Анализ стихотворения Звезды Есенина

Анализ стихотворения Звезды Есенина

Какие свойства души героя раскрываются в его монологе, обращенном к звёздам?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звёздочки, звёздочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные.

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звёзды небесные, звёзды далёкие!

С. А. Есенин, 1911

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение С. А. Есенина.

Лирика рисует отдельные состояние героев в отдельные моменты их жизни, показывает чувства, эмоции, внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций.

Как называется приём наделения явлений природы человеческими свойствами («Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так. »)?

Такой прием называется олицетворением. Дадим определение.

Олицетворение — это троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры.

Обращаясь к звёздам, герой стихотворения задаёт им вопросы, не ожидая услышать ответ. Как называются такие вопросы?

Риторический вопрос не предполагает конкретного ответа.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом во второй строфе стихотворения. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

Эпитеты: частые, тесные, великую.

Инверсия — обратный порядок слов: силу великую знания жгучего.

Звукопись — повторение ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, что и наблюдаем во второй строфе.

Каким размером написано стихотворение С. А. Есенина «Звёзды» (без указания количества стоп)?

Дактиль — стопа из 3-х слогов, среди которых 1-й — ударный, 2-й и 3-й — безударные.

В каких произведениях русских поэтов герой обращается к явлениям природы и в чём эти произведения созвучны есенинскому стихотворению ?

Накануне ссылки М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Тучи», в котором показывает внутренние переживания. Образы тучки, облака или волны у поэта — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже «изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это «милый север». Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество. Дважды повторяя слово «чужды», он показывает самое главное различие между ними — это чувство родины. Поэт любит свою «милую» родину и глубоко переживает изгнание.

Всем известно с детства стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Поэт — философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы — небо, земля, солнце и вода — передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Таким образом, через обращение к природе, к природным явлениям лирический герой раскрывает свой внутренний мир, свойства души, осознает себя частью природы, частью мироздания.

Анализ стихотворения Звезды Есенина

Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени, но, например, в эпоху расцвета русской классической поэзии и даже в период романтизма, вполне стала бы приемлемой и возымела интерес публики.

В целом, стихотворение соответствует именно романтическим настроениям. Лирический герой отвергает земной мир, его взгляд устремляется к иным сферам, он проникает в сферу небес и начинает диалог со звездами, которые являются хранилищем глубоких мыслей, могущества и знания. Этот диалог предполагает получение ответов, которые могли бы помочь герою лучше понять этот мир.

Довольно часто повторяющееся слово звезды создает определенное характерное звучание и рисует картину неба с обилием мелких звезд, которые так влекут и также нежно ласкают главного героя. Пожалуй, для городского жителя сейчас трудно представить такое небо, оно является по большей части прерогативой сельских жителей, но Есенин мог вдоволь любоваться на эти небеса и вести с ними диалог.

Многие вопрошания героя являются по большей части риторическими, они вероятно и не требуют ответов как таковых. Перед нами просто способ описания мира, способ молодого человека осмыслить какие-то феномены и величины, которые выглядят неохватными и превосходящими возможности понимания. При этом в заключительных строчках поэт уходит в своеобразную сентиментальность, он говорит о звездах, которые притягивают и ласкают и в этом на самом деле также заключается и решение касательно попытки осмыслить действительность.

Возможность соединиться, общаться на чувственном уровне с величием мирозданья становится для поэта оптимальным решением. Он продолжает видеть не только могучие и мощные звезды, но и звезды нежные и такой уровень понимания позволяет стать гармоничной частью мирозданья.

Наличие некоторого понимания творчества Есенина позволяет сразу понять при прочтении стихотворения Звезды – оно относится к раннему периоду творчества, автор полностью не созрел, мотивы и этого произведения отдают некоторой детскостью.

Вариант 2

Если рассматривать раннюю лирику Есенина, которая относится к обучению поэта в церковно-приходской школе, то легко отметить множество различных довольно интересных творений. Там есть и любовная лирика и довольно зрелые рассуждения про собственный дальнейший творческий путь и вообще положение человека в этом мире, которые кажутся вполне достойными и взрослого поэта, некоторые из этих строчек порой даже причислить к авторству неокрепшего юноши. Звезды – в свою очередь стихотворение, которое будто полностью насыщено какой-то детской нежностью, легкостью юного отношения к этому миру, простотой, искренностью, радостью.

По сути, содержательная часть представляет собой ряд последовательных риторических вопросов, которые обращены к высоким звездам. Эти вопрошания брошены в небо, обращены к чему-то далекому и недостижимому. Поэтому в каком-то смысле они выглядят немного нелепыми и странными, если представить себе масштаб и возможность получения ответов от звезд, но также становятся понятны величины, которыми мыслит лирический герой.

Практически с детской радостью он обращается к звездам и даже называет небесные светила нежно и ласково – звездочки. Такая искренность отличает именно молодого человека, который пытается всячески расхваливать и приласкать непонятный ему мир, чтобы получить какие-то ответы, проникнуться сутью. При этом герой, конечно, с большой вероятностью понимает трудность получить даже какие-то точные внутренние ответы, которые бы поспособствовали абсолютному пониманию мира, по большей части перед нами просто картина вопрошающего человека перед необъятными масштабами галактики.

Характерных деталей, которые будут свойственны более поздней лирика автора, мы тут не наблюдаем. Есенин не сравнивает звездочки с людьми, не наделяет какими-то характерными чертами и не делает элементом описания пейзажа, не объединяет с остальным миром. Даже наоборот звезды тут являются чем-то отдельным и далеким, недостижимым.

Да действительно, эти далекие звезды могут пленить душу и сердце, но как бы они не ласкали нежно, они остаются далекими и не объединяются в этом повествовании с более близким земным миром. Тем не менее и такая повествовательная манера и содержание довольно интересны для того чтобы понять градации творческого пути Есенина.

Анализ стихотворения Звезды по плану

Звезды

Возможно вам будет интересно

Детство поэта проходило в не лучших для ребенка условиях. Тирания со стороны отца доставляла много горя матери, видя все это, маленький Николай испытывал большую досаду и неловкость за то, что не в состоянии повлиять на атмосферу в семье и защитить мать.

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца

События Октябрьской революции очень трагичны и кровавы. Многие из этих действий оставили неизгладимый отпечаток на личности многих авторов, в том числе и великого поэта Осипа Мандельштама.

Из многих стихотворений И. А. Бунина, посвященных пейзажной лирике, наиболее глубокие философские размышления представлены в произведении «Полевые цветы».

Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

hram-bal.ru

Звезды есенин анализ. Сергей Есенин — Звезды: Стих

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Анализ стихотворения «Звезды» Есенина

Стихотворение «Звезды» было написано С. Есениным в 1911 г., когда ему было 16 лет, то есть в самом начале его творческого пути. Стих отражает всю нежность и тонкость юной натуры молодого поэта. Сергей Есенин всегда отличался особым даром видения красоты природы и великолепно передавал это в своих стихах. Каждая строка передает читателю романтичный настрой лирического героя и отражает пылкие юношеские чувства самого поэта.

В основе стихотворения звучит один и тот же вопрос: «в чем секрет далекого звездного неба?». В каждом четверостишье юный поэт мысленно обращается к звездам, пытаясь разгадать секрет их притягательного света в ночном небе. Его душу пленяет далекий блеск, он искренне восхищается красотой звезд. Нужно обратить внимание как мило, по-детски Есенин называет их «звездочки». Каждая строчка стихотворения наполнена эпитетами, так удачно передающими загадочную атмосферу звездного неба.

Все стихотворение – это обращение молодого поэта: «Что вы храните в себе, что скрываете?». Есенин поражен могуществом и притягательностью звезд, их фантастическим свечением, огромным количеством. Множество ласкательных слов отражает отношение поэта к ним: «ясные», «высокие», «звёздочки частые», «тесные», «смотрите нежно», он характеризует их как «небесные», «далекие». Есенин старается проникнуть в самую суть космоса и его пространства, задает звёздам вечные вопросы: «Что в вас прекрасного, что в вас могучего?», «Чем увлекаете, звезды небесные?». Вопросы остаются без ответа, а все стихотворение наполняется таинственной атмосферой. Душа в романтическом порыве тянется к звездам, любуется их красотой. Взывая к небесным светилам, Есенин пытается осознать, почему они так притягательны, в чем их секрет. Общаясь с ними, он испытывает умиление и нежность: «смотрите нежно так, сердце ласкаете».

Автор произведения неосознанно предчувствует грядущие перемены в своей жизни и верит, что звезды укажут ему правильный путь, повлияют на его судьбу. Юный гений еще находится в начале своего творчества и не лишен подростковых амбиций, свойственных молодым людям. Он жаждет дотянутся до звезд и постичь их тайну величия. Возможно, поэт предчувствует свое предназначение в жизни.

Лирика С. Есенина наполнена особой теплотой и нежностью к природе, к ее красоте. В стихотворении «Звезды» поэт мысленно общается с небесными светилами, задает вопросы вселенной, пленяет душу читателя таинственным образом звезд.

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Анализ стихотворения Есенина «Звезды»

Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи были написаны им в подростковом возрасте. Конечно, сложно ожидать от 16-летнего юноши глубокомысленных изречений и фраз, наполненных философским смыслом. Да и сам Есенин никогда к подобному не стремился. Он хотел лишь передать свои чувства и рассказать о мимолетных желаниях, еще по-детски наивных и чистых.

К подобным произведениям относится стихотворение «Звезды», написанное в 1911 году. Есенин еще не знал, как именно сложится его жизнь, и не предполагал, что уже через пару лет окажется в Москве, где начнется его непростое восхождение на литературный Олимп. Однако уже по первым строкам «Звезд» видно, что юный поэт втайне мечтает о славе и хочет дотянуться до звезд, чтобы постичь их тайны. «Что вы храните в себе, что скрываете?», – обращается автор к небесным светилам, пытаясь понять, почему именно они так пленяют его душу. Казалось бы, в холодном и бездушном ночном небе нет ничего особенного. Однако юный поэт восхищается красотой звезд, мысленно переносясь к ним. Делает автор это, скорее всего, неосознанно, поддавшись очередному романтическому порыву, но при этом пытаясь все же найти ответ на вопрос, почему именно его так притягивает неизвестность. Возможно, Есенин предчувствует, что в его жизни грядут серьезные перемены. Он ждет их, хотя и не может еще точно сформулировать, чего же именно хочет. Как многие молодые люди в его возрасте, автор еще не расстался с подростковыми иллюзиями. Ему кажется, что все устроится само собой, нудно лишь набраться терпения. И небесные светила помогут ему найти верный путь в жизни, достигнуть небывалых высот и при этом сохранить целостность души.

Обращаясь к «далеким звездам», Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце ласкаете». В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира. Все это произойдет гораздо позже, и причиной этому будут люди, окружающие поэта. Видимо, поэтому до конца жизни он будет с особой теплотой отзываться о природе, лесах, лугах, реках и даже животных, но при этом отпускать ироничные фразы в адрес даже очень близких людей, которые могут предать или же причинить боль в любой момент.

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Примечания

Печатается по автографу, входящему в тетради, принадлежавшие Е. М. Хитрову (Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук ).

В этих двух тетрадях – листы с автографами стихотворений: первая тетрадь – «Звезды», «Воспоминание» («За окном у ворот. ») , «Моя жизнь» , «Что прошло – не вернуть» , «И. Д. Рудинскому» ; вторая тетрадь – «Ночь» («Тихо дремлет река. ») , «Восход солнца» , «К покойнику» , «Зима» , «Песня старика разбойника» . На первом листе первой тетради рукой поэта – «Сергей Есенин. 1911 г. и 1912 г.»

Все эти стихотворения, кроме «Звезды» и «И. Д. Рудинскому», датируются 1911-1912 годами в соответствии с авторской пометой.

Хитров Евгений Михайлович (1872-1932), учитель русского языка и литературы Спас-Клепиковской второклассной учительской школы, в стенах которой в 1909-1912 гг. пребывал начинающий поэт, вспоминал: «Есенин приносил мне много своих стихотворений, которые я складывал в общий ворох ученических работ. Все они были написаны на отдельных листках. Перед окончанием Есениным нашей школы я попросил его переписать стихи в отдельную тетрадь. Есенин принес мне одну тетрадь с четырьмя стихотворениями . Я сказал, что этого мало. Тогда он принес еще тетрадь с пятью стихотворениями. Эти две его тетради у меня сохранились» (Восп., 1, 143).

В 1924 году Е. М. Хитров принял участие в подготовке к печати рукописного журнала «Спас-Клепиковский работник просвещения», который был размножен на гектографе тиражом 30 экземпляров (Гублит № 1355). В этом журнале вслед за статьей Хитрова «Мои воспоминания о Сергее Есенине», помеченной 25 февраля 1924 года, помещены три есенинских стихотворения: «Воспоминание» («За окном у ворот. »), «Звезды», «И. Д. Рудинскому». Все они скопированы для гектографа рукой Хитрова под общим заголовком: «Ученические стихотворения Сергея Есенина, написанные в 1911-1912 учебном году».

Стихотворения «Звезды» и «И. Д. Рудинскому» для публикации в журнале Хитров избрал не случайно. В воспоминаниях он писал: «Первое произведение, которое меня поразило у Есенина, было стихотворение «Звезды». Помню, я как-то смутился, будто чего-то испугался. Несколько раз вместе с ним прочел стихотворение. Мне стало совестно, что я недостаточно много обращал внимания на Есенина. Сказал ему, что стихотворение это мне очень понравилось, что его можно даже напечатать.

Вскоре к нам в школу приехал со своей обычной ревизией епархиальный наблюдатель Рудинский. Я показал ему стихотворение Есенина. Рудинский в классе, при всех расхвалил поэта и дал ему несколько советов. В результате этого у Есенина появилось новое стихотворение «И. Д. Рудинскому» (Восп., 1, 142).

Читайте также:  Анализ стихотворения Чары Есенина

Известно, что Рудинский посетил школу 17 ноября 1911 года. Это дает основание датировать «Звезды» 1911 годом.

Анализ стихотворения звезды есенина. Анализ стихотворения есенина звезды

Стихотворение « Звезды » было написано Есениным еще в юношеские годы, когда молодой поэт только начинал литературную карьеру, произведение написанные в этот период, отличаются особой романтичностью, ведь писателю было всего шестнадцать лет и юношеские чувства лились через край.

С первого раза можно понять, что в основе всего стихотворения лежит вопрос, который не дает покой лирическому герою, какой секрет таят в себе звезд, в чем их неумолимая тайна. И эти вопросы не дают герою покой, он их задает один за другим, но нет ни одного ответа. Но внимательно прочитав стихотворение, можно почувствовать неуловимое ощущение которое как шепот в темноте, который, пытается сказать тебе, что скрывается там далеко в холодном космосе, но ответ не получается услышать и все покрывается еще большей тайной. Поэтому можно с уверенностью сказать, что главный смысл произведения заключается в непостижимой тайне, которая мучает лирического героя своей загадкой.

В самом стихотворение можно выделить несколько обращений, которые, присутствуют в каждом четверостишие, и в каждом новом звучит, по сути один и тот же вопрос чем же манят к себе заезды и в чем их секрет. Наличие большого количества эпитетом, говорить нам о неком романтическом порыве которым был охвачен поэт. С помощью этого Есенин, смог передать всю атмосферу загадочности, одновременно передав читателю образ непередаваемой красоты и величия этих далеких звезд.

Таким образом, напрашивается ассоциация между неизвестным будущим молодого писателя, которое также овеяна ореолом тайны. Скорее всего, эти вопросы герой стихотворения задавал и самому себе, в отношение своей только что начинающей жизни. Возможно, молодой юноша предвидел свое большое предназначение, и этим можно объяснить большой порыв чувств, которые поэт так талантливо смог перенести на чистый лист бумаги.

Картинка к стихотворению Звезды

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Северянина Не завидуй другу

«Не завидуй другу» было создано Игорем Северяниным в начале двадцатого века. Читая первую строчку, сразу можно понять, о чем пойдём речь в дальнейшем. В данном произведении, лирический герой – автор, а читатель – участник, который

Анализ стихотворения Есенина Черный человек

«Чёрный человек», последнее, что было написано автором. Есенин писал его не один день, в нем чувствуется горесть и утрата. Анализ самого себя, быстрее всего автор пытался передать свои чувства и эмоции на бумагу.

Анализ стихотворения Брюсова Люблю одно

Поэты Серебряного века русской литературы, к которым относится и Валерий Яковлевич Брюсов, одной из своих целей ставили назначение человека как структурной единицы в обществе, его положение и исторический смысл. Постепенно эти поиски

Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

Стихотворение написано поэтом в 1912 году, когда А. Блоку было тридцать два года. Это было время его наибольшей популярности. И это время было также временем его творческой зрелости. В этом году он даже пьесу,

Имя автора этих строчек известно всем. Вряд ли найдется кто-то, кто не сможет продолжить известные детские стихотворения Агнии Львовны Барто. Эти строки возвращают взрослых снова в детство, а маленькие читатели вновь и вновь

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Примечания

Печатается по автографу, входящему в тетради, принадлежавшие Е. М. Хитрову (Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук ).

В этих двух тетрадях – листы с автографами стихотворений: первая тетрадь – «Звезды», «Воспоминание» («За окном у ворот. ») , «Моя жизнь» , «Что прошло – не вернуть» , «И. Д. Рудинскому» ; вторая тетрадь – «Ночь» («Тихо дремлет река. ») , «Восход солнца» , «К покойнику» , «Зима» , «Песня старика разбойника» . На первом листе первой тетради рукой поэта – «Сергей Есенин. 1911 г. и 1912 г.»

Все эти стихотворения, кроме «Звезды» и «И. Д. Рудинскому», датируются 1911-1912 годами в соответствии с авторской пометой.

Хитров Евгений Михайлович (1872-1932), учитель русского языка и литературы Спас-Клепиковской второклассной учительской школы, в стенах которой в 1909-1912 гг. пребывал начинающий поэт, вспоминал: «Есенин приносил мне много своих стихотворений, которые я складывал в общий ворох ученических работ. Все они были написаны на отдельных листках. Перед окончанием Есениным нашей школы я попросил его переписать стихи в отдельную тетрадь. Есенин принес мне одну тетрадь с четырьмя стихотворениями . Я сказал, что этого мало. Тогда он принес еще тетрадь с пятью стихотворениями. Эти две его тетради у меня сохранились» (Восп., 1, 143).

В 1924 году Е. М. Хитров принял участие в подготовке к печати рукописного журнала «Спас-Клепиковский работник просвещения», который был размножен на гектографе тиражом 30 экземпляров (Гублит № 1355). В этом журнале вслед за статьей Хитрова «Мои воспоминания о Сергее Есенине», помеченной 25 февраля 1924 года, помещены три есенинских стихотворения: «Воспоминание» («За окном у ворот. »), «Звезды», «И. Д. Рудинскому». Все они скопированы для гектографа рукой Хитрова под общим заголовком: «Ученические стихотворения Сергея Есенина, написанные в 1911-1912 учебном году».

Стихотворения «Звезды» и «И. Д. Рудинскому» для публикации в журнале Хитров избрал не случайно. В воспоминаниях он писал: «Первое произведение, которое меня поразило у Есенина, было стихотворение «Звезды». Помню, я как-то смутился, будто чего-то испугался. Несколько раз вместе с ним прочел стихотворение. Мне стало совестно, что я недостаточно много обращал внимания на Есенина. Сказал ему, что стихотворение это мне очень понравилось, что его можно даже напечатать.

Вскоре к нам в школу приехал со своей обычной ревизией епархиальный наблюдатель Рудинский. Я показал ему стихотворение Есенина. Рудинский в классе, при всех расхвалил поэта и дал ему несколько советов. В результате этого у Есенина появилось новое стихотворение «И. Д. Рудинскому» (Восп., 1, 142).

Известно, что Рудинский посетил школу 17 ноября 1911 года. Это дает основание датировать «Звезды» 1911 годом.

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Анализ стихотворения Есенина «Звезды»

Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи были написаны им в подростковом возрасте. Конечно, сложно ожидать от 16-летнего юноши глубокомысленных изречений и фраз, наполненных философским смыслом. Да и сам Есенин никогда к подобному не стремился. Он хотел лишь передать свои чувства и рассказать о мимолетных желаниях, еще по-детски наивных и чистых.

К подобным произведениям относится стихотворение «Звезды», написанное в 1911 году. Есенин еще не знал, как именно сложится его жизнь, и не предполагал, что уже через пару лет окажется в Москве, где начнется его непростое восхождение на литературный Олимп. Однако уже по первым строкам «Звезд» видно, что юный поэт втайне мечтает о славе и хочет дотянуться до звезд, чтобы постичь их тайны. «Что вы храните в себе, что скрываете?», — обращается автор к небесным светилам, пытаясь понять, почему именно они так пленяют его душу. Казалось бы, в холодном и бездушном ночном небе нет ничего особенного. Однако юный поэт восхищается красотой звезд, мысленно переносясь к ним. Делает автор это, скорее всего, неосознанно, поддавшись очередному романтическому порыву, но при этом пытаясь все же найти ответ на вопрос, почему именно его так притягивает неизвестность. Возможно, Есенин предчувствует, что в его жизни грядут серьезные перемены. Он ждет их, хотя и не может еще точно сформулировать, чего же именно хочет. Как многие молодые люди в его возрасте, автор еще не расстался с подростковыми иллюзиями. Ему кажется, что все устроится само собой, нудно лишь набраться терпения. И небесные светила помогут ему найти верный путь в жизни, достигнуть небывалых высот и при этом сохранить целостность души.

Обращаясь к «далеким звездам», Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце ласкаете». В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира. Все это произойдет гораздо позже, и причиной этому будут люди, окружающие поэта. Видимо, поэтому до конца жизни он будет с особой теплотой отзываться о природе, лесах, лугах, реках и даже животных, но при этом отпускать ироничные фразы в адрес даже очень близких людей, которые могут предать или же причинить боль в любой момент.

Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени, но, например, в эпоху расцвета русской классической поэзии и даже в период романтизма, вполне стала бы приемлемой и возымела интерес публики.

В целом, стихотворение соответствует именно романтическим настроениям. Лирический герой отвергает земной мир, его взгляд устремляется к иным сферам, он проникает в сферу небес и начинает диалог со звездами, которые являются хранилищем глубоких мыслей, могущества и знания. Этот диалог предполагает получение ответов, которые могли бы помочь герою лучше понять этот мир.

Довольно часто повторяющееся слово звезды создает определенное характерное звучание и рисует картину неба с обилием мелких звезд, которые так влекут и также нежно ласкают главного героя. Пожалуй, для городского жителя сейчас трудно представить такое небо, оно является по большей части прерогативой сельских жителей, но Есенин мог вдоволь любоваться на эти небеса и вести с ними диалог.

Многие вопрошания героя являются по большей части риторическими, они вероятно и не требуют ответов как таковых. Перед нами просто способ описания мира, способ молодого человека осмыслить какие-то феномены и величины, которые выглядят неохватными и превосходящими возможности понимания. При этом в заключительных строчках поэт уходит в своеобразную сентиментальность, он говорит о звездах, которые притягивают и ласкают и в этом на самом деле также заключается и решение касательно попытки осмыслить действительность.

Возможность соединиться, общаться на чувственном уровне с величием мирозданья становится для поэта оптимальным решением. Он продолжает видеть не только могучие и мощные звезды, но и звезды нежные и такой уровень понимания позволяет стать гармоничной частью мирозданья.

Наличие некоторого понимания творчества Есенина позволяет сразу понять при прочтении стихотворения Звезды – оно относится к раннему периоду творчества, автор полностью не созрел, мотивы и этого произведения отдают некоторой детскостью.

Вариант 2

Если рассматривать раннюю лирику Есенина, которая относится к обучению поэта в церковно-приходской школе, то легко отметить множество различных довольно интересных творений. Там есть и любовная лирика и довольно зрелые рассуждения про собственный дальнейший творческий путь и вообще положение человека в этом мире, которые кажутся вполне достойными и взрослого поэта, некоторые из этих строчек порой даже причислить к авторству неокрепшего юноши. Звезды – в свою очередь стихотворение, которое будто полностью насыщено какой-то детской нежностью, легкостью юного отношения к этому миру, простотой, искренностью, радостью.

По сути, содержательная часть представляет собой ряд последовательных риторических вопросов, которые обращены к высоким звездам. Эти вопрошания брошены в небо, обращены к чему-то далекому и недостижимому. Поэтому в каком-то смысле они выглядят немного нелепыми и странными, если представить себе масштаб и возможность получения ответов от звезд, но также становятся понятны величины, которыми мыслит лирический герой.

Практически с детской радостью он обращается к звездам и даже называет небесные светила нежно и ласково – звездочки. Такая искренность отличает именно молодого человека, который пытается всячески расхваливать и приласкать непонятный ему мир, чтобы получить какие-то ответы, проникнуться сутью. При этом герой, конечно, с большой вероятностью понимает трудность получить даже какие-то точные внутренние ответы, которые бы поспособствовали абсолютному пониманию мира, по большей части перед нами просто картина вопрошающего человека перед необъятными масштабами галактики.

Характерных деталей, которые будут свойственны более поздней лирика автора, мы тут не наблюдаем. Есенин не сравнивает звездочки с людьми, не наделяет какими-то характерными чертами и не делает элементом описания пейзажа, не объединяет с остальным миром. Даже наоборот звезды тут являются чем-то отдельным и далеким, недостижимым.

Да действительно, эти далекие звезды могут пленить душу и сердце, но как бы они не ласкали нежно, они остаются далекими и не объединяются в этом повествовании с более близким земным миром. Тем не менее и такая повествовательная манера и содержание довольно интересны для того чтобы понять градации творческого пути Есенина.

Анализ стихотворения Звезды по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам

Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство?

Творчество М.Ю.Лермонтова – постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях.

Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи были написаны им в подростковом возрасте. Конечно, сложно ожидать от 16-летнего юноши глубокомысленных изречений и фраз, наполненных философским смыслом. Да и сам Есенин никогда к подобному не стремился. Он хотел лишь передать свои чувства и рассказать о мимолетных желаниях, еще по-детски наивных и чистых.

К подобным произведениям относится стихотворение «Звезды», написанное в 1911 году. Есенин еще не знал, как именно сложится его жизнь, и не предполагал, что уже через пару лет окажется в Москве, где начнется его непростое восхождение на литературный Олимп. Однако уже по первым строкам «Звезд» видно, что юный поэт втайне мечтает о славе и хочет дотянуться до звезд, чтобы постичь их тайны. «Что вы храните в себе, что скрываете?» . – обращается автор к небесным светилам, пытаясь понять, почему именно они так пленяют его душу. Казалось бы, в холодном и бездушном ночном небе нет ничего особенного. Однако юный поэт восхищается красотой звезд, мысленно переносясь к ним. Делает автор это, скорее всего, неосознанно, поддавшись очередному романтическому порыву, но при этом пытаясь все же найти ответ на вопрос, почему именно его так притягивает неизвестность. Возможно, Есенин предчувствует, что в его жизни грядут серьезные перемены. Он ждет их, хотя и не может еще точно сформулировать, чего же именно хочет. Как многие молодые люди в его возрасте, автор еще не расстался с подростковыми иллюзиями. Ему кажется, что все устроится само собой, нудно лишь набраться терпения. И небесные светила помогут ему найти верный путь в жизни, достигнуть небывалых высот и при этом сохранить целостность души.

Обращаясь к «далеким звездам» . Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце ласкаете» . В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира. Все это произойдет гораздо позже, и причиной этому будут люди, окружающие поэта. Видимо, поэтому до конца жизни он будет с особой теплотой отзываться о природе, лесах, лугах, реках и даже животных, но при этом отпускать ироничные фразы в адрес даже очень близких людей, которые могут предать или же причинить боль в любой момент.

Стихотворение Есенина С.А.
«Звезды»

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Стихотворение Есенина С.А. – Звезды

Урок литературы в 11-м классе по теме “Я растил себя поэтом” (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)

Разделы: Литература

Класс: 11

“Я растил себя поэтом” (Поэтическая концепция Сергея Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)

Цели урока:

  • образовательные: формировать умение интерпретировать стихотворение, понимать философские размышления на “вечные темы”;
  • развивающие: через понимание концепции поэта подвести учащихся к постижению смысла;
  • воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания судьбе Есенина.

Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

Оборудование урока:

  • сборник стихотворений С.А. Есенина;
  • презентация (образная система Есенина);
  • запись песни С.Есенина;
  • литературоведческий словарь.
Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом

Ход урока

1. Вводное слово учителя. (Слайды № 1, 2, 3 см. презентацию)

“Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”, – писал в “Автобиогрфии” Сергей Есенин. Так начинался поэт. Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры?

2. Анализ первых впечатлений от просмотра слайдов.

В чём видел Есенин истоки своей поэзии? Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры? Он жадно впитывал в себя многоцветный и многозвучный мир: алые зори, запах черёмухи, звон сосняка, вой вьюги и песни тальянки. “Поющее слово”, услышанное с детства, стало отправной точкой в творчестве Есенина, и не зря он называл себя “младшим братом” А. Кольцова, но в отличие от “старшего брата” не вносил песни в литературу, а растворял их в своей поэзии. Поющие, романсные стихи Есенина врачуют душу, вызывают ответное душевное волнение.

3. Проблемный вопрос.

– Как удавалась поэту лёгкость и простота его творений? И не скрывался ли за этой лёгкостью напряжённый труд? Цель нашего урока – понять, в чём живая сила его строк. И подумать, прав ли А. Блок.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите лёгкое имя Сергей Есенин?

Ответы учащихся.

– Сень… Осень… Весна… Весенний…Синий… Россия…

– Да, Есенин был плоть от плоти русским поэтом, певцом рязанских полей, неяркого русского неба, осенней грусти и весеннего разлива рек. Но особенно значительны философские размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о преходящем и вечном в земном существовании.

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Творческая история стихотворения.

“Есенин рассказывал… что это стихотворение было написано им под влиянием лирического отступления из “Мёртвых душ” Гоголя. Иногда полушутя прибавлял: “Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь”. Несомненно, что место в “Мёртвых душах, о котором говорил Есенин, – это начало шестой главы, которое заканчивается словами: “…что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и неумолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!” (С.Толстая-Есенина). “Не жалею, не зову, не плачу…” – итог творчества Есенина, его лебединая песня.

А строки “Всё пройдёт, как с белых яблонь дым” стали афоризмом. Это чудесное стихотворение обладает особой притягательной силой.

4. Анализ стихотворения.

1. Определите тему и идею стихотворения. (Тема стихотворения – прощание с юностью. Идея – философские раздумья поэта о жизни и смерти, о тленности всего живущего).

2. Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции: а) фольклорная; (Слайд № 4)

б) литературная. Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?

Запись в словарь:

Преемственность – передача, переход чего-либо от предшественника к преемнику.

Самобытность – своеобразие, оригинальность, неповторимость в своём развитии.

Заполните таблицу. Сделайте выводы.

ПреемственностьСамобытность
1. “Холод сердца.

3. “Пышное природы увяданье”.

4. “Охваченный огнём”.

5. “Осеннее золото”.

3. В чём особенность построения стихотворения?

Чтобы ответить на этот вопрос, определите смысловую нагрузку каждой строфы.

I – III строфы –прощание поэта с молодостью, отрицание будущего. (Целых три отрицания!).

IV строфа – кульминация ( трагическое звучание вопроса “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”и “розовый конь” как символ несбывшихся желаний). (Слайд № 5) V строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо. Композиция стихотворения – антитеза.

4. Определите лирическое движение сюжета.

(От грустных размышлений о быстротечности жизни (“проскакал”) поэт переходит к философскому обобщению, и словосочетание “тихо льётся” передаёт душевное состояние лирического героя.)

5. Найдите в стихотворении символы и объясните их значение. (Слайд № 6)

6. Докажите, что жанр стихотворения – элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки (“…я не буду больше молодым” – сердце перестанет быстро биться; “Не заманит шляться…” – угасает бродяжий дух; “…половодье чувств” – “скупее стал в желаньях” и вывод: “Все мы…тленны”).

Запись в словарь: “Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью, содержащее размышления о жизни.

1. Определите строфику стихотворения. Каково движение ритма в стопе?

2. Определите морфологический и синтаксический уровни текста.

Какое значение в стихотворении имеют отрицательные частицы? Чем они сменяются в финальных строках? Почему поэт использует все три времени глагола? Какова роль местоимений?

3. Какова роль обращений в стихотворении? Как мы называем такие обращения?

4. Какова роль знаков препинания в стихотворении? Обратите внимание на многоточие в последней строфе.

5. В чём особенность звукописи? Докажите, что в нём два звуковых комплекса, используя ряды слов: белых – яблонь, буду – больше, будь – благословенно; жалею – шляться, бродяжий – реже. Какова роль ассонанса в начале и в конце стихотворения?

6. Чем интересна рифмовка стихотворения? Определите клаузулу. Что передаёт сочетание женской и мужской клаузул?

7. Найдите пример неравносложной рифмы. Какую интонацию вносит эта рифма в стихотворение?

8.Определите размер стихотворения. Почему поэт пользовался именно этим размером, создавая элегию?

  • Стихотворение написано традиционным катреном. Катрен — четырёхстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль; наиболее распространённая форма рифмовки в катрене – abab.
  • За движением ритма можно проследить по числу стоп в строке: 5 – 4 – 5 – 4. Равномерное чередование 5-стопных и 4-стопных передаёт состояние героя. Кажется, что сначала он задаёт себе вопрос, а потом отвечает на него.
  • Три глагола – это своеобразная цепочка – от отрицания к утверждению – и к контрасту: “будь” – “умереть”. “Я” – “мы” – два полюса стихотворения. Поэт приобщает свою судьбу к судьбам других людей.
  • Риторические обращения придают стихотворению особое звучание; сердце – дух, свежесть – жизнь – это контекстуальные синонимы.
  • В стихотворении два звуковых комплекса: б – бл и ж – ш. Весна и молодость, жизнь и движение. В первой строке ассонанс: а – у – а – у – а – у – три открытых и три закрытых гласных – передаёт взволнованность поэта, чувство безысходности, охватившее его. В последней строке: о – и – о – а – э – и – у – и – э. Открытость последнего гласного подчёркивает ощущение свободы поэта от угнетающих его мыслей о смерти.
  • Сочетание мужской и женской клаузул передаёт экспрессию, чувства. Мужская клаузула звучит отрывисто – гармонирует с трагическим положением лирического героя. Рифмы равносложные, а чередование рифм делает стихотворение живым, мелодичным и пластичным. Мужские и женские клаузулы то проводят параллель между человеком и миром природы, то несут антитезный смысл.
  • “Плачу” – “охваченный” – неравносложная неточная рифма, она придаёт стихотворению рыдающую интонацию. Размер стиха – традиционный лёгкий хорей с пиррихием, что ещё более усиливает напевность элегии.

1. Как организованы в стихотворении пространство и время?

(Художественное пространство стихотворения то замкнуто: “сердце”, то распахнуто: “страна берёзового ситца”. Тема прощания поэта с молодостью определяет организацию времени. Оно динамично, и образы весны-молодости и осени-старости подчёркивают его быстротечность.)

2. Какие тропы использованы в стихотворении? Расшифруйте их значение. Чем интересна метафора Есенина (Слайд № 7)

3. Каково смысловое значение стилистических фигур?

4. Сделайте лингвистический анализ слов. Докажите, что существительные делятся на две группы: человек и природа. Докажите, что эти два мира пересекаются. Попробуйте выстроить предметный ряд стихотворения. (Сердце – страна – дух – чувства – желанья – жизнь – мир) Сделайте вывод. Какие просторечные слова использованы в стихотворении? Найдите окказионализм, раскройте его значение.

5. Зачем Есенин сталкивает в последней строфе два антонима: “процвесть” и “умереть”?

6. Каковы сквозные образы элегии? Объясните логику построения образной системы стихотворения. (Лирический герой – яблоня – страна берёзового ситца – конь – клёны – листьев медь. Увяданье – сердце – дух бродяжий – свежесть – буйство глаз – половодье чувств – желанья.) Клён – сквозной образ в лирике Есенина. Докажите это утверждение.

7. Найдите в тексте примеры персонификации. (Слайд № 8)

(“Увяданья золотом охваченный…”. Золото – и временной – цвет осени, и личностный признак – цвет волос Есенина. Поэт подчёркивает этим приёмом свою близость миру природы, свою безграничную любовь к родному краю.)

8. Найдите в стихотворении цветопись и определите её роль в раскрытии идейного замысла. (Слайд № 9) Какие картины “рисует” поэт? (Слайд № 10)

9. Как в стихотворении показана связь земного и небесного миров? (Слайд №11) Что вносит этот приём в постижение смысла элегии?

5. Подведение итогов. Работа с конспектом “Поэтическая концепция Есенина”. (Слайд № 12)

Сообщение ученика “Художественный мир поэта”.

Раскройте смысл заключительных строк стихотворения. Можно ли благословлять смерть? Почему у стихотворения нет названия? В последней строфе внутреннее лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества, а просветлённая грусть. Таким образом, отталкиваясь от описания природы, поэт поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлению о смысле бытия. Чувства переполняют душу поэта, кажется, эмоции выплёскиваются через край, на самом же деле они заключены в строгую, выверенную форму. В этом и заключается тайна силы строк Сергея Есенина.

Возвращаемся к эпиграфу урока. Так прав ли А. Блок?

1. Есенин – многогранный поэт. Ему доступны любые жанры.

2. В небольшом стихотворении поэту удалось передать полемичность размышлений о смысле жизни.

3. Для него жизнь – это не тление, а “половодье чувств”, цветение души.

4. Есенин боится смерти, но примиряется с ней, потому что таков закон природы.

5. Его грусть – лёгкая грусть.

6. Финальные строки – заговор, которым лечат от недугов.

7. Есенин – народный поэт. Его голос – это голос России.

– Изменились ли ваши впечатления о творчестве С.А Есенина после анализа этого стихотворения?

8. Слово учителя. (Слайды №13,14) “Лёгкой походкой” прошел Есенин по русской поэтической стране, по “стране берёзового ситца”, и оставил после себя удивительно свежие и трогательные стихи. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт вдохновлять композиторов на создание музыкальных произведений. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

– Почему это стихотворение стало песней? (Звучит грамзапись.)

9. Домашнее задание. Сделайте лингвопоэтический анализ стихотворения “Отговорила роща золотая”; проведите аналогии между двумя стихотворениями.

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Звезда полей»

«Гори, звезда моя, не падай» можно назвать чуть ли не биографическим стихотворением, ведь Есенин устами лирического героя излагает свою грядущую судьбу. Для всей поздней лирики поэта характерна мрачная атмосфера и тяжёлый упаднический настрой, но это стихотворение просто венец всего творчества и жизни поэта. Оно обозначает окончательный и бесповоротный надлом внутреннего стержня талантливого человека.

Осенние мотивы не случайны: природа умирает, а вместе с ней покидают землю и жизненные силы человека. Лирический герой обращается к небесному светилу: «Гори, звезда моя, не падай», по русским поверьям, когда рождается человек, в небе загорается одна звезда, а с его уходом, она гаснет. Эта мистичность придаёт ещё больше загадочности каждой строчке.

Развёрнутый оксюморон: «живое сердце не стучит» говорит об умерщвлении самой души лирического героя. Он вроде бы и на земле, но только «существует» и не более. Эпитеты: «отчий край», «кладбищенской ограды», метафоры: «рыдалистый край», «светишь августом» рисуют картину уединённого места, обычной русской деревни, где люди рождаются, работают и умирают. Подобная цикличность вот-вот произойдёт и с лирическим героем.

Лексический повтор: «знаю, знаю», «скоро, скоро» усиливает эффект наступления неминуемый гибели. Лирический герой смирился, он подавлен и находится в ожидании.

Четырёхстопный ямб в сочетании с перекрёстной рифмой убыстряют темп стихотворения, как будто он несётся вниз к обрыву без шансов затормозить.

Эпитафия лирического героя в последних строчках: «Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак» внушает ужас от того, что человек внутри сам себя уже похоронил.

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Звезда полей»

В данном произведении повествование ведётся от первого лица, то есть главным и лирическим героем является сам писатель.

По строкам видно, что тот размышляет об одиночестве и грусти, и это не удивительно. Николай Михайлович вырос и был воспитан в детском доме, из-за чего это оставило большой отпечаток в его памяти.

Образ звезды в произведении олицетворяет Родину, её красоту, неповторимость и роль в жизни человека. Строки стихотворения соединяют в себе небесное и земное, неизбежное и переходящее, поднимают для всех больную тему одиночества.

Стихотворение «Звезда полей» многие признают одним из лучших, отражающим пейзажи севера в русской поэзии.

Основным настроением, которое задаёт данное стихотворение — чувство волнения за одиноких людей, за тех, кто лишён веры и надежды.

Также в произведении проскальзывает чувство некой защищённости. Звезда полей помогает заблудшему страннику найти правильный путь, освещает ему дорогу.

LiveInternetLiveInternet

Михаил Юрьевич Лермонтов

Вверху одна Горит звезда, Мой ум она Манит всегда, Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет. Таков же был Тот нежный взор, Что я любил Судьбе в укор; Мук никогда Он зреть не мог, Как та звезда, Он был далек; Усталых вежд Я не смыкал, Я без надежд К нему взирал.

Точная дата создания произведения неизвестна — исследователи относят ее приблизительно к 1830—31 гг. Стихотворение завершает лермонтовскую триаду о звездах, в которую помимо анализируемого входят произведения «Я видал иногда, как ночная звезда…» и «Светись, светись, далекая звезда…».

Воспоминания о прошедшей любви, печаль «души больной», уподобление мерцания ночного светила взгляду возлюбленной — в стихотворении присутствуют мотивы и образы, общие для «звездной» группы. Однако имеются и различия: художественное пространство не включает в себя развернутые картины пейзажа, соотносимые с душевным состоянием героя. В поэтическом тексте встречаются лишь лаконичные упоминания о далекой звезде, которые быстро сменяются изображением чувств героя.

Лирического субъекта «Звезды» притягивает огонь ночного светила. Впечатления героя передаются при помощи олицетворений: в изображении эмоций используются однородные глаголы «манит», «влечет» и «зовет», которые подчеркивают силу воздействия блеска на чувствительную душу лирического «я». В поэтической характеристике небесного тела преобладает лексика со значениями высоты и удаленности. «Нежный взор» любимой подобен манящему свету: они объединяются по признаку недоступности, который выделяется из лексико-семантического поля «высота».

Любовные переживания романтика лежат в основе художественной системы лермонтовского творения. Муки ожидания, которые остались неизвестными объекту любви, бесплодная настойчивость и потеря надежды на взаимность — финальные строки посвящены оттенкам чувств героя. По этой причине произведение иногда включают в «сушковский цикл» — группу стихотворений, созданных в период увлечения юного поэта Екатериной Сушковой.

Екатерина Сушкова

Для раннего цикла характерна тема неразделенной любви, страдания и одиночества. Откровенные и страстные монологи лирического героя переполнены эмоциями: грустью и разочарованием, горечью и обидой.

Лермонтовское творение запоминается необычной формой. Короткая двустопная ямбическая строка заканчивается энергичной мужской рифмой: такое сочетание задает четкий динамичный ритм и передает авторскую экспрессию. Задушевные искренние интонации в сочетании с отчетливым темпом побудили композиторов переложить поэтический текст на музыку, и сегодня «Звезда» существует и в виде романса.

История создания

Произведение было выпущено в свет в 1964 г., в этом же году русского поэта выгнали из института. Молодой человек только начинал серьезно заниматься творчеством, хотя первое своё стихотворение он написал, когда ему едва исполнилось 6 лет.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)

В 1967 г. творение «Звезда полей» вошло в соименный сборник.

Учитывая то, что поэт родился и жил в Архангельской области, в произведении ярко прослеживаются северные пейзажи. Рубцов рассказывает о своих жизненных проблемах и переживаниях.

Речь идёт о том, что литератор познал все трудности войны и пребывания в детдоме.

Вариант 2

К тому времени, когда было написано стихотворение Есенина Гори, звезда моя, не падай.. поэт пребывал в весьма плачевном положении. Он постепенно становился неугодным власти, как элемент чуждый социалистических идей и, проще говоря, отказавшийся воспевать торжество новой власти. Обожаемый многими простыми людьми поэт, постепенно утрачивал собственное положение, а с этим приходило не только забвение, но и гибель.

Ко времени написания этого стихотворения Есенин имел трудности с законом, неоднократно лечился в столичных клиниках, страдал от алкогольной зависимости. Хотя некоторые стихи вселяли надежду, по большей части они были полны декаданса.

Под низким траурным забором Лежать придется так же мне..

Подобные мотивы начинают довольно часто наблюдаться в его строчках, вероятно, поэт предчувствует собственную гибель, которая во многом обусловилась его аполитичным отношением к действительности.

Данное стихотворение представляет собой обращение к собственной жизни, к некой высшей инстанции, но и такое обращение полно фатализма. Не увидев собственного применения в новом времени, поэт вероятно осознавал свою ненужность в глобальном смысле. Поэтому он в какой-то степени принимает дальнейшую судьбу, хотя и не видит в этом какого-то высокого смысла.

Поэт видит смысл в собственном отношении к действительности. Он резюмирует собственное отношение в заключительной строке о любви к родине и родной земле. И действительно, трудно отыскать значительное количество других столь ярких и своеобразных поэтов, которые могли бы писать о русской земле и русском мировосприятии так, как Есенин.

В этом стихотворении на самом деле тоже переплетаются элементы удивительного понимания мира. Строки о звезде – отсылают к поверью о падающей звезде и зажигающейся звезде, которая связана с человеческой жизнью. Неотлетевшие журавли – тоже говорят и человеческой душе, которая воспаряет над телом.

Автор использует своеобразную лексику, такие словосочетания как рыдалистая дрожь, которые характеризуют его как подлинного умельца создающего невероятные словестные узоры. Непременно в стихах возникают образы родного дома и края. Здесь также наблюдается характерный русский символ – березка, которая наделяется человеческим свойством, и плачет собственной осенней листвой, создавая некоторое ощущение грусти, немного разбавляемое следующими строчками.

Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай по плану

Тема стихотворения

Основополагающей темой, которая раскрывается в представленном творении, является любовь к отчизне, а также признание неповторимости, красоты родной земли.

Ключевые персонажи произведения — звезда и лирический герой.

Заблудившийся странник заострил своё внимание на звезде, появившейся среди ледяного покрытия.

В строках стихотворения говорится, что звезда возникает, когда на часах наступает 12 ночи, и весь родной край засыпает.

Во-втором четверостишии упоминается о жизненных трудностях. Лирический герой говорит, что звезда помогает справиться со всеми невзгодами, которые встречаются у человека на пути.

Лишь только у главного персонажа наступает несчастье, он воссоздает то яркое сияние, которое виднелось из-за холмов. Именно в этих строчках можно заметить, как литератор проводит сравнение между звездой полей и своей Родиной.

Рассказчик восторженно произносит, что звезда никогда не потухнет. Что она приносит спокойствие и уверенность жителям земли, а также помогает понять многие важные вещи.

Главный персонаж также гордится тем, что звезда восходит лишь в его родном крае, ведь свет придаёт ему уверенности и приносит счастье.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Небо и звезды»

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал — он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Снежное вино»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Сожженное письмо»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Солнце»

Лирический герой Есенина как выражение русской национальной психологии

Термин “лирический герой” введен Ю.Н. Тыняновым в 1921 году 1 , и под ним понимается психологически, биографически очерченный носитель переживания, выраженного в лирике: “Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира” 2 .

Лирическая система Сергея Александровича Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла. При этом мы твердо уверены, что лирический герой и автор – это одно и то же лицо, или, по крайней мере, лирический герой Есенина близок самому автору. И не без оснований. В творчестве Есенина, как и многих других поэтов, лирический герой не просто связан тесными узами с автором, его мироотношением, духовно-биографическим опытом, манерой речевого поведения, но оказывается очень часто от него неотличимым. Это качество является родовой особенностью лирики: лирика в основном автопсихологична.

К лирическому герою Есенина это относится в полной мере. “Судьба” лирического героя Есенина стала отражением судеб, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников. И не только современников. Есенин, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных русских поэтов ХХ века. Может быть, потому, что он один из самых “русских” поэтов, глубоко укорененных в национальной русской психологии. И именно ныне, когда творчество Есенина рассматривается в широком философском, психологическом контексте, приходит понимание особенностей его поэзии, специфики его лирического героя: “Несомненно, что Есенин – не просто крестьянский поэт, но и поэт национально-космического уровня, ибо подтекст и дух его поэзии ведет в изначальный космос русской души”, – Ю. Мамлеев 3 .

Поэзия Есенина – одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе, практически все стихотворения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Есенин говорил: “Что касается “автобиографических сведений”, – они в моих стихах”. Этот герой родился и вырос в деревне, в мире природы, и потому ему дорого все природное. Затем он отрывается от своей “малой родины”, уходит в город, который оказывается для него “чужим миром”. Тускнеет яркий и многоцветный мир поэзии Есенина: “Тех волос золотое сено // Превращается в серый цвет. ” (“Я усталым таким еще не был”). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. В городе Поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться: “Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад” (“Письмо матери”), – вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой. А когда он пытается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает, пережив кризис веры.

“Трудно найти во всей русской поэзии пример такой погруженности в себя, сосредоточенности лирического поэта на своем внутреннем мире. В этом и великое достоинство Есенина-лирика и источник его слабостей и страданий” 4 . Великое достоинство, потому что душа, судьба каждого человека не менее важна и поучительна, чем судьба целого государства. Источник слабостей и страданий, потому что чувства и переживания героя гипертрофируются, как бы изолируются от мира, и поведенческие реакции во многом перестают быть адекватными. Как следствие, героем овла- девает тревога, меланхолия, чреватые психологическим срывом.

Все есенинское творчество представляет собой как бы лирической автобиографический роман, героем которого является образ Поэта – поэта мира древнего, “деревянного”, деревенского. Трагедия Есенина – это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья – “Инонии”. Когда же утопический характер этой мечты обнажился, наступил кризис веры, жить дальше стало бессмысленно. Автобиографизм и автопсихологизм лирического героя поэзии Есенина, в частности, позволяет расценивать в качестве “аргументов” в решении спора об убийстве или самоубийстве поэта поэтические произведения самого Есенина. А в стихах его мотив смерти звучит постоянно, и он усиливается по мере приближения поэта к трагическому финалу его жизни. Само слово “смерть” встречается в его поэзии около 400 раз. Можно утверждать, что Есенин предвидел свою “черную гибель” (как и М.Ю. Лермонтов). И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, “мифотворческой”, том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.

Автобиографизм лирики Есенина – особого рода. Поэзия Есенина исповедальная, обнаженная (совершенно русский феномен); Есенин “всю душу выплескивал в слова”, стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: “От сонма чувств // Вскружилась голова. // И я сказал: // Коль этот зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова” (“Мой путь”). Есенин укрепил в литературе “эпистолярный” жанр – жанр лирического письма: “Письмо матери”, “Письмо к женщине”, “Письмо деду”, “Письмо от матери”, “Письмо к сестре”. В целом, названий стихов, в которых присутствовало бы слово “письмо”, у Есенина не так уж много. Однако все его стихи – это своеобразное “послание от Есенина”, настолько они доверительны, интимны, личностны и в то же время общечеловечны. Есенину требовалось быть услышанным, понятым, прочувствованным. Без этого общение, творчество для него лишались смысла. Это проявилось и на уровне биографии, общения с другими людьми, даже с близкими. Г. Иванов приводит слова Есенина о его жене Айседоре Дункан: “Злит она меня. Замечательная, знаменитость, умница, а недостает чего-то, самого главного. Того, что мы, русские, душой зовем” 6 .

Именно фантастическая искренность, обнаженность чувств свойственны всей русской литературе, Достоевскому и Есенину в особенности. Казалось бы, это чисто психологическая черта, но на самом деле она имеет явно онтологический, бытийный смысл, ибо такая “искренность”, “обнаженность” устанавливает глубинно-реальный контакт между микрокосмами каждой из индивидуальных русских душ, а также между книгой, ее образами и подтекстом, и читателями. “Искренность, обнаженность присутствуют и во всемирно известном феномене русского общения – без них это общение потеряло бы свой смысл, превратилось бы в банальное и ординарное общение, характерное для современного постиндустриального общества” 7 .

Лирический герой Есенина отличается противоречивостью и стихийностью в проявлении чувств. Он и в других возбуждал противоречивые чувства, и сам был раздираем противоречивыми страстями. Есенин – поэт безоглядности и удали, бескомпромиссности и максимализма: “Здравствуй, ты, моя черная гибель, я навстречу тебе выхожу!” Для него характерны крайности, неостуженность суждений, оценок и образов. Если тоска, то “разгульная”, если чувства, то “буйные”, сердце – “сумасшедшее”. Поэт говорит о своей душе как о “поле безбрежном”: “Несказанное, синее, нежное. ” Широта натуры Есенина, предельная открытость перед людьми, щедрость, с какой он расточал себя, разбрасывая пригоршнями сокровища своей души, ставили его в положение полной незащищенности. Выплескивая всю душу в слова, обнажая свое кровоточащее сердце, поэт словно исповедуется от стиха к стиху. В лирической исповеди он очищается и очищает своих читателей. Эта искренность и нежность, противоречивость и неустойчивость, ранимость лирического героя вызывает особое чувство сопричастности его судьбе у русского читателя. Глубочайший душевный кризис Есенин лечил стихами. Лирика поэта последних трех-четырех лет жизни являет собой пример колоссальных творческих усилий, трагических по своей природе, направленных на преодоление духовной драмы.

Чувства лирического героя Есенина часто полярны, в душе героя борются противоречивые начала, середины нет, есть крайности:

Эти бесконечные противоречия отражают противоречивую суть русского характера: “Для русских характерно совмещение. полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать только противоречиями. Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать как народ. жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный” 8 (Бердяев Н.А.). Именно таким образом и можно было высветить беспамятство и прозрение русского человека, особую (с крайностями) гармонию русской души и русского уклада жизни.

Показательно, что Есенин и историю понимает как производную действий стихийных сил. Это ему принадлежит знаменитая формула исторической стихии-революции:

Ощущая стихийность, завораживающее влияние есенинской поэзии, критики и литературоведы прибегают к оригинальным, соответствующим поэтике Есенина определениям. Например, Ю. Мамлеев определяет поэзию Есенина “как неуловимое нежное движение ножа по собственному сердцу, вызывающее лишь вихрь неуправляемых эмоций, которыми можно упиваться, но которые так и не дают ответа на вопросы “кто мы” и “что такое Россия?”” 9 .

Бывает, что незначительный, на первый взгляд, эпизод высвечивает в человеке очень многое. К таким эпизодам относится первая встреча Есенина с Айседорой Дункан. По свидетельству очевидцев, знакомство их было драматичным. После своего танцевального вечера в Москве взвинченная успехом Айседора обратила внимание на Есенина, “подошла и поцеловала его в губы. Но Есенина, уже успевшего напиться, поцелуй Айседоры привел в ярость. Он оттолкнул ее: “Оставь, стерва!” Не понимая, она поцеловала Есенина еще крепче. Тогда он, размахнувшись, дал мировой знаменитости звонкую пощечину. Сразу протрезвившийся Есенин бросился целовать ей руки, утешать, просить прощения. Так началась их любовь. Айседора простила. Бриллиантом кольца она тут же на оконном стекле выцарапала: “Esenin is a huligan, Esenin is an angel!” (“Есенин – хулиган, Есенин – ангел!”)” 10 . Эта фраза стала в определенном смысле исторической и симптоматичной для Есенина. Эпизод высветил в характере Есенина то, что вообще отличает русского человека.

Отличительной чертой мировосприятия, поэтического мышления Есенина была соприродность его поэтического творчества. В мире природы, природных образов растворяется душой есенинский лирический герой, обретает гармонию. Лирического героя Есенина невозможно представить себе вне мира природы, в таком случае нарушится его кровная связь с миром, ему будет неуютно и холодно в мире. Поэтому в лирике Есенина такое большое место занимают природные, особенно древесные образы: клен, береза и т.д. Это очень важные образы для национальной картины миры, для создания природного пейзажа и пейзажа души лирического героя Есенина – пейзажа русской души в целом. Но мифологизм поэзии Есенина – от живой жизни, от реального быта русской деревни. От фольклора Есенин брал то, что было близко его мироощущению, его лирическому дару. Отличительная черта есенинской поэзии – ее “земное”, языческое начало, пристальное внимание к едва заметным переменам в природе, а значит, и в человеческой жизни. И в образном плане поэзия Есенина является поэтическим выражением русского национального менталитета, русской образной картины мира.

Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа – он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо – это и знак человека, слитого с миром. Подобно тому как в древе-вселенной вершина – это небо, солнце; низ – это корни, рождается параллель со стоящим человеком: голова его – вершина, уходящая в небо; ноги – корни, ощущающие крепость земли, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокругsup 11 .

И эту особую близость пейзажа душевного и пейзажа природного также можно назвать отличительной национальной чертой. Поэтическая славянская мифология (в частности, образ мирового древа как символ гармонии и лада “деревянного-деревенского” мира) была усвоена Есениным не из книг, а из живой жизни, из окружающей его природы. Природные циклы, цветение, увядание и новое возрождение всего живого в мире природы – это постоянная тема поэзии Есенина. И в самой его поэзии принято выделять “природные” циклы: весну, лето, осень, зиму с соответствующим им цветовым колоритом. Поэзия Есенина 1913–1914 годов в основном лишена драматических конфликтов, скрытого трагизма, поэтический мир Есенина этого периода ярок, многоцветен, и он получил название “голубого” периода в творчестве поэта. 1916 год называют “розовым” периодом в поэзии Есенина. В это время назревает ощущение предстоящей катастрофы, взрыва стихийных сил (например, в стихотворении “Небо сметаной обмазано. “: “Жгуче желания множат // Душу больную мою, // Но и на гроб мне положат // С квасом крутую кутью. “). 1923–1924 годы – “желтый” период в поэзии Есенина, соответствующий осени, времени увядания:

И наконец, есенинская черно-белая “зима” – вторая половина 1925 года.

Читайте также анализ произведений Сергея Есенина:

Ссылка на основную публикацию