь отцовской кольчуги и ружья.

Выносливый, сильный, влюблённый в горы. Юношу можно сравнить с орлом, которого держат в неволе. Его сердце наполнено горем об убитых родителях. Он сирота, но трагизм его жизни в том, что даже поклониться могилам родных у него нет возможности.

Монахи надеются на бога, проводят все дни в молитвах. Предки Мцыри привыкли надеяться только на свои силы. Зов крови сыграл свою роль. Мцыри бежит на свободу во время сильной грозы. Буря для юноши стала спасением, глотком свободы.

Мцыри верит в свои силы. Всё время, пока юноша жил за стенками монастыря, он мечтал увидеть Кавказ, приблизиться к природе, почувствовать себя на воле. Пожить независимо Мцыри удалось лишь три дня. Мцыри повёл себя как герой, доказал, что он обладает физической силой и стойким характером. Описание боя с барсом похоже на сюжеты из легенд чеченцев и помогает раскрыть черты характера молодого человека. В послушника забурлила кровь предков, в бою юноша показал всю свою отвагу. Одержав победу над грозным зверем, Мцыри в первую очередь смог себе доказать, что он достойный продолжатель своего рода. Если бы он жил на свободе, то не единожды смог это доказать.

Читайте также:  Характеристика и образ Николая Болконского в романе Толстого Война и мир сочинение

Быть храбрым и ловким воином — это, с точки зрения юноши, единственный способ снискать славу. Только храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела кавказцев. У юноши не было друзей, родной души. Всю жизнь он вынужден был провести в застенках в одиночестве, его душа была наполнена болью и разочарованием. Он забыл свой родной язык, его подготовили к монашеству, но душа юнца сопротивляется, не принимает чужой культуры.

Главный герой поэмы считает, что годы, проведенные в монастыре, бесцельные, потерянные. Старый монах, который когда то выходил, вылечил израненного ребёнка, приходит исповедовать своего подопечного, ему жаль измученного и истощённого Мцыри. Главный герой считает, что он не жил, а мучился, что духовно горец давно умер. Душа его измучена и давно жаждала глотка свободы. Послушник хочет общения с родными людьми, монахи для него чужаки. Для Мцыри жизнь – это единение с природой, движение, а не существование взаперти, в душных стенах монастыря.

Мцыри умеет держать своё слово, данное с первых дней пребывания в монастыре: стать независимым, вернуться в горы и слиться с природой. Пусть хоть на несколько дней.

Он больше не хочет жить в неволе. Единственное его желает – умереть, никого не виня. Горький осадок в душе юноши так и не развеялся, потому что мечта стать навсегда свободным до конца так и не осуществилась. Только смерть может освободить юного горца от страданий. Он, весь израненный, отказывается от пищи, приближая свой конец. Мцыри дорожит свободой больше, чем жизнью.

Таким образом, на примере главного героя поэмы автор хотел показать, что чужбина никогда не заменит Отчизны.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 г. Она представляет собой исповедь молодого юноши, послушника, о трех днях его жизни, проведенной вне стен монастыря. Главный герой почти всю жизнь провел за стенами этого каменного сооружения и ничего не видел в своей жизни. Из памяти стерлись воспоминания о родном доме, семье, которая у него была когда-то. Не по своей воле он решил посвятить жизнь служению Богу.

Впервые мы знакомимся с главным героем, когда он был еще маленьким мальчиком возрастом около шести лет. Его, болезненного и пугливого, русский генерал оставляет жить в монастыре, который он проезжал мимо. Автор сравнивает героя с дикой серной и тонким тростником. Его вырвали из лона семьи и поместили неизвестную для него обстановку. Ему страшно. Надежды на то, что он выздоровеет, не было, но автор подчеркивает, что эта самая болезнь развила в нем «мощный дух его отцов». Не смотря на внешность, главный герой очень силен внутренне. Его дальнейшая жизнь описывается кратко: он выжил и по прошествии нескольких лет должен был стать монахом, но неожиданно исчез.

Главный герой мне представляется худощавым юношей с темными короткими волосами и с очень выразительными открытыми глазами. За его внешней меланхоличностью и молчаливостью скрываются желание действовать и бороться. Его пребывание в монастыре, наверное, не отличалось разнообразием, и каждый день был похож на предыдущий. К этому можно только привыкнуть, но не полюбить. Настоящая жизнь ему виделась за пределами монастыря, на востоке, в родных для него краях, среди близких ему по духу людей.

В трудных условиях проходило становление личности молодого героя. Плен и замкнутая монастырская жизнь развили с нем острое желание жить, стремление освободиться. Противоречивость его жизни заставила его чувствовать себя неуверенно, он не знает, кто он такой. На мой взгляд, если бы его путешествие удалось, он стал бы еще сильнее и более уверенным в себе. Оно позволило бы ему лучше узнать и понять себя.

Сочинение №3

В произведении о Мцыри, автор в самом начале описывает главного героя и как провёл своё детство. Он заболел страшной болезнью в плену, когда его перевозили в Россию. Один из встречных, по пути, монахов пожалел Мцыри и приютил его, при этом вылечив его болезнь. После этого, над главным героем монах взял шествие. Он дал ему самое главное, что пригодилось ему во время взрослой жизни.

Тяжело протекающая болезнь и издевательства судьбы, воспитали у главного героя мужественность и сильный дух. Всё своё детство он провёл без общения со своими одногодками. Но Мцыри превозмогал все трудности, которые ему подносила судьба.

Через длительный период времени, когда герой вырастает, монахи готовят его к подстригу. Когда автор описывал этот отрывок, он также указал, что Мцыри привык к плену, поэтому его это никак не возмущало. На то время он действительно выглядел не очень хорошо, при этом выучил странные традиции, знал чуждый язык. Если во всем этом разобраться, то можно выяснить, что он соглашался на изменения своей жизни из-за того, потому что не знал другой жизни. Вследствие чего, у него не было выбора, как согласится на обет смирения. Но однажды герой проявился себя. Однажды была ночная гроза и пока все монахи просили о пощаде у бога, Мцыри покинул свою комнату. Этим самым Лермонтов показывает, что герой хочет выплеснуть всю свою затаившуюся страсть в груди и желает поднять бунт.

После всего этого, писатель описывает Мцыри как освобожденного и свободного человека.

Когда Мцыри оказался на свободе, для него окружающий мир казался диким и он не знал как на это всё реагировать. А это был кавказский нетронутый ни одним человеком край. И после этого, автор приступает к описанию природы, все то, что видит герой произведения. При использовании уменьшительно-ласкательные слова, Лермонтов показывает каждому читателю, что Мцыри душа жива и проснулись внутри его человеческие факторы.

Сочинение Образ Мцыри

Лермонтов М.Ю. в 1839 году написал романтическую поэму, с необычным названием «Мцыри». В произведении рассказывается о жизни юноши, который так и не смог смириться с жизнью в неволе. Воспитывался парень в монастыре и однажды решился бросить вызов несправедливости и деспотизму. В поэме рассказывается о смысле жизни, о жестокости реальности и о правах личности. Писатель рассказывает о том, что нужно идти к своей цели, добиваться справедливости, чего бы это ни стоило.

Главный герой стал узником не по собственной воле. Прожив во дворце немало лет, он так и не привык, и постоянно жил с мыслью о побеге. Мечтал о том, как вернется на родину. Вспоминал отца и мать, которых он больше никогда не увидит. И вот однажды ему удалось сбежать, темной осенней ночью. Поиски были напрасны, только на третий день его нашли бес сил. Принесли в обитель.

Всего, за три дня прожитых на воле, Мцыри обрел счастье свободной жизни. Ему казалось, что все это время он не жил, а только ждал, и именно сейчас сбылась его долгожданная мечта. Он не мог надышаться воздухом свободы, налюбоваться всей красотой окружающей природы. За это время он испытал больше эмоций, чем за всю свою жизнь.

Мцыри является примером мужества, силы и отваги. Прожив практически всю жизнь в монастыре, не ведая свободы и всех трудностей внешнего мира, он не на секунду не растерялся в схватке с барсом. В этой битве он раскрывает всю свою сущность. Он как звереныш, взращенный в неволе, в котором так и не удалось усыпить природный инстинкт. Сражаясь со зверем он не чувствует боли, не испытывает чувство страха. И самое главное, что в очередной раз доказывает сильный характер героя, перед битвой у него даже не было мыслей о том, чтобы уйти или спрятаться, он был настроен на бой и на победу. И раненый он, долго, идет в поисках своей родины, превозмогая боль, пока уже совсем не останется без сил.

Нельзя не взять во внимание сцену, о том, как он встретил молодую, красивую грузинку. Влюбился и не мог налюбоваться её красотой. И этому он тоже очень рад, что смог испытать это прекрасное чувство. И он бы рад пойти за ней, но цель, к которой он идет, казалась, так близка. И собрав всю силу духа он бредет дальше по тёмной чаще леса.

Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко;
И шла, хоть тише, – но легко,
Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь ее полей!

Оказавшись в стенах монастыря, от которого он всю жизнь хотел сбежать, находясь в тяжёлом состоянии. После всех приключений Мцыри рассказывает монаху о своих чувствах, прожитых за стенами монастыря. Описывает такие моменты, о которых простой человек, живущий, на воле даже не замечает. Не смотря на трагичный исход, герой не капли не жалеет о том, что сбежал. Для него жизнь в монастыре, казалась пленом. Спокойная и размеренная была для него каторгой, в душе его всегда горел огонь храбрости, могущества, движущий его на подвиги. С детства был виден сильный и непокорный характер, сложившийся по стечению обстоятельств. Примером ему стал его отец, который воевал. На воле Мцыри вспоминал его, как будто он живой. Мальчишкой лет семи он уже был очень гордым и непокорным, и не боялся смерти. Чувствуя себя очень плохо от болезни, ни произнес ни звука, терпел.

За время своих скитаний главный герой обрел свободу для души. Увидел все великолепие Кавказа, и был ошеломлен его необъятными просторами и неописуемой красотой. Проявил все свои способности, которые бы никогда не пригодились ему в монастыре. Испытал много эмоций, от чего был необычайно счастлив. И умер от ран, получивших в неравном бою, в котором он все таки одержал победу.

Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю. Естественно, она не несет прямого смысла,

Негативное и критическое отношение к высшему свету в знаменитом на весь мир произведении “Война и мир” проявляется на протяжении всего романа. В данном произведении автор пытается отобразить всю полную картину жизни русского общества того времени.

Художник Григорьев основное внимание в своем творчестве уделял школьникам. Его картина « Вратарь», посвящена любви к футболу и ее с интересом смотрят все поколения. Картина получилась настолько удачной и имела успех, что в 1949 г

Очень хорошо, что такие дни памяти культуры существуют, они напоминают человеку о простых радостях жизни. Многие ли задавались вопросом, а как часто мы посещаем театры? Эта культура кажется нам уже древней и невостребованной, но это мнение ошибочно.

События, которые действительно происходили в действительности затронуты в произведении Пушкина «Капитанская дочка». Главным историческим событием является бунт, который возглавил Пугачев. В произведении есть эпизод дуэли.

На свете много разных интересных профессий. Когда я выросту, хочу что-бы моя профессия была полезна. Я не могла долго определиться с точным выбором. Мне хотелось быть учителем или врачом. Но год назад, я уверенно решила стать ветеринаром

Ссылка на основную публикацию