Тема любви в творчестве Пушкина – сочинение

Сочинение на тему «Тема любви в творчестве Пушкина»

Любовь всегда занимает большое и важное место в жизни каждого человека. Поэты и поэзия не могли обойти это красивое и возвышенное чувство, которое показывает всю красоту души человека. Известный поэт Александр Пушкин многие свои прекрасные творения также посвятил этой теме. Каждое его стихотворение – это небольшая частичка его души, которая обнажает все чувства и эмоции поэта, делая его незащищенным перед прекрасными женщинами.

Чтобы лучше понять, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит все-таки изучить и рассмотреть его самые яркие поэтические произведения. Тема любви в пушкинской лирике богата образами, поэтому она многолика. Сам поэт умел любить и ценить это чувство. Считается, что именно Александр Сергеевич является основополагателем отечественной любовной лирики. До Пушкина читатели могли наслаждаться лишь только европейскими образцами любовной лирики. Критик Белинский отмечал, что у Пушкина такое высокое чувство, как любовь, не ограничивается лишь только одними переживаниями, но и здесь отражаются вся гамма чувств и эмоций великого поэта.

Тема любви в пушкинской лирике раскрывается по-новому. Прежде всего, он в каждом таком своем произведении перестал подчинять свои стихотворные мысли какому-то определенному жанру. Так, в одном стихотворении может встречаться и элегия, и послание, и романс. Ярким примерами такого поэтического новшества в любовной лирике стали произведения «Я вас любил…» и «К***». Форма изложения таких произведений зависит от содержания. В его произведения уже нет того романтизма, который властвовал в произведениях других поэтов. Тема любви в поэзии Пушкина основывается и на здравом смысле, и на житейской мудрости.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Поэт не осуждает женщину за то, что любовь оказалась безответной, Александр Сергеевич дает право выбора женщине. И именно он допускает мысли о том, что любовь, которая может вспыхнуть мгновенно, может также быть и недолговечной.

Поэт Пушкин благодарен женщине за то чувство, которое прежде всего, испытывает он сам. Это чувство прекрасное и благородное, даже если любовь оказалась и неразделенной, или потухшей. Любовь приносит в жизнь человека радость, заставляет человека чувствовать себя совсем иначе. Александр Пушкин считает, что любовь – это божественный дар, который дан человеку.

Стихотворения о любви в лирике Пушкина имеют биографические основы. Первое обращение Александра Сергеевича к теме любви происходит еще в те годы, когда он обучался в лицее. Сначала эти стихи легкие, посвященные какой-то определенной женщине и поэтому немного интимные. Но, уже находясь в ссылке, юный поэт переосмыслил свое отношение к любви. И теперь он в любви видит уже и трагизм. После этого приходит новое отношение и новое понимание любви. Александр Сергеевич считает это чувство губительным и разрушительным.

Но вскоре он опять возвращается к тому, что любовь – это чувство созидательное и оно должно стоять во главе любого творчества. Любовь теперь не только жертвенность, но это, прежде всего, идеал. Например, стихотворение «Желание», которое было написано Александром Пушкиным в 1816 году. Это печальный гимн первой любви, которая оказалась несчастной. Поэту эта любовь принесла лишь только «слезы» и «горести». Но Пушкин не желает даже с таким чувство расставаться, так как оно все-таки прекрасно и помогает ему найти утешение.

Это стихотворение – элегия, поэтому так печально представление поэта о любви. Для раскрытия такого образа любви автор использует большое количество метафор и эпитетов. Например, душа у Пушкина «плененная тоской», а сердце «унылое». Когда же поэт говорит о том, что любовь – это противоречивые чувства, то еще использует и оксюморон «горькое обращенье».

В стихотворении «К***» Александр Сергеевич раскрывает все грани любви. Это известное стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, которая очаровывала мужчин в петербургском светском обществе. Пушкин сразу увидел ее на одном из балов, где она поразила его «чистой красотой». Анна Петровна была замужем, и поэт не мог выразить ей свою влюбленность. Затем через время он опять встречает эту молодую женщину. Александр Пушкин находился в ссылке, а Анна Петровна уже была разведена. Теперь не было преград для поэта, чтобы выразить свою симпатию. Так, в 1825 году родилось чудесное стихотворение – признание «Я помню чудное мгновенье».

Эта долгая история любви и симпатии у Александра Пушкина поместилась в шести четверостишьях. Поэт говорит, что до встречи с Анной Петровной у него не было желания писать, так как вдохновение не было.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Но именно любовь дает возможность поэту Пушкину творить и чувствовать. Только эти возвышенные чувства оживляют его и дают надежду.

В 1829 году известный поэт создает еще одной уникальное стихотворение о любви. В его произведении «Я вас любил» всего лишь восемь строк. Существует мнение, что эти строки адресованы Анне Алексеевне Олениной. Основная тема стихотворение – это расставание, которое происходит с благодарностью за то, что было испытано, а не обида. Александр Сергеевич желает Анне Алексеевне счастья, даже если ее избранником будет не он. Поэт считает, что любовь, какая бы она не была, уже дар, поэтому всегда нужно быть благодарным и доброжелательным.

Если проанализировать стихотворение по строению, то можно заметить, что Александр Сергеевич употребляет три фразу о том, что он любил. Но каждый раз эта фраза имеет свой смысл.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.

В этой фразе, с которой и начинается стихотворение, рассказывает о факте, показывая, что у него нет никаких претензий. Когда он употребляет уже второй раз ее, то читатель может почувствовать то, какие чувства пережил сам поэт. Все эмоции Пушкина отражены в этой фразе. Третья фраза показывает, что поэт благородно желает Олениной счастья.

В 1929 году стихотворцем Пушкиным было написано еще одно стихотворение. «На холмах Грузии» посвящено молодой девушке, которую сильно и пылко полюбил Александр Сергеевич. Для того чтобы раскрыть свою любовь к Наталье Николаевне Гончаровой, автор использует картины природы. Видя свою будущую жену, любя ее, он испытывает различные чувства. Так, прекрасные и высокие холмы Грузии он сравнивает с опасной горной рекой из ущелья, которая быстротечна.

Пушкин, стараясь полнее выразить свои чувства, использует антонимы: «грустно и легко», «печаль светла». Поэт считает, что любовь и жизнь – это дары, которые взаимосвязаны. Поэтому человек, который любил или любит, должен быть благодарен за такой божественный дар, за то, что может испытывать такое чувство.

В 1830 году поэт Пушкин посвящает еще одно стихотворение Наталье Гончаровой. В произведении «Мадонна» уже три части. Известно, что в это время сам поэт уже готовился к свадьбе, был счастлив и в своем стихотворении он рисует себе картины идеального семейного счастья. Он все также утверждает, что любовь – это божественный дар, но теперь муж в семье является творцом, а женщина отождествляется у него с Богоматерью, которая должна выносить и родить плод сильной и яркой любви.

Тема любви в лирике Пушкина. Стихи А. С. Пушкина о любви

Любовь – самое бесценное чувство, которое наполняет жизнь смыслом, делая ее светлой, насыщенной и выразительной. Любовь дает стимул человеку в любых его проявлениях. С этим чувством приходит вдохновение в стихах или прозе.

Любовь в лирике Пушкина

Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из основных мест. Творения поэта являются уникальными в теме любви, его стихи читаются пылко и вдохновенно. Возникает сопереживание страсти, которую испытывал поэт.

Любовь для поэта – это не только вдохновение, это еще и свет жизненной силы и творческой активности. Именно тема любви в лирике Пушкина позволяет понять его произведения. Любовь двигала им, благодаря любви он творил и создавал шедевры. После расставания с женщиной поэт чувствует тоску и грусть. Ничто не мило, цель и смысл жизни утеряны.

Любовь Пушкина к Анне Керн

Одно из таких стихотворений – «Я помню чудное мгновение…» – посвящено Анне Керн, которая покорила сердце поэта. Она для него чиста и непорочна, как ангел, как «гений чистой красоты».

Для Пушкина любовь к Анне Керн – светлое и искреннее чувство. Она дорога ему, даже если это чувство остается без ответа. Пушкин нежно и бескорыстно относится к женщине, которая взволновала его душу, дала страстный порыв и наполнила жизнь смыслом. Он благороден и не желает беспокоить любимую женщину. Поэт готов ради ее спокойствия отступиться от блаженства любви. Поэтому благословляет ее, искренне желает ей любви, которая будет такой же сильной и чувственной, как у него.

Любовь Пушкина к Елизавете Воронцовой

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» было написано для Елизаветы Воронцовой. Удивительной красоты, утонченная, высокообразованная, она покорила его сердце. Но Воронцова была замужней дамой, и их чувства не имели продолжения. На прощанье любимая подарила поэту перстень с каббалистическими знаками. Это был знак нежной любви. Аналогичный перстень она оставила у себя.

Впоследствии Пушкин часто получал письма от Воронцовой с оттиском этого перстня. Позже письма были сожжены по просьбе Елизаветы. Пушкину сей акт дался тяжело, ведь это были письма от любимой женщины, которая вдохновляла его, давала стимул и любовный пыл. Эту историю он описывает в другом своем шедевре – «Сожженные письма». Стихотворение переполнено печалью и грустью. Поэт понимал, что, сжигая письма, он навсегда прощается со своей любовью.

Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой

Самой большой любовью в жизни Пушкина была его жена Наталья Гончарова. Он признателен судьбе за встречу с ангелом. Стихотворение «Мадонна» было написано за полгода до свадьбы Пушкина с Гончаровой. В нем он боготворит любимую, поклоняясь ей, испытывая благоговейный религиозный трепет.

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина

Тема дружбы также нашла отражение в произведениях, как и тема любви в лирике Пушкина. Пылкий, порывистый, впечатлительный, поэт самозабвенно отдавался дружбе. Вопрос независимости, свободы, борьбы с царским режимом – все это нашло отражение в стихотворении к своему близкому другу «К Чаадаеву».

Поэма «Цыганы»

Во время ссылки в Кишинев Пушкин наблюдал за жизнью цыган, присматривался к ним. Именно здесь у поэта зародилась идея этого сочинения. Цыгане поразили поэта своими любовными отношениями, неуемной жаждой свободы, бытом и поведением. Цыгане – это независимый и свободолюбивый народ, который следует зову своего сердца.

Конфликт этого произведения построен на том, что у главного героя происходит противоречие страстей. Главный герой поэмы, молодой человек Алеко, нарушает закон и сбегает из мира цивилизации и городской суеты. Образованный Алеко принимает вольную жизнь цыган и их сущность. Он мечтает прожить с ними всю жизнь, быть свободным. Однако Алеко так и не смог полностью стать вольным человеком.

Пушкин своим произведением смог передать разницу между жизнью в цивилизации и жизнью за ее пределами. Поэт считает, что у человека в цивилизованном обществе есть все блага и удобства для свободной жизни. Однако такой человек замкнут в клетке, созданной из написанных правил, законов, социальных норм. Человек, живущий вне цивилизации, где нет законов и писаных правил, является поистине свободным.

Тема любви в поэме «Цыганы»

Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» проходит через все произведение. Рассказывается о чувствах главного героя к цыганке. Любовь к прекрасной Земфире и желанная свобода должны дать Алеко ощущение счастья и умиротворения. Но этого не случилось. Привыкший к благоустроенности, комфорту, уюту, он так и не стал одним целым с цыганским табором. Алеко не понял смысла свободы и не принял, по сути, свободу чувств.

Читайте также:  Образ и характеристика Роланда в Песне о Роланде сочинение

Герой не смог простить Земфире измену. Он убил прекрасную Земфиру и ее возлюбленного. Цыгане – люди вольные, простые и робкие. Для них измена не грех, потому что любовь удержать не возможно. Отец Земфиры назвал Алеко злым и гордым человеком, который хочет воли лишь для себя. Он эгоист, его ревность и безжалостность не пробуждают сочувствия. По сути, он оказывается преступником. Поэтому Алеко был изгнан из табора. Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» – это разговор о том, что быть свободным – значит освободиться от желания власти над человеком.

Читая произведение, можно увидеть, что автор не принимает чью-либо сторону. Поэт не старается защитить цыган или оправдать Алеко. Пушкин хорошо относится к главному герою, но и сочувствует отцу Земфиры. Однако убийство поэт не оправдывает, поэтому старик изгоняет Алеко из табора.

Поэма «Евгений Онегин»

Произведение «Евгений Онегин» можно назвать самым популярным среди произведений А. С Пушкина. Автор смог передать наиболее важные проблемы дворянства, тему любви и дружбы.

Для произведения характерна особая черта. А. С. Пушкин сам непосредственно участвует в поэме. Евгений Онегин несколько раз встречался с Пушкиным (в Одессе, Петербурге). Также автор в поэме рассказывает о своей биографии, мечтах, размышлениях.

Тема любви в поэме

Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» – это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек – один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек. У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.

По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.

Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему. В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

Заключение

Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь – это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ – это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.

Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.

Сочинение Тема любви в лирике Пушкина (в творчестве)

А. С. Пушкин – величайший поэт, прозаик, критик и драматург своей эпохи. Он дал начало направлению реализма 19 века, вывел русскую литературу на мировой уровень, стал ещё при жизни считаться основоположником русского литературного языка.

Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой, в его творениях тема любви раскрывается особенно ярко, она многогранна и интересна. Читателю легко принять то, что автор пытается донести до него, близки переживания, которые испытывают герои его произведений, а любовные неудачи, постигшие их заставляют почувствовать свою близость с ними.

К каждой своей влюбленности А. С. Пушкин относится серьёзно, отдается со всей своей пылкостью. Все переживания и эмоции, которые писатель испытывает к любимой женщине, находят отголосок в его творчестве. Показывает все разнообразие чувств, которые может испытать человек.

Пушкин не устаёт черпать вдохновение в чувстве любви, оно эмоционально обогащает его творчество.

В своих произведениях поэт отражает своё отношение к этому чувству, особенно это отражается в лирике поэта, которая наполнена романтикой и переживаниями, да и а и сам А. С. Пушкин относится к своим дамам сердца с поистине рыцарским благородством. Он пропагандирует в своих произведениях невозможность проявления эгоизма в отношении любви, настаивает на том, что любови присущи чувство заботы о человеке, в готовности к самопожертвованию.

В произведениях «Цыгане» и «Бахчисарайский фонтан» поэт резко осуждает героев за проявленную ревность к любимому человеку, ему чужда жестокость, примененная героями по отношению к другим.

Своё отношение к даме А. С. Пушкин показал в стихотворении «Я вас любил. В строчке этого стихотворения: я ни хочу тревожить вас ничем. Отчётливо отражается его видение чувства. Поэт показывает читателю своё нежелание быть настырным в испытываемых им эмоциях, не желании доставлять неудобство даме. Поэт учит читателя отступать, не держать обиду и отпускать безответную любовь, этот стих отражает всю глубину переживаний автора, он пишет: «Так дай вам бог любимой быть другим.» Оставляя тем самым пожелания счастья в дальнейшем.

Пушкин черпает вдохновение в своих влюбленностях. В стихотворении « Я помню чудное мгновение» поэт открывает для читателя весь спектр переживаний, на которые способен влюбленный человек, показывает невозможность жизни без такого глубокого чувства, как притупляются эмоции в отсутствие любви: «В глуши во мраке заточения тянулись тихо дни мои …»

Отношение Пушкина к любви изменяется после встречи с Натальей Гончаровой, его будущей женой. Оно становится более глубоким и одухотворенным, появляется особый трепет перед женщиной, как хранительницей домашнего очага, что нашло отражение в произведении «Мадонна». Пушкин выражает своё отношение к женщине словами «Чистейшей прелести чистейший образец».

Через всю свою не долгую, но яркую, наполненную красками и переживаниями жизнь А. С. Пушкин проносит чувство любви как высшую благодать, как награду, дарованную человеку свыше. Для поэта любовь является эликсиром жизни, двигателем в творчестве, он не видит трагедии в безответной любви, умеет быть благодарным за само испытанное им чувство. Пушкин не скрывает от своего читателя своих истинных переживаний, открывая все секреты своей души, показывает любовь как чувство прекрасное во всех его проявлениях, что несомненно накладывает свой неповторимый отпечаток на всё его творчество.

Тема любви в в творчестве Пушкина сочинение

Стихотворения А.С. Пушкина очень хорошо открывают читателю его внутренний мир и чувства. Им написано огромное количество стихотворений на очень разнообразные тематики. У него можно найти стихотворения, посвященные Родине, дружбе, а также стихотворения о самом прекрасном чувстве – о любви.

Читая любовные стихотворения этого поэта, испытываешь непередаваемые ощущения и эмоции. В первую очередь, прочитав несколько стихотворений несомненно приходишь к выводу, что действительно “любви все возрасты покорны”. И стрела Амура может поразить как совсем юного человека, так и человека, имеющего за плечами огромный жизненный опыт. У Пушкина же стихи на эту тему больше похожи на личный дневник, в котором поэт описывает все стадии этого чувства и делится своими переживания. Например, стихотворение “ Я думал, сердце позабыло. ”, наполнено тоской, грустью и печалью из-за неразделенной любви поэта. Но даже эти, казалось бы, ненужные страдания поэт очень ценит и хранит в себе и совсем не хочет от них избавляться:

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать.

Не всегда стихотворения Александра Сергеевича были наполнены тоской о любви. Любовь также вызывала у поэта вдохновение. В стихотворении ’’Гречанка” поэт описывает образ девушки, которая не перестанет его восхищать. Образ девушки, которая стала музой для поэта на долгое время:

Ты рождена воспламенять
Воображение поэтов.

В стихотворении “Я вас любил..”, чувства лирического героя передаются с точностью. Хоть стихотворение мало по объему, восьми строчек вполне хватает, чтобы сложить у себя в голове полную картину спектров эмоций, испытываемых поэтом во время его написания. Не смотря на описания чувств самого героя, отчетливо видна нотка грусти. Он мечтает, чтобы его избранница смогла испытывать к нему такие же чувства. Он желает взаимности. Надежда о продолжении всего этого не покидает его. Главное, что он, испытывая чувства не становится эгоистом. Он переживает, что своим вниманием способен доставить неудобства возлюбленной:

Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем

Тема любви в стихотворениях Пушкина – несомненно важная, ведь он в своих стихотворениях показывает, что такое настоящие чувства, к чему приводит неразделенная любовь и на что способен человек во имя любви. Его простые и понятные стихотворения напоминают людям, что любовь важна, ведь когда мы любим, мы проявляем самые хорошие качества, какие только могут быть: доброту, искренность, тепло, благородство, щедрость, заботу. Поэт напоминает, что любовь нужна всем, без любви никуда. И эта любовь – необязательно касается возлюбленных. Любовь возможна к товарищам, к родным, к природе и так далее. Александр Сергеевич Пушкин своими стихотворением показывает, что несчастной любви не существует, что любая любовь для человека- огромное счастье. Тема любви, показываемая в стихотворениях Пушкина, актуальна и на сегодняшний день.

В творчестве, произведениях и стихотворениях

Немаловажное место в своём творчестве А.С.Пушкин отводит любовной лирике. Именно здесь, в откровенных и искренних стихах, исполненных любви и нежности, поэт раскрывает своё истинное отношение к женщинам. Примерами стихотворений, воспевающих чистоту и прелесть любимой девушки, в поэзии А.С.Пушкина являются “Я помню чудное мгновенье” и “Я вас любил. “

Стихотворение, начинающееся строками “Я помню чудное мгновенье”, посвящённое Анне Петровне Кёрн, наполнено воздушным, светлым и недосягаемым образом возлюбленной. Что бы ни происходило с лирическим героем, “милые черты” всегда озаряют его сознание вдохновением, наделяют новыми силами для жизни и любви. В этом стихотворении А.С.Пушкин применяет по отношению к возлюбленной такие метафоры, что её образ становится воздушным, неземным: “мимолётное виденье”, “гений чистой красоты”. Девушке достаточно было мелькнуть в жизни поэта единожды и скрыться из виду, но её облик сохранился в душе поэта навсегда, всюду следует за ним, спасает в тяжкие минуты душевного падения. Это стихотворение – своеобразный гимн Пушкина, посвящённый небесной прелести и красоте девушки, в которую он влюблён.

Другое известное произведение А.С.Пушкина, “Я вас любил. “, уже не содержит описания девушки. Мы не знаем, чем пленила поэта его возлюбленная, но понимаем, что неразделённость чувства причиняет ему боль и страдания. Лирический герой никого не винит в случившемся, не выставляет своих чувств напоказ. Главная мысль короткого, но ёмкого по содержанию стихотворения А.С.Пушкина состоит в том, чтобы отпустить образ возлюбленной, пожелав ей счастья с другим:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это трогающее душу стихотворение трогает искренностью и глубиной чувств человека, способного просто любить и довольствоваться этим чувством, ничего не требуя взамен.

Читайте также:  Сочинение Портрет и внешность Ильи Обломова

Таким образом, эти и другие примеры стихотворений, принадлежащей к любовной лирике А.С.Пушкина, иллюстрируют его трепетное отношение к чувству любви. Любимая женщина для него – всегда неприкосновенный, недостижимый идеал, ангельски невинный, красивый и чистый. Поэт стремится донести до читателя, что любовь – высокое чувство, излияние которого требует красоты и многогранности форм, от этого в его произведениях так много красочных эпитетов и метафор. Несмотря ни на что, поэт остаётся верен своему идеалу чистой и светлой любви, он убеждён, что она существует, и учит этому нас с вами.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Морозка, а точнее Иван Морозов, один из главных героев произведения, это трудолюбивый парень, он верен в дружбе и является надежным товарищем.

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

И.С. Тургенев с большой любовью писал о природе и жизни людей, их взаимотношениях. Писатель любил побродить с ружьишком, побеседовать как с простым народом так и с представителями дворянства.

В картине отражено реальное историческое событие – бой русской эскадры под командованием адмирала Спиридова с турецкой эскадрой в Чесменской бухте. Айвазовский не принимал участия в сражении, то он описал его очень реалистично.

Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих

Тема любви в творчестве Пушкина – сочинение

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении “Гроб Анакреона” поэт призывает “страстью пылкой утомляться” и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него &#151 это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании “К Чаадаеву” Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта &#151 это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении “К Чаадаеву” соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании “К Каверину” мы читаем:

Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь &#151 это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении “К Плюсковой”:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина &#151 это уже не “шалость юных лет”, не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения “Сожженное письмо”, горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении “Я вас любил. ” поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк &#151 в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, &#151 уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил. “, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, &#151 как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении “На холмах Грузии. ” лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его “светла”, потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь &#151 это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье. “, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период &#151 это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Тема любви в творчестве Пушкина – сочинение

Тема любви в лирике А. Пушкина

Сочинение

В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.

Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.

Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.

Юношеское стихотворение “Желание”, написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.

Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!

Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.

Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении “Редеет облаков летучая гряда. ” В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.

Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра “Я помню чудное мгновенье”. Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, “мрак заточенья”, однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с “гением чистой красоты” совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении “Мадонна”, посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении “Я вас любил”. Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой “угасла не совсем”, благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.

Читайте также:  Сочинение Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Тема любви в лирике А. Пушкина (2)

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А. С. Пушкин

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении “Гроб Анакреона” поэт призывает “страстью пылкой утомляться” и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании “К Чаадаеву” Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении “К Чаадаеву” соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании “К Каверину” мы читаем:

Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении “К Плюсковой”:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не “шалость юных лет”, не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения “Сожженное письмо”, горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении “Я вас любил. ” поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил. “, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении “На холмах Грузии. ” лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его “светла”, потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье. “, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. “Как женщину, ты родину любил”, — говорит он в стихотворении “Памяти Добролюбова”. Также это свойственно Блоку (“Россия”) и Маяковскому (“Письмо Татьяне Яковлевой”). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

Тема любви в творчестве А.С. Пушкина

Любовь в творчестве А.С. Пушкина – великое чувство, которое облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-рыцарски. В стихотворении «Я Вас любил» любовь предстает как самоотверженное чувство: лирический герой искренне желает счастья любимой женщине, пусть даже не с ним, а с другим человеком:

Я Вас любил, так искренно, так нежно,
Как дай Вам Бог любимой быть другим.

Не секрет, что Александр Сергеевич Пушкин был любвеобильным мужчиной, ему нравились женщины, он был пылок, влюбчив. Внешнюю красоту ему заменяли обаяние, общительность, веселость, умение привлекать внимание противоположного пола.

Находясь в Одессе, в южной ссылке, поэт пережил сильные чувства, оставившие глубокий след в его душе, к жене начальника – генерала Воронцова – Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Это была красивая и умная женщина. Прощаясь с Пушкиным, она подарила поэту кольцо–«талисман» и свой портрет в золотом медальоне.

Пушкин поэтически отразил чувства к этой женщине в стихотворениях «Талисман», «Сожженное письмо», «Желание славы».

В далеком теплом краю, «там, где море вечно плещет», «волшебница, ласкаясь», ему «вручила талисман», сказав, что «в нем таинственная сила», которая спасет его «от недуга, от могилы», от любой беды («Талисман»).

Южный край – намек на южную ссылку поэта, а таинственная волшебница – это и есть Е.К. Воронцова.

Живя в Михайловском, Пушкин нередко получал письма от Елизаветы Ксаверьевны и тогда надолго запирался в своем кабинете. Он все еще не мог забыть этой женщины, но их дороги были разными, и они оба это понимали. Наверное, именно в эти минуты уединения и родились проникновенные строки стихотворения «Сожженное письмо»:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Поэт сжигает дорогое его сердцу письмо, пытаясь убедить себя, что это необходимо: надо забыть прошлое, так как у этого прошлого нет будущего. Письмо сгорело, осталась горка пепла. Этот пепел не что иное, как воспоминания, память о любви. От памяти нельзя уйти. Да лирический герой этого и не хочет:

… Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.

Лирическому герою дороги эти воспоминания о былом счастье.

В 1819 году в Петербурге на одном из светских балов Пушкин заметил среди гостей молоденькую незнакомку, в которой было что-то притягательное. Хозяйка дома поведала поэту: это ее племянница, Анета Керн, жена генерала Ермола Керна. Муж намного старше ее, живут они в глуши, где стоит полк генерала. Весь этот вечер Пушкин был занят только Анетой. Спустя шесть лет, в 1825 году, Пушкин, живя в ссылке в Михайловском, часто посещал имение соседей Осиповых – Тригорское, где вновь встретил Анету. Эта встреча привела поэта к непродолжительному, но сильному увлечению. Прощаясь с Анетой, поэт подарил ей экземпляр второй главы романа «Евгений Онегин». Между листами этого произведения Анета обнаружила листок бумаги со стихотворением «Я помню чудное мгновенье».

Композитор Глинка написал на слова этого стихотворения красивую музыку. В произведении запечатлен скорее не образ женщины, а ощущение от него, но очень сильное. Нам представляется что-то хрупкое, возвышенно-прекрасное. Правда, встреча с этим прекрасным «видением» была мимолетной (поэт имеет в виду первую встречу с Керн). Далее последовала шестилетняя разлука, но в памяти лирического героя «звучал голос нежный», «снились милые черты». Однако годы шли, и образ понравившейся женщины постепенно тускнел. «Я забыл твой голос нежный, твои небесные черты», – признается лирический герой. Но судьба даровала ему еще одну встречу с Анетой:

Душе настало пробуждение,
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты.

Встреча снова была мимолетной, но и этого оказалось достаточно, чтобы душе поэта «настало пробуждение». В стихотворении тема любви стоит рядом с темой поэтического вдохновения: для поэта нет любви без вдохновенья и нет вдохновенья без любви.

Одним из самых красивых стихотворений в творчестве Пушкина является стихотворение «Мадонна», которое он посвятил своей будущей жене Наталье Николаевне Гончаровой:

Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Светлый образ любимой женщины поэт окружает ореолом святости.

Итак, для поэта важна не только внешняя красота любимой (хотя, безусловно, он неравнодушен к женской красоте). Любимая женщина – это еще и олицетворение духовной красоты; он относится к ней по-рыцарски пылко.

Ссылка на основную публикацию