Анализ стихотворения Закружилась листва золотая Есенина

Анализ стихотворения Закружилась листва золотая Есенина

Необыкновенной энергией и внутренней силой наполнены те стихотворения Сергея Есенина, которые имеют отношение к его раннему творческому этапу. Этот период характеризуется особым умиротворенным состоянием лирического героя, когда в воспоминаниях еще в основном светлые мысли.

Настоящие чувства, которые автор раскрывает в стихотворении «Закружилась листва золотая», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необыкновенная внимательность к любимым, привычным составляющим природы преображает мир, делая его еще прекраснее. В первом же четверостишии ощущение сказки возникает благодаря сравнению листьев со стаей бабочек. Их падение бесшумно и неторопливо. Они падают «с замираньем». Автор чувствует каждое их движение, будто разделяя с ними повседневность. Настроение лирического героя умиротворенное, близко к упоению. Поэтому вода осенью вместо темной кажется ему розового оттенка.

Второй абзац содержит прямолинейное признание: «Я сегодня влюблен в этот вечер». Несмотря на ветер, который сорвал к этому времени большое количество листвы, автора радует «желтеющий дол». Он растворяется полностью в природе, во вселенной. Встает на один уровень с природой, отождествляя себя с ней: «и в душе и в долине прохлада». Есенин упоминает о бабочке, березе; среди глаголов – это «закружилась», «летит», «влюблен», «прозвенит», которые характеризуют бурную, но легкую деятельность возраста, далекого от пожилого.

Авторское понимание счастья, «тихой радости» умещается в вечернее посещение родного уголка, где небесные светила освещают стог сена, а «в душе прохлада» наступает.

С помощью несложных олицетворений авторское восприятие осени легко представить. В воображении золотыми красками мирно опускаются на воду листья, березы дождались своей участи. Безжалостный ветер будто одним рывком сорвал с них листья. Бубенец в отдалении вторит поэту.

Стихотворение «Закружилась листва золотая» – это откровения юного поэта, который в силу своей молодости видит во всем только позитивное, красивое. Стих пропитан авантюризмом, окутан романтическим настроением. Молодой человек еще не имеет разочарований на своем веку, поэтому его радужные надежды проявляются в строках произведения нежно, с верой в лучшее, оптимистично. А в каждой строке видится талантливое представление природы родного края, где прошло его беззаботное детство и куда он стремится вернуться вновь.

Вариант 2

Особенностью лирики Есенина является умелое использование различных, довольно редких слов и плетение невероятно красивых сравнений. Вообще, конечно, такое утверждение звучит немного банально, ведь поэтам нужно обладать умением пользоваться разными тропами и в этом в том числе и состоит работа поэта. Тем не менее, если знать лирику Есенина, становится понятным о чем идет речь.

Закружилась листва золотая – характерный пример такой лирики. Невероятное кружево слов описывает приход осени, описывает чутко и проникновенно. Когда читаешь эти строки, понимаешь насколько нежно умел чувствовать Сергей Александрович природу и окружающий мир.

Рассмотрим некоторые сравнения и метафоры, которые использовал поэт для того чтобы описать осенний вечер. Опавшую листву на водной глади он сравнивает со стаей бабочек, которые летят к звезде. Тут перед нами открывается и образ неба, и необъятных космических пространств и красивых бабочек, которые кружат в своем природном хороводе.

Интересен образ отрока-ветра, который заголяет подол березке. Этот легкий эротический мотив приближает читателя к природе, позволяет более близко рассмотреть простые природные феномены. Есенин говорит о собственной влюбленности в вечер и дополнительно подчеркивает чувство влюбленности через отношения девушки-березки и отрока-ветра.

Поэт пребывает в единстве с остальным миром, грань между внешним и внутренним оказывается прозрачной, прохлада разливается повсюду. Во вне «пасется» синий сумрак. Звон бубенца добавляет интересный оттенок и немного оживляет эту тихую картину.

Есенин говорит о мире как разумной плоти, он чувствует жизнь и жизненность во всем существовании, он сам хочет как бы растворяться в мире, становиться всем. К примеру, деревом ивой и также окунаться в воду своими ветками. При этом он подчеркивает собственную бережность, ведь объединяясь со всем миром, он понимает ценность этой красоты, становится чутким.

Далее ум поэта переносится в месяц, который «жует» своей «мордой» сено. В заключительных строчках – описание внутреннего ощущения тихой радости. Подлинный покой – «все любя, ничего не желать».

Анализ стихотворения Закружилась листва золотая по плану

Закружилась листва золотая

Возможно вам будет интересно

Это одно из самых заветных, самых светлых и пронзительных стихотворений Николая Рубцова, каждое слово которого пропитано любовью автора к своей малой родине.

Стихотворение А.А. Фета «Вольный сокол» написано в 1884 году. Это одно из поздних его творений. Он не отступает от своей главной темы и всё также пишет о своих чувствах, выражая их через красоту природы.

Александр Блок – гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал

Это стихотворение Тютчева начинается и заканчивается одной строфой. Это известные строки, где любовь равна убийству, где человек почему-то губит то, что ему дороже всего. Или тех, кто

Анализируя данное стихотворение, сразу же приходит мысль, что поэт не только стремится выразить свои чувства и глубочайшую привязанность к объекту обожания, но и пытается понять, что же, в сущности, такое любовь.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

СМЫСЛ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА «ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ» И ЕГО АНАЛИЗ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Как часто вы обращали внимание на осень и её красоту? На её нежные ветра, которые холодны, но они будто пытаются отдать всё своё тепло, что у них есть, неся отголоски прошедшего лета? Я уверен, что да. Однако, на это и много другое связанное с этим временем года, обращал внимание один хорошо известный вам поэт. Это был Сергей Александрович Есенин – тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, он был большим и смелым мастером стиха.

Родился он в селе Константинове, что в Рязанской губернии, в семье обычных крестьян. С самых ранних лет жизни воспитывался дедушкой, который имел большое количество знаний по части религиозных книг. Позже окончил сельское четырёхклассное училище, а после этого закончил церковную школу в Спас-Клепиках. После этого, а именно в 1912 году он приезжает в Москву вместе со своим отцом. Столица дала для него огромное количество возможностей для досуга и развития. Он начал работать в типографии, занимался в кружке имени Сурикова по предмету литературы и музыки, посещал лекции в народном университете Шанявского.

Первые стихи Есенина начали появляться в журналах через 2 года, а именно в 1914. И уже в 1915 году он знакомится с Блоком, Городецким, Клюевым и другими поэтами, чтобы ознакомиться с их трудами и получить напутствия от более опытных мастеров стихотворного дела. Молодой, озорной, романтичный сельский парень смог получить одобрение почти всей поэтической элиты того времени. В 1916 году выходит его самый ранний сборник — «Радуница». Это был момент в его жизни, когда все его мысли находили максимальную отдачу на бумаге, тем самым показывая пик его развития, как поэта.

Этот рост замечается и в строках его стихотворения «Закружилась листва золотая», которое входит в программу «Перспектива», а точнее в учебник второго класса по литературе, Л.Ф. Климановой [1]. В нём, он старается отобразить всю красоту жёлтых деревьев и периода дождей. Весь спектр эмоций, которые они могут вызвать в любом из нас. Уже на основе этого мы можем дать жанровую принадлежность стихотворению и это – элегия, так как автор пытается воспеть осень, рассказать о всех её деяниях, о её неповторимости и уникальности. Однако это очень трудно сделать без хорошего образа, так что в качестве литературного направления Есенин выбрал новый для того времени имажинизм. [3]

Думаю, что все уже поняли, что основная тема стихотворения – осень. Но, как основу он отмечает, некое родство всех явлений этой прекрасной поры со всем остальным, что может происходить в мире. Он расписывает это так, будто всё едино, но отличается подачей. Если мы глянем в самые первые строки, то найдём там слова:

Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду [2]

Мы видим попытку Есенина, через сравнение показать, что листья в луже подобны бабочкам, тем самым их олицетворяя и заставляя нас представить эту картину: их полёт, грацию, лёгкость и живость.

Всё это должно наводить нас на мысль, что не только листья «живые», но и сама осень, и всё чего она касается. Что все это имеет в своей структуре сложную систему, а точнее некую живую сущность, если хотите сознание. Позже, Есенин подтверждает эту идею, обращаясь к осени, как некой личности, однако это будет уже в конце стихотворения и поэтому предлагаю отложить этот момент в сторону. А пока продолжим тему олицетворения, но уже смотря на вторую строфу:

Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол. [2]

Здесь Есенин старался придать некоторым вещам личностные черты. К примеру, ветер представляется нам пылким юношей, влюблённого в девушку-берёзу. Самое интересно в этом то, что появляется виденье этого момента, как сцены из неизвестного романа или мечтаний из юности, который со временем кажутся только дороже и милее. Кстати, об этом и пишет Сергей Александрович, говоря о своей любви к вечеру и желтеющему долу, хотя естественно видит их не в первый раз. Но это не единственные чувства, которые его наполняют. Это подтверждает следующая строфа:

И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец. [2]

Тут мы видим то, что даёт нам эта любовь и каковы её плоды. Самое первое, что приходит в голову это – спокойствие, смирение. Об этом нам говорит «прохлада в душе» [2]. Чувство некой безмятежности, которая сопровождается тишиной, перебиваемая изредка бубенцом. Однако и здесь осень показывается живой. Есенин говорит о том, что сумрак, по его мнению, является копией столпившихся овец, которые образуют своеобразное пятно на горизонте. Так же можно выделить особенность самого сумрака, ведь ясно говорится что он синий. Многие скажут, что в этом нет ничего особенного. Однако вспомним, что мы сами очень редко выделяем особенности обыденных, частых для нас явлений. К ним и относится сумрак, ведь его можно заметить на протяжении всего года, а не только осени. И тут становится понятно, что Есенин хотел придать осеннему сумраку некую особенность или окраску, в частности описывается его цвет.

Теперь мы перейдём к четвертой строфе:

Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,Опрокинуться в розовость вод.[2]

В ней описывается не сама осень, как и её явления, а желание или чувство Сергея Александровича стать частью той системы или сознания, о которой мы говорили выше. Это подтверждают строки: «Хорошо бы, как ветками ива, опрокинуться в розовость вод» [2]. Так же это говорит о некоем сравнении со стороны автора, между деревом и им самим. Ему милее быть, как ива, которая в спокойствии спускает свои ветви, нежели быть человеком, живущим в суматохе дней. Это аргументируется тем, что он называет всё, что связанно с осенью «разумной плотью» [2], тем самым утверждая, что природа гораздо мудрее, величественнее человека.

В заключительной строфе мы видим следующее:

Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать. Где ты, где, моя тихая радость,Все любя, ничего не желать?

Явно говорится опять же о желании уподобиться мудрой природе: «Мордой месяца сено жевать…» [2]. Но с это идёт с дополнением чувства спокойствия: «Хорошо бы, на стог улыбаясь» [2], где стог представляется прообразом некой кровати, которая мягче всего на свете и именно она сможет дать возможность для отдыха. Однако основная мысль строфы не в этом. Все мы знаем, что стога сена – вещи рукотворные. Так что, здесь отражаются воспоминания Есенина о его родных краях, Рязанской степи и ей полях, которые были навеяны тишиной жёлтых деревьев и синего сумрака. В конце он пишет много значительные слова: «Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?» [2]. В них он одновременно обращается как к Осени, так и к былым временам, когда он был моложе и жил в селе Константинове, говоря, что кроме них ему ничего на свете не нужно. К первой он относится, как к некой женщине, что изменила его. Даже ласково называет её: «моя тихая радость» [2]. Так же он обращается и к своей юности, как к самым замечательным дням в его жизни. Но всё эти же строки содержат слова, которые дают этим двум вещам ещё большую ценность: «Где ты…» [2], показывая, что всё на свете конечно и то, что и осень когда-нибудь пройдёт, как и ясные дни в Константинове и станет тёплым воспоминанием. Таким образом Сергей Александрович призывает ценить её пока она есть.

В заключении хочу сказать, что это стихотворение актуально для нашего времени и будет таковым долгое время. Почему? Ответ прост – оно способно показать, что природа всей своей ненавязчивость и тишиной может пробудить в человеке чувства, мысли, которые покинули его. Для школьника она может показать эстетику и красоту, не только в явных и видимых вещах, а в почти незаметных. В том, что кажется уже почти привычным.

Список литературы:

Слово, Серебряный век [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slova.org.ru/esenin/about/ (дата обращения: 27.01.2017)

Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 2 класс, 1 ч.: в 1 ч. Под редакцией И.А. Петровой, Москва: Изд-во Просвящение, 2012 г.-С. 3-153. С. 29.

Материал из Википедии, Имажинизм [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Имажинизм (дата обращения: 27.01.2017)

Материал из Википедии, Анапест [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Анапест (дата обращения: 27.01.2017)

Материал из Википедии, Стихотворный размер [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/стихотворный_размер (дата обращения: 27.01.2017)

Материал из Википедии, Серебряный век русской поэзии [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/серебряный_век_русской_поэзии (дата обращения: 27.01.2017)

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду.Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол.И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец.Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,Опрокинуться в розовость вод.Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать. Где ты, где, моя тихая радость,Все любя, ничего не желать?

Анализ стихотворения Есенина Закружилась листва золотая

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 году. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой, словно бы таким незатейливым образом Есенин пытается мысленно убежать от московской суеты, которая вызывает в нем тоску и раздражение.

Именно в стихах ранено периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Наверняка в жизни Есенина было множество таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И это ощущение он сумел пронести сквозь годы, пытаясь вновь и вновь воскресить его в своей памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт отмечает, что «еще никогда бережливо так не слушал разумную плоть». Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно.

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями

Что чувствует лирический герой стихотворения С. Есенина “Закружилась листва золотая”, созерцая картины осенней природы?

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Созерцая картины осенней природы, лирический герой стихотворения С. Есенина Закружилась листва золотая испытывает печальные, грустные, но одновременно светлые чувства. Лирический герой влюблён в этот вечер, всё вокруг него – родное и близкое. Он наблюдает за кружащейся золотой листвой и сливается с природой воедино. Лирический герой обособляет своё внутренне состояние с состоянием природы: И в душе, и в долине прохлада. Лирический герой наслаждается осенней тишиной и желает ещё больше сблизиться с природой, опрокинуться в розовость вод, – только так он достигнет абсолютного душевного спокойствия и умиротворённости.Лирический герой близок с природой, он любит её красоту и воспринимает её как живой организм. С помощью природы он ищет ответы на все свои вопросы. В этот осенний вечер душа лирического героя наполнена печалью, вызванной неудовлетворённостью жизнью: ему хочется, всё любя, ничего не желать.

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

Дан пря­мой связ­ный от­вет на во­прос, с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию; нет под­ме­ны ана­ли­за пе­ре­ска­зом тек­ста, но при от­ве­те не все те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны, до­пу­ще­на од­на фак­ти­че­ская ошиб­ка.

Неверное прочтение поэтических строк. прохлада и в душе, и в долине – это не обособление, а наоборот, соотнесение внутреннего состояния лирического героя и состояния природы. При этом слово прохлада в данном случае не имеет негативного смысла, прохлада воспринимается как желанный отдых после жаркого лета.

Комментарий к фрагменту

Этот тезис требует подтверждения примерами из текста.

«Закружилась листва золотая…» С.Есенин

«Закружилась листва золотая…» Сергей Есенин

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая…»

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 году. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой, словно бы таким незатейливым образом Есенин пытается мысленно убежать от московской суеты, которая вызывает в нем тоску и раздражение .

Именно в стихах ранено периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Наверняка в жизни Есенина было множество таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И это ощущение он сумел пронести сквозь годы, пытаясь вновь и вновь воскресить его в своей памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт отмечает, что «еще никогда бережливо так не слушал разумную плоть». Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно .

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

Сравнительный анализ стихов Есенина «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь. ».

Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

В этом плане, на мой взгляд, интересными являются два стихотворения поэта, названные по первым строкам: «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь…» (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):

И в душе и в долине прохлада.

Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфах, где человек один среди осеннего или весеннего пейзажа. Даже кажется, что часть строки одного стихотворения плавно перетекают в строки другого, повторяя друг друга:

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

…Я с собою на досуге…

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. «Но того, что прошло, не кляну», – писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А.С.Пушкин: «Что прошло, то будет мило».

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость –

Все любя, ничего не желать?

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не могу пожелать

Поэт принимает все, как есть:

Принимаю – приди и явись,

Все явись, в чем есть боль и отрада…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Сад полышет, как пенный пожар.

Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, – синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («синий сумрак», «синий май», «голубая прохлада»).
Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «хохочет так, чтобы каждый дрожал», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке», «закружилась листва золотая»), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.

Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сравнительный анализ стихов Есенина «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь. ».

Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

В этом плане, на мой взгляд, интересными являются два стихотворения поэта, названные по первым строкам: «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь…» (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):

И в душе и в долине прохлада.

Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфах, где человек один среди осеннего или весеннего пейзажа. Даже кажется, что часть строки одного стихотворения плавно перетекают в строки другого, повторяя друг друга:

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

…Я с собою на досуге…

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. «Но того, что прошло, не кляну», – писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А.С.Пушкин: «Что прошло, то будет мило».

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость –

Все любя, ничего не желать?

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не могу пожелать

Поэт принимает все, как есть:

Принимаю – приди и явись,

Все явись, в чем есть боль и отрада…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Сад полышет, как пенный пожар.

Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, – синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («синий сумрак», «синий май», «голубая прохлада»).

Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «хохочет так, чтобы каждый дрожал», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке», «закружилась листва золотая»), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.

Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.

Слушать стихотворение Есенина Закружилась листва золотая

Анализ стихотворения Есенина Закружилась листва золотая

Необыкновенной энергией и внутренней силой наполнены те стихотворения Сергея Есенина, которые имеют отношение к его раннему творческому этапу. Этот период характеризуется особым умиротворенным состоянием лирического героя, когда в воспоминаниях еще в основном светлые мысли.

Настоящие чувства, которые автор раскрывает в стихотворении «Закружилась листва золотая», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необыкновенная внимательность к любимым, привычным составляющим природы преображает мир, делая его еще прекраснее. В первом же четверостишии ощущение сказки возникает благодаря сравнению листьев со стаей бабочек. Их падение бесшумно и неторопливо. Они падают «с замираньем». Автор чувствует каждое их движение, будто разделяя с ними повседневность. Настроение лирического героя умиротворенное, близко к упоению. Поэтому вода осенью вместо темной кажется ему розового оттенка.

Второй абзац содержит прямолинейное признание: «Я сегодня влюблен в этот вечер». Несмотря на ветер, который сорвал к этому времени большое количество листвы, автора радует «желтеющий дол». Он растворяется полностью в природе, во вселенной. Встает на один уровень с природой, отождествляя себя с ней: «и в душе и в долине прохлада». Есенин упоминает о бабочке, березе; среди глаголов – это «закружилась», «летит», «влюблен», «прозвенит», которые характеризуют бурную, но легкую деятельность возраста, далекого от пожилого.

Авторское понимание счастья, «тихой радости» умещается в вечернее посещение родного уголка, где небесные светила освещают стог сена, а «в душе прохлада» наступает.

С помощью несложных олицетворений авторское восприятие осени легко представить. В воображении золотыми красками мирно опускаются на воду листья, березы дождались своей участи. Безжалостный ветер будто одним рывком сорвал с них листья. Бубенец в отдалении вторит поэту.

Стихотворение «Закружилась листва золотая» — это откровения юного поэта, который в силу своей молодости видит во всем только позитивное, красивое. Стих пропитан авантюризмом, окутан романтическим настроением. Молодой человек еще не имеет разочарований на своем веку, поэтому его радужные надежды проявляются в строках произведения нежно, с верой в лучшее, оптимистично. А в каждой строке видится талантливое представление природы родного края, где прошло его беззаботное детство и куда он стремится вернуться вновь.

«Закружилась листва золотая…» С.Есенин

«Закружилась листва золотая…» Сергей Есенин

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.

Читайте также:  Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано Есенина 6 класс

Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая…»

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 году. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой, словно бы таким незатейливым образом Есенин пытается мысленно убежать от московской суеты, которая вызывает в нем тоску и раздражение .

Именно в стихах ранено периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Наверняка в жизни Есенина было множество таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И это ощущение он сумел пронести сквозь годы, пытаясь вновь и вновь воскресить его в своей памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт о. Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно .

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

Вариант 2

Особенностью лирики Есенина является умелое использование различных, довольно редких слов и плетение невероятно красивых сравнений. Вообще, конечно, такое утверждение звучит немного банально, ведь поэтам нужно обладать умением пользоваться разными тропами и в этом в том числе и состоит работа поэта. Тем не менее, если знать лирику Есенина, становится понятным о чем идет речь.

Закружилась листва золотая – характерный пример такой лирики. Невероятное кружево слов описывает приход осени, описывает чутко и проникновенно. Когда читаешь эти строки, понимаешь насколько нежно умел чувствовать Сергей Александрович природу и окружающий мир.

Рассмотрим некоторые сравнения и метафоры, которые использовал поэт для того чтобы описать осенний вечер. Опавшую листву на водной глади он сравнивает со стаей бабочек, которые летят к звезде. Тут перед нами открывается и образ неба, и необъятных космических пространств и красивых бабочек, которые кружат в своем природном хороводе.

Интересен образ отрока-ветра, который заголяет подол березке. Этот легкий эротический мотив приближает читателя к природе, позволяет более близко рассмотреть простые природные феномены. Есенин говорит о собственной влюбленности в вечер и дополнительно подчеркивает чувство влюбленности через отношения девушки-березки и отрока-ветра.

Поэт пребывает в единстве с остальным миром, грань между внешним и внутренним оказывается прозрачной, прохлада разливается повсюду. Во вне «пасется» синий сумрак. Звон бубенца добавляет интересный оттенок и немного оживляет эту тихую картину.

Есенин говорит о мире как разумной плоти, он чувствует жизнь и жизненность во всем существовании, он сам хочет как бы растворяться в мире, становиться всем. К примеру, деревом ивой и также окунаться в воду своими ветками. При этом он подчеркивает собственную бережность, ведь объединяясь со всем миром, он понимает ценность этой красоты, становится чутким.

Анализ стихотворения Закружилась листва золотая по плану

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) радостное и светлое по содержанию. Поэт любуется тем, как «спит ковыль», вдыхает свинцовую свежесть полыни. Свет луны ему кажется «таинственным и длинным». Впечатляет первозданный образ «золотой бревенчатой избы». Этим образом выражена искренняя любовь поэта к родной деревне. А последняя строфа как нельзя лучше характеризует позицию поэта-патриота:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Стихотворение — задушевная по форме монологическая исповедь о любви к отчизне, о чем свидетельствуют строки: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь»; «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси». По жанру это философская элегия, произведение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей великой и малой родине. Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36».

Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Анализ стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…»

В произведении «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914) природа оживает, очеловечивается, обожествляется. Автор поставил рядом многоцветное, многозвучное земное («скирды солнца в водах лонных», «в зеленях твоих стозвонных», «гарь в небесном коромысле») и небесное начала («Ивы — кроткие монашки» «вызванивают в четки»). Вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни. Эта мысль подтверждается не только образом ив — кротких монашек с четками в руках — но и заключительной строфой стихотворения, ее двумя последними строками:

Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Стихотворение метафорично: «скирды солнца», «ивы — кроткие монашки», «курит облаком болото», «гарь в небесном коромысле». Доминантную (главную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «зеленя стозвонные». В этом сочетании и далее по тексту эффект «звенящей природы» усиливается за счет свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли. Эффект легкого и светлого настроения лирического героя «подкрепляется» стихотворным размером — четырехстопным ямбом. В ранней лирике С. Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земной, человеческих помыслов; алый (розовый, золотистый, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, зари, восхода. Почти отсутствует черный цвет (используется только при описании ночи и ночных предметов и явлений).

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна. Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь». Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»). Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению. Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Дул север плакала трава
    На этот раз мы рассмотрим довольно печальное, но спокойное произведение, принадлежащее перу А. Фета, «Дул север, плакала трава». В непривычно грустном для Фета стиха, буквально с первых строк можно почувствовать грусть, печаль, тоску.
  • Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой нега
    Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.
  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь
    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное
  • Анализ стихотворения Майкова Осень 3 класс
    Это стихотворение Майкова посвящено описанию осеннего леса. Поэт любил прогулки на природе – это звучит еще в первом и втором четверостишиях. Однако дальнейшее описание пронизано грустью. Тоска вызвана увяданием природы.
  • Анализ стихотворения Северянина Запевка
    Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея

Необыкновенной энергией и внутренней силой наполнены те стихотворения Сергея Есенина, которые имеют отношение к его раннему творческому этапу. Этот период характеризуется особым умиротворенным состоянием лирического героя, когда в воспоминаниях еще в основном светлые мысли.

Настоящие чувства, которые автор раскрывает в стихотворении «Закружилась листва золотая», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необыкновенная внимательность к любимым, привычным составляющим природы преображает мир, делая его еще прекраснее. В первом же четверостишии ощущение сказки возникает благодаря сравнению листьев со стаей бабочек. Их падение бесшумно и неторопливо. Они падают «с замираньем». Автор чувствует каждое их движение, будто разделяя с ними повседневность. Настроение лирического героя умиротворенное, близко к упоению. Поэтому вода осенью вместо темной кажется ему розового оттенка.

Второй абзац содержит прямолинейное признание: «Я сегодня влюблен в этот вечер». Несмотря на ветер, который сорвал к этому времени большое количество листвы, автора радует «желтеющий дол». Он растворяется полностью в природе, во вселенной. Встает на один уровень с природой, отождествляя себя с ней: «и в душе и в долине прохлада». Есенин упоминает о бабочке, березе; среди глаголов – это «закружилась», «летит», «влюблен», «прозвенит», которые характеризуют бурную, но легкую деятельность возраста, далекого от пожилого.

С помощью несложных олицетворений авторское восприятие осени легко представить. В воображении золотыми красками мирно опускаются на воду листья, березы дождались своей участи. Безжалостный ветер будто одним рывком сорвал с них листья. Бубенец в отдалении вторит поэту.

Стихотворение «Закружилась листва золотая» — это откровения юного поэта, который в силу своей молодости видит во всем только позитивное, красивое. Стих пропитан авантюризмом, окутан романтическим настроением. Молодой человек еще не имеет разочарований на своем веку, поэтому его радужные надежды проявляются в строках произведения нежно, с верой в лучшее, оптимистично. А в каждой строке видится талантливое представление природы родного края, где прошло его беззаботное детство и куда он стремится вернуться вновь.

Анализ стихотворения Закружилась листва золотая Есенина

Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

В этом плане, на мой взгляд, интересными являются два стихотворения поэта, названные по первым строкам: «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь…» (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):

И в душе и в долине прохлада.

Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфах, где человек один среди осеннего или весеннего пейзажа. Даже кажется, что часть строки одного стихотворения плавно перетекают в строки другого, повторяя друг друга:

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

…Я с собою на досуге…

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. «Но того, что прошло, не кляну», – писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А.С.Пушкин: «Что прошло, то будет мило».

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость –

Все любя, ничего не желать?

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не могу пожелать

Поэт принимает все, как есть:

Принимаю – приди и явись,

Все явись, в чем есть боль и отрада…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Сад полышет, как пенный пожар.

Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, – синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («синий сумрак», «синий май», «голубая прохлада»).

Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «хохочет так, чтобы каждый дрожал», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке», «закружилась листва золотая»), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.

Читайте также:  Анализ стихотворения Прячет месяц за овинами Есенина

Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.

Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина “Не напрасно дули ветры…” и “Закружилась листва золотая…”

Разделы: Литература

Цель урока:

  • иметь представление об основных особенностях поэтики Есенина,
  • уметь использовать сравнительный метод для анализа поэтического текста
  • I. Учитель. Дома, используя собственные наблюдения, учебники, другие источники, вы записали в своих тетрадях три, на ваш взгляд, главные особенности творчества Есенина. Прочитаем и обсудим.

    В процессе работы – запись на доске. Например:

    “Песенность” (напевность, народность, мелодичность)

    Мотивы тоски по родине, по деревне как утраченному идеалу

    Диалектическое разрешение трагических противоречий жизни

    Метафоры, построенные на олицетворении образов природы

    “Сквозные” образы: небо, звезды, месяц, вода, заря, ветер, берёза.

    Автобиографичность: “Что касается автобиографических сведений, – они в моих стихах:” (С. Есенин)

    Чтобы проверить на практике сделанные нами выводы, предлагаю выполнить следующее задание.

    II. Из пяти стихотворений (авторы и даты не указаны) необходимо выбрать два текста Есенина для сравнительного анализа. Аргументировать выбор

    Еще дуют холодные ветры
    И наносят утренни морозы,
    Только что на проталинах весенних
    Показались ранние цветочки;

    Как из чудного царства воскового,
    Из душистой келейки медовой
    Вылетела первая пчелка,
    Полетела по ранним цветочкам

    О красной весне поразведать,
    Скоро ль будет гостья дорогая,
    Скоро ли луга позеленеют,
    Скоро ль у кудрявой у березы
    Распустятся клейкие листочки,
    Зацветет черемуха душиста.

    Я люблю, когда шумят березы,
    Когда листья падают с берез.
    Слушаю – и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Все очнется в памяти невольно,
    Отзовется в сердце и в крови.
    Станет как-то радостно и больно,
    Будто кто-то шепчет о любви.

    Только чаще побеждает проза,
    Словно дунет ветер хмурых дней.
    Ведь шумит такая же береза
    Над могилой матери моей.

    На войне отца убила пуля,
    А у нас в деревне у оград
    С ветром и дождем шумел, как улей,
    Вот такой же желтый листопад.

    Русь моя, люблю твои березы!
    С первых лет я с ними жил и рос.
    Потому и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,
    Сердце, тронутое холодком,
    И страна березового ситца
    Не заманит шляться босиком.

    Дух бродяжий! ты все реже, реже
    Расшевеливаешь пламень уст
    О моя утраченная свежесть,
    Буйство глаз и половодье чувств.

    Я теперь скупее стал в желаньях,
    Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
    Словно я весенней гулкой ранью
    Проскакал на розовом коне.

    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь.
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.

    Последовательно исключаем стихотворения

    Пушкина: обращаем внимание на нехарактерные для Есенина ритмический узор, интонацию, отсутствие рифм; попутно проверяем эрудицию – некоторым удаётся “опознать” автора;

    Рубцова: сразу настораживает строка “На войне отца убила пуля” – стихотворениям Есенина присуща автобиографичность, а подобного факта в его биографии нет;

    “Не жалею, не зову, не плачу. “: отмечаем типичные для Есенина темы и мотивы, образы, но предпочитаем написанные в один период (и соответственно сходные по мировосприятию лирического героя), а потому и более удобные для сопоставления оставшиеся два текста:

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.
    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    С чьей-то ласковости вешней
    Отгрустил я в синей мгле
    О прекрасной, но нездешней,
    Неразгаданной земле.

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх.
    Полюбил я мир и вечность
    Как родительский очаг.

    Все в них благостно и свято,
    Все тревожное светло.
    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло.

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка:
    Отелившееся небо
    Лижет красного телка.

    Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду,
    Словно бабочек легкая стая
    С замираньем летит на звезду.

    Я сегодня влюблен в этот вечер,
    Близок сердцу желтеющий дол.
    Отрок-ветер по самые плечи
    Заголил на березке подол.

    И в душе и в долине прохлада,
    Синий сумрак как стадо овец,
    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть,
    Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод.

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.
    Где ты, где, моя тихая радость –
    Все любя, ничего не желать?

    III. В сильном классе – обмен впечатлениями и наблюдениями по цепочке (возможны попытки сформулировать идею, что облегчит дальнейшие поиски).

    Вероятные варианты ответов:

    Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира.

    Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья.

    Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

    Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям.

    Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту.

    Олицетворение наоборот – образ человека наделяется природными характеристиками – отражает мировоззрение автора.

    IV. Работа в группах.

    V. Обсуждение результатов поиска.

    Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы

    вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

    совпадение цветовых определений:

    в синей мгле = синий сумрак, но:

    листва золотая, желтеющий дол –

    Лижет красного телка

    Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.

    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло –

    Вода – твёрдая, закат – жидкий:

    Синий сумрак как стадо овец,

    словно становится реальным:

    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,

    Все любя, ничего не желать?

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза –

    к констатации чудесного преображения лирического героя:

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх –

    к неизбежности поэтического творчества:

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка.

    сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца. хочет перестать желать.

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть –

    Я отгрустил
    Полюбил я мир и вечность

    Я влюблён
    Никогда так не слушал:

    Плещет рдяный мак закатаХорошо бы, на стог улыбаясь,
    4-стопный хорей, но первая стопа отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы и 2 и 4 стихах 5 строфы

    VI. Выводы. Запись в тетрадях (в сильном классе – самостоятельно, в слабом – с помощью учителя или сильных учеников).

    Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности – пространства и времени в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала – враждебный, пугающий, гнетущий, теперь – родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, “оземлённом” виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) – остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать. ).

    VII. Рефлексия. Подведение итогов.

    VIII. Домашнее задание:

    1. Выбрать 2 стихотворения (1 – Клюева, 1 – Есенина) для сравнительного анализа.
    2. Записать 2-3 вопроса (задания) по этим текстам.
    3. Или: сочинение на тему “Каким я представляю лирического героя стихотворений Есенина”.

    Изобразительно-выразительные средства в творчестве Есенина

    С этой работой ученик выступал на научно-практической конференции. Её можно использовать на уроках русского языка и литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Изобразительно-выразительные средства в творчестве Есенина222.64 КБ
    izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_v_tvorchestve_esenina.docx222.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Ширинская средняя школа №18

    Секция «Гуманитарная». «Литературоведение».

    «Изобразительно – выразительные средства

    в творчестве С.А. Есенина.»

    Выполнил: Раевский Артем

    Ученик 6а класса

    МБОУ Ширинская СШ №18

    учитель русского языка

    Цель работы : изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования, учиться находить их в художественном произведении.

    Задачи : классифицировать лексические изобразительные средства на примере творчества С.А.Есенина; обосновать выбор выразительных средств; познакомиться с понятием «цветопись».

    Актуальность темы : показать многообразие, возможности и насыщенность русского языка как средство выражения чувств и эмоций в поэзии.

    Гипотеза : можно картину нарисовать словами.

    Методы и способы исследования : анализ стихов, сравнение, выводы, анкетирование.

    Проблема : непонимание того, что без карандаша и красок можно нарисовать картину с помощью выразительных средств языка.

    Мне очень нравятся стихи Сергея Александровича Есенина, поэтому в своей работе я опираюсь на его творчество.

    План работы таков:

    2.Классификация изобразительных средств.

    3.Обоснование выбора изобразительных средств.

    4.Работа со стихами С.А.Есенина.

    5.Выводы из сказанного.

    6.Список используемой литературы.

    Русский язык богат и разнообразен, с помощью него мы задаем вопросы, делимся впечатлениями, информацией, передаем эмоции, рассказываем о том, что запомнилось.

    Наш язык позволяет рисовать, показывать и создавать словесные картины. Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. Эту гипотезу мне необходимо доказать в своей работе. Поэтами и писателями используются специальные выражения, обороты речи, эпитеты, метафоры и другие приемы. Все это – изобразительно-выразительные средства языка. В богатом языке встречаются различные изобразительно-выразительные средства. Все изобразительно-выразительные средства языка делятся на три группы: фонетические, лексические и синтаксические.

    Я работаю с лексическими изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетом, сравнением, метафорой и олицетворением, потому что Сергей Есенин очень часто использует их в своих стихах.

    Сравнение – это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. Для сравнения нужно:

    • Чтобы между двумя явлениями нашлось что-то общее;
    • Особое слово со значением сопоставления – будто, точно, как, как будто, словно

    Сравнения выражаются различными способами:

    1. Формой творительного падежа существительных:

    2. Формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

    3. Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и

    4. При помощи слов «подобный», « похожий», « это».

    1. При помощи сравнительных придаточных предложений .

    У Есенина, например, только в стихотворении « Клён ты мой опавший» мы находим достаточно много сравнений: «Как пьяный сторож», «Как жену чужую обнимал березку», «Сам себе казался я таким же кленом», «Словно погулять ты вышел».

    Иногда сравнение создается без особого слова, по-другому. Например, как в строках стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы. »

    Месяц сравнивается с жеребенком, который растет на наших глазах. Но слов, указывающих на сравнение, нет, используется творительный сравнения . Слово «жеребенком» стоит в Творительном падеже.

    Ах, и сам я в чаще звонкой

    Увидал вчера в тумане:

    Рыжий месяц жеребёнком

    Запрягался в наши сани.

    Метафора (в переводе с греческого — «перенос») — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
    В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе,

    В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям… Привожу примеры из стихотворений С.А.Есенина:

    « Отговорила роща золотая // Березовым веселым языком», « В саду горит костер рябины красной», «А месяц будет плыть и плыть, //Роняя весла по озерам» или «Задремали звезды золотые, //Задрожало зеркало затона».

    Олицетворение является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое. Это один из самых древних речевых приемов, потому что наши предки одушевляли неживое в мифах, сказках и народной поэзии. Чаще всего олицетворения используются при описании природы.

    У С.Есенина природа – это живой организм. Приведу примеры:

    «Улыбнулись сонные березки», «Растрепали шелковые косы», «Шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью олицетворений. Так, излюбленный поэтом клён: «Выйдя на дорогу, // Утонул в сугробе, приморозил ногу», «Там он встретил вербу,// Там сосну приметил, Распевал им песни».

    Эпитеты художественно определяют предмет или действие и могут быть выражены полным и кратким прилагательным, существительным и наречием. Эпитеты классифицируют следующим образом:

    1) постоянные (характерны для устного народного творчества) — «добрый молодец», «красна девица», «зелена трава», «море синее», «лес дремучий» «мать сыра земля»;

    2) изобразительные (наглядно рисуют предметы и действия, дают возможность увидеть их такими, какими видит их автор)

    3) эмоциональные (передают чувства, настроение автора) .

    Обратимся к стихам Сергея Есенина. У Сергея Есенина есть следующие строки :

    Закружилась листва золотая (эпитет)

    В розоватой (эпитет) воде на пруду,

    Словно бабочек (сравнение) лёгкая (эпитет) стая

    С замираньем летит на звезду

    Эпитеты дают возможность посмотреть на осеннюю природу. С помощью сопоставления автор дает читателю возможность увидеть, как падает листва, словно стая бабочек.

    Словно является указанием на сопоставление . Такое сопоставление и называется сравнение.

    Метафора – скрытое образное сравнение.

    Рассмотрим строку стихотворения Сергея Есенина

    Сначала читателю представляется костер, а потом уже рябина. Это происходит из-за уравнивания, отождествления автором двух явлений. В основе лежит сходство гроздьев рябины с огненно-красным костром. Но слова будто, словно, точно не используются потому, что автор не сравнивает рябину с костром, а называет ее костром, это метафора.

    Прячет месяц за овинами

    Жёлтый лик от солнца ярого,

    Высоко над луговинами

    По востоку пышет зарево

    Пеной рос заря туманится,

    Словно глубь очей невестиных.

    Прибрела весна, как странница,

    С посошком в лаптях берестяных.

    На берёзки в роще теневой

    Серьги звонкие повесила

    И с рассветом в сад сиреневый

    Мотыльком порхнула весело.

    Я прочитал это стихотворение ребятам из своего класса и попросил ответить на вопрос: «Какую картину ты видишь, слушая эти строки?»

    Элина С . Раннее утро. Идёт Весна в русском сарафане, лаптях. Украсила рощу серёжками, превратилась в мотылька и улетела в сад чудеса творить. Денис П . Из-за горы появляется солнце. Просыпается лес. Деревья шелестят. Ваня Т. Весна в образе девушки пролетает над землёй и вершит чудеса по оживлению природы после зимнего сна.

    Помогают это увидеть эпитеты (жёлтый лик, звонкие серьги, сиреневый сад ), сравнения (заря туманится, словно…, весна, как странница), олицетворения (месяц прячет, весна прибрела, повесила, порхнула), метафора (мотыльком весна порхнула).

    В стихах Есенина природа живет своей интересной жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка – девушка:

    Что шепчет тебе ветер?

    О чем звенит песок?

    Иль хочешь в косы-ветви

    Ты лунный гребешок?

    Ветер шепчет, песок звенит – олицетворение; косы-ветви – метафора; лунный гребешок – эпитет. Не сразу понимаешь, о ком идёт речь: о девушке или о берёзке. По-моему, поэт специально пишет так, что два образа соединяются в один, потому что человек и природа – это единое целое.

    Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

    Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.

    Ссылка на основную публикацию