Теория Лужина в произведении Преступление и наказание сочинение

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Теория Лужина в романе Преступление и наказание (теория кафтана)

Нельзя сказать, что герой этот сам придумал свою теорию. В произведении он больше просто говорит, что слышал одно там, а другое – там. Но он добавил туда образ кафтана, как блага. Именно этот герой представляет в «Преступлении и наказании» принцип разумного эгоизма. Да, в то время об этом говорили философы, экономисты, а ещё Чернышевский в романе «Что делать?»

Сам Пётр Лужин – преуспевающий адвокат, который собирается жениться на сестре Родиона. Вот только Пётр Петрович, вообще, женщин за людей не считает, а собирается унижать Авдотью. У него философия такая – выбрать невесту из бедных, чтобы всю жизнь её этим попрекать. И теория у него тоже подлая и мелочная. Речь у него манерная, он пытается принизить собеседников, выглядит угрюмо и высокомерно. Наверное, у него комплексы…

В разговоре с Раскольниковым и прочими он раскрывает свои идеи. Лужин хвалит современность, особенно литературу, которая, по его словам, переросла романтику. Стало появляться всё больше полезных книг. Он считает, что его поддерживает наука, особенно экономика. Наверное, в книгах он и нашел подтверждение своим мыслям. Раньше ему говорили, мол, «возлюби», а так именно могли говорить в религии. А любить, значит, помогать, разделить свой кафтан. (Хотя ошибка Лужина в том, что обычно любить означает отдать всё, тот же кафтан. Отдать бедному, а самому терпеть или новый кафтан сделать…) Разделенный кафтан никого особенно не согреет, а теперь наука «разрешила» не делиться. Сохранить своё добро у себя, любить себя, заботиться о себе, тогда и бедным, благодаря экономике, лучше станет. Когда-нибудь. Каждый должен стремиться к своим целям, переступать через других. Он убежден, что всё на личном интересе основано, вообще. Получается, что забота о себе является заботой о других. Даже звучит странно, но и такое можно доказать, если очень захотеть.

Разумихин продолжает почти в шутку эту теорию, говоря, что с такими идеями скоро для собственного блага скоро можно будет людей резать. Конечно, это эгоистичная теория, которая только оправдывает, например, жадность и жестокость. Она является и самооправданием для него, когда он пытается унизить Дуню Раскольникову, обижает Соню Мармеладову. Эта теория отражает и мысли Раскольникова, гипертрофирует их, делая совсем уж страшными. Вообще, Петр Лужин выступает одним из двойников Родиона. Не лучшим, это уж точно!

Читайте также:  Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

2 вариант

По лекалам Достоевского, каждый герой его произведений неоднозначен. Зачастую они не отличаются высокими моральными качествами в силу разных жизненных обстоятельств. Вместе с тем, они имеют четкую позицию, выражаемую писательским пером. Для позиционирования убеждений персонажей часто используется определение «Теория». Например, своя теория есть у Раскольникова и Порфирия Ивановича. Есть теория у такого персонажа как Лужин.

Кто такой Лужин в романе? Респектабельный мужчина адвокатского призвания женится на Дуне Раскольниковой. С покорного позволения героиня позволяет стать себе подопытной в применении «лужинской теории».

Так в чем она состоит? Несколькими словами: Лужину нужна спутница низкого социального происхождения, но при этом умная, кроткая, симпатична. По его мнению, такая особа по гроб жизни будет ему благодарна за повышение социального статуса. Цена вопроса состоит лишь в том, чтобы девушка безропотно подчинялась, слушалась, была «аксессуаром» для выхода в свет: «Посмотрите какая игрушка красивая у меня есть, ну сломается, новую найду».

Применима ли такая теория в рамках морального поля? Ответ очевиден.

  • Ячейка общества должна строиться на основе любви, а не расчетов.
  • По сути, такие отношения напоминают формулу: всевластный мучитель – бесправная жертва.
  • Такой «любовный» союз является насилием над личностью: девушка лишается возможности мыслить свободно, проявлять свободу действий, резко снижаются ее социальные контакты, она теряет потенциал к саморазвитию и самореализации
  • Захватчик такой души очень ревнив и будет негативно относиться к тому, что жертва обретет свое «я» или она кого-то полюбит по-настоящему. Месть «рабовладельца» будет непредсказуема.
  • «теория Лужина» обоюдоострое оружие: оно не принесет ничего кроме боли ни ее применителю, ни жертве применения. Он понимает, что его не любят добровольно, она понимает, что не любит, а боится.

Самое страшное, что у девушки может произойти подмена понятий. Она может даже не понимать, что на нее обратили внимание из корыстных целей. Ей может прельстить внимание человека высокостатусного.

Но Дуня Раскольникова не так проста, как кажется. Она не принесла себя в жертву Лужину, она пожертвовала собой ради семьи. Пытаясь перенаправить финансовые ресурсы, предназначенные ей Лужиным, она хотела помочь своему брату.

Также читают:

Картинка к сочинению Теория Лужина в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Нельзя сказать, что герой этот сам придумал свою теорию. В произведении он больше просто говорит, что слышал одно там, а другое – там. Но он добавил туда образ кафтана, как блага.

Александр Блок, как и многие поэты, был чуток и восприимчив к окружающему миру. Он искал смысл, глубину жизни в целом. При этом пытался донести свои мысли так, чтобы читатель задумался

В поэме показана тяжелая жизнь ещё одного «счастливчика». Тут говорится о том, что и богатырское здоровье, большая физическая сила и выносливость не делают человека счастливым. По крайней мере, в России тех времен.

Во всех своих произведениях автор Федор Абрамов затрагивает тему природы и того какую роль она играет для жизни всего человечества. Каждый человек, так или иначе понимает что значение природы, растений и всего живого очень велико

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество

Образ и характеристика Лужина в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера (Петр Петрович Лужин)

Петр Петрович Лужин

Петр Петрович Лужин является одним из ярких второстепенных героев романа “Преступление и наказание” Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лужина в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Петра Петрович Лужина.

Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Все материалы о Лужине

Образ и характеристика Лужина в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера (Петр Петрович Лужин)

Петр Петрович Лужин является женихом Дуни Раскольниковой, сестры главного героя, Родиона Раскольникова.

Возраст господина Лужина – 45 лет:

“Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин. “

“. Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. “

“. преувеличенно-строгою осанкой здесь, в этой “морской каюте”, ровно ничего не возьмешь. “

“Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название “жениха”. “

“. Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду.

В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу.

Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка.

Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.”

“. он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам. “

“. Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами. “

“. золотой лорнет Петра Петровича, который он придерживал в левой руке. “

“. большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с желтым камнем, который был на среднем пальце этой руки. “

“Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой. “

“. Человек с деньгами, ей, кажется, не противен…”

“Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.”

“. он человек хотя и небольшого образования, но умный. ” (по мнению Пульхерии Александровны)

. Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.”

“Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. “

“. вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.”

“. несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали. “

“Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие. “

“. за делового и рационального человека изволите выходить. “

“. Он, например, и мне показался сначала как бы резким. “

“. Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу. В Петербург же ему и потому необходимо, что там у него одно значительное дело в сенате.”

“Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному. “

“. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. . такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать. “

“. он решил наконец окончательно переменить карьеру и вступить в более обширный круг деятельности, а с тем вместе, мало-помалу, перейти и в более высшее общество, о котором он давно уже с сладострастием подумывал… Одним словом, он решился попробовать Петербурга. Он знал, что женщинами можно «весьма и весьма» много выиграть. Обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины могло удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол… и вот всё рушилось. “

“. Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.”

“. Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. “

“. Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. ” (Раскольников о Лужине)

“. я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась!” (Дуня о Лужине)

“. Петр Петрович принадлежал к разряду людей, по-видимому чрезвычайно любезных в обществе и особенно претендующих на любезность, но которые, чуть что не по них, тотчас же и теряют все свои средства и становятся похожими скорее на мешки с мукой, чем на развязных и оживляющих общество кавалеров. “

“. Ах, оставьте всю эту обидчивость, Петр Петрович. и будьте тем умным и благородным человеком, каким я вас всегда считала и считать хочу. “

“. и вдруг вы обижаетесь за то, что я даю вам мало цены. “

“. вы. клеветник, вот что значат мои слова! – горячо проговорил Лебезятников. “

“. а вот вы так. мошенник! Ах, как это низко!”

“Я до того не ошибаюсь, мерзкий, преступный вы человек. “

“. вы об этом господине Лужине, моем по жене родственнике, уже составили ваше мнение. “ (Свидригайлов о Лужине)

“. в квартире одного моего молодого друга, Андрея Семеныча Лебезятникова; он-то мне и дом Бакалеева указал…”

В конце концов Дуня отказывается выходить замуж за подлеца Лужина и спустя несколько месяцев становится женой Разумихина.

Читайте также:  Гринев и Швабрин сравнительная характеристика сочинение 8 класс

Это был цитатный образ и характеристика Лужина в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера Петра Петрович Лужина.

Сочинение: Раскольников — Лужин — Свидригайлов: три ступени зла (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энцикло­педия» жизни России 60-х годов XIX в., книга великой скорби, рас­крывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического обще­ства. Достоевский, задумываясь о самых насущных и вечных вопроcах, таких, как смысл жизни, путь к Богу, сущность добра и истины, обращается к самым страшным душевным искушениям, самым тем­ным страстям, самым губительным порокам. Достоевский хочет показать, что божественное милосердие проявляется в том, что Гос­подь прощает покаявшегося грешника.

Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между доб­ром и злом — проблема, которая будет всегда стоять перед челове­чеством. В романе «Преступление и наказание» этот поединок раз­ворачивается в душе почти каждого героя, но особенно ярко он про­слеживается в образе Родиона Раскольникова.

Раскольников — главный герой романа. Он одержим собствен­ной идеей, которая, с одной стороны, заключает в себе бесчеловеч­ность и жестокость, а с другой — стремление спасти все человече­ство. Видя чудовищную несправедливость, которая его окружает, Раскольников не хочет сидеть сложа руки. Но с самого начала он становится жертвой лжи и самообмана. Он выстраивает теорию о двух разрядах, делит людей на ничтожества, «тварей дрожащих», которые, по его мнению, — паразиты и кровопийцы, и «властели­нов судьбы», наполеонов, сверхлюдей, сильных и способных на ве­ликие дела.

Себя Раскольников относит к «высшему» разряду и «во имя всеобщего счастья» совершает убийство. Но теория терпит крах, ибо Раскольников понимает, что он, хоть и «переступил черту», но оказался дальше от своей благой цели, он осмелился совершить злодеяние, а боится посмотреть правде в глаза, убил «ничтожество», а сам уподобился «твари дрожащей». Убедив себя в любви ко всему человечеству, Раскольников после убийства чувствует ненависть даже к близким и родным людям.,

Ф. М. Достоевский наделил своего героя одновременно и любо­вью, и презрением к людям. Он соединил противоречивые каче­ства характера, побуждения и замыслы в одной личности. Личнос­ти с пламенной душой и темными мыслями. Таков Раскольников вначале. Способен ли он измениться? Да, но не сразу и не сейчас.

Теория, которую исповедует Раскольников, сближает его с непорядочными людьми, с такими негодяями, как Лужин и Свидригайлов. Близки они не характерами, а мыслями и жела­ниями.

По сути Раскольников мало чем отличается от лицемерного и Лживого Лужина. Сам Родион чувствует в нем родственную душу, хотя на словах готов поносить, презирать его, обличать низость и Подлость. Он может, не задумываясь, перешагнуть через человека, ЧеРез личность, распорядиться судьбой другого для собственной выгоды. Лужин считает, что любить нужно, прежде всего одного себя, потому что все на свете основано только наличных интере­сах. Это и сближает его с Раскольниковым.

Достоевский разными способами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит паралле­ли между ними. Свидригайлов чувствует, что они с Раскольнико-вым — «одного поля ягоды». Раскольников, которого подозревали в помешательстве, видит и в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова есть ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, по его вине гибнут люди, состоял в каких-то таинственных отношениях с мелкой процентщицей, и, наконец, его самоубийство переклика­ется с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».

Свидригайлов, как и Раскольников, считал, что все дозволено. Он преследовал Раскольникова подобно тени. Необъяснимая сила влекла Родиона Романовича к Свидригайлову, В минуты отчая­ния и сомнения в своей правоте Раскольников шел к Свидригай­лову, чтобы найти в нем поддержку и успокоить собственную совесть.

Тот общий знаменатель, к которому приравниваются эти три ненавидящих, презирающих друг друга человека, — их чудовищ­ный эгоизм, самолюбие и гордыня. Все они живут для себя, душа каждого из них находится в состоянии раскола. Лужин прячет, маскирует свои низкие поступки, Свидригайлов находится уже по ту сторону добра и зла, он — сознательный злодей, а Расколь­ников, «преступив черту», все еще сомневается в правильности того, что совершил. Его еще мучает совесть, а значит, в его душе еще теплится надежда на воскрешение. Раскольников совершает долгий и мучительный путь, в конце которого его ждет раскаяние и новая жизнь. Он вознагражден за страдания и способен к любви и новой, чистой жизни.

За преступлением всегда следует наказание. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова, мыс­ли о том, что он не Наполеон,, а «тварь дрожащая», осознание бессмысленности совершенного злодеяния — это все невыноси­мым гнетом ложится на душу Раскольникова. Это и есть для него высшая кара. Его теория не выдержала проверки жизнью. Герой теопит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной шгеи. Раскольникову предстоит трудный путь преодоления внут-оеннего тупика, предстоит найти в себе силы для жизни по пра­вилам, искупить свой грех. Именно в этом заключается наказание за губительную неправоту главного героя.

Напримере Раскольниковаеще раз убеждаешься, что непремен­но наступаетмомент, когда каждому из нас нужно давать ответ. И нам, в наше трудное время, когда люди устали отжестокости инасилия, нужно научиться видеть лучшее в каждом. Адля этого необходимо остановиться хотя бы намиг в сумасшедшем беге, опомниться и осоз­нать, что мы подошли к последней черте. Пришла пора обрести сво­боду и чистую, светлую веру.[/sms]

Теория Лужина в произведении Преступление и наказание сочинение

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

Читайте также:  Сочинение по повести Станционный смотритель Пушкина 7 класс

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

17. Чем автору и главному герою антипатичен Лужин? (По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.)

Петр Петрович Лужин предстает в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского как так называемый «двойник» Родиона Романовича Раскольникова. Этот благочестивый человек неприятен ни автору, ни его главному герою.

Петр Петрович Лужин – умный и “деловой” человек, казалось бы, имеющий прогрессивные взгляды. В том-то и дело, что «казалось бы»… При прочтении романа герой предстает перед читателями весьма подлым, мелочным и хитрым человеком. Лужин – истинный эгоист! Что стоит его девиз жизни: «…возлюби, прежде всех, одного себя!» Думаю, Родиону Раскольникову, тоже одержимому эгоистической идеей, такой мелкий и самолюбивый девиз просто не подходит.

Считаю, что у Раскольникова, человека по натуре доброго и милосердного, вызывает отвращение и собственная теория Лужина насчет брака. Петр Петрович считал, что лучше жениться на бедной девушке, ведь, по его словам, «муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Конечно, Раскольникова не устраивает то, что в роли рабы этого «благодетеля» должна выступить его сестра Дуня, умница и красавица.

Лужин изображен в романе как человек без чести и совести. Не только его поведение по отношению к своей невесте и ее матери говорит об этом, но и его подлый поступок по обвинению Сонечки Мармеладовой в краже.

Но самое главное в неприятии такого «двойника», как Лужин, для Раскольникова является то, что он, как в кривом зеркале, увидел в «экономической» платформе Лужина свою собственную теорию. Если Раскольников говорит о том, что можно проливать «кровь по совести» во имя спасения человечества, то Лужин допускает свободу любых действий ради личной выгоды. То есть теория Петра Петровича, благочестивого гражданина, еще хуже, чем взгляды убийцы Раскольникова, потому что она лишена чести, добра, справедливости.

Таким образом, антипатия автора и главного героя вызвана тем, что Лужин чрезмерно высокомерен, эгоистичен, живет по философскому принципу «все дозволено», а угрызения совести и сострадания ему неведомы.

Поделись с другом в социальной сети

Сочинение на тему «Опровержение теории Раскольникова в романе Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Перед вами сочинение-рассуждение для 10 класса по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Опровержение теории Раскольникова».

Опровержение теории Раскольникова – сочинение для 10 класса

Роман «Преступление и наказание» — идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, «если исполнение его идеи того требует«.

Родион Романович Раскольнико – главный герой произведения, бывший студент, человек добрый и чуткий к страданиям других людей, оказывается “задавленным нищетой” и, не имеющий возможности помочь близким людям, ищет выход и «заболевает идеей» преобразования мира, общества.

Мир представляется Раскольникову несовершенным, и герой считает себя способным исправить его. Он мечтает защитить всех слабых и обездоленных, восстановить права униженных и бесправных. Все человечество по теории Раскольникова делится на два разряда: »тварь дрожащая” – это толпа, не способная изменить свое положение, и необыкновенные люди, которые призваны повелевать первыми, и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что эти люди способны сказать «новое слово» и «взять власть над дрожащим муравейником«. Если потребуется устранить мешающие препятствия для достижения гармонии, то особенный человек может разрешить себе нарушить нравственный закон и «переступить через труп, через кровь«.

Решив помочь матери, сестре и Мармеладовым, а заодно и разобраться к какому разряду людей он относится, Раскольников убивает жадную старуху-процентщицу. Проверяя свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал, Раскольников подменяет в своей теории причину следствием. Ведь по его теории, в силу своей необычности человек может позволить себе преступление.

Совершенное убийство ведет сразу к нескольким трагедиям: к невольному убийству бедной Лизаветы, смерти матери, узнавшей после суда, что сын — убийца, и к глубокому душевному кризису самого Раскольникова. «Я не старуху убил, я себя убил!» — в отчаянии говорит он. В этом состоит главное развенчание теории избранности. Герой невыносимо страдает от разлада в своей душе: не желая признать свое заблуждение, он готов скорее согласиться, что принадлежит сам к низшему разряду, чем расстаться с идеей. Для Достоевского самое страшное преступление Родиона состоит не только в том, что он убил, а в том, что герой считает себя вправе распоряжаться судьбами других людей, решать кому жить, а кому умирать. Раскольников посягает на идею божьего промысла, он хочет подменить волю Бога своей. По мнению Достоевского, мир един, в нем существуют вечные нравственные законы, данные Богом, есть единый божественный «план» мироздания. Человек, преступающий эти законы, как будто ножницами отрезает себя от других людей и обречен на нравственные муки, как Раскольников, или на самоубийство, как Свидригайлов.

Аркадий Иванович, зная кто убил старуху, говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды». Ведь Свидригайлов тоже считает, «что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«. Разница между героями состоит в том, что Раскольников способен осознать свое заблуждение, поскольку в глубине души его всегда жили ясные представления о добре и зле, которые лишь померкли от безысходности положения. Свидригайлов же совершил массу преступлений из-за испорченности собственной натуры. Он не верит в милосердие, справедливость и порядочность, не видит разницы между честью и бесчестьем, между добром и злом. Поэтому Свидригаилов не выдерживает сделки с совестью и погибает окончательно. Для Раскольникова же Достоевский оставляет возможность воскресения.

Вся система образов в романе подчинена этой цели. Родион с ужасом видит, как близка его теория к мировоззрению подлеца Лужина. Этот мелкий и отвратительный злодей развивает мысли, «по которым людей резать можно”. Он презирает слабых и считает, что сильному «все дозволено«, в центре мироздания для него стоит собственная персона. Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, Раскольников приближается к опровержению и собственной теории, чувствуя ее схожесть с принципами этого человека.

Самым главным обвинением теории Раскольникова является сопоставление преступления героя с «преступлением» Сони. Отчаявшаяся женщина, испробовавшая все пути и не найдя возможности помочь детям, перешагнула нравственные законы и пошла на унижение. Но преступив через свою честь, Соня возвысила себя, потому что цель ее святая — помощь детям. В отличии от нее Раскольников, совершив свое преступление, не только никому не помог, но и принес горе и страдания себе и любимым людям. Сонечка Мармеладова — это образ кротости, терпения, и самоотвержения. Она живет не теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно она сыграла главную роль в опровержении теории Раскольникова, она помогла приять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи. «А жить-то, жить как будешь?… Ну как же без человека-то прожить?” — от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова. Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное любовью Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.

Достоевский свято верит в огромную животворящую силу любви. С ее помощью Раскольников, пройдя через очистительные страдания, приходит и к любви, и к вере, и к возрождению.

Ссылка на основную публикацию