Анализ стихотворения Есенина Пугачев

«Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина

Сергей Есенин исключительно тщательно приступил к сбору материалов перед написанием поэмы «Пугачёв». Поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год. Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921-м году, а в 1922-м она уже была опубликована отдельной книгой.

Сам Есенин говорил о своей работе над произведением И. Н. Розанову. Стоит отметить, что у Сергея Есенина любимым поэтом был Пушкин, однако к освещению данного восстания в произведениях великого поэта Есенин отнёсся критично. Автор поэмы «Пугачёв» в процессе исследования исторических фактов пришёл к выводу, что, к сожалению, в текстах Пушкина многое оказалось искажёно. В произведениях Пушкина совсем мало имён бунтовщиков, зато названо много людей, пострадавших от рук пугачёвцев, усмирителей восстания. Есенин замечает, что он постарался обрисовать не только самого Пугачёва, но и воссоздать ярко и объективно образы его сподвижников. Кроме того, Сергей Есенин в своей поэме стремится придать действию динамизм, меняя героев в каждой сцене. Никто не повторяется, кроме самого Пугачёва. Этот приём создаёт акцент и на его образе.

Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью.

Композиция, сюжет, рифма и ритм

Поэма «Пугачёв» состоит из восьми частей. В них последовательно разворачивается картина крестьянского восстания. Сначала Пугачёв появляется в Яицком городке. Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень». Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачёв обсуждает восстание с Караваевым. В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачёва назвать себя Петром. Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха.

Хлопуша появляется перед читателями в главе «Уральский каторжник». Герой отмечает, что Пугачёва любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром на самом деле. Восставшие движутся к городам, но бунт подавлен. Пугачёв окружён казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории. Он снова один, без соратников, как и в самом начале поэмы, что создаёт своеобразную кольцевую композицию.

Написана поэма в традициях оригинального литературного направления. Здесь читатели сразу видят, что Есенин – представитель имажинизма. Это заметно с первых строк: «Ржёт дорога в жуткое пространство», «Луна, как жёлтый медведь, в мокрой траве ворочается». Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина очень лёгкий.

Тема и идея

В поэме «Пугачёв» бунтовщики предстают как смелые, отважные люди. Они уверены в своей правоте, готовы погибнуть, чтобы достичь цели. Сподвижники Пугачёва убеждены: нужно менять существующий порядок. Они способны использовать разные методы и средства, не боятся боя. Разумеется, основной темой произведения стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере удаль, бесстрашие народа.

Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что восстание обречено. Есенин хорошо передаёт общую атмосферу, в которой практически невозможно представить себе счастливый исход бунта.

Художественные средства

В поэме «Пугачёв» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, причудливые образы, характерные для имажинизма. Приведём несколько примеров: «жабьи глаза деревни», головы «прыгают с плеч жёлтыми кошками», «в груди, как в берлоге, ворочается зверёнышем тёплая душа», «глаза, как два цепных кобеля, ворочаются в солёной влаге». Нередко применяет Есенин и троекратный повтор, который особенно остро звучит в конце поэмы. В начале части «Конец Пугачёва» герой вопрошает: «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!» Ближе к самому концу он говорит: «Что случилось? Что случилось? Что случилось?» Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих рефренах.

В своей знаменитой поэме «Пугачёв» Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачёва. Сейчас мы можем иначе взглянуть на тот кровопролитный бунт, однако в произведении поэта перед читателями ярко встаёт именно своеобразие характеров, сила духа и удаль людей. Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности поэма читается легко, что обеспечивает воздушный слог Сергея Есенина.

Анализ и краткое содержание поэмы С.А. Есенина «Пугачёв»

Сергей Есенин исключительно тщательно приступил к сбору материалов перед написанием поэмы «Пугачёв». Поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год. Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921-м году, а в 1922-м она уже была опубликована отдельной книгой.

Сам Есенин говорил о своей работе над произведением И. Н. Розанову. Стоит отметить, что у Сергея Есенина любимым поэтом был Пушкин, однако к освещению данного восстания в произведениях великого поэта Есенин отнёсся критично. Автор поэмы «Пугачёв» в процессе исследования исторических фактов пришёл к выводу, что, к сожалению, в текстах Пушкина многое оказалось искажёно. В произведениях Пушкина совсем мало имён бунтовщиков, зато названо много людей, пострадавших от рук пугачёвцев, усмирителей восстания. Есенин замечает, что он постарался обрисовать не только самого Пугачёва, но и воссоздать ярко и объективно образы его сподвижников. Кроме того, Сергей Есенин в своей поэме стремится придать действию динамизм, меняя героев в каждой сцене. Никто не повторяется, кроме самого Пугачёва. Этот приём создаёт акцент и на его образе.

Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью.

Почему поэт обратился к образу Емельяна Пугачева?

Образ Пугачева в поэме Есенина «Пугачев» является центральным. Для чего же поэту понадобилось обратиться к нему? Есенин надеялся, что Россию возвеличит Октябрьская революция, что она сделает нашу страну сильной. Сергей Александрович мечтал об Инонии — крестьянском рае. Однако он не наступал, а между тем вопрос о том, куда же несет всех нас рок событий, все больше тревожил Есенина. Инония превратилась в недостижимую мечту. Поэтому обратился, тревожась за будущее крестьянской Руси, к такому историческому персонажу, как Емельян Пугачев, Есенин. Ведь именно Емельян пытался построить силой этот крестьянский рай.

Каким увидел Пугачёва Есенин

Мы не сомневаемся, что Сергею Есенину довелось изучить те же самые исторические свидетельства, но вот что интересно — образ его Пугачёва вышел намного привлекательнее, и вызывает даже некоторое восхищение.

У главного героя в произведении Есенина есть такие черты, как стремление у воле и мечтательность. По сути, это романтический герой, у него душа романтика, хоть он и выступил лидером жестокого восстания. Образ Пугачёва у Есенина наполнен добротой и прощением, ведь даже якобы друзья его, которые оказались предателями и выдали его, получили прощение главаря. Хотя скажем, что из-за самоуверенности его личность несколько омрачена, ведь убежденность Пугачёва, что его везде ждут и радуются, не приводит ни к чему хорошему.

Поэма Есенина разъясняет, что людям нравится жестокий нрав этого человека, но его убийства, скорее всего, продиктованы чувством справедливости, в противном случае, он навевал бы на людей только страх.

Образ Пугачева у Есенина: основные черты

Поэма создавалась автором с марта по август 1921 г. В этом же году состоялась ее читка в театре Мейерхольда. Однако постановка не осуществилась.

У Есенина образ Пугачева романтизирован. Сергей Александрович свою поэму не осложняет другими персонажами, даже малозначительными. Лишь образ Пугачева в поэме Есенина «Пугачев» показан в развитии. По замечанию автора, кроме Емельяна, почти никто не должен повторяться в трагедии. Новые лица должны быть в каждой сцене. Это выдвигает главную роль Пугачева и придает больше движения.

Емельян выступает человеком, которого ждал народ. Своего героя Есенин показывает и тогда, когда мятеж лишь назревал, и после того, как главный герой объявил о том, что он царь. Образ Пугачева в поэме Есенина «Пугачев» достаточно сложен. Емельян показан противоречиво. В его образе жестокость сочетается с доверчивостью. Складывается впечатление, исходя из отношения этого героя к подчиненным, что они его слуги, обязанные выполнять его распоряжения.

Об избранности, значимости Пугачева говорит Хлопуша, уральский каторжник, который был послан к Емельяну для того, чтобы убить его, но пришел к нему как друг. Как и главный герой произведения, Хлопуша считает, что войну нужно вести разумно, необходимо налиться умом, а не только гневом.

Сравнительный анализ

Получается, что образ одного и того же человека у двух авторов представлен по-разному. Несмотря на то, что и тот, и тот вариант не являются безосновательными, основаны на реальных событиях, написаны по историческим документам, читатель все же видит разного человека. Образ Пугачева в произведениях Пушкина Есенина различается. Почему? Для этого может быть несколько причин. На этом могли сказаться разница эпох и социальное положение авторов. Есенин жил гораздо позже Пушкина, информация до него дошла уже в форме далекой истории. К тому же разница в происхождении авторов могла сказаться на восприятии и передаче образа. Если для Есенина, который был близок к крестьянскому народу, идеалогия Пугачева была близка и понятна, то для Пушкина Пугачев служил скорее угрозой и противником, нежели кумиром идеалом.

Таким образом, в разных произведениях историческая личность может быть описана по-разному. Читатель должен уметь воспринимать художественное произведение не как достоверные факты, а как размышление автора, его точку зрения на ту или иную проблему.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Образ Пугачева у Пушкина и Есенина».

Отражение авторской позиции и мироощущения в образе Емельяна

Продолжая описывать образ Пугачева у Есенина, отметим, что Емельян не является сторонником беспощадного и стихийного мятежа. Его мечты — мечты о новом мире, которые разделял и сам Есенин. В полном драматического напряжения финале мы видим героя, преданного соратниками. И ощущаем как никогда его трагедию и одиночество.

Заключительный монолог главного героя Сергей Александрович читал Максиму Горькому, взволновав последнего до спазма в горле. Состояние самого поэта отражается в его надрыве. Есенин в городе не прижился, но уже стал чужим в деревне. Он почувствовал свое одиночество особенно сильно тогда, когда вернулся из заграничного путешествия.

Пугачев в произведении Пушкина «Капитанская дочка»

Пушкин описывает Пугачева весьма подробно. Автор рассказывает о событиях с точки зрения стороннего наблюдателя, не выражая своего четкого мнения. Тем не менее, определенный образ складывается у читателя через представление героя Алескандром Сергеевичем. В «Капитанской дочке» Раскольников больше похож на главаря разбойничьей банды. Во многом он копирует Гришку Отрепьева. Пугачев понимает, что его восстание обречено на провал, он чувствует себя как будто загнанный зверь. Тем не менее, у Пушкина Пугачев представлен добрым и великодушным человеком. Эта черты выражена в эпизоде, когда Пугачев помиловал Гринева потому, что тот оказывал ему помощь.

Таким образом, у Пушкина Пугачев представлен умным, зрелым и опытным человеком, попавшим в определенные жизненные обстоятельства, не готовым мириться с судьбой. Он пытается бороться за новую жизнь, он способен повести за собой людей. Этот образ нельзя называть простым – он многогранен и глубок.

Оценка поэмы критиками

Неоднозначной была реакция на эту поэму современников. Н. Осинский, например, считал, что поэт изобразил «пафос мятежной стихии», течение ее от Емельяна Пугачева до сегодняшних дней. Поэму в целом считали неудачной.

В произведении отразились особенности стиля, свойственные имажинизму, которым в то время увлекался Сергей Александрович. Непривычная система образов, смешение различных слоев лексики, вызывающие метафоры — все это характерно для данного произведения. Автора упрекали в том, что речь Пугачева подверглась имажинизации. Было подмечено некоторыми критиками, что в произведении есть блестящие монологи. Поэтому они назвали его героической драмой в стихах.

Жанр Пушкина и жанр Есенина

Александр Пушкин отразил образ Пугачёва в «Капитанской дочке», и мы знаем, что это произведение — исторический роман, то есть автор описал в нём конкретную историческую эпоху. Пушкин взглядом стороннего наблюдателя смотрит на развитие действия. А что можно сказать об образе Пугачёва в произведении Есенина?

Сергей Есенин ведёт повествование в несколько другом жанре — это драматическая поэма. Образно говоря, проникнувшись духом того времени, глубоко поразмышляв над личностью Пугачёва, Есенин восхищается им. Поэтому разница в жанрах произведений явно видна, хоть оба поэта отталкивались от одних и тех же исторических свидетельств.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.21 [121 Голоса (ов)]

Пушкин и Есенин, два признанных мастера пера, не обошли своим вниманием тему пугачевского восстания. Каждый из них, используя разные инструменты, осветил это событие по-своему.

Образ Пугачева использован Пушкиным в романе «Капитанская дочка». В этом произведении он представляет собой по большей части главаря банды разбойников. Этот человек готов убивать всех, кто встает у него на пути. Осознавая обреченность восстания, Пугачев уподобляется загнанному зверю. Однако Пушкин также показывает и его положительные стороны: доброту и великодушие. Предводитель восстания не стал причинять вред Петру, который когда-то помог ему. Это многогранная личность, способная вести за собой других.

В отличие от исторического романа Пушкина, Есенин выбрал драматическую поэму. Поэт прочувствовал естество восстания и его предводителя, искренне восхищаясь им. В версии Есенина Пугачев вышел значительно привлекательнее. Он наделил героя мечтательностью и романтичностью. Пугачев хоть и самоуверен, но добр. Народ любит его и возлагает на героя надежды.

Образ этой исторической личности в произведениях обоих поэтов в чем-то похож. Например, они описывают его жестокость с одной стороны и доброту с другой. И Пушкин, и Есенин считают, что Пугачев – неординарный человек с внутренним стержнем, наделенный даром предвидения. Он точно знает, что крестьянский бунт обречен.

Также этот образ имеет и определенные различия у авторов. Пушкин видел в восстании единичный, ни к чему не ведущий случай, а Есенин понимал, что восстание народное, оно не взялось на пустом месте и не прошло бесследно. Он наделил Пугачева поэтической душой, тогда как Пушкин считал его просто умным, однако не очень-то глубоким человеком.

Очевидно, что Пугачев был непростой личностью, ведь память о нем дошла и до наших дней, а значит, он оставил значительный след в истории. Точки зрения поэтов и писателей на его счет могут разниться, но истина, как всегда, находится где-то посередине.

Читайте также:  Анализ стихотворения Не напрасно дули ветры Есенина

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • Сочинение «Капитанская дочка»
  • Сочинение на тему «Гринев и Пугачев, история их отношений»

Общий анализ поэмы «Пугачев» Есенина

Есенин не старался передать детали восстания, он показывал общность народа и настрой Пугачева. В то время народ ждал доброго царя и увидел его в Пугачеве. Об этом Емельян узнал от сторожа. Он казался им спасением, и они ждали нового героя. С каждым новым действием присоединяется новый герой, готовый помочь в восстании. Хлопуша, который мечтал увидеть Пугачева, тоже становиться частью его команды. Интересно, что до сих пор хранится запись, в которой Есенин читает монолог Хлопуши, беглого каторжника. Пугачев понимает, что нужно поднимать крестьян и обеспечить их оружием. Необходимо собрать войско, которое будет едино и жить одной целью.

Но в отряде бунтовщиков не может быть общности и сплоченности. Благодаря Творогову и Крямину в войске наступает разлад, они сеют панику. Пугачев решает напасть на Азию, но многие против, в том числе и Крямин. Емельян убивает его, а его послушники нападают на провозглашенного царя и связывают его. Бунтовщикам нужен был лишь предводитель, человек, который будет подталкивать их, принимать те сложные решения, на которые они не способны, они были лишь движущей силой. В финале Пугачев уже не изображен предводителем, а одинокой душой. Он один не может противостоять целой империи.

Проводя анализ поэмы «Пугачев» Есенина, можно прийти к выводу, что в ней больше подчеркивается не само восстание, а то что привело к нему. Надеемся, что этот анализ «Пугачева» был полезен для вас. На нашем сайте присутствует также краткое содержание поэмы «Пугачев» Есенина. Прочитайте его, если хотите более подробно узнать сюжет поэмы, но мы всегда рекомендуем прочитывать произведения полностью.

Некоторые выводы при проведении сопоставления образов

Обсудим причины, почему так по-разному Пушкин и Есенин смотрели на одни и те же события. Начнем с того, что Пушкин относился к дворянам, то есть был частью высшего сословия, и в его глазах восстание Пугачёва было прямой угрозой, поэтому и назвал его «бессмысленным и беспощадным» бунтом. А поэт Сергей Есенин вышел из крестьянской среды, из деревни, и принадлежал к совсем другому сословию. Те, кто восстал вместе с бунтовщиком, были близки ему по происхождению и по духу, поэтому Есенин хорошо понимал, что служило целью и средствами этого восстания.

Теперь ясно, почему образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина получился таким разным. Пушкин показал его с негативной, тёмной стороны, а Есенин наоборот — с приятной и положительной. Хотя есть тут еще важная деталь. Пушкин и Есенин жили в разные эпохи, и через сто лет после Пушкина в России изменилось очень многое — было отменено крепостное право и царская власть, многие события истории были пересмотрены и переоценены.

Скорее всего, вас также заинтересуют статьи по теме:

Анализ поэмы Сергея Александровича Есенина «Пугачёв»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:34, сочинение

Краткое описание

Драматическая поэма о Крестьянской войне 1773–1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева, которую народ прозвал «пугачевщиной», занимает особое место в творческом наследии Есенина и литературной жизни первой половины 20-х гг. прошлого века. Это единственная поэма, созданная Есениным в период имажинизма, поэма мощная, с шекспировским накалом страстей, необычная и даже шокирующая своими образами. Поэтому С. А. Толстая-Есенина справедливо назвала «Пугачева» самым значительным по огромному творческому труду, вложенному в него, произведением Есенина и отметила, что «сам поэт любил эту вещь и гордился ею».

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ поэмы Сергея Александровича Есенина.doc

Анализ поэмы Сергея Александровича Есенина «Пугачёв».

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»!

Драматическая поэма о Крестьянской войне 1773–1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева, которую народ прозвал «пугачевщиной», занимает особое место в творческом наследии Есенина и литературной жизни первой половины 20-х гг. прошлого века. Это единственная поэма, созданная Есениным в период имажинизма, поэма мощная, с шекспировским накалом страстей, необычная и даже шокирующая своими образами. Поэтому С. А. Толстая-Есенина справедливо назвала «Пугачева» самым значительным по огромному творческому труду, вложенному в него, произведением Есенина и отметила, что «сам поэт любил эту вещь и гордился ею».

В поэме Сергея Александровича Есенина «Пугачёв» есть художественные особенности это олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, архаизмы. Ржёт дорога в жуткое пространство – олицетворение, тут переносится неодушевлённый предмет в человеческие черты; «жуткое» – эпитет, здесь образный предмет, выражается преимущественно прилагательным. Чаган – архаизм, по словарю Даля обозначает растение. Мне нравится степей твоих медь – метафора, тут противопоставляется один предмет другому. Луна, как жёлтый медведь – сравнение, здесь сравнивают луну с жёлтым медведем; «жёлтый» – эпитет, образный предмет, выражается преимущественно прилагательным. Пучились в сердце жабьи глаза – аллегория., изображение предмета с целью наглядно показать его существенные черты. Избы – деревянные колокола – сравнение, тут сравнивают избы с деревянными колоколами. Словно яблоко тяжёлое виснет с шеи твоя голова – сравнение, здесь сравнивают голову с тяжёлым яблоком. Цедит молоко соломенное ржи – аллегория, иносказательное изображение предмета, наглядно показаны его существенные черты. Гонится овёс на водопой рысцой – аллегория, изображение предмета, на котором показаны его существенные черты. Слышен прялки ровный разговор – олицетворение, тут перенесён неодушевлённый предмет на человеческие черты; «ровный» – эпитет, предмет выражен прилагательным. Стонет Русь от цепких лапищ – олицетворение, перенесён неодушевлённый предмет в человеческие черты. Берёзами заплаканный – олицетворение, перенесены человеческие черты на неодушевлённый предмет; заплаканный тракт – метафора, противопоставляется один предмет другому. Из пасти темноты – метафора, сходство одному предмета другому. Выдёргивают звёзды – олицетворение, перенесены человеческие черты на неодушевлённый предмет; словно зубы – сравнение, сравнивают звёзды с зубами. Колокол луны скатился ниже – метафора, противопоставление одного предмета другому. Уж мятеж вздымает паруса – олицетворение, перенесение человеческих черт на неодушевлённый предмет. Тучи с севера сыпались каменной грудой – сравнение, тучи сравнивают с каменной грудой. Рыл глазами удачу – олицетворение, перенесены человеческие черты на неодушевлённый предмет. Волосы как солому трепал – сравнение, волосы сравнивают с соломой.

В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый сполох двадцатых годов двадцатого века.

Анализ поэмы «Пугачёв» (Есенин С. А.)

В произведении Пугачёв предстает решительным, волевым, сильным предводителем восстания, способным на понимание и сочувствие. Если в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” больший акцент сделан на человеческие качества Пугачёва, проявляющиеся в личном общении, то Есенин, в свою очередь, раскрыл отношение Пугачёва к власти, стране и народу в целом. У Пушкина Пугачёв жесток, но милосерден; у Есенина же он берет на себя ответственность возглавлять бунт, понимая, что в стране пора навести порядок.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он сумел разжечь огонь в сердцах людей, которые в итоге его и погубили.

Для Пушкина русский бунт — бессмысленный и беспощадный, никакое кровопролитие им не оправдывается. Есенин же видит в бунте горькую необходимость: русскому народу пора вернуть законные права и начать достойно жить. Пугачёв, понимая это, идет до конца; он призывает свой народ к такой же самоотверженности, смелости, вере в свои силы. Однако он осознает, что пути назад для него нет, у него никогда не будет прежней обыденной жизни и все, что ему остается, — идти вперед, не смея предать идею и используя для её воплощения любые средства.

“Я положил себе зарок молчать до срока” — Пугачёв, имея самые серьезные намерения, терпелив, предостережителен и осторожен.

“Ржет дорога в жуткое пространство” — дорога Пугачёва неизведана, тяжела и опасна.

“Луна, как желтый медведь,

В мокрой траве ворочается” — красочное образное описание луны (с использованием сравнения), свет которой играет в мокрой траве.

“Яик, Яик, ты меня звал

Стоном придавленной черни. ” — Пугачёв рвался попасть в Яицкий городок, стремился к измученному народу, чтобы подарить им надежду, вселить веру в их сердца.

С помощью обильного употребления в поэме эпитетов, сравнений, олицетворений и метафор, Есенин описывает красоты любимой родной природы, передает сильнейшие переживания героев, раскрывает их характеры.

Например, схваченный предателями, Пугачёв говорит: “Это она подкупила вас, злая и подлая оборванная старуха” — описывая грубо и презрительно саму императрицу. Так он показывает свою яркую ненависть и неуважение к существующей власти.

“Как могильные плиты, по небу тянутся каменные облака” — этим развернутым сравнением один из восставших Чумаков не только описывает природу, но и передает свое угнетенное душевное состояние, суля восстанию неизбежный крах. Другой восставший Бурнов также печален и душевно разбит, показывает это в своей речи риторическим вопросом: “Зачем же мне в душу ты ропотом слезным, бросаешь, как в стекла часовни, камни?” Но Бурнова вопреки всему не покидают любовь к природе и желание жить, что демонстрируют олицетворения: “Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.”

Природа в поэме также описывается с помощью метафор, порою диковинных и грубоватых (как и простой русский народ): “клещи рассвета в небесах из пасти темноты выдергивают звезды”, “золотые яйца листьев на земле”.

Поэма вызвала у меня разные противоречивые чувства. Сила духа, стойкость характера Пугачёва и Хлопуши поражают, восхищают, несмотря на жестокость. При этом отвращение вызывают такие участники бунта, как Творогов — подлые предатели, трусливо спасающие свои жизни, обрекая на смерть Пугачёва. Конец предводителя восстания плачевен: отстаивая не собственное мнение, но мнение всего народа, самоотверженно борясь за его интересы, взамен он получает измену. Да, Пугачёв использовал грубые хладнокровные методы достижения цели, но он сделал для крестьян многое: сумел вселить веру в собственные силы, показать, что они заслуживают лучшей жизни и могут бороться за свои права. Как минимум это заслуживает благодарности со стороны народа.

В итоге, кто-то, предав, получит помилование правительства, а кто-то лишится жизни, сохранив честь и достоинство, не отступив с намеченного пути. Каждый волен сам судить о справедливости такого исхода.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id101760

“С. Есенин. Поэма “Пугачёв””.
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Презентация “С. Есенин. Поэма “Пугачёв”” к открытому уроку по литературе в 8-ом классе на тему: “С. Есенин. Пугачёв – поэма на историческую тему”.

Скачать:

ВложениеРазмер
s_esenin_poema__pugatschev.ppt859 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РУССКИЙ БУНТ. ИЗУЧЕНИЕ ТРАГЕДИИ С.А. ЕСЕНИНА «ПУГАЧЕВ» РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ПУГАЧЁВА И,П,, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ООШ С. ШКЛОВО КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ». С. ЕСЕНИН. ПОЭМА «ПУГАЧЕВ»

Цели урока : Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.

ФРАГМЕНТ “ПЕСНИ О ВРЕМЕНИ” В.ВЫСОЦКОГО Замок временем скрыт и укутан, укрыт В нежный плед из зеленых побегов, Но развяжет язык молчаливый гранит, И холодное прошлое заговорит О походах, боях и победах. Время подвиги эти не стерло. Оторвать от него верхний пласт Или взять его крепче за горло – И оно свои тайны отдаст.

ТРАГЕДИЯ «ПУГАЧЕВ» В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?

Обратимся к датам: 1773–1774 гг. – восстание Пугачёва. 1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого – друзья А.С. Пушкина. 1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории. 1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”. 19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину. 1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю. 1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова. 1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве? Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство.

ПУШКИН И ЕСЕНИН Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве. Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала: “ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, – утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.

В ЧЁМ ЖЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПУГАЧЁВА? ЧТОБЫ ТОЧНЕЕ ПОНЯТЬ, ЛУЧШЕ РАЗОБРАТЬСЯ, УЯСНИМ ДЛЯ СЕБЯ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ. Стихия – 1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти. Бунтовщик – участник бунта. Разбой – нападение с целью ограбления, убийства. Разбойник – человек, занимающийся разбоем

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований. Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос: Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

ОТНОШЕНИЕ ЕСЕНИНА К ПУГАЧЕВУ Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое сценическое воплощение произведения. В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий.

СЦЕНА КАЗНИ ПУГАЧЕВА В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.

ПЕСНЯ В. ВЫСОЦКОГО ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ «ПУГАЧЕВ! ПО С.ЕСЕНИНУ – Ну что, Кузьма? – А что, Максим? – Чего стоймя Стоим глядим? -Да вот глядим, Чего орут, – Понять хотим, Про что поют… – Теперь уж вовсе Не понять: И там висять – И тут висять! Им только б здесь Повоевать! И главный есть – Емелькой звать. – Да что ж они – Как мухи мрут, Друг дружку бьют, Калечут, жгут. – Ну что, Кузьма? – А что, Максим? – Чего стоймя Стоим, глядим? – Вопрос открыт: И не смекнём, Что за помост И кто на нём? Мы тоже так – Не плачь, Кузьма, – Кругом – бардак И кутерьма! И это – жисть, Земной наш рай?! Нет, хоть ложись И помирай!

Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она? Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства? Что побудило казаков предать своего вожака?

МОНОЛОГ БУРНОВА: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть! Эти птицы напрасно над нами вьются. Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь, Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца. Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом? Жалко солнышко мне, жалко месяц, Жалко тополь над низким окном. Только для живых ведь благословенны Рощи, потоки, степи и зеленя. Слушай, плевать мне на всю вселенную, Если завтра здесь не будет меня! Я хочу жить, жить, жить, Жить до страха и боли! Хоть карманником, хоть золоторотцем, Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце. Яблоневым цветом брызжется душа моя белая, В синее пламя ветер глаза раздул. Ради бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду.

“ Роковая зацепка за жизнь” – вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя. Презирает ли Пугачёв предавших его соратников? Как же решается в трагедии вопрос о бунте? Смерть иль исцеление?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ http://festival.1september.ru/articles/590301/

Философ Н. Бердяев Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”. Вывод : Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история.

“ ПЕСНЯ О ВРЕМЕНИ” В. ВЫСОЦКОГО И вовеки веков, и во все времена Трус, предатель – всегда презираем, Враг есть враг, и война все равно есть война, И темница тесна, и свобода одна – И всегда на нее уповаем. Время эти понятья не стерло, Нужно только поднять верхний пласт – И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут на нас. Ныне, присно, во веки веков, старина,- И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если другом надежно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки – из прошлого тащим, – Потому, что добро остается добром – В прошлом, будущем и настоящем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе.

С. Есенин “Песнь о собаке”. Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо.

Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом.

Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта.

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия- серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше.

Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина “Пугачев”

1. Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции.

2. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.

3. Формирование активной жизненной позиции учащихся.

Звучит фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого. [1]

Замок временем скрыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло.
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло –
И оно свои тайны отдаст.

В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:

1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.

1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.

1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.

1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.

19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.

1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова.

1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности. Чтобы уяснить, какие вопросы встали перед Есениным во время создания произведения, попробуем понять, чем вызвано крестьянское выступление в 1920-м. (Сообщение ученика об Антонове и восстании под его руководством).

Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве? Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство”. [2]

Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв. Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.

Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала [3]:

“ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, – утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.

Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину. “Почти гениальный человек” – это ли не “страсть к преступившему”? Один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.

Звучит рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. [4]

Надо мною – тишина,
Небо, полное дождя,
Дождь проходит сквозь меня,
Но боли больше нет.

Под холодный шепот звезд
Мы сожгли последний мост,
И все в бездну сорвалось.
Свободным стану я
От зла и от добра…

Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Она же воспета Горьким в “Песне о Соколе”. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии

С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая. “У Пушкина Пугачёв получается какой-то зверский ребёнок, в себе – неповинный, во зле – неповинный”, – пишет

М. Цветаева… Столь же бесполезно обвинять во зле ветер… У Есенина человек тоже часть стихии, но иначе. Он знает, в чём его предназначение:

Каждый платит за лепту лептою…
Это буйствуют россияне!
Не беда, а нежданная радость
Упадёт на мужицкую Русь! [5]

В чём же предназначение Пугачёва? Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.

Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде.

Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.

Бунтовщик – участник бунта.

Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.

Разбойник – человек, занимающийся разбоем. [6]

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. [7] поэт отверг кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

Звучит фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”. [1]

Да, нас ненависть в плен захватила сейчас,
Но не злоба нас будет из плена вести.
Не слепая, не черная ненависть в нас,-
Свежий ветер нам высушит слезы у глаз
Справедливой и подлинной ненависти!

Ненависть – пей, переполнена чаша!
Ненависть – требует выхода, ждет.
Но благородная ненависть наша
Рядом с любовью живет!

Можно ли назвать то чувство, которое движет мятежниками у Есенина, благородной ненавистью?

В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое сценическое воплощение произведения. (Автор обращался к Мейерхольду, но постановка так и не состоялась). В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий.

Звучит запись монолога Хлопуши в исп. В. Высоцкого.

Знаменитый монолог сопровождался броском голого тела на железную цепь, которая тут же отбрасывает его назад, на другую цепь. Это соприкосновение живой человеческой плоти с холодным металлом и есть знак трагедии. Весь монолог звучит под жуткий кандальный звон, а держат цепь не стражники, а орда вольных пугачёвских соратников. Как можно объяснить этот режиссёрский ход?

В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.

– Ну что, Кузьма?
– А что, Максим?
– Чего стоймя
Стоим глядим?

– Да вот глядим,
Чего орут, –
Понять хотим,
Про что поют…

– Теперь уж вовсе
Не понять:
И там висять –
И тут висять!

Им только б здесь
Повоевать!
И главный есть –
Емелькой звать.

– Да что ж они –
Как мухи мрут,
Друг дружку бьют,
Калечут, жгут.

– Ну что, Кузьма?
– А что, Максим?
– Чего стоймя
Стоим, глядим?

– Вопрос открыт:
И не смекнём,
Что за помост
И кто на нём?

Мы тоже так –
Не плачь, Кузьма, –
Кругом – бардак
И кутерьма!

И это – жисть,
Земной наш рай?!
Нет, хоть ложись
И помирай!

Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она? Можно ли есенинского Пугачёва назвать “зверским ребёнком”?

Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства?

Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хруст ломаемых в теле костей…)

Очень значим в понимании ответа на этот вопрос монолог Бурнова:

Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть!
Эти птицы напрасно над нами вьются.
Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.
Как же смерть?
Разве мысль эта в сердце поместится,
Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом?
Жалко солнышко мне, жалко месяц,
Жалко тополь над низким окном.
Только для живых ведь благословенны
Рощи, потоки, степи и зеленя.
Слушай, плевать мне на всю вселенную,
Если завтра здесь не будет меня!
Я хочу жить, жить, жить,
Жить до страха и боли!
Хоть карманником, хоть золоторотцем,
Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,
Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду! [5]

“Роковая зацепка за жизнь” – вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя.

Презирает ли Пугачёв предавших его соратников?

Как же решается в трагедии вопрос о бунте? “Смерть иль исцеление”?

В романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет людей сжигать дома и убивать себе подобных” и, осознав закон исторической необходимости, писал: “Мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам”. Нет сомнения, что писатель говорит о нравственных законах. Признание ценности чужой жизни, любовь к Родине, ответственность за её судьбу – важнейшая необходимость.

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь –
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история. Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”.

Звучит “Песня о времени” В. Высоцкого.

И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна –
И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт –
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим, –
Потому, что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем!

Анализ одной из поэм С.А.Есенина Пугачев

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Есенин “Пугачев” – сочинение “Анализ одной из поэм С.А.Есенина (“Пугачев”)”

Город давил на поэта, пил из него душу и вливал в него смрад и горечь. Есенин прятался в пьянку, пытался принять многоликого вампира по имени “Город”. Увы, вскоре город обрел черты революционного мятежника, привнеся в быт разруху, голод, смерть. Есенин далеко не сразу принял идеи большевизма (а если честно, то так до конца и не принял их), его • мучила двойственность, умирающая деревня добавляла скорби в душу поэта.
И он взбунтовался. Именно так, как достойно бунтовать поэту. Он выразил свои сомнения, свое негодование, свою скорбь в великолепной поэме “Пугачев”.
В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый сполох двадцатых годов двадцатого века.
Патетика монологов Пугачева и Хлопуши, мечта и стремление восставших “новой жизнью жить” — все это идиллические сомнения и надежды автора. И все же Пугачев в поэме явно и подчеркнуто одинок. Почти как сам Есенин. И ностальгическая тоска (“Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, когда в Пензенской губернии у меня есть дом?”), и надрыв духовный (“Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?”) типичны для автора поэмы.
Внимательного читателя “Пугачева” обязательно остановят некоторые особенности стиля этой поэмы. В таких строках, как “Ржет дорога в жуткое пространство”, “Пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни”, и во многих других отразилось переживавшееся тогда Есениным увлечение имажинизмом. Это сказывалось в прихотливости образной системы, нарочитом соединении разнородных лексических слоев, вычурности метафор, повышенной эмоциональности, почти “крикливости” стиха.
Тем не менее многие строки сохранили прежний есенинский стиль.
Колокол луны скатился ниже,
Он, словно яблоко увянувшее, мал.
Благовест его лучей стал глух.
Уже на нашесте громко заиграл
В куриную гармонику петух.
Считается, что трагический конец героя и предательство сподвижников показали, как Есенину становится чужда идеализация крестьянства. Так ли это? Есенин был порабощен городом, но из деревни он тоже вырос, как вырастают из штанишек. Ему некуда было возвращаться, именно поэтому бунт был замкнут на себя и неизбежно обречен.
Потом, в “Черном человеке”, он еще пронзительнее посетует на одиночество и бесполезность бунта. Но в “Пугачеве” он еще борется, однако борьба его печальна, от нее веет обреченностью.
Боже мой!
Неужели пришла пора?
Неужель под душой падаешь, как под ношей?
А казалось. казалось еще вчера.
Дорогие мои. дорогие. хор-рошие.
Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира.

мира. Он называл себя пророком Сергеем Есениным, говорящим “по Библии” о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Тогда-то и рухнули мечты поэта о “Граде Инонии”. Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить этот крестьянский рай.
Безуспешно.

Есенин “Песнь о собаке” – сочинение “Мое любимое произведение С. Есенина”

Сергей Александрович Есенин, пожалуй, единственный русский поэт XX века, который обрел поистине всенародную популярность. Его стихи стали песнями, их заучивали наизусть и декламировали вслух представители всех социальных групп бывшего Советского Союза. Почему так вышло?

Есенинскому стиху присуща особая доверительность, чистота, яркость. Образы его стихотворений, наивные и в то же время первобытно-емкие, вызывают в душе читателя немедленный отклик.

Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот — да веселый свист.

Таких цитат, ставших народными, у Есенина множество. Они стали песнями и стихотворениями (если, конечно, бывают народные стихотворения). Без них уже невозможно себе представить русский менталитет. Не забудем и то, что Есенин был знаковой фигурой позднего советского китча: его фотопортреты продавались на рынках наряду с изображениями Высоцкого. Впрочем, это не так существенно, как то, что каждое стихотворение Есенина — шедевр лирической поэзии.

Мое любимое стихотворение Есенина — «Песнь о собаке». Заметим, что собачья тема была необычайно близка поэту. Это рассказ об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Простая экспозиция этого стихотворения рождает интересные ассоциации. Прежде всего, это удивительная по теплоте красок картина «собачьего Рождества», где большую роль играет желтый цвет: («в ржаном закуте», «златятся», «рыжих»).

Появление человека разрушает собачью идиллию:

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Это финал трагедии, который заставляет читателя задуматься сразу о многих вещах. И вопросы, которые при этом возникают, непросты.

Что значит материнство? Что значит любовь? Что такое дружба? И наконец, что такое человек? Есенин не дает ответов на эти сложнейшие вопросы. Концовка стихотворения остается открытой: собачья тоска сливается с ночной тишиной, приобретая поистине космическое значение.

Конечно, я люблю стихотворение «Песнь о собаке» не только за его художественное совершенство. Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом – воспоминания автора о ранней юности, о “девушке в белой накидке”. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и “решил лишь в стихах воевать”.

“Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я во мне близкое тело

И грудью на брата лез”.

Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнуло с новой силой. Появился у Криушей свой вожак – Прон Оглобин. Приехавший из Питера бывший односельчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и “с любопытством”. Он теперь “важная шишка”, столичный поэт, но все же “свойский, мужицкий, наш”. От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: “Скажи, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?” . “За что же тогда на фронте мы губили себя и других?” Но и эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны.

Другие впечатления волнуют этот романтический образ до боли знакомой и родной природы и не менее романтический образ – воспоминание о “девушке в белой накидке”. Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней – легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина – все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое – прекрасно и поэтично.

От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений. Да, теперь Анна Снегина – важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии.

Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, что бы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе – пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. “Он умер. А вот вы здесь упрекает она героя своего недолгого романа. События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: ” Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор?” Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, а Анна – в Лондон.

Последняя часть поэмы – это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне – два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое – из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Любовь, Родина, природа – вот истинные ценности, способные согреть, и возвысит душу человека.

Ссылка на основную публикацию