Анализ стихотворения Не напрасно дули ветры Есенина

Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветры

Анализ стихотворений С. Есенина «Не напрасно дули ветры…» и «Закружилась листва золотая…»

Сравнительный анализ стихотворений С. Есенина “Не напрасно дули ветры. ” и “Закружилась листва золотая. “

Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот – образ человека наделяется природными характеристиками – отражает мировоззрение автора.

Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:

Вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

Озеро – Замкнутый в себе самом водоём – завершённость, законченность

Пруд – Вода в него втекает, из него вытекает – предполагается движение

Упоминается весна (С чьей-то ласковости Вешней ), но Море хлеба Возможно только летом

Осень обозначена Золотом листвы и Желтизной дола. этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы

Ветры Вместе с Грозой – символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол – символизирует хулиганство, озорство, молодость

Совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

Рдяный мак заката

Тревожный, но и радостный, сильный цвет

В розоватой воде, розовость вод.

Листва золотая, желтеющий дол –

Детски-наивная, простодушная палитра

Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

ОТел Ившееся небо

Лижет красного Тел Ка

Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

Галактика была страшна безъязыкостью

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать.

Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло –

Вода – твёрдая, закат – жидкий:

“плохая физика, но какая поэзия!”

Синий сумрак как Стадо овец,

Словно становится реальным:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот – образ человека наделяется природными характеристиками – отражает мировоззрение автора.

Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:

вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

озеро – замкнутый в себе самом водоём – завершённость, законченность

пруд – вода в него втекает, из него вытекает – предполагается движение

упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней ), но море хлеба возможно только летом

осень обозначена золотом листвы и желтизной дола. этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы

Ветры вместе с грозой – символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол – символизирует хулиганство, озорство, молодость

совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

рдяный мак заката

тревожный, но и радостный, сильный цвет

В розоватой воде, розовость вод.

листва золотая, желтеющий дол –

детски-наивная, простодушная палитра

Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

Отел ившееся небо

Лижет красного тел ка

Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

галактика была страшна безъязыкостью

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.

Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло –

Вода – твёрдая, закат – жидкий:

“плохая физика, но какая поэзия!”

Синий сумрак как стадо овец,

словно становится реальным:

За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напра сно. )

3-стопный анапест напевный, плавный

рифма: aBaB – перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм

Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности – пространства и времени – в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала – враждебный, пугающий, гнетущий, теперь – родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, “оземлённом” виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) – остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать. ).

Анализы стихотворений Есенина «Не напрасно дули ветры…» и «Закружилась листва золотая…»

Осень и весна, молодость и зрелость, понимание и принятие жизни такой, как она есть. Все эти символы присутствуют в произведениях С.А. Есенина. Ему, как никому другому из современников, удалось сочетать великолепное описание природы с глубинным смыслом человеческого бытия.

Невероятные метафоры завораживают, заставляют увидеть абсолютно привычные вещи по-другому, так, как видит их поэт. Ну кому бы, как не Есенину, пришла в голову идея сравнивать ветер с молодым парнем-хулиганом, который пристаёт к девушке-берёзке. Но смысл этих строк не так очевиден, как кажется на первый взгляд: молодость ветра — быстротечна, ценить нужно каждый момент в этой жизни, оставив в памяти лишь прекрасные моменты.

Душа поэта прохладна, как и залитая розовым светом долина. Это значит, что автор сохранил трезвость ума, хотя каких усилий ему это стоило, знает только манящая природа, дарующая то «розовость вод», то тишину сада со смолкшими вдали бубенцами.

Оба стихотворения перекликаются не только описанием времен года, но также ярким стремлением Есенина достичь полного уединения с природой, постигнуть таинство перевоплощения, так же, как «вешние воды» постепенно становятся «морем хлеба». Любовь — общий символ лирики С. Есенина, любовь к природе — частный случай, возможность стать мудрее с последними лучами угасающего вечера, с отблесками заката на «озёрном стекле».

Поэт стремиться к полной гармонии с собой, что невозможно без соединения с природой, ведь её жизнь так схожа с жизнью Есенина. Новые чувства захватывают, как весенний гром, длинные ноябрьские вечера заставляют одуматься, понять, что холодный, как зимняя стужа, разрыв столь близок.

Но есть такие моменты, когда хочется забыть обо всём, когда кажется весь мир исчез, остался только лишь тихий, сводящий с ума вечер и невыносимая грусть, тонкий отголосок тихой радости, где можно «всё любя, ничего не желать».

Оба стихотворения богаты разнообразием стилистических фигур: здесь и анафоры, заставляющие сердце биться быстрее, выдерживая ритм, и богатый набор эпитетов, позволяющих четче увидеть картину происходящего, и лексические повторы, вновь и вновь заставляющие обращаться к самым глубинам мироздания.

Образ природы даёт автору полную свободу, избавляет от страха перед неизвестностью и вечностью. Наоборот, мир и вечность стали «как родительский очаг» — такими привычными, знакомыми и понятными.

Осень и весна, молодость и зрелость, понимание и принятие жизни такой, как она есть. Все эти символы присутствуют в произведениях С.А. Есенина. Ему, как никому другому из современников, удалось сочетать великолепное описание природы с глубинным смыслом человеческого бытия.

Невероятные метафоры завораживают, заставляют увидеть абсолютно привычные вещи по-другому, так, как видит их поэт. Ну кому бы, как не Есенину, пришла в голову идея сравнивать ветер с молодым парнем-хулиганом, который пристаёт к девушке-берёзке. Но смысл этих строк не так очевиден, как кажется на первый взгляд: молодость ветра — быстротечна, ценить нужно каждый момент в этой жизни, оставив в памяти лишь прекрасные моменты.

Душа поэта прохладна, как и залитая розовым светом долина. Это значит, что автор сохранил трезвость ума, хотя каких усилий ему это стоило, знает только манящая природа, дарующая то «розовость вод», то тишину сада со смолкшими вдали бубенцами.

Оба стихотворения перекликаются не только описанием времен года, но также ярким стремлением Есенина достичь полного уединения с природой, постигнуть таинство перевоплощения, так же, как «вешние воды» постепенно становятся «морем хлеба». Любовь — общий символ лирики С. Есенина, любовь к природе — частный случай, возможность стать мудрее с последними лучами угасающего вечера, с отблесками заката на «озёрном стекле».

Поэт стремиться к полной гармонии с собой, что невозможно без соединения с природой, ведь её жизнь так схожа с жизнью Есенина. Новые чувства захватывают, как весенний гром, длинные ноябрьские вечера заставляют одуматься, понять, что холодный, как зимняя стужа, разрыв столь близок.

Но есть такие моменты, когда хочется забыть обо всём, когда кажется весь мир исчез, остался только лишь тихий, сводящий с ума вечер и невыносимая грусть, тонкий отголосок тихой радости, где можно «всё любя, ничего не желать».

Оба стихотворения богаты разнообразием стилистических фигур: здесь и анафоры, заставляющие сердце биться быстрее, выдерживая ритм, и богатый набор эпитетов, позволяющих четче увидеть картину происходящего, и лексические повторы, вновь и вновь заставляющие обращаться к самым глубинам мироздания.

Образ природы даёт автору полную свободу, избавляет от страха перед неизвестностью и вечностью. Наоборот, мир и вечность стали «как родительский очаг» — такими привычными, знакомыми и понятными.

Подобные записи

Сергей Есенин — Не напрасно дули ветры

Ne naprasno duli vetry,
Ne naprasno shla groza.
Kto-to tayny tikhim svetom
Napoil moi glaza.

S chyey-to laskovosti veshney
Otgrustil ya v siney mgle
O prekrasnoy, no nezdeshney,
Nerazgadannoy zemle.

Ne gnetet nemaya mlechnost
Ne trevozhit zvezdny strakh.
Polyubil ya mir i vechnost
Kak roditelsky ochag.

Vse v nikh blagostno i svyato,
Vse trevozhnoye svetlo.
Pleshchet rdyany mak zakata
Na ozernoye steklo.

I nevolno v more khleba
Rvetsya obraz s yazyka:
Otelivsheyesya nebo
Lizhet krasnogo telka.

Yt yfghfcyj lekb dtnhs,
Yt yfghfcyj ikf uhjpf/
Rnj-nj nfqysq nb[bv cdtnjv
Yfgjbk vjb ukfpf/

C xmtq-nj kfcrjdjcnb dtiytq
Jnuhecnbk z d cbytq vukt
J ghtrhfcyjq, yj ytpltiytq,
Ythfpuflfyyjq ptvkt/

Yt uytntn ytvfz vktxyjcnm
Yt nhtdj;bn pdtplysq cnhf[/
Gjk/,bk z vbh b dtxyjcnm
Rfr hjlbntkmcrbq jxfu/

Dct d yb[ ,kfujcnyj b cdznj,
Dct nhtdj;yjt cdtnkj/
Gktotn hlzysq vfr pfrfnf
Yf jpthyjt cntrkj/

B ytdjkmyj d vjht [kt,f
Hdtncz j,hfp c zpsrf:
Jntkbdittcz yt,j
Kb;tn rhfcyjuj ntkrf/

Послушать стихотворение Есенина Не напрасно дули ветры

Анализ стихотворения Не напрасно дули ветры Есенина

Стихотворение “Не напрасно дули ветры” относится к первой половине творческого периода Сергея Есенина, когда ещё совсем молодой поэт только пытался делать первые шаги по направлению к осознанию смысла жизни.

Осеннее и весеннее время года, юношество и взрослость, осознание и принятие ценностей жизни. Все это преподносится в произведении как одна сюжетная линия. Есенин, как никто умел преподносить живописное описание природы в сочетании с глубоким пониманием смысла человеческого существования.

Невероятные метафорические образы поражают воображение читателей. Способствуют иному взгляду на обыденные вещи, такому, какими видел их сам поэт.

Есенину удалось достичь полного воссоединения с миром природы. С завершением каждого дня он чувствует, что становится мудрее. Его уже не беспокоят напрасные переживания. Природный образ позволяет автору почувствовать свободу, избавиться от тревоги перед неизбежной вечностью.

Композиционная структура произведения состоит из пяти катренов объединенных перекрестной точной и неточной рифмовкой. Обилие средств художественной выразительности использовано в виде эпитетов “тайный, тихий свет”, “синяя мгла”, “родительский очаг”, “немая млечность”, “звёздный страх”. Использование в первой строфе анафоры “не напрасно” указывает на то, что у поэта нет сожалений относительно того, что ему пришлось пережить. Все невзгоды, которые представлены в образе ветра и грозы, лишь помогли ему, пролили свет на многое.

Анафора в форме отрицательной частицы “не” употребленная в третьей строфе указывает, что герой становится более рационально – мыслящим и его больше не способно заставить испытывать страх какое-либо неведение. В значении прояснения сути всего происходящего использовано олицетворение “напоил глаза”. В третьей строфе идёт сравнение в проявлении любви героя к миру и вечности, как к родительскому очагу. Гипербола применена в заключительной части стихотворения “море хлеба”. Последние строки, в которых присутствует прием олицетворения совмещенный с метафорой, “отелившееся небо лижет красного телка”, можно интерпретировать как образ революционной России.

Стихотворение Есенина переполнено яркими и красочными описаниями природных явлений с присущими им изменениями. Одно только выражение “рдяный мак заката” уже способно перевернуть сознание читателя.

Вариант 2

Сергей Александрович Есенин заслуженно считается одним из самых талантливейших представителей русской литературы. Одним из его многочисленных произведений является стихотворение “Не напрасно дули ветры. “, написанное в 1917 году.

Главный герой данного стихотворения – природа, которую Сергей Александрович очень любил и, которой он посвятил не один десяток своих произведений. Повествование в данном стихотворении идет от имени автора, поэтому не трудно догадаться, что сам Есенин и выступает здесь в качестве лирического героя.

Есенин описывает природу во всей красе и восхищается ею, что бы не происходило. Автор пытается донести до нас, что мир прекрасен при любой погоде, в любое время года то, что весь этот мир полюбился ему, как родительский очаг. Можно сказать, что он считает природу чем то священным, порой описывает её, как живого человека, с которым он знаком еще с детства. Поэт считает, что душа человека и природа – единое целое, поэтому они должны находиться в гармонии.

Все явления природы Есенин описывает очень ярко, для чего использует большое количество троп и средств выразительности. Почти в каждом предложении присутствуют метафоры. Также в тексте часто встречаются олицетворения, благодаря которым описываемые природные явления предстают перед нами абсолютно живыми. Например: “Плещет рдяный мак заката. “, “Отелившееся небо лижет красного телка.” и т.д. Выразительность тексту придают многочисленные эпитеты, такие как “неразгаданная земля”, “немая вечность” и тому подобные. Не скуп автор и на многочисленные сравнения. В первых строках первого абзаца употреблено такое средство выразительности. Как анафора. Можно было бы предположить, что в тексте используется и противопоставление, так как автор описывает два противоположных явления – грозу и душевное спокойствие. Но в именно в данном тексте автор совмещает данные понятия, не противопоставляя их друг другу. Написано данное стихотворение четырехстопным хореем, что характерно для многих произведений Есенина.

Читайте также:  Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу Есенина

Я считаю, что это одно из прекраснейших творений Есенина. Автор призывает наслаждаться природой всегда, другими слова, он пытается объяснить нам одну известную фразу ” У природы нет плохой погоды!”.

Анализ стихотворения Не напрасно дули ветры по плану

Не напрасно дули ветры

Возможно вам будет интересно

Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств

В 1915 году вышло стихотворение Ахматовой, которое называлось «Молитва». Это стихотворение покорило мир в какой-то степени. Потому что поэтесса жила в те времена, когда было трудно всем, и в том числе – ей

Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.

Произведение относится к сонетному жанру поэтессы и в качестве основной тематики рассматривает образ высокого искусства в виде высокой башни, приподнимаемой творческого человека, нашедшего собственное уединение, над жизненной суетой.

Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.

Сергей Есенин — Не напрасно дули ветры: Стих

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.

С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней,
Неразгаданной земле.

Не гнетет немая млечность
Не тревожит звездный страх.
Полюбил я мир и вечность
Как родительский очаг.

Все в них благостно и свято,
Все тревожное светло.
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло.

И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Не криви улыбку
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Не ругайтесь

Слушать аудио-стихотворение:

Читать похожие стихи:

  1. Сергей Есенин — Ветры, ветры, о снежные ветры
  2. Сергей Есенин — Не ветры осыпают пущи
  3. Сергей Есенин — Тучи с ожерёба
  4. Сергей Есенин — Чую радуницу Божью
  5. Сергей Есенин — Голубень
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Есенина Закружилась листва золотая

Необыкновенной энергией и внутренней силой наполнены те стихотворения Сергея Есенина, которые имеют отношение к его раннему творческому этапу. Этот период характеризуется особым умиротворенным состоянием лирического героя, когда в воспоминаниях еще в основном светлые мысли.

Настоящие чувства, которые автор раскрывает в стихотворении «Закружилась листва золотая», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необыкновенная внимательность к любимым, привычным составляющим природы преображает мир, делая его еще прекраснее. В первом же четверостишии ощущение сказки возникает благодаря сравнению листьев со стаей бабочек. Их падение бесшумно и неторопливо. Они падают «с замираньем». Автор чувствует каждое их движение, будто разделяя с ними повседневность. Настроение лирического героя умиротворенное, близко к упоению. Поэтому вода осенью вместо темной кажется ему розового оттенка.

Второй абзац содержит прямолинейное признание: «Я сегодня влюблен в этот вечер». Несмотря на ветер, который сорвал к этому времени большое количество листвы, автора радует «желтеющий дол». Он растворяется полностью в природе, во вселенной. Встает на один уровень с природой, отождествляя себя с ней: «и в душе и в долине прохлада». Есенин упоминает о бабочке, березе; среди глаголов – это «закружилась», «летит», «влюблен», «прозвенит», которые характеризуют бурную, но легкую деятельность возраста, далекого от пожилого.

Авторское понимание счастья, «тихой радости» умещается в вечернее посещение родного уголка, где небесные светила освещают стог сена, а «в душе прохлада» наступает.

С помощью несложных олицетворений авторское восприятие осени легко представить. В воображении золотыми красками мирно опускаются на воду листья, березы дождались своей участи. Безжалостный ветер будто одним рывком сорвал с них листья. Бубенец в отдалении вторит поэту.

Стихотворение «Закружилась листва золотая» — это откровения юного поэта, который в силу своей молодости видит во всем только позитивное, красивое. Стих пропитан авантюризмом, окутан романтическим настроением. Молодой человек еще не имеет разочарований на своем веку, поэтому его радужные надежды проявляются в строках произведения нежно, с верой в лучшее, оптимистично. А в каждой строке видится талантливое представление природы родного края, где прошло его беззаботное детство и куда он стремится вернуться вновь.

«Закружилась листва золотая…» С.Есенин

«Закружилась листва золотая…» Сергей Есенин

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая…»

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 году. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой, словно бы таким незатейливым образом Есенин пытается мысленно убежать от московской суеты, которая вызывает в нем тоску и раздражение .

Именно в стихах ранено периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Наверняка в жизни Есенина было множество таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И это ощущение он сумел пронести сквозь годы, пытаясь вновь и вновь воскресить его в своей памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт о. Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно .

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

Вариант 2

Особенностью лирики Есенина является умелое использование различных, довольно редких слов и плетение невероятно красивых сравнений. Вообще, конечно, такое утверждение звучит немного банально, ведь поэтам нужно обладать умением пользоваться разными тропами и в этом в том числе и состоит работа поэта. Тем не менее, если знать лирику Есенина, становится понятным о чем идет речь.

Закружилась листва золотая – характерный пример такой лирики. Невероятное кружево слов описывает приход осени, описывает чутко и проникновенно. Когда читаешь эти строки, понимаешь насколько нежно умел чувствовать Сергей Александрович природу и окружающий мир.

Рассмотрим некоторые сравнения и метафоры, которые использовал поэт для того чтобы описать осенний вечер. Опавшую листву на водной глади он сравнивает со стаей бабочек, которые летят к звезде. Тут перед нами открывается и образ неба, и необъятных космических пространств и красивых бабочек, которые кружат в своем природном хороводе.

Интересен образ отрока-ветра, который заголяет подол березке. Этот легкий эротический мотив приближает читателя к природе, позволяет более близко рассмотреть простые природные феномены. Есенин говорит о собственной влюбленности в вечер и дополнительно подчеркивает чувство влюбленности через отношения девушки-березки и отрока-ветра.

Поэт пребывает в единстве с остальным миром, грань между внешним и внутренним оказывается прозрачной, прохлада разливается повсюду. Во вне «пасется» синий сумрак. Звон бубенца добавляет интересный оттенок и немного оживляет эту тихую картину.

Есенин говорит о мире как разумной плоти, он чувствует жизнь и жизненность во всем существовании, он сам хочет как бы растворяться в мире, становиться всем. К примеру, деревом ивой и также окунаться в воду своими ветками. При этом он подчеркивает собственную бережность, ведь объединяясь со всем миром, он понимает ценность этой красоты, становится чутким.

Анализ стихотворения Закружилась листва золотая по плану

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) радостное и светлое по содержанию. Поэт любуется тем, как «спит ковыль», вдыхает свинцовую свежесть полыни. Свет луны ему кажется «таинственным и длинным». Впечатляет первозданный образ «золотой бревенчатой избы». Этим образом выражена искренняя любовь поэта к родной деревне. А последняя строфа как нельзя лучше характеризует позицию поэта-патриота:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Стихотворение — задушевная по форме монологическая исповедь о любви к отчизне, о чем свидетельствуют строки: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь»; «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси». По жанру это философская элегия, произведение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей великой и малой родине. Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36».

Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Анализ стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…»

В произведении «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914) природа оживает, очеловечивается, обожествляется. Автор поставил рядом многоцветное, многозвучное земное («скирды солнца в водах лонных», «в зеленях твоих стозвонных», «гарь в небесном коромысле») и небесное начала («Ивы — кроткие монашки» «вызванивают в четки»). Вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни. Эта мысль подтверждается не только образом ив — кротких монашек с четками в руках — но и заключительной строфой стихотворения, ее двумя последними строками:

Читайте также:  Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Стихотворение метафорично: «скирды солнца», «ивы — кроткие монашки», «курит облаком болото», «гарь в небесном коромысле». Доминантную (главную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «зеленя стозвонные». В этом сочетании и далее по тексту эффект «звенящей природы» усиливается за счет свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли. Эффект легкого и светлого настроения лирического героя «подкрепляется» стихотворным размером — четырехстопным ямбом. В ранней лирике С. Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земной, человеческих помыслов; алый (розовый, золотистый, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, зари, восхода. Почти отсутствует черный цвет (используется только при описании ночи и ночных предметов и явлений).

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна. Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь». Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»). Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению. Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Дул север плакала трава
    На этот раз мы рассмотрим довольно печальное, но спокойное произведение, принадлежащее перу А. Фета, «Дул север, плакала трава». В непривычно грустном для Фета стиха, буквально с первых строк можно почувствовать грусть, печаль, тоску.
  • Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой нега
    Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.
  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь
    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное
  • Анализ стихотворения Майкова Осень 3 класс
    Это стихотворение Майкова посвящено описанию осеннего леса. Поэт любил прогулки на природе – это звучит еще в первом и втором четверостишиях. Однако дальнейшее описание пронизано грустью. Тоска вызвана увяданием природы.
  • Анализ стихотворения Северянина Запевка
    Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея

Необыкновенной энергией и внутренней силой наполнены те стихотворения Сергея Есенина, которые имеют отношение к его раннему творческому этапу. Этот период характеризуется особым умиротворенным состоянием лирического героя, когда в воспоминаниях еще в основном светлые мысли.

Настоящие чувства, которые автор раскрывает в стихотворении «Закружилась листва золотая», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необыкновенная внимательность к любимым, привычным составляющим природы преображает мир, делая его еще прекраснее. В первом же четверостишии ощущение сказки возникает благодаря сравнению листьев со стаей бабочек. Их падение бесшумно и неторопливо. Они падают «с замираньем». Автор чувствует каждое их движение, будто разделяя с ними повседневность. Настроение лирического героя умиротворенное, близко к упоению. Поэтому вода осенью вместо темной кажется ему розового оттенка.

Второй абзац содержит прямолинейное признание: «Я сегодня влюблен в этот вечер». Несмотря на ветер, который сорвал к этому времени большое количество листвы, автора радует «желтеющий дол». Он растворяется полностью в природе, во вселенной. Встает на один уровень с природой, отождествляя себя с ней: «и в душе и в долине прохлада». Есенин упоминает о бабочке, березе; среди глаголов – это «закружилась», «летит», «влюблен», «прозвенит», которые характеризуют бурную, но легкую деятельность возраста, далекого от пожилого.

С помощью несложных олицетворений авторское восприятие осени легко представить. В воображении золотыми красками мирно опускаются на воду листья, березы дождались своей участи. Безжалостный ветер будто одним рывком сорвал с них листья. Бубенец в отдалении вторит поэту.

Стихотворение «Закружилась листва золотая» — это откровения юного поэта, который в силу своей молодости видит во всем только позитивное, красивое. Стих пропитан авантюризмом, окутан романтическим настроением. Молодой человек еще не имеет разочарований на своем веку, поэтому его радужные надежды проявляются в строках произведения нежно, с верой в лучшее, оптимистично. А в каждой строке видится талантливое представление природы родного края, где прошло его беззаботное детство и куда он стремится вернуться вновь.

Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина “Не напрасно дули ветры…” и “Закружилась листва золотая…”

Разделы: Литература

Цель урока:

  • иметь представление об основных особенностях поэтики Есенина,
  • уметь использовать сравнительный метод для анализа поэтического текста
  • I. Учитель. Дома, используя собственные наблюдения, учебники, другие источники, вы записали в своих тетрадях три, на ваш взгляд, главные особенности творчества Есенина. Прочитаем и обсудим.

    В процессе работы – запись на доске. Например:

    “Песенность” (напевность, народность, мелодичность)

    Мотивы тоски по родине, по деревне как утраченному идеалу

    Диалектическое разрешение трагических противоречий жизни

    Метафоры, построенные на олицетворении образов природы

    “Сквозные” образы: небо, звезды, месяц, вода, заря, ветер, берёза.

    Автобиографичность: “Что касается автобиографических сведений, – они в моих стихах:” (С. Есенин)

    Чтобы проверить на практике сделанные нами выводы, предлагаю выполнить следующее задание.

    II. Из пяти стихотворений (авторы и даты не указаны) необходимо выбрать два текста Есенина для сравнительного анализа. Аргументировать выбор

    Еще дуют холодные ветры
    И наносят утренни морозы,
    Только что на проталинах весенних
    Показались ранние цветочки;

    Как из чудного царства воскового,
    Из душистой келейки медовой
    Вылетела первая пчелка,
    Полетела по ранним цветочкам

    О красной весне поразведать,
    Скоро ль будет гостья дорогая,
    Скоро ли луга позеленеют,
    Скоро ль у кудрявой у березы
    Распустятся клейкие листочки,
    Зацветет черемуха душиста.

    Я люблю, когда шумят березы,
    Когда листья падают с берез.
    Слушаю – и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Все очнется в памяти невольно,
    Отзовется в сердце и в крови.
    Станет как-то радостно и больно,
    Будто кто-то шепчет о любви.

    Только чаще побеждает проза,
    Словно дунет ветер хмурых дней.
    Ведь шумит такая же береза
    Над могилой матери моей.

    На войне отца убила пуля,
    А у нас в деревне у оград
    С ветром и дождем шумел, как улей,
    Вот такой же желтый листопад.

    Русь моя, люблю твои березы!
    С первых лет я с ними жил и рос.
    Потому и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,
    Сердце, тронутое холодком,
    И страна березового ситца
    Не заманит шляться босиком.

    Дух бродяжий! ты все реже, реже
    Расшевеливаешь пламень уст
    О моя утраченная свежесть,
    Буйство глаз и половодье чувств.

    Я теперь скупее стал в желаньях,
    Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
    Словно я весенней гулкой ранью
    Проскакал на розовом коне.

    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь.
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.

    Последовательно исключаем стихотворения

    Пушкина: обращаем внимание на нехарактерные для Есенина ритмический узор, интонацию, отсутствие рифм; попутно проверяем эрудицию – некоторым удаётся “опознать” автора;

    Рубцова: сразу настораживает строка “На войне отца убила пуля” – стихотворениям Есенина присуща автобиографичность, а подобного факта в его биографии нет;

    “Не жалею, не зову, не плачу. “: отмечаем типичные для Есенина темы и мотивы, образы, но предпочитаем написанные в один период (и соответственно сходные по мировосприятию лирического героя), а потому и более удобные для сопоставления оставшиеся два текста:

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.
    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    С чьей-то ласковости вешней
    Отгрустил я в синей мгле
    О прекрасной, но нездешней,
    Неразгаданной земле.

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх.
    Полюбил я мир и вечность
    Как родительский очаг.

    Все в них благостно и свято,
    Все тревожное светло.
    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло.

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка:
    Отелившееся небо
    Лижет красного телка.

    Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду,
    Словно бабочек легкая стая
    С замираньем летит на звезду.

    Я сегодня влюблен в этот вечер,
    Близок сердцу желтеющий дол.
    Отрок-ветер по самые плечи
    Заголил на березке подол.

    И в душе и в долине прохлада,
    Синий сумрак как стадо овец,
    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть,
    Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод.

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.
    Где ты, где, моя тихая радость –
    Все любя, ничего не желать?

    III. В сильном классе – обмен впечатлениями и наблюдениями по цепочке (возможны попытки сформулировать идею, что облегчит дальнейшие поиски).

    Вероятные варианты ответов:

    Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира.

    Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья.

    Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

    Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям.

    Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту.

    Олицетворение наоборот – образ человека наделяется природными характеристиками – отражает мировоззрение автора.

    IV. Работа в группах.

    V. Обсуждение результатов поиска.

    Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы

    вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

    совпадение цветовых определений:

    в синей мгле = синий сумрак, но:

    листва золотая, желтеющий дол –

    Лижет красного телка

    Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.

    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло –

    Вода – твёрдая, закат – жидкий:

    Синий сумрак как стадо овец,

    словно становится реальным:

    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,

    Все любя, ничего не желать?

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза –

    к констатации чудесного преображения лирического героя:

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх –

    к неизбежности поэтического творчества:

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка.

    сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца. хочет перестать желать.

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть –

    Я отгрустил
    Полюбил я мир и вечность

    Я влюблён
    Никогда так не слушал:

    Плещет рдяный мак закатаХорошо бы, на стог улыбаясь,
    4-стопный хорей, но первая стопа отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы и 2 и 4 стихах 5 строфы

    VI. Выводы. Запись в тетрадях (в сильном классе – самостоятельно, в слабом – с помощью учителя или сильных учеников).

    Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности – пространства и времени в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала – враждебный, пугающий, гнетущий, теперь – родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, “оземлённом” виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) – остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать. ).

    VII. Рефлексия. Подведение итогов.

    VIII. Домашнее задание:

    1. Выбрать 2 стихотворения (1 – Клюева, 1 – Есенина) для сравнительного анализа.
    2. Записать 2-3 вопроса (задания) по этим текстам.
    3. Или: сочинение на тему “Каким я представляю лирического героя стихотворений Есенина”.

    Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина “Не напрасно дули ветры. ” и “Закружилась листва золотая. “

    Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:11, реферат

    Описание работы

    Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

    Работа содержит 1 файл

    есенин анализ.docx

    Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина “Не напрасно дули ветры. ” и “Закружилась листва золотая. “

    Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот – образ человека наделяется природными характеристиками – отражает мировоззрение автора.

    Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:

    вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

    место
    озеро – замкнутый в себе самом водоём – завершённость, законченностьпруд – вода в него втекает, из него вытекает – предполагается движение
    время
    упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней), но море хлеба возможно только летомосень обозначена золотом листвы и желтизной дола, этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы
    Ветры вместе с грозой – символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состояниюОтрок-ветер по самые плечи

    Заголил на березке подол – символизирует хулиганство, озорство, молодость

    совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

    красного телка –

    тревожный, но и радостный, сильный цвет

    листва золотая, желтеющий дол –

    детски-наивная, простодушная палитра

    Лижет красного телка

    Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

    немая млечность –

    галактика была страшна безъязыкостью

    Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

    Вода – твёрдая, закат – жидкий:

    “плохая физика, но какая поэзия!”

    Синий сумрак как стадо овец,

    словно становится реальным:

    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Все в них благостно и святоИ в душе и в долине прохлада
    Мотив покоя, гармонии, просветления, чистоты
    Все тревожное светло –

    оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,

    реальный и мир мечты – прекрасной, но нездешней, неразгаданной земли)

    Все любя, ничего не желать?

    мотив тоски по уже утраченному (или ещё не найденному?) состоянию покоя

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза –

    к констатации чудесного преображения лирического героя:

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх –

    к неизбежности поэтического творчества:

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка.

    сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца. хочет перестать желать.

    (что-то в этом можно увидеть лермонтовское: “Я б хотел забыться и заснуть. “)

    лирический герой является объектом по отношению к некоему (природному? божественному?) началу

    природа олицетворена и является объектом внимания лирического героя

    Плещет рдяный мак закатаХорошо бы, на стог улыбаясь,
    4-стопный хорей, но первая стопа отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы и 2 и 4 стихах 5 строфы

    Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напрасно. )

    Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности – пространства и времени – в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала – враждебный, пугающий, гнетущий, теперь – родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, “оземлённом” виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) – остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать. ).

    Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду,
    Словно бабочек легкая стая
    С замираньем летит на звезду.

    Я сегодня влюблен в этот вечер,
    Близок сердцу желтеющий дол.
    Отрок-ветер по самые плечи
    Заголил на березке подол.

    И в душе и в долине прохлада,
    Синий сумрак как стадо овец,
    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть,
    Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод.

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.
    Где ты, где, моя тихая радость,
    Все любя, ничего не желать?

    История создания стихотворения «Собаке Качалова»

    все записи пользователя в сообществе Муза

    “Ничего, я споткнулся о камень, это к завтрому все заживет.” (с)

    Дай, Джим, на счастье лапу мне,
    Такую лапу не видал я сроду.
    Давай с тобой полаем при луне
    На тихую, бесшумную погоду.
    Дай, Джим, на счастье лапу мне.

    Пожалуйста, голубчик, не лижись,
    Пойми со мной хоть самое простое.
    Ведь ты не знаешь, что такое жизнь
    Не знаешь ты, что жизнь на свете стоит.

    Хозяин твой и мил и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
    Тебя по шерсти бархатной потрогать.

    Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой прияцей.
    И, никого ни капли не спросив,
    Как пьяный друг, ты лезешь целоваться

    Мой милый Джим, среди твоих гостей
    Так много всяких и не всяких было.
    Но та, что всех безмолвней и грустней
    Сюда случайно вдруг не заходила?

    Она придет, даю тебе поруку
    И без меня в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
    За все, в чем был и не был виноват.

    Не правда ли, часто что-то давно понятное и знакомое, вдруг предстает пред нами в новом, невиданном доселе образе? Как часто нам стоит лишь немного задуматься, и что-то непонятное становится вполне объяснимым?! Сколько раз вы читали стихотворение Сергея Есенина «Собаке Качалова»? Скорее всего, не один раз, но, наверное, находясь под общим впечатлением созданных гением строф, вы никогда не задавались вопросом: о ком грустит Есенин, о ком его мысли, которыми он делится с любимым Джимом?

    В своей исследовательской работе я попробовала раскрыть тайну образа, который, не нарушая общей структуры есенинского стихотворения « Собаке Качалова», делает его удивительно трогательным и человечным.Другими словами, я попыталась выяснить, был ли прототип у той, что «всех безмолвней и грустней», почему вспоминая о ней, поэт испытывает щемящее чувство вины. Вспомним заключительные строки стихотворения: «Ты за меня лизни ей нежно руку за все в чем был и не был виноват.»

    Я взялась за эту тему, потому что она помогает развивать логическое мышление, а становясь настоящим первооткрывателем еще не изведанных историками-есеининоведами или просто любителями, глубин личной жизни поэта С. Есенина. Поэты- люди очень неординарные и в большинстве своем в любви непостоянные. Но через призму характеров их возлюбленных, их особенностей можно разгадать некоторые черты характера самих поэтов.Не правда ли, это интересно узнавать о жизни любимого поэта то, о чем никто еще не догадался?!

    Первым шагом исследования будет изучение истории создания стихотворения « Собаке Качалова».

    Артист московского Художественного театра В. И. Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года, пишет: « Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что за лапа, я сроду не видал такой”.

    Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

    Качалов (настоящая фамилия Шверубович) Василий Иванович (1875-1948гг) советский актер, народный артист СССР. На сцене с 1896 года, с1900 года во МХАТе. Актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния. Качалов был исполнителем ряда ролей в пьесах Чехова, М. Горького, где играл ведущие роли. Создал выдающиеся образы в произведениях: у Шекспира (Гамлет – «Гамлет»), у А.С. Грибоедова (Чацкий – «Горе от ума»), у Ф.М. Достоевского (Иван Карамазов – «Братья Карамазовы»), у Л.Н. Толстого (автор – «Воскресение»).

    Советский энциклопедический словарь. Издание четвертое. Москва «Советская энциклопедия» 1988г.

    К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Качалов вспоминает: «Прихожу как-то домой вскоре после первого моего знакомства с Есениным. Мои домашние рассказывают, что без меня заходили Есенин Пильняк и еще кто-то, кажется Тихонов. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что цилиндр надел для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз» (« Воспоминания» стр.417-420).

    Качалов вспоминал об одном визите к нему в гостиницу, произошедшем во время бакинских гастролей МХАТА в мае 1925 года: «Приходит молодая, миловидная смуглая девушка и спрашивает: «Вы Качалов?» – «Качалов», – отвечаю. «Один приехали?» – «Нет, с театром». – «А больше никого не привезли?» Недоумеваю: «Жена, – говорю, – со мной, товарищи.» – « А Джима нет с вами?» – почти воскликнула. «Нет, – говорю, – Джим в Москве остался». – «А-яй, как будет убит Есенин, он здесь в больнице уже две недели, все бредит Джимом и говорит докторам: « Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезет Джима сюда, я буду моментально здоров. Пожму ему лапу – и буду здоров, буду с ним купаться в море.» Девушка передала записку и отошла от меня явно огорченная: «Ну что ж, как-нибудь подготовлю Есенина, чтобы не рассчитывал на Джима». Как выяснилось потом, это была та самая Шаганэ, персиянка».

    В записке я прочитал: «Дорогой Василий Иванович. Я здесь. Здесь и напечатал стихотворение Джиму (стихотворение было напечатано в газете «Бакинский рабочий» в 1925 году №77, 7апреля). В воскресенье выйду из больницы ( болен легкими). Очень бы хотелось бы увидеть Вас за 57-летним армянским. А? Жму Ваши руки. С. Есенин».

    Но известный есениновед Илья Шнейдер в своей книге «Встречи с Есениным», выпущенной в 1974 году издательством «Советская Россия», пишет:

    «Это безусловная ошибка: Шаганэ Нерсесовна Тальян познакомилась с Есениным зимой 1924 года в Батуми. В Баку во время пребывания гам Есенина она не была, что подтверждается ее собственными воспоминаниями, в которых она говорит: «В концеянваря 1925 года Сергей Есенин уехал из Батума, и с тех пор мы не встречались с ним».

    Как бы то ни было, привязанность Есенина к Джиму на самом деле была заметна и приятна всем троим: Есенину, Качалову и «милому» Джиму.

    Сергей Александрович познакомился в Батуми с молодой армянкой по имени Шаганэ. Это была на редкость интересная, культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком. «Внешнее сходство с любимой девушкой и ее певучее имя вызвали у Есенина большое чувство нежности к Шаганэ» (так вспоминает Л. И. Повицкий).

    Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян) – армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл « Персидские мотивы», который был создан поэтом во время трех поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин в 1924-1925гг.).

    Анализ стихотворения Не напрасно дули ветры Есенина

    Войти через uID

    Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

    Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот – образ человека наделяется природными характеристиками – отражает мировоззрение автора.

    Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:

    вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

    Заголил на березке подол – символизирует хулиганство, озорство, молодость

    совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

    красного телка –

    тревожный, но и радостный, сильный цвет

    В розоватой воде, розовость вод.

    листва золотая, желтеющий дол –

    детски-наивная, простодушная палитра

    Лижет красного телка

    Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

    немая млечность –

    галактика была страшна безъязыкостью

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.

    Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло –

    Вода – твёрдая, закат – жидкий:

    “плохая физика, но какая поэзия!”

    Синий сумрак как стадо овец,

    словно становится реальным:

    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Мотив покоя, гармонии, просветления, чистоты

    оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,

    реальный и мир мечты – прекрасной, но нездешней, неразгаданной земли)

    Где ты, где, моя тихая радость –

    Все любя, ничего не желать?

    мотив тоски по уже утраченному (или ещё не найденному?) состоянию покоя

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза –

    к констатации чудесного преображения лирического героя:

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх –

    к неизбежности поэтического творчества:

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка.

    Кружится опадающая листва, высоко поднимает ветер ветви берёзы, звенит и замолкает бубенец – а лирический герой, влюбленный

    сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца. хочет перестать желать.

    (что-то в этом можно увидеть лермонтовское: “Я б хотел забыться и заснуть. “)

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    лирический герой является объектом по отношению к некоему (природному? божественному?) началу

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть –

    природа олицетворена и является объектом внимания лирического героя

    Я отгрустил
    Полюбил я мир и вечность

    Я влюблён
    Никогда так не слушал:

    Лирический герой открывает в себе (в своей душе) новое состояние

    Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напрасно. )

    рифма: aBaB – перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм

    Ссылка на основную публикацию