Сочинение по произведению Что делать Чернышевского

Сочинение по роману Что делать? Чернышевского

Автор романа «Что делать?» Чернышевский, был истинным борцом за справедливость и верил в счастливое будущее нашей страны. Он хотел, чтобы простой народ стал жить лучше. Но считал это возможным только после совершения революции.

Героями романа стали смелые и справедливые люди, которые борются за идеи счастливого будущего. Они не такие как предыдущее поколение, они представители нового времени. В то же время Чернышевский показывает читателям то, что он уже встречал раньше таких людей. Это доказывается сном героини Веры. Труд для людей уже не считается каторжным наказанием, люди смогли его автоматизировать. Работа становится легче и способной приносить истинную радость и удовольствие. Также люди научились подчинять природу себе. Теперь они не так зависимы от неё, как раньше. Женщина становится на один уровень с мужчиной. А до этого женщины даже не могли получать достойного образования. В романе развитие простых людей идёт быстрыми темпами. Чернышевский стал своеобразным прорицателем и показал, что возможна такая жизнь, где труд женщины станет легче, она не будет вынуждена круглые сутки прозябать от тяжкой работы. Также он хотел, чтобы общество, наконец, стало заботиться о детях и стариках.

Главные герои этого произведения чётко знают, чего они хотят от жизни, и чётко следуют своим замыслам. Свои задумки они воплощают в жизнь. А то время многие искали ответ на пресловутый вопрос «Что делать?». И герои романа отвечают на это вопрос. Нужно совершить государственный переворот и переосмыслить все имевшиеся тогда ценности. Также Чернышевский мечтал, чтобы не было границ между странами, чтобы все жили одной большой дружной семьёй. Может быть, такой семьёй и был Советский Союз, которого, к сожалению, сейчас уже не существует. Также автор помимо обычных хороших людей-революционеров существуют лидеры , таким человеком показан Рахметов. Он истинный борец и организатор, способный вести за собой людей.

Лично у меня книга оставила хорошее впечатление. Она наполнена оптимизмом и верой в счастливое будущее. После прочтения книги я стала лучше относиться к жизни, стала понимать многие вещи. Мне кажется, что книга не утратила актуальности и в наши дни. Уже прошло более ста лет с момента написания этого романа, но он по-прежнему остаётся популярным, его с удовольствием читают и в России, и за рубежом. И до сих пор люди часто задумываются над вопросом «Что делать?» Ответ прост: верить в хорошее и всё для этого предпринимать.

2 вариант

Пройдя двойную цензуру, данное произведение все же было издано в печать писателем. В нем показаны невероятно трогательные моменты жизни персонажей, которые раскрыты очень подробно и тонко. Некоторые персонажи являются образами настоящих людей, с которыми писатель имел отношения. Например, в образе Веры Павловны показана его супруга, которой свойственны были ее черты. Для такого персонажа, как Рахметов, также есть реальный прообраз человека, с которым вел дружбу Чернышевский.

Рахметов обладал таким набором человеческих качеств, с помощью которых можно определить человека, как любящего своего Родину, и готового сделать все возможное для того, чтобы она стала лучше. В образе Веры Павловны показана сильная женщина, которой с раннего детства пришлось познать, что такое нужда, и уже в четырнадцать лет она отправляется работать швеей, при этом обеспечивая одеждой всех родных. Параллельно обучаясь фортепианному искусству, она начинает самостоятельно давать уроки в том месте, где обучается. Героиня крайне трепетно относится к свободе и независимости личности, считая то, что, живя в угнетении, человек теряет себя, он не способен жить полноценной и счастливой жизнью.

Помимо вышеописанных качеств, Вера наделена таким свойством, чтобы помогать другим людям советами и действиями, которое направляет во благо. Когда ее собственная мама решает выдать ее замуж за обеспеченного человека, который не мил Вере, девушка решает убить себя, но не сдаться. Представляя образ «нового человека» в обществе, который описан автором весьма тонко и проникновенно, она считает, что счастье одного человека заключается в том, чтобы помогать окружающим и близким людям, так как собственные интересы не представляют никакой ценности. В итоге, она все же вступает в брак с человеком, которого по-настоящему любит. Помимо, этого, будучи счастливой женой, она продолжает развиваться и как личность – она много читает, и обретает профессию врача, где также добивается успеха.

Стоит отметить и то, что она не является строгой женщиной, которая не следит за собой. Вера выглядит крайне привлекательно, при этом в глазах автора, она не является исключительным примером. Это скорее собирательный образ простого человека, который жил в то время, и чувствовал, что нужно что-то менять.

Сочинение 3

Чернышевского по праву можно назвать человеком революционных настроений, который боролся за счастье простого народа. Он считал, что лишь благодаря коренным изменениям, вызванных революцией, жизнь обычного человека способна стать лучше. И именно эта вера в идею и стала ключевой мыслью в его произведении «Что делать?», которое он написал, будучи в крепости в Петропавловске.

В данный роман писатель внес демонстрацию того, что лишь после разрушения старого мира возможно создание нового. Он показал тех людей, которые были готовы бороться за справедливость и счастье народа. Но, пожалуй, самой главной его идеей было изображение человека «будущего», он хотел показать ту концепцию общества, которую мечтал видеть собственными глазами. Например, можно вспомнить эпизод, в котором показан четвертый сон Веры Павловны, в котором будущее выглядит крайне перспективно и прекрасно, люди в нем добры и щедры, там царят справедливость, свобода и равноправие.

Люди из будущего для него видятся свободными от тяжелого труда, которые научились подчинять природу себе и заставлять ее работать на себя, а не наоборот. Жизнь становится радостной, людям не приходится выживать, они дышат полной грудью, занимаются творчеством и другими прекрасными делами. Развитие человечества достигает того, что они превращают степи и пустыни в земли, которые можно назвать плодородными, сажают деревья и цветы на горах. И всё это они создают ради общего блага. И развития они достигают не теми путями, через которые проходят люди, которые являются современниками автора. Народ его времени страдает, ему недоступно образование и блага жизни, он думает лишь о том, как прокормить себя и пережить зиму.

В обществе следующих поколений автор видит гармонично развитых людей, которые достигли высот, как в духовном, так и в физическом плане. Они полны сил, и каждый человек занимается тем делом, которое ему интересно. Он также считал, что роль женщины в обществе резко изменится, давая возможность ей выбирать ту профессию, которая нравится. По его мнению, должны будут решиться вопросы по обеспечению людей достойной жизнью в пожилом возрасте и воспитанию новых поколений с еще большими возможностями и потенциалом.

Вариант 4

Чернышевского Николая Гавриловича с уверенностью можно назвать борцом за честность и справедливость. Он всей душой верил в счастливо будущее своей страны. Николай Гаврилович хотел, чтобы простой народ жил в хороших условиях. Роман был написан в 1862 и написан всего за четыре месяца. Однако свершение своих желаний он ожидал только после революции.

Разумеется, основными образами произведения “Что делать?” стали храбрые и справедливые люди. Они боролись за идеи благодатного будущего. Герои — это представители обновлённого времени. Одновременно с этим писатель старается изобразить что такие люди уже были в его жизни. В доказательство можно привести сон Веры. В романе для людей каторжный труд уже не наказание, ведь они смогли его автоматизировать. Только в таком случае работа станет приносить радость. Тут люди независимо от природы выполняют поставленный им уровень работы. Люди здесь развиваются в ускоренном темпе. Многие называют Чернышевского в каком-то роде прорицателем. Все-таки он думал о том, что жизнь женщин когда-то станет не такой сложной. Еще главным его желанием было чтобы о маленьких детях и стариках общество начало заботу.

Возможно, ключевой идеей замысла Николай Гаврилович Чернышевский было предоставить читателю образ “нового человека”. Жизнь у таких людей становится спокойной и размеренной, где отсутствует нужда. Тяжелый труд исчез, можно заниматься хорошими творческими делами. Где человек наконец то поймет, что можно работать на себя, а не на кого-либо. В романе Чернышевского мы видим, что через положительные образы, он сделал попытку ответить на актуальный вопрос своего времени: “ Что делать для освобождения Руси от крепостнического строя?”. Ответ оказался как никогда прост:” Необходима революция”. Однако мечта писателя исполнилась не до конца. Границы у государств по-прежнему есть. Многие люди живут в ужасных условиях, с минимумом заработной платой. Формы современной эксплуатации до сих пор существуют. Но хочется верить, что в один прекрасный день этого не станет.

Для начала революции нужны отличные лидеры. Например, такие, как Рахметов, который является центральным образом книги. Личные цели и порывы автор замечает в таких героях как: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна. Они приносят пользу обществу так как не ищут личной выгоды стать руководителями. Некими намеками Чернышевский дают понять, что Рахметов не такой, как все человек. Поступки его автор преподносит как лидерские.

Читайте также:  Герои романа Бедные люди Достоевского

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Что делать? Чернышевского

Популярные сегодня темы

Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.

Успех ученика – это плод работы учителя. Каждый в мире успешный человека благодарен в первую очередь трем людям: родителям и учителю. Мы сейчас учимся в школе, и некоторые очень отрицательно настроены на своих же учителей

Заколдованное место Гоголя – это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.

Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.

«Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца – яркий пример детского литературного произведения советских лет – была написана в 1940 году как пьеса для кукольного театра. 30-40 годы прошлого века были тяжелым временем

Сочинение: Моё мнение о романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Моё мнение о романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Чернышевский был настоящим борцом за счастье народа. Он верил в переворот, после которого могла измениться жизнь народа к лучшему. И именно этой верой в светлое будущее народа проникнуто его произведение.

В романе “Что делать?” Чернышевский показал разрушение старого мира и появление нового, изобразил новых людей, борющихся за счастье народа.

Но главное — это то, что Чернышевский изобразил в своем романе общество будущего и сумел показать едо так, как будто он где-то раньше видел это общество. Оно показано в романе в четвертом сне Веры Павловны.

Люди будущего, предсказывает Чернышевский, переделывают природу при помощи машин. Они заставляют природу служить себе, а труд для них перестает быть тяжелым. Он превращается в естественную потребность и наслаждение для человека.

И развиваются люди в романе не так, как люди современного Чернышевскому времени, где положение народа ужасно, образование недоступно большей части народа и где человек, особенно женщина, ни во что не ставится.

С удивительной проницательностью предвидел Чернышевский и то, что общество будущего освободит женщину от домашнего рабства и решит важные проблемы по обеспечению стариков и воспитанию молодого поколения. Много общего между обществом будущего, описанного Чернышевским, и нашей действительностью.

Герои романа — творцы новых отношений между людьми. Эти люди знают, что им нужно делать, и умеют осуществлять свои замыслы, у них мысль неотделима от дела. Образами положительных героев романа “Что делать?” Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна была революция.

Но все-таки не исполнилась еще одна мечта Чернышевского. Не стерты еще границы между государствами, и многим людям живется и сейчас очень тяжело. Еще на Земле существует эксплуатация. Но хочется верить, что все это исчезнет в скором будущем.

Чтобы начать революцию, нужен был народ, который возглавили бы такие испытанные руководители, как Рахметов, один из героев книги.

Личные стремления и страсти, считает Чернышевский, не мешают приносить пользу обществу рядовым революционерам: таким, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов, которые не претендуют на роль революционных вождей. А Рахметов — один из них, но и нечто большее. Автор говорит: “Велика масса добрых и честных людей, а таких людей мало. это двигатели двигателей, это соль соли земли. ”

Чернышевский намеками дает понять, что Рахметов — особенный человек, вожак, занятый подготовкой революции. Автор рассказывает о поступках героя, которые характеризуют его как организатора борьбы с реакционным общественным укладом и служат средством пропаганды революционных идей. Рахметов постоянно связан с людьми, особенно с молодежью. Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинить свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на Рахметова.

Прочитанная книга мне понравилась. Роман Н.Г. Чернышевского — светлый, неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой всех, кто прикасается к нему”. Он дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь. Я считаю, что этот роман тесно связан с нашими днями. Чернышевский открывает нам дверь в светлое будущее, постепенно раскрывая идею романа, отвечая на вопрос: “Что делать?”.

Сочинение: «Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Н. Г.Чернышевский писал свой роман «Что делать?», буду­чи заключенным в Петропавловскую крепость. В этом романе он писал о «новых людях», которые только что появились в стране.

В романе «Что делать?», во всей его образной системе Чер­нышевский пытался представить в живых героях, в жизнен­ных ситуациях те нормативы, которые, как он полагал, долж­ны явиться главным мерилом общественной морали. В их ут­верждении Чернышевский видел высокое предназначение искусства.

Герои «Что делать?» — «особенные люди», «новые люди»: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Их так называемый разумный эгоизм — результат осознанной целеустремленности, убежденности в том, что индивидууму может быть вполне хо­рошо лишь в разумно устроенном обществе, среди людей, кото­рым тоже хорошо. Этих правил, как мы знаем, придерживался в жизни сам Чернышевский, им следуют «новые люди» — ге­рои его романа.

«Новые люди» не грешат и не каются. Они всегда размыш­ляют и поэтому делают только ошибки в расчете, а потом ис­правляют эти ошибки и избегают их в последующих выклад­ках. У «новых людей» добро и истина, честность и знание, ха­рактер и ум оказываются тождественными понятиями; чем умнее человек, тем он честнее, потому что он меньше делает ошибок. «Новые люди» никогда ничего не требуют от других, им самим необходима полная свобода чувств, мыслей и по­ступков, и потому они глубоко уважают эту свободу в других. Они принимают друг от друга то, что дается, — не говорю, до­бровольно, этого мало, но с радостью, с полным и живым на­слаждением.
[sms]

Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сце­ну титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет его «особенным». Рахметов в действии романа не участвует, да ему в нем нечего и делать. Такие люди, как он, только тогда и там бывают необходимы, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяет ни наука, ни семейное счастье. Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливос­ти, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. По­пытку Чернышевского представить читателям особенного че­ловека можно назвать удачной. До него брался за это дело Тургенев, но совершенно безуспешно.

«Новые люди» Чернышевского — дети городских чиновни­ков и мещан. Они трудятся, занимаются естественными науками и рано начали пробивать себе дорогу в жизни. Поэтому они понимают людей труда и выходят на путь преобразования жиз­ни. Они занимаются делом, которое необходимо народу, отка­завшись от всех благ, которые могла бы им дать частная прак­тика. Перед нами целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда. Студенческий кружок Кир­санова — один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность «особен­ного человека», революционера-профессионала.

Чернышевский затрагивает и проблему эмансипации жен­щин. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна осво­бождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помо­гает бедным девушкам найти свое место в жизни. Чернышев­ский таким образом хочет показать, что1 нужно перенести из будущего в настоящее. Это и новые трудовые отношения, и справедливая оплата труда, и совмещение умственного труда с физическим.

Таким образом, русская литература как зеркало отразила появление «новых людей», новые тенденции в развитии обще­ства. В то же время литературные герои стали образцами для поклонения, для подражания. А социальная литературная уто­пия «Что делать?» в той части, где рассказывается о справед­ливой организации труда и вознаграждении за труд, стала пу­теводной звездой для нескольких поколений русских револю­ционеров.[/sms]

Анализ «Что делать?» Чернышевский

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863

История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Что делать?».

Жанр произведения – роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.

Сочинение Чернышевский Н. Г. Что делать?

Сочинение на тему: – «Величайшие истины — самые простые». Л. Н.Толстой. (По одному из

Говорят, что шкала гениальности имеет две риски, отмечающие эту гениальность, — в самом начале и в самом конце линейки. Действительно, наскальные рисунки наших далеких пращуров по-своему выразительны, как выразительны статуи острова Пасхи. «Девочка на шаре» Пикассо написана с предельной простотой, как и голубь этого же художника. И даже если бы он не создал Тернику» и множество других картин в самой разнообразной стилистике исполнения, эти простые работы принесли бы ему славу.

Сравним его «Любительницу абсента» и «Демона» Врубеля. Поставим в этот ряд «Мыслителя» Родена и Будду старинноголитья из Даосского храма, каменную бабу с надгробия скифского воина и скульптуру Нефертити из египетской гробницы. Приплюсуем простые, но несущие мощный философский заряд рубай О. Хайяма и бессмертные строки «Слова о полку Игореве», прозрачную пушкинскую прозу и стихи Тютчева, которые можно петь.

Наше перечисление может затянуться, а рамки заданной темы вынуждают ограничить свое личное восприятие цитаты, заменяя живые жизненные впечатления опорой на конкретный литературный материал. Поэтому обратимся к роману Чернышевского «Что делать?», в котором простые истины переданы с безыскусной простотой.

Подлинный герой эпохи, перед которым преклоняется автор, — это Рахметов, революционер с его «пламенной любовью к добру».

Образ Рахметова и вся та чистая, возвышенная атмосфера уважения и признания, которой он окружен, с несомненностью свидетельствуют, что стержневая Сочинение на тему романа не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в прославлении революционной энергии и подвига «особенного человека» — Рахметова. С образом Рахметова прежде всего соотнесено название романа «Что делать?».

«Рахметов выведен, — говорил автор, — для исполнения главнейшего, самого коренного требования художественности». А оно состоит в том, чтобы читатель представлял себе предметы в «истинном их виде». Иначе говоря, читатель должен понять, что хотя Рахметов, по цензурным условиям, и не является «вовсе никаким действующим лицом» в романе, но зато он главное действующее лицо в жизни. Это и есть та истина, та правда, которая составляет художественную реалистическую силу романа. Мало Рахметовых, писал Чернышевский, «но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине, от них ее сила и аромат, это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

Показательно, что в «Записках» III отделения, содержащих оценки журналов 60-х годов, этот знаменитый роман цитировался по «Современнику» полностью, слово в слово. Анонимный автор «Записок» свидетельствовал о «восторженном» приеме, оказанном читателями роману «Что делать?». Он горько досадовал на то, что последователи Чернышевского, «нигилисты наши составили такую плотную и самовластную корпорацию, что действуют в литературном мире совершенно деспотически».

Никто еще до Чернышевского в русской да и мировой художественной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слов о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа высказана уверенность в близости революционного переворота. Всем существом своим опальный автор «Что делать?» ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей.

Чутьем большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевский понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера — тогда еще «экземпляра. редкой породы» — и окажет сильное воспитательное воздействие на читателя. По терминологии автора, он рисовал Рахметовых «забавными».

«В них было много забавного, — писал Чернышевский, — все главное в них и было забавно, все то, почему они были людьми особой породы». Находившийся под судебным следствием Чернышевский вынужден был часто прибегать к эзоповому языку, больше всего на тех страницах, где появляется Рахметов. Слово «революционер» заменяется здесь терминами — понятиями «ригорист», «особенный человек», «высшая натура»; революционная деятельность — «дело», революционные убеждения и взгляды — «оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни»; революционная пропаганда — «огненные речи Рахметова, конечно, не о любви»; царизм, помещичий строй — «обстоятельства», «старый порядок», «то, что должно погибнуть»; социализм — «золотой век», «новый порядок», «то, что должно жить», и т. д. Искусными намеками автор давал понять, что его герой ведет революционную работу. Сообщив о том, что у Рахметова бездна всяких «дел, не касавшихся лично до него», Чернышевский заключает рассказ словами, из которых становится ясно, каким опасным конспиративным занятиям предается его герой: «Но часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда, вместо него, сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душой и телом и молчаливый, как могила».

В окружении этих и тому подобных намеков, раскрывающих политическое лицо Рахметова как революционера и социалиста, Чернышевский предельно заостренно, подчеркнуто выделил главные стороны его характера, необычность жизненной биофафии своего героя.

Рахметов — потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в голове юноше еще в доме отца-деспота, причинившего много зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В студенческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и «началось его перерождение в особенного человека».

Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый колос на «крошечном клочке» гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей. При этом писатель не фантазировал, он знал, как знали и его читатели, что революционеры — выходцы из дворянской среды — явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петрашевцев, Огарев, Герцен и другие).

Фигура Рахметова свидетельствовала, как далеко зашел процесс разложения внутри старого общества, внутри господствующего класса, если честные, здоровые люди отрекаются от него и примыкают к народу и революции.

Рахметов закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни, под стать простому народу. Больше того, Рахметов не со стороны наблюдает быт и жизнь людей. Герой Чернышевского сам работает пахарем, плотником, перевозчиком, бурлаком. Рахметов гордится тем, что товарищи по лямке окрестили его Никитушкой Ломовым, славным и дорогим для простонародья именем волжского бурлака-богатыря. Так необычайно выпукло, заостренно представлен в романе демократизм революционера, принесший ему доверие, уважение и любовь простых людей.

Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революционному делу; Чернышевский сознательно преувеличивает спартанские, аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий. «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — говорит он, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще».

Свою готовность выдержать самые тяжелые испытания, любые страдания, даже пытки во имя революционных убеждений Рахметов проверяет тем, что однажды хладнокровно укладывается на войпок, утыканный гвоздями, и, окровавленный, проводит таким образом всю ночь. «Проба. Нужно. — говорит Рахметов, — на всякий случай нужно. Вижу, могу».

Рахметов суров, неразговорчив, «феноменально груб», «страшно резок», а в сущности он деликатный, милый, веселый, нежный и добрый человек. «Вредные обстоятельства» не позволяют ему забыть «свои тоскливые думы, свою жгучую скорбь», и он редко шутит, чаще выглядит «мрачным чудовищем». Честные люди не оскорбляются его резкостью. Они любят его, верят ему. Писатель восхищается своим «забавным» героем.

В образе Рахметова запечатлены наиболее существенные стороны характера зарождавшегося в России типа профессионального революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и родине. Ожесточенная общественная борьба вокруг «Что делать?», вокруг созданных Чернышевским образов «новых людей», злобные нападки врагов на автора революционного романа и искренняя признательность сторонников и союзников отчетливо выявляют политическое существо типа Рахметова, который, как и его создатель, ищет истину в преобразовании общественного строя.

Сочинение Чернышевский Н. Г. – Что делать?

Следующее сочинение из данной рубрики: Тема сочинения: Палачи и жертвы

Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Проблема счастья и путей его достижения волновала многих русских писателей и поэтов. Некрасов написал на эту тему целую поэму «Кому на Руси жить хорошо». Как же определить счастье? В чём оно проявляется? Каждый понимает счастье по-своему. Для кого-то это – накопление денег, карьера, для кого-то – любовь, семья, дети, для кого-то – покой, богатство, честь.

В своём романе Н.Г. Чернышевский пытался разрешить проблему счастья, но рассматривал эту проблему с совершенно иной, новаторской, позиции. До этого писателя счастье рассматривалось как интимная, личная потребность. Она решалась в узком семейном кругу. Кратко это утверждение можно выразить в формуле: «Человек может быть свободен и счастлив лишь тогда, когда он один». Эту истину пыталась внушить Марья Алексеевна Вере Павловне.

Личное счастье было провозглашено основой человеческой жизни, пределом желаний. Чернышевский же доказывает, что человек не может быть счастлив эгоистической радостью. Оно зависит от жизни многих. Истинное счастье, по мнению писателя, связано с теорией «разумного эгоизма». Эта теория означает жизнь во имя другого. Таким образом, автор выражал необходимость объединения людей, взаимопомощи.

Ключевая роль в этом принадлежала труду. Кроме того, лучших героев Г. Чернышевского объединяет одно великое дело – служение своему народу. Это определяет мораль героев, объединённых одним порывом. Поэтому «расчётливы только добрые поступки; рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр». Поэтому источником счастья этих людей является успех того дела, которое составляет смысл и радость жизни каждого из них. Поэтому такая мораль – «качество подлинно человеческой натуры».

Проблему счастья Г. Чернышевский рассматривает в двух планах: личном и общественном. Причём, одно не отделимо от другого. Рахметов обретает смысл жизни и счастье только служа народу. Он даже подвергает себя физическим лишениям, отказавшись от личных, эгоистических устремлений.
«…Мастерские для меня чужое дело», – говорит Вера Павловна. Но Чернышевский убедительно показал в романе, что именно в мастерских её «вся жизнь». Вместе с их развитием растёт сама героиня, и лучшие свои помыслы она связывает именно с их будущим.

Эти мастерские устроены по принципу коммуны, семьи, общей собственности. Вера Павловна, давая работу портнихам, спасает их от нищеты, голодной жизни. Чернышевский всячески подчёркивает их общественную значимость. Треугольник в личной жизни Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны также разрешается нетрадиционно. Вместо обычной трагической развязки предстаёт некая идиллия отношений: один мирно уступает дорогу к счастью другому.

Сам роман начинается с необычного эпизода: один человек совершает самоубийство. Затем раскрываются мотивы его поступка. Этой загадочной личность оказывается Лопухов. В своё время, будучи студентом медицинского факультета, он спасает от несчастного брака Веру Павловну. Мы видим зарождение новой семьи, которая внешне выглядит вполне благополучно. Но отношения супругов основаны всё же не на любви. Когда Лопухов замечает в своей жене перемены, вызванные зарождением чувства к его лучшему другу Кирсанову, в душе героя возникает мучительный разлад. Ради Веры Павловны он отказался от карьеры в университете, взял скудную частную практику, начал буквально с нуля. К тому же, он всегда поддерживал создание Верой Павловной мастерских. А Вера Павловна отвечает ему изменой. Как теперь быть? Оставить всё как есть, но при этом заставлять жену страдать? Лопухов говорит, что его отношение к Вере Павловне и Кирсанову диктовалось принципами, не свойственными «его обыкновенной натуре». Но вся жизнь Дмитрия Сергеевича – следование этому принципу, вся линия его поведения к Верочке и Кирсанову определяются заботой о счастье этих людей. Их счастье он воспринимает как залог своего собственного душевного благополучия.

Лопухов поступает гуманно, в соответствии с «теорией разумного эгоизма». Он отстраняется от счастья Веры Павловны, не хочет её страданий. Поэтому он инсценирует самоубийство, не собирается мешать счастью любящих друг друга людей. Сама же Вера Павловна долго остаётся безутешной, чувствует себя виновной в смерти мужа. Здесь ключевую роль играет Рахметов. Для многих это «мрачное чудовище», для которого не существует «личной жизни». Он говорит, что переживания героев романа – «новых людей» – это «глупая мелодрама». Но Рахметов становится невольным участником этой мелодрамы. Этот действительно очень занятый человек находит время помочь людям в их личных, семейных проблемах.

Здесь проявляются причины разделения автором людей на «особенных» и «новых». К первым, конечно, принадлежит Рахметов, ко вторым – Кирсанов, Вера Павловна, Лопухов. Рахметов – «особенный» герой, так как он помогает людям по-другому посмотреть на мир, а этим часто спасает их из, казалось бы, безвыходных положений. Своё счастье он не отделяет от счастья народа, его жизни. Отсюда странный образ жизни этого героя, его отказ от дворянского звания, тяжелые, изнурительные физические испытания, работа наравне с бурлаками. Мысль о другом, забота о нём, помощь ему в самосовершенствовании – вот что определяет смысл жизни и возможность счастья для Рахметова и других героев романа.

Нужно упомянуть связь этого образа с героем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Гришей Добросклоновым. Хотя ему грозит «чахотка и Сибирь», лишь он признаётся счастливым у автора. Это объясняется позицией Некрасова. Он считал истинно счастливым лишь того человека, у которого была бы в жизни высокая светлая идея, идея служения другим. По-своему мысли Некрасова о счастье представлены в образе «особенного» человека Рахметова.

Эти принципы герои Чернышевского применяют и в личной жизни, в вопросах семьи и любви. Необходимо отметить, что Г. Чернышевский видел, что в самом характере проявления любви целиком проявляется общественное лицо человека.

Своё счастье «новые» герои Г. Чернышевского обретают в гармонии личных и общественных отношений. Несмотря на некоторую утопичность в решении вопроса о счастье, многие мысли этого писателя-демократа достойны внимания современного читателя.

Ссылка на основную публикацию
Название: Моё мнение о романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 13:09:43 18 ноября 2003 Похожие работы
Просмотров: 618 Комментариев: 15 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать