Анализ стихотворения Капитаны Гумилева

Прекрасный и загадочный поэт. Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе

Я иду на урок: 7-й класс

Татьяна ПОЛОМОШНОВА

Татьяна Алексеевна ПОЛОМОШНОВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11, г. Кемерово.

Прекрасный и загадочный поэт

Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду.
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Н.Гумилёв

В учебнике-хрестоматии для 7-го класса под редакцией А.Г. Кутузова для знакомства с творчеством Н.С. Гумилёва предлагается стихотворение «Капитаны», написанное в июне 1909 года в Коктебеле в доме Волошина. Оно входит в цикл стихотворений под таким же названием. Этот цикл рассказывает читателю об отважных капитанах, о путешественниках-мореходах, флибустьерах, о весёлых матросах и конквистадорах — участниках испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в конце XV–XVI веке, о Летучем Голландце, таинственном корабле-призраке.

Стихотворение «Капитаны» вошло в сборник «Жемчуга» (стихи 1907–1910 годов). Лирический герой этого сборника мечтает о путешествиях на Восток и в Африку. Этот герой — романтик и оригинал, но его мечта вполне осуществима. Африка была мечтой достижимой, и Гумилёв за ней отправился. Даже не поставив в известность родителей, в двадцать три года поэт отбыл из Парижа, где он тогда учился, в Египет и Судан. Затем, в 1909–1910 годах, он уже из России вновь уехал в Африку, в Абиссинию в составе русской экспедиции. Поэтический мир молодого поэта неслучайно населён таинственными девами, пиратами, корсарами, слонами, носорогами, жирафами, обезьянами и мудрыми попугаями с Антильских островов.

По контрасту на втором уроке мы читаем стихотворение Гумилёва «Дождь» (1915).

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «Капитан». Посетив сайт интернет магазина «Капитан», который располагается по адресу kapitan.ua, Вы найдете все для рыбалки и отдыха на воде. В богатый ассортимент интернет магазина входят лодки и лодочные моторы, удилища, лески, фонари, садки, эхолоты, метеостанции и многое другое. Удобный рубрикатор поможет быстро найти нужные товары, а возможность безналичного расчета платежа и доставка покупки по Киеву и всей Украине позволят совершить заказ, не покидая кресла за своим компьютером.

Урок 1. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны»

Урок оформлен портретом поэта (Н.С. Гумилёв. Фото М.С. Наппельбаума. 1921 г.) и рисунками детей, иллюстрациями к стихотворению «Капитаны» и повести А.Грина «Алые паруса».

Урок начинается с рассказа, подготовленного одним из учащихся. Это краткая биографическая справка о поэте и история создания стихотворения «Капитаны».

Выразительное чтение стихотворения тоже надо заранее подготовить. Первое прочтение может выполнить учитель.

Следующий этап урока — беседа по тексту стихотворения.

— Кто является главным героем этого стихотворения?

— Почему главный герой не один капитан, а капитаны?

В стихотворении Н.Гумилёва герой многолик, он “собран” из разных лиц и людей. Такой образ называют собирательным или обобщённым.

— Как выглядит герой произведения?

В тетрадь ребята записывают детали портрета, создающие образ: высокие ботфорты, за поясом пистолет, манжеты из брабантских кружев. На другой странице записываем также лексическое значение непонятных слов: брабантские, ботфорты, фелуки и другие слова, которые нам встретятся в процессе работы над текстом; значение некоторых находим в сносках учебника, другие — в словаре.

— Какими качествами характера наделил Н.Гумилёв своего героя-капитана?

Записываем: капитаны — “открыватели новых земель”, они не боятся ураганов, изведали “мальстрёмы и мель”, они любят “дерзостные”, то есть опасные, пути, они “не трепещут перед грозой”, то есть не трусят, у них острый, уверенный взгляд.

— Давайте вспомним, где мы видели подобный портрет. (Распечатки отрывка из повести-феерии «Алые паруса» на столах, каждый участник беседы может вспомнить этот текст.)

В 6-м классе мы прочитали повесть-феерию А.Грина «Алые паруса». Маленький Грей был поражён портретом, который вдруг открылся ему на стене библиотеки.

“Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображён в последнем моменте взлёта. Корабль шёл прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего, собственно, не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завёрнутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и чёрная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела — взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал — но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину”.

— Чем соотносятся эти портреты? Какая идея объединяет замыслы Грина и Гумилёва?

Эти образы навеяны книжной романтикой, произведениями Стивенсона и Киплинга. Они пронизаны энергией, движением, “заражают” читателя романтикой дальних странствий.

— Определите художественное пространство стихотворения.

Полярные и южные моря, изгибы зелёных зыбей, базальтовые и жемчужные скалы, новые земли, разорванная карта, дерзостный путь быстрокрылых кораблей, трепещущий мостик, покинутый порт, гребни волн до небес — пространство, ничем не ограниченное, наполненное романтикой. При создании образа пространства автор использовал большое количество эпитетов, гипербол.

— Найдите в стихотворении “цветовые” слова. Почему их там много?

Зелёные зыби морей, белая соль моря, белые клочья пены, розоватые с золотом кружева манжет, чернота и блеск “многозвёздной” ночи, жёлтый свет маяка — эти цветовые образы помогают представить нам яркий, романтический мир, в котором живут капитаны.

— Как построено стихотворение Гумилёва? Что мы замечаем, если разобьём его на маленькие картинки?

1-я картинка: по зелёным волнам плывут парусные фрегаты; даже слышно, как шелестят под ветром их паруса.

2-я картинка: капитаны, стоящие у штурвалов кораблей; они смотрят вдаль или отмечают путь “иглой на разорванной карте”.

3-я картина: капитан стоит на трепещущем мостике, отряхивает с ботфорт клочья пены, он грустен, так как вспомнил покинутый порт.

4-я картинка: бунт на корабле, капитан усмиряет бунтовщиков.

5-я картинка: гроза, море безумствует и плещет, но фрегаты бесстрашно идут вперёд.

6-я картинка: морской бой с контрабандистами, капитан уверенно командует фрегатом.

7-я картинка: ночь, капитан смотрит в темноту и видит вдали свет маяка.

Автор рассказывает обо всех приключениях героев, он словно выбирает самые яркие из них, обращает внимание читателя на самые интересные сцены. Получается своеобразная “мозаика”, композиционный коллаж, объединённый чувствами лирического героя (капитана). Это желание открывать новые земли, смелое стремление вперёд, мужество в бою, радость победы над стихией.

Следующий этап работы — определение размера и ритма текста. При помощи учителя ребята приходят к выводу, что трёхстопный анапест, которым написано стихотворение «Капитаны», так же, как и перекрёстная рифма, создаёт ощущение быстрого движения вперёд, передаёт динамику и яркость событий, переживаемых капитаном. В трёх последних четверостишиях эта динамика подчёркнута глаголом в повелительном наклонении (пусть безумствует) и глаголами с отрицанием (не трепещет, не свернёт). При помощи риторического вопроса (две последние строфы) усиливается мотив отваги и дерзости романтика-капитана.

В рабочих тетрадях учеников остались записи: работа с лексикой стихотворения, работа с терминами, характеристика лирического героя, запись построения текста (картинки, при помощи которых развивается лирический сюжет). Таким образом произошло знакомство с художественным миром стихотворения Н.Гумилёва «Капитаны» и с особенностями стиля автора.

Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения «Дождь»; подумать, почему один и тот же автор создал такие разные стихотворения. Есть ли всё же какое-то сходство между этими текстами?

Урок 2. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Дождь»

Урок оформлен фотопортретом поэта (Н.С. Гумилёв. Париж. 1908 г. Фото М.А. Волошина), иллюстрациями учащихся к стихотворению «Дождь».

Стихотворение «Дождь» (июль 1915 г.) вошло в сборник «Колчан» (1916), вышедший в самый разгар Первой мировой войны. Гумилёв уже в августе 1914 года записывается добровольцем и служит прапорщиком в гусарском полку. За смелость в боях он был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Но отклики на войну занимают в этой книге очень мало места. В «Колчане» мы словно читаем дневник, в котором искренне и драматично раскрывается душа поэта, который, несмотря на весь трагизм реальной жизни, по-прежнему верит в её внутреннюю гармонию.

Стихотворение необычно уже тем, что на фоне стихотворений «Венеция», «Пиза», «Генуя», «Неаполь» и др., написанных по воспоминаниям и вошедших в этот сборник, оно выглядит самым русским, скорее “петербургским” стихотворением, каких у Н.С. Гумилёва немного.

Стихотворение «Дождь» относится к пейзажной лирике, с которой учащиеся знакомились в 5-м и 6-м классах (стихотворения А.Фета, К.Бальмонта, А.Бунина, С.Есенина), поэтому некоторые навыки работы над текстом такого плана уже сформированы.

Стихотворение читаем выразительно дважды, можно сопоставить чтение двух учеников, кто прочитал более эмоционально, какой вариант чтения больше пришёлся по душе слушателям, почему.

На втором этапе урока совмещаем работу с текстом по вопросам, словарную работу и записи в тетрадь.

Вопросы для анализа

— Каким предстаёт мир с точки зрения лирического героя стихотворения?

Мир кажется рябым, но всё равно ярким, хоть и идёт дождь (“ничто в нём не поблёкло”). Этот мир открыт герою, это родной мир, который его радует: “ничто. не сделалось чужим”. Лирический герой смотрит на мир сквозь забрызганное дождём окно. Это важная художественная деталь текста, так как окно — это граница между человеком и миром, в какой-то степени искажающая реальную картину.

— Как забрызганное окно изменяет картину мира?

Зелень выглядит “чуть зловещей”. Необычный эпитет, который можно отнести скорее к живому существу, чем к природному миру. Во втором катрене есть цветовая оппозиция: зловещая зелень — кровавые розы. Оппозиция подчёркивает яркость и неоднозначность мира за окном.

— Каково значение образа капель в третьей строфе?

Капли, как живые, “плещутся и бормочут”. Кроме олицетворения, в третьей строфе есть ещё и необычное сравнение: капли сравниваются с монашенками, которые в часы вечерни поют псалом “торопливым голоском”. Это звуковой образ, он построен на сходстве: плеск капель напоминает песню монашенок. Аллитерации подчёркивают это сходство. Образ капель-монашенок, сменивший зловещую, как купорос, зелень и кровавые розы, ещё раз подчёркивает многоликость и неоднозначность мира за окном.

— Что странного можно увидеть в четвёртой строфе?

Строфа начинается странно: “Слава, слава небу в тучах чёрных!” Более логично, с точки зрения обычного читателя, прославить солнце и безоблачное небо. Для лирического героя дождь — это начало новой жизни: он дождливое небо сравнивает с весенней рекой, несущей воду, новую жизнь природе. Так как он смотрит в небо, то вместо рыб видит среди воды стволы деревьев, растущих на горе. Сквозь пелену дождя кажется, что деревья движутся, “мечутся” в мутной воде, словно рыбы. Необычная, наполненная призрачным движением, размытая, словно акварель, метафора удивительно красива. Это образ достоверный, но в то же время и сказочный, чудесный, как и весь поэтический мир Н.Гумилёва.

— Какие “волшебные” образы появляются в последней строфе? Как они связаны с дождём?

Образ воды, реки порождает другой, связанный с ним призрачный образ — гиблого омута и волшебной мельницы. Эти образы, равно как и “ржанье бешеных коней”, приходят к лирическому герою словно бы из детских книг, из прошлого. И в этих чудесах “повинен” дождь.

— Как образ души (два заключительных стиха) связан с предыдущим текстом и какова его роль?

Душа героя названа “несчастнейшей из пленниц”. Пленница — женщина, находящаяся в плену, лишённая свободы. Слово пленница этимологически родственно слову пелена — покров, то, что закрывает, заволакивает.

Реальная картина мира для героя закрыта пеленой дождя. Душа каждого человека всегда пленница чувств, предрассудков, морали. Душа всегда страдает по идеалу, поэтому она всегда несчастна. Но легче и вольней той душе, которая верит в сказку, которая за пеленой дождя видит чудесное: яркую зелень, кровавые розы, бегущие деревья, волшебные мельницы и бешеных коней.

Читайте также:  Анализ стихотворения Память Гумилева

Стихотворения «Капитаны» и «Дождь» написаны Н.С. Гумилёвым в разное время. Когда поэт работал над сборником «Жемчуга», он был молод, очарован романтикой дальних странствий. Время создания сборника «Колчан» — это смутное и суровое время для Гумилёва: война, личная драма (разрыв с женой А.А. Ахматовой). Теперь он учится ценить жизнь в самых разных её проявлениях, открывает смысл уединения, поэтому теперь его стихи наполнены внутренней душевной сосредоточенностью.

Хотя два стихотворения Н.С. Гумилёва очень несхожи, в том и в другом главный мотив — это отношение к жизни как к священному дару, вера в то, что жизнь человека на земле не бессмысленна.

Приложение

Сквозь дождём забрызганные стёкла
Мир мне кажется рябым;
Я гляжу: ничто в нём не поблёкло
И не сделалось чужим.

Только зелень стала чуть зловещей,
Словно пролит купорос,
Но зато рисуется в ней резче
Круглый куст кровавых роз.

Капли в лужах плещутся размерней
И бормочут свой псалом,
Как монашенки в часы вечерни
Торопливым голоском.

Слава, слава небу в тучах чёрных!
То — река весною, где
Вместо рыб стволы деревьев горных
В мутной мечутся воде.

В гиблых омутах волшебных мельниц
Ржанье бешеных коней,
И душе, несчастнейшей из пленниц,
Так и легче и вольней.

Июль 1915

Анализ стихотворения «Капитаны» (Н.С. Гумилёв)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2018 · Обновлено 06.11.2018

Николай Гумилев – великий поэт 20 века. Его творчество – это не только лирические произведения, но и литературоведческие материалы – именно он установил правила русского акмеизма, популярного течения в рамках русского модернизма. Он призывал авторов не говорить образно и вычурно, выступал за простой и понятный любому читателю язык, стремился показать близость автора и слушателя.

История создания

«Капитаны» — цикл из 4 стихотворений, написанный Гумилевым летом 1909 года. Опубликовать его целиком поэту удалось спустя год. К сожалению, автор своей перепиской с другом, проживавшем в это самое время также в Коктебеле, не оставляет нам возможности хотя бы додумать красивую и интересную историю создания цикла. Все прозаически просто.

Всю жизнь Николая Гумилева манили путешествия, автор пытался найти идеальное место на земле. В попытке поиска рая он объездил полмира, но так и не смог найти уголок земли, хотя бы отдалённо напоминающий негу. В 1909 году он уже был достаточно известен своими литературными пробами, но к тому времени он еще не совершил свои знаменитые восточные путешествия, поэтому цикл – это некое любительское представление обывателя о капитанах и путешествиях, о их тяжелом ремесле, профессиональных легендах и мифах.

Жанр, направление и размер

«Капитаны» — это сочетание торжественных, патриотических и лирических стихотворений. Если говорить условно, можно отнести цикл к жанру элегии. Стоит отметить, что в 1909 году еще не были провозглашены принципы акмеизма, поэтому смело можно приписать данное творение к произведениям символизма. Символизм в тексте проявляется в том, что образ храброго капитана сравнивается с полной красок жизнью.

Говоря о стихотворном размере, стоит сразу сказать, что данная характеристика лирического произведения различна в каждом стихотворении цикла, постоянной остается только рифмовка, на протяжении всего текста сохраняется перекрестная рифма (АВАВ).

  1. Первое стихотворение написано анапестом, это служит для передачи вне сценической информации, некой предыстории.
  2. Второе стихотворение написано с использованием амфибрахия. Как отмечал известный литературовед Бахтин – именно амфибрахий наиболее подходящий размер для гимнов и торжественных речей.
  3. Третья часть цикла написана хореем, размером наиболее лиричным и подходящим для описания встречи с Родиной.
  4. Заключительное стихотворение написано с использованием ямба. Не по всех частях цикла можно легко определить размер, потому что Гумилев нередко использует пиррихии.

Образы и символы

Система образов и символов в «Капитанах» весьма интересна. Этому способствует относительно большой объем произведения. Все четыре стихотворения соединены центральным образом – лирическим героем – храбрым капитаном, образ которого раскрывается все больше и больше. Капитан – главная часть увлекательного путешествия, он является неким гарантом того, что корабль достигнет своей цели и откроет новые земли.

Главный соперник капитана – море, стихия и всемогущая природа. Интересно заметить, что море у Гумилева нетрадиционное, не голубое с белой пеной. Автор на протяжении всего стихотворения сравнивает море с землей, с ее изгибами зыбей и зелеными валами.

Весьма интересен образ Каина – своеобразного антигероя, портрет которого служит усилением образа «настоящего» капитана. Каин – преступник, которому суждено вечно скитаться по миру в поиске пристанища, а «настоящий капитан» точно найдет негу.

Темы и настроение

  1. Тема в каждом стихотворении цикла своя. В первом стихотворении перед нами открывается картина природы и ее покорения человеком, поиск новых земель. Здесь же нам представлен образ идеального капитана – храброго, внимательного и слегка романтичного. В данной части ремесло моряка намеренно идеализированно: опускаются некоторые трудности этого дела, даже стычки в команде описываются сродни красивым событиям.
  2. В следующей части Гумилев мастерски рисует портреты знаменитых мореплавателей, заслуги которых остаются в веках. Здесь лирический герой пытается примерить на себя образ каждого введенного автором героя, проследить общие черты характера. В данной части в добавление к идеальному капитану рисуется не менее идеальный окружающий мир.
  3. В третьей части «Капитанов» описывает не столько капитанская жизнь, сколько матросская. Стоит отметить, что авторская позиция тут видна отчетлива: он рисует нам картину ужасного мира матросов, которые ждут момента отплытия корабля. На суше они грязные и пьяные, не имеющие смысла в жизни. И только благодаря уму капитанов, только их нахождению на корабле, в мире свободной природы моряки способны быть счастливыми.
  4. В заключительной части цикла описывается легенда о Летучем Голландце, вводится антигерой, но и тут лирический герой не может не указать на благородство капитанов. Хоть Каин и обречен на вечные скитания, он не лишен чувства ответственности перед командой и кораблем.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, что приключения – необходимость. Автор рисует нам картину идеальной жизни капитанов, которая наполнена постоянной новизной и свежестью, встрясками и передрягами, доблестью и мужеством, отвагой и смелостью. Их судьба полна красок и эмоций, это и есть идеал.

Гумилев призывает всех быть открытыми порыву и желанию постоянного движения, нельзя довольствоваться долго тем, что имеешь, нужно постоянно идти дальше за новыми приключениями. Главная мысль произведения была жизненной идеологией самого автора.

Средства художественной выразительности

«Капитаны» наполнены высоко образными средствами художественной выразительности, особенно эпитетами и метафорами.

  1. «Меж базальтовых скал и жемчужных» — красивый эпитет, подчеркивающий драгоценность тех мест, через которые проплывает судно капитана.
  2. «Быстрокрылые» — легкое сравнение парусов корабля с крыльями птицы.
  3. «Дерзостный путь» — образный эпитет, который наиболее точно раскрывает характер капитанов – непримиримый и смелый.
  4. Также для уточнения образа капитанов Гумилев вводит эпитет «острый и уверенный взгляд». Самой образной метафорой является сравнение капитанов с «паладинами зеленого храма», где под храмом подразумевается море.

«Капитаны» Н. Гумилев

«Капитаны» Николай Гумилев

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!

А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.

Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости
Амулет зажать в полу,
Вы проигрывая в кости
На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.

Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется — другою.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря —

О том, что где-то есть окраина —
Туда, за тропик Козерога! —
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.

Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мечты Гумилева

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

Анализ стихотворения Гумилева Капитаны

Гумилёв – романтик. Он писал про дальние загадочные страны. Бурная фантазия или прочитанные книги позволили ему создать цикл стихотворений под общим названием «Капитаны». Они были написаны в Крыму, в Коктебеле.

Цикл состоит из четырёх частей, объединённых одной идеей. В первой части поэт описывает корабельные будни моряков. Тут и прокладка курса на разодранной карте при помощи иглы, и подавление корабельного бунта при помощи пистолета. Такое стремительное и быстрое, что с шикарных розовых манжет капитана отрывается позолота. И налетевший шторм, желающий потопить корабль. Но только настоящий «морской волк», стоя на мостике, стряхивает роскошной тростью пену с высоких сапог-ботфортов, и не спускает паруса. Вот и описание встречи с пиратами, когда капитан неожиданно бросает свой корабль на их фелуки. Он предстаёт перед нами уверенным в своих действиях, знающим карту звёздного неба, ориентирующимся по свету маяков, смелым, отважным человеком, совсем не трусом.

Вторая часть цикла начинается с восхваления отважных первооткрывателей и пиратов. Они не могут жить на суше, море манит их, опасность будоражит кровь, добавляет в неё адреналина. Гумилёв догадывается, что опасность – это как наркоз, как наркотик, без которого эти люди не могут нормально существовать. Поэт продолжает думать, что в мире ещё есть неизведанные и неоткрытые места. Они ждут именно его, он должен их открыть и нанести на карту.

Третья часть цикла начинается с того, что моряки рано или поздно возвращаются домой. И «отрываются» по полной программе. Море вина, доступные женщины, азартные игры, «травля» морских баек, одна фантастичнее другой, попытка узнать свою судьбу, драки с солдатами. Но все эти прелести сухопутной жизни моментально забываются, как только капитан зычно зовёт всех на корабль. Эта часть цикла и читается, и запоминается легко, т.к. строчки рифмуются через одну.

Четвёртая часть цикла посвящена загадкам и легендам о море и моряках. И уж тут никак не обойти легенду о Летучем Голландце. Каждый моряк знает, что встреча с ним не предвещает ничего хорошего. Жди беды. Носится он по морям и океанам, горят на нём огни святого Эльма. Гумилёв не даёт ответа в своём стихотворении, откуда взялся этот корабль-призрак. Но он предполагает, что он указывает дорогу к краю мира, т.е. в морскую бездну. И по этой дороге нет возврата назад, плата за проход по ней – собственная жизнь. Гумилёв считает, что каждый капитан мечтает встретиться с Летучим Голландцем, чтобы узнать, на что он способен.

Мне очень понравился этот цикл. Я, как и Гумилёв, тоже мечтаю о море, мечтаю стать капитаном корабля, мечтаю путешествовать.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Капитаны

Популярные темы анализов

«Я помню чудное мгновенье…» – произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.

В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное

Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не

Каждый человек, сам того не понимая в течении жизни обращается к различным символам. Нужно сказать, что порой мы это делаем, даже не задумываясь об этом. Великий русский писатель Константин Бальмонт является одним из ярких

Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла

1033,Гумилев «Капитаны» анализ стихотворения — разбираемся основательно

Николай Гумилев – великий поэт 20 века. Его творчество – это не только лирические произведения, но и литературоведческие материалы – именно он установил правила русского акмеизма, популярного течения в рамках русского модернизма. Он призывал авторов не говорить образно и вычурно, выступал за простой и понятный любому читателю язык, стремился показать близость автора и слушателя.

Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

Часть I

С первых же строк читателя с ног до головы окатывают солёные морские волны, он слышит шум прибоя, хлопанье парусов и скрип такелажа. Под ногами – ходуном ходит палуба, а под ней – зелёная бездна океана.
Рассекая бушпритом волны, на всех парусах мчится вперед быстрокрылый корабль.
Мчится он не сам по себе, а направляемый железной рукой и волей капитана – главного героя стихотворения.
Капитаны – люди удивительной профессии и удивительной судьбы.
Морские бродяги, прикрывшие богатым камзолом израненную одиночеством душу и бросившие вызов не только всему человечеству, но и самой природе.
Или отчаянные храбрецы, скрывающие под благородным происхождением ненасытную жажду странствий.
Суровые морские волки, пропитанные солью и славой, у которых в груди под кирасой бьётся честное и верное сердце.
Это настоящие мужчины, дерзкие и отчаянные, мужественные и нежные одновременно, до головокружения влюбленные в море и не представляющие своей жизни без него.
Они прошли огонь, воду и медные трубы, они много раз смотрели в лицо смерти, они знают цену дружбе, они испытали боль предательства, они вкусили блаженный яд любви.
Их обветренные руки умеют все: сжимать штурвал корабля, эфес шпаги и рукоятку пистолета, проложить иглой на карте курс корабля, перевязать истекающего кровью друга, нежно обнимать плечи любимой женщины, и украшающие их брабантские манжеты – не пустая прихоть или пижонство, а королевский знак качества, отличающий настоящий мужчин.
Им неведом страх, они презирают опасности, и не важно, от кого именно они исходят: от бушующей стихии или от своего же экипажа, который вдруг вздумал взбунтоваться.
Недрогнувшей рукой, капитан способен пресечь мятеж, одним движением сорвав с пояса пистолет и отправив бунтарей на корм рыбам. На крайний случай сбоку у него всегда под рукой длинная боевая шпага, готовая в любую минуту защитить честь своего капитана, и поэтому первый, кто посмеет приблизиться к нему на расстояние клинка, поплатится за это своей жизнью.
Корабль – не просто средство для достижения цели, но и верный и надёжный друг капитана, который никогда его не предаст и не подведет, в котором капитан уверен, как в самом себе, и который является для капитана как бы продолжением его самого.
Капитан и корабль – одно целое, поэтому загорелые руки капитана, утопающие в пене брабантских кружев, уверенно сжимают штурвал и ведут корабль туда, куда зовёт его судьба.

Читайте также:  Анализ стихотворения Слово Гумилева

История создания

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества Н. Гумилева. Его поэт создал, когда гостил у своего друга Максимиана Волошинав 1909 г. Очевидцы вспоминали, что цикл был написан за несколько вечеров. Видимо, так сильно вдохновила Николая Степановича морская природа Коктебеля.

Существует мнение, что «Капитаны» – коллективное творение нескольких поэтов, гостивших у Волошина. Эта версия была опровергнута А. Толстым. Он вспоминал, как несколько вечеров подряд Гумилев работал над стихами. Он даже запирался в комнате, чтобы ему не мешали. После напряженного творческого процесса Николай Степанович прочитал стихотворения друзьям.

Капитаны

Часть II

В следующей части читателю открываются имена анонимных до этого прославленных морских героев: это и легендарный Колумб, первооткрыватель Америки, и загадочный Синдбад-мореход, и античный Одиссей.
В этот же список врываются и лихие пираты Карибского моря под командованием капитана Блада.
В одном строю с ними стоит и юный Дик Сенд – пятнадцатилетний капитан.
Где-то в глубине океана бесшумно следует за ними таинственный капитан Немо на своём «Наутилусе».
Здесь все отважные покорители морской стихии, названные и не названные по имени, потому что вторая часть стихотворения – своего рода гимн всем великим капитанам всех времен, начиная с самого первого капитана – Ноя и его легендарного Ковчега.
И хотя Америка давным-давно открыта и переоткрыта, и Ковчег уже несколько тысяч лет стоит на причале в Араратских горах, а читателя все равно не покидает чувство, что где-то есть ещё необитаемый остров, который ждёт имени его.
И так и хочется подтянуть ботфорты, надвинуть на лоб треуголку, снарядить корабль и отправиться на поиски своего острова сокровищ.

Темы и настроение

  1. Тема в каждом стихотворении цикла своя. В первом стихотворении перед нами открывается картина природы и ее покорения человеком, поиск новых земель. Здесь же нам представлен образ идеального капитана – храброго, внимательного и слегка романтичного. В данной части ремесло моряка намеренно идеализированно: опускаются некоторые трудности этого дела, даже стычки в команде описываются сродни красивым событиям.
  2. В следующей части Гумилев мастерски рисует портреты знаменитых мореплавателей, заслуги которых остаются в веках. Здесь лирический герой пытается примерить на себя образ каждого введенного автором героя, проследить общие черты характера. В данной части в добавление к идеальному капитану рисуется не менее идеальный окружающий мир.
  3. В третьей части «Капитанов» описывает не столько капитанская жизнь, сколько матросская. Стоит отметить, что авторская позиция тут видна отчетлива: он рисует нам картину ужасного мира матросов, которые ждут момента отплытия корабля. На суше они грязные и пьяные, не имеющие смысла в жизни. И только благодаря уму капитанов, только их нахождению на корабле, в мире свободной природы моряки способны быть счастливыми.
  4. В заключительной части цикла описывается легенда о Летучем Голландце, вводится антигерой, но и тут лирический герой не может не указать на благородство капитанов. Хоть Каин и обречен на вечные скитания, он не лишен чувства ответственности перед командой и кораблем.

Часть III

Третья часть направляет уставших от изнурительных походов матросов к родным берегам, откуда ещё издали они замечают дружеский свет знакомого маяка.
Кораблю тоже требуется отдых, замена парусов, чистка днища от налипших ракушек, и потому капитан уверенной рукой ведёт корабль в родной порт.
Ступив на берег, матросы напрочь забывают и про корабль, и про капитана, и с жадностью пускаются во все тяжкие, наверстывая то, чего так долго были лишены в море: они с головой окунаются в кутежи, пьяные пирушки, азартные игры и весёлых женщин, тут же спуская все, что было заработано или награблено за время похода.
В себя их приводит только сигнал к отплытию, которым капитан вновь зовет их на корабль: передышка окончилась, впереди новые приключения и новые открытия.

Композиция

«Капитаны» – цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. По смыслу цикл делится на четыре части. Каждая часть состоит из катренов.

Часть IV

Четвертая – самая таинственная и зловещая часть из всего стихотворения.
Читателя ждёт встреча с самым мрачным из всех капитанов – Летучим Голландцем.
Встреча с этим кораблем-призраком – ужас для моряков, потому что это предвещает гибель любому, кто с ним столкнется.
Но в стихотворении эта легенда вдруг приобретает довольно неожиданный смысл: а что, если этот проклятый корабль вовсе не заманивает моряков в глубину бездны, а приглашает за собой туда, куда ещё не проникал ни один из смертных, за край моря, по ту сторону жизни и смерти.
Естественно, это путь в один конец – из этой страны ещё никто не возвращался. Однако, тому, кто рискнет пойти по нему вместе с проклятым капитаном, откроются тайны мироздания и смысл бытия.
И если здесь уже все открытия сделаны, и больше не осталось на земле островов, которые можно открыть, и не к чему больше здесь стремиться и не о чем больше мечтать и жалеть, может быть, имеет смысл принять приглашение проклятого капитана и заглянуть за черту бытия, пусть даже заплатив за это собственной жизнью.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, что приключения – необходимость. Автор рисует нам картину идеальной жизни капитанов, которая наполнена постоянной новизной и свежестью, встрясками и передрягами, доблестью и мужеством, отвагой и смелостью. Их судьба полна красок и эмоций, это и есть идеал.

Гумилев призывает всех быть открытыми порыву и желанию постоянного движения, нельзя довольствоваться долго тем, что имеешь, нужно постоянно идти дальше за новыми приключениями. Главная мысль произведения была жизненной идеологией самого автора.

Размер и рифмовка

Первое стихотворение написано трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев, четвёртое – четырёхстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрёстная. В первых трёх женская рифма чередуется с мужской, в последнем – дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечётная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику. В целом ритмическая организация цикла передаёт динамику, полную деятельности жизнь капитанов.

Творчество Н. С. Гумилева. Анализ стихотворения «Капитаны»

Я душу обрету иную,

Все! Что дразнило, уловя,

Благословлю я золотую

Гумилев – человек редкой индивидуальности и талантливый поэт. Его творчество отличается новизной и смелостью. Писать стихи начал рано, уже в 1900 г. он печатает свое первое стихотворение. Изначально поэт работает под началом Валерия Брюсова, который принадлежал к символистам. Позднее Гумилев примыкает к поэтам-акмеистам. В 1905 г., еще будучи гимназистом, Гумилев издает свой первый сборник «Путь конквистадора». Брюсов писал об этом сборнике: «По выбору тем, по приемам творчества автор явно привыкает к «новой школе» в поэзии. Но пока его стихи – только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные». Стихи этого сборника проникнуты романтикой. Лирический герой добывал звезды с «заснувшего небосклона», постигал «тайны дивных снов». В 1908 г. поэт издает новый сборник «Романтические цветы». Он много путешествует, посещает Египет. Экзотическая страна накладывает яркий отпечаток на его творчество. Он пишет стихотворение «Египет» (1921): Здесь недаром страна сотворила Поговорку, прошедшую мир: – Кто испробовал воду из Нила, Будет вечно стремиться в Каир.

Нужно отметить, что в поэзии Гумилева слышны лермонтовские мотивы и мотивы «экзотического романа».

В 1909 г. выходит его сборник «Жемчуга», в который входит стихотворение «Капитаны»: На полярных морях и на южных. По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. Чья не пылью-затерянных хартий – Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости Клочья пены с высоких ботфорт. Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так что сыпется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет.

Стихотворение «Капитаны» относится к среднему периоду творчества писателя. Оно дышит романтикой моря.

«Капитаны» посвящен великим путешественникам, первооткрывателям. Вся действительность казалась Гумилеву дурным сном, а в поэзии он преображался, представлял себя бесстрашным капитаном, которому не страшны ураганы, бунт на борту корабля. Поэт воспевает мужество и силу капитанов. Его герои напоминают мореплавателей времен Христофора Колумба. Много в этом стихотворении от раннего творчества поэта. Это не только романтичность, но и экзотика. Стихотворение «окрашено» в разные цвета. Здесь и «зеленые зыби морей» и «жемчужные скалы», «золото. кружев» и «розоватые манжеты».

если вдруг случится бунт, «из-за пояса рвут пистолет, так что сыпется золото с кружев. » Неспокойное, безумное море, на котором «гребни волн поднялись в небеса», схожи с воинственным настроением капитанов- не отступать ни перед чем, только великое стремление вперед, преклонение перед подвигами: «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не сорвет паруса».

и царь, генуэзец Колумб Ганнон Карфагенянин, князь Свнегамбий, Синдбад-Мореход и могучий Улисс, О ваших победах гремят в дифирамбе Седые валы, набегая на мыс!

Гумилев как будто переместился во времени и попал в эти райские страны, он призывает к новым открытиям: «Как будто не все пересчитаны звезды. Как будто наш мир не открыт до конца!» Не всегда капитаны со своей командой находились в море, и после долгого плавания они «поспешат в знакомый порт». В заключительной части Гумилев обращает внимание читателей на то, что путешественники – это люди, у которых большая сила духа, великое стремление к познанию нового мира, новых открытий. Все истории, которые посвящены «пенителям моря», самые страшные и таинственные. Ватаге буйной и воинственной Так много сложено историй, Но всех страшней и всех таинственней Для смелых пенителей моря – О том, что где-то есть окраина – Туда, за тропик Козерога!- Где капитана с ликом Каина Легла ужасная дорога.

Гумилев использует в стихотворении «Капитаны» художественно-выразительные средства языка: эпитеты («затерянных», «трепещущих», «покинутый», «острый», «уверенный», «ужасная»), метафоры («сыпется золото с кружев», «безумствует море», «узорные листья лепечут», «смотрят трупы»), цветопись («зеленых», «базальтовых», «жемчужных», «розоватых», «прозрачной», «червонного», «краснее», «черный»), аллитерации («изгибы зеленых зыбей», «бунт на борту обнаружив»). Здесь присутствуют простые, сложные, предложения с восклицательной интонацией. Размер стихотворения – анапест.

«прозу жизни». Автор сумел внушить современникам, что открытия, произошедшие много лет назад, принадлежат мужественным, смелым капитанам, у которых велика сила к познанию неизвестного. Но в мире есть иные области, Луной мучительной томимы. Для высшей силы, высшей доблести Они навек недостижимы.

«Шатер», «Костер», «Огненный столп», «Огненный павильон» и пр. А в 1921 г. Николай Гумилев обвинен в контрреволюционном заговоре. арестован и в августе этого же года расстрелян.

Ссылка на основную публикацию