Свинья под дубом – краткое содержание басни Крылова

Краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом»: легендарные смыслы Крылова

Меню статьи:

Точная дата написания басни «Свинья под дубом» не известна. Однако, по всей видимости, Иван Крылом завершил произведение в один из декабрьских дней 1822-го или же 1823 года. Опубликована же басня была в 1825 году, выйдя в «Северной пчеле» – одной из российских газет. В этой статье мы представим краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом». Но перед тем как перейти непосредственно к тексту басни, хотелось бы обратиться – ненадолго – к личности автора.

Баснописец Крылов

Иван Крылов – автор множества произведений, среди которых выделяются сатирические, публицистические и поэтические тексты. Однако наиболее всего писатель известен баснями. В «портфолио» Ивана Крылова числится больше 230-ти басен, которые выходили в виде сборников. Всего таких сборников известно 9 – все вышли при жизни автора.

Крылов нередко заимствовал идеи басен. Например, при чтении некоторых произведений легко заметить схожесть с текстами Лафонтена – известного французского баснописца, легендарного древнегреческого автора Эзопа, а также таких авторов древности, как Федр и Бабрий.

Что касается басни «Свинья под дубом», то идея этого произведения явно заимствована у Эзопа (который затронул похожую тему в «Пешеходах и Яворе»).

Схожие мотивы встречаются также в текстах Лессинга (а именно в произведении «Дуб и Свинья»). Среди других авторов, которыми, вероятно, вдохновлялся Крылов, – Базилевич и Папышев.

Что такое басня?

Басня – как литературное произведение – относится к разряду дидактических произведений. То есть басни всегда несут некий воспитательный, поучительный, нравственный смысл. Выводы произведений характеризуются моральным оттенком. Моралью называется завершение басни, нравоучительное заключение.

Особенность этого жанра литературы – действующие лица. В баснях нередко в качестве главных героев представлены животные и растения. Также персонажами выступают вещи, наделенные человеческими чертами. Метафорический и аллегорический характер басен позволяет высмеивать, раскрывать человеческие пороки.

Басня – древний жанр, который появился еще в древнегреческой культуре. Наиболее известный баснописец из Древней Эллады – это, безусловно, Эзоп. В римской культуре в историю вошло имя Федра. Жанр басни наличествует как в европейских культурах, так и в восточных. Например, в Индии басни собраны в целостное произведение под названием «Панчатантра».

В России басня получила удивительную популярность, породив целую плеяду именитых авторов-баснописцев. Среди них: Сумароков, Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Кантемир, Тредиаковский, Полоцкий и другие. Но легендарным является имя именно Ивана Крылова, ведь изречения из произведений писателя давно обрели крылатый характер.

Краткое изложение содержания басни о свинье под дубом

Как и полагается классической басне, «Свинья под дубом» представляет главную героиню – свинью, которая кормится около старого дуба. Дерево – древнее, пережившее несколько веков. С дуба нападало много желудей, а, как известно, желуди – излюбленная пища свиней. Поэтому животное часто навещает дерево, в надежде найти лакомство у корней дуба. Увлекшись поеданием пищи, свинья начала рыть древесные корни.

Заметив, что свинья портит дуб, ворон, который любил сидеть на ветвях дерева, постарался объяснить глупому животному, что оно причиняет дереву вред. Однако свинья сказала, что не тревожится этими проблемами.

После ворона, увещевать свинью попытался сам дуб. Дерево обратилось к животному, объясняя, что порча корней – это выражение неблагодарности за щедрость, ведь дуб не жалел для свиньи желудей. Свинья не понимает, откуда берутся желуди. Происхождение лакомства – не небо, а именно дуб. Однако животному не суждено понять этой мудрости, потому что физиология свиньи не предусмотрела этого: свинья не способна поднять голову вверх, чтобы увидеть, откуда падают желуди. Донести истину до животного не удалось: свинья продолжила портить корни дуба.

В чем мораль произведения Ивана Крылова?

Заключение басни Крылова – это четыре строки, которые несут главный смысл произведения. Свинья – это символ невежества, существа, порицающего ученье, противостоящего науке и просвещению. Такое существо отрицает влияние и само наличие науки, не замечая, как пользуется ее плодами. Образы басни – аллегорическое описание человеческих пороков, склонности к лени, невежеству, нежеланию подняться над собственными недостатками. Люди, отличающиеся невежеством и темнотой, порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении. Однако эти же люди упорно не замечают (или не хотят замечать) того, что цивилизация и блага, которыми они пользуются, – это результаты прогресса, распространения науки и образования.

Крылов хочет сказать больше: свинья портит дуб, представляет опасность для дерева. Расшифровывая эту метафору, мы бы могли сказать, что люди, не осознающие собственного невежества и глупости, причиняют вред цивилизованному обществу и культуре в целом.

Невежественный человек, который портит то, чем пользуется (как свинья роет корни дуба), не осознает также нанесения вреда – себе и потомкам. Более того, драматизм ситуации заключается в том, что глупые невежды чувствуют гордость за собственную темноту, со временем теряя способность прислушиваться к мудрым советам и мнениям других людей.

Анализ басни о свинье и дубе

Образ свиньи

Свинья – это, прежде всего, аллегория невежественности, глупости, лени и неблагодарности. Лень не позволят человеку понять ценность знаний, поэтому такие люди относятся к попытке просвещения агрессивно и неуважительно. Свинья видит только то, что находится под самым ее носом, но то, что лежит дальше носа, не увидит никогда. Косность способствует стабильности точки зрения свиньи на вещи. Свинья не меняет мнения по поводу оценки собственного поступка.

Разумеется, выбор Крылова пал именно на свинью не случайно. Это животное наделено любопытной физиологической особенностью. Свиньи способны держать голову прямо, однако не могут поднять рыла вверх. Эта специфика свиньи усиливает авторский посыл: Крылов описывает человека, не только не желающего познавать новое, но и утратившего к этому способность.

Образ ворона

Мудрый персонаж в басне Крылова. Ворон первым старается наставить свинью на путь истинный, однако попытка вразумить невежду, просветить глупое животное не увенчалась успехом. Ворон – наивный и доверчивый. Ворон – это образ типичного человека просвещения, философа. Впитав мудрость Древней Греции, ворон считает, что человек, знающий, что такое добро, не способен на плохие, злые поступки. Однако это не так. Также читатель заметит, что Крылом делает акцент на необходимости различения двух процессов: иногда можно слушать, но не слышать. Слушать и слышать – это разные вещи, разные процессы.

Образ дуба

Дуб в басне Крылова проявляет наибольшую, наивысшую мудрость. Дуб не наивен. Вековое дерево многое повидало за годы, столетия жизни, поэтому осознает, что пытаться наставить свинью на путь истинный – дело гиблое. Дуб не пытается увещевать животное, не верит в возможность донесения до свиньи знания. Дерево лишь выкрикивает истину, горькую правду, без надежды на исправление ситуации. Через уста дуба изрекается мораль – суть басни о дубе и свинье.

Хотя Крылом обращается к легкости и шуткам, чтобы продемонстрировать страшнейший порок человека эпохи Просвещения – глупость, все же басня явно носит грустный, пессимистичный характер.

Крылов вывел на сцену повествования не только образы ругающих, порицающих науку, но также тех, кто оказывает препятствия движению прогресса. Литературный критик Водовозов прекрасно выразился о том, какой смысл автор басни поместил в центр произведения. Критик писал, что образ свиньи вызывает отвращение. Свинья – это аллегория человека, наевшегося из приготовленной кормушки. После насыщения свинья портит источник пищи, не понимая, что вредит себе. Схожий смысл раскрывает в пьесе «Недоросль» и другой российский писатель – Фонвизин.

Краткое содержание и мораль басни “Свинья под дубом” Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл

“Свинья под дубом”.
Художник И. Семенов

Басня “Свинья под дубом” написана И. А. Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в газете “Северная пчела” в 1825 г.

Сходные темы до Крылова разрабатывали Эзоп (“Пешеходы и Явор”), Лессинг (“Дуб и Свинья”), а также М. Базилевичева, В. Папышев и др.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни “Свинья под дубом” Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть, смысл и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Краткое содержание и мораль басни “Свинья под дубом” (краткий пересказ, анализ, суть, смысл)

Краткий пересказ басни “Свинья под дубом”

Главная героиня басни, свинья, пасется под старым, вековым дубом. Ей очень нравится есть желуди, которые падают с этого дерева. Однажды свинья начинает подрывать корни у дуба. Ворон, сидяший на дереве, объясняет ей, что она вредит дубу, но та отвечает, что ее все это не волнует. Тогда дуб обращается к свинье, обвиняя ее в неблагодарности. Он пытается объяснить ей, что любимые ею желуди растут на дубе, а не падают с неба. К сожалению, свинья физически не может поднять рыло к небу и увидеть, как желуди растут на дубе. Она остается при своем мнении и, судя по всему, продолжает вредить дубу.

Мораль басни “Свинья под дубом”

“Свинья под дубом”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

Мораль басни “Свинья под дубом” заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.

Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:

Также басня “Свинья под дубом” несет в себе и следующую идею: невежественные, ограниченные люди могут порой представлять угрозу цивилизованному, культурному обществу. Невежды не способны ценить, беречь и уважать то, что важно для образованных, развитых людей. Невежды не уважают то, что сделано другими (это может быть культурное, научное наследие, созданное 10, 100 или 1000 лет назад).

При этом невежды не понимают, что они вредят не только другим, но и себе и своим потомкам (разрушив дуб, свинья может остаться без желудей). К сожалению, невежды часто гордятся своим невежеством и не способны прислушаться к мнению окружающих (ворон и дуб, судя по всему, оказываются не в силах переубедить свинью).

Вероятно, в этой басне Крылов имеет в виду не только тех, кто просто ругает науку и образование, но и тех, кто на деле препятствует их развитию.

Мораль басни “Свинья под дубом”, по мнению критиков, заключается в следуюшем:

“Нередко встречаются люди, которые по невежеству своему никак не могут видеть и понять того, что для человека здраво рассуждающего вполне ясно. Такие люди видят только то, что у них, так сказать, под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая мысль выражена Крыловым в его басне “Свинья под дубом”.” (“Иван Андреевич Крылов и его басни”, составитель Кирюков, СПб, ред. журн. “Досуг и дело”, 1886 г.)

“Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Часто при этом бывает, что грубое невежество идет рука об руку с гнусной неблагодарностью. (“Свинья под дубом”).” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа” под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Образ свиньи у Крылова превосходен: она наелась до отвала, выспалась и потом стала подрывать рылом корни у дуба, желуди которого ела. Пусть отвращение к этому образу глубоко проникнет в душу детей, чтобы они и потом, когда придется действовать в более широком кругу, крепко стояли за образование.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

Одной из ярких иллюстраций к басне “Свинья под дубом” может служить пьеса “Недоросль” Фонвизина. Как известно, недоросль Митрофанушка “не хочет учиться, а хочет жениться”. Мать Митрофана, госпожа Простакова, нанимает сыну учителей, но делает это только для видимости, потому что не видит смысла в образовании.

Таковы мораль и краткое содержание басни “Свинья под дубом” Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Краткое содержание: Свинья под Дубом (Крылов)

Свинья под Дубом

В этой басне в образе Свиньи автор подверг осмеянию людские пороки – жадность, небла­годарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу разума.

Для Свиньи Дуб – это и возможность раздо­быть пищу, и удобное место для сна:

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним…

Однако она не только не чувствует благодар­ности к Дубу за кров и еду, но и не считает, что поступает плохо, подрывая корни дерева. Ее пы­тается образумить Ворон:

Ведь это дереву

Ей с Дубу Ворон говорит, –

Коль корни обнажишь, оно засохнуть мо­жет.

Свинья не хочет понимать, что появление же­лудей, которыми она кормится, напрямую зави­сит от жизнеспособности корней, которые она теперь губит:

Пусть сохнет, – говорит Свинья, –

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

К Свинье обратился сам Дуб, обвинил ее в не­благодарности, при этом сказал:

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут…

Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль этой басни заключается в том, что не следует нелестно отзываться о чем-то новом, не­понятном: не исключено, что оно в будущем со­служит добрую службу. В басне высмеиваются невежество, грубость и неблагодарность Свиньи, которая не видит ничего дальше своего рыла.

Related posts:

Краткое содержание:Листы и корни (Крылов)Листы и корни В прекрасный летний день листья на дереве шептались с зефирами. Отбрасывая тень на зем­лю, они всячески красовались и спрашивали, со­гласны ли ветра с тем, что они, листья, очень красивы и значительны. Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было […].

Читайте также:  Свинья под дубом – краткое содержание басни Крылова

Краткое содержание: Зеркало и Обезьяна (Крылов)Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни – Мартышка и Мед­ведь. Мартышка увидела свое отражение в зер­кале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила, что видит кого-то, похожего на ее знакомых. Мартышка поделилась впечатлением от увиденного с Медведем: Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки […].

Краткое содержание: Ворона и Лисица (Крылов)Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Далее автор рассказывает историю Вороны, где-то раздобывшей кусочек сыру и взгромоз­дившейся с этим сыром на ель, чтобы там спо­койно позавтракать. Мимо “близехонько бежа­ла” Лиса, которая […].

Краткое содержание: Осел и Соловей (Крылов)Осел и Соловей Однажды Осел увидел Соловья и сказал, что наслышан о его умении петь. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье? Соловей сразу же стал демонстрировать Ослу свое искусство. Он и защелкал, и засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался; то […].

Краткое содержание: Волк на псарне (Крылов)Волк на псарне Басня рассказывает о том, как однажды ночью Волк, планируя залезть в овчарню, по ошибке по­пал на псарню. Псы, почуяв Волка, “залились в хлевах и рвутся вон на драку”. Прибежали пса­ри, и Волк понял, что он попал в ловушку. И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, […].

Краткое содержание: Волк и Ягненок (Крылов)Волк и Ягненок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят, – так начинается басня И. Крылова “Волк и Ягне­нок”, в которой рассказывается о конфликте между Волком и Ягненком. В жаркий день Ягне­нок подошел к ручью, чтобы напиться. […].

Повесть Каиб Краткое содержание и анализ произведения (Крылов И. А.)Каиб, как и все другие сатирические произведения И. А. Крылова в “Зрителе” – продолжение и завершение того, что было начато писателем “Почтой духов”. Так, в письмах гномов рассказывалось, что танцовщику Фурбинию, назначенному Плутоном своим заместителем, было поручено сформировать двор по примеру тех, которые Прозерпина видела в “открытом свете”. Но Крылов не успел написать и напечатать […].

Краткое содержание Дуб и Тростинка ЛафонтенЖ. де Лафонтен Дуб и Тростинка Однажды Дуб в разговоре с Тростинкой сочувствует ей: она ведь такая тонкая, слабенькая; она клонится под маленьким воробьем, и даже легкий ветер ее шатает. Вот он – он смеется над вихрями и грозами, в любую непогоду стоит прямо и твердо, а своими ветвями может защитить тех, кто растет внизу. […].

Сочинение на тему: “Анализ эпизода две встречи Андрея Болконского с дубом” (“Война и мир”)В романе “Война и мир” Льва Николаевича Толстого тема природы играет важную роль. Проблема взаимоотношения человека и природы, а также влияние окружающей среды на судьбу героев является одной из основных и занимает главное место в произведении. Природа олицетворяет происходящие события в стране и в судьбах героев. С изменением обстановки меняется и природа. Особенно ярко заметна […].

И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у […].

Краткое содержание “Скотного двора” ОруэллаМистер Джонс владеет фермой Манор неподалеку от городка Уиллингдон в Англии. Старый боров Майор собирает ночью в большом амбаре всех животных, обитающих здесь. Он говорит, что они живут в рабстве и нищете, потому что человек присваивает плоды их труда, и призывает к восстанию: нужно освободиться от человека, и животные сразу станут свободными и богатыми. Майор […].

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубомЭпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом – перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом. Дуб – символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых […].

Краткое содержание “Детский сад” КупринДочь старшего писца сиротского суда Бурминова Сашенька заболела. Доктор поставил диагноз: “апатия, анемия и рахитичное сложение” и прописал лекарство свежий воздух, Крым, морские купания и хорошее питание. Но при зарплате отца об этом нечего и думать. Впрочем, Сашенька и не хочет ничего разве что в зеленый сад, как у крестной. Но к крестной ехать нельзя, […].

Детский сад краткое содержаниеКуприн А. И. Детский сад Дочь старшего писца сиротского суда Бурминова Сашенька заболела. Доктор поставил диагноз: “апатия, анемия и рахитичное сложение” и прописал лекарство – свежий воздух, Крым, морские купания и хорошее питание. Но при зарплате отца об этом нечего и думать. Впрочем, Сашенька и не хочет ничего – разве что в зеленый сад, как […].

Знаменитый баснописец И. А. Крылов. Творчество писателяИван Андреевич Крылов (1769-1844) занял видное место в литературе XVIII века своими сатирическими, комедийными и лирическими произведениями. Но славу “народного мудреца” Крылов заслужил прежде всего своими баснями. Первая книга его басен вышла в 1809 году. С тех пор до конца жизни он создавал преимущественно басни. Они сразу же приобрели широкую популярность среди взрослых и детей. […].

Мы – дети мира (сочинение-рассказ)В нашем классе мы создали уголок, посвященный американскому городу Цинциннати. Наш город и Цинциннати – побратимы. Вот мы с ребятами и решили побольше узнать об этом американском городе. Искали, что написать о нем, в газетах, журналах, справочниках. Кто-то принес цветные фотографии о жизни штата Огайо, куда входит портовый город Цинциннати. Мы узнали, что там есть […].

“Скотный двор” краткое содержание по главам повести Джорджа ОруэллаГлава I Хозяин Господского Двора, мистер Джонс запирает на ночь курятник и отправляется спать. Животные собираются в амбаре, чтобы послушать историю про удивительный сон старого призового хряка по кличке Главарь. Три собаки (Ромашка, Роза и Кусай), свиньи, куры, голуби, овцы, коровы, ломовые лошади (Боец и Кашка), белая коза Мона, ослик Вениамин, маленькие утята, серая кобылка […].

Тамара Эйдельман. Иван Андреевич Крылов. Краткое изложение текста(1769-1844) Русский баснописец, писатель, драматург Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов “наукам не учился”, но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и […].

Краткое содержание: Иван – крестьянский сын и чудо-юдоИван – крестьянский сын и чудо-юдо В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья со­брались идти сражаться. Младший был слиш­ком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, […].

Мораль басни Листы и Корни и ее анализ (Крылов И. А.)И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года “Листы и Корни” находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория […].

Подщипа – И. А. КрыловЦаревна Подщипа в горе: она любит царевича Слюняя, с которым знакома с детства, но ее принуждают выйти замуж за немецкого принца Трумфа. Дело в том, что Подщипа ранее уже отказала Трумфу, и тогда мстительный принц объявил войну царю Вакуле, отцу Подщипы. Трумф одержал победу, ворвался в город и “спихнул с престола” Вакулу. Трумф обещает возвратить […].

“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” краткое содержание по главамГлава 1 В уездном городе Миргороде живут два соседа-дворянина, уважаемые люди. Рассказчик восхищается бекешей (верхней мужской одеждой) Ивана Ивановича. Дом Ивана Ивановича со всех сторон окружен навесами на дубовых столбах, под навесами скамейки. Перед домом яблони и груши. В саду плодовые деревья и огород. Иван Иванович прекрасный человек, он любит дыни, ест по две штуки. […].

Краткое содержание “Ночи исцеления” ЕкимоваЫ В донское село к бабе Дуне приехал внук Гриша. Он сразу убежал кататься на лыжах, но бабка уже не чувствовала себя одинокой – повсюду валялись вещи внука, и в доме “веяло живым духом”. Сын и дочь бабы Дуни давно уже жили в городе. Раньше она часто по нескольку дней гостила у детей, но с […].

Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Старик и трое молодых” относится к 1805 году. И в ней “смиренно” говорит Старик, отвечая на дерзость молодых: “Издетства я к трудам привык”. Заметим, что трое молодых, посмеявшихся над Стариком, сажающим деревце, не просто молодежь. “Один из них в торги пошел на кораблях”, “другой в чужих землях” предавался “порока власти”, жил в роскоши и […].

Пирог – И. А. КрыловСлуга Фатюева Ванька, посланный своим барином к будущему тестю с пирогом, за четыре версты от города пытается узнать дорогу у встречного мужика. С трудом ему это удается, и, достигнув цели, он развязывает пирог и погружается в сладостные размышления по поводу его достоинств. Появившаяся Даша, горничная невесты Фатюева – Прелесты, спрашивает Ваньку о цели его прихода. […].

Краткое содержание “Путешествие из Петербурга в Москву краткое содержание глав” РадищевОтправившись в Москву после ужина с друзьями, герой проснулся только на следующей почтовой станции – София. С трудом разбудив смотрителя, он потребовал лошадей, но получил отказ ввиду ночного времени. Пришлось дать на водку ямщикам, они запрягли, и путешествие продолжилось. В Тосне герой знакомится со стряпчим, который занимался тем, что сочинял древние родословные молодым дворянам. На […].

Ж. де Лафонтен. Ворон и ЛисицаЖ. де Лафонтен. Ворон и Лисица 1. Что отличает Ворона Эзопа от Ворона Лафонтена? Ворон в басне Лафонтена сообрази­тельней, чем Ворон в басне Эзопа. Он сму­тился по причине своей неудачи и даже поклялся, “что другого урока ему не понадобится”. 2. В какой из басен говорится о лести и льстецах? О лести и льстецах говорит “дядюшка […].

Краткое содержание “Другое краткое содержание Недоросль” КупринКомедия в пяти действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Простаков. Гж. Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мамка Митрофана. Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой. Кутейкин, семинарист. Цыфиркин, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка, портной. Слуга Простакова. Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНИЕ I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан […].

Иван Андреевич Крылов – мастер словаВ день похорон Ивана Андреевича Крылова те, кто пришли отдать последний поклон баснописцу, получили небольшие пакеты в траурной обертке. В пакете лежали басни Крылова в девяти книгах. Это был нежданный подарок покойного баснописца. С тех пор не одно поколение людей читает и заучивает наизусть его басни. А сколько выражений из них стали крылатыми, прочно вошли […].

Краткое содержание: Панчатантра“Пятикнижие” – всемирно известное собрание индийских сказок, басен, рассказов и притч. Вставные рассказы “Панчатантры” (около 100 в разных версиях), проникшие в литературу и фольклор многих народов, объединены рамочными историями, имеющими ту или иную дидактическую установку У царя Амарашакти было три глупых и ленивых сына. Чтобы пробудить их разум, царь призвал мудреца Вишнушармана, и тот взялся […].

Краткое содержание: Листок (Лермонтов)Листок Дубовый листок оторвался от родимой ветки. И жестокая буря погнала его в степь. По дороге он засох и увял от холода, зноя и горя. Так он до­летел до Черного моря. У Черного моря стояла молодая чинара (современный род крупных и высоких листопадных деревьев). С ней шеп­тался ветер, который одновременно ласкал ее зе­леные ветви. На […].

Краткое содержание “Панчатантры”“Пятикнижие” – всемирно известное собрание индийских сказок, басен, рассказов и притч. Вставные рассказы “Панчатантры” (около 100 в разных версиях), проникшие в литературу и фольклор многих народов, объединены рамочными историями, имеющими ту или иную дидактическую установку У царя Амарашакти было три глупых и ленивых сына. Чтобы пробудить их разум, царь призвал мудреца Вишнушармана, и тот взялся […].

КРЫЛОВ Иван АндреевичКРЫЛОВ Иван Андреевич (1768 – 1844) – русский поэт-баснописец, драматург. Крылов родился в Москве, в семье военнослужащего, который вскоре после рождения сына вынужден был отправиться в Оренбург: там в это время бесчинствовал Пугачев. Обозленный на храброго капитана, Пугачев отдал приказ повесить все его семейство, едва только удастся взять Оренбург. К счастью Крылова судьба распорядилась иначе […].

Краткое содержание “Краткое содержание Олеся по главам” КупринМолодой мужчина-повествователь, которого “судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья”, нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живет […].

Читайте также:  Квартет – краткое содержание басни Крылова

Краткое содержание повести “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Гоголя Н. ВИван Иванович – во всех отношениях прекрасный человек. У него отличная одежда, превосходный дом со множеством пристроек, плодоносящий сад. Он лет десять как овдовел; детей у него нет, поэтому он любит детей своей прислужницы Гапки и балует их разными гостинцами. Сам Иван Иванович предпочитает дыни, отличается богомольностью, уделяет много внимания нищим (именно внимания; он почти […].

Краткое содержание “Фома Гордеев краткое содержание” ГорькийОписание жизни и внешности Игната Гордеева. Человек он был красивый, неглупый и удачливый. Он один из тех, кто сколотил себе миллионное состояние на Волге. К сорока годам он уже являлся собственником трех пароходов и десятка барж. Почитался как богатый и умный человек, но в то же время имел прозвище – “Шалый”, так как жизнь его […].

Краткое содержание – Последний поклон – АстафьевВ. Астафьев – повесть в рассказах “Последний поклон”. В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой роди­не – деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике луч­шие качества – доброту, любовь и уважение к людям, душев­ную чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем […].

Краткое содержание “Краткое содержание в подробной описании Дубровский” ПушкинТом первый В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают и боятся. Сам Троекуров уважает только своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского, в прошлом своего товарища по службе. Троекуров и Дубровский оба вдовцы. У Дубровского сын Владимир, у Троекурова дочь Маша. Однажды Троекуров показывает […].

Краткое содержание “распутин живи и помни краткое содержание другая версия” РаспутинВ любом художественном произведении название играется совсем важную роль для читателя. Заглавие повести “Живи и помни” наталкивает нас на более глубочайшее понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” – молвят нам, что все то, что написано на страничках книги, обязано стать незыблемым вечным уроком в жизни человека. Действия, описанные в повести, происходят зимой […].

Краткое содержание “Краткое содержание Бедная Лиза” КарамзинЛиза (бедная Лиза) – главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью – “чувствительной, […].

«Свинья под дубом» – анализ и мораль басни И.А. Крылова

Сюжетная линия

Произведение представляет собой иронический рассказ. Идеей написания стали жизненные проблемы, о которых в то время говорить открыто запрещалось. Действующими персонажами басни являются ворон и свинья. Автор представил образы с противоположными характерами, выступающие в роли порока и добродетели. С этим произведением дети знакомятся на уроках русской литературы в 5 классе.

История создания начинается с эпизода жизни свиньи, которая нашла ветвистый дуб с больши́м количеством желудей. Она начинает их есть. После отдыха она принимается рыть корни и искать новую пищу.

Ворон сидел на макушке дерева и все это время пристально наблюдал за действиями свиньи. В басне птица представлена как здравомыслящий персонаж. Такая характеристика помогает доказать читателям, что на любое глупое существо найдется умное и подскажет, как правильно поступить. Главное — это уметь слушать.

Ворон делает замечание свинье о том, что ее рытье может навредить всему дереву. Поврежденные корни высохнут, и дуб полностью погибнет.

Свинья не хочет слушать пернатого и говорит, что какова дальнейшая судьба дерева, ей вовсе не интересно. Она хочет есть и будет продолжать свои действия. Животное не осознает, что под высохшим дубом она больше не сможет полакомиться желудями.

Если разбирать произведение подробно и по плану, то можно увидеть, что эта история описывает особенность значения каждой мелочи в жизни человека.

Посредством аллегории и представленных образов писатель хочет донести до читателей, что нельзя губить начало. Благодаря использованию художественных приемов, баснописец аллегорически изображает людей, которые не желают принимать научные труды, но при этом используют их результат в жизни, не чувствуя при этом угрызений совести и благодарности.

Шутливая форма описания содержит в себе мораль. Говоря своими словами, басня «Свинья под дубом» — это олицетворение невоспитанности и примитивного мышления. А также в произведении высмеиваются и другие общественные пороки, например:

Люди, которые думают только о себе, не понимают, какой вред причиняют своими действиями окружающим.

Образ животного, который помогает раскрыть мораль басни «Свинья и дуб», представлен автором как наглый, упрямый и некультурный персонаж, думающий только о своем брюхе.

Суть басни

Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:

  1. Эпитет — «дубом вековым».
  2. Просторечие — «глаза продравши».
  3. Возвышенная лексика — «корни обнажишь».
  4. Обращение — «могла поднять ты рыло».

Мораль «Свинья под дубом» высмеивает тему эгоизма. Некоторые не замечают других вокруг себя и пользуются благами, которые предоставляет природа, самостоятельно, при этом ругая и упрекая других.

Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.

Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.

Крылов свинья под дубом краткое содержание. Тема урока: “Мораль басни “Свинья под дубом”, своими словами”

Ответы к школьным учебникам

1.Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень нередко. О их гласит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.

2. Какой описывает Крылов Свинью?

Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль басни заключена в последних 4 строках:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество – с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие – о невежестве?

Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Литература и изобразительное искусство

1.Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

Эту басню иллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.

2.Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Басня Свинья под дубом читать

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

“Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
“Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.

“Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут”.
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,

Мораль басни Свинья под дубом

Басня Свинья под дубом – анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

  • Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
  • Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
  • Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Из-под пера великого мастера Ивана Андреевича Крылова вышло огромное множество непревзойденных и поучительных историй. Целью своего высмеивания человеческих пороков он считал очищение мира. Его произведения актуальны и в наше современное время.

Басня «Свинья под дубом», в отличие от остальных, не имеет прообраза. Этот сюжет не встречается у других баснописцев. Крылов в этом смысле полностью оригинален.

И снова традиционно в качестве персонажей используются животные. Правда, в этом произведении еще и растения. Причем, что одни, что другие с яркими характеристиками. Свинья – символ грязи и глупости, Ворон – мудрая птица, а вот дуб – величественное и мощное дерево. На примере животных, наверное, легче показать все недостатки человека. На этом и играет Крылов.

Образы главных героев в басне четко спроектированы на людей. Свинья – ленивый человек, не ценящий труд и достижения других. Ограниченная в уме, она настолько самолюбива, что не замечает никого и ничего вокруг. Ворон – человек с богатым опытом, легко замечающий чужие ошибки и имеющий право на них указать. Дуб – человек добрый и спокойный, просто и без претензий предоставляющий другим право пользоваться своими благами.

Определиться с тем, кто из этих героев главнее, не представляется возможным. Можно только предположить, что это дуб, так как именно он объясняет суть морали произведения.

Что же касается нравоучительного итога, то его можно рассматривать двояко: широко – это, конечно, порицание неблагодарного и невежественного отношения. А вот узко: отношение неграмотных людей к научным достижениям. Людей, далеких от понимания значимости изобретений, нужно держать от них на расстоянии. В их руках они только будут испорчены. Свиньи, получившие все, что им нужно и удовлетворившие свои низменные потребности, способны только унизить авторитет тех, кто причастен к научному открытию, людей умных и образованных.

Композиция басни состоит их двух частей. Такое деление достаточно традиционно для Крылова. Первая часть – повествование всей истории, вторая же – итоговое четверостишие с поучением. Что касается ритмического строя произведения, то Крылов широко использует инверсию. Это приводит к более удобному восприятию.

Иван Андреевич в своей басне «Свинья под дубом» затронул важные и серьезные проблемы, но при этом передал это так легко и просто, что понятно и доступно даже детям.

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Читайте также:  Ларчик – краткое содержание басни Крылова

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди -это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Вот теперь, зная, о чем это произведение, можно приступить к теме: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)».

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон – это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) – это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Заключение

Раскрывая более глубоко тему «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами)», можно отметить, что подобно тому, как недалекая и недальновидная свинья, подкапывая дуб, делает себе еще хуже, ведь дуб приносит ей еду, ее любимые желуди, от которых она толстеет, так и люди способны наносить себе же вред из-за своей глупости и тупости. И сколько таких легкомысленных людей на свете…

Такого рода басни помогают ученикам 4-5 классов анализировать события. Уже в этом возрасте они должны понимать всю важность этих мудрых наставлений, чтобы не быть потом такими, как героиня произведения – свинья. Дети должны попытаться проанализировать поведение свиньи и всех остальных героев пьесы и дать этому правильную нравственную и эстетическую оценку.

16. Тема: И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

5 класс лит-ра 10.10.16

Цели: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: знать особенности содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр басни, развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поведением других.

Личностные: смыслообразование – устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваимого содержания.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

I. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

II. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

III . Выполнения теста (на закрепление материала)

1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
3) короткое стихотворение о жизни зверей

2. Мораль басни – это:

1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце

1) И.А. Крылов
2) Эзоп
3) М.В. Ломоносов

4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица

6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед. »?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?

1) Коршун
2) Сокол
3) Ворон

8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?

1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро
2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний
3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства

1) голубушка 2) плутовка
3) царь-птица

10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?

1) войну с Наполеоном в 1812 году
2) войну с фашистами в 1941-1945 гг.
3) войну с японцами в 1904-1905 гг.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

Анализ и мораль басни Свинья под дубом Крылова

Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.

В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.

Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.

Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.

Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.

Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.

Мораль

Басня учит читателей разумнее относиться к собственным действия и поведению. Иногда мы не представляем откуда исходят получаемые блага и действуем безрассудно. При этом безрассудное поведение может повредить вообще всем, не только нашей персоне, но и окружающим.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Свинья под дубом

Популярные сегодня темы

В этом сочинении я хотел бы рассказать о моём самом любимом городе, который носит название Киров. Этот довольно большой город расположен в европейской части России, в Предуралье, и в нём живёт больше 500 000 человек.

Собакевич Михаил Семенович является одним из помещиков в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души».

В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность

Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что скучно ему лежать на окне у бабы с дедом и быть съеденным

Наверное, далеко не каждый задумается о том, что такое внутренний мир человека. И правильно, зачем лишний раз себе засорять мысли, но если вы уж задумались об этом, значит сейчас в вашей жизни оно играет немало важную роль

Ссылка на основную публикацию