Басня Толстого Муравей и Голубка

Олимпиадные задания по литературному чтению для 1 – 4 классов

Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 45 минут. Состоят из 10 вопросов, которые направлены на знание пословиц, произведений соответствующих их возрасту. Также ученики должны хорошо отличать фольклорные жанры.

Олимпиадные задания по литературному чтению 1 класс

1. Отгадайте загадки:

Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.

Появилась девочка в чашечке цветка
А была та девочка чуть больше ноготка.
Кто читал такую книжку
Знает девочку – малышку.

2. Кому принадлежат эти вещи?

– золотой ключик ________
– хрустальная туфелька __________
– разбитое корыто __________

3. Ответь на вопросы

1) Как звали собаку из сказки “Репка”?
2) Как звали девочку, которая пошла гулять и заблудилась и попала в дом медведей _________
3) Сколько сестер было у Золушки _________
4) В какой сказке посуда перевоспитала хозяйку _________

4. Главный герой сказки “По щучьему Велению”:

а) Иван
б) Федор
в) Емеля

5. Расшифруй название сказки

Лобокок ______
Коромоз ______
Кашузол ______

6. Кто написал стихотворение “Где обедал воробей?”

а) Агния Львовна Барто
б) Самуил Яковлевич Маршак
в) Сергей Владимирович Михалков

7. Соедини выражения с близким по смыслу словом

Водить за нос мешать
Делать из мухи слона медленно
Вставлять палки в колёса обманывать
В час по чайной ложке преувеличивать

8. Работа с текстом. Прочитай рассказ

Мышки
Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки маленькие, зубки острые, шубки серенькие, ушки кверху торчат.
Думают мышки, как бы сухарь в норку протащить.
Ох, берегитесь, мышки! Тут Васька недалеко гуляет. Уж он вам шубки порвёт, хвостики помнёт. Будете знать!

Ответьте на вопросы:

1) Что хотели сделать мышки? (Подчеркни правильный ответ)
Поиграть
Похвастаться своими шубками.
Протащить сухарь в свою норку.

2) Кто такой Васька?
Мышонок.
Кот.
Хозяин дома.

3) Какие глазки у мышат?
Чёрненькие.
Серенькие.
Зелёненькие.

9. Зачеркни родственников

Сын, студент, дедушка, девочка, папа, мама, мальчик, тётя, дядя, старик, племянница, ребёнок, дочь, юноша, брат, сестра, бабушка, внук, взрослый, подросток, врач, няня, внучка, воспитательница.

10. Впиши правильный ответ

1) Назовите хоть одну сказку – цепочку .
2) Придумай рифму к слову НОЧКА – .
3) Как нужно читать скороговорку? .
4) Вставь нужное слово в стихотворение
Раз, два, три
Полетели . (слоны, комары, вертолёты)

Ответы к олимпиаде для 1 класса

1. Максимально: 8 баллов, за каждый правильный ответ 2 балла.
Доктор Айболит, Буратино, Чиполлино, Дймовочка

2. Максимально: 3 балла, за правильный ответ 1 балл.
Буратино, Золушка, старуха

3. Максимально: 4 балла, за каждый правильный ответ 1 балл.
Жучка, Маша, 2, “Федорино горе”

4. Максимально: 1 балл.
Емеля

5. Максимально: 6 баллов, за 1 правильный ответ 2 балла.
Колобок, Морозко, Золушка

6. Максимально: 1 балл.
С. Я. Маршак

7. Максимально: 8 баллов, за каждый правильный ответ 2 балла.
Водить за нос – обманывать,
Делать из мухи слона- преувеличивать,
Вставлять палки в колеса – мешать,
В час по чайной ложке – медленно.

8. Максимально: 6 баллов, за каждый правильный ответ 2 балла.
1) Протащить сухарь.
2) Кот.
3) Черненькие.

9. Максимально: 13 баллов, за правильный ответ 1 балл.
Сын, дедушка, папа, мама, тетя, дядя, племянница, дочь, брат, сестра, бабушка, внук ,внучка

10. Максимально: 8 баллов, за каждый правильный ответ 2 балла.
Ответы детей

Олимпиадные задания по литературному чтению 2 класс

Максимальное количество баллов: 31

1. Отгадай загадку, напиши отгадку
Если бы не было его, не сказал бы ничего

2. Напиши имя героя, о котором идет речь
Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек есть она,
А в ней герой-мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной.

3. Восстанови пословицу. Вставь пропущенные слова
Из мухи делают _________.
Чует _________ чье мясо сьела.
Как _________ ни корми, он все в лес смотрит.
Слово не _________, вылетит – не поймаешь.
Яйца _________ – не учат.

4. Кто это? Вспомни и напиши
– Хозяйственный кот из Простоквашино _________
– Бесстрашный пудель защищавший Мальвину _________
– Курочка, несущая золотые яйца _________
– Самый лучший друг Винни-Пуха _________
– Самый добрый крокодил _________

5. Прочитай басню Л.Н. Толстого “Муравей и Голубка”. О ком или о чем это басня? В чем основной ее смысл?

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку, она увидела – муравей тонет, бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу, охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

6. Из данных слов составь пословицу и запиши ее
Труд, портит, человек, портит, лень, кормит, а

7. В каком определение говорится, что такое СКАЗКА? Обведи правильный ответ

а) повествовательное произведение о вымышленных событиях и лицах, зачастую с участием волшебных, фантастических сил.
б) рассказ исторического или легендарного содержания.

8. Подчеркни названия малых фольклорных жанров
Повесть, потешка, частушка, сказка, пословица, загадка, рассказ

9. Исправь ошибки в пословицах
1. в гостях хорошо, а дома хуже.
2. ус хорошо, а два лучше.
3. дыма без коня не бывает.

10. Вспомни и запиши названия всех известных тебе произведений (не менее двух)
Рассказ __________________________________
Сказка ___________________________________

Ответы к олимпиаде по литературному чтению для 2 класса

1. Максимально: 1 балл.
язык

2. Максимально: 2 балла.
“Чиполлино”

3. Максимально: 5 баллов.
слона, собака, волка, воробей, курицу.

4. Максимально: 5 баллов.
Шарик, Артемон, Ряба, Пятачок, Гена

5. Ответы детей.
Макисмально: 4 балла

6. Максимально: 2 балла.
Труд кормит, а лень человека портит.

7. Максимально: 2 балла.
а)

8. Максимально: 4 балла.
Потешка, частушка, загадка, пословица

9. Максимально: 3 балла.
Лучше, один, огня

10. Максимально: 4 балла.
Ответы детей

Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже

Читаем дома с мамой. Для детей 6 7 лет (9 стр.)

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Юрий Коринец
ДРУЖБА

Много лет тому назад
Посещал я детский сад.
Там однажды, как-то вдруг,
У меня нашёлся друг.
Если нужно есть варенье –
Друг с охотой помогал,
А учить стихотворенье –
Друг куда-то убегал!
Дом построить из песка –
У него болит рука.
А как только дом готов –
Друг опять совсем здоров!
Я тогда был очень мал,
Я ещё не понимал,
Что такое дружба,
Что для дружбы нужно…
Что, коль друга ты обманешь,
Другом быть ты перестанешь:
Не с кем будет веселиться,
Не с кем будет поделиться
Радостью и горем,
Лесом, пляжем, морем.
Книгою, вареньем
И стихотвореньем!

Валентина Осеева
СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

• Почему Лена не взяла карандаш у Кати?

• Делишься ли ты со своими друзьями? Чем?

Яков Аким
ЖАДИНА

Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке,

Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве-
ло-
си-
педе,

Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится –
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!

Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовёшь его.

Поэтому –
Честно, ребята, скажу –
С жадными
Я никогда
Не дружу!

• А ты всегда делишься со своими друзьями и родственниками?

• Можно ли дружить с жадиной?

• Вспомни сказку про жадину.

Валентина Осеева
ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА

Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

– Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!

Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок!

Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:

– Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам!

Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.

Согласилась соседка – дала курочку, взяла петушка.

Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день – свежее яичко несёт.

– Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко!

Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, пёрышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:

– Отдай мне твою уточку – я тебе свою курочку отдам!

Услыхала курочка, опустила пёрышки, опечалилась, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.

Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться. Девочка плывёт – и уточка рядышком.

– Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко – в речке дно глубоко!

Выйдет девочка на бережок – и уточка за ней. Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:

– Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка – возьми мою уточку!

Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял её сосед, сунул под мышку и унёс.

Погладила девочка щенка и говорит:

– Был у меня петушок – я за него курочку взяла; была курочка – я её за уточку отдала; теперь уточку на щенка променяла!

Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.

– Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.

Проснулась девочка – никого у неё нет!

• Почему в конце концов девочка осталась одна?

Эмма Мошковская
ТРУДНЫЙ ПУТЬ

Я решил,
и я отправляюсь.
Я иду
в этот трудный путь.
Я иду
В соседнюю комнату,
где молча
сидит моя мама.

И придётся
открыть дверь.
И сделать шаг…
И ещё…
И ещё, может, десять,
Десять шагов!

Читайте также:  Басня Толстого Белка и волк

И тихо
к ней
подойти,

• Почему это стихотворение так называется?

• Трудно ли просить прощения за свои ошибки?

Валентина Осеева
ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!

– А ты где его потерял? – спросил Миша.

– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.

– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

• Кто из мальчиков оказался настоящим другом?

• Как должен поступать настоящий друг?

• Расскажи о своём друге.

Евгений Пермяк
САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!

• Как ты думаешь, страшно ли остаться одному, без друзей?

• Как нужно относиться к друзьям, чтобы не остаться одному?

Валентина Осеева
РЕКС И КЕКС

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:

– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.

– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.

Мальчики поссорились. Витя ушёл за другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.

– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись за одну парту.

– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за неё схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся.

• Действительно ли мальчики получили по двойке из-за собаки?

• Стоит ли ссориться с друзьями по пустякам?

Лев Толстой
МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Басня

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

• Подходит ли басне пословица: “Друг познаётся в беде”?

• Расскажи какой-нибудь случай, когда тебе в трудной ситуации помог твой друг.

Басня Толстого Курица и Ласточка

Лев Николаевич Толстой

Вторая русская книга для чтения

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Осел в львиной шкуре

Осел надел львиную шкуру, и все думали – лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Курица и ласточка

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:

«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

Индеец и англичанин

Индейцы взяли на войне в плен молодого англичанина, привязали его к дереву и хотели убить.

Старый индеец подошел и сказал: «Не убивайте его, а отдайте мне».

Старый индеец отвязал англичанина, свел его в свой шалаш, накормил и положил ночевать.

На другое утро индеец велел англичанину идти за собой. Они шли долго, и когда подошли близко к английскому лагерю, индеец сказал:

«Ваши убили моего сына, я спас тебе жизнь; иди к своим и убивай нас».

Англичанин удивился и сказал: «Зачем ты смеешься надо мною? Я знаю, что наши убили твоего сына: убивай же меня скорее».

Тогда индеец сказал: «Когда тебя стали убивать, я вспомнил о своем сыне, и мне стало жаль тебя. Я не смеюсь: иди к своим и убивай нас, если хочешь». И индеец отпустил англичанина.

Ланчук [1] сказал раз оленю:

«Батюшка, ты и больше и резвее собак, да еще и рога у тебя огромные на защиту; отчего же ты так боишься собак?»

Олень засмеялся и говорит:

«Правду говоришь, дитятко. Одна беда: как только услышу собачий лай, не успею подумать, а уж бегу».

Один мужик занялся торговлей и так разбогател, что стал первым богачом. У него служили сотни приказчиков, и он их всех и по имени не знал.

Пропало раз у купца двадцать тысяч денег. Стали старшие приказчики разыскивать и разыскали того, кто украл деньги.

Пришел старший приказчик к купцу и говорит: «Я вора нашел. Надо его в Сибирь сослать».

Купец говорит: «А кто украл?» Старший приказчик говорит:

«Иван Петров, сам признался».

Купец подумал и говорит: «Ивана Петрова надо простить».

Приказчик удивился и говорит: «Как же простить? Этак и те приказчики то же будут делать: все добро растаскают». Купец говорит: «Ивана Петрова надо простить: когда я начинал торговать, мы с ним товарищами были. Когда я женился, мне под венец надеть нечего было. Он мне свою жилетку дал надеть. Ивана Петрова надо простить».

Так и простили Ивана Петрова.

Лисица и виноград

Лисица увидала – висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

Приехали люди на остров, где было много дорогих каменьев. Люди старались найти больше; они мало ели, мало спали, а все работали. Один только из них ничего не делал, а сидел на месте, ел, пил и спал. Когда стали собираться домой, они разбудили этого человека и сказали: «Ты с чем же домой поедешь?» Он взял поднял горсть земли под ногами и положил в сумку.

Когда все приехали домой, этот человек достал свою землю из сумки и в ней нашел камень драгоценнее всех других вместе.

Работницы и петух

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

Один мужик выучился мельничному мастерству и стал делать мельницы водяные, ветряные и конные.

Потом он задумал сделать такую мельницу, чтобы не нужно было ни воды, ни ветра, ни лошадей; он хотел сделать так, чтобы тяжелый камень спускался книзу и своей тяжестью вертел колесо, и опять бы поднимался кверху, и опять спускался – так, чтобы мельница ходила сама.

Мужик пошел к барину и сказал: «Я придумал такую мельницу-самокрутку, что сама будет ходить, без воды и без лошадей; только раз завести, – она и будет ходить до тех пор, пока остановишь. Нет только у меня денег на лес да на чугун. Дай мне, барин, триста рублей денег, я тебе первому сделаю такую мельницу».

Барин спросил у мужика – знает ли он грамоте.

Мужик сказал, что не знает.

Тогда барин сказал: «Вот если бы ты знал грамоте, я бы тебе книжку дал о механике, и там ты бы прочел о такой мельнице и увидал бы, что такой мельницы сделать нельзя, что много людей ученых посходили с ума – все выдумывали такую мельницу, чтоб сама ходила».

Мужик не поверил барину и сказал: «В книгах ваших много дурно пишут. Так-то ученый машинист построил крупорушку купцу в городе, да только испортил; а я хоть неграмотный, да как взглянул, так увидал и переладил рушку – стала работать».

Барин сказал: «Чем же ты подымешь свой камень, когда он спустится?»

Мужик сказал: «Сам по колесу поднимется».

Барин сказал: «Поднимется, да ниже, а другой раз поднимется еще ниже и станет, какие ты колеса не прилаживай. Все равно, как если на салазках с большой горы съедешь – на маленькую поднимешься, а с маленькой назад на большую никак не поднимешься».

Мужик не поверил, а пошел к купцу и обещал ему сделать мельницу без воды и лошадей.

Купец дал денег. Мужик строил, строил, простроил все 300 рублей, а мельница не ходит.

Курица и ласточка — Толстой Л.Н.

Басня о том, как ласточка увидела, что курица высиживает змеиные яйца. Курица была глупая и не понимала, что не из всех яиц вылупляются цыплята.

Читайте также:  Басня Михалкова Грибы

Курица и ласточка читать

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать.

Ласточка увидала и говорит:

«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 4

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 112 раз(а)

Другие басни Толстого Л.Н.

Лгун — Толстой Л.Н.

Басня про мальчика, который стерег стадо и несколько раз просто так кричал: «Волк, помогите!» Мужики прибегали, но волка не было. Но однажды .

Теленок на льду — Толстой Л.Н.

Басня про теленка, который в коровнике на соломе ловко скакал, делал круги и повороты. А зимой, оказавшись на льду, он сразу упал и .

Галка и голуби — Толстой Л.Н.

Басня про Галку, которая увидела, что голубей лучше кормят и решила притвориться голубем. Она выбелилась и пришла в голубятню. Галка и голуби .

Все басни Толстого Л.Н.

Рекомендуем Вам прочитать

Лисица и козел — Толстой Л.Н.

Басня про козла, который захотел пить и спустился по крутому спуску к источнику, а назад вверх подняться не может. Лисица ему и говорит, что надо .

Волк и ягненок — Толстой Л.Н.

Басня про волка, встретившего ягненка у ручья. Волк стал придумывать повод, за что он должен съесть ягненка, но тот отрицал свою вину. Тогда волк .

Два товарища — Толстой Л.Н.

Перевод Л.Н. Толстого басни Эзопа. Басня про двух друзей, повстречавших лесу медведя. Два товарища читать Шли по лесу два товарища, и выскочил на .

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Крылов И.А. (31)
  • Михалков С.В. (6)
  • Толстой Л.Н. (68)
  • Басни (все) (105)

Басни по возрасту:

  • для детей 3-4-5 лет (32)
  • для детей 6-7-8 лет (105)
  • для детей 9-10 лет (82)
  • Медвежья услуга. Помощь друга в беде

    Наконец-то лесной Медведь улегся под огромный старый дуб , зарылся в листья своей берлоги и глубоко вздохнул, засыпая под первый снежок с мыслями : — Вот сейчас засну на всю зиму до самой весны ……

    Скоро Новый год!

    Белая полярная сова села на заснеженный подоконник и стала скрестись когтистыми лапами и стучать мощным клювом в морозное окно сказочно красивого дома, стоящего на окраине таежного хвойного леса. — Кто там ? – послышался мужской…

    Как снежинка взрослее стала

    Жила-была Маленькая Снежинка. Жила она в пушистом облачке, в виде капельки дождя, и ждала момента, когда ей нужно будет сформироваться в настоящую снежинку и спуститься на землю. И вот этот момент наступил. Маленькая Снежинка очень…

    Как в резиновой калоше Таракан живёт Тимоша; По утрам – салат и сыр, Перед сном — всегда кефир! Хорошо живёт в калоше Хитрый маленький Тимоша! Но друзей, как старый крот, Ну никак он не найдёт!…

    Герой нашего времени

    Лирико-психологический роман о молодом офицере царской армии Печорине, отправленном на службу в горах. Печорин — натура чувствительная и возвышенная, но эгоистичная. Предисловие Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно…

    История про юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Девушка была из богатой семьи, а юноша был беден и зарабатывал на жизнь игрой на музыкальном инструменте на торжествах у зажиточных людей. Ашик-Кериб читать Давно тому…

    В рассказе автор, как большой любитель природы и ценитель прекрасного, описывает красоту зарождения нового дня. Горы, волны моря, деревья, цветы — все вокруг радуются солнцу. Утро читать Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается…

    Дед Архип и Лёнька

    Рассказ о тяжелой судьбе нищего старика и мальчика, которые ходили по деревням и просили милостыню. Однажды они зашли в станицу на Кубани и там с ними произошли трагические события. Дед Архип и Лёнька читать Ожидая…

    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярный звонИ причитывали да присказывали.Православный народ ею…

    Казачья колыбельная песня

    Спи, младенец мой прекрасный,‎Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясный‎В колыбель твою.Стану сказывать я сказки,‎Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,‎Баюшки-баю. По камням струится Терек,‎Плещет мутный вал;Злой чечен ползет на берег,‎Точит свой кинжал;Но отец твой — старый воин,‎Закален в…

    На севере диком

    На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет….

    Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит, меж цветов,Пахарь отдыхать пороюОт полуденных трудов.Зверь, отважный, поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл, и полеСквозь туман лишь серебрит. (Илл….

    • О проекте
    • Блогерам
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

    Басня Толстого Курица и Ласточка

    (даты, события, история)

    (ввселенная, планеты, фазы луны)

    Новые статьи:

    Какими были трамваи в Выборге? Выборг трамваи.

    Причины появления депрессии.

    Орущие коты мешают спать. Онлайн игра.

    Как вывести данные из базы данных на php?

    Почему в Англии левостороннее движение?

    Как сегодня креативно используют старые ретро-машины.

    Удаление дубликатов строк из таблицы MySQL

    Что означает цвет. психология цвета. особенности. значение цвета.

    Надземное метро в Петербурге Нереализованный проект.

    Черный юмор. Ирония современного мира в картинках.

    Что такое психологические границы?

    “… но прежде чем птицы научились летать, сколько им пришлось пресмыкаться!”
    дед Мазай

    Музыка улучшает обучаемость. Наиболее эффективна легкая фоновая мелодия, особенно классическая музыка.

    Почитать интересные истории:


    Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂

    Рассказы из категории:

    Спасибо за посещение этого позитивного портала!
    Веселого вам настроения!

    Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉

    Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

    За порядком на портале следит бог портала – Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
    На портале есть много разных разделов, поэтому каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.

    Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале – безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через них.

    Онлайн чтение книги Косточка
    Лев Толстой. КОСТОЧКА. Рассказы

    Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

    — Куда ты, Филипок, собрался?

    — Ты ещё мал, не ходи, — и мать оставила его дома.

    Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

    Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую, и пошёл в школу.

    Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

    — Куда ты, пострелёнок, один бежишь?

    Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать.

    Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится.

    Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

    — Все учатся, а ты что тут стоишь?

    Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

    — Ты что? — закричал он на Филипка.

    Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.

    Филипок так испугался, что говорить не мог.

    — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.

    Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.


    — Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

    — Ну садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

    Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

    — Ну-ка сложи своё имя.

    — Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

    — Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

    Филипок осмелился и сказал:

    — Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

    Учитель засмеялся и сказал:

    — Ты погоди хвалиться, а поучись.

    С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

    Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

    Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

    За обедом отец и говорит:

    — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

    Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

    Тогда отец сказал:

    — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

    Ваня побледнел и сказал:

    — Нет, я косточку бросил за окошко.

    И все засмеялись, а Ваня заплакал.


    Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

    Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

    — Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..

    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

    Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

    Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

    Читайте также:  Басня Толстого Волк и Журавль

    Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

    Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

    ДЕВОЧКА И ГРИБЫ

    Две девочки шли домой с грибами.

    Им надо было переходить через железную дорогу.

    Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы.

    Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу.

    Старшая девочка закричала сестре:

    Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

    Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

    Старшая девочка кричала:

    А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

    Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

    Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагона, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

    Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

    Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

    Эзоп биография для детей и интересные факты

    Реальность или миф?

    В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

    Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

    Интересные факты об Эзопе

    Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

    Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

    Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

    Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

    Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

    Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

    Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

    Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

    Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

    Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.
    Понравилась статья? Поделись с друзьями!

    Жизненный путь

    Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

    ». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

    Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

    Биография

    Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

    Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.


    Эзоп на старинной гравюре

    Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

    По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.


    Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

    Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

    Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.


    Портрет Эзопа

    Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

    Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.


    Эзоп и петух

    На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

    Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

    Творчество

    Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

    Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

    Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

    Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

    Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

    Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

    Басни из переиздания основного эзоповского сборника

    • Блоха и атлет
    • Волк и пастух
    • Гиена и лисица
    • Гиены
    • Домашние голуби и дикие голуби
    • Лисица у Меандра
    • Лебедь
    • Муравей и голубь
    • Путники и ворон
    • Покупка осла
    • Попугай и ласка
    • Прометей и люди
    • Хранитель денег и Клятва
    • Цикада и лисица

    Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

    • Верблюд
    • Волк и ягненок
    • Два петуха и орел
    • Две сумы
    • Диоген в дороге
    • Диоген и плешивый
    • Дровосеки и дуб
    • Зайцы и лисицы
    • Кабан, конь и охотник
    • Комар и лев
    • Львица и лиса
    • Орешник
    • Осел и мул
    • Птицелов и куропатка
    • Сосна и терновник
    • Собака и повар
    • Собака и улитка
    • Червяк и змея
    • Человек и лев попутчики

    Басни из рукописей средней редакции

    • Волк и собака
    • Воин и вороны
    • Деревья и олива
    • Жаворонок
    • Зима и весна
    • Осел и собака
    • Собака, лисица и петух
    • Стена и клин
    • Лев, Прометей и слон
    Ссылка на основную публикацию