Басня Толстого Муравей и Голубка

Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого “Муравей и Голубка” и “Лев и Мышь”
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

В конспекте урока даётся понятие “басня”, сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 1 классе

по теме Л.Н.Толстой «Муравей и Голубка» , «Лев и Мышь».

  1. Дать начальное представление о басне: наличие иносказания, морали.
  2. Дать начальное представление о пословице как изречении, содержащем народную мудрость.
  3. Подготовить учащихся к выразительному чтению басни.
  4. Учить сравнивать сюжеты басен, персонажей басен, учить сравнивать смысл басен и пословиц.
  5. Развитие речи, логического мышления, внимания.
  6. Развитие умения работать с иллюстрацией к тексту.
  7. Воспитание у учащихся чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

– иллюстрации с изображением животных;

  1. Проверка готовности к уроку .
  1. Вступительная беседа учителя.

– Вчера на уроке мы с вами познакомились с рассказом русского писателя Льва Николаевича Толстого «Муравей и Голубка». Какую особенность этого рассказа мы отметили?

(Он короткий, но поучительный.)

– Правильно, ребята, это очень маленький , короткий рассказ, но поучительный. А чему же он учит нас, читателей?

(Этот рассказ научил нас тому, что надо друг другу помогать, а особенно, если кто-то попал в беду)

– А как называются такие короткие поучительные рассказы?

(Такие рассказы называются баснями.)

  1. Проверка чтения басни «Муравей и Голубка».

-Дома вы готовили выразительное чтение басни «Муравей и Голубка». Главными персонажами басни являются муравей и голубка. Что можно сказать о главных героях? Какие они?

(Муравей маленький, голубка по сравнению с ним намного больше его.)

– Посмотрите ещё раз внимательно на иллюстрацию учебника на странице 8 и скажите, какими там изображены и муравей и голубка?

(На рисунке оба персонажа изображены одинаковыми по размеру).

– А как вы думаете, ребята, почему? Ведь в жизни голубка намного больше муравья?

(Я дума потому, что в жизни они совершили одинаковые поступки).

4. Новая тема : басня «Лев и мышь» Л.Н.Толстой. Чтение басни учителем.

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней этого мудрого русского писателя. Она называется «Лев и мышь».

– Откройте учебники, прочитайте название басни и подумайте, кто будут главными персонажами басни?

(Я думаю, что лев и мышь).

  1. Физпауза.
  2. Обсуждение прочитанного .

– Вы совершенно верно назвали персонажей басни: это лев и мышь. Посмотрите, какие они разные по размеру. Кто из них сначала попал в беду и как?

(Сначала в беду попала мышь. Она пробежала по телу спящего льва, лев проснулся, поймал её.)

– Что стала делать мышь? Как об этом сказано в тексте?

(«Мышь стала отмаливать»).

– А что значит «отмаливать»?

(Просит отпустить её, пожалеть, помиловать).

– Найдите в тексте слова мыши и прочитайте их.

(«Пустишь – и я тебя помилую»).

– Тогда лев засмеялся и отпустил её. Как вы думаете, почему лев засмеялся, когда услышал, что мышь обещает ему милость?

(Лев – большой, а мышь – маленькая. Он не мог представить, как она такая маленькая может помочь ему.)

– Но тем не менее, ведь мышь сумела ему помочь. Как это произошло? Кто из вас запомнил?

(Однажды охотник поймал льва и привязал его к дереву верёвкой).

– Как мышь помогла льву? Найдите в тексте слова и прочитайте.

(«Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку…»

– Правильно, подчеркните в тексте эти слова карандашом. Итак, в этой басне Л.Толстой рассказал о льве и мыши, а в чём он хотел убедить нас, читателей?

(Помогать друг другу, не забывать добро).

  1. Сравнительный анализ басен «Муравей и Голубка» и «Лев и мышь».

– А теперь прочитайте задание №1 на странице учебника. Перед цифрой задания стоит значок, на котором нарисован колокольчик. Он обозначает задачу урока. Таким образом задача урока: сравнить эти две басни. Читаем дальше, что значит «сравнить»?

(Сравнить – это значит определить, что общего в этих баснях и чем они отличаются).

-Начнём с текстов басен. Какие они?

(Они короткие, но поучительные).

-Какие персонажи в каждой басне?

(В каждой басне персонажи противоположные по силе и по размеру).

– Совершенно верно. А что общего?

(Несмотря на различия по силе и размеру, они друг другу помогают, совершают одинаковые поступки).

– Итак, начнём сравнение басен с общих черт:

– обе басни короткие, небольшие рассказы;

– обе басни учат помогать друг другу;

Получается, что персонажи басни разные, но обе басни выражают одну мысль, обе учат помогать друг другу, не забывать добро.

– В учебнике помещены пословицы. Напомните, что такое пословица.

(Пословица – это короткое изречение, обычно всего одно предложение. В этом изречении запечатлён народный опыт, представление о жизни. Пословица имеет прямой и переносный смысл).

– Прочитайте ещё раз пословицы. Подходят ли они к басне «Лев и мышь»?

(Да, подходят к этой басне).

– Вы считаете, что эти пословицы подходят к обеим басням. А как вы думаете, почему так получилось, что к двум разным басням с разными персонажами подходят одни и те же пословицы?

(Я думаю потому, что эти пословицы выражают одинаковую мысль двух разных басен, а именно мысль о помощи друг другу).

– Совершенно верно. Басни с разными персонажами, а пословицы подошли и к первой и ко второй басне, так как они выражают основную мысль басен.

– Что сегодня на уроке мы с вами делали?

(Читали и сравнивали басни, вспомнили, что такое пословица, работали с иллюстрацией к басне.)

Дома вам нужно будет найти книжки с другими баснями этого автора. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к басне «Лев и мышь», так как в учебнике нет иллюстрации к этой басне. Когда будете изображать персонажей басни, подумайте, какими вы их изобразите.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых.

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя.

Конспект урока литературного чтения УМК “Гармония” по произведению Б. Полевого “Последний день Матвея Кузьмина”, 2 урок.

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек.

Тема урока: И.П.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».Цель: Познакомить детей с творчеством И.П. Токмаковой. Прочитать и осмыслить рассказ И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и б.

Подробный конспект урока с презентацией поможет провести увлекательный урок в 1 классе.

Разработка урока развития связной речи по басне Муравей и голубка

РазделРусский язык и Русская литература
Класс6 класс
ТипКонспекты
АвторЧылбак-оол Л.О.
Дата09.12.2015
Форматdocx
ИзображенияНет

Урок развития связной речи на тему «…»

Цели: 1) совершенствовать умение учащихся конструировать и анализировать текст; умение переводить текст с русского на тувинский язык; 2) развивать логическое мышление, способность чётко формулировать свои мысли; 3) способствовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование:компьютер, проектор, экран, слайды (иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Муравей и голубка»; портрет Л.Н.Толстого, Ясная Поляна, школа для крестьянских детей; «Азбука»), карточки с рассыпанными текстами; пословицы «Доброе век не забудется», «За добро плати добром», «Ты пожалей, и тебя пожалеют», «Без друга в жизни туго», толковыйсловарь.

1) Постановка цели.

– Ребята, на сегодняшнем уроке будем совершенствовать умение правильно составлять и анализировать текст; переведём с русского языка на тувинский басню Л.Н.Толстого «Муравей и голубка».

– Какой материал мы должны повторить, чтобы успешно справиться с данной задачей? (Вспомним, что такое текст, тема, основная мысль текста, какие бывают типы речи).

2) Проверка домашнего задания.

– На прошлом занятии я дала индивидуальные задания нескольким учащимся, готовы ли вы? (Сообщения о Л.Н.Толстом и о его «Азбуке»).

3) Актуализация знаний учащихся по теме «Текст. Типы речи». (Блиц-опрос).

– Давайте повторим основные понятия раздела «Текст. Типы речи». Я даю толкование, а вы отвечаете одним словом.

– То, о ком или о чём говорится в тексте. (Тема).

– Чему учит читателей автор, к чему он призывает. (Основная мысль, идея).

– Если к тексту можно поставить вопрос «Что произошло?», в нём развёртываются какие-то события и по его содержанию можно сделать несколько фотографий, то какой тип речи перед нами? (Повествование).

– Структура какого типа речи состоит из предмета и его признаков? (Описания).

– По тексту какого типа речи нельзя сделать фотографии? (Рассуждения).

II. Тренировочные упражнения.

– Открыли тетради, записываем число, а тему урока сформулируем и запишем в конце занятия, так что нужно оставить строчку.(Раздать тексты для редактирования).

1) Конструирование текста.

– Вчера я попросила своего племянника напечатать небольшой текст, а он, оказывается, порядок предложений перепутал, помогите, пожалуйста, мне восстановить данный текст (Слайд 2), записываем только номера предложений.

1) Пролетала мимо голубка. 2) Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. 3) Муравью захотелось пить. 4) Муравей взобрался на ветку и спасся. 5) Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. 6) Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. 7) А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. 8) Голубка вспорхнула и улетела.

– Кто хочет прочитать восстановленный текст? (Слайд 3).

-Что же у нас получилось? (Рассказ).

– Это, ребята, басня Л.Н.Толстого «Муравей и голубка». Спасибо вам, вы мне очень помогли, выручили меня.(Слайд 4).

– А что же такое басня? (Ученик читает по словарю)

2) Работа по басне Л.Н.Толстого «Муравей и голубка».

а) Сообщения учащихся о писателе: «Л.Н.Толстой-удивительный учитель» (Слайды 5- 9), «Азбука» Л.Толстого – азбука жизни». (Слайды 10, 11).(Раздать тексты басни).

– Есть ли в тексте непонятные слова?

б) Словарная работа (На доске)

источник – ключ – кара суг, суг бажы

расставить сеть – четки салыр

вспорхнуть – далбаш дээр

взаимовыручка – бот-боттарынга дузалажыры

в) Списывание текста.

– А теперь спишите данный текст красиво и разборчиво. (Слайд 13).

Муравью захотелось пить. Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубка. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

– Как бы вы озаглавили данный текст?

– О ком говорится в тексте? Что же это мы с вами определили?

– А если я спрошу, о чём говорится в басне, как бы вы ответили?

– Какой тип речи использован автором?

– Какова основная мысль текста? Чему учит автор?

д) Чтение пословиц и объяснение их значений. (Слайд 14).

– Отступите строчку и перепишите пословицы.

– 2 ваших товарища должны были перевести на тувинский язык пословицы и объяснить их значение, давайте послушаем их. Можете дополнить их ответы.

– Как вы думаете, какая из этих пословиц может послужить темой нашего занятия? Выбранную тему записываем в тетради.

3) Перевод басни на тувинский язык.(Можно перенести не следующее занятие).

– А теперь вы на 2 минутки станете переводчиками. Переведите на тувинский язык данную басню. (По 1 предложению. Сильным учащимся дать предложения подлиннее).

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнеезадание.Сочинить басню по данному образцу (можно и на тувинском, и на русском языке).Выучить пословицы.Подобрать пословицы на тувинском языке на тему басни «Муравей и голубка».

Литературное чтение III класс Л. Толстой. «Стрекоза и муравьи», «Муравей и Голубка», «Белка и волк»

Литературное чтение III класс Л. Толстой. «Стрекоза и муравьи», «Муравей и Голубка», «Белка и волк»

ОТДЕЛ ОБРАЗРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«КОНЮХОВСКИЙ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ЯСЛИ-САД – СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

«Стрекоза и муравьи», «Муравей и Голубка», «Белка и волк»

Русская литература (литературное чтение) III класс

Тема урока. Л. Толстой. «Стрекоза и муравьи», «Муравей и Голубка», «Белка и волк»

Обучающая цель: учащиеся будут знать жанровые особенности басни; знать автора, некоторые страницы его жизненного пути и литературной деятельности; знать содержание басен, заявленных темой урока; уметь читать басни правильно, осознанно, выразительно, по ролям; характеризовать героев произведений по их поступкам.

Задачи личностного развития:

    содействовать проявлению умения эмоционально воспринимать содержание басен; способствовать развитию умения составлять характеристику героев на основе их поступков, действий, речи; создавать условия для воспитания трудолюбия, взаимопомощи, доброты.

Содержание учебного занятия

У. Игра «Встаньте те, кто …» (приготовился к уроку математики, у кого на парте лежит учебник по биологии, кто готов пробежать 100 м, кто пришёл на урок посчитать ворон, кто готов трудиться и сотрудничать, узнавать новое).

Помашите рукой те, кто готовил к уроку стихотворение, кто читал рассказы, кто работал с баснями? Кто выучил одну из басен наизусть? Кто подготовил рисунок?

Этап проверки выполнения домашнего задания Актуализация знаний о жанровых особенностях басни

У. Что вы знаете о басне как литературном жанре?

Игра «Что лишнее?» (Это, что не относится к жанру басен)

-похожа на сказку;

-действующие лица – животные, но подразумеваются люди;

-высмеивает пороки людей;

-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

2.2 Работа над басней И. Крылова «Чиж и голубь»

Д. Выразительное чтение басни И. Крылова «Чиж и голубь».

У. Как вы понимаете мораль басни?

Д. Надо помогать тому, кто попал в беду, уметь сочувствовать.

У. Рассмотрим схему добра и зла

У. Какие глаголы передают состояние героев?

2.2 Работа над басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

У. А смогли ли договориться герои следующей басни?

Д. Выразительное чтение басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

У. Найдите главную часть басни – мораль.

У. Обратимся к рисунку. Что общего у героев басни?

Д. Все они могут жить в воде.

У. Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?

Д. Все живут в воде, у них есть возможность договориться, могут быть друзьями.

У. Так давайте прислушаемся к словам морали и не будем похожими на героев басни.

2.3 Оценка деятельности на этапе проверка домашнего задания

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

3.1 Тема, целеполагание

Тема: Л. Толстой. «Стрекоза и муравьи», «Муравей и Голубка», «Белка и волк».

У. Сегодня мы расширим представления о басне как жанре; познакомимся с новым автором и его произведениями; будем характеризовать героев по их словам, поступкам; учиться читать басни правильно, выразительно.

3.2 Работа с информационными источниками.

У. Знаете ли вы, откуда к нам пришли басни?

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

Эзоп – мудр и умен.

Был случай – спор.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь”.

Вся толпа двинулась к морю.

– Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

У. Рассказ учителя об авторе.

родился в богатой дворянской семье. Получил хорошее образование. Когда стал взрослым, открыл у себя в имении бесплатную школу для крестьянских детей. Он учил ребят чтению, письму, математике. Сам написал учебники. В книгу для чтения включил рассказы, басни с поучительным содержанием. Писатель хотел видеть в своих учениках добрых, честных, отзывчивых, трудолюбивых людей.

У. Прочитайте рубрику, которую ведёт Максим Книжник. Что вы узнали нового об авторе?

Д. Писал басни в прозе.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

4.1 Работа над басней «Стрекоза и муравьи»

У. Рассмотрите иллюстрацию. Что это за животные?

Д. Насекомые.
У. Как они выглядят внешне?

Д. Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами.

У. Создавая басню «Стрекоза и муравей», Лев Николаевич Толстой взял за основу древний сюжет, известный со времён Эзопа. Он изложил басню по-своему.

Давайте попробуем разобраться, какие пороки высмеивает басня?

У. Первичное восприятие басни: рассказ содержания басни учителем.

Муравьи осенью защищали от порчи припасы, сделанные на зиму. Они сушили пшеницу. К муравьям обратилась стрекоза. Она была голодна и попросила у муравьев накормить ее. Муравьи спросили у стрекозы, почему она летом не занималась подготовкой запасов еды на зиму? На вопрос муравьев стрекоза ответила, что ей было не до заготовки припасов, она все лето пела песни. Ответ стрекозы развеселил муравьев. Они сообщили несерьезной особе, что раз она летом пела, то зимой ей придется плясать.

У. Что общего с басней «Стрекоза и муравей», написанной И. Крыловым? В чём отличие?

Д. Общее – герои, мораль. Отличается формой изложения (проза).

У. Перечитайте басню, чтобы дополнить характеристику внутреннего содержания героев их поступками.

У. Чтобы содержание басни было понятным, обратимся к словарю. Найдите и прочитайте значение слова НЕДОСУГ.

Д. Повторное чтение басни.

У. Дополним характеристику внутреннего содержания героев их поступками.

Д. О стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая;

о муравье: труженик, коллективист, умный.

У. Мораль басни Толстого «Стрекоза и муравьи» состоит в том, что нельзя быть легкомысленным, беспечным. Нельзя жить лишь текущим днем. Человек обязательно должен думать о своем будущем, планировать свою деятельность и всегда быть готовым к трудным временам. Стрекоза проявила беспечность, потратив летние погожие дни на распевание песен, и к наступлению зимних холодов оказалась абсолютно не готова. Басня «Стрекоза и муравьи» учит предусмотрительности и рачительности, разумному хозяйствованию. Урок, преподанный стрекозе муравьями, является показательным примером для любого человека.

ФИЗМИНУТКА (проводится с красным шариком для цветового акцента и активизации работы глаз на расстоянии).

Раз, два, три, четыре – круг глазами шире, шире.

(учитель делает круговые движения красным кругом и следит, чтобы двигались только глаза детей по траектории движения круга)

Влево – вправо, влево – вправо

Глазки бегают лукаво!

Цифра 8! Что с ней стало?

Прилегла, чуть-чуть устала.

Вверх – вниз, вверх – вниз!

Ну-ка вдаль теперь вглядись!

(дети устремляют взгляд в окно)

4.2 Работа над басней «Муравей и голубка»

Первичное восприятие: чтение учителем со слежением.

Анализ содержания басни по вопросам учебного пособия 1, 2, 3.

У. Понравились ли вам герои басни? Почему?

Перечитайте басню, попробуйте сформулировать главную мысль.

Д. Повторное чтение басни с целью выявления морали.

У. рассказал о муравье и голубке, а в чем он хотел убедить людей? (о свойстве бумеранга:что бросил, то и вернётся? О «золотом » правиле поведения)

Работа в парах над смыслом пословиц

У. Прочитайте пословицы, обсудите в парах их смысл, соотнесите с героями басни.

Как аукнется, так и откликнется.

Долг платежом красен.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

4.3 Работа над басней «Белка и волк»

Первичное восприятие: просмотр мультфильма «Белка и волк».

Понравилась ли вам история? Что особенно впечатлило?

Чтение и анализ басни по вопросам 2, 3, 4, 5, 7.

Проведение линии сравнения характеров.

Подготовка выразительного чтения по ролям (работа в тройках).

Демонстрация выразительного чтения по ролям.

У. Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

Вывод: не нужно быть злым человеком, т. к. ему и окружающим будет скучно. Доброму всегда жить веселее, легче.

5. Этап обобщения и систематизации знаний

У. А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме сегодняшнего урока.

(Учитель напоминает учащимся что это за литературный прием и правила составления синквейна).

У К какому жанру относится прочитанное нами произведение? (басня)

(Работа выполняется коллективно на доске)

учит, осуждает, подсказывает

Басня учит мудрости жизни.

Этап информации о домашнем задании

с. 47 – 50, перечитать басни. Подготовить чтение по ролям басни «Белка и волк».

Этап подведения итогов занятия

– Когда возникли басни?

– Назовите басни, с которыми познакомились.

« 3. Прочитай басню Л.Н. Толстого «Муравей и голубка». О ком (о чём) эта басня? В чём основной смысл басни?Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна . »

Олимпиада по литературному чтению 4 класс.1. В этом тексте нужно подчёркнуть сравнения. Со всем ли ты согласен? Найди ошибки, перепиши и подчеркни так, как считаешь нужным. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый.К нам в окошко застучит. (А.С. Пушкин)

2. Подумай, какое из определений в стихотворении И. Токмаковой «Яблонька» авторское. Подчеркни, обоснуй. Низкая /душистая /маленькая яблонька – У меня в саду, Белая-пребелая /стройная-престройная/ красная-прекрасная, Вся стоит в цвету. Я надела платьице с красною/узкою/белою каймой. Низенькая /душистая /маленькая яблонька, Подружись со мной. Опиши свое отношение к изображённому. Как ты понимаешь чувства и мысли автора?

3. Прочитай басню Л.Н. Толстого «Муравей и голубка». О ком (о чём) эта басня? В чём основной смысл басни?Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.4. Прочитай стихотворение Михаила Шварца. Найди слова, придуманные автором. На какие слова похожи придуманные слова? Как они образованы?С какой целью, по-твоему, автор придумывал слова? Какие из них характеризуют положительные, а какие – отрицательные качества родителей? Какие ещё качества ТЫ бы добавил? Придумай для этого новые слова.

Если вы, родители, — Ласкатели, хвалители,Если вы, родители, — Прощатели, любители,Если разрешители,Купители, дарители,Тогда вы не родители,А просто восхитители!А если вы, родители, — Ворчатели, сердители,А если вы, родители, — Ругатели, стыдители,Гулять неотпускатели,Собакозапретители. То знаете, родители,Вы просто крокодители!5. Тебе никогда не приходилось прислушиваться к звону капели? Никогда не казалось, что сосульки как живые – они смеются, грустят, плачут, переговариваются? Может быть, если прислушаться и присмотреться, многое можно узнать? Придумай свою сказочную историю о сосульках и весенней капели.

6. Над каждым фразеологическим оборотом в скобках напиши, что он означает. Носария, или Правила пользования выражениями о носе. Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу и хоть кровь из носу, выполняйте правило первое: выше нос! Если кто-то суёт нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить вас с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!»

«Урок истории в 11 классе Установление власти большевиковЦели урока: Добиться усвоения и осмысления основных фактов урока (события Октября 1917 года, первые мероприятия Советской власти, созыв и роспуск Учредительного собрания); На основе анализа событий выявить причинно-следственные связи; Продолжать формировать пр. »

«Эволюция института приемной семьи в России Гаджиева З.Электронный ресурс, 2010. В статье исследован процесс развития института приемной семьи, выделены пять временных периодов указанного института. Приведена краткая характеристика каждого из этих периодов. Ключевые слова: институт. »

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД БУГУРУСЛАНРОБОТЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов м. »

«Пословицы и поговорки в речи О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. ” А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!” та. »

«Опера Монте-Карло Зал Гарнье Оперы Монте-Карло был торжественно открыт Сарой Бернар в 1879 году. Это жемчужина архитектуры, впитавшая в себя музыкальную и хореографическую историю XX-ого века, продолжает принимать у себя самые. »

«Календарно-тематическое поурочное планирование УМК English-8 (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Ю.Н. БалабардинаМ.: Просвещение, 2015 (рассчитано на 3 часа в неделю, 105 часов в год) № Тема Дата ( план) Дата (. »

«Познавательные задачи по истории Древнего Казахстана.1. Следы тысячелетий 4358640317500Учеными археологами до сих пор не найдены останки древних людей на территории Казахстана, но, тем не менее, установлено, что древний человек обитал на. »

2018 www.el.z-pdf.ru – «Библиотека бесплатных материалов – онлайн документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

–>Сайт Чылбак-оол Любови Оваковны –>

–>

« Ноябрь 2012 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

–>
–> –>Главная » 2012 » Ноябрь » 9 » Урок по басне “Муравей и голубка”

Занятие факультатива «Речеведение» на тему «…»

Цели: 1) совершенствовать умение учащихся конструировать и анализировать текст; умение переводить текст с русского на тувинский язык; 2) развивать логическое мышление, способность чётко формулировать свои мысли; 3) способствовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, слайды (иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Муравей и голубка»; портрет Л.Н.Толстого, Ясная Поляна, школа для крестьянских детей; «Азбука»), карточки с рассыпанными текстами; пословицы «Доброе век не забудется», «За добро плати добром», «Ты пожалей, и тебя пожалеют», «Без друга в жизни туго», толковый словарь.

1) Постановка цели.

– Ребята, на сегодняшнем уроке вспомним, что такое текст, тема, основная мысль текста, какие бывают типы речи; совершенствуем умение правильно составлять текст; переведём с русского языка на тувинский басню Л.Н.Толстого.

2) Проверка домашнего задания.

– На прошлом занятии я дала индивидуальные задания нескольким учащимся, готовы ли вы? (Сообщения о Л.Н.Толстом и о его «Азбуке».

3 ) Актуализация знаний учащихся по теме «Текст. Типы речи». (Блиц-опрос).

– Давайте повторим основные понятия раздела «Текст. Типы речи». Я даю толкование, а вы отвечаете одним словом.

– То, о ком или о чём говорится в тексте. (Тема).

– Чему учит читателей автор, к чему он призывает. (Основная мысль, идея).

– Если к тексту можно поставить вопрос «Что произошло?», в нём развёртываются какие-то события и по его содержанию можно сделать несколько фотографий, то какой тип речи перед нами? (Повествование).

– Структура какого типа речи состоит из предмета и его признаков? (Описания).

– По тексту какого типа речи нельзя сделать снимки? (Рассуждения).

II . Тренировочные упражнения.

– Открыли тетради, записываем число, а тему урока сформулируем и запишем в конце занятия, так что нужно оставить строчку. (Раздать тексты для редактирования).

1) Конструирование текста.

– Вчера я попросила своего племянника напечатать небольшой текст, а он, оказывается перепутал порядок предложений , помогите, пожалуйста, мне восстановить данный текст (Слайд 6), записываем только номера предложений.

1) Пролетала мимо голубка. 2) Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. 3) Муравью захотелось пить. 4) Муравей взобрался на ветку и спасся. 5) Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. 6) Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. 7) А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. 8) Голубка вспорхнула и улетела.

– Кто хочет прочитать восстановленный текст? (Слайд 8).

-Что же у нас получилось? (Рассказ).

– Это, ребята, басня Л.Н.Толстого «Муравей и голубка». Спасибо вам, вы мне очень помогли, выручили меня. (Слайд 9).

– А что же такое басня? (Ученик читает по словарю)

2) Работа по басне Л.Н.Толстого «Муравей и голубка».

а ) Сообщения учащихся о писателе: «Л.Н.Толстой –удивительный учитель» (Слайды 7– 11), «Азбука» Л.Толстого – азбука жизни». (Слайды 12, 13). (Раздать тексты басни).

– Есть ли в тексте непонятные слова?

б ) Словарная работа

источник – ключ – кара суг, суг бажы

расставить сеть – четки салыр

вспорхнуть – далбаш дээр

взаимовыручка – бот-боттарынга дузалажыры

в ) Списывание текста.

– А теперь спишите данный текст красиво и разборчиво. (Слайд 15).

Муравью захотелось пить. Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубка. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

г ) Анализ басни.

– Как бы вы озаглавили данный текст?

– О ком говорится в тексте? Что же это мы с вами определили?

– А если я спрошу, о чём говорится в басне, как бы вы ответили?

– Какой тип речи использован автором?

– Какова основная мысль текста? Чему учит автор?

д ) Чтение пословиц и объяснение их значений. (Слайд 17).

– Отступите строчку и спишите пословицы.

– 2 ваших товарища должны были перевести на тувинский язык пословицы и объяснить их значение, давайте послушаем их. Можете дополнять их ответы.

– Как вы думаете, какая из этих пословиц может послужить темой нашего занятия? Выбранную тему записываем в тетради.

3) Перевод басни на тувинский язык. (Слайд 15). (Можно перенести не следующее занятие).

– А теперь вы на 2 минутки станете переводчиками. Переведите на тувинский язык данную басню. (По 1 предложению. Сильным учащимся дать предложения подлиннее).

III . Подведение итогов урока.

IV . Домашнее задание. Сочинить басню по данному образцу (можно и на тувинском, и на русском языке). Выучить пословицы. Подобрать пословицы на тувинском языке на тему басни «Муравей и голубка».

–>МУДРОСТЬ ЖИЗНИ: цитаты стихи молитвы –>

Вторник, 17.03.2020, 13:03

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро».

У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу да еще и шкуру».

Галка и голуби

Галка увидала, что голубей хорошо кормят, – выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.

Мужик и огурцы

Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, сядет наседочкой, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю поросеночка – свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: „Эй вы, караульте крепче!” Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.

Баба и курица

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Стрекоза и муравьи

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

Курица и золотые яйца

У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри ее большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни он услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит:

– Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.

Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит – старуха опять приговаривает:

– Не плачь, дитятко; не отдам тебя волку; только приди волк, убьем его.

Волк и подумал: видно, тут говорят одно, а делают другое; и пошел прочь от деревни.

Ученый сын

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдем, пособи мне». А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?» Только он пошел по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: «И что за дурак тут грабли бросил!»
Лисица и виноград

Лисица увидала – висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

Рыбак и рыбка

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

«Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь – тебе пользы больше будет».

Рыбак и говорит:

«Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит».

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

«То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться».

Собака и ее тень

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, – она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал:

«Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду ищите, что там спрятано».

Дети подумали, что там клад, и когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше. И они стали богаты.

Волк и журавль

Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:

«Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу».

Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:

«Давай же награду».

Волк заскрипел зубами, да и говорит:

«Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?»

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

«Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

Один слепой отроду спросил зрячего: «Какого цвета молоко?»

Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая».

Слепой спросил: «А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?»

Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука белая».

Слепой спросил: «А что, он такой же мягкий и сыпучий, как мука?»

Зрячий сказал: «Нет, он просто белый, как заяц-беляк».

Слепой спросил: «Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?»

Зрячий сказал: «Нет, белый цвет такой точно, как снег».

Слепой спросил: «Что же, он холодный, как снег?»

И сколько примеров зрячий ни говорил, слепой не мог понять, какой бывает белый цвет молока.

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился.

Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Читайте также:  Басня Толстого Дойная корова
Ссылка на основную публикацию