Анализ стихотворения Завещание Заболоцкий

«Завещание» Н. Заболоцкий

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, –
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели, –
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Дата создания: 1947 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного существовании близится к завершению. Несмотря на то, что очень скоро все обвинения с Заболоцкого были сняты, и его даже восстановили в Союзе писателей, это не принесло поэту ощущения душевного спокойствия и равновесия. Столкнувшись со смертью лицом к лицу, он не боится покинуть этот мир. Но при этом надеется, что оставит после себя след в истории, который станет своеобразным связующим звеном с потомками. Именно этому посвящено стихотворение поэта «Завещание», написанное в 1947 году – за 10 лет до смерти.

«Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу», – отмечает Николая Заболоцкий, опровергая материалистическое учение о сотворении мира. Автор не верит в загробную жизнь, но при этом не может допустить мысли о том, что скоро его тело превратиться в прах. Понимая, что ничего не исчезает бесследно, поэт прибегает к различным литературным приемам, чтобы донести эту мысль до читателей. Так, он предполагает, что «многовековый дуб мою живую душу корнями обовьет, печален и суров». Свой ум автор намерен «поселить» среди дубовых ветвей, а тело растворится во Вселенной, смешавшись с каплями летнего дождя и с ароматом луговых трав.

Готовясь к смерти, Заболоцкий ни о чем не сожалеет, утверждая: «Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет». Но при этом автор продолжает искать ответ на вопрос, зачем он вообще появился на свет. Творчество в расчет не берется, так как сам поэт относится к нему без фанатизма и не считает, что обладает настоящим литературным талантом. Гораздо важнее для него осознание того, что «я на земле моей впервые мыслить стал». Именно сила мысли по мнению Заболоцкого и сохранится в вечности, превратившись в дождевую каплю, которую, взяв в ладонь, «ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил». Уверенность в том, что преемственность поколений все же существует, дает поэту надежду на вечность и заставляет совсем по-другому воспринимать смерть. «О, я недаром в этом мире жил!», – восклицает Заболоцкий, не переживая о том, что ему отпущено на земле не так уж много времени. Важно ведь не то, сколько лет человеку, а то, как именно он прожил эти годы и что сумел оставить после себя тем, кто придет на его место.

Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого

Стихотворение “Завещание” Заболоцкий написал в продолжение своих философских размышлений еще довоенных лет. Краткий анализ “Завещание” по плану, который можно использовать для объяснения темы на уроке литературы, поможет ученикам 9 класса понять смысл произведения и его место в творчестве поэта.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1947 году и относится к позднему периоду творчества поэта.

Тема стихотворения – желание оставить свой сед в сердцах людей, не уйти до конца и после смерти.

Композиция – одночастная, несмотря на то, что каждая строфа выражает свою мысль, они объединены общей идеей.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Эпитеты“необозримый мир”, “туманные превращения”, “бедный прах”, “далекий правнук”, “медленная птица”, “безмолвный мрак”.

Метафоры“иссякнет жизнь”, “сверкание чудес”.

Олицетворения“дыхание цветов”, “почуял жизнь безжизненный кристалл”, “упала капля дождевая”.

Сравнения“как медленная птица”, “как летний дождь”.

История создания

В 1944 году Заболоцкий был освобожден из сталинского лагеря, куда попал по обвинению в антисоветской пропаганде. Здоровье поэта было подорвано жизнью за колючей проволокой, и хотя ему суждено было прожить еще чуть больше десятка лет, он уже предчувствовал свою смерть. Этим предчувствием и продиктовано “Завещание”. Это стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. После его написания он проживет только десять лет.

Автор говорит о своем желании оставаться с потомками даже после того, как умрет его тело – это основная тема стиха. Он считает, что если человек оставил после себя хороший след, его душа остается на земле, наблюдая за тем, как пришедшие после завершают все то, что не завершил умерший человек.

Также Заболоцкий поднимает тему единства человека и природы, говоря о том, что наблюдения за ней, стремление понять и слиться с ее процессами – это и есть настоящее рождение.

Композиция

На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о жизни после смерти. Размышления лирического героя последовательны: он говорит о неизбежности смерти, но это не грустные рассуждения, ведь поэт считает, что его прах станет частью природы – и эта мысль для него отрадна.

Он верит, что сознание человека не умирает вместе с человеком – оно остается в животных и природных явлениях, таким образом предки могут “присматривать” за своими потомками. Каждая строфа показывает какую-то грань этой идеи, наполняя произведение радостью несмотря на то, что оно посвящено такой печальной теме, как смерть.

Для воплощения свой идеи автор выбрал жанр элегии. Он позволил поэту создать гармоничный союз пейзажной и философской лирики, сделав рассуждения в меру грустными и в то же время возвышенными.

Автор также намеренно использует такой размер, как шестистопный ямб, который помогает ему придать стиху торжественность. В строфах сочетаются параллельная и кольцевая рифмы.

Средства выразительности

Чтобы стихотворение звучало еще более торжественно и возвышенно, Заболоцкий использует разнообразные тропы:

  • Эпитеты – “необозримый мир”, “туманные превращения”, “бедный прах”, “далекий правнук”, “медленная птица”, “безмолвный мрак” .
  • Метафоры – “иссякнет жизнь”, “сверкание чудес” .
  • Олицетворения – “дыхание цветов”, “почуял жизнь безжизненный кристалл”, “упала капля дождевая” .

Все эти средства выразительности работают на то, чтобы максимально полно донести до читателя авторскую идею.

Николай Заболоцкий — Завещание: Стих

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,—
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий поэтически изложил свое мировозрение в стихотворении «Завещание». На тот момент поэту было 44 года, 8 из которых он провел в ссылке по надуманному обвинению в антисоветской деятельности.

Стихотворение написано в 1947 году. Автору 44 года, он прошел тюрьму и ссылку, напечатанным сборник собственных стихов он видел 8 лет назад. Он отец двоих детей, переводчик, и в письменном столе его лежит рукопись новой книги.

По жанру — философская лирика, по размеру — шестистопный ямб со смежной и перекрестной рифмой, 6 строф. Лирический герой — сам поэт. Композиция одночастная. Лексика возвышенная, стихотворение напоминает торжественный слог поэзии начала XIX века. По этой причине оно кажется академичным, однако форма обманчива. Содержание его возвращает в пору молодости Н. Заболоцкого, когда он впервые узнал натурфилософию, проникся идеями пантеизма (одушевления всего существующего), вел переписку с К. Циолковским.

Поэт думает, что человек рождается не во времени, а существует всегда, что много лет назад частица поэта жила в первобытном кристалле, капле росы. Верит он и в то, что после смерти продолжит жить — в цветах, чувствах, делах, творчестве других людей. Такой своеобразный круговорот жизни, превращения одного в другое, единства всего во всем. Поэт обращается не к современникам, даже не к подрастающему поколению — он глядит вперед на сотни лет.

Эпитеты: необозримый мир туманных превращений, бедный прах, далекий правнук, безжизненный кристалл, дальний потомок. Метафоры: иссякнет жизнь, приютит лес, погасив свечу, склоне лет, сверкание чудес. Олицетворения: почуял жизнь, дыханием цветов. Сравнения: как птица, как зарница, как дождь. Поэт представляет себя, возможно, куском мрамора, который в будущем попадет в руки талантливому скульптору: взяв меня в ладонь, доделав. Основные мотивы стихотворения: я не умру, я недаром жил. В последней строфе восклицание: о, я недаром в этом мире жил! Чтобы подчеркнуть бесчисленное множество грядущих поколений людей, на которое Н. Заболоцкий смотрит с оптимизмом, он употребляет слово «мильоны». Его завещание — в утверждении вечного торжества жизни и созидательного труда всего человечества.

Стихотворение «Завещание» — пример самобытной лирики Н. Заболоцкого, выдающегося поэта, переводчика XX века. В молодости авангардист, здесь поэт пишет произведение в традициях классической русской литературы.

Анализ стихотворений “Искусство”, “Завещание”

Интересно, что на первом этапе формирования новой системы категорий мироощущения Заболоцкий как бы высвобождает человека из мира зла и безумия, в то время как период “Столбцов” не знал такого раздвоения – там человек подчинен общим закономерностям бытия по Заболоцкому, более того, именно человек воплощает наиболее страшные черты мира в целом. Первый же этап “высвобождения” человека связан у Заболоцкого с понятием преобразующей силы искусства. Рассмотрим с этой точки зрения отрывок из стихотворения “Искусство”, написанного в 1930 году.

Это стихотворение композиционно очень прозрачно, что дает нам возможность увидеть чудесное преображение мира искусством. Не случайно строение образов стихотворения таково, что в каждом случае (дерево – корова – дом – человек) используются слова, прямо или косвенно соотнесенные с категорией смерти. Первый образ – образ дерева – как бы составлен, сложен из различных частей, связанных друг с другом чисто механической связью. Мы могли бы сравнить этот составной образ с такими строками Заболоцкого: “Животных тело составное // имело сходство с бедным трупом” (I, 123). Но и лес – это собранье деревьев, дом составлен как “кладбище деревьев”, а “толстое тело коровы” ” поставлено на четыре окончанья”. Обращает на себя внимание и то, что постоянно повторяется одно и то же определение – “деревянный”. Дерево напоминает “деревянную колонну”, дом – “деревянная постройка”, человек – “государь деревянного леса”. Здесь, в этих эпитетах, качество как бы отчуждается от носителя этого качества и приобретает новый смысловой аспект, связанный с мертвым миром. Превалирование “мертвого” начала в жизни особенно явственно в третьей строфе стихотворения, где образ дома – как бы “утроенный” символ смерти: он составлен как “кладбище деревьев”, сложен “как шалаш из трупов”, “словно беседка из мертвецов”. Человек же в “Искусстве – носитель смерти, он вырубает леса, он и “корову зарежет”.

Но главный смысл стихотворения в том, что мертвое превращается в живое , и это превращение происходит в искусстве. Финальная строфа стихотворения показывает это превращение: “Корова мне кашу варила, // Дерево сказку читало, // А мертвые домики мира // Прыгали, словно живые “. Стихотворение “Искусство” – своеобразный “поворотный пункт” в поэзии Н. Заболоцкого. Этот “переворот” произошел прежде всего в мироощущении поэта, и связан он с формированием новой системы категорий мироощущения, центральной из которых является категория жизни . Само слово “жизнь” и его производные, в отличие от раннего периода творчества Заболоцкого, начинают употребляться достаточно часто. Приведем некоторые примеры. В стихотворении “Венчание плодами” слово “жизнь” встречается несколько раз и является своеобразным смысловым центром стихотворения:

Жизнь как бесконечная метаморфоза множества разнообразных форм, как вечное, не знающее покоя и конца существование мира, предстает перед читателем в стихотворении “Завещание”:

Постоянно встречается читатель и с эпитетом “живой”. “В краю чудес, в краю живых растений” (I, 167), “В парче винограда, в живом янтаре”, “В живой семье созвездий и планет” (I, 245), – список подобных примеров можно было бы продолжать и продолжать. Поэт постоянно подчеркивает, что его мир приобретает новое смысловое качество, и каждый элемент, входящий в его состав, этим качеством обладает: ” Жива природа. Жив среди камней // И злак живой , и мертвый мой гербарий” (I, 191). Эта поэтическая идея становится ключевой для всего позднего творчества поэта. Как мы уже говорили, в раннем творчестве мир, изображенный поэтом, как бы утратил ощущения границы между жизнью и смертью; по улицам этого мира ходят покойники, которые, кажется, ничем не отличаются от живых людей, а то, что должно быть живо, изначально тронуто тленьем. Перед нами проходит призрачный парад мертвецов, совершающийся в иррациональном, хаотическом, демоническом мире. В позднем творчестве тоже нет границы между живым и мертвым, ибо живо все (“и злак живой , и мертвый мой гербарий). Так же, как и в раннем творчестве, категория смерти является своего рода “призмой”, сквозь которую рассматривается каждое явление; категория жизни в позднем творчестве окрашивает в цвета своего смыслового спектра любой предмет или явление, попавшие в поэтический кругозор. Именно поэтому целый корпус текстов содержит в качестве поэтического сюжета противоборство двух противоположных начал – жизни и смерти, и всякий раз результатом этого противоборства является победа жизненного начала. Такие стихи, как “Метаморфозы”, “Завещание”, “Вчера, о смерти размышляя”, “Еще заря не встала над селом” и т.д. построены по принципу противопоставления двух ипостасей бытия – жизни и смерти.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н. Заболоцкого:

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание.

В середине пятидесятых годов поэт возвращается из зоны заключения, где находился на протяжении шести лет. Жизнь в не свободы сильно ухудшает состояние Николая Заболоцкого, и он понимает, его жизнь скоро на этой земле закончится. Не глядя на то, что поэта все же смогли оправдать, и Николая Заболоцкого даже вернули в Союз писателей, это не дало ему ни умиротворения, ни уравновешенности. Почувствовав приближение кончины своей, он не испугался ее, а принял, как данность. Но все же верит, что после своего ухода, он оставит опечаток в истории, подобный цепочке, который будет связывать его с наследниками. И данное произведение гласит именно об этом. Создано оно за десять лет до его ухода из жизни.

Писатель в своем произведении опровергает мнение ученых, что мир произошел с помощью материалистических явлений. Михаил Заболоцкий опровергает жизнь вне этой земли, но при всем при этом не допускает думы и о том, что он сам скоро станет ни кем, раствориться раз и навсегда. Осознавая, что ничего не пропадает в не известность, автор использует все различные художественные методы, для того чтоб читатель понял его. Подобным образом, свои мысли Николай Заболоцкий готов «поселить» в ветвях дубовых, а тело растворить по всему земному шару, перемешавшись с летним дождем и с запахом травы.

Весь в мыслях о своей приближающейся кончине, поэт ни в чем не разочаровывается, говоря, что он прожил свою жизнь, не зная умиротворения, нет его во всем земном шаре. И в то же время Николай Заболоцкий все так же ищет ответы на свои не решенные вопросы, для чего он вообще родился? Его работа не считается, поскольку она его не поглощает целиком, и он и не думает, что у него есть истинный дар писателя. Для него ценнее то, что Николай Заблоцкий стал лучше думать и благодаря этому он и будет вечен.

Анализ стихотворения Завещание по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

Анализ стихотворения Теплым ветром потянуло Фета

Описание периода покоя, завершения дня является типичным для русской лирики. Покой является противоположностью труду и логичной наградой, приятным завершением дневного труда

Анализ стихотворения Демону Некрасова

Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

Анализ стихотворений Набокова

Не все даже знают, что это прозаик, переводчик, шахматист, просто удивительный человек ещё и сочинял стихи: сложные, насыщенные и красивые. Знакомство с ними просто не может оставить равнодушным.

Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

В 1856 году Некрасов написал стихотворение «Прощанье», но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал его своим друзьям

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного существовании близится к завершению. Несмотря на то, что очень скоро все обвинения с Заболоцкого были сняты, и его даже восстановили в Союзе писателей, это не принесло поэту ощущения душевного спокойствия и равновесия. Столкнувшись со смертью лицом к лицу, он не боится покинуть этот мир . Но при этом надеется, что оставит после себя след в истории, который станет своеобразным связующим звеном с потомками. Именно этому посвящено стихотворение поэта «Завещание», написанное в 1947 году – за 10 лет до смерти.

«Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу», — отмечает Николая Заболоцкий, опровергая материалистическое учение о сотворении мира. Автор не верит в загробную жизнь, но при этом не может допустить мысли о том, что скоро его тело превратиться в прах. Понимая, что ничего не исчезает бесследно, поэт прибегает к различным литературным приемам, чтобы донести эту мысль до читателей. Так, он предполагает, что «многовековый дуб мою живую душу корнями обовьет, печален и суров». Свой ум автор намерен «поселить» среди дубовых ветвей, а тело растворится во Вселенной, смешавшись с каплями летнего дождя и с ароматом луговых трав.

Готовясь к смерти, Заболоцкий ни о чем не сожалеет, утверждая: «Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет». Но при этом автор продолжает искать ответ на вопрос, зачем он вообще появился на свет. Творчество в расчет не берется, так как сам поэт относится к нему без фанатизма и не считает, что обладает настоящим литературным талантом. Гораздо важнее для него осознание того, что «я на земле моей впервые мыслить стал». Именно сила мысли по мнению Заболоцкого и сохранится в вечности , превратившись в дождевую каплю, которую, взяв в ладонь, «ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил». Уверенность в том, что преемственность поколений все же существует, дает поэту надежду на вечность и заставляет совсем по-другому воспринимать смерть. «О, я недаром в этом мире жил!», — восклицает Заболоцкий, не переживая о том, что ему отпущено на земле не так уж много времени. Важно ведь не то, сколько лет человеку, а то, как именно он прожил эти годы и что сумел оставить после себя тем, кто придет на его место.

В стихотворении “Завещание” поэт высказывает надежду на то, что после физической смерти не наступит полного уничтоже­ния личности, и часть её сохранится в окружающей природе. Для оптимистического взгляда на такое существование необходимо признавать, что природа одушевлена и живёт своей особенной жизнью.

Своё бессмертие Заболоцкий в отличие от Горация, Держа­вина и Пушкина не связывает с поэтическим наследием. Его сти­хотворение вызывает в памяти не представление о конкретных строках, а понятие ноосферы в том виде, о котором писал акаде­мик Вернадский.

Глоссарий:

  • анализ стихотворения завещание заболоцкий
  • анализ стиха завещание заболоцкий
  • заболоцкий завещание анализ

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Можжевеловый куст” (1957) – восьмое стихотворение из цикла “Последняя любовь”, и рассматривать его надо как состав­ную часть этого цикла. “Как говорит поэт об ушедшей любви?”.
  2. В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который.
  3. В 1947 г. Заболоцкий пишет элегию “Завещание”, развивая философскую тему довоенных стихотворений “Вчера, о смерти размышляя” и “Бессмертие”. На смену некоторой отвлеченности поэтической мысли здесь.

В 1947 г. Заболоцкий пишет элегию “Завещание”, развивая философскую тему довоенных стихотворений “Вчера, о смерти размышляя” и “Бессмертие”. На смену некоторой отвлеченности поэтической мысли здесь приходит воспринятый сердцем и душой образ природы, воплощенный в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегически-медитативных стихах использован отвечающий жанру размер – пяти- и шестистопный ямб, причем в общем объеме 34 строк, мерную торжественность которых определяет Я6, лишь 8 стихов представляют различные ритмические варианты Я5.

При всей глубине и серьезности содержания стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небе пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Лейтмотивом этих стихов является утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются “живая душа”, ум, мысли, сознание человека, который – и дальше возникает цепочка сравнений – остается в природе, “как медленная птица”, “как летний дождь”. Само слово “мир” повторяется в стихотворении 8 раз, “жизнь” и его производные – 6 раз, но это не создает ощущения избыточности:

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Если в связи с предыдущим стихотворением речь шла о подключении Заболоцкого к тютчевской традиции, о ее творческом продолжении, обновлении, преодолении, то в данном случае несомненно активное переосмысление пушкинско-блоковских мотивов (“На свете счастья нет, но есть покой и воля”; “И вечный бой! Покой нам только снится. ”). Ho, пожалуй, гораздо важнее тот восходящий к пушкинской традиции (“Я памятник себе воздвиг. ”; “. Вновь я посетил. ”) доверительный разговор с далеким правнуком, которому адресовано его творчество и который – поэт глубоко верит в это – продолжит дело его жизни:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Все стихи Заболоцкий Николай А. – Завещание

Последние материалы раздела:

В магазине “Библио-Глобус” (Москва) Расположение в торговом зале: Уровень 1, зал № 05, секция 01, шкаф 10, полка 04 Цена: 289,00 руб. Вот мое.

Глядя на эти спокойные луга, со всех сторон защищенные кольцом золотистых гор и оттеняемые чистым голубым небом, сложно поверить, что совсем.

Сёстры Гиаса и Гиад . По отцу их именовали Атлантиды , у римлян они назывались Вергилии (лат. «Склоняющиеся») . Они – спутницы Артемиды , нимфы в.

  • Рубрики
    • Школьникам
    • Детям
    • Окружающий мир
    • Времена года
    • Воспитателю
    • Учителю
    • Россия
    • Страны мира
    • Русская литература
    • Литература
    • Сочинения
    • Картины художников
    • Физика Земли

© Общеобразовательный журнал SLOVARSLOV.RU , 2021

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.

Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Cочинение «Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»»

Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду:

*
Душа обязана трудиться
*
И день и ночь, и день и ночь.

Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она».

О необходимости быть добрым, внимательным к окружающим людям, о стремлении помочь рассказывается в поэзии А. Яшина. Поэт призывает читателей: «Спешите делать добрые дела!» Ведь они наполняют сердце радостью, делают человека более счастливым. Причём не обязательно совершать подвиг, достаточно маленького доброго дела — например, покормить птиц зимой. И тогда без песен не придется «нам встречать весну». Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой можно стать настоящим человеком.

Похожие сочинения

Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта. смотреть целиком

Н. Заболоцкий — мой любимый поэт. В его стихах отражаются размышления мудрого и доброго человека о любви и ненависти, добре и зле, ответственности людей за свои поступки, о взаимоотношении человека и окружающего его мира природы. Стихотворение «Не. смотреть целиком

Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей. смотреть целиком

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт. Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой. Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.

Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.

На этой странице искали :
  • не позволяй душе лениться анализ
  • анализ стихотворения не позволяй душе лениться
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться
  • заболоцкий не позволяй душе лениться анализ
  • не позволяй душе лениться

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

«Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!» О чем это? Поэт Николай Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться» относит эти строки к душе человека.

Он пишет: «Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Для того чтобы душа трудилась, ее и надо, как считает поэт, держать в черном теле. Он говорит о душе, о том, что надо тащить ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб!» Но что значит так поступать с душой? Понятно, речь идет не о чем-то неосязаемом, существующем в нашем воображении, а о конкретном человеке. Этот человек не должен «спать в постели при свете утренней звезды». Человек станет намного беднее, если не услышит голоса просыпающихся птиц, не ощутит тепла первых лучей восходящего солнца. А может, в это время на пути его встретится человек, который перевернет всю его дальнейшую жизнь? Может, это будет любовь или настоящая дружба, а может, кому-то потребуется утешение в минуту горя и именно ты протянешь несчастному руку помощи.

Поэт предупреждает о том, что можно потерять последнюю рубашку, если вздумаешь дать себе поблажку, освободить себя от душевной работы. Казалось бы, человек умудрен опытом и ничем его не удивишь, однако душу свою он должен всякий раз учить заново, чтобы возвратить утерянное незаметно для самого себя чувство доброты, справедливости, сострадания, смотреть на мир, как в юности, влюбленными глазами. Конечно, это трудно сделать, потому что душа «…рабыня и царица, она работница и дочь…». то есть многолика, всякий раз она разная, но «она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»

Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий вошел в русскую литературу в начале 30-х годов и стал известен как поэт-философ, поэт-гуманист. В то время наиболее популярной становится тема труда и индустриализации. Появляются новые приемы стихосложения, новые жанры и направления.

Главное место занимают агитационные стихотворения, произведения, воздающие славу народному труду. Страна была одной большой стройкой, народ нуждался в поддержке со стороны писателей и поэтов. Писались песни для поднятия трудового духа населения, было сочинено множество патриотических произведений.

Писатель хоть и старался идти «в ногу со временем», но все же его стихотворения отличались тем, что в них имелся глубокий смысл, они заставляли задуматься, а в некоторых из его произведений есть и некая романтическая нотка, хотя эта тема во времена 20-30-х годов была отодвинута на второй план.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» — одно из самых известных произведений этого поэта. Главной мыслью Заболоцкого в этом стихотворении является то, что душа человека обязана беспрерывно трудиться. Он был уверен, что мир должен постоянно совершенствоваться, переходить на более высокие уровни. И самой большой ошибкой является бездействие, лень и празднество души.

Сутью каждого человека является постоянная борьба лени и труда, и если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет». Поэт полагал, что человек может развиваться только в труде. Его понятие «труд» — это не обязательно физическая работа, это может быть работа умственная или душевная. Главное, чтобы духовный мир человека постоянно пополнялся, шла постоянная борьба с несовершенством.

Только от самого человека зависит, какой будет его душа — будет она рабой или царицей, работницей или дочерью. И если остановиться в саморазвитии, заниматься бессмысленной работой — толочь воду в ступе, то можно скатиться вниз и никогда уже не взять вверх над своей ленью.

И вот прошло столько лет, наступил век высоких технологий, но стихотворение Заболоцкого до сих пор актуально и навсегда таким останется, ведь если человечество остановится в своем развитии, оно будет обречено на печальную судьбу.

Как вы понимаете название и смысл стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»?

«Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!» О чем это? Поэт Николай Заболоцкий относит эти строки к душе человека. Он пишет: «Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Для того чтобы душа трудилась, ее и надо, как считает поэт, держать в черном теле. Он говорит о душе, о том, что надо тащить ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб!» Но что значит так поступать с душой? Понятно, речь идет не о чем-то неосязаемом, существующем в нашем воображении, а о конкретном человеке. Этот человек не должен «спать в постели при свете утренней звезды». Человек станет намного беднее, если не услышит голоса просыпающихся птиц, не ощутит тепла первых лучей восходящего солнца. А может, в это время на пути его встретится человек, который перевернет всю его дальнейшую жизнь? Может, это будет любовь или настоящая дружба, а может, кому-то потребуется утешение в минуту горя и именно ты протянешь несчастному руку помощи.

Поэт предупреждает о том, что можно потерять последнюю рубашку, если вздумаешь дать себе поблажку, освободить себя от душевной работы. Казалось бы, человек умудрен опытом и ничем его не удивишь, однако душу свою он должен всякий раз учить заново, чтобы возвратить утерянное незаметно для самого себя чувство доброты, справедливости, сострадания, смотреть на мир, как в юности, влюбленными глазами. Конечно, это трудно сделать, потому что душа «. рабыня и царица, она работница и дочь. », то есть многолика, всякий раз она разная, но «она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»

Слушать стихотворение Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Анализ стихотворения Не позволяй душе лениться Заболоцкого

Это стихотворение было написано в 1958 году. Послевоенное поколение, наши бабушки и прабабушки толком не умели отдыхать и вести праздный образ жизни. Именно они поднимали страну из послевоенных руин, осваивали целинные земли и штурмовали космос.

Основная мысль стихотворения – это труд души. Она должна трудиться постоянно, не спать, не нежится в постели. Душа здесь выступает в роли конкретного человека. Проскальзывает жаргонное словечко «этап». Почему? Что душу надо гонять так, как гонят заключённых по этапу? Она, что – преступница? Её надо постоянно подталкивать и тащить по непроходимым дорогам – пустырям, буреломам, ухабам, чтобы труднее было, чтобы жизнь раем не казалась. Типично советские методы времён 20-30 х годов.

Поэт как – бы предостерегает – праздность и лень до хорошего не доведёт. Поколение тех лет руководствовалось в жизни главным принципом – учёт и контроль. Поэтому, и душу надо постоянно контролировать и «не снимать с неё узды». Именно это обеспечит личностный рост. Поэт наивно думал, что счастье может быть только в неустанном труде. И вечный бой, покой нам только снится? Интересно, автор описывает свою душу, которую надо постоянно заставлять работать или это просто аллегорическая метафора?

Это чья же такая душа может совать последнюю рубашку с тела-кормильца? И почему её надо учить и мучить «до темна»? К чему это изнуряющее самобичевание? А если не по-человечьи, то как, живёт душа? Почему она такая ленивая?

В последнем четверостишии определены роли души. Она выступает в разных лицах. Но всё – равно, хоть и царица, должна трудиться, и никаких поблажек.

У каждого поколения свои ориентиры. То, что было правильно и хорошо во времена Заболоцкого, сейчас не совсем жизненно и важно. Я не согласна с поэтом. Да, трудиться надо, но весь вопрос – как это делать. Тотальный контроль и постоянные тумаки ни к чему хорошему не приведут. Ведь душа, особенно женская, может и взбунтоваться. А бунт русской женщины непредсказуем и страшен. Как известно, диктатура – не лучший общественный строй. Поэтому, душе надо иногда давать и отдых, позволять ей немного и полениться, хвалить и поощрять. В разумных пределах. Отдохнувшая душа будет трудиться ещё лучше. У души должен быть стимул и цель. Её надо заинтересовать, причём, материально тоже. Тогда она так будет так работать, что контролировать и подгонять будет не нужно. Она будет петь от радости и счастья. А счастливая душа горы свернёт.

Вариант №2

Каждый деятель литературы, предчувствуя близкую кончину, стремился оставить напутствие молодому читателю, поделиться с юным поколением своими размышлениями о смысле жизни. Подобным творческим завещанием в лирике Н. А. Заболоцкого можно считать стихотворение «Не позволяй душе лениться», в котором автор подсказал каждому способ достойно прожить отведённые годы и наполнить существование смыслом.

Уже в первой строке, ставшей названием стихотворения, поэт призывает каждого из нас к постоянному душевному труду. Наличие души ещё не гарантия богатого внутреннего мира человека, необходима постоянная работа над собой, всестороннее развитие себя как личности. Именно поэтому рефреном повторяется строка «обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь».

Труд души, по мнению поэта, заключается в постоянном контроле над собой, самодисциплине. Худший враг в этой ситуации – лень. Именно с ней необходимо бороться: не позволять себе расслабляться, заставлять себя заниматься делами с утра пораньше. Душа – эта некая субстанция, непокорная и неприученная находится под властью человека. Нужно учить и мучить её, «чтоб жить с тобой по-человечьи / Училась заново она».

Проблема душевного труда сильно волнует автора, что подчёркивается частым использованием риторических восклицаний. Одновременно это средство служит для создания тожественного пафоса, призывной интонации. Душу-лентяйку нельзя оставлять без внимания, иначе она возьмёт верх над своим хозяином, подчинит себе его волю, из-за чего человек рискует стать апатичным и равнодушным к происходящему. Это приводит к печальным последствиям, что видно из четвёртой строфы: «Она последнюю рубашку / С тебя без жалости сорвёт».

За постоянную деятельность и заботы душа только скажет спасибо своему владельцу. Высшая награда – это победа над собой, но не так просто одержать её, нужно ежедневно совершать духовные подвиги, преодолевать препятствия, выраженные в метафорах: «Тащи с этапа на этап / По пустырю, по бурелому».

Душа противоречива по своей природе, что отражается в её противоположных наименованиях. Награждая её перифразами «рабыня и царица», «работница и дочь», поэт указывает на то, что душа и личность находятся во взаимозависимом положении. Считая себя хозяевами собственной души, мы в то же время выступаем её пленниками. К своему внутреннему «я» надо относиться с любовью, как к ребёнку, но и при этом требовать отдачи. Поблажками мы лишь балуем и расхолаживаем себя.

Адресатом стихотворения выступает не только читатель, но и сам автор. Он понимает, что для достижения результата нужно держать себя в ежовых рукавицах, и стремится поделиться этой простой истиной с нами. Жизнь – это постоянный духовный рост, развитие, в результате которого человек становится личностью. Великолепное лирическое произведение Н. А. Заболоцкого помогает осознать важность работы над собой, ведь тот, кто умеет укротить «лентяйку», способен свернуть горы в любом деле.

Картинка к стихотворению Не позволяй душе лениться

Популярные темы анализов

Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны.

«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни,

У каждого поэта чувство любви, имеет высочайшую ценность, они превозносят ее, вдохновляются ею, а когда она настигает, то излишки чувств выплескивают на белый лист бумаги. Но не всем везет встретить свою любовь. Поэтому ее ожидание бывает еще,

Многие произведения Есенина рассказывают читателю о его детских годах. Когда поэту исполнилось 17 лет, он решил уехать в столицу и все воспоминания о родном городке Константиново, он пронесет с собой на протяжении жизни,

Стихотворение Иосифа Бродского «Письма к стене» было написано в 1964 году. В это время поэт находился в ссылке и очень активно занимался творчеством.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст
Ссылка на основную публикацию