Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить…» (А. А. Блок)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.05.2020 · Обновлено 16.05.2020

Александр Александрович Блок – величайший поэт, творивший на рубеже 19 и 20 веков, один из ярчайших представителей символизма России. “Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха” — писала Анна Ахматова. Блоком написано множество стихотворений и несколько пьес. Стихи он, обычно, объединял в циклы, циклы — в сборники, а сборники — в книги, которые называл «трилогия вочеловеченья». В данной статье Многомудрый Литрикон разберёт по плану стихотворение «О, я хочу безумно жить…», которое открывает цикл стихов поэта «Ямбы».

История создания

Цикл «Ямбы» содержит 12 стихотворений, каждое из которых пропитано отчаянием и болью.
Этот цикл посвящён сестре автора (Ангелине), которая скончалась в 1919 году. Автор был очень дружен с ней. Когда в 1909 году сестра решила постричься в монахини, Александр Александрович был поражён и недоволен таким решением. К слову, Блок считал монашество сродни армейской службе, то есть таким же удушающим занятием.

Первым стихотворением цикла является «О, я хочу безумно жить…», которое значительно отличается по настроению от остальных стихов сборника.

В 1914 году была закончена работа над циклом «Ямбы», стихотворения которого имеют ярко-выраженное философское звучание. Перед автором стал вопрос: какое произведение будет на первой странице? И, практически, за час, 5 февраля 1914 года было создано стихотворение «О, я хочу безумно жить…», в котором затронута тема «Поэт и общество».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «О, я хочу безумно жить…» – элегия. Данное произведение – это эмоциональный результат философского раздумья Блока о роли поэта в обществе.

Относится стихотворение «О, я хочу безумно жить…» к модернистскому направлению, а точнее к символизму.

Александра Блока относят к младшим символистам. Каждый поэт данного течения индивидуален, имеет свой чётко-выраженный стиль, по которому его можно узнать. Анна Ахматова называла Блока «трагическим тенором эпохи». Блок во многом разделял убеждения символистов, но не являлся приверженцем пессимизма и крайнего индивидуализма, он не был кардинальным экспериментатором, отрицающим былые традиции. Автор модифицировал, немного изменял идеи и методы символизма, использовал их уже преображенными, что помогло ему выразить свой внутренний мир, жизнь России, жизнь эпохи.

Написано стихотворение «О, я хочу безумно жить…» удивительным образом. Ямб иногда пересекается с хореем, кольцевая рифмовка в первой строфе превращается в перекрестную в двух последующих строфах. Это создаёт немного задорное настроение у читателя.

Композиция

Стихотворение «О, я хочу безумно жить…» написано в форме монолога-манифеста. Автор пытается донести до окружающих мысль, что его мечта заключается в том, чтобы «несбывшееся –воплотить».

Композиционно стихотворение «О, я хочу безумно жить…» можно разделить на две части. Первая строфа – откровение лирического героя (коим является сам автор) о желании, стремлении жить:

«О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!»

Эмоционально-экспрессивная частица «О» в начале стихотворения сразу даёт понять нам о неравнодушном, страстном окрасе стихотворения.

Две последующие строфы – это надежда на то, что в дальнейшем, в будущем, будет такой человек, «юноша весёлый», который поймёт всю глубину, чистоту души автора, которую он открыл в своих стихах:

«Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!»

Образы и символы

А. А. Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он сам разделил их на три тома и назвал «трилогией вочеловеченья». Цикл «Ямбы» входит в 3 том (1908 – 1917). Если первый и второй тома – это поиск идеала, конфликт с идеальным миром соответственно, то третий том – это синтез, попытка нахождения своего места в неоднозначном мире.

Изначально лирика поэта базировалась на мечте, поэт рисует идеальный Мир, где царят красота и мудрость. Со временем философия произведений автора подвергается трансформации. Блок пишет о реальных людях, которые и являются душой России.

Творчество А. А. Блока – это зеркало, в котором отразилась целая эпоха конца 19 – начала 20 века. Нежный романтизм, насыщенный символизм и реалистическая конкретность помогли автору раскрыть сложный многогранный образ мира.

Лирическим героем стихотворения «О, я хочу безумно жить…» является сам автор. Он мечтает о полной жизни, о свободе, о том, что в далёком будущем некий «весёлый юноша» прочтёт его стихотворение и поймёт, что написал его свободный человек, с доброй душой, открытым сердцем, который не был «угрюм», но хотел избавить от него (угрюмства) всех, в том числе и себя.

  • «Весёлый юноша» в стихотворении – это собирательный образ свободного, освобождённого от тягот войны и жизненных невзгод человека, общества.
  • «Угрюмство» — это тоже образ, эмоциональный окрас стихов данного цикла, которые не отличаются особой жизнерадостностью и позитивом.

Стихотворением «О, я хочу безумно жить…» автор взывает к сознанию читателей, он надеется, что он (читатель) поймёт именно суть всех произведений, что он не будет судить поверхностно.

Темы, проблемы, настроение

В произведении «О, я хочу безумно жить…» раскрываются две темы: тема любви к жизни и тема поэта и общества.

Первая строфа – это яркое выражение любви к жизни. Лирический герой (автор) мечтает:

«Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!»

Ему не страшны тяготы жизни:

«Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…»

Тема роли поэта в обществе раскрывает третья строфа. Автор надеется, что будущее поколение поймёт: «угрюмство» — это только поверхность, серединка же добрая и светлая.

Настроение стихотворения «О, я хочу безумно жить…» очень жизнерадостное, жизнеутверждающее, наполненное надеждой. На момент написания этого произведения поэт уже преодолел тяжёлый период в своём творчестве. Его душа вновь наполнена теплом и светом. Блок чувствует невероятный прилив творческих сил и вдохновения, который стремится реализовать.

Основная идея

Данное стихотворение – это буря позитивных, вдохновляющих эмоций, откровение автора в порыве восторга. Смысл произведения «О, я хочу безумно жить…» — это призыв к любви, радости и счастью, которые мы не должны игнорировать. Жизнь многогранна и удивительна, и не нужно сужать ее до одних лишь негативных эмоций.

Ярко просматривается желание поэта жить, творить и развиваться. Основная мысль стихотворения «О, я хочу безумно жить…» в этом и заключается. Автор делится мыслью о том, что жизнь нужно любить, нужно стремиться оставить после себя светлый след даже тогда, когда кажется, что всё восстало против тебя. Только таким образом человек обретает настоящую свободу.

Средства выразительности

Чтобы точнее и ярче донести эмоциональные переживания и настроение произведения «О, я хочу безумно жить…», автор использует тропы.

  1. Автор использует фонетические средства выразительности, а именно аллитерацию, в первой строке второй строфы «Пусть душит жизни сон тяжелый…». Шипящие и звенящие звуки точнее передают тягостное настроение данного отрывка.
  2. «Сон тяжёлый», «юноша весёлый» — эпитеты.
  3. Метафор достаточно много в стихотворении: «Всё сущее-увековечить», «жизни сон тяжелый», «задыхаюсь в этом сне», «Он весь – дитя добра и света», «свободы торжество».
  4. Присутствует олицетворение: «души сон».
  5. Неологизм «вочеловечить» раскрывает желание поэта уйти от безликой массы, то есть сделать мир личностным, с отдельными уникальными индивидуумами.

Из ряда стилистических фигур присутствует анафора:

«Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…»,

«Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!».

Также присутствует инверсия: «душит сон».

«Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!» (пропущено слово «хочу»).

«Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!»

Присутствует риторический вопрос:

Сокрытый двигатель его?»

Также есть и риторические восклицания в первом и крайнем строфах: О, я хочу безумно жить… Несбывшееся воплотить!» и «Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!».

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока

«О, я хочу безумно жить» А. Блок считал одним и лучших своих стихотворений. Изучают его в 5 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «О, я хочу безумно жить» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, я хочу безумно жить.

История создания – произведение было написано в 1914 г. для сборника «Ямбы».

Тема стихотворения – любовь к жизни, поэт и поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хороший светлый след.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, в первой строфе используется кольцевая рифмовка АВВА, во второй и третьей – перекрестная.

Метафоры«все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество».

Эпитеты«сон тяжелый», «юноша веселый».

История создания

В 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось анализируемое стихотворение. На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется историко-общественной ситуацией: поэт знал, что назревает война, которая унесет с собой много жизней.

Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством» .

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хорошую память. Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши веселого» .

Формально стихотворение состоит из трех катренов. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.

Жанр произведения – элегия, так как в нем преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первом катрене – кольцевую АВВА, во втором и третьем – перекрестную АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры: « «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество» . Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации. Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».

Подробный анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить…»

Самой яркой звездой на небосклоне русской поэзии начала ХХ века многие считают Александра Блока (1880 — 1921), писателя, драматурга, литературного критика и публициста, но, в первую очередь, замечательного поэта. Анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить…» демонстрирует высокую нравственность его философских взглядов и незаурядную мощь энергетики его таланта.

  1. История создания и проблематика
  2. Разговор о призвании
  3. Развитие темы служения
  4. Композиция и художественные приёмы

История создания и проблематика

Стихи о страстном желании жить насыщенной, осмысленной жизнью Александр Блок написал в феврале 1914 года для поэтического сборника «Ямбы», который он тогда готовил к выходу в свет. В одном из лучших своих произведений поэт развивает программную для себя тему об отношении к жизни и творчеству, о важности осмысленного подхода к собственной деятельности в обществе.

Выходу сборника помешала начавшаяся в том же году Первая мировая война, и книга была напечатана только спустя 5 лет — в 1919, уже в обновлённой стране, в иной, социалистической реальности. Слова из другого произведения того же сборника «Я верю: новый век взойдёт…» оказались пророческими, предчувствия Блока сбылись, и стихотворение о жажде жизни прозвучало в охваченной революционным порывом России ещё более ярко и уместно.

Разговор о призвании

Мотивы личных отношений с судьбой, конфликтов с собственной жизнью прослеживаются на протяжении всего творчества А. Блока. В начале пути молодой двадцатилетний поэт был очарован жанром мистического романтизма в транскрипции В. Жуковского, ему нравилось слушать и говорить о сопричастности к «тайне мира», о поисках истинной, духовной сути бытия.

Большое влияние на формирование мировоззрения этого таланта оказало также творчество известного философа В. Соловьёва, идейного вдохновителя течения символизма в русской литературе. Сложнейшие социальные проблемы в стране порождали стремление части интеллигенции погрузиться в загадочные и таинственные переживания на тонких планах мироздания.

Впрочем, юный Блок очень быстро отверг для себя такой путь развития, слишком сильна была его любовь к родине, чувство неразрывной связи с ней и с её народом:

«Погружался я в море клевера,

Окружённый сказками пчёл.

Но ветер, зовущий с севера,

Моё детское сердце нашёл».

Писал он в возрасте 22 лет. До первой русской революции оставалось всего 2 года, и чуткая душа поэта, ярчайшего символиста в раннем творчестве, уже подсказывала, что реальность не отпустит долго витать в облаках и мечтать о прекрасной даме.

Развитие темы служения

В произведении Александр Блок предельно искренне и просто раскрывает перед читателем самые сокровенные мечты и эмоциональные порывы своего сердца. Понимая безумную сложность предстоящей борьбы и принимая свою возможную гибель, он всё же надеется, что его труд несёт добро и свет соотечественникам и потомкам.

Весьма созвучно этому стихотворению другое, не менее известное произведение «О весна, без конца и без края…» (1908). Многие идеи и образы из него Блок повторяет снова, только на этот раз более кратко и ёмко, например:

  • о полном приятии жизни во всех её проявлениях, в том числе мрачных и жестоких;
  • о божественном предназначении поэта выступить в роли светлого рыцаря;
  • о приоритете важности полной отдачи всего себя без остатка, независимо от возможного результата от приложенных усилий.

Оба текста необычайно насыщены позитивной жизненной энергией, надеждой на лучшее и готовностью жертвовать собой ради победы нравственных идеалов подлинной человечности.

Композиция и художественные приёмы

Анализ «О, я хочу безумно жить…» показывает, что в краткой и простой стихотворной форме автор талантливо раскрыл необыкновенную ёмкость и глубину философской лирики.

Стих состоит из трёх четверостиший, написан от первого лица эмоционально ярким литературным языком с оттенком патетики. В первой строфе лирический герой делится личными мечтами о достижении полной отдачи, определяет для себя высочайшие моральные цели, определённо частью несбыточные («Всё сущее — увековечить…»).

Вторая часть сообщает о трудностях окружающей действительности, которые «душат» поэта, и которые, впрочем, он готов претерпевать ради надежды, что его творческий труд принесёт удовлетворение, а наследие будет оценено будущими поколениями читателей — строителей лучшей жизни.

В заключительном четверостишии автор как будто призывает увидеть за внешней сдержанностью и угрюмостью собственного облика богатство любящей души, ценность свободного творчества во имя добра и света.

Искренне выразить повышенную эмоциональность и некоторый пафос своих мыслей о жизни в живой и лёгкой поэзии автору этих строк помогли художественные приёмы:

  1. Стихотворный размер — ритмичный четырёхстопный ямб.
  2. Рифма — в первой строфе кольцевая (А-Б-Б-А), в остальных перекрёстная (А-Б-А-Б), то мужская, с ударением на последнем слоге, то женская — последний слог безударный.
  3. Эллипсис — пропуск слов для усиления динамичности речи. Например, в строчках «всё сущее — увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить» пропущен глагол хотеть (хочу увековечить, хочу вочеловечить, хочу воплотить).
  4. Метафора — скрытое сравнение, употребление слов в переносном смысле — «пусть душит жизни сон тяжёлый».
  5. Риторический вопрос — «разве это сокрытый двигатель его?» — усиливает выразительность заключительной строфы.

До его трагической смерти было ещё 7 долгих лет жизни — Блок «О, я хочу безумно жить…» написал в 33 года, в возрасте Христа, столь ясно выразив в нём верность идеалам веры и приверженность тернистому пути служения силам Света.

Символично, что именно в этом году Александр Блок словно уже заранее оставил потомкам завещание мужественно и радостно встречать все проявления великой и мудрой силы жизни. Он не ошибся, сделав вывод, что люди будущего поймут его правильно и полюбят его стихи, такие живые, светлые и вдохновляющие, несмотря на горечь болезней и лишений, тяжёлого труда и горьких разочарований в любви.

Полезные материалы по теме:

«О, я хочу безумно жить…», сочинение по произведению Блока. Анализ стихотворения о, я хочу безумно жить блок

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока

Произведением «О, я хочу безумно жить…» Блок открывает свой стихотворный цикл «Ямбы» (1914 г.). Он написал его в самый последний момент в приливе вдохновения и считал достойным выражением своих философских взглядов. Поэт уже преодолел тяжелый период в своем творчестве, когда в нем господствовали мрак и безысходность. Он вновь раскрыл свою душу миру, которая испытывает только радостные и светлые чувства.

Стихотворение несет очень мощный жизнеутверждающий заряд. Блок чувствует невероятный прилив творческих сил и стремится в максимальной степени реализовать его. Он считает, что ему теперь подвластно все, он способен «несбывшееся – воплотить».

Обстановка в России и во всем мире никак не соответствовала настроению поэта. Международные противоречия грозили неизбежной войной. Общество было расколото и искало выход в различных политических и культурных течениях. Блока это совершенно не смущает. Он признает «жизни сон тяжелый», но идет ему наперекор и устремляется в мечтах в будущее. Современное ему поколение не способно разделить его радость, но «юноша веселый», родившийся в более счастливое время, по достоинству оценит его заслуги. Он увидит под угрюмой маской «дитя добра и света».

Блок создает свой особый воображаемый мир, в котором находит отдых и спасение от окружающей безрадостной действительности. Это помогает ему не сломаться под ударами судьбы и дальше нести свет добра и справедливости. В принципе, ему безразлично, как отнесутся к его творчеству современники. Он выполняет свой поэтический долг. Блок, в отличие от многих поэтов и писателей, не стремится к какой-то конкретной цели. Он служит отвлеченной идее красоты.

Стих «О, я хочу безумно жить…» показывает, что Блок так и не избавился от склонности к символизму. Реальная жизнь становилась все более жестокой, но это никак не сказывалось на поэте. Он лишь сооружал воображаемые преграды между собой и действительностью, хотел полностью раствориться в несуществующем мире. Блок просто не желал признавать проблемы. Такая иллюзорная жизнь должна была рано или поздно обернуться жестоким ударом. Возможно, поэт считал, что его фантастический мир волшебным образом окажет влияние на реальность и все мировое зло исчезнет само по себе. Его постигло тяжкое разочарование в виде Первой мировой войны и революции в России. Реальная жизнь дала о себе знать и сама оказала влияние на дальнейшее творчество и судьбу поэта.

«О, я хочу безумно жить» А. Блок считал одним и лучших своих стихотворений. Изучают его в 5 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «О, я хочу безумно жить» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1914 г. для сборника «Ямбы».

Тема стихотворения – любовь к жизни, поэт и поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хороший светлый след.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, в первой строфе используется кольцевая рифмовка АВВА, во второй и третьей – перекрестная.

Метафоры«все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество».

Эпитеты«сон тяжелый», «юноша веселый» .

История создания

В 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось анализируемое стихотворение. На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется историко-общественной ситуацией: поэт знал, что назревает война, которая унесет с собой много жизней.

Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством» .

Читайте также:  Анализ стихотворения Летний вечер Блока 6 класс

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хорошую память. Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши веселого» .

Формально стихотворение состоит из трех катренов. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.

Жанр произведения – элегия, так как в нем преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первом катрене – кольцевую АВВА, во втором и третьем – перекрестную АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры : « «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество» . Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации . Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».

Анализ стихотворения – О, я хочу безумно жить…

Стихотворение” О, я хочу безумно жить» было написано в феврале 1914 года и несмотря на то, что в мире уже назревала , казалось, что Блока это лишь вдохновляет. Возникает ощущение, что герой поэта только что осознал, что он действительно живет, а не существует, бездумно и апатично. И тут же его со всех сторон охватывают чувства и порывы:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Герой чувствует себя сильным и готовым на любые испытания, готовым на безумную, тяжелую жизнь:

Пусть душит жизни сон тяжелый

Пусть задыхаюсь в этом сне…

…но жизнь достойную поклонения потомков:

Быть может юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне…

И дальше следует описания героя таким, каким, возможно автор представляет себе настоящего человека, героя своего времени со светлыми порывами и чистой душой, готовой ради спокойствия и блага человечества на безумные поступки. И действительно верит в таких людей, поэтому право описания своего героя он отдает юному человеку, возможно в будущем такого же героя, как и его:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света

Он весь – свободы торжество!

Все стихотворение читается на одном дыхании и очень легко. Автор как будто специально употребляет как можно меньше слов (заполняя их знаками препинания, в основном дефис) и больше рифмы, опасаясь, что смысл будет погребён за ненужными словами:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Прямая речь в последнем четверостишье помогает читателю понять, то главное, что пытался донести до него автор: каким должен быть его герой, идеальный человек. И опять он обращается к краткости. Автор задает вопрос и сам на него отвечает:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света

Он весь – свободы торжество!

Эпитеты в этом стихотворении употреблены мало, но очень метко. Они указывают на контраст между жизнью:

Пусть душит жизни сон тяжелый…

И людьми, живущими в этом мире:

Быть может юноша весёлый

Это помогает понять, что какой бы тяжелой не была жизнь, в основном люди стараются принять её с улыбкой на устах и стараются её облегчить. И ещё это показывает, что никакая тяжесть жизни не может полёты чистых душ, их стремления и мечты. Думаю, что Блок был одной из таких душ, и он тоже воспринимал все превратности судьбы с улыбкой и никак иначе, а ведь жил он не в самое легкое для России время. И тем не менее ему ничего не помешало воплотить в себе того героя, которого он почитал:

Он весь – дитя добра и света

Он весь – свободы торжество!

Стихотворение стало первым в сборнике Блока “Ямбы”, который сам автор считал наиболее удачным среди всех своих поэтических сборников. Все произведения в этом цикле посвящены философским размышлениям о смысле жизни и роли поэтов в обществе того времени, о переживаниях творческих людей.

Главная тема стихотворения

Стоит обратить внимание на то, что если большинство его поэтов-предшественников считали главной целью поэта донести до массового читателя важные философские мысли с поучающим подтекстом, Блок видел свое предназначение в более простых вещах. Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки.

Нужно понимать, что в то время поэт мог бы покорить сердца сотен прекрасных дам, поскольку его современницы восхищались его коллегами, засыпая с портретами известных поэтов под подушками. Однако Блок к этому не стремился, и старался просто выражать свои личные переживания и чувства в стихотворной форме.

В данном произведении основная суть в выражении мечты поэта, которая заключается в возможности воплотить “несбывшееся”. Он подчеркивает при этом тяжесть эмоций, которые испытывает от жизни словно бы в двух мирах: реальном и воображаемом. При этом автор рассказывает читателям, что в том, воображаемом, мире он испытывает настоящее счастье, а вот в повседневности его давит некая тяжесть.

Структурный анализ стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова “сон тяжелый”, “в грядущем скажет”, “юноша веселый”. Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны – угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Вывод

Читателю вполне понятна мысль, которую выражает поэт, и для современных людей отсутствие сложных художественных приемов очень кстати, поскольку сегодня не в моде устаревшие сложные конструкции в стихах. Большинство творческих людей способны разделить с автором его переживания, прочувствовав их, поскольку за прошедшие годы мало что изменилось в этом плане и все так же люди с творческой душой ощущают себя чужими в обыденной повседневности.

Свободная тема “Анализ стихотворения” – сочинение “Стихотворение А.Блока “О, я хочу безумно жить. “”

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, –
Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова). «Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», редставляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной», «черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока, наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:
Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты…
(«О, как смеялись вы над нами…», 1911)
В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно
жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…
Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
(«Пророк», 1841)
О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка «Вновь я посетил…» (1835), «внука»
…когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта, восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель» творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и судьбу.

Обзор препаратов при пременопаузе: что нужно пить при начинающемся климаксе?

Что такое БАД? Мифы и заблуждения. БАДы не заменяют лекарства, но дополняют лечение. Полезны ли БАДы? Можно ли пить бады без назначения врача

«О, я хочу безумно жить» – анализ стихотворения Александра Блока

От Masterweb

В отличие от произведений «Незнакомка» и «Ночь, улица, фонарь…», меньшей популярностью пользуется жизнерадостное творение Блока «О, я хочу безумно жить». Анализ стихотворения, представленный в этой статье, поможет понять, чем выделяются эти строфы среди остальных творений поэта. Так же упоминается история создания и влияние стихотворения на читателя, жившего в разные эпохи.

«О, я хочу безумно жить»

Анализировать произведение невозможно без его прочтения:

О, я хочу безумно жить:Все сущее — увековечить,Безличное — вочеловечить,Несбывшееся — воплотить!Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне, -Быть может, юноша веселыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство — разве этоСокрытый двигатель его?Он весь — дитя добра и света,Он весь — свободы торжество!

История создания

Начать анализ «О, я хочу безумно жить» Блока нужно с даты написания. Это пятое февраля 1914 года. Едва закончив свой поэтический цикл «Ямбы», Александр Александрович задумался над тем, каким произведением открыть подборку, и в итоге буквально за час написал это стихотворение.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Осенний день

Повлияли на поэта явно назревающая Первая мировая война, усиление революционных настроений, а также возможность призыва в армию. Угнетающая обстановка подействовала на стихотворца, в то время уже склонного к упадническим настроениям в своем творчестве, как и к неожиданным душевным подъемам. Недавно вернувшийся на родину после очередного лечения во Франции, Блок, узнает, что его могут призвать на службу. И если начнется Европейская война, даже привлечь к военным действиям. Молодой человек чувствовал к этому отвращение, и вместе с этим – огромное желание жить свободно. Реальную жизнь поэт называет тяжелым сном, в котором он задыхается, и противопоставляет ей безумное желание жить светло и свободно. Вероятно, так Блок хотел показать, что несмотря на печаль, сквозящую во всех произведениях сборника, в душе он «дитя добра и света». И в поэзии им движет именно стремление освободиться от неприятностей реальной жизни, рассказав о своих чувствах.

Также следует отметить, что в это время Блок был недоволен решением своей сестры Ангелины, с которой был крепко дружен с 1909 года, пойти в монахини и посвятить этому свою жизнь. Когда Ангелина скончалась в 1919 году, Блок посвятил «Ямбы» ее памяти. Анализируя «О, я хочу безумно жить», можно сделать вывод, что эти открывающие стихи сборника неразрывно связаны с его сестрой. В своем дневнике поэт отметил, что «Ангелина начала праветь под влиянием матери». Монашество казалось Блоку таким же удушливым занятием, как и служба в армии.

Анализ

«О, я хочу безумно жить» Блок написал в жанре лирической поэзии в свободной форме, наполнив его философской тематикой личностных размышлений поэта. Сам стихотворец является лирическим героем произведения, жадно мечтающим о полной жизни и свободе, задыхающимся в тяжелом сне реальности. По сюжету стихотворения, этот Поэт надеется, что после его смерти некий «веселый юноша» прочтет стих и поймет, что написал их свободный человек, добрый и со светлой душой, увлеченный не «угрюмством», а именно надеждой избавить от этого «угрюмства» всех и вся, и в первую очередь себя самого. Под «веселым юношей» Блок наверняка подразумевает жизнерадостного человека будущего, свободного от тягот войны и жизненных несчастий. Под «угрюмством» же подразумеваются произведения из сборника «Ямбы», своеобразным предисловием к которым и стал стих Блока «О, я хочу безумно жить».

Анализ с морфологической стороны показывает, что стихотворение написано в размере четырехстопного ямба. Интересно, что первая строфа содержит кольцевую рифму, а две другие – перекрестную.

К выразительным средствам, которые использовал Блок, относятся метафоры («тяжелый сон жизни», «дитя добра и света»), эпитеты («веселый», «безумно»), а также анафора:

. Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне.

Любопытны нарочитые искажения слов, такие как «вочеловечить» (просторечное произношение) и «угрюмство».

Критика

Цикл «Ямбы» был высоко оценен литературными критиками, сам Блок считал его своим лучшим циклом, подвергая все свое творчество критическому анализу. «О, я хочу безумно жить» в 1914 году, отмечалось как «тонкая, философская работа, восхваляющая влияние поэтов на молодые умы и сердца в качестве воплотителей – увековечивающих и очеловечивающих».

После выхода сборника в 1919 году, уже после революции, «О, я хочу безумно жить» анализировалось новой властью и тоже оценивалось высоко. При жизни Блока это стихотворение хвалили за наполненность искренней жаждой к жизни, а также за меткое описание «старого строя» как удушающего сна наяву. К середине двадцатого века в советских учебниках анализ «О, я хочу безумно жить» включал в себя важное упоминание о «веселом юноше», как о главном человеке коммунистического будущего.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВовчик Какойло

Похожие презентации

Презентация 7 класса на тему: “Значение кишечнополостных в природе и жизни человека”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Подготовил : ученик 7 « А » класса ГБОУ СОШ 7 Какойло Владимир

2 Верхний ряд : обыкновенная гидра, несравненная кунина ( паразитирует на более крупной медузе ), калифорнийская алло пора, коленчатая обилия. Нижний ряд : огненный коралл, светящаяся кладонема, тихоокеанская порприта, краспедакуста Класс Гидроидные

3 Являются звеном в цепи питания, очищают морскую воду от взвешенных органических частиц, являются биологическими фильтраторами. На гидрах производят опыты по воздействию на организм различного рода вредных излучений, также изучают явление регенерации у живых организмах.

4 Верхний ряд : атолла ван Хоффа, корнерот, медуза – кочан, ушастая медуза. Нижний ряд : таинственная хризаора, молочная хризаора, гигантская цианея, фацеллофора Класс Сцифоидные

5 Медузы – входят в цепи питания

6 Медузы обладают органами, способными улавливать инфразвуки, благодаря чему они чувствуют приближение шторма. По принципу « уха » медузы сконструирован прибор, предупреждающий о приближении бури за 15 часов.

7 Медуза – кладезь микроэлементов и йода Лакомством у китайцев, японцев и корейцев считаются съедобная ропилема. Аурелию также употребляют в пищу.

8 Медуза корнерот – это самая крупная медуза Черного моря, диаметр ее купола может превышать 40 см. Медуза помогает выжить в море малькам рыб, которые прячутся под её колпаком от хищников. Сам корнерот питается исключительно планктоном.

9 Верхний ряд : мёртвые пальцы, красный коралл, оранжевое морское перо, удивительная виргулярия. Нижний ряд : чёрный коралл, цериантус Ллойда, стеклянная роза, гигантский карибский анемон Класс Коралловые полипы

10 Верхний ряд : грибной коралл, протопалитоя, курчавый этерактис, зелёный звёздчатый коралл. Нижний ряд : гигантская ковровая актиния, багряная стомфия, земляничный анемон, водяная уртицина Класс Коралловые полипы

11 Из кораллов образуются целые острова – атоллы. Из отмерших шаровидных коралловых колоний готовят строительный материал, используемый для строительства зданий. Коралловый кальций является источником кальция, магния и других микроэлементов в легкоусваеваемой форме. Предупреждает вымывание кальция из костей, восстанавливает нормальную структуру костной и хрящевой ткани организма

12 Кораллы – излюбленное украшение с глубокой древности. Для изготовления ювелирных изделий особо ценится черный, красный и розовый благородные кораллы Использование кораллов для оформления аквариумов

13 На больших глубинах обитают восьмилучевые коралловые полипы – морские перья. Их колонии отличаются правильным двухрядным расположением веточек на главном стволе и очень напоминает птичье перо.

14 Медуза морская оса обитает у берегов северной Австралии При прикосновении человек ощущает острую боль. Болевой шок может привести к потере сознания На теле остаются свекольного цвета полосы.

15 Физалии ( португальский кораблик ) встречаются в тропической части Атлантики, в Средиземном море. Если физалия ужалит человека – на коже появляются волдыри, увеличиваются лимфатические железы, повышается потливость, появляется тошнота, становится трудно дышать. Оптимальный путь взаимоотношений с физалиями для человека в море пытаться уплыть от них подальше учитывая, что щупальца её могут быть длиной более 10 м.

16 Медуза – крестовичок Встречается около берегов на глубинах до 10 м в Японском море, Татарском проливе и у южных Курильских островов. Наиболее часто получают « ожоги » купающиеся среди зарослей водных растений. Отравление характеризуется резкой болью в месте « ожога », сопровождается помрачением сознания, бредом, галлюцинациями, кратковременной слепотой и глухотой.

17 Отравление ядами жгучих кораллов характеризуется кожными поражениями. Возникает боль, жжение, кожа краснеет. Нередко после ожогов на коже образуются долго не заживающие язвы. Жгучие кораллы Огненные кораллы

18 Плавая среди кораллов, можно сильно пораниться об острые концы их ветвей, где набежавшая волна может с силой бросить пловца на коралловый массив. При этом на теле могут остаться глубокие рваные раны. Мелкие обломки известкового скелета, оставшиеся в ранах, вызывают нагноение. Для обработки ран можно применять йод или зеленку.

19 Рак – отшельник и актиния Рыбки – клоуны и актиния СИМБИОЗ Мальки рыб и медузы

20 Медузы одни из самых древних представителей населения земных океанов. В Сибири открыто около 30 уникальных отпечатков ископаемых медуз, которые были погребены в слое известкового ила на дне тропического моря, затоплявшего когда – то Центральную Сибирь.

Презентация, доклад на тему Кишечнополостные (7 класс)

Кишечнополостные (7 класс), предмет презентации: Биология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 12 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

  • Главная
  • Биология
  • Кишечнополостные (7 класс)

Слайды и текст этой презентации

Выполнила ученица 7Б класса средней школы №40 Егорова Екатерина

Кишечнополостны́е, или радиальные— группа многоклеточных беспозвоночных животных. Обычно объединяют два современных типа: стрекающих (Cnidaria) и гребневиков (Ctenophora). Эту группу традиционно противопоставляют двусторонне-симметричным.

Некоторые исследователи не рассматривают гребневиков в составе кишечнополостных и применяют последнее название в более узком смысле — в качестве синонима для типа стрекающих. Радиальных (Radiata), напротив, иногда рассматривают в более широком составе, включая в них губок и пластинчатых.

Класс сцифоидные медузы встречается во всех морях. Тело сцифомедуз имеет вид округлого зонтика или колокола, на нижней вогнутой стороне которого помещается ротовой стебелек., формирующие гастральную систему.
У сцифомедуз имеются стрекательные клетки, расположенные на щупальцах вокруг рта. Их ожоги очень чувствительны.
Размножение:
Медузы раздельнополые, мужские и женские половые клетки формируются в энтодерме. Слияние клеток у одних форм происходит в желудке, у других в воде.

Значение:
· Употребляют в пищу
· Некоторые медузы смертельно опасны и ядовиты для человека. Например, при укусе корнерота могут возникнуть значительные ожоги. При укусе крестовичка нарушается деятельность всех систем организма человека. Первая встреча с крестовичком не опасна, вторая чревата последствиями из-за развития анофилоксии. Укус тропической медузы ведет к смертельному исходу.

Среди медуз встречаются гиганты – физалия или португальский кораблик (от 3-ех и более м в диаметре, щупальцы до 30 м).

Его представитель – пресноводная гидра. Тело гидры в длину до 7 мм, щупальцы – до нескольких см.

Основную массу среди большого числа различных типов клеток гидры составляют покровно-мышечные клетки, образуя покровную ткань. В эктодерме находятся стрекательные клетки, которые преимущественно располагаются на щупальцах. С их помощью гидра защищается, а также задерживает и парализует добычу.

Нервная система – примитивная, диффузная.
Дыхательной системы нет, гидры дышат через поверхность тела. Кровеносной системы нет.

Размножение:
Бесполое (вегетативное). Летом, при благоприятных условиях происходит почкование.
Половое. Осенью, с наступление неблагоприятных условий.
Оплодотворение перекрестное. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) одевается плотными оболочками и падает на дно, где и зимует. На следующую весну из нее выходит молодая гидра.

Класс Коралловые полипы

Все представители этого класса – обитатели морей и океанов. Обитают в основном в теплых водах.

Характерная особенность кораллов – наличие скелета, который может быть или известковым, или состоять из рогоподобного вещества и располагается либо внутри тела, либо снаружи (у актинии скелет отсутствует).

Все коралловые полипы делятся на две группы: восьмилучевые и шестилучевые.

Размножение:
Коралловые полипы – раздельнополые, оплодотворение происходит в воде. Из зиготы развивается личинка – планула. Планула прикрепляется к различным подводным предметам, превращается в полип, который уже имеет рот и венчик щупалец. У колониальных форм в дальнейшем происходит почкование, причем почки не отделяются от материнского организма. Колонии полипов участвуют в образовании рифов, атоллов, коралловых островов.

Яд стрекательных клеток, который выпускают кишечнополостные, может быть смертельно опасен для человека, хотя многие считают его безвредным. Ожог – это еще пол беды, страшнее то, что может отказать нервная и дыхательная системы, что приведет к летальному исходу.

Многим интересно, почему медузы прозрачны. Потому что их тело почти полностью состоит из воды, лишь 2 процента – коллаген.

Реактивные двигатели были созданы благодаря наблюдению за медузами, которые передвигаются как и они.

Так как кишечнополостные хищники, они влияют на морские сообщества животных, едят планктон, а крупные актинии и медузы — ещё и мелких рыб. В свою очередь медузами питаются морские черепахи и некоторые рыбы. Некоторые виды медуз съедобны .

Ссылка на основную публикацию