Тема войны в рассказе Судьба человека Шолохова

Сочинение Тема войны в рассказе Шолохова Судьба человека

Главный герой рассказа — Андрей Соколов. Великая Отечественная война принесла ему много испытаний. Он работал водителем на фронте, но попал под обстрел и оказался в плену. Там он встретился с нечеловеческими условиями со стороны немцев, увидел попытку предательства и встретился лицом к лицу с врагом, который великодушно отпустил его.

Война разрушила всю жизнь Андрея Соколова. От рук немцев умерла его жена, когда вражеские снаряды упали на дом. Его сын погиб в бою. Сам Андрей Соколов получил травмы и ранения.

После войны ему было некуда идти. У него не было ни дома, ни работы, ни семьи. Война все забрала, оставила его не с чем. Однако, Андрей Соколов не потерял надежды.

Он встретил мальчика, Ваню, который оказался в такой же ситуации. Его родители погибли, он остался один. Андрей Соколов решил усыновить его и с тех пор Ваня жил с ним. Его сердце, пораженное болью, нашло точно такое же раненное сердце, которое помогло ему пережить боль. Ваня полюбил его, привязался к нему. Они заменили друг другу семью, обрели новую семью.

Нет, Андрей Соколов никогда не забудет свою семью: жену и сына. После их потери он многое пересмотрел. Ему стало жалко, что когда-то он не ценил их, ругался и ссорился. Он навсегда запомнил лицо своей жены в тот момент, когда она провожала его на фронт. Он часто вспоминал ее глаза, слова. Это помогало перетереть все невзгоды и сложности, с которыми он столкнулся. Это давало ему силы и стремление жить, бороться за свободу.

В рассказе Михаила Александровича Шолохова война — страшное время, забирающее все самое главное и ценное для человека, дающее ему много испытаний, которые ему суждено пережить. В мире никогда не должно быть войн, считает автор, так как это самое серьезное преступление перед человеком. Оно нарушает его права, наносить вред здоровью, а также зданиям и памятникам культуры.

На примере одного человека автор хотел показать, насколько пагубна война. Она никого не жалеет. Даже ребенок (на примере мальчика Вани) и тот становится жертвой! Почему? За что? Как? На эти вопросы, увы, не суждено найти ответа. Его нет.

2 вариант

Шолохов в своем произведении рассказал о войне, точнее не о сражениях всех войск и баталиях, а о жизни конкретно одного человека, которому эта война принесла большое горе.

Андрей Соколов, герой произведения, жил в городе Воронеже со своей супругой и тремя детьми. Чуть позже он отправился на фронт служить, жена сразу предчувствовала то, что она и дети больше не увидятся с Андреем, и к сожалению, была права. В их дом попадает снаряд. Женщина с детьми погибает, в это время дома не было лишь одного сына, но через пару лет и тот погибает от пули снайпера.

До войны у Андрея была обычная жизнь, как у всех остальных. Принадлежал Красной Армии во время гражданской войны. А затем уехал работать на Кубань. И в это страшное голодное время, его мать, отец и сестра умерли от голода. В итоге он остался один, так как другой родни у него не было. Через некоторое время вернулся обратно и продал свою хату. В Воронеже устроился на работу и там же женился на сироте из детского дома. Жена у него была хорошая девушка, умная, добрая, никогда ничем его не попрекала, угодливая была. Когда Андрей приходил уставший, как собака, с работы, и грубил ей неосознанно, то она ему никогда не грубила в ответ, спокойная была, ласковая. 1929 году он стал водителем грузового автомобиля. И жили они хорошо и спокойно, пока не наступила война.

Андрей на войне был водителем. Он был дважды ранен, а также попадал в плен к немцам. Он вез боеприпасы, но так и не довез, так как снаряд упал близко с машиной и ее перевернуло. Когда Андрей пришел в себя, то осознал, что находится в тылу у врагов. Он уже принял смерть, поднялся и с гордостью смотрел ей в глаза. Но в него так и не выстрелили. И так не раз герой произведения висел от смерти на волоске.

Чуть позднее Андрей усыновил мальчика по имени Ваня, у того тоже погибла вся семья, так он скрасил свою мрачную жизнь и жизнь ребенка. Он встретил беспризорного Ванечку случайно и назвался его отцом.

Андрей был настоящим героем, он не хотел унижаться перед врагами, он был очень мужественным воином, терпел голод и побои. Его даже чуть не казнили из-за побега от врага.

Андрей храбрый и отважный воин. Он не хотел упасть в грязь лицом. Но он был и несчастен, так как война отняла у него самое дорогое, что было в его жизни. Андрей стойко выстоял и выдержал все, что было у него на пути, он обязан был это сделать, ведь в его жизни появился еще один смысл жизни Ваня, так же как и мальчик нуждался в его заботе.

Также читают:

Картинка к сочинению Война в произведении Судьба человека

Популярные сегодня темы

Салтыков-Щедрин использует в тексте говорящие фамилии, выражая тем самым свое отношение к персонажам, оценку их поведения и характера. Градоначальник и его подчиненные олицетворяют

В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность

В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно.

Произведение М. М. Пришвина «Выскочка» повествует о появлении в доме осенним днем собаки охотничьей породы, которой дали кличку Бия. Именно так называется одна из рек Сибири, откуда и прибыло это животное

Герои произведения являются простыми деревенскими жителями. В книге автор коня с розовой гривой олицетворяет заветную мечту каждого деревенского мальчика. Читая строки

Тема войны в рассказе Шолохова “Судьба человека”

Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее. В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.
Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы и поэтому написал небольшой рассказ

Проблематика романа М. А. Шолохова “Поднятая целина” О судьбе народа в годы коллективизации М. Шолохов рассказал в романе “Поднятая целина”. Сегодня известно много горького и страшного о том времени, о трагических судьбах “старательных” крестьян, которых государство уничтожало.

Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе? Такие вопросы задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе “Судьба человека”.

Образ и характер Щукаря в романе Шолохов – один из тех писателей, которые видят жизнь во всей ее полноте, во всех ее переходах от величественного, трагического до комического. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме.

Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова “Поднятая целина” М. А. Шолохова была рождена жизнью великой эпохи и вошла в историю литературы как правдивая летопись времени великого перелома, неотразимо воздействующая на умы и сердца миллионов людей. Роман.

Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы Имя М. А.Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут Отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Проникновенность таково Определение таланта Шолохова.

История казачества в романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции.

Шолоховская концепция мира и человека Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными произведениями. Произведения Шолохова несут в себе глубокую мысль, их герои отличаются ярким характерами. Писатель обладает даром художника-психолога, блестяще владеет искусством диалога.

Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова “Ти­хий Дон” – роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч лю­дей. Говоря о своем знаменитом романе “Тихий Дон”, писатель отмечал: “Я описываю борьбу.

Основные черты творчества Шолохова Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений. Сам Шолохов.

Образ Якова Лукича Островнова в романе М. Шолохова “Поднятая целина” В романе “Поднятая целина” М. А. Шолохов иссле­дует судьбу народных масс, судьбу крестьянства. Ог­ромный интерес для писателя представляют народ­ные характеры. Он рисует образы интересные, яркие, самобытные. Одним из главных героев.

Аксинья Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан Астахов взял А.

Народ война и революция в романе М. Шолохова “Тихий Дон” Он пишет, как казак, влюбленный в Дон, в казацкий быт, в природу. М. Горький Роман М. Шолохова “Тихий Дон” это эпопея, рисующая широкую картину жизни народа в переломный период его.

“Русский чудо-человек.” (по рассказу “Судьба человека” ) Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. А. Твардовский Закончилась самая страшная и кровавая вторая мировая война, но кто-то вынашивал планы новой. Писатель-гуманист.

Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова “Тихий Дон”) “Тихий Дон” – грандиозное произведение М. А. Шолохова, рисующее масштабную картину на­родной жизни, раскрывающее в полной мере духов­ный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых.

Возвращение Григория Мелехова на хутор (Анализ финала романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”: том 4, часть 8, глава 18) Над романом “Тихий Дон” Шолохов работал с 1928 по 1940 гг. Этот роман написан в жанре эпопеи (впервые после “Войны и мира” Л. Н. Толстого). Дейст-вие этого произведения охватывает годы.

Оценка романа “Тихий Дон” с общечеловеческих позиций Шолохов не был апологетом ни белых, ни красных. В “Тихом Доне” мы уже не видим того сугубо классового критерия в оценке героев, который еще давал о себе знать в “Донских.

Федор Подтелков – “человек особой правильной породы” Конечно, коммунисты в изображении Шолохова отличаются от того описания, к которому привыкла советская литература 20-30х годов. К этому времени писатели уже располагали опытом исследования психологии вожаков – это всегда были.

Быт и нравы казачества в прозе Шолохова В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру и нравы. Роман.

В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова Аксиньи и Натальи Взаимоотношения героев романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи, на первый взгляд, представляют собой обычный любовный треугольник. Но на фоне событий Первой Мировой, а затем и.

Судьба народная в романе “Тихий дон” “Тихий Дон” М. Шолохова – роман-эпопея, раскрывающая судьбу народа в период Первой мировой и Гражданской войн. Российская действительность предоставила в распоряжение автора такого рода конфликты, которых еще не знало человечество.

Сейчас вы читаете: Тема войны в рассказе Шолохова “Судьба человека”

Тема войны в рассказе Судьба человека Шолохова

Тема человеческой судьбы, которая складывается под влиянием различных исторических событий, всегда была одной из самых важных в русской литературе. К ней обращались и Толстой , и Тургенев, и Достоевский. Не обошёл её и известный писатель, мастер широких эпических полотен, М. А. Шолохов. В своих произведениях он отображал все важнейшие этапы истории в жизни нашей страны. Судьбу своего героя, простого русского человека , писатель рисовал на фоне военных сражений и мирных битв, показывая, что не только история вершит свой строгий суд, но и человек вершит историю, неся на своих плечах её тяжёлый груз.

Читайте также:  Исторические события в Песне о Вещем Олеге Пушкина

В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году Шолохов, в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней, пишет свой знаменитый рассказ «Судьба человека». Однако творческая история этого произведения занимает многие годы: между случайной встречей автора с человеком, прототипом Андрея Соколова, и появлением рассказа проходит целых десять лет. И все эти годы живёт в писателе настойчивая потребность высказаться и передать людям услышанную когда – то исповедь. «Судьба человека» – рассказ о великих страданиях и о великой стойкости простого человека, в котором воплотились все черты русского характера: терпение, скромность, отзывчивость, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством огромного патриотизма, преданности своему отечеству.

С самого начала рассказа, описывая приметы первой послевоенной весны, автор как бы подготавливает нас к встрече с главным героем Андреем Соколовым. Перед нами предстаёт человек в прожжённом, грубо заштопанном ватнике, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Найдя в лице автора собеседника, он сдержанно и устало, положив на колени большие тёмные руки, сгорбившись, начинает свою исповедь о прошлом, в котором ему пришлось «хлебнуть горюшка по ноздри и выше»: « Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила!» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!» Действительно, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких невосполнимых потерь, что , кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Но этот простой солдат и труженик, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе чистую, широко открытую добру и свету душу. В его нелёгкой судьбе отражается судьба всего поколения, обычная для того времени судьба.

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная», – так герой начинает свой рассказ. Ровесник века, он участвует в гражданской войне, в рядах Красной Армии сражается против врагов Советской власти. В голодные двадцатые годы уезжает из родной воронежской деревни и попадает на Кубань. В это время дома от голода умирают отец, мать и сестрёнка. Возвращается обратно в Воронеж, работает плотником, слесарем, шофёром. Встречает любимую девушку Ирину, с которой создаёт прекрасную семью. «И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» – рассказывает Соколов. Он мечтает о счастливой жизни с «женой – подругой» и с детьми. Но проклятая война рушит все планы и надежды.

Андрей, подобно миллионам советских людей, уходит на фронт. Тяжёл и трагичен его путь на дорогах большой войны. А вехами на этом пути служат подвиги ,совершённые, в основном, не на поле боя, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В нечеловеческих условиях герой доказывает своё нравственное превосходство над врагом, свою стойкость и мужество. Нетерпимый к трусости, жестокости и малодушию, он расправляется с предателем, пытавшимся выдать немцам своего взводного командира. Человеку с доброй, отзывчивой душой тягостно вспоминать тот момент: «До того мне стало не хорошо после этого и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Лишённый возможности бороться с врагом оружием, Соколов демонстрирует своё превосходство в поединке с комендантом лагеря Мюллером, оказавшимся бессильным перед гордым достоинством и человеческим величием русского солдата. Соколов вспоминает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от неё потянуло…» Измученный, истощённый, обессиленный узник готов был встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта. «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников», – вынужден признать немецкий офицер.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление этой героической натуры. Серьёзным испытанием для героя становится одиночество, которое принесла ему война. Ведь Андрей Соколов – солдат, отстоявший независимость своей Родины, вернувший людям мир и покой, сам теряет всё, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Суровая судьба не оставляет ему даже пристанища на земле: на месте, где когда-то стоял дом, построенный его руками, темнеет воронка от бомбы. Казалось бы, всё кончено, однако жизнь «исказнила» этого человека, но не смогла его сломить, убить в нём живую душу. Соколов одинок, но он не одиночка. «Одному-то и курить, и помирать тошно, жить одному – самая страшная мука» – в этих словах выражена такая тяга к жизни, которую трудно уничтожить. И судьба отвечает на этот зов человеческого сердца. Герой встречает маленького мальчика Ванюшу, детство которого тоже искалечено войной. Всю сохранившуюся в сердце теплоту Андрей дарит этому ребёнку. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в душе которого живёт надежда на «добрую долю», Соколов показывает нам подлинную человечность своего характера. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Главная черта Андрея Соколова – безграничная любовь и привязанность к родной стране. В образе его мыслей живёт душа народа. И свою жизнь он строит по «золотому правилу» народной этики: не делай больно ближнему своему. Андрей добр, доверчив к людям. А с какой трепетной нежностью относится он к маленькому Ванюше. Только человек мудрый и гуманный может так глубоко и просто сказать о непомерных тяготах войны, легших на плечи женщин и детей: «Вся держава на них оперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!» Он сам перенёс все эти тяготы, но душа его не очерствела в той страшной, жестокой войне. И просыпаясь по ночам, этот сильный человек видит мокрую от слёз подушку. И ему не надо стыдиться своих слёз. Эти слёзы – выражение его чистой и прекрасной души. «Нет, не только во сне плачут пожилые , поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза», – считает автор. А мне кажется, что эти слёзы не стоит скрывать, они могут пробудить в молодых сердцах ту силу человеческого духа, которым обладали наши деды и отцы.

Герой рассказа, несмотря на реальный прототип, – образ собирательный, в котором воплотились все черты русского национального характера. Он отражает не просто одну историю жизни, а судьбу человека, который является достойным представителем своего народа, с честью выполнившим долг патриота и гуманиста. Автор восхищается своим героем, красотой его души, в его голосе мы слышим нотки гордости за русского человека, веру в его необъятные возможности. Рассказ Шолохова – это поэма о человеке, воине, труженике, который вынес все тяготы войны и сохранил в себе самое главное – человеческое достоинство, любовь к жизни, доброту и отзывчивую душу. Поднимаясь до вершин гуманистического искусства, писатель показывает нам трагическую судьбу человека , связанную с исторической судьбой народа, и одновременно победу этого человека над смертью и страданиями. «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», – говорил Шолохов. И его рассказ «Судьба человека» очень точно соответствует этому предназначению и выполняет поставленную писателем задачу.

Тема войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации. Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы. Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.

Действие в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956) начинается в марте 1946 года, в первую послевоенную весну. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. У него большие темные руки труженика. Он плохо одет, у него тощий вещевой мешок. Однако за внешней неприметностью кроется большая трагедия: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова — это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство. Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства. Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов — таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне. Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.

Сцена столкновения с Мюллером — кульминационная в этом рассказе. Это поединок врагов, своеобразная психологическая дуэль, требующая от героя неимоверного напряжения воли и всех физических и душевных сил. С одной стороны — вооруженный, сытый, самодовольный и властный фашист, с другой — безоружный, бесправный, еле держащийся на ногах, лишенный даже своего имени военнопленный № 331. Голодный и обессиленный, он отказывается пить за победу немецкого оружия, а когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русской достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Известие о гибели семьи, полное одиночество — последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя.

Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища.

Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» — задает такой вопрос автор. И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Выразительное чтение наизусть отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по выбору учащегося).

Билет № 17

Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Читайте также:  Главные герои рассказа Макар Чудра Горького

Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.

Необычное построение произведения — от общего к частному — необычайно ярко передает идею произведения. В центре его — невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.

В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.

Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.

Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.

Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности — повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.

Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер — это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер — воспитанник пролетариата — группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.

Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 690 ;

Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Великая Отечественная война имела две ипостаси, в которых она попала на скрижали истории. С одной стороны — это была грозная и героическая эпоха, за­помнившаяся многочисленными кадрами кинохрони­ки, сводками с фронтов, героизмом и подвигами. Это была величайшая победа советского народа. С другой стороны, Великая Отечественная осталась именно войной. А это значит, что в значительно большей сте­пени, нежели подвигом, она являлась трагедией, сложнейшим испытанием, выпавшим на долю бойцов, сражавшихся на многочисленных фронтах, а также миллионов людей, оказавшихся либо на оккупирован­ной территории, либо в тылу. Война была горем для всех без исключения.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» является яркой иллюстрацией того, как жестоко может обой­тись с обыкновенным человеком горнило безжалост­ной бойни.

Андрей Соколов — главный герой произведения — не совершил выдающегося подвига, он был одним из тех, чей незаметный героизм и упорный ратный труд медленно и неотвратимо приближали долгожданный день победы.

Для него Великая Отечественная была не первой войной — он сражался еще и в гражданскую, в диви­зии Киквидзе. Окончание гражданской войны совпало с голодом в Воронежской губернии, погубившим всю его родню — отца, мать и сестру. Сам Андрей батра­чил у кулаков, что и помогло ему выжить. Впоследст­вии, продав дом, Андрей Соколов уехал в Воронеж и там выучился на слесаря. Он стал рабочим челове­ком, необходимым элементом общественной машины, ибо крестьянин, перебравшийся в город, тем самым значительно повышал свой социальный статус.

Повезло ему и с женой. Ирина Соколова воспиты­валась в детском доме, то есть прошла не менее суро­вую жизненную школу, чем Андрей. Детдомовцы тех времен не понаслышке знали, что такое голод, а если вспомнить, из каких ужасных мест их зачастую в дет­дома забирали, то становится понятным, почему она так любила своего Андрея, ставшего для нее родным человеком, опорой и надеждой.

Андрей Соколов вспоминает о жене с любовью и теплотой: «Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее гля­дел, а в упор. И не было для меня красивее и желан­нее ее, не было на свете и не будет!»

У супружеской четы Соколовых было трое де­тей — сын и две дочери. Дети радовали отца тем, что учились на «отлично», а старший сын — Анатолий, оказался настолько способным к математике, что про него даже писали в газете. Отец справедливо мог гор­диться сыном.

И дом он построил — хоть и небольшой, да все-та­ки свой. Две комнаты — в тесноте да не в обиде. Толь­ко потом оказалось, что место постройки было неудач­ным — возле самого авиазавода. Впрочем, по мирному времени это не имело большого значения. Но именно тогда и началась война.

Уже на второй день Андрей Соколов получил пове­стку из военкомата, а на третий он уже грузился в эшелон. На войне Андрей Соколов оказался за баран­кой автомобиля. Фронтовой шофер — это очень опас­ная должность, поскольку автомобильные колонны по­стоянно становились объектом атаки со стороны гитле­ровской авиации. И если простой солдат еще мог найти какую-нибудь складку местности, способную его ук­рыть, то автомобиль был крупной и лакомой мишенью для пикирующей с небес крылатой смерти.

Соколов нечасто писал письма домой, потому что не считал себя вправе жаловаться на свою тяжкую долю. Действительно, в первые дни войны на фронте было не просто сложно. Это положение можно было назвать не иначе как бедственным. Советские войска, теснимые фашистами, отступали по всем направлениям, и ника­кого просвета в этой черной полосе не предвиделось.

В такой ситуации было не до оптимизма, но Соколов терпеть не мог тех, кто писал жалобные послания до­мой, играя на нервах своих родных и близких, которым было очень тяжело в тылу, где им приходилось рабо­тать на победу, изготавливая боеприпасы, амуницию, прочие необходимые вещи. «Какие же это плечи на­шим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо — и трудящую женщину, как рюхой под ноги». Андрей Соколов считал, что мужчина обя­зан уметь стойко переносить невзгоды, не осложняя прочим их и без того несладкой доли.

Его мужество было подлинным, не показным, и не прошло и года на войне, как оно подверглось тяжелей­шему испытанию: Андрей попал в плен.

Соколову нужно было привезти снаряды для гау­бичной батареи, нуждавшейся в боеприпасах. Дорога пролегала под артиллерийским огнем. Задача была очень сложной и кроме профессионального мастерст­ва требовала от шофера удачи. А удача, к сожале­нию, отвернулась от него. Разрывом снаряда только чудом не накрыло грузовик, но взрыв был настолько близок, что Соколова контузило. В таком состоянии его и подобрали немецкие солдаты. Участь пленного была тяжелой и чуть ли не худшей, чем смерть, ведь в гитлеровских концлагерях заключенные не только подвергались всяческим издевательствам и принуж­дались к тяжелейшему физическому труду при ми­зерном пайке, которого хватало только на поддер­жание жизнедеятельности организма, но иногда ста­новились объектами бесчеловечных медицинских экспериментов или донорами крови для нужд гер­манской армии.

Соколову повезло именно в том плане, что он не оказался подопытным кроликом. В этом случае у него не оставалось бы никаких шансов на выживание. Он стал одним из тех многочисленных физически здоро­вых людей, которые попали в Германию в качестве дармовой рабочей силы или, проще говоря, рабов. «Ку­да меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголек откатывал, и в Баварии на земляных ра­ботах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить». Обращались при этом с ним совершенно не по-человечески. Его били за любую оплошность и провинность, даже если таковые выдумывались самими немцами. Они на тот момент были хозяевами положения и госпо­дами Европы, потому чувствовали свою безнаказан­ность и вели себя соответственно.

Соколов не дал себя сломать. Показательно про­исшествие в лагере Б-14 неподалеку от Дрездена, куда в конечном итоге он попал. Пребывавшие в дан­ном лагере военнопленные работали на каменном ка­рьере, они были обязаны каждый день вырабатывать по четыре кубометра, что даже для человека, кото­рый нормально питается и живет не в лагерном бара­ке, а в приличной квартире, нелегко. Тот, кто не вы­держивал этой нагрузки, умирал, либо за невыполне­ние нормы его убивали. Соколов вспоминает, что через два месяца количество заключенных уменьши­лось вдвое.

Однажды Соколов в сердцах высказал вслух то, что наверняка было на душе у каждого: он сказал, что нор­ма, которую обязаны выполнять пленные, непосильна. И нашелся подлец, который донес коменданту на строптивого заключенного. Комендант лагеря Мюллер, отличавшийся жестоким обращением с пленными, вы­звал Андрея к себе на расправу. Соколов понял, что его собираются, по его собственному выражению, «пус­тить на распыл», и одновременно с осознанием близос­ти смерти к нему пришло полное безразличие. Это иногда случается с людьми в экстремальной ситуации. Именно в состоянии такого «предсмертного» спокойст­вия совершались многие подвиги.

Мюллер, издеваясь над Соколовым, предлагает тому выпить напоследок. Соколов спокойно выпивает налитый шнапс и отказывается от предложенной за­куски: «Я после первого стакана не закусываю». Мюллер, развеселившись, наливает Соколову второй стакан. Соколов выпивает шнапс и вновь отказывает­ся от закуски. За вторым стаканом следует третий, и лишь теперь Соколов закусывает выпитое кусочком хлеба. Мюллер, восхищенный мужеством пленного, не только оставляет его в живых, но даже дарит ему буханку хлеба и кусок сала. Подачка коменданта, ко­торая при других обстоятельствах была бы унизи­тельной, превратилась по сути в награду за подвиг. Ведь поступок Соколова и его поведение перед Мюл­лером нельзя назвать иначе. Андрей Соколов, чью жизнь его палачи и в грош не ставили, тем не менее морально сильнее каждого из них, потому что он — прав, потому что своими действиями в плену он за­щищает свою Родину точно так же, как раньше делал это с оружием в руках.

Читайте также:  Образ и характеристика Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

В сорок четвертом году Андрей Соколов оказался шофером у немецкого военного инженера в звании майора. И однажды того отправили в прифронтовую полосу. Тогда немцы уже отступали по всем направле­ниям, линия их обороны пролегала в районе Полоц­ка — восточнее города.

Соколов, пользуясь близостью к своим, смог не только совершить побег, но и захватить самого майора, оказавшегося очень значительным «языком».

После этого Соколов попал в госпиталь. Он, измо­танный тяжкими испытаниями плена, получил пере­дышку и прежде всего попытался связаться с остав­шимися в тылу родными.

Соколов написал письмо жене Ирине. Андрей, ко­нечно, тосковал по ней, но с такой же уверенностью можно сказать, что, находясь в плену, он просто запре­щал себе думать о ней, чтобы не добавлять себе ду­шевных терзаний.

Ответ пришел не от Ирины, а от соседа. Поставлен­ный возле авиазавода дом Соколовых случайно оказал­ся мишенью для тяжелой авиабомбы. Погибли Ирина и дочери, где был дом — теперь только воронка.

Когда прошел первый шок, на Соколова невыноси­мым грузом навалились воспоминания, из которых самым тяжелым было воспоминание о прощании с женой: «…я вспомнил, как тяжело расставалась со мною моя Ирина на вокзале. Значит, еще тогда под­сказало ей бабье сердце, что больше не увидимся мы с ней на этом свете. А я ее тогда оттолкнул… Была се­мья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг».

В то время, когда Андрей получил страшное извес­тие, он еще не знал, что его сын Анатолий, ушедший добровольцем воевать, попал в артиллерийское учили­ще и, закончив его с отличием, принял под команду ба­тарею «сорокапяток».

Когда Соколов узнал о сыне, у него возродилось же­лание жить, он стал мечтать о будущем. Для тех, кто воюет и в любую минуту может расстаться с жизнью, надежда на счастливое будущее является важным и ценным имуществом, которое при всей своей немате­риальности тем не менее совершенно осязаемо.

Девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого го­да, в День победы, война отобрала у Андрея Соколо­ва последнего родного ему человека. Немецкий снайпер убил Анатолия Соколова, и его отец остался совсем один.

Закончилась Великая Отечественная война, но на­чалась личная война Соколова, в которой он должен был победить одиночество, горе и беспросветность.

Уехав в Урюпинск, Соколов вновь сел за баранку автомобиля. Он привык к алкоголю, находя в опьяне­нии хоть какое-то утешение своей изувеченной душе. А если не утешение, то хотя бы забвение. Алкоголь не­избежно погубил бы Соколова, но тут вдруг попался ему на одной из многих его шоферских дорог бездом­ный мальчуган по имени Ваня, потерявший на войне и отца, и мать. Он пристроился жить возле чайной и его подкармливали шоферы, но все равно такая жизнь легкой не была. Андрей Соколов неожиданно для само­го себя выдал себя за отца Вани — произошла, дес­кать, ошибка, и вот он я — живой.

Андрей Соколов выигрывает войну именно в этот момент. Объявив себя отцом Вани, он вновь обретает будущее, сына и главное: волю к жизни. И пусть у не­го шалит сердце, сдает понемногу здоровье, он все рав­но верит в то, что жизнь продолжается: «…этот рус­ский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повз­рослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Суровая правда войны в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». (конкурсное сочинение”

Конкурсное сочинение

Скачать:

ВложениеРазмер
surovaya_pravda_voyny_v_rasskaze_m.a.sholokhova_sudba_cheloveka.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Суровая правда войны в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».

Читая и перечитывая то или иное шолоховское произведение, постоянно вспоминаю его слова о призвании художника писать истину. Добывать эти крупицы золота истины совсем не просто, и не только потому, что нужен талант. Здесь необходимы и испепеляющая требовательность к себе, и совершенно фантастическое трудолюбие, и настоящая художественная зоркость сердца и ума, и огромное знание того, о чем пишешь. И, наконец, то мастерство, когда забываешь, что перед тобой череда слов, и встает со страниц в захватывающих образах сама жизнь, полная драматизма, правды, красоты и величия народного духа.

«Война-это страшно, потому что на ней умирают. Рядом твой товарищ, тепленький, живой, может в любую секунду умереть… И где-то далеко заголосит мать…Тебя тоже может не стать. Один миг и – ничего нет. Ну а если все же есть жизнь там, то зачем она- без всех, кто был рядом с тобой здесь. »

Эти размышления солдата о смерти я, дочитывая рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», вспомнила не случайно. Ведь восприятие жизни земной, когда сам остался, а родных унесла война, может оказаться похожим: зачем я- здесь, без всех? Чувство вины, что их нет, а ты есть, не дает покоя. Такую, должно быть, неизбывную муку испытывал Андрей Соколов.

Не помню, где читала, что главный герой «Судьбы человека» – лицо реальное, действительно встретившееся писателю ранней весной тысяча девятьсот сорок шестого года. От него Шолохов услышал горькую повесть жизни и написал рассказ, который явился «точкой отсчета» новой литературы о войне, объединенной под названием «Окопная правда».Авторы произведений послевоенных лет обратились к изображению суровых военных будней, стремясь проникнуть в психологические глубины человека, постичь его духовный мир, смятение, солдатскую тоску. Именно об этих мучениях книга сострадающего, всепонимающего Шолохова.

Уже в самомначале рассказа автор обозначает две основные темы: тему войны, несущей человечеству боль и смерть, и жизни, продолжающейся вопреки перенесенным ужасам.

Описание пробуждающейся от зимнего сна природы сменяется трагическим повествованием рассказчика.Память возвращает Андрея Соколова в его молодость, довоенную пору. Ему пришлось пережить в голодные годы смерть самых близких людей: матери, отца, сестры. Встреча с Ириной, воспитанницей детского дома, зажигает в его сердце, так рано узнавшем горечь потерь, всепобеждающую любовь. И дальше все свершается по ее законам: создается семья, рождаются дети, строится дом. В представлении шолоховского героя это и есть счастье, те высшие ценности, которые воспитали в нем чувство ответственности за тех, кто рядом.

Но естественное течение мирной жизни обрывает война… Мужчины уходят на фронт. Уходит и Андрей.

Сцена его прощания с семьей до предела напряжена, исполнена рвущего душу предчувствия беды. Жена Ирина, с распухшим от слез лицом, с «мутными, бессмысленными, как у тронутого умом человека глазами», только и может вымолвить: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся … мы с тобой… больше… на этом свете…»

Женские слезы, женские переживания… Ничего нет трогательнее, тягостнее для мужчины. Андрей не может простить себе, что оттолкнул тогда жену, не понял ее прощальных чувств. И в гибели Ирины и дочерей ощущает свою вину. В смерти сына тоже готов упрекнуть себя.

Конечно, шолоховский рассказчик не виноват ни в своем горе, ни в том, что попал в плен к немцам, где довелось ему испытать нечеловеческие физические и духовные страдания.Но в жутких условиях фашистского плена и он, и большинство солдат не теряют достоинства, поддерживают друг друга, спасают от смерти.

Военнопленные в большинстве своем чувствуют себя сродненными одним горем, одной судьбою. Отсюда их стремление к самопожертвованию. Так, восхищенное уважение вызывает поступок военного врача, который, выбиваясь из последних сил, «великое свое дело делал»: старался облегчить страдания другим. Неспроста у Шолохова подвиг милосердия совершается в Божьем храме. События, происходящие в нем, кажутся мне глубоко символичными.

Церковь с разбитым куполом, ставшая временным местом заключения узников, представляется мне образом несчастной, поруганной, но не сломленной врагами Руси.Беззащитность же пленного солдата перед жестокостью оккупантов ассоциируется в воображении писателя с библейским образом агнца, Божьего праведника, поэтому он и сравнивает загнанных в церковь людей с «овцами в темном катухе». Шолохов подчёркивает, что место длямолебен, воспарения человеческого духа, как ни жутко это звучит, можно превратить в тюрьму для тел. Но для свободной, бессмертной души- никогда! Разве возможно ее пленить? Ведь и здесь она продолжает свою работу, определяет для себя выбор.

Именно в доме Господнем Андрей сознательно идет на один из самых страшных грехов- убийство. Однако у войны свои законы. Под сводами поруганной церкви, под небом униженной Руси гибнет предатель, враг, исповедующий звериную философию: «Умри ты сегодня, а я завтра». Но спасен защитник земли русской, чье дело у нас почиталось как высокое, святое.

Два года провел Соколов в немецких застенках, где его били, морили голодом, где не однажды заглядывала ему «в зрачки» смерть так, что он чувствовал, как тянет от нее леденящим холодом. Но никогда герой не терял силу духа и выдержку.

Так, Соколов не падает перед лагерфюрером Мюллером на колени, не умоляет сохранить себе жизнь. Он готов встретить смерть с достоинством, мужеством, которые поражают коменданта концлагеря. Полученные «за смелость» хлеб и кусок сала солдат несет в барак, чтобы разделить эту пищу с товарищами поровну. Только тот, кто испытал муки физического голода, может оценить этот высокий поступок шолоховского героя.

Четыре года герой рассказа шел через бои и фашистские лагеря к семье, к дому, а вернулся- и ни жены, ни детей. На месте дома- глубокая воронка, наполненная ржавой водой. Остался лишь сын, воевавший на полях сражений. А значит, еще было ради чего жить. Но вдруг: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее». И это случилось в день Победы…

«Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один».Какая бездна сдержанной боли в словах героя! Никогда уже не забыть читателю глаз Андрея, «словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной тоскою, что в них трудно смотреть». А сколько их было таких глаз! Не только шолоховский герой мог воскликнуть разрывающие сердце слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Разлученные смертью мужья и жены, оставшиеся без родителей и отчего дома дети… Так бесчинствует в рассказе война. Но жизнь продолжается. И, пройдя через все несчастья, шолоховский герой поднимается на борьбу против уготованных ему одиночества и опустошенности. Он усыновляет мальчика-сироту, чтобы «отогреться душою». Ванюшка, которого «взял себе в дети» Соколов, мудро решив «не пропадать порознь», должен наполнить его существование смыслом. Для радости приходит в мир человек, а радость заключается в том, чтобы заботиться о других. И пусть не берут Андрея во сне ушедшие родные, не может он теперь уйти с ними. Здесь, «по эту сторону», нужен он своему «отыскавшемуся» сынишке «со светлым, как небушко, глазами». Путь, в который отправляются в рассказе нашедшие друг друга отец и сын, – это путь к новому счастью…

О самой большой тяжести, тяжести реального исторического опыта, своего и чужого, это произведение. Иными словами, жизнь Соколова, мученика, страдальца, но все же героя,- это жизнь народа, перенесшего адскую тяжесть войны, но вышедшего из нее победителем. Вот почему рассказу автор дал обобщенное название, и критика заговорила о нем как о рассказе-эпопее.

Великий писатель верил, что прорастающее в любых условиях чудо человеческой любви к жизни уцелеет даже посреди ада и, конечно, победит зло. Не зря рассказ М.А.Шолохова начинается и заканчивается описанием весны, давно ставшей в литературе символом пробуждения жизни, утверждением вечности человека на земле.

Ссылка на основную публикацию