Сочинение Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое

Сочинение Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

116. (Семейная проблема) Роль отца в жизни ребенка

Роль отца в жизни ребенка – вот проблема, над которой размышляет С. Рерих.

В статье автор с восхищением пишет о своем отце, который, прежде всего, был не только замечательным художником, но и «совершенным образцом человека»: добрым и терпеливым, всегда думавшем о благополучии окружающих. Сын с чувством любви и уважения относится к своему родителю.

Отец, считает С. Рерих, – это наставник, источник великого вдохновения и счастья, мудрец, обучающий ценить «те прекрасные страницы, которые раскрывает перед нами жизнь».

Трудно не согласиться с мнение автора. Действительно, порой роль отца в жизни ребенка гораздо больше, чем кажется многим из нас, а иногда отец и вовсе занимает главнее место в воспитании детей. Многие писатели поднимают в своих произведениях этот вопрос.

Так, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу справиться со многими трудностями, с которыми пришлось столкнуться юноше. Отцовские советы научили его даже в самые критические минуты оставаться честным, верным долгу и данному слову.

В отличие от сынков богатых дворян, П. И.Чичикову, герою поэмы «Мертвые души», пришлось пробивать себе дорогу в жизни собственными усилиями, опиравшимися на нехитрый совет, которым сопроводил Павлушу бедный родитель в плавание по морю житейскому: «…больше всего береги и копи копейку». Маленьким был Павлуша в ту пору, но крепко-накрепко запомнил слова отца. Богом Павла Ивановича на всю жизнь стала «Копейка», которой «все прошибешь на свете». Вот она, сила влияния отцовского наставления!

Таким образом, могу сделать вывод о том, что роль отца в жизни ребенка и подростка, безусловно, велика.

Поделись с другом в социальной сети

Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое сочинение

Семья — это опора человека. Любовь и поддержка близких помогают преодолевать трудности. Мы не выбираем семью, в которой рождаемся. От родителей ребенок берет лучшие и худшие качества. Примером тому является герой И. А. Гончарова, Илья Ильич Обломов. Его отец был ленив и не любил заниматься делами. Наблюдая за отцом, маленький Илюша с детства повторял его манеры, а в итоге перенял образ жизни.

В воспитании ребенка важную роль играют оба родителя. Мама — это сосредоточие нежности, ласки. Она всегда приголубить и выслушает. Папа же, выступает защитником и источником мудрости. Как бы сильно мать ни любила ребенка, она не сможет заменить отца. Особенно сильно в мужском воспитании нуждаются мальчики.

Кто как ни отец научит рубить дрова, стрелять по банкам и держать удар в бою? Смотря на папу, ребенок видит в нем идеал. Для сына отец становится идеалом мужчины, к которому нужно стремиться. Для дочери — эталон будущего мужа.

Мужчина в семье всегда выступает опорой, плечом, на которое можно опереться. Издревле в мужские обязанности входило защищать и оберегать дом и родных людей. Когда у ребенка случаются неприятности в школе, разбираться придут оба родителя. Но только отец подойдет к проблеме рационально, выслушает аргументы сторон и поступит по справедливости. Если неправ был ребенок, то папа попросит извиниться и признать ошибку. Любая мать в этой ситуации будет защищать свое дитя.

Я часто вижу на улицах мужчин, гуляющих со своими детьми. Малыш идет и задает отцу миллион вопросов, на которые получает незамедлительно ответ. В интернете встречается множество видеороликов, где отцы играют с детьми, придумывая забавные игры. Порой эти игры опасны, и мама навряд ли бы их одобрила. Но в эти моменты папа становится для ребенка героем, который может все.

Путь человека тернист и труден. На нем встретится не одна преграда, и не всегда дети будут придерживаться советов родителей. Но чувствуя поддержку за спиной, ребенок будет идти к цели.

В моей жизни не было папы. Он погиб, когда мне было семь лет. Но его место занял дедушка. Все, что я знаю о математике, технике и строительстве, мне рассказал он. Дед — единственный человек, которого я слушаю, и к кому прислушиваюсь. Ему хватает одного взгляда, чтобы я успокоила свой пыл. Он стал для меня тем идеалом мужчины, который должен быть перед каждой девочкой в лице ее отца.

Дедушка любит читать, он прочел сотни книг и в детстве мне казалось, что он знает все факты о мире. Он никогда не отказывает бабушке в помощи по дому и с каким трепетом он относится к ней, так я хочу, чтобы ко мне относился мой муж. Дедушка любит пошутить и посмеяться от души. И он всегда выслушивает мои рассказы до конца. Судьба распорядилась, что у меня нет отца, но у меня есть замечательный дед.

Сочинение 2

Абсолютно счастлив в жизни тот человек, который с раннего детства воспитывался и развивался в атмосфере дружеских семейных отношений. Участниками процесса воспитания при этом должны являться и мать, и отец. Однако, если отдельно говорить о роли отца в жизни своего ребенка, то, прежде всего, нужно иметь в виду, что без него жизнь детей неполноценна. В некоторых семьях он занимает и место матери.

В судьбе каждого ребенка адаптация к любым изменениям на определенном жизненном этапе будет происходить легко в том случае, если отец служит примером для подражания своему чаду. При этом мужское поведение, мужское начало важно как для развития девочек, так и мальчиков. Каждая деталь, оставшаяся непродуманной в действии наставника, может навредить в будущем своим детям.

Особое внимание детям необходимо тогда, когда речь идет о здоровье и обучении. В таком случае со стороны отца важна и уместная похвала, и осторожная критика. С этого начинается формирование в подсознании детей, что такое хорошо, что плохо.

В традиционной семье обязанности, возлагаемые на отца, сводятся зачастую к обеспечению финансовой защищенности. Это сопровождается определенной дистанцией между членами семьи. Поэтому важно остерегаться дефицита чувств в отношениях с ребенком. Дочери важно общение и оценка отца, так как в его лице позже она будет рассматривать те черты, которые перенесет на человека, с кем в будущем захочет связать свою жизнь. Сила, представительность, мудрость – то, что сын рано или поздно попытается перенять у отца. Чтобы желаемое сходство принесло радость, нужно уметь избирать правильные методы общения, воспитания ребенка. Модель поведения взрослого человека напрямую зависит от его самооценки, которая сформировалась под влиянием главы семьи.

Среди произведений русской литературы, несмотря на годы их создания, тема отцов и детей имеет огромное значение.

Бесконечное терпение, великая всепрощающая любовь со стороны отца главного героя раскрывается на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». И хотя между поколениями существует непонимание, но время, проведенное отца с сыном с детства, бесценно. Хоть и поздно, но мудрость и понимание придут к Евгению.

Таким образом, для того, чтобы ребенок в будущем умел без вреда своему физическому и психическому здоровью справляться с препятствиями, необходима полноценная семья, в которой у каждого наставника своя роль, но образ отца в душе ребенка занимает особое место.

Также читают:

Картинка к сочинению Какова роль отца в жизни ребенка?

Популярные сегодня темы

Борис Житков посвятил детям замечательную сказку о смелости и отваге Храброго утёнка по имени Алёша. Это тот утенок, который спас несколько других утят от страха и нападения стрекозы.

Я подозреваю, что Вулич в романе для того, чтобы «оттенять» главного героя – Печорина. То есть они такие разные!

Лев Николаевич Толстой – один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом.

Данная картина, чётко выражает, радость от весточки, полученной мальчиком с фронта. По выражению окружающих его лиц, видно, что письмо получено, от близкого человека. Оно было долгожданным, и все рады за прочитанные мальчиком строки.

Услышав слово « снегопад» на душе, почему – то теплеет. То ли от того, что сразу в голове появляются какие – то размытые образы белого, пушистого, свежего и невесомо – радостного. То ли от предвкушения последствий

Роль отца в современной семье
статья на тему

В материале раскрывается тема о важности отцовского воспитания. Представлен опыт работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
rol_ottsa_v_sovremennoy_seme.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль отца в современной семье»

Я не начало жизни, не конец.

Я продолженье жизни – я отец.

Родителями не рождаются, а становятся. Каждый взрослый должен заняться собственным воспитанием и взращивать себя, как мать или отец. Ребёнку, даже если он в этом не признаётся, хочется, чтобы у него были счастливые мама и папа. Многие папы уверены, что непременно подключатся к воспитанию, когда малыш подрастёт, когда им понадобится наставник-интеллектуал, способный привить подрастающему поколению нетленные ценности и поделиться знаниями о сложных концепциях, а до этого и матери вполне достаточно. Часто женщины всячески поддерживают это заблуждение, потому что не в состоянии ослабить контроль и позволить папе разделить с мамой главенствующее место в жизни ребёнка. Правильно ли это?

Роль отца в современной семье остаётся не столько весьма сложной, но и удивительно драматичной. Семейные пары всё чаще разрушают стереотипы половых ролей в семье: всё больше отцов, засучив рукава, полностью берут на себя заботы по уходу за детьми. Опыт показывает, что в таких семьях папы справляются со всеми премудростями ухода за детьми не хуже мам. Но, невзирая на эту относительно новую динамику в семейных отношениях, наиболее распространённый сценарий остаётся всё тем же: мама, на которой всецело лежит забота о ребёнке, и папа, который неизменно оказывается на периферии семейной жизни. Такая расстановка сил не идёт на пользу ни ребёнку, ни папе.

Отец в семье! Отец – это один из первых объектов, который играет роль в идентификации ребёнка. Именно отец помогает осознать новорождённому его пол. Ты девочка! Ты мальчик! Папа для ребёнка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужчины, символ мужественности, мужского начала. Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает мальчику составить представление о себе самом и об окружающих. Отцу присуще врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты.

Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец – олицетворение дисциплины и порядка. Отец наиболее естественный источник познания о мире, труде, технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. Он может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию группового давления. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отдаления от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Отец единственный герой, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребёнка пропадает страх. Отец всемогущ и неуязвим, он может всё в глазах ребёнка. Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять себя любовь мужчины к детям, к жене, к окружающим. Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненных позиций и полоролевых позиций в обществе. Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Ребёнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен. Юноши, выросшие в семье без отца, могут отрицательно относиться к матери. У них развивается недоверие к людям, повышенная агрессивность. Девочки, воспитывающиеся в неполной семье, чувствуют недостаток мужского внимания и пытаются восполнить эту нужду ранним вступлением в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.

Для полного развития каждый мальчик должен иметь: образец для подражания, дружбу с отцом, одобрение отца, время с отцом наедине. Отец – проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша на маминых руках, к мальчику, потом к юноше. Девочке тоже нужны дружеские взаимоотношения с отцом. Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки является одобрением самой себя как достойной представительницы прекрасного пола. В возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости, как будущей женщины, в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение её действиям, способностям, внешности. Повседневное общение дочери с отцом учит её разбираться в мужской психологии, подстраиваться под неё, учит не бояться мужчин. Поэтому не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, т. к. его интеллектуальный вклад в воспитание ребёнка очень важен.

Любой отец сегодня может посетовать на недостаток времени для занятий со своим ребёнком. К тому же финансовые проблемы не способствуют становлению полноценного отцовства, заставляя мужчин работать больше и тяжелее, в надежде на повышение должности и заработной платы. Кроме того, есть ещё весомые факторы, которые осложняют процесс взаимоотношений внутри семьи: нередко это пристрастие мужчин к алкоголю, наркотикам и сексуальная распущенность. Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами – одно из важнейших направлений в нашей группе.

Разрабатывая это направление, мы пытаемся найти подход к папам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания, определить проблемы ребёнка. Совместные мероприятия помогают отцам лучше понять своих детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков, умению выражать собственные чувства в доступной для понимания ребёнка форме, любить и уважать ребёнка как личность, развивать его творческие способности и как можно больше времени проводить с семьёй. Для этого мы разработали перспективный план взаимодействия с родителями с целью повышения роли отца в семье:

  1. анкетирование;
  2. родительское собрание на тему «Какой хороший папа»;
  3. консультация «Роль отца в воспитании ребёнка» (изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания);
  4. Круглый стол «Отец – воспитатель»;
  5. конкурс поделок «Вместе с папой»;
  6. стенгазета «Лучше папы друга нет»;
  7. рисунки детей «Вот какой мой папа»;
  8. рассказы детей «Мой папа самый лучший»;
  9. рассказы пап о своих детях «Моя(й) любимая(ый) дочка(сынок);
  10. праздник с папами, посвящённый Дню защитника Отечества.

Благодаря проведённым мероприятиям у пап повысился интерес к работе детского сада. Они стали чаще приходить за своим ребёнком, интересоваться его успехами и неудачами, учиться любить и понимать своего малыша и принимать его таким какой он есть.

Роль отца в жизни ребёнка

Роль отца в семье была определена веками. Отцовский авторитет всегда был незыблемым. Существуют вечные понятия: мать – это хранительница очага, а отец – надежный крепкий защитник. Женщина создает уют в доме, теплую семейную обстановку, а мужчина – добытчик. Отец всегда служил источником авторитета, порядка, дисциплины и уверенности. Давайте поговорим о роли отца в современной семье.

Родители – это первый социальный образец, на который ребенок ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Жизненный успех человека во многом определяется тем опытом, который осваивает ребенок в семье с помощью матери и отца. От того, как ребенок воспринимает своего отца, будет зависеть его отношение к окружающему миру, будет строиться его восприятие себя – как части этого мира.

Просмотр содержимого документа
«Роль отца в жизни ребёнка»

Роль отца в жизни ребёнка.

Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает, тот у телека торчит,
Тот, бывает, обнимает теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает, что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают… И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают точка в точку, как они.
(О. Бундур

Роль отца в семье была определена веками. Отцовский авторитет всегда был незыблемым. Существуют вечные понятия: мать – это хранительница очага, а отец – надежный крепкий защитник. Женщина создает уют в доме, теплую семейную обстановку, а мужчина – добытчик. Отец всегда служил источником авторитета, порядка, дисциплины и уверенности. Давайте поговорим о роли отца в современной семье.

Родители – это первый социальный образец, на который ребенок ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Жизненный успех человека во многом определяется тем опытом, который осваивает ребенок в семье с помощью матери и отца. От того, как ребенок воспринимает своего отца, будет зависеть его отношение к окружающему миру, будет строиться его восприятие себя – как части этого мира.
Привитие сугубо мужских форм поведения происходит не только через обучение ребенка каким-либо умениям или демонстрацию ему образца поведения, но и с помощью прямой трансляции системы жизненных ценностей и взглядов на жизнь от отца к сыну. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем – как общечеловеческих, «философских» , так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов (принятие решений и действия в сложных жизненных ситуациях, организация досуга, отношение к противоположному полу, сексуальная жизнь и т. д.).

Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или на него ориентируясь, сын будет определять свое собственное поведение.

Нельзя не сказать ещё об одной особенности. В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей – материнская и отцовская любовь имеют различную природу. Мать любит своего ребенка, безусловно, и безоговорочно. А вот любовь отца нужно еще заслужить – своим поведением, успехами и достижениями. Проще говоря – папина любовь предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации.

Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина – в соответствии с ожиданиями общества.

Еще одна чрезвычайно важная функция отца – организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом. Нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.

Отличается подход родителей к наказаниям детей. Отцовские наказания бывают строже и длительнее материнских, отец реже идет на уступки или смягчение принятых решений о наказании. В этом, кстати говоря, проявляются и меньшая психологическая гибкость, и больший консерватизм отцов. Однако, как это ни парадоксально, подобные методы воздействия отца воспринимаются сыновьями более лояльно, чем, если бы они исходили от матери. Возможно, на каком-то интуитивном уровне мальчики понимают необходимость таких наказаний. Отцовская строгость нужна мальчику – так он получает первые уроки взаимодействия с мужским сообществом, где часто правят законы, не отягощенные излишней гуманностью. Поэтому строгость отцовских наказаний бывает оправдана. Однако здесь важно разделять строгость, жесткость воспитательных воздействий и жестокость.

Наверное, главным отличием жесткости в наказаниях от жестокости будет являться уважение к личности сына. Наказание, связанное с унижением личности, никогда не достигнет воспитательной цели, никогда не приведет к положительному результату и ничем не может быть оправдано. Ведь такое наказание – это просто издевательство. В этом смысле даже физическое наказание, проведенное без унижения, будет иметь больший положительный эффект по сравнению с какой-либо желчной насмешкой над сыном. Поэтому в следующей фразе запятую каждый из вас поставит самостоятельно.

Жалеть нельзя наказывать.

Хотелось бы сказать несколько слов о результатах исследования, которое провела наша психологическая служба. По результатам опроса мы получили:

образ отца в восприятии детей имеет позитивную направленность, они характеризуют своего папу как доброго, веселого, любящего пошутить, отзывчивого человека. Высказывания детей об отце: «папа очень веселый и добрый человек», «мне в нем нравится характер», «мой отец добрый» встречаются практически в каждой работе.
Даже тогда, когда дети отмечали об отце, что он «много пьёт», «с мамой ругается», «работает не на престижной работе», «мало бывает дома», они всё равно писали что любят его.

Практически 100% детей отмечают, что отцовское эмоциональное отношение к детям имеет позитивную направленность, несмотря на то, что мало времени проводят вместе, не живут вместе.

Особо хочется отметить группу детей, где дети не знают своего отца, отношение сохраняется к нему положительное, хотя с явной долей обиды.

«Думаю, что ты хороший человек, иначе в кого я такая…», «в глубине души я очень тебя люблю, хоть ты нас и бросил…»
Вот некоторые высказывания детей:

«Люблю отца, скучаю по нему, не хватает его».

«Часто вспоминаю его».

«Любил отца больше, чем маму».

«Я его люблю таким, какой он есть».

«Я тебе помогала, все делала, а ты всё равно ушёл. Скучаю по нему, люблю папу».

33% детей выделили некоторые значимые роли мужчины-отца в семье: воспитательные, хозяйственно-бытовые. Есть высказывания о том, что:

«папа в семье самый главный, потому, что он кормит всю семью»

«Он нам всем помогает и очень нам нужен»

«Главное для отца, чтобы семья была сыта и одета»

«ты делаешь всё, что бы ни в чём не нуждались».

78% – это наибольшее количество детей, которые положительно высказались о совместном времяпрепровождении с отцом (игры, прогулки, совместный труд, хобби, помощь и проверка уроков, соблюдение здорового образа жизни, закаливание, бег, ранний подъем, формировании мужских качеств).

56% детей преимущественно давали деятельностные характеристики взаимодействия с отцом: «Отец учил меня коммунизму», «Вместе машины ремонтировали, гулял со мной», «Играем по вечерам», «Папа помогает мне во всем, о чем я его попрошу», «С братом ходил на рыбалку, играл», «Отец никогда не оставлял меня, смешил, играл, помогал в учебе».

87% охарактеризовали эмоциональные контакты с отцом. Дети отмечали:

«С папой весело и радостно».

«Он говорит: слез не показывать».

«Нравилось ходить с ним гулять, кататься».

«Играть с ним нравилось».

«Просто быть с тобой»

67% детей высказывали свои ожидания от отца, каким они хотели бы его видеть, что хотели бы пожелать отцу. Так, например, дети говорили: «Хочу быть всегда с ним», «Меня огорчает, когда он болеет или не в своем настроении», «Я не хотела бы в нем ничего менять», «Хочу пожелать ему здоровья, успехов в работе и в жизни», «Хотела бы, чтобы был отец, но чтобы он не пил и не курил, был добрым», «Хотел бы жить с отцом, хотел бы, чтобы он не пил, работал на нормальной, престижной работе», «Люблю тебя больше жизни».

Так ли важен отец?

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для будущей жизни мальчика.

Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.

Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.

Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:

он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык «маменькиного сынка», только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;

мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;

его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.

Корни всех этих затруднений обычно лежат в том, что в соответствующие моменты развития сына отец не уделил необходимого внимания его воспитанию, посчитал ненужной простую искреннюю беседу с сыном либо, что чаще всего случается, на это просто не хватило времени. В современном мире отцы семейств часто видят свой долг в обеспечении материального благополучия семьи – и это ни в коей мере нельзя считать неверным. Проблема заключается в том, что только этим роль отца в семье, тем более – в воспитании мальчика, не ограничивается. Недостаток материальных средств воспринимается очень болезненно, но отсутствие отцовского воспитания может иметь просто катастрофические последствия для будущей жизни детей. Именно поэтому при всех трудностях и невзгодах любящий отец должен помнить, что счастье его ребёнка зависит не столько от тех материальных средств, которые отец в него вложил, сколько от того, насколько эффективно он, отец, справлялся со своими воспитательными функциями.

Ласкает малыша отец, играет, забавляет.
Что жизнь готовит малышу? Отец, увы, не знает.
Какие трудности судьба на путь ему положит?
Не знает… Но подготовить к ним он сына уже может!

Сочинение на тему: “Роль родительского наставления в жизни человека”

Для раскрытия темы «Роль родительского наставления в жизни человека» сочинение может опираться на примеры из произведений классиков.

Для декабрьских сочинений рассмотрим влияние матери и отца на развитие ребёнка как личности, когда приобретённый родителями жизненный опыт помогает взрослеть их детям и осуществляется ли это через наставления.

Аргументы к сочинениям будем брать из русской литературы, изучаемой в школьном курсе.

Роль родительского наставления в жизни человека

Что означает – «наставление»? По словарю Д. Н. Ушакова этим словом называют «назидательное, нравоучительное указание».

Ещё древнекитайским мыслителем Конфуцием в его книге «Суждения» говорилось о человеческих обязанностях: доброте отца, почтительности сына, благосклонности старших и послушании младших.

Мудрец считал всё это основой человеколюбия. По его мнению, здоровье общества зависит от правильного порядка отношений в семье.

О роли наставлений отца и заветов матери говорится и в притчах Соломона, входящих в текст Библии. «Притча» была создана с целью познания мудрости и наставления, усвоения правил благоразумия. При прочтении текста юноши могут получить знания и рассудительность, мудрые – приумножить знания, разумные – найдут мудрые советы.

В пословице русского фольклора говорится: «Послушному сыну отцов приказ не ломит спину». Там же есть: «Родительское слово мимо не молвится».

Дошли до нашего времени и высказывания из древнерусской литературы о законе жизни, гласящем, что «дети и родители должны заботиться друг о друге». А фраза: «Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься» говорит о роли родительского наставления в воспитании.

В связи с тем, что в наше время происходит замена жизненных ориентиров, молодые люди нуждаются в наставлениях, которые, прежде всего, прививают нравственные принципы. Часто молодёжь отказывается от советов старшего поколения, что приводит к отрицательным последствиям.

Если бы подростки воспринимали поучения из художественных произведений, слушали наставления родителей, то можно было бы избежать множества жизненных ошибок.

Особенно помогают советы в подростковом возрасте. Именно в это время, находясь в тяжёлом психологическом состоянии, подросток нуждается в чьём-то напутствии. Ему необходима стабильность и основа, на которые можно было бы опереться.

А важно ли получить наставления от семьи в более старшем возрасте? Конечно же, при решении важных вопросов жизненный опыт и пример родителей играет большую роль.

Роль отца в жизни ребенка

Отец в семье всегда был опорой для своих детей и примером для подражания.

Так, подражая своему отцу, герой романа И. А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич стал таким же ленивым философом, как и его родитель. Отец главного героя либо откладывал дела на потом, либо делал всё поверхностно, с ленцой.

Автор называл главным делом Обломова хождение из угла в угол, что передалось ему по наследству. Расплатой за отцовское воспитание, а в этом случае его отсутствие, стало взросление героя как никчёмной, не состоявшейся личности.

Другой образ отца мы видим в произведении русской классики в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». На воспитание Петра Гринёва, главного героя, повлиял его родитель – Андрей Петрович Гринёв.

Благодаря ему были сформированы взгляды и характер настоящего офицера с высокими морально-волевыми качествами. Для Петра Гринёва важным было напутствие родителя, которое отец дал сыну на прощание.

Народная пословица, ставшая эпиграфом к роману, определяет главное, чему учил героя его отец – «Беречь честь смолоду». Андрей Петрович советует сыну служить верно тому, кому присягнёшь. Советует не гоняться за лаской, не напрашиваться на службу и не отговариваться от службы.

В трудные минуты герой остаётся честным и порядочным человеком. Пётр Гринёв сохраняет верность присяге, заступается за честь героини, показывает себя достойным приемником родителя.

События, описанные в романе, подтверждают, что принципы чести, сформированные под влиянием отца, помогли герою стать счастливым.

Роль матери в жизни ребёнка

Не менее важным в жизни ребёнка является влияние мамы, первого учителя, воспитателя, друга и помощника. От её роли зависит, каким сформируется характер и какой будет судьба её детей.

Не зря в древнерусской литературе есть высказывание: «Дурной рыбак – дурные сети, дурная мать – дурные дети».

Мамы не поучают, они своим отношением, своей любовью обеспечивают комфорт и спокойствие, показывают пример взаимоотношений как в семье, так и в окружающей среде. Помогают они и в определении жизненных ценностей при помощи личного примера.

Для каждой мамы настоящее сокровище – это её дети. И самоё большое наказание для неё, когда она понимает, что ребёнок не оправдал её надежд. Часто по этой причине матери чрезмерно опекают детей.

Пример этого мы видим в романе И. А. Гончарова «Обломов». Постоянная опека матери, исполнение любого желания родного сына, попытки исключить из его жизни трудности, способствовали формированию апатичного, вялого и ленивого Ильи Ильича.

Примеры родительского наставления в литературе

Примеры, описанные в литературных произведениях, говорят о том, что родительское наставление формирует не только личность и характер ребёнка, но и оказывает влияние на его дальнейшую судьбу.

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанной в 18 веке, затрагивается актуальная на сегодняшний день тема – воспитание у детей чувства долга перед своей родиной.

От Стародума, дяди и опекуна главной героини Софьи, мы слышим наставления в виде правил, принципов, нравственных законов, помогающих человеку стать «любочестивым». Он учит племянницу отличать подлинное от мнимого, наружный блеск от внутреннего достоинства.

Высказывания опекуна звучат и сейчас как афоризмы. Например, если будешь иметь сердце и душу, то будешь человеком во всякое время. Он считал главной целью всех человеческих знаний благонравие. Софья считает, что наставления дядюшки составляют всё её благополучие, они помогают ей отличать «злых» людей и вызывают желание показать им низость их душ.

Второму главному герою – Митрофанушке наставления даёт его невежественная мать, отрицающая пользу от учения. Она считает, что образование должно быть только для вида, а главное в жизни – это наличие денег и высокого положения в обществе.

Митрофанушка вырастает бездельником и самолюбивым человеком, невоспитанным и ленивым, циником и грубияном. Он даже к матери относится без должного уважения и отмахивается от неё, как от назойливой мухи. Митрофанушка не имеет понятия ни о каком чувстве долга даже перед своими родителями.

Автор комедии показывает, как неправильное воспитание родителей калечит человека, им показаны «злонравия достойные плоды».

На примере главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Алексея Молчалина можно увидеть, как наставления отца помогли ему добиться успеха, но способствовали появлению отрицательных черт характера.

Главным советом было пожелание «угождать всем людям без изъятья». Быть угодным любому, начиная от хозяина дома и начальника на службе и заканчивая собакой дворника. Алексей Молчалин – человек, обладающий лицемерием, стремлением понравиться всем окружающим. Перед читателями предстаёт льстивый и подлый тип, к тому же неприятный своим подхалимством.

Ещё один отрицательный герой описан в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» – Павел Чичиков. Он отличается своим бессердечием, лицемерием, подхалимством. У Чичикова нет друзей, всего себя он отдаёт «копейке». Таким его сделали слова отца, его наставления.

Всё, чему учил Чичикова родитель, сводилось к деньгам, наживе и умению беречь и копить «копейку», как самую надёжную на свете вещь. По его мнению, и людей нужно выбирать только нужных и полезных. Такие наставления способствовали воспитанию человека без моральных качеств, афериста без принципов.

Приятно читать об отношениях отца и сына в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский встречается с родителем – Николаем Болконским перед отъездом на фронт. Сдержанность обоих не может скрыть их любовь и уважение друг к другу.

Старший Болконский предстаёт перед читателями человеком чести, справедливым и благородным человеком. Таким же мы видим и младшего Болконского. Настоящий офицер, а не прислуживающий другим; патриот и порядочный, справедливый человек. Основа поведения Андрея внушена отцом, его личность была сформирована в семье с детства.

Анализируя произведения русской литературы, можно увидеть, как повлияли родительские наставления на формирование характера героев и на их дальнейшие судьбы. В наше время, к сожалению, ослабевают семейные связи, а значит, реже младшие прислушиваются к наставлениям старших.

При написании итогового сочинения в декабре и при подготовке к ЕГЭ пришлось обратить внимание на эту важную тему. И как вывод, появилась мысль о том, каким родителем нужно быть для своих детей.

Главное в их воспитании не поучения, а жизненный пример. На неразрывную связь поколений влияет принятие и усвоение опыта старших, который должен быть полезным и должен играть положительную роль в судьбе младших.

Итоговое сочинение на тему «Отцы и дети». Аргументы, примеры

Все, что необходимо для подготовки к направлению “Отцы и дети”. Пример итогового сочинения. Аргументы. Список произведений. Примерные темы. Цитаты для эпиграфа.

Итоговое сочинение по направлению «Отцы и дети» (пример) (396 слов)
ВступлениеКонфликт поколений – вечная проблема, волнующая человечество. К сожалению, людям, которых разделяет всемогущее время, непросто найти общий язык, и это повторяется из века в век. Многие авторы русской и зарубежной литературы писали об этом в своих книгах и выработали методы решения этого конфликта. Посмотрим, можно ли помирить отцов и детей, когда разрыв уже сделал трещину в семейных отношениях?
Аргумент 1В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои стали жертвами вечного конфликта поколений. Евгений Базаров приехал в Марьино вместе со своим другом и сразу же вызвал неудовольствие одного из хозяев дома, Павла Петровича Кирсанова. Автор описывает различие между ними, говоря об их руках: у одного они очень ухоженные и белые, а другой своими красными и мозолистыми руками вызывает только брезгливость. Состояние рук передает образ жизни мужчин. Если старшее поколение привыкло к светским манерам, праздной аристократичности и ученым беседам, то новое поколение – это люди дела и труда. Базаров презирает Кирсанова-старшего за ленивое прозябание в усадьбе и чванство, а его оппонент раздражен грубостью и категоричностью гостя. Решился ли их конфликт? Да. Столкновение привело к развязке, и герои стали более понимающими людьми. Павел Петрович разрешил мезальянс брата и уехал, решив что-то изменить в своей бессмысленной жизни, а Евгений осознал, что чувства – не порок человека, а то, без чего он не сможет жить.
Аргумент 2В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» конфликт поколений особенно ярко выделяется в семье Болконских. Князь деспотично и грубо обращается с детьми, пытаясь навязать им свои взгляды и убеждения. Он холоден и резок с сыном, но больше всего достаётся Марье. Она кротко и нежно заботится об отце, а взамен получает лишь упреки. Эти бытовые разногласия имеют под собой более глубокий подтекст. Старик злится, потому что его время прошло, а перемены он принять не готов. Видя независимость сына и тихий, но упорный протест дочери, он осознает, что теряет власть над ними, что семья отныне изменится. Он пытается удержать прошлое, но на смертном одре признает свою неправоту. Герой отлично воспитал детей, но им не хватило его любви, и он горько об этом жалел, прощаясь с Марьей. Разрешился ли их конфликт? Да. Но к примирению они пришли позже, чем стоило бы.
ЗаключениеТаким образом, конфликт поколений неизбежен, ведь времена меняются, как и люди. Однако его можно разрешить, прийти к взаимопониманию, но это возможно лишь тогда, когда обе стороны выскажутся прямо и честно, без лести и недомолвок. Не надо бояться спора, ведь именно в нем отцы и дети отыщут истину, которая всех примирит.
Итоговое сочинение на тему «Отцы и дети». Аргументы, примеры, произведения.
СоветыОтношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.
О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)

Примерные темыПредлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

В чем заключается конфликт между поколениями?
Почему разные поколения не понимают друг друга?
Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
Почему конфликт отцов и детей вечен?
Почему отцы всегда поучают детей?
Почему нужно уважать старших?
К чему ведет конфликт отцов и детей?
Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
Что такое преемственность поколений?
Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведенийПримерный список литературных произведений по направлению “Отцы и дети”:
А.Н. Островский, «Гроза»;
Л.Н. Толстой «Война и мир»;
Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
И.А. Гончаров, «Обломов»;
В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
А.П. Чехов “Вишневый сад”;
Б. Васильев “Завтра была война”.
АргументыИ.С. Тургенев. “Отцы и дети”
В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”
Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов. “Горе от ума”
Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”
Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин. “Станционный смотритель”
Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский. “Телеграмма”
Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

С. Есенин. «Письмо матери»
В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой. “Война и мир”
В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский. “Гроза”
В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.

А. П. Чехов «Вишнёвый сад»
В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

Читайте также:  Что такое «бегство от реальности»? Итоговое сочинение
Ссылка на основную публикацию