Анализ стихотворения Две розы Гумилева

Анализ стихотворения Две розы Гумилева

Любовь – одна из основных тем лирики для поэтов во все времена. Речь идет не только об универсальности этой темы, но и о возможности отыскать тут множество оттенков и акцентов. Гумилев рассматривает любовь как часть небесного знания, то есть изначально практически недоступного человеку, любовь – божественная тайна, так заведено Господом.

Символически поэт представляет любовное чувство в двух разных ипостасях, хотя, понятное дело, таковых может быть намного больше. Итак, перед нами нежно-розовая влюбленность и пурпурная любовь, так сказать, созревшая полностью. При этом каждый вариант оказывается на Пороге Знанья, то есть относятся к той области, где появляется возможность постигать нечто высшее.

Почему Гумилев рассказывает только о двух этих типах роз остается загадкой. Вероятно, поэт рассмотрел тут какую-то возможность выразить собственные мысли на этот счет. Он считает розы каким-то вариантом соединения совершенно разных сфер.

С одной стороны у него розы являются эмблемой страстности, которая в свою очередь относится только к земной сфере, но при этом розы воплощают собой разные формы любви, которая, по сути, является частью тайных знаний Неба. При этом розы располагаются на пороге Эдема, то есть не на Небе, но близко к нему, символы в преддверии чего-то иного, но только на пороге. Возможно, также в этом поэт указывал на постижение мира через любовь, то есть, когда человек отправляется в путь к знанию, он встречает тут или иную форму любви и после этого может далее приобщиться к небесному знанию.

Если знать биографию писателя, то следует отметить его завязавшийся роман с Ахматовой, с которой он старался завести отношения, однако не встречал взаимности. После того как он покорил поэтессу, то и написал данное стихотворение. Исходя из этого Две розы могут быть прочитаны как описание поэтом своих внутренних переживаний относительно неразделенной любви и этапов любовного чувства.

После того как Гумилев добился взаимности, он был несказанно рад этому факту и действительность могла казаться ему близкой к небесным сферам, он мог чувствовать себя открывателем высшего знания, впрочем, как полагается поэту. Соответственно, растущие в собственной душе чувства могли рассматриваться поэтом как некие предтечи рая. Отсюда и вопрос относительно того к чему относится столь многогранное и загадочное чувство любовь.

Вариант 2

Произведение было написано в 1911 году, напечатали его же было в 1912 году в сборнике “Чужое небо”. В данном стихотворении Гумилев рассуждает о сущности любви человека. На написание данного произведения его побудило серьезное событие в жизни автора – его возлюбленная, Анна Ахматова, ответила ему взаимностью. Из-за неразделенной любви Гумилев даже пытался наложить на себя руки. И вот неопределенность в его жизни закончилась, Анна ответила взаимностью, и в сердце поэта началась оттепель. Много лет ушло на это, и Гумилев дал себе обещание себе быть счастливым не смотря ни на что.

В произведении используются розы, как 2 типа любви: нежно-розовая – символ романтики и ярко-красная – символ страсти. Автор считает, что последняя роза не достойна быть входа в Эдем, где царит умиротворение и целомудрие. Эти розы находятся на “Пороге Знанья”, пройдя через него, можно постичь все грани любви. На основании своего опыта он говорит о том, что любовь может не только приносить счастье, искушение, но и душевная боль, разочарование, муки. Разобраться в этом далеко не так легко, и далеко не каждый человек может совладать с этими чувствами, сам же Гумилев пытался наложить на себя руки из-за боли, которую ему приносили отказы Анны Ахматовой. Именно поэтому Николай считал, что Всевышний скрыл тайну возникновения любви, и почему она так многогранна и может приносить противоречивые эмоции.

Темой стихотворения является : двойственность любви. Основная же мысль произведения – любовь всегда возвышает человека, наделяя его неограниченными силами, для чего-либо. Действительно, когда человек влюблен, он способен на многое. Невозможно назвать всего спектра возможностей человека, который смотивирован любовью, на что он только не пойдет, чтобы добиться сердца возлюбленной. Те же сказки с детства нам говорят : чтобы добиться взаимности от девушки, к которой вы питаете чувства, нужно пройти через множества испытаний, в том числе и огнедышащего грозного дракона.

Анализ стихотворения Две розы по плану

Две розы

Возможно вам будет интересно

«Признание» Александра Пушкина – одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском.

Произведение Державина «Бог» – это ода, хвалебная песнь. В ней он воспевает величие Творца, рисуя непостижимость его образа для простого смертного. Но, следуя за восхваляющими строками

Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.

Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо

Став молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны.

«Две розы», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Две розы» Гумилёв написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвящённое рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому так стремился Гумилёв. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилёва, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике «Чужое небо» (1912).

Литературное направление и жанр

В стихотворении представлены образы, которые можно трактовать как символы. Так что стихотворение – дань символизму. Для поэта важны не розы сами по себе, а розы как символическое воплощение любви, разных её типов или этапов (здесь мнения исследователей не совпадают). Эмблема – это и есть символическое обозначение чего-нибудь, в данном случае роза – эмблема страстности.

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе Гумилёв раскрывает символическое значение образов розы. Благодаря этому и остальные образы нужно трактовать как символы, например, образ райского сада – Эдема.

В первой же строфе обозначено философское противоречие, которое конкретизируется в последней строфе в виде вопроса. Это противоречие заложено в самой природе страсти, связанной с земным и небесным.

Вторая строфа описывает любовь, страсть через изображение её символов – роз.

В третьей строфе лирический герой формулирует философский вопрос: если любовь божественна, близка к одному из таинств, то почему она так губительна?

Символическая картинка цветущих у ворот роз – это только иллюстрация к философским раздумьям лирического героя. Эти две части стихотворения сочетаются гармонично. Розы описывают первые две строки первой строфы, вся вторая и первая строка третьей строфы (всего 7 строк из 12). Выводы лирический герой делает во второй части первой строфы и в трёх строчках последней.

Тема стихотворения – рассуждения о двойственной природе любви.

Основная мысль: любовь – всеобъемлющее чувство, которое может проявляться по-разному в разном возрасте и у разных личностей. Но любовь всегда возвышает, наделяет любящего почти божественными качествами и возможностями.

Тропы и образы

В стихотворении важны все детали, даже самые мелкие. Розы расцвели не в самом Эдемском саду, а перед его воротами. Они только на «Пороге Знанья», только соприкасаются с божественным. Важно также, что розы две (это подчёркнуто и в названии). Очевидно, они растут по обе стороны ворот. Влюблённых всегда двое, но розы не влюблены друг в друга, они – женское воплощение любви . Лирический герой подчёркивает индивидуальность каждой страсти.

Нежно розовеющая роза (наречный эпитет) сравнивается со смущённой милым девой. Другая роза тёмно-красная. Этот цвет обозначен сразу и эпитетом пурпурная и глаголом рдеет. Метафора обожжена огнём любви ещё усиливает красный цвет.

Лирический герой не считает, что божественного знанья достойна только одна из роз. Оба этапа (или вида) любви приближают человека к Богу. Противительный союз а в начале третьей строфы подчёркивает равенство всех влюблённых перед Богом.

Стихотворение богато метафорами, связанными со страстностью. Метафора страстность – детище земли подчёркивает земную природу страсти. Метафора тайна страстного сгоранья – иносказание любви.

Символическое значение имеют в стихотворении образы роз, Эдемского сада, Порога Знанья. Порог Знанья – это символическое определение того, что случилось в Эдеме с Адамом и Евой. Съев запретный плод, человек стал знающим, как Бог (так обещал ему Змей, дьявол). По мысли Гумилёва, человек, охваченный страстью, как будто готов съесть запретный плод, стать богоподобным.

Влюблённый человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма – направления, в котором образы и восприятие подобны незамутнённому восприятию Адама до грехопадения.

В стихотворении Гумилёв традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.

Всё стихотворение написано в высоком стиле, который обеспечивает церковнославянская лексика (Всевышний, Эдем, дева, страсть). Лирический герой, поднимая земную любовь до уровня церковного таинства, уравнивая её с венчанием, создаёт и предлагает читателю новую систему ценностей, отличную от христианских.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения Гумилева Две розы

Натура Николая Гумилева дает понять, что он был достаточно романтичным человеком. Невзирая на периоды неразделенной любви, душевных ран и опустошений, поэт смог насладиться жизнью, в каких бы проявлениях она перед ним не предстала. Душевные муки терзали его, он старался добиться расположения своей избранницы. Гумилев был несчастлив, но в тот момент он знал, что любовь это испытание и искушение, которое нужно выдержать, чтобы быть счастливым в конце. Шли года, поэт не переставал любить и надеяться. Решив быть счастливым, чтобы не случилось, Николай получил подарок судьбы. Любимая оказалась рядом.

Считая себя самым счастливым человеком, которому ответили на чувства, в 1911 году Гумилев пишет стихотворение “Две розы”, полностью посвященное этому времени его жизни. На первый план выходят рассуждения о природе любви. Николай красочно переносит читателей к вратам небесного сада, возле которых находится вход в рай. Герой замечает, что у самого входа неожиданно распустились две розы. Ему становится очень любопытно, он в смятении и недоумении, откуда и каким образом эти розы оказались и выросли здесь. Было принято считать, что розы олицетворялись только с земными чувствами, откуда же тогда они на небесах?

Самим же цветам в стихотворении отводится главная роль. С одной стороны эти нежные бутоны олицетворяют смущенную девушку. Возникает мысль о тайных помыслах, несмелых взглядах и самое главное чувствах, которые только что начали зарождаться. С другой стороны, это цветок греховности, любви и страсти. Гумилев просто уверен, что красному цветку не место там, где царит целомудрие и умиротворение. Образы, которые предстают в стихотворении, трактуются как символы. Цветы, как таковые, для поэта не важны, он больше всматривается в их символичное значение. Все больше возникает рассуждение именно о двойственности любви.

Выросшие розы смогут помочь прочувствовать весь механизм любви. В ней присутствует все: страсть, искушение, радость. Многие еще не знают, что за хорошим может прятаться разочарование и боль. Дать оценку своим чувствам и разобраться во всем, может далеко не каждый, ведь зачастую поступками руководит сердце. Известно, любящее сердце не дает здравой оценки, оно опирается исключительно на чувства.

Замысел стихотворения лежит в том, что герой пытается понять, насколько велика и сильна любовь. Почему кому-то она приносит умиротворение и уверенность, а для других становится непосильной ношей и тяжелым грузом по жизни. Любящий человек оказывается на пороге в рай, но он видит лишь две розы, растущие по разные стороны ворот. Как известно влюбленных двое, они как розы – имеют свою индивидуальность и неповторимость, и не всегда их чувства взаимны.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Две розы

Популярные темы анализов

Стихотворение было написано в 1956 году, Пастернак в то время уже был пожилым человеком. В момент написания произведения писателю было 66 лет и возможно это стихотворение описывает опыт самого писателя.

Владимир Владимирович Маяковский был не только уникальным поэтом, но и разносторонним человеком. При этом, многие знакомые с ним люди утверждали, что это довольно таки непонятный, сложный, необыкновенный,

Один из самых талантливых русских поэтов, один из основоположников символизма, переводчик(знал 16 языков!), а также литературный критик. Своими произведениями внес большой вклад в развитие русской литературы. В своих работах искал

Ф.И. Тютчев был не только выдающимся поэтом, навсегда оставившим свой след в литературе, н и потрясающим философом, тонко чувствующим мир. В его произведениях прослеживается влияние А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и А. А. Фета.

Далеко не секрет, что великий русский писатель Жуковский Василий Андреевич являлся крупнейшим представителем поэтического романтизма на протяжении всей своей литературной деятельности. Вклад, который он внес в создание новой поэзии, просто огромен,

Читайте также:  Анализ стихотворения Память Гумилева

Анализ стихотворения Гумилева Две розы

«Две розы» Н.Гумилев

«Две розы» Николай Гумилев

Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза — страстности эмблема,
А страстность — детище земли.

Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.

А обе на Пороге Знанья…
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!

Анализ стихотворения Гумилева «Две розы»

Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что будет счастлив, что бы ни случилось, ведь судьба оказалась к нему благосклонной, подарив возможность быть рядом с любимым человеком.

Природа высоких чувств с ранней юности занимала Гумилева. Когда он был несчастлив, то считал, что любовь – это искушение и тяжелое испытание, которое нужно с честью выдержать. Однако, получив ответ на свои чувства, поэт осознал, что является самым счастливым человеком на свете. Именно под воздействием эйфории первого года совместной жизни с Ахматовой и было написано стихотворение «Две розы» (1911), в котором автор задается все тем же вопросом. Прибегая к иносказанию, автор переносит читателей к вратам Эдема – небесного сада, который принято считать входом в рай. Перед ними распускаются две розы, «страстности эмблема», и поэт недоумевает: почему именно здесь выросли эти цветы, которые являются олицетворением земных чувств.

Любовь для Гумилева существует в двух ипостасях. Первая из них представляет собой нежно-розовый цветок, который автор сравнивает со смущенной девой. Эта роза – символ зарождающихся чувств, несмелых взглядов и тайных помыслов. Вторая ипостась представляет собой то, что принято именовать единством страсти и любви. Это – ярко-красный цветок, наполненный чувственностью и имеющий греховную суть. По мнению Гумилева, такой розе не место у входа в Эдем, где правят бал умиротворение и целомудрие.

Однако обе розы находятся «на Пороге Знанья», переступив который, можно постичь тайный механизм любви, которая многогранна и удивительна по своей природе. В ней присутствуют не только страсть, радость и искушение, но и боль, разочарование, душевные муки. Но разобраться в этом запутанном клубке эмоций под силу далеко не каждому человеку. Особенно, если его мыслями и поступками руководит не разум, а сердце. Именно поэтому Гумилев приходит к выводу, что Всевышний «тайну страстного сгоранья к небесным тайнам приобщил», т.е. скрыл от простых смертных то, как именно зарождается любовь, и почему в одних случаях она дарит ощущение полета, а в других становится неподъемных грузом.

Две розы
Стихотворение Николая Гумилева

Перед воротами Эдема Две розы пышно расцвели, Но роза — страстности эмблема, А страстность — детище земли. Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена, Другая, пурпурная, рдеет, Огнем любви обожжена. А обе на Пороге Знанья. Ужель Всевышний так судил И тайну страстного сгоранья К небесным тайнам приобщил.

Николай Гумилев.
Стихотворения и поэмы.
Москва: Современник, 1989.

Николай Гумилёв Две розы Двете рози

„ДВЕ РОЗЫ”
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

Пред портите на рая – дивни
две рози с пищна красота,
но розата на страст е символ,
а земна рожба е страстта.

Едната мило розовее
като девица с нежен свян,
а другата сред пурпур грее,
познала там любовен плам.

На прага мъдър на вселената
така Всевишният реши:
жарта на страстното горене
към райски тайнства приобщи!

* Литературно-художественный альманах „Иртышъ Омь” № 13, 2014.

Ударения
ДВЕТЕ РОЗИ

Пред пОртите на рАя – дИвни
две рОзи с пИштна красотА,
но рОзата на стрАст е сИмвол,
а зЕмна рОжба е страсттА.

ЕднАта мИло розовЕе
катО девИца с нЕжен свЯн,
а дрУгата сред пУрпур грЕе,
познАла тАм любОвен плАм.

На прАга мЪдър на вселЕната
такА ВсевИшният решИ:
жартА на стрАстното горЕне
към рАйски тАйнства приобштИ!

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Николай Гумилёв
ДВЕ РОЗЫ

Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза – страстности эмблема,
А страстность – детище земли.

Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.

А обе на Пороге Знанья.
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил!

—————
Руският поет и преводач Николай Гумильов (Николай Степанович Гумилёв) е роден на 3/15 април 1886 г. в Кронщадт. Като един от водещите руски представители на течението акмеизъм в творчеството си поетът често разглежда силният човек, воинът – „Романтические цветы” (1908 г.), „Костер” (1918 г.), „Огненный столп” (1921 г.). Известни са поемата му „Блудный сын” в стихосбирката му „Чужое небо” (1912 г.), книгата „Колчан” (1916 г.), драматичната приказка „Дитя Аллаха” (1917 г.), драматичната поема „Гондла” (1917 г.) и др. На 25 август 1921 г. близо до Петроград Гумильов е разстрелян като участник в контрареволюционен заговор. През 1991 г. делото му е преразгледано в съда и поетът посмъртно е обявен за невинен.

© Красимир Георгиев. 2012
2071306425

Красимир, здравствуйте! Большая Вам Благодарность за чудесный перевод прекрасного стихотворения Н.Гумилёва “Две Розы”! Тонко и изысканно переданы в Вашем переводе чувственная изящность строк произведения Русского Поэта! Спасибо Вам! С благодарностью и искренним уважением,

На это произведение написано 5 рецензий . здесь отображается последняя, остальные – в полном списке .

Николай
Гумилёв

Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Две розы»

Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что будет счастлив, что бы ни случилось, ведь судьба оказалась к нему благосклонной, подарив возможность быть рядом с любимым человеком.

Природа высоких чувств с ранней юности занимала Гумилева. Когда он был несчастлив, то считал, что любовь – это искушение и тяжелое испытание, которое нужно с честью выдержать. Однако, получив ответ на свои чувства, поэт осознал, что является самым счастливым человеком на свете. Именно под воздействием эйфории первого года совместной жизни с Ахматовой и было написано стихотворение «Две розы» (1911), в котором автор задается все тем же вопросом. Прибегая к иносказанию, автор переносит читателей к вратам Эдема – небесного сада, который принято считать входом в рай. Перед ними распускаются две розы, «страстности эмблема», и поэт недоумевает: почему именно здесь выросли эти цветы, которые являются олицетворением земных чувств.

Любовь для Гумилева существует в двух ипостасях. Первая из них представляет собой нежно-розовый цветок, который автор сравнивает со смущенной девой. Эта роза – символ зарождающихся чувств, несмелых взглядов и тайных помыслов. Вторая ипостась представляет собой то, что принято именовать единством страсти и любви. Это – ярко-красный цветок, наполненный чувственностью и имеющий греховную суть. По мнению Гумилева, такой розе не место у входа в Эдем, где правят бал умиротворение и целомудрие.

Однако обе розы находятся «на Пороге Знанья», переступив который, можно постичь тайный механизм любви, которая многогранна и удивительна по своей природе. В ней присутствуют не только страсть, радость и искушение, но и боль, разочарование, душевные муки. Но разобраться в этом запутанном клубке эмоций под силу далеко не каждому человеку. Особенно, если его мыслями и поступками руководит не разум, а сердце. Именно поэтому Гумилев приходит к выводу, что Всевышний «тайну страстного сгоранья к небесным тайнам приобщил», т.е. скрыл от простых смертных то, как именно зарождается любовь, и почему в одних случаях она дарит ощущение полета, а в других становится неподъемных грузом.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Памятник»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Признание»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Разлука»
  • Анализ стихотворения Юлии Друниной «Зинка»
  • Анализ стихотворения Юлии Друниной «Я столько раз видала рукопашный. »

Сборник «Чужое небо»

Перед воротами Эдема

Две розы пышно расцвели,

Но роза — страстности эмблема,

А страстность — детище земли.

Стихотворение Гумилёва Н. С.
«Две розы»

“Две розы”

Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза – страстности эмблема,
А страстность – детище земли.
Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.
А обе на Пороге Знанья.
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил.

См. также Николай Гумилёв – стихи (Гумилёв Н. С.) :

Дева-птица
Пастух веселый Поутру рано Выгнал коров в тенистые долы Броселианы. П.

Дева Солнца
Марианне Дмитриене Поляковой I Могучий царь суров и гневен, Его лицо.

Послушайте стихотворение Гумилева Две розы

Николай Гумилев — Две розы: Стих

Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза — страстности эмблема,
А страстность — детище земли.

Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.

А обе на Пороге Знанья…
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!

  • Следующий стих → Николай Гумилев — Девочка
  • Предыдущий стих → Николай Гумилев — Посылка

Читать похожие стихи:

  1. Николай Гумилев — Это было не раз
  2. Николай Гумилев — После стольких лет
  3. Николай Гумилев — Перчатка
  4. Николай Гумилев — Еще не раз вы вспомните меня
  5. Николай Гумилев — Они спустились до реки

Отзывы к стихотворению: 1

Очень глубокий смысл, респект автору.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

А.С.Пушкин «Роза». Анализ стихотворения в форме эссе.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе Гумилёв раскрывает символическое значение образов розы. Благодаря этому и остальные образы нужно трактовать как символы, например, образ райского сада – Эдема.

В первой же строфе обозначено философское противоречие, которое конкретизируется в последней строфе в виде вопроса. Это противоречие заложено в самой природе страсти, связанной с земным и небесным.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кенгуру Гумилева

Вторая строфа описывает любовь, страсть через изображение её символов – роз.

В третьей строфе лирический герой формулирует философский вопрос: если любовь божественна, близка к одному из таинств, то почему она так губительна?

Символическая картинка цветущих у ворот роз – это только иллюстрация к философским раздумьям лирического героя. Эти две части стихотворения сочетаются гармонично. Розы описывают первые две строки первой строфы, вся вторая и первая строка третьей строфы (всего 7 строк из 12). Выводы лирический герой делает во второй части первой строфы и в трёх строчках последней.

Тема стихотворения – рассуждения о двойственной природе любви.

Основная мысль: любовь – всеобъемлющее чувство, которое может проявляться по-разному в разном возрасте и у разных личностей. Но любовь всегда возвышает, наделяет любящего почти божественными качествами и возможностями.

Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что будет счастлив, что бы ни случилось, ведь судьба оказалась к нему благосклонной, подарив возможность быть рядом с любимым человеком.

Природа высоких чувств с ранней юности занимала Гумилева. Когда он был несчастлив, то считал, что любовь – это искушение и тяжелое испытание, которое нужно с честью выдержать. Однако, получив ответ на свои чувства, поэт осознал, что является самым счастливым человеком на свете. Именно под воздействием эйфории первого года совместной жизни с Ахматовой и было написано стихотворение «Две розы» (1911), в котором автор задается все тем же вопросом. Прибегая к иносказанию, автор переносит читателей к вратам Эдема – небесного сада, который принято считать входом в рай. Перед ними распускаются две розы, «страстности эмблема», и поэт недоумевает: почему именно здесь выросли эти цветы, которые являются олицетворением земных чувств.

Любовь для Гумилева существует в двух ипостасях. Первая из них представляет собой нежно-розовый цветок, который автор сравнивает со смущенной девой. Эта роза – символ зарождающихся чувств, несмелых взглядов и тайных помыслов. Вторая ипостась представляет собой то, что принято именовать единством страсти и любви. Это – ярко-красный цветок, наполненный чувственностью и имеющий греховную суть. По мнению Гумилева, такой розе не место у входа в Эдем, где правят бал умиротворение и целомудрие.

Однако обе розы находятся «на Пороге Знанья», переступив который, можно постичь тайный механизм любви, которая многогранна и удивительна по своей природе. В ней присутствуют не только страсть, радость и искушение, но и боль, разочарование, душевные муки. Но разобраться в этом запутанном клубке эмоций под силу далеко не каждому человеку. Особенно, если его мыслями и поступками руководит не разум, а сердце. Именно поэтому Гумилев приходит к выводу, что Всевышний «тайну страстного сгоранья к небесным тайнам приобщил», т.е. скрыл от простых смертных то, как именно зарождается любовь, и почему в одних случаях она дарит ощущение полета, а в других становится неподъемных грузом.

Тропы и образы

В стихотворении важны все детали, даже самые мелкие. Розы расцвели не в самом Эдемском саду, а перед его воротами. Они только на «Пороге Знанья», только соприкасаются с божественным. Важно также, что розы две (это подчёркнуто и в названии). Очевидно, они растут по обе стороны ворот. Влюблённых всегда двое, но розы не влюблены друг в друга, они – женское воплощение любви . Лирический герой подчёркивает индивидуальность каждой страсти.

Нежно розовеющая роза (наречный эпитет) сравнивается со смущённой милым девой. Другая роза тёмно-красная. Этот цвет обозначен сразу и эпитетом пурпурная и глаголом рдеет. Метафора обожжена огнём любви ещё усиливает красный цвет.

Лирический герой не считает, что божественного знанья достойна только одна из роз. Оба этапа (или вида) любви приближают человека к Богу. Противительный союз а в начале третьей строфы подчёркивает равенство всех влюблённых перед Богом.

Стихотворение богато метафорами, связанными со страстностью. Метафора страстность – детище земли подчёркивает земную природу страсти. Метафора тайна страстного сгоранья – иносказание любви.

Символическое значение имеют в стихотворении образы роз, Эдемского сада, Порога Знанья. Порог Знанья – это символическое определение того, что случилось в Эдеме с Адамом и Евой. Съев запретный плод, человек стал знающим, как Бог (так обещал ему Змей, дьявол). По мысли Гумилёва, человек, охваченный страстью, как будто готов съесть запретный плод, стать богоподобным.

Влюблённый человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма — направления, в котором образы и восприятие подобны незамутнённому восприятию Адама до грехопадения.

В стихотворении Гумилёв традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.

Всё стихотворение написано в высоком стиле, который обеспечивает церковнославянская лексика (Всевышний, Эдем, дева, страсть). Лирический герой, поднимая земную любовь до уровня церковного таинства, уравнивая её с венчанием, создаёт и предлагает читателю новую систему ценностей, отличную от христианских.

Анализ стихотворения Гумилева «Две розы

Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что будет счастлив, что бы ни случилось, ведь судьба оказалась к нему благосклонной, подарив возможность быть рядом с любимым человеком.

Природа высоких чувств с ранней юности занимала Гумилева. Когда он был несчастлив, то считал, что любовь — это искушение и тяжелое испытание, которое нужно с честью выдержать. Однако, получив ответ на свои чувства, поэт осознал, что является самым счастливым человеком на свете. Именно под воздействием эйфории первого года совместной жизни с Ахматовой и было написано стихотворение «Две розы» (1911), в котором автор задается все тем же вопросом. Прибегая к иносказанию, автор переносит читателей к вратам Эдема — небесного сада, который принято считать входом в рай. Перед ними распускаются две розы, «страстности эмблема», и поэт недоумевает: почему именно здесь выросли эти цветы, которые являются олицетворением земных чувств.

Любовь для Гумилева существует в двух ипостасях. Первая из них представляет собой нежно-розовый цветок, который автор сравнивает со смущенной девой. Эта роза — символ зарождающихся чувств, несмелых взглядов и тайных помыслов. Вторая ипостась представляет собой то, что принято именовать единством страсти и любви. Это — ярко-красный цветок, наполненный чувственностью и имеющий греховную суть. По мнению Гумилева, такой розе не место у входа в Эдем, где правят бал умиротворение и целомудрие.

Однако обе розы находятся «на Пороге Знанья», переступив который, можно постичь тайный механизм любви, которая многогранна и удивительна по своей природе. В ней присутствуют не только страсть, радость и искушение, но и боль, разочарование, душевные муки. Но разобраться в этом запутанном клубке эмоций под силу далеко не каждому человеку. Особенно, если его мыслями и поступками руководит не разум, а сердце. Именно поэтому Гумилев приходит к выводу, что Всевышний «тайну страстного сгоранья к небесным тайнам приобщил», т. е. скрыл от простых смертных то, как именно зарождается любовь, и почему в одних случаях она дарит ощущение полета, а в других становится неподъемных грузом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
  • «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
  • «Змей», анализ баллады Гумилёва
  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Две розы»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Бунин: о любви и в целом


Сам автор начал свою деятельность с написания именно стихотворных произведений, в каждом из которых пытался донести какую-то мысль до читателя, что, впрочем, естественно. Многие люди знакомы с его прозаическими произведениями, самые популярные из которых: «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Господин из Сан-Франциско». Не меньшим спросом и популярностью пользовались стихи писателя, которые раскрывали по большей части те же темы, о которых он говорит буквально всегда – любовь, отношения людей.
Автор действительно способен весьма качественно и натурально передать читателю всю палитру «красок», бурю эмоций в каждом своем произведении. Интересно читать его мнения насчет одного из самых прекраснейших чувств на земле – любви. Сам он никогда не говорил о том, что это плохо или любить никого не нужно – нет, наоборот. Он в каждом произведении подчеркивает, что любовь – прекрасное, но мимолетное чувство. Как можно догадаться, подавляющее большинство произведений Бунина носит сугубо лирический характер, а сам писатель пытается донести читателю свои мысли и идеи, которые рождаются в чистом и скоротечном чувстве любви. Именно эта тема очень активно обсуждается чуть ли не в каждом произведении писателя, будь это какой-то стих или прозаическое произведение. В том и в другом случае писатель обычно растолковывает читателю значение этого чувства, причем, как в отношении чувств между двумя людьми, так и любви человека по отношению к самой природе. Вот и стихотворное произведение «Розы» не является исключением из такого «правила». Оно было написано в 1903-1904 годах прошлого столетия, ещё молодым, но уже состоявшимся автором.


Писатель никогда не скрывал того, что любовь – одно из прекраснейших чувств. В то время, когда он женился, он был по-настоящему рад, но, как говорится, в большинстве его произведения – все эти чувства, радость, они проходят быстро вместе с тем, как утекает вода. В любом случае автор понимает истину и ценность жизни, что заключается в следующем: ничего не вечно, а значит, просто нет смысла постоянно вспоминать прошлое, думать о будущем. Лучше всего радоваться текущему дню.

Брак писателя с первой супругой продлился недолго, хотя официального развода она не давала писателю 22 года. Анна не понимала его, не разделяла его увлечений и, вообще, желала проводить свое свободное время отстраненно от Бунина. Писатель тем временем не жалел потраченного времени. Он сделал «работу над ошибками» своей любви, и понял, что настоящее чувство в первом браке было обманчиво.

Бунин увлекался и другими женщинами, но все идеалы оказывались недолговечными. Только отношения с Верой Николаевной Муромцевой, второй женой Ивана Алексеевича, оказались «настоящими» и продлились до самой смерти автора.

Стихотворение И. Бунина «Розы»

Иван Алексеевич Бунин (рис. 1) родился в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье.
Рис. 1. И.А. Бунин (


)

Иван Алексеевич (рис. 2) был прозаиком, поэтом и переводчиком. Он очень любил работать летней порой. Читая Бунина, видишь свет и цвет, чувствуешь запахи и слышишь звуки природы.

Рис. 2. Иван Бунин (Источник)

Розы

Блистая, облака лепились В лазури пламенного дня. Две розы под окном раскрылись – Две чаши, полные огня. В окно, в прохладный сумрак дома, Глядел зелёный знойный сад, И сена душная истома Струила сладкий аромат. Порою, звучный и тяжёлый, Высоко в небе грохотал Громовый гул… Но пели пчёлы, Звенели мухи – день сиял. Порою шумно пробегали Потоки ливней голубых… Но солнце и лазурь мигали В зеркально-зыбком блеске их – И день сиял, и млели розы, Головки томные клоня, И улыбалися сквозь слёзы Очами, полными огня.

«Две розы», анализ стихотворения Гумилёва. «Две розы» Н. Гумилев

Любовь – одна из основных тем лирики для поэтов во все времена. Речь идет не только об универсальности этой темы, но и о возможности отыскать тут множество оттенков и акцентов. Гумилев рассматривает любовь как часть небесного знания, то есть изначально практически недоступного человеку, любовь – божественная тайна, так заведено Господом.

Символически поэт представляет любовное чувство в двух разных ипостасях, хотя, понятное дело, таковых может быть намного больше. Итак, перед нами нежно-розовая влюбленность и пурпурная любовь, так сказать, созревшая полностью. При этом каждый вариант оказывается на Пороге Знанья, то есть относятся к той области, где появляется возможность постигать нечто высшее.

Почему Гумилев рассказывает только о двух этих типах роз остается загадкой. Вероятно, поэт рассмотрел тут какую-то возможность выразить собственные мысли на этот счет. Он считает розы каким-то вариантом соединения совершенно разных сфер.

С одной стороны у него розы являются эмблемой страстности, которая в свою очередь относится только к земной сфере, но при этом розы воплощают собой разные формы любви, которая, по сути, является частью тайных знаний Неба. При этом розы располагаются на пороге Эдема, то есть не на Небе, но близко к нему, символы в преддверии чего-то иного, но только на пороге. Возможно, также в этом поэт указывал на постижение мира через любовь, то есть, когда человек отправляется в путь к знанию, он встречает тут или иную форму любви и после этого может далее приобщиться к небесному знанию.

Читайте также:  Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева

Если знать биографию писателя, то следует отметить его завязавшийся роман с Ахматовой, с которой он старался завести отношения, однако не встречал взаимности. После того как он покорил поэтессу, то и написал данное стихотворение. Исходя из этого Две розы могут быть прочитаны как описание поэтом своих внутренних переживаний относительно неразделенной любви и этапов любовного чувства.

После того как Гумилев добился взаимности, он был несказанно рад этому факту и действительность могла казаться ему близкой к небесным сферам, он мог чувствовать себя открывателем высшего знания, впрочем, как полагается поэту. Соответственно, растущие в собственной душе чувства могли рассматриваться поэтом как некие предтечи рая. Отсюда и вопрос относительно того к чему относится столь многогранное и загадочное чувство любовь.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе Гумилёв раскрывает символическое значение образов розы. Благодаря этому и остальные образы нужно трактовать как символы, например, образ райского сада – Эдема.

В первой же строфе обозначено философское противоречие, которое конкретизируется в последней строфе в виде вопроса. Это противоречие заложено в самой природе страсти, связанной с земным и небесным.

Вторая строфа описывает любовь, страсть через изображение её символов – роз.

В третьей строфе лирический герой формулирует философский вопрос: если любовь божественна, близка к одному из таинств, то почему она так губительна?

Символическая картинка цветущих у ворот роз – это только иллюстрация к философским раздумьям лирического героя. Эти две части стихотворения сочетаются гармонично. Розы описывают первые две строки первой строфы, вся вторая и первая строка третьей строфы (всего 7 строк из 12). Выводы лирический герой делает во второй части первой строфы и в трёх строчках последней.

Тема стихотворения – рассуждения о двойственной природе любви.

Основная мысль: любовь – всеобъемлющее чувство, которое может проявляться по-разному в разном возрасте и у разных личностей. Но любовь всегда возвышает, наделяет любящего почти божественными качествами и возможностями.

Вариант 2

Произведение было написано в 1911 году, напечатали его же было в 1912 году в сборнике «Чужое небо». В данном стихотворении Гумилев рассуждает о сущности любви человека. На написание данного произведения его побудило серьезное событие в жизни автора — его возлюбленная, Анна Ахматова, ответила ему взаимностью. Из-за неразделенной любви Гумилев даже пытался наложить на себя руки. И вот неопределенность в его жизни закончилась, Анна ответила взаимностью, и в сердце поэта началась оттепель. Много лет ушло на это, и Гумилев дал себе обещание себе быть счастливым не смотря ни на что.

В произведении используются розы, как 2 типа любви: нежно-розовая — символ романтики и ярко-красная — символ страсти. Автор считает, что последняя роза не достойна быть входа в Эдем, где царит умиротворение и целомудрие. Эти розы находятся на «Пороге Знанья», пройдя через него, можно постичь все грани любви. На основании своего опыта он говорит о том, что любовь может не только приносить счастье, искушение, но и душевная боль, разочарование, муки. Разобраться в этом далеко не так легко, и далеко не каждый человек может совладать с этими чувствами, сам же Гумилев пытался наложить на себя руки из-за боли, которую ему приносили отказы Анны Ахматовой. Именно поэтому Николай считал, что Всевышний скрыл тайну возникновения любви, и почему она так многогранна и может приносить противоречивые эмоции.

Темой стихотворения является: двойственность любви. Основная же мысль произведения — любовь всегда возвышает человека, наделяя его неограниченными силами, для чего-либо. Действительно, когда человек влюблен, он способен на многое. Невозможно назвать всего спектра возможностей человека, который смотивирован любовью, на что он только не пойдет, чтобы добиться сердца возлюбленной. Те же сказки с детства нам говорят: чтобы добиться взаимности от девушки, к которой вы питаете чувства, нужно пройти через множества испытаний, в том числе и огнедышащего грозного дракона.

Анализ стихотворения Две розы по плану

Тропы и образы

В стихотворении важны все детали, даже самые мелкие. Розы расцвели не в самом Эдемском саду, а перед его воротами. Они только на «Пороге Знанья», только соприкасаются с божественным. Важно также, что розы две (это подчёркнуто и в названии). Очевидно, они растут по обе стороны ворот. Влюблённых всегда двое, но розы не влюблены друг в друга, они – женское воплощение любви . Лирический герой подчёркивает индивидуальность каждой страсти.

Нежно розовеющая роза (наречный эпитет) сравнивается со смущённой милым девой. Другая роза тёмно-красная. Этот цвет обозначен сразу и эпитетом пурпурная и глаголом рдеет. Метафора обожжена огнём любви ещё усиливает красный цвет.

Лирический герой не считает, что божественного знанья достойна только одна из роз. Оба этапа (или вида) любви приближают человека к Богу. Противительный союз а в начале третьей строфы подчёркивает равенство всех влюблённых перед Богом.

Стихотворение богато метафорами, связанными со страстностью. Метафора страстность – детище земли подчёркивает земную природу страсти. Метафора тайна страстного сгоранья – иносказание любви.

Символическое значение имеют в стихотворении образы роз, Эдемского сада, Порога Знанья. Порог Знанья – это символическое определение того, что случилось в Эдеме с Адамом и Евой. Съев запретный плод, человек стал знающим, как Бог (так обещал ему Змей, дьявол). По мысли Гумилёва, человек, охваченный страстью, как будто готов съесть запретный плод, стать богоподобным.

Влюблённый человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма — направления, в котором образы и восприятие подобны незамутнённому восприятию Адама до грехопадения.

В стихотворении Гумилёв традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.

Всё стихотворение написано в высоком стиле, который обеспечивает церковнославянская лексика (Всевышний, Эдем, дева, страсть). Лирический герой, поднимая земную любовь до уровня церковного таинства, уравнивая её с венчанием, создаёт и предлагает читателю новую систему ценностей, отличную от христианских.

Анализ стихотворения Гумилева “Две розы

Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что будет счастлив, что бы ни случилось, ведь судьба оказалась к нему благосклонной, подарив возможность быть рядом с любимым человеком.

Природа высоких чувств с ранней юности занимала

Гумилева. Когда он был несчастлив, то считал, что любовь – это искушение и тяжелое испытание, которое нужно с честью выдержать. Однако, получив ответ на свои чувства, поэт осознал, что является самым счастливым человеком на свете. Именно под воздействием эйфории первого года совместной жизни с Ахматовой и было написано стихотворение “Две розы” (1911), в котором автор задается все тем же вопросом. Прибегая к иносказанию, автор переносит читателей к вратам Эдема – небесного сада, который принято считать входом в рай. Перед ними распускаются две розы, “страстности эмблема”, и поэт недоумевает: почему именно здесь выросли эти цветы, которые являются олицетворением земных чувств.

Любовь для Гумилева существует в двух ипостасях. Первая из них представляет собой нежно-розовый цветок, который автор сравнивает со смущенной девой. Эта роза – символ зарождающихся чувств, несмелых взглядов и тайных помыслов. Вторая ипостась представляет собой то, что принято именовать единством страсти и любви. Это – ярко-красный цветок, наполненный чувственностью и имеющий греховную суть. По мнению Гумилева, такой розе не место у входа в Эдем, где правят бал умиротворение и целомудрие.

Однако обе розы находятся “на Пороге Знанья”, переступив который, можно постичь тайный механизм любви, которая многогранна и удивительна по своей природе. В ней присутствуют не только страсть, радость и искушение, но и боль, разочарование, душевные муки. Но разобраться в этом запутанном клубке эмоций под силу далеко не каждому человеку. Особенно, если его мыслями и поступками руководит не разум, а сердце. Именно поэтому Гумилев приходит к выводу, что Всевышний “тайну страстного сгоранья к небесным тайнам приобщил”, т. е. скрыл от простых смертных то, как именно зарождается любовь, и почему в одних случаях она дарит ощущение полета, а в других становится неподъемных грузом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
  • «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
  • «Змей», анализ баллады Гумилёва
  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Две розы»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Анализ стихотворения «Розы»


Стихотворение посвящено двум розам, которые «под окном раскрылись». Несложно догадаться, что таким образом писатель аллегорически объясняет отношения двух людей, которых вдруг нежданно свела судьба друг с другом. Естественно, в результате такой «встречи», приятной для двух «роз» рождается совершенно новое чувство – любовь. Это восхитительное, непередаваемое чувство, когда кажется, что вокруг всё меняется к лучшему, всё прекрасно, даже самые маленькие мелочи, которые в повседневной жизни можно не заметить, приятно радуют. Сам окружающий мир наполняется этим прекрасным чувством и изменяет всё вокруг в положительную сторону – все это могут заметить люди, испытывающие подобное чувство, о чем, собственно, и говорит Бунин.
Стоит отметить один немаловажны нюанс – именно в этот период писатель расстаётся со своей женой Анной Цакни. В то же время он переживает несколько весьма бурных, но кратковременных любовных встреч. Писатель нередко рассказывал нам, читателям, в собственных произведениях о том, что любовь лишь вспышка, которая несмотря на свою особенную притягательность весьма быстро проходит. Ею нельзя долго наслаждаться по определению, ведь на ее место непременно придут различного рода проблемы. Но любовь способна оживить человека, осветить всю его жизнь, несмотря даже на самые различные неприятности и сложности. В любом случае это чувство необходимо пережить всем людям, но помнить о ее мимолетности. Таким образом, описывая состояние природы в своем произведении «Розы», писатель буквально вновь переживает это чувство. Читатель может прочувствовать положительный настрой и всё великолепнее, несмотря на скоротечный процесс влюблённости.

Бунин, говорит об окружающей его природе так, словно она по-настоящему ожила, приобрела совершенно новые краски, которых ранее было вовсе не заметно и стала совершенно новой. «И день сиял, и млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы очами, полными огня», — так говорит писатель о том, что могут испытывать люди в тот же самый миг и как бы сам вспоминает те же чувства, которые испытывает к своей новой, очередной возлюбленной. Ничего не может омрачить настроение человека в этот самый миг, он счастлив, радуется всему, что с ним происходит, каждому моменту, каждому мгновению собственной жизни.

Писатель подмечает, что все великолепие и красоты этого мира в повседневной жизни порою незаметны. Но если сердце озарено любовью просыпаются забытые ощущения прекрасного, и чувства будто пробуждаются ото сна. Несмотря на сравнение цветов с людьми, писатель все-таки отмечает, что они, в отличие от нас, буквально обречены быть всю свою жизнь вместе и ничего их не может разлучить. Едва ли человеческая рука способна срезать цветы, погубить и закончить их существование. Намного приятнее не делать этого, а продолжать любоваться красотой цветов, которые, в свою очередь, продолжают любить друг друга.

В последних строках произведения «Розы», а именно: «И день сиял, и млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы очами, полными огня», — писатель говорит опять же о красоте любви, однако, он знает, что чувства эти недолговечны и проходят так же быстро, как погибают сами розы под окном. Несмотря на кажущуюся проблему, писателя это не пугает, ведь он знает истину – ничего нет в этом мире вечного и рано или поздно всему приходит конец, как бы не противились вы этому. Соответственно, не следует жалеть или причитать о прошлом, а следует радоваться тому, что было в вашей жизни, особенно прекрасным и подлинным чувствам, которые посчастливилось пережить. Мечтать о будущем и регулярно вспоминать свое прошлое – слишком прозрачно и эфемерно, лучше всего жить нынешним днем и получать от него все, что он предлагает всем, без исключения, а возможности такие поистине безграничны. Радость, любовь, вдохновение – все это может случиться с каждым сегодня, и как только человек это поймет, он сразу же познает еще одно бесконечно прекрасное чувство – счастье.

Ссылка на основную публикацию