Сочинение по произведению 451 градус по Фаренгейту Брэдбери

Сочинение по роману 451 градус по Фаренгейту Брэдбери

Данный роман я является классическим примером антиутопии, где силы добра и разума стараются бороться против жестокой системы тоталитарного государства.

Автор романа – Рэй Брэдбери. Написано произведение в 1953 году.

Недавно закончилась Вторая мировая война, которая проходила под знаменами борьбы с нацизмом. Данное политическое течение абсолютно неприемлемо с точки зрения гуманизма. Нацисты старались подавить волю свободного человека, пытались уничтожить разнообразие культуры, проявляли расовую и социальную нетерпимость. Сложно даже представить, какие глубокие шрамы остались от нацизма в истории цивилизации.

Именно в это время жил создатель произведения – Рэй Брэдбери. И под влиянием этих исторических явлений и событий буквы на бумаге сложились в произведение «451 градус по Фаренгейту». Особенно писателя впечатлила кинохроника, когда немецкие фанатики сжигали книги, неугодных им авторов. Само название – не случайно. В США температура измеряется по Фаренгейту. А 451 градус – это как раз та температура, когда воспламеняется бумага.

Сюжет разворачивается в неком тоталитарном государстве, где художественные произведения сжигаются в прямом смысле этого слова. При чем, вместе с культурными артефактами в огне порой погибают и их обладатели. Считается, что слишком образованный человек опасен для государства. Образованной может быть лишь правящая верхушка. Ей выгодно, чтобы народ был скудоумным.

В оболванивании населения активную роль играют СМИ. Вместо чтения книг люди после работы больше смотрят телевизор.

Главный герой – «пожарник», который, собственно, и занимается сожжением книг. Но в нем зреет семя сомнения. Он начинает понимать, что текущая государственная политика губительна для личностного роста каждого члена общества. В итоге, он примыкает к подполью, которое занимается борьбой с режимом и запоминает наизусть содержание книг. Такой источник информации можно уничтожить, лишь убив носителя.

Помимо борьбы личности и государства, автор также затрагивает тему всеобщей культурной деградации. С помощью художественного вымысла романа он показывает, что может случиться с реальным обществом, если люди перестанут читать, интересоваться культурой и наукой.

Тема, затронутая автором, актуальна как никогда, ведь молодое поколение начинает больше интересоваться модными вещами и гаджетами, нежели научной и культурной тематикой.

Вывод вполне очевиден: нужно больше читать, больше просвещаться. В таком случае человек не станет бессловесным винтиком на службе у государственной машины.

2 вариант

Произведение «451 градус по Фаренгейту» Рэя Дугласа Брэдбери относится к жанру научной фантастики. Это роман – антиутопия, в котором автор приоткрывая завесу будущего дает волю фантазии. Он знакомит читателя с американским обществом будущего, в котором запрещены книги. Если в каком – либо доме будет обнаружена книга он немедленно будет сожжен «пожарными». Именно при температуре, ставшей частью названия книги загоралась бумага. В ряду «пожарных» был и ключевой персонаж – Гай Монтэг, с любовью делающий свою работу, но при этом тайком забирающий книги, которые должны были быть сожжены. Ему нравятся ночные прогулки. На одной из таких прогулок состоялось его знакомство с девушкой по имени Кларисса Маклеллан, которая с увлечением говорит о книгах и природе. Все принимали ее за сумасшедшую.

После этого знакомства Гаю захотелось изменить свою жизнь. Он принимает решение уйти с работы, но брандмейстер Битти дает ему время подумать. Затем он дает ему понять, что знает о спрятанной книге, которая должна быть уничтожена, ведь только так можно добиться всеобщего счастья, избежать противоречий и уровнять всех. Новому обществу не ведомы негативные эмоции, их жизнь состоит из развлечений. Даже умерших кремируют в ускоренном порядке, дабы никого не утруждать. Пытаясь привести мысли в порядок Монтэг просит бывшего профессора по имени Фабер научить его читать и начинает читать спрятанные книги. С Фабером он общается посредством миниатюрного приемопередатчика. Они решают делать копии книг и ждать войны которая избавит всех от устоявшихся порядков. Разочаровавшись в обществе, в котором ему приходится жить он превращается в изгоя, примкнувшего к подпольному обществу маргиналов.

Случается, так, что ему приходится сжечь собственный дом. Позже случается атомная катастрофа в результате которой город гибнет. Профессор и Монтэг наблюдают за этим со стороны.

Книги хранят в себе историю человечества, развивают ум и заставляют задуматься. Именно поэтому общество, описанное автором так боязно к ним относится и так безжалостно уничтожает. Автор заставляет читателей задуматься о том, насколько важны в нашей жизни книги, ведь они хранят в себе столько бесценных знаний.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману 451 градус по Фаренгейту Брэдбери

Популярные сегодня темы

Человек возомнил себя венцом эволюции и теперь платит за это. Сейчас люди поняли, как важно использование альтернативной энергии для их жизни. А используется ли она в России?

Андрей Гаврилович является дворянином, отцом главного героя романа, другом Троекурова.

Роман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на сторону угнетенных масс, и яростно критикует государственный порядок

События развиваются в новом государстве, которое получает звание Мирового. Идет 632-год эры, названной Стабильной. Эта эра получает также название Форда, который является не только правителем автомобильной компании

Произведение по жанровой направленности относится к прозаическим новеллам писателя, относящимся к раннему творчеству автора.

Сочинение по произведению 451 градус по Фаренгейту Брэдбери

Книга 451 градус по Фаренгейту. Аргументы к сочинению по литературе. ЕГЭ. ОГЭ. ФИПИ. ФГОС.

Скачать бесплатно полное собрание аргументов к сочинениям

Роль книги в жизни человека.

Рей Бредбери Фантастическая повесть «451 градус по Фаренгейту»

Казалось, нельзя и допустить мысли о том, чтобы уничтожить книги. В мире будущего, который изображает автор повести, герои преследуются и жестоко наказываются лишь за то, что хранят у себя дома книги. По приказанию властей пожарники (среди них главный герой пожарник, Гай Монтэг), должны тушить пожары, но они, наоборот, разжигают их. Поджигают дома, в которых есть хотя бы одна книга, не говоря уже о библиотеках! Достаточно кому-нибудь позвонить в депо и сообщить адрес. Вот уже свирепая команда с символической цифрой 451,с воем мчится на машинах-саламандрах, чтобы уничтожить, испепелить «ужасные книги», плод мыслей и раздумий человека, а вместе с книгами сжечь, превратить в пепел «зараженный» дом ослушника, преступившего основной закон будущего , запрещающего читать книги!

Все началось с того, что книги классиков стремительно уменьшаются в объеме. Сначала сокращенное издание, постепенно доходит до нескольких строк в словаре, а затем и вовсе чтение становится запретом. Власти считают, зачем учиться, зачем читать, если книги полны крамольных мыслей?

«Не мы важны, а то, что мы храним в себе. Когда-нибудь оно пригодится нам.» То, что мы храним в себе это знания. То есть мы должны сохранить все знания и донести своим потомкам, помогут нам в этом книги.

Проблема дефицита знаний, нравственности

В фантастической повести « 451 градус по Фаренгейту» американского писателя Бредбери , в изображенном мире будущего, книги не просто утратили свое предназначение: нести светоч знания, воспитывать. Здесь чтение книг запрещено! В таком мире происходит постепенная деградация личностных ценностей и нравственных ориентиров. Жена пожарника Монтэга — Милдред отгородилась от реальной жизни ракушками- радиоприемниками, которыми она затыкает уши, и тремя ТВ стенами своей гостиной… Отсюда отсутствие живого человеческого общения. Смысл жизни заключен для нее в бессмысленном слушании пустой болтовни цветных ТВ стен, которые для нее и «друзья» и «родные ». ВНУТРЕННЯЯ ПУСТОТА ,ИСКУССТВЕННОСТЬ ЧУВСТВ ПРЯВЛЯЮТСЯ ВО ВНЕШНОСТИ, ПОРТРЕТЕ МИЛДРЕД . Это по сути портрет нашей современной девушки: « …сожженные химической завивкой волосы, глаза, с тусклым блеском, словно на них были невидимые бельма, накрашенный капризный рот, худое, от постоянной диеты, сухощавое, как у кузнечика, тело, белое, как сало, кожа.» Милдред никогда не читает книг, страшась их, она слушает их по радио. А на мир героиня смотрит жадными до зрелищ глазами. Она равнодушна и безучастна к чужому горю. В ответ на признание мужа о том, что накануне пожарники сожгли тысячу книг, и вместе с ними заживо сгорела женщина, Милдред равнодушно спрашивает: «Ну и что же?» Чем бы герои повести не занимались, о чем бы не думали, что бы они не делали, живут в постоянном страхе , быть уничтоженными, в страхе войны. Время от времени на них обрушивается громыхающей лавиной рёв истребителей, напоминая о близости войны.

Об опустошенности людей и об отношении к роскоши.

Герои повести «451 градус по Фаренгейту»

ни о чем не говорят. Кларисса прислушалась к беседующим в парке людям. Сделала вывод, что люди , беседуя, не рассказывают о личных чувствах, переживаниях, а лишь перечисляют марки авто, моды…И всякий раз прибавляют: «Как шикарно!» они подобны трещоткам. Следовательно, можно сделать вывод, что материальные ценности в жизни героев повести Брэдбери преобладают над духовными. В этом мире картинные галереи представляют просто переливы красок, все в них беспредметно. Картины не рассказывают и воспитывают, а лишь показывают, развлекают. Такой вывод делает героиня повести Кларисса.

Одинаковый образ жизни, скупые нравственные ориентиры, стандартность мышления приводят героев к абсурдным размышлениям и умозаключениям: «Кто же умирает на войне? Это же смешно. Умирают, прыгая с высотных зданий!»- восклицают подруги Милдред. Героини с наивной и легкомысленной беспечностью отправляют своих мужей на войну, словно на прогулку. «На неделю, не больше!»,- так говорят они. Когда их спрашивают об их мужьях, они отвечают фразами и репликами окружающих: «Так говорят все!»- отвечают они.

Тема назначения «новых», интеллигентных людей

Автор фантастической повести Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

не верит в окончательную гибель всего, что дорого сердцу каждого прогрессивного человека. Даже если будут жечь книги, найдутся люди, хранители знаний. Сокровищницей для подобных людей станет их память. И пусть эти люди отойдут от мира цивилизации, будут жить у костров, порвав связи со стандартным миром ТВ стен, выслеживающих электропсов, поджигателей-пожарников. Эти лучшие сыны народа останутся носителями нравственности, угнетаемой, но культуры и интеллигентности, человечности. Рей Бредбери верит, что эти люди останутся для того, чтобы снова поднять высоко светоч знания. Подобными людьми, носителями знаний в повести являются старики ученые, которые помнят еще наизусть строки Шекспира и Данте, к таковым относится и ясноглазая Кларисса. Это люди, подобные солнечным лучам, взбунтовавшиеся в решающий час поджигатели-пожарники и множество других простых, жаждущих до знания людей! Такие люди способны и готовы выйти из «спячки» и бороться за сохранение культурного наследия человечества.

Техника и человек. Детские воспоминания

Потрясающим предвидением Бредбери в повести « 451 градус по Фаренгейту»

оказалось пророчество об отсутствии в обществе будущего мира нравственности, человечности и сострадания. Наука, несомненно, сделала жизнь зрелищной, удобной, но она привела к «футлярному» образу жизни. Жизнь человека подобна существованию машин, люди стали роботоподобными и бесчувственными… Искусственная жизнь, внешность, чувства и даже собака и та электронная. Общение с родными и друзьями для Милдред заменяет просмотр пустых реплик трех ТВ стен в гостиной. А мечта у героини тоже пустая и глупая: купить четвертую ТВ стену. Все как в театре, все как для зрелища! Власть техники Интернета способствует уничтожению культуры, отнимает последние проблески человеческого разума и чувства.

Опасным явлением становится, когда реальная жизнь для людей менее становится чужой, далекой, а нереальная (искусственная) становится обыденной. Монтэг, прикоснувшись к природе, уйдя подальше от города, заново узнает мир, познает окружающую действительность. Он, словно возродился как птица Феникс. Он начинает чувствовать тишину, слышать запахи, т.е жить. «Мысли текли спокойно и ровно, как и поток крови в его жилах». И тогда природа становится родной: «река мягко качала его на своих волнах».

Проблема жестокости среди молодых людей. Польза книг

Героиня повести Бредбери Кларисса говорит о своих сверстниках: «Я боюсь своих сверстников. Они убивают друг друга…» А Монтэг, убегая от преследователей, едва не стал жертвой загулявших подростков, мчащихся на авто, и ищущих приключения. Подростки жаждут зрелища, веселая компания подростков решила не просто напугать преследуемого Монтэга, а сбить, т.е.убить! Они нисколько не задумывались, что не имеют права отнимать человеческую жизнь . У молодых людей отсутствуют чувства человечности и ответственности за свои поступки.

Человек и природа. Дружба и вражда

В повести Рея Брэдбери дед Грэнджера говорил о силе природы: «Люди не должны понимать, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно все, что дала человеку. Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана – просто чтобы еще раз напомнить человеку о том, что он не так всемогущ, как думает. Если мы не будем постоянно ощущать её рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. И тогда в один прекрасный день она придет и поглотит нас». А еще он говорил: «Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете…»

Читайте также:  Главные герои романа Поднятая целина Шолохова сочинение

Монтэг. Убежав от преследователей далеко от города, на природу начинает жить. «…Он остановился, глубоко вдыхая запахи земли. И чем глубже он их вдыхал, тем осязаемее становился для него мир во всем разнообразии. У Монтэга уже не было прежнего ощущения пустоты — тут было чем наполнить себя. Вывод: природа делает человека богаче, наполняет его чувствами, вдохновляет на жизнь.

Монтэг – главный герой повести Рея Бредбери, понял истинное назначение огня, лишь попав на природу, удалившись от города. Огонь не должен сжигать, уничтожать, огонь должен согревать!

Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

Роман Рэя Дугласа Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является одним из самых популярных антиутопических произведений во всем мире. Он описывает тоталитарное общество, в котором книги находятся под запретом и подлежат сжиганию. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1953 год.

История создания – Толчком к написанию романа послужили кадры кинохроники, на которых нацисты сжигали книги неугодных им авторов. Восприняв это как личную трагедию, Брэдбери приступил к работе над своим антиутопическим произведением.

Тема – Центральная тема романа – роль книги в жизни каждого человека.

Композиция – Композиция романа базируется по принципу антитезы. Построение ее имеет классическую форму: экспозиция (знакомство читателя с реалиями общества, в котором книги считаются злом), завязка (вызов пожарников к месту обнаружения книг), развитие событий (знакомство Монтэга с Клариссой, его переосмысление действительности), кульминация (самосожжение женщины, не пожелавшей расстаться со своими книгами), развязка (Монтэг становится оппозиционером и примыкает к людям-книгам).

Жанр – Роман.

Направление – Научна фантастика, антиутопия.

История создания

На написание романа Рэя Брэдбери вдохновили кадры нацистской кинохроники, в которых демонстрировалось сожжение книг тех авторов, чье творчество противоречило национал-социалистической идеологии.

Писатель был глубоко поражен столь кощунственным отношением к книгам. По его признанию, сжигание Гитлером книг оказало на него такое же сильное влияние, как и уничтожение ни в чем не повинных людей в концлагерях. Для Брэдбери человеческой тело и дух, разум, заключенный в книгах, были неотделимы и представляли одно целое.

Именно поэтому он не мог равнодушно наблюдать за нацистским произволом, его единственным оружием была сила слова, и писатель приступил к написанию романа. В основу произведения лег так и не изданный рассказ «Пожарный» (1949 год), а также рассказ «Пешеход».

Произведение, которое затрагивала остросоциальные проблемы в обществе, Брэдбери писал в публичной библиотеке Лос-Анджелеса, на пишущей машинке, взятой напрокат. Впервые оно было опубликовано в 1953 году, но перед этим ему пришлось выдержать критику и пройти немало цензурных изменений, связанных с большим количеством ругательных слов.

Смысл названия напрямую связан с книгами, поскольку 451 градус по Фаренгейту – это именно та температура, при которой происходит воспламенение и горение бумаги.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Произведение Рэя Брэдбери раскрывает остросоциальную проблематику жизни общества, которая не утрачивает своей актуальности на протяжении многих лет.

Центральная тема романа – роль книги в жизни человека. Писатель без прикрас демонстрирует общество массового потребления, утратившее способность самостоятельно, мыслить, анализировать происходящее и делать собственные выводы.

Интеллектуально деградировавшим обществом гораздо легче манипулировать, и это прекрасно известно действующему правительству, которое накладывает запрет на все книги. Источником информации служит СМИ и телевидение, которое исподволь отупляет население, преподнося все новости в нужном ракурсе.

Основная мысль произведения – светлое будущее человечества невозможно без опыта прошлых поколений, заключенных в важнейших источниках знаний и жизненного опыта – книгах. Выбирая между ними и развлекательными шоу в пользу последних, люди обрекают себя на неизбежную деградацию. Это чревато самыми серьезными последствиями для общества, поскольку оно само программирует себя на полное уничтожение.

Также автор раскрывает не менее важную тему семьи и семейных ценностей. Замыкаясь в себе и закостеневая в собственном эгоизме, люди начинают игнорировать всю важность семьи. Эмоциональная отчужденность от самых близких людей – прямая дорога к одиночеству и абсолютной незащищенности, ведь только семья способна прийти на выручку даже в самых сложных жизненных ситуациях. Ценить своих родных, неустанно заботиться о них и беречь духовную близость – вот чему учит книга Брэдбери.

В своем романе автор поднимает такие проблемы манипулирования обществом посредством СМИ, чрезмерной увлеченности техническим прогрессом, замены моральных ценностей потребительскими. Своим произведением Брэбери хочет донести простую мысль – у общества, в котором под запретом находятся книги, нет будущего.

Композиция

Проводя в романе «451 градус по Фаренгейту» анализ произведения, следует отметить, что в основе его композиционной структуры лежит принцип антитезы. Вся книга буквально пронизана противопоставлениями света и тьмы, суеты и спокойствия, шума и тишины.

Построение композиции традиционно, и включает в себя экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку.

  • Экспозиция – знакомство читателя с версией современного мира, в котором нет места книгам. Любые печатные издания находятся под запретом и подлежат сожжению. Этим занимаются специально обученные люди – пожарники, к которым принадлежит главный герой романа Гай Монтэг.
  • Завязка – сигнал пожарной тревоги призывает пожарников как можно скорее выдвигаться к месту обнаружения запрещенной литературы.
  • Развитие событий – знакомство Монтэга с Клариссой, которая открывает ему глаза на истинное положение вещей. Постепенное переосмысление главным героем мира, в котором он привык жить, ни о чем не задумываясь и ни во что не вникая.
  • Кульминация – добровольное самосожжение женщины, не желавшей расставаться со своими любимыми книгами, которые служили ей источником истинной радости, приятных переживаний, бесценных воспоминаний.
  • Развязка – пережив предательство жены, зацикленной на просмотре телепередач, Монтэг примыкает к оппозиции – людям, которые решили во что бы то ни стало сохранить потомкам богатое литературное наследие.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «451 градуса по Фаренгейту».

«451 градус по Фаренгейту» соответствует жанру “роман”. Произведение написано в научно-фантастическом литературном направлении, и, по сути, является антиутопией – отрицанием возможности построения совершенного общества.

Книга как ценность на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Аннотация: В этой работе рассматривается книга как духовная ценность человечества в разрезе истории развития русской литературы и на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фарейнгейту».

Ключевые слова: книга, мир, человек, роман, жизнь, литература, ценность, Рэй Брэдбери, общество, проблема, духовность, поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
knigakaktsennostnashkeviche_-oi-17.rar2.33 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛАРУСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Солигорский государственный горно-химический колледж»

Книга как ценность

на примере романа Рэя Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту»

Выполнила: Нашкевич Екатерина,

учащаяся 1 курса группы ОИ-17

Научный руководитель: Парфёнцева Е.А.

преподаватель русского языка и литературы

Книга в истории человечества

Книга в мире Рэя Брэдбери

Список использованных источников

Слайд 1, Слайд 2

Тема моей работы «Книга глазами поколений на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Я заинтересовалась этой темой после того, как однажды прочла роман, и он мне понравился. Мне стало интересно, почему роман, написанный в другом столетии и в другой стране, вызвал во мне такой отклик и бурю новых эмоций и раздумий.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные роману Рэя Брэдбери. Однако мы решили рассмотреть это произведение в контексте ценности книги в жизни общества, и в этом заключаются актуальность и новизна нашего исследования.

Объект исследования – роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Предмет исследования – книга, отношение к ней в романе, прошлом и настоящем.

Основная цель работы – доказать, что проблема, поднятая в книге Рэя Брэдбери о потери ценности книг, как сосредоточия духовности, актуальна и в настоящем мире.

Для достижения цели мы ставим перед собой задачи :

  • изучить литературу по теме;
  • изучить отношение людей к литературе в прошлом и настоящем, в романе;
  • изучить социальную структуру общества в романе, соотнести ее с современным миром;
  • проанализировать образы героев в романе;
  • выяснить ценность книги в нашем обществе.
  • провести исследование в форме опроса у разных возрастных групп людей;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза – с каждым новым поколением книга, как духовный наставник, уходит всё дальше в прошлое, а вымышленный мир Рэя Брэдбери всё ближе к нашему.

Методы исследования , которые использовались в исследовательской работе:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • анкетирование;
  • сравнение и изучение.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может помочь по-новому увидеть роман «451 градус по Фаренгейту».

Книга в истории человечества

Наша жизнь – это бесконечный полёт фантазий для творчества и развития. На протяжении всей истории люди понимали, что знание – это сила. Наука творит чудеса почти каждый день. Благодаря последним достижениям учёных то, что раньше было немыслимым, теперь является частью нашей жизни. В прошлом, единственным способом узнать о мире было путешествие и чтение книг. Из-за материала, на котором писали, дорогих переплётов и рукописного текста книги были очень дорогими, а путешествия – опасными. А дорогое и опасное всегда влекло человека к себе. Книга во все времена была высшей ценностью для человека, для его духовной жизни. Поэтому существование книги неразрывно связано с существованием человечества.

Как и у людей, у книг есть своя история и своя судьба. Более пяти сотен лет книги существуют в привычном для нас виде. Однако они были в истории человечества и прежде, только вид имели другой, непохожий на современный. Наши предшественники проявляли изобретательность и использовали возможности окружающего мира для создания первых книг.

В 18 веке, книга была уделом «высшего сословия». Не все могли позволить себе книги, и даже не столько из-за дороговизны, сколько из-за собственной безграмотности.

В 19 веке книга получила статус властителя дум. Свою литературную деятельность начали такие великие писатели как Достоевский, Толстой, Гоголь, Лермонтов, Некрасов и многие другие. В своих произведениях, они отражали проблемы их современности, остро ставили вопросы личной свободы человека и власти. Многих писателей за их запрещённую литературную деятельность ссылали в Сибирь, а некоторых ждало и более суровое наказание, которое заканчивалось, в отдельных случаях, смертной казнью. Вот их имена: Рылеев, Радищев, Достоевский…

Перенесёмся в 20 век и что же мы видим? Книга стала доступна абсолютно любому, получила своё место на полке почти у каждого. Но в литературе чувствуется кризис и исчерпанность, все вызывает сомнение, прежние ценности подвергаются переоценке. Модернизация литературы рождает множество разнообразных течений, направлений, школ. Волна обновления в поэзии вскипит великолепным «серебряным веком». И пусть позднее для многих придет время отправиться в добровольную или вынужденную эмиграцию, жизнь литературы не прекратится. Вот имена тех, кто войдет новое искусство: Леонов, Шолохов, Фадеев и др.

С укреплением советского государства меняется и литература: формируется социалистический реализм, который воспевает ценности СССР. Идеология партии – вот центр искусства того периода. Только положительный герой, идеальный коммунист, человек прогрессивный, но не способный сомневаться, пример для всех и каждого может быть центром произведения. Социалистический реализм прекратил свое существование, когда распался Советский Союз.

Переходный период в литературе – это рубеж XX–XXI. Исчезает цензура советской литературы, постепенно новые условия, условия свободы слова. Происходит расширение читательской аудитории за счет привлечения массовых жанров. Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Развивается женская проза. Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его.

Клик на слайде 9

Начало XXI века настолько многоголосое и противоречивое, что одновременно существуют противоположные точки зрения об одном авторе или об одной книге. Многомерная культура постепенно сменяет монокультуру. Возникает и развивается множество разнообразных субкультур. В равной степени существуют массовая и элитарная литература.

Содержание русской литературы способно бесконечно поражать своим богатством. Всё, происходящее в России или в мире, все существующие в жизни и искусстве проблемы, глобальные и частные, находили отражение в творчестве наших художников слова.

Бывали времена, когда книга находилась под запретом, в некоторых странах существуют списки книг, запрещенных к изданию или изучению в учебных заведениях. Меняются времена – меняются списки. Но, ни в одной культуре мира никогда не было такого, чтобы сама книга, в прямом ее значении, была запрещена, что не мешало многим писателям-фантастам пытаться моделировать такие миры и на их примере прогнозировать возможные последствия развития общества.

Книга в мире Рэя Брэдбери

В произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» отражены актуальные проблемы мира: стремление к комфорту и потреблению, прогрессирующий эгоизм, финансовая зависимость, подражание известным личностям и потеря своей собственной, отказ от духовности.

Автор очень точно вывел в центр основную проблему романа – книгу. В его мире книге отведена ничтожно малая роль, люди забыли её ценность и вовсе перестали понимать написанное. Сюжет опирается на то, что в государстве запрещено чтение, книги уничтожаются, а человека, решившегося нарушить запрет, называют сумасшедшим. Книга находится под строжайшим запретом. Любой человек, имеющий дома хоть одну книгу из списка запрещённых, будет осужден, а его дом сожжен. На смену книге, как представителю мира духовности, пришёл мир с высокоразвитым техническим прогрессом. Люди совершенно забыли о всех ценностях жизни, об эмоциях и тем более о все красоте мира, окружающего их. Пожарные больше не прекращают пожары, а создают их. Но всё это не значит, что не осталось людей, которые свято верили бы в силу книги. Они были и будут во все времена. Их цель – сохранить для будущего знания предшествующих поколений.

Тема книги связана с поиском самого себя. Задумавшись о себе и своем месте в этом мире, испытав любовь к другим людям, герой выходит из отчуждения. А началось все с книг – они катализаторы перемен и роста, поэтому их образ у Брэдбери многогранен.

Главный герой, Гай Монтег, типичный человек массового общества, обыкновенный работяга-пожарный, всегда ответственно относящийся к своим обязанностям. Он безукоризненно выполняет указания, не сомневаясь и не думая. Такое поведение настолько для него органично, что он практически не способен к переживаниям и размышлениям. Практически, но не совсем. Часть души Монтэга не может удовлетвориться только работой и жизнью в обществе, где преследование и потребление норма. Встреча с соседской девушкой, погибшей чуть позднее, но успевшей повлиять на Гая, изменила его мысли, породила сомнения в правильности того, чем он занимается и во всей прожитой им жизни.

Ещё одним главным ударом по его мировоззрению стала женщина, которая отказалась покинуть охваченный огнём свой дом, который был забит различной запрещённой литературой. Именно в том доме, Монтег практически неосознанно крадет книгу. Принеся украденное домой, он прячет её в вентиляцию, где позже стал хранить и остальные, пытается читать, но это у него уже не получается.

Проживая день за днем, он наблюдает за тем, что происходит вокруг его. Больше не в силах находиться один на один со своими мыслями, он решает поделиться ими со своей женой Милдрет, но та его не понимает, а немного позже, приняв за умалишенного, предает его.

Не находя поддержки в близком человеке, Гай отправляется к старому знакомому Старику Фаберу. Берет у него Библию, пробует её прочесть, но из-за элементарного неумения, ему приходится просить помощи.

Книги дают Монтэгу ответы на вопросы, которые он долгое время боялся задать сам себе: «Мы тут так веселимся, что совсем забыли и думать об остальном мире. … Я слышал, что во всем мире люди голодают. Но мы сыты! Я слышал, что весь мир тяжко трудится. Но мы веселимся. И не потому ли нас так ненавидят? А почему? За что? Я не знаю. Но, может быть, эти книги откроют нам глаза! Может быть, хоть они предостерегут нас от повторения все тех же ужасных ошибок!»

В результате, Фабер и Монтег ждут войны и полной разрухи современного мира, как избавления, чтобы иметь шанс начать всё с чистого листа, внушить людям ценность книг и научить заново любить этот мир.

Развязка совершенно неожиданна. Нам открывается правда об истинных причинах сжигания книг: правительство стремится сделать «зомби» из граждан, используя стены-экраны, беззаботность и безопасность жизни, наполненной только развлечениями, не требующими работы мысли. А книги могут воспрепятствовать этому. Они наполняют людей знаниями, эмоциями, которые могут вызвать стремление к несогласию и спорам, что, конечно, руководство страны не приветствует. Потому проще книги сжигать.

Так и получается, что книга в романе – враг тоталитарного государства из-за своей способности пробудить мысль, интеллект и сомнение. Кроме того, книга – символ связи с прошлым, «одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть», которые «показывают нам поры жизни» сокровенный мир души человеческой. За каждой из них стоит человек (Монтэг далеко не сразу это понимает), поэтому уничтожение книг можно назвать самоуничтожением. А для массовой культуры – это «заряженное ружье», способное победить даже такую силу, как любые медиа-средства. Книга может показать человеку катастрофу его мира и жизни, заставить включить и стимулировать сознание. Брэдбери важно показать, что книги могут не только давать и хранить информацию, а могут оживить душу, воззвав к ней и заставив сопереживать. В книгах все лучшее в человеке – его способность к творчеству, созданию и переустройству мира.

На дворе 21 век… Люди уже не в силах остановиться на достигнутом и идут дальше не обращая внимания на последствия и нанесённый вред. Наука двигается дальше, каждый день совершаются новые открытия, запускают ракеты, изменяют формы генов, но какова цена за это? Чем ещё человечеству придётся поплатиться? Ведь только за последние 100 лет, человек изменил мир до неузнаваемости: заводы, загрязняющие окружающую среду, болезни, искореняющие население и многое другое.

В современную литературу пришло множество авторов, и она приняла новое направление. Направление, которое отличается от предыдущих. Авторы всё так же отражают проблемы общества, но какое сейчас общество… Новые поколения совершенно не интересуется классикой, игнорирует призывы читать литературу великих прозаиков и поэтов прошлого, даже не задумываются о своем духовном развитии. И к чему мы придём через несколько десятков лет? Что ждёт мир? Имеет ли место проблема романа стать реальной в будущем?

Ведь что важно в книжной культуре? В ней отражается не только прошлое, но и величие человечества, его способность к творчеству. Книги всегда актуальны – ведь человеческая природа, отраженная в них, в любой век неизменна, даже в нынешний век техники. В эпоху всеобщей разобщенности, духовного одиночества, именно книга может стать другом, превратиться в собеседника, выполнить обязанности зеркала, сохранить ценности и отличающиеся точки зрения. Благодаря книге можно найти себя в мире массового сознания, научить не бояться быть не таким, как другие, быть в меньшинстве. Книга раскрывает человеку не только остальной мир, но и индивидуальный.

Итак, изучив мир книги Рэя Брэдбери и саму книгу в этапах ее развития, мы обратились к современности. Нами было проведено исследование ценности книги в современном мире. Были опрошены учащиеся нашего колледжа с первого по четвертый курс, а также преподаватели колледжа и родители учащихся.

Вопросы анкетирования вы можете видеть на слайде. Из них можно узнать, читает ли человек книги, сколько и какие, что видит в них важного и полезного.

Проанализировав анкеты, мы можем сказать, что молодое поколение читает вдвое меньше, чем старшее. Да и то в большей степени по необходимости. Предпочтение отдается развлекательной литературе, которая украшает жизнь, не напрягая при этом рассудок.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: вымышленный мир романа, где телесное удобство преобладает на духовностью, становится к нам все ближе.

Проблемы романа актуальны и в нашей жизни. Только предметы духовности и культуры никто не уничтожает тотально, да и то, скорее всего, за ненадобностью. Зачем уничтожать то, что и так невостребованно?

Я считаю, если общество продолжит двигаться в таком же направлении, то мы рискуем оказаться с такой же проблемой, как и общество из мира Рэя Брэдбери.

Список использованных источников

  1. Богдевич Е.Ч. Мотив сгорающей книги/библиотеки в литературе XX-XXI вв. / Драфт: Молодая наука, Уральский филологический вестник №5, 2015
  2. Брэдбери Р. 451 0 по Фаренгейту / М.: Книга, 2007
  3. Брэдбери Р. Предисловие к изданию романа «451 градус по Фаренгейту», 1966
  4. Дегтярёва О.В. Лекция к семинару «Современный литературный процесс в России: основные тенденции» / МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
  5. Карьер Ж.-К., Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! / Пер. с франц.
  6. СПб., 2010.
  7. Михалева Ю. «451 градус по Фаренгейту», или Что делать? / «УГ Москва» №33 от 13 августа 2013 года
  8. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века / М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с.
  9. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира: Проблемы западной
  10. фантастики
  11. Шестакова Е.А. О книге Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту, 2016
  12. Щербитко А.В. Тема и образ книги в романе Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Анкета «Книга в моей жизни»

1.Сколько книг в год Вы читаете (в том числе из обязательной литературы):

А) не читаю вообще;

2. Когда в последний раз вы держали в руках книгу, которая не обязательна к прочтению?

А) Совсем недавно;

В) Даже в руки не беру.

3.По каким критериям Вы выбираете книги:

А) по рекомендации;

Г) вообще не выбираю.

4. Какой жанр Вам больше нравится:

А) фантастика фентези;

Б) научно-популярная литература;

Г) детективы триллеры;

Д) любовные романы;

Е) приключения исторические.

5. У вас есть любимый автор:

6.Чаще всего я выбираю:

Б) современную литературу.

7.Ваше отношение к поэзии:

8. Что для вас важно в книге:

А) герой и сюжет;

Б) побуждение к размышлению и развитию;

В) счастливый конец;

Г) информативность и полезность;

Д) эмоциональные переживания.

9. Способна ли книга повлиять/изменить взгляды людей:

10. Если бы Вам сказали, что все книги исчезнут и можно оставить одну, Вы бы выбрали:

А) Самую любимую, которую могу перечитывать снова и снова;

Б) Новую, которую ещё не читал (а);

В) Никакую, мне не нужны книги.

11. Видите ли Вы свою жизнь без книг?

А) Нет, книга очень важна для меня;

Б) Да, она не так уж и важна для меня;

12. Вы анализируете книгу после прочтения:

А) Да, надо подвести итог и сделать выводы из прочитанного;

Б) Нет, просто читаю;

13. Может ли существовать человеческое общество без книги:

14. Что для Вас книга?

А) Целый мир, глазами разных людей;

Б) Листы бумаги, с напечатанным текстом;

В) То, что задают для прочтения

Таблица данных анкеты

Учащиеся 1-4 курс

Преподаватели и родители

Сколько книг в год Вы читаете (в том числе из обязательной литературы):

Смысл книги 451 градус по Фаренгейту — Рэй Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери – это самый популярный роман-антиутопия. Произведение описывает общества тоталитаризма. В нем запрещены книги: их сжигают.

В статье раскрыты все основные скрытые смыслы книги: название, сюжет и финал.

Смысл названия книги 451 градус по Фаренгейту

Смысл названия «451 градус по Фаренгейту» заключается в том, что это оптимальная температура для сжигания бумаги.

Если перевести 451 градус по Фаренгейту в шкалу Цельсия, то получается приблизительно 233 градуса. При такой температуре бумага легко поддается воспламенению и, вследствие, загорается.

Из названия можно заключить, что речь в произведении пойдет о сжигании книг. Так и есть. Брэдбери в свое романе пытается доказать значение книги в жизни человека. В «451 градус по Фаренгейту» описано общество, которое не может самостоятельно принимать решения и делать выводы. Это общество потребителей. Такими людьми намного проще манипулировать, потому что они уже начинают деградировать. Всю информацию общество получает из СМИ, которые стремятся к глобальной деградации населения.

О чем книга 451 по Фаренгейту

Роман описывает будущее тоталитарного общества, в котором живет Гай Монтэг. Главный герой – пожарник. Но та пожарная часть, где служил главный герой, не простая. Они не тушили горевшие здания, а поджигали дома с книгами. Монтэг и не думал о том, зачем он все это делает. Главным переворотом в его жизни стала встреча с девушкой по имени Кларисса. Поколение Гая и Клариссы – люди, живущие только сериалами и, возможно, спортом. Кларисса кардинально отличалась от этого общества. Девушка любила природу, чем и привлекла внимание главного героя. Гай полностью пересмотрел свои взгляды на мир, на свое существование, на всю свою жизнь.

У главного героя уже была жена – Милдред. Гай начал замечать, особенно после встречи с Клариссой, что он и его жена живут разными жизнями, отдельно друг от друга. Детей у них не было.

Переломной точкой в жизни Гая стал следующий случай: женщина сгорела в собственном доме, потому что не хотела расставаться с книгами. Главный герой начал задавать «опасные» вопросы: какова была раньше деятельность пожарных? Гай тяжело переживал случившееся и даже перестал выходить на работу. Последней каплей стала гибель Клариссы – она погибла под колесами машины.

Начальник Гая решил проведать своего сотрудника. Он говорил главному герою о том, что не стоит выделяться из общества. Книги делают людей разными, а не одинаковыми, как того желает правительство. Именно поэтому они и борются с книгами, так как книги могут пробудить разум. Если люди начнут умнеть и развивать свой ум, то общество начнет бороться против сформировавшейся модели правления.

В доме Гая хранились книги. Монтэг спасал их при пожарах. Он предлагал заняться чтением Милдред. Вскоре пожарник познакомился с Фабером. Это был профессор, подозревавшийся в инакомыслии.

Милред стала доносчиком на своего мужа, и их дом сожгли.

Позже жители города, в котором происходит действие романа «451 граду по Фаренгейту», увидели самолеты, которые, после бомбардировки, стерли его с лица земли.

Смысл произведения 451 градус по Фаренгейту

Основной смысл «451 градус по Фаренгейту» кроется в том, что у человечества нет будущего, если не будет опыта предшественников. А именно книги могут сохранить и передать потомкам этот опыт. Но люди, описанные в романе Брэдбери вместо книг предпочитают развлекательные ток-шоу, показываемые по телевидению. Следовательно, общество само себя запрограммировало на уничтожение.

Помимо этого, одной из тем произведения является и тема семьи. Каждый человек из тоталитарного общества – это эгоист. Ему все равно на других людей, кроме себя. Он игнорирует всю суть и смысл семьи. Такая позиция приводит к одиночеству. Также человек становится беззащитным – семья может прийти на помощь в любой ситуации. Брэдбери пытается научить своих читателей ценить и заботиться о своих родных и близких.

Также косвенно Рэй Брэдбери в «451 градусе по Фаренгейту» затрагивает и такие темы, как:

  • Манипуляция людьми через СМИ;
  • Верховенство потребительских ценностей над моральными;
  • Без книг нет будущего.

Смысл финала «451 градуса по Фаренгейту»

Смысл финала «451 градуса по Фаренгейту» заключается в том, что главный герой переживает предательство своей жены. После случившегося Гай принимает сторону оппозиции. Он становится одним из тех, кто пытается сохранить память о поколениях посредством литературного наследия. С профессором они учат наизусть тексты украденных и спрятанных книг.

В конце романа на город обрушивается бомбардировка, которая стирает все население и здания с лица земли. Таким образом, Рэй Брэдбери хотел показать, что без литературы от человечества не останется ничего, даже в случае трагических происшествий. Например, никто из живущих сейчас не видел Атлантиду, но все о ней знают. А почему? Потому что о ней говорилось в книгах, передавалось из уст в уста.

Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показывает великую значимость книг не только в жизни отдельного человека, но и в сохранении памяти обо всем человечестве, нациях, народах и т.д.

Роман «451 градус по Фаренгейту» был задуман как произведение научного и фантастического направлений. Исследователи определяют жанр произведения – антиутопия, т.е. невозможность создания идеального общества.

Среди антиутопий роман Рэя Брэдбери до сих пор стоит на первом месте. Книга была переведена почти на все языки мира, раскуплена за несколько недель в нескольких тиражах.

Произведение заставляет задуматься о ценности не только литературы, но и самих книг.

Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «451 градуса по Фаренгейту». Мы с нетерпением будем ждать!

Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери)

Автор: Guru · 18.07.2018

Антиутопия Брэдбери не была первой в своем роде, но, тем не менее, смогла стать своеобразным символом этого жанра. Она находится в тройке самых популярных антиутопий, и любой собеседник, увлекающийся фантастикой, назовет ее в числе прочитанных произведений. Но известность книги не принесла ей повсеместного понимания: немногие читатели вникают в смысл романа, в отличие от команды «Литерагуру». Мы постараемся разобраться в этом тексте вместе с вами.

История создания: интересные факты

Про историю создания романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери выделяет целую главу «Вложения по десять центов ««451 градус по Фаренгейту»» в своем произведении «Дзен в искусстве написания книг». Писатель удивляется феерическому успеху, называя произведение «грошовым романом» в связи с тем, что Брэдбери вложил 8 долларов восемьдесят центов при работе над первым вариантом текста в виде рассказа под названием «Пожарник».

Перечитывая свое произведение в последующие годы, он убеждался, что герои играли новые картины в его голове, когда он «задавал им вопросы». Они воспринимаются писателем, как существа, рожденные в его сознании, но управлять их действиями он не в силах. Так исчезла со страниц Кларисса, своими сумасшедшими разговорами возродившая интерес к содержанию книг у главного героя Монтага.

Рей Бредбери пишет свои произведения при полной увлеченности, каждое утро заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать». Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, он понял, что имя главного героя (Монтаг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, — это марка производителя карандашей.

Сам роман назван «451 градус по Фаренгейту». Что примерно составляет 232 градуса по Цельсию и знаменует температуру, при которой начинает гореть бумага. Название дано в связи с тем, что Монтаг работает пожарным-наоборот, то есть сжигает книги.

Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.

Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.

Жанр, направление

Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали тут.

Наряду с этим произведением стоит утопический мир Джорджа Оруэлла «1984» (анализ романа), а так же антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (анализ романа).

Главные герои и их характеристика

  1. Главная тема романа — роль книги в жизни человека. Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
  2. Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.
  3. Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.
  4. Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.

Проблематика

  1. Конфликт общества и личности. Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
  2. Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ. Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
  3. Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
  4. Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
  5. Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.

Смысл

Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно. Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека. Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени. А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче. В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.

Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.

Критика

Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.

В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.

В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.

Ссылка на основную публикацию