Сочинения по рассказам Пришвина

Сочинение: Биография и творчество Пришвина

Ученик 11 класса Г

Средней школы №64

2) Биография и творчество.

4) Хронологическая таблица.

6) Список использованной литературы.

По странному стечению обстоятельств человек, большую часть своей жизни страдавший от непонимания и мечтавший о далеком будущем Друге-читателе, остается по сей день самым неизвестным и непрочитанным русским автором. В этих словах нет преувеличения. Другого писателя, с чьим литературным наследием мы незнакомы и наполовину, у нас просто нет. Когда-то его дневники не печатали из-за цензуры, потом из-за того, что не было денег. В самое последнее время дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но, Боже, как грустна наша Россия!

Биография и творчество.

Пришвин Михаил Михайлович , русский писатель. Родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В.В.Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьского переворота жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.

Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах Крутоярский зверь , Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого (Светлое озеро , 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. Родники Берендея (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названтем Календарь природы . От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях Дорогие звери предварил одно из лучших произведений Пришвина, повесть Женьшень (первоначальное название Корень жизни , 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской земле Неодетая весна , и в цикле лирико-философских миниатюр Лесная капель и примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940).

Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман Кащеева цепь (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве Журавлиная родина (1929). В этих произведениях духовные искания героя раскрываются на фоне реальных исторических событий в России 20 в., запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль Кладовая солнца (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка Корабельная чаща (1954), роман-сказка Осударева дорога (опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны написал Рассказы о ленинградских детях (1943) и Повесть нашего времени (1945, полностью опубл. в 1957).

Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках (Глаза земли , 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце 20 в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести Мирская чаша (другое название Раб обезьяний , 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира».

1873 (23 января ет, ст.) Рождение М. М. Пришвина в имении Хрущеве Елецкого уезда Ордовской губернии, принадлежавшем его родителям: Михаилу Дмитриевичу и Марии Ивановне (урожд. Игнатовой); оба — купеческого звания.

1880 Смерть отца.

1882 Окончил сельскую школу.

1883 Поступил в первый класс Елецкой классической гимназии.

1884 Остался на второй год в 1-м классе, побег в «Америку» на лодке с товарищами . « В душе отчаянье, что Америки нет» (дневник 1918 г.).

1888 Исключен из 4-го класса гимназии за дерзость учителю В. В. Розанову. «Побег в Америку, исключение из гимназии — два крупнейших события моего детства, определяющие многое в будущем» (дневник 1918г.).

1889 Переезд М. М. Пришвина в Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику.

1892 Окончил шесть классов Тюменского реального училища.

1893 Уезжает один в Елабугу, где сдает экстерном экзамены за 7-й класс. Осенью поступает в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).

1894 Поездка на Кавказ в Гори для работ на виноградниках.

1896 Работа в марксистских кружках.

1897 Арест за революционную деятельность и одиночное заключение в Митавской тюрьме.

1898—1900 Высылка на родину, в Елец.

1900 Поездка за границу. Германия. Поступление в Лейпцигский университет. Летние семестры в Иенском университете. Увлечение музыкой Р. Вагнера.

1902 Окончил философский факультет. Поездка в Париж. Встреча с В. П. Измалковой, имевшая определяющее влияние на жизнь и творчество писателя. Возвращение в Россию: Хрущеве, Петербург, Москва. Работает агрономом на хуторе графа Бобринского в Богородицком уезде Тульской губернии.

1903 Работает агрономом в Клинском уездном земстве Московской губернии. Встреча с Е. П. Смогалевой и начало семейной жизни с нею и пасынком Яковом (погиб во время Гражданской войны в рядах Красной Армии).

1904 Работает в вегетационной лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова в Петровской сельскохозяйственной академии. Переезд в Петербург. Работает секретарем у крупного петербургского чиновника В. И. Филипьева. Первый (не напечатан) рассказ «Домик в тумане».

1905 Работает агрономом в г. Луге на опытной станции «Заполье» и одновременно в журнале «Опытная агрономия». Составляет сельскохозяйственные книги: «Картофель в полевой и огородной культуре» и др. Увольнение с опытной станции. Начало работы корреспондентом в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др., продолжавшейся вплоть до Октябрьской революции.

1906 Петербург, Малая Охта. Рождение сына Льва. Знакомство с этнографом Н. Е. Ончуковым. Поездка в Олонецкую губернию за этнографическими материалами. Первый напечатанный рассказ «Сашок» (в журнале «Родник»). Работа над книгой «В краю непуганых птиц» (издана в 1907г., Петербург, изд-во Девриена).

1907 Поездки в Карелию и Норвегию. Зимой работа над книгой «За волшебным колобком» (издана в 1908 г., Петербург, изд-во Девриена).

1908 Весна в Хрущеве. Поездка в Керженские леса Нижегородской губернии, на Светлое озеро. Лето в деревне Шершнево Смоленской губернии. Зима в Петербурге, работа над книгой «У стен града невидимого». Знакомство с петербургскими писателями (А. А. Блоком, А. Н. Толстым и др.).

1909 Весна в Хрущеве. Лето в Петербурге. Поездка в степи за Иртышом. Написаны «Адам и Ева» и «Черный араб». Рождение сына Петра.

1910 За книгу «В краю непуганых птиц» избран действительным членом императорского Географического общества. Весна в Хрущеве. Лето в Брянских лесах. Пожар, описанный в рассказе «Мои тетрадки». Петербург. Золотоношская улица. Работа над рассказами «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» и др.

1911 Начало переписки с М. Горьким. Жизнь в Новгородской губернии (деревни Лаптеве, Мшага, Песочки) до 1915 г. Охота в новгородских лесах. В Петербурге жизнь наездами, на Ропшинской ул. Сочинения в трех томах в издательстве «Знание» (последний том вышел в 1914 г.).

1913 Сборник «Заворошка». Поездка в Крым. Написана повесть «Славны бубны ».

1914 Смерть матери.

1915—1916 Петроград, Елец, Хрущеве. Поездка на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. Публикация корреспонденции с фронта в газетах.

1917 Петроград, Елец, Хрущево. В Петрограде работал секретарем в министерстве торговли. В Хрущёве наравне с крестьянами имел надел земли и единолично его обрабатывал. Окончательно уехал из Петрограда на родину в начале 1918 г.

1918—1919 Елец, работает организатором краеведческого дела, преподавателем русского языка в бывшей Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), инструктором народного образования.

1920 , Уехал с семьей из Ельца на родину

18 июня жены в деревню Следово Смоленской губернии. Работал в селе Алек-сино Дорогобужского района учителем и директором школы второй ступени. Организовал музей усадебного быта в бывшем имении Барышникова и принимал участие в организации музея в Дорогобуже. Работал на батищевской опытной станции Энгельгардта.

1922—1924 Переселяется с семьей в Талдомский район под Москву (деревни Дубровка и Костино). Работа над книгой «Башмаки». Начал о работы над автобиографическим романом «Кащеева цепь», охотничьими рассказами и новеллами о природе.

1925 Переезд в Переславль-Залесский, жизнь на «Ботике» (дворец Петра Великого). Краеведческая работа. Книга «Родники Берендея».

1926 Переезд в Загорск Московской обл. Продолжение работы над «Кащее-вой цепью». Начало работы над «Журавлиной родиной».

1927—1930 Публикация собрания сочинений в семи томах.

1931 Весна, поездка на Урал по командировке редакции журнала «Наши достижения».

Осень Поездка на Дальний Восток по командировке редакции газеты «Известия».

1932 Работа над книгой «Золотой рог» и повестью. «Жень-шейъ».

1933 Книга «Мой очерк» с предисловием М. Горького. Поездка на Север: Беломорский канал, Хибины, Соловки. По материалам этой поездки написаны очерки «Отцы и дети». В журнале «Красная новь» (1933. № 3) опубликована повесть «Корень жизни» («Жень-шень»).

1934 Поездка в Горький для изучения автомобильного дела. Работа над киносценарием «Хижина старого Лу-вена».

1935 Поездка в северные леса: Вологда — Архангельск и по реке Пинеге. . Очерки «Берендеева чаща». Сборник «Зверь-бурундук» для детей.

1936 Поездка в Кабарду по заданию редакции газеты «Известия». Работа по материалам поездки: повесть «Счастливая гора» (не окончена).

1937 Весенняя и летняя работы на тему об охране леса (под Загорском), нашедшие отражение в «Лесной капели».

1938 Поездка на автомашине («Дом на колесах») в Кострому на весенний разлив за материалами к роману «Осударева дорога». Работа над первой частью романа («Падун») и над книгой «Серая Сова».

1939 Награждение орденом «Знак Почета». Написаны «Неодетая весна» и цикл «Лисичкин хлеб».

1940 Женитьба на В. Д. Лебедевой. Лето в деревне Тяжино под Бронницами Московской области. Написаны «Фацелия», «Лесная капель» и цикл «Дедушкин валенок».

1941 Ранней весной поездка в Весьегон-ское военно-охотничье хозяйство по командировке редакции газеты «Красная звезда».

Весна — начало лета В деревне Старая Руза Московской области. В августе эвакуация из Москвы в деревню Усолье Ярославской области.

1942 Начало работы над третьей частью «Кащеевой цепи».

1943 Написаны «Рассказы о ленинградских детях». Награждение орденом Трудового Красного Знамени в связи с семидесятилетием со дня рождения. Возвращение из эвакуации в Москву.

1944 Закончена «Повесть нашего времени».

1945 Летом жизнь под Москвой в Пушкине, где написана «Кладовая солнца».

1946 Работа над «Осударевой дорогой». С марта жизнь в доме отдыха «Поречье» Звенигородского района Московской области. В мае покупка дома в деревне Дунино около «Поречья». Подготовка материалов к книге «Глаза земли» (издана посмертно).

1947 Закончен сценарий «Серый помещик».

1948 Сборник «Золотой луг». Сборник «Моя страна» с новыми авторскими текстами — предисловиями к разделам книги. Летняя поездка в деревни Хмельники и Новоселки Пе-реславского района Ярославской области, где произведены первые записи к «Корабельной чаще».

1950 Написан «Заполярный мед».

1952 Возобновлена начатая в 1942 г. работа над третьей частью «Кащеевой цепи»: «Мы с тобой» (не закончена).

1953 Сборник «Весна света» с новыми авторскими вступлениями к разделам книги и послесловием. Работа над незаконченной книгой «Искусство как образ поведения», частично включенной в последнюю редакцию «Кащеевой цепи».

1954 , 16 января М. М. Пришвин скончался в Москве.

Его судьба, его личность и написанные им книги вызывали противоречивые оценки – от восхищения до полного неприятия. О нем писал Бахтин, его высоко ставили Казаков, Виктор Боков, очень ценил его Кожинов, говоривший о наступающем времени Пришвина. Резко отзывались о нем Платонов, Соколов-Микитов, Твардовский.

Недооцененный за редким исключением своими современниками, он верил и рассчитывал на понимание и любовь потомков, которые будут жить в ином, просветленном и преображенном мире, и не столь велика его личная вина, что история России пошла путем, не совпавшим с его предвидением, и птиц распугали все-таки зря.

А читателей у него очень много. Выходят и моментально раскупаются его книги, его помнят в родном Ельце, где в эти дни проходит научная конференция, посвященная его творчеству, в Тюмени, где он учился, в Карелии, по которой путешествовал, и не зарастает тропа к его дому в Дунине, где он жил последние годы.

Список использованной литературы.

1. М.М. Пришвин. Дневники 1920, 1921, 1922г.г. Московский рабочий. 1995г., 334с.

2. В.Д.Пришвина.Путь к Слову.М.Молодая гвардия. 1984г.

3. А.П.Черников.╪Дахнуло на меня подлинной Россией .╪ ╛Знамя╪, 16 августа 2001г.

4. В.Курбатов.Михаил Пришвин. Очерк творчества.М.Советский писатель, 1986г.

5. Г.Ершов.Михаил Пришвин. Жизнь и творчество.М. Художественная литература 1973г.

6. М.Пришвин.Творить будущий мир.М. Молодая гвардия, 1989г.

7. Л.В.Калашникова. Земский врач А.М.Пришвин села Галкина Медынского уезда Калужской
губернии. Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы IX
конференции.ч.2-Полиграф-информ. Калуга 2001г.

Проблема воздействия природы на человека. По М. М. Пришвину

Проблема воздействия природы на человека. И. П. Цыбулько 2020. Вариант № 14. («Если хочешь понять душу леса…»)

Какое воздействие оказывает природа на человека? Способен ли человек стать лучше, общаясь с природой? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя М. М. Пришвина.

Раскрывая проблему воздействия природы на человека, автор опирается на собственные наблюдения над таким явлением природы, как ручей. Рассказчик идёт по берегу любимого лесного ручья, и в это время он «видит, слышит, думает». Он видит, как на пути воды рождаются всё новые и новые препятствия и как ручей преодолевает эти преграды. Жизнь ручья, как и жизнь человека, проходит «то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней».
Оба эти примера, дополняя друг друга, свидетельствуют о том, что жизнь ручья, как и жизнь человека, походит в борьбе, в преодолении препятствий.

Авторская позиция заключается в следующем: когда человек наблюдает за природой, он начинает лучше понимать самого себя, потому что между жизнью природы и жизнью человека много общего. Наблюдения за природой помогают достичь чувства покоя и гармонии.

Мне близка позиция автора. Действительно, природа – неиссякаемый источник мыслей и чувств. Созерцание окружающего мира обязательно приводит к истине, помогает преодолевать трудности. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где тяжело раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский лежит на спине на Праценской горе и видит перед собой бесконечное высокое небо с медленно и плавно плывущими по нему облаками и открывает истину: его мечты о славе по сравнению с высоким небом были ложными – мелкими и ничтожными.

В заключение хочу подчеркнуть природа всегда влияет на человека благотворно, приводит его к открытиям, даёт нравственные силы, помогает преодолеть беды и жизненные невзгоды.

(1)Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся по его берегу вверх или вниз. (2)Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. (3)И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

(4)Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. (5)Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

(6) Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

(7) Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней.

(8) С мелкоширокого плёса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремлённости кажется, будто вода мускулы сжала.
(9) Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.

(10) А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки- вертунки распускают рябь на тихой воде.
(11) Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй.

(12) Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. (13)Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.

(14) Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьёт и журчит.

(15)Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья.

(16)А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. (17)Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние — вода этих человеческих чувств вовсе не знает; каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли, но всё равно добежит.

(18) Пусть завал на пути, пусть! (19)Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь.

(20)На пути явилась широкая низина. (21)Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить собственной жизнью.

(22) Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, ещё серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками.

(23) Семена елей плывут и осин.

(24) Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время.

(25) И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание.

(26) Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени.

(27) В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время, самая-самая жизнь.
(28) Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают своё: «рано ли, поздно ли». (29)И так весь день и всю ночь журчит это «рано ли, поздно ли».

(30) И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли мы попадём в океан».

(31) По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену.

(32) А то вдруг придёшь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой.
(33) А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укреплённую множеством могучих корней ели.

(34) Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи. (35)Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону.

(36) Вышел на лесную дорогу — на самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет.
(37) Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых тёплых лучах солнца разлился широким плесом. (38)Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина — в другую. (39)Может быть, в борьбе своей за веру в своё «рано ли, поздно ли» вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь, и так они разошлись, и обежали большой круг, и заключили большой остров между собой, и опять вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан.

(40)И глаз мой обласкан, и ухо всё время слышит: «рано ли, поздно ли», и аромат смолы и берёзовой почки — всё сошлось в одно, и мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. (41)Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к теплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута.

Творчество М.М.Пришвина
творческая работа учащихся (4 класс) по теме

Скачать:

Название: Биография и творчество Пришвина
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 12:48:54 25 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 8094 Комментариев: 22 Оценило: 17 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать
ВложениеРазмер
blank_uchastnika_konkursa.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Бланк участника конкурса

Фамилия, имя, отчество

Долюк Ксения Руслановна

Образовательное учреждение, класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Койгородок», 4б класс

Марфюк Наталья Васильевна

Контактный телефон, Е-mail

Сочинение на литературную тему

Название конкурсной работы

О творчестве М.М.Пришвина

Квитанция № от 2013г.

Работа обучающейся Долюк Ксения заняла второе место на республиканском конкурсе (с международным значением) «Творчество М.М.Пришвина»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок»

Творчество Михаила Михайловича Пришвина

Работу выполнила Долюк Ксения

Руководитель Марфюк Наталья

Васильевна, учитель начальных

«Всё прекрасное на земле – от солнца,

а всё хорошее – от человека».

Жил на земле добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и сам с ними разговаривал. Он слышал, как тёмным летним вечером разговаривают между собой деревья! И разговор деревьев понимал. И с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз… А зовут этого волшебника – Михаил Михайлович Пришвин! Произведения Михаила Михайловича меня удивляют и покоряют. Писатель воспевает природу, исследует её, изучает то, как человек связан с природой, с землёй, на которой живёт и трудится.

Родился Михаил Михайлович в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, в купеческой семье, в дворянской усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провёл детство, часто возвращался туда в течение жизни. О том, как он стал писателем, я узнала из автобиографического романа «Кащеева цепь». Мать мальчика осталась молодой вдовой с пятью детьми. Мальчик видит, как трудно матери растить

детей и давать им образование, видит нужду крестьян, и вот он решает, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея Бесмертного – в мире, где царит зло, а он, мальчик, призван разорвать его цепь. Я вижу, как год за годом мальчик – мечтатель борется со злым Кащеем не за себя одного, а за счастье всего живого на земле. Из первого класса гимназии он убегает однажды в сказочную для него «золотую страну Азию» в поисках мест, свободных от власти Кащея. Его ловят и с позором возвращают. Проходит еще два года. Мальчик не поладил с учителем – и его исключают из гимназии. Юношей он вступает в круг революционной молодежи. Год тюрьмы, высылка за границу, университет в Лейпциге – и молодой агроном возвращается на родину. Он уже пишет и издает агрономические книги. Но ему становится ясно: наука – не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: обращается к искусству, становится писателем. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем уходит он в неисследованные северные леса, потом в азиатские степи, куда рвался с детства. А вскоре рождаются его первые художественные книги: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Они исполнены поэзии и любви к природе и помогают нам глубже узнать ее. Пришвин побывал на Дальнем Востоке и на Урале, в Кабарде и на Вологодчине, объехал костромские леса. Каждый год, от весенней капели до глубокой осени, он живет и работает среди лесов и полей, пишет там свои рассказы и делает ежедневные короткие записи о природе. Эти записи похожи на стихотворения в прозе: «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», «Золотой луг», «Моим молодым друзьям». Пришвина многие упрекали в том, что он мало пишет о людях, все о животных да о природе. Лишь Алексей Максимович Горький не соглашался с этим. «…Да, на мой взгляд и не о природе пишете вы, – писал он Пришвину, – а о большем, чем она, – о земле, великой матери нашей». Сам Михаил Михайлович считал, что он пишет и о природе, и о земле, и главное, – о людях: « И так я нашел для себя любимое дело, искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека; и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл». Удивительная сказка – быль «Кладовая солнца», в которой природа помогает человеку, предупреждает об опасности – нужно только уметь слышать её голос. А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их Настя, и Митраша, и сам писатель.

Я хочу закончить своё сочинение словами писателя, которые слышали и знают все. Обращаясь к нам, читателям, Михаил Михайлович утверждает, что мир полон чудес, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши, не слышим. Множество маленьких чудес видят глаза писателя, и всё это хранит его перо. Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Читая его книги, начинаешь понимать, сколько прекрасного и удивительного вокруг тебя на земле.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок содержит мультимедийную презентацию по биографии писателя и конспект урока.

Из биографии писателя.

Художественно- познавательная литература 20-30-х годов. Презентация создана для педагогов образовательных учреж.

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: “Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»” Школа России.

Тема урока: Творчество М. М. ПришвинаЦели: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных; обучать выразительному чтению .

презентация по чтению “Жизнь и творчество М.М. Пришвина&quot.

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайло.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 56.

Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Цель:

· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;

· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

І. Работа по подготовке к сочинению.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.

  • Человек и природа в сказке-были.
  • Кладовые нашей души.
  • Тайна Блудова болота.
  • Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
  • Происшествие в Слепой елани.
  • Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
  • Сказка природы.
  • Великая сила дружбы и любви.
  • История Травки и Антипыча.
  • Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
  • “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
  • Дружба Насти и Митраши.
  • Собака – друг человека.
  • События на палестинке.

4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.

Тайна Блудова болота.

I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.

II.Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III. Смысл повествования о Блудовом болоте.

5. Работа в группах.

Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.

Кладовые нашей души.

I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.

II. Кладовые души – истинное богатство человека.

1.Природные запасы – кладовая солнца.

2.Сокровища человеческой души:

б) доброта и щедрость;

в) преданность и дружба;

г) знание природы и любовь к ней.

III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.

II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2.Ссора детей у Лежачего камня.

3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.

4.Трудные испытания Золотой Курочки.

5. Великая сила любви.

III. Отношение автора к “умным детишкам”.

I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).

II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2. Большой черный пень – чудо-домик.

3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.

III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

6. Подбор эпиграфа к теме.

Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.

•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)

•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)

•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)

•Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)

•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)

•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)

•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

7. Коллективное толкование слов и выражений.

– Каков смысл названия “Блудово болото”?

а) (буквальное понимание)

Название болота, в котором можно заблудиться.

б) (скрытый подтекст)

Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.

– К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).

– Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.

“Храм природы” – место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.

“Кладовые природы” – запасы торфа (других полезных ископаемых).

“Кладовые души” – навственные богатства человека.

– Подберите эпитеты к слову “душа”.

Душа может быть…. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).

– Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.

– Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?

8. Осмысление понятия “идея”.

Записи в ходе беседы:

а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).

б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).

в) Идея повести “Кладовая солнца”.

Самое трудное, – говорит автор, – победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.

Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.

М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”

Возможные варианты ответов:

•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.

•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.

•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.

•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.

•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.

ІI. Подведение итогов урока.

III. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.

Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)

Сочинение на тему: “Мир природы в творчестве М.М. Пришвина”

Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.


Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль “Кладовая солнца”. В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом.
И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота.
Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления.

“Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово “Родина”. Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…”
Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе.
Горький о нем писал: “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас”.
И еще: “Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”.

Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.

Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родствен- ное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю. Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль “Кладовая солнца”. В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления. “Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово “Родина”, Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…” Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. Горький о нем писал: “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас”. И еще: “Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”. Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.

Характеристика персонажей Настя и Митраша в повести М.Пришвина «Кладовая солнца»

«Кладовую солнца» М.М.Пришвин писал в самом конце Великой Отечественной войны, когда победа уже торжествовала над фашизмом. На фоне всеобщего ликования он думал о будущем страны – о детях, которым предстоит строить новую счастливую мирную жизнь. Он думал о том, каким должно расти молодое поколение, чтобы страшные события никогда не повторились. Пришвин был глубоко убежден, что только любовь ко всему живому, тесная связь с природой может излечит душу человека от зла.

В течение трех военных лет писатель жил в Усолье под Переславль-Залесским. Здесь в этих глухих местах он встретил прототипов своих главных героев – усольских детей, с которыми ходил в лес за грибами и ягодами. Место действия, история жизни этих детей, сиротство, забота о них колхозников легли в основу внешнего сюжета произведения. Взаимоотношения и характеры детей писались исходя из личных переживаний автора.

Действие сказки-были «Кладовая солнца» разворачивается в 1943 году во время Великой Отечественной войны. Настя и Митраша – главные герои произведения. Они рано познали горечь сиротства. Отец погиб на войне, а мать умерла от болезни. Они вынуждены сами заботиться о себе, друг о друге, жить взрослой жизнью. Пришвин искренне жалеет их, как и всех детей, у которых проклятая война отняла радость детства, называет их «бедными детишками».

Характеристика героев Настя и Митраша

С первых строк повествования автор дает портретную характеристику героев, подчеркивая их внешнее сходство, называет их «милыми». Они оба были в золотых веснушках с чистыми носиками. Пришвин использует эпитет «золотой», подчеркивая светлое, солнечное начало в двух родных, любящих друг друга людях. Писатель восхищается хозяйственность и трудолюбием Насти, которая, несмотря на свой возраст, ведет себя как взрослая хозяйка. Ей только пятнадцать, но на ее нежных, хрупких плечах лежат заботы обо всем крестьянском хозяйстве, оставшемся от родителей. Девочка во всем старается быть похожей на покойную мать: встает до солнца, выгоняет свое любимое стадо и, не ложась больше спать, топит печь, чистит картошку, варит обед, полет в огороде, хлопочет так до самой ночи.

Митраша младше сестры на два года. Это «мальчик упрямый и сильный». За это упрямство учителя в школе называют его «мужичком», а точнее «мужичком в мешочке», поскольку ходит он в старых отцовских куртках, подпоясанных ремнем. А со стороны кажется, что на невысоком мальчике надет подпоясанный мешок. И все-таки главное в его описании – мужские, волевые качества. В его внешности заложены черты будущего сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий». Пришвину нравится мужская основательность и мастеровитость мальчика. Выучившись у отца «делать деревянную посуду», Митраша занимается бондарством не только ради собственных нужд, но и по просьбам односельчан. На мальчике лежит и мужское хозяйство, и общественные заботы. Он посещает собрания, стараясь вникнуть в нужды села, вместе с сестрой работает на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, в противотанковых рвах. За самостоятельность, трудолюбие, ответственность и отзывчивость односельчане любят «умненьких и дружных» ребят.

Несмотря на множество общих черт, главные герои имеют существенные внутренние различия. Так в размолвках и ссорах проявляется строптивый характер Митраши. Он хочет чувствовать себя хозяином, пытается учить Настю, злится, хорохорится и всегда говорит, задрав нос. Настя ведет себя подобно покойной матери. Она уступчивая и благоразумная, не спорит с братом, «стоит и улыбается», ласково гладит Митрашу по затылку. Перепалки заканчиваются примирением и дружной работой.

Внутренний конфликт героев начинает формироваться в эпизоде их подготовки к походу в болото за клюквой. Выросший в окружении природы, Митраша прекрасно знает, что лес таит в себе множество опасностей, поэтому собирается туда серьезно, обстоятельно, берет ружье и компас. Помня, как отец всегда оберегал мать, мальчик полон решимости взять на себя ответственность за жизнь сестры. При этом ему непременно хочется отыскать место, о котором когда-то говорил отец, «неизвестную никому палестинку», где растет много сладкой ягоды. Настя же ведет себя совершенно по-другому. Она собирает в дорогу еду, берет большую корзину под ягоды, не слушая рассказа брата про заветное место. Девочка знает, что деревенские бабы ходят в Блудово болото, там есть проторенная тропа, значит без клюквы они не останутся.

Конфликт характеров выливается в спор ребят у Лежачего камня, где расходятся в разные стороны две тропинки, ведущие в болото, – большая и едва заметная. Забыв об ответственности друг за друга, дети ссорятся, эгоистически отстаивая свою правоту. В результате каждый из них идет по своей тропе. Понимание и дружба, всегда существовавшие между братом и сестрой, уничтожены взаимной обидой и гневом. Из повествования видно, что автор не на стороне Насти. Она, как старшая, а значит и более благоразумная, не должна оставлять своего, пусть и упрямого, брата одного в лесу без еды и поддержки. Азарт собирательства и жадность берут верх над остальными чувствами девочки, она совсем забывает о Митраше, собирая ягоды, ползает по болоту словно лесное животное, теряя при этом человеческий облик.

Не одобряя легкомыслия Митраши, Пришвин, будучи сам первопроходцем и исследователем, очень ценит в мальчике самостоятельность, желание узнать новое, неизведанное. Ведь Митраша выбирает едва заметную тропинку, идущую в болото, не только из-за своего упрямого характера. Он идет по компасу, следуя указаниям своего отца. Только вот Митраша еще мал и нет у него достаточного жизненного опыта, чтобы поверить путеводной траве белоус и не угодить в самое топкое место Блудова болота. Как бы пригодились ему советы старшей сестры, но ее рядом нет. В сложной жизненной ситуации Митраша выходит победителем. Проявив смекалку и мужество, выбирается из Слепой елани, убивает матерого волка, что не под силу было сделать даже опытным охотникам. Митраша проявляет себя как сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером. Теперь это уже не «мужичок», а герой.

Тяжелый день, проведенный в лесу, не проходит даром для ребят. Страшное осознание возможных последствий своих необдуманных поступков заставляет многое понять, повзрослеть и измениться. Только на грани жизни и смерти, взвесив все истинное и ложное, по-настоящему начинает ценить родного человека Митраша. Настя одерживает трудную победу над собой. Ругая себя за эгоизм и жадность, из-за которых она едва не потеряла брата, девочка отдает всю клюкву эвакуированным ленинградским детям. И это уже совсем взрослое решение. После всего случившегося ребята четко понимают, что в спорах и ссорах нет победившей стороны. Дружба, взаимопомощь, теплота отношений, любовь, забота о ближнем – вот самое главное в жизни любого человека.

Читайте также:  Критика о романе Евгений Онегин Пушкина (отзывы современников)
Ссылка на основную публикацию