Анализ стихотворения Есенина Пугачев

Краткое содержание «Пугачев»

Поэма «Пугачев» Есенина была написана в 1922 году. Произведение состоит из восьми частей, в которых последовательно разворачивается картина одно из важнейших событий в истории России – крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы в 8 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пугачев». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Емельян Пугачев – донской казак, мятежник, решительный, бесстрашный человек.

Другие персонажи

Екатерина – российская императрица, правившая твердой, жесткой рукой.

Сторож – собеседник Пугачева, от которого он узнал о притеснениях простого народа.

Траубенберг, Тамбовцев – наместники Екатерины, первые жертвы бунта.

Оболяев, Зарубин, Караваев – казачьи атаманы, приспешники Пугачева.

Хлопуша – беглый каторжник, примкнувший к войску Пугачева.

Творогов – восставший казак, предложивший выдать Пугачева властям.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Появление Пугачева в Яицком городке

После долгих странствий донской казак Емельян Пугачев приходит к берегам Яика посмотреть « на родное золото славян ». Он восхищается родиной, любуется ее живописной природой.

В разговоре со сторожем Пугачев узнает, что нынче простым крестьянам живется очень тяжело – « с голоду хоть жри железо ». Всех их богатства – рыбу, соль, рынок – « отдала Екатерина под надзор своих дворян ». Сторож признается, что народ уже готов поднять восстание, и ждет лишь храбреца, « кто б первый бросил камень ». Эта мысль захватывает Пугачева.

Бегство калмыков

Казаки получают приказ – отправиться в поход и остановить калмыков, которые « изменили Российской империи и угнали с собой весь скот ». Казачий атаман Кирпичников отказывается « как в пищу, стрелять » в калмыков. Он призывает казаков отправиться « в новый край, чтоб новой жизнью жить ». В стане поднимается мятеж, в ходе которого убивают двух наместников Екатерины – Траубенберга и Тамбовцева.

Осенней ночью

Поначалу мятежники решают примкнуть к турецкому султану, который враждовал с императрицей. Однако Пугачев уговаривает их остаться и дать решительный отпор, тем самым отвоевав свое право на свободу.

Происшествие на Таловом умете

Пугачев делится с атаманами Оболяевым, Зарубиным и Караваевым своим планом – объявить себя восставшим из могилы императором Петром III, поднять « монгольскую рать » и двинуться на Москву.

Уральский каторжник

К мятежникам присоединяется уральский каторжник Хлопуша, мечтающий увидеть нового царя. Он признается, что « чернь его любит за буйство и удаль ». Хлопуша готов верой и правдой служить Пугачеву. Он предлагает захватить Уфу, где найдутся « и порох, и ядра, и наводчиков зоркая рать ».

В стане Зарубина

Атаман Зарубин начинает активно переманивать на сторону Пугачева все новые и новые войска. Он обещает воинам, что вскоре « нежданная радость упадет на мужицкую Русь ».

Ветер качает рожь

Однако удача не на стороне мятежников. Уже после первых серьезных поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. В числе восставших оказывается Творогов, который предлагает « связать на заре Емельяна » и передать его властям.

Конец Пугачева

Пугачев пытается погасить панику в войсках, но безуспешно. Чтобы положить конец « зверской резне », казаки связывают своего же предводителя и передают его « в руки правительства ».

Заключение

Основная тема рассказа о восстании Пугачева – нежелание простого народа мириться с жадностью и деспотизмом имперской власти.

После ознакомления с кратким пересказом «Пугачев» рекомендуем прочесть поэму Есенина в полной версии.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина

Сергей Есенин исключительно тщательно приступил к сбору материалов перед написанием поэмы «Пугачёв». Поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год. Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921-м году, а в 1922-м она уже была опубликована отдельной книгой.

Сам Есенин говорил о своей работе над произведением И. Н. Розанову. Стоит отметить, что у Сергея Есенина любимым поэтом был Пушкин, однако к освещению данного восстания в произведениях великого поэта Есенин отнёсся критично. Автор поэмы «Пугачёв» в процессе исследования исторических фактов пришёл к выводу, что, к сожалению, в текстах Пушкина многое оказалось искажёно. В произведениях Пушкина совсем мало имён бунтовщиков, зато названо много людей, пострадавших от рук пугачёвцев, усмирителей восстания. Есенин замечает, что он постарался обрисовать не только самого Пугачёва, но и воссоздать ярко и объективно образы его сподвижников. Кроме того, Сергей Есенин в своей поэме стремится придать действию динамизм, меняя героев в каждой сцене. Никто не повторяется, кроме самого Пугачёва. Этот приём создаёт акцент и на его образе.

Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью.

Композиция, сюжет, рифма и ритм

Поэма «Пугачёв» состоит из восьми частей. В них последовательно разворачивается картина крестьянского восстания. Сначала Пугачёв появляется в Яицком городке. Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень». Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачёв обсуждает восстание с Караваевым. В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачёва назвать себя Петром. Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха.

Хлопуша появляется перед читателями в главе «Уральский каторжник». Герой отмечает, что Пугачёва любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром на самом деле. Восставшие движутся к городам, но бунт подавлен. Пугачёв окружён казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории. Он снова один, без соратников, как и в самом начале поэмы, что создаёт своеобразную кольцевую композицию.

Написана поэма в традициях оригинального литературного направления. Здесь читатели сразу видят, что Есенин – представитель имажинизма. Это заметно с первых строк: «Ржёт дорога в жуткое пространство», «Луна, как жёлтый медведь, в мокрой траве ворочается». Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина очень лёгкий.

Тема и идея

В поэме «Пугачёв» бунтовщики предстают как смелые, отважные люди. Они уверены в своей правоте, готовы погибнуть, чтобы достичь цели. Сподвижники Пугачёва убеждены: нужно менять существующий порядок. Они способны использовать разные методы и средства, не боятся боя. Разумеется, основной темой произведения стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере удаль, бесстрашие народа.

Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что восстание обречено. Есенин хорошо передаёт общую атмосферу, в которой практически невозможно представить себе счастливый исход бунта.

Художественные средства

В поэме «Пугачёв» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, причудливые образы, характерные для имажинизма. Приведём несколько примеров: «жабьи глаза деревни», головы «прыгают с плеч жёлтыми кошками», «в груди, как в берлоге, ворочается зверёнышем тёплая душа», «глаза, как два цепных кобеля, ворочаются в солёной влаге». Нередко применяет Есенин и троекратный повтор, который особенно остро звучит в конце поэмы. В начале части «Конец Пугачёва» герой вопрошает: «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!» Ближе к самому концу он говорит: «Что случилось? Что случилось? Что случилось?» Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих рефренах.

В своей знаменитой поэме «Пугачёв» Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачёва. Сейчас мы можем иначе взглянуть на тот кровопролитный бунт, однако в произведении поэта перед читателями ярко встаёт именно своеобразие характеров, сила духа и удаль людей. Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности поэма читается легко, что обеспечивает воздушный слог Сергея Есенина.

Анализ поэмы Сергея Александровича Есенина «Пугачёв»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:34, сочинение

Краткое описание

Драматическая поэма о Крестьянской войне 1773–1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева, которую народ прозвал «пугачевщиной», занимает особое место в творческом наследии Есенина и литературной жизни первой половины 20-х гг. прошлого века. Это единственная поэма, созданная Есениным в период имажинизма, поэма мощная, с шекспировским накалом страстей, необычная и даже шокирующая своими образами. Поэтому С. А. Толстая-Есенина справедливо назвала «Пугачева» самым значительным по огромному творческому труду, вложенному в него, произведением Есенина и отметила, что «сам поэт любил эту вещь и гордился ею».

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ поэмы Сергея Александровича Есенина.doc

Анализ поэмы Сергея Александровича Есенина «Пугачёв».

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»!

Драматическая поэма о Крестьянской войне 1773–1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева, которую народ прозвал «пугачевщиной», занимает особое место в творческом наследии Есенина и литературной жизни первой половины 20-х гг. прошлого века. Это единственная поэма, созданная Есениным в период имажинизма, поэма мощная, с шекспировским накалом страстей, необычная и даже шокирующая своими образами. Поэтому С. А. Толстая-Есенина справедливо назвала «Пугачева» самым значительным по огромному творческому труду, вложенному в него, произведением Есенина и отметила, что «сам поэт любил эту вещь и гордился ею».

Читайте также:  Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина

В поэме Сергея Александровича Есенина «Пугачёв» есть художественные особенности это олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, архаизмы. Ржёт дорога в жуткое пространство – олицетворение, тут переносится неодушевлённый предмет в человеческие черты; «жуткое» – эпитет, здесь образный предмет, выражается преимущественно прилагательным. Чаган – архаизм, по словарю Даля обозначает растение. Мне нравится степей твоих медь – метафора, тут противопоставляется один предмет другому. Луна, как жёлтый медведь – сравнение, здесь сравнивают луну с жёлтым медведем; «жёлтый» – эпитет, образный предмет, выражается преимущественно прилагательным. Пучились в сердце жабьи глаза – аллегория., изображение предмета с целью наглядно показать его существенные черты. Избы – деревянные колокола – сравнение, тут сравнивают избы с деревянными колоколами. Словно яблоко тяжёлое виснет с шеи твоя голова – сравнение, здесь сравнивают голову с тяжёлым яблоком. Цедит молоко соломенное ржи – аллегория, иносказательное изображение предмета, наглядно показаны его существенные черты. Гонится овёс на водопой рысцой – аллегория, изображение предмета, на котором показаны его существенные черты. Слышен прялки ровный разговор – олицетворение, тут перенесён неодушевлённый предмет на человеческие черты; «ровный» – эпитет, предмет выражен прилагательным. Стонет Русь от цепких лапищ – олицетворение, перенесён неодушевлённый предмет в человеческие черты. Берёзами заплаканный – олицетворение, перенесены человеческие черты на неодушевлённый предмет; заплаканный тракт – метафора, противопоставляется один предмет другому. Из пасти темноты – метафора, сходство одному предмета другому. Выдёргивают звёзды – олицетворение, перенесены человеческие черты на неодушевлённый предмет; словно зубы – сравнение, сравнивают звёзды с зубами. Колокол луны скатился ниже – метафора, противопоставление одного предмета другому. Уж мятеж вздымает паруса – олицетворение, перенесение человеческих черт на неодушевлённый предмет. Тучи с севера сыпались каменной грудой – сравнение, тучи сравнивают с каменной грудой. Рыл глазами удачу – олицетворение, перенесены человеческие черты на неодушевлённый предмет. Волосы как солому трепал – сравнение, волосы сравнивают с соломой.

В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый сполох двадцатых годов двадцатого века.

«Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина

Сергей Есенин исключительно тщательно приступил к сбору материалов перед написанием поэмы «Пугачёв». Поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год. Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921-м году, а в 1922-м она уже была опубликована отдельной книгой.

Сам Есенин говорил о своей работе над произведением И. Н. Розанову. Стоит отметить, что у Сергея Есенина любимым поэтом был Пушкин, однако к освещению данного восстания в произведениях великого поэта Есенин отнёсся критично. Автор поэмы «Пугачёв» в процессе исследования исторических фактов пришёл к выводу, что, к сожалению, в текстах Пушкина многое оказалось искажёно. В произведениях Пушкина совсем мало имён бунтовщиков, зато названо много людей, пострадавших от рук пугачёвцев, усмирителей восстания. Есенин замечает, что он постарался обрисовать не только самого Пугачёва, но и воссоздать ярко и объективно образы его сподвижников. Кроме того, Сергей Есенин в своей поэме стремится придать действию динамизм, меняя героев в каждой сцене. Никто не повторяется, кроме самого Пугачёва. Этот приём создаёт акцент и на его образе.

Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью.

Композиция, сюжет, рифма и ритм

Поэма «Пугачёв» состоит из восьми частей. В них последовательно разворачивается картина крестьянского восстания. Сначала Пугачёв появляется в Яицком городке. Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень». Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачёв обсуждает восстание с Караваевым. В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачёва назвать себя Петром. Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха.

Хлопуша появляется перед читателями в главе «Уральский каторжник». Герой отмечает, что Пугачёва любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром на самом деле. Восставшие движутся к городам, но бунт подавлен. Пугачёв окружён казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории. Он снова один, без соратников, как и в самом начале поэмы, что создаёт своеобразную кольцевую композицию.

Написана поэма в традициях оригинального литературного направления. Здесь читатели сразу видят, что Есенин – представитель имажинизма. Это заметно с первых строк: «Ржёт дорога в жуткое пространство», «Луна, как жёлтый медведь, в мокрой траве ворочается». Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина очень лёгкий.

Тема и идея

В поэме «Пугачёв» бунтовщики предстают как смелые, отважные люди. Они уверены в своей правоте, готовы погибнуть, чтобы достичь цели. Сподвижники Пугачёва убеждены: нужно менять существующий порядок. Они способны использовать разные методы и средства, не боятся боя. Разумеется, основной темой произведения стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере удаль, бесстрашие народа.

Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что восстание обречено. Есенин хорошо передаёт общую атмосферу, в которой практически невозможно представить себе счастливый исход бунта.

Художественные средства

В поэме «Пугачёв» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, причудливые образы, характерные для имажинизма. Приведём несколько примеров: «жабьи глаза деревни», головы «прыгают с плеч жёлтыми кошками», «в груди, как в берлоге, ворочается зверёнышем тёплая душа», «глаза, как два цепных кобеля, ворочаются в солёной влаге». Нередко применяет Есенин и троекратный повтор, который особенно остро звучит в конце поэмы. В начале части «Конец Пугачёва» герой вопрошает: «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!» Ближе к самому концу он говорит: «Что случилось? Что случилось? Что случилось?» Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих рефренах.

В своей знаменитой поэме «Пугачёв» Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачёва. Сейчас мы можем иначе взглянуть на тот кровопролитный бунт, однако в произведении поэта перед читателями ярко встаёт именно своеобразие характеров, сила духа и удаль людей. Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности поэма читается легко, что обеспечивает воздушный слог Сергея Есенина.

Анализ стихотворения Есенина Пугачев

Произведения С.А.Есенина (библиотека сайта)В.А. Мануйлов о Сергее Есенине на сайте “Жизнь и творчество В.А. Мануйлова”Любовная лирика С. А. Есенина уроки в 11 классе по творчеству С.А.Есенина)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 — 1925)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 50-51

С. А. ЕСЕНИН.
«ПУГАЧЁВ» КАК ПОЭМА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ТЕМУ
УРОК 50

Основное содержание урока
Краткий рассказ о жизни и творчестве Есенина. Характер Пугачёва. Современность и историческое прошлое в драматической поэме «Пугачёв». Начальные представления о драматической поэме. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Сергей Александрович Есенин». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о жизни и творчестве Есенина

1. Актуализация имеющихся знаний о Есенине:

— Какие произведения Есенина вы уже читали?

— Какие мысли и чувства поэта отразились в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша», «Топи да болота»?

— Какие песни на стихи поэта вам известны?

Ответ на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

— Какие литературные места России связаны с именем Есенина?

2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Есенина, об исторической теме в его творчестве, портретах
(см.: http://dataforum.ks.ua/literatura/25915-sergei-aleksandrovich-esenin. html),
памятниках поэту (см.: http://velikoluchane.ru/novosti/kultura/pamjatniki-eseninu.html)
с включением сообщений учащихся об истории создания драматической поэмы «Пугачёв»
(см.: http://esenin.niv.ru/esenin/text/pugachev-primechaniya.htm).

II. Составление тезисов статьи учебника «Сергей Александрович Есенин»:

III. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Характер Пугачёва
Групповая работа:

Группа 1.
Появление Пугачёва в Яицком городке (часть 1).

Прочитайте по ролям фрагмент поэмы с начала до слов «…с горла неба перерезанного».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Яицкий городок, Чаган, осиновый шест, Яик, чернь, хмарь, дол, солончаковое место, челноки, Екатерина, Каин, окапиш.

О каких исторических событиях повествует фрагмент?

В чём видит своё предназначение Пугачёв?

Какой образ жизни и труда он считает для мужика правильным?

Почему жители Яика не ведут крестьянского хозяйства?

Выпишите из фрагмента образные выражения, эпитеты, сравнения, метафоры, характерные для стиля Есенина, и прокомментируйте их роль.

Группа 2.
Появление Пугачёва в Яицком городке (часть 2).

Прочитайте по ролям фрагмент поэмы со слов «Невесёлое ваше житьё…» до слов «В куриную гармонику петух».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: тракт, имя мёртвого Петра, зарок, благовест, нашест.

Какие исторические факты стали основой фрагмента?

Как сторож объясняет причины пассивности народа?

Выпишите из фрагмента образные выражения, эпитеты, сравнения, метафоры, характерные для стиля Есенина, и прокомментируйте их роль.

В чём необычность есенинских образов: ноги трав, горячие зубы косы, клещи рассвета, пасть темноты, колокол луны, благовест лучей, куриная гармоника и др.?

Группа 3.
Уральский каторжник.

Прослушайте в исполнении Есенина монолог Хлопуши
(см.: http://www.tormoza.org/drugie/golosa/stihi.html).

Какие черты характера героя передаёт Есенин в чтении монолога?

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Хлопуша, умет, в солонце, цепы.

Какие образные выражения использует поэт, рассказывая о трудностях пути Хлопуши?

В чём смысл кольцевой композиции монолога?

Группа 4.
Конец Пугачёва.

Прослушайте в актёрском исполнении монолог Пугачёва.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: кошли, Гурьев, извёстка, шерстожёлтые, Тамерлан.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Современность и историческое прошлое в драматической поэме «Пугачёв»
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

— Какие факты русской истории отразились в поэме «Пугачёв»?

— *Есенин работал над поэмой в марте — августе 1921 года. Какие исторические события происходили в это время в России?

— Чем близок пафос поэмы исторической обстановке в России переломной эпохи?

— Каким показан в поэме Пугачёв?

VI. Практическая работа.
«Художественные тропы в поэме “Пугачёв”»

Выполнение задания 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и заполнение цитатной таблицы:

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

VII. Начальные представления о драматической поэме

Найдите в Интернете определение понятия драматическая поэма.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭМА — это сочинение, органически сочетающее лиро-эпическое и драматическое воспроизведение действительности. В настоящее время она предназначается для сценического воплощения в театре. В прош лом же большинство драматических поэм назывались самими авторами «пьесами для чтения» и за редким исключением на сцене не ставились… Утвердившаяся как вид романтического искусства, драматическая поэма привлекает внимание и поэтов других эпох и направлений. «Снегурочка» А. Н. Островского и «Дон Жуан» А. К. Толстого, «Роза и крест» А. Блока и «Пугачёв» С. Есенина принадлежат к её выдающимся образцам в русской литературе XIX — начала XX века (см.: http://fiddle.kiev.ua/ganre/%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B0/dramaticheskaya-poema.html).

Изучите характерные черты драматической поэмы и подтвердите их примерами из поэмы «Пугачёв»:

И т о г о в ы й в о п р о с:

Какова роль художественных тропов в драматической поэме «Пугачёв»?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента из поэмы (по выбору учащихся).

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

Прочитать статью «Поэзия Есенина в наши дни» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») и выполнить задания к ней (по выбору учителя).

Подготовить выразительное чтение стихов Есенина о Родине (см. следующий урок).

УРОК 51
ОБРАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА В НАРОДНЫХ ПРЕДАНИЯХ,
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И ЕСЕНИНА

Урок развития речи 7

Основное содержание урока.
Сопоставление образа предводителя восстания в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Концерт-миниатюра из стихов Есенина о Родине:

«Гой ты, Русь моя родная. », «Край любимый! Сердцу снятся…», «Еду. Тихо. Слышны звоны…», «Край ты мой заброшенный…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», «В том краю, где жёлтая крапива…», «С добрым утром!», «Чёрная, потом пропахшая выть…», «Заглушила засуха засевки…», «Русь».

II. Вступительная беседа:

— Какой видит поэт свою Родину? Что ему дорого на родной земле?

— Что вызывает его сочувствие, гнев, скорбь?

— Каковы раздумья поэта о крестьянской доле?

— Можно ли доказать, что реальные люди — Есенин и Пугачёв — сочувствуют тяжёлому положению крестьянина? Обоснуйте свой ответ.

— Почему для написания поэмы Есенина привлёк образ Пугачёва?

— Какое впечатление об образе Пугачёва у вас уже сложилось в 6—7 классах?

— В чём, по-вашему, противоречивость этого образа?

— Какими положительными и отрицательными чертами он обладает?

III. Групповая работа:
Сопоставление образа Пугачёва в фольклоре, романе Пушкина
«Капитанская дочка» и драматической поэме Есенина «Пугачёв».

Группа 1.
Образ Пугачёва в фольклоре.

Каким изображён Пугачёв в исторических песнях и преданиях?

Заполните цитатами таблицу:

Группа 2.
Образ Пугачёва в произведениях Пушкина.

Заполните цитатную таблицу:

Группа 3.
Образ Пугачёва у Пушкина и Есенина.

Каким изображён Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка» и в драматической поэме Есенина «Пугачёв»?

Заполните цитатную таблицу:

Группа 4.
Пушкин и Есенин о Пугачёве.

Прочитайте статью «Пушкин и Есенин о Пугачёве» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Сравните образы Пугачёва у Пушкина и Есенина. Заполните таблицу цитатами из статьи:

Заполнение цитатных таблиц может быть завершено дома.

И т о г о в ы й в о п р о с:

В чём общность и различие образа Пугачёва в фольклоре и произведениях Пушкина и Есенина?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Составить план и письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение об И. С. Шмелёве с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям рассказа (см. следующий урок).

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина “Пугачев”

1. Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции.

2. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.

3. Формирование активной жизненной позиции учащихся.

Звучит фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого. [1]

Замок временем скрыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло.
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло –
И оно свои тайны отдаст.

В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:

1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.

1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.

1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.

1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.

19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.

1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова.

1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности. Чтобы уяснить, какие вопросы встали перед Есениным во время создания произведения, попробуем понять, чем вызвано крестьянское выступление в 1920-м. (Сообщение ученика об Антонове и восстании под его руководством).

Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве? Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство”. [2]

Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв. Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.

Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала [3]:

“ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, – утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.

Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину. “Почти гениальный человек” – это ли не “страсть к преступившему”? Один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.

Звучит рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. [4]

Надо мною – тишина,
Небо, полное дождя,
Дождь проходит сквозь меня,
Но боли больше нет.

Под холодный шепот звезд
Мы сожгли последний мост,
И все в бездну сорвалось.
Свободным стану я
От зла и от добра…

Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Она же воспета Горьким в “Песне о Соколе”. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии

С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая. “У Пушкина Пугачёв получается какой-то зверский ребёнок, в себе – неповинный, во зле – неповинный”, – пишет

М. Цветаева… Столь же бесполезно обвинять во зле ветер… У Есенина человек тоже часть стихии, но иначе. Он знает, в чём его предназначение:

Каждый платит за лепту лептою…
Это буйствуют россияне!
Не беда, а нежданная радость
Упадёт на мужицкую Русь! [5]

В чём же предназначение Пугачёва? Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.

Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде.

Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.

Бунтовщик – участник бунта.

Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.

Разбойник – человек, занимающийся разбоем. [6]

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. [7] поэт отверг кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

Звучит фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”. [1]

Да, нас ненависть в плен захватила сейчас,
Но не злоба нас будет из плена вести.
Не слепая, не черная ненависть в нас,-
Свежий ветер нам высушит слезы у глаз
Справедливой и подлинной ненависти!

Ненависть – пей, переполнена чаша!
Ненависть – требует выхода, ждет.
Но благородная ненависть наша
Рядом с любовью живет!

Можно ли назвать то чувство, которое движет мятежниками у Есенина, благородной ненавистью?

В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое сценическое воплощение произведения. (Автор обращался к Мейерхольду, но постановка так и не состоялась). В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий.

Звучит запись монолога Хлопуши в исп. В. Высоцкого.

Знаменитый монолог сопровождался броском голого тела на железную цепь, которая тут же отбрасывает его назад, на другую цепь. Это соприкосновение живой человеческой плоти с холодным металлом и есть знак трагедии. Весь монолог звучит под жуткий кандальный звон, а держат цепь не стражники, а орда вольных пугачёвских соратников. Как можно объяснить этот режиссёрский ход?

В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.

– Ну что, Кузьма?
– А что, Максим?
– Чего стоймя
Стоим глядим?

– Да вот глядим,
Чего орут, –
Понять хотим,
Про что поют…

– Теперь уж вовсе
Не понять:
И там висять –
И тут висять!

Им только б здесь
Повоевать!
И главный есть –
Емелькой звать.

– Да что ж они –
Как мухи мрут,
Друг дружку бьют,
Калечут, жгут.

– Ну что, Кузьма?
– А что, Максим?
– Чего стоймя
Стоим, глядим?

– Вопрос открыт:
И не смекнём,
Что за помост
И кто на нём?

Мы тоже так –
Не плачь, Кузьма, –
Кругом – бардак
И кутерьма!

И это – жисть,
Земной наш рай?!
Нет, хоть ложись
И помирай!

Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она? Можно ли есенинского Пугачёва назвать “зверским ребёнком”?

Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства?

Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хруст ломаемых в теле костей…)

Очень значим в понимании ответа на этот вопрос монолог Бурнова:

Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть!
Эти птицы напрасно над нами вьются.
Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.
Как же смерть?
Разве мысль эта в сердце поместится,
Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом?
Жалко солнышко мне, жалко месяц,
Жалко тополь над низким окном.
Только для живых ведь благословенны
Рощи, потоки, степи и зеленя.
Слушай, плевать мне на всю вселенную,
Если завтра здесь не будет меня!
Я хочу жить, жить, жить,
Жить до страха и боли!
Хоть карманником, хоть золоторотцем,
Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,
Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду! [5]

“Роковая зацепка за жизнь” – вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя.

Презирает ли Пугачёв предавших его соратников?

Как же решается в трагедии вопрос о бунте? “Смерть иль исцеление”?

В романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет людей сжигать дома и убивать себе подобных” и, осознав закон исторической необходимости, писал: “Мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам”. Нет сомнения, что писатель говорит о нравственных законах. Признание ценности чужой жизни, любовь к Родине, ответственность за её судьбу – важнейшая необходимость.

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь –
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история. Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”.

Звучит “Песня о времени” В. Высоцкого.

И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна –
И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт –
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим, –
Потому, что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем!

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)
Ссылка на основную публикацию