Анализ стихотворения Капитаны Гумилева

Анализ стихотворения Капитаны Гумилева

Произведение является циклом стихотворений раннего творчества поэта, раскрывающим тематику романтических путешествий по морю, описывающих морскую жизнь и приключения.

Жанровое направление стихотворения представляется в форме элегии, выполненной в композиционной структуре, состоящей из четырех частей, каждая их которых описывает определенные жизненные аспекты мореплавателей в виде отдельного стиха, исполнена в определенном стихотворном размере и состоит из катренов.

Повествование в стихотворениях ведется от имени лирического героя, стремящегося покинуть обыденную жизнь с ее домашним уютом и проблемами.

Первая часть имеет размера стиха в виде трехстопного анапеста, во второй представлен четырехстопный амфибрахий, в третьей части используется трехстопный хорей, а четвертая часть отличается пятистопным ямбом. При этом во всех частях применяется перекрестная рифмовка в виде неполной и полной, сочетающая мужскую и женскую рифмы.

Среди средств художественной выразительности выделяются формы многочисленных эпитетов («дерзостный путь»), сравнений, («как смерть, бледны его товарищи») метафор («безумствует море», «солью моря пропитана грудь»), позволяющих автору создать поэтические образы отважных и смелых моряков.

В соответствии с авторским замыслом в первом стихотворении цикла изображается собирательный образ морского волка, отличающегося смелостью и силой духа в борьбе с морской стихией. Вторая часть стихотворного цикла описывает историю известных морских первооткрывателей и написано в форме романтического гимна. Третье стихотворение имеет образ пиратского романа и повествует о приключениях моряков на суше, а четвертая представляет собой легенду о Летучем голландце, корабле, бороздящем просторы океана десятки лет, при этом в качестве капитана судна выступает призрак капитана, имеющего окровавленную руку.

Стихотворный цикл поэта демонстрирует романтический настрой автора, мечтающего о далеких, неизведанных странах и морских просторах, стремящегося ощутить радость приключений, открытий и испробовать на вкус чувство хмельной победы.

Анализ 2

Став молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны. Молодой поэт хотел убежать от действительности, он стремился в дальние страны для того чтобы ощутить свободу и независимость от всего остального мира, от обыденности.

Цикл «Капитаны» написан в 1909 году и включает в себя четыре произведения, которые объединены общей темой. Первая часть рассказывает о радостях путешествий (в частности морских) воспевает образ «открывателей новых земель», с которыми и сам отправляется в приключения в собственных мыслях и описывает различные особенности существования покорителей морей. Он говорит о шторме, корабельном бунте и множестве других особенностей, которые так привлекают.

«Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?» – такой вопрос задает поэт, когда говорит о покорителях морей. Гумилев ассматривает людей, которые ведут борьбу с невероятно превосходящей по всем параметрам стихией.

Тут вспоминаются самые разнообразные произведения романтизма. Если брать русскую культуру, то перед нами, конечно, возникают картины Айвазовского, которые рассматривают часто человека как ничтожное создание перед лицом моря. Безусловно, люди моря осознают этот факт, но если они выходят против такого соперника и даже оказываются непобежденными, то явно не являются трусами и явно представляют собой нечто большее, чем простой человек.

Если вспоминать мировую культуру, то возникает образ таких произведений как Труженики моря Гюго. Автор там тоже описывает отвагу и доблесть людей, которые противопоставляют себя стихиям.

Во второй части поэт рассматривает отважных первооткрывателей, которые вершили исследовали «страны, куда не ступала людская нога» и различных пиратов, которые тоже в какой-то степени были отважными.

Третья часть рассматривает радость родного порта. Моряки с удовольствием погружаются в «зов дурмана», но также ожидают и «рупор капитана», который может снова призвать к отплытию.

Итоговым стихотворением является рассказ о различных легендах наподобие Летучего Голландца, которые тоже являются частью приключений искателей свободы и отважных людей.

Анализ стихотворения Капитаны по плану

Капитаны

Возможно вам будет интересно

Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях

Произведение по жанровой направленности относится к лирическому творчеству поэта, оттеняющегося философскими размышлениями, которое называется элегией, грустным размышлением о былых событиях.

Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю. Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо

Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора

Произведение Бориса Пастернака восхищает тем, как автор умело передал в своём стихотворении те чувства, которые были у него в душе и сердце. Если читать текст как просто стих, понять ничего нельзя абсолютно

Николай Гумилев — Капитаны: Стих

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!

А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.

Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости
Амулет зажать в полу,
Вы проигрывая в кости
На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.

Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется — другою.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря —

О том, что где-то есть окраина —
Туда, за тропик Козерога! —
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.

Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева

Николай Гумилев с юношеских лет мечтал о дальних странах и морских путешествиях. Позже, уже повзрослев, он совершил несколько научных экспедиций. Однако цикл стихотворений «Капитаны» появился гораздо раньше.

История создания

Цикл состоит из четырех стихотворений, которые были написаны автором в 1909 году, когда он гостил у поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле. Существует версия, что произведения были созданы группой поэтов. Однако согласно воспоминаниям Алексея Толстого, Гумилев несколько вечеров подряд закрывался в своей комнате и работал над циклом. А уже потом прочитал стихи гостям.

В стихотворениях раскрывается тема путешествий по морю, что характерно для эпохи романтизма. В центре находится многогранный образ моряка. И в каждом произведении он раскрывается с разных сторон.

Первая часть описывает идеального капитана в глазах автора. Это бесстрашный и сильный человек, который бросает вызов морской стихии и отмечает на карте «свой дерзостный путь». Такой мореплаватель вызывает у лирического героя восхищение. Ведь это бесспорный лидер, он не боится штормов и ураганов и с легкостью справится с бунтом моряков.

Второе стихотворение посвящено путешественникам и мореплавателям. Гумилев называет некоторые имена: это первооткрыватели 14-18 веков, античные колонизаторы и даже мифические и сказочные персонажи. Но в центре внимания поэта неизвестные герои: пираты, люди, которые искали веру, а также те, кто впервые поплыл не на корабле, а на плоту. Но все эти лица, принадлежащие разным эпохам, объединены общими чертами: отвержение традиций и серых будней. Вместе с тем лирический герой рассуждает о том, что в мире есть земли, которые не были открыты до сих пор. И эта мысль погружает автора в романтические грезы.

Но сколько бы не продолжалось путешествие, моряки возвращаются в родной порт. И этому посвящена третья часть цикла. Ступив на сушу, мореплаватели спешат в таверны, чтобы за бутылочкой сидра рассказать свои истории о далеких странах. Они привыкли к свободе и поэтому берут от этой передышки все: участвуют в драках, играют в карты и продают знатным женщинам обезьянок. Но как только слышится рупор капитана, они покидают свои развлечения и снова отправляются на борт.

Основой для четвертой части послужила легенда о корабле-призраке, Летучем Голландце. По преданиям, это предвестник смерти каждому моряку, который увидит его в море. Но у Гумилева своя трактовка этого мифа. Автор считает, что корабль указывает путь к краю мира. И тот, кто отважится по нему последовать, узнает все тайны мироздания. Пусть даже и придется заплатить за это собственной жизнью.

Таким образом, цикл Николая Гумилева «Капитаны» — это четыре стихотворения, которые открывают для читателей разные аспекты жизни моряков. А основная их мысль заключается в восхищении образами капитанов и мореплавателей, стремление автора повторить их судьбу и пережить удивительные приключения, которое только могут случиться в дальних странах.

Анализ стихотворения «Капитаны» (Н.С. Гумилёв)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2018 · Обновлено 06.11.2018

Николай Гумилев – великий поэт 20 века. Его творчество – это не только лирические произведения, но и литературоведческие материалы – именно он установил правила русского акмеизма, популярного течения в рамках русского модернизма. Он призывал авторов не говорить образно и вычурно, выступал за простой и понятный любому читателю язык, стремился показать близость автора и слушателя.

История создания

«Капитаны» — цикл из 4 стихотворений, написанный Гумилевым летом 1909 года. Опубликовать его целиком поэту удалось спустя год. К сожалению, автор своей перепиской с другом, проживавшем в это самое время также в Коктебеле, не оставляет нам возможности хотя бы додумать красивую и интересную историю создания цикла. Все прозаически просто.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мечты Гумилева

Всю жизнь Николая Гумилева манили путешествия, автор пытался найти идеальное место на земле. В попытке поиска рая он объездил полмира, но так и не смог найти уголок земли, хотя бы отдалённо напоминающий негу. В 1909 году он уже был достаточно известен своими литературными пробами, но к тому времени он еще не совершил свои знаменитые восточные путешествия, поэтому цикл – это некое любительское представление обывателя о капитанах и путешествиях, о их тяжелом ремесле, профессиональных легендах и мифах.

Жанр, направление и размер

«Капитаны» — это сочетание торжественных, патриотических и лирических стихотворений. Если говорить условно, можно отнести цикл к жанру элегии. Стоит отметить, что в 1909 году еще не были провозглашены принципы акмеизма, поэтому смело можно приписать данное творение к произведениям символизма. Символизм в тексте проявляется в том, что образ храброго капитана сравнивается с полной красок жизнью.

Говоря о стихотворном размере, стоит сразу сказать, что данная характеристика лирического произведения различна в каждом стихотворении цикла, постоянной остается только рифмовка, на протяжении всего текста сохраняется перекрестная рифма (АВАВ).

  1. Первое стихотворение написано анапестом, это служит для передачи вне сценической информации, некой предыстории.
  2. Второе стихотворение написано с использованием амфибрахия. Как отмечал известный литературовед Бахтин – именно амфибрахий наиболее подходящий размер для гимнов и торжественных речей.
  3. Третья часть цикла написана хореем, размером наиболее лиричным и подходящим для описания встречи с Родиной.
  4. Заключительное стихотворение написано с использованием ямба. Не по всех частях цикла можно легко определить размер, потому что Гумилев нередко использует пиррихии.

Образы и символы

Система образов и символов в «Капитанах» весьма интересна. Этому способствует относительно большой объем произведения. Все четыре стихотворения соединены центральным образом – лирическим героем – храбрым капитаном, образ которого раскрывается все больше и больше. Капитан – главная часть увлекательного путешествия, он является неким гарантом того, что корабль достигнет своей цели и откроет новые земли.

Главный соперник капитана – море, стихия и всемогущая природа. Интересно заметить, что море у Гумилева нетрадиционное, не голубое с белой пеной. Автор на протяжении всего стихотворения сравнивает море с землей, с ее изгибами зыбей и зелеными валами.

Весьма интересен образ Каина – своеобразного антигероя, портрет которого служит усилением образа «настоящего» капитана. Каин – преступник, которому суждено вечно скитаться по миру в поиске пристанища, а «настоящий капитан» точно найдет негу.

Темы и настроение

  1. Тема в каждом стихотворении цикла своя. В первом стихотворении перед нами открывается картина природы и ее покорения человеком, поиск новых земель. Здесь же нам представлен образ идеального капитана – храброго, внимательного и слегка романтичного. В данной части ремесло моряка намеренно идеализированно: опускаются некоторые трудности этого дела, даже стычки в команде описываются сродни красивым событиям.
  2. В следующей части Гумилев мастерски рисует портреты знаменитых мореплавателей, заслуги которых остаются в веках. Здесь лирический герой пытается примерить на себя образ каждого введенного автором героя, проследить общие черты характера. В данной части в добавление к идеальному капитану рисуется не менее идеальный окружающий мир.
  3. В третьей части «Капитанов» описывает не столько капитанская жизнь, сколько матросская. Стоит отметить, что авторская позиция тут видна отчетлива: он рисует нам картину ужасного мира матросов, которые ждут момента отплытия корабля. На суше они грязные и пьяные, не имеющие смысла в жизни. И только благодаря уму капитанов, только их нахождению на корабле, в мире свободной природы моряки способны быть счастливыми.
  4. В заключительной части цикла описывается легенда о Летучем Голландце, вводится антигерой, но и тут лирический герой не может не указать на благородство капитанов. Хоть Каин и обречен на вечные скитания, он не лишен чувства ответственности перед командой и кораблем.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, что приключения – необходимость. Автор рисует нам картину идеальной жизни капитанов, которая наполнена постоянной новизной и свежестью, встрясками и передрягами, доблестью и мужеством, отвагой и смелостью. Их судьба полна красок и эмоций, это и есть идеал.

Гумилев призывает всех быть открытыми порыву и желанию постоянного движения, нельзя довольствоваться долго тем, что имеешь, нужно постоянно идти дальше за новыми приключениями. Главная мысль произведения была жизненной идеологией самого автора.

Средства художественной выразительности

«Капитаны» наполнены высоко образными средствами художественной выразительности, особенно эпитетами и метафорами.

  1. «Меж базальтовых скал и жемчужных» — красивый эпитет, подчеркивающий драгоценность тех мест, через которые проплывает судно капитана.
  2. «Быстрокрылые» — легкое сравнение парусов корабля с крыльями птицы.
  3. «Дерзостный путь» — образный эпитет, который наиболее точно раскрывает характер капитанов – непримиримый и смелый.
  4. Также для уточнения образа капитанов Гумилев вводит эпитет «острый и уверенный взгляд». Самой образной метафорой является сравнение капитанов с «паладинами зеленого храма», где под храмом подразумевается море.

Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева

Н. Гумилев с детства грезил о дальних краях. Повзрослев, он осуществил свою мечту, мотивы же путешествий появились в его творчестве задолго до того, как поэт побывал в экзотических странах. Стихотворению о мореплавателях посвящена эта статья. Изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Капитаны» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1909 г. когда поэт гостил у Максимилиана Волошина в Коктебеле.

Тема стихотворения – жизнь и приключения мореплавателей.

Композиция – «Капитаны» – цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. Соответственно, по смыслу стихотворение делится на четыре части.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – первое стихотворение написано трехстопным анапестом, второе – четырехстопным амфибрахием, третье – трехстопным хореем, четвертое – пятистопным ямбом; рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«солью моря пропитана грудь», «безумствует море», «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина».

Эпитеты«полярные моря», «дерзостный путь», «трепещущий мостик», «острый, уверенный взгляд», «многозвездная».

Сравнения«как смерть, бледны его товарищи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества Н. Гумилева. Его поэт создал, когда гостил у своего друга Максимиана Волошинав 1909 г. Очевидцы вспоминали, что цикл был написан за несколько вечеров. Видимо, так сильно вдохновила Николая Степановича морская природа Коктебеля.

Существует мнение, что «Капитаны» – коллективное творение нескольких поэтов, гостивших у Волошина. Эта версия была опровергнута А. Толстым. Он вспоминал, как несколько вечеров подряд Гумилев работал над стихами. Он даже запирался в комнате, чтобы ему не мешали. После напряженного творческого процесса Николай Степанович прочитал стихотворения друзьям.

В стихотворении автор раскрыл тему морских путешествий, характерную для литературы эпохи романтизма. В центре произведения образ моряка. Он сборный и многоликий, в каждом произведении цикла открывается его определенная грань.

В первой части создается обобщенный образ капитана. Это смелый, сильный человек, который всегда готов бросить вызов морской стихии и отметить на карте «дерзостный путь» .

Вторую часть Н. Гумилев посвятил всем путешественникам и первооткрывателям. В ней он перечисляет имена наиболее известных мореплавателей. Он не забывает ни об одном поколении смельчаков, упоминая даже о людях «на первом плоту» . Поэт уверен, что этим людям опостыли родные края, поэтому они и отправились на поиски приключений.

О пребывании моряков на суше автор рассказывает в третьем произведении цикла. Создано оно в духе пиратских романов. Причалив к берегу, моряки спешат в таверны, где за бутылкой сидра рассказывают о том, что видели в далеких краях. Гулянья продолжаются «от заката до утра» . Моряки, привыкшие к свободе, не прочь порезвиться и за пределами таверн. Они затевают драки, продают знатным иностранкам обезьянок и играть в карты. Веселье прекращается, как только покорители морей слышат рупор капитана.

Четвертая часть основана на легенде о Корабле Летучего Голландца. Согласно преданью, он сотни лет бороздит морские просторы. За штурвалом корабля-призрака капитан с окровавленной рукой, а члены его команды бледны, «как смерть» . Автор уверен, что таинственный указывает путь, ведущий к краю моря.

Композиция

«Капитаны» – цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. По смыслу цикл делится на четыре части. Каждая часть состоит из катренов.

Жанр стихотворения – элегия, ведь лирический герой утопает в грезах о капитанах. Произведения цикла отличаются с точки зрения стихотворного размера: первое написано трехстопным анапестом, второе – четырехстопным амфибрахием, третье – трехстопным хореем, четвертое – пятистопным ямбом. В тексте используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Средства выразительности

Чтобы оригинально интерпретировать тему путешествий и приключений мореплавателей, Н. Гумилев использовал средства выразительности. Они же помогли создать сборный образ отважного моряка. В тексте есть метафоры – «солью моря пропитана грудь», «безумствует море», «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина» ; эпитеты – «полярные моря», «дерзостный путь», «трепещущий мостик», «острый, уверенный взгляд», «многозвездная» и сравнение – «как смерть, бледны его товарищи».

🐬Капитаны

  • 🍁 Природа
  • 😢 Гумилёв

Цикл из четырёх стихотворений «Капитаны» написан в 1909 году, когда душа молодого Гумилёва стремилась к покорению морской дали из знойного и пропитанного пылью Коктебеля. Настоящие путешествия поджидают Николая позже, пока же он пишет, выражая страсть к океану из прочитанных книг, подпитывая её собственным воображением.

«Капитаны» – это стихотворный гимн покорителям морей, которым не страшны бури и бунты экипажа, они готовы вести судно в самую пучину океана и улыбаются, глядя в лицо смерти.

Стих первый

Анализируя первое стихотворение, мы видим, что в нём поэт с восторгом отдаёт дань должного капитанам, в мыслях стоя с ними на палубе и принимая грудью морские брызги. Это они открывают нам новые земли, часто принося взамен собственные жизни, они усмиряют бунты моряков и с открытым забралом идут на кита.

Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Среди капитанов не может быть трусов, ведь он не сможет стоять один на один с грозным океаном, принимая его вызов. Гумилёв с ними и, кажется, готов прямо сейчас сменит перо поэта на брабантские манжеты капитана.

Стих второй

Во втором стихотворении цикла Гумилёв снимает шляпу уже не перед обезличенным капитаном, а перед конкретными личностями, доказавшими свою морскую удаль. Тут и Лаперуз, и Гонзальво, и Сенегамбий, и Колумб. Все они достойны оды, каждый из них легенда и их имена навсегда останутся в памяти людей и будут примером удали и отваги.

О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!

Николай хочет быть на них похожим, он мечтает сделать новые открытия и первым ступить на новую землю, подарив её всему человечеству.

Стих третий

Настоящий моряк должен быть не только отважным, но и уметь покутить на всю катушку, что помогает не забыть, как ходить по твёрдой земле в ауре кабацких паров. Таверна для них всегда второй дом, полжизни проходит среди волн, вторая половина среди изобилия рома. Это близко русскому человеку, хотя лично Гумилёв и не имел особой страсти к алкоголю.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра.

В таверне моряков поджидают мулатки, которые готовы их отблагодарить своим телом за морские подвиги и сидр льётся рекой, пока капитан не скажет «Стоп» и не призовёт их снова на палубу. Капитанский рупор останавливает портовую жизнь и моряк за минуту превращается из кабацкого гуляки в морского дьявола.

Стих четвёртый

В крайнем стихе Гумилёв отдаётся мистике и вспоминает морские байки (а байки ли?) про Летучего Голландца. Его команда вечность бороздит моря и океаны, наводя ужас даже на былых морских псов. Да, они не боятся ни ветра, ни мели, но бессильны перед высшими силами, перед мистическим Летучим Голландцем и его сумрачной командой.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.

Голландец несётся к краю земли, чтобы узнать тайны мироздания, и каждый моряк при всём страхе желает встретить в океане его и пожелать удачи бессмертной команде или встать в её ряды.

Цикл бурей проносит нас от реальности до мистики, буквально сквозь время видна любовь Гумилёва к океану и желание странствовать и делать открытия для людей. К сожалению, рок не позволит Николаю прожить долгую романтичную жизнь, но его стремление вперёд и нежелание стоять на месте всегда будут достойны уважения.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кенгуру Гумилева

Кратко о главном

Стихи написаны в жанре элегии в разных стихотворных размерах – четырёхстопный анапест, четырёхстопный амфибрахий, трёхстопный хорей и пятистопный ямб. В качестве средств выразительности использованы метафоры (безумствует море, солью моря пропитана грудь и др.) и эпитеты – трепещущий мостик, полярные моря, ночи многозвёздной и т д.

Текст

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!

А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.

Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости
Амулет зажать в полу,
Вы проигрывая в кости
На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.

Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется — другою.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря —

О том, что где-то есть окраина —
Туда, за тропик Козерога! —
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.

Слушаем стих аудио

«Капитаны» Н. Гумилев

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!

А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется – в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.

Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости
Амулет зажать в полу,
Вы проигрывая в кости
На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.

Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется – другою.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря –

О том, что где-то есть окраина –
Туда, за тропик Козерога! –
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.

Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», – вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», – отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

1033,Гумилев «Капитаны» анализ стихотворения — разбираемся основательно

Николай Гумилев – великий поэт 20 века. Его творчество – это не только лирические произведения, но и литературоведческие материалы – именно он установил правила русского акмеизма, популярного течения в рамках русского модернизма. Он призывал авторов не говорить образно и вычурно, выступал за простой и понятный любому читателю язык, стремился показать близость автора и слушателя.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вечер Гумилева

Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

Часть I

С первых же строк читателя с ног до головы окатывают солёные морские волны, он слышит шум прибоя, хлопанье парусов и скрип такелажа. Под ногами – ходуном ходит палуба, а под ней – зелёная бездна океана.
Рассекая бушпритом волны, на всех парусах мчится вперед быстрокрылый корабль.
Мчится он не сам по себе, а направляемый железной рукой и волей капитана – главного героя стихотворения.
Капитаны – люди удивительной профессии и удивительной судьбы.
Морские бродяги, прикрывшие богатым камзолом израненную одиночеством душу и бросившие вызов не только всему человечеству, но и самой природе.
Или отчаянные храбрецы, скрывающие под благородным происхождением ненасытную жажду странствий.
Суровые морские волки, пропитанные солью и славой, у которых в груди под кирасой бьётся честное и верное сердце.
Это настоящие мужчины, дерзкие и отчаянные, мужественные и нежные одновременно, до головокружения влюбленные в море и не представляющие своей жизни без него.
Они прошли огонь, воду и медные трубы, они много раз смотрели в лицо смерти, они знают цену дружбе, они испытали боль предательства, они вкусили блаженный яд любви.
Их обветренные руки умеют все: сжимать штурвал корабля, эфес шпаги и рукоятку пистолета, проложить иглой на карте курс корабля, перевязать истекающего кровью друга, нежно обнимать плечи любимой женщины, и украшающие их брабантские манжеты – не пустая прихоть или пижонство, а королевский знак качества, отличающий настоящий мужчин.
Им неведом страх, они презирают опасности, и не важно, от кого именно они исходят: от бушующей стихии или от своего же экипажа, который вдруг вздумал взбунтоваться.
Недрогнувшей рукой, капитан способен пресечь мятеж, одним движением сорвав с пояса пистолет и отправив бунтарей на корм рыбам. На крайний случай сбоку у него всегда под рукой длинная боевая шпага, готовая в любую минуту защитить честь своего капитана, и поэтому первый, кто посмеет приблизиться к нему на расстояние клинка, поплатится за это своей жизнью.
Корабль – не просто средство для достижения цели, но и верный и надёжный друг капитана, который никогда его не предаст и не подведет, в котором капитан уверен, как в самом себе, и который является для капитана как бы продолжением его самого.
Капитан и корабль – одно целое, поэтому загорелые руки капитана, утопающие в пене брабантских кружев, уверенно сжимают штурвал и ведут корабль туда, куда зовёт его судьба.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества Н. Гумилева. Его поэт создал, когда гостил у своего друга Максимиана Волошинав 1909 г. Очевидцы вспоминали, что цикл был написан за несколько вечеров. Видимо, так сильно вдохновила Николая Степановича морская природа Коктебеля.

Существует мнение, что «Капитаны» – коллективное творение нескольких поэтов, гостивших у Волошина. Эта версия была опровергнута А. Толстым. Он вспоминал, как несколько вечеров подряд Гумилев работал над стихами. Он даже запирался в комнате, чтобы ему не мешали. После напряженного творческого процесса Николай Степанович прочитал стихотворения друзьям.

Капитаны

Часть II

В следующей части читателю открываются имена анонимных до этого прославленных морских героев: это и легендарный Колумб, первооткрыватель Америки, и загадочный Синдбад-мореход, и античный Одиссей.
В этот же список врываются и лихие пираты Карибского моря под командованием капитана Блада.
В одном строю с ними стоит и юный Дик Сенд – пятнадцатилетний капитан.
Где-то в глубине океана бесшумно следует за ними таинственный капитан Немо на своём «Наутилусе».
Здесь все отважные покорители морской стихии, названные и не названные по имени, потому что вторая часть стихотворения – своего рода гимн всем великим капитанам всех времен, начиная с самого первого капитана – Ноя и его легендарного Ковчега.
И хотя Америка давным-давно открыта и переоткрыта, и Ковчег уже несколько тысяч лет стоит на причале в Араратских горах, а читателя все равно не покидает чувство, что где-то есть ещё необитаемый остров, который ждёт имени его.
И так и хочется подтянуть ботфорты, надвинуть на лоб треуголку, снарядить корабль и отправиться на поиски своего острова сокровищ.

Темы и настроение

  1. Тема в каждом стихотворении цикла своя. В первом стихотворении перед нами открывается картина природы и ее покорения человеком, поиск новых земель. Здесь же нам представлен образ идеального капитана – храброго, внимательного и слегка романтичного. В данной части ремесло моряка намеренно идеализированно: опускаются некоторые трудности этого дела, даже стычки в команде описываются сродни красивым событиям.
  2. В следующей части Гумилев мастерски рисует портреты знаменитых мореплавателей, заслуги которых остаются в веках. Здесь лирический герой пытается примерить на себя образ каждого введенного автором героя, проследить общие черты характера. В данной части в добавление к идеальному капитану рисуется не менее идеальный окружающий мир.
  3. В третьей части «Капитанов» описывает не столько капитанская жизнь, сколько матросская. Стоит отметить, что авторская позиция тут видна отчетлива: он рисует нам картину ужасного мира матросов, которые ждут момента отплытия корабля. На суше они грязные и пьяные, не имеющие смысла в жизни. И только благодаря уму капитанов, только их нахождению на корабле, в мире свободной природы моряки способны быть счастливыми.
  4. В заключительной части цикла описывается легенда о Летучем Голландце, вводится антигерой, но и тут лирический герой не может не указать на благородство капитанов. Хоть Каин и обречен на вечные скитания, он не лишен чувства ответственности перед командой и кораблем.

Часть III

Третья часть направляет уставших от изнурительных походов матросов к родным берегам, откуда ещё издали они замечают дружеский свет знакомого маяка.
Кораблю тоже требуется отдых, замена парусов, чистка днища от налипших ракушек, и потому капитан уверенной рукой ведёт корабль в родной порт.
Ступив на берег, матросы напрочь забывают и про корабль, и про капитана, и с жадностью пускаются во все тяжкие, наверстывая то, чего так долго были лишены в море: они с головой окунаются в кутежи, пьяные пирушки, азартные игры и весёлых женщин, тут же спуская все, что было заработано или награблено за время похода.
В себя их приводит только сигнал к отплытию, которым капитан вновь зовет их на корабль: передышка окончилась, впереди новые приключения и новые открытия.

Композиция

«Капитаны» – цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. По смыслу цикл делится на четыре части. Каждая часть состоит из катренов.

Часть IV

Четвертая – самая таинственная и зловещая часть из всего стихотворения.
Читателя ждёт встреча с самым мрачным из всех капитанов – Летучим Голландцем.
Встреча с этим кораблем-призраком – ужас для моряков, потому что это предвещает гибель любому, кто с ним столкнется.
Но в стихотворении эта легенда вдруг приобретает довольно неожиданный смысл: а что, если этот проклятый корабль вовсе не заманивает моряков в глубину бездны, а приглашает за собой туда, куда ещё не проникал ни один из смертных, за край моря, по ту сторону жизни и смерти.
Естественно, это путь в один конец – из этой страны ещё никто не возвращался. Однако, тому, кто рискнет пойти по нему вместе с проклятым капитаном, откроются тайны мироздания и смысл бытия.
И если здесь уже все открытия сделаны, и больше не осталось на земле островов, которые можно открыть, и не к чему больше здесь стремиться и не о чем больше мечтать и жалеть, может быть, имеет смысл принять приглашение проклятого капитана и заглянуть за черту бытия, пусть даже заплатив за это собственной жизнью.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, что приключения – необходимость. Автор рисует нам картину идеальной жизни капитанов, которая наполнена постоянной новизной и свежестью, встрясками и передрягами, доблестью и мужеством, отвагой и смелостью. Их судьба полна красок и эмоций, это и есть идеал.

Гумилев призывает всех быть открытыми порыву и желанию постоянного движения, нельзя довольствоваться долго тем, что имеешь, нужно постоянно идти дальше за новыми приключениями. Главная мысль произведения была жизненной идеологией самого автора.

Размер и рифмовка

Первое стихотворение написано трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев, четвёртое – четырёхстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрёстная. В первых трёх женская рифма чередуется с мужской, в последнем – дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечётная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику. В целом ритмическая организация цикла передаёт динамику, полную деятельности жизнь капитанов.

Ссылка на основную публикацию