Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

“Парус” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

В данной статье приведен анализ стихотворения «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова. Данное произведение имеет серьезный философский подтекст и изучается в 6 классе общеобразовательной школы.

Ученикам будет полезно и интересно ознакомиться с проведенным исследованием, чтобы использовать полученную информацию для подготовки к уроку.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать очень рано. Образы природы характерны для его ранней лирики.

Стихотворение «Парус» автор написал будучи совсем юным – в 17 лет (в 1832 г.). Четырьмя годами ранее мир увидел поэму Александра Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Оттуда и было позаимствовано предложение «белеет парус одинокий».

В то время юный Лермонтов бросил учебу в Московском университете, поступив в Петербургский. В том же году в письме к Лопухиной был написан стих, передающий унылое настроение поэта. Гуляя по набережной р. Невы, он заметил в голубом море парусник. Неизвестность будущего и унылое настроение нашли свое отображение в данном творении.

Интересно, что текст своего произведения не был включен в первый сборник произведений поэта, так как поэт посчитал его несерьезным. У Лермонтова есть и акварельная работа, которая является превосходной иллюстрацией к стиху.

На тему стиха Михаила Лермонтова есть романс. Самая известная мелодия принадлежит Александру Варламову. В 1848 г. он был напечатан у Грессера – известного в те времена издателя.

Тема стихотворения

Центральной в произведении является тема поиска себя, загадочности и неопределенности. Парус – это внутренний мир поэта.

Прочтение стиха приводит к мысли, что человеку свойственен поиск себя, а также страсть, желание и, как ни странно, одиночество. Одиночество, широкий простор не избавляют от тяжелых вопросов. Буря же не избавляет парус от мрачной жизни, но она же предпочтительнее мятежного внутреннего мира лирического героя.

Автор как раз показывает внутренний мир и его одиночество. Лирический герой ищет своё место в мире. Отчаявшись, он склонен к риску. И человек не может знать, что в такие моменты для него хорошо, а что – плохо.

Жанр, направление и композиция

Это лирическая новелла, сочетающая описание природы и философские размышления. Является образцом романтической поэзии.

Стихотворение имеет 3 строфы. Все они объединены внутренними переживаниями русского поэта. Строфа построена так, что в начальных двух строчках рисуется картина, в последующих – переход к внутреннему миру. Стих имеет в конце риторическое восклицание.

Стихотворный размер

Стих написан четырехстопным ямбом с перекрестным рифмованием. Наличие ассонансов придает стиху сходство со звуками ветра, морских волн.

Средства художественной выразительности

Они дают возможность полностью проникнуть во внутренний мир поэта, понять его эмоциональное состояние.

Эпитеты

Среди эпитетов выделяются «луч золотой», «парус одинокий», «тумане голубом». Они превращают описание в запоминающееся и яркое.

Метафоры

К ним относятся словосочетания «парус бежит», «волны играют», «ветер свищет». Они придают повествованию яркость, движение и красоту.

Анафора

Она характерна для всей лирики Лермонтова. За счет анафоры просматривается своеобразная пафосность произведения: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. ».

Антитеза

В произведении есть и антитеза (противопоставление): «страна далёкая – край родной», «струя светлей лазури, луч солнца – буря». Оно творит яркие образы, подчеркивает их противоположность.

Лермонтов с помощью антитезы хотел сказать, что он покинул отчий край – Москву и приехал в чужой ему Петербург. Поэтому будущее кажется поэту таким туманным.

Сравнения

В третьей строке имеется авторское восклицание: «Как будто в бурях есть покой!». Этим Лермонтов показывает возмущение и недоумение из-за сложившейся ситуации. Он подталкивает читателя к выводу, что мрачные эмоции не являются выходом из обстоятельств, в которых ему пришлось побывать.

Стихотворение проникнуто глубиной внутреннего мира героя. Его можно охарактеризовать эпитетами «одинокий» и «мятежный». В этой борьбе противоположностей и заключается глубокий философский смысл произведения.

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты“мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон“как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832.

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”.

Средства выразительности

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. ”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза: “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

Анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.11.2019 · Обновлено 06.11.2019

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», написанное им в 1832 году, является одним из наиболее узнаваемых среди произведений поэта. Многомудрый Литрекон предоставляет свой разбор этого далеко не простого и во многом противоречивого произведения. Анализ осуществляется по плану.

История создания

Стихотворение «Парус» было создано Лермонтовым в возрасте семнадцати лет в Петербурге. Первая строка произведения взята из вышедшего 4 года назад произведения Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Этот жизненный этап был довольно сложным для поэта в психологическом плане, он чувствовал в некотором роде отчаяние, ведь не сумел поступить в высшее учебное заведение в Петербурге, после того, как он вынужден был покинуть Московский университет. В сентябре, в тот же год, когда вышла поэма Бестужева-Марлинского, Лермонтов послал это стихотворение, выражающее его внутреннее состояние, Лопухиной. Во время написания «Паруса» поэт увидел одинокий белеющий парус на реке Неве. Именно этот образ-символ, о котором будет подробнее рассказано позже, и лег в основу стихотворения.

Однако в сборник, вышедший в 1840 году (за год до смерти поэта), Лермонтов стихотворение не включил, несмотря на то, что оно имело даже некий сопроводительный художественный текст – рисунок белого паруса, созданный Лермонтовым предположительно в промежуток между 1828 и 1832.

Жанр, направление, размер

Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке.

Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:

  • Мотив одиночества и бунта против обстоятельств является смысловой доминантой стихотворения.
  • Грустное настроение произведения созвучно интонациям других поэтов-романтиков.
  • Пейзаж отражает мысли и чувства героя и играет важную роль в произведении.

Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.

Композиция

«Парус» представляет из себя три строфы, по 4 строки в каждом.

  1. Сначала даётся картина – «белеет парус одинокой», за ним следуют риторические вопросы: что же ищет сам парус?
  2. Во второй строфе эти вопросы, несмотря на их явную риторичность, получают ответы от лирического героя: парус не ищет счастья, но при этом и не бежит от счастья.
  3. В третьей строфе читатель так и не получает ответа, что же ищет парус, ведь он ищет бури, но при этом в завершающей строке автор явно намекает, что парус искал не беспокойства и мятежа, а скорее покоя: «Как будто в буре есть покой!».

Образы и символы

Безусловно, главным образом-символом является парус. В данном случае он означает одиночество, которое, возможно, чувствовал в тот момент и сам поэт. Он же отражает человеческую душу, зависимую от стихийности судьбы.

В произведении фигурирует и буря — знак беспокойства, символ мечущейся души. Море — это неопределенность и стихия жизни, в которой каждый человек одинок и несчастен. Парус бросает из стороны в сторону по воле рока, как и человеческую жизнь.

Образ лирического героя созвучен с самим парусом. Мысли о жизненном пути и стремлении паруса говорят о том, что самого наблюдателя волнуют те же переживания и те же вопросы. Он столь же одинок и несвободен, как парус, зависимый от игры стихий. Также он подчеркивает парадоксальность, свойственную человеческой природе, а вовсе не парусу: мятежник просит бури, но хочет покоя.

Темы, проблемы, настроение

  • Проблема одиночества часто поднимается в творчестве Лермонтова, и это произведение не стало исключением. Образ паруса — это человеческая душа, одинокая и брошенная в большое плавание жизни без поддержки и определенности, что она такое и зачем плывет.
  • Тема внутренних метаний и размышлений о поиске себя — основная тема «Паруса». Автор ставит вечные вопросы перед читателем: куда мы идем и зачем? Почему не можем обрести гармонию с миром и идем против него? Он не отвечает, но лишь подчеркивает, как широка и непостижима натура странника, который ищет покой в мятеже.
  • Тема счастья тоже занимает не последнее место в «Парусе». Наш образ-символ «счастия не ищет и не от счастия бежит». Это означает, что радости жизни он так никогда и не испытал. Его нет ни в прошлом, ни в будущем.
  • Бунт и мятеж — это состояние души типичного романтического героя, коим является парус. Он отправляется в море, чтобы испытать свои силы и столкнуться с бурей. В его душе нет мира, поэтому покой он ищет в битве с судьбой, заранее проигранной. Ветер еще не разгулялся, а мачта уже трещит.
  • Тема природы. Тревога в «Парусе» передается через состояние пейзажа. Пока мы видим солнечную лазурь и тихую гавань, но парус ищет бури и направляется в далекую страну, где его ждет неизвестность. Постепенно автор нагнетает обстановку, и за ясным днем уже виднеется шквал ветра, хотя в стихотворении об этом нет ни строчки.
  • Настроение легкой меланхолии, мечущейся внутри души пронизывает все три строфы «Паруса».

Основная идея

Парус является символом души молодого Лермонтова. Он сам пока не нашёл своего места в жизни: переезды, переходы, перемены — все это оставляет глубокие впечатления в юном сердце. Поэт не до конца понимает, чего именно он хочет. Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. То мы мечемся в поисках чего-то, хотя все перед глазами, то ищем покоя в битве, не зная, принесёт ли он нам счастья. Во всех этих метаниях мы безмерно одиноки и зависимы от всех ветров, что создает у лирического героя ощущение безысходности и тоски. Его парус несчастен и бессилен повлиять на судьбу.

Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. А между тем счастье в этом пути настолько призрачно, что его никогда нет — ни в прошлом, ни в будущем: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Читатель видит разочарование и тоску, свойственные поэтам-романтикам.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Парус» весьма многообразны.

  • В тексте присутствует целый ряд эпитетов: парус одинокой, луч солнца золотой. Эпитеты в данном случае помогают создать общую картину, некий пейзаж.
  • Также в тексте есть риторические восклицания и вопросы: «Что ищет он в стране далекой?», «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!».
  • Динамичность «Парусу» придают метафоры: парус бежит, волны играют.
  • Встречается даже оксюморон: «как будто в бурях есть покой».

Краткий анализ стиха «Парус» М. Лермонтова и главная тема произведения

Парус (Белеет парус одинокий…) — Лермонтов: текст и анализ стихотворения читать

Главная › Стихи › Философские стихи

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.

Читайте также:  Бородино - краткое содержание стихотворения Лермонтова

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!


Стихотворение «Парус» написано Лермонтовым в 1932 году в Петербурге. Предположительно, не раньше начала августа и не позднее 2 сентября. Известно, что этим числом датировано письмо к Марии Александровне Лопухиной, в котором поэт отправил девушке автограф стихотворения.

История создания

Стихотворение «Парус» было создано Лермонтовым в возрасте семнадцати лет в Петербурге. Первая строка произведения взята из вышедшего 4 года назад произведения Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Этот жизненный этап был довольно сложным для поэта в психологическом плане, он чувствовал в некотором роде отчаяние, ведь не сумел поступить в высшее учебное заведение в Петербурге, после того, как он вынужден был покинуть Московский университет. В сентябре, в тот же год, когда вышла поэма Бестужева-Марлинского, Лермонтов послал это стихотворение, выражающее его внутреннее состояние, Лопухиной. Во время написания «Паруса» поэт увидел одинокий белеющий парус на реке Неве. Именно этот образ-символ, о котором будет подробнее рассказано позже, и лег в основу стихотворения.

Однако в сборник, вышедший в 1840 году (за год до смерти поэта), Лермонтов стихотворение не включил, несмотря на то, что оно имело даже некий сопроводительный художественный текст – рисунок белого паруса, созданный Лермонтовым предположительно в промежуток между 1828 и 1832.

Способ стихосложения, рифмы

Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму. В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладаем мужская рифма.

Усиливая художественную экспрессия, юный поэт прибегает к применению повторов, анафору, инверсию и синтаксический параллелизм. Так, анафора прослеживается: что ищет, что кинул. Лермонтов прибегает и к использованию олицетворения: играют волны, ветер свищет. Имеются в произведении эпитеты, такие как, луч солнца золотой, а также метафоры, в строках: струя светлей лазури. Применяется антитеза, в строчках: стране далекой – краю родном.

Критиковать «Парус» Лермонтова практически невозможно. Так как стихотворение достоверно отражает всю глубинку переживаний юного поэта, тревожного жаждущего вечной бури.

Самые популярные материалы апреля для 6 класса.

Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция

четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря

, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.

Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.

В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Наряду с мотивом одиночества

, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему –
проблему цели и смысла человеческого бытия
.

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру

, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки

(первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул

), синтаксический параллелизм, инверсию (
парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом
). Поэт широко использует олицетворения (
ветер свищет, играют волны
), метафоры (
струя светлей лазури
), эпитеты (
луч солнца золотой
). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (
стране далекой – краю родном, кинул – ищет
).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса

виден сам поэт, его душа. «Парус» — стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается
«одиноким»
и
«мятежным»
, а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Парус» было написано молодым Лермонтовым в 1832 г. во время прогулки по побережью Финского залива. Это был переломный период в жизни поэта. Он бросил учебу в Московском университете и переехал в Петербург. Размышления Лермонтова о своем настоящем и будущем отразились в произведении.

Жанр произведения — лирическое стихотворение с глубоким философским смыслом.

Жанр, направление, размер

Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке.

Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:

  • Мотив одиночества и бунта против обстоятельств является смысловой доминантой стихотворения.
  • Грустное настроение произведения созвучно интонациям других поэтов-романтиков.
  • Пейзаж отражает мысли и чувства героя и играет важную роль в произведении.

Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.

План анализ стихотворения Парус Лермонтова

  • История создания.
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

М.Ю. Лермонтов был очень взыскательным художником. Из многих произведений, написанных в юности, ничего не было отдано в печать. Читатель после смерти Лермонтова познакомился с его юношеским лирическим творчеством, в котором нашлись незабываемые шедевры: «Ангел», «Нищий», «Русалка». Анализу стихотворения Лермонтова «Парус» будет посвящена данная статья.

Композиция

«Парус» представляет из себя три строфы, по 4 строки в каждом.

  1. Сначала даётся картина – «белеет парус одинокой», за ним следуют риторические вопросы: что же ищет сам парус?
  2. Во второй строфе эти вопросы, несмотря на их явную риторичность, получают ответы от лирического героя: парус не ищет счастья, но при этом и не бежит от счастья.
  3. В третьей строфе читатель так и не получает ответа, что же ищет парус, ведь он ищет бури, но при этом в завершающей строке автор явно намекает, что парус искал не беспокойства и мятежа, а скорее покоя: «Как будто в буре есть покой!».

Образы и символы

Безусловно, главным образом-символом является парус. В данном случае он означает одиночество, которое, возможно, чувствовал в тот момент и сам поэт. Он же отражает человеческую душу, зависимую от стихийности судьбы.

В произведении фигурирует и буря — знак беспокойства, символ мечущейся души. Море — это неопределенность и стихия жизни, в которой каждый человек одинок и несчастен. Парус бросает из стороны в сторону по воле рока, как и человеческую жизнь.

Образ лирического героя созвучен с самим парусом. Мысли о жизненном пути и стремлении паруса говорят о том, что самого наблюдателя волнуют те же переживания и те же вопросы. Он столь же одинок и несвободен, как парус, зависимый от игры стихий. Также он подчеркивает парадоксальность, свойственную человеческой природе, а вовсе не парусу: мятежник просит бури, но хочет покоя.

Темы, проблемы, настроение

  • Проблема одиночества
    часто поднимается в творчестве Лермонтова, и это произведение не стало исключением. Образ паруса — это человеческая душа, одинокая и брошенная в большое плавание жизни без поддержки и определенности, что она такое и зачем плывет.
  • Тема внутренних метаний
    и размышлений о поиске себя — основная тема «Паруса». Автор ставит вечные вопросы перед читателем: куда мы идем и зачем? Почему не можем обрести гармонию с миром и идем против него? Он не отвечает, но лишь подчеркивает, как широка и непостижима натура странника, который ищет покой в мятеже.
  • Тема счастья
    тоже занимает не последнее место в «Парусе». Наш образ-символ «счастия не ищет и не от счастия бежит». Это означает, что радости жизни он так никогда и не испытал. Его нет ни в прошлом, ни в будущем.
  • Бунт и мятеж
    — это состояние души типичного романтического героя, коим является парус. Он отправляется в море, чтобы испытать свои силы и столкнуться с бурей. В его душе нет мира, поэтому покой он ищет в битве с судьбой, заранее проигранной. Ветер еще не разгулялся, а мачта уже трещит.
  • Тема природы
    . Тревога в «Парусе» передается через состояние пейзажа. Пока мы видим солнечную лазурь и тихую гавань, но парус ищет бури и направляется в далекую страну, где его ждет неизвестность. Постепенно автор нагнетает обстановку, и за ясным днем уже виднеется шквал ветра, хотя в стихотворении об этом нет ни строчки.
  • Настроение легкой меланхолии
    , мечущейся внутри души пронизывает все три строфы «Паруса».

Основная идея

Парус является символом души молодого Лермонтова. Он сам пока не нашёл своего места в жизни: переезды, переходы, перемены — все это оставляет глубокие впечатления в юном сердце. Поэт не до конца понимает, чего именно он хочет. Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. То мы мечемся в поисках чего-то, хотя все перед глазами, то ищем покоя в битве, не зная, принесёт ли он нам счастья. Во всех этих метаниях мы безмерно одиноки и зависимы от всех ветров, что создает у лирического героя ощущение безысходности и тоски. Его парус несчастен и бессилен повлиять на судьбу.

Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. А между тем счастье в этом пути настолько призрачно, что его никогда нет — ни в прошлом, ни в будущем: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Читатель видит разочарование и тоску, свойственные поэтам-романтикам.

Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова

Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом.

Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона.

Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус».

У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний.

А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Парус» весьма многообразны.

  • В тексте присутствует целый ряд эпитетов: парус одинокой, луч солнца золотой. Эпитеты в данном случае помогают создать общую картину, некий пейзаж.
  • Также в тексте есть риторические восклицания и вопросы: «Что ищет он в стране далекой?», «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!».
  • Динамичность «Парусу» придают метафоры: парус бежит, волны играют.
  • Встречается даже оксюморон: «как будто в бурях есть покой».

Автор: Кристина Вергара

Тема, идея стихотворения

Что значит море для поэта? Бурные житейские волны. А парус — это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, — это главная мысль, которая занимает молодого человека. Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает.

В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору. Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их. То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель, ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути. Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус».

Анализ стихотворения Лермонтова Парус 6 класс

Стихотворение написано, когда Лермонтову было семнадцать лет. Пора любви, пора мечтаний и поиска своего места в жизни. Не стал учиться на филолога, поступил в юнкерское училище. Судьба сделала такой крутой вираж. Будущее неизвестно, оно как в тумане и пугает поэта.

Стихотворение состоит из трёх строф. Основная мысль стихотворения стара, как мир. Это поиск смысла жизни. В композиции чётко прослеживается разделение паруса и лирического героя. Две строки описывают пейзаж, а следующие строки описывают состояние героя. Он разделяет эти строки многоточием, даёт простор для читательской мысли. Или разделает стихию и состояние человека.

В стихотворении Лермонтов использует аллегорию. Так море – это жизнь человека, парус – его душа. Море пытается разбить парус, как жизнь пытается разбить душу поэта. Вначале оно приветливое, голубое, потом меняется резко, прямо на глазах.

Читайте также:  Беглец – краткое содержание произведения Лермонтова

В первой строфе преобладает ключевое слово «одиночество». Герой разочарован жизнью. Он не находит себе места, что-то ищет. Как и сам поэт, находящийся в постоянном поиске.

Вторая строфа – яростная борьба со стихией. Но она не приносит счастья, только разочарование и тоску. Мечты разбились о жизненные рифы, счастье улетучилось, как дым.

В третьей строфе всё хорошо и красиво в природе, а парус рвётся в бурю. Он чувствует, что там, наконец, обретёт покой. В спокойной жизни ему тяжело, она гнетёт его.

Лермонтов сам похож на этот парус. Он тоже метался по жизни, искал любви и счастья. Это видно из его произведений. Поехал служить на Кавказ, в самое «горячее» место. Не может его парус найти тихую гавань.

Жанр стихотворения – лирическая новелла с глубоким философским смыслом. Через описание моря, паруса поэт передаёт свой внутренний мир. А бушующее море – это как наш суматошный мир.

Стихотворение написано ямбом, строки рифмуются через одну. Как всё-таки был талантлив Лермонтов! Не зря же он учился на филолога, хоть потом и бросил учёбу. Он насытил стихотворение глаголами, чтобы придать ему некий динамизм. Чтобы был понятен контраст, он применил выражения, противоположные по значению стране далёкой – краю родном, кинул – ищет. Только чуткое ухо может уловить твёрдые звуки л, н, м, р. Это сделано специально, чтобы у читателя было ощущение покачивания на волнах во время штиля. Но вот налетает шторм, добавляются твёрдые и шипящие звуки с, т, щ, ч.

Эти строки мы учим в школе и помним потом всю жизнь.

Анализ стихотворения Парус Лермонтова

Знаменитое и многими любимое произведение “Парус” появилось на свет в 1832 году. Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. Сразу же нужно отметить, что данное произведение является очень сильным и характеризует самого поэта.

Михаил Юрьевич был очень нежным, мягким и тонким человеком, все его произведения были наполнены именно этими особенностями. В каждое из них он вкладывал свою душу, и данное произведение, безусловно, не является исключением.

Парус он сравнивал с самим собой, как бы это странно не звучало. Он не зря упомянул, что парус выглядел одиноко и грустно на фоне моря. Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни.

Анализ данного произведения показывает тот факт, что поэт не совсем доволен своей жизнью, считая, что он мог бы прожить её намного лучше, однако различные обстоятельства помешали ему это сделать.

Многие критики и специалисты в области литературы, а так же читатели удивляются тому, что само по себе легкое, воздушное и простое произведение несет в себе очень глубокий и пронзительный смысл.

Этому произведению очень характерна тонкость, изящество, красота, и в тоже время удивительная сила.

По своему строению произведение состоит всего из 12 строк. Однако в них поэт смог выразить все свои чувства, эмоции, переживания и так далее. Так же в данном произведение выражается надежда на то, что не все ещё потеряно, что все еще можно изменить.

В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко многим так как в течении жизни, абсолютно каждый человек пытается что-то менять, улучшать. Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства.

Вариант №3

Стихотворение «Парус» относится к ранней лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Данное произведение написано в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодой поэт меняет свою жизнь. Лермонтов уезжает из Москвы в Петербург с целью перевестись в столичный университет, а в результате поступает в Школу прапорщиков.

Стихотворение «Парус» – это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний. Это произведение о самом поэте.

Жанр стихотворения – лирическая новелла с философским подтекстом.

Размер стихотворения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Произведение состоит из трёх строф – трёх четверостиший. Каждое четверостишие можно разделить на два двустишия, где первое двустишие – описание пейзажа, а второе – размышления поэта.

В первом четверостишии автор рисует плывущий парус, используя эпитеты «парус одинокий» и «тумане голубом». Лермонтов сравнивает себя с этим парусом. «Одинокий» – состояния души поэта в тот нелёгкий период жизни. Он задаёт риторические вопросы, на которые пока не знает ответов. Как парус плывёт по морю в тумане, так поэт меняет свою жизнь, не зная, что ждёт впереди.

Во второй строфе поэт изображает картину шторма, используя глаголы «играют», «свищет», «гнётся», «скрипит». Звуки [с], [т], [щ] помогают читателю услышать мощь водной стихии. Буря не останавливает парус, который продолжает двигаться вперёд. Автор сопоставляет бурю с поворотом судьбы, который произошел в его жизни. Не поступив в столичный университет, Лермонтов был расстроен, однако это его не сломило. Он продолжил жизненный путь, но не так, как представлял себе изначально.

В третьей строфе автор рисует штиль, употребляя метафору «струя светлей лазури» и эпитет «луч солнца золотой». Но покой не радует поэта. Он называет себя «мятежным» и «просит бури», потому что только в бурях он находит удовлетворение.

В стихотворении несколько раз встречается многоточие. Так поэт обозначает некоторую недосказанность, а также переходы от описания пейзажа к размышлениям о жизни.

Множество восклицательных знаков усиливают эмоциональную окраску произведения. Инверсии придают стихотворению большую выразительность.

В стихотворении Лермонтов передал свои мысли и переживания относительно изменений, которые произошли в его жизни. А также показал, что он не ищет счастья и гармонии, а жаждет бурь, потому что таков его «одинокий» и «мятежный» нрав.

Анализ стиха Лермонтова Парус

Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена. Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни. По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга. Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем. Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус». В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли.

В стихотворении четко виднеются грани между лирическим героем и самим парусом. Морской пейзаж, который меняется под буйство волн, полностью отображает внутренние переживания, терзающие главного героя изнутри. Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека. Таким образом, возникающий конфликт между морем и парусом символизирует непосредственно конфликт между жизнью и человеком. Герой, словно парус, брошенный в море жизненных преград. Он словно выбран, бесконечно блуждать между такими же одинокими людьми как сам.

Стихотворение «Парус» написано в жанре новеллы. Его можно отнести к пейзажно-символическому произведению. В первую очередь «Парус» имеет в своем замысле философское начало, а вот описанный пейзаж олицетворяет внутренний мир героя. Для более точного описания главной темы писатель применяет метафоры, использует эпитеты, он даже пользуется антитезой. В центре событий оказывается одинокий парус, плывущий по морю, которое не слишком спокойное на тот момент. Возникшая буря, становится сложной преградой для маленького паруса, но он должен преодолеть ее и выстоять, чтобы не сбиться с намеченного пути. Так вот и человек, намечая что-то в своей жизни, сталкивается с множеством проблем, кто-то с ними справляется, а кто-то, словно парус в бурю, уходит ко дну.

Произведение слишком тесно связано с личными переживаниями поэта. Ему очень тяжело было оставить родной город, прежнюю жизнь полностью изменив ее. Он уверен, что жизнь приготовила массу неизведанных приключений и загадок, которые он просто обязан решить. Юный поэт придает своему произведению некую мелодичность и красоту. В нем полностью раскрываются чувства. Лермонтов убежден, что душа поэта, словно парус из стихотворения, ей суждено скитаться по земле в одиночестве. Только душа, жаждущая свободы будет искать, и ждать бурю, как толчок для чего-то нового на своем пути.

Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама. Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя.

Анализ стихотворения Лермонтова Парус 9 класс по плану

Михаил Юрьевич Лермонтов – гениальный русский поэт, живший и творивший в начале XIX столетия. Его стихотворение “Парус”, положенное на музыку, стало песней. Но и читая его в стихотворной форме, можно насладиться описанием голубого моря, прочувствовать легкий морской бриз и чарующее восходящее солнце. Само слово “парус” вызывает в человеке жажду скитаний и открытий, мечтаний и таинственности. Белый цвет паруса символизирует безмятежность и покой. Он символизируется с человеком, который одинок. Но одиночество не является признаком плохих людей. По мнению Лермонтова на одиночество обречены люди талантливые. Отражение этой мысли мы находим и в других произведениях Михаила Юрьевича, например, в “Пророке”.

Используя в стихотворении бушующее море, поэт подразумевает под ним людей жестоких и резких на слово и дело. Пугающее великолепие морских волн сменяется переживаниями самого автора, ведь Лермонтов сильно переживал по поводу своего ухода из университета, в котором учился. Но уход требовался. Он выбрал иную жизненную дорогу – путь поэта и пророка.

Лермонтовский “Парус” литературоведы относят к жанру лирической новеллы, в которой автор рассматривает философские мысли и преподносит читателю свои размышления. Мы видим одиночество автора. Он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой. Лермонтову удалось передать читателю свои чувства по поводу того, что он покинул Москву.

Виднеющийся вдалеке белый парус очень точно проявляет чувства поэта. Он пытается найти далекий берег, на который он сможет-таки вступить твердой ногой и почувствовать, что это его пристанище. Только там он сможет спастись от неустойчивости моря.

Строки этого стихотворения сплошь наполнены душевными переживаниями поэта, которые мы все так же ярко можем прочувствовать спустя две сотни лет.

Вариант №6

Стихотворение «Парус» было создано Михаилом Юрьевичем в юношеские годы. Лермонтов с раннего детства рос замкнутым ребенком, его не редко дразнили из-за броской необычной внешности и буйного характера. Кроме того, юный Лермонтов все больше обособлялся от общества своих сверстников, часто уезжая лечиться на Кавказ и меняя свое окружение. К семнадцати ситуация накалилась до предела: поэту пришлось расстаться со своей мечтой, бросить обучение в университете Москвы и переехать в Питер по настоянию бабушки. Все эти обстоятельства явились предтечей сложного душевного состояния юного поэта, которое нашло отражение в знаменитом стихотворении «Парус».

тихотворение прежде всего уникально не красивым, замысловатым слогом, не рифмой и отнюдь не новаторством его тематики, – поражает глубина мыслей, заключенный в произведении, философские сравнения и сила переживаний, которые легли в его основу. Рассуждения поэта кажутся мудрыми, не по годам точными и лучше всего передают читателю сложный характер юного поэта.

Стихотворение просто – в нем всего три строфы. Поэтом четко проведены грани между образом произведения и его лирическим героем. В то же время этот переход не заметен читателю. Образ одинокого парусника, будто бы сливается с героем произведения: две первые сроки описывают картину моря, а следующие продолжают описание человеческих чувств. Именно этот прием помогает Лермонтову добиться метафоричности произведения, заключить один образ в другом, при этом не соединяя их в одно целое.

Жизнь, в понимании поэта, предстает в образе моря, парус – в образе человека. При этом брошенный в «тумане моря голубом» парусник остается так же одинок, как человек, отдаленный от других людей в жизни: где-то в море есть еще парусники – где-то в мире есть люди, но в этот миг вблизи никого, в этот миг существует лишь одиночество.

Лермонтов, продолжая играть взаимосвязанными образами «жизнь – море», задается в стихотворении философскими вопросами: чего ищет человек в мире, одинок ли он в своем поиске? Волнует поэта и другой вопрос: почему многие люди (будь то отважные солдаты или неутомимые деятели искусства) постоянно желаю пребывать в поиске неизведанного, сквозь бури и штор возвращаться в тихую спокойную жизнь, в которой находят ответы на свои вопросы и вновь стремиться назад, в неизвестное и опасное.

«А он, мятежный, просит бури»
Как будто в бурях есть покой!»

Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни.

Стихотворение является ярким примером пейзажно-символического произведения: душевное состояние лирического героя передается через состояние природы. В «Парусе» использована рифма, повторяющаяся через строку. Средства выразительности: повторы, с упором на вопросительные фразы (что ищет? что кинул?), олицетворения (ветер свищет), эпитеты, метафоры – помогают поэту наиболее полно и красочно выразить главную мысль своего произведения.

Динамику произведению придает наличие в нем глаголов, а противопоставление (например, далекой – родном) придает стихотворению насыщенность и образность, помогая читателю прочувствовать и глубже понять эмоции автора. Автор использует повторение определенных звуков для описания моря (шипящих, для описания образа шума моря, бури).

Темп замедляется в частях стихотворения с философскими вопросами, выводя их на первый план и оставляя на заднем плане картину окружающего мира, дополняющую проблему стихотворения, затронутую автором.

Все стихотворение в целом – личность Лермонтова: это он сам, вечный скиталец, чувствующий, думающий, живущий ярко, ищущий среди бурь свое место в жизни.

6, 9 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Парус

Популярные темы анализов

Стихотворение «Песнь о хлебе» Сергей Есенин написал в 1921 году. В нем автор отразил свое отношение к Гражданской войне и голоду, который был присущ России того времени. Основная мысль стихотворения заключается в трудностях хлебозаготовки.

Все мы помним строки из песни «Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина». Одна из любимых застольных. Хотя она считается народной автором строк, является русский поэт Суриков Иван Захарович. Стихотворение было написано в 1864 г.

Когда происходят трудные душевные волнения, человеку всегда хочется забыться, ощутить покой и забвение, одним словом отстраниться от себя. Многие это делают с помощью алкоголя, но некоторые находят покой среди гармонии природы. Одним из таких

В литературе первая половина XIX века характеризуется романтичным настроем, сопровождающимся неким пафосом. Многие романтики этого времени начинают все больше обращаться к темам воли, свободы, различных подвигов и, конечно же,

Читайте также:  Ашик-Кериб - краткое содержание сказки Лермонтова

Большое количество русских поэтов уделяли время описанию красоты природы. Тютчев является одним из таких поэтов, которые уделяли немало времени этой теме. Поэт своеобразно описывает законы природы и имеет интересные взгляды

Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон

На написание данного произведения, автора подтолкнули некоторые жизненные “сладости”. Которые появились в жизни молодого поэта ещё в детстве, утрата родителей, и воспитание строгой бабушкой ещё с младенчества показали Лермонтову, настоящий вкус жизни. После этого, беды и разочарования в его жизни не закончились. Одиночество, несчастная любовь, болезнь, все это способствовало очерствению молодой души. И это одна из причин возникновения данного стихотворения.

Следующая причина, же скрывается в библейных легендах о падшем ангеле. Тема демонизма стала популярной, многие европейские писатели прибегали к ней. На русских землях же, первым кто затронул данную тему, стал Александр Сергеевич Пушкин. Он написал стихотворение ” Демон”, которое воспроизвёл должное впечатление на юного Лермонтова. И спустя несколько лет, он пишет ответное стихотворение, но уже внося в него свои взгляды и чувства, что видно даже по кричащему названию стихотворения “мой демон”.

В самом произведении, автор очень точно описывает своего внутреннего демона. С первых же строк видно, что давнее хорошее прошлое демона давно забыто, он чувствует себя как дома среди зла, вранья и войны. Все, что он любит, это страдание других, так как не видел счастья и любви в своей жизни, поэтому не хочет, чтобы другие испытывали эти чувства. Поэтому он часто строит козни другим людям, всячески пытаясь лишить их счастья и соблазнить на грех. И сам он не хочет ничего прекрасного и доброго, его трон скрывается в облетевших жёлтых листьях, и он сидит на нем, вселяя страх в любого. Он презирает чистую любовь, так как сам был нею ранен, и больше не верит в то, что люди могут любить друг друга просто так, он твёрдо знает, что во всех отношениях люди ищут выгоду лишь для себя, и им плевать на чувства других. И равнодушно видит кровь, его не задевают страдания и войны, он верит в то, что мы все это заслужили. Все мольбы он отвергает, и лишь со своего трона он наблюдает за тем, как люди подставляют друг друга, наблюдает за мучениями людей и за тем как они опускаются.

Этим стихотворением, Лермонтов хотел не только показать своё презрение к миру, а и то, что не бывает безгрешных людей, и в каждом из нас живёт свой собственный демон. Это обращении к тем людям, которые переживают в жизни то, что пережил он, и этим он пытается обратить их внимание, на то, что нужно найти в себе силы, чтобы совладать над своим демоном и не дать ему вырваться.

Анализ стиха Мой демон Лермонтова

Эта поэма считается основополагающей из всех романтических русских поэзий. Поэт работал над ней фактически на протяжении всей своей творческой карьеры, создал он 8 разных вариантов данной поэмы. В ней мы наблюдаем картину его любимого Кавказа, природой которого он вдохновлялся, также философское сравнение добра и зла в мире. Поэма была создана на основании мифа о падшем ангеле, узнав о котором, он сразу же решил раскрыть мысль и сотворить то, что читают до сих пор.

Главный герой – тот самый Падший Ангел, страдающий от своего душевного состояния (одной из проявляющихся черт его характера – дерзость). Теперь, давайте поговорим о всех героях этого произведения:

– Демон – Лермонтов сотворил «своего» демона, опираясь на уже описанного в Библии. Можно сказать, что главный герой наказан собственной жизнью потому, что она ему дана вечной, но счастливым не быть никогда. Но вот однажды, он встречает девушку необыкновенной красоты не только внешней, но и внутренней – душевной.

– Тамара – невероятного ума девушка, верующая в Бога. Хочет приносить только добро. Не зря Падший Ангел влюбился именно в неё, таким образом он хочет найти спасение. Поняв, что именно она – его судьба, он встаёт на путь истинные и решается творить только добро. Но из-за своей гордости и эгоизма, он не справляется и все его планы рушатся.

– Любовь – имеет невероятную силу. Именно она может давайте героям как безграничное счастье, так и бесконечными муками.

– Одиночество – сильнейшее чувство, которое рано или поздно испытывает каждый человек. Демон начинает ещё больше понимать, что он одинок, после любви к смертной девушке. Именно она пробудила в нем безграничные чувства. При чтении нам кажется, что иногда он даже готов преклониться перед Богом.

– Борьба – Демон больше не хочет находиться в этом мире, он не живёт, а существует. Даже зло ему больше не приносит счастья. Оставшийся шанс – любовь к искренней девушке, которая поможет ему.

– Вера – благодаря вере в Бога, Тамара спасётся от мучений в Аду. Жениха княжны губит именно то, что он спокойно относится к религии. Демон, привлекая внимание красивой девушки, говорит ей, что Бог только на небе и на земле его не существует, он не знает, что здесь происходит. Девушка не поддалась злу и вскоре её спас Ангел-Хранитель.

Лермонтов в своей поэме описал трагедию, которая была, есть и будет существовать в мире. Она связана, с проблемой духовных ценностей людей. Поэма привлекает внимание своим слогом, содержанием и актуальностью проблемы в любое время.

Мой демон 1829 кратко, по плану. Краткое содержание

Картинка к стихотворению Мой демон

Популярные темы анализов

Русская литература довольно известна своими писателями и поэтами, причем неважно в каком веке они проживали. Но сегодня пойдет речь о таком замечательном и достаточно талантливом поэте 20 века, как Н.А Заболоцкий. Он прожил сравнительно

В чём заключается формула успешности творческого человека? Каждый литератор отвечает на этот вопрос по-своему. Своим секретом мастерства Б. Л. Пастернак поделился с читателем в стихотворении «Во всём мне хочется дойти…».

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» по праву можно считать знаковым в судьбе и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно было написано незадолго до смертоносной дуэли поэта, во время его последней поездки на Кавказ.

Стихотворение Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” с первой строчки завлекает и завораживает читателя, полностью погружая в свою таинственность. Это одно из самых ранних стихотворений, которое написала Анна Ахматова.

Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» читается свободно и непринужденно. Она использовала в нём простые и легкие слова. В стихотворении нет случайных, ненужных слов. Каждое стоит на своём месте, взвешенно, обдуманно. В каждой строчке

Полный анализ стихотворения «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Делая полный анализ стихотворения «Демон», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, стоит вспомнить о том, что оно занимало особое место в творчестве поэта.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Темы и проблемы произведения
  4. Композиция
  5. Средства выразительности
  6. Смысл произведения

История создания

Поэма «Демон» не просто так занимает особое место в жизни и творчестве автора. Начало её создания было положено ещё юным четырнадцатилетним юношей, который на протяжении всей своей жизни вносил в неё коррективы и дополнения. Но он так и не успел самостоятельно опубликовать её. Без изменения осталась самая первая строчка, которую Михаил Юрьевич написал в 1829 году.

Сама поэма имеет очень интересную историю создания, которая заслуживает отдельного внимания.

Данное творение поэт посвятил своей любимой женщине. В 1838 году Михаил Юрьевич презентовал его Варваре Лопухиной, но поскольку он постоянно сомневался в качестве своего произведения – то вносил постоянно какие-то изменения и доработки.

Так же поэма «Демон» подверглась острой критике со стороны органа, который заведовал церковными делами. Они были возмущены содержанием поэмы, признавали его опасным. Именно это повлияло на то, что автору не удалось при жизни опубликовать данный текст.

Уже после смерти поэта в 1842 году впервые публикуются отрывки «Демона». И, лишь, в 1856 году она выходит полностью в Германии, не вошли в печать только диалоги героев. Полное же издание появилось только в 1857 году.

Но запреты на печать произведения не сильно повлияли на распространение текста. Текст неоднократно переписывался дворянами, и передавался приближенным. Это так же сыграло большую роль на интерес народа к данной поэме.

Так же данная история не обошлась и без мистических моментов. Люди, которые подробно изучали текст данного произведения, жаловались на появление странного поведения. Так же были замечены случаи того, когда люди сходили с ума от навязчивых, и преследующих их галлюцинаций. Например, художник Врубель, занимающийся иллюстрациями к произведению, так и не смог закончить свою работу. Его начали преследовать видения, которые он никак не мог объяснить. В итоге его психическое здоровье ухудшилось, поэтому закончить начатое ему так и не удалось.

Жанр, размер

Жанр данного произведения – поэма. Размер, к которому обратился автор для написания, четырехстопный ямб. Что же касается направления, то это романтизм, чему есть неопровержимые доказательства. Как и в других романтических произведениях, здесь присутствует герой, который отличается бунтарским характером.

Мы видим главного героя произведения – бунтарь по натуре, который был изгнан за неповиновение. Внутри него продолжается постоянная борьба. Ему приходится расплачиваться за свой взрывной характер. Тема борьбы так же присутствует на протяжении всего произведения. Мы видим противостояние Демона и Бога, а так же борьбу Демона, наверное, самую сложную из всех. Это борьба с самим собой, и своими желаниями, которые порой становятся сильнее.

Действие поэмы происходит в Грузии. Это так же является одной из особенностей романтизма, поскольку, таким образом, поэты пытаются подчеркнуть особенность и не типичность.

Михаил Юрьевич затрагивает религиозную тематику. Так же присутствуют ноты мифологии.

Поэма пропитана одиночеством, борьбой, любовью, а так же жаждой свободы. Совокупность всех этих особенностей указывает именно на романтизм.

Темы и проблемы произведения

Тема данной поэмы не типична для авторов русской литературы. Здесь затрагиваются проблемы любви, одиночества, борьбы.

Любовь была воспета многими авторами, которые показывали то, что она способна излечить даже самые очерствевшие и раненые души. Она способна развеять одиночество, дать силы и смысл. Именно таким предстает перед читателем Демон, который ищет свое спасение в любви. Но его отверженный дух не намерен искать пути спасения. Выбор им был сделан давно. Он сам выбрал свой путь, вступив в противостояние с Богом. Поэтому даже любовь не в силах помочь Демону, который выбрал свою непростую дорогу.

Многие авторы показывали любовь – как вершину, идеал. Но достичь её было очень не просто, и дано далеко не всем. Лермонтов так же показывает картину любви, которая так и не имела счастливого конца.

Тема веры так же имеет огромное значение в этом произведении. Благодаря своей вере Тамара спасается от вечных мучений в Аду. Сила её веры огромна, она продолжает верить в то, что Бог ей поможет. Поэтому она совершенно не поддается искушению Демона. Благодаря тому, что она осталась в монастыре и выбрала религию, полностью отрекшись от страсти, ей на помощь приходит Ангел.

Основной темой произведения можно назвать тему борьбы. Борьба добра со злом была представлена многими поэтами и до сих пор является актуальной. В душе каждого человека есть свой Демон и Ангел. Каждый день они ведут свою борьбу, искушая человека. Благодаря аллегории Михаил Юрьевич описывает человеческую душу с двух противоположных сторон. Постоянная борьба противоречий как нельзя лучше представлена в образе Тамары.

Так же поэме «Демон» затрагивается тема мистики. Данный прием так же достаточно часто встречается у представителей романтизма. Благодаря мистическим явлениям, поэты показывают недостижимость идеала, уводя читателя далеко вверх, подальше от земных проблем. Автор показывает параллельно существование двух миров – реальный, в котором мы проживаем всю свою жизнь, и мифический – в котором так часто борются наши души.

Композиция

Композиционно поэма «Демон» делится на две части, каждая из которых тесно переплетается. Одна из частей показывает нам возможность духовного возрождения. Вторая же часть рассказывает о соблазнении.

В завязке произведения автор показывает клятву Демона, которая так покорила Тамару. Далее действия развиваются, более подробно описываются взаимоотношения Тамары и Демона.

Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Драматической сценой представляется убийство возлюбленного Тамары, и её последующие мучения. Раскрывается тема спасения Тамары в монастыре, а так же её идейный поединок с Демоном.

Кто этот всадник бездыханный?
Хранили след тревоги бранной
Морщины смуглого чела.
В крови оружие и платье;
В последнем бешеном пожатье
Рука на гриве замерла.
Недолго жениха младого,
Невеста, взор твой ожидал:

Кульминацией же является встреча с Тамарой.

О! кто ты? речь твоя опасна!
Тебя послал мне ад иль рай?
Чего ты хочешь.

Но молви, кто ты? отвечай…

Развязка – это смерть Тамары и поражение Демона.

И Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.

Весь сюжет данного произведения построен на страданиях главного героя, которые возникают в результате его прошлых поступков. Автор умело использует антитезу, противопоставляя Демона всему миру, и Ангела – посланника с небес. Благодаря данному приему, читателю намного проще понять основную идею произведения.

Средства выразительности

Одним из главных средств выразительности, которые использует автор в данной поэме – это антитеза. Именно на ней строится вся композиция данного произведения. Так же в поэме большое количество эпитетов, которые автор использует очень умело и тем самым придает яркости произведению. Использование сравнений, метафор и олицетворений так же активно встречается в поэме «Демон». Можно сказать, что в данном тексте Михаил Юрьевич использовал огромное множество средств художественной выразительности.

Смысл произведения

В данной поэме автор пытается показать в первую очередь, что в душе каждого человека живут как Ангел, так и Демон. Они находятся в состоянии постоянного противостояния и борьбы, пытаясь склонить человека в свою сторону. Ангел помогает найти человеку правильный путь и избежать необдуманных поступков и решений. Демон же, постоянно лукавит и искушает неокрепшую душу. Но лишь от человека зависит к кому из них он прислушается, и какой путь выберет.

Ссылка на основную публикацию