Образ и характеристика Платона Михайловича Горича в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Плантон Михайлович стал одним из самых запоминающихся и врезающихся в память персонажей второго плана в комедийном произведении под названием «Горе от ума». Герой частенько заходит в дом Фамусова, где является званным гостем и часто бывает на балах и званных вечерах. Он давно знаком с Чацким, по старой дружбе они до сих пор близко общаются, их объединяет долгая служба в одном полку. Но теперь герой стал отставным, а после отправился жить в Москву.
Там он встретился с будущей супругой. А близкий друг сразу заметил происходящие в товарище перемены, он потерял собственное мнение и свободу слова. Это становится причиной для добрых насмешек и некоторого сарказма со стороны бывшего товарища по службе. С другой стороны, он искренне сочувствует старому другу, вынужденного отказаться от свободомыслия и возможности делать все, как душе угодно, как он жил раньше во время службы.
Чадский понимает, что это стандартная схема развития в Фамусовском окружении. Все, кто женятся быстро становятся подкаблучниками и полностью подчиняются женщинам, которых они выбрали. Да и сам герой понимает, что многое изменилось в его жизни и говорит другу: не тот я брат, уже не тот. Его тоже разочаровывает тот факт, что произошло с его жизнью.
Даже на балу Платон Михайлович исполняет все желания своей жены, которая часто озвучивает собственное мнение выдавая за мнение любимого супруга.
Автор подчеркивает моральную деградацию окружающего общества. Чадский бы и сам стал таким, но его любовь к свободе и возможность мыслить не так как все, не позволяет ему подчиняться воле супруги, она четко понимает, что мужу перечить нельзя и у него есть собственное мнение на каждый происходящий момент в жизни.
В окружающем обществе есть похожая пара Тугоуховых, отношения которых строятся подобным образом. Она полностью помыкает своим мужчиной, он становится настоящим слугой, готовый выполнять любое повеление супруги, настроение которой регулярно меняется, что приводит мужчину в замешательство.
Таким образом, происходит деградация общества, где нарушается порядок общения между супругами, не сохраняется главенство мужчины или равноправие. Из-за этого общество начинает морально разлагаться, управление женщинам дается отчасти плохо, что и видно, если сравнивать семью Платона Михайловича и свободолюбивого Чадского, способного отстоять свое мнение и умело руководить собой и женой.
Сочинение на тему Плантон Михайлович
Платон Михайлович не является главным персонажем в произведении Грибоедова “Горе от ума”, но все равно в его образ вложено многое. Платон Михайлович представлен товарищем Чацкого и желанным гостем в доме Фамусова. Горич – такова фамилия Платона Михайловича – проходил вместе с Чацким службу, где они и познакомились. После службы второстепенный герой женился и решил остаться жить в Москве.
При встрече Чацкий позволяет себе шутить над Горичем, над его новым образом жизни. Ведь после службы главным в семье стала жена, а Платон Михайлович спешил всегда угодить своей супруге. Чацкий отмечает, что во время службы Горичу такой характер был не присущ. Наталья Дмитриевна – жена Платона Михайловича Горича, она командует мужем не только в бытовых делах, но и по жизни, в кругу их общих знакомых, в обществе.
Для Чацкого же подобные изменения, произошедшие с его однополчанином, не приносят удовольствия, он относит их к Фамусовскому обществу, членом которого постепенно и становится Платон Михайлович.
Из сильного, самовольного человека, который слушает только себя, Платон Михайлович превратился в слабого, зависимого от своей жены, мужа. Автор проводит сравнение второстепенного персонажа с Чацким, отмечая, что один из главных героев мог бы стать таким же, если бы отказался от свободы, утратил силу воли или отступился от своих взглядов.
Сам Платон Михайлович принимает и понимает все свои изменения, не боится говорить о том, что он и правда стал жить хуже, а гармония с собой исчезла. Фамилия персонажа “Горич” говорящая, раскрывает нелегкую судьбу Платона Михайловича.
На балу заметно, что Наталья Дмитриевна любую ситуацию, касающуюся ее мужа, пытается взять в свои руки, не дает вставить слова Платону Михайловичу, высказаться по какому-то вопросу, она учит его быть постоянно рядом, слушаться подобно собаке. Чацкий замечает эти ситуации и сравнивает Платона Михайловича с другими присутствующими на балу, а именно с Тугоуховскими.
На примере Горича автор смог показать, как под влиянием общества человек способен измениться в другую, не совсем хорошую сторону, утратить свое истинное “я”, предать все то, к чему так долго шел.
Вариант 3
Этот персонаж очень хорошо запоминается читателю после прочтения данной комедии. Он относится ко второстепенным личностям. В семью Фамусовых он заглядывает частенько. А всё потому, что приходится другом Чадскому. Они служили в армии в одном полку. В настоящее же время Платон женился и стал порядочным семьянином. Проживает он теперь в столице России.
Поведение Платона Чадский почти сразу же замечает. Оно изменилось после того, как тот связал себя брачными узами. Это происшествие стало причиной насмешки над Платоном. Дело в том, что под влиянием своей жены Натальи Дмитриевны, Платон стал походить на подкаблучника, повинующемуся собственной супруге. Женщина стала полностью контролировать всей деятельностью своего мужа.
Чадский практически ничуть не удивляется такой перемене событий в поведении друга. Для него это выглядит обычным делом. Ведь в кругу Фамусовых всё всегда происходило подобным образом. Любой муж спустя некоторое время становился фактически слугой, беспрекословно исполнявшим желание своей жены. Чадскому приходит в голову мысль, что в такое же нелепое положение мог попасть и он сам. Но он является человеком, очень сильно любящим свободу действия. Поэтому он ни за какие блага не собрался бы жениться на женщине, которая бы была неподалёку от него и контролировала бы его действия. Ему даже страшно представить себе, как он будет выступать в роли мальчика на побегушках.
Однако сам Платон Михайлович вполне понимает, что с ним произошли некоторые перемены. Об этом он и сообщает Чадскому. Он говорит, что жизнь его изменила и он стал уже другим человеком. Наблюдая за тем, что происходит с Платоном и его женой, Чадский вспоминает, что где-то видел подобную картину. Это происходило в семействе Тугоуховых, где муж был похожим на обычного слугу.
Здесь автор даёт понять, что мужской пол должен быть главным в своей семье. Но он ни в коем случае не обязан подчиняться жене, иначе семейная иерархия может развалиться. Ведь женщина подчиняется своим чувствам и эмоциям, и не понимает, в кого превращается её супруг.
Необходимо задуматься на примере общества Фамусовых о том, что если произойдёт упадок морали, может случиться полная деградации.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Платона Михайловича Горича в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
Судьба главной героини рассказа А. Солженицына Матренин двор вызывает интерес не у всех. Тем, кто не заметил в ней бескорыстную душу, полную сострадания, сам близок к порокам общества. Женщина вобрала в себя только положительные качества
Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.
«Слово о полку Игореве»- один из важнейших памятников древнерусской литературы. Произведение повествует нам о неудачном походе русского новгород-северского князя Игоря Святославовича на племена половцев
Значение Прокурора в поэме «Мертвые души» двойственна. Выражаясь даже точнее: жизнь Прокурора и его смерть в поэме имеют равноценные роли.
Одна добрая старушка помогла одному светскому молодому человеку. Она была знакома с его матерью, поэтому доверяла ему. Она дала ему в долг 15 тысяч под залог поместья.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
Платон михайлович горич в комедии “горе от ума” грибоедова: образ, характеристика, описание
Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века.
Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие 5-8 действующих лиц, в “Горе от ума”, по словам самого автора, “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”.
В основу образной системы комедии положен реалистический принцип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.
Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство – Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в “Горе от ума” находит место социальная и психологическая типизация героев.
Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны.
Например Фамусов – он не только московский барин, отстаивающий патриархальные устои, но и любящий отец: Уж об твоем ли не радели Об воспитаньи! С колыбели!
Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери:
Ведь экая шалунья ты, девчонка… Ой! Зелье, баловница.
К тому же он обладает чувством юмора:
Дался им голос мой, и как себе исправно Всем слышится и всех сзывает до зари!
Его дочь Софья способна на глубокое чувство (“Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!”) и на подлость.
Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: “Он не
в своем уме!”
Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрицательных, есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Платон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в “мужа-мальчика, мужа-слугу”).
Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные.
С точки зрения любовной интриги образная система “Горя от ума” в основном соответствует классицистической системе амплуа. Сюжет комедии основан на любовном треугольнике (Чацкий – Софья – Молчалин).
Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горничная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи.
Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви:
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! Спешил. летел!. дрожал! Вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов!
С другой стороны, Чацкий – герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах! Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение “второй любовник”, ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой. Софья тоже не является идеальной героиней.
Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи.
Лиза, горничная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события:
Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами, А при звездах не все богаты, между нами; Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы…
Фамусов – не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог “века минувшего”.
Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша и Лиза – Фамусов – Петруша.
С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с “веком минувшим” неизбежным.
Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом “века нынешнего”.
Пародией на Чацкого является Репетилов, член “секретнейшего союза”, претендующий на звание идеолога своего круга:
Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня В приличьях скованы, не вырвемся из ига…
Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива.
Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в “его лета не должно сметь свое суждение иметь”. Не доверяет своему мнению и Репетилов: Частенько слушаю, не разжимая губ; Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий:
Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся Другой вам услужить…
Загорецкий — истинный носитель таких черт, как угодничество и подхалимство.
С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).
Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чацкий) или им подражают (Репетилов).
Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.
Во время своего монолога о “французике из Бордо” Чацкий оглядывается и замечает: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.
Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых “галерея типов” фамусовской Москвы была бы неполной.
Свояченица Фамусова Хлестова – типичная московская барыня, “остаток Екатерининского века”. Шесть княжон и графиня-внучка представляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов. Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих дочерей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника.
Платон Михайлович Горич – “муж-мальчик, муж-слуга”, осознающий нелепость своего положения, говорит с женой “хладнокровно”, “глаза к небу”, “со вздохом ”.
Полковник Скалозуб – типичный представитель военщины, мечтающий только о том, чтобы ему “досталось в генералы”. Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе.
Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва.
Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Среди них есть и представители “века нынешнего” и “века минувшего”, разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера служит аргументом в споре с “веком нынешним”, они являются идеалом для фамусовского общества.
Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что “был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”. К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший “при трех министрах начальник отделенья”, и Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников.
Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.
В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостников, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это помещик-театрал, который “сам толст, его артисты тощи”, помещик-балетоман, “Нестор негодяев знатных”, сестра Хлестовой Прасковья.
К “веку минувшему” относятся и иностранцы, прибывшие в Россию “на ловлю счастья и чинов”: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, “подбитый ветерком”, “французик из Бордо”.
Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуальны как и сценические, они дополняют последние.
Это тетушка Софьи, “фрейлина Екатерины I”, Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна.
Внесценические персонажи “века нынешнего” показывают, что Чацкий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Представители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича.
К ним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил”” и “в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического института, объявленные упражняющимися “в расколах и безверьи”. В своем монологе “А судьи кто. ” Чацкий выступает от имени целого поколения:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей найдется — враг исканий…
Пародией на “век нынешний” являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, “ночной разбойник, дуэлист”, который “крепко на руку нечист”.
Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного конфликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии.
Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их общественных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогранны. Это живые типы русских людей.
Сочинение: Художественные особенности комедии Горе от ума
Название: Художественные особенности комедии Горе от ума Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 10:32:23 17 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 105 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |