Сказка о царе Берендее – краткое содержание сказки Жуковского

Сказка о царе Берендее – краткое содержание сказки Жуковского

Три года бы женат царь Берендей, но не было детей у него с царицей. Однажды отправился Берендей на осмотр своего царства. Восемь месяцев объезжал он свои владения, и уже к концу девятого, возвращаясь домой, остановился на отдых в чистом поле. Захотелось царю пить. Увидел он в поле колодец со студеной водой. Наверху его плавал ковшик. Царь безуспешно пытался поймать ковшик, чтобы зачерпнуть им воды. Берендей стал пить воду так, без ковшика, и, когда напившись, захотел поднять голову, то понял, что кто-то в колодце держит его за бороду. Голос сказал, что отпустит царя только, если тот пообещает, отдать ему то, о чем Берендей в государстве своем не знает. Царь, недолго думая, согласился. Вернувшись домой во дворец, Берендей узнал, что, родился у него сын. Тогда-то и понял царь, что собственное дитя пообещал отдать и горько заплакал.

Шли годы, вырос Иван-царевич, превратился в молодого юношу. И забыл царь Берендей о своем обещании. Но только как-то раз оказался Иван в лесной чаще один. Из дупла дерева вылез старик с зеленной бородой и такого же цвета глазами. Наказал он Ивану сказать царю, что пришла пора сдержать свое обещание. Вернулся царевич домой, и передал отцу слова лесного старика. Тогда поведал Берендей сыну о неосторожно данной клятве много лет назад. Иван-царевич попросил не тревожиться отца и отправился в путь на коне.

Проехал царевич на коне три дня, к концу четвертого увидел перед собою озеро, по которому тридцать сереньких уточек плавало. На берегу столько же сорочек лежало. Иван одну сорочку тихонько взял. Уточки вышли на берег, обернулись в девушек, оделись и улетели. Только одна уточка осталась в воде, никак не могла она на берег выйти. Уточка попросила царевича вернуть ее сорочку, что Иван и сделал. Оказалось, что она была младшей дочерью Кощея бессмертного – Марьей-царевной. Девушка сказала, что вскоре поможет царевичу. А также дала наказ Ивану, чтобы, когда окажутся они в подземном царстве, упал он в ноги к Кощею и полз.

Спустились Иван с Марьей в подземное царство. Увидев Кощея, царевич выполнил наказа девушки. Сначала подземный царь страшно злился и ругался, но потом смешно стало ему. Сказал он Ивану, что должен царевич сослужить ему три службы. После чего отправил Кощей своего гостя спать.

На утро следующего дня приказал подземный царь Ивану построить в течение дня дворец. Вернулся Иван к себе, не знает, что ему делать. Стало уже вечереть, как вдруг блестящая пчелка к нему постучала в окно. Он ее пустил, эта была Марья-царевна. Выслушав первое задание, которое Кощей дал Ивану, она сказала, чтобы царевич, не тревожась, спать ложился, а дворец к утру будет построен. Так и случилось.

Вторым заданием для Ивана стало узнать из тридцати дочерей Кощея младшую дочь – Марью-царевну. И здесь помогла ему девушка, она сказала, что на правой щеке будет мошка у нее, по ней и узнает.

Зол сделался Кощей на царевича за то, что оба задания он выполнил. Третьим заданием наказал сшить пару сапог с оторочкой за то время, пока горит спичка. Здесь Марья-царевна не знала, как помочь Ивану. Решили тогда они бежать из подземного царства. Послал погоню за ними Кощей бессмертный. Слыша топот и чувствуя приближение погони, обернулась Марья речкой, а Иван железным мостиком. Не найдя беглецов, погоня вернулась назад в подземное царство. Разгневался Кощей, вновь послал их. Тогда сделались Марья и Иван непроходимой лесной чащей. Погоня опять ни с чем воротилась к Кощею. В третий раз подземный царь сам отправился вернуть беглецов. Сделалась Марья церковью, Иван в монаха обернулся, а конь их в колокол. И никого не найдя, Кощей воротился домой.

Марья и Иван продолжили свой путь. Проехав на коне несколько дней, увидели они прекрасный город. Иван-царевич захотел заехать, посмотреть на него. Марья безуспешно пыталась отговорить царевича. На прощанье, она наказала ему не целовать младенца, сама же царевна обернулась белым камнем. Но не послушал ее Иван, поцеловал младенца и после этого забыл о Марье.

Не вернулся царевич в назначенный день к Марье-царевне. Поняла она, что не послушал он ее предостережения. Обернулась девушка цветком. Шел старик, увидев красивый голубой цветок, выкопал аккуратно он его, посадил дома в корытце. С этого времени в избушке старика стали творится чудеса: кто-то тайком готовил обед, наводил порядок. Старушка посоветовала ему встать до восхода солнца и накрыть платком то, что двигаться начнет. Так старик и сделал. Обернулся цветок Марьей-царевной. Узнав, что Иван скоро женится, испекла она пирог и отправилась в город девушкой-крестьянкой. Срезал царевич верхушку пирога, а там два голубка разговаривают. Один говорит, чтобы другой не улетал, а то забудет он, как забыл Иван Марью. Вспомнил все царевич, поехали они с Марьей домой, в царство Берендея. Встретили их там радостно, с весельем. Вскоре сыграли и свадьбу.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

понедельник, 6 августа 2018 г.

“Сказка о царе Берендее”

Жуковский В. сказка “Сказка о царе Берендее”

Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Читайте краткое содержание других сказок Василия Жуковсого:
“Марьина роща”
“Тюльпанное дерево”

Главные герои сказки “Сказка о царе Берендее” и их характеристика

  1. Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал
  2. Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый.
  3. Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый.
  4. Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая.
  5. Старик. Добрый и заботливый.

План пересказа сказки “Сказка о царе Берендее”

  1. Бездетный царь Берендей
  2. Долгое отсутствие
  3. Колодец
  4. Обещание Берендея
  5. Новорожденный сын
  6. Иван-царевич на охоте
  7. Таинственный старик
  8. Раскрытая тайна
  9. Озеро и уточки
  10. Сорочка
  11. Марья-царевна
  12. К Кощею на карачках
  13. Дворец из мрамора
  14. Помощь пчелки
  15. Мушка на щеке
  16. Слюнки на страже
  17. Мост и река
  18. Лес дремучий
  19. Церковь и поп
  20. Красивый младенец
  21. Лазоревый цвет
  22. Чудеса в доме
  23. Платок ворожеи
  24. Пирог для Ивана
  25. Голубки
  26. Возвращение и свадьба.

Кратчайшее содержание сказки “Сказка о царе Берендее” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын
  2. Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца
  3. Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея.
  4. Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
  5. Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну
  6. Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.

Главная мысль сказки “Сказка о царе Берендее”
Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.

Чему учит сказка “Сказка о царе Берендее”
Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.

Отзыв на сказку “Сказка о царе Берендее”
Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.

Пословицы к сказке “Сказка о царе Берендее”
Давши слово держись, а не давши крепись.
Всякая помощь хороша вовремя.
С любовью везде просто, со злобой везде теснота.
Кланяйся своим, да не забывай наших.
Конец – делу венец.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Сказка о царе Берендее”
Три года был женат царь Берендей, но детей им с супругой бог не давал. И вот как-то поехал царь земли свои проведать. Ровно восемь месяцев отсутствовал, а на обратном пути остановился посреди знойного поля.
Захотелось Берендею пить, мочи нет, Поехал он ключ какой искать. Видит колодец, полный воды, а на поверхности ковшик золотой плавает. Хотел Берендей ковшик схватить, а тот в руки не дается. Осерчал Берендей, прильнул губами к воде, а борода в воду ушла. Напился, подниматься, а кто-то бороду держит, не пускает.
Видит Берендей на него из воды образина страшная смотрит и говорит, что отпустит бороду, только если пообещает царь отдать то, о чем не знает. Согласился царь, домой поехал. Приезжает, а его жена с младенцем царя встречает. Понял тут Берендей, под что подписался, загрустил, но тайну свою никому не открыл, а со временем и вовсе про нее забыл.
Вырос Иван-царевич, красавцем стал. И вот поехал раз молодой царевич на охоту. Заехал в чащу, остановился на полянке. а из дупла старичок странный вылазит и здоровается. Велит напомнить царю про уговор и исчезает. Возвращается Иван-царевич, рассказывает отцу, а тот в слезы. Открыл сыну тайну великую.
Иван-царевич его утешает, говорит, что невелика беда, отправится он в путь, а вот если через год не вернется, значит нет его на свете.
Снарядил Берендей сына, отправил в путь. Едет Иван-царевич видит, озеро, а на озере тридцать уточек плавают. А на берегу тридцать сорочек лежат. Взял Иван-царевич одну сорочку и спрятался.
Двадцать девять уточек вышли на берег, сорочки накинули, в девиц превратились и исчезли. А последняя не выходит, у берега в отчаянии бьется. Пожалел ее Иван-царевич, вышел на берег. Просит уточка сорочку отдать. Положил Иван-царевич сорочку, сам в сторонку отошел. Вышла уточка, сорочку накинула, стала красавицей. Говорит, что зовут ее Марья, и что дочь она Кощея Бессмертного. Рассказала Марья Ивану, что делать дальше. Что прийти ему надо к Кощею и на коленях подползти.
Топнула Марья-царевна ножкой, земля расступилась и оказались они в царстве Кощея. Входит Иван к Кощею, на карачки встает и ползет. Кощей сердился, топал, но не выдержал засмеялся. Простил Ивана, но сказал, что должен тот ему три службы. И велел на следующий день приходить.
На следующее утро приходит Иван, а Кощей ему задание дает – за ночь дворец поставить из мрамора с золотой кровлей. Вернулся в шатер Иван грустный, не знает что делать. Тут пчелка в окно бьется, пустить просится. Пустил пчелку Иван, а та Марьей-царевной стала. Узнала о том, какую службу Кощей потребовал, засмеялась, говорит, будет дворец, а ты только утром пораньше встань, да ходи по стенкам молоточком постукивай.
И точно, на следующее утро стоит дворец, точно как Кощей заказал.
Удивился Кощей, новую службу требует. Узнать должен Иван-царевич младшую дочь Марью среди тридцати дочерей.
Вернулся Иван довольный, думает, эта служба простая. Но пчелка его предупредила, что все дочери на одно лицо, и узнать ее можно будет только по мушке на щеке.
На следующий день пошел Иван вдоль дочерей и видит, точно все на одно лицо. Два раза прошел – нет мушки. В третий раз идет, видит по щеке мушка ползет. Нашел Иван-царевич Марью.
Возмутился Кощей, нечистое тут дело, говорит. Третью службу придумывает. Пока горит лучина должен Иван-царевич сапоги ему сшить не сходя с места.
Вернулся Иван злой, сапоги шить наотрез отказывается – царевич он, а не сапожник. А Марья ему и говорит, что бежать тогда надо, а то голову Ивану-царевичу снимут. Плюнула Марья на стекло и слюнки к стеклу прилипли. А Иван с Марьей враз на берегу озера очутились, на коня сели и в бега пустились.
Утром посылает Кощей слуг за Иваном, а слюнки отвечают, что он сейчас будет. Второй раз посылает Кощей слуг, опять слюнки тоже отвечают. Рассердился Кощей, в третий раз слуг гонит, те двери выломали, а там только слюнки смеются.
Пришел Кощей в ярость, послал слуг в погоню.
Услышала Марья погоню, превратилась в речку, Ивана в мостик превратила, а дорогу на три стороны пустила. Прискакали слуги, след потеряли, вернулись. Обругал их Кощей, сказал, что речка и мостик беглецами и были. Снова в погоню отправил.
Опять услышала погоню Марья. Превратила себя и Ивана в лес дремучий, а по тропинке коня с двумя седоками пустила – морок. Гнались за ним слуги, назад до Кощеева царства доехали. Как собака обозлился Кощей, сам в погоню кинулся.
Узнала о том Марья, сказала, что у первой церкви власть Кощеева кончается и попросила крестик у Ивана. Дал тот свой крест, а Марья сразу в церковь превратилась, а Ивана монахом сделала.
Подскакал Кощей к церкви, спрашивает у монаха про беглецов. А монах и отвечает, что были, в церковь зашли, свечки поставили, благословение получили.
Вернулся Кошей домой, всех слуг высек со злости.
А Иван и Марья дальше поехали. Видят город перед ними красивый. Решил Иван в город заехать, а Марья его отговаривает. Но Ивану хочется в город и Марья решает его ждать у дороги, в камень обернувшись. И наказывает, когда выйдут навстречу Ивану царь с царицей, младенца на руках не целовать.
Поехал Иван в город, да забыл наказ Марьи, поцеловал младенца. Забыл он Марью, а та в слезах в лазоревый цвет превратилась и стала смерти ждать, что затопчет ее кто-нибудь.
Но сорвал цветок старик, принес домой, в землю посадил. И с тех пор чудеса в его доме происходить стали. Как проснется, а в доме все чисто и прибрано, в обед еда готова.
Обратился старик к ворожее, а та ему и посоветовала до первых петухов встать и если что шевелиться в доме начнет, платком накрыть. Так и сделал старик, только цветок стал порхать по комнате, накинул на него платок, а цветок в Марью-царевну превратился.
Заплакала Марья, зачем ее к жизни вернули, ведь забыл ее Иван-царевич. А старик говорит, что сегодня Иван-царевич женится должен. Пошла тогда Марья во дворец, стала просить повара дозволить свадебный пирог Ивану испечь. Не смог повар отказать такой красавице. Сам пирог приготовленный на стол свадебный отнес.
Только отрезал Иван-царевич макушку с пирога, прилетели две голубки. И голубь стал по столу ходить, а голубка ему воркует, что не ходи, а то забудешь меня, как Иван-царевич забыл Марью-царевну.
Услышал то Иван-царевич, сразу вспомнил Марью, из зала выбежал. Марью увидел, обнял. Поскакали они в царство Берендея.
И обрадовались родители Ивана молодых встретив. и сыграли пир горой, да свадьбу веселую.

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Приход весны 7 класс сочинение

Краткое содержание: Сказка о царе Берендее

Три года был женат царь Берендей, но детей у него так и не было. Как-то он простился о своею царицей и на целых восемь месяцев уехал осматривать свои владения. На исходе девятого месяца он, уже на подъезде к столице, остановился отдохнуть. Захотел пить, и тут увидел в поле колодезь с плавающим на поверхности ковшом. Берендей поспешно ухватил ковшик, но тот бросился прочь от руки царя. Царь решил и так напиться, но, пока пил, его схватили за бороду. Голос потребовал отдать ему то, о чем сам царь и не знает. Берендей согласился, и, вернувшись домой, узнал, что у него родился сын.

Вскоре царь Берендей забыл об уговоре, и только радовался, глядя, как растет царевич. А тот как-то въехал в густую чащу и услыхал шум в дупле. Из дупла появился чудной старик с зеленой бородой и передал Берендею, что пора отдавать долг.

Царевич Иван рассказал все отцу, отчего тот побледнел и рассказал сну о произошедшем у колодезя. Иван поехал.

Ехал он три дня, и только на исходе четвертого добрался до озера. На нем плавали тридцать сереньких, хохлатых уточек у самого берега, а на самом берегу лежало тридцать сорочек. Иван подполз и взял одну белую сорочку. Уточки вышли на берег, превратились в девиц, надели сорочки и улетели. И только она осталась на берегу. Она пообещала сослужить Ивану службу, если тот вернет ей сорочку. Она-де – дочь самого Кощея Бессмертного, зовут её Марья-царевна. Посоветовала, едва завидев царя Кощея, падать на колени и ползти.

Они пустились в подземное царство Кощея, сам царь сидел на престоле, увенчанный светлой короной. Иван упал на колени и пополз – Кощей рассмеялся и сказал, что Ивану полагается отслужить три службы. Проспав ночь, на следующий день Иван пришел к Кощею на его зов. Кощей сказал, чтобы тот за ночь построил дворец с золотой кровлей, мраморными стенами, хрустальными окнами, регулярным садом вокруг, а в саду чтобы были пруды с карасями.

Иван вернулся к себе, и тут увидел полетевшую к окну блестящую пчелку. Влетев, пчела обернулась Марьей-царевной. Сказала, чтобы Иван ложился спать, а утра встал пораньше: к тому времени дворец будет готов.

Вторым заданием было выбрать Марью-царевну, младшую дочь, из всех тридцати. По уговору на щеке Марьи-царевны была Мошка, и Иван выбрал правильно.

Но третье задание было сшить сапоги с оторочкой, пока будет гореть соломинка. Иван с Марьей решают бежать, а вслед за ними отправляется погоня. Марья превратила Ивана в железный мостик, а сама стала речкой. Не найдя их, погоня вернулась. Кощей опять послал их, и в этот раз Марь, Иван и конь стали дремучим лесом. Вернулась погоня снова. Тут сам Кошей отправился за беглецами. Марья обратилась церковью, Ивана обратила в монаха, а коня – в колокольню. Кощей вернулся домой.

По пути Ивану захотелось въехать в прекрасный город. Царевна казала, чтобы тот не целовал младенца, и сама осталась ждать белым камнем. Но царевич поцеловал младенца и обо всем забыл.

Царевна обратилась цветком, его вырыл и посадил в своей избушке старик. И начались чудеса. Проснется утром старик – а в избушке все убрано, к полудню всегда состряпан обед. Старуха посоветовала встать до восхода солнца и платком накрыть то, что в доме будет двигаться. Старик так и сделал, и ему явилась Марья. Старик рассказал ей, что Иван вскоре женится. Царевна пошла в город в образе крестьянки, приготовив Ивану пирог. Когда Иван отрезал верхушку, увидел двух голубей – один говорил, чтобы другой не уходил, а то забудет все, как забыл Марью-царевну Иван. Иван тут все вспомнил, и дальше оправился в путь Марьей. Приехали к царю Берендею, царь с царицей приняли их с огромной радостью. Сыграли свадьбу.

Краткое содержание сказки “Сказка о царе Берендее” пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сказка о царе Берендее». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание жуковский сказка о царе берендее за 2 минуты пересказ сюжета

Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей.

Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев. Ехал Берендей домой и очень захотелось ему пить. Увидел колодец, на поверхности воды плавал золотой ковш. Царь попытался его взять, но ковшик то вправо, то влево. Решил царь наклониться и так напиться, а его борода вся под воду ушла.

Схватил кто-то под водой Берендея за бороду и не отдает. Увидел царь в глубине воды страшное лицо. И голос из воды ему сказал, чтобы царь пообещал отдать то, о чем он не знает, тогда отпустит бороду. Берендей дал свое согласие.

Приехав в столицу, увидел царь, что у него сын родился. Заплакал Берендей, и задумался о том, как же ему не отдать сына чудовищу водяному. Царь грустный ходил. Прошло время. Вырос царевич Иван настоящим красавцем.

Однажды поехал царевич на охоту. В дупле увидел странного старика с бородой зеленого цвета. Старик сообщил Ивану, что пора его отцу отдавать обещанный долг.

Рассказал царь своему сыну, что с ним в прошлом случилось, и какое обещание он дал. Иван собрался в путь.

Долго скакал на коне царевич, и увидел озеро с утками. Все улетели, а одна осталась. Вышла она на берег, встрепенулась и красивую девушку превратилась. Сказала девушка царевичу, что она дочь Кощея, Марья-царевна. Рассказала, что ее отец давно Ивана ждет, и когда придет он к Кощею, чтобы сразу ему в ноги упал и ничего не боялся.

Пришел Иван в царство кощея, упал к нему в ноги. Засмеялся Кощей. И сказал он Ивану, что тот должен ему сослужить три службы.

Утром Кощей позвал Ивана и приказал возвести за ночь дворец из мрамора с крышей золотой, окнами из хрусталя. Вокруг дворца сделать сад с прудами и окунями.

Закручинился Иван и тут в окно пчела влетела, оказалось, что это царевна. Сказала она царевичу, чтобы спать ложился. Будет к утру построен дворец из мрамора. Понравился Кощею дворец.

Назначил он второе испытание. Найти из тридцати девушек его самую любимую дочь Марью. Предупредила девушка Ивана, что у нее мошка будет на щеке. И с этим испытанием справился царевич.

В третий раз Кощей приказал сшить сапоги с оторочкой за время, пока соломинка горит. Отказался Иван сапоги шить. Тогда Марья-царевна сказала, что им бежать надо.

Сели они на верного коня и пустились галопом. Кощей отправил вслед погоню. Царевна превратилась в реку, а царевич в мостик. Возвратились слуги Кощея ни с чем. Сам Кощей поехал за своей дочерью. Марья стала церковью, Иван – монахом, конь – колокольней. Не нашел их Кощей.

По дороге захотел царевич в красивый город заехать. Марья предупредила его, чтобы не целовал младенца, сама камнем обернулась. Не послушал Иван ее и поцеловал младенца, тут же память потерял.

Узнала Марья у старика, что Иван женится. Испекла пирог и в город пошла. Отрезал царевич кусок пирога. Там были два голубя. Голубка сказала голубю, чтобы не уходил, а то забудет ее, как Иван Марью. Тут царевич все вспомнил.

Приехали царевич с царевной к Берендею и его жене. Обрадовались отец и мать, сразу веселую свадьбу сыграли. Стали вместе счастливо жить.

Сказка учит добру и справедливости.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Сказка о царе Берендее» (Жуковский): анализ, характеристика главных героев

Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой.

Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки.

Результат — «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковского — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и незаконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется пышно, в традициях литературы XVIII в.

Считается, что в основу этой сказки положен сюжет, рассказанный Пушкину его няней Ариной Родионовной.

Если даже это так, а это, скорее всего, сюжет сказки «Морской царь и Василиса премудрая», Жуковский не только по-своему его изложил, но и добавил в него эпизоды, детали из других сказок.

Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, тщательно изучал его, отбирая ценное, поэтичное.

«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром — одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «прилажен» к русскому языку, что великолепно передает русский сказочный колорит. Он настолько оригинален и кажется столь естественным в этом произведении, что наводит на мысль о какой-то третьей форме речи, помимо прозы и стихов.

Сюжет в целом повторяет народный. Некоторые детали, введенные Жуковским, слегка нарушают логику. Например, Кощей Бессмертный царит в подземном мире. Это вполне закономерно — он злой дух тьмы. Более того, его дворец «высечен был весь из карбункула-камня». Если вспомнить переведенную в 1816 г. Жуковским сказку «Красный карбункул», там этот камень подарен герою сатаной.

Кощей

Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.

Каждый персонаж Жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. Не догнав беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. Кощей любит шутовство.

Иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех Кощея, и тот сменяет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. Вокруг сказочного дворца, который по приказу Кощея должен выстроить Иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями».

Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности.

Марья-царевна

Марья-царевна не только дочь Кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. Возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души.

«Белым камнем у дороги» остается Марья-царевна в ожидании суженого, в лазоревый цветок превращается, не дождавшись Ивана-царевича. «Росинки слез на листках голубых заблистали». Героиня народной сказки не отличается такой утонченностью, ей заранее известно, как будут разворачиваться события.

Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, оскорбляется, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что, имя изменено не случайно.

Иван-царевич

Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея.

Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.

Языковые особенности

В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны.

Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.). В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.

Читайте также:  Иван-царевич и Серый Волк – краткое содержание сказка Жуковского

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

“Сказка о царе Берендее” Жуковского в кратком содержании

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь.

На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик – ковшик прочь от руки. Решил, что напьется без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает.

Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой.

Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвертого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна.

Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы.

Царевич лег спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Вернулся к себе, блестящая пчелка подлетела к окошку, впустил ее, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.

Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у нее на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.

Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван – железным мостиком. Погоня возвратилась.

Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он – в монаха, а конь – в колокольню.

Кощей поскакал домой.

Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем.

Но он поцеловал и забыл все.

Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснется старик – в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться.

Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну.

Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем. Свадьбу сыграли.

(1 votes, average: 5.00

Третья хитрость Кощея

Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти.

Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ. Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились. Там конь пасётся на траве мураве. Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе. Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз. Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет. «В погоню!» – кричит Кощей. Пустились слуги догонять беглецов. Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены.

Композиция сказки «Сказка о царе Берендее» В.А.Жуковского

  • Нугманова А.Т.
  • Учитель русского языка и литературы
  • КГУ СШ №13 (со спецклассами)
  • г. Талдыкорган, Казахстан
  • Русская литература Я1 Сш № 13 Школа: Дата:23/11/2018 ФИО учителя: Нугманова А.Т Класс: 5 «б»
  • Количество присутствующих:
  • отсутствующих:

Раздел 2: Тема: Литературная поэтическая сказкаКомпозиция сказки «Сказка о царе Берендее» В.А.Жуковского Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) ПО 3.

Ошибка Ивана-царевича

Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький. Его выкопал и посадил в горшок у себя в избе старичок. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу. Снова удалось превратиться в девушку прекрасной царевне и вызволить из города прямо со свадьбы своего суженого. Так теперь они примчались во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей. Думать долго не стали, созвали гостей и сыграли свадьбу.

Конспект урока в 4 классе. Жуковский » Царь -Берендей»

В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее.»

Познакомить детей со сказкой В.А. Жуковского.

Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.

Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.

  • Оборудование: интерактивная доска
  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Проверка домашнего задания
  • Учитель проводит игры «Третий лишний» и «Допиши по анало­гии», составленные детьми.
  • III. Постановка цели урока
  • — Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.

— Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)

— Как вы понимаете слово «классика»? (Классика — те произве­дения, которые прошли через годы и до сих пор нам интерес­ны.)

— Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?

— Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчест­вом вы уже знакомились во 2 и 3 классах.

— Какие стихотворения Жуковского вы можете вспомнить? (Сказка «Мальчик с пальчик», стихотворения «Жаворонок» («На солнце темный лес зардел.»), «Родного неба милый свет.»)

  1. — Можете ли вы прочитать их наизусть?
  2. Учитель читает вступительную статью перед сказкой.
  3. — Что вы узнали из жизни писателя?

— Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки.

Краткое содержание книги «Сказка о царе Берендее»

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.07.2020 · Обновлено 22.07.2020

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ книги «Сказка о царе Берендее». Сюжет сказки передан в сокращении, но он подробно освещает основные события произведения. Приятного просвещения!

(618 слов) Царь Берендей был женат уже три года, но до сих пор Бог не давал ему детей. Однажды пришлось царю целых восемь месяцев осматривать территорию своего царства. Берендей уже возвращался домой, но вдруг захотел попить воды. Он увидел колодец, в котором плавал золотой ковш. Царь пытался схватить ковшик, но тот все время ускользал от Берендея. Тогда царь решил наклониться к колодцу и так попить воды. Вдруг царя за бороду схватила страшная образина и сказала:

«Я тебя не пущу. Если же хочешь на волю,
Дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь».

Берендей решил согласиться, ведь он знал обо всем, что у него есть. Однако, когда Берендей вернулся во дворец, он узнал, что царица родила ребенка. Расстроился Берендей, понял, что пообещал своего сына отдать. Но годы шли, а хозяин колодца не объявлялся. Поэтому царь начал забывать о своем страшном обещании.

Царевич Иван вырос и стал настоящим красавцем. Однажды поехал он в лес охотиться. Там царевич увидел странного старика. Тот сказал Ивану, что царь Берендей должен сдержать обещание и отдать свой долг.

Берендей поведал обо всем сыну, и Иван стал собираться в путь. Четыре дня ехал царевич и вдруг увидел озеро. На озере плавали тридцать уточек, а на берегу лежали сорочки. Взял юноша одну сорочку и стал смотреть, что дальше будет. Вдруг уточки в девушек превратились, нарядились и исчезли. Только одна уточка осталась. Попросила она Ивана отдать ей ее вещь, а взамен помощь предложила. Сказала девушка, что она дочь Кощея Бессмертного, Марья. Марья-царевна рассказала, что ее отец давно ждет царевича и поэтому очень зол. Также посоветовала она Ивану упасть на колени, как только он Кощея увидит.

Спустились они в подземное царство. Иван на колени упал и пополз. Рассмеялся Кощей, не стал ссору заводить с юношей, только сказал, что царевич должен ему три службы отслужить. Утром Кощей приказал царевичу построить за одну ночь великолепный дворец, а вокруг дворца красивый сад сделать.

Начал Иван печалиться, но тут в окошко влетела пчелка. Пчелка оказалась Марьей, которая пообещала помочь Ивану. Лег царевич спать, а утром дворец был готов. Удивился Кощей и назначил следующее испытание. Иван должен выбрать из тридцати дочерей Кощея младшую, Марью-царевну. Девушка предупредила Ивана, что на щеке у нее будет сидеть мошка. Царевич прошел и это испытание. Кощей назначил третье испытание: Иван должен сшить сапоги, пока соломинка горит. Понял юноша, что не выполнить ему это задание. И решили они с Марьей убежать. Кощей за беглецами погоню послал. Тогда царевна в речку превратилась, а Ивана железным мостиком сделала. Слуги Кощея никого не нашли и вернулись обратно. Но он опять послал людей в погоню. Тогда Марья и Иван превратились в дремучий лес. Опять не нашли их. Кощей решил лично поехать искать беглецов. Тогда Марья-царевна в церковь превратилась, а царевича монахом сделала. Кощею пришлось вернуться домой.

Поехали беглецы дальше. Вдруг увидели они перед собой город. Иван хотел прогуляться по городу, но Марья отговаривала его, она неладное чувствовала. Решили они, что Марья-царевна превратится в камень и подождет Ивана. Только предупредила она его не целовать прекрасного ребенка, иначе все забудет он. Три дня прошло, но не вернулся Иван из города, не послушал он девушку, поцеловал младенца и забыл обо всем. А Марья превратилась в цветок. Цветочек этот забрал домой старик. И стал он замечать странные вещи: в избушке всегда прибрано, обед всегда на столе. Старик решил выяснить, кто это делает. Вдруг предстала перед ним Марья-царевна.

Старик рассказал девушке, что Иван собирается жениться. Тогда Марья испекла для царевича пирог. Повар, восхищенный девушкой, согласился отнести пирог Ивану. Царевич отрезал верхушку пирога и увидел двух голубей. Птицы напомнили юноше о Марье-царевне. Вспомнил все царевич, выбежал из города и встретился с Марьей. Поехали они в царство Берендея. Царь и царица весело встретили сына и царевну. Они сыграли свадьбу и стали жить счастливо.

Анализ стихотворения Жуковского Жаворонок

Стихотворение «Жаворонок» входило в книгу Жуковского, посвященную детям. Сам автор называл ее «педагогической поэмой». Она посвящена была и обучению азбуке, счету. Стихи, вошедшие в нее – это произведения, прививающие чувство прекрасного и воспитывающие любовь к родному краю.

Василий Андреевич был одним из числа первых литературных деятелей в России, которые обратились к романтизму и природной лирике. Причем, произведения Жуковского отличаются тем, что им замечены были красота и величие в простом, обыденном. А главное – в нашей родной культуре.

Стихотворение «Жаворонок» описывает один из тех дней, которые переживаем мы из года в год. Это для нас привычно и, казалось бы, нет ничего особенного. Но, поэт увидел чистую и гармоничную красоту в этой простоте.

Сколько слов использует автор, передавая все прелести весеннего дня! И вестником наступления этого времени года он выбрал жаворонка. Образ этой птички связывается в нашем понимании с бодростью, радостью.

Начинается описание этого дня с восхода солнца – зардел темный лес. Наступает новый день. Наступает торжественно и завораживающе красиво. Над долиной поднимается утренний пар. Наверняка, стоит тишина. Но вот, раздается звонкая песня жаворонка.

Читайте также:  Волк - краткое содержание сказки Житкова

Он возвещает и наступление утра, и – приход весны, как написано в произведении. Эпитеты, которые использовал автор, подчеркивают еще больше все великолепие картины. А вместе с песней этой ранней пташки начинает радоваться душа. Это звучит во всех строках стихотворения. Видно, что у писателя было приподнятое настроение.

Кажется, что и сам он ликует вместе с жаворонком, возвещающем радостное событие. Еще, это стихотворение пробуждает чувство необъятности мира и осознание великолепия родной природы. Птичке легко и свободно в небесной лазури, откуда виден весь свет. Он доволен своим существованием и тем, что может видеть, летать на приволье, петь. И, за все это он славит бога.

Произведение призывает почаще обращать внимание на окружающую нас красоту и радоваться тому, что мы видим и тому, что можем сделать.

Вариант №2

Стихотворение было написано Жуковским в 1851 году. В нем описывается раннее утро, о приходе которого и сообщает жаворонок. Песнь жаворонка поэт описывает, как звонкую и голосистую. Общее настроение у стихотворения – радостное, счастливое, переполненное эмоциями от того, что пришла весна.

Если обратиться к тексту, то в первой строфе читается превосходство светлых красок над темными – лес «зардел», то есть стал румяным от лучей утреннего солнца. Опираясь на общую мысль стихотворения о приходе весны, можно отметить, что под темным подразумевается еще и зима, а под красными оттенками – красавица-весна. Ведь в фольклоре весну часто называют «Весна-красна». Если анализировать текст еще глубже, то превосходство светлого над темным – это победа жизни над смертью. Все ожило с наступлением утра, приходом весны и, в целом, жизнь по законам мироздания господствует над покоем.

Вообще первая строфа полна красок – «темный», «зардел», «белеет», «лазури». Цвета все яркие, праздничные – лес стал розовым, долина белая, а небо ясно-голубое. Жаворонок радостно вещает с небес о наступлении тепла: «Я здесь пою приход весны». И это уже второе четверостишье. Поэт и жаворонка делает нарядным, говоря, что он сверкает на солнышке.
В мифологии жаворонок считается Божьей птицей. По легенде, когда Бог создавал все живое, он подбросил вверх кусочек земли и тот превратился в серую птицу жаворонка. Он всегда был близок к Богу – во время распятия вытаскивал колючки из тернового венца Христа, рассказывал Деве Марии вести о сыне, утешал ее и предзнаменовал о воскресении Иисуса. За это он был взят на небо. Вот почему в третьей строфе Жуковский пишет:

Весь божий мир здесь вижу я.
И славит Бога песнь моя.

По другим поверьям ангелы держат жаворонка на руках и он зимует в небе. Но, как только ударяют первые молнии, небеса открываются и ангелы отпускают жаворонка в полет. По стихотворению, жаворонок уже парит в небе, это значит, что молнии уже ударили, значит, весна пришла. Состояние птицы описывается, как легкое, светлое, счастливое и спокойное. Он как будто сам выступает в роли ангела – ему «радушно» на небесах, он восхваляет Бога и «воздушно» парит в небе.

Если остановиться подробнее именно на песне, то во второй строфе жаворонок сообщает о том, что он поет «приход весны». Однако в третьей строфе птица говорит, что «славит бога». Получается, песнь одна – и о весне и о Боге. Вот еще одно доказательство того, что смысл стихотворения очень глубокий – победа жизни над смертью чувствуется с первых строчек (примеры уже приводились) и завершается в последней. Ведь Иисус тоже воскрес, тем самым победив смерть.

В стихотворении встречаются эпитеты: тонкий пар, ранняя песня, божий мир. Метафора – молодая весна. Олицетворение – приход весны.

Часто повторяются согласные звуки «С», «Р», «Л», – используется аллитерация. Ассонанс тоже есть – повтор «А», «Е», «И», «О».

Стихотворение В. Жуковского наполнено очень глубоким смыслом, который можно прочесть между строк. А используемые средства выразительности делают текст ярче и понятнее читателю.

Читать по плану

Картинка к стихотворению Жаворонок

Популярные темы анализов

Стихотворение настраивает на философский лад. В мире господствуют материальное и духовное. Добро и зло равноправно и безгранично. Зло объемлит человека, добро – «душа и мысль моя». Во втором четверостишии Фэт даёт объяснение, как устроено мироздание.

Увлечение Михаила Юрьевича Лермонтова английской литературой и поэзией началось в период его обучения в Московском университетском благородном пансионе, где его преподаватель, англичанин Виндсон, открыл юноше этот новый, доселе

Автором стихотворения является всеми известная Анна Ахматова. Её творение увидело свет в 1940 году. Это никак не стабильное время. Время Войны, ужасного горя, больших потерь и героического мужества. Ещё сильнее усугубляет ситуацию недавно

Марина Цветаева отличалась от остальных поэтов, то, что она писала небольшие произведения, и они, безусловно, имели смысл. Она в своих стихах всегда передавала свое душевное состояние, и это ее не отличало от остальных поэтов. Цветаева

Как правило, самыми проникновенными стихотворениями являются те, которые пропитаны болью утраты. Таким стихотворением и является «Прощание» Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Данное произведение было написано в тяжелый

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013

РОМАНТИЧЕСКОЕ ВОСПЕВАНИЕ ПРИХОДА ВЕСНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ В. А ЖУКОВСКОГО «ЖАВОРОНОК»

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным “литературным Колумбом Руси”, открывшим “Америку романтизма”, как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта “русское эхо” для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, проникновенные вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Поэтому все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы.

Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни – именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером – без бури и ненастья. Сила его изобразительности – в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют “пейзажами души”. Таким образом, все последующие попытки изображения лирического пейзажа в русской литературе были продолжением поэзии Жуковского. Он “открыл русской поэзии душу человеческую” (Г.А. Гуковский). То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству. Не только любовь и дружба, но восприятие и описание природы, пейзажа, явились предметом внутренних переживаний поэта.

К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму (“Сказка о царе Берендее”, “Спящая царевна”, “Иван-Царевич и Серый волк”, “Мальчик-с-пальчик”, “Война мышей и лягушек” и др.)

Жуковским была создана, как он сам говорил, “педагогическая поэма – книга, включавшая азбуку и арифметику: для неё были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения “Птичка”, “Котик и козлик”, “Жаворонок”). Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» — детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Одним из таких стихотворений является стихотворение «Жаворонок», написанное в 1851. (Приложение 1)

Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.

Опрос показал (15 человек), что слово «жаворонок» чаще всего вызывает следующие словесные ассоциации: прыткий, ранний, пестрый, кто встает рано, весна, снег тает, радость, пение, полевой, маленький, первый, звонкий, взмывает в небо, утренний, хрупкий.

Слово жаворонок, является стилистически нейтральным, однако оно вызывает у опрошенных радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель. Таким образом, слово жаворонок вызывает положительную оценку у носителей языка.

Переходим к построчному анализу стихотворения. По первой строке «На солнце темный лес зардел» можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками. В словаре С.И. Ожегова «зардел» стал краснеть, багроветь стать румяным.

«В долине пар белеет тонкий» мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.

Строка «И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий» дополняет картину раннего утра в сознании читателя. Значение слова « в лазури»может быть непонятно для учеников начальной школы, так как редко используется в речи. В словаре С.И. Ожегова «лазурь» означает светло-синий цвет, синеву, небесный цвет. Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю» которая говорит что первый вестник утра жаворонок. Эпитет «звонкий» передает звучание песни жаворонка.

Прочитав первую строфу, мы представляем, как восходящее солнце преображает темную картину леса, его первые лучи дарят новые краски – «белеет пар» «редеет лес». Эта картина дополняется парением в лазури неба жаворонка, звонко распевающего свою песню, которая возвещает приход нового дня.

Во втором четверостишии «Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая» поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто». Это качественное наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом. «Поет на солнышке сверкая» Поэт показывает жаворонка, радующегося наступлению нового утра, он сопровождает рассвет своим пением и сам греется в первых лучах. Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке» ярко блестит, переливается светом на солнце.

«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны» Картина преображается «Весна пришла к нам молодая» Он «голосисто с вышины» пел о приходе весны. Жаворонку хочется поделиться своей радостью с окружающим миром. «Я здесь пою приход весны» Жаворонок – вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе. Но эта фраза принадлежит не только жаворонку, но и лирическому герою. Это лирический герой, наблюдая картину раннего весеннего утра, радостно встречает весну и поет о ее приходе.

«Здесь так легко мне, так радушно, / Так беспредельно, так воздушно» Жаворонок делится с нами, своими переживаниями. «Здесь так легко мне», так радушно» это качественное наречие обозначает душевное состояние не только жаворонка, но и лирического героя. Он сердечно выражает гостеприимство к приходу весны. Открывается картина беспредельного, бескрайнего, свободного небесного мира, в котором с легкостью парит птица. Это ощущение легкости, свободы, восторга полета передается читателю, который, как и жаворонок и лирический герой, становятся частью бесконечного мира.

«Весь Божий мир здесь вижу я. / И славит Бога песнь моя!» Здесь в небе жаворонок видит всю красоту мира, «Весь Божий мир здесь вижу я» он поет об этом в своей песне. Он вестник весны, посланник Бога «И славит Бога песнь моя!» Слово «славит» означает, воздает хвалу Богу, он прославляет Бога и весь мир. Жаворонок радуется жизни, он символ легкости и божьего творения, он наслаждается жизнью и любит ее.

Стихотворение В.А. Жуковского пропитано восхищением к Божьему творению, устремленностью к небу, восторгом от утреннего полета жаворонка – символа весны, упоением его звонкой песнью – молитвой, устремленностью к Богу. Душа птицы и душа поэта, сливаясь в свободном полете, поют гимн Божьему миру, несущему торжество обновления. Так торжество природы рождает поэтическое вдохновение, и читатель вместе с героями этого стихотворения проникается чувством радости, ликования от картины утреннего полета жаворонка. В стихотворении представлена возвышенная Христианская картина мира.

В начальной школе учитель может предложить детям «Словарь настроений», (Приложение 2), в котором можно найти разные прилагательные и их лексические значения, с помощью которых дети могли бы выразить свое настроение после прочтения стихотворения.

Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова, связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие жаворонка.

Ссылка на основную публикацию