Срезал – краткое содержание рассказа Шукшина

Краткое содержание рассказа «Срезал» В. Шукшина

Рассказ «Срезал» Шукшина, написанный в 1970 году, поднимает серьезные социальные и нравственные проблемы, среди которых наиболее выделяются падение нравов и невежество деревенских жителей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Срезал» для лучшей подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

  • Константин Иванович Журавлев – кандидат, умный образованный, воспитанный мужчина.
  • Глеб Капустин – неглубокий, ехидный, завистливый к чужим успехам мужчина.
  • Валентина Журавлева – супруга Константина Ивановича, также кандидат.
  • Агафья – мать Константина Журавлева.
  • Мужики – односельчане Журавлева, малограмотные жители села.

Шукшин «Срезал» краткое содержание

«Срезал» Шукшин краткое содержание для читательского дневника:

Действие рассказа происходит в СССР в 1960–70-ее годы. В гости к матери в родную деревню приезжает Константин Иванович Журавлев – ученый, состоятельный человек. Константин и его жена являются кандидатами наук (Константин — доктор филологических наук). О приезде Журавлевых узнает и Глеб Капустин, местный житель, рабочий пилорамы.

Глеб известен тем, что умеет в беседе “срезать”, выставить дураком любого знатного земляка, приехавшего в деревню. Местные мужики восторгаются Глебом за это умение. Вечером на ужин у Журавлевых собираются гости, в том числе и Глеб Капустин, который готовит очередное разоблачение и скандал. Константин и его жена радушно принимают гостя, ничего не подозревая.

Наконец Глеб приступает к “делу”: он заводит беседу с Константином и забрасывает его вопросами на разные темы. Воспитанный и неглупый Константин спокойно и добродушно отвечает. Видя, что соперник умен, Глеб продолжает сыпать новые научные вопросы, пытаясь “срезать” Константина.

Константин и его жена понимают, что Глеб – начитанный, но малообразованный и плохо воспитанный человек, который нахватался знаний из газет и пытается блеснуть этим перед мужиками. Супруги смеются над нелепым поведением гостя. Они понимают, что Глеб – типичный демагог, с которым нельзя серьезно говорить о науке.

Глеб чувствует свою слабость и решает прямо напасть на соперника, (“катит бочку”): он заявляет Константину, что деревенские жители не все глупы и что кандидаты наук должны быть готов к любым вопросам. Глеб отчитывает Константина за то, что тот мало читает газет и т.д.

Завершив свою пламенную речь, Глеб гордо уходит. Мужики остаются в восторге от его выступления. Глеб радуется тому, что снова вышел победителем, пусть и в глазах недалеких, необразованных мужиков.

Читайте также: Рассказ «Микроскоп» В. Шукшина был написан в 1969 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Микроскоп». По классификации самого автора данное произведение является «рассказом-судьбой», поскольку в течение небольшого отрезка времени показан весь жизненный путь человека. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника.

Сжатый пересказ «Срезал» с диалогами

В. Шукшин «Срезал» краткое содержание с диалогами из рассказа:

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он — кандидат, жена тоже кандидат, дочь — школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей — полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил:

— Гости к бабке Агафье приехали?

— Кандидаты? — удивился Глеб. — Ну пошли проведаем кандидатов.

Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина… И тут он попёр на кандидата.

— В какой области выявляете себя? Философия?

— Можно и так сказать

— И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

— Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе…

— Да нет такой философии — стратегической, — заволновался кандидат. — Вы о чем вообще-то?

— Да, но есть диалектика природы, — спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. — А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»

— Хорошо, — продолжал Глеб, — а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

— Да нет такой проблемы! — опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

— Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти… танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно… Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

— Ну и что? — спросил кандидат.

— А где ваши расчёты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

— Вы кого спрашиваете?

— Вас, мыслителей. Мы-то ведь не мыслители, у нас зарплата не та. Но если вам интересно, могу поделиться. Я предложил бы начертить на песке схему нашей Солнечной системы, показать, где мы. А потом показать, по каким законам, скажем, я развивался.

— Интересно, по каким же? — с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

— Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно…

— Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство — это не костюм, который купил — и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более… поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

— Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов… Но… если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

— Да в чем же наша нескромность? — не выдержала жена кандидата.

— А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск… среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: «Оттянул он его. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает. Срезал». В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

Это интересно: Шукшин часто пишет свои рассказы о простых деревенских людях, в том числе и «Чудик», опубликованный в 1967 году. Краткое содержание рассказа «Чудик» для читательского дневника повествует о мужчине, который постоянно попадает в странные ситуации. Сжатый пересказ можно найти на нашем сайте.

Сюжет рассказа «Срезал» с цитатами

Краткое содержание «Срезал» Шукшин с цитатами из произведения:

В небольшую деревушку под названием Новая приезжает кандидат наук Константин Журавлев с супругой и дочкой – мать «попроведовать, отдохнуть». Будучи уже совершенно городским жителем, он решает с семьей провести время в родной деревне, вдали от суеты и проблем большого города.

К вечеру все жители Новой знали, что к старухе Агафье Журавлевой на такси приехал «богатый, ученый» сын и привез подарки: «электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки».

Вечером того же дня селяне после работы собираются у крыльца дома Глеба Капустина – начитанного и ехидного мужика сорока лет. Так уж сложилось, что из этой деревни вышло немало «знатных людей: один полковник, два летчика, врач, корреспондент».

По заведенным обычаям, когда такой человек приезжал на малую родину, в его доме собирался народ, чтобы послушать истории успешного земляка. Капустин же славился умением «срезать» знатного гостя – то есть, поставить его в неловкое, иногда даже унизительное положение перед сельчанами.

В этот раз Капустин в компании товарищей держит путь к дому старухи Журавлевой. По дороге он узнает, что кандидатом является не только Константин Иванович, но и его жена Валя, вот только «в какой области кандидаты» – неизвестно.

Константин Иванович радостно встречает гостей, просит мать накрыть на стол. Он принимается вспоминать детство, школьные годы со своими давнишними приятелями. Тем временем Глеб, который «был родом из соседней деревни», разговор этот не поддерживает, и явно готовится к нападению.

Узнав, что Журавлев работает на филфаке, Глеб оживает, и принимается задавать вопросы, касающиеся философии – о «первичности духа и материи», «понятии невесомости». Эти мудреные слова вычитаны Капустиным из журналов и газет, и смысла их он совершенно не понимает, но держит перед односельчанами марку.

Капустин вызывает у супругов искренний смех своим вопросом об их отношении «к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера», а также к тому, «что Луна тоже дело рук разума». Журавлевы теряются, и не знают, как правильно реагировать на этот поток явного абсурда, но, будучи хорошо воспитанными людьми, не уличают гостя в безграмотности.

Константин Иванович старается держать доброжелательный тон с гостем, но Капустин настроен весьма решительно – он во что бы то ни стало должен доказать перед односельчанами свое превосходство над кандидатами, ничего не смыслящими в «серьезных» вопросах.

Заметив, как на одну из сказанных им глупостей Журавлев многозначительно переглядывается с женой, Капустин «взмыл ввысь», чтобы нанести сокрушительный удар. Он принимается обвинять супругов в том, что они не читают газет, и «что кандидатство – это ведь не костюм, который купил – и раз и навсегда». Напоследок он просит чету Журавлевых чаще спускаться на землю – «падать будет не так больно».

На закономерный вопрос Валентины, в чем же, собственно, заключается их нескромность, Капустин по своему обычаю уходит от прямого ответа и предлагает им подумать на этим на досуге.

Глеб признается, что любит «по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии». Он в одиночестве покидает дом Журавлевых, а мужики, всегда с большим удовольствием наблюдающие его нападки на знатных людей, довольны – и в этот раз Глебу удалось их ловко «срезать». Капустин восхищает и неизменно удивляет односельчан, но не пользуется любовью из-за своего злого, жестокого характера, потому что «жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».

Читайте также:  Космос, нервная система и шмат сала - краткое содержание рассказа Шукшин

На следующий день Капустин, придя на работу, как бы между прочим интересуется у мужиков: «Ну, как там кандидат-то?». Ему обязательно нужно узнать о безоговорочном унижении городского «выскочки» и услышать подтверждение собственной значимости.

Заключение

В своей книге Шукшин высмеивает невежественных людей, не способных принять чужого успеха и из чувства сильной зависти желающих унизить и как можно больнее уколоть действительного умного и образованного человека.

Читайте также: Рассказ «Критики» Шукшина поднимает глобальную проблему – взаимоотношения между поколениями, извечную проблему «отцов и детей». Рекомендуем прочитать краткое содержание «Критики», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы. Также в своей книге писатель делает акцент на нежелании людей понимать друг друга и ценить своих ближних.

Видео краткое содержание Срезал Шукшин

Рассказ «Срезал», раскрывает мировоззрение самого автора. Глеб Капустин является главным героем рассказа. Он проживает в деревне Новая, работает на пилораме. Глеб был начитанным, ехидным и амбициозным человеком. Он думал, как бы интеллектуально унизить знатного человека. Однажды он «срезал» одного полковника, который приехал погостить к родственникам и повидаться со старыми друзьями.

Краткое содержание В. Шукшин «Срезал»

Свой рассказ «Срезал» Василий Шукшин написал в 1970 году. В этом же году состоялась его первая публикация в журнале «Новый мир». Известно, что автор работал над произведением, находясь под впечатлением от общения с некоторыми своими земляками из Алтайского края. Проживая в столице, он иногда получал язвительные письма, чье содержание сводилось к фразе «слишком о себе возомнил».

Кратко об основных персонажах

Перед тем как читать краткое содержание рассказа «Срезал», необходимо познакомиться с основными и второстепенными действующими лицами:

  • Журавлев Константин Иванович – деликатный, воспитанный мужчина средних лет с высшим образованием.
  • Капустин Глеб – насмешливый, глупый и завистливый к успехам других людей, проживает в селе.
  • Журавлева Валентина – жена Константина, тоже с образованием.
  • Мужики-односельчане – приятели Капустина.
  • Агафья – мама Константина Ивановича.

Пересказ тезисно

В село к себе на родину приезжает Константин Иванович со своей супругой Валентиной и дочерью-школьницей проведать мать и немного отдохнуть.

К вечеру во дворе его дома собираются мужики, в числе которых местный житель Глеб Капустин, известный тем, что «срезает» в беседе любого образованного интеллектуала.

Хозяева дома радушно встречают их и приглашают за стол, однако сразу становится понятно, что разговор заходит не в то русло. Капустин, не давая Константину Ивановичу опомниться, задает ему вопрос за вопросом под одобрительные взгляды мужиков. Его якобы интересуют вопросы философии, первичности материи, проблемы современного шаманизма.

Журавлев, теряясь от абсурдных фраз Глеба и его невежества, не может понять, каких ответов от него ждут. В заключение спектакля, Капустин предлагает кандидату и его жене быть скромнее и задуматься о его словах.

Сельские мужики уважали Глеба Капустина за умение «срезать» любого оппонента

С этими словами компания деревенских мужиков направляется к выходу, чувствуя свое превосходство перед городскими интеллигентами, которых в очередной раз в разговоре «срезал» Глеб.

Краткое содержание

Далее рассказ «Срезал» представлен читателю в кратком содержании. Пересказ произведения Шукшина следует начать с приезда семьи Журавлевых к матери, чтобы проведать старушку и отдохнуть от городской жизни и забот.

Их приезд не остается незамеченным для местных жителей. Мужики, предвкушая очередное зрелище, как бы невзначай сообщают некому Глебу Капустину о приезде земляка.

Глеб был «уважаемым» человеком среди односельчан. Он славился тем, что мог без труда «срезать» в беседе самого образованного человека, поставив его в неудобное положение. По давно заведенной традиции, когда кто-либо из земляков приезжал погостить в родные края, вечером к нему приходили сельчане расспросить о городской жизни. Каждый раз неизменно появлялся и Глеб – ехидный и завистливый мужик лет сорока.

И в этот раз ближе к вечеру он с мужиками двинулся к дому Журавлевых. По пути ему сообщают, что Константин – кандидат наук, как и его супруга Валентина. В предвкушении зрелища компания потирает руки.

Журавлев искренне радуется появлению старых знакомых, накрывает на стол, попутно вспоминая школьные годы и детство. Однако доброго разговора не получается – Капустин мрачно молчит, готовясь к нападению.

Неожиданно Глеб оживает, услыхав, что Константин работает на филфаке, и задает кандидату массу вопросов по философии, очевидно, думая, что это одно и то же. Однако вопросы Капустина были набором нелепых фраз и названий, которые когда-то были им услышаны или прочитаны. Об их смысле он не имел ни малейшего представления.

Глеба якобы интересует вопрос первичности материи, проблемы шаманизма на севере, понятие невесомости и происхождение луны. Поток вопросов, которыми он засыпал кандидата, не прекращался, и растерянный Константин, совершенно сбитый с толку, приглашает к разговору жену.

Стараясь быть вежливее, супруги пытаются уловить смысл разговора, однако совершенно абсурдные, нелепые фразы Глеба вызывают у них улыбки. Заметив их иронию, Капустин пафосно, с наставлением заявляет, что кандидатство – не только звание, костюм, но и определенная начинка в головах.

Супруги теряются окончательно. А Глеб, не желая останавливаться, продолжает нравоучения, призывая их больше читать газет, чтобы, приезжая в народ, быть собраннее и скромнее. На вопрос жены Константина, в чем заключается нескромность, он предлагает супругам задуматься об этом после их ухода.

Усмехаясь, он выходит из дома, наслаждаясь восхищенными взглядами мужиков и растерянностью Журавлевых.

Основная идея рассказа

Даже краткое содержание произведения В. Шукшина «Срезал» позволяет читателю увидеть основной смысл, который заложил автор. Василий Макарович хотел показать, как зависть и подлость уничтожают самое лучшее в человеке. Таким людям, как Капустин, тяжело понять, что бывает трудно чего-то добиться в жизни, и вместо того, чтобы стремиться к большему, они самоутверждаются за счет тех, кто умнее, образованнее, интеллигентнее, унижая их. Шукшин высмеивает в рассказе невежество и бесцеремонность таких людей.

Краткое содержание Шукшин Срезал

Повествование начинается с приезда Константина Журавлева, кандидата наук, с женой и дочерью. Журавлев, теперь городской житель, приехал к матери, старухе Агафье, чтобы навестить ее и заодно отдохнуть в родной деревне.

Ближе к вечеру, селяне собираются после работы у дома местного жителя Глеба Капустина. Капустин прославился своим умением «срезать» любого, по меркам местных, «знатного», бывшего выходца из села. Все вместе они отправляются в гости к интеллектуалу Журавлеву. Издалека компания идущих выглядит так, словно «ведут опытного кулачного бойца»: стало известно, что по соседству объявился соперник, «некий новый ухарь».

Журавлев встречает аборигенов тепло, усаживает за стол, но беседа не перерастает в вечер воспоминаний, как ожидалось. Очень быстро она становится напряженной. Глеб ведет себя довольно агрессивно, хотя и без грубости – что называется «держит марку». Капустин многословен, «политика» его проста – выдавать на одно слово оппонента пять. Якобы апеллируя к учености Журавлева, Капустин ставит того в тупик неожиданными, часто не связанными друг с другом вопросами – например, о первичности духа и материи, о понятии невесомости, о «проблеме шаманизма» на территориях Севера. Загнанный таким напором в угол кандидат теряется, хотя еще пытается отвечать гостю доброжелательно. Однако разговор становится абсурдным, в основном, конечно, по вине Капустина.

Это «зрелище» явно нравится местным, ведь они уже не раз становились очевидцами того, как Глеб, психологически давя на оппонента, «щелкает его по носу», чтобы он «не задирался выше ватерлинии». «Скромнее надо быть, дорогие товарищи», – заключает Капустин. Когда же жена Журавлева интересуется, в чем именно проявилась, по его мнению, их нескромность, Глеб, как обычно уходя от прямого ответа, отвечает назидательно: мол, вот останетесь одни и задумайтесь на досуге.

Позже, в обсуждении увиденного и услышанного, мужики жалели «срезанного» беднягу и восхищались Глебом, но в целом капустинская демагогия служила только средством увеселения. Это был своего рода «народный театр», простой, без изысков. И «жертвой» этого балагана обычно выступал выскочка, интеллигент, хлюпик, отчего-то добившийся в жизни большего. Такова в первую очередь была позиция Капустина, маскировавшая скрытую зависть: «А то слишком много берут на себя».

В свое время рассказ «Срезал» вызвал активную критику и обсуждение в литературных кругах. Мнения спорящих разнились, особенно если речь заходила о главном герое рассказа – Глебе Капустине. Кто-то посчитал, что с ним можно связать свежее социальное явление, уникальное для 1970-х годов, и Глеб выступил как представитель толпы болтунов, «паразитирующих на том, что называют информационным взрывом». Другие же критики, напротив, утверждали, что Глеб вместе с остальными селянами – сторона, пострадавшая от «чванства» горожан, и его поза обусловлена всего лишь желанием показать, что и они тоже не лыком шиты. Образу Глеба приписывали и признаки ницшеанства, и гордость носителя «морали рабов». Капустина преподносили и как некий шарж на Степана Разина, который своим поведением указывает на возникшую и ширящуюся пропасть между городом и деревней.

Рассказ Василия Шукшина «Срезал» был написан и опубликован в журнале «Новый мир» (1970 г.), а позже включен в прижизненные сборники автора «Характеры» (1973 г.) и «Беседы при ясной луне» (1974 г.).

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

Срезал. Картинка к рассказу

Сейчас читают

События, происходящие в пьесе, длятся в течение двух лет. Место действия – Франкония, замок Мооров. В замке с бароном фон Моор живёт его младший сын Франц и молодая девушка, которая является невестой старшего сына.

Краткий пересказ сборника рассказов Миргород. Читается за 1,5 минуты

Автор повествует о семействе Емельяна Спиридоновича Любавина. Емельян большой и угрюмый мужчина, признающий только силу. У него четыре сына. Кондрат – старший из сыновей угрюмый, огромный с широким лбом, люди не горят желанием общаться с ним

Котька Чижов смотрит из окна, как ребята на улице из снега строят горку. Его позвали помогать. Работать было лень, и он не пошел. А покататься с горки ему очень хотелось. Поэтому, когда все ушли, он быстро собрался, надел коньки и бегом на улицу.

Главными героями произведения представляются маленький мальчик и обычная лесная птица. Однажды мальчик обнаруживает гнездо, расположенное в ветвях дерева

Краткое содержание «Срезал»

Рассказ «Срезал» Шукшина, написанный в 1970 году, поднимает серьезные социальные и нравственные проблемы, среди которых наиболее выделяются падение нравов и невежество деревенских жителей.

Читайте также:  Одни - краткое содержание рассказа Шукшина

Для лучшей подготовки к уроку литературы и рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Срезал», а после – проверить свои знания при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Константин Иванович Журавлев – кандидат, умный образованный, воспитанный мужчина.

Глеб Капустин – неглубокий, ехидный, завистливый к чужим успехам мужчина.

Другие персонажи

Валентина Журавлева – супруга Константина Ивановича, также кандидат.

Агафья – мать Константина Журавлева.

Мужики – односельчане Журавлева, малограмотные жители села.

Краткое содержание

В небольшую деревушку под названием Новая приезжает кандидат наук Константин Журавлев с супругой и дочкой – мать « попроведовать, отдохнуть ». Будучи уже совершенно городским жителем, он решает с семьей провести время в родной деревне, вдали от суеты и проблем большого города.

К вечеру все жители Новой знали, что к старухе Агафье Журавлевой на такси приехал « богатый, ученый » сын и привез подарки: « электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки ».

Вечером того же дня селяне после работы собираются у крыльца дома Глеба Капустина – начитанного и ехидного мужика сорока лет. Так уж сложилось, что из этой деревни вышло немало « знатных людей: один полковник, два летчика, врач, корреспондент ».

По заведенным обычаям, когда такой человек приезжал на малую родину, в его доме собирался народ, чтобы послушать истории успешного земляка. Капустин же славился умением «срезать» знатного гостя – то есть, поставить его в неловкое, иногда даже унизительное положение перед сельчанами.

В этот раз Капустин в компании товарищей держит путь к дому старухи Журавлевой. По дороге он узнает, что кандидатом является не только Константин Иванович, но и его жена Валя, вот только « в какой области кандидаты » – неизвестно.

Константин Иванович радостно встречает гостей, просит мать накрыть на стол. Он принимается вспоминать детство, школьные годы со своими давнишними приятелями. Тем временем Глеб, который « был родом из соседней деревни », разговор этот не поддерживает, и явно готовится к нападению.

Узнав, что Журавлев работает на филфаке, Глеб оживает, и принимается задавать вопросы, касающиеся философии – о « первичности духа и материи », « понятии невесомости ». Эти мудреные слова вычитаны Капустиным из журналов и газет, и смысла их он совершенно не понимает, но держит перед односельчанами марку.

Капустин вызывает у супругов искренний смех своим вопросом об их отношении « к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера », а также к тому, « что Луна тоже дело рук разума ». Журавлевы теряются, и не знают, как правильно реагировать на этот поток явного абсурда, но, будучи хорошо воспитанными людьми, не уличают гостя в безграмотности.

Константин Иванович старается держать доброжелательный тон с гостем, но Капустин настроен весьма решительно – он во что бы то ни стало должен доказать перед односельчанами свое превосходство над кандидатами, ничего не смыслящими в «серьезных» вопросах.

Заметив, как на одну из сказанных им глупостей Журавлев многозначительно переглядывается с женой, Капустин « взмыл ввысь », чтобы нанести сокрушительный удар. Он принимается обвинять супругов в том, что они не читают газет, и « что кандидатство – это ведь не костюм, который купил – и раз и навсегда ». Напоследок он просит чету Журавлевых чаще спускаться на землю – « падать будет не так больно ».

На закономерный вопрос Валентины, в чем же, собственно, заключается их нескромность, Капустин по своему обычаю уходит от прямого ответа и предлагает им подумать на этим на досуге.

Глеб признается, что любит « по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии ». Он в одиночестве покидает дом Журавлевых, а мужики, всегда с большим удовольствием наблюдающие его нападки на знатных людей, довольны – и в этот раз Глебу удалось их ловко «срезать». Капустин восхищает и неизменно удивляет односельчан, но не пользуется любовью из-за своего злого, жестокого характера, потому что « жестокость никто, никогда, нигде не любил еще ».

На следующий день Капустин, придя на работу, как бы между прочим интересуется у мужиков: «Ну, как там кандидат-то?» . Ему обязательно нужно узнать о безоговорочном унижении городского «выскочки» и услышать подтверждение собственной значимости.

Заключение

В своей книге Шукшин высмеивает невежественных людей, не способных принять чужого успеха и из чувства сильной зависти желающих унизить и как можно больнее уколоть действительного умного и образованного человека.

Краткий пересказ «Срезал» пригодится для читательского дневника, а также при подготовке к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Шукшин Срезал для читательского дневника

Год: 1970 Жанр: рассказ

Главные герои: кандидат наук Константин Иванович, его жена Валя и мужик Глеб Капустин

Василий Шукшин Макарович был советским кинорежиссером, сценаристом. Рассказ «Срезал», раскрывает мировоззрение самого автора. Глеб Капустин является главным героем рассказа. Глеб проживает в деревне Новая, работает на пилораме. Деревня хоть и маленькая, но из нее вышло очень много знатных людей, которые уехали в город и построили там свою карьеру.

Глеб был начитанным, ехидным и амбициозным человеком. Когда знатные люди приезжали в село погостить, обычно они устраивали вечерние посиделки и приглашали соседей в гости. Когда все были увлечены обсуждением историй из жизни, Глеб думал, как бы интеллектуально унизить знатного человека. Так, однажды он срезал одного полковника, который приехал погостить к родственникам и повидаться со старыми друзьями. Глеб начал вести с ним разговор о войне, задавая разные вопросы. Он спросил полковника, чья была идея поджечь Москву во время войны в 1812 году? Полковник засомневался, он знал, что это был какой-то граф, но не помнил его фамилию. Сам Глеб, конечно, знал ответ. Полковник тогда очень разозлился.

За это главный герой стал нежеланным гостем. Как-то к старухе Агафье Журавлевой приезжает ее сын Константин Иванович Журавлев со своей женой и дочкой. Он и его жена были кандидатами наук в области философии. И вот вечером Константин собрался пригласить всех соседей на ужин. Мужики, перед тем как пойти в гости к Константину, решили позвать Глеба, они с нетерпением ждали, как Глеб на этот раз срежет кандидата. Константин встречал гостей с дружеской улыбкой, и не догадывался, что все пришли посмотреть, как Капустин срежет его. Когда они уже сидели за столом и бурно обсуждали ту или иную тему, все уже позабыли о Глебе. Но сам Глеб выжидал момента. И тут он решил атаковать. Начал с вопроса, кандидатами каких наук является Константин и его жена.

После того как Журавлев ответил, что он и его жена занимаются философией, Глеб начал задавать вопросы и разводить демагогию на философскую тему. Оба кандидата не понимали всей сути вопросов Капустина, тем самым выглядели перед гостями глупо. Глеб доказывал, что Константин ни какой не кандидат и что он не по праву заслужил такое положение в обществе. После чего он встал из-за стола и ушел.

Этим рассказом автор хотел сказать, что добившись высокого положения, не стоит останавливаться на достигнутом, а с каждым разом развиваться в своем деле. Расти в профессионально и творчески.

Читать краткое содержание Срезал. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шукшин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Срезал

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повествование ведется от лица рассказчика, который делится впечатлениями от последствий русско-японской войны. Проживая в Маньчжурии, он стал ее свидетелем. Не выдержав испытаний, вооружившись надежной трехлинейкой

Повествование ведёт сам автор. Он начинает рассказывать о ближайшем прошлом. Вспоминает он – начало прекрасной осени, этот подсохший, золотистый и пустеющий сад, в котором пересекаются благовоние

Некий шофер Сергей Духанин, который едет в город за запчастями собрался купить своей жене сапожки. Но стоят они дорого для деревенского жителя – 65 рублей без копеек. Но у шофера пробуждается желание подарить жене именно эти красивые сапожки.

Я шел по влажному и твердому песку, собирая камушки и разные интересные вещи, вынесенные на берег вчерашним штормом. Рассматривая гору намытой гальки, не заметил, как сзади кто-то подошел. Тонкий девчачий голос вывел меня из задумчивого поиска

Жизнь часто бывает не такой красивой, как пишут в сказках. Именно потому многие люди озлобляются просто необыкновенно. Володя и Гришка – это два мальчугана

«Срезал»: анекдотическая история Василия Шукшина

Меню статьи:

Творчество Василия Шукшина связано со срединой ХХ века и отображает это непростое время. «Срезал» – это анекдотическое, философское произведение об отсутствии единства между людьми. Лейтмотив большинства текстов писателя – конфликт между жителями деревень и обитателями городов. В данном же случае этот лейтмотив выступает скорее фоном, через который просвечивается основная – философская – идея.

«Срезал» – это ключ, который автор сам дает в руки читателям, чтобы те раскрыли секреты его мировоззрения. Шукшин и сам подчеркивал важность этого произведения для своей творческой биографии. Главный герой – Капустин – изображается начитанным и ехидным человеком. Капустин – выходец из народа, обычный рабочий. Писатель сравнивает знания этого героя, умение себя показать, и мировосприятие городских «знатных» людей.

Из истории написания рассказа

«Срезал» – символичное произведение. Шукшин не случайно так много рассказывает о реформах, проведенных в Советском Союзе (электрификация и т. д.). Дело в том, что год создания этого литературного шедевра – 1970-й. А именно в этом году праздновался юбилей Ленина. Да еще какой! Столетие со дня рождения Владимира Ильича.

Василий Шукшин получил репутацию мастера коротких, лаконичных рассказов. Анализируемый текст входит в сборник русского автора под названием «Характеры». Произведение отличается уникальностью сюжета, оригинальностью выписанных персонажей. Отдельное внимание критиков и литературоведов привлекает ключевая проблема рассказа. Писатель, в частности, описывает социальную неудовлетворенность, размышляет о несостоятельности людей. Большинство героев произведения – люди неустроенные, не самодостаточные.

О жанровой специфике произведения

Василий Шукшин обладал не только художественным талантом, но и аналитическими способностями. Писатель, в частности, сам создал классификацию типов произведений. По этой классификации «Срезал» принадлежит к категории «рассказов-анекдотов» и «рассказов-характеров».
Анекдотическая природа произведения связана с краткостью, лаконичностью сюжета, внешней абсурдностью происходящего, комичностью ситуаций. Основные события текста происходят вечером, в один день. Диалоги персонажей поражают своей нелогичностью. Эта черта делает диалоги смешными. Читатель заведомо настраивается на комичный лад, ожидая смешных ситуаций. Смех вызывают также характеры персонажей, которые выводит писатель. «Рассказом-характером» текст делает точность деталей. Автор безжалостно, четко, немного жестковато изображает своих героев, которые участвуют в философских баталиях.

Читайте также:  Обида - краткое содержание рассказа Шукшина

Тема и проблематика текста

Анализируемое произведение относится к поздним творениям Шукшина. В этот период писатель постоянно поднимает в своем творчестве проблему отношений между деревней и мегаполисом. Однако этот социальный мотив – только внешняя оболочка, которая скрывает философскую глубину рассказа.

Василий Шукшин вошел в историю русской литературы своими колоритными, живыми произведениями. Одно из них “Чудик”, которое называют рассказом-судьбой. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого рассказа

Философская (точнее философско-антропологическая) сторона произведения кроется в размышлениях о разобщенности. Народ в представлении Шукшина – отнюдь не целостная единица. Люди живут в отчуждении, непонимании, не желают слушать и слышать друг друга.

Стилистические и художественные особенности произведения

Шукшин обращается к чеховскому приему «диалога глухих». Это ключевая художественная деталь произведения. Писатель акцентирует внимание на важности словесных портретов. Кандидаты наук вне университетских стен используют простые, затертые, пустые слова. Напротив, работник пилорамы, простец из народа, «срезает» «ученых» людей научными терминами и оригинальным стилем.

Текст отличается объективной лаконичностью. В глаза бросаются емкие, острые, резкие детали, которыми автор буквально сражает читателей наповал.

Ключевые моменты сюжета

Приезд гостей

Писатель начинает повествование с рассказа об алтайской деревне. В глухом селе проживает старушка – Агафья Журавлева. Женщина принимает московских гостей: «богатого ученого» Константина Ивановича, его жену и дочь-школьницу. Это событие описывается очень важным для селения. Автор делает на этом особый акцент.

Образ москвичей

Супругу «богатого ученого» звали Валей. Автор представляет героиню коренной жительницей Москвы – самого крупного города в России. Обитателей мегаполиса выдали подарки, которые гости привезли в деревню. Кроме электрического самовара, разноцветного халата, тут были также деревянные столовые приборы.
Электрические приборы – это намек на повсеместность электрификации. Об идее Ленина электрифицировать всю страну писал, в частности, Андрей Платонов. Автор отмечал плюсы, минусы и реальные последствия электрификации. Шукшин, таким образом, показывает, что Алтай тоже снабжен электричеством.

Непонимание между людьми

Писатель искусно использует подарки, чтобы продемонстрировать степень непонимания между людьми. «Настоящий» самовар, вода в котором разогревается с помощью мини-костра из шишек, вкуснее. Разноцветный халат – не самая оригинальная вещь, ведь продается почти во всех сельских магазинах. В Москве, конечно, столовые приборы a la «этно» выглядят экзотично и модно. Но в алтайских деревнях такие вещи, скорее, примут вежливо, но без понимания, – в лучшем случае. В худшем же случае народ презрительно отвергнет подарки москвичей.

Жители городов описываются далекими от сельской жизни. Москвичи, по-видимому, считают, что в деревне почти средневековье. Хотя деревянные ложки тут давно не в ходу, люди едят обычными, металлическими столовыми приборами. Константин, теперь уже москвич, едет к родной маме. Герой и сам происходит из Алтая, но не задумывается о бесполезности, абсурдности своих подарков. «Свита» гостей – целых пять чемоданов. Но мать ждет сына, а не подарки, поэтому женщине безразлично, что в этих чемоданах.

Отношения матери и сына

В тексте не говорится прямо, но сюжет рассказа дает понять: Константин очень долго не наведывался к матери. Возможно, прошло целое десятилетие с момента последнего визита. Жизнь в мегаполисе затянула героя в свой нескончаемый и яркий водоворот. Мама Кости впервые ощутила себя бабушкой: женщина увидела свою внучку впервые.

Константин показывает себя не самым надежным и благодарным сыном. Этот факт становится очевидным – как читателям, так и персонажам. Семья Кости принадлежит к категории «знатных». Писатель делает небольшой экскурс в историю деревни (которая, кстати, называется Новой). Селение – маленькое, но оно дало жизнь многим «знатным» людям (то есть интеллигенции).

История Глеба Капустина

Среди сельских жителей автор упоминает некоего Глеба Капустина. Этого человека в деревне никто не любил. Более того, Капустин даже вызывал опасения окружающих людей, а особенно – интеллигентов. Почему? Дело в том, что Глеб имел привычку – «приходить и срезать знатных гостей». Не зря употреблено слово «срезать» («Срезал» автор сделал заголовком своего произведения).

Автор рассказывает, как герой «срезал» одного «знатного» человека, полковника. Причина крылась в том, что полковник исказил имя графа, по приказу которого в 1812-м сожгли Москву. Критики шутят, что Шукшин проверяет эрудицию своей аудитории. Писатель так и не называет правильного имени того графа (Ростопчин). Ну а полковник «обозвал» графа Распутиным. Эта часть произведения и является анекдотом: Распутин – известная личность времен правления Николая Второго. Читатели, которые знают о Распутине, наверняка посмеются над этой историей. Кроме того, писатель насмехается над полковником, который не знает военной истории – сферы своей компетенции.

Ошибка Константина

События, происходящие в селении, не волнуют Константина. Героя с концами затянула московская жизнь. Мужчина приехал не столько проведать мать, сколько показать свой достаток и благополучие. Цель Константина – хвастовство. Поведение героя еще больше увеличивает пропасть непонимания между жителями деревни и городскими обитателями.

В результате Константин фатально ошибается. Герой игнорирует Капустина, не отдает должного интересу, который проявляет Глеб. Этот момент и становится основой сюжетного анекдота.

Капустин демонстративно выказывает презрение к терминам и заумным словам. И все же герой не глупый. Глеб понимает, что москвичи – филологи, а не философы. Поэтому спор о философских материях выглядит комичным и абсурдным. Писатель в форме анекдота раскрывает несуразность некоторых положений диалектического материализма. Костя с супругой не проходят проверку спором, терпя позорное поражение. Капустин – обычный рабочий, который трудится с утра до ночи на пилораме, – знает о диамате больше, чем «знатные» люди из города.

Философский диспут как анекдот

Итак, Капустин затевает с четой Журавлевых философский спор. Цель этого спора-диспута – вовсе не в выяснении истины. Глебу нравится, «щелкать» ученых людей по носам. Таким образом, как считает герой, он сбивает короны с голов «знатных» особей. Капустин, конечно, выигрывает в споре исключительно спекуляцией. Но объективно Глеб не прав. В доводах героя страдает как форма, так и содержание. Капустин скорее оскорбляет, изощренно обвиняет Константина, чем рационально доказывает свою точку зрения. Идеи, как и здравые мысли, в речи Капустина отсутствуют.

Кроме того, Капустин ведет себя неприлично, потому что грубит людям, придя к ним в гости. Впрочем, в словах Глеба звучит много житейского опыта. В позиции, которую занимает Капустин, хватает здравомыслия. Герой будто выводит интеллектуалов, «знатных» людей на чистую воду. С одной стороны, «ученые» люди, действительно, совершают открытия, создают новые продукты, изобретают полезные вещи, пишут книги. С другой же стороны, интеллектуалы часто используют слова о благе народа. При этом «ученые мужи» забывают о реальном положении вещей в деревнях. Реальность сельской жизни заключается в тяжком ежедневном труде, приземленности, отдаленности от высоких материй.

Символизм имен

Шукшин наделяет своих персонажей «говорящими», символичными фамилиями. Чета Журавлевых ставит себя выше других людей. Супруги «воспарили» среди общественной элиты, как журавль в небе. Капустин, с другой стороны, так и остался на уровне огорода, капусты. Однако автор словно задает между строк вопрос: насколько справедлив такой расклад?

Композиция текста

Шукшин славился пристрастием к литературным экспериментам. Чаще всего эти эксперименты касались композиции. В этом произведении экспозиция идет не в начале текста, а следует за завязкой сюжета. Экспозиция, в частности, касается истории Глеба.

Характеристика действующих лиц

Образы Кости и Вали

Писатель изображает москвичей учеными людьми, кандидатами филологических наук. Костя и Валя – супруги и коллеги. Герои преподавали филологию в московском университете. В 1970-м Костя с Валей получали достаточно высокую зарплату, чтобы выглядеть «богатыми», «знатными» людьми.

Герои – типичные московские жители. Костя и Валя погрузились в замкнутую, размеренную, обустроенную, запланированную на месяцы вперед городскую жизнь. Супруги не чувствуют нужды, наслаждаются постепенно развивающейся карьерой. Преподаватели вскоре достигнут уровня профессоров, а после – если повезет – академиков. Чета Журавлевых, однако, не знают, как на самом деле живут обычные люди, как живет народ.

Образ жителей деревни

Жители деревни – это некий сборный образ. Константин тоже когда-то принадлежал к категории алтайских крестьян. Костя в прошлом и нынешний Костя – это две разных личности. Народ не воспринимает героя как одного из своих, чувствуя определенное отторжение. Корень противоречий кроется в памяти жителей селенья о прошлом, о жизни Константина в деревне. Писателей ясно дает читателям понять: герою давно стала безразличной память о прошлом.

Обычный человек CONTRA «знатные» люди

Писатель раскрывает в «Срезал» наивность народа. Жители деревни верят словам, которые слышат из уст авторитетов. «Ученый», «знатный» человек – это носитель некоего сокровенного знания.

Именно так думают обычные представители народа. Знание представляется людям благом, пользой. Корень подобных убеждений кроется в пропаганде, в партийной идеологии.

Рупор таких идеологических ценностей – Никита Хрущев. В 1964 году лидер партии подчеркивал, что всякий «ученый» человек должен задумываться: что его деятельность дает обычному человеку? На первом месте, якобы, стоят колхозник, крестьянин, не «знатный» человек. Но такие писатели, как Шукшин и Платонов, жестоко разоблачали иллюзию, показывая реальность.

Образ Глеба Капустина

Автор вводит в повествование Капустина, чтобы показать наивность, веру простых людей в идеал «знатного» человека. Герою исполнилось сорок лет. Капустин не отличается приятной внешностью: у мужчины белые волосы, толстые губы, ехидная ухмылка. Глеб кичится своей эрудицией, начитанностью, поражает других деревенских жителей уровнем своих «знаний».

Автор не сообщает о происхождении Капустина. На это намекает лишь фамилия героя: мол, «в капусте нашли». Константин считает Глеба «демагогом». И это абсолютно справедливая оценка. Глеб изображен, кроме прочего, циником. Откуда у мужчины такие познания? Капустин сам выдал источник своей информации: Глеб почитывает газеты. Народ «удивлялся, изумлялся, восхищался» Капустиным, но не любил героя.

Выводы Шукшина

Русский писатель, прежде всего, призывает общество быть внимательнее к народу. Носителями знаний являются не только «ученые», «знатные» мужи, но и представители простого народа. Может ли колхозник тягаться в учености с городскими кандидатами наук? Что ж, Шукшин – в форме анекдота – старается найти ответ на этот вопрос в том числе. Автор критикует фальшивые идеалы, псевдоискусство, массовую культуру, которая потакает дурновкусию и интеллектуальной убогости.

Шукшин критически переосмысливаетф значение социального статуса, привилегий, социальных благ. Автор делает вывод, что привилегии означают дополнительные обязанности для людей. Порой человек получает блага, к которым не готов, и тогда чувствует себя королем – не по праву, смотря на других людей свысока. В этом контексте на первый план выходят усилия по самосовершенствованию.

Ссылка на основную публикацию