Сочинение по пьесе Горького На дне 11 класс

Сочинение по пьесе На дне Горького 11 класс

Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.

Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.

Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.

Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.

Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.

Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.

В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.

2 вариант

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Сочинение по пьесе На дне

Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.

Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.

Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда – богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.

Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.

Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.

И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.

Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.

4 вариант

Многие писатели в своих произведениях описывали противоборство реальности и мечты. Максим Горький не стал исключением. В 1902 году прозаик написал одну из самых знаменитых своих пьес «На дне». Произведение не только «разошлось на цитаты», но и было показано на многих мировых театральных площадках.

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которой владеет Михаил Костылев. Постояльцы этого заведения в основном люди без постоянного дохода, пьяницы и воры. Горький показывает читателю «дно» жизни, но многие обитатели этого заведения все еще не потеряли надежду, которая и дает им силы жить дальше. Но писатель дает понять, что во многом реальность преобладает над мечтой.

Максим Горький описывает острые и актуальные социальные проблемы того времени. Одна из героинь произведения мечтает о любви, но реальность для двадцатичетырехлетней Насти – это книга «Роковая любовь» и непристойная работа. Еще один персонаж – Васька Пепел. Молодой человек, в свои 28 лет, уже был заядлым вором и «отсидел» несколько сроков. Но все же герой мечтал о нормальной жизни, постоянной работе и семье с Наташей. Для того чтобы избавиться от воровского прошлого, Ваське надо уехать в Сибирь. Но по воле обстоятельств он вновь попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки – Михаила Костылева. Жестокая действительность «давит» на Василия, а Наталья не верит в искренность его чувств. С трагизмом реальности сталкивается и Андрей Митрич, по прозвищу Клещ. Всю жизнь он проработал слесарем, но смерть жены усугубляет его положения, и для того чтобы хоть как-то существовать, Клещ продает свои рабочие инструменты и обрекает себя на еще большую нищету. Так Андрей Митрич стал полноправным жителем ночлежки, с таким же социальным статусом, как и все ее обитатели.

Многим персонажам автор намеренно не дает имен. Например, Горький рисует образ бывшего Актера, ни разу не называя его по имени, а из собственных воспоминаний актера читатель узнает, что на афишах его фамилия звучала как Сверчков-Задунайский. Благодаря одному из жителей ночлежки, страннику Луке, у актера появляется мечта – излечиться от пьянства. Но и здесь в жизнь актера «вмешивается» суровая реальность – бесплатных больниц для алкоголиков не существовало.

Максим Горький, на примере персонажей пьесы «На дне», описывает нищую и жестокую реальность, показывает читателю конфликт действительности и мечты. Автор дает понять, что человек может оказаться на «дне» даже из-за собственной слабости, а эта проблема актуальна и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению На дне

Популярные сегодня темы

В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева Муму одним из второстепенных героев является персонаж, который именуется просто барыня. Именем собственным героиню автор не удостоил

Произведения Л. Н. Толстого правдиво отразили жизнь разных социальных слоев российского общества. В его романах, пьесах, повестях можно увидеть судьбы дворян,чиновников, крестьян. Толстой прошел военную службу

Это, вообще, одна из моих любимых сказок. Да, Алиса – умница, она часто учит этих всех странных обитателей волшебной страны тому, как правильно. Но и она сталкивается с волшебством… То вдруг растет, то становится очень маленькой.

Произведение рассказывает о чудесах, произошедших с одной семьёй накануне Рождества.

Проблема преступлений властей, совершаемых против личности, хорошо известна как герою, так и автору. Правда, раскрытие «лагерной» темы происходит достаточно своеобразно.

Сочинение на тему “Пьеса М. Горького “На дне”

Драматургия — древнейший жанр литературы. Она привлекает к себе внимание людей прежде всего своей наглядностью. Действие разворачивается перед глазами зрителей, они наблюдают динамику сюжета, являясь участниками событий.

Книга не может дать той полноты ощущений, которую мы получаем в театре. Для авторов и критиков же зал является экспериментальной мастерской, в которой, наблюдая за реакцией публики, можно судить о достоинствах и недостатках, об актуальности пьесы. Хотя мы знаем много примеров того, как прекрасные драматические произведения, терпящие провалы на премьерах, обретали впоследствии долгую сценическую жизнь.

Пьесы Горького сразу и безоговорочно принимались публикой с восторгом. Его драматические произведения: “Мещане”, “Дачники”, “На дне” не сходят со сцен русских театров. Горький является величайшим драматургом двадцатого столетия.

Чем же объясняется такой успех его произведений у зрителей? Наверное, своей глубокой гуманистической идеей — верой в существование на Земле счастья, добрых и честных людей, горячих сердец, рвущихся к борьбе с окружающей несправедливостью. Горький писал о том, что видел вокруг: о нищете, пьянстве, жестокости нравов. Повествование велось без малейших прикрас.

Венцом творения Горького-драматурга является пьеса “На дне”. Босячество, изображенное в его произведении, было крупным социальным явлением рубежа девятнадцатого-двадцатого веков. Но тем не менее ни один писатель не обращался к трагедии жизни этого слоя русского общества.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей… Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с “оригиналами”.

Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на “дно” жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники — обычные люди: они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное — мыслят.

По жанру пьесу “На дне” можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что “нечего ждать… Я ничего не жду! Все уже… было! Прошло — кончено. ” Или Бубнов: “Вот я — выпил и — рад!”

Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он — рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза “Человек — это звучит гордо!” стала крылатой.

Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положение. Он является своеобразным идеологом “дна”, обосновывая его существование. Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям: “А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести…” Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедливости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.

Но все эти философские “искания” героя — лишь словесная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трезвый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлежников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорности. Такой тип глубоко любим самим Горьким. Лука не получает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, никакой корысти в этом нет. Это — потребность его души. Исследователь творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке: “…он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она — добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним”. Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа: “Потерпи еще! Все, милая, терпят”.

Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчезает, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысходной судьбе.

Только Бубнов и Сатин примирились со своим положением ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что считает человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни: “Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… щепки прочь…”

Читайте также:  Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина 5 класс

Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире остаться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем. Беззащитные же ночлежники: Барон, живущий прошлым, Настя, подменяющая жизнь фантазиями,— гибнут в этом мире. Умирает Анна, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбыточность своей мечты, нереальность ее осуществления. Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.

Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей: обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несостоятельность своей теории, победу разума над мечтой: “Тако исчезают грешники от лица праведных!”

Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является виновником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Актера, связывающие его с жизнью.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со “дна”: “Человек все может… лишь бы захотел”. Но таких сильных характеров, стремящихся “на волю”, в пьесе нет.

В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На “дне” люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички: Кривой Зоб, Татарин, Актер.

Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведения? Неужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересов? Нет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он — единственный обитатель “дна”, имеющий реальные шансы на возрождение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.

Создавая реалистические персонажи, Горький подчеркивает бытовые детали, выступая гениальным художником. Угрюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреальности происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.

Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговаривает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы исповедью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь даже в смертный час Анне не дают покоя.

Авторские ремарки помогают нам полнее представить героев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание героев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров. Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки: “Мне и хочется на волю, да, эх. Цепь порвать я не могу…”, показывают, что “дно” цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.

Пьеса закончена, но на главные вопросы: в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключительная фраза Сатина: “Эх… испортил песню… дурак” — многозначна и заставляет задуматься. Кто дурак? Повесившийся Актер или Барон, принесший об этом весть?

Идет время, меняются люди, но, к сожалению, тема “дна” остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на “дно” жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются. Не надо думать, что это неудачники. Нет, на “дно” идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия. И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные качества, предпочитая отдаться на волю случая.

Горький пьесой “На дне” хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее. А для чего тогда жить?

Сочинение по произведению «На дне».

Сочинение «На дне». (Вар 1)

Пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении рассказывается о жизни людей, находящихся в ночлежке для бедных. Любой из них может поведать собственную историю. Общее у них то, что все оказались на самом дне общества. При этом писатель во всех обитателях ночлежки отмечает что-то положительное.

Действующие лица здесь – воры, пьяницы, проститутки и чернорабочие. Конечно, они не вызывают симпатии у читателей. Так случилось и со мной после прочтения пьесы. Трудно сопереживать людям, которые в большинстве скатились до жалкого существования по причине лени или пьянства. Но самое страшное не то, что они оказались на дне общества, а то, что опустились до дна собственных душ. Герои как будто перестали чувствовать себя людьми, потеряли самоуважение.

Единственным персонажем, который сумел расположить меня к себе, является Лука. Он усердно старался заставить обитателей ночлежки воспрянуть духом, утешал и наставлял их. Конечно, его речи о будущей лучшей жизни – сплошная неправда. Но, по моему мнению, подобную ложь следует объяснять естественным человеческим стремлением старца помочь другим людям. Именно разговоры с Лукой приносят облегчение Анне в ее предсмертные дни. Беседы со стариком вдохновляют и Актера, утратившего имя.

Данной пьесой Горький передать мысль, что люди могут повлиять на собственную судьбу.. В силу разных жизненных ситуаций они могут оказаться на дне, но не должны опускать руки и безвольно мириться с этим положением. Человек должен бороться за достойное существование. Пьесу «На дне» можно назвать классической, так как проблемы, затрагиваемые в ней, актуальны и в наше время. Сейчас мы тоже встречаем на улицах подобных обитателей дна и даже и не думаем о том, сколько их и как они пришли к такому жалкому существованию. Я считаю, что среди них находятся те, кто не смог противостоять тяжелым обстоятельствам и не нашел поддержки у близких, потеряв веру в себя. Но, к сожалению, для большинства пребывание на дне остается сознательным выбором.

Сочинение «На дне». (Вар 2)

В 1902 году Максим Горький написал произведение интересное произведение «На дне». Пьеса рассказывает о том, как протекают будни в ночлежке для малоимущих. Каждый человек имеет свою уникальную и особенную историю. Но сейчас всех людей объединило то, что они находятся в общественной яме. Сам автор находит что-то хорошее в каждом обитателе ночлежки.

Сюжет и особенности произведения

В главных ролях выступают отталкивающие персонажи. В ночлежке встретились воры, проститутки, алкоголики, люди, выполняющие грязную работу. Такие герои вызывали недоверие, и даже отвращение. Нельзя испытывать сочувствие, когда человек сам виноват в своих бедах. Ситуация могла принять положительную сторону, не будь люди ленивыми или слабохарактерными. И вот они попали на дно социума. Но это не самое страшное. Их души также потерпели крушение, они опустошены изнутри, больше не верят в прекрасное будущее.

Это уже не люди, ведь они полностью утратили уважение к своей личности. Надежду вселяет мужчина по имени Лука. Это единственный приятный персонаж. Он всячески пытается вдохновить соседей, утешить и наставить на правильный путь. Но понятно, что его слова о лучшей жизни остаются только словами. Старик врет, но у него нет злых помыслов. Он пытается хоть словом помочь тем, у кого еще есть шанс на спасение души. Благодаря Луке смерть Анны не была такой мучительной. А некий Актер обрел вдохновения, а ведь мужчина потерял даже собственное имя.

Идея пьесы

Произведение «На дне» несет правильный посыл. Автор утверждает, что только человек является вершителем своей судьбы. Бывает, что человек теряет все из-за жизненных обстоятельств. Но намного хуже, когда он сам является причиной бедственного положения. Это ужасно, когда он теряет смысл существования и прекращает бороться. Достойная жизнь требует упорного труда.

Пьеса «На дне» является бессмертной классикой. Проблемы, которые затронуло произведение, актуальные и в современном мире. Каждый человек сталкивается в своей жизни с такими асоциальными личностями, оказавшимися на дне. Они ходят по улицам в драных лохмотьях. Стоит только задуматься, сколько таких людей на планете. Некоторые люди стали жертвами обстоятельств. В правильный момент они не получили поддержки, поэтому они так низко опустились. Но многие сознательно выбрали такую жизнь. Они не захотели бороться с вредными привычками, поэтому заполняют дно социума.

Так же вы можете прочитать сочинения на темы

Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького «На дне» 11 класс. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТатьяна Оголина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького «На дне» 11 класс.” — Транскрипт:

1 Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького «На дне» 11 класс

2 Примерный план сочинения по пьесе «На дне» Философская мудрость пьесы. I. Философская мудрость пьесы Горького «На дне»: осмысление сложных вопросов жизни. II. Три правды и их столкновение в драме: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в Человека. 1. Образ Луки. Значение имени. 2. Правда и мудрость странника: необходимость золотого сна. 3. Правда голого факта Барона. 4..Жестокая, бескрылая правда Бубнова. 5. Сатин и его отношение ко лжи. 6. Правда о свободном Человеке. 7. Сатин о Луке. III. Правда и смысл жизни в наши дни.

3 Философские проблемы: смысл человеческого существования; выбор жизненного пути; ответственность человека за свою судьбу, за жизнь близких; любовь и ненависть; добро и зло; жизнь и смерть; проблема рока.

4 Вступление 1. В начале 900-х годов голод совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 30 млн крестьян. Потоки голодающих хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных же из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. «Дно» стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях «дна» в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания

5 Вступление 2. В начале XX века Горький, уже будучи европейски известным прозаиком, обратился к драматургии. Первым замыслом была пьеса, отражающая проблемы, характерные для его рассказов 1890-х годов, действующими лицами в которой стали бы «бывшие люди», обитатели трущоб и ночлежек. Тем не менее раньше была закончена драма «Мещане», а затем завершены картины «На дне». Обе пьесы были приняты к постановке в Московском Художественном театре. Постановки новаторской социально- философской драмы «На дне» состоялись и в ряде европейских театров. Везде им сопутствовал огромный зрительский интерес.

6 Вступление 3. Большинство критиков рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишённую действия, развития драматических конфликтов. На самом деле в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика, развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы определяется не бытовыми или фабульными мотивировками, но развёртыванием социально-философской проблематики, движением тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное течение, которое В.Немирович-Данченко и К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у Горького в «На дне» приобретает решающее значение. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта (

7 2. Лука персонаж, чьё имя чаще всего встречается в пьесе. Что это имя обозначает? неоднозначное отношение к имени. Лука один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», : «Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский. «Религия старца лукавого есть религия лжи»)

8 3. Появление Луки завязка пьесы. Как жили ночлежники до его прихода? Прочитайте материал, выпишите интересные для вас мысли. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки это проблема правды и лжи. В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники, как могут, спасаются от этой «правды», выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка совсем уже отчаянной свободой загула… Только два персонажа из обитателей «дна» лишены иллюзий это Бубнов и Сатин. Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, иллюзию (4). И в такой обстановке появляется Лука.

9 4. Прошлое Луки. какие цитаты относятся к Луке?. Служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом. Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел… Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… …жена у меня с мастером связалась… и задумал я тут укокошить жену… Мяли много, оттого и мягок… …убил подлеца в запальчивости раздражения. Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и польстить, и остроумно ответить.

10 5. Заполните пропуски во фразе: Лука странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждого сообразно его тайной мечте: Анну …, Актёра …, Пепла и Наташу …, Настю …

11 6. В пьесе герои много рассуждают о морально-нравственных ценностях. Выпишите высказывания, которые принадлежат Луке. А куда они честь, совесть… честь-совесть богатым нужна. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха. Все люди на земле лишние. человек… всегда своей цены стоит… …Во что веришь, то и есть. По-моему, вали всю правду, какая она есть! Понимаешь ли ты, как это обидно потерять имя? Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать.

Читайте также:  Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

12 Прочитайте И чего тебе правда-то больно нужна… Она… может, обух для тебя. Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек научит. да. не всегда правдой душу вылечишь. Перескажите в двух-трёх предложениях притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в чём её смысл.

13 Пепел во втором акте спросил: Старик! Зачем ты всё врёшь? Как бы вы ответили на этот вопрос (исходя из его высказываний)?

14 Итак, правда ночлежников в том, что у них отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую жизнь. Значит, он разоблачает правду ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой взгляд на человека можно аргументировать следующими высказываниями Луки?

15 Коли веришь, есть; не веришь нет. Во что веришь, то и есть. Человек всё может… лишь бы захотел. Люди-то? Они найдут! Кто ищет найдёт. Кто крепко хочет найдёт. для лучшего люди живут.

16 9. В пьесе разные люди по-разному называют Луку. Горький в списке действующих лиц называет Луку странником. Лука: Все мы на земле странники… Говорят, слыхал я, что и земля-то наша в небе странница. Василиса: Ты кто такой? Лука: Проходящий… странствующий… Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше проходимец… всё ближе к правде-т

17 Высказывания о Луке Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах… Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась… но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах («Русская мысль», 1903). Старик у вас несимпатичный, в доброту его не веришь (Л.Толстой). Горький читал пьесу великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал. Правда, хорошо! (Из воспоминаний М.Ф. Андреевой). Лука жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения! (М.Горький, 1910). Утешители этого ряда самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни (Горький, 30-е годы). Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое

18 Сделайте вывод, как оценивался Лука героями пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы оценили его? Свой ответ аргументируйте.

19 10. Выпишите характеристики Луки, данные ему Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям нужны слова утешения Луки?

20 11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее интересные для вас мысли. Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь (7). Казалось бы, полная несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять слова Сатина: Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету? Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте вывод: какой взгляд на человека провозглашает этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин произносит именно после общения с Лукой. Какое же влияние оказал Лука на Сатина?

21 12. Заключение. Подведём итог нашим размышлениям о Луке это и будет ответом на вопрос Какова роль Луки в пьесе?. Дайте краткие ответы. Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для Насти и т.д.? Каковы взгляды у Луки на человека вообще? Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя и понимал, что тот лжёт?

22 Темы сочинений Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне» Спор о человеке в пьесе М.Горького «На дне» Что нужнее: истина или сострадание? (По пьесе М.Горького «На дне») Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»

Темы сочинений и тезисные планы по творчеству М.Горького
материал по литературе по теме

Материал содержит перечень тем сочинений с подробными планами к некоторым из них

Скачать:

ВложениеРазмер
temy_sochineniy_i_referatov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького.
2. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в произведениях М. Горького.
3. Пафос романтических произведений Горького.
4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького.
5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького.
6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.
7. Трагические судьбы “людей дна” в произведениях М. Горького.
8. “Человек” в произведениях М. Горького (“Фома Гордеев”, “На дне” и др.).
9. “Свинцовые мерзости” русской жизни в ранних рассказах М. Горького.
10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.
11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького “На дне”.
12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького “На дне”.
13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького “Мать”.
14. “Очень своевременная книга” и “Несвоевременные мысли” М. Горького (по роману “Мать” и “Несвоевременным мыслям”).
15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).
16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе “На дне”),
17. “Человек- вот правда!” (по пьесе “На дне”).
18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее “Жизнь Клима Самгина”.
19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне”.
20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе “На дне”.
21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).
22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?

23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: “Каждый сам себе судьба” (по рассказу М. Горького “Старуха Изергилъ”).

24. Устарел ли Максим Горький?

По одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.

ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ

СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой.
Беранже

Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо

куда полезнее усыпительных гуслей.
Л. Леонов

I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя.
II. Человека Горький ищет везде, даже “на дне” жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды.
III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь?
IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина – основной драматургический конфликт пьесы.
V. Жизненная философия Луки: “Не всегда правдой душу вылечишь”. Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди “странники” и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь “устроиться” в ней, “приспособиться”. Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о “праведной земле”).
VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин – обличитель лжи как “религии рабов и
хозяев”, прибежища нищих духом. Правда Сатина – “бог свободного человека”, правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.
VII. Человек Луки – отдельная, конкретная личность (“я всякого уважаю”), Человек-Сатина – это общность людей, человечество (“Это не ты, не я, не они. нет! Это – ты, они, старик” Наполеон, Магомет. в одном”).
VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки – это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются.
XI. Гуманизм Горького в пьесе “На дне”, философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы.

ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) – для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых. Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: “Он очень одинок, хотя никогда не бывает один”, “в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает”. И уж совсем красноречивый вывод: “у старого медведя на губе кольцо”.
II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ. Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества. Вероятно, написано талантливо.
III. Романтические песни “Старуха Изер-гиль” – все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, “цветистый” язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.
IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”). “Свинцовые мерзости русской жизни” и в то же время “здоровое, яркое, творческое”, что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне.
V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. “Дачники”, “Дети солнца”, “Васса Железнова”, увиденные по телевизору, достаточно интересны. “На дне” – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники – живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту (“молодец старик”).
VI. Больше всего спорить хочется с романом “Мать”. Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый “забрызгать кровью небеса” во имя идеи) – абсолютно неприемлема для меня. Думается, что “своевременность” этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь.
VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно “Дело Артамоновых”, “Жизнь Клима Самгина”, последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.

VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто “сделал себя сам”. Как это ни банально звучит, в разное время
Горький был разным (это доказывают его “Несвоевременные мысли”), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.

РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО

Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий. Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.
А. Н. Толстой

I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль – герои, зовущие к подвигу.
II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни.
III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко – подвиг есть следствие огромной любви к людям.
IV. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в ранних произведениях А. М. Горького.
V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека.
VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах.
VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся – “свободная стихия”. Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок.
VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка – смерть, Уж – Сокол, Ларра – Данко, Буревестник– глупый пингвин и т. д.).
IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.

Сочинение на литературную тему в 11-м классе

На прилавках книжных магазинов сегодняшние школьники могут найти разнообразные сборники готовых сочинений. Эти издания привлекают заманчивыми заголовками: «500 золотых сочинений», «2000 лучших», «Лучшие выпускные сочинения». Не секрет, что старшеклассники активно используют подобные книжки — и учителю литературы всё сложнее работать над этим трудным и в то же время интересным жанром — школьным сочинением.

Следует заметить, что в большинстве своём готовые работы излишне академичны, лишены индивидуальности, а иногда откровенно слабы, но их можно с пользой применять в процессе обучения сочинению в старших классах. Вашему вниманию предлагается один из таких уроков.

Цели урока. Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького «На дне»; устное рецензирование готовой работы, анализ её с точки зрения требований, предъявляемых к школьному сочинению как особому жанру.

Подготовительный материал (на доске).

Анализ сочинения (критерии оценки):

— соразмерность частей сочинения;

— идея автора работы;

I. Вступление. (Подход к теме сочинения.)

II. Основная часть. (Тезис, который надо доказать.)

1. (Доказательства и примеры).

III. Заключение. (Вывод по теме.)

1) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

2) Методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки.

3) Отвлечённые, не относящиеся к делу рассуждения.

План (на обратной стороне или свободной части доски)

I. Философская мудрость пьесы Горького «На дне»: осмысление сложных вопросов жизни.

II. “Три правды” и их столкновение в драме: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в Человека.

1. Образ Луки. Значение имени.

2. Правда и мудрость странника: необходимость “золотого сна”.

3. Правда “голого факта” Барона.

4. Жестокая, бескрылая правда Бубнова.

5. Сатин и его отношение ко лжи.

6. Правда о свободном Человеке.

III. Правда и смысл жизни в наши дни.

Предварительное домашнее задание (тексты работы выданы учащимся накануне).

1. Дать оценку формулировке темы.

2. Составить сложный план данного сочинения.

3. Проанализировать речевое оформление работы, отметить ошибки.

Философские проблемы пьесы М.Горького «На дне»

Если бы меня спросили, что больше всего привлекло меня в горьковской пьесе, я бы сказала: её философская мудрость. Меня поразило, как Горькому удалось погрузить нас в быт костылёвской ночлежки, заставить задуматься над теми проблемами, которые волнуют его, драматурга, и некоторых из его героев. И ещё меня захватило то, что среди грязи, тряпья, пьяных криков, карточных игр, шулерства, денежных расчётов живут и не растворяются в том быте люди, способные подниматься до философских высот в осмыслении сложных и трудных вопросов жизни.

Прежде всего обращает на себя внимание Лука, явившийся в середине первого действия в костылёвскую ночлежку. Примечательно имя этого героя. С одной стороны, оно явно происходит от слова “лукавый”, которое имеет двоякий смысл. Это хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий — и в то же время добродушный, игривый, шутливый человек. Оба эти смысловые полюса заключены в слове “лукавый” и в характере этого персонажа. С другой стороны, имя это напоминает об одном из апостолов, создателе Евангелия от Луки. Значит, перед нами некий носитель мудрости, несущий людям какое-то новое, своё евангелие — определённую правду. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием “правдоискатель”.

В чём же состоит правда мудрости Луки? Этот герой убеждён, что человека надо пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Эта позиция по-своему близка нам сегодня, когда мы много думаем о милосердии, о помощи обездоленным людям; но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшнее подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, “обух для людей”. Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман, розовую мечту, “золотой сон”. Любопытно, что после рассуждений Луки Актёр, который внимательно слушает его, неожиданно вспоминает стихи на эту тему.

Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.

Эти стихи французского поэта Беранже, конечно же, адресуются Луке или таким, как он. В роли безумца, навевающего золотой сон для каждого из ночлежников, выступает именно Лука. Поэтому он так ласков с людьми, называя их “милый”, “голубка”, “детынька”; поэтому он рассказывает Анне о загробной жизни, Пеплу — о золотой стране Сибири, а Актёру — о лечебнице с мраморными полами. Всё это разновидности того же самого “золотого сна”. На вопрос Пепла: “Зачем ты всё врёшь?” — Лука отвечает: “И что тебе правда больно нужна, подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя”.

Совершенно иной точки зрения придерживаются в ночлежке два других её обитателя — Барон и Бубнов. Некогда богатый аристократ, опустившийся до положения сутенёра, Барон оставил далеко в прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели и прекрасно понимает, что всего этого уже не вернуть. Да и Сатин метко замечает ему: “В карете прошлого далеко не уедешь”. И ныне Барон полностью опустошённый, ни во что не верит, ни о чём не мечтает. И это стало его позицией, философией. Он произносит, например, такую заветную свою фразу: “Я — ничего не жду. Всё уже… было! Прошло… кончено!” Поэтому он никого не утешает, настаивает на голых фактах, от которых никуда не уйдёшь.

Родственных позиций придерживается Бубнов. Когда-то этот человек много натерпелся в жизни. Он потерпел крах как владелец скорняжного заведения, полностью разорившись, пережил большую личную неудачу: ему изменила жена, и он ушёл в запой. Жизнь сделала его равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Бубнов признаёт только то, что есть. Для него абсурдны рассказы Луки, наивная фантазия Насти, и он констатирует суровую правду жизни: “А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?” И Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. И не случайно Пепел так его и называет: “Ворон”. Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей умереть спокойно, а Бубнов констатирует: “Шум — смерти не помеха”. Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает сделать её счастливой. А Бубнов изрекает: “А ниточки-то гнилые”. Он вроде говорит о своём, ибо шьёт картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта получает дополнительный, глубокий смысл. Всё, о чём говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: “Лишняя я здесь!”, на что Бубнов реагирует так: “Ты везде лишняя”. Сообщают о смерти Анны, а Бубнов роняет такие слова: “Кашлять перестала, значит”. Все мечтания людей Бубнов объявляет ненужными, лживыми. “Раскрашивай, ворона, перья… валяй!” — говорит он Насте в ответ на её мечтания о любви студента. Бубнов глубоко убеждён в том, что подобные “раскрашивания” ему не нужны, и в назидание другим рассказывает о том, как он, Бубнов, когда-то в красильной мастерской собак в енотов перекрашивал, отчего руки были постоянно красные, а теперь они стали просто грязными. Так что “как себя ни раскрашивай, всё сотрётся, один голый человек останется”.

Нетрудно увидеть в этих рассуждениях ту философию голого факта, которую Бубнов исповедует. Он говорит: “Люди все живут… как щепки по реке плывут”. Правда Бубнова — это очень жестокая, бескрылая правда.

Третью философскую позицию в пьесе выражает и отстаивает Сатин. Это бывший телеграфист, который когда-то много читал, выступал на сцене. Читая, он не слепо доверял написанному, а анализировал, проверял усвоенное своим незаурядным критическим умом. Сатин отвергает ложь, разного рода иллюзии, золотые сны, сказки о жизни. По его словам, “ложь — это религия рабов и хозяев”. Костылёвым ложь нужна, чтобы обманывать таких, как ночлежники. А последним она нужна, чтобы оправдать своё униженное и бесправное положение или чтобы утешать себя жалкими и тщетными надеждами. Поэтому Сатин совершенно откровенно говорит, что Лука врал, вводил всех в заблуждение.

В то же время Сатин выступает и против бесчеловечной “правды” Бубнова и Барона. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. Такая правда, в основе которой лежит глубокая вера в человека, в его бесконечные возможности, в его исключительные потенциальные силы, является “Богом свободного человека”. Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это именно философский взгляд на жизнь. И тут вспоминается замечательный сатинский монолог: “Что такое человек? Это не ты, не я, не они, нет — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном. Это — огромно! В этом — все начала и концы”. Это значит, что не будет одинокого, обособленного, отчуждённого человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объединены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе будет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармонически развитым, прекрасным и величественным. Всё будет в человеке и всё — для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека; не жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать. Это будет основой морали общества будущего, поэтому имя Человека будет звучать гордо.

Пожалуй, Сатин напрасно отрицает сострадание, жалость, милосердие. Эти чувства, мне кажется, могут прекрасно уживаться с уважением к человеку. Но Сатину дорого то внимание к человеческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: “Старик не шарлатан… он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету”; иначе говоря, Лука дал горьковскому герою импульс для размышлений и для его широких обобщений, которые вобрали в себя высокую философскую правду жизни. Горький здесь доверил Сатину свои собственные сокровенные мысли.

Вот это столкновение трёх основных позиций в горьковской пьесе высекает удивительные искры. Они дают пищу уму. Они глубоко волнуют меня и не оставляют равнодушной. Ведь и сегодня, через девяносто пять лет после написания пьесы, мы размышляем о том, в чём правда и смысл жизни, нужно ли постоянно говорить в газетах, по радио и телевидению, в быту о её трудностях, не скрывая правды от людей, или, может быть, нужно доверяться оптимистическим прогнозам, пророчествам экстрасенсов, политологов, гадалок. И сегодня мы размышляем о сострадании к человеку, которому особенно тяжко живётся в наши дни. А разобраться во всём этом помогает горьковская пьеса, её глубокая философская мудрость.

Ход урока

Коллективная работа над текстом сочинения

Учитель читает работу вслух. Задание: слушаем и соотносим содержание работы с планом, который каждый составил дома, с требованиями, предъявляемыми к сочинению на литературную тему; думаем, о каких философских проблемах идёт речь в данном сочинении.

— Как работалось над планом? Что получилось?

(Зачитываются два-три плана. Ребята отмечают, что трудно было сформулировать тезис II.)

Открывается план на доске.

Обсуждение (устное рецензирование) готового сочинения

  • Формулирование темы

— У вас не возникло вопросов по поводу правильности формулировки темы?

(Правильнее будет сказать “в пьесе” или “философская проблематика”.)

  • Вступление

(Отмечается, что оно довольно удачно.)

  • Основная часть

(Главный недостаток: не сформулирован тезис — основная мысль, идея сочинения. Рассуждение начинается сразу с образа Луки.)

— Удачно ли сформулирован тезис в плане, представленном на доске? Ваши варианты.

— Проанализируем композицию основной части рассуждения. Что удачно? Ваши замечания.

(Содержание достаточно логично, доказательно. Отмечаются неоправданно выделенный маленький абзац перед пятой частью и отсутствие логического перехода между шестой и седьмой частями.)

  • Заключение

(Содержит вывод по теме сочинения и может быть принято.)

— Какова, по-вашему, идея автора сочинения?

(“Три правды” в пьесе Горького.)

— Не слишком ли узко для раскрытия темы «Философская проблематика…»? Обратимся к толкованию слов “философия” и “философский”. Только ли в вопросе о “трёх правдах” заключается философская проблематика пьесы «На дне»?

(Она гораздо шире. Драматург поднимает и другие философские проблемы:

  • смысл человеческого существования;
  • выбор жизненного пути;
  • ответственность человека за свою судьбу, за жизнь близких;
  • любовь и ненависть;
  • добро и зло;
  • жизнь и смерть;
  • проблема рока.)

— Достаточно ли полно раскрывается в работе заявленная тема? Ваши варианты формулировки темы.

(1. Три правды и их трагическое столкновение в пьесе А.М. Горького «На дне». 2. Спор о человеке в пьесе М.Горького «На дне».)

— Что необходимо изменить в плане, чтобы отредактировать сочинение, сделать его соответствующим заявленной теме?

(Вступление. Социально-философская пьеса А.М. Горького «На дне», но можно оставить прежний вариант. 2. Тезис. Философские проблемы и их решение в драме «На дне». Первое доказательство: костылёвская ночлежка и её обитатели.)

Запишем необходимые изменения в план, прочитаем отредактированный вариант плана.

— Теперь обратимся к ещё одному важному критерию — стилевому единству. Ваши наблюдения над речью, грамматикой.

(Учащиеся отмечают речевые и грамматические ошибки — неоправданные повторы, лишние слова, употребление слов в несвойственном значении, неправильное построение словосочетаний и предложений.)

— Вернёмся к началу урока, а затем подведём итоги работы.

Домашнее задание. Сочинение по творчеству М.Горького (темы берутся из комплектов экзаменационных сочинений).

Ссылка на основную публикацию