Сочинение Тимур и его команда Гайдара

Сочинение по Тимуру и его команде Гайдара (рассуждение по книге)

Рассказ Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» до сих пор не потерял своей актуальности, ведь доброта по отношению к окружающим людям всегда востребована. Хоть и говорят, что в современном мире бескорыстных поступков практически не осталось, они все – таки есть. Этот рассказ – достойный пример для молодежи. Его герои делают добрые дела целой командой.

Подростки из дачного поселка объединились в команду под руководством своего мечтательного сверстника по имени Тимур. Он стал воплощением лучших пионерских черт. Будучи простым мальчишкой он сумел собрать вокруг себя дружную и сплоченную команду, которой движет любовь к Родине. Вместе с Женей, Нюркой, Колей Колокольчиковым, Гейкой и Симой Симаковым ребята боролись за справедливость и давали отпор хулиганам.

Взрослые не всегда симпатизировали им, часто возникали недопонимание и недоверие. Одним из ключевых героев рассказа является Женя – озорная, увлекающаяся девочка, выросшая без мамы. Ее старшая сестра Ольга излишне строга к девочке, постоянно поучает ее, не считаясь с маленькими, но такими значимыми для нее тайнами. Это один из примеров того, как взрослые порой воспринимали ребят. Дядя Тимура также не понимал тайн ребят.

Их главной задачей было оказание помощи пожилым людям и близким тех, кто ушел на фронт. Ребята могли и дров наколоть и воды принести, и за малышней присмотреть. Конечно же не обходилась дружба ребят и без ссор, но заканчивались они примирением.

Особенно трепетно они относились к семьям погибших на фронте, даже заборы их были отмечены специальным знаком – красной звездой, которая символизировала почет и уважение к проживающим там людям.

Без отрицательных персонажей невозможно представить не одной истории. Команда Тимура противостояла шайке Квакина. Разоблачение хулиганов было одной из главных задач ребят.

В этом конфликте автор показал столкновение двух противоположных начал, одно из которых созидательное, а другое разрушительное.

В рассказе показано насколько важна роль игры в воспитании. С ее помощью дети как бы переходят из детского мира во взрослый, примеряют на себя роли старших, учатся выручать друг друга в трудных ситуациях и помогать другим. Произведение оказало на читателей настолько огромное влияние, что в стране появилось движение тимуровцев, которые оказывали всяческую поддержку семьям тех, кто воевал в Советской Армии.

2 вариант

А.П. Гайдар написал повесть «Тимур и его команда» в 1940 году. Описываемые автором события происходят летом в дачном поселке под Москвой, где отдыхают приехавшие из Москвы дети.

Главные действующие лица повести – группа мальчишек и ее командир Тимур. Он сумел организовать ребят на добрые дела. Они нашли себе занятие – помогать тем, кто нуждается: помочь женщине с ребенком, у которой муж погиб на фронте; натаскать воды бабушке, у которой сын на войне. Деятельность ребят-тимуровцев засекречена, они помогают нуждающимся, делая это в игровой форме. На чердаке заброшенного сарая у них штаб. Свои добрые дела они не афишируют. Когда в дачный поселок приезжает девочка Женя, и она втягивается в деятельность команды.

В поселке орудует шайка хулиганов под предводительством Квакина. Тимуровцы, защищая сады от воришек, пытались урегулировать вопрос мирно, но им это не удается. И тогда тимуровцы сражаются с квакинцами врукопашную, побеждают их и запирают в уличной будке.

Взрослые не всегда одобряли дела Тимура и его команды. Женина сестра Ольга приняла ее друзей за хулиганов и запретила ей общаться с Тимуром и другими мальчишками. Но, к счастью, этот конфликт в ходе повествования разрешается, и между детьми и взрослыми возникают новые, дружеские отношения.

Главная мысль повести заключается в добром и бескорыстном отношении к людям. Тимуровцы делают добрые дела, не рассчитывая на благодарность и зачастую тайно. Они стараются помочь тем, у кого нет близких. Через добрые поступки мальчишек, бескорыстную помощь окружающим, крепкую дружбу, товарищество проявляется любовь к родине. Автор призывает своих читателей быть неравнодушными к людям.

Долгие годы повесть Гайдара была образцом для многих поколений детей, значение ее было велико. После публикации повести в газете «Пионерская правда» в 1940 году тимуровское движение стало массовым. Мальчишки и девчонки начали подражать Тимуру. Создавались тимуровские отряды, в которых детей учили бескорыстно делать добрые дела, ценить дружбу, помогать слабым. И еще в течение многих лет (включая военные годы) тимуровское движение оставалось мощным.

Сочинение по произведению Тимур и его команда

Подростки зачастую высказывают стремление помогать ближним, и оказывать посильную помощь в общественных делах. И это было великолепно описано в данном произведении, например, как то, что они хотели помочь людям, которые потеряли своих родных, которые защищали Родину. Также, в произведении были описаны лидерские качества ребят, которые в надежде на получение правды, могли и подраться, что у некоторых читателей вызывает не всегда однозначную реакцию. Но все же стоит учитывать возрастные и личностные особенности показанных персонажей.

Юноши проделывали различные ситуации, которые вызывали и читателя положительные и комичные эмоции. Например, в рассказе была показана корова с фанерным видом сообщения на ее рогах, что не может не повеселить читателей. А как были удивлены находкой пропавшего животного ее владельцы. В произведении можно отследить и то, что в ходе повествования, представители команды делятся на несколько частей, что является довольно реалистическим ходом писателя, так как в жизни, зачастую можно наблюдать подобные явления, потому что это характерная особенность социальной группы.

Тимур вместе со своей командой стремится к тому, чтобы приносить пользу своей стране и обществу, которое живет в ней. Ставя перед собой сокрытую задачу понравиться взрослым и уважаемым людям, они невероятно сильно стараются сделать все возможное. Однако, не только это движет командой – все они искренне и бескорыстно помогают окружающим людям. На сегодняшний день может показаться странным поведение подростков, потому что они могли нарушать личное пространство людей. Но подобная интерпретация не рассматривалась в годы написания произведения, так как помощь ближнему и хорошая социализация на тот момент были характерными особенностями эпохи. Отношения в команде выстроены не совсем легким способом, так как почти все члены группы находятся в подростковом возрасте, и для них характерной особенностью является поиск способа взаимодействия, порой даже путем проб и серьезных ошибок. И все же им удается найти общий язык в своем деле, так как цель их работы одна – помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. Тимуровцы со своей деятельностью были воспеты автором как люди, которые внесли колоссальный вклад в развитие общественного настроения своей эпохи, они явились ярким примером того, на что и как следует тратить свои силы. Произведение получилось достаточно искренним и интересным.

Вариант 4

Увлекательная повесть «Тимур и его команда», принадлежит перу Аркадия Петровича Гайдара и описывает события происходящие солнечным летом на территории дачного поселка, расположенного недалеко от столицы. В этом чудесном уголке природы регулярно отдыхают и набираются сил московские дети.

Основными действующими персонажами повести являются школьники во главе с Тимуром, их лидером. Тимуру удаётся сподвигнуть обычных ребят на добрые и полезные дела. Теперь у них появилось занятие – не проходить мимо нуждающихся в дружеском участии и помогать всегда и всем. Они радостно носят воду для полива огорода одинокой пенсионерке и оказывают необходимую помощь вдове погибшего солдата. Добрые дела и труд превращаются для ребят в увлекательное приключение. Чердак старого сарая ребята-тимуровцы начинают считать своим секретным бункером.

Но деятельность мальчишек не обходится и без неожиданных трудностей. В поселке действует банда бессовестных воришек возглавляемых Квакиным. Тимуровцы, вынужденные защищать сады от разорения, сражаются с хулиганами. Дело заканчивается тем, что наглые квакинцы оказываются запертыми в уличной будке.

Старшее поколение не всегда одобряло действия тимуровцев. Сестра одной из соратниц Тимура пыталась запретить девочке Жене общаться с тимуровцами. Несмотря на то, что ребятам крайне неприятно подобное отношение к себе, они не сдаются и не изменяют своим принципам. Но данные конфликты, возникшие из-за простого недоверия и недопонимания, успешно разрешаются. Доброта и искренность обезоруживают. Это утверждение актуально во все времена и в любой точке мира.

Основная идея повести заключается в бескорыстном и добром отношении к ближним. Ребята не рассчитывают на благодарность и материальное поощрение. Они стараются помочь одиноким, к которым жизнь бывает наиболее жестока. Через правильные поступки и крепкую дружбу хорошо проявляется их самозабвенная любовь к родному отечеству. Действующие лица данной повести, являются отличным образцом для подражаний. Автор выражает своё желание призвать всех мальчишек и девчонок становиться добрее и сильнее.

Также читают:

Картинка к сочинению По Тимуру и его команде Гайдара

Популярные сегодня темы

Жилин был пленен вместе с офицером Костылиным, который бросил его, как только увидел приближающихся татар. В плену он и встретил Дину – молодую татарку, лет тринадцати на вид. Произошла эта встреча, когда он попросил у татар воды

Григорий Мелехов. Григорий очень интересный человек, его натура полна противоречий и нелогичности.

Тольятти – мой родной и, конечно, самый-самый любимый город! Сразу скажу, что это достаточно современный город – советский. Он во многом похож на все другие города того времени… У нас есть центральный парк отдыха и культуры

Господа Головлевы – остросоциальный роман Салтыкова-Щедрина, призванный показать весь ужас помещичьего дворянства, вырождавшийся как слой общества.

Николай Семёнович Лесков написал интересное произведение «Левша». В качестве главного персонажа выступает обычный мужчина. Он проживает в городе Тула. Левша очень любит свою работу.

Сочинение: Тимур и его команда

В средней школе российские ученики изучают творчество Аркадия Гайдара, в частности, его бессмертную повесть о Тимуре и его друзьях. Сочинение «Тимур и его команда» является одним из программных пунктов по русской литературе. Дети, прочитавшие повесть, пишут его с удовольствием, так как находят много общего между собой и героями произведения. В то же время у них есть и масса различий, что позволяет современным ученикам кое-чему научиться у ребят предвоенного и военного времени. Итак, «Тимур и его команда» — сочинение, написанное ученицей 6 класса.

Я, как и многие современные дети, не очень люблю читать. Нам больше нравится сидеть за компьютером: играть или смотреть что-то в интернете. Но повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», заданную нам на лето, я прочитала. И она мне очень понравилась. Теперь это моя любимая книга, и я хотела бы, чтобы все мои друзья и другие дети обязательно прочитали ее. Повесть многому учит нас, а ее герои подают хороший пример.

Главные герои произведения – мальчик Тимур и девочка Женя. Они подростки, и не очень то любят слушаться взрослых. Но и взрослые не хотят их понимать, а только пытаются воспитывать.

Мама Жени давно умерла. Отец – военный офицер. Он находится на фронте, а девочку воспитывает старшая сестра Ольга. Она строгая и правильная, хочет, чтобы Женя все делала, как надо: слушалась, была дисциплинированной и пунктуальной. Ольга часто ругает младшую сестру. А Женька иногда расстраивается и обижается, но все равно делает по-своему, потому что ей всего 13 лет, и хочется приключений.

Главные события повести разворачиваются на даче, куда сестры приезжают пожить летом. Там Женя знакомится с местным мальчишкой Тимуром. Это замечательный мальчик, хоть кому-то и кажется, что он хулиган! На самом деле Тимур занят благородным делом. Он собрал команду друзей, которая помогает людям. Среди них – семьи солдат, ушедших в Красную Армию, старики, дети и другие люди, нуждающиеся в помощи. Тимур и его команда то козу сбежавшую отлавливают и возвращают хозяйке, то дрова рубят для одинокой старушки, то нянчат маленькую дочку убитого красноармейца…

Много, очень много, добрых дел совершают ребята! Они создали целую систему, при помощи которой могут связаться друг с другом и днем, и ночью, и в любой момент примчаться туда, где беда или неприятность. И Женьку тоже приняли в команду. Она с удовольствием участвует в работе.

Мне кажется, Женька немного влюблена в Тимура. Но он достоин этого, и каждая девочка может в него влюбиться. Он сильный, храбрый, честный и благородный. Никогда не даст в обиду слабых и до последнего будет бороться с хулиганами.

Хулиганы в повести – Фигура, Мишка Квакин и их шайка. Они воруют яблоки из чужих садов и делают разные другие пакости, не жалея ни стариков, ни детей. Вот с ними у Тимура и его командой и идет настоящая война. И положительные герои в ней побеждают, как победили их отцы фашистов на фронте.

Еще один «лагерь» — это взрослые. Сестра Женьки Ольга и дядя Тимура – молодой инженер Георгий Гараев. Они дружат и тоже, наверное, влюбились друг в друга. Подростков они не понимают и ругают. Ольга вообще считает Тимура хулиганом и запрещает Женьке с ним общаться.

Но в самом конце повести взрослые, наконец, все понимают. Это случилось, когда Тимур привез Женьку на встречу к ее отцу, взяв без спросу дядин мотоцикл. Медлить было нельзя – отец приехал с фронта всего на три часа, а Женька очень поздно прочитала телеграмму. Поэтому мальчик решился на такой отчаянный поступок. И они успели повидаться хотя бы на минутку! Тогда Ольга изменила свое отношение к Тимуру и все объяснила Георгию.

Я рада, что повесть закончилась хорошо, и добро победило зло. Мне очень понравились Тимур, Женька, Коля Колокольчиков и другие участники команды. Они, как Чип и Дейл, всегда приходят на помощь и совершают настоящие чудеса. Я считаю, что нам, современным детям, нужно учиться у героев повести, ведь вокруг нас столько людей, которым нужна помощь! Это и ветераны Великой Отечественной войны, и дети-сироты, и инвалиды, и просто старики, которым тяжело выйти за хлебом или просто перейти улицу. Если бы каждый ученик сделал хоть одно доброе дело для кого-то из них, как было бы хорошо!

Я буду рассказывать своим друзьям о благородном мальчике Тимуре и гордой девочке Жене и постараюсь жить так, как жили они!

Сочинение Тимур и его команда Гайдара

Тимур и его команда – сочинение

Свойственный А. Гайдару сплав «чего-то мальчишеского и чего-то солдатского», пожалуй, сильнее, чем другие его книги, выразила повесть «Тимур и его команда», появившаяся чуть позже одноименного сценария. Она была закончена 27 августа 1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», а уже в 1941 году трижды выходила отдельным изданием. Книга эта написана в тревожное, предвоенное время, когда вплотную встал вопрос о готовности к военным испытаниям разных поколений нашего общества.

Образ Жени — один из центральных в повести. С каждой повой сценой все отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки, выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее, но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар дает читателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами: Ольга заботится о Жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, что обижает сестру своим недоверием. Когда разрешается один из конфликтов повести — между взрослыми и детьми, достаточно интонационного намека в голосе Жени («Оля, ты до стола не дотрагивайся. Вот этот револьвер у них громко стреляет»), чтобы Георгий и Ольга восстановили неизвестные им звенья событий, приведших к возникновению тайны Тимура и Жени. И тайна игры, ревностно хранимая от холодных, непонимающих глаз взрослых, открывается и им, ставшим наконец друзьями детей.

Читайте также:  Характеристка и образ Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского сочинение

Сложнее разрешается второй конфликт повести — между друзьями Тимура и шайкой Квакина; его корни глубже. Это не недоразумения, которые можно рассеять, а столкновение двух противоположных начал — созидательного и разрушительного, гражданственного и анархистского. Оно показано на многих страницах повести.

Основную задачу своего творчества Гайдар видел в утверждении мировоззренческих и моральных норм советского общества. Писатель решал эту задачу, создавая настоящие, живые характеры, согретые добрым юмором. Юмористическая обрисовка персонажей, созданных Гайдаром, помогает сделать их близкими читателю, человечными и естественными. Писатель не боится показать иногда в смешном свете даже Тимура. Гайдаровский юмор развивает и эстетическое чувство читателя. Так, в сцене разговора доктора Колокольчикова с инженером Гараевым читатель осведомлен лучше, чем участники сцены, о хромом старике с револьвером и о причинах, побудивших Тимура стянуть одеяло со спавшего доктора. Юный читатель, зная больше, чем участники этой сцены, способен оценить юмор их диалога.

В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят.

ложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Этот образ — свидетельство живого чувства современности у писателя. Может быть, многие встречались с такими ребятами, как Тимур, но не приглядывались к ним поближе. Гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подростка общества и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Именно поэтому Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы.

Иначе создаются в повести образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке Фигура. Автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, тупости. Вот образцы его речи: «Гонцов надо завтра изловить», «Давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». Этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг Квакин. Фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника.

Даже Квакина в какой-то мере писатель наделяет способностью шутить, чувством юмора. У Фигуры же нет этой способности, в обрисовке его характера не проскальзывает ничего юмористического, а следовательно, и ничего человеческого. Выбор юмористического или сатирического аспекта изображения обусловлен у А. Гайдара пониманием объективной вредности явления, многоликости зла, против которого он борется. Часто писатель, сосредоточивая внимание читателя на юмористических подробностях, подводит его затем к серьезному выводу, заставляет задуматься о жизни, о взаимоотношениях людей.

В повести «Тимур и его команда» воплотились характерные черты дарования А. Гайдара: умение создать романтически-приподнятые реалистические образы подростков; способность показать эмоциональную и воспитательную роль игры в жизни ребят; переключение событий из «детского» мира игры в мир взрослый, большой, настоящий. Повесть «Тимур и его команда» оказала активное воздействие на читателей. По всей Советской стране развернулось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны тимуровцы помогали семьям воинов Советской Армии.

“Тимур и его команда” – краткое содержание повести А.П. Гайдара

Основные персонажи

Гайдар в своём произведении вывел ряд интересных персонажей, многие из которых впоследствии стали символами тех или иных человеческих свойства и качеств. Главные герои «Тимура и его команды»:

  1. Тимур. Высокий мальчик с тёмными волосами в возрасте 13 лет. Создал свою команду и вместе с ней оказывал помощь тем людям, родственники которых отправились служить в Красную Армию.
  2. Ольга Александрова. 18-летняя девушка, хорошо умевшая играть на аккордеоне. Студентка института, мечтающая стать инженером.
  3. Женя Александрова. 13-летняя девочка, младшая сестра Ольги, о которой та постоянно заботилась. Стала подругой Тимура и помогала ему во всех его начинаниях.
  4. Георгий Гараев. Дядя Тимура, работавший механиком-инженером на местном автомобильном заводе. В свободное от работы время участвовал в деятельности городской оперы, играл там и пел.
  5. Мишка Квакин — вожак шайки подростков-хулиганов.
  6. Маленькая дочь и вдова погибшего лейтенанта Павлова.
  7. Полковник Александров. Отец Жени и Оли.

Начало произведения

Действие повести происходит летом 1939 года. Три месяца полковник Александров, который командовал бронедивизионом, отсутствовал дома. По всей видимости, его отправили на фронт. Своим дочерям, Жене и Оле, отец выслал телеграмму, в которой предписал, чтобы девочки проводили остаток каникул на их подмосковной даче.

Первой туда отправилась Ольга, старшая дочь. Вечером она взяла свой аккордеон, который ей подарил отец, и принялась играть на нём. Вдруг она неожиданно увидела неизвестного молодого мужчину, который подслушивал игру девушки. Удивлённой Ольге он представился Георгием Гараевым и сказал, что он тоже имеет отношение к артистам. Парень вызвался проводить её на вокзал, поскольку вечерним поездом на дачу должна была прибыть Женя. Однако по каким-то причинам она так и не приехала.

Приключения Жени

Девочка планировала ещё из Москвы отправить своему отцу письмо, однако у неё не хватило времени на это, поэтому по прибытии в посёлок, первым делом она принялась разыскивать местное здание почты. У неё это не получилось, и Женя заблудилось. Пытаясь выяснить правильную дорогу, девочка зашла в первый попавшийся дом, который оказался дачей Гараева. Неожиданно откуда-то появилась огромная рыжая собака, которая начала громко лаять на Женю. Из-за неё та не смогла покинуть дом. Ей ничего не оставалось, как остаться на чужой даче до вечера. Через какое-то время она уснула от усталости и переживаний.

Когда Женя проснулась, она увидела на столе какую-то записку. В этом послании неизвестный обращался к ней и просил посильнее захлопнуть дверь, когда она будет уходить из дома. Автор записки подписался как Тимур.

В соседней комнате Женя обнаружила бутафорский револьвер. Взяв его в руки, она случайно нажала на спусковой крючок, и раздался громкий выстрел. В помещении случился мощный грохот, и разбилось зеркало. Испугавшись, девочка быстро выбежала из дома, забыв ключ от своей московской квартиры и телеграмму, которые лежали на столе.

Через какое-то время она сумела найти дачу. Там её поджидала рассерженная старшая сестра. Женя уже приготовилась оправдываться перед Ольгой, но к ним неожиданно подошла неизвестная девочка. Она передала им оставленный в доме Гараева ключ и квитанцию, что забытая на столе телеграмма уже отправлена по почте.

Знакомство с Тимуром

Во время одной из прогулок по местному саду Женя обнаружила сарай, от чердака которого в разные стороны тянулись верёвочные тоненькие провода. Она хотела запустить с крыши здания небольшого бумажного парашютиста, но из-за ветра он залетел в чердачное окно. Девочке стало интересно, и она забралась внутрь здания. Там она обнаружила большое колесо, внешне похожее на штурвальное. Над ним был подвешен самодельный телефон.

Вообразив себя капитаном корабля, Женя повернула колесо. Неожиданно все провода начали громко гудеть и дрожать. Это был позывной сигнал, на который прибежали несколько мальчиков. Последним из них на место прибыл рослый черноволосый парень, который представился Тимуром.

Он рассказал Жене, что в этом дачном посёлке бесчинствует орава хулиганов под предводительством некоего Мишки Квакина. Тот вместе со своей шайкой обносит местные плодовые сады и огороды. Тимур же с друзьями поступает иначе и старается помочь людям, особенно тем, близкие которых отправились служить в Красную Армию. На заборах домов своих подопечных они рисуют специальный символ — огромную пятиконечную звезду. Она сигнализирует, что с этого дня жилище находится под защитой и охраной команды Тимура. Ребята оказывали посильную помощь нуждающимся в ней:

  • складывали поленья;
  • разыскивали убежавшую козу;
  • успокаивали плачущих детей.

Особенностью команды было то, что все свои добрые дела они совершали тайно, чтобы никто из посторонних этого не увидел. Женя тоже была принята в их организацию. Тимур ей посоветовал начать играть с маленькой дочерью лейтенанта по фамилии Павлов, который недавно погиб при выполнении служебного долга на границе. Его вдова была очень благодарна, что кто-то развлекает её малышку, и она больше не грустит.

Драка с Квакиным

Тимур старается мирно решить проблему с Квакиным, понимая, что физической силой он вызовет только массовое побоище, от которого никому не будет лучше. Но беседа один на один не даёт результата. Кроме того, Ольга замечает парней вместе и решает, что Гараев входит в шайку Квакина. Она не хочет, чтобы Женя больше встречалась с ним.

Тимур со своими друзьями решает положить конец бесчинствам Квакина и его хулиганов. Он выставляет им ультиматум, но те отвергают его и берут в плен двух его друзей — Колю Колокольчикова и Гейку. Гараев понимает, что медлить в этом вопросе больше нельзя. Он хочет проучить хулиганов.

Случается схватка, в ходе которой тимуровцы запирают злодеев в небольшой будке на краю базарной площади так, что те не могут сами выбраться. На здание тимуровцы вешают кусок картонки, где крупным почерком указывают, что тут сидят негодяи, которые, будучи трусами, по ночам ходят по садам мирных жителей и разворовывают их.

Гараев катает Ольгу на мотоцикле и рассказывает ей, что в местной опере он исполняет роль старика-инвалида, который раньше был партизаном. Именно поэтому многие соседи часто видели его в стариковском гриме. У него для роли был ещё и бутафорский револьвер, из которого Женя произвела случайный выстрел.

Женя нарвала букет цветов для дочери Павлова. Тимур принёс ночью его домой девочке, а также сделал у них в саду качели.

Наступает годовщина победы Красной Армии в бою под Хасаном. В её честь в парке устраивают гулянье и концерт. Там выступает Георгий, и он просит Ольгу аккомпанировать ему. Вместе они исполняют несколько композиций. После этого они прогуливаются и случайно встречают Тимура и Женю. Гараев признаётся Ольге, что мальчик — его племянник.

Она расстроилась, потому что думала, что Тимур тоже состоит в шайке Квакина и может отрицательно воздействовать на Женю. В ответ на это Георгий строго запретил племяннику приближаться к даче Александровых, в противном случае мальчик будет отправлен с дачного посёлка к матери.

Развязка истории

Оля в Москве почти весь день провела в гостях у своей подруги. Только вечером она вернулась домой и получила телеграмму от отца. Тот сообщает, что скоро окажется в столице проездом на несколько часов.

Женя осталась в поселке, и вдова Павлова попросила её присмотреть за дочерью, потому что ей самой срочно потребовалось куда-то отъехать. Пока девочка занималась этим, ей пришло 2 телеграммы, но прочитать их она смогла только ночью. Отец писал ей, что прибудет в Москву в полночь и уедет спустя 3 часа. Последний поезд в столицу уже уехал, и Александрова поняла, что не успеет. Ей пришлось обращаться за помощью к Тимуру.

Гараев попросил одного из друзей посидеть с маленькой девочкой, а сам взял у дяди, который был на работе в Москве, мотоцикл и доставил Женю домой в столицу. Им пришлось долго мчаться по просёлочным дорогам, но всё же они успели приехать за 30 минут до того, как полковник Александров был вынужден всё-таки отбыть.

Утром Гараев вернулся домой с работы и не обнаружил Тимура дома, зато увидел, что мотоцикла нет. Он решил отправить мальчика домой, но в этот момент к нему пришёл почтальон и передал ему повестку. Из столицы вернулся Тимур вместе с Женей и Ольгой. Дядя хотел уже наказать мальчика, но за него вступилась Ольга, объяснив ситуацию. После этого Георгий зашёл в дом и вышел к ней уже в капитанской форме танкиста.

Женя покрутила колесо на чердаке, и на проводы к Гараеву прибежало около 50 ребят. Когда поезд с Георгием уехал, Тимур волновался, но старался не подавать вида. Он сказал, что на следующий день его должна забрать мама. Ольга же заверила его, что он не пропадёт по жизни, ведь он помогает людям, и те отвечают ему взаимностью.

Значение повести

Книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» была переведена на 75 разных языков, неоднократно переиздавалась. Жанр «Тимура и его команды» — повесть. Произведение породило целое движение «тимуровцев», которое распространилось по всему СССР. Это были дети, которые приходили на помощь старикам и людям, пострадавшим в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, в сферу их деятельности входили:

  • помощь совхозам и колхозам;
  • работа над благоустройством населённых пунктов;
  • шефская помощь детским садам;
  • уход за могилами павших солдат и офицеров, поддержание их в должном состоянии.

Главная мысль «Тимура и его команды» в том, что необходимо быть добрыми и отзывчивыми, приходить на помощь людям и при этом не гордиться и не кичиться своим хорошим отношением к ним.

Популярность повести заключается в том, что её до сих пор продолжают обсуждать. Читатели делятся отзывами о произведении на специализированных форумах:

Замечательная книга! Я читал её ещё в детстве, когда был пионером, и она стала для меня любимой книгой. Весь мой класс её любил. У нас в читательских билетах это была самая частая книга, взятая в библиотеке. И теперь тоже с удовольствием перечитываю все главы.

Хоть «Тимур» и написан в советские годы, он не похож на типичную пропагандистскую сказку тех лет, которую бы дети читали только для хорошей оценки в дневник. Тут есть и замечательный сюжет, и герои с интересными биографиями и характеристиками, и интересный текст. Анализ произведения говорит о том, что добро только тогда бывает добром, когда оно делается не напоказ.

Крепкая сильная повесть про замечательных людей, которая поднимает важные темы, даёт им широкое освещение. Советую всем прочитать её страницы полностью, а не описание в сокращении.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.06.2019

Гайдар А. “Тимур и его команда”

Главные герои рассказа “Тимур и его команда” и их характеристика

  1. Женя. 13 лет. Добрая, веселая. романтичная.
  2. Ольга. 18 лет. Добрая, заботливая, осторожная.
  3. Тимур Гараев. Ответственный, смелый, решительный, добрый, благородный.
  4. Григорий Гараев. Инженер, положительный, спокойный, надежный.
  5. Мишка Квакин. Вождь местных хулиганов.
  6. Петр Пятаков, он же Фигура. Хулиган.
  7. Гейка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Василий Ладыгин, Таня и другие ребята. Члены команды Тимура.

Кратчайшее содержание рассказа “Тимур и его команда” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Женя и Ольга едут на дачу, и там Женя знакомится с Тимуром, а Ольга с Георгием Гараевыми.
  2. Тимур и его ребята помогают семьям красноармейцев, а Квакин со своей компанией ворует яблоки.
  3. Ольга считает Тимура хулиганом, и запрещает Жене с ним встречаться.
  4. Тимур и его команда отлавливает всех хулиганов, и сажает их в пустую будку на рынке.
  5. Ольга и Женя ссорятся из-за Тимура, а Квакин бьет Фигуру.
  6. Тимур отвозит Женю в Москву на встречу с отцом, Ольга понимает свою ошибку, а Георгий уходит в армию.
Читайте также:  Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение

Главная мысль рассказа “Тимур и его команда”
Жить нужно так, чтобы приносить пользу другим людям, и в этом самое большое человеческое счастье.

Чему учит рассказ “Тимур и его команда”
Повесть учит никогда не оставаться равнодушным к чужой беде. Учит благородству, смелости, решительности. Учит дружбе. Учит стоять друг за друга горой. Учит помогать людям. Учит никогда не отчаиваться. Учит не судить о людях по первому впечатлению, не принимать необдуманных решений. Учит справедливости.

Отзыв на рассказ “Тимур и его команда”
Мне очень понравилась эта повесть, и больше всего понравился мальчик Тимур, который тайно делал благородное дело, не ради славы или благодарности, а потому что считал это правильным. Мне понравилось, что в конце все у Тимура и Жени стало хорошо, потому что они отличная пара.

Пословицы к рассказу “Тимур и его команда”
Доброе дело добрый человек затевает.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
На друга надейся и сам не забудь его выручить.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Тимур и его команда”
Дочери полковника Александрова, три месяца бывшего на фронте, Ольга и Женя отправились на дачу в Подмосковье. Ольга уехала первая с вещами, а Женя еще должна была прибрать в квартире и послать отцу телеграмму. Она бойко начала убираться.
***
Между тем Ольга на грузовике приехала на дачу, сгрузила вещи, а соседка предложила помочь прибрать и помыть. В саду Ольга увидела сарай, над которым развивался красный флаг, но когда добралась до сарая, флага уже не было. А лестница, приставленная к сараю, упала.
Соседка пожаловалась, что ребята озоруют по чужим садам, а Ольга взяла аккордеон и стала играть.
Ее игру с удовольствием послушал Георгий Гараев, инженер-механик с автомобильного завода, и Ольга с ним разговорилась, а потом попросила проводить ее на вокзал, встретить Женю. Но Женя в этот вечер не приехала.
***
Женя забыла отправить телеграмму в Москве и, приехав в поселок, стала искать местную почту. Она увидела девочку с упрямой козой, но коза утащила девочку, и Женя не успела ничего спросить.
Тогда Женя зашла на какую-то дачу и громко поздоровалась. Людей на даче не было, но была большая собака, которая наотрез отказалась выпускать девочку. Женя прилегла на диван и уснула, а проснулась только утром.
Собаки не было, а на столе лежала записка от Тимура, с просьбой захлопнуть дверь. Женя зашла в соседнюю комнату, увидела саблю и револьвер. Она взмахнула саблей и нажала курок, раздался выстрел.
Испуганная Женя убежала, забыв ключ от квартиры и телеграмму.
Ольга была очень сердитой, и Женя решила сразу ей все рассказать, одним махом. Она быстро сказала про ключ и телеграмму, но в этот момент в сад забежала коза, за которой гналась девочка. Женя побежала помогать выгнать козу, а девочка неожиданно дала ей забытый ключ, и квитанцию об отправке телеграммы. Также девочка дала Жене записку от Тимура, в которой тот предлагал Жене ничего не бояться.
Женя уже смело вернулась к Ольге, и сказала, что пошутила, потому что не может без шуток. Потом она спросила сестру про бога и про Тимура. Но Ольга знала только древнего царя с таким именем.
***
Коля Колокольчиков уныло помогал деду чинить часы. Его ждал Симка Симаков, но дед не торопился. Да еще и младшая сестра Татьянка стала рассказывать про тайны брата. Старичок не слушал девочку, но тут раздался звон. Коля мигом убежал в сад и встретился с Симой.
Это был странный сигнал, не тревога и не общий перезвон. На улице к ним присоединились Гейка и Василий Ладыгин. Мальчики были в недоумении и спешили к сараю.
В это же время Тимура отчитывал его дядя, седой старик. Но отчитывал ласково, без злости. Тимур услышал звон колокольчика и схватил трубку телефона.
А часом ранее Женя, спасая картонного парашютиста, забралась на чердак сарая. Тот оказался обитаемым. Там висела карта, лежали фонари и веревки, а самое главное стояло колесо, похожее на штурвальное. Женя вообразила себя капитаном и стала крутить колесо. Вдруг зазвонил телефон. Чей-то голос приказал девочке убежать, чтобы ее не поколотили.
Но убежать Женя не успела, в сарай залезли мальчишки. Они грозно надвигались на девочку, не слушая ее криков про свой сад. Но вот за их спинами мелькнула еще одна тень и появился темноволосый мальчик со звездой на безрукавке. Он представился Тимуром и предложил Жене остаться с ними, чтобы понять, чем они занимаются.
Оказалось, мальчики помогают местным жителям, особенно семьям красноармейцев. Звучали доклады о обобранных хулиганами яблонях, о пропавшей у Нюрки козе, о плачущей в доме лейтенанта Павлова девочке.
Тут на горизонте показался Мишка Квакин. Тимур отправился к нему на встречу. Он предупредил Квакина, чтобы тот не смел воровать яблоки в домах, где стоит его звезда.
Со стороны казалось, что беседуют два друга, и Ольга, видевшая Квакина в первый вечер на вокзале, решила, что Тимур такой же хулиган.
***
Стемнело и Тимур повел Женю по улице. Он показывал звезды на калитках и говорил, что в этих домах живут семьи красноармейцев, а все они под их с ребятами защитой. Тимур привел Женю к дому лейтенанта Павлов, где плакала девочка. Но тут Женю окликнула Ольга.
Она подозвала сестру и строгим тоном запретила ей общаться с Тимуром. Женя была в отчаянии, но ничего не могла доказать сестре.
***
Утром, дождавшись, когда старуха молочница уйдет за водой, ребята быстро натаскали ей полную бочку воды. Старуха, вернувшись вылила ведра в полную бочку, охнула, обежала бочку вокруг, проверила замок на доме, и рванула к соседке, жаловаться на хулиганов.
На обратном пути Тимур заглянул к Жене, и та рассказала мальчику, что ее сестра его не любит. Тимур признался, что его дядя такого же мнения о Жене. Тут вышла Ольга и снова начался скандал.
Ольга потребовала от Жени перестать видеться с Тимуром, угрожая иначе увезти ее в Москву. Потом показала телеграмму от отца, который обещал на днях заехать проездом.
***
К бабке девочки Нюрки, хозяйки козы, привезли дрова. Бабка кряхтя стала складывать поленницу, потом отошла в огород. У дров остался трехлетний мальчик. Во двор вбежали пять ребят и стали укладывать дрова. Когда бабка вернулась, она увидела, как малыш тащит к ровно уложенной поленнице кусок бересты.
Тут пришла унылая Нюрка, которая не могла отыскать пропавшую козу. Но коза сама вбежала во двор, а на ее рогах висел плакат, запрещающий бить девочку.
***
Во дворе лейтенанта Павлова маленькая девочка вдруг увидела картонного зайца, который спускался с забора. Следом появилась Женя, перелезла через забор и стала играть с девочкой.
Обеспокоенная Ольга отправилась проверить, что ее сестра делает в чужом саду. Но мать девочки заступилась за Женю, сказав, что у них горе, она плачет, а девочка не знает, что ее отца убили.
***
Позади старой часовни ребята из компании Квакина играли в карты. Вдруг раздался звук трубы. Это пришли Коля Колокольчиков и Гейка. Они принесли ультиматум Тимура.
В ультиматуме Тимур давал Мишке 24 часа на то, чтобы добровольно явиться на встречу и выдать список своей банды.
Мишка, и его верный помощник Фигура решили гонцов поймать, а Тимура побить.
Квакин отозвал Фигуру в сторону и спросил, не он ли лазил в сад, где живет девочка, у которой убили отца. Фигура подтвердил. Тогда Квакин сказал, что на Тимку ему плевать, но Фигура похож на черта.
***
Старуха молочница разносила молоко по дачам. Она подошла к даче Тимура, за оградой которой кто-то пел и предложила молока. С дачи попросили две кружки. Старуха зашла в калитку и увидела старика с саблей. Старик, узнав, сколько надо заплатить, полез в карман, и достал револьвер. И так испуганная молочница перепугалась еще больше, и отказываясь от денег, поспешила убежать.
Только ушла молочница, пришел дед Колокольчиков, и обвинил Тимура в попытке ограбления его дачи. Удивленный старик опустил из-за спины руку с револьвером, и испуганный дед тоже убежал.
А старик сорвал парик и превратился в молодого Георгия Гараева, который сел на мотоцикл и поехал к Ольге.
***
В одиннадцать часов Гейка и Коля отправились к Квакину. Для связи за ними приглядывал Симка. Мальчишек впустили в церковь и Квакин отдал Гейке ответ, там был нарисован кукиш. Гейка порвал ответ и ребят схватили, они не сопротивлялись. Квакин сказал, что мальчишки будут сидеть в часовне, а Фигура ударил Гейку. Когда ребят увели Алешка подрался с Фигурой, ему не понравилось, что тот бил схваченного Гейку.
Симаков побежал к Тимуру.
***
Ольга загорала, а Женя купалась. К ней приплыла девочка Таня из команды Тимура. Девочки разговорились, потом прыгнули в реку с обрыва. Следом прыгнул и Симка, спешивший на другой берег, где купался Тимур с ребятами. На ходу он крикнул Жене про Гейку.
Когда Ольга пошла домой, ее встретил Георгий. Он предложил подвезти ее на мотоцикле, но повез другой дорогой. Он показал свой завод, а потом мотоцикл заглох.
Разбираясь с мотором, Георгий рассказал, что играет в театре старика-инвалида, потом Ольга рассказала про хулигана Тимура, и Георгий неожиданно смутился.
***
Возле часовни остался один Фигура. Вдруг пришли Тимур с ребятами, выпустили Гейку и Колю, а на их место посадили Фигуру. Тимур написал записку от имени Фигуры, что запер пленников, и они ушли.
Когда мимо проходил Квакин, он прочитал записку, услышал стук из часовни, и думая, что стучит Гейка, спокойно ушел.
А в это время собирались тимуровцы. Их набралось уже тридцать человек.
В темноте Квакин крался к дому номер 24, он собирался обчистить сад. Но Тимур с ребятами устроил засаду и всех хулиганов переловили. Их посадили под ключ в пустую будку на краю базара, а Квакина отпустили, сказав, где сидит Фигура. Мишка горестно побрел прочь. Потом обернулся и крикнул, что будет бить Тимура один на один до смерти.
А тимуровцы повесили на будке объявление, что в ней сидят люди, обиравшие чужие сады.
***
На следующий день Ольга аккомпанировала Георгию на празднике. После концерта молодые люди пошли по аллее, взявшись за руки. На перекрестке они столкнулись с такой же счастливой парой. То были Женя и Тимур. Пары раскланялись от неожиданности и разошлись.
Только тут Георгий признался, что Тимур его племянник и Ольга убежала.
Она нашла Тимура, рядом с которым стояли Квакин и Фигура, и потребовала оставить Женю в покое, назвала хулиганом и обвинила в воровстве яблок. Тимур пытался оправдаться, но Ольга не слушала, она бежала искать Женю.
Квакин не ждал такой развязки и был озадачен. А Тимур повесив голову, пошел прочь. Фигура предложил догнать Тимура и накостылять ему, но Квакин неожиданно назвал его сволочью и стал бить. Фигура с визгом бросился прочь.
***
От Гейки Тимур узнал, что его ищет дядя и пошел домой. Женя поругалась с Ольгой, которая сказала, что послезавтра увозит ее в Москву. Потом Таня и Нюрка утащили Женю танцевать.
Георгий запретил Тимуру подходить к Жене.
***
Ольга с досады уехала в Москву, ничего не сказав сестре. Дома она обнаружила телеграмму от отца.
Вечером Женя забежала на дачу переодеться, и пришла соседка, которая попросила присмотреть за ее спящей дочерью.
Женя согласилась, девочку положили возле окна и раскрыли занавеску, чтобы ее было видно с улицы.
Потом Женя и Таня побежали играть в волейбол.
Чуть позже пришел почтальон и принес телеграмму, ее принял сосед. Через два часа почтальон пришел снова и принес вторую телеграмму. Сосед взял обе телеграммы и бросил их в окно, на кроватку, где спала маленькая девочка.
Но Женя не заметила телеграммы. Она вернулась поздно и сразу легла в кровать, вспоминая о ссоре с сестрой. Потом захотела варенья, встала и только тут увидела телеграммы. Одна была от отца, вторая от Ольги. Отец приезжал сегодня ночью и просил ждать его в городской квартире. Ольга требовала немедленно приехать.
Вдали прогудел последний поезд на Москву. От отчаяния Женя чуть не заплакала, но опомнившись бросилась в сарай.
Тимура разбудила собака, стащившая одеяло. Он услышал звон колокольчика и взял трубку телефона. Скоро он знал все.
Тимур бросился к деду Колокольчикову и рассказал тому все, чем он с ребятами занимается. Старик посмотрел в его глаза и позвал Колю.
Тимур сбил замок с сарая и вывел мотоцикл, он знал, что это плохо, но иначе не мог. Коля остался с маленькой девочкой, а Тимур и Женя помчались в Москву.
***
Время подходило к трем часам ночи, полковнику Александрову пора было уезжать. Он сильно переживал, что не увидел Женю и просил Ольгу быть с девочкой помягче. Вдруг раскрылась дверь и появилась Женя. Она была грязной, но счастливой. Девочка обняла отца, а потом познакомила его с Тимуром, таким же грязным и усталым.
Александров пожал Тимуру руку, а растерянная Ольга поздоровалась с мальчиком.
Потом полковник Александров уехал на вокзал, где его ждал бронепоезд.
***
Утром Георгий обнаружил пропажу мотоцикла и решил отправить Тимура к матери, но в этот момент красноармеец принес ему письмо. Георгий прочитал его и скомкал. Теперь надо было не отсылать Тимура, а вызывать мать.
Тут появился Тимур, но Георгий не успел ничего сказать. Следом вошли Ольга и Женя и все разъяснилось.
***
На следующее утро Георгий явился к Ольге в форме капитана и объявил, что уходит в армию.
Проводить Георгия пришли все тимуровцы, а когда тот уехал, Тимур сказал, что остался один. Но Женя возразила, указав на себя, на друзей и на красную звезду. А Ольга сказала, чтобы Тимур был спокоен, ведь он всегда думал о людях, а значит и люди его не забудут.
А Тимур сказал, что всем вокруг хорошо, значит и он спокоен.

Благородство и честь в повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема: Благородство и честь в повести А.П.Гайдара « Тимур и его команда»

Цель : на примере литературных образов сформировать у учащихся понятие о благородстве, чести, бескорыстной помощи, пробудить потребность оказывать помощь нуждающимся и творить добро.

Читайте также:  История создания повести Очарованный странник Лескова

Тип урока : закрепление пройденного материала.

Форма урока: групповая работа.

Элементы технологии : « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Приёмы : моё личное место, синквейн, кластер, элементы исследовательской работы.

Планируемые метопредметные результаты

Умение извлекать информацию из текста.

На основе анализа объектов делать выводы.

Умение слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре, группе.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции .

Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Все расселись по местам , никому не тесно, по секрету вам скажу:

Сегодня урок буду вести у вас я и учитель русского языка и литературы.

Беседа ( погружение – вызов)

Звучит песня « Тимуровцы» ( выходят старшеклассники )

Инсценирование отрывка из книги « Тимур и его команда»

-Ребята, давайте к делу( расселись)

-В саду дома №34 по кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, они сломали 2 ветки и помяли клумбу.

-Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас тут бывший специалист по чужим садам и яблоням?

– Кто это мог сделать ?

Это работал Мишка Квакин его помощник под названием

« Фигура».Яблоня –мичуринка, сорт «золотой налив,и, конечно,взята на выбор.

-Опять Квакин? У тебя с ним был разговор?

-Дал ему по шее два раза.

Ну и он сунул мне раза два тоже.

– Ладно, с Квакиным мы разберёмся.

-В доме №54 по пушкарёвой коза пропала. Я иду, вижу-старуха девчонку колотит .Я кричу « Тётенька, бить не по закону .

Она говорит : «Коза пропала»

-Дом красноармейца Павла Гурьева.

-В доме номер 22 девчонка плачет.

– Что же она плачет?

-Спрашивал- не говорит.

-Постой. Чей это дом?

Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

-Ладно…Это я сам . Вы к этому делу не касайтесь.

4.Беседа с классом(погружение в тему урока)

Ребята, каких героев вы увидели ?

-Кто они? ( Тимура и его друзей)

-Как они себя называют( команда)

-Почему их можно назвать командой? Какие дела они совершают?

( добрые, благородные, честные, бескорыстные)

-Так о чём мы сегодня будем с вами говорить? О каких поступках? Попробуйте сформулировать тему урока.

Благородство и честь в произведении А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

-Правильно. Сегодня мы проводим обобщающий урок по прочитанным отрывкам из книги Гайдара « Тимур и его команда».

Попробуем ответить на вопрос. Какую мысль хотел донести до нас автор?

На доске портрет Гайдара

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы,

Как бесконечную игру.

Он никогда не будет стар,

В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар.

В шинель походную одетый.

Биография Гайдара действительно необыкновенна. Жаль только, прожил он мало . В 16 лет стал командиром полка, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, спасая своих товарищей-разведчиков партизанского отряда. Герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.

Мы сегодня будем работать в группах. Дух соперничества поможет в этом. Самая дружная самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большое количество красных звёздочек. Работать будем по маршрутным листам .

Мы узнаем, какой путь (маршрут) совершили герои повести, почему эту книгу до сих пор читает уже наше поколение.

-Почему именно звёздочки?(отвыты детей)

Горожане знали, что если в левом углу дома горит пятиконечная звезда, значит здесь зона действия тимуровцев, и в душе каждого взрослого поднималась волна благодарности и гордости за подрастающее поколение.

-Ребята, все ли герои произведения вели себя также благородно как тимуровцы?

Инсценирование отрывка « Тимур и его команда»

Здорово, комиссар ! – склонив голову набок, негромко сказал он. – Куда так торопишься?

– Здорово, атаман ! – в тон ему ответил Тимур. – К тебе навстречу.

– Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это? – Он сунул руку за пазуху и протянул Тимуру яблоко.

– Ворованные? – спросил Тимур, надкусывая яблоко.

– Они самые, – объяснил Квакин. – Сорт «золотой налив». Да вот беда: нет еще настоящей спелости.

– Кислятина! – бросая яблоко, сказал Тимур. – Послушай: ты на заборе дома номер тридцать четыре вот такой знак видел? – И Тимур показал на звезду, вышитую на своей синей безрукавке.

– Ну, видел, – насторожился Квакин. – Я, брат, и днем и ночью все вижу.

– Так вот: если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.

– Ой, комиссар! Какой ты горячий! – растягивая слова, сказал Квакин. – Хватит, поговорили!

– Ой, атаман, какой ты упрямый, – не повышая голоса, ответил Тимур. – А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами последний.

-Ребята, какие герои предстали перед нами? ( Тимур, Мишка Квакин)

-Если у этих героев что-то общее? Чем они различаются?

-Ребята, вы заметили, что в сценке двух героев нам встретились слова

( комиссар, атаман) Чем различаются эти слова?

(Работа со словарями)

Учитель раздаёт конверты командам

1конверт( шайка, атаман)

2конверт( комиссар, команда)

Определите значение слов по словарю.

-К каким же героям можно отнести слова (шайка, атаман)?

-А слова комиссар и команда? (к тимуровцам)

-Какие же дела совершала команда Тимура? Какие дела совершала шайка Квакина?

«Узнай героя по поступкам»

Работа с учебником.

– Какие же дела совершала команда Тимура? Какие дела совершала шайка Квакина?

(ребята находят в тексте, пишут и приклеивают (1 команда приклеивает на мешок с яблоками , 2 команда приклеивает на штурвальное колесо)

«Шайка атамана Квакина»

«Команда комиссара Тимура»

Выламывают доски из нового забора

Грозятся излупить Тимку, который «подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело»

Играют в карты «на тычка,», «на щелчка», и на «оживи покойника»

Позволяют себе «гнусные ругательства»

Берут послов Тимура в заложники, угрожая расправой

Помогают найти козу

Таскают воду старухе-молочнице

Складывают дрова в поленницу

Заступаются за Нюрку

Составляют ультиматум Квакину

Играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец

Ловят банду Квакина

-Ребята можно ли по поступкам героев составить их портрет?

Составление кластера, проекта ( собираем портрет героя)

Благородный, решительный, смелый, отзывчивый,

хулиган, трусливый, грубый, безответственный -Что же у вас получилось? – защита проекта- портрета

-Ребята, пыталась ли команда Тимура бороться с шайкой Квакина?

-Какое условие они им поставили?

Просмотр отрывка фильма « Тимур и его команда»

Это снаружи у стены стояли посланцы от команды Тимура. Штаб-трубач Коля Колокольчиков сжимал в руке медный блестящий горн, а босоногий суровый Гейка держал склеенный из оберточной бумаги пакет.

— Это что же тут за цирк или комедия? — перегибаясь через ограду, спросил паренек, которого звали Фигурой. — Мишка! Брось карты, тут к тебе какая-то церемония пришла!

— Я тут, — отозвался Квакин. — Эге, Гейка, здорово! А это еще что с тобой за хлюпик?

— Возьми пакет, — протягивая ультиматум , сказал Гейка. — Сроку на размышление вам двадцать четыре часа дадено. За ответом приду завтра в такое же время.

Обиженный тем, что его назвали хлюпиком, штаб-трубач Коля Колокольчиков вскинул горн и, раздувая щеки, яростно протрубил отбой. И, не сказав больше ни слова, под любопытными взглядами рассыпавшихся по ограде мальчишек оба парламентера с достоинством удалились.

— Это что же такое? — переворачивая пакет и оглядывая разинувших рты

ребят, спросил Квакин. — Жили-жили, ни о чем не тужили. Вдруг. труба, гроза! Я, братцы, право, ничего не понимаю.

Он разорвал пакет, и, не слезая с ограды, стал читать:

— “Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину. ” Это мне,

С полным титулом, по всей форме, “. и его, гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой. ” Это тебе, — с удовлетворением объяснил Квакин Фигуре. — Эк они завернули: “гнуснопрославленный”! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще, “. а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум”. Это что такое, я не знаю, -насмешливо объявил Квакин. — Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.

— Это такое международное слово. Бить будут, – объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.

— А, так бы и писали! — сказал Квакин. — Читаю дальше. Пункт первый: “Ввиду того что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак – красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем. “

— Ты посмотри, как, собаки, ругаются! — мутившись, но пытаясь улыбнуться, продолжал Квакин. — “приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий”.

— То есть в каком смысле свободу? — опять переспросил Квакин. – Мы их, кажется, пока никуда не запирали.

— Это такое международное слово. Бить будут, — опять объяснил бритоголовый Алешка.

— А, тогда так бы и говорили! — с досадой сказал Квакин. — Жаль, что ушел Гейка; видно, он давно не плакал.

— Он не заплачет, — сказал бритоголовый, — у него брат – матрос.

— У него и отец был матросом. Он не заплачет.

— А то, что у меня дядя матрос тоже.

— Вот дурак – заладил! -рассердился Квакин. – То отец, то брат, то дядя. А что к чему – неизвестно. Отрасти, Алеша, волосы, а то тебе солнце напекло затылок. А ты что там мычишь, Фигура?

— Гонцов надо завтра изловить, а Тимку и его компанию излупить, –коротко и угрюмо предложил обиженный ультиматумом Фигура.

На том и порешали.

Беседа с классом

-Ребята, что такое ультиматум? ( работа со словарями)

Как поняли значение этого слова шайка Квакина и команда Тимура?

(каждой команде выдаётся по цитате)

Работа с цитатой ( цитаты в конверте)

1. “. а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум”. Это что такое, я не знаю, –насмешливо объявил Квакин. — Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.

– Это такое международное слово. Бить будут, — объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.

2. Работы на сегодня было еще немало, но, главное, сейчас надо было составить и отослать Мишке Квакину ультиматум.

Как составляются ультиматумы, этого еще никто не знал, и Тимур спросил об этом у дяди.

Тот объяснил ему, что каждая страна пишет ультиматум на свой манер, но

в конце для вежливости полагается приписать: “Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении”.

-Ребята, зачем же был нужен ультиматум ? Чего хотели добиться тимуровцы?

-Как проявили себя тимуровцы и шайка Квакина

Ребята, составьте синквейн о Тимуре и Мишке?

Слушаем синквейны групп.

-Ребята, как вы думаете, почему именно Тимуровское движение , а не «Квакинское» существовало?

Приём « Моё личное место»

Займите место рядом с героем

– Ребята, почему вы заняли именно это место?(ответы детей)

На экране демонстрируются слайды с хрониками военных лет.

История тимуровского движения: В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше двух миллионов человек. Звание «Тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят, побуждало их к благородным патриотическим поступкам. Тимуровцы ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям освобожденных районов, собирали и отправляли им литературу, учебники и учебные пособия, подарки. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах, журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев шествовали над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

-Ребята, только ли во время войны люди нуждаются в помощи?

– Когда нужна помощь людям ? ( в трудную минуту)

-В наше время вы участвуйте в какой- то помощи?

(акция «Помоги собраться в школу», помощь инвалидам, ветеранам…)

-Дети, а как называется это движение сейчас? Тимуровское? (волонтёрское)

Волонтёрское движение – это прямое продолжение всех тимуровских дел, которым дал начало А.П. Гайдар

-Ребята, давайте вернёмся в середину 20г. Прошлого столетия.

Я хочу, чтобы встретилось то поколение ( поколение пионеров) и ребята из нашего современного 21 века.

Ученики побеседовали с мамами, бабушками, прабабушками, кому довелось побывать пионером.

Узнали, что они раньше читали, какую помощь оказывали.

(выступление детей 4, 10 классов)

– Мы – дети 40 годов по нескольку раз перечитывали книги( Катаев «Сын полка», Гайдар « Военная тайна», «Тимур и его команда»

Нам задали вопрос. Читали ли мы книгу «Тимур и его команда», подражали ли мы Тимуру. Была ли эта книга любимой?

-Дорогие наши тимуровцы, ваше детство совпало с тяжёлым периодом в истории нашей Родины.

Война – самое страшное зло на земле. Нам, девчонкам и мальчишкам 21 века, выпало великое счастье – жить в мирное время. Но мы не забываем, какие страхи и испытания пришлось преодолеть нашему народу. Мы благодарны вам за помощь в трудное военное время. Вы достойный пример для подражания

– Да, мы читали книгу «Тимур и его команда»,она была любимой. Она учила добру и любви к Родине. Мы тоже оказывали помощь людям.

Мы, ваши ровесники, стараемся быть похожими на вас.

Ваша тимуровская работа нашла своё отражение в волонтёрском движении в нашей школе. Волонтёры навещают ветеранов ВОВ, оказывают помощь……..

-Мы верим, что книга «Тимур и его команда» не потеряет актуальность среди детей. Мы обещаем вам, что продолжим ваше дело. Будем вместе трудиться на благо Родины. И как сказа А.П. Гайдар: « Жить ясно и честно, достойным своей страны»

Возвращение к ключевому вопросу

Какую же мысль хотел донести до нас автор? (ответы учащихся)

1.На выбор темы для сочинения:

Если бы я был тимуровцем…

Как я помогал людям.

2. Выучите наизусть тот отрывок из текста, который вам бы хотелось помнить всегда.

Ссылка на основную публикацию