Тема любви в романе Преступление и наказание Достоевского

Тема любви в романе «Преступление и наказание»

Эта тема в романе связана в первую очередь с миром личных, интимных отношений Раскольникова и Сони и, во-вторых, с демонической, разрушительной стихией страсти Свидригайлова к Дуне. На этом фоне отношения Дуни и Разумихина представляются второстепенными, не играющими в романе какой-либо значительной роли. Любовь для героев Достоевского — состояние особенное, совсем не похожее на переживание внутреннего любовного трепета, страстного ожидания близкой встречи с любимым. Нам понятно чувство, которое испытывает совсем еще юная Татьяна к Онегину. Мы видим, как любовь — страсть к Одинцовой оказывается в какой-то момент сильнее Базарова, как рушатся при этом его надуманные жизненные принципы. Но ничего подобного в отношениях главных героев «Преступления и наказания» нет.

Достоевский открывает перед нами совсем иную любовь, до сих пор нам неведомую, порой необъяснимую, любовь, растворенную в человеческих муках и страданиях, любовь — поединок, столкновение божественного и безбожного в человеке, любовь — поиск, искание и открытие смысла собственного земного существования. У Достоевского нет и не может быть «спокойной», умиротворенной любви. Достоевский не может умиляться картинами счастливого брака, семейного уюта. Любовь в браке вообще остается для него вечной тайной. Поэтому и в эпилоге романа мы видим лишь признание Раскольниковым той великой силы божественной, христианской любви, которую дарит ему Соня. Но история их возможной будущей счастливой жизни остается для нас неизвестной. В истинной любви, по Достоевскому, нет соблазна, нет страсти, нет и не может быть сладострастия.

В этом смысле можно сказать, что любовь сталкивает героев, а не соединяет их в сладкой неге. Они в большей степени соперники в любви, чем «союзники». Соблазн же и сладострастие способны лишь погубить душу человека, убить в нем божественное начало, исказить и обезобразить саму природу любви. Именно поэтому сладострастие окончательно разрушает внутренний мир Свидригайлова.

В своей бездуховной страсти к Дуне он уже изначально, по Достоевскому, обречен на окончательную нравственную гибель. Истинная любовь, утверждает Достоевский, — не легкий дар, не радостный миг безоблачного счастья. Любовь, по Достоевскому, это, прежде всего, мука и страдание. Это мучительный процесс становления личности и познания, открытия собственного внутреннего мира. Любовь оказывается для Раскольникова тяжелым жизненным испытанием. Сосуществующие в Раскольникове две стихии — ненависть и сострадание к людям — сталкиваются в его сознании с особенной силой именно в то время, когда жизнь без Сони становится для него невозможной. Раздвоенному сознанию героя противопоставляются целостность натуры и «ненасытное» сострадание героини.

Именно благодаря встрече с Соней Раскольников постепенно, в муках и страданиях, преодолевает в себе свою раздвоенность, и только в этом, по Достоевскому, может состоять путь его возвращения к жизни. Таким образом, любовь у Достоевского — это своего рода эксперимент над человеческой природой. Заметим, что в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, это, прежде всего, испытание для мужчины. Любовь заставляет героя вести постоянный мучительный спор с самим собой. В этом споре счастье осознается героем не как достижение «союза двух сердец», а как приход к согласию с самим собой, как обретение внутренней гармонии, освещенной божественным чувством великого сострадания и человеколюбия. Через любовь к Соне преодолевает Раскольников свой индивидуализм, свою ненависть к людям, свое демоническое, разрушительное начало.

В этом смысле истинная любовь у Достоевского всегда обожествлена. Любовь — это путь к открытию Бога в душе героя.

Достоевский утверждает, что нельзя любить человека, людей, не любя Бога. Иначе теряется основа любви, и люди живут вместе лишь из страха быть окончательно затерянными в мире. Недаром Соня считает, что само преступление Раскольникова не столько связано с убийством двух женщин, сколько с нравственным самоубийством героя. «Что вы с собой сделали?» — спрашивает она в исступлении, в ответ на признание Раскольникова в совершенном грехе. По мысли Сони, нравственное самоубийство Раскольникова могло произойти лишь потому, что он «отошел» от Бога и за это Бог его «покарал».

Здесь выражена и глубинная мысль Достоевского о том, что человек, отрекшийся от любви к Богу, не способен и истинно любить людей. А это неизбежно приведет думающую, начинающую сознавать себя личность к внутреннему разладу и к жизненной катастрофе. Казалось бы, удивительно, что традиционно «слабое» женское начало в лице Сони побеждает «сильное» мужское начало, воплощенное в образе Раскольникова. Но, согласно Достоевскому, в этом нет противоречия, потому что привычные понятия «силы» и «слабости» не являются для Достоевского самодостаточными. Сила человека — в вере, всеобъемлющей любви и сострадании к людям. Только это может спасти личность от внутреннего разрушения.

И только этим можно объяснить следующий важный момент в отношениях героев. Дело в том, что оба они в обыденном представлении — люди падшие: Раскольников — убийца, Соня же продает себя ради спасения семьи. Любовь убийцы и уличной женщины должна казаться нам чем-то «незаконным», «преступным» в своей основе. Что же святого может быть в такой любви? Почему Раскольников не находит опасения среди людей «более достойных», не запятнавших свою жизнь страшным грехом? Да именно потому, что внешнее проявление падшести никак не связано с чистотой внутреннего мира Сони.

Соня свершает свой грех от невозможности иначе спасти близких ей людей. Она готова погубить себя ради других. Она жаждет принять на себя не только свой грех, но также и грех Раскольникова, и грехи всего человечества ради идеи искупления великого, всеобщего греха. Такая внутренняя сила и праведность Сони, такое постоянное и естественное для нее стремление к самопожертвованию ради других делают Соню в глазах Раскольникова (и читателей) человеком удивительной чистоты и святости. Без участия Сони возвращение Раскольникова к жизни было бы невозможно.

Здесь нужно подчеркнуть, что раскаяние и саморазоблачение Раскольникова (вина которого так и осталась с юридической точки зрения недоказанной!) явились признанием той высшей правды, которую Соня несла в своей душе через любовь и сострадание к людям.

Сочинение Любовь в романе Преступление и наказание Достоевского

Детективный и психологический роман «Преступление и наказание» авторства русского писателя Федора Михайловича Достоевского получил сумасшедшую популярность еще после своей первой публикации и держит эту позицию по сей день. И неспроста, ведь в нем поднимаются вопросы морали, человечности и многие другие темы, на которые человечество никогда не перестанет рассуждать. Особое место в произведении занимает любовь главного героя.

Главный герой романа – это бедный студент по имени Родион Раскольников, который совершает убийство старухи процентщицы, дабы избежать потребности платить за жилье. Конечно, кроме материальной выгоды, Родион желал получить подтверждение своей собственной теории о сверхчеловеке, но это другая стезя.

Другая героиня романа, которой Федор Михайлович тоже уделил достаточно внимания – это Соня Мармеладова. Она является дочкой бывшего чиновника, который спился и умер, попав под повозку с лошадьми. Девушке нет еще и семнадцати лет, но ее жизнь, можно сказать, уже испорчена поведением слабохарактерного отца. Она жила до смерти отца с мачехой, которая постоянно обвиняла ее в тунеядстве и дармоедстве, и несколькими младшими братьями и сестрами (мачехиными детьми). Судьба мачехи тоже сложилась не лучшим образом – она умерла из-за туберкулеза. Чтобы содержать семью и хоть чем-то питаться, юная Соня вынуждена была заниматься неприличной работой – проституцией. Ей было стыдно, но это был единственный способ как-то прожить и не умереть с голоду. Когда девушка начала приносить деньги, а мачеха, узнав, чем ее падчерица занимается, чувствовала за собою вину.

Несмотря на то, чем занимается девушка, автор сочувствует к ней жалость и не винит ее в этом. Наоборот, Соню он лелеет и уважает в разы больше, нежели Родиона-преступника. Если Раскольников совершил преступление против человека, то девушка только против себя. При этом Достоевский подает ее читателю как девушку исключительно чистую, набожную, неиспорченную тем грязным трудом. Поэтому неудивительно, что она способна на искреннюю любовь.

Соня способна на искреннюю любовь. Но способен ли на нее Раскольников. Мне кажется, что любовь этих героев, есть не что иное, как сумма жалости и любви. Раскольникову, не взирая на его поступки, было жалко девушку и любви так таковой он к ней не испытывал до того, пока не был отправлен на каторгу. А вот Соня любила и продолжила, даже после того, как узнала, что Родион убил ее хорошую подругу – сестру процентщицы. Она не испугалась этого молодого человека, не отреклась от него даже узнав, что он убийца… Разве это не настоящая любовь? Мало этого, еще большим подтверждением Сониной привязанности к Раскольникову является то, что она вместе с ним поехала на каторгу и там поддерживала. Не кинула, не бросила погибать, а собрала все свои силы и любовью грела его. Только тогда непутевый герой понял, что тоже любит Сонечку, а не жалеет.

Эти герои оба грешны с точки зрения морали, но противоположны, по мнению автора. Поэтому их отношения можно назвать взаимовыгодным морально-этическим союзом.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе Матрёнин двор затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор

Читайте также:  Характеристика Печорина с цитатами из текста

В основе произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» положен общественный конфликт. Это основной конфликт комедии, происходящий между Александром Андреевичем Чацким и московским, «фамусовским» обществом.

Одним из ключевых персонажей произведения является Николай Ростов, представленный писателем в образе молодого человека невысокого роста с курчавыми волосами, имеющего открытое выражение лица

Любовная лирика всегда занимала важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Поэт рассмотрел любовь к женщине в разных плоскостях: взаимную, безответную, страстную, дружескую. Также много произведений посвящено

Каждый человек, не важно, взрослый или ребенок, с нетерпением ждет наступления лета. Так как это прекрасная пора для отдыха, каникул и отпусков. Каждый старается как можно больше времени уделить своей семье

Сочинение на тему: МОТИВ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

МОТИВ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Взгляд Ф. М. Достоевского на окружающий мир очень своеобразен, и любая деталь в его глазах имеет не только необычную трактовку, но и зачастую изме­ненный внешний облик. Не исключением стала и лю­бовь. Хотя вроде бы этому чувству всегда присущ строго определенный набор качеств и отступить от ка­нонического отображения любви очень непросто. Одна­ко Достоевский не был бы гением, если бы не смог шаг­нуть за рамки канонов, создавая совершенно необыч­ные картины чувств и взаимоотношений влюбленных в «Преступлении и наказании». И этой своей необыч­ностью любовь Разумихина к Авдотье Романовне и Раскольникова к Соне Мармеладовой особенно силь­но бросается в глаза и оставляет в душе читателя глу­бокий след.

Обе эти истории любви начинаются как-то совер­шенно неожиданно. И та, и другая умудряются появить­ся там, где им, строго говоря, совершенно не место. Ра­зумихин влюбляется в девушку, которая уже наречена другому, а Раскольников и вовсе в обладательницу «желтого билета», этого постыдного клейма, создающего вокруг владелицы атмосферу отчуждения и презрения. И совершенно никого не трогает тот факт, что отнюдь не от хорошей жизни Соня Мармеладова стала падшей женщиной.

Хотя, строго говоря, чувство Раскольникова к Соне трудно сразу и безоговорочно окрестить именно «лю­бовью». Изначально это — лихорадочная привязан­ность, почти что болезненная тяга одного преступника к другому. Да, не один только Раскольников — пре­ступник. Соня Мармеладова тоже нарушила закон. Но только, в отличие от Родиона Романовича, престу­пившего уголовный кодекс, она шагнула за черту ко­декса нравственного. О, нет, не нужно винить ее за это, но и забывать о том, что факт преступления здесь налицо, тоже не стоит. Раскольников вначале цепля­ется за Соню, как за человека, который наверняка его поймет. В некотором роде он прав, ведь его терзания и угрызения совести были пережиты и Соней тоже. Раскольников поначалу ни в коем случае не видит в Соне объект любви. Ведь он никуда не может деться от знания того, чем она занимается. Тем более он не может позволить себе влюбиться не только в нее, но и в кого бы то ни было еще: он — убийца. А значит, для него уже закрыто большинство путей, по которым может пройти нормальный, не запятнавший себя кро­вью человек.

Придя к Соне в первый раз, Раскольников ведет себя очень жестоко. Когда она приходила к нему, Ро­дион был другим. Вспомним, как смело он отрекомен­довал Соню своим сестре и матери: «Маменька, — ска­зал он твердо и настойчиво, — это Софья Семеновна Мармеладова, дочь того самого несчастного господина Мармеладова, которого вчера в моих глазах раздавили лошади и о котором я уже вам говорил…» Он почти что бросает вызов своим родным. И здесь тоже просматри­вается ощущение: Соня — сродни ему. И он, преступ­ник, готов заступиться за «себе подобную» перед Пульхерией Александровной и Дуней — людьми чис­тыми и избавленными от проклятия порочности. Хотя потом Достоевский и показывает читателю, что Рас­кольников мог бы не вести себя так — Соню никто не собирается воспринимать, как отверженную. Авдотья Романовна прямо заявляет: «А я уверена, что она… прекрасная…»

Однако Раскольников ведет себя так только до тех пор, пока Соню вроде бы нужно от кого-то защищать. А вот когда он оказывается с ней наедине, его отноше­ние резко меняется. Он продолжает относиться к ней с жалостью, но при этом, как уже упоминалось, он же­сток. Раскольников не упускает возможности напом­нить Софье Семеновне, что мачеха ее сгорает от жес­точайшей чахотки, что после того, как болезнь сведет Катерину Ивановну в могилу, останутся дети, он за­ставляет Соню читать ему Библию… В общем, он изо всех сил старается, чтобы дочь покойного Мармеладо­ва тоже испытала страдания. И дав последнее обеща­ние — рассказать, кто убил Лизавету (а значит, и старуху-процентщицу), Родион Романович, истерзанный, вымотанный своей беседой со следователем, хочет, чтобы Софья Семеновна испытала те же самые муки неопределенности, неизвестности. Возможно, уже тог­да он понимает, что им суждено быть рядом, и потому он хочет, чтобы Соня, пройдя через подобие его мук, надежнее к нему привязалась. Вот так необычно завя­зывается узел первой любовной интриги романа. С ней мы еще встретимся, а пока посмотрим на завязку вза­имоотношений сестры Раскольникова — Авдотьи Ро­мановны и его товарища — Разумихина.

Здесь вовсе неожиданность громоздится на неожи­данности. Ну разве не внезапен и не неуместен всплеск чувств Дмитрия Прокофьича к чужой невесте, к особе, чье будущее уже вроде бы определено и пред­начертано? И хотя Дуня хорошо умеет скрывать свои эмоции, но можно ли поручиться за то, что Разумихин был ей безразличен? Он ведь с самого начала был го­тов пойти за нее и Пульхерию Александровну бук­вально в огонь и воду. Это прекрасно видно по его поч­ти комичной горячности, по словам и поступкам не только в момент первой встречи, когда Разумихин был пьян, а Раскольников слишком ошеломлен появлением матери, но и по поведению на следующий день. Впро­чем, Дмитрий Прокофьич изначально отдает себе от­чет в бесперспективности своих надежд. И не только потому, что Авдотья Романовна собирается выйти за­муж за Лужина, но еще и оттого, что он вел себя со­вершенно неподобающим образом. Но все равно, когда человек влюблен — он не может запретить себе наде­яться. Пусть эта надежда будет тщательно упрятана даже от самого себя, но все равно помыслы и поступки влюбленного будут ей подчинены и ею же будут по­рождаться.

А ведь Дмитрий Прокофьич очень старался ничего не показать. Он весьма интересовался наутро после первой своей встречи с Дуней в квартире Раскольни­кова собственной внешностью, но при этом темнил, как мог. Вершиной его притворства стало то, что он не побрился специально. «Ну как подумают, что я вы­брился для… да непременно же подумают! Да ни за что на свете!»

И к подтруниваниям Раскольникова Разумихин от­носился чрезвычайно болезненно именно потому, что уже тогда, на другой день после первой его встречи с Авдотьей Романовной, было ясно: он безнадежно и отчаянно влюблен. Иначе какой смысл так ругать се­бя за вчерашнее пьяное рвение, почти переходящее в буйство, зачем бить кулаком в печь так, что кирпич из нее оказался выбитым, а рука — Повреждена?

Ведь в тот момент он еще не подозревал, что Дуня разорвет отношения с Лужиным! А безнадежность, осознание неспособности своей повлиять на ситуа­цию — это самое страшное чувство для того, кто испы­тывает любовь. Пусть при этом он изо всех сил делает вид, что только и исключительно дружеская привязан­ность и самоотверженность имеют место на самом де­ле. Этим влюбленный даже себе как следует голову не заморочит, а уж другим и подавно. Особенно друзьям, которые хорошо знают черты характера влюбленного притворщика.

Авдотья Романовна, наверное, тоже почти сразу от­метила для себя незаурядность персоны Разумихина, и ее вроде бы совершенно нейтральное: «Какой расто­ропный и… преданный молодой человек», почти навер­няка имеет скрытый подтекст. Ведь Дуня прекрасно понимает, что ее будущий брак с Петром Петровичем Лужиным никак не сможет стать союзом любящих сердец. Это дань необходимости, жестоко навязанной ей бедственным положением матери и брата. Как тут можно быть оптимистичной в отношении грядущего? И наверняка где-то про себя Авдотья Романовна позво­лила немалую долю симпатии в отношении Разумихи­на. Тем более, что он и вправду, хоть и был во хмелю, но прямо-таки самоотверженно заботился о больном Раскольникове, провожал Пульхерию Александровну и Дуню в их жилье… В общем, ему можно было симпа­тизировать. Более того, своим рвением Разумихин на­верняка произвел на Авдотью Романовну куда более приятное впечатление, нежели она показала вначале. Просто не к лицу ей было бы перед предстоящей свадьбой вовсю расточать на не своего жениха излиш­нюю нежность. А ведь и приглашение Дмитрия Прокофьича на тот самый знаменательный разговор с Лужи­ным (почти на семейное дело) очень ярко показывает, что Дуня «заметила» Разумихина сразу.

Такова завязка второй истории любви, случившей­ся в романе.

Вернемся к Раскольникову и Соне Мармеладовой, чтобы проследить до конца их непростые взаимоотно­шения. Итак, Родион — личность неуравновешенная и незаурядная — вначале ну никак не считает воз­можным полюбить Софью Семеновну, хоть и тянется к ней. Даже его вопрос о том, последует ли Соня за ним в Сибирь, — едва ли проявление надежды любящего. Скорее это болезненное желание, стремление к тому, чтобы рядом с ним был кто-то сопричастный преступ­лению. Наверное, Раскольников просто неспособен му­читься в одиночку, и Соня Мармеладова с ее способно­стью самопожертвования видится ему идеальной по­другой по несчастью.

Читайте также:  Сочинение Хоровод муз (по творчеству Блока)

Буквально вплоть до самого последнего Раскольни­ков терзает несчастную девушку, которая полюбила его с того самого момента, когда впервые судьба свела их на квартире Мармеладова в вечер нелепой и траги­ческой смерти последнего. Да, Соня уже тогда испыта­ла к Родиону любовь. Иначе и быть не могло, ведь свою собственную, почти погубленную, жизнь Софья Семеновна подпитывала только безграничной любовью к мачехе Катерине Ивановне и младшим братьям и се­страм, непутевому отцу. Она любила — и тем жила, и в том черпала силы, позволявшие ей приносить неве­роятные жертвы во имя ближнего своего.

Раскольников же, совершив свой благородный (пусть и с налетом характерного для него безумия) поступок, отдав вдове все свои деньги на устройство похорон, попадает в глазах Софьи Семеновны в раз­ряд людей, которых можно беззаветно любить, несмо­тря ни на что. И пусть она всей душой против поступ­ка Раскольникова, пусть она ни в каком виде не при­емлет насилия, а тем паче убийства, но Соня не понаслышке знает о муках совести. И потому Родион получает от нее сочувствие, потому она льет слезы и дарит ему крестик. Он любим, а значит — не в ее праве отталкивать его.

Зато Раскольников ведет себя далеко не самым благородным образом. Даже на каторге он продолжает быть собой — болезненно гордым и из-за этого жесто­ким человеком. Жутковатой нелепицей выглядит то, что совершенно посторонние, чужие люди относятся к Соне куда более ласково. «“Матушка Софья Семе­новна, мать ты наша, нежная, болезная!” — говорили эти грубые клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию… Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая ма­ленькая, даже уж не знали, за что похвалить». А ведь на самом деле к этому времени Раскольников уже не может без Сони. И это он понимает тогда, когда она за­болевает. Вот тут-то он начинает всерьез беспокоить­ся, посылает даже справляться о здоровье ее. И «серд­це его сильно и больно билось», когда он читал утеши­тельную записку от Сони.

И потом, когда они наконец-то увиделись, он взял ее за руки уже без отвращения и вот тогда-то понял, что любит и что его дальнейшая жизнь уже немыслима без этой хрупкой девушки. «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».

Вот так, тяжело и мучительно, Достоевский привел-таки нелегкие отношения Раскольникова и Сони к счастливому исходу. И вполне возможно, что именно так и должно быть, что любовь этих двух людей долж­на была пройти тернистым путем. Тем большую цен­ность она в итоге получила, и читатель с особенным облегчением воспринимает данный финал. Да, в жизни все очень сложно и трудно, но есть в конце этого тем­ного лабиринта заветный проблеск.

Хорошо все заканчивается и для Разумихина с Авдо­тьей Романовной. Хотя здесь благополучный исход но­сит куда менее выстраданный характер. И это тоже нор­мально, учитывая душевную твердость Дуни и энергич­ную доброту Дмитрия Прокофьича. И он, и она лишены нервозности Родиона, а потому им гораздо проще нала­дить союз, начав с идеи совместного дела — издатель­ского занятия, предложенного Разумихиным. Они вооб­ще хорошо подходят друг другу, эти двое. Дуня способна направить кипучую натуру Разумихина на верную сте­зю, а он — придать разумности Авдотьи Романовны над­лежащее горение. Они по сути своей — плюс и минус. Тем сильнее их обоюдное притяжение, заложенное для противоположностей самой природой.

Так что намек Раскольникова Дуне — «Этот Разу­михин, Дмитрий Прокофьич, очень хороший чело­век» — носит исключительно риторическое значение. Дуня и сама это прекрасно понимает.

Может быть, именно из-за очевидности благопо­лучного (хотя бы отчасти) исхода для Авдотьи Рома­новны и Разумихина Достоевский так мало внимания уделяет этой сюжетной линии. Он ведь куда более тщательно привык исследовать те явления в обществе, которые могут называться болезненными.

В итоге же остается сказать, что мотив любви в ро­мане «Преступление и наказание» настолько же све­тел, насколько мрачен и суров сам роман. Во многом именно благодаря этому мотиву творение Достоевского после прочтения оставляет скорее светлое, нежели тя­желое, впечатление. Ясно и легко замечается, что именно любовь способна донести тепло и свет в самые страшные трущобы, в Сибирь, на каторгу. Таково ее предназначение, и никакой подлости не дано лишить любовь этой великой созидательной силы.

«Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Их воскресила любовь, сердце одного заключало
бесконечные источники жизни для сердца другого.
Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа – это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем.
Соня – нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка – «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня – святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («. С ними-то что будет?»).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» – о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку – сестре, матери, Разумихину – приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
В теории Родиона «ничего она. не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?»
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете».
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе».
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг – отказаться от рационального осмысления жизни: «. он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь. » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута. »
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

Читайте также:  Характеристика семей в произведении Тихий Дон Шолохова

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Тема любви в романе Преступление и наказание Достоевского

Во все времена любовь воспринимается как неоценимый подарок судьбы. Это высокое чувство пробуждает в человеке самые лучшие черты и качества. Влюбленный человек воспринимает мир в самых красочных тонах. Он готов на самые отчаянные и порой даже глупые поступки ради того, чтобы избранник или избранница обратили внимание на то, какой он смелый и отважный, как он легко решается на то, что другим кажется нелепостью и безрассудством.

Многие, влюбившись, стараются принарядиться, сделать красивую прическу, макияж, ограничиваясь только внешними изменениями.

Другие же совершенствуют свою личность, открывая в себе душевность, умение прощать и воспринимать любимого человека таким каким он является на самом деле без прикрас. Можно смело утверждать, что любовь является важной действенной силой, формирующей наше сознание и влияющей на наши действия. Часто безответная любовь толкает человека на безрассудные поступки, но во многих случаях безнадежно влюбленный подавляет в себе это чувство, стараясь избавиться от душевных страданий. Поэтому любовь приносит человеку не только счастливые моменты, но заставляет страдать.

Герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» меняются под влиянием этого великого чувства. По-разному развивается любовь у разных совершенно противоположных пар. Соня Мармеладова и Раскольников сперва кажутся просто друзьями, но впоследствии они становятся настолько близки друг другу, что Раскольников признается в содеянном преступлении именно этой девушке, чувствуя в ней понимание его душевного состояния и человеческое сострадание. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Искренняя и чистая любовь, зародившаяся между молодыми людьми, в корне меняет их душевные качества в лучшую сторону. Они понимают, что именно любовь поможет им преодолеть в этой жизни немало трудностей.

Совсем иные отношения строятся между Лужиным и Дуней. Каждый из них преследует свои меркантильные цели, извлекая из своих отношений личную выгоду. Дуня стремится выйти замуж, чтобы не засидеться в девках. Лужин ищет в лице будущей жены бесплатную прислугу, готовую ублажать все его прихоти и капризы. Трудно назвать подобные отношения любовью. Скорее всего – это обычная сделка между партнерами. В таком сосуществовании нет простора для развития душевных качеств. Каждый в таком союзе добивается своей цели и удовлетворенный достигнутым не стремится к самосовершенствованию.

Трудно понять отношения между Свидригайловым и его супругой Марфой Петровной. С одной стороны, Марфа беззаветно любит своего непутевого супруга, закрывает глаза на его бесконечные похождения и измены. Она даже идет на преступление, пытаясь оградить Свидригайлова от следствия. В то же время растоптанная и униженная безразличным отношением мужа, она не так проста, как кажется. Понимая, что никакого влияния на супруга она не имеет, Марфа Петровна крепко держит его на финансовом поводке. Женщина хранит в надежном месте документ, согласно которому Свидригайлов должен ей определенную сумму денег. Такие отношения невозможно назвать любовью. Здесь прямая зависимость друг от друга в самом низменном смысле этого слова.

Существует мнение, что каждый человек заслуживает именно на ту любовь, которую он встречает на своем пути. С таким утверждением можно и не согласиться. Однако, отношения между героями романа Ф. М. Достоевского вполне подтверждают тот факт, что каждый человек имеет шанс встретить свою любовь. Вопрос только в том, какую роль он будет играть в этих отношениях: быть равноправным, угождать или пытаться использовать любимого человека для удовлетворения собственных интересов.

Сочинение на тему: «Их воскресила любовь» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:13, сочинение

Краткое описание

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела — невыносимые страдания. “Страдание — великая вещь”, — сказал Порфирий Петрович. Эта мысль — мысль об очистительном страдании — звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Спасительной верой в романе является Соня Мармеладова.

Вложенные файлы: 1 файл

Сочинение на тему.docx

Сочинение на тему: «Их воскресила любовь» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Книга «Преступление и наказание» – это повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей.

Раскольников, главный герой романа, совершает двойное убийство, одержимый идеей “сверхчеловека”. Он считает себя вправе избавить общество от “ничтожной старушонки”. Рассчитав преступление до мелочей и тщательно заметая следы, Родион не сумел учесть только одного: того, что наказание заключается не в людском суде, а в душе преступника. Страшнее суда собственной совести нет ничего.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела — невыносимые страдания. “Страдание — великая вещь”, — сказал Порфирий Петрович. Эта мысль — мысль об очистительном страдании — звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Спасительной верой в романе является Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

Герои Достоевского наделены «проницательными сердцами». Сонечка прекрасно понимает, что Раскольников «ужасно, бесконечно несчастен». Не случайно именно к ней приходит Родион Раскольников со своими исповедями, с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Именно ей признается в совершенном убийстве. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!» – объясняет герой. Он уже близок к тому светлому пути, которым они с Соней пойдут в конце романа, свои признанием он отвергает собственную теорию.

Когда Соня читает Раскольникову о воскрешении Лазаря, он впервые начинает осознавать весь ужас содеянного им. Ужас заключается даже не столько в самом преступлении, сколько во всей его теории.

Соня, пожертвовавшая собой во имя высокой цели, не оправдывает себя, но ищет утешения в Боге. Родион пока не разделяет ее устремлений, но он уже начинает искать в своей душе истоки ошибочных взглядов и поступков. Пока он не может объяснить себе, почему явился с повинной, но уже чувствует в своих первоначальных убеждениях ложь.

Любовь к людям и к Богу — к этому в конце концов приходит Раскольников. Не будь Сони, он никогда не обрел бы этой любви. Она была с ним всегда, незаметно направляла на путь спасения, учила доброте, терпению, состраданию.

Именно любовь к конкретному человеку приводит героев Достоевского к духовному воскресению, возрождению, естественности «живой жизни». Взаимное чувство Раскольникова и Сони отличается чистотой и возвышенностью. Но они не замыкаются в своем чувстве. Писатель показывает их в эпилоге на пороге новой, неведомой и прекрасной жизни. Они очистились от грехов, умершие заживо, возродились. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”.

Ссылка на основную публикацию