Сочинение: Биография и творчество Пришвина
Название: Биография и творчество Пришвина Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 12:48:54 25 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 8094 Комментариев: 22 Оценило: 17 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать | |||
Вложение | Размер |
---|---|
blank_uchastnika_konkursa.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Бланк участника конкурса
Фамилия, имя, отчество
Долюк Ксения Руслановна
Образовательное учреждение, класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Койгородок», 4б класс
Марфюк Наталья Васильевна
Контактный телефон, Е-mail
Сочинение на литературную тему
Название конкурсной работы
О творчестве М.М.Пришвина
Квитанция № от 2013г.
Работа обучающейся Долюк Ксения заняла второе место на республиканском конкурсе (с международным значением) «Творчество М.М.Пришвина»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок»
Творчество Михаила Михайловича Пришвина
Работу выполнила Долюк Ксения
Руководитель Марфюк Наталья
Васильевна, учитель начальных
«Всё прекрасное на земле – от солнца,
а всё хорошее – от человека».
Жил на земле добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и сам с ними разговаривал. Он слышал, как тёмным летним вечером разговаривают между собой деревья! И разговор деревьев понимал. И с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз… А зовут этого волшебника – Михаил Михайлович Пришвин! Произведения Михаила Михайловича меня удивляют и покоряют. Писатель воспевает природу, исследует её, изучает то, как человек связан с природой, с землёй, на которой живёт и трудится.
Родился Михаил Михайлович в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, в купеческой семье, в дворянской усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провёл детство, часто возвращался туда в течение жизни. О том, как он стал писателем, я узнала из автобиографического романа «Кащеева цепь». Мать мальчика осталась молодой вдовой с пятью детьми. Мальчик видит, как трудно матери растить
детей и давать им образование, видит нужду крестьян, и вот он решает, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея Бесмертного – в мире, где царит зло, а он, мальчик, призван разорвать его цепь. Я вижу, как год за годом мальчик – мечтатель борется со злым Кащеем не за себя одного, а за счастье всего живого на земле. Из первого класса гимназии он убегает однажды в сказочную для него «золотую страну Азию» в поисках мест, свободных от власти Кащея. Его ловят и с позором возвращают. Проходит еще два года. Мальчик не поладил с учителем – и его исключают из гимназии. Юношей он вступает в круг революционной молодежи. Год тюрьмы, высылка за границу, университет в Лейпциге – и молодой агроном возвращается на родину. Он уже пишет и издает агрономические книги. Но ему становится ясно: наука – не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: обращается к искусству, становится писателем. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем уходит он в неисследованные северные леса, потом в азиатские степи, куда рвался с детства. А вскоре рождаются его первые художественные книги: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Они исполнены поэзии и любви к природе и помогают нам глубже узнать ее. Пришвин побывал на Дальнем Востоке и на Урале, в Кабарде и на Вологодчине, объехал костромские леса. Каждый год, от весенней капели до глубокой осени, он живет и работает среди лесов и полей, пишет там свои рассказы и делает ежедневные короткие записи о природе. Эти записи похожи на стихотворения в прозе: «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», «Золотой луг», «Моим молодым друзьям». Пришвина многие упрекали в том, что он мало пишет о людях, все о животных да о природе. Лишь Алексей Максимович Горький не соглашался с этим. «…Да, на мой взгляд и не о природе пишете вы, – писал он Пришвину, – а о большем, чем она, – о земле, великой матери нашей». Сам Михаил Михайлович считал, что он пишет и о природе, и о земле, и главное, – о людях: « И так я нашел для себя любимое дело, искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека; и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл». Удивительная сказка – быль «Кладовая солнца», в которой природа помогает человеку, предупреждает об опасности – нужно только уметь слышать её голос. А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их Настя, и Митраша, и сам писатель.
Я хочу закончить своё сочинение словами писателя, которые слышали и знают все. Обращаясь к нам, читателям, Михаил Михайлович утверждает, что мир полон чудес, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши, не слышим. Множество маленьких чудес видят глаза писателя, и всё это хранит его перо. Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Читая его книги, начинаешь понимать, сколько прекрасного и удивительного вокруг тебя на земле.
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок содержит мультимедийную презентацию по биографии писателя и конспект урока.
Из биографии писателя.
Художественно- познавательная литература 20-30-х годов. Презентация создана для педагогов образовательных учреж.
Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: “Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»” Школа России.
Тема урока: Творчество М. М. ПришвинаЦели: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных; обучать выразительному чтению .
презентация по чтению “Жизнь и творчество М.М. Пришвина".
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайло.
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 56.
Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Цель:
· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;
· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;
· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
І. Работа по подготовке к сочинению.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Вступительное слово учителя.
3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.
- Человек и природа в сказке-были.
- Кладовые нашей души.
- Тайна Блудова болота.
- Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
- Происшествие в Слепой елани.
- Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
- Сказка природы.
- Великая сила дружбы и любви.
- История Травки и Антипыча.
- Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
- “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
- Дружба Насти и Митраши.
- Собака – друг человека.
- События на палестинке.
4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.
Тайна Блудова болота.
I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.
II.Удивительная тайна Блудова болота.
1.“Великий храм природы”.
2.“Охотники за сладкой клюквой”.
3.Кладовые природы и человека.
III. Смысл повествования о Блудовом болоте.
5. Работа в группах.
Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Кладовые нашей души.
I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
II. Кладовые души – истинное богатство человека.
1.Природные запасы – кладовая солнца.
2.Сокровища человеческой души:
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.
III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.
Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2.Ссора детей у Лежачего камня.
3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
4.Трудные испытания Золотой Курочки.
5. Великая сила любви.
III. Отношение автора к “умным детишкам”.
I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2. Большой черный пень – чудо-домик.
3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.
6. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
•Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)
•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
7. Коллективное толкование слов и выражений.
– Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
– К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
– Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы” – место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.
“Кладовые природы” – запасы торфа (других полезных ископаемых).
“Кладовые души” – навственные богатства человека.
– Подберите эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть…. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
– Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.
– Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?
8. Осмысление понятия “идея”.
Записи в ходе беседы:
а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести “Кладовая солнца”.
Самое трудное, – говорит автор, – победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.
М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.
10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
Возможные варианты ответов:
•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.
•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.
•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.
ІI. Подведение итогов урока.
III. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.
Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)
Сочинение на тему: “Мир природы в творчестве М.М. Пришвина”
Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.
Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль “Кладовая солнца”. В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом.
И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота.
Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления.
“Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово “Родина”. Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…”
Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе.
Горький о нем писал: “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас”.
И еще: “Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”.
Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родствен- ное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю. Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль “Кладовая солнца”. В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления. “Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово “Родина”, Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…” Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. Горький о нем писал: “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас”. И еще: “Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”. Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
Характеристика персонажей Настя и Митраша в повести М.Пришвина «Кладовая солнца»
«Кладовую солнца» М.М.Пришвин писал в самом конце Великой Отечественной войны, когда победа уже торжествовала над фашизмом. На фоне всеобщего ликования он думал о будущем страны – о детях, которым предстоит строить новую счастливую мирную жизнь. Он думал о том, каким должно расти молодое поколение, чтобы страшные события никогда не повторились. Пришвин был глубоко убежден, что только любовь ко всему живому, тесная связь с природой может излечит душу человека от зла.
В течение трех военных лет писатель жил в Усолье под Переславль-Залесским. Здесь в этих глухих местах он встретил прототипов своих главных героев – усольских детей, с которыми ходил в лес за грибами и ягодами. Место действия, история жизни этих детей, сиротство, забота о них колхозников легли в основу внешнего сюжета произведения. Взаимоотношения и характеры детей писались исходя из личных переживаний автора.
Действие сказки-были «Кладовая солнца» разворачивается в 1943 году во время Великой Отечественной войны. Настя и Митраша – главные герои произведения. Они рано познали горечь сиротства. Отец погиб на войне, а мать умерла от болезни. Они вынуждены сами заботиться о себе, друг о друге, жить взрослой жизнью. Пришвин искренне жалеет их, как и всех детей, у которых проклятая война отняла радость детства, называет их «бедными детишками».
Характеристика героев Настя и Митраша
С первых строк повествования автор дает портретную характеристику героев, подчеркивая их внешнее сходство, называет их «милыми». Они оба были в золотых веснушках с чистыми носиками. Пришвин использует эпитет «золотой», подчеркивая светлое, солнечное начало в двух родных, любящих друг друга людях. Писатель восхищается хозяйственность и трудолюбием Насти, которая, несмотря на свой возраст, ведет себя как взрослая хозяйка. Ей только пятнадцать, но на ее нежных, хрупких плечах лежат заботы обо всем крестьянском хозяйстве, оставшемся от родителей. Девочка во всем старается быть похожей на покойную мать: встает до солнца, выгоняет свое любимое стадо и, не ложась больше спать, топит печь, чистит картошку, варит обед, полет в огороде, хлопочет так до самой ночи.
Митраша младше сестры на два года. Это «мальчик упрямый и сильный». За это упрямство учителя в школе называют его «мужичком», а точнее «мужичком в мешочке», поскольку ходит он в старых отцовских куртках, подпоясанных ремнем. А со стороны кажется, что на невысоком мальчике надет подпоясанный мешок. И все-таки главное в его описании – мужские, волевые качества. В его внешности заложены черты будущего сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий». Пришвину нравится мужская основательность и мастеровитость мальчика. Выучившись у отца «делать деревянную посуду», Митраша занимается бондарством не только ради собственных нужд, но и по просьбам односельчан. На мальчике лежит и мужское хозяйство, и общественные заботы. Он посещает собрания, стараясь вникнуть в нужды села, вместе с сестрой работает на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, в противотанковых рвах. За самостоятельность, трудолюбие, ответственность и отзывчивость односельчане любят «умненьких и дружных» ребят.
Несмотря на множество общих черт, главные герои имеют существенные внутренние различия. Так в размолвках и ссорах проявляется строптивый характер Митраши. Он хочет чувствовать себя хозяином, пытается учить Настю, злится, хорохорится и всегда говорит, задрав нос. Настя ведет себя подобно покойной матери. Она уступчивая и благоразумная, не спорит с братом, «стоит и улыбается», ласково гладит Митрашу по затылку. Перепалки заканчиваются примирением и дружной работой.
Внутренний конфликт героев начинает формироваться в эпизоде их подготовки к походу в болото за клюквой. Выросший в окружении природы, Митраша прекрасно знает, что лес таит в себе множество опасностей, поэтому собирается туда серьезно, обстоятельно, берет ружье и компас. Помня, как отец всегда оберегал мать, мальчик полон решимости взять на себя ответственность за жизнь сестры. При этом ему непременно хочется отыскать место, о котором когда-то говорил отец, «неизвестную никому палестинку», где растет много сладкой ягоды. Настя же ведет себя совершенно по-другому. Она собирает в дорогу еду, берет большую корзину под ягоды, не слушая рассказа брата про заветное место. Девочка знает, что деревенские бабы ходят в Блудово болото, там есть проторенная тропа, значит без клюквы они не останутся.
Конфликт характеров выливается в спор ребят у Лежачего камня, где расходятся в разные стороны две тропинки, ведущие в болото, – большая и едва заметная. Забыв об ответственности друг за друга, дети ссорятся, эгоистически отстаивая свою правоту. В результате каждый из них идет по своей тропе. Понимание и дружба, всегда существовавшие между братом и сестрой, уничтожены взаимной обидой и гневом. Из повествования видно, что автор не на стороне Насти. Она, как старшая, а значит и более благоразумная, не должна оставлять своего, пусть и упрямого, брата одного в лесу без еды и поддержки. Азарт собирательства и жадность берут верх над остальными чувствами девочки, она совсем забывает о Митраше, собирая ягоды, ползает по болоту словно лесное животное, теряя при этом человеческий облик.
Не одобряя легкомыслия Митраши, Пришвин, будучи сам первопроходцем и исследователем, очень ценит в мальчике самостоятельность, желание узнать новое, неизведанное. Ведь Митраша выбирает едва заметную тропинку, идущую в болото, не только из-за своего упрямого характера. Он идет по компасу, следуя указаниям своего отца. Только вот Митраша еще мал и нет у него достаточного жизненного опыта, чтобы поверить путеводной траве белоус и не угодить в самое топкое место Блудова болота. Как бы пригодились ему советы старшей сестры, но ее рядом нет. В сложной жизненной ситуации Митраша выходит победителем. Проявив смекалку и мужество, выбирается из Слепой елани, убивает матерого волка, что не под силу было сделать даже опытным охотникам. Митраша проявляет себя как сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером. Теперь это уже не «мужичок», а герой.
Тяжелый день, проведенный в лесу, не проходит даром для ребят. Страшное осознание возможных последствий своих необдуманных поступков заставляет многое понять, повзрослеть и измениться. Только на грани жизни и смерти, взвесив все истинное и ложное, по-настоящему начинает ценить родного человека Митраша. Настя одерживает трудную победу над собой. Ругая себя за эгоизм и жадность, из-за которых она едва не потеряла брата, девочка отдает всю клюкву эвакуированным ленинградским детям. И это уже совсем взрослое решение. После всего случившегося ребята четко понимают, что в спорах и ссорах нет победившей стороны. Дружба, взаимопомощь, теплота отношений, любовь, забота о ближнем – вот самое главное в жизни любого человека.