Уездный город и его обитатели в комедии Гоголя Ревизор

Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Сюжет комедии Н. В. Гоголя довольно прост: перед нами скучный мир захолустного уездного города, из которого «. хоть три года скачи, ни до какого государ­ства не доедешь». Грусть вызывает описание этого го­родка: «На улицах кабак, нечистота!». Поблизости от старого забора, «что возле сапожника. навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ас­сигнована сумма. начала строиться, но сгорела». И это не только зарисовка провинциального города, это картина всей России того времени.

Привычное течение жизни вдруг нарушено «прене­приятным известием» о приезде ревизора-инкогнито, о чем и сообщает в начале пьесы городничий чиновни­кам городка. По случайности за ревизора принимают проезжего молодого человека, оказывая ему все необ­ходимые почести. Этот сюжет имеет реальную подоп­леку: А. С. Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора, о чем и рас­сказал Гоголю, посоветовав ему взять эту историю за основу комедии. Такая ситуация была теоретически возможна в любом провинциальном городе России тех лет.

Но простота сюжета лишь подчеркивает мастерст­во сатирика, который на основе простого сюжета су­мел высмеять всю чиновничью Русь, отразить все на­сущные проблемы того времени.

Конечно, в комедии задействованы не только госу­дарственные служащие. Мы видим здесь и поместное дворянство, и купечество, и крестьян. Но в центре по­вествования именно чиновники, воплотившие в себе недостатки всего российского чиновничества: взяточ­ничество, чиноугодничество, карьеризм, казнокрад­ство.

Талантливый сатирик создает целую плеяду рус­ских типов, подчеркивая в каждом из них ту или иную черту характера, требующую, по мнению Гого­ля, осмеяния, обличения.

Самой полной характеристики удостоился в коме­дии карьерист городничий, никогда не упускающий своей выгоды, жадно хватающий все, что плывет ему в руки. Мы можем судить об этом человеке на основе авторских замечаний, высказывания действующих лиц, по поступкам и словам самого героя. Перед нами предстает малопривлекательный облик казнокрада, взяточника и самодура, уверенного в своей безнака­занности: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов». Для городничего не суще­ствует никаких законов: он обирает купцов, тратит казенные деньги на личные нужды. Он неглуп, но ум его устремлен на дела нечестные.

Другие чиновники отличаются от своего предводи­теля разве что более ограниченной властью.

Показательна фамилия судьи города — Ляпкин-Тяпкин, по ней можно судить о его отношении к своим служебным обязанностям. Этот, по выражению Гоголя, «вольнодумец», так же, как и городничий уверен в собственной непогрешимости: «Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взят­ки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».

С язвительной сатирой показан попечитель бого­угодных заведений Земляника — доносчик, хитрец и подхалим. Он не обременяет себя излишней заботой о своих подопечных, руководствуясь принципом: «че­ловек простой: если умрет, он и так умрет; если выздо­ровеет, то и так выздоровеет».

Возможности злоупотребления своим служебным положением находит и смотритель уездных училищ Хлопов — чрезвычайно запуганный человек; и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин — глу­пый и ограниченный субъект.

Несмотря на различия в характере, поведении, служебном положении чиновничество, в изображе­нии Гоголя, олицетворяет типовые черты государст­венной администрации николаевской России. Куль­турный уровень чиновников, как в комедии, так и по всей стране, был крайне низок, вывод об этом можно сделать из описаний традиционных забав «столпов го­рода N»: попойки, картежные игры, сплетни. У них совершенно отсутствует представление о долге, чести, достоинстве.

Пьеса «Ревизор» говорит нам о том, что чиновники в России служат вовсе не для того, чтобы беспокоить­ся о благе страны и народа. Они употребляют служеб­ное положение исключительно в личных, корыстных целях, выслуживаются перед вышестоящими, уни­жают подчиненных, всеобщими усилиями разоряют Россию.

Выбрав для своего произведения форму комедии, Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дур­ное в России. и за одним разом посмеяться над всем». Причем, смеяться над этим можно и по сей день, так как российское чиновничество и в наше время недале­ко ушло от представленных Гоголем любителей взя­ток и красивой жизни.

Сочинение Уездный город и его обитатели в комедии Ревизор Гоголя

В 1836 году Н. В. Гоголь написал одну из самых известных комедий 19 века, что не утратила своей актуальности и по сей день. «Ревизор» именно так называлась пьеса написанная автором, вобрало в своих персонажей собирательный образ всех бесчинств и пороков того периода российской истории. Комедийную базу этого произведения Н.В. Гоголь предал при помощи намеренной гиперболизации действующих лиц. Чего только стоят местный лекарь – Гибнер и судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.

Действие комедии происходит в небольшом провинциальном уезде (городке), в котором управляет местный аналог современного мэра – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он не беспокоится о положении своих граждан, тратит казенные деньги на свои нужды, берет взятки и держит жителей уезда в страхе своей свирепостью. «Такие обиды чинит, что описать нельзя», – характеризуют действия городничего купцы. Лучшим моментом пьесы, что характеризует характер этого персонажа, выступает его встреча с вероятным ревизором в трактире. Появление в местном питейном заведении человека, который отказывается платить по счетам и ведет себя вызывающе. Только эти основания убедили местных чиновников и Антона Антоновича в частности, что это и есть тот злополучный «ревизор». Во время встречи с Хлестаковичем городничий, несмотря на страх, демонстрирует свою многогодовую увертливость. Он пытается всеми правдами и не правдами ублажить нарушителя спокойствия. Не отстают от своего предводителя и более мелкие чиновники, не забывая попутно вылить грязь на своего недавнего подельника.

Помимо явных указаний на черты характеров персонажей Н.В. Гоголь дал каждому своему персонажу свою собственную манеру речи. Так судья Ляпкин Тяпкин во время разговора питается, как можно больше использовать «умные» слова из книг, что правда не совсем удачно у него получается. Речь Хлестакова бессвязна и прерывиста. Персонаж постоянно перескакивает, проявляю импульсивность своего характера. Добчинский и Бобчинский имеют скудный словарный запас и постоянно говорят наперебой. Для доведения информации до собеседника они постоянно активно жестикулируют и пользуются вводными словами: «изволите видеть» и «да-с».

Верхом же Гоголевской сатиры и иронии становиться уездный лекарь Гибнер, что приехал в местный уезд из другой страны. Каковы лечится у врача, что не понимает ни слова и за все произведения не сказал ничего членораздельного.

На мой взгляд, основной мыслью произведения было высмеять поведение местных чиновников, которые вместо того, чтобы начать менять ход дел в городе к лучшему, стали искать обходные пути, чтобы выкрутиться из сложившейся ситуации.

Смех сквозь слезы – главная идея Н.В. Гоголя, ведь после спешного отъезда Ивана Александровича Хлестакова персонажи не поменялись. Да, они потеряли часть своего благосостояния, но с приездом настоящего ревизора их действия никак не изменятся, разве что станут еще более изощренными.

2 вариант

Произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» стало самым популярным в девятнадцатом веке. Комедия была написана в 1836 году, но остается актуальной и сегодня. Все герои произведения очень интересные и колоритные. Они все разные. В персонажах комедии собраны все негативные качества и пороки того времени. Чтобы достичь комизма Н.В. Гоголь использовал метод гиперболизации героев произведения.

Все действия происходят в провинциальном городе. Этот уезд не большой по масштабу. В качестве мера выступает городничий с двойной фамилией Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский. Он абсолютно не думает и не переживает о жителях города. Он безнаказанно тратит на свои нужды городской бюджет. Он любит брать взятки. Жители города не смеют ему возразить, потому что бояться его. В общем, он творит все, что ему угодно и обижает людей. Единственный страх он испытывает перед ревизором, который должен приехать в уездный город. Когда городничий всё-таки встретился с Хлестаковичем (выдавал себя за ревизора) он сквозь боязнь старался себя вести уверенно. Антон Анатольевич всячески старался угодить псевдо ревизору.

Н.В. Гоголь придумал каждому своему персонажу особенную и неповторимую манеру общения. Судья с громким именем и фамилией Ляпкин Тяпкин в своей речи старается использовать как можно больше умных слов, которые он узнал из книг. Но, говорить красиво у него не получается. Он постоянно торопится и перескакивает с одной темы на другую. Он весьма импульсивен. Он говорит бессвязно, иногда вставляет умные слова не туда куда нужно и постоянно прерывается посередине рассказа.

Есть еще два практически одинаковых и внешне и по характеру персонажей. Добчинский и Бобчинский они словно родные братья. У них слабый словарный запас, их речь оставляет желать лучшего. Они постоянно перебивают друг друга. Для того, чтобы донести мысль оппоненту они активно используют жесты. В их речи много вводных слов (например, «да-с»).

Очень смешон местный доктор Гибнер, он иностранец. Он приехал в город из другого государства. Он практически не разговаривает на русском языке и не понимает остальных. Можно только предположить, как он лечит пациентов.

Гоголь в своем произведение хотел высмеять модель поведения чиновников и других высокопоставленных лиц. Все они ничего не делали хорошего для города. Это их вина, что город не процветал.

Комедия «Ревизор» прекрасно передает гнусную натуру определенных людей. Гоголь весело и задорно высмеял многие человеческие пороки (лицемерие, алчность, жадность).

Также читают:

Картинка к сочинению Уездный город и его обитатели в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Жил-был один маленький воробей, по имени Пудик. Жил он в тёплом и мягком гнезде над баней. Он еще не умел летать, но все врем махал крыльями. Маленький воробей был очень любопытным

Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.

Наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. Издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и крылатыми фразами. И в наше время, общаясь с родными, друзьями и знакомыми, мы постоянно пользуемся фразеологизмами

Полностью соглашусь со словами темы сочинения. Именно от нас самих зависит, будем ли мы счастливы. Что же для этого нужно? Думаю, чтобы обрести счастье, за него нужно бороться.

Читайте также:  Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Слово о полку Игореве — древнерусское литературное произведение в жанре поэмы, эпоса. В нём описан поход русских князей супротив половцев, который закончился поражением русских войск.

«Уездный город и его обитатели (по комедии «Ревизор»).»

«…она представляет собою ужасное зрелище страны, где… есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Драматургия явилась новым словом в истории русского театра. Новаторство великого русского писателя и драматурга ярче всего проявилось в его знаменитой комедии «Ревизор» (1835). В этом произведении все ново и необычно для традиционной русской драмы: и сюжет, и композиция, и конфликт, и разработка образов. Комедия наполнена искрящимся юмором, переходящим в иронию и даже сарказм. Поэтому можно сказать, что «Ревизор» — мощная обличительная комедия, высмеивающая пороки современной Гоголю России.

Известно, что сюжет комедии о проезжающем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону, был подсказан Гоголю . Замысел своей комедии писатель определял так: «В „Ревизоре“ я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Сборищем всех общественных пороков России стал уездный город, где происходит действие «Ревизора». Этот город символизирует всю Россию в целом, ибо нет, по убеждению Гоголя, такого места в стране, где бы царили другие порядки.

Выбор героев пьесы помогает автору максимально охватить все стороны общественной жизни и управления в городе. На страницах «Ревизора» мы знакомимся со всеми слоями русского общества: «гражданством», «купечеством», чиновниками во главе с городничим.

Не забыта и женская половина населения города, также разделенная на ранги. Выше всех стоит жена и дочь городничего. Чуть ниже стоят жены и дочери чиновников, вроде дочки Земляники, с которой дочери городничего не подобает брать пример. В самом низу — высеченная унтер-офицерша и слесарша Пошлепкина.

В городе есть свой царек — городничий, а также чиновники, занимающиеся «устройством» разных сторон жизни. Это и судья Ляпкин-Тяпкин, и попечитель богоугодных заведений Земляника, и смотритель училищ Хлопов. Встречаемся мы и с лекарем Гибнером, и полицмейстером Держимордой, и почтмейстером Шпекиным.

Путаница с Хлестаковым помогает увидеть реальную работу всех этих «государственных мужей».

Городничий города — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — глава уездного города, в котором происходит действие комедии. Это «постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек… Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов».

Известие о приезде ревизора сильно напугало всех чиновников во главе с самим городничим. Сквозник-Дмухановский отдает приказание «обустроить» город к приезду проверяющего: выгнать лишних больных из больницы, привести в надлежащий вид преподавателей в училищах, прикрыть заборами недостроенные здания, спрятать мусор на улицах

По мере развития пьесы обнажается истинное лицо этого чиновника. Он гордится тем, что обманул трех губернаторов. И действительно, в деле воровства и обмана этот герой преуспел. Он умеет и «дать», и «взять», беззастенчиво ворует казенные деньги, грабит и притесняет население. Недаром после приезда «ревизора» к нему сразу же потянулись жители с жалобами на этого «отца города». Купцы поведали, что городничий безбожно обворовывает их, да еще и оскорбляет. И это несмотря на регулярные приношения, которые купечество делает Сквозник-Дмухановскому. Если что не по его, то городничий присылает к «провинившемуся» целый полк солдат на постой, чтобы знали свое место.

Слесарша рассказала Хлестакову, что городничий незаконно забрил ее мужа в солдаты, потому что другие «богатый подарок дали». А бедной женщине Сквозник-Дмухановский заявил: «На что… тебе муж? он уж тебе не годится».

Унтер-офицершу городничий, не разобравшись, велел выпороть за драку на базаре. На деле же оказалось, что она ни в чем не виновата.

Таким образом, чувствуя свою силу, этот чиновник куражится и измывается над горожанами. Он творит то, что хочет, и никто не властен его остановить: в своем городе Антон Антонович — царь и бог.

Но перед вышестоящим чиновником герой выслуживается и раболепствует. Он делает все, чтобы понравится мнимому ревизору, не видит, что Хлестаков — вовсе не тот, за кого его все принимают.

Неожиданное разоблачение Хлестакова не просто отрезвляет Городничего, но оскорбляет его до глубины души («убит, убит, совсем убит», «зарезан»). Пережив это унизительное потрясение, герой впервые в жизни духовно прозревает: «Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц…». Таков город, которым он управляет, и таков он сам.

Все чиновники, находящиеся в подчинении городничего, как один, злоупотребляют своим положением, не выполняют возложенных на них обязанностей, воруют. По мысли Гоголя, это объясняется беззаконием всей российской системы управления. Но, в то же время, каждый из героев «прикладывает руку» к этим безобразиям. Квартальный Держиморда берет «не по чину», смотритель богоугодных заведений Земляника — плут, казнокрад и доносчик.

Не лучше его и лекарь Гибнер. Больницы, находящиеся под «присмотром» этих господ, содержатся в полном беспорядке. Больные походят «на кузнецов», диагнозы не ставятся, лечение назначается абы как, ибо врачи придерживаются принципа «чем ближе к натуре, тем лучше».

«Либеральный» судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки «борзыми щенками» и не считает это грехом. В присутственных местах также царит полный беспорядок. Там вместо изображения Фемиды Аммос Федорович повесил принадлежности для охоты, которую он очень любит.

Беседа городничего с Лукой Лукичом Хлоповым проливает свет на уровень образования в городе. Прежде всего, мы понимаем, что все чиновничество невежественно и необразованно. Да и преподаватели недалеко ушли от «отцов города». Один из учителей корчит страшные рожи, другой ломает стулья, объявляя это «жертвой науке».

Почтмейстер Хлопов, наивный человек, вскрывает чужие письма и читает их, а также развлекает этим и других своих коллег.

В общем, складывается такое впечатление, что подчиненные берут пример со своего начальства – городничего. Они «выжимают» из своего «хлебного местечка» все, что можно. Об интересах горожан никто и не задумывается, главное — хорошо и удобно жить самому, суметь взять от жизни как можно больше.

Все чиновники, как и Сквозник-Дмухановский, ни во что не ставят своих подчиненных, но раболепствуют перед начальством. Они заискивают и перед городничим, и перед Хлестаковым, и перед любым другим вышестоящим чиновником, от которого зависит их судьба.

С точки зрения Гоголя, все чиновники уездного города должны нести личную ответственность за свои преступления. В то же время писатель критикует и простых жителей города, их обывательское сознание. Они готовы подчиняться плутам и казнокрадам, потому что в них сильно рабское сознание, которое превращает людей в животных.

Купцы считают, что «задабривать» отцов города — это вполне нормальное дело, в порядке вещей. Один из купцов так жалуется Хлестакову: «Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке — мы против этого не стоим». Протестовать купцы и не пробуют: «А попробуй прекословить, наведет к тебе целый полк на постой».

Чтобы избавиться от «постылого» городничего, купцы несут «ревизору» Хлестакову «подарки». Система взяток так глубоко сидит в их сознании, что они и не знают, как вести дела по-другому. Только вот купцы и не подозревают, что они сами поддерживают систему произвола, от которой так страдают.

Другие просители, пришедшие к Хлестакову, еще более смиренны. Некоторых вообще не пустили к «ревизору», и они, почти не сопротивляясь, подчиняются власти.

Большое внимание Гоголь уделяет и описанию женского населения города. Жена и дочь городничего — типичные представительницы уездной элиты. Они воспитаны на романах, кокетливы и мечтают о выгодной партии. И Анна Андреевна, и Марья Антоновна любят посплетничать, распустить какой-нибудь слух, позлорадствовать при случае. Героини не отличаются большой нравственностью и рады завести роман со столичным «ревизором».

Таким образом, в «Ревизоре» создал собирательный образ города, отразив систему общественного управления в России, точно и тонко показав все стороны жизни страны. Автор подчеркивает, что деятельность чиновников антинародна и антигосударственна. По его мнению, в России сложилась развращающая система, при которой государственные служащие безнаказанно совершают всевозможные преступления. Население же все это безропотно терпит и даже поддерживает положение вещей своим поведением.

Мне кажется, что «Ревизор» Гоголя — чрезвычайно актуальное произведение. Несмотря на то, что со времен писателя прошло почти два века, в России, на мой взгляд, мало что изменилось. На каждой странице произведения мы узнаем ситуации из современной нам жизни. Поэтому, я считаю, читать и изучать творчество Гоголя просто необходимо. Произведения этого писателя помогают нам понять и осознать недостатки современного общества, попытаться их исправить, изменить жизнь к лучшему.

Уездный город и его обитатели (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

«…она представляет собою ужасное зрелище страны, где…есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».
В.Г. Белинский.

Драматургия Н.В. Гоголя явилась новым словом в истории русского театра. Новаторство великого русского писателя и драматурга ярче всего проявилось в его знаменитой комедии «Ревизор» (1835). В этом произведении все ново и необычно для традиционной русской драмы: и сюжет, и композиция, и конфликт, и разработка образов. Комедия наполнена искрящимся юмором, переходящим в иронию и даже сарказм. Поэтому можно сказать, что «Ревизор» – мощная обличительная комедия, высмеивающая пороки современной Гоголю России.
Известно, что сюжет комедии о проезжающем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону, был подсказан Гоголю А.С. Пушкиным. Замысел своей комедии писатель определял так: «В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Сборищем всех общественных пороков России стал уездный город, где происходит действие «Ревизора». Этот город символизирует всю Россию в целом, ибо нет, по убеждению Гоголя, такого места в стране, где бы царили другие порядки.
Выбор героев пьесы помогает автору максимально охватить все стороны общественной жизни и управления в городе. На страницах «Ревизора» мы знакомимся со всеми слоями русского общества: «гражданством», «купечеством», чиновниками во главе с городничим.
Не забыта и женская половина населения города, также разделенная на ранги. Выше всех стоит жена и дочь городничего. Чуть ниже стоят жены и дочери чиновников, вроде дочки Земляники, с которой дочери городничего не подобает брать пример. В самом низу – высеченная унтер-офицерша и слесарша Пошлепкина.
В городе есть свой царек – городничий, а также чиновники, занимающиеся «устройством» разных сторон жизни. Это и судья Ляпкин-Тяпкин, и попечитель богоугодных заведений Земляника, и смотритель училищ Хлопов. Встречаемся мы и с лекарем Гибнером, и полицмейстером Держимордой, и почтмейстером Шпекиным.
Путаница с Хлестаковым помогает увидеть реальную работу всех этих «государственных мужей».
Городничий города – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – глава уездного города, в котором происходит действие комедии. Это «постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек…Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов».
Известие о приезде ревизора сильно напугало всех чиновников во главе с самим городничим. Сквозник-Дмухановский отдает приказание «обустроить» город к приезду проверяющего: выгнать лишних больных из больницы, привести в надлежащий вид преподавателей в училищах, прикрыть заборами недостроенные здания, спрятать мусор на улицах и т.д.
По мере развития пьесы обнажается истинное лицо этого чиновника. Он гордится тем, что обманул трех губернаторов. И действительно, в деле воровства и обмана этот герой преуспел. Он умеет и «дать», и «взять», беззастенчиво ворует казенные деньги, грабит и притесняет население. Недаром после приезда «ревизора» к нему сразу же потянулись жители с жалобами на этого «отца города». Купцы поведали, что городничий безбожно обворовывает их, да еще и оскорбляет. И это несмотря на регулярные приношения, которые купечество делает Сквозник-Дмухановскому. Если что не по его, то городничий присылает к «провинившемуся» целый полк солдат на постой, чтобы знали свое место.
Слесарша рассказала Хлестакову, что городничий незаконно забрил ее мужа в солдаты, потому что другие «богатый подарок дали». А бедной женщине Сквозник-Дмухановский заявил: «На что…тебе муж? он уж тебе не годится».
Унтер-офицершу городничий, не разобравшись, велел выпороть за драку на базаре. На деле же оказалось, что она ни в чем не виновата.
Таким образом, чувствуя свою силу, этот чиновник куражится и измывается над горожанами. Он творит то, что хочет, и никто не властен его остановить: в своем городе Антон Антонович – царь и бог.
Но перед вышестоящим чиновником герой выслуживается и раболепствует. Он делает все, чтобы понравится мнимому ревизору, не видит, что Хлестаков – вовсе не тот, за кого его все принимают.
Неожиданное разоблачение Хлестакова не просто отрезвляет Городничего, но оскорбляет его до глубины души («убит, убит, совсем убит», «зарезан»). Пережив это унизительное потрясение, герой впервые в жизни духовно прозревает: «Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц…». Таков город, которым он управляет, и таков он сам.
Все чиновники, находящиеся в подчинении городничего, как один, злоупотребляют своим положением, не выполняют возложенных на них обязанностей, воруют. По мысли Гоголя, это объясняется беззаконием всей российской системы управления. Но, в то же время, каждый из героев «прикладывает руку» к этим безобразиям. Квартальный Держиморда берет «не по чину», смотритель богоугодных заведений Земляника – плут, казнокрад и доносчик.
Не лучше его и лекарь Гибнер. Больницы, находящиеся под «присмотром» этих господ, содержатся в полном беспорядке. Больные походят «на кузнецов», диагнозы не ставятся, лечение назначается абы как, ибо врачи придерживаются принципа «чем ближе к натуре, тем лучше».
«Либеральный» судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки «борзыми щенками» и не считает это грехом. В присутственных местах также царит полный беспорядок. Там вместо изображения Фемиды Аммос Федорович повесил принадлежности для охоты, которую он очень любит.
Беседа городничего с Лукой Лукичом Хлоповым проливает свет на уровень образования в городе. Прежде всего, мы понимаем, что все чиновничество невежественно и необразованно. Да и преподаватели недалеко ушли от «отцов города». Один из учителей корчит страшные рожи, другой ломает стулья, объявляя это «жертвой науке».
Почтмейстер Хлопов, наивный человек, вскрывает чужие письма и читает их, а также развлекает этим и других своих коллег.
В общем, складывается такое впечатление, что подчиненные берут пример со своего начальства – городничего. Они «выжимают» из своего «хлебного местечка» все, что можно. Об интересах горожан никто и не задумывается, главное – хорошо и удобно жить самому, суметь взять от жизни как можно больше.
Все чиновники, как и Сквозник-Дмухановский, ни во что не ставят своих подчиненных, но раболепствуют перед начальством. Они заискивают и перед городничим, и перед Хлестаковым, и перед любым другим вышестоящим чиновником, от которого зависит их судьба.
С точки зрения Гоголя, все чиновники уездного города должны нести личную ответственность за свои преступления. В то же время писатель критикует и простых жителей города, их обывательское сознание. Они готовы подчиняться плутам и казнокрадам, потому что в них сильно рабское сознание, которое превращает людей в животных.
Купцы считают, что «задабривать» отцов города – это вполне нормальное дело, в порядке вещей. Один из купцов так жалуется Хлестакову: «Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке – мы против этого не стоим». Протестовать купцы и не пробуют: «А попробуй прекословить, наведет к тебе целый полк на постой».
Чтобы избавиться от «постылого» городничего, купцы несут «ревизору» Хлестакову «подарки». Система взяток так глубоко сидит в их сознании, что они и не знают, как вести дела по-другому. Только вот купцы и не подозревают, что они сами поддерживают систему произвола, от которой так страдают.
Другие просители, пришедшие к Хлестакову, еще более смиренны. Некоторых вообще не пустили к «ревизору», и они, почти не сопротивляясь, подчиняются власти.
Большое внимание Гоголь уделяет и описанию женского населения города. Жена и дочь городничего – типичные представительницы уездной элиты. Они воспитаны на романах, кокетливы и мечтают о выгодной партии. И Анна Андреевна, и Марья Антоновна любят посплетничать, распустить какой-нибудь слух, позлорадствовать при случае. Героини не отличаются большой нравственностью и рады завести роман со столичным «ревизором».
Таким образом, в «Ревизоре» Н.В. Гоголь создал собирательный образ города, отразив систему общественного управления в России, точно и тонко показав все стороны жизни страны. Автор подчеркивает, что деятельность чиновников антинародна и антигосударственна. По его мнению, в России сложилась развращающая система, при которой государственные служащие безнаказанно совершают всевозможные преступления. Население же все это безропотно терпит и даже поддерживает положение вещей своим поведением.
Мне кажется, что «Ревизор» Гоголя – чрезвычайно актуальное произведение. Несмотря на то, что со времен писателя прошло почти два века, в России, на мой взгляд, мало что изменилось. На каждой странице произведения мы узнаем ситуации из современной нам жизни. Поэтому, я считаю, читать и изучать творчество Гоголя просто необходимо. Произведения этого писателя помогают нам понять и осознать недостатки современного общества, попытаться их исправить, изменить жизнь к лучшему.

Читайте также:  Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены

Урок литературы в 8-м классе по теме: “Уездный город и его обитатели в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”. Заседание актерской труппы”

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

1. Обучающие: знание жизненной основы и обобщающего смысла комедии;

знакомство с героями пьесы; умение характеризовать героев на основе авторских

2. Развивающие: развитие творческого воображения учащихся.

3. Воспитательные: воспитание вдумчивого зрителя, читателя; формирование

устойчивой нравственной позиции.

Оформление доски.

…собрать в одну кучу все дурное в России …и за одним разом посмеяться над всем. (Н.В.Гоголь)

Общее и индивидуальное

Художественный контур облика героев

Общественные пороки

1. Не оценено общественное содержание, что не дало реалистичности.

2. Не учтен психологизм героев. Играть «без всякого увеличения», а не просто «смешить».

1. Историко-бытовой комментарий необходим для глубокого постижения реалистичности комедии и замысла автора.

2. Через показ индивидуальных черт героев можно увидеть обобщенную картину.

Вступительное слово учителя:

– Дамы и господа, я пригласила вас сюда, чтобы сообщить наиприятнейшее известие: нашему импровизированному театру разрешено приступить к постановке замечательной пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».

Первое заседание актерской труппы мы посвящаем начальному знакомству с центральными образами комедии. Как известно, первые две постановки произведения, прошедшие в Петербурге и Москве, не удовлетворили Гоголя по той причине, что ни актеры, ни режиссеры не прислушивались к советам автора. Мы попытаемся этого избежать, для этой цели приглашены сегодня два консультанта.

1. – Первым недочетом, по мнению Гоголя, было то, что актеры не оценили общественного содержания пьесы, и это не дало реалистичности комедии.

Давайте попробуем разобраться в значении слова «общественный».

«Общественный» – относящийся к обществу, связанный с деятельностью людей в обществе. (Из словарной статьи словаря Ожегова)

– Что же собой представляет общество, в котором живут и действуют герои пьесы? И действительно ли неразрывна связь между личностью и обществом?

«Меня поставил бог над русскою землёю», –

Сказал нам русский царь.

«Гордитесь, русские, быть царскими рабами.

Закон ваш – мысль моя!

Отечество вам – флаг над гордыми дворцами,

В этих строках, написанных народником Лавровым, заключена характеристика всей системы Николаевской России. «Это время наружного рабства и удивительного «внутреннего освобождения», – говорил Герцен о времени правления Николая I . Николай решил укрепить российскую государственность, вернуть абсолютной монархии ее былую мощь. Историки называли его правление «апогеем самодержавия». Николай рассуждал: « В армии – порядок, никакого всезнайства и противоречия. Я смотрю на жизнь человеческую только как на службу, так как каждый служит…» Император хотел упорядочить и регламентировать все сферы российской действительности, даже в быту. Первые попытки ввести «единомыслие» в России также относятся к николаевской эпохе.

Читайте также:  Сочинение Война в романе Толстого Война и мир

Во времена Николая контроль над умами осуществлялся всеми доступными способами. Главными были следующие: чтение частной переписки, надзор за бдительностью цензуры. Было запрещено преподавать философию в университетах. Подвергались ссылке известные писатели. Была создана система политического сыска и введен строгий цензурный устав, согласно которому любая рукопись и даже ноты перед изданием должны были быть проверены цензором. В устав о гражданской службе был введен пункт, согласно которому начальство имело право уволить со службы чиновника, признанного неблагонадежным, без следствия, суда и даже без видимых причин. Постоянная лесть окружающих Николая I людей довела его до того, что он не соизмерял свои поступки и слова с действительностью, со здравым смыслом. Николаю нужна была Россия покорная, Россия, которой можно управлять. Мы видим, как человек николаевской эпохи был ограничен законами государства. Именно поэтому его внутренняя свобода начинала приобретать несколько искаженную форму. А Н.В.Гоголь с помощью сатиры еще более ее преувеличивал, высмеивал и критиковал через произведения литературы несовершенство государственного уклада.

  • Так следует ли учитывать исторический комментарий при постановке пьесы?

Вывод: Историко-бытовой комментарий необходим для глубокого постижения реалистичности комедии и замысла автора.

2. – Вторым недочетом Гоголь считал то, что актеры не поняли психологизма героев, они должны были играть «без всякого увеличения», а не просто «смешить».

– Действительно ли так важно учитывать при игре психологические особенности героев?

– Да, действительно, психологические особенности героев необходимо учитывать, т.к. несмотря на то, что герои практически на протяжении всей пьесы находятся вместе (вместе встречают известие о приезде ревизора, вместе решают, как им поступать дальше, даже взятки дают, подслушивая и подглядывая друг за другом), каждый из них наделен своими внутренними качествами. Они одновременно похожи и непохожи друг на друга. Роднит их одно состояние- состояние страха. Но каждый из героев переживает его по-своему. Кто-то уверен в непоколебимости своего положения и потому ведет себя уверенно. Кто-то выдает свое внутреннее состояние дрожащим голосом и сбивчивой речью. Герои могут быть нервными, спокойными, энергичными. И все это актерам необходимо учитывать.

Вывод: Несмотря на то, что Гоголь показал нам общественный уклад николаевской России, каждый из персонажей сугубо индивидуален. И только через показ актерами индивидуальных черт героев мы можем увидеть обобщенную картину.

3. – Учитывая те нюансы, которые были даны консультантами, обратимся непосредственно к авторским комментариям, дающим художественный контур облика героев.

Для первого знакомства рассмотрим образы героев, в руках которых сосредоточена власть. Кого мы к ним отнесем?

– (Это образы городских чиновников, представляющих собою модель государственного устройства).

– Рассмотрим перечень действующих лиц. Какую особенность мы можем здесь заметить?

  • (Говорящие фамилии).
  • Что это значит?
  • (Это фамилии, создающие впечатление о лицах, которым принадлежат).

– Давайте посмотрим, что можно узнать из фамилий героев.

Сквозник-Дмухановский- сквозняк, ветер; пустые и незначительные мысли;

сочетание ДМ придает некий «вес» обладателю фамилии.

Хлопов – хлопок, порка; боится своих мыслей и речей, т. к. это наказуемо.

Ляпкин – Тяпкин – имя – претензия на значимость, а фамилия говорит о бесшабашности; делается все «спустя рукава».

Земляника – слащавость, приземленность.

– Теперь посмотрим на качества, о которых говорит нам автор в «Замечаниях для господ актеров». Зачем Гоголь дает столь многоговорящие характеристики?

– (Чтобы актер сумел отличить главное от второстепенного).

– Начнем с образа, которого автор в «замечаниях» не наделил ни фамилией, ни отчеством. Почему?

– (Он значимая фигура, начальник).

– Что говорит писатель о городничем?

– («…очень не глупый по-своему человек»).

– Почему так уклончиво начинает характеристику Гоголь? Давайте проведем эксперимент. Процитируем высказывание, исключая лишь одно слово «взяточник». Каков вырисовывается моральный облик героя?

– (Солидность, добросовестность, серьезность, ум).

– Какую роль играет слово, не прочитанное нами, для данной характеристики?

– (Меняет представление на противоположное).

– Каким рисуется нам этот образ?

– (Ловок, деловит, сообразителен, груб, напыщен, резок; говорит и держится уверенно; «недоумен»).

– Какие слова указывают на комические подробности описания героя?

  • («…прочитал всего 5-6 книг», но при этом «несколько вольнодумен»).
  • Каков же он – «вольнодумный» судья?
  • (Глуп, самолюбив, самоуверен; ведет себя развязано).

– Каким мы видим попечителя богоугодных заведений?

– (Смешен, с отталкивающей внешностью, проныра, плут, суетлив, не имеет своего мнения).

  • Почему автор не дает подобных изъяснений о данном персонаже?
  • (« Такие типы всем знакомы». Это самый жалкий персонаж. Он перепуган. Его речь сбивчива, со всем соглашается. Учительство всегда находилось под неусыпным надзором властей).

– Итак, действительно, как сказал консультант-психолог, каждый герой индивидуален. И это, несомненно, нужно учитывать при игре. Но почему же у зрителей они ассоциируются как одно целое?

– (Потому что общественные пороки объединяют их и затмевают индивидуальные качества).

  • Какие же качества объединяют их в единую государственную систему?
  • (Казнокрадство, произвол властей, мошенничество, взяточничество…)

– Есть в пьесе еще один герой, который поможет правильно понять комедию. Где происходит действие?

  • (В губернском городе)
  • Почему не дал автор ему названия?
  • (Хотел показать типичность города. «Город как город». Собирательный город. Любой город России)

Странное местоположение «везде» указывает уже не на географические, а социальные координаты.

4.– Обратимся к эпиграфу урока и подведем итог наработанному сегодня. Сам Гоголь в своих заметках писал, что причиной для создания комедии послужило желание «… собрать в одну кучу все дурное в России … и за одним разом посмеяться над всем». Но в чем же ее художественный смысл, значимость?

– (Комедия стала обвинительным актом против государственной системы николаевской России).

– В эпиграфе к нашему уроку-заседанию содержится вся идея произведения. В чём она заключается?

Общественное содержание – собрать в одну кучу.

Психологическая индивидуальность – все дурное в России.

Обвинительный акт – посмеяться над всем.

5. – Завершаем сегодняшнее заседание первыми актерскими пробами.

Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Комедия Гоголя «Ревизор» заставляет читателя улыбнуться над всеми обитателями уездного города, которые с таким старанием пытались пустить пыль в глаза высокопоставленному чиновнику. Каким кажется сам город? В первую очередь у меня создается впечатление, что город очень маленький, грязный и непривлекательный. Узкие кривые улочки, некрасивые, покосившиеся или с облупившейся краской дома. В городе нет ничего, что привлекало бы внимание. Даже деревья какие‑то чахлые, жалкие. В городе много «достойных» людей, по крайней мере они сами считают себя таковыми. Но на самом деле блистательная сатира Гоголя безжалостно обнажает их сущность. Обитатели города чванливые и жалкие, они не ведают сострадания к своему ближнему. Но как только появляется малейшая опасность, они мобилизуют все свои силы для того, чтобы исправить положение.

Обитатели уездного города очень глупы. Как можно было принять Хлестакова за значительную и важную персону? Только недалекие и ограниченные люди смогли бы допустить такую ошибку. Жители городка очень завистливы. И при всей своей убогости они очень высокого мнения о себе. Например, жена и дочь городничего уверены, что их прекрасные качества произвели на заезжего чиновника неизгладимое впечатление.

Жители уездного города не ведают о существовании таких качеств, как доброта, благородство, взаимовыручка. Они готовы безжалостно губить друг друга только ради того, чтобы возвеличить свою собственную персону.

Как только жители уездного города узнают о том, что к ним должен приехать ревизор, они начинают усиленно создавать видимость благополучия. Но никому даже в голову не приходит, что можно позаботиться также о реальном положении дел в городе, чтобы сделать хоть что‑то полезное. При всей комичности своего положения обитатели города на самом деле наводят на тягостные и грустные размышления. Неужели во все времена Россия была во власти таких вот чиновников, которые превыше всего ставили свои собственные интересы? Например, городничий – исключительно расчетливый, бессердечный и хитрый человек. Он обязан следить за порядком в городе. По сути, он отвечает за вверенный ему город. Но как распоряжается он этой властью? Прежде всего он стремится набить свой собственный карман.

Деньги, которые были отпущены на строительство церкви, городничий без малейших угрызений совести присваивает себе. Он совершенно равнодушен к реальному процветанию города, зато небезразличен к свой драгоценной особе. А как он боится неприятностей со стороны заезжего ревизора! И это заставляет его всячески унижаться перед Хлестаковым, ублажать его, стараясь произвести на него самое выгодное впечатление. Судья Ляпкин‑Тяпкин удивительно необразован и невежествен. Он берет взятки, нимало не беспокоясь о нравственной стороне своих действий. Впрочем, он весьма охотно подводит под взяточничество свою собственную теорию: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем. борзыми щенками. Это совсем иное дело».

Все без исключения обитатели уездного города являются абсолютно ничтожными и мелкими людишками. Они не видят дальше своего носа, поэтому их так легко обвел вокруг пальца столь же недалекий и хвастливый Хлестаков. Достаточно вспомнить, что смотритель училищ Лука Лукич абсолютно туп и невежествен. Но вместе с тем в его характере в изобилии представлены такие качества, как холопская почтительность ко всем, кто рангом повыше.

Жена и дочь городничего также занимают достойное место в галерее образов, нарисованных Гоголем. Маменька и дочка одинаково чванливы, глупы и самонадеянны. Они легко верят всему, что говорит им Хлестаков. При этом каждая уверена в своем превосходстве над другой. И в этом также проявляется комичность и гротесковость их облика и поведения. Как они кокетничают с заезжим чиновником, надеясь завоевать его расположение!

Юмор Гоголя очень точен, писатель с удивительным правдоподобием рисует портреты российских чиновников. И читателю кажется, что невзирая на пройденное время, в нашей стране также можно встретить городничего и других чиновников, которые также будут стараться пустить пыль в глаза проезжему высокопоставленному лицу. На самом деле обитатели уездного города, которых показал Гоголь, лишь только изменились внешне. В остальном ситуация осталась очень похожей на ту, что описана в этой бессмертной комедии.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 56 ;

Ссылка на основную публикацию